Почему троица и почему пятидесятница. Праздник святой троицы

Христианское Триединство - едва ли не один из самых спорных вопросов веры. Многозначность толкования привносит немало сомнений в классическое понимание. "три", треугольника, чаш и других знаков по-разному толкуются богословами и исследователями. Кто-то связывает этот символ с масонами, кто-то - с язычеством.

Противники христианства намекают на то, что эта вера не может быть цельной, и упрекают в наличии трех основных ветвей - православия, католицизма и протестантства. В одном мнения сходятся - сам символ един и неделим. А Богу стоит отвести место в душе, а не в разуме.

Что такое Святая Троица

Святая Троица - три ипостаси единого Господа: Святой Дух, Отец и Сын. Однако это не означает, что Бог воплощен в трех разных существах. Это все лики одного, которые сливаются воедино.

Стоит отметить, что к Всевышнему не применимы привычные категории, в данном случае - числа. Он не разделен временем и пространством, как остальные предметы и существа. Между тремя ипостасями Господа нет никаких зазоров, промежутков либо расстояний. Потому Троица Святая и представляет собой единство.

Материальное воплощение Святой Троицы

Принято считать, что человеческому разуму не дано постичь тайну этого триединства, но можно провести аналогии. Подобно тому, как образована Троица Святая, существует и солнце. Его ипостаси - форма абсолюта: круг, тепло и свет. Таким же примером служит и вода: источник, спрятанный под землей, сам родник и поток как форма пребывания.

Для человеческой природы триединство заключается в уме, духе и слове, которые присущи людям как основные сферы бытия.

Хоть три существа и составляют одно, они все же разделены происхождением. Дух - без начала. Он исходит, а не рождается. Сын - подразумевает рождение, а Отец - извечное существование.

Три ветви христианства по-разному воспринимают каждую из ипостасей.

Троица в католицизме и православии

Трактовка тройственной природы Бога в разных ответвлениях христианской веры обусловлена историческими вехами развития. Западное направление не было долго под влиянием устоев империи. Быстрый переход к феодализации общественного уклада жизни исключил необходимость связывать Всевышнего с первым человеком государства - императором. Потому и исхождение Святого Духа не привязывалось исключительно к Богу-Отцу. В католической Троице нет главенствующего лица. Святой Дух исходил теперь не только от Отца, но и от Сына, о чем свидетельствует добавленное в постановление второго слово «филиокве». Дословный перевод обозначает целую фразу: «И от сына».

Православная же ветвь долго находилась под влиянием культа императора, потому Святой Дух, по мнению священников и богословов, напрямую связывался с Отцом. Таким образом, Бог-Отец стоял во главе Троицы, и уже от него происходили Дух и Сын.

Но при этом не отрицалось и происхождение Духа от Иисуса. Но если от Отца он исходит постоянно, то от Сына - только временно.

Троица в протестантстве

Протестанты во главе Святой Троицы ставят Бога-Отца, и именно ему приписывают порождение всех людей как христиан. Благодаря «Его милосердию, воле, любви» и принято считать Отца центром христианства.

Но даже в пределах одного направления не существует единого мнения, все они отличаются в некоторых аспекта понимания:

    лютеране, кальвинисты и другие консерваторы придерживаются догмата троичности;

    западные протестанты разделяют праздники Троицы и Пятидесятницы как два различных: на первом проводят богослужения, тогда как второй - «гражданский» вариант, во время которого устраиваются массовые гулянья.

Троица в древних верованиях

Как уже говорилось, истоки триединства корнями уходят в дохристианские верования. Чтобы найти ответ на вопрос «что такое Святая Троица в православии/католицизме/протестантстве», нужно заглянуть в языческую мифологию.

Известно, что идея о божественности Иисуса взята из поганской веры. По сути, под реформы попали только имена, так как сам смысл триединства остался неизменным.

Вавилоняне, задолго до появления христианства, разделили свой пантеон на следующие группы: Земли, Неба и Моря. Три стихии, которым поклонялись жители, не боролись, а в равной мере взаимодействовали, потому главная и подчиненные не выделялись.

В индуизме известны несколько проявлений Троицы. Но это тоже не было политеизмом. Все ипостаси находили воплощение в одном существе. Визуально Бога изображали как фигуру с общим телом и тремя головами.

Троица Святая у древних славян воплощалась в трех главных богах - Даждьбог, Хорс и Ярило.

Церкви и соборы Святой Троицы. Разногласия в изображении

Таких соборов во всем христианском мире множество, ведь они возводились во славу Господа в любом его проявлении. Едва ли не в каждом городе строился собор Святой Троицы. Самыми известными являются:

    Троице-Сергиева лавра.

    Церковь Живоначальной Троицы.

    Каменный Троицкий храм.

