Зверинецкий монастырь, Киев: адрес, фото и история. Зверинецкий монастырь

23 декабря - в обители престольный праздник, а 22 декабря в Зверинецком Архангело-Михайловском монастыре был освящен малый храм во имя святителя Иоасафа Белгородского и священномученика Иоасафа (Жевахова) .

Читайте об этом удивительном древнем святом месте.

На холме, неподалеку от центра столицы, среди низеньких домиков с деревянными заборами и роскошных высоких особняков притаился тихий «уголок средневековья» –

Из-за высоких крепостных стен с многочисленными окошками и округлыми зубчатыми башнями возвышаются строгие полукружия церковных куполов. Крутая каменная лестница за тяжелыми железными воротами ведет в тесный монастырский дворик...

Громоздкие двери с массивными железными кольцами вместо ручек, орнаменты с изображением животных – волков и львов – на фасадах строений, молитвенная тишина и фигуры несуетливой монастырской братии. Но сотни лет назад на склонах этих холмов не было ни монастыря, ни особняков...


XI век...

В мрачных лесах, у стен древнего Киева, часто можно было услышать сигнал охотничьего рога, лай собак и лошадиное ржание. Сюда властители древнего города вместе с дружинниками и воеводами выезжали на «ловы» – охоту на диких вепрей, оленей и туров. Уже в те времена изобиловавшие дичью угодья киевских князей получили свое название «Зверинец» .

Чтобы не отъезжать далеко от своего стольного града, князь Всеволод Ярославич велел выстроить на этих землях Красный Двор, ставший его загородной резиденцией. А чуть позже, возле места, где князь после удачной охоты пировал со своей свитой, на берегу Днепра была заложена церковь в честь Архистратига Михаила.

Вскоре там появились кельи монастырской братии, трапезная и даже речная пристань. Тогда же возникла и прославленная часть монастыря, которая располагалась вовсе не наверху, а глубоко под землей – Зверинецкие пещеры .

Первые монахи-отшельники из Греции поселились в Зверинецких пещерах еще задолго до того, как на склонах Днепра вырос монастырь князя Всеволода. Местные жители стали приходить в пещеры за духовным наставничеством, и вскоре пещерная обитель разрослась и, как и ее наземная наследница, была освящена в честь Архистратига Михаила – предводителя небесного воинства.

Несмотря на то, что большинство монахов Зверинецкой обители поселились в кельях вотчинного монастыря, пещеры оставались обитаемы вплоть до XIII века , пока во время очередного набега на окраины княжьего города в Зверинецкие пещеры не ворвались кочевники… Жившие в пещерах схимники были зверски убиты, а подземная обитель – разрушена и завалена.

Наши дни...

В тесном и уютном дворике монастыря мы встречаемся с нашим провожатым – иеромонахом Хризостомом (Грищенко) . Вместе с ним не спеша, шаг за шагом углубляемся в «монастырские владения».

Иеромонах Хризостом (Грищенко)

Территория монастыря небольшая – всего 15 соток, на которых и расположился уютный корпус монастырской братии и два храма – в греческом и древнерусском стиле.

Вместо свечей и паникадила храм изнутри освещают рабочие прожектора, а там, где вскоре расцветет мáстерская роспись, пока еще установлены высокие строительные леса. Впрочем, за ними уже виднеются части мозаик с ликами Спасителя и святых, выполненные в византийском стиле.

День и ночь здесь слышится визг дрелей, пил и мелодичное постукивание молотков – в храме трудятся команды зодчих. Нам приветливо улыбаются белорусы и вежливо кивают грузины – обе команды приехали в Киев – колыбель славянского православия, чтобы украшать будущий храм. К слову, иеромонах Хризостом видит в этом Божий замысел.

Это не просто совпадение, – улыбается отец Хризостом. – Ведь попечитель нашего монастыря священномученик Иоасаф Жевахов происходил из древнего грузинского рода Джавахишвили, которые считают себя потомками предка грузин – Картлоса. Но имел священномученик Иоасаф прямое отношение и к Белоруссии, так как в свое время был сначала епископом Могилева, затем – Минска. А у нас как раз трудятся две команды из этих стран. Такие случайности – не случайны.

