Преставление апостола и евангелиста иоанна богослова. Когда отмечают день памяти Иоанна Богослова

─ святого евангелиста и ближайшего ученика Иисуса Христа. Эта дата входит в число великих праздников, причтенных к двунадесятым, то есть несколько уступающим по значению двенадцати важнейшим после Пасхи торжествам, но, тем не менее, являющимся важными вехами годового литургического цикла.

Сыны грома

Со страниц Нового Завета и из Священного Предания известно, что отцом евангелиста Иоанна был простой рыбак по имени Заведей , а матерью - дочь праведного Иоанна Обручника от первого брака Саломия. В день памяти апостола Иоанна Богослова всегда упоминается, что он относится к числу первых учеников Иисуса Христа, призванных им на служение.

Свершилось это событие на берегу Генисаретского озера , когда Иоанн вместе со своим братом Иаковом помогал отцу в его работе. По зову Спасителя молодые люди навсегда оставили свои прежние занятия и последовали за Ним.

Во святом Евангелии от Марка говорится, что Иисус весьма возлюбил обоих братьев и за неуёмный, порывистый характер нарёк их Сынами Грома, что на древнееврейском языке звучит как «Боанергес ». Следуя за Христом на всём пути его земного служения, они явились свидетелями и участниками многих важнейших событий.

Свидетели чудес господних

Так, в день памяти Иоанна Богослова с церковных амвонов читаются евангельские строки, в которых описывается Преображение Господне на горе Фавор и подчёркивается, что неслучайно это чудо было явлено пред очами и обоих сынов Заведеевых. В этом выражается особое отношение Иисуса к этим трём его ученикам .

Кроме того, в день памяти Иоанна Богослова непременно вспоминаются отрывки из 5-й главы Евангелия от Марка и 8-й от Луки, в которых повествуется о воскрешении дочери Иаира ─ весьма важного лица, возглавлявшего одну из синагог. Это чудо, при котором воля господня заставила раздвинуться пределы человеческого естества, также было явлено на глазах апостола Иоанна.

Свидетель страстей Христовых

И уж не одно пастырское слово в день памяти Иоанна Богослова не обходится без упоминания Тайной вечери, на которой, согласно евангельским текстам, святой апостол возлежал рядом с Иисусом Христом и, прильнув к Нему, задал вопрос об имени предателя, находившегося среди присутствующих.

Не покинул Иоанн своего Учителя и в самые трагические для него моменты. Святые евангелисты поведали миру о том, как он сопровождал связанного Христа, когда его вели в дом богопротивных первосвященников Каиафы и Анны. Находился апостол Иоанн и на архиерейском дворе в ту холодную весеннюю ночь, предшествовавшую кровавой развязке.

Также следовал он за Спасителем на всём протяжении его крестного пути, а затем, стоя на вершине Голгофы, скорбел вместе с Пречистой Божьей Матерью. Высшим проявлением любви к ученику явились слова господа, в которых он с высоты креста заповедал Иоанну Богослову дальнейшее попечение о своей матери, забота о которой отныне стала его священным долгом, который он свято исполнял вплоть до её успения .

Проповеди апостола любви

Когда же Пресвятая Богородица завершила свой земной путь и господь вознёс её душу в свои небесные чертоги, апостол Иоанн отправился вместе со своим учеником Прохором проповедовать слово божье на западное побережье Малой Азии, в город Эфес. Из книги " Деяния апостолов" известно, что во время морского пути корабль, на котором плыл Иоанн Богослов, попал в ужасный шторм, и лишь волей божьей он избежал гибели и на сороковой день был вынесен волной на берег.

Там же говорится о том, что во время проповедей апостола господь посылал свои знамения и являл людям различные чудеса, что помогало уверовать во Христа даже самым неискушённым. Покидая Эфес, святой апостол оставил после себя множество новообращённых христиан, объединившихся в общину, продолжавшую расти все последующие годы. Главной идеей проповедей, произнесённых им в период всего своего служения, был призыв к любви, без которых, как он учил, человек не может приблизиться к своему Творцу. Именно поэтому Иоанна Богослова принято называть «апостолом любви».

Святой изгнанник

Произнося проповедь в день памяти Иоанна Богослова, пастыри нередко вспоминают эпизоды его земного пути, ставшие известными нам, как отмечалось выше, со страниц Нового Завета, а также из Священного Писания. В частности, говоря о том покровительстве, которое господь оказывал своему любимому ученику, вспоминают, как нечестивые язычники схватили апостола и доставили в Рим, где намеревались предать его лютой смерти. Однако всемилостивый Творец уберёг его и от пагубного действия яда, который Иоанна заставили выпить, и от кипящего масла, в котёл с которым его бросили палачи.

