Протоиерей михаил гундяев родственник патриарха. Чекист гундяев не только вор-миллиардер, но и убийца па

«С детства я хотел стать священником, – вспоминал Патриарх Кирилл, еще будучи митрополитом. – Начиная с трех-четырех лет, дома я любил «служить», у меня было маленькое, специально для меня сшитое, облачение. Годам к 6-7 я уже мог без ошибки отслужить молебен или литию, мне нравилась церковная служба, и я любил саму атмосферу храма, причем не обязательно во время церковных праздников, очень любил будни, ранние обедни и совершение треб. Посещение храма для меня всегда было радостным событием, и я укорял своих родителей, когда они мне отказывали в этом, полагая, что длинная служба будет утомительной для меня в этом возрасте».

Любовь к службе, интерес к церковной жизни – все это пришло к Патриарху Москвоскому и всея Руси из семьи, глава которой был известным в Ленинграде пастырем.

Из воспоминаний Патриарха Кирилла:

«Несмотря на многие испытания, отец через всю свою жизнь пронес убеждение, что священник, совершающий богослужение, всегда должен обращаться хотя бы с краткой проповедью или назиданием к народу. Слова апостола Павла: «Горе мне, если не благовествую!» - он цитировал очень часто и в разговорах с нами, детьми, и в разговорах со своими собратьями, убеждая слушателей в том, что главная задача священника наравне с совершением Таинств - проповедь Слова Божия. Именно поэтому запрет на проповеди, который был введен в Ленинградской епархии во время хрущевских гонений, отец воспринял очень болезненно.

Все, что делалось во времена этого гонения, прикрывалось довольно хитроумными аргументами. <…> Так же обстояло дело и с запретом на проповеди. Собственно, официального запрета и не было. Но из епархиального управления пришла инструкция о том, что в целях повышения уровня проповедничества, исключения случаев негативного влияния на верующих важно, чтобы священники более тщательно готовились к проповедям. А для этого, перед тем как произнести проповедь, необходимо было записать ее в двух экземплярах и эти два экземпляра направить в епархиальное управление.

<…>Регулярно, два раза в год, отец составлял тексты проповедей и в двух экземплярах направлял их в епархиальное управление. А проповедовал он за каждой службой и выходил из этого небезопасного положения весьма оригинальным способом. Как известно, проповедь всегда начинается со слов: «Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа». Вот для того, чтобы избежать обвинения в том, что он обращается к народу с проповедью, не прошедшей цензуру, отец стал произносить свои проповеди не после чтения Евангелия, а в конце службы, и начинал всегда словами: «Дорогие братья и сестры! Поздравляю вас с праздником, или воскресным днем…» - а после этой вступительной фразы следовала собственно проповедь. Несколько раз отца уличали в том, что он, не подав письменный текст проповедей, обращается к народу, на что он отвечал, что это не проповедь, а просто приветствие.

Я рассказываю об этом эпизоде, чтобы читателю стало ясно, в каких условиях тогда осуществлялось и без того ограниченное в своих возможностях церковное служение. Власти вмешивались даже в собственно богослужебную жизнь, ведь проповедь - неотъемлемая часть богослужения. Отец глубоко переживал то положение, в котором находилась Церковь. Вместе с ним переживали и мы, потому что дело отца было и нашим делом».

(фрагмент из книги «Человек Церкви. К 20-летию со дня кончины и 70-летию со дня рождения митрополита Ленинградского и Новгородского Никодима», М., изд. Раритет, 1999)

Память о протоиерее Михаиле Гундяеве жива в церковном Петербурге до сих пор. Мы публикуем статью «Журнала Московской Патриархии», №5 за 2008 год, о жизни этого священника, во многом ставшего примером для будущего Патриарха.

Жизненный путь Михаила Васильевича Гундяева был во многом характерен для человека его эпохи и его поколения: постоянная учеба, самоотверженная работа на благо страны, служба в армии, участие в Великой Отечественной войне, послевоенный мирный труд, воспитание детей… Однако внешняя биографическая канва этой жизни не дает никакого представления о том главном и сокровенном, что определяло ее суть, сообщало ей особый смысл и вычерчивало ее крутой маршрут. Да, на поверхностный взгляд это была типичная биография советского человека. Нетипичными для гражданина СССР были только горячая вера в Бога, преданность Православию и стремление, несмотря ни на какие препятствия, посвятить себя служению Церкви Христовой. Именно эти особенности внутренней биографии Михаила Гундяева определили его судьбу. Вера Христова и преданность Святой Матери-Церкви вели, испытывали и в то же время спасали его на протяжении всех десятилетий государственного преследования Церкви и верующих, в которые уложилась сознательная жизнь этого человека. И потому в годину массового мученического и исповеднического подвига православных в советской России он оказался среди гонимых за христианскую веру и не отступился от нее.

При этом Михаилу Гундяеву не требовалось обращаться за примерами всецелой и самоотверженной преданности Христу к известным страницам истории древней Церкви. Живой пример был у него перед глазами, в его собственной семье. Ибо его отец, Василий Степанович Гундяев, бывший активным участником борьбы Церкви с обновленческим расколом, оказался в числе первых узников, отправленных в Соловецкий лагерь особого назначения. Здесь он принимал участие в знаменитом Соловецком соборе, на котором вырабатывались принципы взаимоотношений Православной Церкви и новой власти.

Вторично Василий Степанович был осужден за то, что энергично противодействовал закрытию монастыря в родном городе Лукоянове (тогдашнего Арзамасского уезда, а ныне Нижегородской области). После этого ему выпала участь пройти сорок шесть тюрем и лагерей и семь ссылок. А после освобождения, уже в хрущевские времена, Василий Степанович принял в Башкирии священный сан – спустя восемь лет после того, как в год своего сорокалетия иереем стал его сын Михаил, в свой черед прошедший через пересылки и колымские лагеря, голодную ленинградскую блокаду, героическую оборону города.

«Никогда ничего не бойтесь. В этом мире нет ничего такого, чего следовало бы по-настоящему бояться. Нужно бояться только Бога», – наставлял перед смертью своих внуков старый лагерник, монархист и исповедник веры отец Василий Гундяев.

Ни Василий Степанович, ни его сын Михаил Васильевич Гундяев не обманулись в мальчиках, которым в советской атеистической школе приходилось постоянно защищать свою веру от нападок учителей и одноклассников. Впоследствии они также стали священнослужителями. Старший, Николай, сегодня протоиерей, профессор Санкт-Петербургской Духовной академии и настоятель Спасо-Преображенского собора в Петербурге. Младший, Владимир (в монашестве Кирилл), – митрополит Смоленский и Калининградский, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата. (С 1 февраля 2009 года – Святейший Патриарх Московский и всея Руси. – прим. ред.)

Так в обезбоженной России XX века вопреки жестокому противодействию враждебных внешних сил и обстоятельств продолжали складываться династии верных чад Церкви Христовой, усердных тружеников на ее ниве. В семействе Гундяевых первым в череде священнослужителей было суждено стать протоиерею Михаилу.

С раннего детства будущий служитель алтаря Божия мечтал стать священником. Это внутреннее устремление определялось и повседневной практикой церковной жизни, которая была достоянием его детских и отроческих лет, и домашним воспитанием, и всем укладом и строем отношений внутри семьи. Поэтому после окончания средней школы Миша Гундяев остался в городе Лукоянове, чтобы проходить послушание у местного архипастыря – епископа Лукояновского, позже Любимского, Сергия (Мельникова, † 1934). Юноша исполнял при архиерее обязанности иподиакона и секретаря.

