Сознание краткое определение. Сознание человека: что это такое? Типы и структура сознания

Является предметом постоянной дискуссии между представителями различных направлений в философии, медицине и психологии.

Отечественная наука утверждает, что психическая деятельность - это функциональная способность мозга отражать объективную действительность и обеспечивать адекватные взаимоотношения организма с окружающей средой. С психофизиологических позиций психическая деятельность - это сложный, многоэтапный, многозвеньевой физиологический процесс, все звенья которого функционируют в гармоническом единстве.

Сознание - это высший уровень отражения действительности, проявляющийся способностью личности отдавать себе ясный отчет об окружающем, о настоящем и прошлом времени, принимать решения и в соответствии с ситуацией управлять своим поведением.

Можно привести характеристику или . Первая характеристика - это совокупность знаний об окружающем мире, вторая - закрепленное в сознании отчетливое различение субъекта и объекта, то есть того, что принадлежит «я» человека и его «не-я». Третья характеристика сознания это обеспечение целеполагающей деятельности. Четвертая характеристика сознания - наличие эмоциональных оценок в .

Понятие «сознание» относится как к отдельному человеку (индивидуальное сознание), так и к обществу (общественное сознание). Общественное сознание как отражение общественного бытия включает в себя политические, философские, правовые, художественно-эстетические взгляды, морально-этические идеи, нормы, научные знания. Общественное сознание влияет на индивидуальное сознание, на его развитие.

Сознание неразрывно связано с речью, языком. Сознание есть всегда знание о чем-то, имеет активный характер и неразрывно связано с деятельностью.

Важную роль среди различных свойств сознания играет его ориентирующее качество (в месте, времени, окружающей обстановке).

Человек обладает способностью осознавать как окружающий его мир, так и самого себя. Это называется самосознанием, осознанием человеком своего тела, мыслей, действий, чувств, собственного положения в системе .

Мир познается и осознается человеком через призму , производственного процесса, орудий труда, языка, этических и эстетических норм. Поэтому сознание человека, в конечном счете, определяется его бытием, т.е. реальной жизнью в конкретно-исторических условиях. О физиологическом механизме сознания И.П. Павлов сказал, что сознание - это нервная деятельность определенного участка больших полушарий в данный момент, при данных условиях, обладающего известной оптимальной возбудимостью.

Сознание - это динамический процесс, детерминированный объектом его и опосредуемый мозгом.

Часто в быту употребляется выражение . Иногда подсознательно появляются некоторые чувства, происхождение которых человек объяснить не в состоянии. К ним же следует отнести автоматизированные навыки, внушение в гипнозе и т.д.

К области подсознательного следует отнести и работу головного мозга во время . Известно, что ряд людей во сне делали открытия (Д.И. Менделеев, А.С. Грибоедов и др.)« Объяснение этому наука еще не дала. В головном мозге во время сна продолжается работа- происходит анализ и синтез, уточнение и выделение.

Болезнь может изменить самосознание, в частности, нарушить осознание самого себя как больного или понимание себя как личности, своего «я».

Сознание - особое свойство психики, специально направленное на самоконтроль жизнедеятельности индивида, в том числе, на контроль функционирования и самой психики. Определенную роль не в научной, а в церковной психологии, в восточной психологии и философии занимает понятие «сверхсознание».

Сверхсознание отличается от обычного сознания тем, что в нем представлен не только невидимый мир, но и все сверхразумное и сверхчувственное, а в древнецерковном аскетическом сверхсознании представлено также и сверхъестество Божественных принципов.

Виды сверхсознания. Лодыженский различает три вида сверхсознания: астральный, ментальный и духовный.

Астральное сверхсознание, по Лодыженскому, имеет место в демонской мистике, осуществляется через астральные силы, питаемые в человеке злыми страстями. Астральное сверхсознание составляет элемент в шаманском экстазе, у хлыстов и дервишей. В основе его лежит взвинченная до крайности в пляске или прыганье сила неразумной души.

Ментальное сверхсознание достигается силой концентрированного ума и сознания, то есть возбуждением разумной части души. Психизм - характерная особенность обоих этих видов сверхсознания. Рудольф Штейнер в книге «Как достичь познания сверхчувственных миров» также уделяет внимание развитию этих центров. В астральном сверхсознании сознание заменяется чувственностью, а в ментальном - воображением и «змеем». Лодыженский также отмечает роль воображения в развитии сверхсознания.

Духовное сверхсознание в «умной медитации» достигается концентрацией ума в сердце, что вызывает интенцию всего духа в сердце.

В древнецерковной науке нет понятия сверхсознания, а есть божественное сознание.

Понятие сознания и его структура. Сознание и бессознательное.

    Понятие сознания

    Зигмунд фрейд причина бессознательного

    Что относят к бессознательносму

    Идеализм

    Функции сознания??

Утверждение о том, что человек – существо сознательно, известно всем. Человек спо­собен свою собственную жизнь, свое «Я», отделить от окружающей его среды, выделить свой внутренний мир и представить свою субъективность как предмет осмысления, как предмет практического преобразования. В этом просматривается фундаментальная характе­ристика способа бытия, жизни человека. Этим человек отличается от животного. Сознание собирает и интегрирует многообразные явления человеческой реальности в подлинно цело­стный способ бытия. Именно сознание делает человека – «Человеком».