Поняв своё бессилие перед служителем божьим, римляне сослали его на остров Патмос, жители которого во множестве были обращены в христианскую веру пламенными проповедями святого изгнанника. Об истинности произносимых им речей неопровержимо свидетельствовали знамения, во множестве ниспосылаемые господом, и чудеса, явленные им через своего проповедника. Так, осталось немало свидетельств об исцелении недужных и прозрении слепых.

Пленник острова Патмос

К числу наиболее значимых деяний, также упоминаемых в день памяти Иоанна Богослова, относится изгнание им бесов, кои во множестве заполняли языческие капища, устроенные на острове. Приходилось ему и преодолевать сопротивление служителей зла, одним из которых был волхв по имени Кинопс . К каким только бесовским ухищрениям он не прибегал, но благодатью Божьей и силой, ниспосланной ему по молитвам, святой праведник возобладал над ним, и нечестивец был низвержен в морскую пучину, где и закончил свои дни.

Отбывая на Патмосе ссылку, Иоанн Богослов написал одно из главных произведений Нового Завета ─ книгу «Откровение», известную также под названием «Апокалипсис». В ней, руководствуясь наитием божьим, апостол возвестил людям тайны конца света и судьбу, уготованную Церкви. Иллюстрация работы В. М. Васнецова приводится ниже.

Возвращение в Эфес

Когда же, наконец, истекли дни его вынужденного пребывания на острове, он вновь вернулся в где продолжил благовествовать учение о воскрешении сына божьего и всячески оберегать жителей от влияния лжепророков, во множестве наводнивших страну и пытавшихся завладеть их умами.

В этот же период святым апостолом было написано его знаменитое Евангелие , вошедшее в состав книг Нового Завета, а также три соборных послания, в которых он разъяснял ряд аспектов нового вероучения. Выдержки из этих текстов также звучат с церковных амвонов в день памяти апостола и евангелиста Иоанна Богослова.

Вразумление заблудших

Свою проповедь любви святой Иоанн подкреплял конкретными делами. Так, Священное Предание повествует о том, как уже в преклонных летах ему стало известно об одном юноше, сбившемся с пути истинного и ставшем предводителем шайки разбойников. Оставив все свои дела и не мешкая ни минуты, апостол отправился на поиски молодого человека, ступившего на путь душегубства и обрекавшего себя на вечную погибель.

Господь направил его стопы во глубину пустыни, где лихие разбойники скрывались от преследователей. Трудно было святому пастырю достучаться до сердец злодеев, но, тронутые его искренностью и любовью, они, наконец, раскаялись в содеянном и вместе со своим вожаком - тем самым юношей, о котором довелось услышать апостолу Иоанну - вернулись к праведной жизни.

Конец земного пути

Известно, что евангелист Иоанн стал единственным из кому было суждено умереть естественной смертью. О его кончине сообщает нам Священное Предание. В нём говорится, что земной путь верного служителя Божьего продолжался более ста лет, и по его завершении он лег в могилу и повелел ученикам засыпать себя ещё живого землёй (иллюстрация приведена выше).

Обливаясь слезами и безумно скорбя, они тем не менее не посмели перечить наставнику и выполнили его волю. Когда же по истечении некоторого времени многочисленные последователи апостола попытались перезахоронить его останки и с этой целью вскрыли могилу, то она оказалась пуста. Этот удивительный факт породил среди богословов последующих веков множество самых противоречивых толкований.

Память святого апостола

По прошествии трёх столетий, когда христианская вера, выйдя из подполья, обрела общегосударственный статус, на том месте, где когда-то был погребён апостол Иоанн, возвели небольшую церковь, а в VI веке, при императоре Юстиниане, построили собор, увенчанный шестью куполами. До наших дней от этой постройки сохранилась лишь часть напольных плит, несколько колонн и фрагменты стен (фото приводится выше).

Русская Православная Церковь отмечает день памяти Иоанна Богослова 9 октября, в годовщину его кончины. Кроме того, ему посвящаются проповеди 21 мая и 13 июля, в праздник двенадцати всехвальных апостолов божьих. В западных же церквях принято отмечать день памяти Иоанна Богослова (по новому стилю) 27 декабря.