К 1926 году у него созрело твердое намерение поступить учиться на Высшие богословские курсы в Ленинграде. Это было совершенно особое учебное заведение, единственное на всю страну. Высшие богословские курсы организовал протоиерей Николай Чуков, впоследствии более известный как митрополит Ленинградский и Новгородский Григорий, бывший замечательным специалистом в области духовного образования и прежде руководивший Петрозаводской Духовной семинарией. Сначала в сентябре 1925 года им был организован Петроградский богословский институт, собравший в своих стенах цвет тогдашней науки – профессоров Петроградского университета и Петроградской Духовной академии, оставшихся после революции не у дел. Персональный состав профессорско-преподавательской корпорации был утвержден Святейшим Патриархом Тихоном. Люди светской науки, привлеченные к преподаванию на Высших богословских курсах, лишились своих университетских кафедр по причине политических убеждений и неприятия новой власти, а с профессорско-преподавательским корпусом Духовной академии поступили еще радикальнее, попросту закрыв ее наряду с иными академиями и семинариями.

Все эти замечательные специалисты, среди которых были академические профессора – протоиерей Василий Верюжский, А.И.Бриллиантов, Н.Н.Глубоковский, А.А.Дмитриевский, С.М.Зарин, И.А.Карабинов, Н.В.Малицкий, Д.П.Митров, А.В.Петровский, магистр богословия П.П.Мироносицкий, а также известные представители университетской науки академик Б.А.Тураев, профессора Л.П.Карсавин, Н.О.Лосский, Д.И.Абрамович, М.Д.Приселков, А.П.Алявдин, М.Н.Соколов, С.В.Меликова-Толстая, С.С.Безобразов (впоследствии епископ Кассиан), нашли пристанище в новом учебном заведении, которое поначалу именовалось Петроградским богословским институтом. Однако некоторое время спустя он был переименован в Высшие богословские курсы, поскольку богоборческая власть не могла допустить, чтобы в городе, уже носившем в то время имя Ленина, наравне с советскими вузами, втузами и рабфаками существовал идеологически чуждый им Богословский институт.

Именно сюда в 1926 году поступил Михаил Гундяев, и здесь он проучился до 1928 года, слушая лекции знаменитых профессоров и прилежно занимаясь под их руководством. Он собрал прекрасную рукописную библиотеку, составленную из конспектов лекций этих выдающихся ученых. Однако много позже эти конспекты сыграли в судьбе молодого богослова весьма неожиданную и печальную роль, став вещественными доказательствами в ходе следствия по делу Михаила Гундяева, обвинявшегося, среди прочего, в намерении совершить покушение на жизнь товарища Сталина.

Первоначальной причиной всех будущих серьезных неприятностей Михаила Гундяева стало то обстоятельство, что, еще будучи студентом Высших богословских курсов, он одновременно пел в хоре подворья Киево-Печерской лавры в Ленинграде и активно участвовал в приходской жизни. Вероятно, в связи с этим он попал в поле зрения органов госбезопасности и был взят ими на заметку. Во время обыска в его комнате нашли собрание упоминавшихся конспектов, и уже одного того факта, что слово «Бог» в них было написано с прописной буквы, оказалось совершенно достаточно для того, чтобы обвинить молодого человека в политической нелояльности и инициировать расследование его «дела». Обнаружив эти конспекты и бегло пролистав их, руководивший обыском оперативник удовлетворенно заметил: «Больше ничего искать не будем. Того, что здесь написано, вполне хватит».

До той поры студент Михаил Гундяев успевал не только посещать Высшие богословские курсы и петь в церковном хоре Киевского подворья, но и исполнять послушание псаломщика в сельском храме. Деревня Каменка находилась в районе нынешнего аэропорта «Пулково» и до наших дней не дожила. А когда в августе 1928 года Высшие богословские курсы были закрыты, Михаила призвали в Красную армию, где он прослужил два года.

По возвращении в Ленинград он поступил на работу, совмещая ее с обучением в Механическом техникуме, который успешно окончил в 1933 году. Этот техникум был единственным учебным заведением в городе, куда оказалось возможным поступить, имея в личном деле запись об обучении на Высших богословских курсах. Именно по этой причине документы Михаила не приняли в мединституте, который он первоначально избрал, намереваясь выучиться на врача.

По окончании Механического техникума молодой специалист, имевший вкус к точным наукам и желание учиться дальше, поступил в Ленинградский индустриальный институт. Наступил 1934 год, который в советской истории был ознаменован убийством Кирова и широкой волной арестов, последовавших за этим покушением и начавшихся непосредственно в Ленинграде. В числе многих был арестован и будущий священник Михаил Гундяев. Как уже говорилось, главным обвинением против него и истинной причиной ареста стала его активная церковная деятельность на приходе и пение на клиросе. Эти факты и сами по себе побуждали богоборческую власть к жесткой реакции, а когда речь шла о молодом человеке с хорошим светским образованием, они выглядели вдвойне подозрительно.

Арест произошел за несколько дней до свадьбы Михаила Гундяева. Он познакомился со своей будущей супругой Раисой Владимировной Кучиной в храме Киевского подворья, где девушка, в то время студентка Института иностранных языков, тоже пела в церковном хоре. Молодые люди полюбили друг друга и решили вступить в брак. Однажды, возвращаясь со своей избранницей после концерта в филармонии, где исполнялись «Страсти» Баха, Михаил Гундяев сказал: «Знаешь, когда я слушал музыку, мне вдруг явственно представилось, что меня идут арестовывать». Эти слова очень удивили его спутницу: «Какой может быть арест, когда мы с тобой собираемся венчаться и свадьба уже назначена?» Проводив невесту, Михаил Гундяев пошел к дому, где снимал комнату, и увидел здесь черную «эмку», стоявшую у ворот. Это был дурной знак, смысл которого в эпоху массовых арестов и репрессий все хорошо понимали. И внезапно он осознал: это пришли за ним. Михаил Гундяев не ошибся. Поднявшись на свой этаж, увидел распахнутую дверь, а в глубине квартиры – сотрудников НКВД и понятых. После появления хозяина дома приступили к обыску. Вот тогда и были найдены конспекты лекций по богословским дисциплинам.

Во время следствия у Михаила Гундяева всеми способами старались вырвать признание в том, что он готовил покушение на Сталина. Следователь даже угрожал в случае отказа расстрелом без суда, но арестованный твердо стоял на том, что ни при каких обстоятельствах не возьмет на себя вины за то, чего никогда не делал. Однажды он задал следователю, как ему казалось, совершенно риторический вопрос: «Каким образом ленинградский студент мог бы совершить покушение на вождя, который мало того, что живет в Москве, но и находится под неусыпной охраной?» Следователь оживился: «Вот именно это нас и интересует. Поэтому прямо сейчас чистосердечно напиши, как, проживая в городе Ленинграде, ты планировал совершить в Москве теракт против товарища Сталина».

Михаил категорически отказался оговаривать себя и других. Возможно, это и спасло ему жизнь, ибо неизвестно, каким был бы приговор, если бы узник подписался под подобным самообвинением. В итоге он получил три года колымских лагерей.

Будучи человеком одаренным и энергичным, Михаил Гундяев организовал в местах заключения учебный комбинат, где сам преподавал ряд технических дисциплин. Лагерное начальство настолько ценило его, что ему даже было предложено после освобождения и женитьбы продолжить начатую работу уже в качестве вольнонаемного. Поразмыслив, Михаил так и собирался сделать: возвратиться в эти края с молодой женой и пожить здесь еще некоторое время, чтобы хоть немного поправить свое бедственное материальное положение.