Роспись храма Зверинецкой обители

Начало ХХ века...

Священномученик Иоасаф (Жевахов), известный также как архиерей-мученик, вовсе не был священнослужителем с молодых лет, а был известен своим современникам как князь Владимир Жевахов.

Судьба связала его с монастырем, когда во время оползня были обнаружены полузаваленные пещерные храмы. Именно там, на раскопках древней святыни, любопытный князь и познакомился с насельником Ионинского монастыря – игуменом Валентином.

Молодой аристократ настолько проникся рассказом игумена о святом месте, что арендовал участок земли возле пещер и привез на раскопки команду профессиональных археологов. Князем были выделены деньги на постройку надпещерного храма с монашескими кельями, который получил статус скита Киево-Печерской Лавры.

Во время раскопок археологи обнаружили около двух сотен древних погребений, епископскую панагию и образ Богородицы, написанный на металлической пластине. И в 1913 году монастырский престол был освящен в честь Рождества Пресвятой Богородицы.

Но мирная жизнь монастырской братии на склонах Днепра снова оборвалась - в кровавый 1917 год.

Большевики закрывают монастырь. Часть монахов гибнет от рук чекистов, которые устроили настоящую охоту на духовенство, часть – мерзнет в товарных вагонах по пути в концентрационные лагеря, где умирают от болезней и голода. Монастырь подвергается разграблению – вандалы уносят драгоценные сосуды, сбивают оклады с икон. Множество бесценных реликвий исчезает – в лучшем случае их продают в частные коллекции, в худшем – оскверняют и уничтожают, не осознавая их ценности.

Множество дворян спешит скрыться за рубежом – туда бегут даже видавшие виды боевые офицеры, которые осознали тщетность борьбы с советской властью. Но потомок грузинских князей и не думает скрываться. Он принимает монашеский постриг, а позже его посвящают в сан епископа.

Вступив в ряды черного духовенства, князь осознал, что подписывает себе смертный приговор, ведь расстрел священника, а тем более епископа в те годы было делом времени. Но князя Жевахова, принявшего имя Иоасаф, в честь своего дальнего родственника епископа Белгородского Иоасафа, больше не волновала мирская суета.

Палачей, ворвавшихся в его дом в Могилеве, он встретил спокойно и без малейшего сопротивления. Будущего священномученика обвинили в организации террористической ячейки троцкистов и подготовке взрыва правительственного поезда, когда тот будет проезжать через Белгород.

Епископ был брошен в застенки НКВД – потянулись мучительные часы пыток и допросов. Смирение архиерея в сочетании с его непоколебимостью и твердостью духа ставили в тупик даже бывалых садистов – ни одного обвинения епископ не признал, не оговорил ни одного человека и не выдал ни одной тайны, унеся их с собой в могилу.

4 декабря 1937 года, в праздник Введения во Храм Пресвятой Богородицы, епископ Иоасаф, с прямой спиной и расправленными плечами, вышел в один из двориков города Курска. Никто из жителей окрестных двориков не обратил внимания на выстрел. В те годы часто кого-то расстреливали…

И снова наши дни...

Любопытно, что в самих пещерах сохранилась древняя церковь, а на одной из ее стен, у жертвенника, написаны имена семи игуменов монастыря, – рассказывает отец Хризостом, пока мы спускаемся по узкой лестнице вглубь монастырских пещер. – Получается, что в этих пещерах уже тогда был целый монастырский комплекс со своими игуменами.

Зверинецике пещеры

Пещеры Зверинецкого монастыря узкие и низкие, поэтому иногда идем, пригнув головы, дабы потолок не задеть. Толщу мрака еле-еле разбавляет жидкий огонек свечи. Но и его вполне достаточно, чтобы увидеть кельи монахов-отшельников – крошечные выбоины в стене, где можно только сидеть, лежать или стоять на коленях.

