Присесть на дорожку откуда пошло выражение. Присядем на дорожку…

Но его утрата – хоть и необходимое, но не достаточное условие суицидального поведения. Нужна еще переоценка смерти. Смерть должна приобрести определенный смысл, и тогда представление о ней может превратиться в цель деятельности. И, наконец, часто события, толкающие к самоубийству, наносят мощный удар по ценностям человека.

Решение совершить самоубийство - это акт морального выбора. Отдавая предпочтение самоубийству, человек соотносит его мотив и результат, принимает на себя ответственность за самоуничтожение или перекладывает эту ответственность на других. Так или иначе, когда человек самоубийство, то видит в нем не просто действие, ведущее к смерти, но и определенный поступок, несущий «мессадж» для людей, вызывающий их отношение, оценки и мнения.

Парадокс самоубийства

Многочисленные наблюдения дают основания утверждать, что даже при истинных самоубийствах (то есть, тех, целью которых не является шантаж), их непосредственная цель - прекращение жизни - в большинстве случаев не совпадает с мотивами поведения самоубийц. Самоубийство является как бы средством, обслуживающим иной, вышестоящий мотив, причем не смертельный, а вполне жизненный. Парадокс самоубийства заключается в том, что прекращение жизни наполняется для самоубийцы морально-психологическим смыслом. Впрочем, не такой уж это и парадокс. Если бы самоубийство не обретало смысл, как все другие поведенческие акты, то оно и не было бы убийством себя, то есть осознанным поступком.

Типы суицидального поведения

Существует пять основных типов смысла самоубийства: «протест», «призыв», «избежание», «самонаказание», «отказ».

«Протест » - это желание наказать обидчиков, причинить им вред хотя бы фактом собственной смерти.

«Призыв » - это крик о помощи, о недостатке внимания. Смысл самоубийства такого рода – вызвать своей смертью сочувствие, сострадание окружающих.

«Избежание » ставит перед собой цель уйти от страдания или наказания. Так, например, пускает пулю в лоб человек, растративший общественную казну.

«Самонаказание » - нечто вроде диалога двух «я»: судьи и подсудимого. Моральный смысл такого суицида – искупление вины («нет, после такого поступка я не достоит жить»).

«Отказ »: здесь цель самоубийства и мотив поведения почти совпадают, а потому и смысл самоуничтожения можно характеризовать как полную капитуляцию.

Аналоги суицидального поведения

Все выделенные типы суицидального поведения - это аналоги общеповеденческих стратегий в ситуациях конфликта, и что им соответствуют те же типы морально-психологических позиций личности: протеста и обвинения окружающих; призыва к помощи; уклонения от борьбы и бегства от трудностей; самообвинения; отказа от деятельности и капитуляции.

Если проанализировать индивидуальный стиль поведения и разрешения конфликтов многих, то становится ясно, что в жизненных ситуациях их реакции обычно тяготели к тому типу решения, который они выбрали в качестве самоубийства.

Что происходит перед самоубийством?

Кризисные состояния, предшествующие самоубийству, можно назвать «перекрытием» источников жизненного смысла: происходит блокада жизненных целей, представление о невозможности самореализации, разрыв между тем что «должно» и тем, что есть, между собственной и окружающей жизнью. В результате – утрачивается жизненный смысл, интерес к жизни, перспективы, а следовательно – и стимулы к деятельности. Возникает отчуждение и безнадежность, ощущение тягостности и безнадежности жизни.

Такие состояния могут возникать не только в итоге одного серьезного травмирующего события, но и в результате череды жизненных трудностей.

Выводы

Итак, главный механизм, специфичный для суицидального поведения и запускающий акт самоубийства, - это инверсия (переворот) отношений к жизни и смерти. Жизнь утрачивает все степени положительного отношения и воспринимается только негативно, в то время как смерть меняет свой знак с отрицательного на положительный. С этого момента начинается формирование цели самоубийства и разработка плана ее реализации.

Сервис путешествий OneTwoTrip провел исследование, в котором узнал, как туристы относятся к приметам и суевериям, связанным с путешествиями. Садятся ли они «на дорожку», бросают ли монетки в фонтан того города, в который хотят вернуться, и смотрятся ли в зеркало, если приходится возвращаться домой. И несмотря на то, что только треть респондентов ответили, что считают себя суеверными, обращают внимание на различные приметы куда больше россиян. О том, во что верят российские путешественники, и что считают важным туристы других стран - в материале «360».

