Описание осириса. Происхождение имени «Осирис»


Имя Осириса (Усира) пришло к нам из глубокой древности, мы знаем его на протяжении почти пяти тысячелетий, а, возможно и дольше. Осирис был одним из самых почитаемых богов древнеегипетского пантеона, да и эллины относились к нему с уважением, ассоциируя с Дионисом. Алхимики в средневековье использовали его имя в своих поисках философского камня, а аристократы-авантюристы XVIII в., такие, как Сен-Жермен и Калиостро, под его божественным покровительством пытались достичь бессмертия. За что ему такое уважение? Если посмотреть повнимательнее, то даже в экстравагантной компании древних божеств Осирис выглядит весьма своеобразно. История его жизни, смерти, воскрешения и посмертного существования остается одним из самых любопытных мифов древности. К сожалению, в этой самой древности миф об Осирисе в сравнительно полном виде был воспроизведен только Плутархом уже в начале н.э. в трактате "Об Исиде и Осирисе". В нем элементы древнеегипетских мифов были перемешаны с эпизодами древнегреческих, имена многих египетских богов заменены на имена соответствующих им греческих. Даже древнее имя Усир, принадлежащее главному герою, было преобразовано в греческое Осирис. Как мы знаем, в дальнейшем прижилось именно оно. Так что же пишет Плутарх?

В первой части его труда говорится о том, что когда Гелиос узнал о тайном бракосочетании Реи с Кроном, он ее проклял. Проклятие заключалось в том, что она не родит ни в какой месяц и ни в какой год. Но Гермес, влюбленный в Рею, сошелся с нею, а потом, играя с луной в шашки, отыграл семидесятую часть каждого из ее циклов, сложил их вместе и получил пять дней, а потом приставил их к тремстам шестидесяти. Египтяне до сих пор называют их "вставленными" и "днями рождения богов".

Чтобы разобраться, кто есть кто, нужно учесть, что под Гелиосом Плутарх подразумевает бога солнца Ра - главного древнеегипетского бога. Под греческой Реей скрывается египетская богиня неба Нут, а под именем Крона, бога земли, следует подразумевать Себа. Прообразом Гермеса в египетской мифологии является бог по имени Тот. В дальнейшее мы будем называть их всех согласно египетским канонам.


Но греческие мифы, как известно, нечто большее, чем просто миф. В данном, например, явно прослеживается космологическая подоплека: описывается известный астрономический факт - определенное несоответствие между лунным и солнечным годом. Те пять дней, которые Тот выигрывает в шашки у Луны, и составляют этот "астрономический зазор". Подобное отхождение от закономерностей, исходящих от высшего божества Ра, такое вопиющее нарушение его воли - с точки зрения древних египтян - могло быть вызвано только событием чрезвычайной важности и, несомненно, относящимся к области священного.

Далее Плутарх рассказывает, что в первый день родился Осирис, и в момент его рождения некий голос изрек: на свет является Владыка Всего Сущего. На второй день родился Аруэрис, которого греки называют Аполлоном, а некоторые - старшим Гором. На третий день родился Тифон, но не вовремя и неправильно: он выскочил из бока матери, пробив его ударом. Тифон - это Сет, древнеегипетский бог пустыни. На четвертый день во влаге родилась Исида, на пятый - Нефтида, которую называют Афродитой. Миф гласит, что Осирис и Аруэрис произошли от Ра, Исида - от Тота, а Сет и Нефтида - от Себа.

То, что при рождении Осирис провозглашается Владыкой Всего Сущего, является очень важным: его божественное право на господство было предопределено свыше. Недаром в первой своей ипостаси он выступает в качестве Верховного Правителя, своеобразного Царя Царей, ведь отцом его, согласно мифу, был сам Ра. Его брат Сет, который будет играть в дальнейшем повествовании очень важную роль, с самого своего рождения воплощает в себе деструктивный элемент, что, в общем-то, для пустыни и неудивительно. На свет Сет появляется насильственно и противоестественно. Это противопоставление благословенной судьбы Осириса и негодной судьбы Сета с самого начала задают определенную метафорическую дуальность, которая в дальнейшем будет только развиваться.


Впоследствии Нефтида стала женою Сета, а Исида и Осирис, полюбив друг друга, соединились во мраке чрева еще до рождения. Отсюда неизбежный вывод: инцест в древнеегипетской мифологии - вещь вполне нормальная. Более того, брак братьев и сестер явно находится под божественным покровительством. Эта "норма" привела впоследствии к вырождению фараонов - из-за многочисленных кровосмесительных браков.

Воцарившись, Осирис моментально отвратил египтян от бедного и звероподобного образа жизни, дал им плоды земли и научил чтить богов. Потом он странствовал, подчиняя себе всю землю и совсем не нуждаясь для этого в оружии, ибо большинство людей он склонял на свою сторону, очаровывая их убедительным словом, соединенным с пением и музыкой.


И хоть судьба Владыки Мира была уготована Осирису с рождения, он выступает не только в виде могущественного правителя, но и в качестве монарха-просветителя. И эту функцию Осириса стоит выделить как ключевую. Цивилизация Древнего Египта, по мнению большинства историков, не состоялась бы без их успехов в сельском хозяйстве, в частности - в выращивании злаков. Поэтому неудивительно, что Осирис, бог, выведший человечество из первобытного состояния, был для египтян богом зерна. (Сразу же вспоминается русская поговорка "Хлеб - всему голова") Вот что пишет об этом известный антрополог Джеймс Фрезер в труде "Золотая ветвь": "Осирис - бог зерна. Рассмотрения этого мифа и ритуала, связанного с Осирисом, думается, достаточно для того, чтобы доказать, что в одной из своих ипостасей этот бог был персонификацией хлеба, который, образно говоря, ежегодно умирает и возрождается вновь. С этим толкованием хорошо согласуются детали мифа об Осирисе. В нем говорится, что Осирис был отпрыском Неба и Земли. Какой еще родословной можно пожелать богу, вырастающему из земли и оплодотворяемому небесной влагой? Правда, непосредственно египетская земля была обязана своим плодородием не ливням, а разливам Нила, но ее обитатели, должно быть, знали - или по крайней мере догадывались, что великую реку питают дожди, выпадающие в глубине страны. Самое прямое отношение имеет к богу хлеба и предание об Осирисе, научившем людей земледелию". Плутарх в своем трактате недвусмысленно ассоциирует Осириса с греческим богом плодородия - Дионисом. В одном месте он даже прямо говорит: "А то, что Осирис и Дионис - одно, кто знает лучше, чем ты, Клея? Так и должно быть: ведь это ты предводительствуешь в Дельфах вдохновенными жрицами, предназначенная отцом и матерью для таинств Осириса".

Однако, несмотря на многочисленные доказательства идентичности этих двух богов, характер их культов сильно разнится. Достаточно лишь вспомнить сочинение Еврипида "Вакханки" и сравнить дикие обряды поклонниц Диониса с просветительской деятельностью Осириса. В первой части мифа об Осирисе раскрывается как раз "солнечная", разумная сторона его религии, он предстает как высшее существо, наделенное божественной властью и, при этом, всеблагое, принесшее людям цивилизацию. Здесь очень важен символический аспект: Осирис воплощает в себе вообще всякую производящую силу; как выразились бы психоаналитики - либидо как таковое. В интерпретации Плутарха он репрезентирует божественный Логос - творческое Слово. Недаром к нему относится и древнеегипетский фаллический культ как культ плодородия, культ активной, производящей энергии.


Во второй части плутарховского труда говорится о гибели Осириса. Сет по возвращении Осириса из странствий стал готовить ему западню, втянув в заговор аж семьдесят два человека и имея "подельницей" эфиопскую царицу Асо. Он, тайно измерив тело Осириса, соорудил саркофаг, прекрасный и чудесно украшенный, и принес его на пир. Пока это зрелище вызывало восторг и удивление, Сет как бы в шутку предложил преподнести саркофаг в дар тому, кому он придется по размеру. После того как все по очереди попробовали и ни одному гостю он не пришелся впору, Осирис тоже туда забрался. Заговорщики тут же подбежали, захлопнули крышку и, заколотив ее снаружи гвоздями, залили горячим свинцом, затащили гроб в реку и пустили в море у Таниса, через устье, которое поэтому и теперь еще египтяне зовут ненавистным и мерзким. По мифу, это случилось в семнадцатый день месяца Афира, когда солнце пересекает созвездие Скорпиона, в двадцать восьмой год царствования Осириса.

Египетские источники утверждают, что умер замурованный Осирис не сразу, а только на четырнадцатый день. Это - еще одна отсылка на природные циклы: смерть Осириса древние египтяне связывали с ежемесячным убыванием луны, ведь именно четырнадцать дней проходит от полнолуния до новолуния. В этот срок луна как бы умирает - подобно Осирису. Правда, по этому поводу тут же возникает вопрос: как Осирис вообще мог умереть? Разве боги не бессмертны? Ведь даже в пушкинской "Сказке о царе Салтане" за время путешествия царственного семейства по "морю-окияну" в засмоленной бочке ребенок не умер, а успел вырасти, научиться ходить и говорить. И хоть рос он "не по дням, а по часам", прошло все-таки немало времени. Странно, что персонажи русской сказки в таких обстоятельствах выжили, а древнеегипетский бог - умер. Но тут, очевидно, имеет свой скрытый смысл способ, которым Осирис был умерщвлен. Морской горизонт имел в представлении некоторых народов мистическое значение и играл роль линии, разделяющей мир живых и мир мертвых. Отсюда и обычай хоронить умерших, отпуская их в лодке в открытое море. И исключительно важным элементом является тут саркофаг - при том, что в глаза бросается очевидная нелепость такого способа умерщвления Владыки Всего Сущего. Однако без саркофага обойтись никак не могли, так как он играл роль судна, переправившего Осириса в мир мертвых.

