Софийский собор в киеве.

Несмотря на известные трудности с изучением истории , в частности связанные с приобретшим в новейшее время особое звучание вопросом о времени сооружения этого памятника, общая канва «судьбы» собора без труда прослеживается. София Киевская являлась главным храмом Русской Православной Церкви, и многие события связали ее прошлое со значимыми явлениями древней истории Руси.

Вне зависимости от того, когда же был построен Софийский собор, в 1011, 1017 или 1037 году, очевидно, что к половине XI столетия этот храм стал центром митрополии «всея Руси». Ученые сходятся на том, что в 1037 году Ярослав Мудрый основал при Софии книгохранилище и скрипторий, предназначавшийся для переписки книг. «Повесть временных лет» так повествует об этом: «И любил Ярослав церковные уставы, попов любил немало, особенно же любил черноризцев, и к книгам имел пристрастие, читая их часто и ночью, и днем. И собрал писцов многих, и перелагали они с греческого на славянский язык и на письмо. Переписали они и собрали множество книг, которые наставляют верующих людей, и наслаждаются они учением Божественного слова... Ярослав же, как мы уже сказали, любил книги и, много их написав, положил в церкви Святой Софии, которую создал сам. Украсил ее иконами бесценными, и золотом, и серебром, и сосудами церковными, и возносят в ней к Богу положенные песнопения в назначенное время...»


Саша Митрахович 29.12.2016 10:46


Следующее известное событие в истории Софии Киевской произошло в 1051 году, это историческое событие явилось чрезвычайно важным не только для , но и для всей истории Киевской державы. В тот год, впервые за уже более чем полувековую историю, митрополию «всея Руси» возглавил этнический русский предстоятель — Иларион. Рукоположение митрополита было совершено в стенах Софийского собора. О жизни митрополита Илариона известно немного. Уже до поставления в митрополиты о нем, иеромонахе(«мних и пресвитер» — напишет о себе впоследствии сам святитель), шла слава как о книжнике, постнике и молитвеннике, выкопавшем на крутых киевских холмах пещеру для уединенных духовных подвигов — в том месте, где немногим позднее возникнет . Он был последовательным сторонником Ярослава Мудрого.

При деятельном участии Илариона великий князь Ярослав в знаменитом «Уставе о церковных судах» приспособил к древнерусской действительности нормы византийского канонического права. Митрополит освятил в Киеве храм во имя святого Георгия, небесного покровителя Ярослава Мудрого, и совершал в нем рукоположения новых архиереев. Иларион является также и древнейшим русским автором, о ком сохранились сведения и чьи произведения дошли до нашего времени. Широко известно его «Слово о законе и благодати», с которого принято вести отсчет «оригинальной» древнерусской литературы.

Значение, которое имел Софийский собор в жизни Ярослава Мудрого, отразилось и в посмертной судьбе великого князя Киевского. Выдающийся правитель древнерусской истории ушел из жизни в 1054 году. Он был похоронен, очевидно согласно своей последней воле, внутри Святой Софии, в специально созданном для погребения саркофаге. Этот каменный саркофаг до сих пор находится на своем месте. Однако останков Ярослава нет в гробнице уже несколько десятилетий — в годы Великой Отечественной войны они были вывезены украинскими националистами за океан. Точное их местонахождение неизвестно.


Саша Митрахович 29.12.2016 10:47


Следующие два столетия , без преувеличения, олицетворял собой Русское Православие. Великие и удельные князья, церковные деятели всех рангов, иностранные путешественники, не говоря уже о простом люде, благоговейно входили под его величественные своды. Сокрушительный удар по великолепию Святой Софии нанесла лавина монгольского нашествия. В 1240 году собор, как и Киев в целом, был разграблен захватчиками, пришедшими под руководством внука Чингисхана хана Батыя из далеких восточных степей.


Митрополит Кирилл II, глава Русской Церкви с 40-х годов XIII века и до своей кончины в 1280 году, восстановил, в меру сил своих и возможностей, поруганную святыню, после чего религиозная жизнь возобновилась в стенах Софии. Здесь по-прежнему служили литургию, крестили новорожденных и отпевали ушедших в лучший из миров, рукополагали новых архиереев. Однако разоренная и опустошенная Южная Русь, терзаемая частыми набегами все тех же орд (а надо сказать, что нашествие 1240 года было первым, но далеко не последним — некоторые позднейшие набеги не уступали по своей силе и трагизму Батыеву нашествию), не могла больше быть надежным пристанищем для высшей церковной власти. В 1300 году митрополиты покинули Киев и Софию. При соборе остался только митрополичий двор, где останавливались главы Русской Церкви во время своих довольно редких визитов в город. С 1362 года Киев, захваченный иноземцами, находился в составе Великого княжества Литовского...

