Венчание супругов. Венчание, свадебное венчание, церковное венчание, венчание в церкви, что такое венчание, для чего нужно венчание, святое венчание, таинство венчания, приметы венчания, традиции венчания, обряд венчания, как готовиться к венчанию, подгот

Ныне, несмотря на повсеместное и массовое возвращение людей к Православию, к сожалению, часто приходится сталкиваться с довольно безразличным отношением современных христиан к церковному браку, нередко с полным непониманием его смысла и необходимости.

Согласно учению Церкви, брак есть установленное Богом таинство, которое освящает супружеские отношения, делает супружеский союз неразрывным, возлагает на бракосочетающихся обязанность заботиться друг о друге, как о самом себе, и воспитывать своих детей в духе веры и христианской нравственности. 19 веков христианский мир верил в брак как в таинство, признавал его обязательную силу, - и как мало было случаев к разводу между супругами, а о браке так называемом гражданском и помину не было. Сожительство без церковного благословения считалось величайшим преступлением, и лица, его допускавшие, подвергались укорам и презрению общества.

И вот в ходе гонений на Церковь в советское время церковный брак повсюду был вытеснен гражданским. Безбожное общество сформировало и соответствующее отношение к браку. Каков результат? На наших глазах то муж оставляет свою жену, то жена бежит от мужа, - и эти картины ни у кого не вызывают удивления. А "свободный" (от всякой морали) Запад как бы говорит: это еще не предел, развод следует считать делом не только допустимым, но и полезным. "Неплохо бы раз в 7 лет менять приче ку и мужа, - советуют своим клиенткам американские психологи, - это внесет новые ощущения в вашу жизнь".

В связи с этим возникает вопрос: содержит ли вообще в себе гражданский брак необходимые условия устойчивого счастливого брака?

Чтобы брак, понимаемый в его истинном значении, мог быть действительно счастлив, для этого необходимо чтобы вступившие а брак постоянно сохраняли сознание его высокого достоинства и не упускали из виду прав и обязанностей, освященных браком. Это - взаимная любовь супругов и уважение, это - не страстная любовь, скоро преходящая, а любовь, основанная на страхе Божием, любовь во образ Христа к Церкви, потому Апостол и призывает: "Мужие, любите своя жены, яко же и Христос возлюби Церковь и Себе предаде за ню" (Еф. 5, 25).

Таким образом, муж, по учению слова Божия, должен любить свою жену, как Христос любит Церковь, т.е. любить неизменно до конца жизни, любить до готовности страдать и умереть за нее, любить и в том случае, если бы жена и не любила его, любить, чтобы своею любовью расположить ее к себе. Такая любовь способна перенести все невзгоды в жизни, в состоянии загладить и несходство характеров, и разность наружных качеств, и различные недостатки и пр.

С другой стороны, жене вместе с любовью к мужу должно быть присуще повиновение. Хотя, по учению слова Божия, мужу и дана власть, но на эту власть он должен смотреть не как на преимущество, а как на долг. Первенство вручено Богом мужу не для унижения жены, не для господства и владычества над нею, а для разумного, кроткого управления домом. Да и какой представляется у Апостола эта власть? Самой нежной, бескорыстной, благородной властью. И в самом деле, какая власть может быть чище и выше владычества Христа над Церковью? Какое отношение может быть возвышеннее того, в каком находится Христос и Церковь? Здесь теснейшее родство, полнейшее духовное единение, самое справедливое уравнение прав, какое только можно представить себе, не унижая власти и подчинения.

А в браке гражданском могут ли существовать подобные отношения между супругами неизменно, до конца жизни? Без сомнения, нет, - об этом можно судить по его хрупкости и легкости к расторжению.

Людям века сего известна лишь страсть, понятно лишь увлечение, приятна одна чувственная любовь. Но минуты такой любви слишком коротки и мимолетны. И вот союз, лишенный главной скрепляющей его силы, распадается.

"От супружества - счастие временное и даже спасение вечное, - учил свт. Феофан Затворник. - Потому к нему приступать должно не с легкомыслием, но со страхом и осторожностию. Добрым супружеством благословляет Бог. Потому:

Будь благочестив, предан Богу, на Коего уповая, молись, чтоб Сам Он послал другую половину, угодную Ему и спасительную тебе.

Ища супружеского союза, не предполагай дурных целей, или страстное блажничество, или корысть, или тщеславие; но - ту одну, какую Бог определил, - взаимную помощь во временной жизни ради вечной, во славу Божию и благо других.

Когда нашел, прими как дар Божий, с благодарностью к Богу, сколько с любовью, столько же и с почтением к сему дару.

Когда выбор кончен, должно произойти сочетанию, таинственному от Бога слиянию духовно-телесному.

Естественный, союз, по любви, есть союз дикий, мрачный. Здесь он очищается, освящается, отрезвляется по молитве Церкви Божественною благодатию. Трудно самому одному устоять в союзе крепком и спасительном. Нити естества рвутся - благодать же непреодолима. Самонадеянность опасна везде, тем более здесь... Потому смиренно, с постом и молитвою, приступи к таинству" ("Начертание христианского нравоучения").

Бракосочетание

Когда добрые дети, отправляясь в какой-либо неведомый для них путь, приходят к своей матери и просят ее напутственного благословения, тогда нежная мать, искренно благословляя их, каких задушевных чувствований своих не выражает, каких сердечных благожеланий при этом не изливает! Так же поступает любвеобильнейшая мать наша св. Церковь Христова, когда покорные чада ее - нареченные жених и невеста - являются во св. храм Божий, ища и прося ее материнского благословения на безвестный для них путь супружеской жизни. Чуждые дотоле друг другу, соединяясь, по указанию управляющего всем Промысла Божия, в одну чету, жених и невеста вступают, подлинно, в новую для них - семейную жизнь, и потому не знают, что ожидает их впереди в этой супружеской жизни: радость ли, спокойствие, или душевные какие-либо тревоги, скорби. В таком случае для них потребно верное напутствие, необходимо истинное указание на предстоящем жизненном пути. И вот св. Церковь, с любовию и торжеством приемля в объятия брачующихся чад своих, среди своих благословений каких трогательных молений не изливает о них, каких благожеланий не возвещает им! И эти усердные мольбы свои, эти благожелания она сопровождает торжественными и глубоко знаменательными обрядами.

По уставу церковному бракосочетание должно быть совершаемо непосредственно после литургии (Требн.), дабы жених и невеста благоговейным молением за литургией, очищением себя чрез таинства покаяния и причащения святейших Тела и Крови Христовых достойно приготовились к принятию благодати таинства брака.

Первая часть таинства брака - обручение.

Жених во св. храме становится по правую, а невеста по левую сторону, - так соблюдается Богом узаконенный чин и благоприличие: муж - глава жены и в порядке стояния первенствует пред своею женою. Два перстня для обручающихся полагаются вблизи друг друга на св. престол в знаменование того, что брачующиеся поручают свою судьбу воле Промысла Божия и от Господа, от Его св. престола испрашивают благословение на свое обручение. Жених и невеста держат в руках светло горящие свечи, чем свидетельствуют, что и побуждения к браку у них самые светлые, чистые, свободные от предосудительных расчетов, что брак есть дело чистое, святое, не боящееся света, как боятся этого света грех и порок. Как светло и ярко горят свечи - так светла, чиста и целомудренна должна быть у брачующихся душа; как пламенно горят свечи - такою пламенною любовию они должны гореть во все время супружеской жизни друг к другу, к св. Церкви, их благословляющей.