Далее у Плутарха говорится, как Исида узнала, что любящий ее Осирис по ошибке переспал с ее сестрой как с ней самой, и увидела доказательство этого в венке из лотоса, который он оставил у Нефтиды. Она стала искать дитя, ибо Нефтида, родив, тотчас спрятала его из страха перед мужем Сетом; ребенок был найден с большим трудом и с помощью собак, которые вели Исиду; она вскормила его, назвала Анубисом, и он стал ее защитником и спутником, стал сторожить богов, как собаки - людей.


Самое забавное, конечно, в этом отрывке - это фраза "любящий ее Осирис по ошибке..." То ли Плутарх пытался соблюсти приличия, то ли сознательно выгораживал Осириса - ну как можно по ошибке переспать? Впрочем, теперь становится понятно, почему мог невзлюбить Сет своего брата. За "ошибку". Интересно, что Исида отнеслась к этой измене с пониманием. Скорбь от гибели мужа была для нее явно сильней ревности. Да и вообще о ревности здесь нет ни слова. Оно и неудивительно: фараоны Древнего Египта нередко имели по нескольку жен, так что измена "любимой жене" не считалось делом зазорным.


Позже Исида узнала, что море пригнало саркофаг к берегу Библа, где прибой вынес его в заросли вереска. А вереск, быстренько выросший в огромный и прекрасный ствол, объял и укрыл его в себе. Царь Библа Малькандр удивился размерам растения и, срубив ствол, содержащий невидимый взору гроб, поставил его как подпорку для крыши. Это тоже не просто эпизод: его символическое значение - отсылка к еще одному аспекту культа Осириса. Помимо вышеуказанных "специализаций", Осирис считался в Древнем Египте еще и богом деревьев. Для Плутарха это было лишним доказательством полной идентичности Осириса и Диониса. Надо сказать, что различные культы поклонения деревьям существовали в разные времена и у разных народов. Одним из самых известных культов являются верования друидов. В некоторых племенах Океании, к примеру, существовала (а, возможно, существует и поныне) традиция хоронить своих усопших в дуплах деревьев, растущих в особом священном месте. Считалось, что дух усопшего поселяется в таком дереве, и продолжает жить, пока живо само дерево.


Исида, узнав от божественного духа молвы о том, что стало со стволом вереска, явилась в Библ, села у источника, смиренная и заплаканная, и ни с кем не говорила. Правда, она приветствовала служанок царицы Библа, ласкала их, заплетала им косы и посылала от себя на их тела удивительный аромат. Как только царица увидела у источника своих служанок, в ней возникло влечение к незнакомке, волосы и тело которой источали благовоние. Она взяла Исиду во дворец и сделала кормилицей своего сына. Предание гласит, что Исида выкармливала дитя, вкладывая ему в рот вместо груди палец, а ночью выжигала огнем смертную оболочку его тела; сама же, превращаясь в ласточку, с жалобным криком вилась вокруг подпорки крыши с саркофагом мужа - и так до тех пор, пока царица не подстерегла ее и не закричала при виде ребенка в огне, лишив его тем самым бессмертия. Тогда изобличенная Исида выпросила подпорку; она легко расщепила вереск, а потом, закутав его в полотно и умастив миррой, вручила царю и царице. И теперь еще жители Библа почитают дерево, положенное в святилище Исиды. И рассказывают, что она пала на гроб и возопила так, что младший сын царя тут же умер, а старшего она якобы забрала с собой и, поместив гроб на судно, отплыла.


Странноватая история, не правда ли? Она с трудом поддается толкованию, да и стилистически несколько выбивается из остального повествования. Например, совершенно непонятно поведение Исиды в качестве кормилицы. Впрочем, отгадку мы найдем, изучив гомеровский гимн Деметре, где почти слово в слово повторяется история со сжиганием смертной оболочки ребенка. У греческой Деметры и Исиды вообще можно отыскать много общего. Во-первых, обе они были богинями земледелия. Ведь Осирис, научив людей возделывать почву, в дальнейшем поручил заботы о соблюдении земледельческих циклов своей сестре и супруге. Обе они скорбят и находятся в поиске: Исида ищет Осириса, Деметра - свою дочь Персефону, похищенную Аидом. Деметра так же, скрыв свое истинное происхождение, становится кормилицей в чужой царской семье - у элевсинского царя Келея. Да и мать-царица в обоих случаях становится свидетелем пугающего зрелища и тем самым губит своего ребенка, не прошедшего до конца очистительного ритуала. Что касается святилища Исиды, то речь здесь, судя по всему, идет о храме Баалат-Гебал, действительно находившимся при жизни Плутарха в Библе. Надо сказать, что храм этот уже в ту пору был весьма древним: предположительное время его постройки - примерно 2800 г. до н.э. Упомянутое Плутархом дерево, скорее всего, действительно было священным артефактом этого храма. Так что мифология здесь вплотную смыкается с историей.


Что касается стилистики, то вторая часть легенды достаточно разительно отличается от первой части; отличается и по общей атмосфере. В первой идет речь о "вертикальных" процессах, преимущественно космологических: рассказывается, как рождаются и спускаются с небес боги, как люди получают в качестве божественного дара различные способности. Во второй же события развиваются, скорее, в горизонтальной плоскости. Боги в своих поступках больше похожи на людей: они обманывают, предают, погибают, страдают - и их божественная природа уже не столь очевидна. Любопытно и то, что в сюжет мифа привносится интрига, нехарактерная для архаических культов. Персонажи, вовлеченные в драматическую реальность, обнаруживают интересные характерные черты. Исида, к примеру, предстает в качестве мага. Если Сет добивается своего силой и хитростью, то Исида пользуется для достижения своих целей скрытыми силами природы, власть над которыми дана ей при рождении.


В третьей, наиболее любопытной части, описывается воскрешение Осириса и последующее воцарение его в Царстве Мертвых. По Плутарху, Исида потом ушла в Бут к сыну Гору, который там воспитывался, и поместила гроб вдали от дороги. Сет, охотясь при луне, наткнулся на него и, узнав тело, растерзал его на четырнадцать частей и разбросал их. Исида об этом узнала и отправилась на поиски, переплывая болота на папирусной лодке. Впоследствии родилось мнение, что крокодилы якобы не трогают плавающих на папирусных лодках, испытывая или страх, или почтение перед богиней. И якобы потому же в Египте насчитывают так много гробниц Осириса - ведь Исида, отыскивая, хоронила каждую его часть. Некоторые, правда, отрицают это и говорят, что она изготовила статуи и пожаловала их каждому городу вместо тела Осириса для того, чтобы Сет, если бы он победил Гора и стал отыскивать истинную гробницу, элементарно запутался и ничего не нашел. Любопытно, что из всех частей тела Осириса Исида не нашла только фаллос, ибо он тотчас упал в реку и им кормились лепидоты, фагры и осетры. Теперь египтяне гнушаются этими рыбами. Исида же вместо фаллоса сделала его изображение и освятила; в честь него египтяне и сейчас устраивают празднества.


В этой части один из самых важных элементов - это расчленение тела Осириса на четырнадцать частей. Во-первых, этим объясняется, почему по всему Древнему Египту разбросаны святилища, жрецы которых утверждали, что именно в их святилище захоронен прах Осириса. Главное же располагалось в Мемфисе, где согласно преданиям была захоронена голова. У Фрезера дается интересная символическая интерпретация этого фрагмента: Осирис ассоциируется с зернами, которые предаются земле для последующего "воскрешения" в новых колосьях. Так что разделение Осириса на части - это разделение на части не тела, а колоса - для его последующего возрождения. Эту версию подтверждают некоторые элементы культа Осириса, в которых зерна пшеницы действительно представляют его репродуктивную энергию. Можно провести параллель и с христианством, ведь огромное символическое значение хлеба в Священном писании общеизвестно. Хлеб играет немаловажную роль и в церковных таинствах. Так, в божественной литургии, одного из ключевых обрядов и православия, и католичества, он символизирует тело Христово. Надо отметить, что этот момент весьма неоднозначно воспринимался на заре христианства его противниками. Например, многие считали (и считают до сих пор) христиан сумасшедшими за то, что те "поедают тело собственного бога". Дошло до того, что христиан обвинили в людоедстве. Однако невежественные римляне не знали, что хлеб в данном таинстве был символом воскресения Христова, и, поедая хлеб, христиане причащались вечной жизни.


Жаль, что у Плутарха о воскресении Осириса говорится мало и вскользь. Зато в египетских источниках оно имеет центральное значение. Надо сказать, что пересказ греческого ученого несколько отличается от египетских первоисточников. Известный египтолог Уолисс Бадж в книге "Египетская магия" приводит перевод оригинального древнеегипетского текста, посвященного богу Тоту: "Найдя мертвое тело своего мужа, Исида птицей воспарила над ним, и удары крыльев ее рождали ветер, а сияющее оперенье излучало свет. Своими "словами власти" она воскресила мертвое тело. От их объятий во время этой встречи родился Гор. Исида растила и воспитывала его в тайном убежище в тростниковых топях". Выходит - по этим текстам - что Гор был зачат уже после воскрешения Осириса, а само воскрешение явилось результатом магических манипуляций Исиды, получившей поддержку от бога неба - Тота.


