Создатель индуизма. Основные положения индуизма

Название : Индуизм (Санатана Дхарма)
Количество последователей: 1 млрд.
Страна возникновения: Индия
Время возникновения: VII вв. до н. э.
Основные священные тексты: Веды

Индуизм - совокупность религиозных традиций и философских школ, возникших на Индийском субконтиненте и имеющих общие черты.
Историческое название индуизма на санскрите - сана́тана-дха́рма, что в переводе означает «вечная религия», «вечный путь» или «вечный закон».

Индуизм уходит своими корнями в ведийскую, хараппскую и дравидийскую цивилизации, из-за чего его называют древнейшей в мире религией. У индуизма не было своего основателя, в нём отсутствуют единая система верований и общая доктрина. Индуизм представляет собой семейство разнообразных религиозных традиций, философских систем и верований, основанных на монотеизме, политеизме, панентеизме, пантеизме, монизме и даже атеизме. Типичными для индуизма можно признать такие религиозные положения, как дхарма (божественный закон), карма, сансара (колесо перерождений), майя (иллюзия внешнего мира), мокша (освобождение от иллюзии и перерождений) и йога (слияние с божественным).

В индуизме существует большое количество священных писаний, которые делятся на две основные категории: шрути и смрити. Важными индуистскими текстами являются Веды, Упанишады, Пураны, «Рамаяна», «Махабхарата», «Бхагавад-гита» и Агамы.

Индуизм - это третья по числу последователей религия в мире после христианства и ислама. Индуизм исповедуют более 1 млрд человек, из которых около 950 млн живут в Индии и Непале.

Во второй половине XX века индуизм распространился за пределы Индии, перешагнул национальные границы и приобрёл много последователей по всему миру. Широко распространились и стали привычными такие идеи, как карма, йога и вегетарианство. По современным исследованиям, основу индуизма составили религиозные верования древних ариев, которые принесли их с севера на юг, чем объясняются множественные параллели в священных писаниях древних славян, зороастризма и индуизма.

Этимология слова индуизм

Термин «индуизм» возник на основе слова «хинду» - персидского варианта санскритского имени реки Синдху (Инда). Так в персидском языке называли людей, проживавших за рекой Инд. В арабском языке термин «аль-хинд» до сих пор обозначает жителей современной Индии. В конце XVIII века англичане называли «индусами» жителей северо-западной Индии. Позже слово «индус» стало прилагаться к любому жителю Индии, который не был мусульманином, джайном, или . Под ним стали понимать широкий спектр религиозных взглядов и практик. Сам термин «индуизм» появился около 1830 года в результате добавления к слову «Hindu» суффикса «изм» с целью обозначения культуры и религии варны брахманов. Впоследствии это понятие было принято индийцами в ходе их борьбы за независимость.

Хотя термин «индус» в современном его значении возник в XIX веке, он также встречается в санскритских и бенгальских текстах XVI - XVIII веков (например, в кришнаитском тексте «Чайтанья-чаритамрита»). В текстах традиции бенгальского термин «индус» применяется вместе с термином дхарма. Понятие «дхарма индусов» использовалось для обозначения обрядовой практики «индусов» и с целью её противопоставления религии «иноземцев».

Другие направления:

Тантра - метод просветления и освобождения Название: Тантра («хитросплетение», «ткань», «сокровенный текст», «магия») Время возникновения: до нашей...

главная религия Индии , которая имеет очень богатую историю и традиции. Считается, что индуизму более 4 000 лет. Часто его называют не просто отдельно взятой религией, а совокупностью различных индийский верований и традиций. Так как все традиции и философские учения, которые сплотились под общим названием «индуизм», возникли именно в Индии, все они очень схожи и являются родственными, имеющими одну общую прародительскую основу. Основа эта относится к древнейшим представлениям людей о мироздании и, возможно, является одной из самых первых верований на земле.

На санскрите индуизм звучит, как Санатана-Дхарма. В буквальном переводе означает как «Вечная религия», «вечный путь», «вечный закон». Как понятно из названия, индийцы чествуют свою религию как единственно верную, вечную, самую крепкую и нерушимую. Сам же термин «индуизм» возник от санскритского слова «хинду» — так на персидском языке называли людей, живущих за рекой Инд. К индуизму причисляются и такие религиозные течения, как буддизм, сикхизм, джайнизм.

Вероятнее всего, у индуизма, в отличие от многих других религий, которые мы можем наблюдать сегодня, не было основателя . По аналогии со славянскими языческими верованиями и язычеством многих других народов, индуизм является древним языческим верованием, который зародился в народной мудрости по естественным причинам. Здесь нет родоначальников и ярких пророков, с которых начинается отсчёт времени религии. Однако здесь есть свои Боги, свои святые, священные книги, писания и учения. Также в индуизме, в отличие от многих других религий, нет организованной центральной власти, которая бы управляла всеми общинами и организациями.

Индуизм исповедуют более 1 миллиарда человек в мире , что делает эту религию третьей по количеству последователей сразу после христианства и ислама. Большая часть индуистов проживает в Индии, Индонезии, Шри-Ланке, многих восточных странах, а также Великобритании, США, некоторых европейских странах. Совсем малая доля последователей, но всё же имеющая место быть, принадлежит и России. Индуизм, как религия, вера, философия, миропонимание стал международным только во второй половине XX века. До этого об индуизме за пределами Индии и некоторых близлежащих стран, мало кто имел представление. После того, как индуизм стал общедоступным, мир просто поглотили идеи, понятия и восприятия мира, характерные для Индии. Такие вещи, как карма, йога, вегетарианство и другие аспекты стали очень популярными и сейчас понимаются нами как само собой разумеющиеся, как всегда присутствовавшие в нашей жизни, однако до середины XX века людям за пределами Индии они были просто неизвестны.

Как уже говорилось выше, индуизм является семейством учений и традиций. Несмотря на это, он удивительным образом сохраняет целостность, общие черты и формы. Для лучшего понимания этого явления, носители религии предлагают для аллегории баньяновое дерево , которое постоянно пускает новые корни и ветви. Каждая ветвь, каждый корешок имеет свои отличительные черты, однако в основе их всё же стоит баньяновое дерево и по своей структуре, своей природе все они являются родственными. Также это явление можно сравнить и со славянским язычеством. В древности язычество также было очень разнообразным, и язычество одного племени могло отличаться от язычества другого племени, однако в основе было традиционное верование предков и все ответвления в стороны имели лишь поверхностный характер, одинаково содержащие в своей основе общие черты, единую ось, общее древо.

Индологи разделяют историю индуизма на три важные эпохи: ведизм, брахманизм и индуизм. Ведизм появился, по некоторым предположениям исследователей 5500 г. до н.э. и закончился 2600 г. до н.э. Ведизм — это эпоха становления индуизма, период написания главных Вед. Древнейшей ведой считается Ригведа. Кроме того, древнейшими писаниями считаются Махабхарата и . Также считается, что данные веды существовали задолго до их написания и многие века передавались от поколения к поколению в устной форме.

Исследователи индуизма рассматривают шесть видов этой религии: древнейшая форма (языческая, многобожество), ведийский (основанный на Ведах), ведантический (основанный на Упанишадах), йога, дхармический (следование определённым моральным устоям и индуистским представлениям, самый широко распространённый вид среди обычного населения Индии) и Бхакти (преданное служение Богу, чаще всего встречается как вайшнавизм). Также Индуизм делят на четыре главных направления: Вайшнавизм, Шиваизм, Шактизм и Смартизм.

Четыре направления индуизма различаются тем, какому Богу или Богам служат последователи того или иного течения.

Вайшнавизм — поклонение Вишну и его аватарам (воплощениям Бога на земле) — Кришне и Раме. Вайшнавизм, как самая древняя форма из всех, получила и самое большое распространение. У индуизма вайшнавизма больше последователей, чем у других направлений. Также считается, что представление об индуизме в странах запада и странах, где индуизм не так сильно распространён, больше всего исходит из вайшнавизма. Многие последователи вайшнавизма или вишнуизма равное Вишне отдают предпочтение и Лакшми — женской ипостаси высшего Бога.

Шиваизм — поклонение Шиве. Наравне в вайшнавизмом, здесь есть и поклонение женской форме высшего Бога — Парвати. Согласно исследованиям, истории шиваизма насчитывается более 3500 лет.

Шактизм — поклонение Шакти или Деви (изначальная Богиня-Матерь).

Смартизм — название происходит от «смрити» священных индуистских писаний. Поклонение многим Богам. Основной школой смартизма является адвайта-веданта.

Кроме этих направлений, считающихся главными, существуют и менее популярные формы индуизма: Ганапатья (поклонение Ганеше), Саура (поклонение Сурье — Богу Солнца), «Арья-самадж» Даянанды Сарасвати, Адвайта, Кришнаизм, Бхакти, Сикхизм и другие.