Его освободили в канун 1937 года. После новогодних праздников Михаил явился в лагерную администрацию подписать договор, предусматривавший его возвращение на Колыму. И здесь произошло чудо, спасшее жизнь ему и его будущей семье. Женщина, которая сидела в конторе гулаговского «Дальстроя», выслушав его, повела себя совершенно непонятным образом. Лицо ее сделалось сердитым, и она полушепотом приказала посетителю немедленно отсюда уходить и больше никогда здесь не появляться. Вчерашний зэк вышел из конторы совершенно обескураженный, а буквально через неделю по всему ГУЛАГу прокатились массовые репрессии. И если бы он подписал договор, как намеревался, то наверняка поехал бы в Магадан не в качестве вольнонаемного работника, а как заключенный. Потому что именно в это время вольнонаемные ГУЛАГа были переведены в разряд заключенных, а среди заключенных произведены массовые расстрелы.

В предвоенные годы Михаил Гундяев трудился на ленинградских предприятиях, пройдя путь от токаря до техника-технолога, конструктора и начальника цеха. Начало войны застало его в должности главного механика на военном заводе в Ленинграде. В дни блокады он участвовал в сооружении оборонных укреплений вокруг города. В 1943 году он был призван в действующую армию, в рядах которой находился до конца Великой Отечественной войны. После демобилизации Михаил продолжил работу по гражданской специальности. А в 1947 году подал митрополиту Ленинградскому и Новгородскому Григорию, своему бывшему ректору по Высшим богословским курсам, прошение о рукоположении.

Митрополита это озадачило, поскольку служебное положение Михаила Васильевича было достаточно заметным, и этот его шаг представлялся весьма неординарным. Вероятно, желая испытать твердость намерений своего бывшего ученика, а может быть, даже в каком-то смысле и крепость его веры, Владыка Григорий отказал ему, рекомендуя еще раз посоветоваться с женой и только после этого приходить снова. В тот раз Владыка Григорий заявил посетителю: «Если вы действительно желаете сменить свою ленинградскую квартиру на проживание на самом отдаленном приходе Ленинградской епархии, в селе Петрова Горка на границе с Псковской областью, то я вас рукоположу. Но на служение в городе Ленинграде не рассчитывайте. Так что идите и советуйтесь с супругой». Семейный совет, благословленный правящим архиереем, состоялся, и на нем было принято решение ехать на отдаленный приход.

Митрополит Григорий, как и обещал, рукоположил Михаила Васильевича Гундяева. Диаконская хиротония была совершена 9 марта 1947 года, а иерейская – 16 марта 1947 года в ленинградском Николо-Богоявленском соборе, где некогда венчался будущий отец Михаил. Но назначение сорокалетний священник получил не на дальний приход, а в храм в честь Смоленской иконы Божией Матери на Васильевском острове. Туда же, на Смоленское кладбище, в часовню во имя святой блаженной Ксении Петербургской, год от года притекало все больше людей.

Здесь новохиротонисанный отец Михаил оказался в совершенно особой духовной атмосфере послевоенного Ленинграда. Храмов в городе было мало, а верующих – много. Тысячи людей заполняли немногие церкви, молясь Господу о погибших и пропавших без вести, прося об исцелении раненых, ища поддержки и опоры в своей трудной жизни.

Для четы Гундяевых это были счастливые годы, наполненные важнейшими событиями. Первенец Николай появился на свет в 1940 году. Шестью годами позже родился второй сын – Володя, впоследствии принявший в монашестве имя Кирилл. Наконец, в 1949 году Бог благословил семейство третьим чадом – Еленой, сегодня возглавляющей Санкт-Петербургскую епархиальную церковно-богословскую детскую школу. (C 2011 года проректор по культуре Санкт-Петербургской православной духовной академии, заведующая регентским отделением. – прим. ред.)

Владимир, Елена, Николай Гундяевы

Жизнь в благочестивой семье текла счастливо и мирно, но скоро пришли другие времена. Начиная с 1949 года политика известного благоприятствования в отношении государства к верующим, основы которой были заложены исторической встречей Сталина с иерархами Русской Церкви в 1943 году, стала очевидным образом сходить на нет. Начал вырисовываться и утверждать себя новый, антирелигиозный курс. Речь пока не шла о возобновлении открытых гонений на Церковь, ее служителей и верующих, но начиная с 1949 года в советской прессе стали регулярно появляться статьи пропагандистско-атеистического толка, и в церковно-государственных отношениях явственно повеяло холодом.

В Ленинграде с религией и церковниками решили бороться, используя финансовые механизмы, имевшиеся в распоряжении светской власти. Во главе финансового отдела горисполкома (горфо), ведавшего в том числе налогами и сборами, стоял некто по фамилии Манцветов, бывший сыном священника. Этот чиновник разработал хитроумную систему налогообложения, которую стали применять к служителям Церкви. Используя информацию, получаемую от лиц, которые, по-видимому, были специально внедрены в ленинградские приходы, горфо налагало на священнослужителей неподъемные налоги. Однако эти колоссальные начеты могли быть списаны и прощены государством в том случае, если бы клирики оставили свое церковное служение и перешли на любую иную работу в так называемом народном хозяйстве.

Так на отца Михаила был возложен огромный налог в размере 120 тысяч рублей. Эти деньги трудно соотнести с сегодняшним порядком цен, однако достаточно сказать, что очень хороший по тем временам автомобиль «Победа», на покупку которого даже обеспеченному гражданину потребовалось бы копить не один год, стоил 16 тысяч рублей, то есть в семь с половиной раз меньше. Таким образом, если продолжить это сравнение, приходской священник в качестве налога должен был передать государству небольшой автопарк легковых машин. Естественно, что скромный иерей, служивший на своем приходе, даже теоретически не имел возможности собрать такую сумму. Но именно на этом и основывался циничный расчет властей. В итоге по суду был наложен арест на зарплату отца Михаила, а затем была описана мебель в квартире, где он проживал с семьей. Однако это показалось властям недостаточным, и поэтому согласно судебному решению священник должен был либо внести недостающую часть драконовского налога, либо отправляться в тюрьму.

Семья Гундяевых на богомолье в Успенском Пюхтицком монастыре Слева направо: отец Михаил, сын Володя, игумения Пюхтицкого монастыря Ангелина (Афанасьева), дочь Лена, матушка Раиса, 1957 год

И все-таки с Божией помощью отцу Михаилу удалось с честью выйти из труднейшего положения. Правда, это стоило ему и его семье огромных усилий и многих жертв. Ибо требуемые государством деньги пришлось собирать по ленинградским храмам, а также (большей частью) среди друзей и знакомых. У отца Михаила был широкий круг знакомств в различных слоях тогдашней ленинградской интеллигенции. Среди этих людей были академики и профессора, в то время народ достаточно обеспеченный. И благодаря совместным усилиям всех православных, пожелавших помочь собрату в его безвыходном положении, искомая сумма была собрана и внесена.

Правда, следствием этого явилось то, что до начала 1970-х годов, то есть почти до самой своей кончины, отец Михаил выплачивал непомерные долги. Это наложило отпечаток на существование и достаток его семьи, которая была вынуждена жить очень скромно, а подчас даже терпеть нужду. Однако такое положение вещей способствовало созданию определенной духовной атмосферы, во многом, вероятно, определившей выбор жизненного пути сыновьями Николаем и Владимиром, в сознании которых священническое служение никак не могло быть связано со стяжанием материального благополучия.