Сознанием называют высшую, свойственную человеку форму обобщенного отра­жения объективных устойчивых свойств и закономерностей окружающего мира, формирова­ния у человека внутренней модели внешнего мира, в результате чего достигается познание и преобразование окружающей действительности. Сознание является высшим уровнем пси­хического отражения и саморегуляции жизнедеятельности индивида, присущий только чело­веку как общественно-историческому существу. В то же время сознание, выступая как осо­бое свойство психики, осуществляет и контроль функционирования и самой психики.

З. Фрейд, который по настоящему стал изучать бессознательное, считал, что каждая мысль, возникшее воспоминание, чувство или действие имеют свою причину.Каждое душевное событие вызывается сознательным или бессознательным намерением и определяется предшествующими событиями.

К области бессознательного он относил сексуальное (Эрос) и агрессивное (Танатос) влечения,которые никогда не были сознательными и вообще недоступны сознанию. Кроме того, в бессознательном находится материал, который был подвергнут «цензуре» и вытеснен из сознания (неприятные или трагические события и переживания, «запретные» желания и пр.). Основная проблема души состоит в том, чтобы справиться с тревогой. Тревога возникает тогда, когда возникает угроза того, что какая-либо вытесненная потребность может прорваться в сознание и подчинить себе поведение человека.Для того, чтобы справиться с тревогой существуют сновидения, сублимация и психологическая защита.Например, человеческие сновидения З.Фрейд считал «Царской дорогой» к бессознательному. Поэтому этот материал не забыт и не утерян, он простоне допускается к воспоминанию.Через несколько десятилетий воспоминания, вновь допущенные в сознание, не теряют своей эмоциональной силы.

Сознание – фундаментальная категория философии, психологии, социологии, когнитологии, определяющая важнейший компонент человеческой психики. Сознанием называют также способность человека к абстрактному понятийно-вербальному мышлению, способность человека получать обобщенные знания о связях и закономерностях объективной действительности; способность идеализации как целеполагания, предваряющего конкретно-практическую деятельность человека; под сознанием понимают специфически человеческой способ адаптации к среде.

В онтологическом плане сознание предстает в виде субъективной реальности, идеального мира знаний, чувств, образов, идей, образующих не воспринимаемый органами чувств духовный мир человека.

В гносеологическом плане сознание предстает в виде различных по степени общности теоретических знаний, научных картин мира, парадигм научного знания.

В аксиологическом плане сознание включает ценностные компоненты – нормы, идеалы, убеждения.

В праксеологическом плане сознание выполняет функцию целеполагания и организации творческого преобразования природных и социальных условий своего существования.

Сознание является одним из основных понятий классической философии. Синонимами сознания в истории философии выступали понятия «душа», «дух», «идея», «идеальное», «божественный разум», «мировая воля», «космическая душа», «субъективная реальность».

На протяжении всей истории философской мысли феномен сознания всегда волновал человека. Уже в глубокой древности ставились вопросы о том, каким образом из неживой природы возникли живые организмы, обладающие сознанием; как осуществляется переход от ощущений и восприятий к мышлению; в каком отношении находится сознание к материальному миру.

Первые анимистические представления (anima – дух) связывались с верованием людей в духов как в движущее начало. В более позднее время эти представления получили своеобразную трактовку в религиозных учениях, согласно которым сознание есть проявление некой нематериальной субстанции – "души ", обладающей самостоятельным существованием и не зависящей от материи, от человеческого мозга в частности.

Вера в первичность и вечность духа в рационализированной форме была воспринята идеализмом, который тесным образом примыкает к религиозным учениям. Идеализм наделяет сознание (разум, идея, дух) самостоятельным существованием, якобы творящим и порождаю щим окружающий мир, управляющим его движением и развитием. Представители идеализма так или иначе настаивают на первичности сознания по отношению к материи, считая его врожденным свойством человеческой души. При этом сознание независимо от мозга развивается имманентно, самопроизвольно и может быть понятно исключительно из самого себя. В античной философии такой взгляд был свойствен Платону, который впервые выделяет понятие идеального как некой противоположности чувственно-предметному, материальному. Идеальн ое (бестелесный разум) – предводитель и источник гармонии, истинное бытие. В каждой индивидуальной душе человека ум созерцает самого себя и вместе с тем является началом, регулирующим человеческое поведение.

В средние века сознание трактуется как надмировое начало (Бог), которое существует до природы и творит ее из ничто.

Отражательная. Сознание организует познавательные процессы (восприятие, представление, мышление), а также организует память.

Оценочная. Сознание принимает участие в формировании части эмоций и большинства чувств. Человек на уровне сознания оценивает большинство событий и самого себя.

Креативная. Творчество невозможно без сознания. Многие произвольные виды воображения организуются на сознательном уровне: изобретательство, художественное творчество.

