«Просите, и дастся вам. Закон сеяния и жатвы

“Отнеси это бедной вдове, которая живет на окраине города,” – сказал старый сапожник пареньку-подмастерью, давая ему корзину со свежими, только что с грядки, овощами. Хотя сапожнику приходилось трудиться в поте лица, да еще выращивать овощи на своем небольшом клочке земли, чтобы хоть как-то сводить концы с концами, он, казалось, всегда делился тем немногим, что у него было.

Его спрашивали: “Как ты можешь отдавать столько?”

“Я ничего не отдаю, – отвечал он. – Я даю взаймы Господу, и Он возвращает мне намного больше. Мне неловко думать, что люди считают меня щедрым, когда я получаю больше, чем отдаю. Давным-давно, когда я был очень беден, мне повстречался человек, который был еще беднее меня. Я хотел ему что-то дать, но не знал, могу ли я это себе позволить. Однако, я дал ему что-то все равно, и Господь помог мне. У меня всегда есть работа, да и сад хорошо плодоносит. С тех пор я никогда не задумываюсь, когда слышу о ком-то в нуж-де. Даже если я отдам все, что у меня есть, Господь не позволит мне умереть с голоду. Это все равно, что вкладывать деньги в банк, только на этот раз мой банк – Небесный, и он возвращает проценты каждый день”.

“Чти Господа от имения твоего и от начатков всех прибытков твоих; и наполнятся житницы твои до избытка, и точила твои будут переливаться новым вином” (Библия, Притчи 3:9,10).

Практикуясь в милости даяния, человек накапливает сокровища для самого себя. Дары – это вклады.

Успех – это не наилучшее приобретение, это наибольшая отдача.

Когда жизнь пройдет, и земной закончится век

В делах для других продолжит жить человек.

Свеча не теряет свой свет, зажигая другую.

Одни существуют тем, что получают; другие живут тем, что отдают.

“Иной сыплет щедро, и ему еще прибавляется; а другой сверх меры бережлив, и однакоже беднеет. Благотворительная душа будет насыщена; и кто напояет других, тот и сам напоен будет” (Притчи 11:24,25).

Как повествует легенда, в одном аббатстве жил очень щедрый аббат. Он ни разу не отказал нищему и всегда давал все что мог нуждающимся. Однако, чем больше он раздавал, тем богаче становилось его аббатство.

Когда аббат умер, на его место пришел новый, который был абсолютной противоположностью прежнему – он был скупым и прижимистым. Как-то раз в монастырь пришел пожилой странник. Он сказал, что останавливался в нем несколько лет назад, и что сейчас тоже ищет место переночевать. Аббат отправил путника ни с чем, добавив, что аббатство не может позволить себе былого гостеприимства.

“Наш монастырь больше не может помогать странникам, как раньше, когда мы были богаты, – сказал он. – Нам самим сейчас никто не помогает.”

“Вот оно что, – покачал головой странник. – Мне кажется, это потому, что вы отлучили двух братьев от монастыря”.

“Что-то не припомню такого,” – в недоумении сказал аббат.

“Да-да. Они были близнецами. Одного звали “Давайте”, а другого “И дастся вам”. Вы отлучили “Давайте”, и его брат тоже решил уйти”.

Бог любит отдавать тебе больше, чем ты даешь.

Ему, и Он никогда не позволит превзойти Себя в щедрости. Он всегда даст тебе во много раз больше, чем ты сможешь дать Ему! Чем больше ты отдаешь, тем больше Он тебе возвращает.

Бог не всегда вознаграждает тебя только в долларах и центах; иногда Его дар выражается в защите от несчастных случаев, неудач или серьезных болезней, что обошлось бы тебе во сто раз дороже, по сравнению с тем, что ты отдал! Он всегда вознаградит тебя, так или иначе! – Отец Давид

Мало кто из наших современников мыслит в духе русской поговорки: «Дай Бог подать, не дай Бог брать»? В основной массе людям хотелось бы больше получать: «На то даны руки, чтоб брать». В лихие девяностые с помощью хитроумных махинаций с ваучерами в один миг лучшие земли и средства производства были «прихватизированы» партийно-производственной элитой или криминальными авторитетами, которые распорядились ими вовсе не для блага людей. В самом начале этого процесса было обещано, что один ваучер будет равен стоимости двух автомашин. Потом ваучеры непонятным образом стремительно обесценились. Хорошо спланированные и безнаказанные многомесячные задержки зарплаты вынуждали людей продавать ваучеры за кусок хлеба. Таким образом, организаторы этого грабежа без особого труда на законных основаниях стали собственниками предприятий и колхозов. Каждый знает, что они сделали с бывшим советским хозяйством: часть разбазарили, часть продали втридорога, часть превратили в торговые центры… Народу, созидавшему богатства, ничего не досталось. В основе этого неслыханного обмана миллионов людей лежала жадность. За нее еще придется ответить пред Богом.