Пожалуй, наиболее значимое событие в истории Святой Софии XIV-XVI веков — захоронение здесь в 1497 году митрополита Макария, убитого татарами под Мозырем, когда он ехал из Вильно в Киев с целью очередного восстановления разоренного собора. Дело в том, что в самом начале 1480-х годов крымский хан Менгли-Гирей «по слову» великого князя Московского Ивана III захватил и сжег Киев. Нападение крымского правителя было спровоцировано государем в отместку королю Польскому и великому князю Литовскому Казимиру за его союз с Ахматом в 1480 году, когда под Москвой происходило эпохальное событие — стояние на реке Угре, — ознаменовавшее окончательное падение ордынского ига над Русью. Менгли-Гирей, торжествовавший победу, решил сделать подарок Ивану III, послав ему награбленную церковную утварь из Киева. Наверняка среди тех подарков были и софийские ценности...


Саша Митрахович 29.12.2016 10:48

После Брестской унии 1596 года Софийский собор перешел в руки униатов. Время и человеческое небрежение наносили огромный урон постройке: свинцовая кровля была снята охотниками за металлом, кладка стен разбиралась на строительные материалы. В первой четверти XVII столетия рухнула западная стена храма, завалив обломками главный вход.

Возрождение святыни, история которой к тому времени насчитывала уже шесть веков, началось при знаменитом митрополите Петре Могиле. Он отобрал собор у униатов, отреставрировал его и основал при нем мужской монастырь. Внутри Софии стараниями митрополита был сооружен деревянный позолоченный иконостас, центральное место в котором занимала, конечно же, храмовая икона Святой Софии. Однако полностью восстановить собор Петр Могила не успел — в частности, западная его стена по-прежнему лежала в руинах.

Возрождение Софии гетманом Мазепой

Окончательное обновление собора, сопровождавшееся, правда, основательной перестройкой, произошло в эпоху гетмана Ивана Мазепы и митрополита Варлаама Ясинского. Именно тогда храму были приданы характерные формы украинского барокко — интереснейшего направления в восточнославянском искусстве XVII-XVIII веков, и он в основном приобрел современный облик. При Софии соорудили колокольню (перестроена в 1740-е годы); на ней до сих пор висит отлитый в те же годы колокол, который носит название «Мазепа». На протяжении XVIII столетия значительно менялись и интерьеры собора. Внутреннее пространство за счет частичной перестройки стало более просторным, стены были украшены пышными фресками, закрывшими древние росписи. В 1786 году, на волне секуляризационных мероприятий Екатерины II, монастырь при Софии упразднили, а сам храм объявили кафедральным собором Киева.

Софийский собор – один из символов архитектуры Киевской Руси и одна из изюминок современного Киева. Построено чудо древнего зодчества было в XI веке. Софийский собор в Киеве был построен при князе Ярославе Мудром.

Софийский собор в Киеве: описание

Приказ о возведении собора отдал Ярослав Мудрый в честь победы над войском печенегов. Согласно же летописям, которые, однако, были написаны после его возведения, датой начала стройки считают 1017 или 1037 годы. По другой версии начали возводить в 1011 году, в результате чего в 2011-м было отпраздновано его 1000-летие. Построен он по-византийски — смешанной кладкой.

После возведения он стал резиденцией митрополита, которой и оставался до конца XIII века, когда это право получил Владимир, ставший тогда новым центром Руси.

Одной из причин переноса стало то, что в 1240-м году был разрушен после взятия Киева воинами Батыя. Позже собор восстановили. Еще раз он подвергся реконструкции в 1385-90 годах. Однако это не помешало зданию 3 века провести в запустении. В это время храм подвергался разграблению со стороны крымских татар.


В 1596 году Софийский собор (Киев) переходит во владение униатской церкви, но через 37 лет митрополит киевский Пётр вернул его назад и основал там мужской монастырь.
Если вы хотите прикоснуться к древним русским традициям, то не обязательно отправляться на осмотр древних храмов или Кремлей (городских крепостей на Руси). Можно просто пойти и истопить баню. Здесь выбирайте баню на свой вкус.

Софийский собор в Киеве сегодня

Вначале здание предстало люду 13-купольным, но позже число куполов довели до 19-ти. В 17 веке здание существенно обновили и перестроили согласно традициям бывшего тогда в моде стиля барокко. Архитектором стал Октавиано Манчини. В итоге купола получили грушевидную форму, на стенах появилась лепнина, были возвращены фрески и иконы.
Во время Октябрьской революции началась борьба за храм, цель которой была в том, что каждый стремился назвать себя истинным митрополитом. Ввиду этого превратили в музей.


Возобновили богослужения в храме только после распада СССР. Чуть позже собор попал в список Всемирного наследия ЮНЕСКО и теперь службы там проводят только по большим исключениям.

