Сколько дочерей было у адама и евы. История Адама и Евы

Библейская трактовка происхождения человечества вызывает много споров не только среди атеистов и агностиков. Некоторые нюансы не вполне понятны и глубоко верующим людям. Один из самых спорных вопросов касается продолжения рода от сыновей Адама и Евы.

В Писании есть упоминания о трех детях первых людей, созданных Богом. Они называются поименно. Первенец Адама и Евы - Каин (Бытие 4:1). Спустя какое-то время у пары родился второй мальчик, названный Авелем (Бытие 4:2). В возрасте 130 лет Адам стал отцом третьего сына, Сифа (Бытие 4:25), о котором сейчас часто забывают. О дочерях не сказано ни слова.

При этом Библия четко указывает, что кроме Адама и Евы никаких других первых людей на Земле просто не было. Откуда же Каин, а впоследствии и его брат Сиф взяли себе жен, чтобы продолжить человеческий род?

Жена в земле Нод

После того как Каин из ревности и зависти убил среднего брата, он был изгнан из семьи. Какое-то время отверженный был вынужден скитаться, пока не нашел себе пристанища в мифической земле Нод . Именно в связи с этим событием впервые упоминается «вторая половинка» Каина. В Бытии 4:16-17 сказано, что братоубийца пришел в землю Нод , там «познал жену» и стал основателем большого рода.

С одной стороны, не вполне понятно, каким образом в этой местности появились люди. С другой, само слово «познал» не указывает на то, что Каин женился. «Познал» - это буквально вступил в интимную связь, после чего супруга зачала мальчика, названного Енохом .

Каин мог найти себе жену в земле Нод или мог поселиться в этом краю, будучи уже женатым человеком. Если верно первое предположение, значит, существовало какое-то другое поколение людей. Это противоречит Библии, но вызывает большой интерес у любознательных исследователей Священного Писания.

Другие возможные потомки Адама

В околоцерковной литературе часто встречаются упоминания о первой спутнице Адама. Она известна под именем Лилит. В самой Библии об этой мифической даме сведений нет. Зато их много в старинных патериках , описаниях и множестве других запрещенных церковью документов.

О Лилит много информации в Алфавите Бен —Сиры . Предположительным автором этого средневекового текста был Иешуа , сын Сираха (или просто Бен —Сира ). Он указывает, что первая спутница Адама, Лилит, отличалась гордым и непокорным нравом. Не желая подчиняться Божьей воле и своему мужу, эта женщина бросила предназначенного ей Господом спутника и буквально «улетела» от него в горние выси.

Адам пожаловался Богу. За беглянкой были посланы ангелы Сансеной , Самангелоф и Сеной. Лилит не пожелала возвращаться, за что была проклята. В Алфавите Бен —Сиры упоминается, что могло быть несколько вариантов наказания для Лилит. По одному из них она становилась бесплодной, по другому - могла производить на свет только демонов. Еще один вид проклятия - еженощная смерть каждой сотни рожденных Лилит детей. То есть гипотетически она могла иметь потомков.

Намеки на существование этой противницы Бога есть и у евреев (книга Исайи 34:14). Имя собственное Lilith в греческом переводе Ветхого Завета (Септуагинта , III -I века до н. э.) было опущено. Такое вопиющее нарушение правил раньше встречалось довольно часто. Вместо женщины Лилит в Септуагинте появилось таинственное ночное привидение, воплощение зла и морока. Сама же она просто исчезла со страниц книги, «растворилась» в глубине веков.

Первая жена Адама преподносится как существо демоническое, связанное с дьяволом. Но были ли у нее человеческие дети и могли ли они являться еще одной ветвью рода человеческого, доподлинно не известно. При этом противники традиционной церковной трактовки допускают, что ее потомки могли бы существовать. Более того, одну из дочерей Лилит и взял себе в жены Адам в земле Нод .

Братская любовь

Если обратиться к традиционному толкованию Ветхого Завета, то можно получить совсем другую версию. В Библии указывается, что первый человек прожил 930 лет (Бытие 5:6). По завету Божьему ему положено было «плодиться и размножаться». За такой долгий срок жизни у основателя рода человеческого могло быть много других детей, а не только Сиф , Каин и убитый последним Авель.

Подтверждение тому есть в Бытии 5:4. Там сказано, что после рождения Сифа Адам прожил еще 800 лет. За это время у пары появилось множество сыновей и - что важней всего - дочерей. Точное количество не указывается, но еврейские историки и толкователи Ветхого Завета Флавий и Джозэфус считают, что мальчиков среди них было около 30, а девочек - не менее 23.

Несомненно, за 800 лет многие из потомков Адама выросли, женились и сами стали родителями, значительно увеличив тем самым народонаселение планеты. На ком же женились мужчины из рода Адама и Евы, если кроме их сестер других женщин на земле просто не было? В этой ситуации единственным выходом было заключение внутрисемейных браков.

