Стоит ли верить гороскопам. Порча и сглаз

Неизвестно когда человек стал задаваться вопросом о том, можно ли изменить свою судьбу. Возможно еще в глубокой древности, когда люди научились осознавать себя в мире, отделять себя от него и приобрели способность к самоанализу.

Как бы то ни было, но сам факт постановки вопроса о предопределенности или свободе выбора собственной судьбы дает понять, что однажды человеку удалось изменить судьбу! Ведь если он задался этим вопросом, если он заметил, что его действия определяются не только некими божественными или природными силами, но и его отношением к миру, поступками и волей, значит, он заметил имеющуюся свободу выбора.

Дождь льется с неба не по воле человека, но человек волен выбирать мокнуть под ним или спрятаться и остаться сухим.

Классический образ из сказок (как русских, так и греческих, индийских, скандинавских – у каждого народа он есть!) ставший мономифом – герой на распутье трех дорог – доказательство сформировавшего в далекие времена представления о свободе воли и возможности выбирать свою судьбу!

Каждый человек не раз в своей жизни приходит к «перекрестку трех дорог», когда «направо пойдешь – жену найдешь, налево пойдешь – коня потеряешь, прямо пойдешь – сам пропадешь».

Существует множество научных, околонаучных, фантастических и научно-фантастических теорий (по которым написаны книги и сняты фильмы) о множестве миров, измерений, вариантов жизни человека, способности вернуть время назад и так далее. Например, есть гипотеза, что человек существует сразу в нескольких альтернативных измерениях и в каждой проживает отдельную жизнь, живет другой судьбой.

Человек постоянно делает выбор, и именно совокупностью последовательно принятых решений и является судьба . Да, возможно не всегда выбор делается сознательно и всегда он чем-то бывает обусловлен, но все-таки его делает сам человек, а не кто-то за него.

К примеру, человек автоматически одергивает руку, если прикасается к чему-то горячему. Этот безусловный рефлекс служит инстинкту самосохранения. Но известны случаи, когда не только люди, но даже животные проходили сквозь огонь, если им нужно было спасти свое потомство. Получается, что человек способен преодолеть предопределенность , изменить саму свою природу, укротить инстинкт ради поставленной цели, а значит волевым усилием изменить судьбу.

Существует и противоположная точка зрения. Судьба – это череда предопределенных заранее, не зависящих от личности, событий. Как ни старайся, чему быть, тому не миновать. Свобода выбора и воля – иллюзия. Человек ограничен телесно, физиологически, интеллектуально, социально и так далее. Он может действовать только в строго заданных рамках, и все основные события в его жизни определились задолго до его рождения.

Да, возможно, человек ограничен в выборе, но даваемый жизнью выбор настолько широк, что заметить его ограниченность трудно ! К примеру, человек не может видеть ультрафиолетовые лучи, но у большинства людей и не возникает такого желания! Что и говорить, люди не хотят видеть многое из того, что им дано, из сотни вариантов возможного они выбирают привычное, каждый раз одно и тоже, сами себя ограничивая: думают, как привыкли, действуют по привычке, воспитывают детей, как воспитывали их родители, даже в любви совершают одни и те же ошибки.

Но ведь невозможно изменить жизнь, продолжая жить как прежде! Имея возможность изменить ход событий, люди сами выбирают ничегонеделание или жизнь «на авось», а потом вздыхают: «Это судьба – ничего не поделаешь…». Не нужно путать лень, безответность и нежелание развиваться со злым роком.

Взгляд на судьбу в позитивной психологии

В психологии, как и в других науках, изучающих природу человека, нет однозначного ответа на вопрос «Можно ли изменить судьбу?». Но психология – помогающая наука . Если психолог не может поспособствовать тому, чтобы клиент раскрыл свой внутренний потенциал, провел определенную работу над собой, развился как личность для того, чтобы появилась возможность улучшить качество жизни (фактически – изменить судьбу ), он постарается сделать так, чтобы клиент сменил отношение к данности с негативного на более позитивное.


Самое важное и нужное умение
в жизни – это умение отличить ситуацию, в которой можно что-то изменить активными действиями от той, что уже не изменится, и все что остается – изменить отношение к ней.

Многие современные психологи, работающие в русле гуманистической и позитивной психологии, утверждают, что пока человек жив, он сможет все, если только захочет!

Люди переживают клиническую смерть, излечиваются от неизлечимых болезней, выживают в невероятных авариях, техногенных катастрофах, в нечеловеческих условиях. Миллионы людей переживали и переживают голод, холод, безработицу, бедность и войну. Да, конечно, не все! Но возможно, через пару десятков лет люди найдут способ существенно продлевать жизнь, и когда-нибудь достигнут бессмертия.

Самым независимым от воли человека представляется факт его появления на свет . Человек только примерно к трем годам жизни начинает понимать, что он живет, постепенно осознает, что представляет собой мир вокруг и что в этом мире есть «Я». Рождение, по мнению большинства людей, это и есть самая настоящая судьба, которую невозможно изменить самостоятельно.

Но сегодня и на этот феномен есть альтернативный взгляд. Некоторые эзотерики и философы утверждают, что человек еще до своего рождения сам выбирает родителей и время когда ему стоит родиться.

В психологии также существуют направления и школы, придерживающиеся этой точки зрения. К примеру, во время сеанса холотропного дыхания (метод трансперсональной психотерапии) люди заново переживают свое рождение, видят прошлые жизни и ощущают себя в некоем космическом пространстве, где могут вспомнить, как и почему они выбрали себе именно этих родителей и такое тело для новой жизни.

С этой точки зрения получается, что, будучи еще только некой идеальной, а не материальной сущностью, человек уже формирует свою судьбу.

Сегодня все большее количество ученых и простых людей приходят к пониманию того, что идея формирует материю, в частности, к тому, что мысль материальна . Будучи идеальной по своей природе, она способна преобразовывать, изменять и трансформироваться в физическую материю.

Человек определяет свое бытие и выстраивает судьбу не только поступками, но и мыслями . Каковы мысли, такова и жизнь, о чем думается и мечтается, то и сбывается.

Известно, что людям с сильной волей, верящим в себя, целеустремленным, уверенным в том, что они сами строят свою жизнь, гадалки не могут предсказать судьбу. Такие люди также не поддаются массовому и цыганскому гипнозу, манипуляциям и «зомбированную».