В соборе наряду с работами мастеров поздних периодов можно увидеть и работы оригинальных зодчих. Так, на куполе, арках и столпах осталась мозаика XI века. Всего в мозаике собора насчитывается 177 цветов.

В летописной традиции история создания Софийского собора в Киеве дается в статьях 6525 г. и с 6542 по 6545 г. (1017, 1034 - 1037 гг.). Причем информация имеет краткий и на первый взгляд не логичный характер. Так, в ПВЛ и Ипатьевской летописи под 1017 г. о Софийском соборе вообще не упоминается, но говорится о том, что в этом году в Киеве погорели церкви.

В Ипатьевской летописи под 1036 г. сообщается о том, что на том месте, где «ныне» стоит Софийский собор в Киеве состоялась «сеча зла» между воинами князя Ярослава Владимировича и печенегами и, что тогда это место было «вне града», ибо город был наполовину меньше («бе бо тогда половина града», - писал летописец). Под 1037 г. дается пространная статья, восхваляющая деяния киевского князя Ярослава Мудрого, в том числе и его строительную деятельность, именно возведение «града» Киева больше прежнего, строительство церкви св. Софии Премудрости Божией, Золотых ворот, а также церкви Благовещения над воротами и, видимо, монастырских церквей св. Георгия и св. Ирины.

Строительная деятельность Ярослава Мудрого по созданию Софийского собора в Киеве оценивается летописцами глаголом «заложи», что свидетельствует о закладке каменного храма.

Составитель Новгородской I летописи старшего извода в дополнение к статье 6545 г. (1037 г.) вводит в летописный текст статью 6525 г. (1017 г.) и утверждает, что собор св. Софии в Киеве был заложен в 1017 г. В результате, по Новгородской I летописи старшего извода, получается, что Софийский собор в Киеве был заложен дважды: в 1017 г. ив 103 7 г.

Все последующие летописи в вопросе о создании собора св. Софии в Киеве ориентировались на эти два варианта летописной информации. В XV, XVI и XVII вв. в тех летописях, где составители используют вариант ПВЛ и Ипатьевской летописи, они только один раз сообщают о том, что в 1037 г. в Киеве была заложена церковь св. Софии, наряду с другими постройками князя Ярослава Мудрого. В тех же летописях, а их подавляющее большинство, в которых говорится о том, что Ярослав Мудрый заложил Софийский собор в Киеве в 1017 г., под 1037 г. сообщается, что в этом году был «свершен град Киев и церковь св. Софии свершена» Ипатьевская летопиь [Текст] // Полное собрание русских летописей / Рос. акад. наук. Ин-т рос. истории и др. ; Предисл. Б.М. Клосса. Т. 12. - М.: Языки русской культуры, 2000. - С. 102.

При этом, в Никоновской летописи сведения о пожаре и последующей закладке Софийского собора в Киеве в статье 6525 г. (1017 г.) объединены. Летописец сообщает: «В лето 6525. Иде Ярослав к Киеву и погоре град и церквей много, яко до 700, и опечалися Ярослав. Того же лета заложи Ярослав град Киев, боле первого, и Злата врата постави, и церковь св. Софии заложи, и много церквей постави, и без числа имения разда нищим». Завершение работ по созданию киевского Софийского собора составитель Никоновской летописи дает под 1034, 1035, 1036 и 1037 гг. В летописях XV в. Новгородской IV, Новгородской Карамзинской и Никифоровской говорится о том, что церковь св. Софии в Киеве в 1037 г. была не только «свершена», но и «освящена», что на практике означало полное окончание строительных и иных работ в храме.

Таким образом, начиная с XV в. составители подавляющего большинства древнерусских летописей редактируют предшествующие летописные тексты, исправляют их и дополняют новыми фактами, придают С информации о создании собора св. Софии в Киеве логичный и завершенный характер. Они не сомневаются, что в том, что от начала закладки каменного Софийского собора в Киеве в 1017 г. до окончания всех работ в храме в 1037 г. прошло 20 лет. Можно сказать, что это была господствующая версия русской средневековой историографии истории создания митрополичьего кафедрального храма Руси. Возможно, она объясняется тем, что многие из летописцев были современниками первоначального собора св. Софии в Киеве и имели возможность лучше познакомиться с его историей.