Среди преступников бытует выражение «жадность фраера сгубила». Но на ее счету гибель также и процветающих корпораций, и целых стран. Мне пришлось как-то разговаривать с консультантом по предотвращению банкротств. По ее мнению, нередкая их причина — алчность руководителя. Для приобретения земли, дорогой недвижимости и крутых авто, для отдыха на заморских курортах и развлечений он назначает себе неоправданно высокий оклад, берет займы под огромные проценты, задерживает сотрудникам зарплату, чтобы прокрутить деньги в банке. Из-за этого он теряет ценных специалистов, надежных клиентов и со временем становится банкротом. «Мир достаточно велик, чтобы удовлетворить нужды любого человека, но слишком мал, чтобы удовлетворить людскую жадность». (Махатма Ганди).

И разве только грешный мир повинен в этом грехе? В нем могут быть повинны и верующие люди. Бог говорил через Малахию: «Можно ли человеку обкрадывать Бога? А вы обкрадываете Меня. Скажете: «чем обкрадываем мы Тебя?» Десятиною и приношениями. Проклятием вы прокляты, потому что вы — весь народ — обкрадываете Меня» (Мал.3:8-10). Израиль, получая от Бога множество благ, не желал поддерживать служение священников и не жертвовал десятину со своих доходов.

Иисус Христос, отдавший Себя Самого на крестные муки, желал, чтобы Его последователи были свободны от порока жадности. В нагорной проповеди Он призвал их к даянию:

«Давайте, и дастся вам: мерою доброю, утрясенною, нагнетенною и переполненною отсыплют вам в лоно ваше; ибо, какою мерою мерите, такою же отмерится и вам» (Лук.6:38,39).

Рассматривая это повеление, мы поговорим о масштабе даяния, его характере и последствиях.

1. Масштаб даяния

Христос намеренно не указал, кому давать и сколько давать. Даяние должно быть всеохватным — без законнической регламентации. Но все же можно указать четыре области, в которых мы должны активно практиковать даяние.

  • Давайте церкви!

Библия призывает нас материально поддерживать ее служение. «Вы знаете, Филиппийцы, что в начале благовествования, когда я вышел из Македонии, ни одна церковь не оказала мне участия подаянием и принятием, кроме вас одних;

16 вы и в Фессалонику и раз и два присылали мне на нужду» (Фил.4:15,16). Павла считали врагом государства и, опасаясь притеснений, церкви не поддерживали его миссию. Отрадным исключением оказались верующие в Филиппах - они активно поддержали служение Павла материальными пожертвованиями.

Если вы знаете церковь, которая занимается провозвестием евангелия, миссионерским служением, реабилитацией зависимых, помощью бедным - жертвуйте на ее проекты. Помогая ей, вы участвуете в расширении царства Божьего на земле!

  • Давайте вашим близким!

Эти слова являются самыми суровыми в Писании, и к ним следует отнестись с должной серьезностью: «Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного» (1Тим.5:8). Увлекаясь служением, мы не имеем права забыть о ближних. Не имеем права заявить: ближние — неверующие, с ними не о чем говорить и о них не обязательно заботиться. Наше добро должно коснуться их в первую очередь! Однажды верующая женщина обратилась к благовестнице Руфи Шаленко с вопросом: можно ли ей развестись с неверующим мужем, которого, кроме телевизора, ничего на свете не интересует. Руфь дала весьма мудрый и тактичный совет: «Тебе не нужно разводиться. Когда он смотрит телевизор, ты сядь к нему поближе. Тебе не обязательно смотреть, что там показывают. Ты возьми себе какое-нибудь рукоделие и занимайся им. А муж пусть чувствует, что ты рядом и в нем нуждаешься!». Впоследствии та женщина благодарила миссионерку за совет. Муж изменил отношение к ней, и жизнь их наладилась. Такое простое проявление доброты, как внимание, принесло в семью примирение. Ваши ближние - второй приоритет в даянии.

  • Давайте нуждающимся!

Библейские советы на эту тему настолько понятны, что не нуждаются в разъяснении:

«Если же будет у тебя нищий кто-либо из братьев твоих, в одном из жилищ твоих, на земле твоей, которую Господь, Бог твой, дает тебе, то не ожесточи сердца твоего и не сожми руки твоей пред нищим братом твоим, но открой ему руку твою и дай ему взаймы, смотря по его нужде, в чем он нуждается» (Втор.15:7,8).