Предопределенности нет для того, кто верит в свои силы и в то, что он сам творец своей судьбы .

Сегодня хироманты не скрывают, что линии на человеческих ладонях не остаются неизменными, они меняются, появляются и исчезают по ходу жизни, по мере того, как человек выбирает свой путь.

Каждый может сам предсказать свою судьбу ! Достаточно проанализировать свои мысли и поступки. Ведь не трудно догадаться, что случится, если много курить, неуважительно относиться к близким, не заниматься воспитанием детей, долго терпеть нелюбимую работу. Для этого не нужно быть гадалкой.

Жизненные миры и измерения

По большому счету, все решает то, во что человек искренне верит и как он относится к жизни. Если верить, что судьба это строгая предопределенность, рок, фатум, то жизнь будет казаться ходом предначертанных заранее и не зависящих от человека событий.

Если верить в то, что работой над собой, постановкой и стремлением к целям, развитием личности, интеллекта и способностей можно самостоятельно писать свою историю, жизнь будет произведением, творением рук человека.

Человек видит мир трехмерным, но физических измерений, по предположениям ученых, гораздо больше, возможно их неисчислимое количество. Психология тоже изучает измерения, только это измерения внутренних миров . И в этом плане, сколько людей, столько и измерений. Пессимист видит мир в сером свете, для оптимиста мир яркий и светлый. И это не просто метафора.

Совсем недавно немецкие ученые выяснили, что при тяжелых формах депрессии люди действительно начинают видеть мир в сером цвете. Нарушается чувствительность нейронов сетчатки глаз к контрастным оттенкам, в результате мир в прямом смысле слова тускнеет.

Важно помнить, что люди с противоположными убеждениями и укоренившимися взглядами на мир и судьбу, вряд ли поймут друг друга, ведь они словно живут в разных мирах. У каждого своя правда и свое на нее право.

Невозможно представить себе до конца что чувствует и думает другой человек, как он живет. Один вырос среди насилия, у него судьба-злодейка, а другой рос как тепличное растение, и для него судьба бесконечно добрая.

Верить ли в судьбу?

Психика – это функция мозга, заключающаяся в субъективном отражении объективной реальности. Получается, что весь видимый мир – это всего лишь отражение реальности, ведь человек воспринимает его необъективно.

Безусловно, есть врожденные психические особенности, но и есть и те, что формируются , воспитываются, созревают. Также есть и вещи внешнего мира, на которые человек или может или не может влиять.

Например, каждый ждет как чуда и надеется, что судьба пошлет ему любовь, женщину или мужчину, с которым можно будет прожить счастливо всю оставшуюся жизнь.

Если человек приложил усилия, искал партнера, а не просто ждал, когда он постучит в дверь, люди скажут: «Заслужил, искал, не сдавался, поэтому и нашел!». Если же он не искал, а встретил любовь случайно на улице, скажут: «Ему улыбнулась удача! У него счастливая доля!».

Но как узнать наверняка, что в первом случае встреча зависела от проделанных усилий, а во втором не было ни одного, даже незначительного действия, которое бы ни привело к знакомству?

Человек не может силой мысли изменить врожденные рефлексы, данные генетически особенности, социальные и природные катаклизмы, не может заставить суженого или суженую появиться в его жизни, но он может косвенно повлиять на все эти события, суметь, учитывая их вероятность, лучшим образом организовать свою жизнь .

Неизменно прошлое, но настоящее в руках человека. Былое невозможно пережить заново или изменить, но всегда можно поменять свое отношение к нему и позаботиться в настоящем о будущем.

Если есть выбор во что верить, то почему бы не верить в хорошее , в то, что судьбу и жизнь можно изменить к лучшему? Тем более, что у других людей это получалось! Примеров того, как человек кардинально изменил судьбу в лучшую строну, великое множество!

Если индивид уверен, что все плохо, будет еще хуже и ничего не изменить, тогда незачем и стараться. В таком случае нет личной ответственности, не принимаются волевые решения, не прилагаются усилия – человек пассивен. Если так, то свободы выбора для такого человека и возможности изменить свою судьбу, и вправду нет . Но и это личный выбор.

Если же человек верит в то, что все в мире устроено правильно и гармонично, что все всегда случается к лучшему и лично у него все будет хорошо, стоит только
приложить достаточно усилий, у него совершенно иная, добрая, созидательная вера и, соответственно, иная судьба, не злой рок, а улыбчивая фортуна.

То, как относиться к жизни, что понимать под словом «судьба», и как отвечать на вопрос о том, можно ли ее изменить, каждый выбирает сам! Этот выбор всегда остается за человеком.

Но, несомненно, лучше верить в счастливую долю, в то, что собственными активными действиями, позитивными мыслями, работой над собой, креативными идеями, целеустремленностью и оптимизмом можно сделать себя счастливее, а в случае проблем не падать духом, а делать выводы, изменяя жизнь и судьбу в лучшую сторону!

Верите ли Вы в то, что судьбу можно изменить?

Астрологи называют гороскопом изображение положения планет на небе в определенный момент времени, чаще всего нахождение планет описывается в зависимости от знаков , которые делят небесную сферу на двенадцать частей. С древних времен люди верили, что рожденные под одним знаком имеют схожие характеры и судьбы, на их жизнь влияет расположение планет и созвездий.

Первые астрологические верования появились несколько тысячелетий назад в Месопотамии, а первые индивидуальные начали составлять примерно в пятом веке до нашей эры.

Удивительно, но уверенность в том, что происходящее в космосе влияет на мельчайшие детали жизни человека – вплоть до мелких неурядиц и смены настроения – сохранилась до наших дней.

Почему нельзя верить гороскопам?

Астрофизики, астрономы и другие ученые уверенно заявляют, что доверять не стоит, так как является лженаукой. Их объяснение очень простое – астрологи часто опираются на расположение созвездий, тогда как с научной точки зрения созвездий не существует: звезды в их составе находятся на очень далеких друг от друга расстояниях, некоторые из них уже и вовсе , просто свет от них слишком долго доходит до Земли.