Несмотря на некоторые различия форм, видов и направлений индуизма, как уже говорилось выше, в их структуре всегда прослеживается чёткая основа. Чаще всего эта основа держится на определённых понятиях , которые в наше время известны очень многим. Среди таких основополагающих понятий: Дхарма (морально-нравственный долг, жизненные обязательства), Сансара (круговорот перевоплощений душ), Карма (зависимость качества жизни, качества новых перевоплощений от совершаемых или совершённых в прошлых жизнях поступках), Мокша (освобождение от Сансары), Йога и другие.

Индуизм — это вера, которая очень разнообразна и многопланова. Здесь есть и многобожие, и единобожие, причём, это сочетание часто идёт рука об руку в понятиях индуиста. Это объясняется особым миропониманием индийцев и можно объяснить тем, что индуисты верят в одного Бога, который проявляет себя в различных ипостасях, в различных Богах, аватарах, проявлениях и даже вещах. При этом каждый индуист вправе выбрать то проявление Бога, которое ему наиболее близко и понятно. Сделав выбор, он не должен конфликтовать или относится предосудительно к другим формам индуизма, так как в других направлениях люди верят в того же Бога, что и он сам, только в другом своём проявлении. Этим и объясняется, почему на протяжении многих и многих столетий в индуизме сохраняются различные формы поклонения разным Божествам и при этом они мирно соседствуют и практически никогда не враждуют.

Кроме главных Богов, значительную роль в религиях индуизма занимают Боги «рангом» ниже главных — полубоги, существа, демоны, духи и так далее. Статуи Божеств в индуизме называются Мрути. Наподобие языческих идолов, мрути являются способом или посредником общения между Богами и людьми. Это проявления Бога на земле, хотя некоторые индуисты и даже целые течения отвергают мрути, считая, что Бога невозможно представить в зрительном человекообразном или звероподобном образе. Кроме статуй мрути, индуисты используют «иконы» — изображения Божеств и многочисленные символы.

Что касается священных для индуизма писаний, то в Индии их очень большое количество. Тексты разделяются на Веды, Упанишады, Пураны и Агамы . Самыми главными для Индии текстами, всё равно как для христиан библия, являются такие философско-литературные произведения, как Рамаяна, Махабхарата, Бхагават-Гита и некоторые другие. Каждой из этих книг несколько тысячелетий. До сих пор не утихают споры касательно того, что там описано и того, кто их написал. Самими индусами — носителями древней веры, Веды и другие древние тексты называются настоящими откровениями.

Главным достижением любой души, по мнению индуистов, является полное самоосознание и освобождение от Сансары и бесконечного перевоплощения. При этом, в индуизме есть и понятия ада и рая, хоть выглядят они не так, как в некоторых других религиях. Часто такие места описываются как райские или адские планеты, либо тонкие сферы бытия, где душа либо поощряется, либо наказывается. Достижение самоосознания достигается различными путями, свойственными для индуизма, но всё же главными являются — служение Богу, традиционные ритуалы, аскетическое существование, медитация, йога.

Индуисты регулярно, а порой даже несколько раз в день, совершают ритуалы обращения к Богам в целях собственного совершенствования и почитания высших существ и предков: Пуджа (жертва в виде зажженного светильника, благовоний или еды на восходе солнца), чтение священных писаний, Киртан и Бхаджан (молитвы, мантры, песни), медитации и многое другое. Кроме того, в индуизме множество характерных праздников, посвящённых божествам и которые становятся популярны во всём мире, как широкомасштабные фестивали: праздник Холи, Кумбха-мела, Маха-Шиваратри, Наваратри, Дивали, Кришна-джанмаштами, Рама-навами. Характерны для индуистов и паломничества к святым местам: Киртан, Пури, Тирупати, Катра, Рамешварам, Дварака, Бадринатх и другие.

Одним из самых известных, а для некоторых даже шокирующих, обрядов, считается кремация умерших. Кремация или сожжения тела, производится вовсе не в крематории (хотя в современной Индии это тоже присутствует), а прямо на открытом воздухе и у всех на виду. Для этого тело умершего оборачивают в саван и сжигают на большом костре. Такой способ прощания с телом умершего существовал практически во всех традициях древних народов, включая, конечно, и нашу — языческую традицию. В индуизме, как в славянском язычестве и других верованиях прошлого, очень сильно развит культ предков.

Стоит рассказать и про понятия ашрамов в индуизме. В Индии жизнь человека делится на четыре ашрама. Первый ашрам — Брахмачарья, то есть период обучения. Второй, Грисатха — семейная и рабочая жизнь. Ванапрастха — уход от бытовых и мирских дел, время, когда человек начинает посвящать себя духовным поискам, паломничеству по святым местам, ритуалам и так далее. Санньяса — полное посвящение себя духовным практикам, отречение от материального мира.

Характерным для индуизма является разделение на сословия . Так все люди, по мнению индуистов, делятся на четыре «варны»: Брахманы (священники, учителя), Кшатрии (воины, правители, высокопоставленные люди), Вайшьи (торговцы, земледельцы, купцы) и Шудры (слуги, рабочие, люди низшего сословия). Принадлежность человека от рождения к тому или иному сословию считается наследием кармы, то есть заслугами в прошлых жизнях.

В современном мире индуистские формы верований принимают не только коренные жители Индии, но и люди из других стран. Индусы вовсе не против этого и охотно принимают в свои ряды иностранных граждан, которые желают приобщиться к древней вере в Индийских Богов, следовать учениям Вед, и идти по пути самосовершенствования.

одна из крупнейших по числу последователей мировых религий. Сложилась в результате эволюции идей ведизма и брахманизма в середине I тысячелетия н. э. С VIII в., когда в Индии распространился ислам, «хинду», т. е. индусами стали называть тех, кто его не принял. И. сохранил много элементов первобытных верований: поклонение священным животным, явлениям природы, культ предков и т. д. Не имеет единой церковной организации, его создание не приписывается какому-либо конкретному основателю. Допускает существование сект и различных толкований религиозных положений. Представляет сложный комплекс философских воззрений. Основа И. - учение о перевоплощении душ, происходящем в соответствии с законом кармы, связан с соблюдением кастовых бытовых правил. Существует в виде двух основных течений: вишнуизма и шиваизма.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ИНДУИЗМ