Тропарь Апостолу Иоанну Богослову

Апостол, Христом Богом возлюбленный, поспеши избавить беззащитных людей, ибо твое ходатайство принимает Принявший тебя, припавшего к Его груди. Его и моли, Богослов, чтобы Он рассеял облегающую тьму язычества, испрашивая нам мира и великой милости.

Апостольское чтение. Первое соборное послание св. ап. Иоанна 4:12–19. – 73зачало

[Братья,] Бога никто никогда не видел. Если мы любим друг друга, то Бог в нас пребывает, и любовь Его в нас совершенна. То, что мы пребываем в Нем и Он в нас, – мы узнаем из того, что Он дал нам от Духа Своего. И мы видели и свидетельствуем, что Отец послал Сына Спасителем миру. Кто исповедует, что Иисус – Сын Божий, в том пребывает Бог, и он в Боге. И мы познали любовь, которую имеет к нам Бог, и уверовали в нее. Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем.Любовь достигла в нас такого совершенства, что в день суда мы имеем уверенность; потому что каков Он, таковы и мы в этом мире. В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что страх предполагает наказание. А страшащийся несовершенен в любви. Давайте же будем любить Его, потому что Он первый полюбил нас.

Евангельское чтение. Евангелие от Иоанна 19:25–27; 21:24–25. – Зачало 61

При кресте Иисуса стояли Мать Его и сестра Матери Его, Мария [жена] Клеопы, и Мария Магдалина. Иисус, увидев Мать и ученика, которого Он любил, стоявшего рядом, говорит Матери Своей: «Женщина! Вот сын Твой». Потом говорит ученику: «Вот Мать твоя!» И с того часа взял ученик Ее к себе. Этот ученик и свидетельствует об этом, и написал это; и мы знаем, что истинно свидетельство его. Многое и другое сотворил Иисус; но, если бы писать о том подробно, то, думаю, что и самому миру не вместить тех написанных книг. Аминь.

АПОСТОЛ ЛЮБВИ И БОГОСЛОВИЯ

9 октября (26 сентября по старому стилю), в православном календаре значится день памяти (преставление) апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Сын палестинского рыбака Зеведея, промышлявшего на Тивериадском озере, юный Иоанн стал учеником Иоанна Крестителя, а затем одним из двенадцати апостолов Иисуса Христа и одним из трех ближайших Его учеников (вместе с братом Иаковом Старшим и Петром). Более того, Иоанн – «ученик, которого любил Иисус», а потому – единственный и самый близкий Ему человек. И это неудивительно.

Евангелия повествуют, что апостолы, сочтя дело своего Учителя проигранным, в страхе разбежались из ночного Гефсиманского сада и даже не почтили последних минут Его земной жизни у Голгофы. Из них один лишь Иоанн пребывал у подножия Креста, не заботясь опасениями собственной безопасности. «В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх. Боящийся несовершенен в любви», – напишет он позднее (I Ин 4:18) Умирающий на кресте Христос усыновил Иоанна Своей Матери Деве Марии. «И с той поры ученик взял Ее к себе», читаем в его Евангелии (Ин 19:27).

Апостол Иоанн был свидетелем преображения Господа, во время Тайной вечери «возлежал на груди Иисуса» (то есть справа от Него; отсюда понятие «наперсник») и одним из первых услышал весть о Воскресении. О его последующей жизни достоверных сведений мало. Вместе с Петром он проповедовал в пределах Палестины и, согласно преданию, жил вместе со своей названной матерью в Иерусалиме, а затем в Ефесе (на западном побережье Малой Азии, ныне Турция). Он умер здесь своей смертью глубоким старцем в начале II века, и этим знаменательно отличен от всех других апостолов, принявших насильственную смерть от гонителей. Предполагаемая гробница Иоанна в Ефесе до настоящего времени привлекает к себе паломников.

Кроме четвертого Евангелия, христианская традиция приписывает Иоанну три Соборных («окружных») послания и Книгу Откровение (греч. Апокалипсис), которая набрасывает обобщенные мистико-символические картины завершения земной истории. Согласно одному из преданий, она была написана на полупустынном острове Патмос в Эгейском море, во время царствования императора Домициана (81–96), куда схваченный Иоанн был отправлен в ссылку. Здесь автор получил таинственное откровение о непрекращающейся в течение многих веков борьбе сил добра и зла, которая закончится сокрушительным поражением антихриста и его клевретов, преображением неба и земли и торжеством Агнца. Книга является излюбленным источником как внецерковных лжемистических умствований (нелепых астрологических выкладок «конца света»), так и арсеналом великолепных драматических сюжетов для многих прославленных художников и поэтов. Православная Церковь именует Иоанна «таинником» (у греков это слово, «мист», еще в дохристианские времена означало духовного избранника, посвященного в мистерию).