Несколько простых экспериментов помогли подтвердить необоснованность . В одном из них американский психолог раздал студентам текст с одной и той же характеристикой личности, но сказал, что это индивидуальные описания, составленные им для каждого человека. Он попросил оценить соответствие этих гороскопов реальности по пятибалльной шкале – средняя оценка оказалась равной 4,5, то есть большинство студентов решили, что эти характеристики почти точно описывают их. Такие случаи в науке называются «эффектом Форера»: если использовать в описании общие фразы, довольно расплывчатые предложения, то заметить подвох невозможно.

При составлении гороскопов астрологи пользуются этим эффектом: они пишут не о конкретных событиях или подробных чертах личности, а о более общих, и обязательно указывают то, что существует небольшое количество исключений, это полностью снимает с них ответственность.

Случаи соответствия гороскопов реальной жизни объясняются либо простым совпадением, либо тем, что человек, зная свою «судьбу», начинает неосознанно подчиняться ей и перестраивать свое поведение.

Тем не менее гороскопы продолжают существовать, а значительная часть людей до сих пор в них верит. В сложных ситуациях доверие к астрологии возрастает, это помогает найти выход в затруднительных положениях, сделать правильный выбор, разобраться в своих желаниях и чувствах.

Уважаемый батюшка. Объясните можно верить в гороскопы и в астрологические прогнозы?

Я занимаюсь боксом и на соревнованиях и на спаррингах (тренировочные бои на тренировке) приходиться снимать крестик, но я закладываю в гетры. Как мне быть, что делать с крестиком? И вообще бокс не является греховным занятием?

Подскажите ещё, я после крещения так и не причастился и не исповедовался! Как подготовиться к исповеди. После того как крестился, у меня за каждый неправедный поступок оставался осадок на душе как кто-то говорил, что это не надо было делать!

Как мне не совершать греховные поступки? Укажите, пожалуйста, молитву от искушения.

Магадан, Владимир, 15 лет.

Отвечает священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря:

Необходимо различать астрономию (греч. astron – звезда; nomos – закон) и астрологию (astron; logos – учение). Первая возникла для удовлетворения практических потребностей: составления календаря, мореплавания, метеорологии. Накапливая знания и совершенствуя методы, она постепенно сформировалась в точную науку. Астрология зародилась в лоне халдейского языческого культа. К науке она имеет такое же отношение, как гепатоскопия (гадание по печени животных) к физиологии. Астрология в течение тысячелетий изощрялась в своих разработках и построениях, но ни на йоту не изменила своей идолопоклоннической сущности. Она всегда была разновидностью языческого фатализма. Святые пророки обличали астрологов как занимающихся богопротивным делом: «Сойди и сядь на прах, девица, дочь Вавилона; сиди на земле: престола нет, дочь Халдеев<...> Ты утомлена множеством советов твоих; пусть же выступят наблюдатели небес и звездочеты и предвещатели по новолуниям, и спасут тебя от того, что должно приключиться тебе. Вот они, как солома: огонь сожег их, - не избавили души своей от пламени» (Ис.47:1,13-14). Святитель Григорий Богослов пишет, что она оскорбляет Божественный Промысел. «Для многих, родившихся под разными звездами, равная участь и на море, и на войне. Кого связывали звезды, тех не связал между собою одинакий конец. А других, хотя разделили звезды, одинаковая соединила кончина» (Слово 5, о Промысле). Живучесть ее объяснить нетрудно. Она является подменой истинной религии. Христианство, имея цель исправить нашу греховную природу, требует от человека духовно-нравственных трудов и подвига. Астрология освобождает его от этой работы. Слово Божие учит, что автором всех духовных подмен является диавол. Через астрологию он отводит людей от Бога. Кто увлекся гороскопами, тому не нужно молиться Богу. Достаточно лишь подстраиваться под результаты вычислений. В наше время астрология является живучей по причине оторванности большинства людей от религиозных корней. Выросшие вне традиции, многие люди становятся жертвами лжедуховности.

Дорогой Владимир! Вы сами чувствуете, что не все благополучно в ваших занятиях, если Вам приходиться снимать с себя святыню. Освященная рука священника надела на Вас нательный крест в день Вашего духовная рождения. Поэтому никакая неосвященная рука не дерзает его снимать. Есть много примеров, когда люди отказывались снимать с себя крест, не страшась даже смерти.

Спорт, которым Вы сейчас занимаетесь, родился из практики кулачных боев, появившихся во II тысячелетии до Р.Х. в таких языческих странах как Египет и Вавилон. Когда Русь приняла христианство, пастыри Церкви стремились показать нравственную пагубу подобных развлечений. Упорных даже отлучали от церковного общения. Позже в России как христианском государстве кулачные бои были запрещены. В Своде Законов, изданном в 1832 году, было записано: "Кулачные бои, как забавы вредные, – вовсе запрещаются" (ч. IV, ст. 180,). Святые отцы заповедали нам удаляться от всего, что мешает нашему спасению, вызывая у нас нехристианские чувства и настроения.

Святого крещение вводит нас в Церковь. Бог очистил и освятил Вас. Чтобы быть достойным той благодати, которой Вас сподобил Господь, надо жить в молитвенном опыте Церкви, по ее традициям и уставам. Духовно полнокровными нас делает регулярное участие в святых церковных таинствах (прежде всего, исповедь и Причастие). К таинству покаяния надо всегда готовиться: вспомнить все свои грехи и иметь решимость исправиться. Чтобы молитвенно подготовиться к Причастию, надо накануне прочитать Последование ко святому Причащению, три канона: Господу нашему Спасителю, Матери Божией и Ангелу Хранителю. Необходимо также быть на вечернем богослужении и попоститься.

Приметы и суеверия

В течение многих веков и сотен лет человечество неустанно верит во всякие приметы, суеверия. Не имея рационального объяснения, какой либо естественной причины, люди списывают все это на загадки судьбы и мироздания. Раболепно верят и склоняются перед каждой мелочью, по сути, вера в которую, является просто абсурдной и смешной. Одни хотят «умилостивить» судьбу, другие, хотят легкой удачи, наживы и денег, третьи верят из суеверного страха, четвертые потому, что бабушка верила и так далее. Действительно ли, приметы и суеверия таят в себе неопознанную силу управления судьбой человеческой, таят в себе скрытый смысл и тайну? Имеют ли, они влияние прямое или косвенное на нашу жизнь и смерть?