Свято-Троицкая или Троице-Сергиева, построена в 1342-м году в городе Сергиев Посад. Церковь Святой Троицы чуть было не снесли с лица земли большевики, но в итоге ее просто лишили статуса исторического наследия. В 1920-м ее закрыли. Работу свою лавра возобновила только в 1946 году и открыта для посещений по сей день.

Церковь Живоначальной Троицы находится в Басманном районе в Москве. Когда основана Святой Троицы, достоверно не известно. Впервые письменные воспоминания о ней датируются 1610 годом. Вот уже 405 лет храм не прекращает свою работу и открыт для посещений. Эта церковь Святой Троицы, помимо богослужений, проводит также и ряд мероприятий для знакомства людей с Библией, историей праздников.

Храм Святой Троицы существовал не дольше, чем до 1675 года. Поскольку выстроен он был из дерева, то до наших дней не дожил. Вместо старого здания с 1904 по 1913 год строится новый храм с тем же именем в Во времена фашистской оккупации он не прекращал работу. Посетить храм можно и сегодня.

Частично воплощение славы и величия Святой Троицы соборы, церкви передают. Но насчет графического изображения триумвирата до сих пор мнения расходятся. Многие священники утверждают, что изображать Святую Троицу нельзя, поскольку человеку не дано постичь природу существа и увидеть материальное олицетворение.

Святая Троица - богословский термин, отражающий христианское учение о Триипостасности . Это одно из важнейших понятий православия.

Догмат о Пресвятой Троице – основание христианской религии.

Бог есть един по существу, но троичен в лицах: Отец, Сын и Святых Дух, Троица единосущная и нераздельная.

Само слово «Троица» небиблейского происхождения, в христианский лексикон введено во второй половине II века Феофилом Антиохийским. Учение о Пресвятой Троице дано в христианском Откровении.

Догмат о Пресвятой Троице непостижим, это таинственный догмат, непостижимый на уровне рассудка. Для человеческого рассудка учение о Пресвятой Троице противоречиво, потому что это тайна, которая не может быть выражена рационально.

Не случайно о. Павел Флоренский называл догмат о Святой Троице «крестом для человеческой мысли». Для того, чтобы принять догмат о Пресвятой Троице греховный человеческий рассудок должен отвергнуть свои претензии на способность все познавать и рационально объяснять, т. е. для уразумения тайны Пресвятой Троицы необходимо отвергнуться своего разумения.

Тайна Пресвятой Троицы постигается, причем только отчасти, в опыте духовной жизни. Это постижение всегда сопряжено с аскетическим подвигом. В.Н.Лосский говорит: «Апофа- тическое восхождение есть восхождение на Голгофу, поэтому никакая спекулятивная философия никогда не могла подняться до тайны Пресвятой Троицы».

В Троицу отличает христианство от всех других монотеистических религий: иудаизма, ислама. Учение о Троице есть основание всего христианского веро- и нравоучения, например, учения о Боге Спасителе, о Боге Освятителе и т. д. В.Н.Лосский говорил, что Учение о Троице «не только основа, но и высшая цель богословия, ибо… познать тайну Пресвятой Троицы в ее полноте – значит войти в Божественную жизнь, в саму жизнь Пресвятой Троицы.»

Учение о Триедином Боге сводится к трем положениям:
1) Бог троичен и троичность состоит в том, что в Боге Три Лица (ипостаси): Отец, Сын, Святой Дух.

2) Каждое Лицо Пресвятой Троицы есть Бог, но Они суть не три Бога, а суть единое Божественное существо.

3) Все три Лица отличаются личными, или ипостасными свойствами.

Святые отцы, для того, чтобы как-то приблизить учение о Пресвятой Троице к восприятию человека, пользовались различного рода аналогиями, заимствованными из мира тварного.
Например, солнце и исходящие от него свет и тепло. Источник воды, происходящий из него ключ, и, собственно, поток или река. Некоторые усматривают аналогию в устроении человеческого ума (святитель Игнатий Брянчанинов. Аскетические опыты): «Наш ум, слово и дух, по единовременности своего начала и по своим взаимным отношениям, служат образом Отца, Сына и Святого Духа».
Однако все эти аналогии являются весьма несовершенными. Если возьмем первую аналогию – солнце, исходящие лучи и тепло, – то эта аналогия предполагает некоторый временный процесс. Если мы возьмем вторую аналогию – источник воды, ключ и поток, то они различаются лишь в нашем представлении, а в действительности это единая водная стихия. Что касается аналогии, связанной со способностями человеческого ума, то она может быть аналогией лишь образа Откровения Пресвятой Троицы в мире, но никак не внутритроичного бытия. К тому же все эти аналогии ставят единство выше троичности.
Святитель Василий Великий самой совершенной из аналогий, заимствованных из тварного мира, считал радугу, потому что «один и тот же свет и непрерывен в самом себе и многоцветен». «И в многоцветности открывается единый лик – нет середины и перехода между цветами. Не видно, где разграничиваются лучи. Ясно видим различие, но не можем измерить расстояний. И в совокупности многоцветные лучи образуют единый белый. Единая сущность открывается во многоцветном сиянии».