Рефлексивная. Разновидностью сознания является самосознание - процесс, при помощи которого человек анализирует свои мысли и поступки, наблюдает за собой, оценивает себя и т. д. Одно из значений слова «рефлексия» - это способность сознания человека сосредоточиться на самом себе. Кроме того, данным термином еще обозначается механизм взаимопонимания, то есть осмысления человеком того, как мыслят и чувствуют другие люди, с которыми он взаимодействует.

Преобразующая. Человек сознательно определяет большинство своих целей и намечает путь к их достижению. При этом он часто не ограничивается совершением мысленных операций с предметами и явлениями, а выполняет и реальные действия с ними, преобразуя окружающий мир в соответствии со своими потребностями.

Времяобразующая. Сознание отвечает за формирование целостной временной картины мира, в которой есть память о прошлом, осознание настоящего и представление о будущем. Этим сознание человека отличается от психики животных.

Ключевым понятием психологии является понятие сознания, четкого определения которому до сих пор нет. Оставшееся с советских времен марксистское определение сознания, как формы отражения объективной действительности в психике человека, видимо, не совсем удачно, поскольку само понятие отражения (отражение зеркала) не подразумевает работы, а, между тем, именно работа происходит в сознании. Более точным видится понимание сознания в древних восточных культурах (например, в философии йоги и китайской), которые рассматривают сознание в качестве формы чистой энергии, с заложенной в ней данностью к познанию формы и самопознанию (творчеству), а также данностью воли. В функциональном плане сознание есть система черного ящика, управляющая собой для реализации заложенного в нем внутреннего потенциала.

Теории сознания

Говоря о сознании, мы невольно сталкиваемся с необходимостью философского понимания устройства Мира (Вселенной). Современные теории допускают, что наша осязаемая реальность на самом деле - лишь иллюзорный образ, некое искаженное подобие более реального голографического изображения. Наш осязаемый физический мир, с его линейным делением времени на прошлое, настоящее и будущее, представляет упрощенную (в нашем мировоззрении) проекцию истинной реальности, назовем ее голографической, с ее нелинейным отражением времени. В этой голографической модели истинный источник сознания лежит в трансцендентной реальности «замершего времени».

Процесс образования Мира исторически всегда виделся творением или, как сейчас формулируют, освоением сознания материальной формы. В мистических традициях это называется иначе: освоение тонким планом (сознанием) плотного плана (материи). Вспомним исторический документ - Библию: «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдохнул в лице его дыхание жизни, и стал человек душою живою». В нашем понимании тонкий план подразумевает собой сознание (Бог, Божественный Дух, чистое сознание, космический разум), то, что иначе называется идеей. Сознание являет, по сути, чистую энергию, имеющую всю атрибутику Янь. Плотный план представлен материальными предметами, имеющими форму; они наполнены «замершей», пассивной энергией Инь.

Понимая мир как совокупность энергетических форм, многие ученые и мистики считают, что категорическое разделение Вселенной на живые и неживые объекты не имеет смысла. Одушевленная и неодушевленная материя неразрывно связаны друг с другом, и жизнь находится в скрытом состоянии во всей Вселенной. Даже камень в некоем смысле живой, поскольку жизнь и сознание присутствуют не только в материи, но и в «энергии», «пространстве», «времени», во «всей ткани вселенной», во всем, что мы абстрактно выделяем и ошибочно рассматриваем как независимо существующие объекты.

Цель творения человека - самопознание себя в процессе освоения. Вот простенькая гипотеза. Человек создал компьютер, принципы «мышления» которого во многом идентичны таковым у человека; создал свое образное грубое подобие. И теперь вовсю использует его для исследования самого себя. Не так ли Сознание пытается исследовать самое себя с помощью нехитрого человеческого тела?

Первичным импульсом к творению является Воля, причем данная изначально. В жизни человека воля подразумевает концентрацию и направление внимания, мышления, действий и эмоций, иными словами - всех усилий на достижение поставленной цели. Фактически воля представляет подпрограмму реализации программы развития личности.

Самопознание невозможно без отделения какой-то части себя от целого; с этих позиций человеческая Душа являет собой часть целого - Божественного Духа, чистого сознания. Таким образом, считается, что человеческая Душа спускается в плотный план, имеющий форму - человеческое тело - для его освоения, то есть познания плотного плана (формы) и самого себя в процессе познания. Естественно, Душа сохраняет связь с Божественным сознанием (или, по крайней мере, имеет такую возможность). В контексте сказанного имеет смысл выделить две категории сознания: сознание в широком (философском) смысле, или Божественное сознание (категория Души), и сознание в узком смысле (используемое психологами), или человеческое сознание. В дальнейшем под сознанием автор будет подразумевать именно человеческое сознание, ограниченное человеческим разумом и эмоциями. Наиболее общим доказательством этого сознания служит тот факт, что не «мысли и чувства существуют», а «я мыслю» и «я чувствую» (У. Джеймс). Есть четкий критерий различия между этими понятиями сознания: Божественное сознание (сознание Души) непрерывно (поток сознания), человеческое сознание дискретно (обрывки мыслей, наплывы эмоций). Давая жизнь человеку, Душа обретает в нем новое имя: «внутреннее интуитивное «я».