Придя в землю Нод , Каин либо уже был женат на одной из сестер или племянниц, либо встретил там будущую жену из своей же непомерно разросшейся семьи. Мужая, сыновья Адама наверняка оставляли дом родителей и обустраивали собственные жилища на новых местах. Они и могли основать поселение в земле Нод , где Каин стал мужем и продолжателем рода.

Понятие инцеста в ветхозаветные времена не существовало. Оно было введено лишь во времена Моисея. Тогда появился строгий запрет на бракосочетания с кровными родственниками во избежание рождения потомства с генетическими уродствами. До этого момента кровосмесительные браки были сильно распространены, о чем свидетельствует и жизнеописание Авраама . Он жил за 400 лет до Моисея. Супругой Авраама была его кровная по отцу сестра (Бытие 20:11-13).

Версия о том, что Адам был женат на своей сестре или другой ближайшей родственнице, подтверждает большинство положений Библии. В частности и то, что все люди являются друг другу братьями не только в метафорическом, но и в буквальном смысле. Все живущие на земле произошли из одного семени и состоят в генетическом родстве.

Библейский текст делит потомков Адама и Евы на два ответвления - каинитов и сифитов - подробно перечисляя их родословную (смотри книгу Бытия, стих 4:17 - 5:32). Потомство Каина погибло во время Всемирного Потопа, к Сифу и его сыну Еносу (евр. Енош, человек) восходит все человечество. Ветхозаветный автор, описывая генеалогию адамитов, не считает нужным объяснить кто же были жены сыновей Адама и Евы. Поэтому возникает естественный вопрос, откуда взялись жены у детей прародителей?

Дети Адама и Евы Согласно каноническому ветхозаветному тексту, дети у Адама и Евы начали рождаться только после изгнания их из сада Эдемского. Но утверждение, что способность к размножению стало следствием грехопадения, ошибочно, так как противоречит благословению о размножении, данному Богом первым супругам при их сотворении (Быт. 1:28). Интересно, что до изгнания из Рая у первой женщины не было собственного имени, а она обозначалась лишь со стороны своего отношения к мужу, словом «жена». Адам нарек ей имя Ева (евр. Хавва, жизнь,) и она стала матерью всех живущих. Первенцем прародителей был Каин. «Адам познал Еву, жену свою; и она зачала, и родила Каина, и сказала: приобрела я человека от Господа» (Быт. 4:1). После Каина родился Авель. Авель был пастухом, а Каин земледельцем. Каин и Авель представляют собой первый шаг на пути превращения единичного - первых людей (Адам и Ева), в множество, в человечество. Далее ветхозаветный историописец сообщает, что в 130 лет Адам произвел на свет Сифа (Шета) (Быт. 4:25, 5:3), родоначальника сифитов. О других детях прародителей в Библии упомянуто лишь вскользь - Адам жил 930 лет и родил сыновей и дочерей (Быт. 5:1–5). Ветхозаветный апокриф Книга Юбилеев сообщает: «И в третью седмину во второй юбилей родила она (Ева) Каина, и в четвертую родила Авеля, и в пятую родила дочь свою Аван… И в четвертый год пятой седмины он (Адам) утешился (после убийства Авеля), и опять познал жену свою, и она родила ему сына, и он нарек ему имя - Сиф; ибо он сказал: „Господь восставил нам другое семя на земле вместо Авеля, ибо Каин убил его“. В шестую седмину он родил свою дочь Азуру.»

Апокриф Житие Адама и Евы дает следующую информацию: «И после того, как Адам породил Сифа, он жил восемьсот лет и породил тридцать сыновей и тридцать дочерей; всего шестьдесят три детя. И они повышались над лицом земли в их странах». Иосиф Флавий, ссылаясь на древнюю еврейскую традицию, отмечает, что у Адама было 33 сына и 23 дочери.

В еврейской традиции можно встретить еще более своеобразное прочтение библейского текста. Мидраш Берешит Раба, интерпретируя начальные стихи 5 главы книги Бытия, утверждает, что помимо прямых потомков Адама (Каина, Авеля и Сифа), рожденных Евой, у Адама были еще дети, матерью которых был кто-то другой. После грехопадения Адам расстался с Евой на 130 лет, в течение которых от его связи с духами (в числе которых была и Лилит, по имени Пизнай) рождались демоны и лилин. Ева же рожала от демонов мужского пола. Потомством этих духов полон весь мир. Согласно Зохару (основное каббалистическое произведение), женой Адама до сотворения Евы была демоница Лилит, что в немалой мере определило происхождение зла в человеческом обществе.