Еще один вариант имеется в упомянутой "Золотой ветви" Фрезера. Там, когда тело Осириса было найдено, Исида с Нефтидой устроили поминальный плач. Причитания сестер даром не пропали: Ра сжалился над их горем и послал с небес бога Анубиса с головой шакала, и с помощью Исиды, Нефтиды, Тота и Гора он сложил из кусков мертвое тело, спеленал его полотном и совершил над ним все обряды, которые египтяне совершали над телами покойников. После этого Исида подняла остывшую пыль взмахом своих крыльев, Осирис ожил и стал править в царстве мертвых, восседая в великом зале Двух Истин в обществе сорока двух советников и верша суд над душами умерших. Те торжественно исповедовались перед ним, и, после того как сердца их были взвешены на весах справедливости, получали вечную жизнь в награду за добродетель или надлежащую кару за грехи.


Данный вариант содержит отсылку к обряду мумификации - одной из наиболее своеобразных особенностей древнеегипетской культуры: каждый древнеегипетский покойник, захороненный согласно обряду, ассоциировался с Осирисом. Воцарение Осириса в Подземном Мире, его титул Владыки Умерших, Хозяина Вечности является продолжением его прошлого, когда он был Владыкой Всего Сущего. Воскреснув, Осирис становится символом бессмертия, залогом вечной жизни.

Развязку легенды Плутарх изложил, можно сказать, "близко к тексту": в ней за Осирисом закрепляется победа в схватке добра со злом.


Далее Осирис, явившись Гору из царства мертвых, тренировал его для боя, а затем спросил, что тот считает самым прекрасным на свете. Гор ответил: отомстить за отца и мать, которым причинили зло. Впоследствии многие переходили на сторону Гора, явилась к нему и наложница Сета Туэрис. Ее преследовала змея, но друзья Гора змею убили. В память об этом событии до сих пор бросают веревку и перерубают ее посередине.


Гор победил в сражении, которое длилось много дней. Исида же получила скованного Сета, но не казнила его, а развязала и отпустила. Гор разозлился и сорвал с ее головы царский венец, но Тот увенчал ее рогатым шлемом. Затем Сет предъявил Гору обвинение незаконнорожденности, но при защите Тота Гор был признан богами законным сыном, а Сет потерпел поражение еще в двух битвах.

Борьба с Сетом имеет в легенде метафизический характер. Противостояние между созидателем Осирисом и разрушителем Сетом напоминает космическую войну между Ахурой Маздой и Ангрой Маинью в древнеперсидской мифологии. Зороастризм, возникший в Азербайджане и Персии, породил манихейство, также рассматривающее в качестве центральной темы мировой драмы борьбу доброго и злого начал, равных по своему могуществу. Сложно сказать, что это - результат культурного заимствования или воплощение одного архетипа на разных культурных почвах. В любом случае многие черты, которые были в дальнейшем успешно развиты в христианстве, имелись и в этих древних культах. Вообще внешнюю схожесть культа Осириса и христианства подчеркивали многие исследователи. Наиболее яркая параллель проходит между образами Христа и Осириса: оба - сыновья верховного бога, оба - помазанники божьи на великое царство, оба воплощали в себе как природу бога, так и природу человека, оба принесли людям божественный дар, воплощенный в слове, оба безвинно погибли и оба воскресли, показав людям дорогу к вечной жизни. Существуют параллели и между их земной жизнью, например, раздача Иисусом хлебов во время нагорной проповеди и обучение Осирисом людей хлебопашеству. Из этого не следует напрямую, что образ Христа был заимствованием из древнеегипетской религии, но известно, что ни одна религия не зарождалась на пустом месте - она вбирала в себя черты предыдущей. В любом случае в древности Осирис вдохновлял своих адептов не меньше чем Христос - христиан. Многие века египтяне верили в вечную жизнь, гарантом которой являлся Осирис. В эллинский период существовала даже живая эманация Осириса - священный бык Апис. Согласно преданию, в это животное, имеющее ряд особых признаков, переселялась душа Осириса.


Нынче вера в Осириса, как и вся древнеегипетская цивилизация, погребена под толщей песков. Однако легенда об этом древнем боге живет до сих пор. И кто знает, может быть, когда-нибудь семена его божественного Слова взойдут, представив миру новое воплощение Осириса.

Имя Осириса (Усира) пришло к нам из глубокой древности, мы знаем его на протяжении почти пяти тысячелетий, а, возможно и дольше. Осирис был одним из самых почитаемых богов древнеегипетского пантеона, да и эллины относились к нему с уважением, ассоциируя с Дионисом. Алхимики в средневековье использовали его имя в своих поисках философского камня, а аристократы-авантюристы XVIII в., такие, как Сен-Жермен и Калиостро, под его божественным покровительством пытались достичь бессмертия.



За что ему такое уважение? Если посмотреть повнимательнее, то даже в экстравагантной компании древних божеств Осирис выглядит весьма своеобразно. История его жизни, смерти, воскрешения и посмертного существования остается одним из самых любопытных мифов древности.
К сожалению, в этой самой древности миф об Осирисе в сравнительно полном виде был воспроизведен только Плутархом уже в начале н.э. в трактате "Об Исиде и Осирисе". В нем элементы древнеегипетских мифов были перемешаны с эпизодами древнегреческих, имена многих египетских богов заменены на имена соответствующих им греческих. Даже древнее имя Усир, принадлежащее главному герою, было преобразовано в греческое Осирис. Как мы знаем, в дальнейшем прижилось именно оно. Так что же пишет Плутарх?

В первой части его труда говорится о том, что когда Гелиос узнал о тайном бракосочетании Реи с Кроном, он ее проклял. Проклятие заключалось в том, что она не родит ни в какой месяц и ни в какой год. Но Гермес, влюбленный в Рею, сошелся с нею, а потом, играя с луной в шашки, отыграл семидесятую часть каждого из ее циклов, сложил их вместе и получил пять дней, а потом приставил их к тремстам шестидесяти. Египтяне до сих пор называют их "вставленными" и "днями рождения богов".

Чтобы разобраться, кто есть кто, нужно учесть, что под Гелиосом Плутарх подразумевает бога солнца Ра - главного древнеегипетского бога. Под греческой Реей скрывается египетская богиня неба Нут, а под именем Крона, бога земли, следует подразумевать Себа. Прообразом Гермеса в египетской мифологии является бог по имени Тот. В дальнейшее мы будем называть их всех согласно египетским канонам.



Но греческие мифы, как известно, нечто большее, чем просто миф. В данном, например, явно прослеживается космологическая подоплека: описывается известный астрономический факт - определенное несоответствие между лунным и солнечным годом. Те пять дней, которые Тот выигрывает в шашки у Луны, и составляют этот "астрономический зазор". Подобное отхождение от закономерностей, исходящих от высшего божества Ра, такое вопиющее нарушение его воли - с точки зрения древних египтян - могло быть вызвано только событием чрезвычайной важности и, несомненно, относящимся к области священного.

Далее Плутарх рассказывает, что в первый день родился Осирис, и в момент его рождения некий голос изрек: на свет является Владыка Всего Сущего. На второй день родился Аруэрис, которого греки называют Аполлоном, а некоторые - старшим Гором. На третий день родился Тифон, но не вовремя и неправильно: он выскочил из бока матери, пробив его ударом. Тифон - это Сет, древнеегипетский бог пустыни. На четвертый день во влаге родилась Исида, на пятый - Нефтида, которую называют Афродитой. Миф гласит, что Осирис и Аруэрис произошли от Ра, Исида - от Тота, а Сет и Нефтида - от Себа.

То, что при рождении Осирис провозглашается Владыкой Всего Сущего, является очень важным: его божественное право на господство было предопределено свыше. Недаром в первой своей ипостаси он выступает в качестве Верховного Правителя, своеобразного Царя Царей, ведь отцом его, согласно мифу, был сам Ра. Его брат Сет, который будет играть в дальнейшем повествовании очень важную роль, с самого своего рождения воплощает в себе деструктивный элемент, что, в общем-то, для пустыни и неудивительно.
На свет Сет появляется насильственно и противоестественно. Это противопоставление благословенной судьбы Осириса и негодной судьбы Сета с самого начала задают определенную метафорическую дуальность, которая в дальнейшем будет только развиваться.



Впоследствии Нефтида стала женою Сета, а Исида и Осирис, полюбив друг друга, соединились во мраке чрева еще до рождения. Отсюда неизбежный вывод: инцест в древнеегипетской мифологии - вещь вполне нормальная. Более того, брак братьев и сестер явно находится под божественным покровительством. Эта "норма" привела впоследствии к вырождению фараонов - из-за многочисленных кровосмесительных браков.

Воцарившись, Осирис моментально отвратил египтян от бедного и звероподобного образа жизни, дал им плоды земли и научил чтить богов. Потом он странствовал, подчиняя себе всю землю и совсем не нуждаясь для этого в оружии, ибо большинство людей он склонял на свою сторону, очаровывая их убедительным словом, соединенным с пением и музыкой.