одна из мировых религий; насчитывает св. 350 млн. последователей (1950). И. локализован почти исключительно Индией (ок. 95% последователей И. - индусов - живет в Индии). Кроме Индии, И. имеет приверженцев в Пакистане (ок. 8-9 млн. ч.), а также на о. Бали (Индонезия, ок. 1 млн. ч.), на о-вах Фиджи, в ЮАР, в Брит. Гвинее, куда его занесли в разное время переселенцы из Индии. Представляет собой сложный комплекс религ. верований, взглядов, представлений и обрядов и своими корнями уходит в древнейшую культуру аборигенов (дравидов и мунда), в ведическую религию и религию брахманизма. Зарождение мн. существенных элементов И. большинство индологов относит к сер. 1-го тыс. до н. э. Их возникновение связано с внутр. трансформацией, к-рую претерпевал брахманизм под влиянием изменившейся социальной обстановки (разложение первобытнообщинного строя, развитие клас. отношений, гибель племенной демократии, усиление эксплуатации трудящихся масс), породившей массу сектантских учений, к-рые выступали против привилегированного положения жречества, обрядности, дорогостоящих жертвоприношений. В ходе трансформации брахманизм сумел не только выжить, но и приспособиться к господствовавшему в то время буддизму, а затем и ассимилировал его. Трансформация брахманизма, придавшая ему новую форму, к-рую обычно и наз. И., состояла в том, что ведущую роль в нем начала играть не внешняя, культовая сторона, как было прежде, а внутр., морально-этическая, хотя обряды продолжают сохранять и здесь чрезвычайно важное значение. Более или менее четко сложившийся к нач. 1-го тыс. н. э. И. после долгой борьбы с буддизмом и джайнизмом с утверждением феод. отношений в Индии (в правление династии Гуптов) возвышается до положения господств. религии Индии. Осн. причина возвышения И. заключалась, по всей видимости, в том, что брахманское жречество было признано более надежной опорой феодальной власти, чем буддийское духовенство, замкнутое в монашеских орденах и монастырских обителях. Окончательно сложившаяся в эту эпоху догматика и обрядовая сторона индуизма как религии в дальнейшем не претерпевает сколько-нибудь существенных изменений. В отличие от др. мировых религий, И. не имеет строго канонизированных источников. Особо священными книгами И. считаются Веди. Однако практически наибольшее значение имеют эпич. поэмы "Махабхарата" (особенно "Бхагавадгита") и "Рамаяна", "Пураны", религ.-правовые кодексы шастры (наиболее известны "Законы Ману") и сутры. Все эти произведения - своеобразный синкретизм фольклорной, мифологич., апокрифич., историч. и филос. литератур. Мн. секты И. имеют свою собств. "священную" лит-ру. И. отличается аморфностью и расплывчатостью, что обусловлено значит. ролью перво- бытнообщинных и родоплем. отношений, сохранившихся в клас. обществе Индии. В И. выделяются: простые нар. верования, представляющие его реальную практику, и теория И. Простонар. верования отличаются большим разнообразием в зависимости от местных этнич. и нац. условий. В них широко распространены колдовство, магия, фетишизм, идолопоклонство и анимизм. Нар. верованиям присущ политеизм, почитание местных идолов и божков. Наличие множества богов и необходимость какого-то их "примирения" в общем пантеоне И. привели к выработке доктрины об аватарах, согласно к-рой разные боги провозглашаются воплощением гл. богов: Брахмы, Вишну и Шивы; последние два стали гл. богами двух осн. течений или толков И. - вишнуизма и шиваизма. Свое наиболее полное теоретич. обоснование И. находит в идеалистич. философии веданта. Оправдывая лишь монотеистич. религию и третируя нар. верования как примитивные, веданта в то же время признает их в той или иной форме в качестве "истины низшего порядка" (теория "двойственной истины"). Теория И. конечной и неизменной основой бытия провозглашает высшую духовную субстанцию (Брахмана), а конкретный эмпирич. мир, в силу его изменчивости, объявляет лишь временным, неистинным, иллюзорным отражением Брахмана и утверждает, что подлинное счастье и высшая цель жизни обретаются только в "приобщении человека к богу", его "постижении" человеком. Согласно теории И., "постижение бога" осуществляется тремя путями (марга): путь действия (карма) - соблюдение религ. ритуалов, выполнение кастовых обязанностей; путь эмоциональной преданности и любви к богу (бхакти); путь глубокого размышления, знания (джняна); Большое место в "постижении бога" отводится мистич. практике йогизма. Несмотря на большой разрыв между теорией И. и нар. верованиями, а также на большие различия между религ. сектами, в И. имеются и общепризнанные догмы: вера в перерождение душ в зависимости от поступков и деяний в предыдущих рождениях, соблюдение нек-рых общих норм в быту, в семейной жизни, соблюдение кастовых различий, признание коровы свящ. животным и запрещение употребления в пищу ее мяса и др. И., будучи господств. формой идеологии, широко проник во все сферы обществ. сознания (философия, иск-во, наука и т. д.) и оказал на них большое влияние. Как и всякая религия, И. оправдывает и закрепляет существование эксплуататорского строя и системы каст. Он объявляет касты божеств. установлением. Выполнение каждым человеком своих кастовых обязанностей провозглашается в И. одной из высших добродетелей; И. учит повиновению власть имущим. И. сковывал развитие рационалистич. философии и естеств.-науч. знаний. Бируни сообщает, напр., что инд. математики и астрономы раннего средневековья Брахмагупта и Варахамихира, чтобы уберечь себя от расправы жречества, вынуждены были давать мифологич. объяснение явлениям природы, в то время как они знали их науч. истолкование. В то же время под флагом И. проходили различные сектантские и еретич. движения, по своей сущности направленные против феодализма и господства офиц. И. Наиболее значит. из них было движение бхакти. Форму религ. реформаторства, получившего назв. неоиндуизма, как правило, принимала в новое и новейшее время идеология нац.-освободит. движения. Реформаторство породило об-ва Брахмо самадж, Арья самадж и др. Его крупнейшие представители (Рамакришна, С. Вивекананда, Д. Сарасвати, Ганди и др.) стремились "очистить" И. от догм, ритуалов, примитивных "наслоений" и сделать эту "очищенную" религию основой духовной жизни страны, в соответствии с изменившимися социально-экономич. условиями. Попытки реформации И. продолжаются и в совр. И. Наряду с этим активизировали свою деятельность идеологи реакц. воинствующего индусского шовинизма, ставящие, в частности, своей целью провозглашение И. гос. религией. С достижением политической независимости, ростом демократического движения и провозглашением Индии светским государством социальная база И. ослаблена, хотя он и продолжает оказывать глубокое влияние на широкие народные массы, особенно на крестьянство. * * * Исследование И. в Европе начинается в кон. 18 - нач. 19 вв. Большую роль в изучении И. играли индологи Англии: X. X. Уилсон (H. H. Wilson, Religious sects of the Hindus, L., 1958), M. Мюллер ("Шесть систем инд. философии", пер. с англ., М., 1901), М. Моньер-Уильямс (М. Monier-Williams, Buddhism in its connexion with Brahmanism and Hinduism..., L., 1889), Ч. Эллиот (Ch. Elliot, Hinduism and Buddhism, v. 1-3, L., 1921), A. Гоф (A. Gough, The philosophy of the Upanishads..., L., 1882), А. Б. Кизс (А. В. Keith, The religion and philosophy of the Veda and Upanishads, half 1-2, Camb., 1925); Германии: П. Дейсен (P. Deussen, The philosophy of the Upanishads, Edin., 1906), M. Вебер (M. Weber, The religion of India..., Glencoe, 1960, пер. с нем.), Г. Ольденберг (H. Oldenberg, Verwissenschaftliche Wissenschaft. Die Weltanschauung der Brahmana-texte, G?tt., 1919), X. Глазенапп (H. Glasenapp, Der Hinduismus..., M?nch., 1922); Франции: Л. Рену (L. Renou, Religions of ancient India, L., 1953; L. Renou et J. Filliozat, L´Inde classique. Manuel des ?tudes indiennes, t. 1-2, P., 1947-53), A. Даниелу (A. Dani?lou, Le polyt?isme hindou, P., 1960). В рус. дореволюц. индологии преобладал интерес к буддизму, однако работы рус. буддологов В. П. Васильева ("Буддизм, его догматы, история и лит-ра", ч. 1-3, 1857-69), И. П. Минаева ("Буддизм. Исследования и мат-лы", т, 1, в. 1-2, СПБ, 1887) и др. освещали также важные стороны И. Видную роль в исследовании И. в 20 в. начинают играть инд. ученые: Р. Г. Бхандаркар (R. G. Bhandarkar, Vaisnavism, saivism and minor religious systems, Stras., 1913), С. H. Дасгупта (S. N. Dasgupta, A history of Indian philosophy, v. 1-5, Camb., 1922-25), С. Радхакришнан ("Инд. философия", т. 2, пер. с англ., М., 1957), С. Ч. Чаттерджи (S. Chatterjee, The fundamentals of hinduism, Calcutta, 1950) и др. Бурж. индологи проделали значит. работу по выявлению, публикации и переводу источников И., анализу мн. его аспектов, определению хронологич. рамок его развития и т. д. Однако они, как правило, исходят из предпосылки, что И. представляет собой весь образ жизни инд. народа, его основу. Одни (М. Мюллер, П. Дейсен, С. Ч. Чаттерджи и др.) провозглашают религ. мистицизм И. высшим достижением инд. народа и его гл. вкладом в мировую культуру; его усвоение всем миром поможет якобы спасти совр. западную цивилизацию от того кризиса, в к-ром она оказалась из-за своего "материального" "прагматич." характера. Другие же (М. Моньер-Уильямс, Г. Оль-денберг, А. Гоф) считают, что И. делает инд. народ пассивно-созерцательным, игнорирующим вследствие этого практич. запросы реальной мирской жизни, но вместе с тем они подчеркивают, что из такого состояния индусов может пробудить только усвоение "динамич. духа зап. цивилизации". Нек-рые совр. индологи (Рену, Даниелу, Ж. Филлиоза и др.) пытаются проводить исследование И. с "нейтральной" позиции "чистой фактологии", руководствуясь неопозитивистской методологией. В последнее время все большее значение приобретают работы марксистских исследователей: В. Рубена (ГДР) (W. Ruben, Geschichte der indischen Philosophie, В., 1954); в Индии Ш. А. Данге ("Индия от первобытного коммунизма до разложения рабовладельч. строя", пер. с англ., М., 1950). С марксистских позиций пытаются исследовать И. инд. ученые: Д. Д. Косамби (An introduction to the study of Indian history, Bombay, 1956), Д. П. Чаттопадхьяя ("Локаята даршана. История инд. материализма", пер. с англ., М., 1961), К. Дамодарана ("Дух Индии", Эрнакулам, 1957, на яз. малаялам) и др. В Сов. Союзе И. и его отд. аспекты получили освещение в работах М. А. Рейснера ("Идеологии Востока", М.-Л., 1927), А. П. Баранникова (предисловие к пер. "Рамаяны", М.-Л., 1948), М. И. Тубянского ("Индуизм, религия и общество в совр. Индии", в сб.: Избр. труды рус. индологов-филологов, М., 1962), А. М. Дьякова ("Нац. вопрос и англ. империализм в Индии", М., 1948), В. Е. Краснодембского ("Индуизм", в сб.: Ежегодник музея истории религии и атеизма, (т.) 1, М.-Л., 1957), Г. Ф. Ильина ("Религии древней Индии", М., 1959) и др. Большую работу по изучению И. проделал Б. Л. Смирнов во вступит. статьях и комментариях к своему переводу "Махабхараты". Лит.: (кроме указ. в ст.): Барт А., Религии Индии, пер. с франц., М., 1897; Шантеппи-де-ля Соссей П. Д., Иллюстрированная история религии, пер. с нем., т. 1, М., 1899; Farquhar J. N., An outline of the religious literature of India, L. - N. Y. - Oxf., 1920; Catalogue of books on philosophy and religion: Hinduism, Jainism... etc., Bombay, (1955). H. П. Аникеев. Москва.