Краткая история догмата о Пресвятой Троице

В то, что Бог есть един по существу, но троичен в лицах, христиане верили всегда, но само догматическое учение о Пресвятой Троице создавалось постепенно, обычно в связи с возникновением различного рода еретических заблуждений. Учение о Троице в христианстве всегда было связано с учением о Христе, с учением о Боговоплощении. Тринитарные ереси, тринитарные споры имели под собой христологическое основание.

В самом деле, учение о Троице стало возможным благодаря Боговоплощению. Как говорится в тропаре Богоявления, во Христе «Троическое явися поклонение». Учение о Христе «для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие» (1 Кор. 1, 23). Также и учение о Троице есть камень преткновения и для «строгого» иудейского монотеизма и для эллинского политеизма. Поэтому все попытки рассудочно осмыслить тайну Пресвятой Троицы приводили к заблуждениям либо иудейского, либо эллинского характера.

Первые растворяли Лица Троицы в единой природе, например, савеллиане, а другие сводили Троицу к трем неравным существам (ариане). Осуждение арианства произошло в 325 году на Первом Вселенском Соборе с Никее. Основным деянием этого Собора было составление Никейского Символа Веры, в который были внесены небиблейские термины, среди которых особую роль в тринитарных спорах IV столетия сыграл термин «омоусиос» - «единосущный».

Чтобы раскрыть подлинный смысл термина «омоусиос» понадобились огромные усилия великих Каппадокийцев: Василия Великого, Григория Богослова и Григория Нисского.
Великие Каппадокийцы, в первую очередь, Василий Великий, строго разграничили понятия «сущности» и «ипостаси».неначинаемость бытия и Божеское достоинство принадлежат одинаково всем трем ипостасям. Отец, Сын и Святой Дух суть проявления ее в Лицах, из которых каждое обладает всей полнотой божественной сущности и находится в неразрывном единстве с ней. Отличаются же Ипостаси между собой только личными (ипостасными) свойствами.
Кроме того, Каппадокийцы фактически отождествили (прежде всего два Григория: Назианзин и Нисский) понятие «ипостась» и «лицо». «Лицо» в богословии и философии того времени являлось термином, принадлежавшим не к онтологическому, а к описательному плану, т. е. лицом могли называть маску актера или юридическую роль, которую выполнял человек.
Отождествив «лицо» и «ипостась» в троичном богословии, Каппадокийцы тем самым перенесли этот термин из плана описательного в план онтологический. Следствием этого отождествления явилось, по существу, возникновение нового понятия, которого не знал античный мир: этот термин - «личность». Каппадокийцам удалось примирить абстрактность греческой философской мысли с библейской идеей личного Божества.

Различие Божественных Лиц по ипостасным свойствам

Согласно учению, Ипостаси суть Личности, а не безличные силы. При этом Ипостаси обладают единой природой. Естественно встает вопрос, каким образом их различать?
Все божественные свойства относятся к общей природе, они свойственны всем трем Ипостасям и поэтому сами по себе различия Божественных Лиц выразить не могут. Невозможно дать абсолютное определение каждой Ипостаси, воспользовавшись одним из Божественных имен.
Одна из особенностей личностного бытия состоит в том, что личность уникальна и неповторима, а следовательно, она не поддается определению, ее нельзя подвести под некое понятие, поскольку понятие всегда обобщает; невозможно привести к общему знаменателю. Поэтому личность может быть воспринята только через свое отношение к другим личностям.
Именно это мы видим в , где представление о Божественных Лицах основано на отношениях, которые между ними существуют.
Примерно начиная с конца IV века можно говорить об общепринятой терминологии, согласно которой ипостасные свойства выражаются следующими терминами: у Отца – нерожденность, у Сына – рожденность (от Отца), и исхождение (от Отца) у Святого Духа. Личные свойства суть свойства несообщимые, вечно остающиеся неизменными, исключительно принадлежащие тому или другому из Божественных Лиц. Благодаря этим свойствам Лица различаются друг от друга, и мы познаем их как особые Ипостаси.
При этом, различая в Боге три Ипостаси, мы исповедуем Троицу единосущной и нераздельной. Единосущие означает, что Отец, Сын и Святой Дух суть три самостоятельных Божественных Лица, обладающие всеми божественными совершенствами, но это не три особые отдельные существа, не три Бога, а Единый Бог. Они имеют единое и нераздельное Божеское естество. Каждое из Лиц Троицы обладает божественным естеством в совершенстве и всецело.