Обитатели пещерного храма спали в узких выбоинах, подушками им служили глиняные выступы, а обеденными столами – гладкие поверхности пещер. Хоронили своих братьев монахи скромно – гробы не сколачивали, человека просто клали в землю между двух досок, а на тело первого клали второго, третьего...

Груды пожелтевших от времени костей вперемешку с камнями видны из-за решеток в узком тоннеле под землей. Здесь же стоят керамические сосуды, из которых виднеются макушки черепов…

Величественно выглядит подземная святыня – пещерный храм. Таинственный шум слышится в этих узких коридорах – будто эхо древних молитв все еще блуждает по пещерным кельям и тоннелям вместе с подземным холодом.

Температура здесь всегда одинаковая, – продолжает иеромонах Хризостом, – градусов 12 тепла. Не жарко, конечно. Зато летом – прохладно, а зимой – тепло.

…В конце каменного коридора забрезжил свет, и вот мы оказываемся наверху.

Мир кажется другим после выхода из пещер. Бледное зимнее небо и свежий морозный воздух в монастырском дворе обретают множество незнакомых доселе оттенков. Мир вокруг зацветает разнообразием красок.

Невольно задумываешься: «Этим ли воздухом дышали обитатели Зверинецких пещер? Это ли небо видели у себя над головой братья из Архистратиго-Михайловского монастыря? Какие мысли их посещали? И думали ли они о нас – тех, кто будет жить на этой земле века спустя?..» Ответ знают только стены молодых храмов и своды древних пещер на Зверинце. Не верите? Спросите у них сами…

...В Зверинецком Архангело-Михайловском монастыре сегодня, декабрь 2013 г.

Фото Сергея Рыжкова и Богдана Придатко

14 апреля 2009 года на заседании Священного Синода Украинской Православной
Церкви установил местное празднование Собора преподобных и преподобномучеников
Зверинецких в Неделю 5-ю Великого поста (Киев) (журнал №21).

Протоиерей Александр Авдюгин : «Собор святых представляет
собой святых, на одной территории живущих или объединенных одним подвигом.
Каждый из этих святых имел свою тропинку к Богу, шел по одному ему известному
пути. Это не значит, что другие пути не являются спасительными. Каждому Господь
дает свою тропу – единственную.

Соборы Церковь установила, чтобы показать: единство цели

Господь дает в определенном месте и в определенное время свое
благословение, чтобы явился сонм святых. Этим Господь показывает, что можно
спасаться не только индивидуально, но и вместе, если люди объединены одной целью
и находятся в одном месте»

В Киеве в центре Ботанического сада расположен
Свято-Троицкий Ионинский монастырь, основанный преподобным Ионой Киевским
(в миру Иоанн Мирошниченко; † 1902 г.) в 1871 году. В 750 м на
северо-запад от обители неподалеку от Ботанического сада, там, где во времена
Киевской Руси были княжеские охотничьи угодья, находятся Зверинецкие пещеры.

Как гласит предание, в память крещения Руси и низвержения языческого идола
Перуна первым митрополитом Киевским Михаилом было основано два храма-монастыря,
и оба были названы Михайловскими: Златоверхо-Михайловский и Выдубицкий. Летопись
же сообщает, что в 1070 году великий князь Всеволод Ярославич заложил церковь
св. Михаила в «монастыри Всеволожи на Выдобичи». Есть и другие указания на то,
что возле Выдубицкого храма уже существовал монастырь во имя этого святого. Все
древнейшие киевские монастыри были подземными, и только впоследствии, с
увеличением числа насельников, они «выходили из-под земли». Исходя из этого и
принимая во внимание географическое расположение описываемой местности, этот
старый монастырь не мог быть расположен нигде, кроме обнаруженных Зверинецких
пещер с сохранившимся в них пещерным монастырским храмом.

Исследователь Зверинецких пещер Иван Каманин считает, что они возникли
раньше, чем Печерские. Во времена Крещения Руси 988-989 годах, более чем на
шесть десятилетий ранее возвращения, по велению Господа, со святой горы Афон
инока Антония – основателя Киево-Печерской обители.