Конец жизни Иоанна Богослова окружен таинственными легендами. Относящиеся к нему слова Христа «Я хочу, чтобы он пребывал, пока приду» (Ин 21:22) дают повод предполагать, что Иоанн не умер, но чудесно сохранен для грядущего мученического подвига во времена антихриста. Представление о живущем в глубоком затворе до «последних времен» Иоанне Богослове использовано в «Трех разговорах» Владимира Соловьева. Здесь Иоанн является в образе православного епископа «старца Иоанна», чтобы обличить антихриста-императора и воссоздать заповеданное Христом вселенское единство Его Церкви вместе с папой Петром II и лютеранским профессором Паули (образы первоверховных апостолов Петра и Павла).

Византийская иконография чаще всего изображает Иоанна погруженным в мистическое созерцание старцем с огромным лбом. Апокрифические «Деяниям Иоанна Богослова» придают ему ученика Прохора, записывающего откровения под его диктовку. О последних – самых страшных и невыносимых – тайнах ангел велит Иоанну умолчать. Отсюда характерный иконографический жест – приложенный к губам старца палец, как на русской иконе XVI в. «Иоанн Богослов в молчании». Символом апостола Иоанна как евангелиста является орел.

Святой апостол и евангелист Иоанн Богослов был сыном Зеведея и Саломии — дочери святого Иосифа Обручника. Одновременно со своим старшим братом Иаковом он был призван Господом нашим Иисусом Христом в число Своих учеников на Геннисаретском озере. Оставив своего отца, оба брата последовали за Господом.

Апостол Иоанн был особенно любим Спасителем за жертвенную любовь и девственную чистоту. После своего призвания апостол не расставался с Господом и был одним из трех учеников, которых Он особенно приблизил к Себе. Святой Иоанн Богослов присутствовал при воскрешении Господом дочери Иаира и был свидетелем Преображения Господня на Фаворе. Во время Тайной Вечери он возлежал рядом с Господом и по знаку апостола Петра, приникнув к груди Спасителя, спросил об имени предателя. Апостол Иоанн следовал за Господом, когда Его, связанного, вели из Гефсиманского сада на суд беззаконных первосвященников Анны и Каиафы, он же находился во дворе архиерейском при допросах своего Божественного Учителя и неотступно следовал за Ним по Крестному пути, скорбя всем сердцем. У подножия Креста он плакал вместе с Божией Матерью и услышал обращенные к Ней с высоты Креста слова Распятого Господа: «Жено, се сын Твой» и к нему: «Се Мати твоя» (Ин. 19, 26, 27). С этого времени апостол Иоанн, как любящий сын, заботился о Пресвятой Деве Марии и служил Ей до Ее Успения, никуда не отлучаясь из Иерусалима. После Успения Божией Матери апостол Иоанн, по выпавшему ему жребию, направился в Ефес и другие Малоазийские города для проповеди Евангелия, взяв с собой своего ученика Прохора. Они отправились в путь на корабле, который потонул во время сильной бури. Все путешественники были выброшены на сушу, только апостол Иоанн остался в морской пучине. Прохор горько рыдал, лишившись своего духовного отца и наставника, и пошел в Ефес один. На четырнадцатый день пути он стоял на берегу моря и увидел, что волна выбросила на берег человека. Подойдя к нему, он узнал апостола Иоанна, которого Господь сохранял живым четырнадцать дней в морской глубине. Учитель и ученик отправились в Ефес, где апостол Иоанн непрестанно проповедовал язычникам о Христе. Его проповедь сопровождалась многочисленными и великими чудесами, так что число уверовавших увеличивалось с каждым днем. В это время началось гонение на христиан императора Нерона (56 — 68). Апостола Иоанна отвели на суд в Рим. За исповедание веры в Господа Иисуса Христа апостол Иоанн был приговорен к смерти, но Господь сохранил Своего избранника. Апостол выпил предложенную ему чашу со смертельным ядом и остался живым, затем вышел невредимым из котла с кипящим маслом, в который был брошен по приказанию мучителя. После этого апостола Иоанна сослали в заточение на остров Патмос, где он прожил много лет. По пути следования к месту ссылки апостол Иоанн совершил много чудес. На острове Патмос проповедь, сопровождавшаяся чудесами, привлекла к нему всех жителей острова, которых апостол Иоанн просветил светом Евангелия. Он изгнал многочисленных бесов из идольских капищ и исцелил великое множество больных. Волхвы различными бесовскими наваждениями оказывали большое сопротивление проповеди святого апостола. Особенно устрашал всех надменный волхв Кинопс, похвалявшийся тем, что доведет до гибели апостола. Но великий Иоанн — Сын Громов, как именовал его Сам Господь, силой действующей через него благодати Божией разрушил все ухищрения бесовские, на которые надеялся Кинопс, и гордый волхв бесславно погиб в морской пучине.

