Святой мученик младенец гавриил белостокский. Память св

Первые мощи, к которым мне посчастливилось приложиться, были мощами святого мученика , маленького шестилетнего мальчика из православной семьи, много лет назад в наших местах замученного религиозными изуверами. Почему именно к ним? Просто тогда они были единственными, что хранились в Свято-Покровском соборе города Гродно. В небольшом ковчеге из жёлтого металла напротив южных алтарных врат.

Не скажу, чтобы тогда я был очень уж верующим, но приложиться смог. Я не оговорился, приложиться губами к останкам умершего человека способен далеко не каждый.

Помню, как группой из четырех человек мы приехали в Тихона Задонский монастырь. Встретили нас очень радушно и тут же открыли раку с мощами святителя Тихона.

Мы с матушкой возликовали и, положив поклоны, с благоговением поцеловали святые останки. Затем, обернувшись к сопровождавшим нас молодым людям, я сделал приглашающий жест, и неожиданно для себя увидел их одновременно вытянувшиеся лица с брезгливой складкой на губах.

Как-то, уже став священником, я приехал к себе на родину и зашёл в собор. К тому времени мощи младенца Гавриила перенесли в Польшу, а в Гродно оставалась только их частица. Вошёл в совершенно пустой собор и вдруг неожиданно почувствовал, как какая-то непреодолимая сила повлекла меня к этой самой частице. Иду, ощущая благовонный запах, а моё нутро наполняется радостью, граничащей с ликованием. На всю жизнь у меня осталась в памяти, как святой младенец мученик встречал меня в храме, где пролежал сорок шесть лет.

Потому представьте моё удивление, когда после назначения настоятелем восстанавливающегося сельского храма, затерянного в далекой русской глубинке, на одном из его столпов я увидел удивительно трогательный новописанный образ младенца Гавриила. До этого иконы Гавриила Белостокского я видел только у нас в западной Беларуси. Спрашиваю у старосты:

– Откуда здесь эта икона?

– Батюшка, дело случая. Это произошло несколько лет назад, когда в нашей школе у старшеклассников шли выпускные экзамены. Один из учеников изо всех сил старался получить высокие оценки. Юноша всё время проводил над учебниками и, что говориться, перетрудился. В один из вечеров его мама услышала непрекращающийся хохот, доносящийся из комнаты сына. Открыла дверь и всё поняла, а дальше её реакция была совершенно неадекватной. Вместо того чтобы вызвать скорую да вести сына в психушку, совершенно далёкий от веры человек, она побежала в церковь.

– Помогите!

– Хорошо, – согласился мой предшественник, – везите мальчика в храм. Будем молиться, все вместе.

А когда они приехали, начал служить молебен мученику младенцу Гавриилу. Смеющегося юношу усадили на стул. Он запрокидывал голову назад и всё ещё продолжал хохотать. К концу молебна с каноном мальчик постепенно стал затихать и наконец уснул. Потом, проснувшись, пришёл в себя, и, отдохнув несколько дней, благополучно досдал оставшиеся экзамены. Вот после этого чудесного исцеления родители мальчика и попросили написать для нашего храма икону святого мученика.

Для меня этот образ дорог ещё и как память о родине. Всякий раз, отправляясь домой, я прошу его благословения в дорогу, а приезжая в Гродно, первым делом бегу к нему же в собор.

Вскоре после появления в храме образа святого младенца Гавриила у отца настоятеля появилось желание на соседнем столпе поместить образ ещё одного святого ребёнка, отрока Артемия Веркольского.

Только свободных денег в восстанавливающемся храме всегда в обрез, а обстоятельства всякий раз складывались так, что пускать их постоянно приходилось на что-то другое, в этот момент более насущное. Потом его перевели на другое место служения, а мечта осталась. И наши верующие о ней рассказали.

Но теперь уже мне нужно было чинить протекающую крышу, ставить нормальные рамы и ещё много-много чего, а образ отрока Артемия так и оставался мечтой. Конечно, периодически мы о нём вспоминали, говорили между собой и даже собирались объявить сбор пожертвований, но всякий раз будто что мешало.

Как-то зашли в наш храм двое, мужчина и женщина, обоим уже за тридцать пять, а детей всё нет и нет.

– Знакомые советуют повенчаться, может Бог нас услышит и благословит ребёночком?

Я назначил им день венчания, они готовились к исповеди, причащались, а когда пришли венчаться, оказалось, что в тот день как раз вспоминали отрока Артемия Веркольского. Конечно, я пожелал им мальчика, потом они ушли.

Не знаю, как другие, но я не помню тех, кого крестил или венчал, особенно если это люди приезжие. И ещё, меня всегда умиляет, когда мама или бабушка подводят ко мне ребёнка лет шести и произносят с нотками разочарования:

– Ну как же вы нас не помните, батюшка, вы же нашу Лерочку ещё младенчиком крестили.

Конечно, Лерочка для бабушки единственная и неповторимая, а мне каждую субботу приносят по нескольку таких малышей. Где же всех упомнить?

Вот точно так же в одну из суббот появляются немолодые уже родители с младенчиком на руках, и смотрят на меня влюбленно, обожающими глазами. И я понимаю, что раз они так смотрят, значит, раньше мы с ними уже определённо пересекались. Как бы только вспомнить, где? Лица помню, но обстоятельства – никак.

– Батюшка, вот он, наш Артёмка! Спасибо вам, теперь мы пришли крестить нашего малыша.

Начинаю соображать: «Так, если я ещё не крестил этого мальчика, значит каким-то образом причастен к его появлению на свет. Каким? Только если я венчал его родителей. Скорее всего».

– И сколько времени прошло после венчания?

– Ровно год. Сегодня день памяти святого отрока Артемия Веркольского.

Я тут же их вспомнил и обрадовался.

После крещения отец подошёл ко мне и объявил:

– Батюшка, нам с женой очень хочется поблагодарить Бога. Он дал нам Артёмку, а мы берёмся подарить храму икону святого отрока Артемия.

Обрадовавшись, я тогда подумал: правильно говорят, что святой приходит в храм тогда, когда мы готовы его принять. Время исполнилось, он и пришёл. Мы обсудили практическую сторону написания иконы, и счастливые родители отправились исполнять обещание.