Самые нежные родители не могут пожелать любимейшим детям своим столько благ, сколько испрашивает им у Бога св. Церковь при совершении таинства брака. Едва только жених и невеста вступили в храм Божий для испрошения себе благословения свыше на супружескую жизнь, св. Церковь тотчас же начинает воссылать свои моления ко Господу, где просит Его о брачующихся друг другу: о еже податися им чадом к продолжению рода; о еже ниспослатися им любви совершенней, мирней, и помощи; о еже сохранитися им в единомыслии и твердей вере; о еже благословипгися им в непорочном жительстве; о яко да Господь Бог дарует им брак честен и ложе нескверное.

Затем священник берет с престола перстни и возлагает на безымянные пальцы правой руки жениху и невесте.

Взяв сперва кольцо жениха, он трижды произносит: "Обручается раб Божий (имя) рабе Божией (имя)". При каждом произнесении этих слов он творит крестное знамение над головой жениха и надевает кольцо. Затем берет кольцо невесты и произносит, знаменуя крестом голову невесты, трижды: "Обручается раба Божия (имя) рабу Божию (имя)", и также надевает ей кольцо на безымянный палец правой руки. Затем жених и невеста трижды обмениваются своими кольцами.

Перстень, по древнему обыкновению, служил печатью и утверждением; троекратным обменом перстней печатлеется и утверждается полное взаимное доверие лиц брачующихся: отселе они вверяют друг другу свои права, честь и спокойствие; с этих пор они будут жить друг для друга, будут обмениваться друг с другом всем, - и эта взаимность между ними будет постоянная, бесконечная (как в перстне - круге - нет конца, так и союз супружеский должен быть вечен, неразрывен). Жених, во свидетельство своей любви и готовности преимуществом сил своих вспомоществовать немощи женской, отдает свой перстень невесте, а она, в знак своей преданности мужу и готовности принимать помощь от него, свой перстень взаимно отдает жениху.

Теперь обрученные приближаются к аналою, на котором лежат св. Евангелие и крест Христов; этим Церковь внушает, чтобы во всех путях своей жизни, при всех предприятиях и начинаниях супруги имели пред взором закон Христов, начертанный в Евангелии, чтобы в язвах распятого на кресте Христа Спасителя искали себе утешения среди треволнений житейских. При этом св. Церковь словами св. псалмопевца, изображающего блаженное состояние богобоязненных людей в их супружеском, семейном быту, отвечает на вопросы ума и сердца брачующихся, что ожидает их впереди, какая доля благополучия готовится им. "Блажени вси боящийся Господа, ходящий в путех Его" (Пс. 127, 1), - вот краеугольный камень, вот тайна будущего семейного счастья непреложная, как непреложно слово Божие. Итак, истинное счастье супружеского союза зависит от того, как супруги будут вести себя в отношении к Богу и св. заповедям Его: если новобрачные будут благоговеть пред Богом и ходить путями Его, исполнять заповеди Его, то Сам Господь силою Своего могущества и премудрости будет устроять внутреннее и внешнее благо их жизни там, где чуждающиеся Бога встречают одни неудачи и скорби...

Обрученные жених и невеста становятся на одно "подножие" (на разостланный кусок материи) в знак того, что они должны будут разделять одинаковую участь во всем - как счастливую, так и неблагополучную, - и всенародно пред крестом и Евангелием объявляют свое благое и непринужденное произволение на вступление в брак. Жених и невеста должны вступать в брак по взаимному согласию и желанию: непринужденное расположение их друг к другу служит ручательством семейного счастья в супружестве и одним из важнейших условий законности брака.

Впрочем, сердечное взаимное сближение жениха и невесты, внушаемое словом Божиим (Быт. 24, 57-58; 28, 1-2), должно быть освящено благословением родителей и заступающих место их (Суд. 14, 1-3). Грешно поступают дети, когда вступают в супружество без благословения своих родителей: молитвы родителей, благословение их, по свидетельству слова Божия, утверждает дома детей (Сир. 3, 9), т.е. скрепляет счастье и благополучие семейной жизни детей.

Итак, по изъявлении женихом и невестою пред лицом Самого Господа и пред всею Церковью взаимного согласия на вступление в брак, служитель алтаря Господня приступает к совершению самого венчания. Устами священника в трогательных молитвах св. Церковь вспоминает Самим Богом благословенные браки св. праотцев наших и призывает на брачующихся то же благословение Господне, коего сподобились они, молит Всевышнего сохранить брачующихся, как сохранены были Ной в ковчеге, Иона во чреве китове и три отрока в пещи Вавилонской, даровать новым супругам единомыслие душ и телес, долгоденствие, венец неувядаемый на небесах, даровать от росы небесныя свыше и от тука земного, вина и елея и всякия благостыни, дабы они могли, "всякое самодовольство имуще", преподавать и требующим. Вместе с тем пастырь Церкви умоляет Господа помянуть не только самих брачующихся, а и родителей их, "зане молитвы родителей утверждают основания домов..."

Но вот настала важнейшая, торжественнейшая, святейшая во всем чинопоследовании венчания минута. На благословенную чету возлагаются венцы - знамения царской власти, - и этим преподается брачующимся благословение соделаться родоначальниками, как бы князьями дома, царями всего будущего потомства, а вместе возлагается обязанность пользоваться дарованною властию ко благу подвластных им. Помимо того, поскольку в древности венцами украшались главы победителей, возложение венцов на жениха и невесту служит для них как бы наградой за их целомудренную жизнь до брака.

"Венцы, - объясняет св. Златоуст, - полагаются на главах брачующихся в знамение победы, для того, чтобы показать, что они, непобедимые страстию до брака, таковыми приступают и к брачному ложу, т.е. в состоянии победителей похоти плотской. А если кто был уловлен сладострастием, отдал себя блудницам, то для чего ему, побежденному, иметь и венец на главе своей?" В самом деле, что должны мыслить и чувствовать при возложении венцов брачующиеся лица, не сохранившие до брака своего целомудрия?.. Должны чувствовать себя недостойными венцов, и в этом глубоком сознании собственного недостоинства пусть примут они твердое намерение изгладить свои прежние грехопадения покаянием и богоугодными делами.

При возложении венцов на жениха и невесту служитель алтаря Господня произносит: "Венчается раб Божий (имя) рабе Божией (имя)", "Венчается раба Божия (имя) рабу Божию (имя)", и, трижды (в честь Св. Троицы) благословляя обоих, трижды же возглашает тайносовершительные слова: Господи, Боже наш, славою и честию венчай я (их)! "Господи! - как бы говорит этими молитвенными словами священник. - Как эта чета украшена теперь венцами, так украшай брачный союз этот во всю жизнь их славою и честию, всеми дарами Своего благословения: да сияют новые супруги в жизни чистотою и святостью, как сияют их венцы, - и да сподобятся венцов небесных, уготованных в будущей жизни победителям, побеждающим лукавые обычаи мира сего и всякую похоть вредну, подаваемых за соблюдение супружеской верности, за подвиги христианские".