Очень долгое время ученые находились под влиянием исторических стереотипов, воспринимаемых как абсолютные истины. Один из таких стереотипов - почти ровесник самого храма и убеждает всех вот уже почти тысячу лет, что его строил Ярослав Мудрый, сын великого князя Владимира Крестителя, внук княгини Ольги. Но это утверждение пришло к нам из летописей, написанных во время княжения Ярослава, выписанных рукой придворного летописца. Как говорят историки, «рукой летописца водили политические пристрастия и интересы». А тем временем, летописные изводы времен строительства киевского Свято-Софийского собора соотносят построение храма с периодом христианизации Руси, т.е. с эпохой князя Владимира. Так, митрополит Илларион в своем «Слове о Законе и Благодати», подчеркивает что Ярослав закончил благое дело, начатое отцом своим, как Соломон - Давыдове дело создания Иерусалимского храма.

Второй современник появления Софии Киевской - немецкий хронист Титмар Мерзебургский - упоминает о храме в 1017-1018 гг., как о действующей резиденции Киевского митрополита. О князе Владимире как о создателе Свято-Софийского храма упоминают и путешественники, и хронисты поздних эпох: так, в конце XVI ст., во время посещения Киева, Мартин Груневич и Эрих Ляссота были киевлянами информированы о «строителе великом князе Владимире». А Ляссота даже посетил собор и описал «столицу Владимирову» - аккуратное небольшое помещение в одной из башен...

Знал о начале строительства собора князем Владимиром и митрополит Петро Могила. Он владел документами Софийского архива, сгоревшего позже - в конце XVII века. Митрополит видел собор до перестроек и реконструкций. Именно Петро Могила создал в храме мемориал Святого Владимира: построил часовню-усыпальницу, оборудовал в соборе предел Св. Владимира, ввел образ князя в княжий портрет. А в 1634 г. по его указанию на арках центрального купола сделана надпись, что Свято-Софийский собор «нача здатися в лето ЮН», т.е. - за четыре года до смерти Владимира Крестителя.

Но самыми важными доказательствами являются настенные росписи и фрески храма: они прославляют крестителей Киевской Руси, «заказчиков» собора - князя Владимира и княгиню Анну! Они фигурируют на княжем портрете в центре собора; а вдоль лестниц, ведущих на башни, развернут триумфальный фресковый цикл, рассказывающий о заключении династического брачного союза между Владимиром - князем киеворусским и византийской принцессой Анной... И, таким образом, абсолютно логично на основе вышесказанного сделать вывод: именно князь Владимир был человеком, начавшим строительство величайшего архитектурного памятника христианству на Киевской Руси - Свято-Софийского собора.

Собор Святой Софии (Софийский собор ) - храм, построенный в первой половине XI века в центре Киева, согласно летописи, князем Ярославом Мудрым.

На рубеже XVII-XVIII веков был внешне перестроен в стиле украинского барокко. Внутри собора сохранился самый полный в мире ансамбль подлинных мозаик (260 м.кв.) и фресок (3000 м.кв.) первой половины XI века и значительные фрагменты стенописи XVII-XVIII веков.

Был действующим храмом до 1929 г., в 1934 г. стал музеем – Софийским заповедником. Ныне является сердцевиной Национального заповедника «София Киевская», одного из крупнейших музейных центров Украины, который включает также Золотые ворота ХІ в., Кирилловскую церковь ХІІ в. и Андреевскую церковь ХVIII в. В Киеве и Судакскую крепость с памятниками VI-XV вв. в Крыму.

В 1990 г. Софийский собор, как и Киево-Печерская лавра, стал первым, внесённым в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, памятником архитектуры на территории Украины. Поскольку здание собора - часть Национального заповедника «София Киевская» и внесено в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, его запрещено передавать какой-либо религиозной организации и совершать в нём богослужения.

Исключение составляет день 24 августа - День независимости Украины, когда представители религиозных организаций совершают молитву об Украине (была введена с 2005 года); 22 ноября 2006 года Священный Синод Украинской православной церкви (Московский патриархат) заявил о невозможности для себя участвовать в такого рода мероприятиях. К ансамблю Софийского собора относятся включенные вместе с ним в список ЮНЕСКО монастырские сооружения XVIII в. – колокольня, южная въездная башня, трапезная, хлебня, бурса, Дом митрополита и ворота Заборовского.

История

Разные летописи (все они созданы позже времени строительства собора) называют датой закладки собора 1017 или 1037 год. Так, в «Повести временных лет» повествуется о закладке в 1037 году сразу нескольких крупных построек - укреплений с Золотыми воротами, Софийского собора, надвратной Благовещенской церкви, монастырей Святого Георгия и Святой Ирины.

По убеждению академика Дмитрия Сергеевича Лихачёва, эта «хрестоматийная» запись – вовсе не фиксация факта, а «Похвала» Ярославу, подытоживающая его строительную деятельность за все годы правления и составленная после 1051 г. Более раннее известие, сохранившееся в Новгородской первой летописи, возникшей, по мнению исследователя летописания академика Алексея Александровича Шахматова, в 1017 г., указывает этот год как дату закладки Софии Киевской.

