Распятие и воскресение иисуса христа. От Воскресения До Вознесения

За что распяли Иисуса Христа? Этот вопрос может возникнуть у человека, который либо относится к этому событию лишь как к историческому факту, либо делает самые первые шаги к вере в Спасителя. В первом случае самое верное решение — постараться не удовлетворять свой праздный интерес, а подождать, не появится ли со временем искреннее желание умом и сердцем понять это. Во втором случае начать поиск ответа на этот вопрос нужно, конечно, с чтения Библии.

В процессе чтения неизбежно будут возникать различные собственные соображения на этот счёт. Вот тут начинается некое разделение. Одни считают, что каждый человек имеет право на своё собственное прочтение Священного Писания и остаются при своём мнении, даже если оно в корне разнится с мнением других людей. Это позиция протестантов. Православие, которое всё же в России является основной христианской конфессией, опирается на прочтение Библии Святыми Отцами. Это касается и вопроса: за что распяли Иисуса Христа? Поэтому следующий верный шаг в попытке разобраться в этой теме — обращение к творениям Святых Отцов.

Не искать ответ в интернете

Почему православная Церковь рекомендует именно такой подход? Дело в том, что любой человек, старающийся жить духовной жизнью, обязательно размышляет о смысле событий, связанных с земной жизнью Христа, о смысле Его проповедей и Если человек движется в верном направлении, то ему постепенно открываются значение, скрытый подтекст Писания. Но попытки соединить во едино знания и понимания, накопленные всеми духовными и пытающимися ими быть людьми, дали обычный результат: сколько людей — столько мнений. По каждому, даже самому незначительному вопросу обнаружилось столько пониманий и оценок, что, как неизбежность, возникла потребность проанализировать и суммировать все эту информацию. В результате получилась такая картина: несколько человек обязательно освещали одну и ту же тему абсолютно, почти дословно, одинаково. Проследив закономерность, несложно было заметить, что мнения точно совпадали у определённого рода людей. Обычно это были святые, богословы, которые выбрали монашество или просто вели особенно строгую жизнь, внимательнее, чем прочие люди, относились к своим мыслям и поступкам. Чистота мыслей и чувств делала их открытыми для общения с Духом Святым. То есть все они получали информацию из одного источника.

Расхождения же появлялись от того, что всё же ни один человек не совершенен. Никто не может избежать влияния зла, которое обязательно будет соблазнять, пытаться ввести человека в заблуждение. Поэтому в Православии принято считать истиной мнение, подтверждённое большинством Святых Отцов. Единичные же оценки, не совпадающие с видением большинства, можно смело отнести к личным домыслам и заблуждениям.

Обо всём, что связано с религией, лучше спросить у священника

Для человека, только начавшего интересоваться подобными вопросами, самым лучшим решением будет обращение за помощью к священнику. Он сможет посоветовать литературу, подходящую именно новичку. Можно обратиться за такой помощью в ближайший храм или в духовно-просветительский центр. В подобных заведениях у священников есть возможность уделить достаточное количество времени и внимания вопросу. Правильнее искать ответ на вопрос "За что распяли Иисуса Христа?" именно таким образом. Однозначного ответа на него просто не существует, а самостоятельные попытки поиска разъяснений у Отцов опасны, так как они писали в основном для монахов.

Христа не распяли

У любого Евангельского события есть два смысла: явный и скрытый (духовный). Если смотреть с точки зрения Спасителя и христиан, то ответ мог бы быть таким: Христа не распяли, Он добровольно позволил себя распять за грехи всего человечества - прошлые, настоящие и будущие. Явная же причина проста: Христос поставил под сомнение все привычные взгляды иудеев на благочестие, подорвал авторитет их священства.

У евреев, до пришествия Мессии, заключалась в отличном знании и точном исполнении всех законов и правил. Проповеди Спасителя заставили многих людей задуматься о ложности такого взгляда на отношения с Творцом. Помимо этого, иудеи ожидали Царя, обещанного в пророчествах Ветхого Завета. Он должен был освободить их от римского рабства и встать во главе нового земного царства. Первосвященники наверняка боялись открытого вооружённого выступления народа против их власти и власти римского императора. Поэтому было решено, что "лучше нам, чтобы один человек умер за людей, нежели чтобы весь народ погиб" (см. глава 11, стихи 47-53). Вот за что распяли Иисуса Христа.

Великая Пятница

В какой день распяли Иисуса Христа? Все четыре Евангелия единогласно утверждают, что Иисус был арестован в ночь с четверга на пятницу предпасхальной недели. Всю ночь он провёл на допросах. Священники предали Иисуса в руки наместника римского императора — прокуратора Понтия Пилата. Желая избежать ответственности, он отправил пленника к царю Ироду. Но тот, не найдя в личности Христа ничего для себя опасного, захотел увидеть какое-либо чудо от известного в народе пророка. Поскольку Иисус отказался развлекать Ирода и его гостей, Его снова вернули к Пилату. В тот же день, то есть в пятницу, Христа зверски избили и, взвалив Ему на плечи орудие казни — Крест, отвели за пределы города и распяли.

Великая Пятница, которая бывает на неделе, предваряющей Пасху, является днём особенно глубокой скорби для христиан. Чтобы не забыть, в какой день распяли Иисуса Христа, православные в течение всего года каждую пятницу соблюдают пост. В знак сострадания Спасителю они ограничивают себя в еде, стараются особенно внимательно следить за своим настроением, не ругаться, избегают развлечений.

Голгофа

Где распяли Иисуса Христа? Снова обратившись к Евангелию, можно убедиться в том, что все четыре "биографа" Спасителя единодушно указывают на одно место — Голгофу, или Это холм за городскими стенами Иерусалима.

Ещё один непростой вопрос: кто распял Христа? Верно ли будет ответить так: сотник Лонгин и его сослуживцы — римские воины. Они вбивали гвозди в руки и ноги Христа, Лонгин пронзил копьём уже остывающее Тело Господне. Но приказ отдал Значит, он распял Спасителя? Но Пилат всячески пытался уговорить иудейский народ отпустить Иисуса, так как он был уже наказан, будучи избитым, и не нашлось в Нём "никакой вины", достойной страшной казни.

Прокуратор отдал приказ под страхом лишиться не только своего места, но и, возможно, самой жизни. Ведь обвинители утверждали, что Христос угрожал власти римского императора. Выходит, что еврейский народ распял своего Спасителя? Но евреи были обмануты первосвященниками и их лживыми свидетелями. Так всё-таки, кто распял Христа? Честным будет такой ответ: все эти люди вместе казнили ни в чём неповинного человека.

Ад, где твоя победа?!

Казалось бы, первосвященники победили. Христос принял позорную казнь, полки ангелов не спустились с Неба, чтобы снять Его с креста, ученики разбежались. Только мать, лучший друг и несколько преданных женщин оставались с Ним до конца. Но это был не конец. Мнимую победу зла уничтожило воскресение Иисуса.

Хотя бы увидеть

Пытаясь стереть всякое воспоминание о Христе, язычники засыпали землёй Голгофу и Гроб Господень. Но в начале IV века равноапостольная царица Елена прибыла в Иерусалим, чтобы отыскать Крест Господа. Она долго безуспешно пыталась выяснить, где распяли Иисуса Христа. Помог ей старый еврей по имени Иуда, сообщивший, что на месте Голгофы теперь находится капище Венеры.

После раскопок были обнаружены три похожих креста. Чтобы выяснить, на котором из них был распят Христос, кресты поочерёдно приложили к телу умершего человека. От прикосновения Животворящего Креста этот человек ожил. Огромное число христиан пожелало поклониться святыне, поэтому пришлось поднимать Крест вверх (воздвигать), чтобы люди могли хотя бы издали увидеть его. Это событие произошло в 326 году. В память о нём православные христиане отмечают 27 сентября праздник, который называется так: Воздвижение Креста Господня.

Казнь распятия на кресте была самой позорной, самой мучительной и самой жестокой. Такой смертью казнили в те времена только самых отъявленных злодеев: разбойников, убийц, мятежников и преступных рабов. Мучения распятого человека невозможно описать. Кроме нестерпимых болей во всех частях тела и страданий, распятый испытывал страшную жажду и смертельную душевную тоску. Смерть была настолько медленная, что многие мучились на крестах по несколько дней. Даже исполнители казни, - обыкновенно, люди жестокие, - не могли хладнокровно смотреть на страдания распятых. Они приготовляли питье, которым старались или утолить невыносимую жажду их, или же примесью разных веществ временно притупить сознание и облегчить муки. По еврейскому закону, повешенный на древе считался проклятым. Начальники иудейские хотели навеки опозорить Иисуса Христа, присудивши Его к такой смерти. Когда привели Иисуса Христа на Голгофу, то воины подали Ему пить кислого вина, смешанного с горькими веществами, чтобы облегчить страдания. Но Господь, попробовав, не захотел пить его. Он не хотел употреблять никакого средства для облегчения страданий. Эти страдания Он принял на Себя добровольно за грехи людей; потому и желал перенести их до конца.