«… ибо Македония и Ахаия усердствуют некоторым подаянием для бедных между святыми в Иерусалиме» (Рим.15:26).

«Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне. Тогда праведники скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили? когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели? когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе? И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Матф.25:34-40). Помните, что давая бедному, вы одалживаете самому Господу Богу, а Он, в силу Своего непревзойденного благородства, в долгу не окажется (Пр. 19:17).

  • Давайте всем!

«Итак, доколе есть время, будем делать добро всем» (Гал.6:10). Нам так легко ограничить даяние кругом своих. Но как дети Божии, мы должны подражать Небесному Отцу, Который распространяет Свои даяния на праведных и неправедных, злых и добрых. Благодаря нашим добрым делам мир узнает Христа и прославит Бога своим обращением (Мф.5:16). Примером добродетельного христианина является для нас доктор Гааз. В Википедии о нем записано всего лишь несколько скупых фактов: «Ф. П. Гааз, член Московского тюремного комитета и главный врач московских тюрем, посвятил свою жизнь облегчению участи заключённых и ссыльных. Он боролся за улучшение жизни узников: добился, чтобы от кандалов освобождали стариков и больных; упразднения в Москве железного прута, к которому приковывали по 12 ссыльных, следовавших в Сибирь отмены бритья половины головы у женщин. По его инициативе были открыты тюремная больница и школа для детей арестантов. Постоянно принимал и снабжал лекарствами бедных больных. Боролся за отмену права помещиков ссылать крепостных. На благотворительность ушли все его сбережения». Русский адвокат А. Ф. Кони, написавший биографию о святом докторе, повествует, какие изнурительные моральные битвы он вел с чванливыми русскими чиновниками ради облегчения участи несчастных. Девизом его жизни были слова: «Спешите делать добро!».

2. Характер даяния

  • Давайте щедро!

Бог является самым великим даятелем, с Которого нам следует брать пример.

Он дает людям место для проживания (Вт.4:40), благоприятные погодные условия (Мф.5:45; Деян. 14:17), силу и мудрость создавать материальные и духовные ценности (Екл. 6:2), детей (Деян. 17:25,26), правителей (Дан. 2:21). Но самое великое даяние Бога - Иисус, радость и слава Божия. Именно Его пожертвовал Бог ради нашего спасения (Иоан.3:16). Затем следуют дары покаяния и прощения (Деян. 11:18), сыновства (1 Иоаню3:1), благодати Святого Духа (Иоан.4:14), Слова Божьего (Иоан. 17:8), мира в сердце (Иоан.14:27), ответов на молитвы (Ион.15:16). Действительно, Бог по-царски щедр в Своих даяниях! Под стать Ему действовал Его Сын Иисус Христос, отдавший людям Свое время, внимание, целительную силу, мудрость и саму жизнь.

  • Давайте великодушно!

«Если же у кого из вас недостает мудрости, да просит у Бога, дающего всем просто и без упреков, — и дастся ему» (Иак.1:5).

Бог не уклоняется от даяний. Он дает всем просителям без исключения необходимые блага. Он понимает, что «всякое дыхание любит даяние». У Него нет ничего общего со священником и левитом из притчи Христа, прошедшими мимо израненного человека. Он похож на милосердного самарянина, который не пожалел внимания, времени, сил и средств для избитого разбойниками человека. Такими нужно быть и нам! Слово «просто» можно передать, как искренно, с простой душой. Бог дает нам блага с радостью, не упрекая нас за наше несовершенство и надоедливость.

  • Давайте разумно!

Апостол Петр призывал верующих показать «в добродетели рассудительность» (2 Пет. 1:5). В книге Дидахе, адресованной новообращенным, есть совет: «Да запотеет рука твоя, пока дашь милостыню». Этот совет не утратил за века своей мудрости и актуальности. Как грех есть промах мимо цели, так и добро, оказанное без рассудительности, не достигнет цели и станет грехом. Когда благочестивый царь иудейский Иосафат предпринял неудачную попытку помочь израильскому царю Ахаву в битве, пророк Ииуй обличил его: «следовало ли тебе помогать нечестивцу и любить ненавидящих Господа? За это на тебя гнев от лица Господня» (2Пар.19:2). Так что не всякое даяние может оказаться добрым. Приведу два случая из моей жизни, в которых рассудительность помогла мне избежать зла.