Что же касается служения самого отца Михаила Гундяева, то оно было весьма успешным: он много и хорошо проповедовал, вокруг него собралась большая паства. В 1951 году священник Михаил был переведен в Спасо-Преображенский собор, где спустя недолгое время стал исполнять обязанности помощника настоятеля по богослужебной части. Именно на этот период приходится расцвет его пастырской деятельности в послевоенном Ленинграде.

В обязанности отца Михаила, в частности, входило чтение по четвергам Акафиста Святителю и Чудотворцу Николаю пред его чтимым образом. После каждого акафиста, который по традиции сопровождался пением народа, священник проповедовал. На эти еженедельные богослужения собиралось множество людей, так что Преображенский собор бывал заполнен почти до отказа, а он вмещал более двух тысяч человек. Такая популярность отца Михаила как пастыря и проповедника вызывала одобрение его епархиального начальства, но раздражала светские власти.

В 1957 году священник Михаил Гундяев был возведен в сан протоиерея, в 1959 году назначен помощником благочинного. А годом позже его неожиданно удалили из Спасо-Преображенского собора, переведя в Ленинградскую область настоятелем храма во имя святого благоверного князя Александра Невского в Красном Селе. Более трех тысяч верующих участвовали в проводах любимого пастыря. Городские власти были напуганы и встревожены подобной демонстрацией народного признания. И неизвестно, удалось бы отцу Михаилу до конца своих дней совершать Божественную литургию в храме, если бы не приход на Ленинградскую кафедру очень его ценившего и неизменно отмечавшего митрополита Никодима (Ротова, † 1978).

В 1970 году, после десяти лет служения на Александро-Невском приходе, отец Михаил был назначен настоятелем Серафимовского храма в Ленинграде, а в 1972 году стал настоятелем Свято-Никольского храма на Большой Охте.

В его служебных характеристиках, хранящихся в епархиальном архиве, можно прочесть: «Убежденный, дисциплинированный и глубоко уважаемый пастырь и человек. Отличается скромностью характера. Прекрасный и отзывчивый сотоварищ. Хороший проповедник. Богослужения и требы совершает истово и проникновенно при превосходной дикции. Безотказно выполняет все духовные просьбы верующих вне территории собора, безо всяких корыстных побуждений, исходя исключительно из пастырских соображений. В настоящее время обучается на заочном отделении Духовной семинарии…»

Отличительной чертой отца Михаила Гундяева было то, что он всю жизнь учился. В конце 1950-х годов, пятидесяти лет от роду, он поступил в Ленинградскую Духовную семинарию, которую окончил в 1961 году. Вскоре, в 1964 году, поступил в Духовную академию. Маститый протоиерей Михаил Гундяев успешно окончил ее в 1970 году, в возрасте шестидесяти трех лет, защитив диссертацию на соискание ученой степени кандидата богословия.

13 октября 1974 года протоиерей Михаил Гундяев отошел ко Господу, честно и достойно исполнив свой долг перед Богом, отечеством и людьми. При жизни его постоянно окружало множество людей, любивших и уважавших пастыря. Они пришли проводить его и в последний путь. Прах священника Михаила Гундяева покоится на Больше-Охтенском кладбище, у алтарной стены храма, где он настоятельствовал перед кончиной. Вечная ему память! По слову святителя Григория Богослова, «блажен, кто, восприняв на себя власть над народом, чистыми и великими жертвами примиряет Христа с живущими на земле».

Начало бизнесу В.М. Гундяева было положено в 1992—1994 гг. Наиболее обширное досье на этот бизнес составил доктор исторических наук Сергей Бычков, опубликовавший не один десяток статей, в основном о табачном бизнесе будущего патриарха. Ни одна из его публикаций не была официально опровергнута, во многом Кирилл признал, что факты, собранные Бычковым, соответствуют действительности.

Кроме виллы в Швейцарии, у Табачного Лыжнега-Патриарха - дворцы в Переделкино, в Даниловом монастыре, в Геленджике, рядом с дворцом Путина, и пентхауз с террасой в Доме на набережной - с видом на храм Христа Спасителя:

О том, как Верховный жрец путинского рейха патриарх Кирилл (он уже агент КГБ Михайлов) сколотил свои миллиардные капиталы на спекуляциях табаком, алкоголем и нефтью (освобожденным от налогов и акцизов) в лихие 90-е, как он, глава бандитской империи РПЦ, устранял и ликвидировал своих конкурентов, писали уже многие.

Сигареты

В 1993 году при участии Московской патриархии возникла финансово-торговая группа «Ника», вице-президентом которой стал протоиерей Владимир Верига — коммерческий директор Отдела внешних церковных связей (ОВЦС МП), которым руководил Кирилл. Через год при Правительстве РФ и при ОВЦС МП появились две «параллельные» комиссии по гуманитарной помощи: первая решала, какую помощь можно освободить от налогов и акцизов, а вторая — ввозила эту помощь по церковной линии и продавала коммерческим структурам. Таким образом, большая часть помощи, освобожденной от налогов, распространялась через обычную торговую сеть, по обычным рыночным ценам. По этому каналу только в 1996 году ОВЦС МП ввез в страну около 8 миллиардов сигарет (данные правительственной комиссии по гуманитарной помощи).

Это нанесло серьезный ущерб «табачным королям» того времени, которые вынуждены были платить пошлины и акцизы и потому проигрывали в конкурентной борьбе ОВЦС МП, — считается, что они и «заказали» информационную кампанию по разоблачению бизнеса Кирилла. По утверждению Бычкова, когда Кирилл решил выйти из этого бизнеса, на таможенных складах оставалось «церковных» сигарет более чем на 50 млн долларов. В ходе криминальной войны за эти сигареты был убит, в частности, помощник депутата Жириновского некто Дзень.

А вот письмо Государственного таможенного комитета РФ в адрес Московского таможенного управления от 8 февраля 1997 года, касающееся «церковных» сигарет: «В связи с обращением Комиссии по вопросам международной гуманитарной и технической помощи при Правительстве РФ и решением председателя правительства от 29.01.1997 за № ВЧ-П22/38 разрешаю производство таможенного оформления табачных изделий в установленном порядке с уплатой только акцизного сбора, поступивших на таможенную территорию до 01.01.97, согласно решению вышеназванной Комиссии».

Вот, собственно, с тех пор и закрепился за митрополитом Кириллом новый титул — «Табачный» (впрочем, сейчас его так уже не титулуют). Теперь его принято называть «Лыжнег» — с легкой руки православных блогеров, обративших внимание на огромное значение в жизни и деятельности Кирилла его увлечения горными лыжами (это увлечение обслуживают вилла в Швейцарии и личный самолет, а на Красной Поляне оно помогает закреплять неформальные отношения с сильными мира сего).

Пикантность табачному бизнесу Кирилла придает тот факт, что в православии курение считается грехом: оно и на самом деле губительно для здоровья и жизни человека. Сам Кирилл так попытался оправдать свое участие в этом бизнесе: «Люди, которые этим занимались, не знали, что же делать: сжечь эти сигареты или отправить их обратно? Мы обратились к правительству, и оно вынесло решение: признать это гуманитарным грузом и предоставить возможность его реализовать». Представители правительства категорически опровергли эту информацию, после чего патриарх Алексий II ликвидировал комиссию ОВЦС МП и создал новую Комиссию РПЦ МП по вопросам гуманитарной помощи во главе с епископом Алексием (Фроловым).