Следующая новость

А вы считаете себя суеверными?

В общей сложности в исследовании приняли участие больше трех тысяч человек.

На вопрос «Считаете ли вы себя суеверными?» положительный ответ дали только 34% респондентов. Но последующие ответы показали, что не проходят мимо примет гораздо больше россиян.

Так, самой популярной оказалась примета «присесть на дорожку», 75% опрошенных рассказали, что следуют этому ритуалу перед выходом из дома, чтобы путешествие прошло удачно.

Для того, чтобы вернуться в понравившуюся страну или город, 58% респондентов признались, что бросают в фонтан или водоем монетки. Однако только 17% граждан верят, что примета действительно работает. А вот при повторном возвращении домой за забытой вещью смотрятся в зеркало и показывают язык или корчат гримасу своему отражению 54% опрошенных.


Источник фото: Pixabay

Во время самого путешествия на экскурсиях гиды часто рассказывают, что именно необходимо сделать в том или ином месте для исполнения желаний. Подобным «правилам» в поездках следует меньшее количество граждан, но даже здесь суеверными оказались 48%.

Свои приметы существуют в каждой стране мира. Так, во многих городах есть статуи или скульптуры, которые, по поверью, принесут удачу и счастье, если их потереть, а некоторые памятники надо даже поцеловать, чтобы пылкие чувства возлюбленных никогда не заканчивались.

Где потереть, что поцеловать, за что подержаться?

Еще одна не забытая примета гласит, что перед самым выходом из дома необходимо подержаться за край стола. Именно стол является символом родного крова, и таким образом с ним сохраняется связь. Ранее край стола иногда даже целовали, и просили у дома благословения в дороге.

А для того, чтобы путешествие было благополучным, когда-то в дорогу брали сухую полынь. Примечательно, что и в современности «на удачу» иногда берут укроп, фиалку, чабрец или мяту.

Также перед дальней дорогой не желательно мыть волосы, чтобы не приключилось беды. Ведь именно в волосах, по поверьям, сконцентрировала большая сила, которая необходима в путешествии. Мыть полы и подметать в день отъезда также никто из близких путешественника не должен - есть вероятность замести путешественнику дорогу и даже сделать ее опасной.

Зашивать что-либо в день отъезда также нельзя - удачи не будет. Падающие перед выходом из дома падали ключи тоже привлекают проблемы.


Источник фото: Pixabay

В Италии, например, плохим предзнаменованием считается споткнуться на пороге при выходе из дома.

В Швеции же существует «час волка» - так называют предрассветное время с трех до пяти утра. По поверью, в эти часы нельзя вообще выходить на улицу, так как волки находятся неподалеку от домов, карауля загулявших в ночи жертв. Как ни странно, но в некоторых шведских деревушках суеверие живет и в наши дни. Правда, не исключено, что это просто страшилка для детей.

А уже в пути нужно стараться обходить все валяющиеся предметы, ни в коем случае не перешагивая их, иначе можно столкнуться с препятствиями. Также не следует подбирать монетки и острые предметы.

Примечательно, что примета про черную кошку, которая перешла дорогу идущему также известна во всем мире. В некоторых странах люди переходят на другие дороги и выбирают иные маршруты, чтобы не навлечь на себя беду.


Источник фото: Pixabay

А вот если вы хотите, чтобы отправляющийся в путешествие человек быстрее вернулся, то, уходя домой с вокзала, обязательно обернитесь и посмотрите ему вслед.

В любом случае, независимо от того, суеверен путешественник или нет, посидев на дорожку перед выходом из дома, можно вспомнить, все ли собрано, что в дальнейшем избавит от необходимости возвращаться и показывать язык своему отражению в зеркале. Кроме того, в Сети есть даже общие правила для ищущих удачу и счастье: везде, где видите скопление монеток, бросайте свою, а если у статуи или памятника, что-то натерто до блеска, то обязательно прикоснитесь к этому месту.