Давайте, непосредственно попробуем разобраться во всем этом, заглянув в самый корень и истоки. Многие приметы и суеверия пришли к нам из языческого прошлого, другие человечество придумывало по ходу времени и даже усовершенствовало.

Взять, к примеру, некоторые из таких моментов, ну хотя бы то, что нельзя просыпать соль. Данное суеверие возникло в те времена, когда специи привозили из-за границы, стоили они очень дорого, и позволить себе их могли не все, а лишь состоятельные слои общественности того периода. Посему просыпать соль считалось дорогим удовольствием, а не потому что соль, имеет какую то «божественную силу».

Но не стоит путать суеверия с общепринятыми традициями такими, как, например, организация и проведение поминок по усопшим.

Или постучать по дереву. Эта примета вообще пришла к нам со времен, когда люди по невежеству и глупости своей, поклонялись деревянным истуканам. Невежественные язычники думали, что эти истуканы являются их богами и создателями, а значить имеют силу исцелять, даровать благо, победу, счастье, могут наказывать и защищать. Однако с приходом христианства, сии идолы деревянные даже себя не смогли уберечь, и впоследствии отправились на задворки исторической помойки. Но суеверие в то, что деревяшка, имеет какую то, власть в управлении человеческой судьбой, в душах людей осталось.

Другой разительный пример, черная кошка, по сути, безобидное животное, попала в немилость во времена инквизиции, когда широкое распространение получили разного рода гонения на ведьм, колдунов и всех инакомыслящих, чья идеология не совпадала с идеологией Римской Католической Церкви.

Однако людской толпе, нужны были вразумительные объяснения, столь необоснованных массовых репрессий. Поэтому представители духовенства кормили необразованных людей байками о ведьмах и колдунах, летающих на метле, пожирающих младенцев живьем, наводящих порчу на крестьян и их имущества, о «зловещих» черных кошках. А так как научные достижения того времени оставляли желать лучшего, а самих ученых придавали смерти на костре, «святые отцы» пользовались сей благоприятной почвой, удобренной незнанием и невежеством средневекового человека «во благо церкви». Служителям церкви не надо было искать заковыристого повода, что бы отобрать землю, урожай и имущество у преуспевающего дворянина или крестьянина, стоило только обвинить его в колдовстве. Все, напичканная «байками из склепа» толпа сама требовала расправы…

Стоит только, ничего не подозревающему посетителю переступить порог такого шарлатана, как у него найдется сразу множество неизлечимых болезней, перед которыми любая самая продвинутая в мире медицина бессильна. Или же жил человек себе счастливо нечего не подозревал, радовался жизни, а оказывается уже занесла над ним свою черную руку. Или же беды и несчастья вырыли яму у него на пути. Напуганные паническим страхом смерти, болезней, неудач, катастроф, банкротства и конца света простаки, сами выложат крупную сумму кровно заработанных денег, лишь бы отвести беду. Другие же наоборот, переполненные фантазиями о вдруг внезапно свалившемся на них счастье и легком богатстве и успехе, или вдруг внезапно возникшей любви неприступной соседки Маши. Так же выложив кругленькую сумму, своему «благодетелю», они покидают дом шарлатана, в преддверии скорой удачи, забыв категорический наказ, не есть из посуды, на которую садилась черная муха или рядом с которой пробегал рыжий таракан. А ведь в случае неудачи им их как причину разбитых мечтаний приведет аферист.

Однако многие могут возразить, мол, было такое что мне или моему соседу реально «помогли» колдуны — ведуны, и всякого рода экстрасенсы. Мол, все, что не сказали, все сбывалось.

Теперь пришел момент для того что бы взглянуть на все это с точки зрения теологии. В Торе и Библии, об этом ясно сказано. Но более четкий ответ на все это дает Коран. Дарующим милость, знающим сокровенное, исцеляющим, и имеющим реальную власть над судьбой человека, является лишь его Создатель – Единый и Единственный в своих именах и атрибутах Бог! Ни что не творится в мире сем без Его на то соизволения. Или как говорится в простонародье – «на все воля Божия».

Как же тогда колдун или предсказатель может читать будущее, сокрытое под семью печатями? Все очень просто, реальные колдуны являются напрямую пособниками дьяволов и сатаны. И именно дьяволы передают им часть сокровенного, того что они успели подслушать из разговора ангелов. Как правило, подслушавший дьявол или черт, бывает побит ангелами, но он успевает передать знание своему пособнику, тот в свою очередь передает это колдуну или ведьме, те же в свой черед, приукрасив кучей разного рода пикантного вранья, вещают об этом посетителю.
Но никогда никакой колдун и предсказатель или экстрасенс не сможет вам сказать всего полностью. Зачастую они обосновывают это тем, что мол, вот что вижу «туманно» или видение неясно или другим похожим способом. Многим не раз такое приходилось слышать.

Однако многие опять же спросят, какой смысл дьяволам или чертям, передавать часть украденного знания ими людям? Причина опять же проста. Передавая колдуну, а через него легкомысленному человеку знание, дьявол преследует более глобальную цель, чем нам кажется.

Суть же этой цели в том, что человек отвращаясь от веры в Единого Бога, начинает верить во всякую глупость, сам того не зная, впадает в многобожие, что навеки его лишает прощения и надежды удостоиться Божьей милости, если он умрет в таком состоянии не раскаявшись. То есть – прямая дорога в Ад.

А посему, не надо верить в то, что само по сути своей является созданным, и что не в силах не навредить, не принести счастье. Как может человека, защищать какой то, камень или талисман, который сам себя защитить не в силах?
Уповайте на Единого Бога, лишь Он Всемогущ и Вечен, остальное же тленно и не совершенно.

Сергей Худиев в проекте “Диалог с атеистами: православные аргументы”

Мы можем чувствовать правоту своей веры, но не всегда можем ее объяснить или доказать человеку неверующему, в особенности тому, у кого наше мировоззрение почему-то вызывает раздражение. Разумные вопросы атеиста могут поставить в тупик даже самого искренне верующего христианина. О том, как и что отвечать на распространенные аргументы атеистов в очередной видеотрансляции на говорит в проекте наш постоянный автор . Следите за новостями, чтобы не пропустить очередной прямой эфир, во время которого вы сможете задать вопросы.

