Павловская слобода храм благовещения пресвятой богородицы расписание. Павловская Слобода
На реке Истре в 17 километрах от знаменитой Ново-Иерусалимской обители в селе Павловская Слобода стоит целый ансамбль храмов, который можно принять за монастырь. На просторном приходском участке расположился Благовещенский храм с семью главами, шатровая колокольня, а также розовый храм Царственных мучеников, строящаяся часовня Вифлеемских младенцев и надвратная церковь преподобного Иосифа Волоколамского. Все эти постройки, кроме центрального Благовещенского храма, были возведены в недавнее время. Благовещенский приход и его церкви связан с двумя знаменитыми обителями этой части Подмосковья: Иосифо-Волоцким и Ново-Иерусалимским монастырями.
Главными датами в истории Благовещенского прихода Павловской Слободы можно назвать 1504 и 1663 годы. К 1504 году относится первое документальное упоминание села как вотчины бояр Морозовых, а в 1663 году было достроено и освящено каменное здание сохранившейся до наших дней Благовещенской церкви. Обе эти даты были важны и для религиозной жизни Московского государства. В 1504 и в 1666 годах состоялись два знаменитых церковных собора, оба закончившиеся анафемами, осуждениями и гонениями. На московском соборе 1504 года была окончательно осуждена ересь жидовствующих, которая увлекла в том числе и многих представителей духовенства и государственных чиновников. По итогам собора около десятка самых видных еретиков, среди которых был брат управляющего посольскими делами, сожгли в деревянных срубах. Ярым противником жидовствующих как на этом соборе, так и ранее был игумен Успенского Волоколамского монастыря преподобный Иосиф Санин.
В 1666 году, всего три года спустя после освящения храма в Павловской Слободе, на новом соборе осудили и лишили патриаршества церковного реформатора и строителя Ново-Иерусалимского монастыря Никона. Правда, еретиком его не признали, вина патриарха состояла в обиде царя Алексея Михайловича и, говоря современным языком, в превышении должностных полномочий. Кстати, одним из пунктов обвинения значилось строительство новых монастырей, которым бывший патриарх давал неподобающие имена вроде «Нового Иерусалима». Павловская Слобода расположилась на пересечении двух дорог - сухопутной в сторону Иосифа-Волоцкой обители и водной по реке Истре в Новый Иерусалим. В истории прихода отразились важные религиозные события XVI и XVII веков, связанные с основателями этих монастырей.
Преподобный Иосиф Волоцкий стал особо почитаться в приходе Благовещенского храма Павловской Слободы в последнее время. В честь этого святого был сооружен небольшой надвратный храм, который первым бросается в глаза со стороны автобусной остановки. Этот новый храм построен в духе церквей XVII века, а его пестрая расцветка, видимо, была позаимствована у старинной московской церкви Николая Чудотворца в Хамовниках. В облике здания сочетаются зеленый, белый, желтый и красный цвета. Кстати, надкупольный крест церкви в Хамовниках напоминает крест Благовещенской церкви в Павловской Слободе. Оба распятия украшены фигурками ангелов-серафимов, которые расселись на перекладинах, будто птицы на ветвях дерева.
С внешней стороны ворот, над которыми сооружен храм Иосифа Волоцкого, в одной из ниш установлена ростовая мозаичная икона преподобного Иосифа. На ней изображена и основанная преподобным Успенская обитель вблизи Волоколамска. На мозаике заметна высокая колокольня монастыря, которая была взорвана из военных соображений в 1941 году при отступлении советских войск. Если пройти на территорию храмового комплекса к главному старинному храму Благовещения, то на сводах его массивного крыльца увидим фрески, где вновь изображен святой Иосиф Волоцкий. На одной из фресок повествуется о знамении на месте возведения Волоколамской обители. По легенде, место для строительства монастыря указал удар молнии и неожиданная буря, повалившая деревья вокруг.
Главная Благовещенская церковь, как уже говорилось, была построена незадолго до церковного суда над патриархом Никоном. Тем не менее, осуждение не касалось его обрядовой реформы, а отрицающие новый обряд проклинались собором как раскольники. Владелец Павловской Слободы и строитель Благовещенского храма Борис Иванович Морозов не дожил несколько лет до освящения церкви в своей вотчине. Несмотря на то, что Морозов был «дядькой» и близким сподвижником царя Алексея Михайловича, церковный раскол сделал его фамилию одним из знамен противного царю старообрядчества. Вдова родного брата Бориса Ивановича Морозова Феодосия стала одной из самых известных противниц церковных нововведений. Именно она изображена на знаменитой картине Василия Ивановича Сурикова «Боярыня Морозова» в образе фанатичной сторонницы старого обряда, которую в оковах на санях увозят в место заточения.