В то же время, Киевский митрополит Иларион – современник появления Софии – свидетельствует, что в деле её создания Ярослав завершил начинание Владимира Святославича, а немецкий хронист Титмар Мерзебургский (ум. 1018) упоминает под 1017/18 гг. уже действующий Софийский монастырь в Киеве как резиденцию Киевского митрополита.

Такое разноречие источников породило 200-летнюю дискуссию о времени постройки Софии Киевской: одни исследователи принимают дату 1017 год за время основания собора, другие, считающие начало правления Ярослава неблагоприятным для его строительства, – 1037 год.

По версии историков Н.Н. Никитенко и В.В. Корниенко, выдвинутой на основании комплексного изучения письменных источников, архитектуры, монументальной живописи и древнейших надписей-граффити собора, он был возведен в 1011 – 1018 гг., на рубеже правлений Владимира и Ярослава: первый начал, а второй завершил создание Софии.Эта новая датировка, обострившая дискуссию получила значительный общественный резонанс и стала основанием для празднования 1000-летия Софии.

В сентябре 2011 г. по решению 35-й сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО (октябрь 2009) и по Указу Президента Украины от 11 июня 2010 г. на международном и общегосударственном уровнях отмечено 1000-летие основания Софийского собора.

В 1240 году Софийский собор был разграблен воинами Батыя. Несмотря на господство ордынцев, оставался митрополичьей резиденцией, духовным центром всей Руси. При митрополите Кирилле II (1242 – 1280) собор отремонтирован и упорядочен. В 1385-1390 гг. митрополит Киприан вновь восстановил его, после чего он более трех с половиной веков находился в запустении, хотя и продолжал действовать.

В 1596 году собор переходит к Украинской грекокатолической (Униатской) церкви, в 1633 году годы отобран у неё киевским митрополитом Петром (Могилой), который отреставрировал собор и основал при нём мужской монастырь. На рубеже XVII-XVIII веков при гетмане Иване Мазепе (1687-1709) и митрополите Варлааме (Ясинском) (1690-1707) был полностью восстановлен и перестроен извне в стиле украинского барокко. Работы по обновлению храма продолжались до 1740-х гг., когда при митрополите Рафаиле (Заборовском) он окончательно приобрёл нынешний облик.

Колокольня Софийского собора была построена в 1699-1706 гг. по заказу гетмана Ивана Мазепы и его сподвижника Варлаама (Ясинского). До сегодняшнего дня сохранился колокол, отлитый в 1705, который находится на втором этаже колокольни и носит название «Мазепа».

В 1934 году году был объявлен Государственным архитектурно-историческим заповедником «Софийский музей», в который сначала помимо Софийского собора вошла колокольня, позже – остальные памятники архитектуры XVIII века, сформировавшие архитектурный ансамбль Софийского монастыря: южная въездная башня (начало XVIII века), построенные в 1722 – 1730 гг. трапезная, хлебня (пекарня, позже - консистория) и Дом митрополита, наконец, ворота Заборовского (1731 – 1745), братский корпус (кельи) (середина XVIII века.) и бурса (1763 – 1767).

В соборе проведены крупные реставрационные работы, открывшие грандиозный целостный ансамбль мозаик и фресок второго десятилетия XI века. В 1987 г. международное жюри Гамбургского фонда имени Альфреда Тёпфера присудило собору Европейскую Золотую медаль за сохранение исторических памятников. Включён в список Всемирного наследия в 1990 году.

Архитектурные особенности

Первоначально Софийский собор представлял собой пятинефный крестово-купольный храм с 13 главами. Собор имел пирамидальную композицию. Цилиндрические своды, перекрывавшие его центральный и поперечный нефы, ступенчато поднимались к центральному куполу. Большой центральный купол на высоком барабане с 12 оконными проемами был окружён четырьмя меньшими, более низкими, ниже которых располагались остальные восемь куполов.

Купола имели окна и были покрыты листами свинца. С трёх сторон он был окружён двухъярусной галереей, а снаружи - ещё более широкой одноярусной. Над внешней одноярусной галереей проходил открытый балкон-«гульбище». По углам с западной стороны возвышались две лестничные башни, ведущие на хоры – «полати». Длина и ширина собора без галерей 29 м, с галереями – 42 и 55 м.

Архитектура интерьера сохранилась с древности почти без изменений. Прямоугольное в плане здание делится крестчатыми столбами на пять продольных коридоров-нефов, которые пересекаются поперечными коридорами – трансептами. Пересечение центрального нефа и трансепта, которые вдвое шире боковых нефов, образует в интерьере собора пространственный крест, над центром которого возвышается купол.