Апостол Иоанн удалился со своим учеником Прохором на пустынную гору, где наложил на себя трехдневный пост. Во время молитвы апостола гора заколебалась, загремел гром. Прохор в страхе упал на землю. Апостол Иоанн поднял его и приказал записывать то, что он будет говорить. «Аз есмь Альфа и Омега, начаток и конец, глаголет Господь, Сый и Иже бе и Грядый, Вседержитель» (Откр. 1, 8), — возвещал Дух Божий через святого апостола. Так около 67 года была написана Книга Откровения (Апокалипсис) святого апостола Иоанна Богослова. В этой книге раскрыты тайны судеб Церкви и конца мира.

После длительной ссылки апостол Иоанн получил свободу и вернулся в Ефес, где продолжал свою деятельность, поучая христиан остерегаться лжеучителей и их лжеучений. Около 95 года апостол Иоанн написал в Ефесе Евангелие. Он призывал всех христиан любить Господа и друг друга и этим исполнить заповеди Христовы. Апостолом любви именует Церковь святого Иоанна, ибо он постоянно учил, что без любви человек не может приблизиться к Богу. В трех Посланиях, написанных апостолом Иоанном, говорится о значении любви к Богу и ближним. Уже в глубокой старости, узнав о юноше, совратившемся с пути истинного и сделавшемся предводителем шайки разбойников, апостол Иоанн пошел искать его в пустыню. Увидев святого старца, виновный стал скрываться, но апостол побежал за ним и умолял его остановиться, обещая грех юноши взять на себя, лишь бы тот покаялся и не губил своей души. Тронутый теплотой любви святого старца, юноша действительно покаялся и исправил свою жизнь.

Святой апостол Иоанн скончался в возрасте ста с лишним лет. Он намного пережил всех остальных очевидцев Господа, долго оставаясь единственным живым свидетелем земных путей Спасителя.

Когда настало время отшествия апостола Иоанна к Богу, он удалился за пределы Ефеса с семью своими учениками и повелел приготовить для себя в земле крестообразную могилу, в которую лег, сказав ученикам, чтобы они засыпали его землей. Ученики с плачем целовали своего любимого наставника, но, не решаясь ослушаться, исполнили его повеление. Они закрыли лицо святого платом и закопали могилу. Узнав об этом, остальные ученики апостола пришли к месту его погребения и раскопали могилу, но ничего в ней не нашли.

Каждый год из могилы святого апостола Иоанна 8-го мая выступал тонкий прах, который верующие собирали и исцелялись им от болезней. Поэтому Церковь празднует память святого апостола Иоанна Богослова еще и 8 мая.

Господь дал своему любимому ученику Иоанну и его брату имя «сынов грома» — вестника устрашающего в своей очистительной силе небесного огня. Этим самым Спаситель указывал на пламенный, огненный, жертвенный характер христианской любви, проповедником которой был апостол Иоанн Богослов. Орел — символ высокого парения Богословской мысли — иконографический знак евангелиста Иоанна Богослова. Наименование Богослова Святая Церковь дала из учеников Христовых только святому Иоанну, тайнозрителю Судеб Божиих.

Святой апостол и евангелист Иоанн вместе со своим братом Иаковом пошел за Господом Иисусом Христом, когда Спаситель призвал их за собой на Геннисаретском озере. Братья оставили отчий дом и стали апостолами, учениками Христовыми, посвятив Ему свои жизни.

Иоанн не разлучался с Учителем, он был одним из приближенных к Иисусу учеников, был свидетелем многих Его чудес. Святой апостол стал одним из трех человек, которые стали свидетелями Преображения Господня на горе Фавор.

Ученик был с Иисусом Христом и тогда, когда Его схватили и вели на суд беззакония, шел за Ним по Его Крестному пути. Он был рядом, когда судьи допрашивали Господа, все это время сердце Иоанна было полно скорби. Плача вместе с Богоматерью у подножия Креста, Иоанне были сказаны слова Распятым Господом о своей Матери:

«Се Мати твоя» (Ин. 19, 26, 27).