Так св. Церковь тайно действенно низводит на брачующихся благодать Всесвятого Духа, освящающую их супружество, естественное рождение и воспитание детей. С этой минуты жених есть уже муж своей невесты, невеста - жена своего жениха; с этой минуты муж и жена связаны нерасторжимыми узами брака, по непреложному слову Христа Спасителя: "что Бог сочетал, того человек да не разлучает" (Мф. 19, 6).

Теперь супругам необходимо узнать свои обязанности в отношении друг к другу, - и вот Церковь Христова предлагает в читаемом при бракосочетании апостольском чтении истинное учение о взаимных обязанностях мужа и жены. Брачный союз, по учению слова Божия, есть тайна великая (Еф. 5, 32), вследствие того, что он представляет собою отпечаток, отображает в себе духовно благодатный союз Христа Спасителя с Церковью. Чистая, неизменная взаимная супружеская любовь, знаменуя собою любовь Спасителя к Церкви, является источником всех супружеских добродетелей, источником взаимного семейного спокойствия и счастья; она облегчает все трудности, скорби и болезни супружеского состояния, - она дары счастья возвышает и нужды бедности делает сносными. Муж есть глава жены, говорит св. ап. Павел, как и Хри тос - Глава Церкви (23 ст.). Но Спаситель до того возлюбил Церковь, что предал Себя за нее (25 ст.), умер на кресте ради ее святости и непорочности, - так и муж должен любить свою жену, как самого себя (33 ст.), должен любить до готовности положить, в случае надобности, самую жизнь за свою жену, дабы доставить ей истинное спасение. Мужья должны любить своих жен, как свои тела, учит тот же св. Апостол: любящий свою жену любит самого себя (28 ст.). Итак, муж должен быть главою своей жены, - но не безрассудною, не скудоумною, не ветреною, а главою разумною, мыслящею. Муж должен быть главою жены, - но не для того, чтобы мучить жену жестокосердием, холодностью, непомерными требованиями (жена есть тело мужа: если же голова станет пренебрегать телом, то пропадет и сама), - а для того, чтобы, по слову Божию, благоразумно обращаться с женой, как с немощнейшим сосудом, оказывая ей честь как сонаследнице благодатной жизни (1 Пет. 3, 7), чтобы быть всегда и везде образцом для жены своей и с христианскою кротостью замечать и исправлять недостатки ее. Муж должен быть истинным другом и попечителем неразлучной спутнице своей, должен искать отрады себе и утешения не на стороне, не в чужих домах и собраниях, а у себя дома, вблизи своей жены, которая оставила дом родителей своих ради мужа и всего ожидает от него одного...

Как Церковь повинуется Христу, так и жены - своим мужьям во всем, как Самому Господу (Еф. 5; 22, 24), повелевает слово Божие; но отнюдь жена не должна "властвовать над мужем... ибо прежде создан Адам, а потом Ева, и не Адам прельщен, но жена, прельстившись впала в преступление" (1 Тим. 2, 12-14). Церковь Христова свято и богобоязненно исполняет волю Господа, - так должна поступать и жена в отношении к мужу своему. Жена должна стараться блюсти честь и имя того, кому сочетал ее Всеблагий Промыслитель, привлекать к себе расположение мужа не плетением волос, ни золотом, ни жемчугом, ни многоценною одеждою (1 Тим. 2, 9), а своею разумною покорностью, ненарушимою верностью, кроткими внушениями, добрыми распоряжениями в доме и всеми способами, которые дарует великое имя помощницы мужа.

Другой назидательный урок преподается супругам в положенном при бракосочетании евангельском чтении о браке в Кане Галилейской. Бедная чета, не имевшая средств припасти достаточно вина для угощения брачных гостей, была, однако, достойна того, чтобы Сам Господь Иисус Христос с Своею Пречистою Матерью почтили брак Своим присутствием, чтобы Сама Царица Небесная обратила на бедность ее Свое внимание и умолила Сына Своего помочь нужде новобрачных чудесным претворением воды в вино.

Итак, бедность нисколько не препятствует супругам христианским богатеть благочестием: благоустроенная жизнь человека, по слову Христову, не зависит от изобилия его имения (Лк. 12, 15). Если новобрачные будут полагать главное сокровище свое в Боге, если будут украшаться христианским благочестием и исполнять заповеди Христовы во все дни жизни своей, то Господь Бог, "сподобивый в Кане Галилейской честный показати брак Своим присутствием, Сам ущедрит их и исполнит дом их пшеницы, вина и елея и всякия благостыни, дарует обильное пропитание для супругов и домочадцев, дарует Свое святое благословение на все труды их, на села и поля, на домы и скоты их, дабы все умножалось и сохранялось..." (Требник).

По прочтении Евангелия преподается новое наставление супругам. Приносится чаша с красным вином, священник благословляет ее и дает бракосочетавшимся троекратно вкушать из нее в знак того, что отныне во все время последующей супружеской жизни все у них должно быть общее, одни желания и намерения, и что все они должны делить между собою пополам: и счастье и несчастье, и радости и скорби, и труды и покой, и подвиги и венцы за подвиги.

По вкушении из чаши пастырь Церкви, соединив десницы супругов и покрыв их концом епитрахили (в знамение того, что они соединились во Христе, и что муж чрез руки священника получает жену от самой Церкви), троекратно обводит новобрачных кругом аналоя, выражая этим обхождением их радость, духовное ликование. Кроме того, так как повторяемый круг всегда служит знаком вечности, кругообразным обхождением бракосочетавшиеся являют знамение того, что они будут хранить свой супружеский союз вечно, пока будут живы, и выражают обет ни по каким причинам не расторгать брака. Обхождение совершается трижды во славу Св. Троицы, Которая, таким образом, призывается во свидетельство обета супругов.

По окончании шествия снимаются венцы с новобрачных при особых приветствиях, в которых служитель Божий желает им возвеличения от Бога, веселия, умножения потомства и хранения заповедей Божиих: "Возвеличися, женише, якоже Авраам, и благословися якоже Исаак, и умножися якоже Иаков, ходяй в мире и делаяй в правде заповеди Божия. И ты, невесто, возвеличися якоже Сарра, и возвеселися якоже Ревекка, и умножися якоже Рахиль, веселящися о своем муже, хранящи пределы закона, зане тако благоволи Бог". Затем в двух последующих молитвах: "Боже, Боже наш" и "Отец, и Сын, и Святый Дух" священник просит Господа, благословившего брак в Кане Галилейской, воспринять и венцы новобрачных неоскверненными и непорочными в Царствии Своем. Во второй молитве, читаемой священником, стоящим лицом к преклонившим головы новобрачным, эти прошения запечатлеваются именем Пресвятой Троицы и иерейским благословением.

Наконец, бракосочетавшиеся, муж и жена, дают друг другу целование, - и чин венчания оканчивается.

Вот как все благообразно и к назиданию нашему совершается в священнодействии брака, как все возносит нас от земли к небу! Господь наш Иисус Христос для того и благоволил освятить брачный союз благодатию таинства, чтобы супруги христианские, представляя таинственный образ святейшего союза Его с Церковью и вспомоществуемые благодатию таинства, украшались богоподобными совершенствами.