Нефть

Но вернемся в «лихие годы», когда возникла «кривизна нашей истории». Помимо упомянутого фонда «Ника» ОВЦС МП выступил тогда учредителем коммерческого банка «Пересвет», АО «Международное экономическое сотрудничество» (МЭС), АО «Свободное народное телевидение» (СНТ) и ряда других структур. Самым доходным бизнесом Кирилла после 1996 года стал экспорт нефти по линии МЭС, освобожденного по просьбе Алексия II от таможенных пошлин. Кирилла в МЭСе представлял епископ Виктор (Пьянков), ныне проживающий как частное лицо в США. Ежегодный оборот компании составил в 1997 году около $2 млрд.

Ввиду закрытости этой информации, сейчас трудно понять, продолжает ли Кирилл участвовать в нефтяном бизнесе, однако есть один весьма красноречивый факт. За несколько дней до начала военной операции США против Саддама Хусейна в Ирак летал заместитель Кирилла епископ Феофан (Ашурков).

Морепродукты

По сообщениям «Портала-Credo.Ru», в 2000 году получили огласку сведения о попытках митрополита Кирилла внедриться на рынок морских биоресурсов (икра, крабы, морепродукты) — соответствующие правительственные структуры выделили учрежденной иерархом фирме (АО «Регион») квоты на отлов камчатского краба и креветок (общий объем — более 4 тысяч тонн). По сведениям калининградских журналистов, митрополит Кирилл, как правящий архиерей епархии РПЦ МП в Калининградской области, участвовал в автомобильном СП в Калининграде. Характерно, что Кирилл, даже став патриархом, не назначил епархиального архиерея на Калининградскую кафедру, оставив ее под своим прямым управлением.

Роскошь

В 2004 году научный сотрудник Центра исследований теневой экономики при РГГУ Николай Митрохин выпустил монографию о теневой экономической деятельности РПЦ МП. Стоимость активов, которые контролировал митрополит Кирилл, оценивалась в этой работе в $ 1,5 млрд. Спустя два года журналисты «Московских новостей» попытались пересчитать активы главы церковного МИДа и пришли к выводу, что они насчитывают уже $ 4 млрд.

А по информации The New Times, в 2002 году митрополит Кирилл купил пентхаус в «Доме на набережной» с видом на храм Христа Спасителя. Это, кстати, «единственная квартира в Москве, зарегистрированная именно на митрополита по его мирской фамилии Гундяев, о чем есть соответствующая запись в кадастровой ведомости».

Еще один атрибут этой жизни, ставший предметом широкого обсуждения, — часы Breguet стоимостью около 30 тысяч евро, которые засняли на левой руке патриарха рядом с монашескими четками украинские журналисты. Произошло это на следующий день после того, как Кирилл высокопарно вещал в прямом эфире главных украинских телеканалов: «Очень важно научиться христианской аскезе… Аскеза — это способность регулировать свое потребление… Это победа человека над похотью, над страстями, над инстинктом. И важно, чтобы этим качеством владели и богатые, и бедные».

Притчей во языцех стали и роскошные кортежи патриарха Кирилла, и услуги охраны из ФСО, которыми он пользуется. В Москве, когда едет патриарх, перекрываются все улицы по пути его следования, что, естественно, вызывает массовое негодование автовладельцев. В Украине же полукилометровые кортежи Кирилла совершенно шокировали местных жителей: в соседней стране даже президент ездит намного скромнее.

Надо, правда, отдать должное Кириллу: для официальных визитов он фрахтует самолеты компании «Трансаэро», а личным авиапаркомпользуется только в личных целях.

Отдельная и почти неисчерпаемая тема — дворцы и резиденции патриарха. Кирилл стремится и в этом деле не отставать от первых лиц государства. Его постоянной жилой резиденцией считался новопостроенный дворец в Переделкине, ради которого снесли несколько домов местных жителей. Из окон электричек Киевского направления он смотрится как большой русский терем — наподобие Теремного дворца в Кремле. Кириллу там не нравится жить: тревожит проходящая по соседству железная дорога. Посему нынешний патриарх распорядился заново отделать дворец в Даниловом монастыре, который и раньше-то не выглядел бедно. Не обошлось без скандалов и строительство патриаршего дворца в Геленджике, рядом с легендарным «дворцом Путина» в Прасковеевке. Как и в случае с Путиным, дворец патриарха вызвал в первую очередь негодование местных экологов: он построен на территории заповедника, во время строительства было вырублено множество деревьев, занесенных в Красную книгу, а территория дворца перекрыла для местных жителей выход к морю. Патриаршие резиденции есть и во всех более или менее крупных монастырях России.

Вывоз капитала благословляется

Но вернемся в Данилов монастырь. После того как глава путинского штаба Говорухин произнес замечательные высокодуховные слова о том, что при Путине коррупция в России приобрела наконец цивилизованные формы, уже не кажется странным, что патриарх Кирилл приветствует отток капиталов из России (ведь и его собственные сбережения хранятся отнюдь не на родине). «Тот факт, — сказал Кирилл Путину, — что сегодня в Испании, когда это одна из процветающих стран, массово продается недвижимость испанцами и массово покупается россиянами, — очень хороший сигнал всему миру. Страна, которая бедная, которая в кризисе, не может позволить себе то, что сегодня не позволяют богатые страны».

Фраза хоть и путаная, но понятно, что, с христианской точки зрения, мы должны отождествлять «красивую жизнь» нуворишей за границей со славой и богатством нашей страны.

Как пророчествует Кирилл, «сергианство» (политика полного подчинения Церкви власти), о котором так тепло отозвался в своей речи чекист Путин, вновь демонстрирует свои преимущества над христианским исповедничеством и мученичеством. К которым вряд ли может так уж сильно стремиться патриарх, чью земную жизнь оберегают сотрудники ФСО.






Патриарх Кирилл – широко известная личность современной России, обильная деятельность которого вызывает уважение во всем мире. Помимо своих основных обязанностей глава православной церкви вносит вклад в развитие России, глубоко вникает во внешнеполитическую деятельность страны и ведет активную благотворительную программу.

Родился Патриарх Кирилл (в миру Гундяев Владимир Михайлович) в культурной столице России 20 ноября 1946 года в семье священника. Отец будущего Патриарха Московского и всея Руси к моменту рождения сына был рукоположен в иереи храма Смоленской иконы Божьей матери, а мать Раиса Кучина работала учителем немецкого языка в местной школе. Владимир Михайлович в семье был средним ребенком, у него есть старший брат Николай и младшая сестра Елена, деятельность которых также тесно связана с религией.


Детство Патриарха Кирилла прошло как у обычных детей – он закончил восемь классов среднеобразовательной школы, после которой поступил в Ленинградскую духовную семинарию, а по ее окончанию в духовную академию. В 1969 году он был пострижен в монашество, где его нарекли именем Кирилл.

В 1970 году будущий глава православной церкви с отличием окончил духовную академию и получил степень кандидата богословия. С этого момента и началась церковная деятельность священника, который достиг религиозной вершины и стал первым в истории Патриархом Московским и всея Руси, рожденным в Советском Союзе.

Епископство

Религиозная деятельность Патриарха Кирилла с самых истоков стремительно развивалась. В течении первого года после окончания духовной академии и монашеского пострига священник несколько раз возводился в высший сан, а также был назначен представителем Московского патриархата при Женевском Всемирном совете церквей. Через три года он получил назначение на должность ректора духовной семинарии и академии Ленинграда и возглавил епархиальный совет Ленинградской митрополии.