Прошёл месяц, другой. Никто не появлялся. Потихоньку мы уже стали забывать о том разговоре, как в храм заехала знакомая женщина-предприниматель, которая кроме всего прочего приходилась ещё и родной тёткой младенчику Артёмке. Разговорились, спрашиваю:

– Как там твои поживают? Что-то давно не появляются. Хотели нашему храму икону подарить и пропали. Ты вообще-то в курсе их обещания?

– Конечно, в курсе. Только знаешь, как получается? Хочется доброе дело сделать, и тут вмешивается какое-то экстренное обстоятельство, потом вдруг становится жалко денег, и исполнение обещанного откладывается из месяца в месяц. В довершение всего Артёмкин папа неожиданно потерял работу, так что, батюшка, теперь я у них за главного кормильца, да и поильца тоже. И ни о какой иконе для вашего храма не может быть и речи.

– Ладно, у них не получается, но ведь это ваши близкие люди, почему бы вам, родственникам, им не помочь и не исполнить взятый ими обет? Не такая уж это и большая сумма.

– А что, разве так можно?

Уже через неделю Артёмкина тётка ворвалась к нам с победно поднятой рукой:

– Батюшка, вот обещанная жертва на икону! Все родные сбрасывались с радостью, даже из Воронежа бабушка пятьсот рублей прислала.

Она вручает мне конверт:

– А это от меня, на оклад к иконе.

Ещё через месяц на том самом месте, которое и я после моего предшественника оставлял свободным, мы поместили образ святого отрока Артемия Веркольского. Стоит ли говорить, что папа мальчика Артёма очень скоро нашёл работу. Я об этом узнал, когда мы случайно встретились с ним в ГАИ, он регистрировал только что купленную иномарку, подержанную, правда, но ещё довольно крепкую.

Прошёл наверно ещё год, и в храм снова пришёл Артемий, только уже не тот младенец, а другой, молодой парень лет двадцати двух. И пришёл с большой-большой бедой.

Так получилось, что поздно вечером он вёл машину, там, у себя в городке, где жил. В одном из мест извилистая дорога делала резкий поворот. Обычно по вечерам это опасное место освещалось светом фонаря, но в тот злополучный вечер фонарь не горел. А несколько молодых девчонок, не обращая внимания, что уже поздно и водители могут их не увидеть, взявшись под руки, шли, перегородив дорогу, и беззаботно хохотали. Артём и двигался-то небыстро, но девушек заметил только в самый последний момент. Он резко выкручивает руль вправо, машину заносит, но всё-таки одну из них сбивает.

– Батюшка, она погибла. Я убил сестру моего лучшего друга. В их семье я практически и вырос, её родители не делали между нами различий. А теперь я стал убийцей их дочери, и одновременно дорогого мне человека. Что может быть страшнее?

– Ты пытался поговорить с ними? Попросить прощения?

– Да, но меня и на порог не пускают. Встреча произойдёт только на суде.

– Что тебе грозит?

– Мне всё равно, я даже хочу, чтобы меня посадили.

– Почему ты пришёл ко мне?

– Не знаю, я и в церковь-то прежде никогда не заходил. Сегодня практически в первый раз.

Артём пришёл неожиданно, а у меня ещё целая куча дел. Тогда я посадил юношу к себе в машину, и мы проездили с ним часа два. Потом вернулись в церковь, и я предложил ему помолиться перед образом его святого. Беда привела человека в храм и первый раз в его жизни заставила молиться.

Он приезжал ещё несколько раз и молился святому отроку Артемию Веркольскому. Однажды он позвонил и назвал дату судебного разбирательства, а я не удивился, что суд был назначен в день его именин. И самое главное, в суде они наконец встретились и обнялись. Стояли так вместе и плакали.

После этого случая икону святого отрока украсил первый золотой перстень.

Маленький Артёмка давно уже вырос и учится в школе, иногда я бываю у них в семье, но мне так и не удалось подвигнуть его родителей к чему-то большему, как только освятить квартиру, а Артём меня радует, он стал настоящим христианином. Сейчас живёт в столице, часто бывает в храме. Нас тоже не забывает и периодически звонит. А тут вот недавно приехал и привёз нам икону Пресвятой Богородицы «Нечаянная Радость».

Из многих стран мира едут паломники в древнюю столицу Грузии, город Мцхету, где в женском монастыре Самтавро покоятся мощи старца Гавриила Ургебадзе - величайшего духовного подвижника XX века. При жизни авторитет старца был столь высок, что после блаженной кончины, последовавшей в ноябре 1995 года, потребовалось лишь семнадцать лет (необычайно короткий срок) для прославления его в лике святых Грузинской православной церкви.

Детство и юность будущего святого подвижника

Старец Гавриил Ургебадзе, пророчества которого сегодня так волнуют многих людей, родился 26 августа 1929 года в Тбилиси, и во святом крещении, совершённом в церкви получил имя Годердзи. Его отец, Василий Ургебадзе, как и многие люди тех лет, был убеждённым коммунистом, но жизнь ему была отпущена короткая и трагическая. Седва исполнилось два года, когда отец погиб от рук неизвестных убийц.

Его вдова, мать малолетнего Годердзи, Варвара Ургебадзе, в отличие от своего покойного мужа, была женщиной крайне набожной. Забегая вперёд, отметим, что господь послал ей долгую и благочестивую жизнь. Приняв с именем Анна и на пять лет пережив сына, она скончалась в том самом монастыре, где ныне покоятся его святые мощи. Годердзи был не единственным ребёнком в семье. Кроме него, подрастали старший брат Михаил и сестра Эмма. Впоследствии к ним добавилась единоутробная сестра Джульетта, рождённая во втором браке матери.

Ныне глубоко почитаемый у себя на родине и за её пределами грузинский старец Гавриил Ургебадзе начал свой религиозный путь в самом раннем детстве. По воспоминаниям знавших его в юные годы, ещё ребёнком он отличался молчаливостью и склонностью к уединению. Обычным детским забавам своих сверстников Годердзи предпочитал чтение духовных книг и посещение церкви.

Первые шаги ко Христу

Любопытна история, послужившая толчком к началу проявления этой его наклонности. Она известна сегодня из воспоминаний подруг его матери. Однажды мальчик стал свидетелем ссоры двух женщин, во время которой одна из них воскликнула: «Ты меня распяла, как Христа!». Значение этих слов было непонятно ребёнку, и взрослые, к которым он обратился за разъяснениями, посоветовали ему обратиться в церковь.