Религия индуизм - это синтез религиозных учений и философских идей, которые сложились в Индии в XVI-XVIII вв. Бог в индуизме это и Бог мироздания, и Бог, поселившийся в каждом из нас. Богини индуизма также носят различные обличия и имена. Например, грозный облик богини-матери - это облик Деви, она же богиня Дурги, жена Шивы (смерть и разрушения). Индуизм и буддизм: чем отличается индуизм от буддизма? Буддизм проповедует единобожие, а также предлагает духовные практики для пробуждения к истинной жизни, а индуизм - это религия политеистическая (наличие множества богов). Религия индуизм также предлагает духовные практики для приобщения человека к высшей духовности. Кришнаизм - одно из центральных направлений индуизма. Это вера в бога Кришну.

Божества индуизма

Высшее божество - бог Брахма. Он создатель Вселенной. Хранитель Вселенной - бог Вишну. Бог зла в индуизме - Шива. Он символизирует разрушение.В качестве ангелов, защищающих добро, индуизм признает бога Ганеша, он бог мудрости и защитник. Бог Рама - тоже воитель со злом.Он выполняет функцию ангела-хранителя. Кришна на земле олицетворяет бога Вишну. Это бог, несущий любовь и милосердие. В индуизме представлен и целый ряд женщин-богинь: Сарасвати, Лакшми, Парвати, Дургак, Кали. Одни из них охраняют мир и порядок во Вселенной, другие (например, Кали) - олицетворяют болезни и смерть.Особую роль играет богиня Сита - это совершенная женщина.

Индуизм и Википедия

это синтез религиозных учений и философских идей, которые возникли в Индии и имеют общие черты.

Суть индуизма

: здесь нет своего основателя и нет преобладающего общего учения. Он включает в себя взаимоисключающие понятия монотеизма, политеизма, атеизма и др. Индуизм опирается на категории - дхарма, карма, сансара, майя, мокша и йога.

Книги индуизма

Главный источник индуизма - Веды. На втором месте по значимости - священные тексты «Упанишады»(они поясняют Веды). Есть и практические пособия по выполнению духовных практик, например, йоги («Йога-сутрах»). Священные книги индуизма классифицируют на шрути (сложные писания) и смрити (упрощенные тексты). Есть еще самхиты - это священные мантры при каждой из Вед. Кроме Вед в состав книжной культуры индуизма входят эпические поэмы «Махабхарата» и «Рамаяна».

Символы индуизма

Индуизм включает огромное количество символов. Вот некоторые из них:1.Символ звука «Ом» - применяется во время сеансов медитации, с него начинаются все молитвы.Он обозначает Вселенную. 2.Свастика - эмблема удачи и счастья, честности, истины, чистоты.3.Лотос - символ мироздания.

Душа в индуизме

Атма, она является частицей Параматмы (Сверхдуши). В каждом живом существе помещаются обе эти души. Господь реализуется в Сверхдуше. Поэтому каждое существо на земле является носителем части Высшего Бога.

Любовь в индуизме

Божества любви в индуизме - это Кама и Рати. Кама - сын богини счастья Лакшми и бога Вишну. У него две жены: Прити - любовь, Рати - страсть. Рати - богиня сексуального влечения, она свела с ума Шиву, который убил мужа Рати Каму. Но Рати вступилась за мужа и упросила Шиву его воскресить.

Важное место в системе индуизма выполняют духовные наставники - гуру (от санскр. - учитель), Задача гуру - направлять людей на путь духовной самореализации. В качестве гуру может выступать глава религиозной общины.

Демоны в индуизме

апсары (духи, которые вышли из воды). Они вредят людям, например, насылают на них любовное безумие. В Священных писаниях приводятся тексты молитв, которые могут спасти человека от апсаров. У апсаров также есть своя иерархия. Одна из разновидностей злых демонов - ракшасы (у них несколько голов, есть рога и клыки). Это ночные чудовища, которые преследуют людей и соперничают с добрыми богами в борьбе за власть над человеком.

Смерть в индуизме и Круговорот душ в индуизме

В индуизме нет понятия смерти как конечности бытия. В зависимости от своих земных заслуг или грехов душа умершего постоянно перерождается (сансара - цепь перерождений). Только праведник способен избежать сансары. Также с понятием смерти связана идея реинкарнации - переселения души умершего в другого человека. Впервые о реинкарнации упоминается в Ведах.

Время в индуизме

Кала (имя божества смерти). Время представляется в виде колеса (калачакры). Другое значение слова Кала - это чёрный, тёмный, Кала заставляет людей жить с постоянным страхом конца, посылает страдания, поэтому время воспринимается как тьма.

Древний индуизм

Наиболее древней формой индуизма ученые считают народные верования, в основе которых лежит поклонение местным божествам. Исследователи выделяют три периода формирования религиозного мышления древней Индии: ведизм, брахманизм и индуизм. Однако подобная классификация древнего индуизма среди самих ученых считается спорной.

Индуизм Индии

Большинство индуистов живут в Индии и в Непале (83% населения). Здесь он носит национально-исторические черты и часто проявляется через реализацию варварских обычаев, сохранившихся с древности (например, традиция самосожжения вдов и кастовое превосходство одних над другими).

Дэвы в индуизме

В индуистских учениях действуют дэвы - светящиеся божества. Они - слуги бога Ишвары. Образы дэв прочно вошли в поэзию Индии, в ее искусство. Индуисты им поклоняются.

Индуизм и ислам

В истории некоторых восточных государств эти две религии оказались тесно переплетены. Один эпизод их взаимопроникновения связан с личностью исламского правителя Акбара, который был женат на индуске. Он проникся уважением к религии жены. Результатом брака стало появление на свет новой религии дин-и иллахи (она впитала идеи ислама, индуизма, джайнизма, христианства и зороастризма).Традиционный ислам начал завоевание Индии, начиная с VII века н.э.Его завезли в Индию арабские купцы. Позднее Индию захватили мусульмане, которые стали насаждать здесь ислам.

Индуизм и христианство

Первые христиане объединились в общины в Южной Индии в V-VI вв. н.э. Распространение католицизма началось в Индии после завоевания ее части англичанами. Индия оказалась колонизированной Британией и в индийские земли хлынул целый поток христианских миссионеров.

Индуизм и иудаизм

В индуизме можно выделить 2 крупных течения: вишнуизм (поклонение верховному богу Вишну в лице Кришны) и шиваизм (поклонения богу Шиве). Иудаизм зарождается на Древнем Востоке и ведет свое начало от мифического родоначальника евреев и арабов - патриарха Авраама. Главная отличительная черта иудаизма от индуизма выражается в понимании сущности Верховного Бога. Иудаизм - религия монотеистическая, она утверждает, что у Вселенной и у мира только Единый создатель, и он находится вне человека; индуизм же довлеет к политеизму, и предполагает, что божественная энергия есть в каждом физическом теле.