Следующая новость

Перед дальней дорогой, с уже собранными и поставленными у порога чемоданами и сумками, приготовленными документами, одетые и обутые, мы «присаживаемся на дорожку».

Все, без исключения, и провожающие, и уезжающие. Считается, что посидеть и помолчать, собираясь с мыслями, нужно минутку. Ну, в крайнем случае, сосчитать до десяти. Но обязательно посидеть в тишине последние минуты перед выходом из дома.

Без суеты, предотъездной беготни, вспомнить, все ли взяли с собой, не забыты ли , документы и необходимые вещи. Посмотреть на лица тех, с кем прощаются отъезжающие. Унести с собой тепло дома, стены которого они покидают.

Обычай живет века, если не сказать тысячелетия. И живет потому, что в нем житейская мудрость, опыт прошлых поколений и здравый смысл.

Считается, что это традиция.

Корни обычая «присесть на дорожку».

У обычая древние языческие корни. Наши предки считали, что если срываться с места и отправляться в путь-дорожку наспех, то домовой, живущий в каждом доме, отправится за путником. Дом погибнет, оставшись без его хранителя и заботника.

Вот и присаживались, покидающие избу, делая вид, что никуда они не едут. Обманывали , чтобы ни он, ни злые духи вослед не увязались.

Еще считалось, что домовой в эту минуту может подать знак, если дорога таит опасность. Если такой знак случался (падала , срывались предметы со стен), от путешествия следовало отказаться.

Те, кто уезжал, и те, кто оставался, произносили про себя заговоры на благополучный путь и скорое . Заговоров существовало великое множество. И на добрую , на охранение от зла да невзгод тех, кто покидал родной порог, и на сбережение оставляемого дома.

Позже молились. Произносили привычные слова молитв, оставляя суетное, и неспокойное, обретая внутреннюю гармонию. В любой дороге необходима спокойная собранность. Обращались за помощью к , призывая хранить в пути и помогать. Время, отведенное для краткой молитвы и внутреннего настроя на поездку, как раз, и занимало не более одной минуты.

Добрая вековая традиция сегодня.

Мало кто, из молодого поколения, задумывается, «присесть на дорожку», но по привычке выполняют этот ритуал. Особенно, если присутствуют люди, умудренные жизненным опытом. Обычно они и произносят эту фразу: - «Ну, присядем на дорожку». Это , что все присутствующие должны присесть у порога, хоть на те же самые чемоданы, и помолчать короткое время.

Есть , которые живут веками. Хотя, многие из тех, кто привычно продолжает им следовать, уже и не помнят, зачем и почему они поступают именно так, а не иначе.

Обычай помолчать, посидеть, сосредоточиться перед отъездом, как раз из таких: добрых, вечных и мудрых.

Связанная статья

Многие традиции и обычаи дошли до нас с древних времен. Но некоторые - наиболее жуткие - остались в прошлом. Порой сложно поверить, что в древности подобная жестокость воспринималась вполне адекватно.

Похороненные заживо

Жестокие обычаи погребения живых людей были известны еще с древности. Чаще всего в ритуале участвовали вдовы, помещаемые в могилу вместе с умершим мужем. В индуистской практике такой обычай назывался «сати» и представлял с собой ритуальное сожжение семейной пары. Чаще всего акт сати был добровольным, но иногда женщин связывали или охраняли, чтобы они не могли передумать в последний момент. Похожий обычай был распространен и у славянских племен - русов, кривичей и древлян. Вдову вешали на виселице, закалывали либо закапывали вместе с мужем. Причем, если у кого-нибудь умирала жена, от вдовца не требовали смерти, он мог жениться еще раз. А когда умирал знатный вельможа, вместе с ним хоронили не только супругу, но и слуг.
Когда умирал правитель скифов, с ним хоронили жену, повара, конюха, виночерпия, личного слугу, гонца, лошадей, свиней, овец и коров.