Однажды у входа в магазин я столкнулся с благообразной старушкой, просящей милостыню. Первым побуждением было помочь ей, но я поинтересовался: «Разве вы не получаете пенсию, что стоите здесь? Моя мать тоже пенсионерка, но она даже одалживает нам денег…». Старушка ответила: «Да, сын у меня алкоголик. Вот для него и прошу!». Конечно, я не мог дать на эту нужду…

Было и такое: после служения ко мне обратился мужчина. Он представился братом, показал фотографию своего крещения и бракосочетания и рассказал, что его обворовали и ему нужны деньги на дорогу домой. Я сказал ему, что постараюсь связаться с пастырем его церкви и получить гарантию, что деньги нам вернут. В ответ «брат» стал стыдить меня: «Я думал вы настоящий пастырь, а вы наемник! Вы не верите брату во Христе!». Я все же дозвонился до пастыря церкви, и он поведал, что этот человек, проведший немало времени в «местах не столь отдаленных», два года назад бросил семью и скитается по церквам, собирая деньги с легковерных.

Помогать нужно, но прежде следует убедиться, что ваша помощь действительно пойдет на добро. Ведь средства нам не принадлежит - они Божии средства!

3. Результаты даяния

и дастся вам: мерою доброю, утрясенною, нагнетенною и переполненною отсыплют вам в лоно ваше; ибо, какою мерою мерите, такою же отмерится и вам

В людском сознании давать — значит потерять. Согласно Христу - давать, значит приобретать. Напомню, «благотворящий бедному дает взаймы Господу, и Он воздаст ему за благодеяние его» (Прит.19:17). Из всех существ Бог является самым благодарным. Когда Он воздает, то воздает с непревзойденной щедростью. В этом убеждают многие тексты Писания. Их стоит внимательно прочесть! Я упомяну лишь некоторые.

«ибо приидет Сын Человеческий во славе Отца Своего с Ангелами Своими и тогда воздаст каждому по делам его» (Матф.16:27). Никто не будет обойден Божьим воздаянием. Никакое доброе дело не будет забыто! Как это должно мотивировать нас творить добро!

«…нет никого, кто оставил бы дом, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради Меня и Евангелия, и не получил бы ныне, во время сие, среди гонений, во сто крат более домов, и братьев и сестер, и отцов, и матерей, и детей, и земель, а в веке грядущем жизни вечной» (Мар.10:29,30). Воздаяние во сто крат — вовсе не слабое воздаяние! Оно с лихвой оправдает все потери. Наша беда, что мы не помышляем об этом и не горим желанием отдавать ради Господа наши силы, время и средства. О, как мы обедняем свою вечность!

«Сказал же и позвавшему Его: когда делаешь обед или ужин, не зови друзей твоих, ни братьев твоих, ни родственников твоих, ни соседей богатых, чтобы и они тебя когда не позвали, и не получил ты воздаяния. Но, когда делаешь пир, зови нищих, увечных, хромых, слепых, и блажен будешь, что они не могут воздать тебе, ибо воздастся тебе в воскресение праведных» (Лук.14:12-14). Вот почему принцип «ты — мне, я — тебе» является неприемлемым и убыточным для души. Правильным будет следование иному принципу: «Я — тебе, а Бог — мне».

«Господь же сказал: кто верный и благоразумный домоправитель, которого господин поставил над слугами своими раздавать им в свое время меру хлеба? Блажен раб тот, которого господин его, придя, найдет поступающим так. Истинно говорю вам, что над всем имением своим поставит его» (Лук.12:42-44). Бог делает верного раба управителем всего! Какое доверие и любовь!

Однако важно отметить, что в библейском даянии существует важная последовательность, нарушать которую нельзя: вначале мы должны отдать себя Господу, а что у нас имеется — людям. Апостол Павел писал о святых Македонии: «…они отдали самих себя, во-первых, Господу, [потом] и нам по воле Божией» (2Кор.8:5).

Что значит отдать себя Господу? Я думаю, лучше всего ответить на этот вопрос строками письма благовестника Ю.С. Грачева: «Дорогая мама, Господь позвал меня на дело, «был в темнице и посетили меня». Я оставляю все и знаю, что, потеряв жизнь ради Христа и Евангелия, я приобрету ее. Оставляю все свои интересы, оставляю тебя, мама, и родных. Я прошу тебя помолиться обо мне и верить, что Отец Небесный поведет так, как Ему угодно. У тебя было пятеро детей, считай, что осталось четверо. Считай меня умершим для этой жизни…» Последняя фраза многозначительна. Она выражает суть посвящения Господу: умереть для себя и жить только для Христа и для Его славы.

К сожалению, многие христиане живут так, как описала христианская поэтесса Маргарита Коломийцева:

Мы все свою судьбу хотим вершить.
Всего хотим попробовать немного.
Немного христианства для души,

Мы все немного удобряем жизнь,
Приятным, незаметным компромиссом.
Слепая верность – чистый фанатизм.
Совсем быть чистым – что-то тут не чисто.

