Отец мефодий обратился к олимпийцам в стихотворной форме. Цитаты на тему «Отец мефодий

Игумен Мефодий (в миру Венко Петров ; род. 16 февраля , Македония , СФРЮ) - священнослужитель Русской православной церкви , игумен , насельник Спасо-Преображенского Валаамского монастыря , директор православного культурно-просветительского центра «Свет Валаама» . Главный редактор ежемесячной иллюстрированной газеты «Свет Валаама» , учредитель и модератор ежегодных православных международных конференций. Деятельность Мефодия стала одной из ключевых в возрождении Валаамского монастыря после разрушений, нанесённых обители в десятилетия запустения - с по год. Инициатор многих благотворительных проектов для жителей Валаама . Имеет гражданство Российской Федерации .

Биография

Родился 15 февраля 1961 года в Восточной Македонии в православной семье, в 5 км от монастыря великомученика Никиты (село Баняне, Скопска-Црна-Гора). В этом монастыре в 1930-40-е годы жили 70 валаамских старцев и до сего времени сохранилась могила одного из них, монаха Панкратия (†6 февраля ). Дедушка Петрова построил несколько храмов и часовен в Македонии. С раннего детства Венко увлекался творчеством русских писателей, художников, композиторов. «Через их произведения присутствие Божье в жизни русского человека я чувствовал особенно ярко. Поэтому я с детства очень любил Россию», признавался отец Мефодий в сентябре 2000 года в беседе с журналистом.

На Валааме

24 января 1993 года (по старому стилю), в день преставления игумена Дамаскина, впервые оказался на Валааме. Получил послушание в алтаре: был алтарником , пономарём. Твёрдым орешком оказался русский язык (в школе Венко освоил английский, французский и немецкий). «Постоянное общение в русской среде и воля Божья помогли мне освоиться», вспоминал впоследствии о. Мефодий. В то же время на Валааме он бережно хранил и следовал ряду традиций балканского православия .

По воспоминаниям Мефодия, когда он приехал на Валаам, то столкнулся с таким бытом мирских жителей острова, в котором «были пьянки, драки, всё было обкурено ». Сострадая местному населению, Мефодий, однако, первое время следовал каноническим принципам монашества - «не общаться с местными жителями » .

Послушником на Валааме Мефодий пробыл около полутора лет. При монашеском постриге восприемником (а затем духовным отцом) стал духовник монастыря о. Геронтий. Постриг с именем Мефодий произошёл на Рождество Иоанна Предтечи в 1994 году, через четыре дня, в день преподобных Сергия и Германа, посвятили в сан иеродиакона, а в этот же день 1996 года - в сан иеромонаха.

С самого начала служения на Валааме назначен и в течение 6 лет был ризничим монастыря, ведал церковной утварью, святынями храмов, иконами и мощами. Ежедневно проводил в алтаре по 14 часов. Чудесным событием в этот период стало обретение иконы Валаамской Божьей Матери, сохранившейся в храме на Смоленском кладбище в Санкт-Петербурге .

С 2000 года - директор воскресной школы и помощник игумена по приёму паломников . Выступил за то, чтобы туризм на Валааме развивать в духе паломничества к святыням, а не как индустрию развлечений . Его службе были переданы все не отремонтированные гостиницы и другие, часто не вполне приспособленные объекты, где можно было размещать прибывающие в монастырь группы . По свидетельствам валаамских паломников, отец Мефодий в качестве гостинника монастыря творчески подошёл к своей миссии, завёл традицию встречать гостей у ворот обители, объяснять внутренние правила и угощать сладостями, фруктами, орехами и вареньем . Принимал деятельное участие в восстановлении верхнего храма Спасо-Преображенского собора на Валааме, строительстве патриаршего Владимирского скита , ранее никогда не существовавшего в монастыре, часовни в честь Валаамской иконы Божией Матери на острове Светлый у входа в Большую Монастырскую бухту .

Помимо Мефодия в братии Валаамского монастыря есть ещё один иеромонах из Македонии - отец Наум .

Переселенческая политика

Игумен Мефодий - сторонник «безболезненного отселения » местного мирского населения (около 300 человек, многие здесь родились) с Валаама на материк, о чём заявил в интервью «Независимой газете » ещё в 2002 году. «Светские поселения с хуторской традицией вообще не в традиции Валаама и совершенно ему не нужны», спустя 4 года утверждал игумен в интервью журналу «Огонёк » . На пресс-конференции в Москве 18 декабря 2006 года, посвящённой конфликтной ситуации с мирянами, Мефодий сформулировал эту мысль мягче: «Никто никого не выселял, просто люди неправильно прописаны ». Мотивируя переселение мирян из неблагоустроенных квартир в здание Зимней гостиницы, Мефодий, в канцелярии и гостиничной службе которого по сложившейся практике работает много женщин, неожиданно напомнил о древних традициях монашеской жизни и причинах, по которым монах вправе покинуть обитель: «Если в монастыре появляется отроковица или женщина; если в монастыре появляется ересь » . На архипелаге возникли зоны гендерных территориальных ограничений: на Скитский остров, где расположен скит во имя Всех святых, женщины допускаются один раз в год на престольный праздник, на Монашеском острове, где находится Предтеченский скит, присутствие женщин вообще запрещено; эти ограничения мотивировались старовалаамской традицией . Затем монастырь и вовсе пожелал переселить островитян на материк, на Валааме началось регулярное отключение электроэнергии, был закрыт единственный продовольственный магазин . Наряду с этим в Сортавале (45 км водного пути от Валаама) при участии специальной патриаршей программы местные власти построили жильё для переселенцев с архипелага, предоставлялись дотации, однако уехать с острова пожелали далеко не все .