И хоть судьба Владыки Мира была уготована Осирису с рождения, он выступает не только в виде могущественного правителя, но и в качестве монарха-просветителя. И эту функцию Осириса стоит выделить как ключевую. Цивилизация Древнего Египта, по мнению большинства историков, не состоялась бы без их успехов в сельском хозяйстве, в частности - в выращивании злаков.
Поэтому неудивительно, что Осирис, бог, выведший человечество из первобытного состояния, был для египтян богом зерна. (Сразу же вспоминается русская поговорка "Хлеб - всему голова") Вот что пишет об этом известный антрополог Джеймс Фрезер в труде "Золотая ветвь": "Осирис - бог зерна. Рассмотрения этого мифа и ритуала, связанного с Осирисом, думается, достаточно для того, чтобы доказать, что в одной из своих ипостасей этот бог был персонификацией хлеба, который, образно говоря, ежегодно умирает и возрождается вновь. С этим толкованием хорошо согласуются детали мифа об Осирисе.
В нем говорится, что Осирис был отпрыском Неба и Земли. Какой еще родословной можно пожелать богу, вырастающему из земли и оплодотворяемому небесной влагой? Правда, непосредственно египетская земля была обязана своим плодородием не ливням, а разливам Нила, но ее обитатели, должно быть, знали - или по крайней мере догадывались, что великую реку питают дожди, выпадающие в глубине страны.
Самое прямое отношение имеет к богу хлеба и предание об Осирисе, научившем людей земледелию". Плутарх в своем трактате недвусмысленно ассоциирует Осириса с греческим богом плодородия - Дионисом. В одном месте он даже прямо говорит: "А то, что Осирис и Дионис - одно, кто знает лучше, чем ты, Клея? Так и должно быть: ведь это ты предводительствуешь в Дельфах вдохновенными жрицами, предназначенная отцом и матерью для таинств Осириса".

Однако, несмотря на многочисленные доказательства идентичности этих двух богов, характер их культов сильно разнится. Достаточно лишь вспомнить сочинение Еврипида "Вакханки" и сравнить дикие обряды поклонниц Диониса с просветительской деятельностью Осириса. В первой части мифа об Осирисе раскрывается как раз "солнечная", разумная сторона его религии, он предстает как высшее существо, наделенное божественной властью и, при этом, всеблагое, принесшее людям цивилизацию.
Здесь очень важен символический аспект: Осирис воплощает в себе вообще всякую производящую силу; как выразились бы психоаналитики - либидо как таковое. В интерпретации Плутарха он репрезентирует божественный Логос - творческое Слово. Недаром к нему относится и древнеегипетский фаллический культ как культ плодородия, культ активной, производящей энергии.



Во второй части плутарховского труда говорится о гибели Осириса. Сет по возвращении Осириса из странствий стал готовить ему западню, втянув в заговор аж семьдесят два человека и имея "подельницей" эфиопскую царицу Асо. Он, тайно измерив тело Осириса, соорудил саркофаг, прекрасный и чудесно украшенный, и принес его на пир. Пока это зрелище вызывало восторг и удивление, Сет как бы в шутку предложил преподнести саркофаг в дар тому, кому он придется по размеру.
После того как все по очереди попробовали и ни одному гостю он не пришелся впору, Осирис тоже туда забрался. Заговорщики тут же подбежали, захлопнули крышку и, заколотив ее снаружи гвоздями, залили горячим свинцом, затащили гроб в реку и пустили в море у Таниса, через устье, которое поэтому и теперь еще египтяне зовут ненавистным и мерзким. По мифу, это случилось в семнадцатый день месяца Афира, когда солнце пересекает созвездие Скорпиона, в двадцать восьмой год царствования Осириса.

Египетские источники утверждают, что умер замурованный Осирис не сразу, а только на четырнадцатый день. Это - еще одна отсылка на природные циклы: смерть Осириса древние египтяне связывали с ежемесячным убыванием луны, ведь именно четырнадцать дней проходит от полнолуния до новолуния. В этот срок луна как бы умирает - подобно Осирису.
Правда, по этому поводу тут же возникает вопрос: как Осирис вообще мог умереть? Разве боги не бессмертны? Ведь даже в пушкинской "Сказке о царе Салтане" за время путешествия царственного семейства по "морю-окияну" в засмоленной бочке ребенок не умер, а успел вырасти, научиться ходить и говорить. И хоть рос он "не по дням, а по часам", прошло все-таки немало времени. Странно, что персонажи русской сказки в таких обстоятельствах выжили, а древнеегипетский бог - умер.
Но тут, очевидно, имеет свой скрытый смысл способ, которым Осирис был умерщвлен. Морской горизонт имел в представлении некоторых народов мистическое значение и играл роль линии, разделяющей мир живых и мир мертвых. Отсюда и обычай хоронить умерших, отпуская их в лодке в открытое море. И исключительно важным элементом является тут саркофаг - при том, что в глаза бросается очевидная нелепость такого способа умерщвления Владыки Всего Сущего. Однако без саркофага обойтись никак не могли, так как он играл роль судна, переправившего Осириса в мир мертвых.

Далее у Плутарха говорится, как Исида узнала, что любящий ее Осирис по ошибке переспал с ее сестрой как с ней самой, и увидела доказательство этого в венке из лотоса, который он оставил у Нефтиды. Она стала искать дитя, ибо Нефтида, родив, тотчас спрятала его из страха перед мужем Сетом; ребенок был найден с большим трудом и с помощью собак, которые вели Исиду; она вскормила его, назвала Анубисом, и он стал ее защитником и спутником, стал сторожить богов, как собаки - людей.



Самое забавное, конечно, в этом отрывке - это фраза "любящий ее Осирис по ошибке..." То ли Плутарх пытался соблюсти приличия, то ли сознательно выгораживал Осириса - ну как можно по ошибке переспать? Впрочем, теперь становится понятно, почему мог невзлюбить Сет своего брата. За "ошибку". Интересно, что Исида отнеслась к этой измене с пониманием. Скорбь от гибели мужа была для нее явно сильней ревности. Да и вообще о ревности здесь нет ни слова. Оно и неудивительно: фараоны Древнего Египта нередко имели по нескольку жен, так что измена "любимой жене" не считалось делом зазорным.


Позже Исида узнала, что море пригнало саркофаг к берегу Библа, где прибой вынес его в заросли вереска. А вереск, быстренько выросший в огромный и прекрасный ствол, объял и укрыл его в себе. Царь Библа Малькандр удивился размерам растения и, срубив ствол, содержащий невидимый взору гроб, поставил его как подпорку для крыши.
Это тоже не просто эпизод: его символическое значение - отсылка к еще одному аспекту культа Осириса. Помимо вышеуказанных "специализаций", Осирис считался в Древнем Египте еще и богом деревьев. Для Плутарха это было лишним доказательством полной идентичности Осириса и Диониса. Надо сказать, что различные культы поклонения деревьям существовали в разные времена и у разных народов.
Одним из самых известных культов являются верования друидов. В некоторых племенах Океании, к примеру, существовала (а, возможно, существует и поныне) традиция хоронить своих усопших в дуплах деревьев, растущих в особом священном месте. Считалось, что дух усопшего поселяется в таком дереве, и продолжает жить, пока живо само дерево.


Исида, узнав от божественного духа молвы о том, что стало со стволом вереска, явилась в Библ, села у источника, смиренная и заплаканная, и ни с кем не говорила. Правда, она приветствовала служанок царицы Библа, ласкала их, заплетала им косы и посылала от себя на их тела удивительный аромат. Как только царица увидела у источника своих служанок, в ней возникло влечение к незнакомке, волосы и тело которой источали благовоние. Она взяла Исиду во дворец и сделала кормилицей своего сына.
Предание гласит, что Исида выкармливала дитя, вкладывая ему в рот вместо груди палец, а ночью выжигала огнем смертную оболочку его тела; сама же, превращаясь в ласточку, с жалобным криком вилась вокруг подпорки крыши с саркофагом мужа - и так до тех пор, пока царица не подстерегла ее и не закричала при виде ребенка в огне, лишив его тем самым бессмертия.
Тогда изобличенная Исида выпросила подпорку; она легко расщепила вереск, а потом, закутав его в полотно и умастив миррой, вручила царю и царице. И теперь еще жители Библа почитают дерево, положенное в святилище Исиды. И рассказывают, что она пала на гроб и возопила так, что младший сын царя тут же умер, а старшего она якобы забрала с собой и, поместив гроб на судно, отплыла.



Странноватая история, не правда ли? Она с трудом поддается толкованию, да и стилистически несколько выбивается из остального повествования. Например, совершенно непонятно поведение Исиды в качестве кормилицы. Впрочем, отгадку мы найдем, изучив гомеровский гимн Деметре, где почти слово в слово повторяется история со сжиганием смертной оболочки ребенка. У греческой Деметры и Исиды вообще можно отыскать много общего. Во-первых, обе они были богинями земледелия.
Ведь Осирис, научив людей возделывать почву, в дальнейшем поручил заботы о соблюдении земледельческих циклов своей сестре и супруге. Обе они скорбят и находятся в поиске: Исида ищет Осириса, Деметра - свою дочь Персефону, похищенную Аидом. Деметра так же, скрыв свое истинное происхождение, становится кормилицей в чужой царской семье - у элевсинского царя Келея. Да и мать-царица в обоих случаях становится свидетелем пугающего зрелища и тем самым губит своего ребенка, не прошедшего до конца очистительного ритуала.
Что касается святилища Исиды, то речь здесь, судя по всему, идет о храме Баалат-Гебал, действительно находившимся при жизни Плутарха в Библе. Надо сказать, что храм этот уже в ту пору был весьма древним: предположительное время его постройки - примерно 2800 г. до н.э. Упомянутое Плутархом дерево, скорее всего, действительно было священным артефактом этого храма. Так что мифология здесь вплотную смыкается с историей.