Обычай бинтования ног

Китайские «лотосовые ножки» стали легендой этой страны, но отменен этот обычай был не так давно, в начале прошлого века. В погоне за красотой тысячи китайских девочек становились калеками, не способными нормально передвигаться. Бинтование ног начиналось с самого раннего возраста, с 4-5 лет. Ступни забинтовывались так, чтобы пальцы прижимались к подошве, а свод стопы выгибался, подобно луку. Маленькие девочки мучились от боли, деформации костей, воспаления и недостаточного кровообращения ступней. Взрослые женщины имели ступни длиной около 10 см и передвигались с огромным трудом.
Женщина, которой не бинтовали ноги, не имела шансов выйти замуж. Она была вынуждена выполнять самую грязную работу и не имела доступа к высшему обществу.

Жестокий обычай тибетской свадьбы

Целомудренность считалась главным женским достоинством во многих странах. Но только не в Тибете. Там жениться на девственнице считалось дурным вкусом. И девушка, желающая поскорее выйти замуж, должна была решать эту проблему. Невеста на выданье перед свадьбой была обязана отдаться нескольким чужестранцам. Однако иноземцы посещали небольшую горную страну очень редко, поэтому девушка отправлялась к караванной дороге, разбивала шатер и ждала появления путешественников. Иногда ждать приходилось очень долго, а большинство путников оказывалось буддистскими монахам, соблюдавшими обряд безбрачия. Но, не исполнив ритуал, девушка не имела право возвращаться в свое селение. Иногда она жила у дороги месяцами, принимая в шатре десятки мужчин и не имея права отказаться ни от одного из них.

Видео по теме

Обычай наряжать елку уходит корнями в глубокую древность. Существовал такой обычай и у древних кельтов, и нёс в себе этот ритуал священный смысл. Как нарядить елку согласно доктрине друидов?

Инструкция

Еще в давние времена, чтоб умилостивить священных духов леса, друиды украшали растущие елки всевозможными дарами. Кстати, утверждение, что друиды наряжали на новый год любые деревья - современная выдумка, как и то, что Стоунхэндж - это друидское святилище. К слову, это круглое каменное сооружение считалось у друидов проклятым местом и логовом темных сил.

Первый ярус

На самую верхушку водружался тотем рода или друидского клана, в виде головы зверя или птицы. Но чаще всего елку украшали оленьими рогами, как главным тотемом, символизирующим дух всей природы в целом.
Со временем тотем заменила друидская пятиконечная звезда, или октограмма - крестострел. Эти символы были призваны охранять род и дом, а также они служили оберегами от темных и злых сил.

Второй ярус

Следующий, сверху вниз, ярус должен быть украшен тремя свечами на равном расстоянии друг от друга. Свечи - символы соответствующие Знанию, Природе и Правде. Об этих символах идет речь в одной из кельтских древних триад «Есть три свечи, которые разгонят любую тьму…»

Третий ярус

Третий ярус украшался шестигранниками в виде прозрачных кубиков, сделанных из тонких палочек с дном. Длина грани была примерно 25 см. Они подвешивались на равном расстоянии друг от друга и символизировали стихии, подвластные друидам. В «кубике» стихии воды была небольшая мисочка с водой, огня –зажженная свечка, земли - горстка чернозема или песка, и только «кубик» стихии воздуха был пустым.

Четвертый ярус

Четвертый ярус обильно украшался плодами природы – яблоками, орехами, гроздьями сушеных ягод. На ветках подвешивались пузырьки с разными винами. Вина были очень дорогим напитком, так как сами друиды вино не изготавливали, а закупали его или выменивали у других народов. Таким образом, друиды приносили дары своим духам-покровителям.

Пятый ярус

На пятом ярусе располагались многочисленные магические символы друидов, как правило - вырезанные из мягких пород деревьев.
Наиболее популярными были:
Большой палец (человеческий) – он символизировал дар предвидения, бабочка – жар солнца, кельтский топорик (миниатюрная деревянная копия кельтского оружия) – символ благодатного дождя, веревочные замысловатые узлы – символы долголетия, а также невероятное количество амулетов с резьбой знаменитых кельтских орнаментов на все случаи жизни.