Высота от уровня древнего пола до зенита главного купола 29 м, диаметр купола – 7,7 м. Центр храма с северной, западной и южной стороны окружают обширные П-образные княжеские хоры. На хоры поднимались по двум винтовым лестницам, расположенным в лестничных башнях, встроенных в западную галерею храма.

Собор сложен в византийской технике смешанной кладки (opus mixtum) из чередующихся рядов камня и плинфы (широких, тонких кирпичей), уложенных на розовом известково-цемяночном растворе. Фасады храма не штукатурились, кладка оставалась открытой. Для того, чтобы можно было представить исходный облик собора, на фасадах реставраторами оставлены зондажи – участки раскрытой древней кладки.

Собор строился константинопольскими зодчими, хотя ему нет прямых аналогов в византийской архитектуре того времени. Храмы, строившиеся тогда в империи, были меньшими, имели лишь 3 нефа и одну главу. Предполагается, что местной властью перед византийцами была поставлена задача создания великолепного собора для торжественных церемоний, главного, наибольшего храма Руси(Великой Руси), которую они решили путём увеличения числа нефов и добавления световых (прорезанных окнами) барабанов глав для их освещения. Роскошные залитые светом хоры дворцового типа, где во время служб находился князь и его окружение, – тоже результат заказа киевского правителя.

В то же время первоначальное архитектурное решение собора имело свою символику. Центральный высокий купол храма всегда в византийской архитектуре напоминал о Христе - Главе Церкви. Двенадцать меньших куполов собора ассоциировались с апостолами, а четыре из них - с евангелистами, через которых христианство проповедовалось во все концы земли.

В результате реставраций и перестроек XVII-XVIII веков собор существенно изменил свой облик. Наружные галереи были надстроены, появились новые приделы, увенчанные дополнительными куполами (всего сейчас их 19). Собор был оштукатурен и побелен, укреплен по периметру опорными столбами-контрфорсами. Древняя полусферическая форма глав была заменена на характерную для (Южнорусского стиля)украинского барокко высокую грушевидную форму. Первоначальная структура собора наилучшим образом видна теперь со стороны алтаря, где раскрыты также фрагменты первоначальной отделки фасадов.

В интерьере Софийского собора господствует хорошо освещённое центральное подкупольное пространство, имеющее форму креста. Восточная его ветвь заканчивается главной апсидой, северная и южная – двухъярусными трехпролётными аркадами. Третьей такой же аркадой заканчивалась и западная ветвь подкупольного креста. Западная аркада не сохранилась, так как была разобрана в конце XVII в. при ремонте собора. Столпы собора имеют в сечении крестообразную форму.

Боковые нефы собора и всю его западную часть занимают обширные хоры, соединяющиеся со вторым этажом галереей. Многочисленные купола собора на прорезанных окнами барабанах дают хорам хорошее освещение. Хоры собора предназначались для князя, его свиты и знати. Здесь князь слушал богослужение и, вероятно, здесь же проводились придворные церемонии. На хоры поднимались по двум винтовым лестницам, расположенным в лестничных башнях, встроенных в западную галерею храма.

Интерьер

Интерьер собора сохранил крупнейший в мире ансамбль подлинных мозаик и фресок первой половины XI века, выполненных византийскими мастерами. Палитра мозаик насчитывает 177 оттенков. В древности мозаикой были выделены центральные купол и алтарь, где шло богослужение, все остальные участки храма украшала фреска. В зените купола располагается мозаика с изображением Христа Вседержителя (Пантократора), вокруг Него представлены четыре архангела.

Из них в мозаике сохранился лишь один - в голубых одеждах, остальные дописаны в XIX веке М. А. Врубелем масляными красками. В барабане между окнами изображены фигуры двенадцати апостолов (с XI века сохранилась только верхняя часть фигуры апостола Павла), ниже, на парусах купола, изображены пишущие евангелисты.

Среди них с древних времён сохранилась лишь фигура евангелиста Марка. На подпружных арках располагаются медальоны с поясными фигурами 40 севастийских мучеников: уцелело 10 мозаичных медальонов на южной арке и 5 – на северной. Самая известная мозаика собора - Богородица «Нерушимая Стена» - находится в конхе (сводчатой части) центральной алтарной апсиды. Под ней изображена Евхаристия - причащение апостолов Христом, а ещё ниже святители - древние святые епископы, Отцы Церкви.

На столбах триумфальной (алтарной) арки сохранилось изображение Благовещения (на северном столбе – фигура архангела Гавриила, на южном - Богоматери). Мозаика, как и другие мозаичные и фресковые сюжеты собора, датируется временем его создания и является старейшим в русском искусстве изображением данной сцены.