Кто были женами Каина, Сифа и их потомков

Первым брак из детей Адама и Евы заключил Каин. «И познал Каин жену свою, и она зачала, и родила Еноха» (Быт. 4:17). Начало роду Каина было положено в земле Нод (стих 16). Нод связан по смыслу со словами «не знающий отдыха скиталец» (наванад). То есть это была земля «убежавших от Бога». Кто же была жена Каина? В отличие от канонического текста апокрифы и толкования изобилуют подробностями семейных отношений первых людей. Многие иудейские и христианские источники едины в том, что Каин и Авель были женаты на своих сестрах-близнецах. В апокрифе Книга Юбилеев говорится: «И Каин взял себе свою сестру Аван в жены, и она родила ему Еноха в конце четвертого юбилея. И в первый год первой седмины пятого, юбилея были построены дома на земле, и Каин построил город и назвал его по имени сына своего Енох». Вслед за апокрифами Отцы Церкви (Епифаний, Ефрем Сирин, Иоанн Златоуст) придерживаются мнения, что женой Каина была одна из его сестер. Так как это было в начале времен, и между тем человеческому роду надо было размножаться, то было позволено жениться на сестрах.

Сыновья и дочери Адама представляли собой не только семью, но и род, поэтому отличия между братской и супружеской любовью стали более явными только после появления нескольких семей. Даже в гораздо более поздние времена и среди очень цивилизованных стран такие союзы не считались кровосмесительными. Афинский закон обязывал жениться на сестре, если она не нашла мужа в определенном возрасте. Например, Авраам женился на своей сводной сестре, Саре. Скорее всего, Каин женился еще до убиения Авеля, так как сомнительно, чтобы какая-либо женщина решилась выйти замуж за братоубийцу. Филон Александрийский называет жену Каина по имени, Темех (Themech). Раввинистическая литература одновременно ассоциирует жену Каина с его собственной сестрой близнецом, либо же с сестрой близнецом Авеля. Одна из сестер, предназначенная Авелю, была красивее, и Каин пожелав жениться на ней, решился на братоубийство. Арабское предание содержит схожее толкование. Современные исследователи Библии также придерживаются мнения, что женой первого сына Адама и Евы могла быть одна из его сестер. По рождении сына, Каин построил город, назвав его в честь сына Енох. Тем самым библейский текст говорит о важном событие в становлении человечества - переходу от кочевого к оседлому образу жизни.

Потомки Каина скорее всего так же женились на своих ближайших родственницах. Книга Юбилеев подробно описывает все заключенные браки, упоминая родственные связи и имена жен потомков Каина. В книге Бытия по имени названы только жены Ламеха, Ада и Цилла. Брак Ламеха является первым случаем многоженства. Третий сын Адама и Евы, Сиф, так же мог жениться на одной из своих сестер. Так, Книга Юбилеев повествует: «И в пятую седмину сего юбилея Сиф взял себе в жены свою сестру Азуру, и она родила ему в четвертый год Эноса.»

Довольно интересным свидетельством о заключении браков являются слова в начале 6 главы книги Бытия. «Когда люди стали умножаться на земле и родились у них дочери. Тогда увидели сыны Божии дочерей человеческих, что они красивы, и брали их себе в жены, какую кто избрал». В основе этого сюжета - мифы о богах, взявших себе в жены смертных женщин и о родившихся в результате героях. Большинство иудейских и христианских толкователей под сынами Божьими разумеют Ангелов (Книга Еноха, Книга Юбилеев, Филон, Иустин Философ, Ириней, Тертуллиан, Климент Александрийский). Некоторые раввинистические толкователи видели здесь указание на сыновей аристократии, женившихся на женщинах низших сословий. Согласно же третьей версии толкования, которой придерживаются большинство Отцов Церкви (Ефрем Сирин, Иоанн Златоуст, Иероним, Августин и др.) и современных исследователей, сынами Божьими были благочестивые сифиты, а дочерьми потомки каинитов.

Если же брать во внимание последние исследования ДНК, свидетельствующие о том, что все человечество восходит к одной паре людей, то мнение, что женами первых детей Адама и Евы были их сестры, может быть вполне допустимо.

Пожалуй, даже человек, который не читал Ветхий Завет, знает имена Адама и Евы. Многие слышали про потомков Адама, который взял себе в жёны Еву.

Ну а те, кто освёдомлен, как звали детей первой человеческой пары на земле, внезапно сталкиваются с вопросом. Есть три сына, первенец Каин убил Авеля. Потом родился Сиф. А как появились внуки у эдемской пары? Не сходится!

Умные молчат, ибо кого и как Бог создал, читать самим им не приходилось. А вот воинствующие атеисты тут же бросаются с желанием развенчать Священное Писание и пристыдить христианскую Церковь. А зря. Почитать стоило.