Переселенческая политика монастыря, активным идеологом и проводником которой является Мефодий, вызвала акции протеста валаамских мирян, у которых, по их мнению, хотят отнять гражданские права (запретить новое строительство, сбор ягод и грибов, проведение пикников), а затем выселить с малой родины или «превратить в крепостных крестьян монастыря» . Реагируя на протестные выступления, пикеты и письма местных жителей Владимиру Путину , Мефодий занял более сдержанную и компромиссную позицию, согласился, что возможно сосуществование поселка с монастырём , а в 2007 году заявил о поддержке примирительного комплекса проектов «Валаам - наш общий дом», разработанного при участии властей Карелии и Санкт-Петербургского госуниверситета . Целью комплекса из пяти проектов, в реализации которого деятельно участвует Мефодий, является налаживание диалога и взаимодействия между монастырским и мирским населением архипелага, решение проблем занятости, развития, создания комфортных условий для жизни, функционирование совместных общественных организаций в православном духе, проведение православных чтений и конференций . При участии Мефодия и возглавляемого им ПКПЦ «Свет Валаама» помощь монастыря местным жителям Валаама приняла более предметный и осязаемый характер: на регулярной основе предоставлялось питание из монастырских запасов, построено 26 отопительных печей, закуплены дрова, слуховые аппараты для пожилых людей, более 40 детей отправлены на отдых в Крым , только в 2006 году, согласно специальной программе, на социальные нужды островитян выделено 6 млн руб .

Проповедническая деятельность

Игумен Мефодий является учредителем и модератором международных православных конференций и чтений, проводящихся в Карелии, его выступления и интервью по различным аспектам православия и жизни Валаамского монастыря, взаимоотношений церкви и общества регулярно публикуются в федеральной и региональной печати, - как в светской, так и в православной . Оказывал «благотворное влияние» на ход исследовательских работ по богословию и богослужебной практике . В своих проповедях Мефодий особо выделяет мессианскую роль России и её главенствующее место в мире, как страны родившей огромное количество святых, посвятивших себя духовному подвигу. Интерпретируя влияние православия на мироощущение и поведение современного человека, его успех в житейских и профессиональных делах, Мефодий указывает, что в своей личности исповедующий православие должен обязательно совмещать четыре аспекта: литургический, догматический, канонический и нравственный . С этими качествами Мефодий связывает былой и возможный в будущем расцвет экономической, духовной и нравственной жизни в России, слава которой, по мнению игумена, сейчас возрождается через покаяние. Мефодий напоминает слова преподобного Серафима Саровского о том, что Россия всегда будет сильная и будет страшна врагам. Неслучайным и знаменательным считает проповедник, что первую атомную бомбу в России создали на территории Саровского монастыря . Другая мысль, которую Мефодий настойчиво внедряет в общественное духовное сознание, заключена в вольном переложении слов Святителя Филарета : «Врагов своих надо любить, врагов государства - уничтожать, а врагов Бога - гнушаться» . В оригинале эта фраза звучит так: «Гнушайтесь убо врагами Божиими, поражайте врагов отечества, любите враги ваша» .

Игумен Мефодий имеет репутацию последовательного противника экуменизма и совместных «экуменических молений». В 1998 году подписал получившее большой общественный резонанс Заявление братии Валаамского монастыря о пагубности экуменического движения и сотрудничества Русской Православной церкви с еретиками во Всемирном совете церквей . «Участие в деятельности ВСЦ, основанной на экклезиологической ереси , - говорится в Заявлении братии Валаамского монастыря, - неизбежно вынуждает православных участников экуменического движения относиться к инославным сообществам как к равноправным „церквам“, облагодатствованным Святым Духом, тем самым попирая догмат о Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви » . Данное Заявление, опубликованное также под заголовком «Молчанием предаётся Бог» , шло вразрез с официальной политикой РПЦ и её главы Патриарха Алексия II по отношению к экуменизму и ВСЦ. Встревоженный позицией валаамского монашества, в 2000 году Архиерейский Собор Русской Православной церкви принимает «Основные принципы отношения к инославию» . В документе закрепляется несогласие с «теорией ветвей» в христианстве и подчёркивается позитивная роль экуменического движения .

Несмотря на вердикт Архиерейского Собора, Мефодий остался при своём мнении: в более поздних публичных выступлениях игумен по-прежнему солидаризуется с точкой зрения, что все другие религии и ответвления христианства, кроме православия, являются заблуждениями в богоискательстве и настаивает, что будущее человечества связано исключительно с православной Россией .

Будущее мира связано именно с Россией. Любой духовный человек, который хоть немного разбирается в божественном откровении, знает, что Россия - это последняя, третья христианская, империя после Римской и Византийской.

История с поцелуем руки Путина

5 августа 2012 года с визитом на Валаам для проведения заседания попечительского совета Русского географического общества прибыл Президент России Владимир Путин . Видеоролик о его встрече священноначалием монастыря привлёк всеобщее внимание и широко обсуждался в блогосфере . На видео встречающие главу государства паломницы выражают желание получить у него благословение и передают ему записки. После обмена рукопожатиями с чиновниками Путин здоровается со священнослужителями. Внезапно находящийся среди встречающих игумен Мефодий наклоняется, чтобы поцеловать руку Путина. Тот почти сразу убирает ладонь, встряхивает её и снова оглядывается на Мефодия, что-то невнятно и сердито бормоча, показывает игумену кулак (как потом выяснилось - в шутку ). Как пояснил затем сам о. Мефодий, «я поцеловал руку президента России в знак признания маленьким <македонским> народом великого русского народа ». Мефодий также разъяснил, что в «восточном православии» поцелуй руки традиционно обозначает смирение, а поцелуй священником руки мирянина вписывается в эту традицию .