18.08 - 27.08 Котёл. Рябина
28.08 - 6.09 Кентавр. Айва
7.09 - 17.09 Ворон. Можжевельник
18.09 - 27.09 Волопас. Ильм
28.09 - 7.10 Земной Герой. Тополь
8.10 - 17.10 Корона гипербореев. Лесной орех
18.10 - 27.10 Змей. Берёза
28.10 - 6.11 Дракон. Кизил
7.11 - 16.11 Волк. Ольха
17.11 - 26.11 Человек-Змей. Сосна
27.11 - 6.12 Алтарь. Самшит
7.12 - 16.12 Южная Корона. Боярышник
17.12 - 26.12 Лира. Граб
27.12 - 5.01 Орёл. Ясень
6.01 - 14.01 Стрела. Слива
15.01 - 24.01 Лебедь. Яблоня
25.01 - 3.02 Дельфин. Лиственница
4.02 - 13.02 Южная Рыба. Клён
14.02 - 23.02 Жеребёнок. Кипарис
24.02 - 4.03 Крылатый Конь. Мушмула
5.03 - 14.03 Кит. Дикий каштан

Значения этих символов можно легко найти в многочисленных публикациях интернет сети.

Украшение елки «по-друидски» - увлекательное и познавательное занятие, которое принесет массу удовольствия и незабываемые впечатления от встречи Нового Года.
Примечательно, что друиды старались в своих жилищах держать свежую хвою круглый год. Это способствовало хорошему здоровому сну, быстрому выздоровлению в случае болезни и - безусловным лекарством против головных болей, что подтвердила современная медицина.

Видео по теме

Источники:

  • Гороскоп друидов.// Звёзды и судьбы
  • Уранов В. Астрология древесных знаков
  • Ли Шин Го. Очарованный мир друидов
  • Ахрамович В. Какое вы дерево?// Наука и религия. - 1991.- №10
  • Патерсон Х. Кельтская астрология. 13-знаковый лунный зодиак древних друидов / Пер. с англ. О. О. Чистякова - М.; Киев: REFL-book; Ваклер, 1996

"Присесть на дорожку" (перевод на англ. "Let"s sit before the long journey"), или -- "присесть перед дальней дорогой, -- продолжая словами, -- ну... ничего не забыли? тогда поехали... с Богом!" -- народная традиция, сохранившееся с далёкой древности частенько кочующих пращуров наших, переросшая в "священный обряд" и привычку современности, при забытой и уже не совсем понятной фразы и автоматизма некоторых действий. На первый взгляд каждому владеющему русской словесностью понятны все части высказывания по-отдельности: присесть (временно сесть на корточки или что-то ещё, согнув ноги в коленях и, возможно, подумав над чем-то важном), на (предложный падеж, отражающий что-то сверху или при направлении и/или предложение чего-то взять), и -- дорога (путь, путешествие, поездка).

В настоящий момент можно прочесть и услышать пространные изречения о так называемом древнем традиционном обряде на Руси, жители которой основывались на вере в духов, живущих рядом с нами -- духов злых и добрых, мешающих и помогающих: люди веровали, что именно духи управляют окружающим миром и являются многообразным проявлением не только самостоятельного существования, но и в качестве стихий или их воздействия на события многообразной жизни всего сущего и человеческой деятельности. Напомню, что "старообрядцы" -- представители одной из форм древней религии, которая не является продолжением былого в полной мере и точности, но является условно возрождённой и "neo-собирательной". Какие-то из частично забытых, или запрещённых церковью и новыми промежуточными властными структурами, -- особенности древних верований и культовых обрядов, продолжали сопровождать человека в изменённом и автоматизированном виде неосознаваемых привычек, сопутствуя изменчивым событиям жизни. Целью некоторых традиционных верований древних народов была возможность задабривания, обмана и запугивая духов и стихий природы, которые присутствуют в нашей жизни и влияют на судьбу любого человека. К таким ритуалам относят возможность "присесть на дорожку" (или -- перед дорогой), "выйдя из дома -- не возвращаться за забытым" (назад не вертаться, не поворачивать, не оглядываться назад) и ежёли необходимость такая все-таки наступила, то глянуть в зеркало перед новым выходом за порог дома, "собраться с мыслями" и т.д. и т.п. Некоторые утверждают, что связаны эти действия с нежеланием брать "домашнего духа" с собой и возможностью обмануть его таким образом. Предполагали, что в родном доме и дух помогает, а вне стен родимых -- дорогу портит, стараясь вернуть домочадцев в дом хозяйский. Вот и присев на дорожку дальнюю в желании запутать домового, создавали впечатление сборов, но не ухода. Ежели поверит домовой в обман хозяев, то легким и путешествие будет, а ужель не случится такого -- удачи не жди в пути.