В последних выпусках мы говорили и о вопросах, связанных с ним. В ответ пришло много вопросов и возражений от читателей. Попробуем на них ответить.

О происхождении от обезьяны

Но разве библейский рассказ о сотворении человека и научное представление о биологической эволюции не противоречат друг другу?

В христианской среде существуют разные мнения о том, как следует понимать рассказ о сотворении в первой главе книги Бытия, и как относиться к теории эволюции. Это нормально, Церковь - не КПСС. В православной вере существуют догматы - то есть те вероисповедные положения, которые обязательны для всех православных христиан, в которых все православные христиане по определению согласны. Отказ признавать догматы автоматически выводит человека за пределы Церкви. Однако внутри пространства, огражденного догматами, происходит весьма интенсивная интеллектуальная жизнь - высказываются различные точки зрения, ведутся дискуссии, вы можете столкнуться с совершенно разными позициями по тем или иным недогматическим вопросам.

Здесь я не ставлю перед собой задачи утверждать или опровергать эволюционную теорию как таковую. Я выступаю в качестве христианского апологета, а не популяризатора науки, и собираюсь ответить на другой вопрос - противоречит ли в принципе христианская вера в творение биологической теории эволюции. И ответ на этот вопрос - нет, в принципе не противоречит.

Православный христианин и выдающийся эволюционный биолог, один из создателей синтетической теории эволюции, Феодосий Добжанский, писал в своем эссе , посвященном эволюции: «Я креационист и эволюционист…. Приходит ли эволюционная доктрина в столкновение с религиозной верой? Нет. Рассматривать священное Писание как школьный учебник по астрономии, биологии, геологии или антропологии - грубая ошибка. Воображаемый (и неразрешимый) конфликт возникает только тогда, когда символы Священного Писания истолковываются в том смысле, который в них никогда не вкладывался»

Но что же все таки произошло на самом деле - человек эволюционировал из обезьяны или сотворен Богом?

Сама постановка вопроса впадает в ту же ошибку, о которой мы говорили. Это как спрашивать: «Машина едет потому, что в двигателе происходят такие-то химические реакции или потому, что Иван Иванович решил отвезти свою семью на дачу?» Это смешение двух типов вопросов - «как именно развивается тот или иной процесс» и «по чьей воле и с какой целью он так развивается».

Само противопоставление «сотворен – эволюционировал», «природные процессы – вмешательство Бога» бессмысленно в мире, каждый квант которого создан и поддерживается в бытии Творцом. Не существует никаких независимых от Бога «естественных процессов». Для священнописателей Бог несомненно присутствует в явлениях природы – привычных, повторяющихся из года в год, в нашем представлении вполне «естественных»: «Ты произращаешь траву для скота, и зелень на пользу человека, чтобы произвести из земли пищу, и вино, которое веселит сердце человека, и елей, от которого блистает лице его, и хлеб, который укрепляет сердце человека» (Пс 103 :14,15) Вся вселенная, каждый ее атом, каждая капля дождя пронизаны творящим присутствием Создателя. В поразительном 138 псалме говорится:

«Не сокрыты были от Тебя кости мои, когда я созидаем был в тайне, образуем был во глубине утробы. Зародыш мой видели очи Твои; в Твоей книге записаны все дни, для меня назначенные, когда ни одного из них еще не было» (Пс 138 :15,16).

Беременность – естественный процесс, но, если мы принимаем свидетельство псалмопевца, он был одновременно и актом Божьего творения. Это так и в отношении происхождения видов – эволюция не противостоит творению, она является творением. Глядя, как симфония мироздания достигает своей кульминации в появлении человека, мы можем воскликнуть вместе с богодухновенным автором псалма: «Славлю Тебя, потому что я дивно устроен. Дивны дела Твои, и душа моя вполне сознает это» (Пс 138 :14)

Еще раз отмечу, что не оцениваю здесь саму по себе биологическую теорию эволюции - я не биолог и не специалист в этой области. Есть биологи и специалисты, которые ее принимают, оставаясь при этом вполне традиционными христианами - например, я могут обратить ваше внимание на книгу очень известного американского генетика Френсиса Коллинза, который сейчас возглавляет Национальный Институт Здоровья, «Доказательства Бога». Коллинз подробно объясняет, почему, как христианин, он верит в сотворение, и как биолог - в эволюцию.

Но при этом нам стоит еще раз отметить, что происхождение человека, как существа, наделенного сознанием, мышлением, свободной волей, стремлением к пониманию и смыслу – т.е. душой, не может быть полностью объяснено в рамках теории эволюции – и какой либо научной теории вообще. Ископаемые останки, исследования ДНК и другие методы науки, могут пролить некоторый свет на творение человеческого тела, но в принципе не могут сказать нам о том, как свет разума, совести и веры явился в наших предках. Здесь мы оказываемся перед лицом фундаментального отличия человека от других живых существ, которое является свидетельством удивительного акта Божественного творения.

Но разве теория эволюции не является атеистической?

Как говорится в «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви»: «…с одной стороны, в естествознании нет теорий атеистических и религиозных, но есть теории более или менее истинные. С другой – религия не занимается вопросами устройства материи».

Не бывает «атеистических» или «религиозных» научных теорий - по крайней мере, до тех пор пока они остаются научными.

Другое дело, что нам стоит обозначить разницу между «эволюцией» как биологической теорией - которая и должна оцениваться по научным критериям, и «эволюционизмом» как мировоззрением, которое выходит уже очень далеко за рамки собственно науки. «Эволюционизм» – это мировоззрение, которое выражает, например, французский ученый (и атеист) Жак Моно: «Чистая случайность, абсолютно свободная, но слепая лежит у самых корней величественного здания эволюции, и в результате человек, наконец, знает, что он одинок в бесчувственных глубинах вселенной… Жизнь вообще и человек в частности - явление уникальное, единственное творение необъятной Вселенной, возникшее вопреки планам природы… Человек должен наконец пробудиться от тысячелетнего сна, и, пробудившись, он окажется в полном одиночестве, в абсолютной изоляции. Лишь тогда он наконец осознает, что, подобно цыгану, живет на краю чуждого ему мира. Мира, глухого к его музыке, безразличного к его чаяниям, равно как и к его страданиям или преступлениям… Человек наконец сознает свое одиночество в равнодушной бескрайности Вселенной, из которой он возник по воле случая».