История с поцелуем имела бурный общественный резонанс. Пресс-секретарь Валаамского монастыря Михаил Шишков сообщил информагентствам, что инцидент вызвал «шквал неприятных звонков », в том числе и от журналистов. Звонившие выражали недовольство жестом о. Мефодия: «что вы пресмыкаетесь, что вы занимаетесь лизоблюдством? ». Подобные мнения и оценки пресс-секретарь монастыря назвал хамством. «Этот человек - македонец по национальности, для него это действие имеет глубокий смысл ». Здесь нет никакого лизоблюдства, пояснил спикер монастыря, в греческой церкви священник может сам поцеловать руку мирянину в знак смирения перед ним. Ни одного церковного человека это не смутило, таково монастырское понимание смирения, разъяснил общественности представитель Святого Валаама . Мефодий и Владимир Путин знакомы около 10 лет, их связывают дружеские отношения .

На следующий день игумен Мефодий попросил прощения у всех людей, которых невольно смутил своим поступком . Мефодий акцентировал, что «в целовании руки президента России не было ничего личного, лицеприятного и лицемерного », а выражалась его «христианская любовь… к великому русскому народу » . Эта история стала темой эссе прозаика Евгения Садкова «Поцелуй Мефодия» .

Ажиотаж вокруг необычного случая Валаамский монастырь решил обратить на пользу и популяризацию обители. На православных ресурсах, а также через информагентство Интерфакс-Религия было распространено обращение Святого Валаама с приглашением прихожан, паломников и всех интересующихся жизнью островной твердыни посетить и принять участие в создании и деятельности монастырских страниц на сайтах «ВКонтакте», «Facebook», «Твиттер» и в «Живом журнале» .

Примечания

  1. Карелия N 58 (3 июня 2010): Сретение: Крещены, но не просвещены
  2. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин освящения домового храма св. Кирилла и Мефодия
  3. Валаамский монастырь объяснил поцелуй руки Путина игуменом - Газета. Ru | Новости политики
  4. Ленский И.Л. Под куполами Валаама // Свидетели абхазской беды. - М .: Деловой ритм, 2008. - С. 294-315. - 320 с. - ISBN 978-5-903291-05-2
  5. Ступень к небу - Православные обители - РУССКОЕ ВОСКРЕСЕНИЕ
  6. Сайт администрации СМР
  7. ПСТГУ › Научная работа › Отдел новейшей истории РПЦ › Новости отдела › Состоялись 4-е Валаамские образовательные чтения
  8. ВАЛААМ, МУЗЕЙ, ХУДОЖНИКИ (публикации в прессе)
  9. Нужны трое святых, чтобы спасти страну
  10. Елена Яковлева: Надо стыдиться безграмотности взгляда на церковную жизнь - Елена Яковлева - «На Валааме» - Российская газета - Елена Яковлева: Надо стыдиться безграмотности вз …
  11. Для нас Валаам является возможностью принести Господу свою любовь, свое служение (интервью)
  12. В РПЦ объяснили, почему игумен припал к руке Путина - в знак смирения и признания русского народа . NEWSru (7 августа 2012). Архивировано из первоисточника 29 октября 2012. Проверено 19 сентября 2012.

Пятью грехами, получившими особое распространение в современной России, валаамский игумен Мефодий (Петров) назвал богатство, роскошь, блуд, тщеславие и гордыню. Об этом известный далеко за пределами Валаама проповедник сказал в финале рождественского богослужения, прошедшего 7 января 2013 года в Спасо-Преображенском Валаамском ставропигиальном мужском монастыре.

После праздничной литургии игумен Мефодий раздал детям рождественские подарки, припасённые для юных жителей архипелага Православным культурно-просветительским центром «Свет Валаама», который возглавляет священнослужитель. Скромные ларцы со сладостями на занесённом вьюгами острове в Ладожском озере - пока не встанет лёд, отрезанном в зимнее время от материка - согрели сердца валаамской детворы. Паства в январе здесь числом невелика: всего на Валааме сейчас проживают несколько сот семей, около 300 человек местного мирского населения, кроме того, на южной оконечности острова находится действующая военная часть Минобороны РФ. После открытия навигации, с весны до осени, архипелаг посещают более 100 тысяч паломников. В заботе о приобретении сонма этих душ человеческих для Царства Небесного о.Мефодий видит свой будничный долг.

6 февраля исполняется ровно 20 лет, как игумен Мефодий (в 1993 году - 32-летний послушник Венко Петров, недавно прибывший из Македонии) начал монашеское служение на Валааме. За два десятилетия клириком пройден большой духовный путь: получив первое послушание в алтаре, о.Мефодий был ризничим и гостинником монастыря, помощником настоятеля, епископа Троицкого Панкратия, по приёму паломников, директором воскресной школы. В 2005 году возведён в сан игумена и возглавил ПКПЦ «Свет Валаама», занимающийся катехизаторской, просветительской и благотворительной деятельностью. Проповедник, имеющий в православных кругах репутацию стойкого борца с экуменизмом, известен также как организатор и попечитель международных православных конференций и чтений, ежегодно проводящихся в Карелии. За вклад в сохранение православного историко-культурного наследия, валаамскому подвижнику присуждён титул лауреата Республики Карелия 2012 года.

Будучи убеждённым поборником державной мощи и мессианской роли России, игумен Мефодий в своих проповедях называет знаменательным тот факт, что первая атомная бомба в нашей стране была создана на территории Саровского монастыря, а достижения научной и конструкторской мысли советских учёных клирик уподобляет духовному подвигу. Подавая личный пример благочестия, смирения и кротости, богослов много выступает в светской и православной печати, ведёт активную проповедническую деятельность не только на Валааме, но и с амвонов храмов, расположенных на подворьях Валаамского монастыря в Москве, Санкт-Петербурге, Приозёрске и Сортавале.

По свидетельству пресс-секретаря Президента РФ Д. Пескова, Владимир Путин и игумен Мефодий дружат уже более десяти лет. Как рассказала мне искусствовед, художник и многоопытный валаамский гид Наталия Савина, глава государства, вылетая с Валаама на вертолёте, частенько берёт Мефодия на борт и усаживает рядом с собой: считается, что присутствие этого святого человека придаёт и без того надёжному летательному аппарату небесное покровительство и богохранимое свойство.