Мы все немного в двух мирах живем,
Хотя, конечно, больше в мире нашем
Где сами правим. А потом поем,
Что нет для сердца Иисуса краше.

Мы все немного тут, немного там,
Немного в баре и немного в храме.
За истину – вперед по головам,
За Господа – война бесчинным хамам!

И хлеб разломим и отточим меч,
А судит бой публично суд присяжных.
Смиряться на земле не стоит свеч.

А вечность… ну, конечно это важно!
Немного христианства для души.
Себе немного, и немного Богу.
Мы все немного жизнь хотим вершить,
Да, что немного… много, очень много.

Описанный поэтессой образ жизни верующих просто ужасен и заслуживает осуждения: «Но, как ты тёпл и не горяч, ни холоден, то извергну тебя из уст Моих» (Откр.3:16). Как без полного посвящения супругов настоящего брака, так и без полной отдачи сердца Христу нет христианства.

Полная отдача Господу покоится на осознании факта искупления: «Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои? Ибо вы куплены [дорогою] ценою. Посему прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии» (1Кор.6:19,20). Мы не принадлежим себе не потому, что у нас особое чувство принадлежности Господу и не потому, что мы достигли пика высочайшей духовности. Мы принадлежим Христу, потому что 2000 лет назад Он приобрел нас Себе тяжкими страданиями. И все, что нам необходимо делать на основе этого факта — не похищать себя у Господа.

Как правило, это происходит во времена страданий и сильных искушений. Именно тогда некоторые считают себя свободными от труда для Господа. Подобное происходило с самыми искренними верующими времен сталинских гонений.

И вновь цитата из «Иродовой бездны»: «Казалось, что все дороги в будущее закрыты. И невольно многие, даже совсем молодые, видели перед собой только один открытый путь — перейти в небо, к Господу и успокоиться у Него…

Эти настроения глубоко тревожили Леву и некоторых его близких друзей. Они понимали, что все для них закрыто, что мир полон ненависти к искренне верующим. Знали также, что скоро собрания закроются, что Библии будут отбираться и нигде не услышишь ни Слова Божия, ни слова о Спасителе, но уходить, просить, чтобы Господь взял туда, на небо, разве можно? Ведь кругом такой мрак, столько гибнущих, и мы, может быть, последние искорки света, последние христиане в нашей стране, и мы должны быть здесь, — так думал Лева, и очень хотел, хотя бы немного быть светом Христовым».

Юноше было тогда семнадцать лет. Эту посвященность Господу он сохранил, несмотря на жесточайшие испытания, до конца своих дней. Вернувшись с последней евангелизационной поездки, он сказал своим близким: «Я отдал Господу последнее, что имел - свое здоровье». Через два месяца его не стало…

Дай нам Бог быть не берущими, но дающими, какими были наши предшественники!

Блаженной памяти старец Паисий Святогорец

Слова. Том II

Духовное пробуждение

Перевод с греческого иеромонаха Доримедонта
Москва. 2001

Часть четвертая. Зависимость от неба

Глава третья. О том, что Бог помогает там, где не хватает человеческих сил

Геронда, почему мы должны просить Бога о помощи, раз Он знает наши нужды?

Потому что есть свобода. И, кроме того, когда нам больно за ближнего и мы просим Бога помочь ему, это приводит Его в сильное умиление, потому что тогда Он вмешивается, не нарушая свободы человеческой воли. Бог всецело расположен помочь людям, которые страдают. Однако для того, чтобы Он помог им, кто-то должен Его об этом попросить. Потому что если Бог поможет кому-то притом, что никто не будет просить Его об этом, то диавол выразит несогласие и скажет. "Почему Ты помогаешь ему и нарушаешь свободу человеческой воли? Он грешник и, значит, принадлежит мне". Из этого видно и великое духовное благородство Бога, Который даже диаволу не дает права выражать несогласие. Поэтому для того, чтобы вмешиваться, Он хочет, чтобы мы просили Его об этом Он и хочет прийти на помощь сразу же, если это идет нам во благо. Он хочет помогать Своим созданиям в соответствии с их нуждами. По отношению к каждому человеку Он действует отдельно - так, как больше на пользу каждому.

Итак, для того чтобы помог и Бог, и святые, этого должен хотеть и просить сам человек. В противном же случае помогать они не будут. "Хощеши ли здрав быти? " - спросил расслабленного Христос. Если человек не хочет, то Бог это чтит. И если кто-то не хочет в рай, то Бог не берет его туда силком, кроме тех случаев, когда человек, находившийся в [духовном] неведении, был несправедливо обижен, тогда он имеет право на божественную помощь. В других же случаях Бог не хочет вмешиваться. Человек просит помощи? Бог и святые ему ее подают. Едва успеешь глазом моргнуть, как они уже помогли. А иногда и моргнуть-то не успеваешь, настолько быстро Бог оказывается возле тебя.