Никогда ещё исследователи не обнаруживали подобных пещер в
столь неповреждённом виде. В этих тесных, холодных келиях в посте и молитве
уединялись зверинецкие монахи. Во время очередной монголо-татарской облавы они
были погребены здесь заживо.

Подземелье представляет собой треугольник, образованный путем позднего
соединения некогда отдельных прямых коридоров, использовавшихся для погребения
усопшей братии (в перпендикулярных ходам одноместных нишах-локулах или
трехместных криптах). В центре одной из трех главных пещерных улиц расположен
вход в маленький подземный храм (в отличие от коридоров, не укреплен камнем, не
оштукатурен; престол не отделен от Горнего места; на стенке ниши с жертвенником
сохранился уникальный синодик Зверинецких игуменов). Погребенные в пещере
подвижники причислены к лику святых.

Судя по синодику, устроителем монастыря со времени основания - в самом
конце Х века - был некто Леонтий. Есть основания предполагать, что Леонтий,
епископ Ростовский, имя которого встречается в летописи, и Леонтий, игумен
Зверинецкий, - одно и то же лицо. Ростовская епархия была учреждена тотчас же по
крещению Руси. В летописи имеются указания на то, что епископ Леонтий был
киевлянином. В его житии указывается, что поставлен он был на епископскую
кафедру из Киево-Печерского монастыря. Тут необходимо отметить некоторое
несовпадение дат: во время поставления Леонтия на Ростовскую епископию
Киево-Печерского монастыря еще не существовало.

«Принимая во внимание время возникновения Зверинецкого
монастыря святого Михаила и игуменства в нем Леонтия, судя по синодику, и имея в
виду время епископства святого Леонтия в Ростове, мы позволяем себе утверждать,
- говорит историк Зверинецких пещер И. М. Каманин, - что первый зверинецкий
игумен, Леонтий, и святой мученик Леонтий-чудотворец, третий епископ Ростовский,
- одно и то же лицо».

После нашествия татаро-монгол в Киеве осталось не более двухсот дворов, что
послужило перенесению митрополии во Владимир. Киев, как центр, потерял своё
значение. Людям надо было заново отстраивать город, и о Зверинецких пещерах
забыли до начала двадцатого века.

Подземелье было обнаружено в 80-х гг. XIX в. и сразу же определено как
остаток прежде неизвестной пещерной обители (внутри оказалось много монашеских
могил, остатков четок, параманов, поясов, обуви).

Принадлежность территории над подземельем военному ведомству не позволила
тогда приступить к возрождению святыни. Впоследствии погребенные в пещере
неоднократно являлись жительнице Зверинца Феодосии Матвенковой и просили пищи.

Когда Матвенкова заказала в Ионинской обители панихиду по лежащим в пещере,
явления прекратились, а духовник монастыря игумен Валентин твердо решил вернуть
святыню верующим. Для преодоления ряда юридических препятствий он привлек к
этому делу влиятельного в Киеве князя Владимира Жевахова, который приходился
родственником святителю Иоасафу Белгородскому. Жевахов взял в 1911 г. участок с
входом в пещеру в аренду и пригласил археологов, которые исследовали подземелье
и благоустроили его для посещения.

Игумен Валентин открыл здесь самостоятельный скит с
наземным храмом Рождества Божией Матери с приделом святителя Иоасафа
Белгородского (церковь стояла на плато над пещерой; освящена в 1914г.). Однако в
1934г. скит упразднили, храм уничтожили. Пещеры разворовывались.

После октябрьского переворота братьев Жеваховых, Владимира и Николая, приютил
у себя настоятель скита Пречистыя под Киевом, известный подвижник благочестия -
игумен Мануил. В скиту братья трудились наравне с другими послушниками. Это
вызывало ропот, так как из-за присутствия Жеваховых монастырь могли в лучшем
случае закрыть. Однако, несмотря на неоднократные облавы, братья остались
неузнанными.