Что касается стилистики, то вторая часть легенды достаточно разительно отличается от первой части; отличается и по общей атмосфере. В первой идет речь о "вертикальных" процессах, преимущественно космологических: рассказывается, как рождаются и спускаются с небес боги, как люди получают в качестве божественного дара различные способности. Во второй же события развиваются, скорее, в горизонтальной плоскости. Боги в своих поступках больше похожи на людей: они обманывают, предают, погибают, страдают - и их божественная природа уже не столь очевидна.
Любопытно и то, что в сюжет мифа привносится интрига, нехарактерная для архаических культов. Персонажи, вовлеченные в драматическую реальность, обнаруживают интересные характерные черты. Исида, к примеру, предстает в качестве мага. Если Сет добивается своего силой и хитростью, то Исида пользуется для достижения своих целей скрытыми силами природы, власть над которыми дана ей при рождении.



В третьей, наиболее любопытной части, описывается воскрешение Осириса и последующее воцарение его в Царстве Мертвых. По Плутарху, Исида потом ушла в Бут к сыну Гору, который там воспитывался, и поместила гроб вдали от дороги. Сет, охотясь при луне, наткнулся на него и, узнав тело, растерзал его на четырнадцать частей и разбросал их. Исида об этом узнала и отправилась на поиски, переплывая болота на папирусной лодке. Впоследствии родилось мнение, что крокодилы якобы не трогают плавающих на папирусных лодках, испытывая или страх, или почтение перед богиней. И якобы потому же в Египте насчитывают так много гробниц Осириса - ведь Исида, отыскивая, хоронила каждую его часть.
Некоторые, правда, отрицают это и говорят, что она изготовила статуи и пожаловала их каждому городу вместо тела Осириса для того, чтобы Сет, если бы он победил Гора и стал отыскивать истинную гробницу, элементарно запутался и ничего не нашел. Любопытно, что из всех частей тела Осириса Исида не нашла только фаллос, ибо он тотчас упал в реку и им кормились лепидоты, фагры и осетры. Теперь египтяне гнушаются этими рыбами. Исида же вместо фаллоса сделала его изображение и освятила; в честь него египтяне и сейчас устраивают празднества.


В этой части один из самых важных элементов - это расчленение тела Осириса на четырнадцать частей. Во-первых, этим объясняется, почему по всему Древнему Египту разбросаны святилища, жрецы которых утверждали, что именно в их святилище захоронен прах Осириса. Главное же располагалось в Мемфисе, где согласно преданиям была захоронена голова. У Фрезера дается интересная символическая интерпретация этого фрагмента: Осирис ассоциируется с зернами, которые предаются земле для последующего "воскрешения" в новых колосьях.
Так что разделение Осириса на части - это разделение на части не тела, а колоса - для его последующего возрождения. Эту версию подтверждают некоторые элементы культа Осириса, в которых зерна пшеницы действительно представляют его репродуктивную энергию. Можно провести параллель и с христианством, ведь огромное символическое значение хлеба в Священном писании общеизвестно. Хлеб играет немаловажную роль и в церковных таинствах.
Так, в божественной литургии, одного из ключевых обрядов и православия, и католичества, он символизирует тело Христово. Надо отметить, что этот момент весьма неоднозначно воспринимался на заре христианства его противниками. Например, многие считали (и считают до сих пор) христиан сумасшедшими за то, что те "поедают тело собственного бога". Дошло до того, что христиан обвинили в людоедстве. Однако невежественные римляне не знали, что хлеб в данном таинстве был символом воскресения Христова, и, поедая хлеб, христиане причащались вечной жизни.


Жаль, что у Плутарха о воскресении Осириса говорится мало и вскользь. Зато в египетских источниках оно имеет центральное значение. Надо сказать, что пересказ греческого ученого несколько отличается от египетских первоисточников. Известный египтолог Уолисс Бадж в книге "Египетская магия" приводит перевод оригинального древнеегипетского текста, посвященного богу Тоту: "Найдя мертвое тело своего мужа, Исида птицей воспарила над ним, и удары крыльев ее рождали ветер, а сияющее оперенье излучало свет.
Своими "словами власти" она воскресила мертвое тело. От их объятий во время этой встречи родился Гор. Исида растила и воспитывала его в тайном убежище в тростниковых топях". Выходит - по этим текстам - что Гор был зачат уже после воскрешения Осириса, а само воскрешение явилось результатом магических манипуляций Исиды, получившей поддержку от бога неба - Тота.



Еще один вариант имеется в упомянутой "Золотой ветви" Фрезера. Там, когда тело Осириса было найдено, Исида с Нефтидой устроили поминальный плач. Причитания сестер даром не пропали: Ра сжалился над их горем и послал с небес бога Анубиса с головой шакала, и с помощью Исиды, Нефтиды, Тота и Гора он сложил из кусков мертвое тело, спеленал его полотном и совершил над ним все обряды, которые египтяне совершали над телами покойников.
После этого Исида подняла остывшую пыль взмахом своих крыльев, Осирис ожил и стал править в царстве мертвых, восседая в великом зале Двух Истин в обществе сорока двух советников и верша суд над душами умерших. Те торжественно исповедовались перед ним, и, после того как сердца их были взвешены на весах справедливости, получали вечную жизнь в награду за добродетель или надлежащую кару за грехи.



Данный вариант содержит отсылку к обряду мумификации - одной из наиболее своеобразных особенностей древнеегипетской культуры: каждый древнеегипетский покойник, захороненный согласно обряду, ассоциировался с Осирисом. Воцарение Осириса в Подземном Мире, его титул Владыки Умерших, Хозяина Вечности является продолжением его прошлого, когда он был Владыкой Всего Сущего. Воскреснув, Осирис становится символом бессмертия, залогом вечной жизни.

Развязку легенды Плутарх изложил, можно сказать, "близко к тексту": в ней за Осирисом закрепляется победа в схватке добра со злом.



Далее Осирис, явившись Гору из царства мертвых, тренировал его для боя, а затем спросил, что тот считает самым прекрасным на свете. Гор ответил: отомстить за отца и мать, которым причинили зло. Впоследствии многие переходили на сторону Гора, явилась к нему и наложница Сета Туэрис. Ее преследовала змея, но друзья Гора змею убили. В память об этом событии до сих пор бросают веревку и перерубают ее посередине.


Гор победил в сражении, которое длилось много дней. Исида же получила скованного Сета, но не казнила его, а развязала и отпустила. Гор разозлился и сорвал с ее головы царский венец, но Тот увенчал ее рогатым шлемом. Затем Сет предъявил Гору обвинение незаконнорожденности, но при защите Тота Гор был признан богами законным сыном, а Сет потерпел поражение еще в двух битвах.

Борьба с Сетом имеет в легенде метафизический характер. Противостояние между созидателем Осирисом и разрушителем Сетом напоминает космическую войну между Ахурой Маздой и Ангрой Маинью в древнеперсидской мифологии. Зороастризм, возникший в Азербайджане и Персии, породил манихейство, также рассматривающее в качестве центральной темы мировой драмы борьбу доброго и злого начал, равных по своему могуществу.
Сложно сказать, что это - результат культурного заимствования или воплощение одного архетипа на разных культурных почвах. В любом случае многие черты, которые были в дальнейшем успешно развиты в христианстве, имелись и в этих древних культах. Вообще внешнюю схожесть культа Осириса и христианства подчеркивали многие исследователи.
Наиболее яркая параллель проходит между образами Христа и Осириса: оба - сыновья верховного бога, оба - помазанники божьи на великое царство, оба воплощали в себе как природу бога, так и природу человека, оба принесли людям божественный дар, воплощенный в слове, оба безвинно погибли и оба воскресли, показав людям дорогу к вечной жизни. Существуют параллели и между их земной жизнью, например, раздача Иисусом хлебов во время нагорной проповеди и обучение Осирисом людей хлебопашеству.
Из этого не следует напрямую, что образ Христа был заимствованием из древнеегипетской религии, но известно, что ни одна религия не зарождалась на пустом месте - она вбирала в себя черты предыдущей. В любом случае в древности Осирис вдохновлял своих адептов не меньше чем Христос - христиан. Многие века египтяне верили в вечную жизнь, гарантом которой являлся Осирис. В эллинский период существовала даже живая эманация Осириса - священный бык Апис. Согласно преданию, в это животное, имеющее ряд особых признаков, переселялась душа Осириса.



Нынче вера в Осириса, как и вся древнеегипетская цивилизация, погребена под толщей песков. Однако легенда об этом древнем боге живет до сих пор. И кто знает, может быть, когда-нибудь семена его божественного Слова взойдут, представив миру новое воплощение Осириса.
http://secrets-world.com/history/448-drevnie-bogi-egipta-osiris.html

Одним из самых авторитетных и известных божеств на берегах Нила считался бог Египта Осирис. По-египетски его имя звучит как Узир, а по-латински произносится как Озирис. Мы же используем древнегреческую интерпретацию данного имени. Это могущественное мифологическое существо считалось царём подземного мира мёртвых, судьёй над душами усопших, а также богом воскрешения и возрождения.