После вознесения Христа, апостол Иоанн Богослов до самого Успения, находился в Иерусалиме, заботясь о Божией Матери, как преданный и любящий Ее сын.

После того, как Святая Мария оставила земную жизнь, апостолу Иоанну выпал жребий, согласно которому он должен был отправиться проповедовать Евангелие в Ефесе и в других Малоазийских городах.

Вместе со своим учеником Прохором, они сели на корабль, который попал в шторм и затонул. Все путешественники были спасены, кроме апостола Иоанна. Прохор сильно переживал, ведь он лишился своего наставника и духовного отца. В Ефес ему пришлось идти в одиночестве. Около двух недель Прохор шел по берегу моря, и вот однажды, он обнаружил лежащего у воды человека, в котором узнал своего наставника. Иоанн целых четырнадцать дней находился в открытом море, но остался жив, Бог сохранил ему жизнь.

После всех приключений, которые благополучно закончились, учитель и ученик, вместе направились в Ефес, где апостол рассказывал язычникам про Иисуса Христа. Число людей, которые начинали верить во Христа, увеличивалось, буквально с каждым денем, потому, что во время этих проповедей часто происходили чудеса, подтверждающие его слова о Спасителе.

В тоже время, по приказу императора Нерона (56 - 68 г.г.) начались гонения на людей, принявших христианскую веру. Апостола Иоанна схватили, и увезли в Рим на суд, там он был приговорен к смерти.

По приказу палачей, Иоанну дали выпить чашу с ядом, выпив смертельный напиток, он остался жив – Господь хранил Своего ученика. Потом апостола бросили в котел, в котором находилось кипящее масло, но он продолжал жить.

После этих зверских испытаний Иоанн был выслан на остров Патмос (сейчас это греческий остров в Эгейском море), где и жил много лет.

На острове апостол Иоанн продолжал проповедовать христианское учение, которое привлекало местных жителей и опять на его проповедях происходили чудеса. Из многочисленных идольских капищ с Божией помощью он изгонял бесов, вылечил многих больных. Местные колдуны-волхвы противостояли апостолу в его учении, но святой Иоанн с помощью Божией благодати, ниспосланной на него, разрушал все их бесовские ухищрения.

Однажды для того, чтобы пройти трехдневный пост, апостол Иоанн вместе Прохором отправились на пустынную гору. Когда они начали читать молитвы, загремел гром, гора задрожала, а Прохор от испуга упал на землю. Апостол Иоанн помог ему подняться, и велел записывать то, что он будет говорить.

«Аз есмь Альфа и Омега, начаток и конец, глаголет Господь, Сый и Иже бе и Грядый, Вседержитель» (Откр. 1, 8).

Такими словами через апостола говорил Святой Дух Божий, о тайнах судеб Церкви и конца мира, повелев, чтобы Иоанном была написана Книга о том, что он услышал. Так, примерно в 67 году, появилась на свет Книга Откровений (Апокалипсис).

Апостол Иоанн был четвертым человеком, написавшим Святое Евангелие, до него уже были написаны три Евангелия. Прочитав писания других евангелистов, он видит, что они благовествуют о воплощении Христовом, а о предвечном Его бытии не сказали ничего ясного и наглядного, поэтому апостол Иоанн возвещает о горнем рождении Христа. В своем Евангелии он разъяснил и прибавил то, что другие евангелисты сказали неясно или вообще умолчали.

Много лет находился в ссылке на острове апостол Иоанн, наконец, получив долгожданную свободу, он возвращается в Ефес, где продолжает обличать лжеучителей христианства и занимается просвещением людей, призывая любить Господа, и друг друга, тем самым исполняя Христовы заповеди.

В трех Посланиях, написанных Иоанном говорится о том, что такое любовь к своим ближним, что без любви люди не смогут стать ближе к Богу. За эти труды Церковь так говорила о Богослове Иоанне - "апостол любви".

ПРЕСТАВЛЕНИЕ ИОАННА БОГОСЛОВА

Святой апостол Иоанн скончался, когда ему было почти сто пять лет, значительно пережив почти всех современников Иисуса Христа.

Когда у апостола Иоанна настало время отшествия к Богу, старец с семью учениками отправился за город. Он попросил их вырыть ему могилу в виде креста, в которую лег и велел, засыпать его землей. Ученики плакали, но побоявшись ослушаться своего учителя, накрыли его платом и выполнили просьбу. Узнав об этом другие ученики, пришли к месту захоронения Иоанна и начали раскапывать могилу, но ничего в ней не нашли.