Понятия правды и лжи в психологии

Сознание имеет дело с той реальностью, которую оно (сознание) воспринимает. Правда есть выражение истинной (объективной) реальности. Ложь - ее искажение, субъективное преломление Истины. Поскольку реальность у человека в 99,99 % случаев всегда ментально трансформирована благодаря субъективизму многих компонентов: восприятия, анализа и интерпретации, получается, что любая человеческая правда никогда не является Истиной, а, следовательно, представляет собою ничто иное, как ложь. Иногда видение звездного неба на поверку может оказаться созерцанием микробов под микроскомом. Такова действительность. Тем не менее для понимания эффективности функционирования человеческой психики приходится абстрагироваться от действительности и ввести понятие правды как относительной истины.

Для полноты разговора об Истине следует упомянуть о феномене медитации, используемом мистиками (об этом см. ниже), и интуиции, присущей каждому индивиду. Эти пути доступа к Истине фактически минуют мышление; осознание Истины происходит лишь на финальном отрезке в форме видения и правильного понимания некоего образа, опыта или нужного решения.

Архетип, эгрегор, тонкие и плотные формы сознания

Человеческая Душа как часть целого соединена с другими частями, с другими Душами и коллективами Душ. Эти объединения получили название «архетип» («эгрегор»).

Исследования З. Фрейда, К. Юнга и С. Грофа выявили факт присутствия в глубине индивидуального подсознания форм, не связанных с жизнью индивида и принадлежащих к иному, по-видимому, коллективному слою подсознания. Например, в трансовых переживаниях и снах пациентов можно
обнаружить символы, относящиеся к другим временам и культурам, которые сам индивид не знает и не мог знать. К. Юнг назвал эти проявления общественного подсознания термином «архетип» («сверхтип»). Существуют символы архетипов. Например, Илья Муромец - архетип русского народа, военный - архетип армии, школьный звонок - архетип школы.

В русской мистической традиции вместо архетипа используется иной термин - эгрегор. Под эгрегором понимают некую абстрактную идею, объединяющую на тонком плане разные объекты плотного плана (А. Подводный). Образно говоря, некие первичные объекты добровольно-принудительно отдают часть своей энергии как дань, получая за это высшее покровительство и защиту. Эгрегор не имеет каких-либо количественных рамок (идея может объединить и небольшую группу коллекционеров бабочек, и все человечество в целом), но имеет разную силу, увлекающую за собой первичные объекты плотного плана. К примеру, сила идеи русской революции не только захватила в свой водоворот человеческие массы в России, но и оказала влияние на весь ход мировой истории.

Рассматривая сознание как форму энергии, правильно обозначить разные потоки энергии, пронизывающие наше пространство, термином «энергоинформационные формы». Душа, по сути, является информационно-энергетической формой, обитающей в плотном (человеческом) теле. Душа воспринимает все пространство окружающего Мира в виде информационно-энергетических потоков. В зависимости от уровня, интенсивности и других, во многом неведомых нам характеристик уместно выделять тонкие и плотные информационно-энергетические потоки. Плотные потоки прекрасно различаются нашими органами чувств, тонкие, по свидетельству мистиков, воспринимаются специальными центрами восприятия тонкого тела - чакрами. В быту тонкие потоки человек воспринимает так называемым шестым чувством (интуицией). Мысль и эмоции относят к тонким формам.

Мистики утверждают, что человек способен не только воздействовать на мир активными действиями, но и прямо влиять на ситуацию с помощью тонкого, невидимого плана, в том числе таких инструментов сознания, как эмоции и мышление. Действительно, установлен факт, что человек способен своими эмоциями вызывать изменение жизнедеятельности других живых существ, в том числе растений. Это вполне согласуется с теорией сознания как энергоинформационного поля.

Воображая некую ситуацию, создавая в представлении некий виртуальный образ, человек может менять ситуацию в плотном плане. В этом смысле каждый человек - маг. Например, некто страстно мечтает о покупке, и это ему удается; или: стремится в душе проявить себя так, как ему давно подсказывает его внутренний голос, и его мечта, как правило, сбывается. Об этом можно, конечно, спорить, настаивая на случайных совпадениях. Однако, по мнению современных философов, каждая случайность на самом деле представляет собой неочевидную закономерность.

Целеполагающей деятельности. Выступает в двухформах: индивидуальной (личной) и общественной.

Значение слова Сознание по словарю медицинских терминов:
Сознание - высшая, свойственная лишь человеку форма отражения действительности, представляющая собой совокупность психических процессов, позволяющих ему ориентироваться в окружающем мире, времени, собственной личности, обеспечивающих преемственность опыта, единство и многообразие поведения.

Значение слова Сознание по Психологическому словарю:
Сознание - Сознание - форма отражения объективной действительности в психике человека, характеризующаяся тем, что в качестве опосредствующего, промежуточного фактора выступают элементы общественно - исторической практики, позволяющие строить объективные (общепринятые) картины мира. Исходный общественно - исторической практики - это совместно осуществляемый труд. В индивидуальном развитии отдельные составляющие труда последовательно присваиваются ребенком в совместной со взрослыми деятельности - .