Бог Осирис сидит на троне, за ним стоит жена Исида, а далее крайняя слева сестра Нефтида. Справа сидит чудовище Амат, а за ним стоит бог мудрости Тот с головой ибиса

Древние египтяне полагали, что смерть является не концом, а переходом в иную жизнь. Умирает только тело, а находящаяся в нём жизненная сила освобождается и продолжает существовать в ином мире, где властвует Осирис. Именно он воскрешает и возрождает умерших и даёт достойным вечное счастье и блаженство. Помимо этого, могущественный бог отвечает за растительный мир. Благодаря ему, существуют плодородные разливы Нила и растут растения. Отсюда понятна огромная важность этого божества для древних египтян.

В соответствии с мифологией Осирис приходился старшим сыном богу земли Гебу и богине неба Нут . У него были две сестры – Исида и Нефтида и младший брат Сет. Женился он на своей сестре Исиде, а Сет связал себя узами брака с Нефтидой. После того как Геб ушёл на покой, власть на земле перешла к Осирису. Он стал четвёртым из богов, царствовавших на берегах Нила. Первым был Ра, затем его сын Шу, после него внук Геб, а правнук стал предпоследним божеством, повелевавшим людьми напрямую. Последним у древних египтян считался сын Осириса Гор. После него власть перешла к фараонам.

Сыном Осириса также считался проводник в царство мёртвых Анубис. Но родила его не Исида, а Нефтида. Изменив мужу Сету, она испугалась его гнева и выбросила ребёнка в камыши. Там его нашла Исида, воспитала и отправила проводником в царство мёртвых. А вот рождению Гора предшествовала довольно печальная история.

Правление бога Осириса на берегах Нила было таким успешным, что вызвало зависть у его брата Сета. Тот правил далёкой южной частью страны, где вместо плодородных земель простирались одни красные пески. И Сет убил Осириса, разрубил его тело на 14 кусков, разбросал их по Египту и объявил себя правителем чёрных (плодородных) земель.

Жена убитого Исида нашла и собрала вместе куски тела мужа. Затем она призвала Анубиса, и тот сделал из изуродованных останков мумию. Исида превратилась в самку коршуна, распласталась над мумией и зачала от неё Гора. Когда тот родился и вырос, то вступил в битву с жестоким и коварным Сетом. После 80 лет непрерывных сражений Сет был побеждён. После этого собрались все боги Египта и признали Гора владыкой чёрных земель. Сет же вновь отправился на далёкий юг повелевать красной пустыней.

Во время одного из сражений с Сетом Гор потерял свой левый глаз. Его подобрал Анубис и закопал в землю. И вот после победы пришла пора воспользоваться левым глазом. Гор его выкопал, вдохнул жизнь, и глаз превратился в волшебное око. Его дали съесть мумии, и та трансформировалась в живого Осириса. Но оживший бог Египта Осирис не стал претендовать на власть в мире живых. Он отправился править царством мёртвых, а на берегах Нила остался повелевать его сын Гор.

Первые упоминания об Осирисе появились в середине правления пятой династии фараонов (Древнее царство – 2700-2180 гг. до н. э.), то есть уже после строительства Великих пирамид. В то же время египтологи полагают, что этому богу поклонялись гораздо раньше, ещё во времена первой династии. Просто большая часть информации об Осирисе была найдена в текстах пирамид, принадлежащих пятой династии.

Вначале древние тексты описывали загробную жизнь, как вечное путешествие с богом солнца среди звёзд. В начале правления четвёртой династии была распространена фраза: «Приношение, которое даёт царь и Анубис». А вот в конце правления пятой династии во всех гробницах стали писать: «Приношение, которое даёт царь и Осирис».

Осирис сидит на троне справа, а слева бог Гор с головой сокола ведёт к нему на суд умершего

Изображали бога Египта Осириса в виде человека с зелёным лицом и такого же цвета кистями рук, одетого в белые одежды. Его голову венчала белая корона Верхнего Египта, но с добавлением двух страусовых перьев по бокам. В руках божество держало скипетр (короткий жезл) и цеп (подвижно связанные палки) – атрибуты царской власти.

Центр поклонения этому божеству находился в дельте Нила . Это религиозный центр Джеду (по-древнегречески Бусирис). Помимо этого, большой культовый центр находился в городе Абидосе со времён Древнего царства. Почитание бога воскрешения и возрождения продолжалось вплоть до VI века нашей эры на острове Филы, где, согласно мифам, располагалось место погребения Осириса.

Остров считался священным, и на нём жили только жрецы. Он даже имел эпитет «недоступный». В IV веке нашей эры все языческие храмы на территории Египта подверглись разрушению, так как на смену язычеству пришло христианство. И только храмовый комплекс на острове Филы остался нетронутым. Лишь через 200 лет христиане осмелились явиться на недоступный остов, и подвергли разрушению последний оставшийся очаг язычества. На этом история бога Египта Осириса закончилась.


Осирис - сын бога земли Геба и богини неба Нут. Образ Осириса чрезвычайно сложен и многогранен. Это отмечали сами древние египтяне. В одном из древнеегипетских гимнов, посвященных Осирису, говорится: «Природа твоя, о Осирис, темнее, чем у других богов».

Прежде всего Осирис - покровитель и защитник людей. Он стал первым царем Египта, научил египтян обрабатывать землю и печь хлеб, выращивать виноград и делать вино, добывать из-под земли руду, строить города, лечить болезни, играть на музыкальных инструментах, поклоняться богам.

Но, кроме того, Осирис почитался богом растительности, производительных сил природы. В посвященных ему храмах устанавливали деревянную раму повторяющую контуры его тела, засыпали плодородной землей и засевали зерном. Весной «тело Осириса» прорастало молодыми всходами.

Осирис был также владыкой загробного мира, справедливым и беспристрастным судьей умерших.

Миф об Осирисе, его верной жене Исиде и злом брате Сете - один из наиболее интересных и сюжетно разработанных в египетской мифологии. Известный русский востоковед Б. А. Тураев (1868-1920) назвал его «главным мифом египетской религии, занимающим центральное место во всей культуре египтян».

У Осириса был брат, злой и коварный Сет. который завидовал Осирису и решил его погубить. Тайком он измерил рост Осириса и приказал сделать по мерке короб с красивой отделкой. Потом он пригласил Осириса к себе на пир. Все гости на пиру, будучи сообщниками Сета, стали громко восхищаться коробом. Сет сказал, что подарит короб тому, кому он придется по росту. Все по очереди начали ложиться в короб, но никому, кроме Осириса, он не был впору. Когда Осирис лег в короб, Сет захлопнул крышку, запер замок, а его сообщники отнесли короб к Нилу и бросили в воду.

Жена Осириса, Исида, узнав о гибели мужа, отправилась ни поиски его тела, чтобы похоронить достойным образом.

Волны вынесли короб с телом Осириса на берег возле города Библ. Над ним выросло могучее дерево, скрыв короб внутри своего ствола. Местный царь приказал срубить дерево и сделать из него для украшения своего дворца колонну.

Исида достигла города Библа, извлекла из колонны тело Осириса и увезла его на лобке в дельту Нила. Там в уединении, среди болот, стала она оплакивать мужа.

... Тьма вокруг нас, хотя Ра в небесах, Небо смешалось с землей, тень легли на землю.

Сердце мое горит от злой разлуки, Сердце мое горит, потому что стеною Отгородился ты от меня...

(Перевод Анны Ахматовой)

Ночью, когда Исида уснула, злобный Сет выехал поохотиться при лунном свете. И случилось так, что на пустынном берегу он увидел тело своего ненавистного брата. Сет рассек тело Осириса на четырнадцать частей и разбросал по всему свету.

Горестная Исида снова отправилась на поиски тела своего мужа. В ее странствиях ей помогали люди и звери, змеи и птицы, и даже крокодилы не причинили ей вреда, когда плыла она по болотам на папирусной лодке. Египтяне верили, что в память о великой богине крокодилы никогда не тронут того, кто плывет на лодке, сделанной из папируса.

В одном варианте мифа Исида похоронила найденные части тела Осириса в разных местах. Этим объясняется то, что в Египте было несколько гробниц Осириса. В другом - она собрала его тело воедино и сказала: «О светлый Осирис! Собраны твои кости, собрано твое тело, отдано сердце твое телу твоему!»

Бог Анубис набальзамировал тело Осириса и сделал первую в мире мумию. С тех пор у египтян появился обычай мумифицировать умерших.

Исида чудесным образом зачала от умершего Осириса сына - Гора. Возмужав, Гор отомстил за своего отца, победил Сета и стал царем Египта.

А Осирис ушел в загробный мир, став его владыкой и судьей над умершими.

Сет убил своего брата Осириса, бога земли и произрастания. Но тот был воскрешен и воцарился в загробном мире, став повелителем гробниц и мертвых, владыкой потустороннего и предвестником воскресения всего рода людского.

Как мертвого царя и царя умерших, Осириса особенно почитали в Древнем Египте. Любовь Исиды, его сестры-паредры, спасла Осириса, и он ожил. Этот бог воплощает возрождение. Благодаря ему, каждый человек, прошедший страшный суд, обретет новую жизнь. И перед именами тех, кто будет провозглашен «оправданным» на этом суде, появится имя «Осирис». Осирис - бог Спасения, поэтому больше всего в нем нуждаются именно люди!

Изображения Осириса

Осирис - антропоморфный бог, то есть бог с внешностью человека. Кроме того, белый саван, в который он закутан, уподобляет его мумии. Это знак загробного мира, которым правит Осирис. Этого бога всегда изображали в статичной позе: чаще всего стоящим, реже - сидящим и никогда - идущим. Иногда рядом с ним появляются его сестры, Исида и Нефтида.