Каждый год 21 мая (8 мая по старому стилю) из могилы апостола и богослова Иоанна выступал тонкий прах, исцелявший людей от болезней. В честь этого чуда Церковь еще и в этот день празднует память святого апостола Иоанна Богослова.

«Сыновья грома» - так называл Иисус Христос своего ученика Иоанна и его брата, указывая на их пылающую и жгучую форму христианской любви, которую проповедовал апостол Иоанн Богослов.

" onclick="window.open(this.href," win2 return false > Печать

КИШИНЕВ, 9 окт — Sputnik. По преданию, "Святой апостол Иоанн Богослов дивным образом представлен и живет доселе на земле и на небесах".

Житие Святого Иоанна

Будущий евангелист, которого Спаситель назвал Сыном Громовым, был сыном Зеведея и Саломии — дочери Святого Иосифа Обручника от первого брака, соответственно приходился племянником Иисусу Христу.

Первоначально Иоанн был учеником Иоанна Крестителя и первым последовал за Иисусом Христом вместе с Андреем Первозванным. Но постоянным учеником Спасителя он стал после чудесного улова рыб на Генисаретском озере (Галилейское море), когда Господь сам призвал его вместе с его братом Иаковом, отмечает Sputnik Грузия.

© Sputnik / Юрий Абрамочкин

Иисус особенно любил Иоанна за жертвенную любовь и девственную чистоту, который после своего призвания не расставался с Господом и был одним из трех учеников, которых Он особенно приблизил к Себе.

Иоанн присутствовал при воскрешении Спасителем дочери Иаира, был свидетелем Преображения Господня на Фаворе, а во время Тайной Вечери он возлежал рядом с Иисусом, и приникнув к груди Христа, спросил об имени предателя.

Иоанн Богослов за Учителем неотступно следовал по всему Крестному пути, скорбя всем сердцем. Лишь об одном Иоанне из всех апостолов говорится, что он стоял у креста Спасителя на Голгофе, не заботясь о собственной безопасности.

Он плакал вместе с Божией Матерью у подножия Креста, когда услышал слова распятого Господа, обращенные к Богородице: "Женщина, вот твой сын!" и, обращаясь к Иоанну, он произнес: "Сын Мой, вот твоя мать!". С этого момента апостол Иоанн заботился о Пресвятой Деве Марии как любящий сын до Ее успения.

© Sputnik / Alexander Imedashvili

После Успения Богородицы апостол Иоанн, направился для проповеди Евангелия язычникам в Эфес (древний город на территории современной Турции) и другие Малоазийские города, по выпавшему ему жребию, взяв с собой своего ученика Прохора.

Число уверовавших увеличивалось с каждым днем, так как проповедь Иоанна сопровождалась многочисленными и великими чудесами. За верность делу Христову Святого вызвали в Рим как единственного апостола, оставшегося в живых, и приговорили к смертной казни.

Но убить любимого ученика Спасителя оказалось не так и просто — ему дали выпить чашу с ядом, но отрава не подействовала, попытались сварить в кипящем масле, но и эта пытка не причинила апостолу вреда. В конечном итоге его отправили в ссылку на остров Патмос в Эгейском море.

Божественные откровения

Церковь назвала Иоанна "Богословом" за глубину Божественных откровений, возвещенных им миру. В иконографии апостол Иоанн нередко изображается кротким, величественным и духоносным старцем, с чертами девственной нежности, с печатью полного спокойствия на челе и глубоким взором созерцателя неизреченных откровений.

© Sputnik / Юрий Каплун

Икона "Апокалипсис", XV век

Проповедь апостола на острове Патмос, сопровождавшаяся многими чудесами, привлекла к нему жителей острова. Ученик Христа просветил светом Евангелия большую часть жителей, изгнал бесов, находившихся в идольских капищах, исцелил великое множество больных.

На острове Святой Иоанн удалился со своим учеником Прохором на пустынную гору, где наложил на себя трехдневный пост. Во время молитвы апостола гора заколебалась, загремел гром. Прохор в страхе упал на землю, но Иоанн поднял его и приказал записывать то, что он будет говорить.

Так была написана Книга Откровения (Апокалипсис) апостола Иоанна, в которой раскрыты тайны судеб Церкви и конца мира. Апокалипсис считается самой таинственной книгой Нового Завета. Этим словом нередко называют последние времена, хотя в переводе с греческого оно значит "откровение" — открытие будущего.