Когда все было приготовлено, воины распяли Иисуса Христа. Это было около полудня, по-еврейски в 6-м часу дня. Когда же распинали Его, Он молился за Своих мучителей, говоря: "Отче! прости им, потому что они не знают, что делают".

Рядом с Иисусом Христом распяли двух злодеев (разбойников), одного по правую, а другого по левую сторону от Него. Так исполнилось предсказание пророка Исаии , который сказал: "и к злодеям причтен был" (Ис. 53, 12).

По приказанию Пилата, к кресту была прибита над головой Иисуса Христа надпись, означавшая вину Его. На ней было написано по-еврейски, по-гречески и по-римски: "Иисус Назорей Царь Иудейский", и многие ее читали. Такая надпись не нравилась врагам Христовым. Поэтому первосвященники пришли к Пилату и говорили: "не пиши: Царь Иудейский, но напиши, что Он говорил: я Царь Иудейский".

Но Пилат ответил: "что я написал, то написал".

Между тем воины, распявшие Иисуса Христа, взяли Его одежды и стали делить между собой. Верхнюю одежду они разорвали на четыре части, каждому воину по части. Хитон же (нижняя одежда) был не сшитый, а весь тканый с верху до низу. Тогда они сказали друг другу: "не станем раздирать его, а бросим о нем жребий, кому достанется". И бросив жребий, воины сидя, стерегли место казни. Так, и здесь сбылось древнее пророчество царя Давида : "разделили ризы Мои между собою, и об одежде Моей бросали жребий" (Псал. 21, 19).

Враги не перестали оскорблять Иисуса Христа и на кресте. Они, проходя, злословили и, кивая головами, говорили: "Э! Разрушающий храм и в три дня созидающий! Спаси Себя Самого. Если Ты Сын Божий, сойди с креста".

Также первосвященники, книжники, старейшины и фарисеи, насмехаясь, говорили: "Других спасал, а Самого Себя не может спасти. Если Он Христос, Царь Израилев, пусть теперь сойдет с креста, чтобы мы видели, и тогда уверуем в Него. Уповал на Бога; пусть теперь избавит Его Бог, если Он угоден Ему; ведь Он говорил: Я Божий Сын".

По их примеру и воины-язычники, которые сидели у крестов и стерегли распятых, издеваясь, говорили: "если Ты Царь Иудейский, спаси Себя Самого". Даже один из распятых разбойников, который был слева от Спасителя, злословил Его и говорил: "если Ты Христос, спаси Себя и нас".

Другой же разбойник, напротив, унимал его и говорил: "Или ты не боишься Бога, когда и сам осужден на то же (т.е. на такие же муки и смерть)? Но мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли, а Он ничего худого не сделал". Сказав это, он обратился к Иисусу Христу с молитвой: "помяни мя (вспомни обо мне), Господи, когда приидешь во Царствии Твоем!"

Милосердный Спаситель принял сердечное раскаяние этого грешника, показавшего такую дивную веру в Него, и ответил благоразумному разбойнику: "истинно говорю тебе, сегодня же будешь со Мною в раю".

При кресте Спасителя стояли Матерь Его, апостол Иоанн, Мария Магдалина и еще несколько женщин, почитавших Его. Невозможно описать скорбь Божией матери, видевшей нестерпимые мучения Сына Своего!

Иисус Христос, увидев Матерь Свою и Иоанна здесь стоящего, которого особенно любил, говорит Матери Своей: "Жено! вот, сын Твой". Потом говорит Иоанну: "вот, Матерь твоя". С этого времени Иоанн взял Матерь Божию к себе в дом и заботился о Ней до конца Ее жизни. Между тем, во время страданий Спасителя на Голгофе произошло великое знамение. С того часа, как Спаситель был распят, т. е. с шестого часа (а по нашему счету с двенадцатого часа дня), солнце померкло и наступила тьма по всей земле, и продолжалась до самой смерти Спасителя. Эта необычайная, всемирная тьма была отмечена языческими писателями-историками: римским астрономом Флегонтом, Фаллом и Юнием Африканом. Знаменитый философ из Афин, Дионисий Ареопагит , был в это время в Египте, в городе Гелиополе; наблюдая внезапную тьму, сказал: "или Творец страждет, или мир разрушается". Впоследствии Дионисий Ареопагит принял христианство и был первым афинским епископом.

Около девятого часа Иисус Христос громко воскликнул: "Или, Или! лима савахфани!" то есть "Боже Мой, Боже мой! Для чего Ты Меня оставил?" Это были начальные слова из 21-го псалма царя Давида , в котором Давид ясно предсказал о страданиях на кресте Спасителя. Этими словами Господь в последний раз напоминал людям, что Он есть истинный Христос, Спаситель мира. Некоторые из стоявших на Голгофе, услышав эти слова, сказанные Господом, говорили: "вот, Илию зовет Он". А другие говорили: "посмотрим, придет ли Илия спасти Его". Господь же Иисус Христос, зная, что уже все совершилось, произнес: "Жажду". Тогда один из воинов побежал, взял губку, намочил ее уксусом, надел ее на трость и поднес к иссохшим губам Спасителя.

Вкусив уксуса, Спаситель сказал: "Совершилось", то есть исполнилось обетование Божие, совершено спасение человеческого рода. После этого Он громким голосом произнес: "Отче! в руки Твои предаю дух Мой". И, преклонив главу, предал дух, т. е. умер. И вот, завеса в храме, закрывавшая святое святых, разодралась надвое, с верхнего края до нижнего, и земля потряслась, и камни расселись; и гробы отверзлись; и многие тела усопших святых воскресли, и, вышедши из гробов по воскрешении Его вошли в Иерусалим и явились многим.

Сотник же (начальник воинов) и воины с ним, которые стерегли распятого Спасителя, видя землетрясение и все происходившее перед ними, испугались и говорили: "истинно, человек этот был Сын Божий". А народ, бывший при распятии и все видевший, в страхе стал расходиться, ударяя себя в грудь. Наступил вечер пятницы. В этот вечер надлежало вкушать Пасху. Иудеям не хотелось оставлять на крестах тела распятых до субботы, потому что пасхальная суббота, считалась великим днем. Поэтому они просили у Пилата позволения перебить голени распятым, чтобы они скорее умерли и можно было их снять с крестов. Пилат позволил. Воины пришли и перебили голени разбойникам. Когда они подошли к Иисусу Христу, то увидели, что Он уже умер, и потому не перебили у Него голеней. Но один из воинов, чтобы не оставалось никакого сомнения в Его смерти, пронзил копьем Ему ребра, и из раны потекла кровь и вода.

ПРИМЕЧАНИЕ: См. в Евангелии: от Матф., гл. 27, 33-56; от Марка, гл. 15, 22-41; от Луки, гл. 23, 33-49; от Иоанна, гл. 19, 18-37.

14.05.2016

Последние главы всех четырех Евангелий, повествующие о явлениях Христа после Его Распятия, крестной смерти и славного Воскресения, окрашены особым мистическим настроением. Это те сорок дней – от Воскресения до Вознесения, когда воскресший Христос ходил по земле, обычно невидимый или неузнанный, и – воочию – являлся ученикам и близким людям.

Сразу бросаются в глаза нестыковки и противоречия в описании этих явлений четырьмя евангелистами, к которым можно присовокупить также упоминание апостолом Павлом о явлении Христа отдельно Кифе (1 Кор. 15:3-7) и Иакову, брату Его по плоти (а именно – младшему сыну Иосифа Обручника, который, по преданию, сопровождал отца и Марию в их путешествии в Вифлеем на перепись и обратно – уже с Младенцем Христом, а также в их бегстве в Египет; он же возглавил позднее иерусалимскую христианскую общину, став ее первым епископом и мучеником).

И в самом деле, все четыре евангелиста дают четыре разные версии, которые частично совпадают, частично дополняют друга (а это естественно, когда свидетели дают показания, например, в суде), но иногда прямо друг другу противоречат или даже запутывают картину происходящего.