В марте 1976 года отец Кирилл получил посвящение в сан епископа и стал членом комиссии по вопросам межцерковных сношений и христианского единства в Синоде. В 1977 году епископ Выборгский был возведен в сан архиепископа, а через год уже управлял патриаршими приходами в Финляндии. В 1978 году архиепископ Кирилл стал заместителем главы Отдела внешних церковных сношений и начал преподавательскую деятельность в Московской Духовной Академии.


В 1984 году будущий глава Православной церкви был назначен архиепископом Вяземским и Смоленским, а в 1986 году стал управляющими православными приходами Калининградской области. Проявив недюжинное трудолюбие и желание служить Богу, Патриарх Кирилл в 1989 году был назначен постоянным членом Синода, где активно участвовал в разработке законов о вероисповедании и религиозных свободах. В феврале 1991 года архиепископ Кирилл был возведен в сан митрополита.


В период развала СССР и политических потрясений в России он занимал четкую миротворческую позицию, чем завоевал доверие и уважение среди населения. Тогда же митрополит внес значимый вклад в сохранение и укрепление мира, за что трижды награждался почетной Ловийской премией.

В период середины 90-х годов Московская патриархия существенно проявила свою политическую активность, а будущий глава Православной церкви стал своего рода «премьер-министром русской церкви». Благодаря ему произошло воссоединение Русской Православной Церкви с приходами в зарубежье, а также были стабилизированы отношения РПЦ с Ватиканом.

Патриаршество

К патриархальному престолу митрополит Кирилл пришел благодаря своей активной общественной и политической деятельности. Начиная с 1995 года он вел плодотворную работу с правительством РФ и широко освещал духовно-просветительские вопросы на телевидении в программе «Слово пастыря». Тогда ему удалось создать концепцию РПЦ в области церковно-государственных отношений, и уже в 2000 году были приняты Основы социальной концепции Русской Православной Церкви.


В 2008 году после смерти Алексия II местоблюстителем патриаршего престола стал митрополит Кирилл, который в 2009 году на поместном голосовании был избран Патриархом Московским и всея Руси, набрав 507 голосов и 677 возможных. Интронизация митрополита Кирилла прошла 1 февраля 2009 года. На церемонии присутствовали первые лица политической элиты страны, а именно действующий тогда президент России с супругой , премьер-министр РФ , супруга экс-президента страны и глава Молдавии Владимир Воронин. Руководство России тогда выразило надежду на дальнейшее сотрудничество РПЦ с государством.


Патриарх Кирилл до сегодняшнего несет патриарший крест. Он регулярно совершает визиты за границу, где его считают человеком с фундаментальными знаниями, широкой эрудицией и высоким интеллектом. Его встречи с западными религиозными деятелями существенно укрепили положение РПЦ и расширили границы сотрудничества между Россией и зарубежными государствами.

Скандалы

Несмотря на данные соцопросов, подтверждающие, что патриарха Кирилла поддерживают порядка 99% населения, он неоднократно становился фигурантом громких скандалов, широко обсуждаемых в обществе. Его критиковали за участие в организации импорта табачной и алкогольной продукции в Россию и незаконном пользовании налоговыми льготами. Тогда большинство религиозных деятелей назвали данную акцию провокацией главы православной церкви и намерением запятнать имя религиозного человека.


После этого духовнослужителя попытались уличить в материальных слабостях, на которые по церковным законам он не имеет права. Зарубежные СМИ «насчитали», что состояние патриарха Кирилла достигло 4 млрд долларов. При этом во владения главы Патриархата «включили» дорогостоящий пентхаус, золотые часы Breguet, стоимостью 30 тыс евро, яхты, самолеты и дорогие автомобили.


На все скандалы, связанные со своей персоной, патриарх Кирилл сделал категоричные опровержения и заявил, что средства Московской патриархии используются по целевому направлению и идут на развитие храмов и благотворительность. Все подобные заявления глава православной церкви считает попытками унизить и подорвать его авторитет в РПЦ, а «критикующих церковь» людей призывает к духовному исцелению.

Личная жизнь

Личная жизнь патриарха Кирилла заключается в служении людям и Богу. Он по церковным законам не имеет возможности иметь мирскую семью. Дети Патриарха Кирилла – это его многочисленная паства. Глава православной церкви уделяет особое внимание благотворительности и заботе над детьми, лишившихся родительской опеки.


Помимо этого он глубоко вникает в политические процессы России, ведет активную внешнеполитическую деятельность и смело высказывает свое мнение, даже если оно идет вразрез с идеологией политической элиты РФ.

Особое место в жизни патриарха Кирилла занимает научно-просветительская деятельность. Он является автором ряда книг и статей об истории христианской церкви и православном единстве. Помимо этого он является почетным членом российских и зарубежных духовных академий и входит в состав Комиссии по госпремиям в области литературы.

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл (мирское имя – Владимир Михайлович Гундяев) возглавил русскую православную Церковь (РПЦ) 1 февраля 2009 года после смерти его предшественника Алексия II.

Детство и семья

Владимир Гундяев родился в Ленинграде 20 ноября 1946 года в религиозной, несмотря на царившие в те годы антицерковные настроения, семье.

Его дед Василий Степанович (1879 г.р.), уроженец Лукояновского уезда, был машинистом по образованию, сам начал изучать богословскую литературу. В 1922 году оказался в Соловках по доносу обновленцев (религиозное течение, вставшее в оппозицию православной церкви после революции и какое-то время поддерживавшееся большевиками), противником которых он являлся. Но и в лагере Василий не отказался от своей веры, проводил тайные богослужения, за что однажды месяц провел в штрафном изоляторе. В ссылке христианин пробыл до 1955 года.


Отец будущего патриарха Михаил Васильевич Гундяев (1907 г.р.) мечтал стать священнослужителем с младых ногтей. После окончания школы он какое-то время работал помощником в церкви Лукоянова, а в 1926 переехал в Ленинград, где поступил на Высшие богословские курсы. Он исправно посещал все лекции и дословно записывал их.


Через два года курсы закрыли, Михаил ушел в армию. Отслужив, он поступил в техникум, затем в индустриальный университет. Изначально он планирован пойти учиться на врача, но из-за отметки о богословских курсах в личном деле его «завернули». В 1934 году его арестовали по «Кировскому делу» за службу в церкви и пение на клиросе – всего за несколько дней до свадьбы. Михаила обвинили в покушении на жизнь Иосифа Сталина.


Его жена, Раиса Владимировна Кучина (1909 г.р.), преподавала немецкий язык в школе. Также будучи религиозным человеком, она с удовольствием пела в церковном хоре, где и познакомилась с будущим мужем.

Вместе с женой Михаил три года провел на Колыме, затем вернулся в Ленинград, работал на заводе. В 1940 году на свет появился первенец Николай. В военные годы Михаил помогал укреплять город во время осады, в 1943 ушел на фронт. После победы семья стала жить в городе, оправлявшемся от блокады, вскоре родился их второй сын Владимир. В это время государство стало налаживать диалог с церковью, а потому Гундяев, рискуя потерять высокое положение в обществе, все же попросил о рукоположении. В 1947 году Михаил был возведен в сан дьякона и назначен в храм Смоленской иконы Божией Матери.