Православие считает Адама и Еву первыми людьми на земле, другие учения имеют свои взгляды

Рассказывать про сотворение мира и рождение Адама подробно не будем. Библейская история известна всем.

Скажем о другом. Есть разные толкования первых глав Бытия. Мы здесь рассматриваем православный взгляд. Но монополии на Священное Писание нет ни у одной религии, так что все имеют право делать свои выводы.

Например, в истории изгнания из Эдемского сада есть такой фрагмент:

И сделал Господь Бог Адаму и жене его одежды кожаные и одел их.

Кожаная одежда эзотериками трактуется как плоть, а Адама и Еву представляют бесплотными душами. Сама история грехопадения превращается не в изгнание из некого сада, а в переход души в материальную природу. На подобные эпизоды богата литература герметизма.

Также Адама и Еву могут рассматривать как аллегорических персонажей, которые иллюстрируют человеческие эпохи или целые миры.

Православие не считает Адама и Еву аллегорическими персонажами.

Ещё одна точка зрения - мнение, что Адам и Ева - не первые люди на земле, а обычная семья, которая жила бок о бок с другими людьми. Тогда вопрос о том, как появились у них потомки, сразу отпадает.

Православие не ставит перед собой задачу вступать в полемику со всеми этими и другими мнениями. Оно лишь развивает своё вероучение.

Поэтому дальнейшие рассуждения будут следовать традиционным взглядам православия, никак не учитывая альтернативные, не христианские толкования.

Первый ребёнок Адама и Евы - Каин, убивший брата

Можно подумать, что, по Библии, Каин - первый ребёнок на земле. На самом деле, оснований для таких выводов нет. Он мог быть зачат ещё в Эдемском саду - и даже рождён там. Священное Писание не слишком углубляется в хронологию.


В массовом сознании Каин утвердился как персонаж довольно жестокий, злой и беспринципный, готовый пожертвовать жизнью брата из-за зависти. Имя Каина стал нарицательным, а образ заимствуется массовой культурой в самых негативных вариациях, например:

  • Его образ отождествляли с Вечным Жидом (Агасфер);
  • Его называли первым вампиром.

Также есть свидетельства Иринея Лионского о секте каинитов - людей, которые считали Бога Яхве (Бог-Отец) злом, а Каина - его жертвой. Каиниты выписаны в очень жутких тонах, но специалист по древним текстам Дмитрий Алексеев замечает, что Ириней Лионский не разбирается в вопросе и создаёт бульон из заблуждений, а секта каинитов - это выдумка.

Так справедливо ли очернение Каина? На самом деле, есть два противоположных взгляда на эту фигуру.

Версия 1. Каин - завистливый убийца и первый грешник на земле

Он был земледельцем, и вот однажды решил принести жертву Богу:

Бытие 4:3-5

Спустя несколько времени Каин принес от плодов земли дар Господу, и Авель также принес от первородных стада своего и от тука их. И призрел Господь на Авеля и на дар его, а на Каина и на дар его не призрел. Каин сильно огорчился, и поникло лицо его.

Авель - младший брат Каина. Его жертву Бог принимает, за что Каин озлобился и убил брата. Бог наказывает Каина:

Бытие 4:13-16

И сказал Каин Господу: наказание мое больше, нежели снести можно; вот, Ты теперь сгоняешь меня с лица земли, и от лица Твоего я скроюсь, и буду изгнанником и скитальцем на земле; и всякий, кто встретится со мною, убьет меня. И сказал ему Господь: за то всякому, кто убьет Каина, отмстится всемеро. И сделал Господь Каину знамение, чтобы никто, встретившись с ним, не убил его. И пошел Каин от лица Господня и поселился в земле Нод, на восток от Едема.


Версия 2. Каин - защитник закона, сострадательный и способный на жертву человек

Каин, в отличие от брата, увлечён мирным делом - земледелием. Его занятие - это привнесение в мир созидательного начала, а не эксплуатация скота.

Когда возникает необходимость принести Богу жертву, он приносит то, чем обладает, - плоды. Это не причинит никому ущерба, дерево не умерло, оно восстановит плоды заново.

Авель же поступает эгоистично: дабы «выслужиться» перед Богом он отбирает жизнь, которую не давал, - приносит на жертвенник убитое животное.

Для утверждения своей позиции «праведника» ему не жалко невинного существа.

Он мнит себя чем-то большим, а это гордость.

По одной из версий, Каин был сострадательным праведником и покарал убийцу. Каин же уравнивает ценность любой жизни.

Он не видит разницы между животным и человеком, а потому поступок брата шокирует его.

Собственно, Авель и есть - первый убийца на земле, а Каин лишь его останавливает, совершает возмездие и таким образом выступает в качестве защитника будущей заповеди «не убивай», а также иллюстрирует принцип «око за око».