Во-первых, зачем Жены-мироносицы ранним воскресным утром идут ко Гробу Учителя? Матфей (28:1) пишет «посмотреть Гроб»; Марк – «купили ароматы, чтобы идти помазать Его; у Луки они также идут, «неся приготовленные ароматы»… У Иоанна об ароматах и речи нет, ведь накануне Никодим «принес состав из смирны и алоя, литр около ста», и они вместе с Иосифом Аримафейским «взяли тело Иисуса и обвили его пеленами с благовониями, как обыкновенно погребают Иудеи» (19:39-40). Ну, хорошо, допустим, решили добавить еще ароматов и как следует ритуально оплакать Покойника, т.к. накануне из-за наступления праздничной субботы все делалось в спешке.

Итак, Жены-мироносицы приходят ко Гробу и видят то ли одного ангела, то ли двух, бегут от Гроба в страхе и то ли молчат, потрясенные (Мк. 16:8), то ли рассказывают апостолам о том, что видели, как и велел им Ангел (Ангелы). С Марией Магдалиной вообще творятся странные вещи: то ли она приходит вместе с остальными (Мф. 28-1, Мк. 16-1, Лк. 24-10), то ли одна (Ин. 20-1), и то ли остается, когда остальные убегают (а для этого нет оснований в тексте), то ли возвращается еще раз и тогда уже видит Воскресшего Христа, а потом еще раз вместе с другой Марией (по версии о.Серафима Слободского). По преданию же Церкви первой весть о Воскресении получила Матерь Божия от ангела («Ангел вопияше Благодатней…»), но ни в одном каноническом тексте этот факт, весьма вероятный, не зафиксирован. Свт. Григорий Палама (Омилия 18) пишет о том, что Матерь Божия ходила ко Гробу вместе с другими Женами-мироносицами, очевидно, опираясь на очень древнее Предание, т.к. на некоторых очень ранних иконах у одной из них имеются три звезды на мафории (см. далее иконка на крышке ватиканского реликвария). Однако, оснований для этого в текстах Евангелий нет.

Все эти противоречия в свое время давали критикам повод усомниться в подлинности свидетельств евангелистов.

Мне, однако, кажется, что все эти «нестыковки» можно объяснить только аберрациями времени, которые начали происходить еще в момент Рождества, как только явился в падший мир Повелитель Времени и Вечности. Как говорится в апокрифическом Протоевангелии Иакова (Церковь не включила его в канон, однако сочла вполне благочестивым чтением – оно практически целиком вошло в Предание и некоторые сюжеты послужили основой для иконографии некоторых праздников), время в момент Рождества Христова остановилось. И далее, как мне кажется, начался поворот его в другую сторону – обратно, к моменту грехопадения прародителей, к «точке Альфа», с которой должна совпасть «точка Омега» – «конец времен» и Второе и славное Пришествие Христово, и тогда будет «новая земля и новое небо» (Откр., 21:1). Потому времена после Воплощения Сына Божия на земле и называются ПОСЛЕДНИМИ, а сколько они продлятся – год, век, две тысячи лет или больше – совершенно не имеет значения, т.к. в любом случае начался обратный отсчет.

Так вот, начиная с Рождества и в течение всей земной жизни Сына Божия время – даже в условиях падшей земли – течет не совсем линейно. Мы можем предположить, что сразу после Рождества оно как бы раздвоилось, потекло по двум руслам (в момент Сретения, т.е. через сорок дней после Рождества, когда Святое Семейство было в Иерусалимском Храме и – одновременно – находилось и в Египте), а потом вновь соединилось.

Те же эффекты со временем, только еще в большем масштабе, мы наблюдаем затем в самом конце Евангелий: во-первых, это бесконечная ночь после Тайной вечери и ареста Спасителя в Гефсиманском саду, судов синедриона, Ирода и Пилата, когда произошло столько событий, что они за одну ночь физически уложиться не могут (время растянулось?); затем в момент Распятия и смерти Спасителя померкло Солнце, днем вдруг наступила ночь и сколько длилась, неизвестно. Возможно, имело место солнечное затмение и, если так, то оно было промыслительно – природные явления часто совпадают со значимыми событиями человеческой истории, последствия которых ощущаются очень долго, в данном случае – до самого ее конца. Но то, что «… гробы отверзлись; и многие тела усопших святых воскресли и, выйдя из гробов по воскресении Его, вошли во святый град и явились многим» (Мф. 27:52-53), это определенно явление необычного порядка – эти усопшие святые явно опередили время, когда все мертвые восстанут на Страшный Суд при Втором Пришествии Сына Божия.

Считается, что Христос воскрес через три дня после Распятия. Но если даже считать пятницу (полдня), и целый день субботы (от заката пятницы до заката субботы), а также 4-5 часов раннего утра воскресения (вернее, первого дня следующей седмицы), то полных трех суток не наберется. При этом мы празднуем Воскресение Христово в полночь, а Святой Огонь сходит в Иерусалиме еще раньше – в субботу часа в два-три пополудни, т.е. примерно через двое суток после смерти Спасителя. Стало быть, здесь опять налицо аберрация линейного времени – оно в те дни то ли растянулось, то ли сжалось. А с момента Воскресения и вовсе растеклось по нескольким руслам. В четырех Евангелиях описаны, соответственно, четыре варианта. А сколько их было на самом деле? В любом случае, мы можем добавить апокрифические Евангелия от Петра и от Никодима, т.е. еще два.

«Во гробе плотски, во аде же душою яко Бог, в раи же с разбойником, и на Престоле был если, Христе, со Отцем и Духом, вся исполняй неописанный…»

Великая Суббота – «Во Гробе плотски…» Церковь св. Никиты, Чучер, Македония, нач. 14 в. Художники Михаил Астрапа и Евтихий.

Понятно, что Сын Божий как равночестное Лицо Пресвятой Троицы может быть одновременно везде и всюду, в любой точке тварного мира и одновременно вне его – в недрах Пресвятой Троицы. Но во плоти, пусть тонкой и воскресшей, но все же материальной, Единая Личность даже Сына Божия разорваться на части не может. Стало быть, этот тропарь – наглядная иллюстрация нескольких временных пластов, задействованных в «текущий момент» Воскресения и сорока дней после плюс вечного пребывания Сына в божественном безвременьи («на Престоле… со Отцем и Духом»). Удивительное, пророческое проникновение песнописца в суть происходившего, принятое Церковью как данность.

Потому и неудачны оказались все попытки составить одно Евангелие из четырех – Церковь отвергла опус Татиана вместе с самим Татианом (хотя его Диатессарон и пользовался популярностью еще много веков), однако, допустила разные толкования святых отцов и современных писателей, например, отца Серафима Слободского в его «Законе Божием» (в самом деле, надо же как-то изложить детям события после Воскресения). Вот еще один, современный вариант – Элизабет Митчелл: http://www.origins.org.ua/page.php?id_story=1429 . И, тем не менее, все такие попытки страдают натяжками.

Справедливости ради надо сразу отметить, что древним и средневековым христианам такие понятия, как «аберрации времени», «нелинейность времени» и т.п., были неведомы. Они оперировали только двумя понятиями – «время» (понимая под этим словом только время линейное, т.е. «хронос») и «вечность» («эон»), хотя некоторые писатели (например, свт. Василий Великий в «Шестодневе»), может быть, даже на подсознательном уровне, чувствовали, что двух этих терминов недостаточно. Однако тема эта весьма обширна и глубока и заслуживает отдельного разговора. Пока же сказанного, думаю, довлеет.

Христианским же художникам ничего не оставалось делать, как только выбрать один из вариантов и представить его на иконе (на доске ли, стене, пластинке слоновой кости, ларце и т.д.). Впрочем, на стенах больших соборов можно было дать и два варианта, и больше, или же каким-то образом совместить несовместимое.

Поэтому, дабы не впадать в фантазии, придется разбирать примеры византийской иконографии, опираясь на евангельские тексты, но расположив их – очень условно – во временной последовательности, «в линеечку» (хотя, повторяю, это на самом деле невозможно).

Описать несказанное событие Воскресение Христова человеческими словами невозможно. Прежде всего, потому, что его никто не видел. Апокрифическое Евангелие Петра – это тоже рассказ со стороны – свидетель наблюдает выход Воскресшего из пещерной гробницы, спрятавшись ночью в саду. И вряд ли это был апостол Петр, который, как известно из канонических Евангелий, не поверил даже словам Жен-мироносиц, пока сам не узрел Спасителя воочию.