Утверждения, содержащиеся в этом отрывке, могут зачаровывать своей мрачной поэтичностью, но они не имеют отношения собственно к науке. Наука характеризуется своим методом. Этот метод включает в себя сбор данных, путем повторяющихся наблюдений и воспроизводимых экспериментов, выдвижение гипотез, которые могли бы объяснить эти данные, а потом верификацию (подтверждение) или фальсификацию (опровержение) этих гипотез. К области естественных наук относятся утверждения, которые можно подтвердить (позитивный критерий) или опровергнуть (негативный критерий Карла Поппера) при помощи наблюдений и экспериментов. Научны ли заявления, что «слепая случайность лежит у самых корней величественного здания эволюции», «человек возник по воле случая» и тому подобные? Не существует экспериментов - или наблюдений - которые могли бы подтвердить или опровергнуть эти тезисы. То, что воинствующие атеисты выдают за науку, на самом деле - философия, которая не может быть подтверждена научно. Разумеется, эта философия неприемлема для христианина; но и с точки зрения добросовестного ученого она представляет собой злоупотребление понятием «науки». Идеологизация - это не грех науки; это грех против науки. В ХХ веке самые людоедские идеологии - и коммунизм, и расизм, и социал-дарвинизм - апеллировали к теории эволюции, и настороженность верующих людей тут вполне объяснима. Однако порочные люди способны извратить и использовать все что угодно в своих порочных целях. Составлять мнение о научной теории по безбожным идеологиям, которые объявляют ее «своей» было бы неверно.

Утверждения метафизического характера мы можем и должны отвергнуть – тем более, что наука их никак не доказывает и доказать в рамках своего метода не может. А вот в том, что касается собственно биологии, – было бы ошибкой думать, что наша вера стоит или падает в зависимости от успеха той или другой научной теории.

На заставке фрагмент фото Zweer de Bruin/www.flickr.com

(14 votes, average: 4,71 out of 5)

Комментарии

    Февраль 15, 2019 1:17

    ТЕИСТИЧЕСКАЯ ЭВОЛЮЦИЯ ПРОТИВОРЕЧИТ ДОГМАТУ О ЕДИНОВРЕМЕННОСТИ ТВОРЕНИЯ ДУШИ И ТЕЛА, КОТОРЫЙ БЫЛ УТВЕРЖДЕН НА 5 ВСЕЛЕНСКОМ СОБОРЕ

    Согласно теории эволюции человек произошел от обезьяны (или от общего предка с обезьяной, как иногда поправляют, хотя в широком смысле обезьянами принято называть любых приматов). А согласно Церкви Бог сотворил человека из праха земного, вдунув в этот прах свой Дух. Теоэволюционисты пытаются примирить эти две точки зрения следующим образом. Они говорят, что Бог вдунул свой Дух в тело обезьяны (то есть некоего антропоморфного примата, который практически не отличался от нынешнего человека телесно, только отсутствием Духа). Это утверждение, в частности, сталкивается со следующими противоречиями:

    1. По утверждению теоэволюционистов тело человека было сотворено Богом до его души (было антропоморфной обезьяной). Точка зрения, согласно которой тело человека существовало до его души называется “ересью о предсуществовании тел”, по аналогии с ересью о предсуществовании душ. Обе эти точки зрения осудил 5 Вселенский Собор:

    “Церковь, наученная Божественными Писаниями, утверждает, что душа сотворена вместе с телом, а не так, что одно прежде, а другое после… Бог одновременно создал и тело и душу, то есть полного человека”.

    Из этого решения следует, что «душа и тело творятся одновременно, а последовательность творения, о которой говорится в Быт.2:7, следует понимать логически, а не хронологически», как пишет Олег Давыденков разъясняя решение Собора в своем учебнике по догматическому богословию.

    «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою» (Бытие 2:7).

    То есть: то, что описание создания тела Адама предшествует описанию его одушевления не значит, что эти два действия совершились в разное время. Они совершились единовременно. Это соборно утвержденная вероучительная истина, то есть догмат. Поэтому продолжать толковать данный стих хронологически, как это делают теоэволюционисты - значит отрицать официальное вероучение Церкви, то есть, исповедовать ересь.

    Догмат о единовременности творения души и тела также отражен в Точном изложении православной веры Иоанна Дамаскина:

    «Тело и душа сотворены в одно время; а не так, как пустословил Ориген, что одно прежде, а другое после» (гл.12).

    Григорий Нисский более подробно останавливается на этом вопросе. Вот две его пространные цитаты касательно ереси о “предсуществования тел”:

    Рассмотрев оригенистскую ошибку “предсуществования душ”, св. Григорий продолжает:

    «Другие же, держась описанного Моисеем порядка в устроении человека, говорят, что душа по времени вторая после тела. Поелику Бог, сперва взем персть от земли (Быт.2,7), создал человека, а потом уже одушеви его вдуновением; то на сем основании доказывают, что плоть предпочтительнее души, вошедшей в предварительно созданную плоть. Душа, говорят они, сотворена для тела, чтобы не быть ему тварью бездыханной и недвижимой. А все, делаемое для чего-нибудь, конечно малоценнее того, для чего делается… учение тех и других равно не может быть принято» (Об устроении человека, XXVIII).

    Конкретно опровергая учение о “предсуществовании тел”, св. Григорий говорит: «И я думаю, посредине между этими предположениями должно правиться в истине наше учение. И значит это не думать, согласно эллинскому обману, будто души, вращавшиеся вместе со вселенной, отяготились каким-то пороком и, не способные угнаться за скоростью движения полюса, ниспали на землю; и не утверждать также, будто бы человек был предварительно создан Словом, как будто статуя из брения, и для этого-то изваяния появилась душа (ведь тогда умная природа окажется менее ценной, чем статуя из брения)… Так как человек, состоящий из души и тела, един, нужно предполагать одно общее начало его состава, так, чтобы он оказался ни старше, ни младше самого себя, когда телесное первенствовало бы в нем, а остальное последовало бы… Ведь по апостольскому наставлению природа наша умопостигается двоякой: человека видимого и сокровенного (1 Пет.,3,4). Тогда если одно предсуществовало, а другое появилось после, то обличится известное несовершенство силы Создавшего, недостаточной для мгновенного создания всего, но разделяющей дело и занимающейся отдельно каждой из половин» (Там же, XXVIII, XXIX).