День Святой Троицы празднуется на пятидесятый день после Пасхи, поэтому этот еще называется Пятидесятницей. Праздник Пятидесятницы, или день Святой Троицы проходил так. В десятый день по Вознесении Господа Иисуса Христа, в день иудейского праздника первой жатвы, когда ученики и с ними Дева Мария находились в Сионской горнице, в третий час дня в воздухе послышался сильный шум, как во время бури. В воздухе появились яркие трепещущие языки огня. Это был огонь не вещественный – он был одной природы с благодатным огнем, который ежегодно сходит в Иерусалиме на Пасху, он светил, не обжигая. Носясь над головами апостолов, языки огня опустились на них и опочили. Тут же, вместе с внешним явлением произошло и внутреннее, совершившееся в : “исполнишася вси Духа Свята”. – И Богоматерь, и апостолы ощутили в тот миг необыкновенную силу, действующую в них. Просто и непосредственно им был дан свыше новый благодатный дар глагола – они заговорили на языках, которых не знали прежде. Это было дарование, необходимое для проповеди Евангелия по всему миру.

В память об этом событии праздник Пятидесятницы называется еще днем сошествия Святого Духа, а так же днем Святой Троицы: в явлении Святого Духа, исшедшего от Бога-Отца по обещанию Бога-Сына, раскрылось таинство единства Святой Троицы. Название же Пятидесятницы день этот получил не только в память древнего праздника, но и потому, что это событие пришлось на пятидесятый день после христианской Пасхи. Как Пасха Христова заменила собой древний иудейский праздник, так и Пятидесятница положила основание Церкви Христовой как союзу в Духе на земле.

О Святой Троице на “Правмире”:

Праздник Святой Троицы – это одно из интереснейших и, пожалуй, самых необычных церковных торжеств. Он, как и Пасха, тоже всегда отмечается в воскресенье – а именно спустя 50 дней после этого дня (Пресвятая Троица еще именуется Пятидесятница).

При этом в большинстве своем мы гораздо больше знаем о Светлом Воскресении или о Рождестве, чем о дне Пресвятой Троицы. Вот почему интересно будет разобраться, что это за праздник, почему он имеет несколько названий, и каков священный смысл этой даты. А самое главное – как же правильно отмечать Великую Троицу?

Праздник Троица в православии: значение и названия

Прежде всего, разберемся с названиями. Есть простые случаи, когда все понятно: Рождество – это Рождество, а Пасха – это Пасха (или Светлое Воскресение Христово). А вот с Троицей дело обстоит немного по-другому – праздник имеет сразу несколько названий:

  1. День Троицы (День Святой или Пресвятой Троицы, Троицын день) – т.е. праздник в честь триединого Бога: Отца, Сына и Святого Духа.
  2. Пятидесятница – это слово имеет точно такое же значение. Просто оно напоминает нам о том, что сошествие Духа произошло на 50 день после Пасхи. Поэтому и празднование всегда выпадает также на воскресенье: 27 мая 2018 года, 16 июня 2019 года и т.д.
  3. Духов день, или день Святого Духа – этим названием подчеркивается ключевое событие, в честь которого и отмечается праздник.

Все эти названия праздника Троицы можно встретить в различных источниках – например, в Википедии, православных журналах и других. К слову сказать, Духов день выпадает на понедельник, а сама Пятидесятница – на воскресенье. Но при этом что означают три дня Троицы? Они символизируют один и тот же праздник, просто отмечается он три дня.

Святая Троица: что за праздник

Итак, в чем же смысл этого интересного праздника? Почему он считается одним из великих христианских торжеств наряду с Пасхой, Рождеством, Крещением и другими знаменательными датами? Ответы на эти вопросы можно получить, если кое-что узнать о тех событиях двухтысячелетней давности, которые и положили добрую традицию отмечать эту дату.

История праздника Троицы восходит ко временам последних дней жизни Иисуса на земле. Незадолго до своей кончины он пообещал, что ровно через 50 дней после этого Бог пошлет Утешителя, который будет незримо помогать всем его последователям.

И действительно, по прошествии 40 дней Спаситель вознесся на небо, а еще спустя декаду ученики Христа собрались вместе в одном из домов Иерусалима. И в этот момент в небе послышался очень сильный шум, как будто ураганный ветер пронесся над городом.

Оказалось, что это были не потоки воздуха, а чудесное событие: в тот же момент над головами учеников-апостолов зажглись язычки пламени. Люди начали говорить на всех языках и наречиях, которые использовались в те времена местными народами. Затем святые апостолы-последователи Христа стали учить людей, проповедуя им спасение и Божью любовь.


Однако что значит праздник Троицы для нас – людей, живущих в новое время, 2000 лет спустя? Оказывается, что актуальность тех событий сохранилась в первозданном виде, потому что сошествие Святого Духа имеет прямое отношение ко всем жителям планеты.