Так случилось, что дать первое наставление будущему святому Господь сподобил не настоятеля храма, куда впервые в жизни пришёл Годердзи, а церковного сторожа. Он в доступной форме рассказал мальчику о великой жертве Христовой и посоветовал мальчику прочитать Евангелие. Экономя на школьных завтраках, он скопил нужную сумму и, купив в церковной лавке святую книгу, не расставался с ней до конца своей жизни.

Ещё в школьном возрасте старец Гавриил Ургебадзе стал известен среди окружавших своими паломничествами в монастыри Бетани и Марткопи, а также отчасти и проявлениями юродства, встречавшими одобрение и сочувствие. Уже тогда за ним укрепилась слава человека, которому господь открывает сокровенные тайны, и в годы войны, несмотря на совсем юный возраст, к нему за духовной помощью обращались многие, чьи родные ушли на фронт.

Вера в бога, приравненная к безумству

В 1949 году двадцатилетний Годердзи был призван на военную службу, но даже и там не порывал с религией, что в годы тотального атеизма было делом весьма рискованным. Находясь в составе пограничной части, дислоцированной в Батуми, он по секрету от начальства посещал церковь святого Николая, соблюдал все предписанные церковью посты и старался вести духовные беседы с сослуживцами. Однако тайное, как известно, рано или поздно, становится явным.

Чтобы избежать неприятностей и обвинений в низком политическом уровне личного состава, командование части поспешило комиссовать неугодного им солдата в связи с наблюдавшимся у него якобы психическим расстройством. Юношу передали гражданским властям, которые в те годы также косо смотрели на религиозно настроенных людей, как и их военные коллеги.

В результате Годердзи направили в психиатрическую больницу на обследование, где основным и, по всей видимости, единственным симптомом помешательства признали видение Божьей Матери, которое ему было ещё в детстве. Однако этого оказалось достаточно, и совсем ещё молодой человек был признан психически больным, в результате чего вопрос трудоустройства для него стал неразрешимой проблемой.

Начало церковного служения

Пенсия, выплачиваемая ему по инвалидности, была столь мала, что её не хватало даже на самую скромную жизнь, и старец Гавриил Ургебадзе оказался в крайне сложном положении. Однако господь, как известно, не оставляет милостью уверовавших в него. Своему верному слуге он послал помощь в лице грузинского католикоса-патриарха Мелхиседека III, узнавшего о его злоключениях, и распорядившегося принять на работу в тбилисский Сионский кафедральный собор. Там, оказавшись, наконец, среди близких ему по духу людей, Годердзи исполнял вначале обязанности сторожа, а затем и псаломщика.

Его интерес к духовной литературе, проявившийся ещё в детские годы, принёс свои плоды. Изрядно осведомлённый в богословских вопросах и укреплённый в вере, он в январе 1955 года был рукоположен в сан дьякона, а спустя месяц в Кутаисском монастыре Моцамета пострижен в монахи. Отныне смиренный раб божий Годердзи стал именоваться Гавриилом в честь преподобного Гавриила Афонского, чудесным образом прошедшего по воде и вынесшего на берег приплывшую морем

В последних числах февраля 1955 года новопостриженный инок Гавриил был рукоположен в иеромонахи, то есть принял священнический сан, позволявший ему совершать шесть из семи установленных в православии таинств - причащение, крещение, венчание и т. д.

В течение последующих пяти лет старец Гавриил Ургебадзе исполнял послушание в качестве священника Сионского кафедрального собора, где некогда начинал церковным сторожем. Затем провёл два года в монастыре Бетани, а после его закрытия вернулся в Тбилиси, где служил в соборе Пресвятой Троицы.

Самовольное строительство часовни

К этому периоду его жизни относится любопытный эпизод, память о котором сохранилась до наших дней. Ещё в пятидесятые годы, вернувшись из армии, он начал во дворе своего дома строить из бросового материала небольшую часовню, которую местные власти неоднократно разрушали. Избежать серьёзных наказаний за самоуправство ему помогла тогда справка о невменяемости.

Наконец на него махнули рукой, и отец Гавриил смог довести дело до конца. Он сделал всё своими руками, и даже иконы подобрал на местных свалках, а затем, отреставрировав, поместил в самодельные оклады. В середине шестидесятых годов его труд был завершён, и с тех пор построенная им часовня стоит во дворе дома №11 по Тетрицкаройской улице его родного Тбилиси.

Вызов, брошенный имперской идеологии

Однако в те годы далеко не всё складывалось благополучно в жизни отца Гавриила. Ярким тому примером может послужить инцидент, произошедший во время первомайской демонстрации 1965 года, когда на глазах у всех он поджёг двенадцатиметровый портрет Ленина, выразив таким образом свой протест против поклонения кому бы то ни было, кроме бога.

Разъярённая толпа людей набросилась на него, в результате чего старец Гавриил Ургебадзе был избит, а затем доставлен в городское отделение КГБ. В тот день на его теле врачи насчитали восемнадцать переломов.

Избежать тюрьмы помогла всё та же медицинская справка о невменяемости. Сыграл роль и широкий международный резонанс, который благодаря группе диссидентов приняло его дело. Продержав мятежного иеромонаха три месяца в психиатрической больнице, власти были вынуждены выписать его с подтверждением прежнего диагноза.

Жертва предательства

Произошедший инцидент имел последствия, навсегда оставшиеся позорным пятном на совести ряда грузинских церковных иерархов. В угоду властям они запретили настоятелям пускать отца Гавриила во вверенные им храмы, а в случае непокорства предписывали выгонять силой или прибегать к помощи милиции.

Это был страшный и подлый удар, нанесённый к тому же своими братьями-единоверцами, знавшими, что святой старец Гавриил Ургебадзе, способный по нескольку дней обходиться без еды и сна, не мог жить без церковных служб, и особенно без причастия святых даров. Очевидцы рассказывали, что такое низкое предательство повергло его в смятение, и он от бессилия плакал, поверяя своё горе лишь самым близким людям.