Значение слова Сознание по словарю синонимов:
Сознание - разум
рассудок

Значение слова Сознание по словарю Ушакова:
СОЗНАНИЕ
сознания, мн. нет, ср. 1. Действие и Состояние по глаг. сознать-сознавать в 1 знач. Коммунизм есть высшая ступень развития социализма, когда работают из сознания необходимости работать на общую пользу. Ленин. Сознание своего долга. Сознание своей вины. 2. Действие по глаг. сознаться-сознаваться в 1 знач. Сознание преступника в своем преступлении. 3. Мысль, чувство, ощущение. Неотразимое сознание, что без меня нет счастья ей. Некрасов. его угнетало сознание невозможности спасти больного. Сознание неловкости сказанного. 4. способность мыслить и рассуждать, свойство высшей нервной деятельности человека определять свое отношение к окружающей действительности. Наши ощущения, наше сознание есть лишь образ внешнего мира: Ленин. Сознание человека не отражает объективный мир, но и творит его. Ленин. С точки зрения наших внутренних задач центр тяжести переносится теперь на вопросы воспитательные, на вопросы коммунистического воспитания, на задачи ликвидации столь еще живучих пережитков капитализма в сознании трудящихся. Молотов. Мы должны активно взяться за политическое воспитание рабочего класса, за развитие его политического сознания. Ленин (1902 г.). Общественное бытие, говорит Маркс, определяет сознание людей. 5. Состояние человека в здравом уме и твердой памяти, способность воспринимать действительность и отдавать себе отчет в своих действиях, в своих переживаниях. Водка ослабила его тело, но не погасила сознания. М. Горький. Больной потерял сознание. без сознания. К больному вернулось сознание. Потеря сознания. Прийти в сознание.

Значение слова Сознание по словарю Брокгауза и Ефрона:
Сознание - см. Психология. Сознание (угол.) - Сознание совершаемого и его отношения к окружающим явлениям и предметам является одним из необходимых условий для вменения совершенного в вину (см. соотв. статью) и предполагается в наличности у всякого субъекта, достигшего известного возраста (обыкновенно 17 лет). Отсутствие у лица, учинившего преступное деяние, сознания им совершаемого безусловно устраняет уголовную ответственность, но обстоятельство это должно быть с точностью установлено перед судом, причем, если бессознательность обуславливается ненормальным состоянием умственных способностей, то обязательно освидетельствование обвиняемого (см. соотв. статью). Наоборот, у лиц, не достигших 17-летнего возраста (см. соотв. статью), сознание совершаемого должно быть доказано в каждом отдельном случае, и уголовной ответственности подлежат только лица, действовавшие с разумением (см. соотв. статью). Малолетние, не достигшие 10-летнего возраста, всегда признаются действовавшими без сознания, а потому уголовной ответственности не подлежат (см. соотв. статью). Иногда сознанием называют признание подсудимого в совершении приписываемого ему преступления (см. соотв. статью). А. С. Л .