Феодосия Морозова тесно общалась и сотрудничала с предводителем староверов опальным протопопом Аввакумом. Какое-то время непокорную знатную особу не трогали. Поводом для суда, тюрьмы и казни, возможно, стал отказ Морозовой от приглашения на царскую свадьбу. С этого времени ее вместе с родной сестрой княгиней Урусовой и рядом единомышленников подвергали допросам, арестам, пыткам, а также уговорам принять церковные реформы и помириться с царем. В конце концов, несговорчивую боярыню увезли в заточение в Пафнутьев Боровский монастырь, где она и скончалась от голода в земляной тюрьме вместе с сестрой. Место гибели старообрядческой мученицы впоследствии широко почиталось населением Боровска и его окрестностей, значительная часть которого принадлежала к различным староверческим толкам.
Немало староверов проживало и в Павловской Слободе. В конце XIX века здесь снимал дачу знаменитый композитор Александр Порфирьевич Бородин. Он поселился в так называемом «кладбищенском» конце села, где как раз и проживали раскольники-беспоповцы. На берегах реки Истры они странным образом оказались в соседстве с Ново-Иерусалимской обителью ненавистного им патриарха Никона. В своих письмах из Павловской Слободы Бородин описал быт и нравы этих людей, живших замкнуто и отстраненно от других жителей села. Местное раскольничье согласие имело своим духовным центром московскую общину так называемых «федосеевцев», чья молельня и сейчас находится вблизи бывшего старообрядческого кладбища в Москве у Преображенской площади. Композитор Бородин, естественно, заинтересовался песенной традицией Павловских староверов. Считается, что услышанные в селе молитвенные напевы Александр Порфирьевич использовал в своей Третьей симфонии. К сожалению, это произведение Бородина не было записано и не сохранилось.
Интересно, что в Пафнутьевом Боровском монастыре сошлись судьбы родственницы строителя Благовещенской церкви Павловской Слободы боярыни Морозовой и почитаемого здесь преподобного Иосифа Волоцкого. На протяжении 18 лет Иосиф жил в Боровской обители, являясь учеником святого Пафнутия. Иосиф даже возглавлял монастырь некоторое время после смерти учителя. Разногласия с подчиненными монахами вынудили Иосифа оставить ставший родным монастырь и обосноваться в Волоколамской земле, откуда были родом его родители.
Еще один храм комплекса в Павловской Слободе посвящен Царственным мученикам - семье последнего российского императора Николая II . Икону царской семьи можно увидеть над входом в эту церковь. Видимо, семь колоколов разных размеров в примыкающей к церкви звоннице символизируют каждого члена расстрелянной в 1918 году в Екатеринбурге семьи. На сегодняшний момент на территории прихода строится еще и водосвятная часовня с купальней, которую предполагается освятить, как указано на стенде, в честь «14 000 убиенных Иродом Вифлеемских младенцев». Согласно евангельскому рассказу иудейский царь Ирод, услышав от пришедших восточных мудрецов о звезде, которая указывала на рождение в Вифлееме великого царя, сильно испугался. Он велел убить там всех младенцев, рассчитав примерный возраст возможного, как он думал, претендента на его власть. Эти убитые младенцы стали почитаться в церкви как невольные мученики за Христа. Судя по эскизу на стенде, храм будет построен в духе древних соборов Владимирского зодчества. В частности, если проект не изменится, внешние стены часовни украсят каменные барельефы.
Всего в трех километрах от комплекса храмов в Павловской Слободе стоит церковь благоверного князя Александра Невского в поселке Княжье Озеро. Этот новый храм хорошо виден с трассы «Новая Рига». Интересен он, прежде всего, тем, что с 2009 года в нем хранится древняя Торопецкая икона Божией Матери. Чудотворный образ до революции был главной святыней города Торопец Тверской области, а в советское время переместился в запасники Русского музея в Ленинграде. Оттуда девять лет назад ее «вызволил» местный предприниматель, поместив в построенный на его средства храм Александра Невского в Истринском районе.