Его приход на землю означает наступление благодатного времени, когда мы имеем прямую связь с небесными силами. Каждый человек сегодня может просто помолиться, попросить прощения и получить его.

А в былые времена для этого совершались сложные обряды, приносились жертвоприношения, разжигались костры. Словом, прощение приобреталось весьма дорогой ценой. Теперь же связь со Всевышним налажена так, что к нему может обратиться любой из нас.

Получается, что Дух Святой – это своеобразный канал связи между человеком и Богом. Более того – он и есть сам Бог, его третье лицо. Поэтому православный праздник Троицы символизирует Триединого Господа, который раскрылся во всей своей полноте.


ПОЧЕМУ СВЯТОЙ ДУХ – УТЕШИТЕЛЬ?

Отмотаем события на 20 веков назад и представим такую картину. Господь умер, но воскрес. Радости верующих нет предела – ведь даже сегодня отголоски этого события отдаются радостной волной в сердцах миллиардов верующих, когда они произносят: «Христос воскрес! Воистину воскрес!» А что случилось после?

Спаситель ушел на небо, как и полагается, на 40 день. Наверное, у многих людей на сердце появилось такое чувство, что они будто осиротели или потеряли правое крыло. Но вот – прошло всего 10 суток, и на землю сошел Святой Дух.

Получается, что с тех пор и до сегодняшнего дня сам Бог незримо находится рядом с нами, и в любое мгновение мы можем обратиться за его помощью. Именно для этой цели и был послан Утешитель на нашу планету.

Как православные празднуют Пресвятую Троицу

Среди церковных праздников День Святой Троицы – это, пожалуй, самое красивое мероприятие года. Священники облачаются в зеленые одежды, храмы и иконы Святой Троицы украшаются ветвями березы, полевыми цветами, листьями. Пол в храмах устилается свежей травой.

Зеленый тон служит символом животворящей веры, возрождения природы после долгой зимы, но самое главное – освобождением человеческой души от греха.

Вот почему в этот день принято освящать березовые ветви (березка ведь – это настоящий символ России) и приносить их в дом. Поверье гласит, что этот своеобразный букетик принесет удачу на весь год, если его сохранить до следующей Троицы.

Зеленые ветки других растений — дуба, липы, клена и рябины также используют, чтобы украсить жилище на Троицу. Они призваны оберегать дом от злых духов. Из луговых трав берут васильки, любисток, чабрец, папоротник, мяту, мелису, лопух, плетут из них венки и вешают на дверь, составляют букеты, которые ставят на стол или возле икон.


Накануне в Великую Троицкую субботу служится всенощное бдение. В день праздника Святой Троицы читается Евангелие от Иоанна, совершается праздничная литургия.

Третий день Троицы называется днем Святого Духа. В этот день в церквях принято освящать воду. Люди берут траву и ветки, которыми украшались храмы, и приносят домой. Засушивают их и хранят весь год – они оберегают дом от болезней и бед. Целители рекомендуют собирать в этот день травы — считается, что природа наделяет их особыми чудодейственными свойствами.

Священники не рекомендуют в эти праздничные дни заниматься тяжелой физической работой, посещать кладбище, планировать какие-то глобальные дела (например, уборка дома, работа на даче, крупные покупки и т.п.). Лучше всего найти время для праздничных богослужений — сходить в храм на службу, посетить литургию в честь Пресвятой Троицы, проникнуться духом светлых , настроиться на праздничную волну.

А остаток дня можно провести со своими близкими, помочь родным, навестить старых друзей. Поста в праздник Святой Пятидесятницы нет, поэтому праздничный стол предполагается богатый и обильный, с разнообразными мясными блюдами, пирогами, свежей зеленью.

Также после праздничного обеда устраиваются традиционные народные гулянья — люди стремятся на природу, где совершают обрядовые танцы, поют песни, разжигают костры. А еще можно в такой праздник загадать самое заветное желание – если настроиться на исполнение мечты, она непременно сбудется.

Итак, что это такое – праздник Великая Троица? Это день сошествия Духа Святого, когда Бог проявился во всех трех лицах и явил себя как триединый Всевышний.

А еще это день возрождения человеческой души, когда она может получить бесценный дар спасения, просто раскаявшись в своих прегрешениях и доверив все переживания Господу. Такая вот она – светлая Пресвятая Троица.

Каждый год в нашей стране, как и в прочих государствах, населенных православными христианами, летом празднуют Троицу. В этот день принято украшать дома и храмы зеленью, с ним связано множество поверий и народных обычаев, уходящих корнями в незапамятные времена.

Святая Троица – одно из основных понятий христианского вероучения, поэтому праздник Троицы в христианском мире стоит в одном ряду с такими важными праздниками, как Пасха и Рождество. Отмечается он с 381 года — с того момента, когда на Константинопольском церковном соборе было утверждено учение о трех ипостасях Бога: Отце, Сыне и Святом Духе.