    2. Следующее, что следует из тео-эволюционизма – это отрицание того, что человек был создан из праха земного. Утверждается, что земной прах – это обезьяна в которую Бог якобы вдунул свой Дух. Это утверждение сталкивается со следующими противоречиями:

    2.1. В Писании написано:

    “И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою” (Бытие 2:7).

    Обращаю ваше внимание на то, что “человек стал душею живою” только после того как Бог вдунул в него свой Дух. До этого момента то, что впоследствии стало телом человека было просто землей. А согласно тео-эволюционистам человек был «душею живою» еще до того, как «Бог вдунул в него дыхание жизни». Это прямо противоречит словам Библии.

    2.2. Если человек не был сотворен из земли, то следующие слова теряют смысл:

    «Земля еси, и в землю отъидеши» (Быт. 3, 19).

    2.2. Святые отцы (по писаниям которых мы, согласно 6 Вселенскому Собору должны толковать Библию) всегда понимали под землей именно обычную землю. Иоанн Златоуст вообще специально предостерегал от того, чтобы перетолковывать это место по “соображениям слабого ума своего”:

    «Сказано не просто: взял землю, но - персть, то, что, так сказать, в самой земле всего легче и ничтожнее. Это кажется тебе необычайным и странным. Но если помыслишь, кто - Творец, то уже не будешь не верить событию, а подивишься и преклонишься перед могуществом Создателя. Если же вздумаешь судить об этом по соображениям слабого ума своего, то, верно, придешь к такой мысли, что из земли никогда не может быть тела человеческого, но будет или кирпич, или черепица, только не такое тело» (Иоанн Златоуст, свт. Беседы на книгу Бытия).

    Октябрь 28, 2018 2:31

    Эволюционный антропогенез противоречит христианской догматике. К столь категоричному суждению я пришел после ознакомления с отношением СВЯТЫХ 19 и 20 века к эволюционному антропогенезу и идеи возникновения одних видов из других. Я не нашел ни одного защитника эволюционного антропогенеза среди святых последних 150 лет. Напротив, все те, кто о нем высказывался говорят о несовместимости с христианством и даже называют ересью. В числе этих святых, цитаты которых я для иллюстрации приведу ниже, Феофан Затворник, Николай Сербский, Иустин Попович, Лука Войно-Ясенецкий, Иоанн Кронштадтский, Паисий Святогорец, Варсонофий Оптинский.

    Заметьте я не говорю про космологию и космогонию – только про антропогенез и превращение одних видов в другие – и не отменяю многих подлинно научных фактов существующих внутри теории эволюции, например микроэволюцию.

    Проблема с теорией эволюции в том, что ее предмет пересекается с христианством, многие ее посылки сугубо спекулятивные, и поэтому она является больше философией, чем научной теорией, о чем говорят в частности те же вышеупомянутые святые и что убедительно доказывает отец. Серафим Роуз в своей критике эволюционизма.

    Потом, эволюционная антропология предполагает эволюционную психологию, чьи объяснения происхождения и устройства социальных отношений, альтруизма, человеческих пороков, эмоций так же несовместимы с христианством и так же являются философскими.

    Помимо этого, теория эволюции несовместима с православным догматом о природе смерти, о том, что всякое живое существо было до грехопадения бессмертным.

    Возвращаясь к духовным авторитетам: например для преподобного Паисия Святогорца (†1994) теория эволюции и вовсе стала камнем преткновения: в детстве он из-за нее чуть не потерял веру во Христа и до конца жизни был ее противником. А это вероятно самый авторитетный святой 20 века, безупречность духовной жизни которого ни у кого никогда не вызывала сомнений. Из современных людей, которых я считаю именно духовными авторитетами я так же не знаю ни одного апологета эволюционного антропогенеза и идеи возникновения одних видов из других.

    Каков мой лейтмотив? Помимо прочих доводов - как против теории эволюции самой по себе, внутренних противоречий, так и несовместимости с догматикой Церкви - я предлагаю сопоставить духовный авторитет сторонников эволюционного антропогенеза и его противников, святых. А так же попытаться найти современных святых, которые допускали эволюционный антропогенез (таких не знаю). По-моему мнению это есть самое убедительное доказательство несовместимости эволюционизма с христианством.

    Свт. Феофан Затворник:
    «Все их мудрования - карточный дом: дунь и разлетится. По частям их и опровергать нет нужды, а достаточно отнестись к ним так, как относятся к снам… Точно такова теория образования мира из туманных пятен, с подставками своими - теорией произвольного зарождения, дарвиновского происхождения родов и видов и с его же последним мечтанием о происхождении человека. Всё как бред сонного.» (Мысли на каждый день года по церковным чтениям из Слова Божия)
    «У нас теперь много расплодилось нигилистов, естественников, дарвинистов… - что ж, вы думаете, Церковь смолчала бы, не подала бы своего голоса не осудила бы и не анафематствовала их, если бы в их учении было что-нибудь новое? Напротив, собор был бы немедленно, и все они, со своими учениями, были бы преданы анафеме; к теперешнему чину Православия прибавился бы лишь один пункт: «Бюхнеру, Фейербаху, Дарвину, Ренану, Кардерку и всем последователям их - анафема!» Да нет никакой нужды ни в особенном соборе, ни в каком прибавлении. Все их лжеучения давно уже анафематствованы»
    «Когда мы характеристику человека перенесем в дух, тогда вся теория Дарвина падает сама собой. Ибо в происхождении человека надо объяснить не то одно, как происходит его животная жизнь, но то паче, как происходил он яко духовное лицо в животном теле с его животного жизнью и душою»

    Прп. Николай Сербский:
    Святитель Николай Сербский твердо заявляет: дарвинизм и христианство не смешиваются. Это обман и самообман: «Не дайте прельстить себя тем, кто утверждает: дарвинизм и Христианство можно примирить. Что общего у лжи с истиной, у веельзевула со Христом? Если этот компромиссный, дипломатический вариант предлагают вам даже некоторые западные пресвитеры и епископы – решительно их отвергните. Когда дело касается Божественной истины, открытой нам Спасителем, дипломатия недопустима. Вспомните, как Святые Отцы Церкви на Вселенских Соборах вплоть до мученичества ратовали против пусть даже одного ложного титула и запятой, привнесенных в истину Божию».
    (Святитель предупреждает тех христиан, которые полагают, что каким-то образом можно примирить христианство и дарвинизм. Многие современные христиане заключили компромисс со своей совестью. Они приняли на вооружение учение о теистической эволюции, которая позволяет совмещать эволюционную науку и веру. Таким образом они как эволюционисты могут подниматься по иерархической лестнице науки и одновременно как христиане могут рассчитывать на спасение и Царство Божие.)