Дмитрий ДЕРЖАВИН

Валаамский македонец отец Мефодий: "Первую атомную бомбу в России создали на территории монастыря".

Павел Яблонский
Удивительное время пришло в северные края России. Ныне истоки государства Российского обнаруживают уже не от времен Киевской Руси, а раньше, от появления Рюриковичей на северо-западе нынешней России. И теперь первой столицей Руси считают Старую Ладогу, чей 1250-летний юбилей мы отметили в прошлом году.

А в нынешнем году в этих краях при участии Патриарха Московского и всея Руси Алексия II свершились еще два очень значительных события для духовной жизни России. Главное - возвращение Тихвинской иконы Божьей Матери. Кроме него и другое - по случаю 15-летней годовщины возрождения Спасо-Преображенского Валаамского монастыря и Дня памяти его основателей Валаамских чудотворцев преподобных Сергия и Германа в обитель из-за границы навсегда торжественно доставлен крест с частицей мощей великомученика и целителя Пантелеймона.

Верующие люди говорят: такие события вселяют большую надежду на то, что многое в России теперь может сильно измениться.

В Валаамской обители радушно встречает гостей удивительно добрый, светлый и жизнерадостный человек - иеромонах Мефодий, ризничий, помощник игумена по приему гостей, отвечающий также за все международные связи монастыря. 11 лет назад прибыл он жить и служить Богу на Валааме из далекой православной Македонии, которая вместе с Сербией фактически является западным форпостом православного мира. Почему отец Мефодий променял прекрасные южные края на суровый север, как этот европеец понимает православие сегодня? Об этом с необычным валаамским насельником беседует наш корреспондент.

- Отец Мефодий, почему вы решили уехать из Македонии на Валаам?

В монашеском размышлении своем думал я: куда поехать служить Богу? Была возможность направиться в Афон, это от нас близко, в Иерусалим. Или в Россию. Я пожил на монастырском подворье в Афоне, но так как ситуация между Македонией и Грецией была напряженная, не мог там оставаться; И созрело желание поехать в великую страну, где православных живет больше всего, а само православие переживает возрождение и духовный подъем. В 1992 году я впервые приехал на Валаам, а с 1993 года по приглашению игумена отца Панкратия стал трудиться в монастыре.

Вскоре мне пришло откровение от Бога, что это все не случайно. В Македонии недалеко от моего дома есть монастырь, где некоторое время жили около 70 монахов из Валаамского монастыря и даже осталась могилка одного старца-монаха. И вот в 1997 году ко мне на Валаам приехали родители и привезли фотографию могилки этого старца. Оказалось, что его звали Панкратий, как и нашего игумена. И еще меня поразило, что он преставился 6 февраля 1949 года, а я переехал жить на Валаам 6 февраля 1993 года.

А оказались же валаамские монахи в Македонии оттого, что в 30-е годы попали под влияние финской православной церкви и произошло разделение в богослужении на старый и новый стили. Особо ревностная братия не могла принять нового стиля. И эмигрировала в Сербию, Македонию и дальше на запад. Аж до Марокко находят те места, где богослужение по старому стилю сохранялось.

- Одинаково ли православное сознание у югославского, македонского народа и российского?

Это один дух по кровной славянской линии. Но известно, что будущее мира связано именно с Россией. Любой духовный человек, который хоть немного разбирается в божественном откровении, знает, что Россия - это последняя, третья христианская, империя после Римской и Византийской.

Византии уже нет, Россия - великая держава, прошла тяжелейший период богоборчества, но, слава Богу, сегодня через покаяние возрождается. Можно вспомнить слова преподобного Серафима Саровского, что Россия всегда будет сильная и будет страшна врагам. Не случайно первую атомную бомбу в России создали ведь на территории монастыря. Кто знает, что бы стало с миром, если б этим страшным оружием монопольно владела Америка и Россия не создала бы стратегический баланс в мире? И естественно, каждый из нас, который является чадом православной церкви, обращает взор свой к России, Все, что происходит в России, для маленькой Македонии - критерий, это то, к чему надо стремиться. У нас всегда с особым чувством смотрели на Россию, ждали от нее помощи, духовной поддержки. Мы с восхищением наблюдаем, как у вас открываются храмы, монастыри, возрождается духовная жизнь. Все это очень важно для мира. Хотелось бы, конечно, чтоб и другие народы, другие религии (которые обычно называют ошибочными) Бог тоже просветил в том, что будущее человечества связано с Россией.

Много постарался Сатана, чтоб унизить Россию, настроить людей на Западе против нее. Но, слава Богу, ныне российское правительство объясняет миру, что Россия - прежде всего не страна страшных коммунистических догматов, а страна, родившая огромное количество святых, посвятивших себя духовному подвигу.

- Но в России кое-кто говорит, Что православное мировоззрение, православная этика являются тормозом для развития страны.

Отвечу на примере еще из VI века. Тогда вдруг повсюду водворился такой мир, что не было ни войн, ни эпидемий, ни катастроф. И вот один философ спросил у одного святого отца: "Почему это так? Потому что у нас такой выдающийся царь, что строит храмы, богадельни, помогает народу, заботится о человечестве?" Святой отец ответил: "Нет. Это не благодаря царю, а благодаря тому, что на земле сейчас живут три человека, чьи молитвы Бог особенно принимает. Они особо угодны Богу. И благодаря их молитвам Бог подарил мир и благоденствие на земле". И он даже назвал имена двух из трех святых отцов, а третьим был он сам, но о себе промолчал.

Вот и мы в православной церкви не должны говорить об экономике, рынке, а должны поднять духовную жизнь человека, чтоб хоть два-три человека достигли такой святости, когда могли бы помочь всему миру избавиться от несчастий. Валаамские монахи в меру своих сил непрестанно молятся за спасение всего человечества от бед.