Два года спустя потеплевшие было отношения церкви и государства снова начали портиться. За служение на Михаила был наложен немыслимый по тем временам штраф – 120 тысяч рублей (для сравнения, на автомобиль «Победа», который стоил примерно тысяч 15, даже обеспеченные люди копили годами). Часть денег собрали по ленинградским приходам, но до самой смерти Михаила многодетная семья (кроме Николая и Владимира у супругов подрастала дочь Елена, 1949 г.р.) безвылазно пребывала в долгах и терпела страшную нужду. Спасали благодарные прихожане, выручавшие продуктами.


На становление взглядов Владимира сильно повлиял дед, вернувшийся домой в середине 50-х. Он рассказал внуку, что даже во время самых суровых лагерных испытаний, уносивших жизни большинства людей, он никогда не испытывал страха. «Для меня это был живой опыт и живой образ человека, который знал, что такое любовь Божия», – позже вспоминал патриарх.

Каждый школьный день был для Владимира испытанием. Противник коммунистического режима, он не стал ни пионером, ни комсомольцем. Когда директор школы убеждал Гундяева надеть пионерский галстук, тот ответил: «Хорошо. Если вы не против, что я буду в красном галстуке ходить в церковь. Потому что я буду». Постоянные педсоветы и выволочки у директора не мешали Вове хорошо учиться. Душа будущего патриарха лежала к физике и другим точным дисциплинам.

Образование

Окончив восьмилетку, Владимир не стал продолжать школьное образование. Он решил зажить самостоятельной жизнью, не обременяя нуждающихся родителей, у которых на попечении все еще оставалась его младшая сестра. Устроившись в «вечерку», в 1962 году Владимир стал работать картографом в Ленинградской комплексной геологической экспедиции.


В 1965 году Гундяев поступил в Ленинградскую духовную семинарию, в 1967 продолжил обучение в духовной академии. По встречающейся в некоторых источниках информации, проходил программу в ускоренном режиме по требованию митрополита Никодима Ротова, келейником (т.е. секретарем) которого Владимир стал позже, в 1970 году.

Религиозная деятельность

В апреле 1969 года Владимир Гундяев был пострижен в монахи и наречен Кириллом, рукоположен в иеродиакона, следом – в иеромонаха. Годом позже он окончил академию с отличием и степенью кандидата богословских наук.


Деятельность на должности секретаря Никодима он совмещал с преподаванием в своей альма-матер. В 1971 году Кирилл был возведен в сан архимандрита, в октябре того же года стал настоятелем православного храма в Женеве, Швейцария.


С этого момента Кирилл начинает продвигаться вверх по служебной, если можно так сказать, лестнице. За 20 лет он прошел путь от архимандрита до митрополита; был председателем комиссии Священного Синода, которая занимается решением текущих вопросов РПЦ.

Интервью будущего патриарха (1989 год)

Общественная деятельность

В 90-х годах Патриарх Кирилл все больше углубляется в общественную деятельность. В 1994 году вышла телевизионная передача «Слово пастыря» с его участием, которая освещала духовно-просветительские вопросы понятным для простого зрителя языком.

«Слово пастыря» с митрополитом Кириллом (1997)

В то же время Кирилл, будучи председателем Отдела внешних связей РПЦ МП, организовал работу над созданием концепции Русской православной церкви в сфере церковно-государственных отношений. Результатом его работы стали принятые в 2000 году на архиерейском соборе «Основы социальной концепции РПЦ» – документ, излагавший официальную позицию православной церкви при взаимодействии с государством.


С 1995 года начинается плодотворная работа Патриарха Кирилла совместно с Правительством Российской Федерации. Он неоднократно был членом в различных консультативных органах, принимал участие в решении вопросов, связанных с Чеченской Республикой, в пору военных кампаний; занимался организацией различных культурных мероприятий: празднование 2000-летия христианства, проведение года Российской Федерации в ряде стран.


Патриаршество

В 2008 году умер Патриарх Алексий II. На должность Патриаршего Местоблюстителя был назначен митрополит Кирилл. В 2009 году был избран Патриархом Московским и всея Руси, набрав на голосовании Поместного Собора РПЦ около 75% голосов.


Патриарх Кирилл сделал многое для объединения РПЦ за рубежом. Регулярные визиты в соседние страны и встречи с религиозными деятелями и представителями других конфессий значительно укрепили положение церкви, а также расширили границы сотрудничества между государствами.


Несмотря на преданность делу, Патриарх неоднократно высказывался по поводу радикально настроенных групп, заявляя, что подобных проповедников необходимо опасаться. По его словам, все чаще в народе появляются лжеучители, которые ввергают людей в смуту, ведь за красиво оформленные лозунгами прячется мощное орудие разрушения церкви.

Скандалы

Одним из первых скандалов, возникших с упоминанием имени тогда еще митрополита Кирилла, стало дело об использовании налоговых льгот на импорт алкогольной и табачной продукции в начале 90-х годов. Издание «Новая газета» опубликовало статью, в которой говорилось о личной заинтересованности митрополита в сделках по импорту подакцизных товаров. Однако абсолютное большинство религиозных деятелей заявило, что это – не что иное, как провокация; спланированная кампания, которая преследует цель запятнать имя честного человека.


Также митрополита Кирилла обвиняли в связях с КГБ. В 2003 году президент Владимир Путин получил письмо, в котором прямо говорилось о том, что Кирилл является агентом КГБ. Автором письма выступил священник Московской хельсинкской группы, однако его действия, расцененные обществом как провокация, не принесли никаких результатов.

В 2010 году вокруг имени патриарха разгорелся новый скандал. Соратница Кирилла Лидия Леонова обнаружила в его квартире толстый слой пыли. Прибывшая комиссия постановила, что вещество попало из квартиры снизу – ее владелец, академик и священнослужитель УПЦ МП Юрий Шевченко делал ремонт. Экспертиза показала, что в пыли содержатся канцерогенные вещества. Нанесенный имуществу ущерб составил более 20 млн. рублей, которые Лидия Леонова в результате отсудила у Шевченко.

Патриарх Кирилл: «Не стремитесь лучше жить»

Однако прессу заинтересовал не столько нанесенный имуществу патриарха ущерб, сколько статус Лидии Леоновой, видимо, проживавшей в квартире Владимира Гундяева. Позже в эфире радиопередачи Владимира Соловьева владелец недвижимости пояснил, что квартира была подарена ему заместителем Юрия Лужкова по указу Бориса Ельцина , при этом сам патриарх «не прожил в ней и недели», а передал ее в пользование троюродной сестре – Лидии Леоновой.

В 2012 году на сайте РПЦ была выложена фотография патриарха с дорогими часами Breguet на запястье. Позже часы исчезли с фотографии, однако остались в отражении на столе. В пресс-службе РПЦ этот инцидент назвали «нелепой ошибкой фоторедактора». Вскоре на сайт вернулась оригинальная версия фотографии – с часами.

Журналисты считают, что на этом фото Владимир Гундяев сфотографирован с Лидией Леоновой и их сыном

Несмотря на то, что лично патриарх назвал ее своей троюродной сестрой, в прессе ее называли «сожительницей Кирилла Гундяева», а его самого – «примерным семьянином», и даже приводили в пример их совместную фотографию 1988 года. Однако заявление о какой-либо любовной связи между ними не выдерживает никакой критики, ведь патриарх Кирилл полностью отказался от личной жизни во имя служения Господу. Соответственно, жены (а тем более сожительницы) и детей у него быть не может.