ИНДУИЗМ

Индуизм - древнейшая национальная религия Индии. По числу приверженцев он является одной из самых распространенных религий мира. Приверженцы индуизма составляют приблизительно 83 % населения страны. Он распространен также в других странах Южной и Юго-Восточной Азии: Непале, Пакистане, Бангладеш, Шри-Ланке. Последователи индуизма (переселенцы из Индии) живут в Индонезии (о-в Бали), на о-вах Фиджи, Маврикий, в Гайане, в ЮАР и некоторых других местах.
К концу нынешнего столетия индуизм перешагнул национальные и региональные границы. Он стал популярен в ряде стран Европы и Америки, претендуя на признание в качестве одной из мировых религий (наряду с буддизмом, христианством и исламом).
В Индии представлены многочисленные религии и верования, в том числе и все мировые, тем не менее она является по преимуществу страной индуизма. Именно вокруг него во все века строилось культурное, политическое и социальное единство страны.
Как религиозный феномен индуизм отличается сложностью и противоречивостью. Самое определение термина представляет собой немалую историко-культурную проблему. До сих пор нет удовлетворительного определения и даже объяснения, что же относить к собственно индуизму, каковы содержание и границы этого понятия.
О невозможности дать точное определение этой религии писали и западные, и индийские ученые. "Индуизм как вера расплывчат, аморфен, многосторонен, каждый понимает его по-своему. Трудно дать ему определение или хотя бы определенно сказать, можно ли назвать его религией в обычном смысле слова. В своей нынешней форме и даже в прошлом он охватывает много верований и религиозных обрядов, от самых высших до самых низших, часто противостоящих или противоречащих друг другу" - так писал об индуизме Джавахарлал Неру в своей книге "Открытие Индии".
Существуют две наиболее распространенные точки зрения относительно времени возникновения термина "индуизм". Согласно одной из них, он появился в период формирования религиозно-философских систем - даршан и поздних текстов - шастр в X-XIV вв., когда противостояние буддизму, а затем и исламу стало осознанным идеологическим фактом. Придерживающиеся другой точки зрения утверждают, что слово "индуизм" было введено европейцами как религиоведческий термин в XIX в. В этом смысле под индуизмом (санскр. - индумата, индусамая; хинди - хинду дхарма, санатана дхарма) понимают, как правило, совокупность религиозных, мифологических, философских, правовых и этических представлений, формально чаще всего связанных с культами основных индуистских богов Шивы и Вишну.
Исторически термин "индуизм" означает верования, которые зародились в Индии в глубокой древности и, видоизменяясь в некоторых чертах, сохранились до наших дней.
Сущность индуизма не исчерпывается его религиозно-идеологическим содержанием. Органической, неотъемлемой его частью является целый ряд социальных институтов, правовых норм, общественных установлений, культурных феноменов. На все это разнообразие накладывается сложная социальная иерархическая структура и многочисленные локальные особенности, поскольку адепты индуизма относятся к разным социальным слоям и живут в разных географических регионах.
Подобный синтез социальной организации, ритуально-магической деятельности, теологических воззрений, мифологических символов и философских систем развивался не одно тысячелетие в разнообразных естественно-исторических условиях, складываясь в сложный комплекс, состоящий из многих взаимопроникающих слоев.
Нет ничего удивительного, что при таком историческом развитии индуизм отличается чрезвычайным полиморфизмом, который выразительно иллюстрируется, например, его пантеоном, насчитывающим не одну тысячу божественных, полубожественных и демонических персонажей с разнообразными и колоритными чертами. Среди них наряду с общеиндийскими, важными для каждой области божествами существует множество второстепенных, часто гибридных фигур, причем многие из них дублируют друг друга. По степени наделения идеи божества самостоятельной сущностью персонажи индуистского пантеона образуют широкий диапазон, от духов племенных верований до предельно абстрагированных образов богов в теологических трактатах, олицетворяющих абсолютную и безличную реальность.
Столь же сложную, пеструю и запутанную картину являют собой и другие составные части, концепции и доктрины индуизма, на которых зиждется социальная организация тех или иных индуистских сообществ, а также практическая мораль, трудовая и экономическая деятельность индусов. Индуизм пронизывает все сферы жизни своего приверженца - мировоззренческую, социальную, юридическую, поведенческую. В этом смысле он является не только и не столько религией, сколько образом жизни и целостным поведением, в котором может быть и своя специфическая духовная практика.
Приведенные характеристики показывают, что индуизм не укладывается в привычные стереотипы, выработанные иудео-христианскими системами. Прежде всего он не является единой конфессиональной системой, своеобразные черты которой можно легко перечислить и тем самым выявить его специфику. Индуизм - конгломерат самых разнообразных идей, течений, сект и направлений, причем все они сосуществуют в пределах единого целостного образования и не входят в радикальное противоречие с основным мировоззренческим ядром. В индуизме нет и не может быть еретических форм (в христианском смысле этого термина), противостоящих истинной ортодоксальной вере. В нем нет и доктринальных ересей, так как нет четко зафиксированной единой центральной доктрины. Каждая форма и каждый культ обладает известной этической ценностью. Приверженец индуизма может выбрать среди многих объектов культа и многих способов его почитания то, что психофизиологически ему ближе всего. В этом состоит еще одна яркая особенность индуизма: ему как религиозному мировоззрению присущ плюрализм. Он проявляется не только в духовных дифференциациях, но и в социальных (кастовая система), а также в пространственных и временных (множество локальных традиций; особые обряды для каждого возраста). Различные плюралистические характеристики существуют тем не менее в общем русле традиционной культуры и связываются в единое целое общими мировоззренческими установками и принципами жизни, обязательными для большинства индусов.
Политеистический характер индуизма сказался не только в многообразии культов, объектов почитания, обилии мифоритуальных комплексов, но и в совершенно особых отношениях индуизма к прочим культам. Он, подобно зыбучим пескам, поглощал их и интегрировал, обеспечивая себе тем самым широкое распространение в пространстве и во времени, практическое единство и исключительную стабильность. С этим свойством связана и другая особенность религии, ее чрезвычайная терпимость.
Индуизм предстает логически неорганизованным и бессистемным лишь с точки зрения привычных европейских стандартов. С точки зрения традиционной индийской культуры, выразителем которой он является, ему свойственна системность совершенно особого рода, связанная с мифологической основой и сохраняющая колорит архаической эпохи. Индуизм, таким образом, можно трактовать как систему знаков и символов культуры, несущую в себе традицию из глубокой древности, продолжающую и развивающую ее в иных исторических условиях. Индуизм как бы законсервировал в себе принципы организации архаической культуры с ее главным акцентом на ритуально-магической стороне. Эта особенность индуизма проявилась, в частности, в его ярком игровом начале.
По этой причине индуизм и поныне сохраняет неразрывную связь с мифопоэтической и фольклорной традицией, и даже философия в индуизме образует с мифологией сочетание, близкое скорее к органическому единству, нежели к компромиссу.
Символы индуизма многозначны, они допускают множество оттенков и дают простор для разных толкований. Вследствие этого религиозная традиция гибко и органично связывается с традиционными нормами поведения, этики, а также с экономическими, социальными и политическими установлениями.
В индуизме не было и нет ни церковной, ни какой-либо иной единой централизованной организации ни во всеиндийском, ни даже в местном масштабе. Брахманы или представители других каст, выполняющие жреческие обязанности, жили и живут обычной жизнью в миру, ведут хозяйство и имеют семью, если не берут каких-либо особых обетов. Их роль не тождественна роли христианских священников, для которых обязательно рукоположение в сан. Брахманы выполняют свои жреческие обязанности по праву "дваждырожденных", т. е. по праву принадлежности к определенной высшей касте. В Южной Индии, в дравидоязычном ареале, жреческие функции могут выполнять и члены других, не брахманских каст. В роли жрецов и наставников царей, отдельных людей, семей, родов и сект могут выступать также ачарьи и гуру (учителя, наставники). Но все они ни в прошлом, ни сейчас не связаны организационно. Даже отдаленного подобия церковной иерархии в индуизме нет. Индуистские храмы всегда существовали автономно, а общины, секты и иные объединения действовали самостоятельно. Общие и единые для всех организационные принципы, органы или высшие духовные иерархи и авторитеты индуизму неизвестны. Никогда не созывались всеиндийские соборы, кодифицирующие учение и вырабатывающие общие установки, правила поведения и т. п. На первом плане в индуизме было и остается соблюдение ритуально-поведенческих норм, санкционированных мифами и подтвержденных авторитетными священными текстами.
Полностью отсутствует в индуизме и прозелитизм: индуистом нельзя стать, им можно лишь родиться.
Существуя свыше четырех тысячелетий и соприкасаясь в течение этого периода с разными культурами, традициями и религиями, индуизм демонстрирует необычайную жизненность, податливость и находчивость, умение соединять несоединимое и способность облекаться в самые причудливые формы. Он обладает удивительной способностью постоянно порождать новые секты и течения и как бы возрождаться из самого себя.