Святитель Филарет говорил: "Врагов своих надо любить, врагов государства - уничтожать, а врагов Бога - гнушаться".

Конечно, церковь осторожно относится к любой мировой идее, рассматривает ее с точки зрения возможного пришествия Антихриста. Мы наблюдаем события, изучаем Евангелие. Ведь, например, еще в 1912 году были пророчества о том, что станет с Россией через, пять лет,1 с приходом большевиков, их идеологии и практики.

И Гитлер, ведь сначала предлагал народам ложные идеи, развращал сознание, а потом отправлял к ним своих солдат. И теперь мы боимся, чтобы в России нынешняя свобода, вторжение всяких внешних влияний не поразили нравственной чистоты и души народа. Рынок, экономику никто не собирается ограничивать, они имеют свои законы. Но нравственность - это очень важный критерий во всех поступках и делах, в бизнесе.

- Часто говорят о том, что именно протестантское, лютеранское мировоззрение, этика помогли развиться странам с социально-экономической точки зрения (подразумеваются прежде всего страны Северной Европы, Германия). Их этика учит, что, живя в этом мире, своими благими делами, тем, как работаешь, ты в каждый момент напрямую общаешься с Богом и служишь ему. А в православии главное - пока ты живешь в этом мире, не греши, и на том свете тебе все зачтется.

Это неверная интерпретация православия, его влияния на поведение человека, на его успех. Потому что в православии человек, даже чтобы считать его просто религиозным, в своей личности должен совмещать четыре аспекта: литургический, догматический, канонический и нравственный.

Конечно, лютеране нравственный аспект, социальную жизнь довели до очень высокого уровня. Можно радоваться, как развито, например, в Германии уважение к личности, как много действует прекрасных социальных программ. Но если у них отсутствуют остальные три аспекта и человек не знает догматов церкви и может их нарушать, не знает святых апостольских канонов - это нерелигиозный человек.

В протестантских странах, как я уже говорил, мы уважаем их достижения в социальной жизни. Но уже то, как у них совершается таинство, как они молятся, как это упрощено и извращено, - не по святым отцам все это делается. Ведь ив России к 1913 году был большой расцвет экономической, духовной и нравственной жизни. Экономика тогда строилась на принципах чести, доверия, совести. И если бы это не прервали, сейчас в России не смотрели бы так на Запад, как ныне. Серьезнейшим последствием 1917 года оказался разрыв с церковью, когда народ насильственно отлучили от церкви и физически уничтожили носителей духа. Это очень важно нам всем сегодня понимать.

Газета "Единая Россия",
октябрь 2004

отметили

Священник Русской Православной Церкви отец Мефодий стихотворением обратился к уральским олимпийцам, которые после всех унижений приняли решение участвовать в Играх-2018 в Пхенчхане.

В обращении отца Мефодия транслируется призыв бойкотировать Олимпиаду.

Напомним, ранее Международный олимпийский комитет (МОК) заявил, что в Играх-2018 смогут принимать участие «атлеты из России» без государственного флага и гимна. А затем последовали еще более унизительные требования. В том числе болельщикам, как сообщалось, запретили выносить флаги на трибуны. Впоследствии эти сведения опровергали, но до конца точку в истории так и не поставили.

Более того, накануне стало известно, что не все российские спортсмены получили приглашение на Олимпиаду-2018. В окончательном списке - менее 200 атлетов. Полный текст стихотворения доступен чуть ниже.

Пока не потеряли то, что свято,

Во имя тех, кто не пришел с войны,

Не продавайте Родину, ребята!

Не стоит та медаль такой цены!

Все в мире переменчиво и тленно.
Настало время и «пяти колец».
Забыты идеалы Кубертена.
Повсюду правит золотой телец.

Как в балагане, на дешевой сцене,
Где заправляет дьявол во плоти,
Вас нагло опускают на колени
И требуют униженно ползти!

Для них и ложь, и правда - все едино!
И будет не по правилам игра.
Вы веруете в честный поединок,
А за столом напротив - шулера!

Они вас поприветствуют у входа,
Измазав черной грязью - за глаза.
У них в руках - крапленая колода,
А в каждом рукаве - по два туза.

Озлоблена, убога и сутула,
Европа вся хронически больна:
От имени Россия сводит скулы
И бешеная капает слюна.

Вновь побеждает «избранная раса»,
Соперников зажавшая в тиски.
И прыгают куски живого мяса…
Напичканные допингом куски.

У «избранных» есть Право, нет Запрета.
Не получилось? Можно повторить!
А в качестве примера - эстафета!
Все, как всегда! О чем тут говорить?

Вы можете поехать. Ваше право.
Решайте сами - быть или не быть.
Но знайте, что сегодня Честь Державы
Вам легче уронить, чем защитить.

И вам уже условия создали,
Чтобы свести на нет ваш тяжкий труд.
А если и добудете медали,
Не факт, что их потом не отберут.

Пока не потеряли то, что свято,
Во имя тех, кто не пришел с войны,

Не продавайте Родину, ребята!
Не стоит та медаль такой цены!

Спортивный бой всегда зовет к экрану.
И слава тем, кто победил в бою!
Но эти Игры я смотреть не стану.
Здесь унижают Родину мою!

На эту же тему:

Константин Фролов-Крымский

Нет, вы не русские, ребята.
И у позора на краю
Вы ради серебра и злата
Забыли Родину свою.

Вы унижаетесь постыдно,
Хвалу и почести любя.
Вам за державу не обидно!
Обидно только за себя.

Вам подлый враг диктует властно:
- Сидеть! Лежать! Ко мне ползком!
И вы согласны! ВЫ СОГЛАСНЫ
Лизать ботинок языком!