Поэтому самые ранние христианские изображения Воскресения Христова – это именно посещение Гроба Господня Женами-мироносицами. Иконография «Сошествия во ад», основанная на апокрифическом Евангелии Никодима, возникла позднее, уже в послеиконоборческий период.

Древнейшая из сохранившихся икон на сюжет «Жены-мироносицы у Гроба Христова» найдена на территории нынешней Сирии в погибшем в 257 г. от Р.Х. городе Дура-Европос на берегу р.Евфрат. В ходе раскопок уже в 20 в. там найдено древнейшее здание христианской церкви, украшенное стенной живописью. В числе прочих священных изображений есть и «Жены-мироносицы».

Гроб Господень показан очень условно – как большой саркофаг римского типа с крышкой – вероятно, «дуро-европейские» христиане имели весьма смутное преставление об иудейских обычаях погребения, а в Иерусалиме даже если и бывали, то Гроба Христова видеть не могли – после взятия и разорения Города римскими войсками он был погребен под грудами мусора и, частично, под построенном при императоре Адриане храмом Венеры. Зато очень наглядно показано, что Мироносицы пришли на рассвете – яркая полная Луна справа от Гроба заходит, а слева, прямо перед Мироносицами светит «утренняя звезда» (Венера).

В 3-м веке мы наблюдаем расцвет христианской живописи в римских катакомбах. Техника – типично римская, лучшие образцы напоминают фрески Помпей. Первые христиане использовали катакомбы в качестве кладбищ, и основная тема изображений там – смерть и воскресение. Поэтому иконы явлений Воскресшего Христа были бы там вполне органичными и логичными. Однако, как ни странно, их там нет. Вообще количество сюжетов на стенах катакомб весьма ограничено. Это, в основном: Христос – Добрый Пастырь, Адам и Ева, история Ионы, воскрешение Лазаря, вылезающий из ковчега Ной, три отрока в пещи огненной, Даниил во рву львином, Тайная вечеря (или Евхаристия самих христиан – сцены трапезы похожи, и не всегда их можно различить) и многочисленные оранты. Есть изображения чудес – в основном, это насыщение множества людей хлебами и рыбами и исцеление расслабленного, который идет и тащит на спине свой одр.

И вот редкий для римских катакомб сюжет:

Эту фреску трактуют и как исцеление кровоточивой жены, и как явление Воскресшего Христа Марии Магдалине. Мне кажется, второе. Если сравнить с известной картиной начала 19 века, то сомнения отпадают сами собой. А.Иванов, скорее всего, в катакомбах бывал и эту фреску видел, как и Леонардо да Винчи в свое время «подсмотрел» свою Мадонну Литту там же.

Традиция такой иконографии и не прерывалась – есть иконы с явлением Христа Марии Магдалине и сразу двум Мариям. Но о них чуть позднее.

Рассмотрим теперь иконографию «Жен-мироносиц у Гроба» послеконстантиновой эпохи.

Как известно, при императоре Константине найденный усилиями матери его равноапостольной Елены Гроб Господень (а также и Его Крест, и Голгофа, и весь комплекс святынь) был вытесан из большой монолитной скалы и то, что от этой скалы осталось, вместе с Гробом-пещерой было накрыто зонтичным куполом, образовав часовню-алтарь внутри круглого храма-мартирия, которая получила название «Анастасис» («Воскресение») и стала местом паломничества.

И жены-мироносицы на христианских иконах стали приходить… к константиновой ротонде.

Равенна, базилика Сант Аполлинаре Нуово, 6 в.

Внутри круглого здания с покрытым черепицей куполом хорошо видна каменная доска – то ли упавшая крышка саркофага. то ли сломанная дверь, при том, что Ангел сидит на отваленном камне.

На крышке деревянного ящичка-реликвария 6 в. (ныне хранится в Ватикане) с изображением Распятия и четырех праздников есть и Воскресение, т.е., по тогдашнему обычаю – «Жены-мироносицы у Гроба».

Сидящий на камне ангел жестом приглашает мироносиц войти во Гроб-кувуклию под зонтичным куполом (сверху еще один купол – полусферический с окошками), внутри которого – престол на лавице, где в течение субботы возлежало мертвое Тело Христово и где с апостольских времен совершалась Евхаристия.

Паломники любили увозить с собой в качестве сувениров-благословений («евлогий») маленькие сосудики-ампулы со святой водой из Иордана, с маслом от лампад из «Анастасиса» или просто с землей Палестины. Самые дешевые делались из свинца и имели на бочках разные священные изображения, в том числе Жен-мироносиц у Гроба.

Несколько штук были присланы в дар лангобардской королеве Теоделинде папой Григорием I Великим около 600 года и ныне вся коллекция хранится в Монце.

Иногда такие ампулы разрезались пополам и из каждой стороны делались иконки-медальоны.

Как видим, сама ротонда изображена достаточно условно (как, впрочем, и на других иконах Жен-мироносиц у Гроба). Однако, переданы некоторые подробности: в первом случае решетка вокруг Кувуклии, во втором – лампада над престолом-лавицей.

То же – на шкатулке-реликварии из слоновой кости, изготовленной ок. 500 года.

Так же условно Гроб передан на уникальной резной деревянной двери, сохранившейся в базилике Санта Сабина в Риме (ок. 430 г.).

Древним художникам важна была не точность в передаче деталей, а символ, знак. Поэтому в Евангелии Рабулы (Сирия, 6 в.) изображение Гроба совсем схематично и напоминает больше римский мавзолей с двустворчатой дверью, из-за которой вырываются три луча и поражают воинов-стражей; между ними и «Гробом» – отваленный большой камень с печатью, который, казалось бы, ни к чему, когда есть двери. Ангел же почему-то сидит не на камне, а на табуретке.

Однако, на пластинках из слоновой кости 5-6 вв. «Анастасис», как правило, изображен несколько более точно – как двухъярусная ротонда с куполом.

Удивительно, как на небольших по размеру пластинках мастера умещали сразу несколько сцен.

Миланский диптих 5 в.
1-я створка: Умовение ног, арест Христа + Пилат умывает руки, Иуда возвращает деньги и тут же рядом он уже висит, римская стража у Гроба (двухъярусной ротонды).
2-я створка: убегающие воины + ангел (еще без крыльев) у Гроба возвещает Мироносицам о Воскресении, явление Воскресшего Христа двум Мариям, явление одиннадцати апостолам вечером того же дня, уверение Фомы.
На второй створке изображены явления Христа после Воскресения.

Но есть костяные пластинки-иконки с двумя или даже одним сюжетом.

Римская пластинка 4 в. из Баварского музея. Вверху представлена сцена Вознесения – очень ранний вариант иконографии.

Пластинка из Британского музея, 420-430 гг.

Диптих Тривульчи, кон. 4 в.

Однако, и здесь сцена с Мироносицами происходит на фоне полуотрытых дверей. Запомним эту деталь. Мы вернемся к ней немного позднее (во 2-й части).

Отметим только одну интересную подробность: на дверях изображена сцена Воскрещения Лазаря, как бы очевидное доказательство Воскресения и Самого Христа, который сначала воскресил Лазаря, а потом воскрес и Сам. Причем, на иконке из Баварского музея Лазарь как бы выходит из гроба (или это сам Христос?), на двух других – обычная знакомая иконография, типологически напоминающая иконографию Благовещения. Как бы икона в иконе. Но через несколько веков именно сцена Благовещения перекочевала с алтарных столпов на двери царских врат русских православных церквей. Интересное совпадение. Промыслительное? Но ведь и Воскресение для Христа – второе Рождение (во плоти), а Рождество часто называют «зимней Пасхой». Кроме того, и для нас Христос своим Воскресением открыл путь ко второму рождению – в жизнь вечную. А благую весть об этом Женам-мироносицам у «дверей» Гроба возвещает Ангел.

Параллель между Воскрешением Лазаря и Воскресением Христовым художники будут проводить на протяжении многих веков существования византийского сакрального искусства, размещая эти два события на стенах храмов в непосредственной близости друг от друга.

Вот наиболее ранние (из сохранившихся) примеров.

Каппадокия, Чавушин, ц. Иоанна Богослова («Большая голубятня»), сер. 10 в.

На южной стене в верхнем ряду «Воскрешение Лазаря» и «Вход в Иерусалим», в нижнем – «Положение во Гроб» и «Жены-мироносицы у Гроба», далее под углом на западной стене – «Сошествие во ад», т.е. Воскресение Христово. Параллель очень наглядна.