Для европейского и вообще западного понимания индуизм остается в значительной мере чуждым и непонятным. Для большинства людей, впервые знакомящихся с ним, он предстает как огромный и хаотичный лабиринт строений, которые громоздятся одно на другом самым причудливым образом.
Знакомство с индуизмом лучше всего начать с его истоков. Генезис самого раннего этапа индуизма, как и всей индийской культуры, связан с протоиндийской цивилизацией и с реликтами иных, доарийских, культур, которые ко времени прихода ариев в Индию находились на разных стадиях эволюции.
Протоиндийская цивилизация была одним из крупных звеньев в цепи раннеземледельческих культур (IV-III тыс. до н. э.), образовавших так называемый "плодородный полумесяц". Созданная дравидоязычным населением, она была высокоразвитой цивилизацией городского типа со сложной религиозно-мифологической системой воззрений, типичных для всей раннеземледельческой полосы, но при этом отличающихся ярким местным колоритом.
Р. Н. Дандекар и другие индийские и западные религиоведы видят в религиозных взглядах и мифологических комплексах Хараппы и Мохенджо-Даро древнейшие истоки индуизма и характеризуют их как протоиндуизм. Так, в изображении многоликого рогатого бога на троне усматривают отдаленный образ прото-Шивы и возводят к его культу весь круг представлений, связанных с йогической практикой и аскетизмом. Его божественная супруга, богиня-буйволица, верховная владычица и Великая мать, отразилась в последующей традиции в многочисленных культах богинь-матерей, вобравших в себя и местные черты. Отдаленным предшественником индуистского "юного бога" был, по всей вероятности, хараппский мифологический персонаж с копьем, именуемый прото-Сканда. Культы деревьев и животных, священных рек и камней, змей и лунных созвездий, практика ритуальных жертвоприношений и омовений - все это засвидетельствовано в глубокой архаике и сохраняется вплоть до наших дней.
Архаические элементы не раз "всплывали" из доисторических глубин и выходили на поверхность в различных культах, сектах и направлениях, демонстрируя еще одну выразительную особенность индуизма: старое не отменяется новым, но продолжает жить в нем.
Приблизительно с середины II тыс. до н. э. через горные перевалы на северо-западе Индостана стали вторгаться воинственные кочевые племена ариев, говоривших на древнем языке индоевропейской семьи - предшественнике санскрита. Неизбежным следствием миграции ариев в Индию и продвижения в глубь нее было взаимодействие культур. Оно происходило в разных сферах жизни и с разной степенью интенсивности, но одной из главных арен контакта была религия.
С ариями в Индию вторгся совсем иной мир религиозных верований, идей и мифических персонажей. Ариям принадлежат самые ранние из дошедших до нас памятников древнеиндийской словесности (еще более ранние протоиндийские тексты представляют собой лишь краткие надписи на печатях, сосудах и иных археологических объектах). Эти памятники принято объединять под общим названием ведийской литературы или ведийского канона. Входящие в него тексты разнородны не только по времени создания, но и по структуре, смысловой направленности, функции в культуре. Тем не менее они представляют собой единое целое, так как в индуизме всегда выполняли роль авторитетного священного текста.
Памятники ведийского канона классифицируются по разным основаниям. Наиболее распространенной является двучленная классификация, делящая древнеиндийские тексты на две группы: шрути (букв, услышанное) и смрити (букв, запомненное). Вся совокупность собственно канонических священных текстов (шрути) противопоставляется текстам дополнительным (смрити).
Традицию шрути открывают четыре Веды: "Ригведа", "Самаведа", "Яджурведа" и "Атхарваведа". Они представляют собой сборники (самхиты) гимнов, ритуальных песнопений, жертвенных формул и магических заклинаний, т. е. текстов, различных по объему, составу, времени создания и роли в ритуальной практике жертвоприношений. Три первые Веды относятся к "священному знанию". В них запечатлена вся совокупность знаний древних ариев об окружавшем их мире и месте человека в нем. К Ведам примыкает целый класс текстов, опирающихся на них и развивающих отдельные стороны их: брахманы, араньяки и упанишады.
Каждой Веде-самхите принадлежат свои брахманы. Они содержат комментарии ученых брахманов-ршуалистов, в которых объясняются суть и происхождение ведийских ритуалов, правила их совершения, их толкование и т. д. Элементы ритуалов выстроены в них в сложные классификационные системы и показаны как тождественные явлениям окружающего мира (закон магической эквивалентности).
Приводя парадигмы древнейших ритуалов и давая им толкования, тексты брахман являют собой самостоятельный этап в развитии религиозно-философской мысли в древней Индии. Заключительную часть брахман, примыкающих к той или иной Веде, составляют араньяки. Эти эзотерические тексты предназначались, по-видимому, для изучения лесными отшельниками или людьми, периодически удалявшимися в лес для совершения специальных обрядов. Они содержат символические и метафорические пояснения к ритуалам и составляют переходную ступень между брахманами и упанишадами. Таким образом, араньяки примыкают к брахманам, а завершаются они упанишадами - текстами философско-спекулятивной направленности.
Замыкает ведийский корпус текстов обширный круг не принадлежащих шрути вспомогательных произведений, называемых веданга (члены Вед): фонетика (шикша), просодия (чхандас), грамматика (вьякарана), этимология (нирукта), ритуал (кальпа), астрономия (джьотиша).
Вторая традиция, смрити (к которой относятся и веданги), отличается от первой прежде всего семантически, а уже потом - хронологически. Наиболее обширный раздел среди них - кальпасутры, которые продолжали и детально разрабатывали ритуальные предписания брахманических текстов. Часть из них посвящена торжественным публичным церемониям (шраута-сутры), другая - повседневным домашним обрядам (грихья-сутры). К последним примыкают дхарма-сутры и дхарма-шастры - памятники права.
Впоследствии из веданг развились самостоятельные отрасли наук (шастры). Наиболее впечатляющими среди них являются науки о языке. Их особое развитие было стимулировано задачами бережного сохранения священных текстов в устной жреческой традиции.
К традиции смрити относятся также эпос и пураны.
Религиозно-мифологические воззрения жителей протоиндийских городов и ведийских ариев составили тот глубокий и прочный фундамент, на котором выстроилось все грандиозное здание индуизма. Период с III-I I тыс. до н. э. по VIII-VI вв. до н. э. может поэтому с полным основанием считаться формативным. Уже в то время можно засвидетельствовать существование тех основных составных частей, из которых впоследствии сложилась мировоззренческая система индуизма.
Самый нижний пласт образуют древнейшие верования и племенные культы (культ предков, вождей, семейно-родовых покровителей, погребальный и аграрный культы), а также магические и шаманистические представления. Тогда же утверждаются культы божеств, связанных с земледелием (умирающие и воскресающие боги, покровители плодородия, божества грозы, дождя, земли, растительности). Подавляющее большинство этих верований, культов божеств в трансформированном виде дожило до наших дней.
Культ предков и сейчас занимает в индуизме одно из ведущих мест. С погребальными обрядами связана идея перевоплощения - один из основных догматов вероучения. Шаманские культы пластично и тонко встроились в некоторые индуистские направления (шиваизм, тантризм). Магия была и остается одной из самых существенных частей индуизма. Для основной массы верующих одна из самых главных сторон религии заключается именно в магическом значении обрядов, которые затрагивают повседневные житейские нужды. В экстренных случаях (неурожай, эпидемия, голод, засуха, пожар, падеж скота и т. п.) индусы обращаются прежде всего к магическим средствам воздействия на природу.
В ведийских текстах доминирующей является религиозно-мифологическая система воззрений с повышенным и пристальным вниманием к космогонии. Иначе и быть не могло: человек традиционного архаического общества видел и ощущал себя в неразрывной связи с космосом, с космическими ритмами, в отличие от современного человека, связанного прежде всего с историей.
В "Ригведе" предлагается несколько вариантов космогонических схем. Некоторые из них связаны с понятием первого зародыша - Золотого Яйца, которое возникло в первозданном океане и в котором были заключены боги и прообразы всех живых существ. Эта идея получила дальнейшее развитие в брахманических текстах, а общая схема была унаследована другими текстами и получила детальную разработку в космогонических частях пуран.
Иной ответ на вопрос о происхождении мира давал гимн Пуруше. Он рисовал картину сотворения мира из тела некоего изначального существа, первочеловека. Образ Пуруши также прочно вошел в индуизм и был подхвачен упанишадами и религиозно-философскими системами. Со временем он утратил антропоморфные черты и превратился в абстрактный символ изначальной субстанции.
Ведийская космогония оперировала понятиями и терминами "яджня" (жертвоприношение), "тапас" (жар, тепло), "майя" (иллюзия) и т. п. Центральная для ведийских текстов идея жертвоприношения надолго пережила ведийское время. В последующей ведийской обрядности ей отводилось главенствующее положение среди всех сакральных действий, причем сохранилась и ее связь с миротворением, и космогоническая символика. Тапас, ассоциировавшийся с жаром и теплом и связанный с солнечным светом, позже стал отождествляться с напряжением воли аскета и обозначать одно из творческих начал. Майя, магическая сила, которую ведийский бог Индра использовал в поединках с демонами, в последующих текстах стала обозначать космическую иллюзию, с помощью которой первозданное духовное начало творит материальный мир. Осталась существовать в индуизме и кардинальная идея ведийского мировоззрения: подчиненность людей, богов и всего мира вселенской безличной силе. С наибольшей полнотой она выразилась в идее кармы.