По сути – Родины лишённым,
И превратившимся в золу,
Оплёванным и прокажённым,
Но быть допущенным к столу.

Ну что ж, мы сами виноваты.
Вновь не по правилам игра,
Ведь воспитали вас, ребята,
Учебники из-за бугра.

Пообещать златые горы,
Из грязи возвести в князья –
Так нагло действуют «партнёры»
И окаянные «друзья».

Они твердили вам сурово,
Внушая голове пустой -
«Патриотизм» - плохое слово.
А «Честь» и «Родина» - отстой!

Они вас убеждали лживо,
Святые ценности поправ:
- Цель жизни – только лишь нажива!
А кто «в порядке», тот и прав.

И в результате – нет протеста
В защиту выбывших имён.
И не пустует свято место
Того, кто подло отстранён.

Вы – духи из Шенгенской зоны.
И бесполезно вам пенять.
Но ваши веские резоны
Я в жизни не смогу принять.

Когда Россия за спиною,
И Честь Отчизны на кону,
Между позором и войною
Я лично выбрал бы… войну.

В Валаамской обители радушно встречает гостей удивительно добрый, светлый и жизнерадостный человек – игумен Мефодий (Петров), помощник игумена Валаамского монастыря епископа Троицкого Панкратия по приему многочисленных гостей и международных делегаций.

16.09.2017 Трудами братии монастыря 5 461

В его телефонной книге есть телефоны, дни рождения и дни ангелов большого количества людей: президента России Владимира Владимировича Путина и нескольких представителей европейских государств, руководителей госкорпораций и крупных компаний, министров, депутатов, при этом директоров Сортавальского дома инвалидов и Приозерского детского дома-интерната, всех пенсионеров острова Валаам.

Каждому из них он всегда окажет помощь – кому душевным и духовным советом, за всех молится, все помогает как может: «Человек очень счастлив, если может исполнить чью-либо просьбу, - считает отец Мефодий. - Еще большее счастье испытывает тот, у которого ничего не просят, но он видит, что ближний нуждается, однако по скромности стесняется обратиться, и человек сам принимает решение помочь. Но, наверное, самый счастливый человек на земле тот, который выстраивает в себе такой добрый, честный, порядочный характер, что творить добро для него является его жизнью, его дыханием».

Самые теплые слова в день Ангела он пошлет и простому священнику из далекой Доминиканской республики и с такой же любовью он напишет и известному на всю Русскую Православную Церковь архиерею. Со многими на Валааме он служил Божественную литургию и причащался с ними Святых Христовых Таин. И для каждого гостя, начиная от простого священника из далекого прихода и кончая члена Священного Синода Русской Православной Церкви, у отца Мефодия найдутся добрые слова и молитвенные утешения.

В 1985 году, окончив Университет Кирилла и Мефодия в городе Скопье (Республика Македония) по специальности «инженер-строитель», тогда молодой еще Венко Петров, планировал создать семью и поселиться в Италии. Однако семь лет спустя он вступил на монашеский путь.

- Дорогой отец Мефодий, расскажите о роли семьи на Вашем монашеском пути.

Мой дедушка Петр построил два храма в Македонии. У него было восемь детей, я был самым младшим внуком от его старшей дочери. С детства дедушка водил меня на службы. Он был не священником, а простым чтецом в маленьком сельском храме, в котором проработал 70 лет. Так что мне до его служения Господу еще служить и служить. Дед был старостой храма, у него была горячая любовь к Богу, очень радел за церковное благолепие, я через него принял православную веру. Еще маленьким ребенком, я носил свечу перед священником во время Литургии.

Дедушка Петр очень любил кошек, в нашем дворе их могло быть до 40 одновременно. Бабушка кошек не выносила. Она была очень педантичной, чистоплотной и в доме их не держала, брала кошек носовым платочком и выкидывала через окно. Кошки падали в огромный виноградник, площадью более двухсот метров, и потом опять заходили в дом.

Помню, что после службы дедушка приводил с собой по 30-40 гостей, и просил всех напоить чаем и угостить. Он очень любил людей. У него была безграничная общительность. Мне кажется, по его молитвам я и унаследовал часть его любви к людям.

Дедушка Петр был величественным по духу человеком. Когда праведник умирает, такой же человек должен остаться в роду, и ты понимаешь, что того кто молился за народ, его больше нет. И надо заступить на его место. Жребий пал на меня. Мой дедушка удостоился заранее узнать о своей грядущей смерти. Когда пришло время, Господь открыл ему время и обстоятельства кончины. Зная, что он умрет завтра в 9 утра, дедушка призвал моего старшего брата, и спросил: «Ты завтра будешь дома в 9 утра?».

- «Буду дедушка», ответил брат.

- «Я тебя второй раз спрашиваю, будешь завтра в 9 утра?».

- «Буду дедушка», повторно ответил брат.

- «В третий раз спрашиваю тебя, точно будешь?»…

- «Буду», ответил брат.

А брат мой гитарист, на всю ночь он с друзьями уехал в гости, и всё-таки не пришёл домой. Дедушка умирая: «Где старший брат?»

- «Нет его»…

- «Зовите тогда маленького», то есть меня. Я зашел, поцеловал ему руку, по его просьбе подстриг, побрил его. Это считается одним из проявлений любви к старшим, у нас так в Македонии принято. Я до сих пор помню его любящие глаза. Он положил свою руку мне на сердце, стал благословлять, и начал пророчествовать, что со мной будет, рассказал все о моем будущем... Я тогда понял, что на моих руках умер настоящий молитвенник, и что кто-то должен продолжить его путь. На кладбище его провожало все село. И он такое напророчествовал, что ослушаться мне никак нельзя.

- Фактически, Вы исполняете то, что он сказал?