Каппадокия, Гёреме, ц. Вознесения («С Сандалиями»), 11 в.

Слева от Деисиса в люнете «Воскрешение Лазаря», а прямо напротив – «Воскресение Христово» («Сошествие во ад»), и «Жены-мироносицы у Гроба» – над нишей диаконника с Архангелом (за колонной).

«Жены-мироносицы» кисти того же художника в другой каппадокийской скальной церкви, «Темной», сохранились лучше (или брутально отреставрированы).

Эта икона (как и вообще каппадокийская настенная живопись) очень своеобразна, если не сказать – уникальна. Фигурки Жен-мироносиц кажутся совсем маленькими по сравнению с грандиозной фигурой небесного Вестника, даже сидящего. А плащаница Христова, на которую он указывает перстом, свернута спиралью. Заметим, кстати, что мафории обеих Жен украшены звездами – так иногда изображались святые жены на Востоке, например, на Кипре, в церкви Асину, как уподобившиеся Божией Матери.

В церкви «Токалы» («Пряжки») евангельские сцены переходят одна в другую – не только в «Новой» ее части, но и в «Старой» тоже, где они расположены в три ряда по обеим сторонам полуциркульного свода.

В нижнем ряду: «Распятие», «Снятие с Креста», «Положение во Гроб», «Жены-мироносицы у Гроба» переходят в «Сошествие во ад» очень своеобразно.

Прямо из-за пустого Гроба выглядывают фигуры царепророков Давида и Соломона, которые относятся уже к следующей сцене – «Сошествия во ад». Здесь (так же, как и в Чавушине) полное впечатление последовательности событий в линейном времени: сначала Христос воскресает, т.е. покидает Гроб, затем сходит во ад – стало быть, телесно, пусть даже и в тонком теле, окруженном сиянием. Никакого эффекта одновременности («Во Гробе плотски, во аде же душею…») нет. И сатану в человеческом теле Христос попирает тоже очень конкретно – «смертию на смерть наступи». Блаженны простодушные. И чистые сердцем. И именно это простодушие и чистота сердечная в соединении с искренней и горячей верой так привлекают в каппадокийской – в основном монашеской – живописи.

Совсем иначе – изысканно и роскошно – выглядят мозаики в больших соборах Италии, выполненные приглашенными из Византии мастерами.

Начиная с 10-11 вв. и затем, уже уверенно – в 12 в. Гроб Господень с пустыми погребальными пеленами начинает изображаться так, каким он и был в действительности – высеченной в скале пещерой. Это можно объяснить тем, что грандиозные постройки императора Константина, включая «Анастасис», были разрушены и растасканы по камешку завоевавшими Иерусалим мусульманами, а останец скалы с пещерой Гроба Господня оказался на поверхности и некоторое время стоял так, но довольно скоро был засыпан мусором, т.е. вовсе исчез с глаз людских. И отвоевавшим Иерусалим крестоносцам стоило немалого труда отыскать Гроб Господень. После чего они возвели над Гробом новую Кувуклию и большой храм, который накрыл и Гроб, и Голгофу и другие святыни и который стоит и поныне.

Итак, на православных иконах появляется Гроб Господень в виде пещеры. Но и теперь наблюдается немалая доля условности, свойственная византийскому сакральному искусству, вообще более символическому, нежели натуралистическому.

Собор Сан Марко, Венеция.


Собор в Монреале (Палермо), 12 в.

Сцена «Явления Воскресшего Христа Мироносицам в саду», помещенная сразу после сцены «У Гроба», выглядит гораздо логичнее, т.к. речь в обоих случаях идет именно о телесном Воскресении Спасителя, и временная последовательность оправдана. (Фигуры Христа и Марии Магдалины во второй сцене – результат поздней реставрации, и это сразу видно, но смысла не меняет). И впоследствии размещение сцен на стенах византийских церквей будет именно таким. Детали же изображений варьировались в зависимости от того, какой именно вариант из четырех выбирал художник или заказчик.

Впрочем, здесь, в Монреале, кажется, разные варианты оказались совмещены. В самом деле, у Матфея мироносиц две, у Марка – три, у Луки три названы по именам «и вместе с ними некоторые другие», т.е. точное количество неизвестно, и, наконец, у Иоанна – одна Мария Магдалина. Но обычно на иконах изображаются две или три названные по именам, среди которые обязательно – Мария Магдалина, которую упоминают все четыре евангелиста. Левая сцена здесь дана точно по Марку. Но на соседней иконе явления Воскресшего совмещены сцены из Мф.28:9-10 (явление Марии Магдалине и «другой» Марии, где обе «ухватились за ноги Его и поклонились Ему») и Ин. 20:11-17 («Не прикасайся ко Мне…» именно с этой надписью: «Noli Me tangere»). Ничего не скажешь, остроумное решение.

В церкви св. Георгия (Старе Нагорочино, Македония, 1317-18 гг.) на южной стене вимы даны оба варианта – явление двум Мариям слева от Гроба с двумя Ангелами и явление только Марии Магдалине – справа.


А если попытаться объяснить это несоответствие в более, так сказать, позитивистском ключе, без «аберраций времени», то, может быть, дело было не совсем так, как объясняет, например, о.Серафим Слободской? Обратимся сначала к Евангелию от Иоанна. Ведь непосредственным свидетелем и даже участником событий был только он. Матфей увидел Воскресшего Спасителя вместе с остальными апостолами вечером того же дня, Марк писал, по преданию, со слов Петра, Лука же собрал сведения и составил свое повествование из многих источников.

Итак, по Иоанну, первая пришла ко Гробу Мария Магдалина (а о других Женах он вообще не упоминает). Пришла одна, «когда было еще темно» (20:1), т.е. ДО рассвета, следовательно, раньше, чем другие Мироносицы. И пришла не с ароматами, а просто «плакать». Но и она застала камень уже отваленным, а Гроб – пустым. И не узнала Учителя просто потому, что было темно, несмотря на блистание Ангелов. А, может быть, именно потому, что из-за яркого блистания Ангелов фигура Спасителя в темноте была плохо видна. Услышав же Его голос, звавший ее по имени, она тут же узнала Его и бросилась к Его ногам. И Его предостережение «не прикасайся ко Мне» тоже можно понять. Если Христос вышел из Гроба только что, и находился еще на грани между смертью и жизнью, лучше было Его не касаться – лучше для Марии, разумеется. И, обрадованная неожиданной встречей, Мария Магдалина побежала к апостолам сообщить о Воскресении. Тем временем ко Гробу подходили две другие Марии, которым Христос явился уже в достаточно «плотном» и осязаемом теле, а потому и позволил им припасть к Его ногам. А потом, может быть, подошли и другие – Саломия, Иоанна и иже с ними. Кто-то из них, кто не участвовал в погребении, мог нести в сосудах ароматы, не зная, что они уже не нужны. Синоптики повествуют о походе ко Гробу других жен, которые следовали за Иисусом из Галилеи, слушали Его проповеди и служили Ему. И каждый среди них называет Марию Магдалину, зная, что она тоже была на Гробе, но вместе с другими или отдельно – им не важно. Им важен сам факт ее присутствия.

Таким образом можно также объяснить нестыковку в последней, шестнадцатой главе Марка – между восьмым и девятым стихами. Ведь по мнению некоторых исследователей, этот кусок (стихи 9-20) был приложен к основному тексту Евангелия от Марка чуть позднее (его нет в самых ранних рукописях, но уже упоминает свт. Ириней Лионский), и по смыслу получается так, как будто с девятого стиха начинается новый рассказ, не связанный с тем, что сказано ранее: «9 Воскреснув рано в первый день недели, Иисус явился сперва Марии Магдалине, из которой изгнал семь бесов. 10 Она пошла и возвестила бывшим с Ним, плачущим и рыдающим; 11 но они, услышав, что Он жив и она видела Его, не поверили…» Но зато этот отрывок полностью совпадает с рассказом Иоанна. Тогда получается, что апостолам радостную весть сообщила именно Мария Магдалина. А остальные, по Марку, (8) «…выйдя, побежали от гроба; их объял трепет и ужас, и никому ничего не сказали, потому что боялись». Трудно поверить, что, как считают комментаторы, они быстро оправились от шока и побежали к апостолам. Похоже, это был не просто страх, а именно страх Божий, т.е. тот благоговейный трепет, о котором пишет в своей книге Рудольф Отто. Именно этот страх Божий есть «начало Премудрости», потому что он проистекает от встречи с Божеством, от переживаний этой встречи, когда немеют руки и подкашиваются ноги, когда мороз по коже, когда кружится голова… Повествование Марка на этом заканчивается…

Думаю, о нестыковках и мнимых «противоречиях» довлеет. Каждый текст ценен сам по себе. И в каждом отрывке есть нечто, на что стоит обратить особое внимание.