Однако, в определении "присесть на дорожку" и связи действия с неосознанным подражанием в традиционной привычке, навеянной действиями поколений -- нечто иное. Домовой, или -- дух семьи и дома, всегда был положительным героем верований. Уходя или переезжая из одного места в другое, его брали с собой: при помощи заклинаний и скороговорок призывали поехать вместе, спрятавшись в тёмном сосуде (кувшине, чайнике, лампе-горелке) или в лапоточке (лапте). А путешествовали в древности далёкой не редко и по причинам различным. Временный уход на охоту или рыбалку не предполагал сидеть и чего-то ожидать перед дорогой. Традиция касалась только дорог дальних или ярмарочных -- важных и судьбоносных: на заработки, в поход, за подаянием или по-миру (от нищеты) и по Миру (на людей посмотреть и себя показать), на службу в армию, в разбойники, на богомолье, в монастырь, в лесной скит, на новое место жительства, замуж, наконец, на поиски легендарного Беловодья... -- цели различные и с разными степенями ритуальных поведений в длительности прощальных обрядов (поцелуев и пиршеств предшествующих).

Многие помнят иносказательные повествования и легенды детства с различными ситуациями временного ухода в дальний путь того или иного героя. Сказочные Иваны -- сыны русские, постоянно вступаются за кого-то в кризисной ситуации: фольклёрные тексты сообщают о путешествии за тридевять земель в поисках похищенной невесты, и, туда же -- в отместку за поругания чести или кражу у старика-отца пшеницы, а у царя –- яблок золотых. Былинный богатырь Добрыня Никитич, хоть и неохотно, но едет во Туги горы, ко Пучай реке, потому что "Змей" уволок дочь княжескую; чудовище систематически вдовит молодых жен, сиротит малых детей, а богатырей погубило уже великое множество...

Обычай древний требует присесть перед дорожкой дальней и мысленно досчитать до десяти. Поверье гласит, что если сорваться в путь сразу, то -- хорошей дороги не будет. Т.Б. Щепанская в книге "Культура дороги в русской мифоритуальной традиции XIX – XX вв." (М.: "Индрик", 2003 г.) упоминает о рекрутах XIX века, которые за неделю (а то и за 1-2 месяца) до призыва прекращали участие в обычных работах, начиная гулять. Около недели прощалась с роднёй девушка перед уходом в монастырь, приблизительно за столько же начинают готовиться к отъезду в город после каникул современные студентки. Семьи переселенцев за несколько недель, месяцев, а то и за год до отъезда начинали распродавать имущество и готовиться в путь. Таким образом, состояние между дорогой и домом растягивалось от нескольких секунд, до недель и даже месяцев, однако сам ритуал с фразой "присесть на дорожку" не означал традицию проводов с трапезами, как особого, беспокойного и длительного состояния сборов и приготовлений в промежутке между дорогой и домом.

Но все эти примеры -- относительно позднее время и современность, которая -- толи для красного словца авторов, а возможно и в недопонимании образности речи русской, часто путается в терминах и понятиях значений слов -- вводя в заблуждение синонимами. Трапезы, веселья и празднества, проводы, питие на посошок, хлеб с солью, пирожки в дорогу, талисманы или обереги (в том числе и с горсткой землицы родимой)... чемоданное настроение и минута молчания -- "из другой оперы", хотя и связанной с путешествием или рассматриваемым уходом (но не из жизни).

Откуда же появилась традиция "присесть на дорожку" и вера в месть духов?