Да. Ровно через сорок дней я уже был в монастыре. И тогда в очередной раз я увидел, что такое воля Божия, когда Господь призывает к Себе на служение. Ты же не знаешь в каком монастыре и в какой стране будешь его исполнять. Я подумал, попробую вначале Афон, ведь до Афона было всего 200 километров. Если не получится - направлюсь в Иерусалим. О России, а тем более о Валааме я тогда и не думал.

Но сначала я решил поехать на Афон. У меня есть друг, он сейчас епископ Наум, а тогда был простым монахом монастыря Григориат, он взял благословение у игумена обители, чтобы я попал на Афон. Меня очень хорошо встретили, поселили на подворье монастыря в Салониках, я там прожил всего 12 дней.Каждый день с проигуменом монастыря, мы ходили в министерство Северной Греции, чтобы я получил диамонитирион (разрешение, виза на посещение паломниками Святой Горы Афон - прим. ред.), чтобы попасть на Афон. А там не очень благообразная сестра брала мой паспорт и швыряла мне обратно в лицо со словами: «Тебе нельзя на Афон». Иеромонах П. возмутился: «Что вы делаете! Архимандрит Георгий его благословил». А любой игумен со Святой Горы Афон имеет статус министра Греции, является непререкаемым авторитетом. И мне говорит - завтра попробуем.

На следующий день мы опять идем. Опять она видят мой паспорт славянина из Македонии, и опять швыряет мне в лицо. У меня сердце кровью обливается. Я про себя думаю - я же слезно Матерь Божию прошу, почему Она меня не пускает? Что я такое натворил? А потом иеромонах П. начинает узнавать, кто была эта сестра? И оказывается, что ее муж был летчиком. И поскольку Греция входит в НАТО, то ее мужа над Вьетнамом в свое время сбили русские. И она ненавидит за это всех славян. Когда она третий раз мне отказала, архимандрит Георгий мне говорил: «Может быть, Вы вернётесь в Македонию и изучите греческий язык, пока политическая ситуация между Грецией и Македонией не утихнет, и мы заберем тогда заберем Вас на Афон». А я ему на это сказал: «Я уже с родителями попрощался; благословите меня приехать в Россию!» Он говорит: «Вы кого-нибудь знаете в России?» Я ответил, что знаю. Он поинтересовался, кого именно, на что я ответил, что знаю батюшку Иоанна Кронштадтского и преподобного Серафима Саровского. Тогда он с улыбкой сказал: «У вас всё получится, у вас очень хорошие друзья!» (смеется). И вот по его благословению я попал в Россию, в Троице-Сергиеву Лавру. Про Иерусалим я даже не вспомнил.

Мне повезло. Когда я был в Болгарии, то искал возможность попасть в Россию, спрашивал: «How to get to Russia?», только я потом я сообразил, что я не знаю ни слова по-русски. Я тогда владел в совершенстве знал македонский, cербо-хорватский. И свободно говорил на английском, немецком, французском, итальянском языка. А по-русски тогда «ни бум-бум». Ни слова не знал. Я же никогда не был в России и не понимал, как туда добраться. Я начал искать и Господь привел меня в Свято-Никольский храм, который находится в центре Софии. Там мне сказали, что через 20 минут отъезжает поезд в Россию. Я поспешил на вокзал, вижу - 50 человек провожают какого-то русского батюшку, им оказался иеромонах Лонгин (прим. ред. – сейчас митрополит Саратовский и Вольский Лонгин). Как я узнал позже, он тогда оканчивал обучение в Софийской духовной академии им. св. Климента Охридского и богословском факультете Софийского государственного университета. В период обучения в Болгарии он служил внештатным священником в русском храме святителя Николая в Софии. Я попросил отца Лонгина помочь мне. Он посмотрел на меня внимательно, задал пару вопросов, взял какого-то мужчину из провожающих и сказал ему: «Помогите ему». Оказалось, что он доверил меня послу России в Болгарии, который сделал мне визу и 21 августа я приехал в Москву.

В Москве меня встретил иеромонах Лонгин, мы поехали в Лавру, через Ярославский вокзал. Россию. А когда зашли в метро, на нас шла толпа, человек пятьсот, и кричала: «Руцкой-президент». Радостно так кричали. Ну и я за ними «Руцкой-президент». А отец Лонгин меня поправляет: «Не кричи, это не наш президент». Мне очень нравилось метро. Тогда в России мне понравились всего две вещи - метро и храмы. Я по образованию инженер-строитель, поэтому так трепетно отношусь к архитектуре, как и владыка Панкратий (прим. ред. - епископ Троицкий Панкратий по светскому образованию является архитектором).

- Какова роль почившего архимандрита Кирилла (Павлова) в Вашем монашеском пути?

Когда мы приехали в Лавру, иеромонах Лонгин говорит: «Пойдем к старцу, если он благословит, останешься в Лавре, если нет, не обижайся, ищи себе другое место. У нас никто в Лавру не поступает без благословения отца Кирилла(архимандрит Павлов)». Я очень волновался, что же скажет мне старец. Я еще не успел зайти к нему в келью, а он из-за двери сразу сказал: «Пусть этот македонец остается в Лавре» – такую проявил прозорливость. Так я остался в Троице-Сергиевой Лавре. Тогда там был «конкурс» - на одно место просилось по 40 человек. Я прожил в Лавре полгода.

С владыкой Панкратием мы сразу подружились, тогда он был еще экономом Лавры, и мне давали послушания в экономской службе. Когда приснопамятный Патриарх Алексий II назначил архимандрита Панкратия наместником Валаамского монастыря, то он сразу предложил мне поехать на остров, я тогда о Валааме не знал вообще ничего. Мы пошли к отцу Кириллу за благословением, а он и говорит: «Пусть македонец уезжает на Валаам». Вот такие два судьбоносных благословения я получил от старца. Слава Богу! Так по Божией милости и Его воле я попал в Россию, и благодарю Господа за это.