Над крутым обрывом берега реки Истра, которая замысловато петляет среди просторов полей и лесистых холмов, возвышается белокаменное здание, рядом с которым раскинулось большое селение – Павловская Слобода. Согласно историческим данным, люди здесь начали селиться с XI века. Но первые письменные подтверждения этому датируются XVI столетием, когда в грамоте Великого князя Ивана III была упомянута Павловская Слобода как родовая вотчина бояр Морозовых.
Боярин Борис Морозов был ближайшим другом царя Алексея Михайловича. Он имел славу рачительного хозяина, поэтому свою любимую вотчину, которая объединяла вокруг Павловской Слободы еще шестнадцать сел, превратил в процветающее великолепное хозяйство. На протяжении всей своей праведной жизни боярин Морозов свято чтил устои, учил этому своих детей и приближенную свиту. Поэтому решил возвести величественный собор из белого камня.
Начало строительства приходится на 1650 год, а завершилось оно в конце 1662 года. Строение изначально было задумано огромных размеров, на высоком подклете, с венчающими его семью главами. При нем была открыта трапезная и организованы два приделы, один во имя святого пророка Ильи, второй – святого Николая Чудотворца. Со временем достроили шатровую колокольню, которая гармонично завершила дивный архитектурный ансамбль. К сожалению, до официального освящения, которое состоялось в начале 1663 года, боярин Морозов так и не дожил. За более чем трехсотлетнюю свою историю церковь повидала многое. В нем частенько бывал царь Алексей Михайлович. Он старался присутствовать на богослужениях и трапезничать с прихожанами. Любил отдыхать царь в этих стенах, взбираться на колокольню, дабы осмотреть близлежащие просторы.
В разные времена его посещали царь Федор, молодая царевна Софья и будущий правитель Руси – Петр I.
В начале XIX столетия приход подвергся крупнейшим перестройкам. Была до основания разобрана первоначальная колокольня. На ее месте, с западной стороны, возвели новую, укрепленную. Но в нынешнее время, после тщательного проведения ряда исследований, была восстановлена шатровая колокольня, которая стала точной копией первоначальной, с южной стороны. Были достроены два придела: один в честь Казанской иконы Матери Божией, а второй в честь апостола Андрея Первозванного.
В период прихода к власти большевиков и начала крупнейших гонений все было закрыто и с легкой руки правительства разорен. Во время начала войны против оккупационных войск была взорвана колокольня, а в нем самом были организованы общежитие и мастерская по пошиву сумок. Только к началу девяностых годов прошлого века он стал возрождаться и приобрел новую жизнь. День 7 июля 1992 года ознаменовался тем, что именно тогда была проведена первая Божественная Литургия, после длительного перерыва.
С того времени и до сегодняшнего дня здесь ведутся крупнейшие реставрационные работы. По благословению митрополита Крутицкого начали строительство парадного крыльца, а в подклете возводят крестильный храм с баптистерием, предназначенным для крещения с полным погружением человека.
Храм Благовещения Пресвятой Богородицы - православный храм Истринского благочиния Московской епархии, расположенный в Павловской Слободе; памятник культурного наследия федерального значения.
История
Земли, на которых стоит храм, к моменту постройки первой церкви принадлежали дворянскому роду Морозовых. Данных о постройке деревянной церкви в селе Павловское практически не сохранилось; есть лишь некоторые чертежи, где архитектура церкви типична для воздвигнутых в конце XV - начале XVI вв. Первое сохранившееся письменное упоминание о церкви на высоком правом берегу Истры датируется 1593 годом. В середине XVII века Борис Иванович Морозов, наставник царя Алексея Михайловича, был одним из самых влиятельных людей в государстве. Он решил построить вместо деревянного пышный каменный храм, куда было бы прилично приглашать царя. Семиглавая церковь была заложена около 1650 года. Борис Морозов, умерший в 1661 году, не дожил до открытия храма; строительство завершилось в 1662 году под присмотром вдовы Анны Ильиничны (сестры Марии Милославской). С юго-востока (там же, где и сейчас), к храму примыкала колокольня. В церкви бывал царь Алексей.