В Евангелии рассказывается, что на пятидесятый день со дня Воскресения Спасителя на Его учеников снизошел Святой Дух в виде огненных языков, и они тут же принялись проповедовать на разных языках, которых ранее не знали, учение Христа. С этого дня миру был явлен Господь во всей его полноте триединства, поэтому праздник в честь явления Святого Духа называется Троицей.

Православные христиане, как и верующие других христианских конфессий, отмечают Троицу на пятидесятый день после Пасхи. Этот день всегда приходится на воскресенье и является выходным днем. Во многих христианских государствах Троица признана государственным праздником.

Еще одно название праздника — день Пятидесятницы — имеет значительно более древнюю историю, описанную в библейском ветхом Завете. Праздник Пятидесятницы отмечался еще древними евреями в честь того дня, когда пророк Моисей спустился с горы Синай, неся своему народу скрижали Завета с Господом. Это произошло на пятидесятый день после выхода еврейского народа из Египта.

Троицын день считается днем, когда родилась Церковь Христова, поэтому все православные верующие отмечают его с радостью и весельем. Именно с этого дня Апостолы, до того момента напуганные и таящиеся от людей, преисполнились верой и отвагой, дарованными Духом Святым, и безбоязненно пошли проповедовать учение Спасителя. Только в тот день к ним присоединились около трех тысяч человек.

На Троицу принято украшать свои дома живой зеленью, однако это не обязательно должны быть березовые ветви. На Украине в этот день идут в храм с большими пучками пахучих трав: любистока, шалфея, аира, чабреца и других. После освящения зеленых букетов их ставят за образа и хранят весь год, до следующей Троицы.


Во время болезни кого-то из членов семьи троицкую зелень добавляют в целебное питье, считая, что она помогает от всех хворей.

В среднерусских селах и деревнях на Троицу принято приносить в храм березовые ветви и полевые цветы. Храмы, дома и подворья в этот день обильно украшаются свежей зеленью, пахучей травой посыпается пол в избах. В поселениях Русского севера (Якутии, Приленье) для этого берутся ветви ели, на Юге России – липы или рябины.

Во многих местностях цветы для троицких букетов специально выращиваются заботливыми хозяйками, чтобы к празднику дом выглядел особенно нарядным.

Кроме того, во многих местностях принято в этот день «завивать березу» — заплетать ветви молодой березки в косу, вплетая в нее яркие цветы и ленты. По окончании праздника украшение обязательно расплетают, чтобы дерево «не обиделось».

Связь использования трав и ветвей с празднованием Троицы кроется в совпадении по времени христианского праздника с более древним славянским обычаем – празднованием Семика, дня почитания буйно растущей летней зелени. Народные обычаи, связанные с Троицыным днем, имеют дохристианское происхождение, но за прошедшие столетия они прочно соединились в сознании народа с верой в Спасителя.

В этот день принято плести венки из свежих ароматных трав и цветов, надевая их на головы людям, а порой даже скоту. Среди блюд, которые готовятся к праздничной трапезе, основное место занимает яичница-глазунья, символизирующая животворящее начало Природы.

На праздничную церковную службу все идут нарядные, держа в руках букеты из молодых березовых ветвей, ароматных трав и цветов. Освященная зелень занимает главенствующее место в избе – рядом с образами.

После праздничной трапезы начинается пора гуляний. Центральное место здесь занимает береза: ее ветви «завивают» цветами и лентами, иногда даже наряжают самое красивое дерево в женскую вышитую рубаху. Вокруг него водят хороводы и поют песни. Заканчивается гуляние трапезой, во время которой березу «угощают» приготовленными яствами.

Принесенный на гулянье праздничный каравай делится между семьями, в которых есть невесты, и его кусочки потом используются в приготовлении свадебного каравая.

Считается, что в этот день нельзя рубить зелень и деревья с использованием железа: можно только рвать и ломать руками. В качестве украшения домов и церквей никогда не используется осина – она считается иудиным деревом. Нежелательны крушина и орешник.

Разумеется, нельзя в день праздника выполнять – сельскохозяйственную или домашнюю, кроме самой необходимой. Шить, прясть, белить и т.д. строго запрещено, особенно в семьях, где есть невесты или беременные. Нельзя в этот день купаться в реке или озере – высока возможность утонуть.

Через семь недель после чудесного воскресения Иисуса Христа Его учеников ждала новая, ни с чем несравнимая радость - сошествие на них Святого Духа Утешителя. В этом было совершение обетования, данного им Учителем перед Его вознесением на Небо.

Отныне, исполненные Божьей Благодатью, они стали основанием новой соборной и апостольской церкви, поправшей врата ада и открывшей путь в жизнь вечную.