Несмотря на преследования, Владимир Жевахов пытался помочь Зверинецкому
скиту. Со временем, как только это стало возможным, его назначают попечителем
Зверинецких пещер и старостой надпещерного храма. Все эти годы он добивался
передачи земли над пещерами в частную собственность скита, но с приходом новой
власти осуществить этот замысел было практически невозможно.

После семи месяцев ареста, Владимир Жевахов в 1924 году подает прошение на
имя патриарха Тихона об иноческом постриге. 11 декабря того же года, в 11-ю
годовщину со дня освящения первого престола храме на Зверинецких пещерах он
принял монашеское пострижение с наречением имени Иоасаф. В 1926 году он
хиротонисан во епископа Дмитровского, викария Курской епархии.

Через два месяца после рукоположения епископ Иоасаф
подвергается аресту и этапированию в Соловецкий лагерь особого назначения
(СЛОН), разделив судьбу десятков тысяч верных чад Православной Церкви.

В октябре 1929 года епископа Иоасафа (Жевахова) переводят в ссылку в
Нарымский округ Восточно-Сибирского края. Освободившись в 1932 году из
шестилетнего заключения, он ни на день не остается без послушания и принимает
назначение на Пятигорскую кафедру. Уже через год следует новый арест и приговор
тройки ОГПУ - десять лет ссылки в Севкрай.

Здесь епископ Иоасаф знакомится со святителем-хирургом Лукой
(Войно-Ясенецким). Архангельская ссылка надолго связала этих двух исповедников и
подвижников благочестия узами глубокой христианской дружбы. Но сырой северный
климат окончательно подорвал слабое здоровье измученного тюрьмами епископа
Иоасафа, и в 1934 его, как инвалида, переводят под надзор в Московскую область.
С июня 1934 года он принимает назначение на должность управляющего Могилевской
епархии, и вновь возвращается к пастве. Однако слабое здоровье не могло
позволить владыке продолжать свое епископское служение, и он вынужден был уйти
на покой.

Епископ возвращается в Белгород, однако и там его ждет арест. Он обвинен в
«руководстве контрреволюционной фашистской организации церковников». Продержав
епископа Иоасафа более года сначала в белгородской тюрьме, а потом под надзором
в Новгородской области, в конце 1937 года его доставляют для суда в Курск. О
том, что пришлось пережить престарелому больному епископу в застенках курской
НКВД, можно представить по короткой сухой фразе, найденной в архиве материалов
допроса - «свое участие в контрреволюционной деятельности отрицал». На
благополучный исход следствия надежд было мало, так как предвзятость судей никто
и не собирался скрывать. Приговор был вынесен 4 декабря того же года - «высшая
мера наказания - расстрел» и исполнен в день вынесения. Из десяти расстрелянных
с владыкой Иоасафом в тот день епископов и священников только он один смог
устоять во время бесконечных допросов и не выдать ни одного своего собрата.

В 1990г. заброшенная пещера перешла в ведение Музея
истории г. Киева, где тогда образовался особый отдел «Киев-Подземный» по
изучению и охране подобных святынь. Проведя в пещере новые исследования,
«Киев-Подземный» подготовил ее к повторному открытию, которое и осуществил
совместно с братией Ионинской обители в 1997 г. Зверинецкая пещера – лишь одно
из подземелий одноименного монастыря, основанного в добатыевскую эпоху, не
упоминаемого в известных на сегодня письменных источниках (кроме надписей в
самой пещере) и со временем прекратившего существование.

В 1993 году на кафедре рентгенорадиологии Киевского медицинского института
были проведены исследования мощей, находящихся в Зверинецких пещерах. Эти
исследования подтвердили древность произведенных в пещерах захоронений, относя
их приблизительно к Х-ХІІ векам. Кроме того, было показано, что все люди, чьи
мощи сохранились в Зверинецком пещерном монастыре, при жизни страдали
заболеваниями, которые поражают организм в условиях высокой сырости и холода.
Этот факт еще раз говорит о самоотверженности и аскетизме древних насельников
Зверинецких пещер, которые, стремясь покорить плоть духу, умерщвляли свое тело
различными подвигами в непоколебимой надежде воскреснуть для славной жизни в
Царствии Небесном.