Наконец, из ведийской мифологии, наложившейся на доарийскую основу, выросла вся последующая мифология индуизма, которая сохранила преемственную связь со своими глубинными истоками. На всем обозримом протяжении своего существования индуизм остается мифологической религией со сложным пантеоном богов и не менее сложными мифоритуальными комплексами. Мифология и сейчас проникает во все области традиционной культуры и все формы познания мира. Многие древние мифологические модели и символы сохраняют свое значение и в современной Индии.
Таким образом, вся последующая культура Индии формировалась вокруг индуизма, а он отражал и продолжал древнее мировоззрение Вед.
Следующий период (приблизительно с VIII-VI вв. до н. э. по IV в. до н. э.) был эпохой упанишад. Они вошли как существенная составная часть в систему брахманизма и знаменовали собой послеведийский период в развитии религиозно-философской мысли. Упанишады, общим числом свыше 200, создавались в течение длительного периода и составили заключительную часть Вед - веданту ("конец Вед") - название, перенесенное впоследствии на философскую школу, основным источником которой они явились.
В отличие от Вед внимание упанишад к ритуальной обрядности сведено к минимуму, а мифология служит лишь отправным пунктом для философских спекуляций.
Самые древние и авторитетные упанишады - "Брихадараньяка" и "Чхандогья" (VIII-VI вв. до н. э.). Центральные понятия упанишад - Брахман и Атман. В них же развиваются представления о Пуруше, дхарме, карме, сансаре, излагается учение о двух путях (пути богов и пути предков), по-новому формулируется конечная цель человеческого существования. В упанишадах заложены элементы учения о трех гунах, о пракрити, о пране и ее разновидностях. Все понятия служат не только объектом отвлеченных спекуляций, но и исходным пунктом для вполне конкретных рассуждений о феноменах окружающего мира, их происхождении и взаимосвязи. В текстах упанишад запечатлены и различные космогонические теории. Они не дают единой космогонической легенды или схемы, повторяя в основном вариации на темы ведийских гимнов и продолжая разрабатывать идеи самосущего творческого начала и его различных проявлений.
Изложение натурфилософских концепций упанишад не является самоцелью. Они приводятся главным образом для того, чтобы подвести адепта к постижению той или иной идеи, высказываемой учителем в наставлении ученику. В отличие от Вед акцент здесь делается не на космических сюжетах и их согласованности, а на их символическом переосмыслении.
Большой интерес представляют и воззрения упанишад на физиологическую и психологическую деятельность человека, на его функции, способности, состояния человеческой психики и всего организма. В текстах даются также программы должного поведения и провозглашаются определенные этические нормы, причем этические взгляды находятся в тесной связи с космологическими, физиологическими и психологическими учениями.
Упанишады, таким образом, демонстрируют богатый комплекс философских идей, которые были плодом творчества многих мудрецов на протяжении нескольких эпох. Именно в упанишадах лежат истоки большей части позднейших философских учений индуизма.
Религиозно-мифологические концепции упанишад берут начало в древних мифологических и ритуальных представлениях, но развивают их на ином уровне. Тем самым упанишады произвели радикальный переворот в развитии архаических магико-онтологических традиций.
Тексты, относящиеся к традиции смрити, отражают следующий важный период в развитии индуизма. Условно он может быть назван эпическим и классическим. В общих хронологических рамках (IV в. до н. э. - VI в. н. э.) он примерно совпадает с периодом окончательного освоения индоариями севера Индии. К этому времени индоарийская культура распространилась на значительной территории и вступила в контакт с местными культурами.
Среди текстов смрити наибольшую популярность и распространение среди индусов получили некоторые пураны, эпические произведения "Махабхарата" и "Рамаяна", и некоторые дхармашастры. Из последних, пожалуй, самыми важными для большинства приверженцев индуизма были и остаются "Законы Ману" ("Ману-смрити", или "Манава дхарма шастра") - сборник законов о праведном поведении.
Индуистский стандарт поведения был сопряжен с четырьмя стадиями жизни (варна-ашрама-дхарма): ученика, домохозяина, отшельника и аскета. Традиционно он относился к консервативным сторонам жизни человека и составил одну из самобытных и ярких черт индуизма.
Доктрина четырех ашрам соотносилась с четырьми жизненными целями или принципами: дхармой (нравственным долгом), артхой (деятельностью, направленной на достижение материального благополучия), камой (любовью, наслаждением) и мокшей (духовным освобождением от уз бытия). Для каждого периода жизни предлагалась не только особая программа поведения и установка деятельности, но и предпочтительный круг чтения: для ученика - Веды, для домохозяина - брахманы, для отшельника - араньяки, для аскета - упанишады.
Переход от одного периода жизни к другому отмечался особыми обрядами. Важнейшим среди них был обряд посвящения - упанаяна, который знаменовал вступление индуса в социально активную фазу жизни.
Ритуалистический характер отмечал весь стиль жизни индуса в традиционном обществе. Ритуал был важнейшим "инструментом", включавшим человека в социум. Он же являлся и одним из действенных способов социокультурной регуляции поведения, эмоционально и психорегулирующим механизмом. В густую сеть ритуалов индус попадал еще до своего рождения, а освобождался от нее далеко не сразу даже после своей физиологической смерти.
Рождение и смерть в индуизме вообще не рассматривались как пределы индивидуального бытия. Правильный рост и формирование человека, согласно индуистским установлениям, - не только и не столько физиологический, сколько мистический процесс и потому требует постоянного освящения. Оно достигается через систему санскар - ритуалов жизненного цикла.
Смысл и значение санскар станет яснее, если вспомнить мировоззренческую идею, выраженную еще в древнеиндийских текстах: человек - жертвенный сосуд, его жизнь - замкнутый цикл жертвоприношений, а санскары - очистительные действия, последовательно очищающие его перед последним жертвоприношением - смертью.
В разных индуистских текстах называется разное число санскар, от 10 до 48. Основной набор их сводится обычно к 12-18. Традиционный порядок изложения - от свадьбы и следующего за ней зачатия ребенка до погребальных обрядов.
Истинное знание этапов человеческой жизни и обязательное следование предписанным поведенческим нормативам рассматривалось как гарантированный путь к высшей цели - разрыву цепей бесконечных рождений и смертей.
Специфика восприятия человека в индуизме состоит в том, что он рассматривается не как обособленная индивидуальность, а как особая форма бытования мыслящего существа в земном мире, причем эта форма подчиняется общим иерархическим законам, вследствие которых она возникает, развивается и прекращает свое существование в результате действий, совершаемых в правильной последовательности и надлежащим образом. Подобное восприятие человека и определило конкретные этические принципы в индуизме.
В самом общем виде они сводятся к следующему. Индус от рождения имеет карму - некий энергетический потенциал и предназначение, которому он должен следовать как член своей семьи, рода, касты, селения и, наконец, страны. В этом и состоит его религиозный долг - дхарма, и наилучшим образом он его выполнит, если будет следовать существующему ритуальному сценарию и правилам четырех ашрам.
Социокультурное пространство, в котором индус проходит все этапы своего жизненного пути, определяется не только традиционной индуистской идеологией, но и традиционной социальной структурой общества. Каждый человек глубоко интегрирован в родственной, клановой, кастовой сообщности и вне ее не может полноценно существовать.
Индуизм внес высокую степень ритуализации и в кастовую систему. Каждая каста и соответственно каждый ее член имеет определенный ритуальный статус - традиционно признанное за кастой место (оно определяется прежде всего сакральной оппозицией "чистого/нечистого").
Возвращаясь к традиции смрити, важно отметить в ней особое место пуран и эпоса. По сути, они - энциклопедическое описание разных сторон жизни, показанное через призму главных принципов индуизма.
В пуранических кодексах запечатлены традиционные представления о возникновении и развитии мира - от древних космогонических мифов до фактов реальной истории. В них же описаны деяния богов, установления культовой практики, даны перечни храмов и мест паломничества, астрономические, географические и другие знания, а также поведенческие и социальные предписания, адресованные членам разных возрастных групп и социальных статусов.
Эпические произведения "Махабхарата" и "Рамаяна" уникальны во многих отношениях: по составу памятников, по истории их создания и бытования, по их последующей судьбе. Они почитаются в Индии как священные книги. Эпос в значительной степени способствовал оформлению национальной культурной традиции. Не без его влияния происходило и дальнейшее развитие религиозно-философских принципов и идеалов индуизма.
Эпос существовал в окружении авторитетных священных текстов, и их влияние не могло йе сказаться на нем. Он сохраняет верность ведийской космогонии, но во многих частях она вытеснена пуранической. В эпические тексты включены мифологические фрагменты, философские и этические доктрины, тесно связанные прежде всего с учением о карме. В нем обнаруживаются постулаты ортодоксальных школ индуистской философии, а также упоминаются неортодоксальные (локаята, буддизм).