"Просите и дастся ", - говорит Священное Писание. Не прося у Бога помощи, мы терпим полную неудачу. Если же мы просим божественной помощи, то Христос веревочкой связывает нас со Своей Благодатью и удерживает нас. Ветер дует то с одной стороны, то с другой, но мы привязаны и находимся вне опасности. Но когда человек не понимает, кто его удерживает, то он развязывает веревочку, отделяется от Христа, его со всех сторон начинают трепать ветры, и он страдает.

Знайте, что нашими бывают только страсти и грехи. Что бы мы ни сделали доброго - оно от Бога, каких бы мы ни натворили глупостей, они - наша собственность. Чуть нас оставит Божественная Благодать, как все - мы уже ничего не можем сделать. В жизни естественной, как только Бог лишает нас кислорода, мы сразу умираем. Так и в жизни духовной: только лишь Он чуть отнимает от нас Божественную Благодать, как все - мы пропали. Как-то раз во время молитвы я ощутил радость. Я стоял на ногах несколько часов и ничуть не испытывал усталости. Все время, пока молился, я чувствовал некое сладкое отдохновение, нечто непередаваемое словами. Но вот через какое-то время у меня появился помысел человеческий: "У меня не хватает двух ребер, и я быстро простужаюсь. Чтобы не терять этого состояния и переживать его, сколько оно будет длиться, надо пойти, взять теплый платок и закутаться, иначе я могу простыть". Только лишь я принял этот помысел, как свалился на пол. Я пролежал на полу около получаса, потом смог подняться, пойти в келью и лечь. Перед этим, углубляясь в молитву, я ощущал как бы некую воздушность, легкость, радование, невыразимые словами. Но только лишь я принял этот помысл, как упал на пол. Если бы я принял помысл гордый и, к примеру, подумал бы: "Вот вопрос: есть ли еще хоть два-три человека в таком состоянии, как я?" - то я бы сильно повредился. Мой помысл не был бесовским. Я подумал как человек, как хромой думает о том, чтобы взять свои костыли. Этот помысл был естественным, но, видишь, что со мною случилось даже и от него!

Единственное, что есть у человека - это расположение, и Бог помогает ему в соответствии с этим расположением. Поэтому я говорю, что все блага, которые у нас имеются - это Божии дары. Наши дела - ничто, и наши добродетели есть один сплошной ряд из нулей. Будем же стараться постоянно прибавлять нули к нулям и просить Христа поставить в начале этого ряда единицу. Так мы станем богатыми. Если же Христос не поставит единицы в начале, то весь наш труд пойдет насмарку.

[ Назад ] [ Содержание ] [ Вперед ]

Паисий Святогорец "Слова" (на русском):

Паїсій Святогорець "Слова" (українською):

Мы слышим евангельский рассказ о двух переплетающихся событиях. Человек по имени Иаир, начальник синагоги, умоляет Христа об исцелении своей умирающей дочери. Велико горе Иаира: единственная дочь умирает на заре жизни. И хотя Иаир был большой начальник, он принародно припадает к ногам Христа.

А что значило тогда быть начальником синагоги? Начальник синагоги был тем, кто отвечал за правильность богослужения, за то, чтобы исповедание веры было неложным. В это время двери синагоги уже закрывались для Христа, Христос открыто отвергался иудеями. А он — начальник синагоги, самый важный в городе человек и уважаемый всеми людьми. И все смотрят на него, как он поступит. От того, как он будет говорить со Христом, зависит очень многое.

Кто знает — может быть, и сам он враждебно относился ко Господу, считая Его разорителем субботы, нарушителем ветхозаветного закона, не понимая тайны любви и милосердия Божия, которое являл Христос. Но когда единственная дочь его смертельно заболела, он вспомнил об Учителе милосердия, о Христе.

Нередко бывает, что человек забывает о том, как он выглядит в глазах других людей, чтобы спасти свою жизнь и спасти свою душу. Но также часто бывает, что человек оказывается слишком гордым, чтобы смириться перед истиной. Священникам нередко приходится сталкиваться с такой ситуацией, даже когда человек на пороге смерти. Родные плачут, зная, как важно исповедаться ему и причаститься — но вся жизнь прошла в безверии, и эта гордость безбожия не дает человеку обратиться ко Господу. И он уходит нераскаянным, отвергая свое спасение.

Однако большинство людей, когда открывается им смерть, смиряются. Потому Господь и посылает такие тяжкие скорби, самую смерть, чтобы смирить гордыню человека, чтобы человек узнал, что чудо благодати Божией подается только смиренным. «Просите, и дастся вам», — говорит Господь. Первый шаг к Богу — это сделаться способным просить Его, обратиться к Нему.