Юродивый монастыря Самтавро

В начале восьмидесятых годов, гонимый официальными церковными и светскими властями, отец Гавриил нашёл пристанище в женском монастыре Самтавро. Крайний аскетизм, в рамках которого проходила его жизнь, произвёл впечатление даже на видавших виды инокинь.

По их воспоминаниям, старец-архимандрит Гавриил Ургебадзе поселился в помещении бывшего курятника, насквозь продуваемого зимними ветрами, и наотрез отказывался принять от них какие-либо тёплые вещи. Часто его можно было видеть стоящего босиком на покрытом льдом и снегом монастырском дворе.

Вначале такое поведение вызывало недоумение сестёр, однако вскоре они убедились, что за внешним юродством кроется великий подвиг смирения. Но главное, о чём свидетельствуют насельницы монастыря, это неиссякаемая любовь, которой буквально светился старец Гавриил Ургебадзе.

Книга «Диадема старца», написанная о нём через несколько лет после кончины и включившая в себя воспоминания самых различных людей, знавших святого подвижника, полна подтверждений их слов. Он ничего не желал для себя лично и всё щедро дарил окружающим.

Кончина отца Гавриила и последующая канонизация

В последние годы своей жизни преподобный страдал водянкой, которая и стала причиной его смерти, наступившей 2 ноября 1995 года. Исполняя последнюю волю покойного, тело предали земле не в гробу, а лишь обернув простой циновкой. Также и место своего упокоения старец указал сам, избрав обитель, где некогда подвизалась просветительница Грузии святая равноапостольная Нина.

Можно с полной уверенностью сказать, что в восьмидесятые годы и всю первую половину девяностых одним из самых почитаемых религиозных авторитетов в республике был именно старец Гавриил Ургебадзе. Книга, о которой упоминалось выше, содержит в себе много несомненных тому доказательств. В ней собраны подлинные свидетельства чудес, совершавшихся по его молитвам.

Но ещё больше их стало происходить на его могиле, к которой после похорон не иссякал поток паломников. Стало очевидным, что и после смерти не оставлял своих почитателей старец Гавриил Ургебадзе. Молитва, произнесённая с верой и упованием (как учил он при жизни), несла людям скорое и ощутимое исцеление.

Всё это послужило причиной тому, что в декабре 2012 года решением Священного синода Грузинской православной церкви вчерашний изгнанник был канонизирован в лике преподобных. Тогда же была написана хорошо известная сегодня икона старца Гавриила Ургебадзе, а также составлен подобающий случаю акафист. Следует отметить, что это уникальный случай, когда временной интервал между кончиной и прославлением составил всего семнадцать лет, обычно он включает в себя несколько десятилетий, а порой и веков.

Известно, что во дни своей земной жизни преподобный не вёл записей, но щедро делился мыслями со всеми приходившими к нему. Многие из тех, кому довелось слышать его слова, сохранили их в своих дневниках, и благодаря этому стало достоянием миллионов людей всё, что хотел сказать им Гавриил Ургебадзе. «Диадема старца» - не просто сборник воспоминаний, это во многом учебник истинно христианской жизни.

Достаточно вспомнить лишь некоторые его наставления. Например, отец Гавриил учил бояться не самой смерти, которая, по его словам, является ничем иным, как преображением человека, ступившего в иной мир, а суда божьего, ожидающего каждого из нас за гранью вечности. Для большей выразительности, он прибегает к сравнению, приводя в пример волнение, ощущаемое перед лицом обычного институтского экзаменатора, и после этого предлагает представить те чувства, которые нахлынут на нас пред ликом Вечного Судии.

Как уже говорилось, все знавшие старца свидетельствовали о его безграничной любви к людям без различия их личных качеств и социальной принадлежности. Именно этому, столь редкому в наши дни качеству посвящено одно из его наиболее известных наставлений. Отец Гавриил учил, что любовь - это не врождённый талант, а искусство, которому следует упорно учиться, но тот, кто сумеет его постичь, обретёт высшее счастье.

Приведём лишь ещё одно его высказывание, на этот раз относящееся к тем, кто, отрешившись от суетного мира, ступил на путь монашеской жизни. Старец опровергает установившееся мнение, что затворившись в обители, инок все свои помыслы должен обратить лишь к богу, игнорируя происходящее вокруг. Он буквально говорит, что нет спасения тому монаху, который не болеет душой о недугах своего народа. Иными словами, служитель божий обязан оставаться патриотом и гражданином.

Старец Гавриил Ургебадзе, пророчества о грядущих днях

Но не одними только поучениями, подкреплёнными собственным жизненным примером, запомнился жителям республики их прославленный соотечественник. Среди духовного наследия, которое оставил после себя старец Гавриил Ургебадзе, пророчества о России и Грузии занимают совершенно особое место, и сегодня, как никогда, становятся объектом всеобщего внимания.

О том, что в них он предсказывал будущее обеих республик, явствует из его собственных слов. Он говорил, что обе они являются тем крестом, на котором он принимает добровольное распятие. Правда, если быть абсолютно точным, то следует отметить, что сказано было: «Грузия и пол-России…», но этим он, видимо, желал подчеркнуть, что предсказания в большей степени относятся всё же к его родине.

Грузинский старец Гавриил Ургебадзе пророчества свои во многом уподоблял тому, что ещё два тысячелетия назад говорил на страницах Апокалипсиса святой Иоанн Богослов. Как и святой апостол господень, он предрекал приход в мир сил антихриста, но в гораздо более близкие сроки, чем может показаться поверхностному наблюдателю.

Обращаясь одновременно и к современникам, и к будущим поколениям, старец не пытался поселить в них ощущение безысходности, так как безгранично верил во всемогущество божие и конечную победу сил света и добра, но старался наставить и уберечь от гибельных ошибок.

В частности, он предупреждал о том, что наступят времена, когда служители антихриста начнут проповедовать в церквях евангельские истины, умышленно искажая их своим превратным толкованием, и тем попытаются подменить истинную веру её видимым подобием. Старец Гавриил Ургебадзе призывал каждого, прежде чем отверзать слух чьим-либо проповедям, хорошенько убедиться, соответствуют ли дела пастыря тем высоким словам, которые он произносит.