Порой встречаются также изобра-жения лежащего Осириса. Это отсылка к мифу об Осирисе плодоносящем, о котором мы расскажем подробнее в следующей статье.

Часто перед Осирисом изображали принесенное ему в жертву животное.

Осирис всегда увенчан короной. Мифы говорят о том, что он был пер-вым царем Египта. В руках он держит символы власти - плеть и скипетр. Осирис, его сестра и супруга Исида и сын Гор составляют главную священную семью египетского пантеона: бог, богиня и божественный младенец.

Бог обновления

Кожа Осириса зеленая или черная. Черный цвет в Египте не считался знаком траура. Это цвет возрождения, цвет новой жизни, так же, как зеленый. И поскольку смерть - это путь в новый мир, Осириса всегда сопровождают растения. Это лотос, виноградная лоза или дерево. Корона Осириса - сноп пшеницы, ладья сделана из папируса, а джед - из связок тростника.

Мифы об Осирисе

История Осириса - история бога, но при этом очень человеческая. Она полна обещаний для людей, которые обречены на смерть. Это и любовная история, в центре которой - супруга бога, Исида. И хотя мифы об Осирисе повествуют в основном о загробном мире, царем которого он является, этот бог воплощает жизнь и возрождение.

Миф об Осирисе начинается рассказом о боге Ра, который породил божественную чету, Шу и Тефнут. От их союза родились Геб, воплощение земли, и Нут, воплощение неба. Они так привязались друг к другу, что казалось невозможным их разлучить. Ничто больше не разделяло небо и землю, и Ра (солнце) не мог больше путешествовать по небосводу. Это бунт против власти бога богов! Шу сумел оторвать дочь от супруга, и в освободившееся пространство проникли воздух, вода и солнце. Но Ра решил наказать влюбленных за их беспечность.

Зная, что Нут понесла в своем чреве пятерых младенцев, Ра постановил, что дети не смогут родиться ни в один из двенадцати месяцев года!

Непростое рождение

Бог Тот восстал против жестокого решения. Он отправился к Луне и выиграл у нее пять дополнительных дней, которые добавились в календаре к концу года (это были эпагомены, «дополнительные» дни). Осирис родился самым первым из пятерых младенцев, поэтому ему посвящен первый из этих дней. Затем на свет появились его братья и сестры: Гор, Сет (будущий убийца бога), Нефтида и Исида (его будущая супруга).

Вскоре Осирис обрел царскую власть над миром и фараоны первых династий посвятили ему культ. «Едва став царем мира, он немедленно вывел египтян из состояния диких зверей и помог им в их нуждах, показав, как возделывать землю, дав им законы и научив почитать богов. А затем он обошел весь мир, чтобы приобщить его к культуре». Так древние тексты описывают начало правления этого царя-бога.

Семья осириса

Миф о сотворении мира, распространенный в Гелиополе, городе бога Ра, говорит, что Осирис - сын Геба (Земли) и Нут (Неба). Он появился на свет благодаря вмешательству Тота, бога времени и счета, вместе с Сетом, Исидой, Нефтидой и Гором. Но в божественной семье не все было ладно. Осирис открыто враждовал со своим братом Сетом. Отношения с Исидой тоже были непростыми: бог пожелал быть не только ее братом, но и супругом.

Сет, ревнивый брат

Но любовь и почести, которые люди воздавали Осирису за его благодеяния, вызвали зависть и ревность других богов, и в первую очередь у его брата Сета. Чтобы избавиться от Осириса, Сет замыслил коварный план. Легенда гласит, что бог втайне измерил рост своего брата. Потом по этим меркам он сделал великолепный, богато украшенный деревянный сундук. Вечером Сет принес его на пир и в шутку пообещал, что подарит сундук тому, кому он придется впору. Сначала попытались все присутствующие... Когда же подошла очередь Осириса, тот легко улегся внутрь. И тогда помощники Сета, подбежав, быстро заколотили сундук и бросили его в Нил. Именно в этот момент в действие вступает Исида, сестра и супруга Осириса. И начинаются поиски Осириса.

Расчленение Осириса

Вариант мифа об убийстве Осириса, совершенном его братом Сетом, «Расчленение Осириса» стал основой культа этого бога. Сет, обнаруживший тайник, где Исида спрятала тело своего покойного брата и мужа, немедленно разрубил Осириса на 14 кусков, которые разбросал в 4 концах Египта. Поиски Исиды были долгими, она решила, что каждый кусок будет погребен в том месте, где был найден. Эта легенда объясняет то, что мощи Осириса хранились в разных храмах. Так, в главном его святилище, в Абидосе, хранилась голова бога.

Поиски Осириса

Миф о поисках Осириса имеет несколько вариантов. В одном из них говорится, что Исида и Нефтида отправились за телом Осириса и вскоре нашли его на берегу Нила.

В другом, который обычно называют «Расчленение Осириса», Исида обнаружила тело своего супруга намного дальше, в финикийском городе Библ (в современном Ливане). Она привезла его обратно в Египет и спрятала. Но Сет, узнав об этом тайнике, расчленил тело и разбросал его части в разные стороны. Тогда две сестры воззвали в поминальном плаче к богам, умоляя Ра, Тота и Анубиса внять их просьбам и оживить бога.

Исида чудесным образом зачала от умершего Осириса сына — Гора. Появившись на свет, маленький Гор не преминул отомстить Сету за отца. А Осирис, воскрешенный безграничной любовью своей жены, стал повелителем ночи и всего потустороннего, воцарившись в загробном мире. Власть над днем и миром живых он оставил богу Ра.

Культ Осириса

Как это часто случается в древних верованиях, образ Осириса появился в результате слияния культов местных божеств. Исследователи полагают, что одним из них был Анджети из Бусириса, а другим - Хентаментиу из Абидоса. Именно в этих двух городах Осириса почитали более всего.

От Андженти, вероятно, происходит царская власть Осириса (которую он никогда не потеряет). А от второго божества он получил титул «владыки Запада», то есть повелителя мертвых. Осирису, как богу погребальных ритуалов и владыке загробного мира, единодушно поклонялись все египтяне. Воодушевление, с которым его прославляли, объясняется тем, что именно Осирис представлялся последним судией людей. Этот новый бог-друг, несомненно, стоит двух старых, ведь именно с ним предстоит встретиться на пороге новой жизни!

Абидос: город Осириса


Фараоны всех династий, включая самые первые, благосклонно относились к Абидосу, ведь он был городом Хентаментиу, предшественника Осириса. Здесь хоронили представителей I и II династии. К периоду правления V и VI династий Хентаментиу был постепенно отождествлен с Осирисом Нижнего Египта. Именно тогда культ приобрел впечатляющие масштабы. В эпоху Среднего царства Абидос стал очень популярным местом поклонения. Сюда приходили паломники со всего Египта, к тому же жрецы объявили, что в городе хранится голова бога. Многие египтяне стремились умилостивить Осириса, особенно при наступлении старости. Они возводили маленькие кирпичные кенотафы (погребальные памятники) и каменные стелы между храмом Осириса и традиционными некрополями.

Первоначально этот храм был посвящен Хентаментиу, но со времен XII династии стал святилищем Осириса. Это древнее здание построено из кирпичей. Только обрамления оконных и дверных проемов были сделаны из камня. Это объясняет почти полное исчезновение руин святилища. Из-за веры в мистическое присутствие бога, многие фараоны возводили свои погребальные храмы в Абидосе. Первым из них стал храм Сесостриса III.

Любое погребение - часть культа Осириса

Исида зачала Гора, который родился уже после смерти Осириса и стал его наследником. Гор неустанно сражался против своего дяди Сета, чтобы восстановить свои права на престол. Но в их борьбу вмешался небесный суд, и боги приняли Гора в свой круг. По аналогии каждый царствующий фараон при жизни отождествляется с Гором. Умирая, он становится Осирисом.

Однако простые смертные обрели надежду на новую жизнь только в эпоху Среднего царства, как пишет египтолог Серж Сонерон (IFAO): «Накануне Среднего царства все умершие стали считаться Осирисами, и таким образом человечество, которое некогда могло участвовать в покорении небес только опосредованно, через усопшего владыку, воплощавшего смутный и безликий собирательный образ своего народа, получило возможность последовать за Осирисом в потусторонний мир, демократично открывшийся для всех». Что значит быть Осирисом? Его жизненный путь и любовь супруги, Исиды, делают этого бога близким и понятным каждому египтянину. Открыв путь к новой жизни, Осирис даровал людям ключ к новому царству - загробному миру. Поэтому к Осирису обращаются во время различных этапов ритуала погребения: во время бальзамирования, обрядового открытия рта (который возвращает дыхание умершему), в ходе процессии и т. д. Все усопшие и забальзамированные фараоны изображают Осириса: они завернуты в белый саван, увенчаны короной атеф, держат в руках божественные символы власти. О новой роли фараона оповещают и росписи в их гробницах.

Символы власти, которые держит в руках Осирис, в первую очередь напоминают о том, что этот бог - основатель египетского царства, но происхождение их понятно простому народу. Загнутый на конце скипетр хека, Магический жезл (слово хека означает «магия»), по форме схож с пастушеским посохом. Афлагеллум (или нехех) напоминает плеть, использовавшуюся для сбора ладана. Корона атеф символизирует плодородие земель Египта. Ее очертания похожи на стянутые вверху колосья снопа пшеницы. Это указывает на то, что Осирис, по преданию, научил людей возделывать землю. Два пера (вероятно, страусиных) по бокам головного убора говорят о высочайшем ранге бога. Осирис - божество, воплощающее земледелие и скотоводство, лежавших в основе древнеегипетской цивилизации.