Не просто успокоиться, и, расслабившись от напряжения и нервозности (с трясущимися руками, полным животом и не совсем трезвой головой), подумать о собранном и незабытом или забытом, а именно "присесть" -- опорожнив свой кишечник на дорожку, дабы не приключилась неожиданность в пути и не приспичило в самый неподходящий момент (сражения и погони, али бандитского нападения -- к примеру). Как говорится: "пока не приспичит... петух жареный в жопу не клюнет, или -- пока гром не грянет, мужик и не перекрестится". Вот так и возник этот древний обычай наших далёких кочевых предков, промышляющих в постоянном движении по просторам и во времени. Примета того, что надо присесть и расслабиться, почувствовав необходимость и потребности организма, -- сопутствовала удачам. Тех, кто спешил... -- мучили колики, понос, боли в животе и иные конфузные приключения, не способствовавшие успеху. Тут на ум, -- при скудности знаний медицинских и опыта, -- какие только черти и домовые не мерещились со своими недовольствами и проказами, хотя... и они

До нынешнего времени дошло очень много разных примет и суеверий. Они пользуются не меньшей популярностью, чем раньше. Что означает примета на дорожку посидеть, как она появилась: немногие знают, что за ней стоит.

Значение приметы

Обычай «посидим на дорожку» переходил из поколения в поколение. На протяжении веков он не утратил свою актуальность. Он трансформировался в добрую традицию прощания с отъезжающими или сборов кого-то из близких в дорогу.

Как только вещи собраны в сумки, документы приготовлены, отъезжающие обуты, обязательно присаживаются на дорожку. В это время необходимо помолчать, чтобы собраться с мыслями, вспомнить, все ли было сложено, не забыты ли документы или билеты.

Если человек уверен в том, что все в порядке, он может посидеть в тишине и посмотреть на отъезжающих, которые смогут унести с собой хорошие воспоминания, тепло и уют дома, в котором они гостили.

История

У этой приметы языческие мистические корни. О них знают далеко не все.

Согласно приданиям, есть 4 основные объяснения:

  1. Раньше люди были уверенны, что абсолютно в каждом жилье есть домовой. Это дух, ведущий дом и следящий за чистотой и порядком. Если кто-то из его подопечных забирает часть имущества, принадлежащего ему, и покидает дом на длительный срок, то он начинал злиться. Чтобы его задобрить и показать ему свое почтенное отношение, появился обычай посидеть на дорожку. Уезжающий присаживался и перечислял все вещи, который он брал с собой. Согласно поверьям, домовой будет удовлетворен и обязательно напомнит о забытых вещах или предметах. В случае опасной ситуации он может сигнализировать об этом хозяину.
  2. Так предки пытались оградить себя от потусторонних злых сил, которые любят устраивать путешествующим неприятности и преграды на пути к цели. Посидев перед дальней дорогой, человек создавал видимость того, что не имеет намерений покидать дом. Он обманывал нечистую силу, и она не успевала навредить уходящему человеку.
  3. Ещё одно объяснение имело более практичное значение. Прежде чем отправляться в путешествие, предки обязательно проговаривали молитву, чтобы гарантировать себе покровительство и защиту Высших Сил. Со временем актуальность этой традиции уменьшилась. Революция и распространение атеистических взглядов сыграли свою роль. Искренне верующие люди продолжали молиться перед отправлением в путь.
  4. Последнее объяснение основывается на нежелании человека возвращаться назад. Люди считали, что лучше потратить несколько минут, чтобы сосредоточенно поразмыслить перед выходом из дома, чем потом возвращаться за забытыми вещами, подвергая себя опасности.

Современная трактовка

Обычай популярен и сейчас, потому что в нём здравый смысл, опыт, практика прошлых поколений и важная житейская мудрость. Сейчас он используется больше как традиция. Мало кто из молодёжи знает или задумывался о том, зачем необходимо перед поездкой «посидеть на дорожку».

Этот ритуал выполняется по привычке, в особенности если рядом находится бабушка, мама или другие родственники старшего поколения. Они произносят всем хорошо знакомую фразу «присядем на дорожку».

Некоторые негативно настроены на подобное действие, но для них есть несколько весомых аргументов :

  • 1-2 минуты задержки не влияют на поездку;
  • если человек заранее подготовился к поездке, то за это время он мысленно ещё раз всё перепроверит;
  • никогда не помешает перед поездкой настроить себя на путешествие.

Если человек проверил, отключил ли он всю бытовую технику, то эти несколько минут нужны, чтобы он смог успокоиться и нормально добраться до пункта назначения.

Заключение

Примета «посидеть на дорожку» является исконно русской. Существуют хорошие приметы и не очень, но посидеть, помолчать, сосредоточить свои мысли на поездке - это мудрое решение.

Loading...Loading...