© Sputnik / Всеволод Тарасевич

После длительной ссылки апостол Иоанн получил свободу и вернулся в Эфес, где он продолжил свою деятельность, поучая христиан остерегаться возникающих ересей. Церковное предание единогласно свидетельствует, что Евангелие апостол Иоанн написал в глубокой старости после Матфея, Марка и Луки в Эфесе.

Святого Иоанна Церковь именует также апостолом любви, так как он постоянно учил, что без любви человек не может приблизиться к Богу. Главной особенностью его духовного облика является любовь, а весь жизненный путь апостола — служение любви.

Кроме Евангелия и Апокалипсиса апостол Иоанн написал три послания, которые вошли в состав новозаветных книг как Соборные (то есть окружные послания). В них он проповедует любовь к Богу и ближним, сам являясь для окружающих примером любви.

В последние годы своей жизни апостол говорил только одно наставление: "Детки, любите друг друга", так как считал, что это самая необходимая заповедь.

Загадочное представление

Святой Иоанн намного пережил всех остальных очевидцев Господа, долго оставаясь единственным живым свидетелем земных путей Спасителя.

Богослов скончался в Эфесе уже в начале второго века, предположительно в возрасте ста пяти лет (по другим версиям - 90 или более 100 лет). Обстоятельства смерти апостола Иоанна необычны и даже загадочны.

© Sputnik / Юрий Кавер

По настоянию апостола Иоанна семь самых близких его учеников, не осмелившись нарушить просьбу учителя, похоронили его живым в крестообразной могиле, накрыв лицо платом. Однако через некоторое время, когда вскрыли могилу, тела Иоанна там не оказалось.

Согласно преданию, в древности на могиле Иоанна Богослова каждый год, 21 мая, выступал тонкий слой праха, приносивший исцеления. В память об этом чуде Церковь установила празднование в этот день.

Считается, что апостол взят на небо вместе с телом, подобно Богородице и древним праведникам — Илии и Еноху.

О чем молятся святому

Иоанну Богослову молятся об исцелении от разных недугов, о совете и любви между супругами, о хранении чистоты и целомудрия. Благодаря чудодейственным молитвам бездетные женщины обретали счастья материнства.

© Sputnik / Юрий Каплун

Иллюстрация "Святой Иоанн Богослов"

Православные верят, что молитвы перед его иконой помогают найти хороших друзей, обрести крепкую семью и охранять ее от ссор и злых намерений других людей.

Апостолу молятся рыбаки для защиты от несчастных случаев на воде и для хорошего улова.

Молитвы

Молитва первая

О, великий апостоле, евангелисте громогласный, Богослове изящнейший, тайновидче неизреченных откровений, девственниче и возлюбленный наперсниче Христов Иоанне! Приими нас, грешных, под твое сильное заступление прибегающих. Испроси у Всещедраго Человеколюбца Христа Бога нашего, Иже пред очесы твоими Кровь Свою за ны, непотребныя рабы Своя, излиял есть, да не помянет беззаконий наших, но да помилует нас и сотворит с нами по милости Своей: да дарует нам здравие душевное и телесное, всякое благоденствие и изобилие, наставляя нас обращати оная во славу Его, Творца, Спасителя и Бога нашего, по кончине же временныя жизни нашея от немилосердных истязателей на воздушных мытарствах да избавит нас, и тако да достигнем, тобою водимии и покрываемии, Горняго онаго Иерусалима, егоже славу ты во откровении зрел еси, ныне же нескончаемыя радости наслаждаешися. О, великий Иоанне! Сохрани вся грады и страны христианския, храм сей, служащих и молящихся в нем, от глада, губительства, труса и потопа, огня и меча, нашествия иноплеменных и междоусобныя брани; избави нас от всякия беды и напасти и молитвами твоими отврати от нас праведный гнев Божий, и Его милосердие нам испроси, да вкупе с тобою сподобимся прославляти в невечернем дни пресвятое имя Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь.

Молитва вторая

О великий и всехвальный апостоле и евангелисте Иоанне Богослове, наперсниче Христов, теплый наш заступниче и скорый в скорбех помощниче! Умоли Господа Бога даровати нам оставление всех прегрешений наших, елико согрешихом от юности нашея, во всем житии нашем делом, словом, помышлением и всеми нашими чувствы. Во исходе же душ наших помози нам, грешным (имена), избавитися от воздушных мытарств и вечнаго мучения, да твоим милостивным предстательством прославляем Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Материал подготовлен на основе открытых источников

Loading...Loading...