Хотя Иаир не имел веры сотника, который верил, что только одно слово Спасителя на расстоянии исцелит отрока его, Христос идет с ним. Сильная вера всегда заслуживает удивления и похвалы, но и слабая вера не отвергается Господом.

Когда Христос шел, народ теснил его. И вот тайное прикосновение кровоточивой женщины, которая истратила, как сказано про нее, на врачей все свое имение, и пришла только в худшее состояние. Она стыдилась свою болезнь исповедать вслух перед всеми, потому что Христос был все время окружен народом. Это течение крови, согласно ветхозаветному закону, делало человека нечистым. И поэтому она таилась в толпе, не могла открыто подойти ко Господу. Однако вера ее была сильна. Она не сомневалась, что, прикоснувшись к краю одежды Спасителя, она получит от Него целительную силу.

Как только она прикоснулась ко Христу, тотчас почувствовала, что болезнь ее прошла. Так много людей получают исцеления затерянными в толпе, никем не замечаемые! Но сейчас Христос хочет тайное сделать явным, чтобы никто не сомневался: как бы он ни был мал и скромен, как бы он ни был грешен — он самый дорогой и единственный человек, ради которого Христос пришел на землю и ради которого Он готов всю Кровь Свою пролить на Кресте.

Христос чувствует, что «сила изошла из Него». Всякий раз, когда Он исцеляет кого-нибудь, это требует от Него Его Самого. И это есть тайна жизни. Никто никогда не совершит ничего подлинно великого, пока не научится отдавать себя.

Однако те, кто исцелен Господом, должны исповедовать свое исцеление, потому что Господь знает об этом. Блаженный Августин настаивал на том, чтобы в его приходе совершалась запись всех чудесных исцелений, всякой чудесной помощи Божией, потому что они принадлежат всей Церкви, всем людям. Все люди должны знать о том, как милостив Господь, и милость, оказанная одному человеку, относится в равной степени ко всякому другому.

Господь радуется, что из Него изошла сила, и совершилось добро. И Он отдает этот дар смиреннейшим, которые приемлют его как свет и тепло от солнца. Вернее, даже сравнивать его невозможно с солнечным светом и теплом, потому что это другой свет и другое тепло — это благодать Божия. Это то чудо новой жизни, которое сообщает Господь.

Женщина, видя, что не утаилась, с трепетом подошла ко Христу и, падши пред Ним, исповедовала пред всеми людьми, по какой причине прикоснулась к Нему и как тотчас исцелилась. Она делится чудом со всеми, и она исповедуется перед всеми. Как в древней Церкви перед всеми исповедовались, потому что была такая особенная благодать — человек мог засвидетельствовать перед всеми, что любовь Божия, милость Божия, делает все совершенно иным. И человек не страшится, не стыдится уже исповедовать самые ужасные грехи перед всеми. Он как бы говорит: «Посмотрите все, что Он сделал со мной! И это Он может сделать с каждым, кто из глубины страдания, с верой и покаянием обратится к Нему». И оттого что это произошло, повторение прежних грехов делается невозможным. Теперь — все новое в свете Христова дара. И великий Врач душ и телес подтверждает исцеление этой женщины, отсылает ее в жизнь с утешением: «Дерзай, дщерь, вера твоя спасла тебя».

И далее мы видим, как Он воодушевляет маловерного Иаира не сомневаться в силе Божией, глядя на то чудо, которое Он только что совершил. Хотя дочь его уже умерла, и те, кто сообщил Иаиру об этом, советуют не тревожить более Учителя. «Не бойся, — говорит Христос, — только веруй». Наша вера во Христа должна быть дерзновенной и смелой. Все святые, великие чудотворцы, которые совершали чудеса исцеления силой Христовой, обладали этим дерзновением. Святой праведный Иоанн Кронштадтский говорит, что когда нужно испросить у Господа невозможное, когда человек уже умирает, — пастырь как бы хватается за край одежды Христовой. Для него гибель этого человека — как его собственная гибель, и Господь совершает чудо.

«Не бойся!» — говорит Он. Невозможно не бояться смерти, невозможно не трепетать перед смертью дорогого человека. Но Бог дает силу не бояться, когда мы знаем, что Он рядом с нами. И Господь говорит Иаиру: «Хотя дочь твоя умерла — хотя смерть являет свое торжество — веруй, и все будет хорошо». Всем людям, оплакивающим умершую, Христос говорит: «Не плачьте, ибо она не умерла, но спит». Господь хочет сказать им, что она не умерла навеки. Эта смерть скоро покажется ее друзьям сном, как если бы она заснула на несколько часов. Эти слова относятся ко всем, кто умирает в Господе. Мы не должны скорбеть о них как не имеющие надежды, потому что смерть — только сон. И долгие годы разлуки с нашими дорогими близкими покажутся нам мгновением перед лицом благодатной вечности, когда откроется эта новая жизнь, эта совершенная радость, для которой создан человек.