Как же далеки должны быть от нас всякое движение бесчинное, всякое слово праздное, всякая мысль лукавая и нечистая, как благоговейно и внимательно мы должны стоять во храме в то время, когда испрашивается благословение Господне для новой четы, когда незримо с нами присутствует Сам Господь Иисус Христос, подобно тому, как Он присутствовал на браке в Кане Галилейской!

На брачном торжестве св. Церковь дозволяет нам веселие и радость, но желает, чтобы радость и веселие наши были чисты, святы, достойны того великого таинства, ради коего они дозволяются. "Брак и учреждение на нем (пир), - говорит Церковь Христова в руководство нам, - со всякою тихостию и подобающей христианам честностию во славу Божию да бывает, не козлогласованием диавольским, ни плясанием и пиянством, яже христианам запрещена суть; супружество бо есть дело святое: темже и свято сие совершат достоит". "Брак должен быть провождаем благочинно, христианским образом, а не языческим, без песней скверных и соблазнительных, без криков, содомскую паче, нежели христианскую свадьбу показующих; а также без волшебства и всяких скверных действий". "Позванным на брак подобает скромно, честно и с благоговением вечеряти или обедать, как прилично христианам", - изрекли древле святые и богоносные отцы на соборе. Скромное, благоговейное наше пиршество брачное благословит и Сам Господь, освятивший брак в Кане Галилейской Своим присутствием и совершением первого чуда. (Свящ. А. В. Рождественский. "Семья православного христианина".)

Советы венчающимся

Чтобы венчание стало подлинным праздником, запоминающимся на всю жизнь, необходимо заранее позаботиться о его организации. В первую очередь, согласовать место и время совершения таинства.

В церквах, где предварительная запись отсутствует, молодожены договариваются о совершении таинства непосредственно в день свадьбы. При этом устанавливается приблизительное время венчания, так как венчания, возможно, начнутся только после других треб. Также можно договориться и с конкретным священником.

В церкви понадобится свидетельство о браке, поэтому регистрация брака в ЗАГСе должна быть раньше венчания.

В первые века христианства венчание совершалось непосредственно за Божественной литургией. Сейчас этого не бывает, но совместное причастие перед началом супружеской жизни исключительно важно. Поэтому молодоженам необходимо исполнить все необходимое для причащения: пост, молитву, взаимное прощение.

Желающий достойно причаститься Святых Христовых Тайн должен по крайней мере за 2-3 дня молитвенно подготовить себя к этому: больше и усерднее молиться дома утром и вечером, посещать церковные богослужения. Перед днем причащения надо обязательно быть на вечерней службе. К домашним вечерним молитвам добавляется правило ко Св. Причащению (оно включает в себя каноны: покаянный Господу Иисусу Христу, молебный ко Пресвятой Богородице, Ангелу Хранителю, а также Последование ко Святому Причащению). С молитвой соединяется пост - воздержание от скоромной пищи - мяса, яиц, молока и молочных продуктов, - а если супружеская жизнь уже имеет место - воздержание от брачных отношений.

Молодоженам надо приходить в храм в день свадьбы к началу службы, ничего не есть, не пить и не курить накануне, с 12 часов ночи. В храме жених и невеста исповедуются, молятся за литургией и причащаются Святых Тайн. После этого обычно около часа идут молебны, панихиды и отпевания. За это время можно переодеться в венчальные одежды (если в храме есть помещение для этого).

Присутствие друзей и родственников молодоженов за литургией желательно, но, в крайнем случае, они могут прийти к началу венчания.

Делать фотографии и снимать бракосочетание видеокамерой разрешается не во всех храмах: лучше обойтись без этого, сделав памятную фотографию на фоне храма после совершения таинства.

Обручальные кольца надо заранее отдать венчающему священнику, чтобы он освятил их возложением на престол.

Возьмите с собой кусок белого полотна или полотенце. На нем молодые будут стоять.

У невесты непременно должен быть головной убор - фата или платок; косметика и украшения - или отсутствовать, или в минимальном количестве. Обязательны нательные крестики для обоих супругов.

По русской традиции, всякая супружеская пара имеет свидетелей, организующих брачный пир. Пригодятся они и в храме - держать венцы над головами новобрачных. Свидетели должны быть крещеными.

Церковный устав запрещает венчать несколько пар одновременно, но на практике такое бывает. Разумеется, каждый паре хотелось бы венчаться отдельно. Но в таком случае таинство может затянуться надолго (продолжительность одного венчания - 30-40 минут). Если молодожены готовы ждать, пока не перевенчают всех остальных, то им не откажут в отдельном таинстве. В будние дни (понедельник, среда, пятница) вероятность того, что придут несколько пар, значительно меньше, чем по воскресеньям.

Церковно-канонические препятствия к браку

Условия заключения брака, установленные гражданским законодательством и церковными канонами, имеют значительные различия, поэтому не всякий гражданский союз, зарегистрированный в ЗАГСе, может быть освящен в таинстве брака.

Церковью не допускается четвертый и пятый браки; запрещается вступать в брак лицам, находящимся в близких степенях родства. Церковь не благословляет брак, если один из брачующихся (или оба) объявляет себя убежденным атеистом, пришедшим в храм лишь по настоянию супруга или родителей. Нельзя венчаться некрещеным.

Нельзя венчать брак, если один из новобрачных фактически состоит в браке с другим лицом.

Запрещается брак между кровными родственниками вплоть до четвертой степени родства (то есть с троюродным братом или сестрой).

Древняя благочестивая традиция запрещает браки между крестными родителями и крестниками, а также между двумя восприемниками одного ребенка. Строго говоря, канонических препятствий к этому нет, однако в настоящее время разрешение на такой брак может быть получено только у правящего архиерея.

Нельзя венчаться тем, кто дал ранее монашеские обеты или принял рукоположение в священный сан.

В наши дни Церковь не производит дознания о совершеннолетии, психическом и физическом здоровье жениха и невесты, добровольности их вступления в брак, так как эти условия обязательны для регистрации гражданского союза. Разумеется, скрыть от представителей государственных органов те или иные препятствия к браку можно. Но невозможно обмануть Бога, поэтому главным препятствием для совершения незаконного брака должна стать совесть брачующихся.

Отсутствие родительского благословения на венчание является весьма прискорбным фактом, однако в случае совершеннолетия жениха и невесты оно не может воспрепятствовать венчанию. Кроме того, часто родители-атеисты противятся именно церковному браку, и в таком случае родительское благословение может быть заменено священническим, лучше всего - благословением духовника хотя бы одного из супругов.

Венчание не совершается:

В течение всех четырех многодневных постов;
- во время Сырной седмицы (масленицы);
- на Светлой (Пасхальной) Седмице;
- от Рождества Христова (7 января) до Крещения (19 января);
- накануне двунадесятых праздников;
- по вторникам, четвергам и субботам в течение всего годи;
- 10, 11, 26 и 27 сентябрями связи со строгим постом ради Усекновения главы Иоанна Крестителя и Воздвижения Креста Господня);
- накануне престольных храмовых дней (в каждом храме - свои).

При чрезвычайных обстоятельствах исключение из этих правил может быть сделано по благословению правящего архиерея.