В состав "Махабхараты" включена "Бхагавадгита" - ключевой для понимания индуизма текст. Он выдержан в традиционной форме и представляет собой наставление в виде беседы Кришны (за его обликом возничего скрывается великий бог Вишну) и Арджуны (одного из главных эпических героев).
""Бхагавадгита" впервые внесла в индуизм тему любви как главного связующего звена между богом и его адептом. Она же провозгласила любовь и безграничную преданность божеству как путь спасения от тягот бытия, отдав ему предпочтение и перед путем незаинтересованного действия (карма-марга), и перед путем знания, т. е. философского постижения истины (джняна-марга), и перед йогой.
Пураны и эпос свидетельствуют о тех изменениях, которые претерпела к тому времени ведийско-брахманистская традиция. Веды по-прежнему сохраняли статус самых авторитетных текстов, но были достоянием лишь узкого круга образованного жречества. Брахманы и сами нередко толковали их метафорически в духе новых учений. В отличие от брахманических текстов эпические произведения, пураны и дхармические тексты могли быть и были достоянием широкой аудитории, включая членов низших каст и женщин.
В эпоху Гуптов (IV-VI вв.) индуизм превратился в мощное религиозное течение, которое имело чрезвычайно широкую культурную и этническую базу. Несмотря на удары, нанесенные индуизму мусульманским нашествием и соперничавшим с ним буддизмом, он выстоял и одержал над ними внушительную победу. Ислам остался существовать в Индии, образовав в отдельных районах некое подобие синтеза с индуизмом, а буддизм к концу древнего периода был почти полностью вытеснен за пределы Индии, оказав известное влияние на индуизм. Последний занял прочные господствующие позиции, утвердившись в качестве государственной религии, и не сдает их до настоящего времени.
В столкновении и противостоянии с исламом и буддизмом индуизм в очередной раз проявил свои характерные черты - необычайную гибкость, открытость и терпимость. Он вбирал в себя и принесенные завоевателями религиозные традиции, и местные культы и признавал новых божеств ипостасями или проявлениями своих древних богов. Так в его сферу оказались втянутыми не только доарийские божества, но и мусульманские и христианские верования и культы, а вместе с ними и новые слои населения.
Закрытому и чрезмерно усложненному ритуализму брахманов и абстрактно-умозрительному подходу буддистов и поздневедийских мыслителей индуизм этого периода сумел противопоставить свою новую демократическую форму - бхакти, предполагающую прежде всего эмоциональную преданность божеству, которое готово в ответ ниспослать благодать и избавить от тягот жизни и страха смерти.
Главными объектами преданного почитания и одновременно центральными божествами индуизма стали три бога (тримурти): Брахма, Вишну и Шива, но первый вскоре отошел на задний план, сохранив ничтожно малое число приверженцев.
Каждый из верховных богов индуизма - и Шива, и Вишну - имел истоки в глубокой древности и вобрал в себя целый ряд образов и идей, которые включались в общую систему культа либо как разные проявления (Шива), либо как аватары или вьюхи (Вишну).
Эмоциональная сторона религии стала доминирующей. Смена акцентов была сопряжена с изменением социально-экономических отношений, происходивших в раннем средневековье (частые конфликты между сильными царствами, слом прежних социальных структур, а вместе с ними и прежних этических норм, нестабильность многих значимых ценностей). Все социальные реалии того времени содержали в себе предпосылки для оформления бхакти как идеологического течения. Самые ранние свидетельства о нем относятся к VI-VIII вв. и идут с дравидского юга. В других районах Индии аналогичные течения возникли позже, но в своих существенных чертах они обнаруживают полное сходство.
Среди разнообразных сект, течений и направлений, в разное время зарождавшихся в лоне индуизма, бхакти выглядит наиболее распространенным в географическом и этническом отношениях и наименее организованным в социальном плане. Это длительный этап в развитии индуизма. С ним связан "взрыв" храмостроительства и установление регулярного храмового богослужения, которого не знал ведийский культ. Храмы становились местами паломничества; в них совершались обряды и празднества, складывались храмовые хозяйства.
Важным моментом культовой практики было гимнотворчество, поэтому с бхакти сопряжен обширный корпус текстов на местных языках. Многие из этих произведений относятся к числу ярких и выразительных памятников религиозной поэзии. И хотя поэзия бхакти была по преимуществу культовой и в центре ее находилась интимная сторона богопочитания, тем не менее в ней выражено много общефилософских и теологических идей. Большая часть их возникла в связи с развитием ведантизма в индийской философии.
Существенным фактором индуистской идеологии был тантризм, связанный в своих истоках с древнейшим культом Великой богини-матери (Дэви). Этот животворный мифологический образ всегда влиял на небрахманские массы населения и был популярен во многих районах Индии, прежде всего в Бенгалии и на дравидском юге. Заметное влияние на санскритоязычную традицию богиня-мать оказала в период оформления пуранических кодексов, в которые тантрийские представления влились широким потоком.
В официальный индуистский пантеон богиня вошла как супруга Шивы. Вместе с ней в его культ влились и представления о шакти как об энергии бога и подлинной основе его могущества. В учении шактизма она становится матерью мира и олицетворением женского начала, бесспорно доминируя над своим божественным супругом. Подобно Шиве и Вишну, богиня имеет своих преданных почитателей, которые используют особую ритуальную технику для достижения конечного освобождения.
В систему индуизма входят и шесть философских учений-даршан, теоретическое оформление которых произошло в первых веках новой эры или даже раньше: ньяя и вайшешика, санкхья и йога, веданта и миманса. Они преследовали разные цели, но рассматривались как пути, в равной мере действенные для достижения конечной цели - освобождения из круговорота сансары. Наряду с шестью ортодоксальными существовали и неортодоксальные (т. е. не признающие авторитета Вед) направления: адживика и локаята.
Основа для различных философских взглядов была заложена в древности, и вся последующая деятельность философов сводилась к развитию этих древних идей. В отличие от европейских мыслителей, критиковавших и отвергавших своих предшественников, индийские философы были озабочены прежде всего тем, чтобы усилить аргументацию древних учителей и развить их систему в том или ином ее аспекте. Поэтому религиозно-философские системы индуизма преемственно связаны с древними истоками мысли, изложенными в сутрах, и не изживают до конца мифологического синкретизма. Последующие философские произведения являлись комментариями к сутрам-первоисточникам; на них, в свою очередь, писали комментарии их последователи и т. д.
Становление и развитие философских систем происходило в бурных публичных диспутах, которые составляли яркую особенность древней и средневековой Индии. Борьба идей, которая велась постоянно и порой достигала драматического накала, отразилась на стиле философских работ, излагающих разные точки зрения, доводы и контр доводы.
Современный период в развитии индуизма правомерно начинать с XVIII-XIX вв., когда началось его возрождение в деятельности реформаторских и просветительских организаций, прежде всего "Брахмо самадж" и "Арья самадж". Оно происходило под сильным влиянием европейской колонизации и было вызвано к жизни целым рядом причин (столкновение традиционной индийской культуры с западноевропейской цивилизацией, новые социально-экономические и политические отношения, сложные этнические процессы и т. п.).
Будучи гибкой мировоззренческой системой, индуизм в очередной раз приспособился к изменившимся условиям. Раммохан Рой, Кешобчондро Сен, Даянанда Сарасвати, Рамакришна, Вивекананда, Ауробиндо Гхош и другие видные деятели-просветители не только пересмотрели концептуальные основы индуизма, но и попытались его модернизировать, связав с развитием национальной идеи.
Индуизм сохраняет прочные позиции и в настоящее время, несмотря на заметное упрощение ритуала и культовой практики в городской повседневной жизни, на изменение роли и статуса брахманского сословия, на разрушение некоторых традиционных ценностей религиозной жизни.
В определенных слоях современного общества наблюдаются богоискательские тенденции, которые выражаются в попытках создать новую универсальную религию, примиряющую все противоречия. Они отмечены критическим отношением к традиционному индуизму, но при этом большинство сторонников новой религии принадлежат к индуистской общине.
Корни индуистского мировоззрения и сейчас остаются живыми и крепкими. Более того, со второй половины 70-х гг. XX в. отмечается нарастание новой религиозной волны в индуизме. Возводятся новые культовые сооружения, совершаются массовые паломничества и устраиваются индуистские празднества; издается множество книг по индуизму. Большой популярностью пользуются новые гуру, которые объявляют себя воплощением того или иного божества. В воззваниях деятелей современных индуистских организаций вновь звучат идеи духовной общности религий и индуистского мессианства, высказанные в свое время Вивеканандой, Ауробиндо Гхошем, Махатмой Ганди и др. Просуществовав несколько тысячелетий, индуизм успешно адаптируется и к современным условиям. Как уже было отмечено, усиливается "экспорт" индуизма в страны Запада, где он стал активно проявлять себя в религиозной жизни.


Индуизм. Джайнизм. Сикхизм: Словарь. - М.: Республика . М. Ф. Альбедиль, А. М. Дубянский . 1996 .

Loading...Loading...