Мироносицы идут ко Гробу, который, как указывалось ранее, «высечен в скале» (Мф., 15:46; Лк., 23:56; Мк., 15:46), а ко входу «привален камень».

Такие пещерные могилы тех времен находят в окрестностях Иерусалима до сих пор, причем, некоторые даже вместе с камнем, который отвалить (вернее, откатить) довольно тяжело.

Иногда вход украшался неким подобием римского портала:

Или же покойника клали в специально построенный мавзолей римского типа – может быть, по этому образцу и был устроен навес над останцами пещеры – Кувуклия.

Но Иосиф, скорее всего, не успел никак оформить вход в свою погребальную пещеру. И она осталась необработанной, девственной.

Здесь снова приходит на память связь с пещерой Рождества. В пещере Спаситель родился на падшей земле в самую темную и холодную ночь зимнего солнцестояния, и в пещеру же Он положен мертвый, и воскрес, т.е. как бы заново родился в пору весеннего цветения, когда на Востоке люди празднуют равноденствие или Навруз – Новый свет, Новую Русь. Не случайно, конечно, по всему христианскому миру возникло множество пещерных храмов, где совершалась Евхаристия и человек как бы умирал для этого падшего мира и заново рождался в жизнь вечную.

Само же тело было покрыто сначала плащаницей, затем обвито пеленами-бинтами и положено в пещере (которую Иосиф Аримафейский устроил для себя, но уступил Учителю) на лавицу – каменный уступ внутри пещеры, размер которой оказался – промыслительно! – точно по росту земного тела Христа (1 м 75 см).

Лавица внутри Кувуклии.

Зачем же положили сударь рядом с телом Покойного? Здесь надо принять во внимание отношение иудеев к крови. Они считают (и до сих пор), что в крови – душа человека. И все даже малые капли вытекшей из тела крови надо похоронить вместе с телом. Потому и собрал праведный Иосиф вытекшую из раны от копья кровь в особый сосуд (он же Грааль). Может быть, и положил его по обычаю в Гроб, но потом взял обратно и хранил, как величайшую святыню.

(Отмечу в скобках интересный момент. Помню, как несколько лет назад по телевидению показывали место теракта в одном из городов Израиля: полицейские собирали по асфальту, прямо-таки отскребали даже самые малые фрагменты разорванных бомбой террориста тел израильтян и снимали пятна крови вместе с асфальтом. Комментатор объяснил, зачем и почему).

* * *
Византийских икон с Женами-мироносицами сохранилось великое множество. И это естественно, т.к. ромеи уделяли этой теме повышенное внимание. Среди них – множество поистине прекрасных и глубоко духовных произведений искусства. Показать их здесь все просто невозможно.

Часть из них я выложу позднее, когда закончу рассказ о явлениях Христа после Воскресения, т.к. их следует рассматривать в комплексе с другими расположенными рядом изображениями и составляющими целостные композиции.

А пока – прекрасные русские иконы.

Троицкий собор Троице-Сергиевой Лавры. Праздничный чин.

Новгородская икона ок. 1475 г.

Интересно, что Жен-мироносиц здесь семеро.
А Воскресший Христос покидает место Своего телесного погребения, никем не замеченный…

Материалы по этой теме

Имя: Иисус Христос (Иисус из Назарета)

Дата рождения: 4 г. до н. э.

Возраст: 40 лет

Дата смерти: 36 г.

Деятельность: центральная личность в христианстве, Мессия

Иисус Христос: биография

Жизнь Иисуса Христа до сих пор является предметом размышлений и пересудов. Атеисты утверждают, что его существование - миф, а христиане убеждены в обратном. В 20 веке в изучение биографии Христа вмешались ученые, которые привели веские аргументы в пользу Нового завета.

Рождение и детство

Мария – будущая мать святого младенца, была дочерью Анны и Иоакима. Они отдали трехгодовалую дочку в Иерусалимский монастырь, как Божью невесту. Таким образом девочки замаливали грехи родителей. Но, хотя Мария и дала клятву вечной верности Господу, в храме имела право жить только до 14 лет, а после обязана выйти замуж. Когда пришло время, архиерей Захарий (духовник) отдал девчушку в жены восьмидесятилетнему старику Иосифу, дабы она не нарушила собственный обет плотскими утехами.


Иосиф огорчился такому повороту событий, но ослушаться священнослужителя не посмел. Новоявленная семья стала жить в Назарете. Однажды ночью супруги увидели сон, в котором им явился архангел Гавриил, предупредивший о том, что скоро дева Мария забеременеет. Также ангел предупредил девушку о духе Святом, который снизойдет для зачатия. В эту же ночь Иосиф узнал, что рождение святого младенца спасет род человеческий от адских мук.

Когда Мария носила ребенка, Ирод (царь Иудеи) распорядился о переписи населения, поэтому подданным надлежало явиться по месту рождения. Так как Иосиф родился в Вифлееме, то супруги направились туда. Молодая жена тяжело перенесла путь, так как находилась уже на восьмом месяце беременности. Из-за скопления народа в городе они не нашли себе пристанища, поэтому вынужденно отправились за городские стены. Поблизости нашелся только хлев, выстроенный пастухами.


Ночью Мария разрешается от бремени сыном, которого называет Иисусом. Местом рождения Христа считается город Вифлеем, находящийся неподалеку от Иерусалима. С датой рождения дела обстоят не однозначно, так как источники указывают противоречивые цифры. Если сопоставить время правления Ирода и кесаря Рима Августа, то это произошло в 5-6 веке.

В Библии указано, что младенец родился в ночь, когда в небе зажглась ярчайшая звезда. Ученые полагают, что такой звездой стала комета, пролетавшая над Землей в период с 12 года до нашей эры, по 4 год до нашей эры. Конечно, 8 лет – это не малый разброс, но за давностью лет и противоречивыми трактовками Евангелия даже такое предположение считается попаданием в цель.


Православное Рождество празднуется 7 января, а католическое – 26 декабря. Но, согласно религиозным апокрифам, обе даты неверны, так как рождение Иисуса пришлось на 25-27 марта. При этом 26 декабря праздновался языческий день Солнца, поэтому православная церковь перенесла Рождество на 7 января. Духовники хотели отучить прихожан от «плохого» праздника Солнца, узаконив новую дату. Этого не оспаривает и современная церковь.

Восточные мудрецы заранее знали о том, что на Землю скоро спустится духовный учитель. Поэтому, увидев в небе Звезду, последовали за свечением и пришли к пещере, где и обнаружили святого младенца. Войдя внутрь, волхвы поклонились новорожденному, как царю и преподнесли дары – смирну, золото и ладан.

Моментально слухи о новоявленном Царе дошли и до Ирода, который, разгневавшись, приказал уничтожить всех младенцев Вифлеема. В работах древнего историка Иосифа Флавия нашлась информация о том, что в кровавую ночь было убито две тысячи малышей, и это отнюдь не миф. Тиран так боялся за трон, что даже убил собственных сыновей, что уж говорить о чужих детях.

От гнева правителя святому семейству удалось спастись бегством в Египет, где они прожили 3 года. Только после смерти тирана супруги с ребенком вернулись в Вифлеем. Когда Иисус подрос, то стал помогать нареченному отцу в плотницком деле, чем впоследствии и зарабатывал на жизнь.


В 12 лет Иисус приезжает с родителями на Пасху в Иерусалим, где 3-4 дня ведет духовные беседы с книжниками, толковавшими Святое писание. Наставников мальчик поражает познаниями Законов Моисея, а его вопросы ставят в тупик не одного учителя. Потом, согласно арабскому Евангелию, мальчик замыкается в себе и скрывает собственные чудеса. Евангелисты даже не пишут о дальнейшей жизни ребенка, объясняя это тем, что земские события не должны отражаться на духовной жизни.

Личная жизнь

Начиная со Средневековья, не утихали споры о личной жизни Иисуса. Многих волновало - был ли он женат, оставил ли после себя потомков. Но церковнослужители постарались свести эти разговоры к минимуму, так как божий сын не мог пристрастится к земному. Раньше существовало множество Евангелий, каждое из которых трактовалось по-своему. Но церковнослужители постарались избавиться от «неправильных» книг. Даже есть версия, что упоминания о семейной жизни Христа не вписаны в Новый Завет специально.