Этим преподобный возвращает нас к евангельским строкам, где подобная мысль прозвучала в устах Иисуса Христа. В позднейшие времена о том же предупреждали многие российские святые, но старец Гавриил Ургебадзе пророчества о России и Грузии дополнил одним совершенно неожиданным предсказанием, в которое, по всей видимости, вкладывал некий иносказательный смысл.

Он говорил о том, что настанут времена, когда люди, желая вырваться из сетей дьявола (а их у него ровно 666), будут ждать спасение из космоса, которое, по их расчётам, должны принести с собой некие инопланетные существа. Но подобные ожидания будут тщетны, так как эти пришельцы, по словам старца, сами окажутся слугами врага рода человеческого.

Едва ли следует понимать это пророчество в буквальном смысле - преподобный Гавриил был далёк от научной фантастики. Очевидно, разгадку его слов следует искать в некоей аллегории. Не исключено, что таким образом он пытался предостеречь от упований на постороннюю помощь в деле становления России. Даже господь не избавляет нас от трудов, но по молитвам посылает необходимые силы и разум для их выполнения. Дьявол же, наоборот, стараясь отвратить человека от полезного деланья, насылает на него несбыточные надежды и мечтания. Россию, по словам старца, впереди ждёт свет божьей правды, но путь к нему невозможен без опоры на Христа.

Конкретно же о судьбе Грузии старец говорил, что она воскреснет, подобно Лазарю, но не раньше, чем во главе её встанет коронованный царь. Оставим толкование этого пророчества нынешним грузинским политикам.

Старчество - духовная опора церкви

В наши дни, когда всё большее количество людей обращается к церкви, ища в ней свою духовную опору, особую актуальность получают высказывания жизнью своей стяжавших благодать божью. Их мудрость - это тот хлеб, вкушая который, обретает силы и человек, имеющий за спиной богатый опыт христианской жизни, и вчерашний неофит. Старцы Гавриил Ургебадзе, Серафим Вырецкий, Амвросий Оптинский, а также многие их предшественники являются тем фундаментом, на котором неколебимо высится здание Церкви Христовой.

Родился 22 марта 1684 г. в деревне Зверки, Белостокского уезда , Гродненской губернии, в семье благочестивых крестьян Петра и Анастасии. Он рос кротким, незлобивым, заметна была в нем склонность к созерцательному уединению. В 1690 г. 11 апреля мать шестилетнего Гавриила понесла мужу обед в поле. Вскоре приближался праздник Святой Пасхи. В это время в дом забрался арендатор-еврей, приласкал дитя и тайно увез его в г. Белосток, где младенца предали мучениям: распяли, прокололи бока, постепенно испуская кровь. На девятый день ребенок скончался, его бросили в поле у опушки леса близ деревни Зверки. Голодные собаки, нашедшие тело, не только не растерзали его, но охраняли даже от хищных птиц. На доносившийся лай собак пришли жители деревни, нашли тело мученика и признали, что младенец погиб в результате ритуального убийства. Тело замученного Гавриила, при большом стечении народа, глубоко взволнованного подобным зверством, предано было земле близ храма.

В начале XVIII века по всей территории Белостокского уезда прошел мор. Людей едва успевали хоронить, в селе Зверки умерших детей старались положить поближе к могиле младенца Гавриила, чувствуя необычную благодать этого места. Однажды во время погребения случайно задели гроб мученика. К величайшему удивлению, тело обнаружили нетленным. Весть об этом молниеносно разнеслась среди православного верующего народа, усиливая почитание мученика младенца Гавриила. Это было в 1720 г. Предание связывает с этим событием многие исцеления, происшедшие у могилы святого мученика младенца Гавриила и окончанием эпидемии, что послужило поводом его почитания.

В 1746 г. храм, в котором был погребен младенец, сгорел, но святые мощи уцелели. Частично обгорела ручка , но когда святые мощи были перенесены в монастырь, ручка чудесно зажила и вновь покрылась кожей.

В 1755 году Заблудовский монастырь сгорел, но нетленные мощи уцелели и перенесены в Слуцк , где и почивали открыто, чтимые и православными и католиками . В день Сошествия Святого Духа святые мощи обносят вокруг храма в торжественном крестном ходе, а затем ставят посредине храма для поклонения, причем ясно видны исколотые руки святого мученика, держащие крест. ”


В 1820 году мученик младенец Гавриил был причислен к лику святых Российской Правосланвной Церковью.

В 1891 году над мощами святого поставили икону святого младенца мученика, дар русского художника из Калуги, но на то время постоянно проживавшего в современном литовском Вильнюсе, Ивана Петровича Трутнева , список с иконы расположенной в иконостасе большого монастырского храма Святого Духа в Вильнюсе.

Интересно и то, что художник Трутнев более 20 лет являлся старостой Вильнюсского православного Предтеченского собора. Тут же в Вильнюсе художник написавший икону святого младенца Гавриила и умер в 1912 году в возрасте 85 лет. Похоронен на Ефросиньевском кладбище Вильнюса.



Пречистеньский собор в Вильнюсе.

В 1893 году власти Литовской епархии распорядились чтобы во всех церквях губернии находились иконы святого мученика младенца Гавриила. Это был известный нам образ святот мученика младенца Гавриила, он изображен с руками сложенными на крест и положенными на грудь или же держащий в руках крестик, в простой одежде подпоясанной шнурком, без обуви.

Над мощами святого мученика младенца Гавриила горела неугасимая лампада чистого серебра, дар архиепископа Волынского и будущего первого митрополита Русской Зарубежной Церкви, Антония (Храповицкого) .

Вместе с возростающей славой младенца мученика Гавриила и расширяющемся его почитанием православные старались особым образом украсить раку с его святыми мощами.

В 1897 году на добровольные пожертвования была изготовлена новая серебрянная рака. Деревянная рака в которой до этого находились мощи была с частицей мощей мученика младенца Гавриила в июне 1908 года перенесена по благословению епископа Белостокского Владимира в Белосток.

В 1915 году эта рака с частицей мощей была перевезена епископом Владимиром Белостокским в Москву, где находилась в Покровском Соборе на Красной площади, ныне этот собор известен, как храм Василия Блаженного.

Живая память и честь, воздаваемая святому мученику младенцу Гавриилу народом, побудили построить на родине младенца Гавриила часовню.