Остальная часть интерьера была расписана фресками. На сводах были не сохранившиеся до наших дней двунадесятые праздники (христологический цикл), соответствующие важнейшим моментам евангельской истории. На боковых стенах центрального пространства (на боковых тройных аркадах и западных стенах трансепта) сохранились сцены Страстей Христовых и Его Воскресения, цикл заканчивался сценами послания апостолов на проповедь и сошествием на них Святого Духа. Фресками расписаны и боковые апсиды, где представлены циклы детства Богоматери (Протоевангелие Иакова), деяния апостола Петра, житие святого Георгия, деяния архангела Михаила, соответственно с освящениями алтарей этих приделов.

На стенах и многочисленных столбах собора представлены образы святых, составляющих огромный христианский пантеон (свыше 500 персонажей). Своды и малые купола украшены изображениями сил небесных, в медальонах представлены поясные фигуры ангелов. На трех стенах центрального нефа, т.е. в западной части подкупольного креста, находился огромный княжеский групповой портрет, изображавший парадный выход в храм семьи киевского князя.

От этой наибольшей фресковой композиции храма частично сохранились лишь боковые части – 4 фигуры на южной стене и 2 на северной, представляющие княжичей и княжон. Центральная часть фрески, где были изображены князь с моделью храма и княгиня, утрачена, поскольку она находилась на западной тройной аркаде, разобранной в конце XVII в. Композиция гипотетически реконструируется с помощью рисунка голландского художника Абрагама ван Вестерфельда (1651 год).

Персонажей этой фрески определяют по-разному, но портрет традиционно определяют как изображение семьи Ярослава, хотя никаких данных для этого не сохранилось. В современной науке существует точка зрения (профессора Надежды Никитенко), что на фреске представлена семья Владимира как крестителя Руси и основателя Софийского собора.

Наиболее необычны изображения в лестничных башнях. Здесь представлены сцены византийской придворной жизни, состязания на константинопольском ипподроме, музыканты, охота. С. А. Высоцкий определяет эти фрески как изображение приема княгини Ольги императором Константином Багрянородным. Н.Н. Никитенко – как триумфальный цикл, иллюстрирующий заключение на рубеже 987-988 гг. династического брака заказчиков фресок – княжеской четы Владимира и Анны. Этот брак положил начало крещению Руси, храмом-мемориалом которого является София Киевская.

Также на стенах храма сохранилось множество граффити, в том числе XI-XII веков. Граффити Софии Киевской представляют собой ценнейшие памятники письменности и уникальный исторический источник. На сегодняшний день в Софии обнаружено свыше 7000 граффити, начиная со второго десятилетия XI – до начала XVIII вв., среди них – 11 древнейших, которые содержат даты с 1018 по 1036 год.

Некрополь

Собор, а также его территория были местом погребения в течение XI – XX вв. В древнейшее время здесь похоронили нескольких князей, позже – ряд митрополитов. В XI-XII веках. здесь были устроены две княжеские усыпальницы – Ярослава Мудрого, а также родовая усыпальница его сына Всеволода. Всего в соборе осуществлено 5 княжеских захоронений: Ярослава Мудрого (1054), Всеволода (1093) и Всеволодовичей – Ростислава Всеволодовича (1093), Владимира Всеволодовича Мономаха (1125), Вячеслава Владимировича (1154).

Мраморный саркофаг Ярослава Мудрого сохранился; 10 сентября 2009 года состоялось научное вскрытие саркофага: последующая экспертиза показала отсутствие в нем останков Ярослава (до того саркофаг Ярослава Мудрого ученые вскрывали трижды: в 1936, 1939 и 1964 годах). С именем Владимира Мономаха предположительно связывают вторую мраморную гробницу, сохранившуюся в соборе с древности – она дошла до нас пустой, без крышки. Остальные княжеские гробницы были утрачены.

В 1240 году в соборе был похоронен митрополит Кирилл II, в захоронении которого археологи нашли древнейшие уцелевшие фрагменты вышитых золотом тканей (сохраняются в фондах Софийского заповедника). В 1497 г. в Софии были положены мощи убитого татарами Священномученика Макария Киевского. Позже в Софии похоронили много сделавших для неё иерархов: в 1690 г. митрополита Гедеона (Четвертинского), а в большом подземном склепе – шесть митрополитов: Рафаила (Заборовского) (1747), Арсения (Могилянского) (1770), Гавриила (Кременецкого) (1783), Самуила (Миславского) (1796 г.), Иерофея (Малицкого) (1799) и Серапиона (Александровского) (1824).

В XIX веке здесь упокоились первый соборный протоиерей и знаменитый церковный оратор Иоанн Леванда (1814), а также митрополиты Евгений (Болховитинов) (1837) – зачинатель науки о Софии и Платон (Городецкий) (1891) – деятельный миссионер и церковный ученый. Есть сведения о наличии возле собора подземных помещений. Несколько раз, начиная с 1916 года, предпринимались лишь отдельные попытки их исследования, но оно так и не было завершено. Согласно одной из версий, в этих подземельях могла храниться легендарная «Библиотека Ярослава Мудрого».