Три раза в месяц и в дни памяти Зверинецких преподобных в пещерах служится
Литургия. Получены документы на строительство храма над пещерами, и сейчас
делается много в этом направлении. Ведутся подготовительные работы к продолжению
исследования Зверинецких пещер. Благоустраивается внешний вид. Поставлены
решетки на ниши, сделаны керамические мощевики для глав преподобных. Некоторые
главы источают миро.

В дальнейшем планируется открыть в этом месте скит, чтобы
здесь продолжалась монашеская жизнь.

Собор Преподобных и Преподобномучеников Зверинецких

По установленной в Свято-Троицком Ионинском Киевском монастыре традиции
празднование в честь собора всех преподобных зверинецких совершается в 5-ю
Неделю Великого Поста.

Молитва преподобномученикам Зверинецким

О Святии Отцы, преподобномученицы и страстотерпцы Зверинецкие!

Молитеся о нас грешных Всемилосердному Богу о ниспослании нам милости и
благодати Духа Святаго и благого во многогрешном житии нашем покровительства
Матери Божией и всех святых, от века Богу послуживших в Духе и Истине.

Надеясь на молитвы ваши за нас грешных, да исправим жизнь нашу, и испросим
прощение согрешений наших у Царя Славы, и достигнем Небесного Отечества, где
пребывают правда, любовь и бесконечное блаженство жизни Вечной.

Да прославим вместе с Вами Отца и Сына и Святаго Духа ныне и присно и во веки
веков. Аминь.

Тропарь преподобномученикам Зверинецким

Тропарь, глас 2

Егда снидосте во гробы, и самех себе заключисте, тогда страсти умертвивше
плотския, спогребостеся Христу, богоноснии, и диавольския в подземных разрушисте
ограды, сего ради ангелы венцы с небес вам подают.

Фото : FAVOR (fotki.yandex.ru)

С древних времен столица Украины славилась своими храмами и монастырями, привлекая отовсюду паломников. Многие говорят, что город, который "отмечен перстом Божьим" и буквально пронизан духом христианства, человеку приносит ощущение гармонии и спокойствия. Золотые купола киевских многочисленных церквей притягивают взоры, удивляя и завораживая туристов, а архитектурные формы многочисленных культовых сооружений дарят настоящее эстетическое наслаждение.

В истории города особое место занимают такие известные на весь мир соборы, как Киево-Печерская лавра, являющаяся первым христианским монастырем Руси, и Софийский собор. Архитектурный ансамбль первого туристов поражает своим великолепием, а во втором можно увидеть уникальные фрески, датируемые одиннадцатым веком. Оба этих собора считаются Всемирным наследием ЮНЕСКО. Киев называют также «Иерусалимом земли Русской». Ведь трудно передать те сокровенные переживания, которое испытывают православные, соприкасаясь со святыми местами этого древнего города. Но не только Киево-Печерской лаврой или Софийским собором славится столица Украины, а когда-то и Киевской Руси. Здесь есть много других не менее интересных храмов и церквей, которые обязательно должен увидеть каждый, кто сюда приезжает. И одним из них является Зверинецкий монастырь в Киеве.

Как добраться

Те, кто решит самостоятельно изучить эту достопримечательность, могут подойти к ней с улицы Мичурина - к участкам 20 и 22. Пройдя через ворота, нужно будет подняться до металлической двери. У входа в Зверинецкий монастырь следует позвонить и дождаться проводника. Добраться к нему можно и через Ботанический сад, приехав на троллейбусе № 14 или автобусах № 62 и 62К от станции метро «Печерская». Сойти нужно на остановке «Улица Болсунивского». Если ехать на метро, то нужно сойти на станции «Дружбы народов». От нее в Зверинецкий монастырь в Киеве, адрес которого: улица Мичурина 20-22, можно добраться пешком всего за пятнадцать минут.