В Слуцке находилась специальная книга в которой записывались известные духовным и государственным властям властям чудесные случаи связанные с находящимися там мощами Святого мученика младенца Гавриила.


Вот несколько примеров:

1. 5 июня 1908 года сын мещанки села Дрохичын Марии Загоровской, Борис имеющий 2 года и 3 месяца не чувствовал свои ноги. Когда же были пронесены над ним святые мощи, он без помощи матери встал и начал ходить.

2. 5 июня дочь офицера запаса Матрона Антоновна Кул, 39 лет проживающая в селе Посутыче, страдала много лет, по причине ревматизма рук, выздоровела дотронувшись до гроба Святого мученика младенца Гавриила.

3. 20 мая 1909 года житель села Гурная Яков Иванович Голуб рассказал следующее: 20 лет страдал он от какойто неизлечимой болезни левой ноги, нога была покрыта ранами. Местная медицина ничем не могла ему помочь и ему посоветовали поехать в Варшаву на операцию декабре 1908 года. Голуб обратился с горячей молитвой к Святому мученику младенцу Гавриилу и дал обет в случае выздоровления совершить поломничество к мощам младенца Гавриила. 10 декабря 1908 годла Голуб почувствовал себя лучшек и вскоре раны на ноге зажили и больной выздоровел.

4. Этого же самого дня, жительница села Кобыляны Анна Казимировна Павлович пришла в церковь и засвидетельствовала что у нее в течении трех лет нестерпимо болела правая рука, которая начала усыхать. Врачи постановили оперировать. Однако Анна обратилась в молитве к святому мученику младенцу Гавриилу и обещала прийти поклониться его святым мощам. Ее рука стала выздоравливать и в в конце концов окончательно выздоровела.

Всенародное почитание мученика младенца Гавриила установилось по всей Российской Империи. В день памяти святого к месту его упокоения со всей страны собирались тысячи паломников.

Мощи мученика сохранились замечательно . На младенце мученике надета шелковая рубашечка.

“ 20 апреля всенощное бдение у раки с мощами мученика мледенца Гавриила совершено тремя Архиереями с литией на открытом воздухе. Всю ночь совершалось бдение и поклонение святым мощам мученика. Молящиеся прибывали отовсюду. Питейные заведения в течении трех дней были закрыты.

Ввиду огромнаго числа молящихся, стекавшихся на поклонение мощам, в монастыре 20 апреля совершены две литургии с крестным ходом вокруг монастыря.

Богослужение совершал архиепископ Волынский Антоний (Храповицкий) в сослужении с епископами Минским Митрофаном и Слуцким Феофолактом и сонмом духовенства. Владыкой Антонием (Храповицким) произнесено слово памяти Святого мученика младенца Гавриила.

Во время крестнаго хода с мощами мученика младенца Гавриила на глазах народа, Архиепископа Антония (Храповицкаго) и предводителя дворянства Рыбакова шестилетний крестьянский мальчик с порализованными ногами получил исцеление . Архиепископ Антоний (Храповицкий) окропил малютку святой водой, затем всенародно произнес акафист мученику младенцу Гавриилу .

Владыка Антоний (Храповицкий) отметил, что такой наплыв паломников(35 тысяч) он наблюдал только в Почаеве, да и то редко.

Во время Первой мировой войны в период эвакуации в 1915 году епископ Белостокский Владимир вывез деревянную раку с частицей святых мощей Мученика младенца Гавриила в Москву и временно поместил в Покровском Соборе на Красной площади, который ныне известен как храм Василия Блаженного.

Во время революции и гражданской войны святые мощи мученика младенца Гавриила находились в монастыре Святой Троицы в Слуцке.


После октябрьского переворота 1917 года начались кровавые гонения на православных.

Было возбуждено уголовное дело в ноябре 1919 года “ объ антисемитской агитации в московском соборе Василия Блаженнаго, в связи с мощами мученика Гавриила”.

Вмешательство властей в церковные дела дошло до того, что они запретили употребление тропаря и кондака мученику младенцу Гавриилу.

“ Народный Суд” постановил:

” Употребление тропаря, глас 5-й и кондака глас 6-й в честь младенца Гавриила, как определенно человеконенавистнического и контрреволюционного, развращающего правосознание трудящихся, считать недопустимыми, и лиц, их публично употребляющих, привлекать к ответственности за контрреволюционные деяния. ”

Вот этот текст тропаря:

Святый младенче Гаврииле, /
ты за Прободеннаго нас ради от иудей /
люте от онехже в ребра прободен был еси /
и за Истощившаго кровь Свою за нас /
все тело твое на истощение крове /
в лютыя язвы предал еси, /
ныне же во славе вечней с Ним вселился еси. /
Тем помяни и нас, молим, зде чтущих память твою, /
прося нам здравие телеси /
и спасение душам нашим.

.

планово и последовательно препроводить на территории полную ликвидацию мощей… Это распоряжение не обошло и святые мощи Мученика младенца Гавриила .

В 30-х годах Троицкий слуцкий монастырь, где хранились мощи был закрыт, а святые мощи Мученика младенца Гавриила перенесены в Музей атеизма в Минске .

Во время Второй Мировой войны репрессии стали слабеть и в хаосе военной неразберихи удалось православным жителям Минска в 1942 году Святые мощи мученика младенца Гавриила поместить в деревянную раку в кафедральном соборе Преображения Господня в Минске, настоятелем которого был митрополит Пантелеимон (Рожновский).

Митрополит Пантелеимон (Рожновский) с 1913 по 1918 год являлся епископом Двинским (Даугавпилсским) . После революции он перешёл в Русскую Православную Зарубежную Церковь и умер в 1950 году в Германии. Похоронен на кладбище в Мюнхене.

В 1943 году известие о нахождении святых мощей в минском соборе дошли до настоятеля церкви Рождества Пресвятой Богородицы в селении Сьвислочи отца Алексия Зноско.
Святые мощи вносились с крестным ходом в храм и служились молебны и акафисты, верующие прикладывались к святыне, оставаясь на ночь в храме, что бы молится перед святыми мощами мученика младенца Гавриила.