Празднества мемфиса

В Мемфисе справлялся уникальный праздник в честь Осириса: «возведение колонны джед». Этот ритуал связывал Осириса с царской властью, которую он наделял божественной силой. Накануне коронации и в дни юбилеев сам фараон руководил установкой монументальной колонны джед, символизировавшей постоянство и долговечность, которые воплощал Осирис.

Праздники и церемонии

Главные праздники культа Осириса отмечают в месяц хояк (октябрь - ноябрь), между спадом вод Нила и началом сева. Почва, удобренная принесенным во время паводков илом, скоро может быть засеяна. Эта земная символика возрождения, о котором мечтает весь род человеческий, - основа обрядов поклонения Осирису.

Празднества начинаются с публичных ритуалов, происходящих вне храма (закрытого для простых смертных). Бога выносят к людям в лодке нехмет, со статуей Упуаута. Этот бог-шакал, «открыватель путей», играет роль психопомпа (проводника душ). Он сопровождает усопших к могиле и помогает им возродиться. Победа Упуаута над злокозненными демонами - это победа и Осириса, который бьется с ряжеными на протяжении всего праздничного шествия.

Затем происходит «Большой выход», реалистичное и порой несколько жестокое представление, воссоздающее сражение между соратниками и врагами Осириса. Разумеется, бог выходит из схватки победителем и возвращается в свой храм, провожаемый ликующей толпой.

Колонна джед

Колонна джед - один из наиболее распространенных символов Древнего Египта. Ее рисовали на стенах гробниц, ее изображение надевали на шею в качестве амулета и живым, и мумиям. Ее очертания отразились в иероглифической письменности: иероглиф «колонна» означает «постоянство» и «долговечность». У этого фетиша очень древнее происхождение. Одни ученые считают, что изначально джед был деревом. Глава 155 Книги мертвых связывает его с позвоночником Осириса и, следовательно, со смертью. Поэтому этот знак часто изображали внутри саркофагов. Другие же видят в нем ниломер, столб, измерявший уровень разливов Нила. Слишком значительный или слишком слабый подъем воды плохо сказывался на урожаях, и мерный столб позволял узнать, к чему быть готовым.

Плодоносный Осирис

Другие церемонии совершаются тайно, в храмах, вдали от толп, в кругу высокопоставленных жрецов и иногда в присутствии самого фараона. Их цель - обеспечить мистическое воскрешение Осириса.

Как же проходил этот ритуал? Сначала в иле, принесенном от реки, рисовали образ Осириса. Пока он был еще влажным, его засевали зерном, которое поливали в последующие девять дней. Когда на поверхности появлялись всходы, этого «плодоносного Осириса» торжественно переносили в лодку, в сопровождении процессии с 365 факелами.

Лодка, проплыв по священным водам храмового озера, достигала острова, символизировавшего курган, где был погребен бог. Когда она причаливала, из нее выносили проросшего Осириса. Засохший прошлогодний образ убирали и на то же самое место клали зеленеющего бога.

Таким образом замыкался годовой цикл обновления. Животворящие силы природы были восстановлены, и мог начаться новый цикл. Девять дней полива, ил, в котором прорастают зерна... Связь с вынашиванием и рождением новой жизни очевидна. Это жизнь Осириса в потустороннем мире! Не случайно египетского бога позднее отождествляли с древнегреческим Дионисом, богом виноделия, производительных сил природы, и Приапом, богом плодородия, полей и садов.

Имена Осириса

Жители Древнего Египта считали, что одного имени недостаточно для божественного существа, будь то фараон или бог. Так Осирис получил множество титулов.

Он - владыка Запада: к западу от Нила начиналась пустыня, над которой каждый вечер садилось солнце. А закат - это очень символичный образ смерти. Египтяне верили, что на западе, под землей, находится загробный мир (дуат) и солнцу каждую ночь приходится его пересекать. Осирис, сумевший возродиться после смерти, был воспринят как повелитель этого мира, владыка Запада, проще говоря, царь мертвых!

Он - «Владыка Маат»: слово маат означает «истина и справедливость». Эти добродетели воплощает богиня Маат. Люди, жившие «по Маат», могли надеяться, что на последнем суде будут оправданы. Этот суд вершит сам Осирис, и когда сердце умершего (вместилище души) взвешивают, Маат предстает в образе гири на другой чаше весов. Если гиря-маат перевешивает, значит, груз ошибок не слишком велик. И тогда усопший обретает новую жизнь в царстве Осириса.
Он - «Господин вечности». Это кажется естественным, ведь власть Осириса простирается над загробным миром. И вечность обещана каждому допущенному в него умершему. Достоин человек или нет - это, как мы уже рассказали, определяет суд Осириса.

Он - «Существо Благое» (унефер). Это имя напоминает нам о просвещении, которое Осирис даровал первым людям. И о том, что именно он сделал первый плуг и научил людей земледелию и садоводству.

Бог Осирис (Усир) – один из центральных персонажей египетской мифологии.

Это не просто бог подземного мира и судья душ усопших: Осирис почитался прежде всего как бог возрождения и воскресения, пробуждения и обновления природы и человека.

Неординарность этого божества подчёркивается изображением:

  • Осириса изображали в виде спеленутой мумии, имеющей зелёное лицо и свободно расположенные руки;
  • в руках бог держит хекет (скипетр) и нехеху (цеп) – символы царской власти.

Семья

Осирис – сын бога земли Геба и богини неба Нут. Другими словами, этот бог имел как земную, так и небесную сущность. Впоследствии Осирис удостоился чести быть владыкой подземного мира, с тех пор этот бог стал поистине всеобъемлющим.

Биография

Любопытно, что такое древнее божество, как Осирис, имеет насыщенную событиями биографию, сравнимую с жизнеописанием реально существовавших знаменитостей (царей, полководцев, героев). Основной миф об Осирисе – один из самых интересных во всей религиозной системе Древнего Египта.

Было время, когда Египтом правил Ра. Его сменил на троне сын Шу, а того – его сын Геб. После него на престол воссел Осирис – сын Геба. И правление его было весьма плодотворным для страны и её народа. Осирис научил египтян садоводству, земледелию и виноделию. Однако у Осириса был завистник – жестокий Сет, который захотел властвовать вместо него.

Сет был богом войны, смерти, хаоса и разрушения, и с благородным братом-правителем он не церемонился: убил его, после чего смог вполне законно занять трон. Тело Осириса он заблаговременно бросил в Нил. У умершего осталась верная супруга Исида, одновременно приходившаяся ему сестрой. Она нашла то, что осталось от мужа, и долго оплакивала его, пока великий Ра не сжалился над ней.

Он послал Анубиса – бога с шакальей головой, который собрал части тела Осириса, разрубленные Сетом, сложил их в единое целое и запеленал, чтобы получить мумию. Тело было собрано, но не хватало одной части – фаллоса. Исида изготовила его из глины и приложила к мумии мужа. Затем она превратилась в самку коршуна (в другом варианте – сокола), соединилась с мёртвым мужем и забеременела от него.

Так родился Гор, которому была уготована миссия мстителя. Гор поборолся с Сетом и победил его, отстояв своё право занять трон. В этой битве Сет выбил у него глаз, который превратился в священный Уаджет – магический символ. Гор дал его проглотить Осирису, и тот воскрес. Однако он решил не оставаться на земле, оставив её сыну, и отправился в царство мёртвых, где сменил на троне Анубиса.

Анубис же остался в царстве мёртвых в качестве проводника и привратника. Кстати, во время битвы с Сетом Гор отплатил ему как бы тем же, что сделал тот с Осирисом: он кастрировал его, лишив его основной божественной сущности.

За что отвечал Осирис

Осирис был покровителем целого ряда областей, и в зависимости от периода его ункции несколько изменялись.

  • Осирис – умирающее и воскресающее божество.
  • Покровитель производящих сил природы;
  • Покровитель царей;
  • Правитель царства мёртвых, судья, принимающий души умерших.

Сельскохозяйственное божество

На рисунках Осирис всегда или почти всегда изображался в окружении зелени. Даже его корона сплетена из стеблей папируса, а скипетр «джед» состоит из вставленных друг в друга связок тростника. Перед его троном растёт лотос, возвышаются деревья или вьётся виноградная лоза. Виноград особенно часто сопровождает изображения Осириса, который в некоторых случаях полностью увит его зарослями.

Земледельческая функция Осириса говорит о том, что божество это очень древнее – наверное, один из самых древних египетских богов. Умирание и воскресание Осириса – это тоже отражение наблюдений первобытных земледельцев за сменой климатических сезонов, к которым был привязан изначальный календарь. Ритуальные похороны божества символизировали посев семян, его воскрешение – появление всходов, а убийство – срезание колосьев.

Осирис был, пожалуй, первым известным умирающим и воскресающим богом.

  • Воскрешению Осириса предшествовало оплакивание мёртвого тела женщиной (Исидой), в похожем позднеантичном мифе о Геракле его труп оплакивают весталки);
  • После воскрешения божество не захотел оставаться на земле, а перенесся в царство мёртвых (у египтян оно находилось под землёй);
  • Из культа Осириса поздние религии (зороастризм, христианство и др.) позаимствовали образ весов, на которых бог в царстве мёртвых взвешивает добрые и злые дела умерших;
  • Осирис был богом в первую очередь социальных низов, которые надеялись на его справедливый суд и место в раю.
Loading...Loading...