Эту точку зрения высказывал философ Йосеф Альбо, хотя текст Библии с ней плохо согласуется. В Писании Бог осуждает действия Каина.

Второй ребёнок Адама и Евы не оставил потомков

Второй из сыновей Адама - Авель (Хабиль). В числе первых людей он - первый мученик. Его образ обычно рассматривают исключительно в позитивном ключе, считают праведником и богоугодным человеком.


В раннем христианстве существовало течение авелитов. Они верили, что Авель способен перерождаться, так что его душа время от времени приходит на землю.

Гробница Авеля находится в окрестностях Дамаска, в мечети Наби Хабиль. Отмечают, что её длина почти шесть метров, а ширина почти два.

Из этого ряд исследователей делают вывод, что Авель мог быть гигантом. Но как выглядит содержимое гробницы, неизвестно, поскольку открыть её не позволяют местные власти.

Потомков Авель не оставил.


Третий сын Адама и Евы - Сиф

Для многих людей, далёких от христианства, дети Адама и Евы заканчиваются на Авеле и Каине. Другие же, на вопрос, сколько детей было у Адама и Евы, отвечают, что три. Они вспоминают Сифа.

Согласно Библии, он родился на 130 году Адама:

И познал Адам еще жену свою, и она родила сына, и нарекла ему имя: Сиф, потому что, говорила она, Бог положил мне другое семя, вместо Авеля, которого убил Каин.

Апокрифическая литература очень любит спекулировать на фигуре Сифа, но мы этого делать не станем. Сиф стал предком Ноя и других выдающихся праведников. Как же? Обо всём расскажем по порядку.

Лилит, первая жена Адама, никак не описана в православии

Ещё один персонаж, мимо которого нельзя пройти, - это Лилит.

Если Адам - сын Божий, то Лилит вполне можно назвать Его дочерью (это никак не роль старшей сестры Евы, ибо у них разное происхождение). Она сотворена равной мужу - из глины.

В Библии упоминаний этого персонажа нет. Но ряд исследователей указывают на следующий стих:

И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их.

Есть мнение, что речь в стихе не о Еве, так как сотворена она из ребра Адама, а здесь описывается некто равный мужчине.

Лилит - древний персонаж, она старше христианства и иудаизма. Она относится к временам, когда в мире ещё царил матриархат. Её имя уходит корнями куда-то в утраченные корни человеческой истории. Тем не менее, мы знаем о ней по некоторым источникам:

  1. Апокрифы;
  2. Каббалистические труды;
  3. Иудейские предания;
  4. Эзотерические трактаты.

По разным легендам, Лилит была наказана Богом и стала не то злым демоном, не то матерью разной нечисти. По другой версии, её наказали бесплодием, за что Лилит теперь мстит человечеству.

Ряд источников упоминает Лилит как жену или любовницу Каина. Православная традиция к этой женщине равнодушна и не исследует всерьёз её роль и возможность существования.

Жён своим сыновьям родили Адам и Ева

Итак, нам известны три сына Адама и Евы:

  1. Каин;
  2. Авель;

Двое из них живы и потенциально могут иметь потомство. Было бы от кого. От Лилит?

Но православие игнорирует предание о ней. Тогда от обезьян, чтобы люди на земле плодились по теории Дарвина? Нет, конечно же это не так. От самой Евы? Вряд ли, такого в Писании нет.

Тогда на ком женились дети Адама и Евы?

Библия никогда не утверждала, что у Адама и Евы было только три ребёнка.

Каин женился на женщине из земли Нод и имел от неё потомство:

И познал Каин жену свою; и она зачала и родила Еноха. И построил он город; и назвал город по имени сына своего: Енох.

Апокрифическая книга Юбилеев даже сообщает нам имя этой женщины:

И Каин взял себе свою сестру Аван в жены, и она родила ему Еноха в конце четвертого юбилея. И в первый год первой седмины пятого, юбилея были построены дома на земле, и Каин построил город и назвал его по имени сына своего Енох.

Откуда же взялась жена Каина? В той же книге Юбилеев есть подсказка:

И Адам познал свою жену Еву, и она родила еще девять сыновей. И в пятую седмину сего юбилея Сиф взял себе в жены свою сестру Азуру, и она родила ему в четвертый год Эноса.

Стало быть, у Адама и Евы были ещё сыновья и дочери? Вот откуда взялись жёны у детей Адама!

Но это апокрифический источник. Подтверждает ли эту версию Библия? Да:

Бытие 5:4–5

Дней Адама по рождении им Сифа было восемьсот лет, и родил он сынов и дочерей. Всех же дней жизни Адамовой было девятьсот тридцать лет; и он умер.