Определение слова «Сознание» по БСЭ:
Сознание - одно из основных понятий философии, социологии и психологии, обозначающее способность идеального воспроизведения действительности, а специфические механизмы и формы такого воспроизведения на разных его уровнях. С. выступает в двух формах: индивидуальной (личной) и общественной. В силу сложности феномена С. каждая из комплекса изучающих его наук вносит определённую специфику в самый подход к определению С. В философии при материалистическом решении ее основного вопроса (см. Основной вопрос философии) С. рассматривается как свойство высокоорганизованной материи, заключающееся в психическом отражении действительность, как осознанное бытие, субъективный оо раз объективного мира, как субъективная реальность в противоположность объективной, как Идеальное в противоположность материальному и в единстве с ним; в более узком смысле под С. имеют в виду высшую форму психического отражения, свойственную общественно развитому человеку, идеальную сторону целеполагающей трудовой деятельности.
При социологическом подходе С. рассматривается прежде всего как духовная жизнь общества в совокупности всех её форм. В психологии С. трактуется как психическая которая обеспечивает: обобщённое и целенаправленное отражение внешнего мира; выделение человеком себя из окружающей среды и противопоставление себя ей как субъекта объекту; целеполагающую деятельность, т. е. предварительное мысленное построение действий и их последствий; контроль и управление поведением личности, её способность отдавать себе отчёт в том, что происходит как в окружающем, так и в своём собственном духовном мире. Поскольку предмет С. - не внешний мир, но и сам субъект - носитель С., постольку одним из существенных моментов С. является Самосознание.
История взглядов на С. На ранних ступенях развития философии не было строгого расчленения идеального и материального. Так, например, Логос у Гераклита понимается одновременно и как огонь, и как смысл вещей; ценность человеческого разума определяется степенью его близости к логосу - общему миропорядку вещей. Вплоть до Платона греческая мысль не знала понятия идеального в собственном смысле. Душа рассматривалась то как воздух, то как огонь, то как движение тончайших атомов. Платон впервые выделяет понятие идеального как некоей противоположности чувственно-предметному, материальному. Как для всего космоса
«ум» (Нус) является перводвигателем, источником гармонии, силой, способной адекватно мыслить самоё себя, так и в каждой индивидуальной душе человека ум созерцает самого себя и вместе с тем является активным началом, регулирующим поведение.
Если в античности разум космичен и предстаёт как обобщение действительного мира, как синоним универсальной закономерности, то в средние века С. трактуется как над-мировое начало (бог), которое существует до природы и творит её из ничего. При этом разум толкуется как атрибут бога, а за человеком оставляется лишь крохотная
«искорка» всепроникающего пламени божественного разума. Вместе с тем в недрах христианства возникает идея спонтанной активности души, причём в понятие души включалось и С.
На разработку проблемы С. в философии нового времени наибольшее влияние оказал Р. Декарт, который, выдвигая на первый план момент самосознания, рассматривал С. как непространственную субстанцию, открытую лишь для созерцающего её субъекта. Б. Спиноза в своём материалистическом учении рассматривал С. как один из атрибутов субстанции (природы) наряду с протяжением. Французские материалисты 18 в. трактовали С. как функцию мозга и отражение действительности. Вместе с тем домарксистские материалисты не смогли раскрыть общественную природу и активный характер человеческого С. Представители нем. классического идеализма подвергли глубокому анализу проблему творческой активности С., Г. вплотную подошёл к проблеме социально-исторической природы С. и утвердил принцип Историзма в понимании С. Гегель исходил из того, что С. личности (субъективный дух), будучи необходимо связано с объектом, определяется историческими формами общественной жизни; однако последние идеалистически толковались им как воплощение объективного духа.
Марксизм рассматривает С. как функцию мозга, как отражение объективного мира, необходимую сторону практической, материальной деятельности человека. Согласно диалектическому материализму, С. возникает, функционирует и развивается из реального взаимодействия человека с миром, на основе его чувственно-предметной деятельности, общественно-исторической практики. Отражая в своём содержании объективный мир, С. детерминируется природной и общественной действительностью. Предметы, их свойства и отношения существуют в нём в форме образов - идеально; идеальное выступает как продукт деятельности мозга, как субъективный образ объективного мира.
Активность С. Сознание и деятельность. Отвергая идеалистическую трактовку активности С. как имманентной, идущей из глубины духа, марксизм вместе с тем вскрывает и несостоятельность концепции метафизического материализма, согласно которой С. есть пассивное созерцание мира. Диалектический материализм объясняет активность С., исходя из его детерминации объективной действительностью: объективный мир, воздействуя на человека, отражается в его С., превращается в идеальное; в свою очередь, С. (идеальное) материальную деятельность человека претворяется в действительность, в реальное. Активность С. направлена прежде всего на познание. Она проявляется в избирательности и целенаправленности восприятия, в абстрагирующей деятельности мысли, в актах фантазии, продуктивного воображения, связанного с созданием новых идей и идеалов, в управлении практической деятельностью.
Исходным пунктом отношения человека к реальному миру является целеполагающая деятельность. Именно в обеспечении целеполагающей творческой деятельности, направленной на преобразование мира и подчинение его интересам человека, общества, состоит основной жизненный смысл и историческую необходимость возникновения и развития С., которое даёт человеку возможность правильно отражать существующее, предвидеть будущее и на этой основе посредством практической деятельности творить мир:
«Сознание человека не только отражает объективный мир, но и творит его... Мир не удовлетворяет человека, и человек своим действием решает изменить его» (Ленин В. И., Полн. собр. соч., 5 изд., т. 29, с. 194, 195).
Происхождение С. и его биологической предпосылки. Формированию С. человека предшествовал длительный период «умственного» развития животных. В истолковании этого развития диалектический материализм исходит из того, что психическое отражение появляется лишь на высоком уровне организации материи и связано с образованием нервной системы. Психическая деятельность животных полностью обусловлена биологическими закономерностями и служит приспособлению к внешней среде, тогда как С. человека направлено на преобразование мира. В отличие от животного, человек выделяет своё отношение к миру и сам мир как объективную реальность.
Становление человека связано с переходом от присвоения готовых предметов к труду (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 3, с. 19, прим.). В процессе труда происходило разложение инстинктивной основы психики животных и формирование механизмов сознательной деятельности. Зарождаясь и развиваясь в труде, С. в нём прежде всего и воплощается, создавая мир очеловеченной природы, культуры. С. могло возникнуть лишь как функция сложноорганизованного мозга, который формировался по мере усложнения структуры чувственно-предметной деятельности и социальных отношений, а также связанных с этим форм знаковой коммуникации (см. Ф. Энгельс, там же, т. 20, с. 490).
С помощью орудий человек вовлекал предметы в искусственные формы взаимодействия. Применение орудий и системы речевых знаков в виде жестов и звуков, т. е. переход к опосредствованной не только практической, но и символической деятельности, в условиях первобытного человеческого стада, а затем и родового общества видоизменил всю структуру человеческой активности. Логика чувственнопредметной деятельности и воспроизводившая её система жестов в актах коммуникации, диктуемых необходимостью совместного труда, превращалась во внутренний план мыслительной деятельности. Орудием этой внутренней деятельности выступила система знаков - Язык. Благодаря языку С. формируется и развивается как духовный продукт жизни общества, осуществляется преемственность человеческой деятельности и общения.
Социальная сущность С. Личное и общественное С. Идеализм исходит из того, что С. развивается имманентно, спонтанно и может быть понято исключительно из самого себя. В противоположность этому марксизм исходит из того, что невозможно анализировать С. изолированно от др. явлений общественной жизни.
«Сознание... с самого начала есть общественный продукт и остаётся им, пока вообще существуют люди» (Маркс К. и Энгельс Ф., там же, т. 3, с. 29).
Мозг человека заключает в себе выработанные всей мировой историей человечества потенции, передающиеся по наследству «задатки», которые реализуются в условиях обучения, воспитания и всей совокупности социальных воздействий. Мозг становится органом человеческого С. только тогда, когда человек вовлекается в общественную жизнь, усваивает исторически выработанные формы культуры.
С. объективируется в системе материальной и духовной культуры, в формах обществ. С. Общественное С. развивается через С. отдельных людей, будучи лишь относительно независимым от последнего: нерасшифрованные письмена сами по себе ещё не заключают в себе мыслительного содержания, только в отношении к отдельным людям книжные богатства библиотек мира, памятники искусства и т.п. имеют смысл духовного богатства. Общественное С. - это отражение общественное бытия, выраженное в языке, в науке и философии, в произведениях искусства, в политической и правовой идеологии, в нравственности, в религии и мифах, в народной мудрости, в социальных нормах и воззрениях классов, социальных групп, человечества в целом. Общественное С. обладает сложной структурой и различными уровнями, начиная от обыденного, массового С. и кончая высшими формами теоретического мышления. В состав общественного С. входят