Пятидесятница православная и иудейская

Праздник, установленный в честь этого события - православная Троица - часто именуется Святой Пятидесятницей. Объяснений этому названию несколько. Кроме того, что сошествие Святого Духа совершилось именно на пятидесятый день после Пасхи, что послужило основанием для его названия, это был ещё и день иудейского праздника, также именуемого Пятидесятницей. Установлен он был в память дарования евреям Закона, начертанного на скрижалях и полученного ими из рук пророка Моисея на пятидесятый день после их выхода из египетского рабства - Еврейской Пасхи.

О нём мы узнаём из трудов многих древних авторов. Один из них, Иосиф Флавий, рассказывая об этом празднике, связанном также и с началом жатвы пшеницы, именует его именно Пятидесятницей. Подобное название встречается и в дошедших до нас сочинениях греческих и византийских историков.

Прообраз Нового Завета

Таким образом, Ветхий Завет, заключённый Господом с евреями на пятидесятый день после Еврейской Пасхи и именуемый Синайским, стал прообразом Нового Завета, заключённого в Сионской Горнице сошествием на апостолов Святого Духа. В этом выражается неразрывная связь Нового Завета с Ветхим. Из всех праздников, установленных святой церковью, только Пасха Христова и Пятидесятница имеют ветхозаветные корни.

Новозаветное объяснение праздника

Чтобы понять в полной мере, что означает праздник Троица, следует обратиться к текстам Нового завета. Из них следует, что смерть властвовала над людьми со времён первородного греха, но Иисус Христос своими крестными страданиями и последующим воскресением из мёртвых открыл людям жизнь вечную. Вратами же в неё явилась Христианская церковь, рождённая в день схождения на апостолов Святого Духа.

Во второй главе книги Деяния апостолов описывается, как ученики Христовы в течение десяти дней, последовавших за его чудесным вознесением, пребывали в Иерусалиме и вместе с Пресвятой Богородицей ежедневно собирались в горнице, которая получила название Сионской. Всё их время было заполнено молитвами и богомыслием. На десятый день, как явствует из Священного Писания, вдруг послышался шум, подобный тому, что рождается от порывов ветра. Вслед за ним над головами апостолов появились языки пламени, которые описав в воздухе круг, почили на каждом из них.

Дары Святого Духа

Этот невещественный огонь был зрительным образом Святого Духа. Преисполненные Им, апостолы переродились к новой жизни. Отныне их ум отверзся для постижения тайн Царствия Небесного. Но, кроме того, Благодатью Божией им были дарованы силы и способности, необходимые для проповеди истинного учения среди самых различных народов. Их уста отныне вещали на языках, прежде чуждых и не известных им. Подобное чудо привело в смятение свидетелей их первых проповедей. С величайшим изумлением иноплеменники узнавали в их речах звуки родного языка.

С этих пор установилась апостольская преемственность. Каждое следующее поколение иереев через таинство рукоположения обретало благодать, дававшую им возможность самим совершать таинства, без которых путь в жизнь вечную невозможен. Вот поэтому это радостный праздник - православная Троица - по праву считается днём рождения церкви Христовой.

Особенности богослужения на Троицу

Празднование Троицы сопровождается одной из самых красивых и запоминающихся церковных служб всего православного годового цикла. На Великой вечерне исполняются торжественные стихиры, воспевающие Святого духа и его сошествие на апостолов, а по их завершении иерей читает специальные праздничные молитвы, прося у Бога благословения Его святой Церкви, спасения всех её чад и упокоения душ усопших. Служба на Троицу включает в себя также особое прошение, возносимое о тех, чьи души до Страшного Суда пребывают в аду. Во время чтения этих молитв все присутствующие в храме стоят коленопреклонённо и внимают словам священника.

Традиции праздника Троицы необыкновенно богаты и поэтичны. С древних времён принято в этот день полы в храмах и жилых домах устилать свежей травой, а в церковных помещениях ставить специально срубленные для праздника берёзки. Иконы обычно украшаются убором из берёзовых веток, а во время богослужения всему клиру предписывается быть в облачении зелёного цвета, что символизирует живительную силу Духа Святого. Внутренний вид храмов в этот день приобретает облик весенней рощи, где всё славит Творца в Его неизреченной мудрости.

Народные традиции и обряды

Народные традиции праздника Троицы уходят своими корнями в дохристианские времена. Так уж сложилось, что нередко в глубинном сознании народа христианское и языческое соседствует бок о бок. Особенно отчётливо это проступает в старинных обычаях. Троицын день не является исключением. Традиции этого праздника, одного из важнейших у восточных славян, включают в себя так называемый Семицко-Троицкий цикл. В него входят четверг и суббота на неделе, предшествующей празднику, а также непосредственно сам Троицын день. В целом это носит в народе название «Зелёных святок».