Мы не знаем, кто такие эти люди, как их зовут и где жили потомки Адама. Но его долгие годы жизни намекают на то, что здоровье у людей тогда было иное, так что рожать в огромном количестве вполне могло быть стандартной ситуацией в те времена.

Сегодня мало кто решится жениться не сестре. Как минимум, есть риск вырождения рода из-за появления генетических аномалий.

Нет оснований утверждать, но можно предположить, что люди древности существовали по иным законам природы и устойчивее сопротивлялись подобным негативным сценариям развития организма.

В конце концов, современный обыватель вряд ли проживёт семь веков.


Подробностей генеалогии Адама и Евы в Священном Писании нет. Всё же Библия - книга не историческая, а назидательная и поучительная. Свою задачу она выполняет, а об остальном говорит вскользь.

Согласно Библии, мы все - потомки Каина и Сифа. Возможно, это символизирует злое и доброе начало в людях, кто знает. Также открытым остаётся вопрос о том, пережили ли Каин и его отпрыски потоп.

«И познал Каин жену свою; и она зачала и родила Еноха. И построил он город; и назвал город по имени сына своего: Енох». Откуда взялась у Каина жена? И как он решил построить город, если человечество тогда было одной лишь семьей из четырех человек? Кто бы жил в этом городе?

А дальше написано: «И познал еще жену свою, и она родила сына, и нарекла ему имя: Сиф, потому что, говорила она, Бог положил мне другое семя, вместо Авеля, которого убил Каин. У Сифа также родился сын, и он нарек ему имя: Енос; тогда начали призывать имя Господа».

От кого родился сын у Сифа?

Прежде чем перейти к ответу на эти конкретные вопросы, необходимо сказать несколько слов о том, как вообще следует читать Книгу Бытия.

30 июня 1909 года Библейская комиссия опубликовала Декрет об историческом характере первых трех глав Книги Бытия. Посредством этого Декрета, во-первых, отвергаются суждения, согласно которым Бытие представляет собой восточные мифы, просто-напросто «очищенные» от политеизма и приспособленные к еврейской религии. Отвергается также мнение, что Бытие содержит в себе аллегории и символы религиозных и философских истин, которые не соответствуют объективной реальности. И, наконец, Декрет отвергает мнение, согласно которому Бытие – это легенды, которые были отчасти выдуманы с назидательнымой целью.

В Декрете перечисляются факты, описанные в Книге Бытия, которые не подвергаются сомнению: такие как сотворение всех вещей Богом в начале времен, сотворение человека, грехопадение первых людей. Что касается вопроса о том, каким образом все эти факты происходили, Декрет гласит: «В написании первой части Бытия священный автор не намеревался дать научное объяснение сокровенной сути видимых вещей и описать точный порядок сотворения, но он стремился дать своему народу доступное ему пояснение, соответствующее стилю общения того времени и чувствам людей. Поэтому в ее толковании не следует стремиться с точностью и постоянством к стилю научного языка».

И далее: «Не следует всегда и непременно воспринимать в собственном смысле все отдельные слова и фразы, встречающиеся в этих главах. Поэтому допустимо отвлекаться от этого смысла в тех случаях, когда использованные выражения представляются очевидно неточными или метафорическими, или же антропоморфическими, когда какой-то довод отменяет буквальный смысл или же какая-то необходимость заставляет от него отказаться». «Интерпретируя отрывки, которые Отцы и Учители Церкви воспринимали по-разному, не высказываясь определенно и точно, допустимо поддерживать и защищать мнения, которые каждому кажутся разумно доказуемыми, учитывая суждение Церкви и сохраняя аналогию веры».

В 1948 году Папская Библейская комиссия в письме Парижскому архиепископу дала следующее разъяснение: «Вопрос литературных форм первых 11 глав Бытия весьма неясен и многосложен. Эти литературные формы не отвечают ни одной из классических категорий и не могут быть проанализированы в свете греко-латинских или современных литературных жанров. Поэтому нельзя отрицать или утверждать их историчность в целом, не применяя к ним несправедливо правила какого-либо литературного жанра. <…> Заявляя априори, что эти повествования не содержат истории в современном смысле этого слова, можно без труда прийти к выводу, что они ее не содержат ни в каком смысле. Однако, прибегая к простому образному языку, соответствующему мышлению менее продвинутого человечества, они передают основные истины, стоящие в основе домостроительства спасения, и в то же время народное описание истоков человеческого рода и избранного народа».

Объясняя некоторые факты из Книги Бытия, энциклика «Humani generis» подчеркивает ту же мысль: автор первых глав Бытия использует простой и метафорический язык, отвечающий менталитету народа. И если какие-то элементы взяты из народных сказаний, то нельзя забывать, что это было сделано по Божественному наитию, которое уберегло их от всякого заблуждения в выборе и оценке этих источников. Таким образом, народные предания, включенные в Библию, нельзя ставить на один уровень с мифологией, плодом фантазии народов.