Патриарх Кирилл сейчас

В феврале 2016 года впервые в истории глава РПЦ встретился с папой римским. Патриарх Кирилл и папа римский Франциск поцеловались, сфотографировались и, выпроводив из конференц-зала журналистов, приступили к беседе, которая продлилась более двух часов.


March 8th, 2015


Собственно, в сети много ссылок на эту тему, кто об этом только не писал, от дьякона Кураева до Стаса Садальского:
http://blagin-anton.livejournal.com/46223.html
http://wap.nazionalizm.forum24.ru/?1-8-0-00000049-000-0-0-1251218670
http://irizz.livejournal.com/117597.html
http://i-hate-the-snow.livejournal.com/46649.html
http://www.luchmir.com/Declarations/2Slovo09.htm
http://forum.dpni.org/archive/index.php/t-36574.html?s=
http://3rm.info/index.php?newsid=1294

Это чуть ли не признание для будущих поколений, не правда ли?

Меня же заинтересовали слова А. Невзорова в его интервью на Эхе на этой неделе:

О. Бычкова― В истории современной России все убийства загадочные. Потому что 20 лет прошло с тех пор как убили Листьева и до сих пор ничего непонятно.

А. Невзоров― Да, там как раз все понятно. Там просто уже никто не будет ворошить ту кучу, потому что на самом деле и заказчики и исполнители все уже давным-давно мертвы. И есть например, смерть Ридигера, Алексия Второго, где не было возбуждено даже уголовного дела. Где было спущено на таких мягчайших тормозах, притом, что скажу вам как анатом, что для того чтобы раздробить заднюю ушную вену ударом об унитаз или какую-то твердую поверхность, в небольшом помещении, об эту твердую поверхность надо стукнуться раз 15, и каждый раз сделать это с возрастающей силой. Потому что она очень хорошо защищена, и она обладает, анатомы это знают, такой скользючестью неприятной. А там не было даже уголовного дела. И никаких следственных экспериментов и вообще ничего.

А вот подробнее об этом:

О том, как Верховный жрец путинского рейха патриарх Кирилл сколотил свои миллиардные капиталы на спекуляциях табаком, алкоголем и нефтью (освобожденным от налогов и акцизов) в лихие 90-е, как он, глава бандитской империи РПЦ, устранял и ликвидировал своих конкурентов, писали уже многие. Да-да, в те самые лихие 90-е, про которые он некогда выразился так:

"О том, что огромную роль в исправлении этой кривизны нашей истории (лихих 90-х) сыграли лично Вы, Владимир Владимирович. Я хотел бы Вас поблагодарить. Вы когда-то сказали, что Вы трудитесь, как раб на галерах, — с той лишь только разницей, что у раба не было такой отдачи, а у Вас очень высокая отдача».

Все патриархи РПЦ, включая нынешнего, - сотрудники КГБ:

В ходе криминальной табачной войны 90-х, победителем в которой вышел будущий Патриарх, а тогда - пахан теневого бизнеса РПЦ Владимир Гундяев, было убито множество людей, в том числе помощник Жириновского Геннадий Дзень, бандит из Смоленска , глава "Росконтрактпоставки", и другой его помощник, Александр Францкевич . Сам Жирик тоже принимал участие в этой войне. В те годы за Гундяевым закрепилось блатное погонялово "Табачный", но теперь его чаще называют другой кликухой - Лыжнег, ибо любит он покататься на горных лыжах в бездуховной гейропе стране вечнозеленых швейцаров Швейцарии, где у него собственная вилла , на которую он летает на собственном самолете.

Материалы из архивов КГБ, исследовавшихся в 1992 году парламентской комиссией во главе со священником-диссидентом о. Глебом Якуниным, выявили, что большая часть церковной иерархии была связана с тайной полицией .

62-летний Кирилл Гундяев носил кодовое имя "Михайлов", а Филарет был идентифицирован как агент "Островский". Подозревается, что Климент работал на КГБ под псевдонимом "Топаз".

Митрополит Филарет, в 1978 году назначенный митрополитом Минским, в восьмидесятые был главой Отдела внешних церковных сношений. В 1989 году эту могущественную структуру возглавил митрополит Кирилл.


Комиссия президиума Верховного совета России в начале 1992 года официально обратила внимание руководства РПЦ на «глубокую инфильтрацию агентуры спецслужб» в Церковь, что «представляет собой серьезную опасность для общества и государства». В том же году, встречаясь со студентами МГУ, Кирилл утверждал: «Факт встречи духовенства с представителями КГБ нравственно безразличен».

Кроме виллы в Швейцарии, у Табачного Лыжнега-Патриарха - дворцы в Переделкино, в Даниловом монастыре, в Геленджике, рядом с дворцом Путина, и пентхауз с террасой в Доме на набережной - с видом на храм Христа Спасителя:

А бывшая правая рука его преосвященства - епископ Виктор (в миру - Пьянков) ныне, наворовавшись, проживает в греховных Штатах как частное лицо. Наверняка предается постам и молитвам и, как говорил Жванецкий, "жалеет страшно".

Подробнее читайте в Новой газете, а также и или смотрите сами:

С тех пор дворец Гундяева под Геленджиком, ради которого вырубали заповедный лес из красных и других уникальных деревьев, давно построен. Вот как живет главный жрец российской морали:

Резиденция Кирилла, занявшая всю территорию от моря до шоссе, не только «отгрызла» полкилометра общественной береговой полосы и дороги, но и перекрыла людям последнюю возможность безопасного выхода к лесу и кладбищу. Теперь им необходимо делать крюк уже не в километр, а в три километра(!), один из которых - по шоссе.

"Дорогой смерти" эту дорогу назвали потому, что на ней гибнут люди.
А все для того, чтобы кое-кто мог высунуть свое пузо и никто не мог этого увидеть.

При выходце из гебни преподобном тов. Гундяеве, сменившем убиенного им Алексия Второго, площадь резиденции увеличилась в 10 раз(!), причём под застройку, вырубку и сплошное огораживание церкви были переданы 12,7 га Гослесфонда, покрытых реликтовой пицундской сосной, которые застраивать, вырубать или огораживать закон ЗАПРЕЩАЕТ В ПРИНЦИПЕ .

Про то, как общенность долгие годы пыталась вести борьбу против всех этих беззаконий, читайте , там приведена масса подробностей, ссылок, фотографий и документов.

Патриарх по-прежнему любит не только поучить народ жизни (ну, например: «Очень важно научиться христианской аскезе… Аскеза — это способность регулировать свое потребление… Это победа человека над похотью, над страстями, над инстинктом. И важно, чтобы этим качеством владели и богатые, и бедные »), но и потрепаться "за" коррупцию и поклеймить коррупционеров:


Аскеза - дело хорошее, особенно, когда твое состояние в 4 раза превышает состояние Роттенберга-старшего и в 8 раз - состояние Роттенберга-младшего, и это еще без учета стоимости почти миллиардного дворца в Геленджике.

Такая вот аскетическая кодла...

P.S. Как пишет известнейший философ Борис Парамонов, общего у патриарха Гундяева с бездуховной гейропой не только то, что он катается там на лыжах, как пастор Шлак. Как выясняется, патриарх и сам - того:
"Можно было бы поговорить о подобных скандалах и в РПЦ. Но тут диакон Кураев многое уже рассказал. Разве что вспомнить, что гомосексуалистом был митрополит Ленинградский Никодим (Ротов) , о чем знали все, даже моя воцерковленная теща. Нынешний патриарх был у него, как говорится на церковном языке, "ночным келейником" или, как написано в Википедии, "исполнял послушание личного секретаря".

Loading...Loading...