Суеверия, связанные с венчанием

Пережитки язычества дают о себе знать всевозможными суевериями, которые хранятся в народе. Так, существует поверье, что случайно упавшее кольцо или погасшая венчальная свеча предвещают всевозможные несчастья, трудную жизнь в браке или раннюю смерть одного из супругов. Распространены и суеверия, что тот из брачующихся, кто первым вступит на расстеленное полотенце, будет всю жизнь главенствовать в семье, а чья свеча после таинства окажется короче, тот и р ньше умрет. Некоторые думают, что нельзя венчаться в мае, "будешь потом всю жизнь маяться".

Все эти вымыслы не должны волновать сердца, ибо их творец - сатана, названный в Евангелии "отцом лжи". А к случайностям (например падение кольца) нужно относиться спокойно - всякое бывает.

Последование о второбрачных

Церковь смотрит на второй брак неодобрительно и допускает его только по снисхождению к человеческим немощам. В исследование о второбрачных добавляются две покаянные молитвы, нет вопрошений о свободе волеизъявления. Такой чин совершается в случае, если и жених, и невеста вступают в брак во второй раз. Если один из них венчается впервые, совершается обычное чинопоследование.

Венчаться никогда не поздно

В безбожное время множество супружеских пар образовалось без благословения Церкви, Но бывает, что невенчанные супруги всю жизнь хранят верность друг другу, воспитывают детей и внуков в мире и согласии.

Церковь никогда, не отказывает в благодати таинства, даже если супруги находятся на склоне лет. Как свидетельствуют многие священники, те пары, которые венчаются в зрелом возрасте, порой относятся к таинству брака серьезнее, чем молодые люди. Пышность и торжественность свадьбы у них заменяется благоговением и трепетом перед величием брака.

У церемонии венчания достаточно древние корни, она берет свое начало с IX-X веков и имеет не только красивое содержание, но и несет в себе глубокий смысл. Венчание - это обряд, соединяющий мужчину и женщину перед лицом Бога на вечную любовь и верность, превращая брак в таинство, относящееся к духовному бытию.

Суть венчания

В современном мире, к сожалению, многие люди неверно трактуют саму суть таинства и относятся к этому как к модному и красивому мероприятию, которое может скрасить торжественный день бракосочетания. Даже не задумываясь о том, что венчание - это не простая формальность. Пойти на этот шаг должны лишь те люди, которые веруют в вечность брака на земле и на небесах. И принять такое решение можно только при обоюдном согласии, как осознанный и хорошо обдуманный поступок. Не следует забывать, что обряд относится к одному из семи таинств, в результате которого благодать Святого Духа передается человеку, и происходит это невидимым образом.

Правила венчания

Если всё же отношения в паре проверены временем, чувства глубоки, а желание совершить обряд хорошо взвешено, тогда стоит ознакомиться с условиями, без которых невозможно венчание в Правила являются обязательными для исполнения:

  1. Основанием для венчание является свидетельство о браке.
  2. Главная роль в семье отводится мужу, который должен любить свою жену самоотверженно. А жена должна повиноваться мужу по доброй воле.

Именно на мужа возлагается обязанность хранить связь семьи с церковью. Развенчание допускается только в самых экстренных ситуациях, например, при измене одного из супругов или в случае душевной болезни. Кстати, последнее также может стать причиной отказа в венчании.

В древние времена существовал такой обычай, когда молодые подавали прошение священнику о венчании, он объявлял об этом на народном вече, и только по прошествии времени, если не находились люди, которые могли сообщить о невозможности брака, проводился обряд.

Общее количество венчаний человека на протяжении жизни не может превышать трех раз.

К обряду допускаются только крещеные молодые и их свидетели, на каждом обязательно должен быть нательный крестик.

Если кто-то из венчающихся не знает, крещен он или нет, нужно обязательно обсудить этот вопрос со священником. Как правило, положительный ответ возможен при согласии молодых родить и растить детей, следуя православным традициям.

Возрастные ограничения: мужчине должно быть не меньше 18 лет, а женщине не меньше 16.

Венчание - это исконно христианский обряд, поэтому к нему не допускаются люди, исповедующие другую религию (мусульмане, иудеи, буддисты и т. д.), а также атеисты.

Запрет на венчание налагается в том случае, если жених и невеста состоят в родственных связях, даже в четвертом поколении. И нежелательно заключение брака между крестными родителями и крестниками.

Если у кого-то из молодоженов заключен побочный брак, венчание запрещается.

А вот такие обстоятельства, как беременность жены, или если у молодоженов нет родительского благословения, не являются поводом для отказа в венчании.

Когда можно проводить венчание?

По православному календарю венчания можно проводить в течение всего года, за исключением дней больших постов - Рождественского (с 28 ноября по 6 января), Великого (семь недель до Пасхи), Петрова поста (со второго понедельника после Троицы до 12 июля), Успенского (с 14 по 27 августа), Масленицы, в канун всех больших церковных праздников. Венчальные церемонии проводятся в понедельник, среду, пятницу и воскресенье. Но, согласно народным поверьям, среда и пятница не подходят для совершения таинства. А также лучше избежать венчания 13 числа.

А вот самыми счастливыми для брака считаются периоды после Покрова осенью, от Крещения до Масленицы зимой, между Петровым и Успенским постом летом, на Красную Горку весной.

Много пар хотят повенчаться в день официальной регистрации брака, но назвать это правильным нельзя. Священники, как правило, отговаривают молодых от подобного рода поспешных поступков. Лучше всего, когда пары венчаются в годовщину своей свадьбы или уже после рождения детей. Чем позже это случится, тем осознаннее будет этот поступок. Год венчания станет памятным событием, которое засвидетельствует искренность чувств и уверенность в семейных узах.

Подготовка к венчанию

Особое значение имеет и процесс подготовки к такому ритуалу, как венчание в православной церкви. Правила здесь также присутствуют.

Самое первое, что необходимо сделать - это определиться с церковью и священником, который будет проводить обряд. Это достаточно ответственное задание, поскольку выбор нужно делать душой. Молодым в храме должно быть комфортно и спокойно, только так весь процесс будет иметь действительно великое значение. Будет ли это маленькая церквушка или величественный собор, зависит в первую очередь от пожелания молодых, абсолютно вся атмосфера святого места должна гармонично вписываться не только в духовную суть церемонии, но и отвечать душевному состоянию молодой пары, которая решила связать свою судьбу навечно.

С батюшкой тоже нужно обязательно поговорить, обсудить не только организационные моменты, но и присмотреться друг к другу, найти общий язык - это тоже очень важно для обряда. Очень многие батюшки уделяют особое внимание разговору с молодоженами, иногда они могут советовать отложить процедуру или повременить, тогда к советам священника следует прислушаться.

Еще, что немаловажно, не все священники имеют право проводить обряд венчания, например, запрещено это делать постриженным в монахи и находящимся под каноническими запретами. Иногда обряд по желанию молодой пары может проводить священнослужитель из другой церкви или собора, если, например, он является их духовным отцом.

проведения обряда

Со священником необходимо согласовать дату и время, на которое назначено православное венчание. Правила церковной жизни обязывают к этому. Иногда в церкви одновременно могут венчаться несколько пар, этот нюанс также необходимо обговорить. Следует побеспокоиться, если на венчание фото- и видеосъемку будут проводить несколько операторов, чтобы не возникло суматохи, и это не испортило всего обряда.