    Прп. Иустин Попович:
    «То богословие, которое свою антропологию основывает на теории “научной” эволюции, есть не что иное, как противоречие в определении. На самом деле это богословие без Бога и антропология без человека. Если человек - не бессмертная, вечная и богочеловеческая икона Божия, тогда все богословии и антропологии не суть иное что, как трагические бессмыслицы»

    Свт. Лука (Войно-Ясенецкий):
    О недопустимости эволюционного перехода одних видов в другие: “Дарвинизм, признающий, что человек посредством эволюции развился из низшего вида животных, а не является продуктом творческого акта Божества, оказался только предположением, гипотезой, уже устарелой и для науки. Эта гипотеза признана противоречащей не только Библии, но и самой природе, которая ревниво стремится сохранить чистоту каждого вида и не знает перехода даже от воробья к ласточке. Неизвестны факты перехода обезьяны в человека. Бывает скорее обратное в порядке вырождения”.

    Прав. Иоанн Кронштадтский:
    «Недоучки и переучки не верят в личного, праведного, всемогущаго и безначального Бога, а верят в безличное начало и в какую-то эволюцию мира и всех существ, …и потому живут и действуют так, как будто никому не будут давать ответ в своих словах и делах, обоготворяя самих себя, свой разум и свои страсти. (…) В ослеплении они доходят до безумия, отрицают самое бытие Божие, и утверждают, что всё происходит через слепую эволюцию (учение о том, что всё рождающееся происходит само-собою, без участия Творческой силы). Но у кого есть разум, тот не поверит таким безумным бредням» (Новые грозные слова)

    Прп. Паисий Святогорец:
    То есть что же: по теории эволюции получается, что предком Христа была обезьяна? Какое богохульство! Но сторонники этой теории не понимают, что они богохульствуют. Они швыряют камень и, не глядя на то, сколько голов этим камнем будет разбито, хвалятся: “Я бросил камень дальше других”. Сегодня занимаются как раз этим – восхищаются тем, кто бросит камень дальше других. Но о том, сколько будет разбито голов у тех, на кого он упадет, такие люди не думают.

    Прп. Варсануфий Оптинский:
    «Английский философ Дарвин создал целую систему, по которой жизнь - борьба за существование, борьба сильных со слабыми, где побеждённые обрекаются на гибель, а победители торжествуют. Это уже начало звериной философии, а уверовавшие в неё люди не задумываются убить человека, оскорбить женщину, обокрасть самого близкого друга - и всё это совершенно спокойно, с полным сознанием своего права на все эти преступления» (Беседы с духовными детьми)

    Сентябрь 6, 2017 0:32

    Человеческий эгоизм воистину беспределен. Как легко соглашается большинство с тем, что якобы человек венец творения и выше всего стоит, и надо всем начальником поставлен… А не думали ли вы о другом, о том что развитие вида (например нашего) продолжается и не будет конца ему? Не стоит считать себя пупом Вселенной, человеки…Бог не ставит ни кого выше или ближе остальных (но это не точно)

    Май 5, 2017 17:24

    Религия и наука решают разные задачи, поэтому между ними не должно быть конфликта. Религия – это связь с Богом, и Бог открыл человечеству, что Он сотворил наш мир и человека. Наука исследует уже сотворённый Богом мир.
    Что касается возраста Земли, то здесь мы имеем антиномию, но антиномия должна преодолеваться не произвольным отбрасыванием одного из утверждения, а созданием теории, которая поднималась бы и над одним утверждением, и над другим, объясняя их объединяя. Именно такой путь мысли будет позитивным и плодотворным.

    Май 4, 2017 21:07

    То, что может быть и то, что есть, не одно и тоже.
    Во-первых, вопросы сознания, мышления и пр, это вопросы науки, наука изучает не только материю, но и ее свойства, к примеру информатика изучает нематериальную информацию, и тем не менее это наука. Пытаясь примирится с одной научной областью не стоит сражу же нападать на другую. Вопрос о том как устроен этот мир полностью в компетенции науки.

    Во-вторых, вопрос “сотворение ли эволюция? “можно переформулировать, к примеру так “существовала ли первая человеческая особь, не имеющая биологических родителей людей?” Скромные (и я бы сказал несколько скользкие) заявления о мире с наукой это может быть и неплохое начало, но скоро ли у религии хватит смелости сказать что к примеру христианину не следует врать о том, что Земле ок. 10 тыс лет, или делать другие заведомо ложные утверждения? Когда апологеты религии будут также легко заявлять что лженаука неприемлема для христиан (и не только на словах но и на деле), как сегодня они заявляют о том, как неприемлемы для христиан безбожные теории. (хотя научные теории как раз и являются безбожными, т.к в естествознании нет и не может быть религиозных теорий.)

    В-третьих в статье чувствуется намек на желание иметь возможность объявлять не понравившуюся научную истину, безбожной философией, тем самым маскируя конфликт науки и религии, за конфликтом религии и ереси, такое к сожалению не редкость, взять к примеру историю с Бруно, о котором нередко заявляют что все дело только в его ереси. Конечно тема конфликта религии и науки неприятна апологетам, но напоминать о конфликте необходимо, т.к проблема на стороне религии, и примирять религии с наукой нужно изнутри религий, т.е эта задача религиозных деятелей., в т.ч и ее апологетов.

Loading...Loading...