Софийский собор в монетах

  • В 1988 году Софийский собор изображен на монете СССР номиналом пять рублей.
  • В 1997 году Национальный банк Украины выпустил золотые (999,9 пробы) памятные монеты "Оранта" весом 3,11 гр., 7,78 гр., 15,55 гр., 31 гр. и номиналом соответственно 50 гривен, 125 гривен, 250 гривен и 500 гривен. На аверсе всех четырех номиналов монет изображен Софийский собор.
  • В 2011 году Национальный банк Украины выпустил серебряную монеты «1000-летие основания Софийского собора» массой 500 грамм и номиналом 50 гривен.


Софийский собор в Киеве, собор св. Софии (заложен в 1037), выдающийся памятник древнерусской архитектуры, главное культовое и общественное здание Киевской Руси; главный храм киевских митрополитов. С. с., выстроенный преимущественно из плинфы, большой (37 Х 55 м) пятинефный с 5 апсидами 13-главый крестово-купольный храм, со ступенчатым построением основных сводов. Окружен с 3 сторон двухъярусными галереями. В галереи с З. встроены 2 башни, лестницы которых ведут на просторные хоры. Свой нынешний облик в формах украинского барокко собор приобрёл после перестройки в конце 17 в. - 1707. В интерьере сохранились мозаика и фрески 11 в. В советское время С. с. реставрирован. В 1934 создан архитектурно-исторический музей-заповедник «Софийский музей», включающий, кроме самого С. с., окружающий его ансамбль построек 17-18 вв. См. также Киевская Русь.

Собор Святой Софии (Софийский собор) был построен в XI веке в центре Киева по приказу Ярослава Мудрого. На рубеже XVII-XVIII веков был внешне перестроен в стиле украинского барокко. Внутри Собора сохранилось множество древних фресок и мозаик, в том числе знаменитая Оранта.

Софийский собор представляет собой пятинефный пятиапсидный крестово-купольный храм с 13 главами. С трёх сторон он окружён двухъярусными галереями. Сложен из плинфы - широких, тонких кирпичей. Длина собора без галерей 29,5 м, ширина - 29,3; с галереями: 41,7 и 54,6. Высота до вершины главного купола 28,6 м, величина подкупольного квадрата 7,6 м.

Строился константинопольскими строителями при участии киевских мастеров. Между тем, невозможно найти прямых аналогов Софийского собора в византийской архитектуре того времени. Храмы, строившиеся тогда в империи, были обычно меньше, имели лишь 3 нефа и одну главу. Предполагается, что перед византийцами была поставлена задача создания большого храма для торжественных церемоний, главного храма Руси, которую они решили путём увеличения числа нефов и Интерьер собора сохранил большое количество фресок и мозаик XI века. В центральном куполе располагается мозаика с изображением Христа, по сторонам от него - архангелы. Из них лишь один древний мозаичный, остальные не сохранились и дописаны в XIX веке М. А. Врубелем масляными красками. На барабане изображены фигуры апостолов, ниже, на парусах купола, находятся евангелисты. Среди них с древних времён сохранились лишь апостол Павел и евангелист Марк.

Самая известная мозаика собора - Богоматерь Оранта, находящаяся в конхе (сводчатой части) алтарной апсиды.

Галереи собора украшены фресками, на верхних изображены дочери (южная стена) и сыновья (северная) Ярослава Мудрого. На западной стене, разобранной в конце XVII века, находились изображения самого Ярослава с макетом собра в руке и его супруги Ирины. Стены и своды лестничных башен несут на себе фрески светского характера, изображающие сцены жизни византийских императоров.

Также на стенах храма сохранилось множество граффити, в том числе XI-XII веков.

В соборе, а также на его территории расположено около 100 захоронений. В их числе могилы Ярослава Мудрого и Владимира Мономаха.

В 1240 Софийский собор был разграблен воинами Батыя, после чего более пяти веков находился в запустении, хотя и продолжал действовать. В 1596 собор переходит к Украинской греко-католической (Униатской) церкви, 1630-е годы отобран у неё киевским митрополитом Пётром Могилой, который отреставрировал собор и основал при нём мужской монастырь. Работы по обновлению храма продолжались до 1740 года, когда он окончательно приобрёл нынешний облик.

В 1934 архитектурный комплекс, куда помимо Софийского собора входит колокольня, дом митрополита, бурса, трапезная, южная въездная башня, западные ворота, братский корпус, кельи и консистория, был объявлен Государственным архитектурно-историческим заповедником «Софийский музей». Включён в список Всемирного наследия в 1990 году.

Loading...Loading...