Еще за неделю до венчания молодые должны начать соблюдать пост: не употреблять в пищу мясо, не пить спиртные напитки, не курить, воздерживаться от супружеской близости. Перед венчанием молодожены должны посетить богослужение, исповедоваться и причаститься.

Также необходимо заблаговременно побеспокоиться о покупке и Божьей Матери, которые обязательно должны быть освящены, обручальных колец, которые до совершения обряда нужно отдать священнику, свечей, двух белых полотенец и четырех носовых платков. Следует обратить внимание, что по церковным канонам кольца следует покупать для жениха из золота, для невесты из серебра. Как правило, приобретение всех необходимых атрибутов возлагается на свидетелей.

Традиция использования в обряде также имеет древние исторические корни. Издревле родители благословляли своих детей с использовании святых икон: сына - Христа Спасителя, дочь - Богородицы, давая, таким образом, наставление на путь истинный.

За проведение обряда венчания принято оставлять вознаграждение, о деньгах также следует поинтересоваться у священника. Если у пары нет финансовой возможности оплатить полностью всю сумму, можно об этом рассказать. Иногда сумма вообще не оглашается, и батюшка предлагает дать милостыню на церковь, в том размере, какой предоставляется возможным для молодоженов.

Выбор наряда для невесты

Что касается подвенечного платья невесты, которое она наденет на венчание в православной церкви, правила заключаются в следующем:

  • платье не должно быть очень облегающим или коротким, но и слишком пышные и шикарные наряды тоже не подойдут;
  • ни в коем случае не должны быть оголены плечи, декольте или руки выше локтей;
  • можно использовать накидку, которая прикроет открытые части тела;
  • наряд должен быть белого или другого цвета бледных оттенков;
  • голова обязательно должна быть покрыта, для этого используется платок или фата;
  • нельзя использовать слишком яркий макияж и насыщенный аромат духов;
  • вместо свадебного букета в руках у невесты должна быть

Также следует заблаговременно позаботиться об обуви, лучше всего подойдут туфли с закрытым передком на низком каблуке, ведь церемония венчания длится около часа, невеста должна чувствовать себя комфортно на протяжении всего этого времени.

Есть очень интересное поверье. Платье невесты обязательно должно быть с длинным шлейфом. По народному сказанию, чем длиннее будет шлейф - тем больше времени молодые будут вместе. Если шлейф в наряде не предусмотрен, его можно прикрепить только на время проведения венчания.

Также, когда проходит венчание в православной церкви, правила распространяются и на внешность всех присутствующих гостей. Женщины должны быть в платьях или юбках с прикрытыми коленями, также не следует оголять декольте и руки, голову нужно прикрыть платком или шарфом. На церемонии венчания не обязательно присутствие всех гостей свадьбы, это могут быть люди, которые действительно веруют в таинство обряда и относятся к этому процессу искренне. Для соблюдения формальности такие мероприятия лучше не посещать, а прийти только на банкет.

Церемония венчания

Венчание всегда начинается только после службы. Обряд состоит из двух этапов: первый - это обручение, венчание - это второй этап. В прошлом они были разделены между собой временем. После обручения пара могла расстаться, если возникали на то причины, венчание могло состояться только в том случае, если чувства были крепкими и искренними, ведь муж и жена выбирали друг друга не только для земной жизни, но навечно. В современном обряде обе составляющие церемонии происходят в один день.

Обручение

Обручение происходит у входа в церковь. Невеста становится по левую руку от жениха. Священник читает молитву, после чего он три раза благословляет пару и дает им в руки зажженные свечи. Снова читает молитву и обручает молодых кольцами. Кольца меняют с руки молодого на руку невесты трижды, в итоге золотое кольцо жениха остается на руке у молодой, а её серебряное кольцо на пальце будущего мужа. Только теперь пара может называть себя женихом и невестой.

Венчание

Священник заводит пару в храм и ставит перед аналоем на белое полотенце. Мужчину и женщину спрашивают, по доброй ли воле они сюда пришли, нет ли препятствий для заключения брака. Свидетели берут в руки венцы и держат их над головами у жениха и невесты. Здесь следует отметить, что сделать это не так и просто, особенно если свидетели низенькие, а молодые высокие, да и время церемонии не менее чем сорок минут в городских церквях, а если обряд проводится в монастыре, тогда и больше часа. Поэтому свидетелей желательно выбирать повыше. После прочитанных молитв молодым выносят чашу с вином, которую они должны три раза испить как символ того, что с этой минуты все в паре будет делиться поровну - и счастье, и горечи.

Следует предостеречь невесту: во время испития из чаши вина может возникнуть ситуация, когда фата очень близко окажется возле свечи и произойдет воспламенение. Чтобы этого не случилось, желательно заранее побеспокоиться о длине фаты, которая должна быть не слишком большой.

Руки новобрачных связывают белым полотенцем и их обводят вокруг аналоя трижды. В это время поет церковный хор. Батюшка подводит пару к алтаря и читает назидание на вечную жизнь вместе. После венчания все гости начинают поздравлять молодых, и раздается колокольный звон, знаменующий о рождении молодой семьи.

Если у молодых есть желание запечатлеть на долгую память венчание, фото- и видеосъемку можно проводить с разрешения священника. Правильнее всего согласовать, где именно должен находиться оператор, как ему лучше стоять или перемещаться. Обычно в церквах и соборах достаточно специфическое освещение, поэтому, для того чтобы качество съемки впоследствии не огорчило, желательно обратиться к хорошему специалисту. Бывают случаи, когда съемка категорически запрещена, тогда, чтобы памятное событие осталось в семейных архивах, можно сделать фотографии на фоне собора или храма.

Венчание на царство

Есть еще один древний обычай, о котором следует упомянуть, чтобы внести некоторую историческую ясность, - венчание на царство. Этот обряд проводили во время церемонии коронации монархов, и первым это начал Иван Грозный. Корона, которая при этом использовалась, вошла в историю под известным всем названием - шапка Мономаха. Обязательными атрибутами действа были бармы, держава и скипетр. А сам процесс имел сакральное содержание, основной сутью которого было таинство миропомазания. Но никакого отношения к бракосочетанию этот обряд не имеет.

Уже на протяжении многих лет все большую силу и популярность приобретает обряд венчания. Некоторые из молодоженов отдает дань моде, другие подходят к этому таинству с полной ответственностью, делая этот шаг вполне осознанно, огни верят в духовную силу и понимают значение обряда. Бог дает молодым свое благословение на узы между супругами, рождение детей и воспитание их в христианстве.

Современная молодежь знает о таинстве бракосочетания по книгам и видео, которые сегодня можно посмотреть в интернете. На Руси этот обряд выполняли еще в древние времена. На свадьбе это действие было самым главным, и без венчания в церкви брак между женщиной и мужчиной не признавался. В те времена считалось, что только перед богом молодые люди могли стать супругами. Впервые о таинстве венчания человек узнал из книги «Бытие», посвященной женитьбе Исаака на Ревекке. Как проходил их обряд венчания сегодня можно узнать из видео.

Информация пришла к нам также из писаний Святых Отцов и сохранившимся документам, в которых оговаривались правила обряда. Проследить все изменения православной церкви, происходящие на протяжении веков, практически невозможно. Но выделить основные моменты историкам удалось.