Итак, перейдем к конкретным вопросам. Откуда взялась жена у Каина, если, кроме его родителей, не существует ни одного человека? Откуда взялась жена для Сифа и кто будет жить в городе, основанном Каином? Ответ, наверное, наш слушатель уже нашел сам: его нужно искать как раз в ключе всего вышесказанного. Согласно священному тексту, Адам прожил долго и оставил после себя множество сыновей и дочерей, об именах которых не сообщается. Когда евреи рассказывали своим детям о сотворении мира и о священной истории, то они должны были отвечать им на те же самые вопросы, какие ставит сегодняшний читатель Библии. Ответ нужно искать в пятой главе Бытия: «Вот родословие Адама: когда Бог сотворил человека, по подобию Божию создал его, мужчину и женщину сотворил их, и благословил их, и нарек им имя: человек, в день сотворения их. Адам жил сто тридцать лет и родил сына по подобию своему по образу своему, и нарек ему имя: Сиф. Дней Адама по рождении им Сифа было восемьсот лет, и родил он сынов и дочерей. Всех же дней жизни Адамовой было девятьсот тридцать лет; и он умер». Перечитав еще раз эти фразы, мы не только находим ответ на наши вопросы о количестве людей, но и больше ясности о том, что означает следствие первородного греха, проявляющееся в повреждении человеческой природы. Мы также понимаем смысл обетования о спасении человечества, спасении человека от повреждения его естества. Это обетование постепенно шло к своему исполнению вместе с продвижением человечества к этому спасению, вплоть до пришествия Иисуса Христа, Воскресение Которого стало залогом для нашего преображения, преображения нашей человеческой природы.

Напомним рекомендации, которым мы всегда должны следовать, когда приобщаемся к чтению священных текстов. Их дает нам Второй Ватиканский собор в догматической конституции «Dei Verbum»: «Поскольку Бог говорил в Священном Писании через людей и человечеству, то истолкователь Священного Писания, дабы уяснить, что Бог хотел нам сообщить, должен внимательно исследовать, что священнописатели в действительности намеревались сказать и что Богу было угодно открыть нам через их слова. Чтобы выяснить намерение священнописателей, нужно, кроме всего прочего, принимать во внимание и «литературный жанр». Действительно, истина излагается и выражается по-разному и различными способами в текстах исторических, пророческих, поэтических или в других «речевых жанрах». Поэтому нужно, чтобы толкователь исследовал смысл, который священнописатель хотел выразить и выразил в определённых обстоятельствах, соответственно условиям своего времени и своей культуры, посредством употреблявшихся в его время литературных жанров. Ведь для правильного понимания того, что священнописатель хотел утверждать своим писанием, нужно обратить должное внимание как на привычные, прирождённые способы восприятия, изъяснения и повествования, бытовавшие во времена агиографа, так и на те, что в ту эпоху повсеместно употреблялись в общении людей друг с другом. Но так как надлежит читать и толковать с помощью того же Духа, под воздействием Которого оно было написано, для верного выяснения смысла священных текстов нужно не менее усердно обращать внимание на содержание и единство всего Писания, учитывая живое Предание всей Церкви и согласие веры. Задача же экзегетов – согласно этим нормам способствовать более глубокому пониманию и изложению смысла Священного Писания, чтобы благодаря этому изучению, в некотором смысле подготовительному, вызревало суждение Церкви. Ибо всё, что было сказано о толковании Писания, в конечном счете подлежит суждению Церкви, которая исполняет Божественное поручение и служение: хранить и толковать слово Божие».

Христианская традиция говорит, что прародителями современного человечества были сыновья Адама и Евы. Однако даже у воцерковленных людей возникают вопросы, связанные с количеством детей у первых людей и происхождением жён первых сыновей.

Где искать ответы

Ответы на вопрос происхождения человечества содержатся в древних христианских текстах, к которым относятся следующие тексты:

  • Библия;
  • евангелия;
  • апокрифические тексты.

При сопоставлении всех этих источников можно составить полную историю происхождения человечества.

Интересно: в Ветхом Завете содержатся лишь краткие упоминания древних событий происхождения людей, поэтому дополнение главной христианской книги толкованием её текста Отцами Церкви и произведениями древних авторов.

Первые дети

Имена первых детей Адама и Евы знают даже люди, далекие от церкви. Считается, что дети родились у прародителей уже после изгнания из рая. История их отношений подробно освещена на страницах священного писания.

Каин и Авель

Первым ребёнком прародителей был Каин. Вскоре после него родился Авель. Старший брат занимался земледелием, а младший пас скот. Однажды братья принесли жертву Господу, и Создатель принял жертву Авеля, отказавшись от дара земледельца.