Дарина Катаева

Человек и не задумывается, благодаря чему у него возникают мысленные образы, получается осознавать произошедшие ситуации, обдумывать их и делать выводы. Мы не просто храним факты и базу знаний, мы способны размышлять, задействовать свои , анализировать, ценить, творить и любить. Нас тянет к прекрасному, неизведанному и совершенному. Источник этих способностей — наше сознание. Как бы это ни было банально, именно оно отличает нас от животных и других форм жизни. Но что такое сознание? В чем заключаются его особенности? Как осуществляется формирование и становление сознания?

Что такое сознание?

Изучением сознания занимается философия, психология и другие науки, предметом исследования которых является искусственный интеллект. В широком смысле сознание воспринимается как форма любого психологического отражения. В узком смысле сознание определяется как восприятие того, что поступает в . Из этого понятия следует вывод, что сознание свойственно только людям.

Хотя ученые прилагают все силы на изучение этой психологической особенности человека, до конца ее форму и источник развития понять невозможно. Поэтому компьютерам и роботам не удается достичь сознательных действий. Исследователи могут узнать схему работы новейшего компьютера, однако между ним и работой человеческого мозга существует ряд отличий.

На практике сознание представляет собой совокупность чувственных и умственных образов, которые и являются предметом глубоких размышлений. Ученые считают, что подобные психологические процессы происходят в мозге некоторых развитых животных: лошадей, дельфинов, собак, обезьян и других. Однако наличие данного психологического процесса еще не указывает на осознанность и способность к восприятию. Механизм протекания процесса и результат переработки информации – это главное свойство, присущее только человеку. Учитывая индивидуальность и сложность формирования сознания, его начинают причислять к феномену, хранящего много тайн и непонятных человеку особенностей.

Главные характеристики сознания

Активно. Эта характеристика относится ко многим животным, однако отличительной чертой человека является способность психологически отражать действительность, воспринимать окружающий мир не пассивно и равнодушно, а по степени значимости. Такая дифференциация происходит осознанно, но без вмешательства человека в психологические процессы мозга.

Интенционально. Это свойство означает «стремление», «направленность». Характеристика сознания выражается в желании человека реализовать цель, появившуюся в результате осознанного мышления или же бессознательного намерения. В буквальном смысле «интенция» подразумевает влечение человека к осуществлению поставленной задачи без непосредственного вмешательства.

Наличие главных характеристик сознания вырабатывает такие свойства:

Психологическое отражение за счет использования чувств и познавательных процессов человека (память, мышление, ощущение, воображение, восприятие). При нарушении одного из процессов происходит и нарушение сознательных поступков.
. Человек способен наблюдать за самим собой, контролировать эмоции, мысли и поступки. Благодаря этому зарождаются идеалы и ценности человека. Хорошо отражает эту характеристику высказывание Гегеля. Он сказал, что, хотя человек – это животное, он это осознает, а значит уже не является животным.
Способность давать здравую оценку. Это свойство ярко проявляется в нравственных чувствах и суждениях, моральных качествах и .
Постановка цели. Человек способен на основе осознанной деятельности принимать решения, строить планы, мотивировать себя, вносить некоторые коррективы.

Примечательно, что вся поступаемая в мозг информация перерабатывается и осознается человеком. Поначалу человек прилагает активные действия на оценивание произошедшей ситуации, а затем происходит автоматизация процессов.