Народные традиции праздника Троицы тесно связаны с ритуалами поминания усопших, особенно утопленников. Кроме того, в них нашли отражение древний культ растений и всё, что связано с девичьими гаданиями, гуляньями и всевозможными инициациями. Если добавить сюда ещё принятые у славян проводы весны и встречу лета, то будет понятно, сколь многообразен в своих смысловых оттенках этот праздник.

Неделя перед праздником

Вся неделя перед праздником воспринималась как его радостное преддверие. В эти дни молодые девочки 8-12-летнего возраста отправлялись за берёзовыми ветками для украшения ими домов. В четверг было принято угощаться яичницей, символизирующей собой летнее солнце. В лесу дети выполняли особый ритуал - завивали берёзу. Её предварительно украшали лентами, бусами и цветами, а затем сплетали её ветви в косы, связывая их попарно. Вокруг наряженной таким образом берёзки водили хороводы - так, как это делается вокруг рождественской ёлки.

Суббота перед Троицей была днём поминания усопших. Она с давних пор называлась Родительской субботой. Так она именуется и в наши дни. Православная церковь включила её в число дней особого поминовения. Кроме молитвенного поминания в церкви и дома, в Родительскую субботу принято посещение кладбищ, уход за могилами и просто сердечная молитва о тех, кто ушёл из жизни, но остался нам близок и дорог. Святая Церковь учит, что у Бога нет мёртвых, поэтому для тех, кто ушёл в вечную жизнь, наши поминания будут как поздравления со Святой Троицей.

Традиции праздничного дня

Суббота перед Троицей, с её тихой грустью по ушедшим из жизни, сменялась радостным днём праздника. После торжественной службы в храме молодёжь отправлялась в лес, к тем берёзкам, которые были завиты на Троицкой (семицкой) неделе. Теперь полагалось их развить, иначе берёзки могли "обидеться". Снова водились хороводы, пелись песни, принимались поздравления со Святой Троицей. Заканчивалось всё праздничной трапезой. Сами же берёзы срубались. Их с песнями носили по деревне, и, наконец, пускали плыть по реке. Считалось, что их жизненные силы перейдут к первым всходам нового урожая.

Традиции праздника Троицы отводили рекам и озёрам особую роль. В этот день у девушек было принято гадать о том, как сложится в ближайшее время их личная жизнь. Чтобы узнать эти волнующие молодые сердца тайны, плели венки из весенних цветов и опускали их в речные струи. Если венок тонул, это означало, что девушке придётся набраться терпения и ждать своего суженого до следующей весны. Если же он держался на воде, а особенно если плыл против течения, то можно было с уверенностью готовить свадебный наряд - жених где-то рядом.

Ограничения, предписанные в дни праздника

Но, согласно древним поверьям, все водоёмы в дни, когда происходило празднование Троицы, таили в себе особую опасность. Было замечено, что в Троицын день русалки покидали свои обычные омуты и выходили из воды. Спрятавшись в листве прибрежных ив, они смехом и ауканьем заманивали неосторожных прохожих и, защекотав их до смерти, увлекали за собой в водные глубины. По этой причине купаться в праздник Троицы считалось полным безумием.

Вообще этому празднику сопутствовали многие ограничения. Кроме купания, не рекомендовалось гулять в одиночку по лесу, так как от леших тоже ничего хорошего ожидать не приходилось. На протяжении всей Троицкой недели нельзя было вязать берёзовые веники, что вполне понятно, учитывая сакральную роль, отводимую берёзе в день праздника. Ещё считалось, что у тех, кто будет в Семицкую неделю строить забор или ремонтировать бороны, скотина принесёт уродливый приплод. Трудно сказать, какая тут связь, но раз нельзя - значит нельзя, лучше не рисковать. Ну и, разумеется, как в каждый праздник, нельзя было работать.

Праздник Троицы вчера и в наши дни

Среди исследователей бытует мнение, что лишь во времена преподобного Сергия Радонежского стал в полной мере отмечаться на Руси праздник Святой Троицы. Традиции и обычаи, присущие прежде Семицкой неделе, постепенно перешли к Троице, что вообще не редкость в исторической практике. Яркой тому иллюстрацией может служить православное Рождество Христово, традиционно сопровождаемое многочисленными обрядами, дошедшими до нас из языческих времён.

Говоря о том, что означает праздник Троица в наши дни и что он значил для наших предков, нужно выделить главное - и тогда и теперь это торжество жизни, дарованное нам Спасителем. Сегодня мы подходим к нему более осмысленно. Благодаря тем возможностям, которые открыл перед нами век технического прогресса, каждому стали доступны труды святых отцов и популярные богословские статьи. Многое из того, во что верили давно ушедшие поколения славян, стало для нас лишь поэтическим фольклором. Но зато величайший гуманизм Христова учения открылся для нашего понимания во всей своей силе и красоте.

Loading...Loading...