В других Евангелиях упоминается супруга Христа. Историки сходятся во мнениях, что его женой была Мария Магдалина. А в Евангелии от Филиппа есть даже строки о том, как ученики Христа приревновали учителя к Марии за поцелуй в губы. Хотя в Новом завете эта девушка описывается, как блудница, ставшая на путь исправления и последовавшая за Христом из Галилеи в Иудею.

В то время незамужняя девушка не имела права сопровождать группу странников, в отличии от жены одного из них. Если вспомнить, что воскресший Господь первым делом явился не к ученикам, а к Магдалине, то все встает на свои места. В апокрифах есть указания и на женитьбу Иисуса, когда он свершил первое чудо, обратив воду в вино. Иначе зачем бы ему и Богоматери переживать за еду и вино на свадебном застолье в Кане?


Во времена Иисуса неженатые мужчины считались странным явлением и даже богопротивным, поэтому холостой пророк никак не стал бы Учителем. Если Мария Магдалина - супруга Иисуса, тогда возникает вопрос о том, почему именно ее он выбрал в суженые. Здесь, вероятно, замешаны политические веяния.

Иисус не мог стать претендентом на Иерусалимский трон, будучи чужаком. Взяв в супруги местную девушку, принадлежащую княжескому роду Вениаминова колена, уже становился своим. Рожденный четой ребенок стал бы видной политической фигурой и однозначным претендентом на престол. Возможно, поэтому возникли гонения, а впоследствии и убийство Иисуса. Но церковнослужители представляют сына Божьего в другом свете.


Историки полагают, что это и явилось причиной 18-летнего пробела в его жизни. Церковь постаралась искоренить ересь, хотя пласт косвенных доказательств так и остался на поверхности.

Подтверждает эту версию и папирус, обнародованный профессором Гарвардского Университета Кэрин Кинг, в котором четко написана фраза: «Иисус сказал им: моя жена…».

Крещение

Бог явился пророку Иоанну Крестителю, который жил в пустыне, и повелел ему заняться проповедью среди грешников, а желающих очиститься от греха - крестить в Иордане.


До 30 лет Иисус жил вместе с родителями и всячески им помогал, а после на него снизошло озарение. Он сильно возжелал стать проповедником, рассказывая людям о божественных явлениях и смысле религии. Поэтому отправляется на реку Иордан, где принимает крещение от Иоанна Крестителя. Иоанн сразу понял, что перед ним тот самый отрок – сын Господа, и, недоумевая, возразил:

«Мне надобно креститься от Тебя, а Ты приходишь ко мне?»

Затем Иисус отправился в пустыню, где скитался 40 дней. Таким образом, готовил себя к миссии по искуплению греха рода человеческого через акт самопожертвования.


В это время Сатана пытается помешать ему через искушения, которые с каждым разом становились изощреннее.

1. Голод. Когда Христос проголодался, то искуситель произнес:

«Если Ты Сын Божий, повели этим камням стать хлебами».

2. Гордыня. Дьявол вознес мужчину на вершину храма и молвил:

«Если Ты Сын Божий, бросайся вниз, ведь Тебя поддержат ангелы Божии и Ты не преткнёшься о камни».

Христос отверг и это, сказав, что он не намерен испытывать силу Божью ради собственной прихоти.

3. Искушение Верой и богатством.

«Я дам Тебе власть над царствами земли, которая предана мне, если поклонишься мне» - посулил Сатана. Иисус ответствовал: «Уйди от Меня, сатана, ибо написано: Богу нужно поклоняться и только ему служить».

Сын Божий не сдался и не искусился дарами сатаны. Обряд Крещения придал ему силы для борьбы с греховными напутствиями искусителя.


12 апостолов Иисуса

После скитаний по пустыне и борьбы с дьяволом Иисус находит 12 последователей и передает им частичку собственного дара. Путешествуя вместе с учениками, он несет слово Божье в народ и свершает чудеса, дабы люди уверовали.

Чудеса

  • Обращение воды в прекрасное вино.
  • Исцеление парализованного.
  • Чудесное воскрешение дочери Иаира.
  • Воскрешение сына Наинской вдовы.
  • Усмирение бури на Галилейском озере.
  • Исцеление Гадарийского бесноватого.
  • Чудесное насыщение люда пятью хлебами.
  • Хождение Иисуса Христа по водной глади.
  • Исцеление дочери Хананеянки.
  • Исцеление десяти прокаженных.
  • Чудо на Геннисаретском озере – наполнение пустых сетей рыбой.

Сын Божий наставлял людей и объяснял каждую из своих заповедей, склоняя к Божьему учению.


Популярность Господа росла с каждым днем и массы людей спешили увидеть чудодейственного проповедника. Иисус завещал заповеди, которые впоследствии стали основами христианства.

  • Люби и почитай Господа Бога.
  • Не поклоняйся идолам.
  • Не употребляй имя Господа в пустых разговорах.
  • Шесть дней трудись, а седьмой - молись.
  • Уважай и почитай родителей.
  • Не убей другого или себя.
  • Не нарушай супружеской верности.
  • Не кради и не присваивай чужое имущество.
  • Не лги и не завидуй.

Но чем больше Иисус завоевывал людскую любовь, тем больше его ненавидела знать Иерусалима. Вельможи боялись, что пошатнется их власть и сговорились убить посланника Божьего. Христос триумфально въезжает в Иерусалим на ослике, тем самым воспроизводит легенду иудеев о торжественном пришествии Мессии. Народ восторженно встречает Нового Царя, кидая под его ноги пальмовые ветви и собственные одежды. Люди ожидают, что скоро закончится век тирании и унижения. При таком столпотворении фарисеи побоялись арестовать Христа и заняли выжидающую позицию.


Евреи ожидают от Него победы над злом, покоя, обеспеченности и устойчивости, однако Иисус, напротив, предлагает им отказаться от всего мирского, стать бездомными странствующими, которые будут проповедовать слово Божье. Осознав, что ничего не переменится во власти, люди возненавидели Бога и посчитали обманщиком, разрушившим их мечты и надежды. Немаловажную роль тут сыграли и фарисеи, подстрекавшие бунт против «лжепророка». Окружающая обстановка становится все напряжённее, а Иисус шаг за шагом приближается к одиночеству Гефсиманской ночи.

Страсти Христовы

Согласно Евангелию, Христовыми страстями принято называть муки, перенесенные Иисусом в последние дни своей земной жизни. Священнослужителями составлен список очередности страстей:

  • Вхождение господа в Иерусалимские врата
  • Вечеря в Вифании, когда грешница омывает ноги Христа миром и собственными слезами, а вытирает своими волосами.
  • Омовение ног своих учеников Божьим сыном. Когда Он с апостолами пришел в дом, где надобно было есть пасху, то слуг для омовения стоп гостей не нашлось. Тогда Иисус сам вымыл ноги своим ученикам, тем самым преподав им урок смирения.

  • Тайная вечеря. Именно здесь Христос предрек, что ученики откажутся от него и предадут. Вскоре после этого разговора вечерю покинул Иуда.
  • Дорога в Гефсиманский сад и моление Отцу. У Масличной горы он взывает к Создателю и просит избавления от грозящей участи, однако не получает ответа. В глубокой печали Иисус идет прощаться со своими учениками, ожидая земных мук.

Суд и распятие

Спустившись с горы глубокой ночью, сообщает им, что предатель уже близко и просит своих последователей не уходить. Однако в тот момент, когда пришел Иуда с толпой римских воинов, все апостолы уже крепко спали. Предатель целует Иисуса, якобы приветствуя, но тем самым показывает стражникам истинного пророка. А те заковывают Его в кандалы и ведут в Синедрион для свершения правосудия.


Согласно Евангелию, это произошло в ночь с четверга на пятницу седмицы перед Пасхой. Первым Христа допрашивал Анна – тесть Каиафы. Он ожидал услышать о колдовских штучках и магии, благодаря которым за пророком ходят толпы народа и поклоняются, как божеству. Ничего не добившись, Анна отослал пленённого к Каиафе, у которого уже собрались старейшины и религиозные фанатики.

Каиаф обвинил пророка в богохульстве за то, что тот назвал себя сыном Божьим и отправил к префекту Понтию. Пилат был справедливым человеком и пытался отговорить собравшихся от убийства праведного человека. Но судьи и духовники стали требовать распять виновного. Тогда Понтий предложил решить судьбу праведника людям, собравшимся на площади. Он огласил: «Я считаю невиновным этого человека, выбирайте сами, жизнь или смерть». Но в тот момент возле суда собрались только противники пророка, кричавшие о распятии.