Авель и Каин приносили жертвы Создателю

Зависть поселилась в душе Каина и толкнула его на страшный грех - убийство брата. Господь покарал первого сына Адама и Евы, изгнав его из дома отца. Каин вынужден был долгое время скитаться по миру, а земля перестала давать ему силу и плоды.

Похожие статьи:

Многие толкователи Святого Писания считают историю первых детей прародителей - символом новозаветных событий. Авторы считают, что образы Авеля и Иисуса Христа имеют много общих черт.

  • Авель являлся пастухом овец, а Сын Божий окаймлял человеческую паству.
  • Сын Адама и Иисус принесли жертвы угодные Богу. При этом жертва Авеля носила благодарственный характер, а Иисус спасал людей ценой своей земной жизни.
  • Авеля называют первым мучеником, участь которого предопределила мучения Христа на кресте.

Фигура Каина также обладает символизмом, заключающимся во влиянии первородного греха на жизнь человека. Старший сын первых людей убил брата, так как грех родителей стоял у его сердца.

Интересно: в истории христианской церкви известно существование секты каинитов, которые считали, что первым убийцей был Авель, так как именно он принёс в жертву Господу живое существо, желая возвыситься в глазах Создателя. Каин же вынужден был убить брата, чтобы остановить его. Эта версия основана на сведениях древних апокрифических иудейских текстов.

Жена Каина

В Библии упоминается, что Каин имел многочисленное потомство. При этом точных сведений о матери его детей в Библии не содержится. Существует несколько версий о личности жены изгнанника и времени её появления.

  1. В Библии говорится, что Каин осел в мифической земле Нод, где и женился на женщине, родившей ему сына Еноха. В одном из древних иудейских текстов говорится, что этой женщиной являлась его сестра Аван. Некоторые толкователи называют её сестрой близнецом Каина, так как в апокрифе говорится, что Адам и Ева родили 30 сыновей и 30 дочерей. В толкованиях уточняется, что ко времени изгнания Каин уже был женат.
  2. На основе апокрифических текстов была создана другая версия происхождения жены Адама. Она действительно была женщиной из земли Нод, заселенный потомками Лилит - первой жены Адама, о которой нет сведений в официальном Священном Писании. Сторонники этой версии ссылаются на слова о создании Господом из глины мужчины и женщины. Но женщина восстала против Создателя и мужа, за что была наказана Богом. Она рожала детей от демонов. Именно на дочери Лилит и женился Каин.

Библия доводит род Каина до Всемирного потопа. Считается, что все представители этой ветви человечества погибли в его водах.

Третий ребёнок

Через некоторое время после смерти Авеля и изгнания Каина, у Адама и Евы появился ещё один Сын, которого назвали Сиф. Он, как и старший брат, женился на своей сестре, которую звали Азура. Первенцем этой пары стал сын по имени Энос.

Согласно Библии, у Адама и Евы родился третий сын Сиф

Принято считать, что потомки третьего сына Адама вели праведный образ жизни, стремясь приблизиться к Господу. К этой ветви рода человеческого относится Ной - праведник, отмеченный Богом. Как и прародитель Адам, Ной имел трёх сыновей - Сима, Хама и Иафета. После Великого потопа, очистившего землю от греховной скверны, семья Ноя вновь наполнила землю людьми.

Другие потомки прародителей

В Библии не упоминается о других детях первых людей, но апокрифические тексты приводят несколько версий, говорящих о существовании большого количества потомства у первых людей.

  1. В апокрифе «Житие» говорится, что после рождения Сифа у Адама и Евы родилось ещё 60 детей мужского и женского пола. Вступая друг с другом в брачные отношения, они заселили землю.
  2. Еврейские исследователи, интерпретируя первые стихи книги Бытия, утверждают, что, скитаясь по земле после грехопадения, Адам и Ева имели отношения с духами, от которых рождались дети, заселявшие землю. Возможно именно они населяли страну Нод, где осел Каин.
  3. До создания Евы Адам был женат на Лилит. По разным источникам она являлась или созданной из глины женщиной, восставшей против воли создателя, или демоном женского пола. Их потомки, расселившиеся по миру, несли в себе печать зла, которое в результате супружеских союзов передавалось потомству Адама и Евы.
Интересно: в некоторых источниках озвучивается мнение, что семья Адама и Евы была лишь одной из немногих созданных Господом. Они выделились из общей массы, совершив грехопадение. Поэтому Каин и Авель были не ограничены в выборе супруги рамками своего рода.

Современное отношение к вопросу

Взгляд современного человека на библейскую историю основывается на современных нормах морали и этики. В настоящее время супружеские отношения между братом и сестрой считаются незаконными. Это основывается на данных учёных о возможных негативных последствиях близкородственных браков для будущего потомства.

Loading...Loading...