Глава Беларусской Православной Церкви (до 2014 года) митрополит Филарет и глава Польской Православной Церкви митрополит Савва

По благословению Патриаршего Экзарха Белоруссии митрополита Филарета (Вахромеева) мощи были переданы Польской православной церкви. Архиепископ Белостокско-Гданьский Савва (митрополит Варшавский и всея Польши) (ставший в 1998 году предстоятелем Польской православной церкви) торжественно перенес их в Свято-Никольский собор Белостока, где они и в настоящее время являются объектом паломничества.

В самом Белостоке (280 тысяч жителей) святые мощи встретили на границе города и несли по главным улицам с крестным ходом в Николаевский собор.

Николаевский собор Белостока

Крестный ход продолжался около трех часов, в нем участвовало 50-60 тысяч человек. Движение транспорта по улицам было остановлено. Крестный ход встречали даже представители светских властей. Однако, как обычно, когда дело касается жизни Православной Церкви, польские средства массовой информации обошли это событие молчанием.

Богослужение в Николаевском соборе продолжалось всю ночь, литургия была отслужена утром 23 сентября, после нее святые мощи младенца мученика Гавриила обнесли с крестным ходом вокруг храма и поместили в правом приделе собора, где они будут почивать постоянно.

Ежненедельно по вторникам пред ракой со святыми мощами читается акафист младенцу мученику Гавриилу. В Польше мученик младенец Гавриил почитается православными как покровитель детей и молодежи.


В день 22 сентября Польская Православная Церковь чтит перенесение мощей мученика младенца Гавриила, обретающихся ныне в польской земле, а День памяти в русской православной Церкви совершается 3 апреля .

В деревне Зверки сегодня действует женский монастырь Рождества Пресвятой Богородицы, где построена церковь в честь Гавриила Белостокского. Это место также является местом православного паломничества как для Русской, так и для Польской Православных Церквей.



Моностырь Польской Православной Церкви в Зверках, родина святого младенца Гавриила

Церковь сообщает о многочисленных случаях исцеления от мощей Гавриила. Гавриил Белостокский почитается как покровитель детей.

Святому младенцу Гавриилу молятся за детей, особенно за болящих детей , он же является небесный покровитель скорбящих матерей по своим детям.

Матерей скорбящих утешитель, младенцев болеющих целитель , Гаврииле угодник Христов, душу мою скорбящую о грехах своих, утеши и исцелт, и сию над плотию Госпожу, молитвами твоими соделай, своея плоти Христа ради не пощадивый.

Молитва мученику младенцу Гавриилу Белостокскому

Младенческаго незлобия хранителю и мученическаго мужества носителю, Гаврииле блаженне, страны нашея адаманте драгоценный и иудейскаго нечестия обличителю! К тебе мы, грешнии, молитвенно прибегаем и, о гресех своих сокрушающеся, малодушия же своего стыдящеся, любовию зовем ти: наших скверн не возгнушайся, чистоты сый сокровище, нашего малодушия не омерзи, долготерпения учителю, но паче сих немощи наша от Небес видя, тех исцеления нам твоею подаждь молитвою и твоея Христу верности подражатели нас быти научи. Аще ли терпеливно крест искушений и злостраданий понести не возможем, обаче и тогда милостивыя твоея помощи не лиши нас, угодниче Божий, но свободу и ослабу нам у Господа испроси. Таже и молящияся о чадех своих матери услыши, здравию и спасению младенцем от Господа податися умоляяй. Несть таковаго жестокаго сердца, еже слышанием о муках твоих, святый младенче, не умилится, и аще кроме сего умиленнаго воздыхания никоегоже благаго деяния принести возможем, но и таковым умиленным помыслом наши умы и сердце, блаженне, просветив, на исправление жития нашего благодатию Божиею нас настави. Вложи в нас о спасении души и о славе Божией ревность неустанную и о часе смертнем память неусыпную хранити помози нам. Наипаче же в смертном успении нашем терзания демонская и помыслы отчаяния от душ наших предстательством твоим отжени и сия упованием Божественнаго прощения исполни, во еже и тогда и ныне славити нам милосердие Отца, н Сына, и Святаго Духа, и твое крепкое заступление во веки веков. Аминь.

В православном календаре среди мучеников всех времен имеется немало детей. Начиная со времен мучеников Маккавейских и 14 тысяч младенцев, истребленных Иродом в Вифлееме, православное благочестие с особой любовью относится именно к детям, ставшим жертвами внезапной насильственной смерти. В их случае жертвенная смерть соединялась с чистотою их невинности. Тем самым еще не совсем зрелые в физическом смысле отроки и младенцы становились истинной «солью земли» и «светом мира» (Мф.5,13-14).

Отсюда причисление многих младенцев и отроков, замученных за веру от язычников в первые века христианства, а также в дальнейшем пострадавших от иноверных, инославных и атеистов, к лику святых. Отсюда и народное почитание и в дальнейшем причисление к лику святых мученика младенца Гавриила, названного Белостокским, Заблудовским и Слуцким.

Гавриил родился 22 марта (2 апреля) 1684 года в селе Зверки, близ городка Заблудова Белостокского уезда Гродненской губернии в семье православных крестьян Петра и Анастасии Гавдель. Младенец Гавриил отличался от других детей необычными для его возраста качествами души. Он рос ребенком кротким и незлобивым. В нем была заметна склонность к молитве и уединению, чем к детским увеселениям и играм. Его родители, несмотря на притеснения, которым подвергались тогда православные Речи Посполитой, не желавшие принимать Брестскую унию, свято хранили православную веру. Большое влияние на святого младенца Гавриила оказывала близость монастыря, в котором во время богослужений он духовно созрел, учился молитве и познавал Бога.

В 1690 году семью Говдель постигло великое горе. Невинный мальчик стал жертвой изуверства. 11 апреля, когда мать шестилетнего Гавриила понесла мужу обед в поле, в дом забрался арендатор деревни Шутко. Он приласкал дитя, и тайно увез его в Белосток, где младенца предали мучениям. Сначала его посадили в подвал, где при помощи острых орудий проткнули ему бок для выпускания крови. После этого мученик был распят на кресте, установленном в корыте и исколот острыми орудиями для выпускания остатков крови. На девятый день ребенок скончался.