На встрече 23 мая 2017 года Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с Президентом Македонии Георге Ивановым, Первосвятитель отметил, что много людей узнают о Македонии, посещая Валаамский монастырь. «Там на постоянной основе трудится ваш «посол» игумен Мефодий (Петров) ― легендарная личность, его все очень любят. Он принимает всех с открытым сердцем», отметил Предстоятель Русской Православной Церкви.

У нас огромные планы по выставкам, по объединению всех творческих сил России. Огромное количество молодых студентов и известных художников приезжают к нам работать, молятся в нашей обители, духовно окормляются. То внутреннее преображение, которого они достигают, воплощается в прекрасных картинах, выражается в творениях, передается всем, кто соприкасается с такими творческими людьми. У нас есть желание и возможности, чтобы Валаам стал настоящим духовном центром, Северным Афоном России, в который смогут приезжать все созидатели, все творческие и боголюбивые люди, патриоты нашей Родины. Хочется, чтобы монастырь пришел в то состояние, в котором он был до разрушения, до того, когда Господь судил такой крест и такие испытания, когда на Валааме жило очень много духоносных отцов, очень много старцев, которые освещали этот остров не только своим физическим существованием, а прежде всего великими духовными дарованиями, которые они получали от Бога, а потом отдавали миру.

- Отец Мефодий, сейчас многие упрекают Церковь, что вкладываются большие средства в строительство храмов и часовен, в восстановление монастырей, и многие скептики говорят, что давайте лучше эти деньги раздадим нищим и построим больницы и детские дома.

Вы знаете, на это, я часто вспоминаю слова приснопамятного Патриарха Алексия II. Когда он в тяжелые для молодой России времена начинал восстанавливать Храм Христа Спасителя, он сказал, что чем больше будет храмов, тем больше люди будут молиться, и тем меньше нам понадобятся больницы и детские дома. И также он сказал мудрую фразу: «Скажите, а когда у России, у православных, были легкие времена?»

Сейчас в Церкви мы не должны говорить об экономике, рынке, а должны поднимать духовную жизнь человека, чтоб хоть два-три человека достигли такой святости, когда могли бы свой молитвою помочь всему миру, помочь избавиться от несчастий. Валаамские монахи в меру своих сил непрестанно молятся за спасение всего человечества от бед.

- Что бы Вы хотели сказать тем, кто думает связать свою жизнь с монашеством?

Насчет ухода человека из мира в монастырь, - мне кажется, что очень важно, чтобы современный человек имел в виду, что монашество – это тайна Божия, она дается Богом, она имеет свои сакраментальные, таинственные аспекты. Человек должен изучать Святых Отцов, должен понимать историческую и догматическую значимость самой Церкви, чтобы понимать, что такое монашество.

Есть такие слова молитвы: «Идеже бо хощет Бог, побеждается естества чин». И действительно если Господь захочет, Он, конечно, дает из всех своих Даров Духа такие Дары, которые дают человеку силы победить свое естество, жить по плоти ангельски, подражать ангельскому чину. И конечно, это нелегко, поскольку монашество проявляет огромную борьбу против греха, против греховной нечистоты человеческой плоти. Естественно, монах должен соблюдать очень много духовных принципов, чтобы остаться в монашеском чине. Будущему монаху, конечно, понадобится приложить огромный труд, огромный подвиг, чтобы он нашел ответ на все духовные вопросы и пришел к совершенной Вере в познании Бога.

Путь монашеский - это и есть путь совершенства. Он не дается легко. Христианская жизнь, конечно, не гладкая, не сладкая, она очень серьезная. Она требует от человека серьезного подхода. И. даже если человек считает, что он собственными силами может что-то достигнуть в жизни, тем более в духовной жизни - это, конечно, уже поражение. Мы с Божьей помощью, с помощью Божественной Благодати стараемся подражать Христу, подражать Его благости, Его образу и примеру служения человечеству. Сейчас мирским людям нужно правильно относиться к современным монахам и быть к ним снисходительными, потому что сегодняшние монашествующие приходят из мира.

Монашество-это сначала путь скорбный, путь весьма деятельный, весьма тяжелый, весьма очистительный. А потом, если человек достигнет такой степени совершенства и благодатного духовного истинного состояния, он, конечно, жаждет, чтобы эти свои знания, эти духовные дары отдать, вернуть человечеству, чтобы они послужили на благо человечества. И как раз происходит такое истинное преображение монаха, когда он подражает своему Творцу, быть благим в отношении к ближнему, быть благим в отношении ко всей природе, быть благим в отношении к деликатной, сложной жизни, которая сейчас попускается современному Адаму, попускается всем нам, чтобы мы, конечно, нашли этот ключ мудрости, нашли эту возможность стать еще на земле, жителями Рая. То есть это возможно через послушание, через смирение, а самое главное через любовь. Как говорят Святые Отцы: « Попробуй смириться и станешь жителем Рая».

- Люди, которые приезжают сюда на Валаам, они преображаются, и универсального рецепта, конечно, нет …

- Все нами движет любовь к Богу, все мы стремимся к Богу. Времена, конечно, разные, но наша любовь к Богу неизменна. Она проявляется мимо всех наших невзгод, мимо всех внешних обстоятельств.

Современному человеку нужен бальзам для души. Человек находится в центре суетной жизни, и ему прежде всего, нужна Любовь. Ему не хватает Любви. Сейчас в мире огромная нехватка и дефицит Любви. Как сказал Господь: «и, по причине умножения беззакония, во многих охладеет Любовь». Мы все время умоляем, чтобы Господь даровал ее. Как написал святой апостол Иаков: «Если же у кого из вас недостает мудрости, да просит у Бога, дающего всем просто и без упреков, - и дастся ему». Потому что Он щедрый, человеколюбивый, Он прекрасный, долготерпеливый….

Беседовали послушники Валаамского монастыря Александр Веригин и Артемий Самойлов.

Loading...Loading...