Сознательные и бессознательные действия

Сознание не исключает бессознательную деятельность. Если поначалу мы проводим анализ поступков, даем им оценку, размышляем над ситуацией или новым для нас вопросом. Все это сознается без вмешательства человека в психологическую деятельность. Однако процесс выполнения и достижения поставленной цели автоматизируется.

К бессознательным действиям относится хождение, пение, речь, чтение, счет, письмо. Чтобы дойти до автоматизации, этими процессами человек активно управляет и усиленно над ними работает. При этом такое неосознанное повторение привычных действий может в одно мгновение перейти из автоматизированного в управляемое и контролируемое. В несознательном состоянии человек не способен объективно оценивать ситуацию, он не контролирует ее и не владеет данной проблемой, он нуждается в помощи, нарушается его поведение и отсутствует способность следить за временем.

Ярким проявлением бессознательной деятельности является сон. Во время этого сложного процесса в мозге происходит бесчисленное множество реакций. ВНД тормозится, и благодаря снам предотвращается психологическое истощение.

Сновидения – это одна из форм сознания, которой свойственно наличие представлений. Один из ученых подчеркнул, что сновидения – это удивительная комбинация прошлых пережитых впечатлений. То, что мы видим во сне, уже происходило в жизни. Некоторые абсурдные картинки, которые могут появляться перед нашим взором основываются на уже произошедших переживаниях, которые вступают в реакцию и различные связи в определенном участке головного мозга.

Когда мы просыпаемся, мы переходим из бессознательного состояния в сознательное. Поэтому жизнь представляет собой единство и гармоничное сочетание подсознательной жизни и сознательной.

Сознание особенно необходимо в таких ситуациях:

В решении сложных и .
При необходимости .
В момент психологической или психической угрозы.
По мере необходимости преодоления психологического или психического сопротивления.

Способностью человека к бессознательным действиям особенно часто пользуются маркетологи. Эти люди целенаправленно используют склонность человека некоторую информацию не улавливать, но сразу откладывать в подсознание. В результате человек, когда снова видит похожую информацию, она кажется ему знакомой и, соответственно, нужной. Так мы, совершенно не отдавая себе отчета, приобретаем товары, которые нам совершенно не нужны.

Ученые поняли, что можно с легкостью управлять психикой человека за счет предоставления ему информации в определенный момент. Так эти знания минуют сознание и сразу откладываются в подсознании. Эта теория называется 25-й кадр.

Способность мозга с большой скоростью воспринимать без участия сознания новую информацию и хорошо ее запоминать применяется не только в корыстных целях маркетологов. Существует ряд методик по изучению иностранного языка. Одна из самых эффективных и заключается в использовании 25-того кадра. Обучение проходит на протяжении 45 минут, которые делятся на три части. Во время первой вам предлагается просмотр картинок с написанными иностранными словами, которые меняются 25 кадров в секунду.

Затем на протяжении следующих 15 минут просматривайте эти же слова, но при этом слушайте произношение. Этот урок идет в обычном темпе. Последние 15 минут – практика, и вам нужно прикладывать усилия, чтобы доставать из подсознания правильные слова. Благодаря такой методике человек способен всего за час запомнить 7 000 новых , причем эти слова остаются в памяти, хотя вы можете не пользоваться изучаемым языком. В сравнении с традиционным способом обучения и изучения иностранного языка, вам придется полтора года прикладывать усилия.

Сознание и самосознание

Сознание в процессе оценки себя как личности играет ключевую роль. Человек способен себя оценивать, познавать, исследовать, причем и в качестве личности, и в качестве субъекта коллективной деятельности. Самосознание подразумевает непрерывный процесс самосовершенствования и улучшения своих достижений и качеств.

Существует даже отрасль в психологии, которая занимается исследованием «Я». Есть мнение, что «Я», то есть сознание человека, это несколько образов: от обычного до идеального и даже фантастического. В зависимости от восприятия себя человек принимает решения и в дальнейшем действует.

Самосознание проявляется и в личностной самооценке. Она тесно связана с и желаемым уровнем достижений. Шкала притязаний повышается, если личности удается достичь поставленной планки и понижается, если человека преследуют неудачи.

Как владеть сознанием и подсознанием

Из-за потока информации, обрушивающегося на человека, рекомендуется быть предельно внимательным. Так как подсознание переплетается с самосознанием, необходимо начать совершенствоваться в разных сферах, но особенно в искусстве. Так у вас получится в большей мере использовать ум.

Будьте положительно настроены и визуализируйте успех. В таком случае вы точно сможете достичь поставленной задачи. Следите за тем, что вы читаете или смотрите перед сном. Если хотите запомнить полезную для себя информацию или выучить новые иностранные слова, то повторите их перед сном. На протяжении часа ночью мозг будет обрабатывать полученные знания и откладывать их в подсознание.

Чем больше человек вникает в работу головного мозга и сознание, тем сложнее ему это дается и тем дальше он уходит от истины. Только человек способен на познание самого себя и исследование с помощью мозга своего же мозга. Это достоинство нужно ценить, пользоваться, насколько это возможно умственными способностями, развиваться и контролировать поток внедряемой в нас информации.

17 марта 2014, 11:48
Loading...Loading...