Палачи тайно вывезли бездыханное тело в поле, и бросили у опушки леса вблизи села Зверки. Приближался праздник святой Пасхи. К телу прибегали голодные собаки, над ним кружились хищные птицы, но собаки не только не растерзали его, но даже охраняли тело от птиц. На доносившийся лай сошлись жители села и обнаружили жертву изуверства. Изуверы были найдены и наказаны, а в мемуарах городского Заблудовского правления оставлена соответствующая запись.

При стечении народа, глубоко взволнованного подобным зверством, тело замученного младенца Гавриила было предано земле близ кладбищенского храма в Зверках, где и пробыло около 30 лет.

В 1720 г., во время эпидемии, местные жители старались хоронить умерших младенцев вблизи могилы мученика, чувствуя благодатность этого места.

Однажды случайно задели гроб Гавриила и обнаружили его нетленные мощи. Их перенесли в крипту зверковской церкви. В 1746 г. храм сгорел, но мощи Гавриила остались невредимыми и были перенесены в Заблудовский монастырь. В 1755 г. в связи с ухудшением материального положения монастыря, из-за «его обветшалости и из-за опасений нападок со стороны иноверцев» , с разрешения Константинопольского патриарха и по благословению Киевского митрополита архимандрит Михаил (Козачинский) перенес мощи Гавриила в слуцкий Свято-Троицкий монастырь.

Гавриил Белостокский был канонизирован Русской православной церковью в 1820 году и почитается как покровитель детей, его память совершается 20 апреля (3 мая) и 9 (22) мая. Церковь сообщает о многочисленных случаях исцеления от святых мощей. Постепенно почитание мученика младенца Гавриила установилось по всей Российской империи.

В 1930-х годах Троицкий Слуцкий монастырь, где хранились мощи, был закрыт, а святые мощи Гавриила перенесены в Музей атеизма в Минске. В 1944 году святые мощи были перенесены из Минска в церковь Покрова Божией Матери в Гродно, где они находились до 21 сентября 1992 года. В 1992 году по благословению архиепископа Саввы (ставшего в 1998 году предстоятелем Польской Православной Церкви) мощи были торжественно перенесены в Свято-Никольский собор Белостока, где находятся и поныне, являясь объектом паломничества. В деревне Зверки сегодня действует женский монастырь Рождества Пресвятой Богородицы, где сооружен храм в честь святого Гавриила Белостокского. Это место также является местом православного паломничества, как для Русской, так и для Польской Православных Церквей.

Составил Александр Медельцов
по материалам сайтов:
church.by
voskres.ru
wikipedia.org

Святой мученик младенец Гавриил Белостокский (Заблудовский)

Гавриил Белостокский (Заблудовский) родился 22 марта (2 апреля) 1684 года в селе Зверки, близ городка Заблудова под Белостоком (ныне Польша) в семье бедных православных крестьян Петра и Анастасии Гавдель. Родители мальчика свято и нерушимо хранили православную веру, принятую от предков, несмотря на все притеснения, которым подвергались жители, не желавшие принять унию. Маленький Гавриил был крещен и воспитан в правилах святого Православия.

11 апреля 1690 года, когда младенцу Гавриилу только исполнилось 6 лет, случилась беда. Отец мальчика отправился на работу в поле, жена понесла в полдень ему обед, оставив дитя без присмотра дома. Она была совершенно спокойна, так как в деревне все знали друг друга, а маленького Гавриила любили все соседи.

Икона мученика младенца Гавриила Белостокского

Живший в Зверках чужак-арендатор, некий Шутко, приласкал мальчика и тайно увез в Белосток. Невинного ребенка страшно мучили, его распяли, как нашего Господа Иисуса Христа, искололи маленькое тельце и по каплям девять дней выпускали из мученика кровь. Злодей Шутко тайно привез убитого малыша и бросил на опушке около родной деревни. Вокруг тела страдальца собрались бродячие собаки, которые отгоняли от него хищных зверей и птиц. Девять дней собачья стая охраняла тело младенца. По их лаю несчастные родители нашли нетленный изуродованный труп своего сына, а собаки, исполнив свой долг, ушли в лес.

Дело об убийстве младенца Гавриила разбиралось в суде Заблудова, преступники понесли заслуженное наказание. Маленького Гавриила похоронили около кладбищенской церкви в Зверках. На могилу часто приходили и дети и взрослые, от скромного холмика исходила благодать, тишина и покой, утихали беды и болезни. Через 30 лет в деревне была эпидемия холеры, было много умерших. При их погребении был случайно задет гроб Гавриила, и обнаружилось, что тело его не истлело. Нетленные мощи мальчика были перенесены в склепе под православным храмом в Зверках.

У мощей мученика Гавриила стали происходить чудеса. Прекратилась эпидемия, выздоравливали больные, бесноватые. В 1746 году церковь в Зверках сгорела, но святые останки уцелели, только обгорела одна ручка. Когда святыню переносили крестным ходом в Свято-Троицкий Заблудовский монастырь, жители увидели чудо - обгоревшая ручка покрылась новой кожей, а по пути следования происходили многочисленные исцеления болящих детей и юношей. Ко времени перенесения в Заблудов мощей святого Гавриила в крае стала усиливаться уния, и мощи младенца мученика по разрешению Константинопольского Патриарха и Киевского митрополита были перенесены в Слуцкий Свято-Троицкий монастырь. Это был надежный оплот православия. Сотни и тысячи паломников притекали к мощам, многочисленные чудеса и исцеления происходили там.

В 1820 году в Слуцке состоялась канонизация святого мученика младенца Гавриила. Постепенно почитание мученика младенца Гавриила установилось по всей Российской Империи. Православными он стал почитаться как покровитель детей и юношества. Святые мощи его несколько раз меняли место своего пребывания. С 1944 по 1992 гг. они хранились в Гродненской Покровской церкви,откуда торжественно были перенесены в Свято-Никольский собор г.Белостока (Польша).
Прихожанка храма Святого Преподобного Серафима Саровского, православная журналистка Ксения Александровна Авдеева, привезла в дар из Польши замечательную икону святого мученика младенца Гавриила с частичкой мощей, и написала книгу о покровителе детей и юношества. Ныне жители п.Снегири и все прихожане храма могут просить помощи и заступничества этого святого.

СВЯТЫЙ МУЧЕНИЧЕ МЛАДЕНЧЕ ГАВРИИЛЕ,

МОЛИ БОГА О НАС!

Loading...Loading...