Вскоре бездетная Анна Ильинична умерла, и село отошло к государству; в следующие века храм только терял свои значение и богатства. В 1830 году церковь была перестроена. В частности, были разобраны порталы и заложены гульбища. К 1880 году высота колокольни считалась недостаточной для того времени, а её ветхость также послужила причиной для её сноса. Вместо неё к западной стене храма была построена массивная колокольня, подавлявшая архитектуру самого храма. При советской власти в 1933 году храм был закрыт и разорён. В 1941 году, во время Великой Отечественной войны, советские войска взорвали колокольню, которая из-за своей высоты могла служить немцам ориентиром. В 1992 году богослужения были возобновлены. Была вновь отстроена первоначальная [источник не указан 790 дней ] колокольня.
Приписные храмы
К Благовещенской церкви приписаны 7 храмов и часовен: в разы больше, чем у любого другого храма Истринского благочиния.
- Храм Царственных Мучеников
- Надвратный храм Иосифа Волоцкого
- Часовня Мефодия и Кирилла
- Храм Воскресения Словущего
- Казанский храм в дер. Ивановская
- Казанская надкладезная часовня: находится над источником у реки Истры рядом с деревней Лешково и посвящена Казанской иконе Божией Матери; ежегодно 21 июля в часовне совершается водосвятный молебен.
- Владимирская надкладезная часовня: находится над источником в деревне Обушково и посвящена Владимирской иконе Божией Матери; ежегодно 8 сентября в часовне совершается водосвятный молебен.
Святыни
Утверждается, что в храме хранятся частицы следующих религиозных деятелей:
|
|
|
Над обрывом, на высоком берегу Истры, живописно петляющей среди полей и поросших лесом холмов, вознесся белокаменный храм. Рядом с ним раскинулось большое село – Павловская Слобода. Доподлинно известно, что люди здесь селились уже с XI века, а может быть и раньше. Однако впервые упоминается Павловская Слобода в грамоте Великого князя Всея Руси Ивана III в 1504 году как родовая вотчина бояр Морозовых.
Борис Иванович Морозов, ближайший сподвижник и друг государя Алексея Михайловича, был рачительным хозяином и свою любимую вотчину, объединявшую вокруг Слободы еще 16 сел, превратил в великолепное хозяйство. Борис Иванович свято чтил устои православной жизни. Оттого и задумал воздвигнуть величественный каменный храм.
Боярин Морозов меньше года не дожил до освящения храма, которое состоялось в феврале 1663 года. Храм вышел на славу. Огромный, на высоком подклете, с семью главами, с трапезной и двумя приделами во имя св. пророка Илии и свт. Николая Чудотворца. К храму примыкала шатровая колокольня, завершавшая дивный ансамбль.
Многое повидал храм за 350 лет своей жизни. В нем неоднократно бывал царь Алексей Михайлович, присутствовал на богослужениях, трапезничал, отдыхал в колокольне. Посещали храм царь Федор, царевна Софья, молодой царь Петр.
В XIX веке храм повергся большим перестройкам. была разобрана первоначальная колокольня, возведена новая, у западной стороны храма. Устроены два придела: Казанской иконы Матери Божией и св. апостола Андрея Первозванного.
В 1933 году храм был закрыт и разорен. В 1941 г. взорвали колокольню. Были в храме и общежитие, и артель по пошиву сумок. Но промыслом Божиим в начале 90-х обрел храм вторую жизнь. 7 июля 1992 г., в праздник рождества Иоанна предтечи, здесь была совершена первая Божественная Литургия.
По сей день на территории храма по благословению митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия ведутся серьезные реставрационно-строительные работы.
Wiki: ru:Благовещенская церковь (Павловская Слобода)
Благовещенская церковь в Павловской Слободе - описание, координаты, фотографии, отзывы и возможность найти это место в Московской области (Россия). Узнайте где находится, как добраться, посмотрите что интересного вокруг. Ознакомьтесь с другими местами на нашей интерактивной карте, получите более подробную информацию. Познайте мир лучше.
Соборы №811 – Благовещения Пресвятой Богородицы, церковь
Храмы России №1063 – Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы в Павловской Слободе (Благовещенская церковь, не позже XVI в.)
Пятиглавый храм с боковыми приделами на подклете, хороший образец московского зодчества XVII в., выстроенный в усадьбе Б. И. Морозова в 1661-1662. Боковые приделы Ильинский и Никольский, в подклете крестильня и Предтеченский придел, в XIX в. были также придел Андрея Первозванного и Казанской Богоматери. Закрыт в 1933, колокольня 1879 в 1941 взорвана, занят фабрикой. Открыт в 1992, отреставрирован.