  • На головы молодых возлагались брачные венцы. Впервые стали это делать на Востоке в IV веке. Сначала для этих целей использовали живые цветы. Позже венцы стали делать из металла. По внешнему виду они напоминали корону.
  • В западной части Византийской империи во время обряда венчания применяли брачные покрова.

Венцы и покрова означали святую веру в господа Бога. Предполагают, что до VII века бракосочетание между супругами проходило с благословенными кольцами и священной молитвой, похожей на современное песнопение. Обряд православного венчания церковь не разделяла до IX века. Между супругами заключался гражданский брак, после чего она участвовала в процессе богослужения в церкви. Таким чином они приобщались к Таинству Святых Христовых, что и означало символ брака. Молодожены брали на себя полную ответственность за семью, руководствуясь государственными законами того времени.

В конце X, начале XI веков в православном бракосочетании в церкви появился первый обычай, согласно которому жених и невеста получали свечи. На их головы стали возлагать венцы и произносились сопутствующие слова – «Христос венчает». Далее священник читал молитву, а по ее завершении соединял руки молодых, произнося слова – «Христос, приветствует».

На протяжении следующих лет процесс обряда венчания видоизменялся. Уже начиная с XIII века, он сопровождался словами: «Венчается раб Божий». Спустя 2 столетия появились новые традиции: читалась определенная молитва, а венцы в церкви, а не в доме.

Современный обряд венчания в церкви

Государственная власть разрешает проводить обряд венчания. Он может проводиться сразу после регистрации брака или в любой другой день. По церковным обычаям не все могут это сделать.

  • Православие не дает согласие на процедуру некрещенным людям, женихам младше 18 и невестам, которым не исполнилось 16 лет.
  • Если жених или невеста исповедует другую веру, необходимо получить разрешение на венчание. При этом муж или жена должна дать письменное обязательство воспитывать детей по православным законам.
  • Церковь не одобряет браки, заключенные между кровными родственниками (родство до третьего поколения включительно). Разрешение главы епархии понадобится и в том случае, если обвенчаться желают духовные родственники. Это могут быть крестные родители детей одной семейной пары.
  • Проводить церемонию можно не более трех раз. Но и во второй раз при венчании возникают определенные трудности.

Венчание проходит только на основании свидетельства о регистрации брака. Существуют определенные дни, в которые можно проводить обряд. Во время проведения многодневных постов и церковных праздников брак не заключается. Некоторые семьи венчаются после рождения своего первенца. Другие хотят проверить свои чувства и откладывают этот процесс на несколько лет.

Порядок церковного бракосочетания

Как только принято решение о проведении обряда венчания, следует обговорить со священником день бракосочетания. Венчание можно снимать на видео и делать фотографии. Со священником также следует обсудить, где во время церемонии может находиться фотограф и что можно снимать. Подготовка к венчанию должна быть проведена заранее. При этом следует учитывать некоторые моменты.


Очень важно к церковному бракосочетанию подготовиться морально: причаститься и исповедаться. Перед венчанием 3 дня следует поститься. В день соединения семейных уз перед Богом не рекомендуется курить, принимать спиртные напитки.

Правила поведения в храме

Венчающие и их гости должны придерживаться определенных правил:

  • Женщины должны быть в головном уборе. Одежда жениха, невесты и гостей должна прикрывать плечи и ноги. Женщинам не рекомендуется заходить в церковь в брюках.
  • Недопустим яркий макияж, он должен быть приближенным к натуральному виду.
  • Войти в храм желательно заранее, минут за 15 до начала церемонии.
  • Мобильные телефоны следует отключить.
  • Во время венчания передвигаться по храму не разрешается.
  • По левую сторону зала располагаются женщины, справа – мужчины.
  • К иконостасу не положено стоять спиной.
  • Для крещения используют правую руку.

Венчание длится в пределах часа. Не все гости могут выдержать столь длительную процедуру. Поэтому им лучше остаться вне храма или у его входа. Правила должны соблюдаться неукоснительно всеми людьми, присутствующими на бракосочетании в православном храме.

Процедура развенчания

К сожалению, не все семейные пары в состоянии сохранить брак и им приходится его разорвать. Церковь негативно относится к разводам и процесса развенчания, как такого для нее не существует. Но в некоторых случаях православная церковь может дать разрешение на повторное венчание. Это относится к вдовам и вдовцам. Причинами для расторжения церковного брака также могут быть:

  • Измена одного из супругов;
  • Невозможность зачать ребенка;
  • Принудительное заключение брака;
  • Угроза для жизни детей и супруги;
  • Душевные заболевания;
  • Избавление от ребенка без согласия на это действие мужа;
  • Различные виды тяжелых заболеваний, таких как алкоголизм, наркомания, СПИД и др.

Дается разрешение только тому супругу, кто невиновен в распаде семьи. Но прежде чем вступить в повторный брак, необходимо покаяться и исповедаться.

Сегодняшний мой пост посвящен венчанию в православной церкви, смысл которого до сих пор остается неясным для многих. Последствия безбожных десятилетий дают о себе знать. Но любые утраченные знания можно восстановить, если есть добрая на то воля. Попробуем вместе вкратце начать путь к осознанию смысла обряда для православного человека.

Зачем нужен этот обряд

Религия и традиционные ценности всё более активно проникают в нашу жизнь. Люди стремятся возродить те обычаи и обряды, которые создавались нашими предками, стремятся к возрождению вековой мудрости поколений.

Бывает так, что в семье люди только начинают приходить к вере. Желание обвенчаться может сначала диктоваться просто существующей модой. Потом же оно может привести молодых людей к проникновению верой и дальнейшему воцерковлению.

Многие могут задаться вопросом, зачем венчаться, если сейчас этот обряд необязателен и не ведет к каким-либо юридическим последствиям?

Но давайте подумаем, что означает для человека штамп в паспорте. Насколько он защищает семейную пару от неверности, помогает сохранить любовь. Брак, узаконенный земной властью, заключить сейчас легко. Но ведь не менее легко его расторгнуть. Оттого у многих возникает ложное ощущение несерьезности таких отношений.

Куда более важной для верующего человека является клятва любви и верности, принесенная перед ликом Всевышнего. Таинство венчания несет в себе глубокий сакральный смысл. Влюбленные, соединяя себя узами церковного брака, изменяются не только духовно, но и физически, «так что они уже не двое, но одна плоть» (Мф.19:5-6.).

Данная в церкви клятва имеет куда более глубокое значение для жизни молодых, чем поставленные в загсе подписи. Для подготовки к венчанию церковь выставляет жесткие требования. Нередко необходимо пройти специальную подготовку, которая поможет глубже осознать важность события.

Будучи частым свидетелем прохождения молодоженами обряда, я постоянно наблюдаю преображение венчающихся. Возникает ощущение, что молодые люди приобретают некоторое внешнее сходство. А ведь это всего лишь отражение происходящего в них глубинного духовного преобразования.

Таинство венчания, кроме внешнего блеска и красоты обряда, требует от венчающихся готовности взаимной жертвы. Люди жертвуют друг другу отмеренное им этом в бренном мире время, получая взамен любовь и благословение Творца. Это чувство выносят из-под покрова церкви прошедшие этот обряд пары. Видимо, в этом скрыт ответ на вопрос, для чего венчаются люди.