Перед казнью Иисуса долго избивали плетьми 2 палача, истерзав его тело и сломав переносицу. После публичного наказания, на него надели белую рубаху, которая тут же пропиталась кровью. На голову водрузили терновый венок, а на шею – табличку с надписью: «Я - Бог» на 4 языках. В Новом же завете говорится, что надпись гласила: «Иисус Назорей - Царь Иудейский», но вряд ли бы такой текст уместился на маленькой доске, да еще на 4 наречиях. Позднее римские священники переписывали Библию, пытаясь умолчать позорный факт.

После экзекуции, которую праведник перенес, не издав не звука, ему надлежало нести тяжелый крест на Голгофу. Здесь руки и ноги мученика прибили гвоздями к кресту, который вкопали в землю. Стражники сорвали с него одежду, оставив только в набедренной повязке. Одновременно с Иисусом наказывали двух преступников, которых повесили по обоим сторонам наклонной перекладины распятия. Утром их отпустили, а на кресте остался только Иисус.


В час смерти Христа земля содрогнулась, словно сама природа взбунтовалась против жестокой казни. Умершего похоронили в гробнице, благодаря Понтию Пилату, который очень сочувствовал невиновно-казненному.

Воскрешение

На третий день после гибели мученик воскрес из мертвых и во плоти является своим ученикам. Он дал им последние наставления перед своим вознесением на небо. Когда стражники пришли проверить на месте ли покойный, то обнаружили только открытую пещеру и окровавленную плащаницу.


Всем верующим было объявлено, что тело Иисуса похитили его ученики. Язычники спешно засыпали землей Голгофу и Гроб Господень.

Доказательства существования Иисуса

Ознакомившись с библиями, первоисточниками и археологическими находками, можно найти реальные доказательства существования Мессии на земле.

  1. В 20 веке во время раскопок в Египте был обнаружен древний папирус, содержащий стихи из Евангелия. Учеными было доказано, что рукопись относится к 125-130 годам.
  2. В 1947 году на побережье Мертвого моря нашли древнейшие свитки библейскими текстами. Эта находка доказала, что части первейшей Библии наиболее близки к ее современному звучанию.
  3. В 1968 во время археологических изысканий на севере Иерусалима обнаружили тело распятого на кресте мужчины - Иоанна (сына Каггола). Это доказывает то, что тогда таким способом казнили преступников, и в Библии описана правда.
  4. В 1990 в Иерусалиме нашли сосуд с останками умершего. На стенке сосуда на арамейском наречии выгравирована надпись, гласящая: ««Иосеф, сын Каиафы». Возможно, это сын того самого первосвященника, который подверг Иисуса гонениям и суду.
  5. В Кесарии в 1961 г была обнаружена надпись на камне, связанная с именем Понтия Пилата, префекта Иудеи. Его называли именно префектом, а не прокуратором, как всех последующих преемников. Такая же запись есть и в Евангелиях, что доказывает реальность библейских событий.

Наука смогла подтвердить существование Иисуса, подтвердив фактами сказания Завета. И даже известный ученый в 1873 году сказал:

«Крайне трудно представить, что эта необъятная и чудесная вселенная, так же, как и человек, возникла по воле случая; это кажется мне главным аргументом в пользу существования Бога».

Новая религия

Еще предсказал, что на рубеже веков возникнет Новая религия, несущая свет и позитив. И вот его слова начали воплощаться в жизнь. Новая духовная группа зародилась совсем недавно и еще не получила признания общественности. В научный обиход термин НРД был введен, как противопоставление словам секта или культ, которые заведомо несут в себе негативный оттенок. В 2017 году в РФ насчитывается более 300 тысяч человек, привязанных к какому-либо религиозному движению.


Психологом Маргарет Телер составлена классификация НРД, состоящая из десятка подгрупп (религиозные, восточные, по интересам, психологические и даже политические). Новые религиозные течения опасны тем, что доподлинно неизвестны цели предводителей этих групп. А также основная масса групп новой религии направлена против Русской православной церкви и несет в себе скрытую угрозу для христианского мира.

Казнь через распятие на кресте была на Востоке самой позорной, самой мучительной и самой жестокой. Так в древности казнили только отъявленных злодеев: разбойников, убийц, мятежников и преступных рабов. Кроме нестерпимой боли и удушья, распятый испытывал страшную жажду и смертельную душевную тоску.

По приговору синедриона, утверждённому римским прокуратором Иудеи Понтием Пилатом, Господь Иисус Христос, Сын Божий, был осуждён на распятие.

Смерть пришла в мир вместе с грехом Адама. Христос Спаситель - Новый Адам - не имел греха, но взял на себя грехи всего человечества. Чтобы избавить людей от смерти и ада, Господь Иисус Христос шёл на смерть добровольно.

Когда Спасителя привели на место казни, на Голгофу, то римские воины, исполнители казни, давали Ему пить уксус, смешанный с желчью. Этот напиток притуплял чувство боли и несколько уменьшал мучительные страдания распинаемых. Но Господь отказался. Он желал испить всю чашу страданий в полном сознании.

С Христа сняли одежды, и последовал самый ужасный момент казни - прибивание ко Кресту. "Был час третий, - свидетельствует евангелист Марк, - и распяли Его." По нашему времени это было около девяти часов утра.

Когда воины подняли Крест, то в этот ужасный момент раздался голос Спасителя с мольбой за Своих безжалостных убийц: "Отче, прости им, ибо не знают, что делают".

Рядом с Христом распяли двух разбойников - одного по правую, а другого по левую сторону.

Между тем воины, распявшие Иисуса, делили между собой Его одежды. Верхнюю одежду они разорвали на четыре части. А нижняя - хитон - была не сшитая, а цельнотканая. Поэтому воины бросили о нём жребий - кому достанется. По преданию, этот хитон был выткан Пречистой Матерью Спасителя. Враги Христа - книжники, фарисеи и старейшины народные - не переставали злословить Господа, висящего на Кресте. Насмехаясь, они говорили: "Если Ты Сын Божий, сойди с креста… Других спасал… спаси Себя Самого".

Разбойник, распятый слева от Христа, также хулил Божественного Страдальца.

Другой же разбойник, напротив, унимал его и говорил: "Мы осуждены справедливо… а Он ничего худого не сделал". Сказав это, разбойник обратился к Иисусу: "Помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твоё!"

Милосердный Господь принял сердечное раскаяние этого грешника и ответил благоразумному разбойнику: "Истинно говорю тебе, сегодня же будешь со Мною в раю". Около Креста были не только враги Христовы. Здесь стояли Его Пречистая Матерь, апостол Иоанн, Мария Магдалина и ещё несколько женщин. Они с ужасом и состраданием смотрели на муки Распятого Спасителя.

Увидев Матерь Свою и любимого ученика, Господь Иисус Христос сказал Ей: "Жено, вот Сын Твой". Затем, обратив Свой взор на Иоанна, произнёс: "Вот, Матерь твоя". С того времени апостол Иоанн взял Матерь Божию к себе в дом и до конца Её жизни заботился о Ней.

Начиная с шестого часа, солнце померкло, и тьма объяла всю землю.

Около девятого часа по иудейскому времени, то есть в третьем часу пополудни, Иисус громко воскликнул: "Боже Мой, Боже Мой! Для чего Ты Меня оставил?" Это переживание богооставленности было самым страшным мучением для Сына Божия.

"Жажду", - произнёс Спаситель. Тогда один из воинов наполнил губку уксусом, надел её на трость и поднёс к иссохшим губам Христа.

"Когда же Иисус вкусил уксуса, сказал: совершилось!". Исполнилось обетование Божие. Совершилось спасение человеческого рода.

Вслед за тем Спаситель воскликнул: "Отче, в руки Твои предаю дух Мой", - и, "преклонив главу, испустил дух".

Сын Божий умер на Кресте. И земля содрогнулась. Завеса в храме, закрывавшая Святое Святых, раздралась надвое, тем самым отверзая людям вход в закрытое дотоле Царство Небесное. И как знамение победы Господа Иисуса Христа над смертью, многие тела усопших святых воскресли и по Воскресении Господнем вошли в Иерусалим.

Видя происшедшее на Голгофе, все жители Иудеи были объяты страхом. И даже для распинателей-язычников стала очевидной великая истина Божества Христова.

Loading...Loading...