В Евангелии сказано, что все смеялись над Христом, зная, что девочка умерла. Люди знают, что смерть слишком реальна, чтобы легко поверить даже Христовым словам. Только Божия сила могла вернуть эту девочку к жизни. И только любовь Христова может сделать и нас свидетелями чуда победы над смертью. Только наше прикосновение ко Христу, к Его истине и правде может дать нам уверенность, что это единственная правда, на которой зиждется всякая подлинная правда и сама жизнь.

Спаситель берет девочку за руку, как это делаем мы, когда хотим кого-то разбудить. Святая Церковь говорит нам сегодня, что придет час, когда Сам Христос возьмет за руку каждого из нас, чтобы ввести нас всех, как детей, в Свой Божественный сад — в ту жизнь, бесконечно более прекрасную, чем эта земная жизнь. Господь создал нас для жизни, а не для смерти. Оттого что в мире существует смерть, Он приходит к нам, мертвым от отчаяния душой или мертвым телом, и возвращает нас к жизни. Потому, как бы ни было порой темно — никто не должен терять надежды на неисследимое богатство Его благодати, на всепобеждающую силу Его Креста и Воскресения.

Протоиерей Александр Шаргунов , настоятель храма свт. Николая в Пыжах, член Союза писателей России

давайте, и дастся вам: мерою доброю, утрясенною, нагнетенною и переполненною отсыплют вам в лоно ваше; ибо, какою мерою мерите, такою же отмерится и вам.
(
Лук.6:38 )
В начале двадцатого века один шотландский фермер возвращался домой и проходил мимо болотистой местности. Вдруг он услышал крики о помощи. Фермер бросился на помощь и увидел мальчика, которого засасывала в свои жуткие бездны болотная жижа. Мальчик пытался выкарабкаться из страшной массы болотной трясины, но каждое его движение приговаривало его к скорой гибели. Мальчик кричал.от отчаяния и страха. Фермер быстро срубил толстый сук, осторожно приблизился и протянул спасительную ветку утопающему. Мальчик выбрался на безопасное место. Его пробивала дрожь, он долго не мог унять слезы, но главное - он был спасен!
- Пойдем ко мне в дом, - предложил ему фермер. - Тебе надо успокоиться, высушиться и согреться.
- Нет-нет, - мальчик покачал головой, - меня папа ждет. Он очень волнуется, наверное.
С благодарностью посмотрев в глаза своему спасителю, мальчик убежал…
Утром, фермер увидел, что к его дому подъехала богатая карета, запряженная роскошными породистыми скакунами. Из кареты вышел богато одетый джентльмен и спросил:
- Это вы вчера спасли жизнь моему сыну?
- Да, я, - ответил фермер.
- Сколько я вам должен?
- Не обижайте меня, господин. Вы мне ничего не должны, потому что я поступил так, как должен был поступить нормальный человек.
- Нет, я не могу оставить это просто так, потому что мой сын мне очень дорог. Назовите любую сумму, - настаивал посетитель.
- Я больше ничего не хочу говорить на эту тему. До свидания. - Фермер повернулся, чтобы уйти. И тут на крыльцо выскочил его сынишка.
- Это ваш сын? - спросил богатый гость.
- Да, - с гордостью ответил фермер, поглаживая мальчика по головке.
- Давайте сделаем так. Я возьму вашего сына с собой в Лондон и оплачу его образование. Если он так же благороден, как и его отец, то ни вы, ни я не будем жалеть об этом решении.
Прошло несколько лет. Сын фермера закончил школу, потом - медицинский университет, и вскоре его имя стало всемирно известно, как имя человека, открывшего пенициллин. Его звали Александр Флемминг.
Перед самой войной в одну из богатых Лондонских клиник поступил с тяжелейшей формой воспаления легких сын того самого джентльмена. Как вы думаете, что спасло его жизнь в этот раз? - Да, пенициллин, открытый Александром Флеммингом.
Имя богатого джентльмена, давшего образование Флеммингу, было Рандольф Черчилль. А его сына звали Уинстон Черчилль, который впоследствии стал премьер-министром Англии. Уинстон Черчилль как-то сказал: «Сделанное тобой к тебе же и вернется».
«Возлюбленный! не подражай злу, но добру. Кто делает добро, тот от Бога; а делающий зло не видел Бога…» (

Loading...Loading...