Отличие от светского брака

Светский брак, в который вступают молодожены, частично несет в себе внешние, бытовые функции, которые в прошлом являлись частью брака церковного.

Не случайно Русская православная церковь требует документального подтверждения официальной регистрации отношений для прохождения таинства ритуала. Тем не менее, для верующих людей светский брак никогда не сможет заменить собой брак церковный.

Заповедь Господа, плодиться и размножаться, заполняя землю (Быт.9: 1), которую он дал сыновьям Ноя, древнее полученных Моисеем на горе Синай. Обряд физически воплощает важную часть сакрального смысла земного бытия.

Без венчания нет брака перед Богом, именно после прохождения обряда молодые становятся мужем и женой в христианском смысле, получают верховное благословение на совместную жизнь, рождение и воспитание нового поколения православных христиан.

Нередко зрелые семейные пары, уже многие годы прожившие в браке, приходят к осознанию необходимости венчания. Даже если в вашей семье царит мир и любовь, венчание придаст вашей совместной жизни более глубокий духовный смысл. Пусть ваши дети давно выросли, а вы уже находитесь в преклонных годах, никогда не поздно получить церковное благословение.

Глубочайший смысл также и в совместном вспоможении духовному росту мужа и жены, укреплению их в вере, совершенствованию.

Что нужно для обряда

Напомню, к венчанию необходимо готовиться. Необходимо заранее оговорить время и дату прохождения обряда. Не забудьте исповедаться и причаститься перед ритуалом.

Церковь рекомендует подготовить себя постом к прохождению обряда. Важно прийти к алтарю, очистив тело и душу. Невозможно что-то укрыть от Создателя. Только духовный подвиг брачующихся, их желание провести оставшуюся часть жизни в совместному служению воле Всевышнего – спасению своих душ.

Не забудьте также о некоторых вещах, которые вам понадобятся для проведения обряда:

  • два обручальных кольца;
  • иконы Богородицы и Спасителя;
  • венчальные свечи;
  • белый рушник.

Учтите, что данный обряд у православных христиан проводится не в любые дни. Не проводятся венчания по вторникам, четвергам и субботам, во время четырех главных постов и в первую неделю празднования Пасхи.

Еще век назад обряд венчания был обязательным, сегодня мужчины и женщины вступают в церковный брак исключительно по желанию. Вы тоже решились на венчание в церкви в Москве или области? Это серьезный шаг, к которому следует тщательно подготовиться – я расскажу вам обо всем необходимом.

Благоприятные дни для венчания, Красная горка

В отличие от обычных свадеб, обряд венчания проводится в определенные дни и время суток. Наиболее благоприятные дни для венчания – воскресенья, также церковные браки заключаются по нечетным дням (понедельникам, средам и пятницам). И, напротив, по четным дням обвенчаться невозможно.

В 2018 году есть особенная дата для проведения венчания в церкви в Москве – праздник Красная горка, выпадающий на 15 апреля. Этот день издревле считался лучим для свадьбы, заключенный в этот праздник брак будет долгим, крепким и счастливым.

Обряд проводится в середине дня, он занимает не менее двух часов, что обязательно нужно учитывать при подготовке.


Однако есть не только благоприятные дни для венчания, но и «запрещенные» даты:

  • Святки (с вечера 6 по 19 января 2018 г.);
  • В канун Сретения Господня (14 февраля);
  • На Сырной неделе (семь дней до начала Великого поста, более известна, как Масленица, в 2018 году с 12 по 18 февраля);
  • В канун Благовещенья Пресвятой Богородицы (6 апреля);
  • В Великий пост (семь недель до Пасхи, в 2018 году с 19 февраля по 7 апреля);
  • В Пасхальную неделю (в 2018 году — с 9 по 15 апреля);
  • В канун Вознесения Господня (39-й день после Пасхи, в 2018 году – 16 мая);
  • В канун и день Святой Троицы (49-й и 50-й день после Пасхи, в 2018 году – 26 и 27 мая);
  • В Петров пост (начинается во второй понедельник после Троицы, в 2018 году с 04 июня по 11 июля);
  • В Успенский пост (с 14 по 27 августа);
  • В канун и день Усекновения Главы Иоанна Предтечи (10 и 11 сентября);
  • В канун Рождества Пресвятой Богородицы (20 сентября);
  • В канун и день Воздвижения Креста Господня (26 и 27 сентября);
  • В канун Покрова Пресвятой Богородицы (13 октября);
  • В Рождественский (или Филиппов) пост (с 28 ноября по 6 января).

Если вы решили заключить союз на небесах, то мы рекомендуем уже сейчас выбрать дату, в противном случае вам просто-напросто не удастся реализовать задуманное.

Сколько стоит венчание, подготовка к обряду

К таинству следует подходить обдуманно и серьезно. Рекомендуется посетить церковь для разговора со священнослужителем. Вы заранее договоритесь о дате и получите все необходимые наставления. И, конечно же, узнаете, сколько стоит венчание в церкви – да, даже заключение церковного брака не происходит бесплатно!


Следует знать, что нужно для венчания, и заблаговременно подготовиться. Список довольно широк:

  • Молодожены и свидетели должны быть крещеным православными;
  • Наличие свидетельства о браке;
  • Соблюдение церковных традиций. Перед обрядом молодожены должны исповедаться, причаститься и поговорить со своим духовником, некоторое время поститься. А за день запрещены интимные отношения;
  • Необходимо приобрести венчальные предметы – обручальные кольца вместе с рушником (специальным белым полотенцем), коны Богородицы и Иисуса Христа, венчальные свечи;
  • Благословение от священнослужителя на фото и видеосъемку. Кстати, свидетелями не обязательно выбирать мужчину и женщину – это могут быть двое мужчин. Напомним, что венчание в церкви в Москве занимает несколько часов, в течение которых свидетели держат венцы над невестой и женихом – обычно мужчинам справиться с этой задачей проще, чем женщинам.

Церковь не только регламентирует подготовку и проведение венчания, но и ставит запреты:

Запреты для венчания

  • Запрещено венчаться некрещеным или людям иной веры;
  • Обряд невозможен без предварительного посещения ЗАГСа;
  • Запрещено венчаться кровным родственникам до 4-го колена;
  • Запрещено венчаться людям со слишком большой разницей в возрасте, а также если они не достигли установленного законом возраста;
  • Запрещено венчаться людям с наличием психических заболеваний. Наконец, в число запретов для венчания входит и женитьба без благословления родителей.

Наряды молодоженов для венчания

Церковь довольно лояльно относится к одежде и виду молодоженов, однако есть несколько простых требований.

Невесте лучше прийти в скромном белом платье скромного покроя, обязательно наличие фаты либо платка. Макияж не возбраняется, но он не должен быть скромным. Для жениха все проще – он должен прийти в нарядном костюме.

Поэтому решая, что нужно для венчания, подумайте и о подобающих нарядах.

Организация венчания

Задумавшись о венчании, нужно позаботиться о множестве мелочей, они легко могут быть упущены из виду, что подпортит впечатление от таинства. Решить эту проблему помогут услуги свадебного организатора. Я сделаю все необходимое для качественной подготовки венчания – ваш союз будет заключен на небесах, а обряд оставит только лучшие воспоминания!

Loading...Loading...