К вниманию паломнических групп, приезжающих на автобусах: рядом с храмом проезд и разворот транспортных средств с длиной больше девяти метров сильно осложнен. Поэтому лучше припарковаться где-нибудь на улице Струтинского и, поднявшись по ул. Мичурина, пешком дойти до пещерного комплекса.

Общая информация

Зверинецкий монастырь в Киеве находится в одноименной исторической местности столицы Украины. Он занесен в реестр памятников археологии, имеющих для страны национальное значение. Зверинецкий пещерный монастырь имеет тысячелетнюю историю. Он был спрятан в подземельях, находящихся на правом берегу реки Днепр. О существовании этой удивительной и уникальной обители человечество узнало почти полтора столетия назад. Однако нужно сказать, что тайны, которые скрывает древний Зверинецкий монастырь в Киеве, не удалось разгадать до сих пор.

Упоминания о том, что на этой территории расположена святая обитель, ученые нашли в летописях о Красном дворе, в котором проживал сын Ярослава Мудрого Всеволод. Название «Зверинец», как считают историки, связано с той лесистой местностью, где этот князь охотился. Известно также, что в 1096-1097 годах нашего летоисчисления в результате набега кочевников именно здесь был разрушен какой-то монастырь. Если судить по найденным в подземных кельях человеческим костям, и монахи, и местные жители во время нападений монголо-татар скрывались в подземных пещерах, где их нередко нападающие обнаруживали и замуровывали живьем.

Обитель и во время Второй мировой войны служила убежищем. Об этом свидетельствует найденная археологами надпись на стене, датированная 1941 годом. В настоящее время на основе возрожденного скита одноименных пещер здесь функционирует общежитный мужской Зверинецкий монастырь. Он был основан в 2009 году. В нем проживают семь насельников: пять монахов и два послушника.

История

В 1888 году в одной из украинских газет появилось сообщение, в котором говорилось, что двенадцатого октября того же года была открыта пещера, расположенная рядом со Свято-Троицким монастырем на Зверинце. Произошло это совершенно случайно. Очевидцы, по свидетельствам летописцев, рассказывали, что раздался неожиданный грохот, а после открылся вход в пещеру. Первой посетительницей новообретенной обители стала Феодосия Матвиенко. Эта благочестивая женщина проживала недалеко от этого места. К ней многократно во сне приходило видение: движущаяся радуга одним концом упиралась именно в то место, где был образован пещерный провал.

Узнав об открытии, Феодосия первой спустилась вниз. В провале она увидела многочисленные человеческие останки. Часть из них была погребена в специальных нишах, а остальные разбросаны вдоль всего пространства пещеры, причем в самых разных положениях - видимо, так, как их застала смерть. Феодосия обратилась с просьбой к братии Свято-Троицкого храма, чтобы те отслужили панихиду по душам людей, найденных ею почившими в новооткрытой пещере. Выслушав ее рассказ, монахи по благословению старца-архимандрита Ионы спустились, чтобы лично обследовать пещеру.

В ней, наряду с многочисленными человеческими останками, они обнаружили фрагменты монашеской одежды, кресты, параманы, кожаные пояса ряс, церковную утварь и посуду. Все эти находки указывали на то, что в провале обнаружены не случайные человеческие погребения, а одна из древних пещерных обителей, которыми издавна славился город Киев.

Удивительное открытие

Именно здесь было найдено уникальное изображение креста, получившего название «Зверинецкий». По своей форме он очень напоминает схематическое изображение тела человека, поскольку помимо привычного для нас основания из перекрещенных двух линий, он имеет еще и две... «ноги».

Длительное время, вплоть до 1912 года, Зверинецкий монастырь не удавалось исследовать. Дело в том, что тогда его территория находилась в распоряжении Артиллерийского ведомства, поэтому денег на его изучение не выделялось. Нужно было найти мецената, который бы пожелал профинансировать исследовательскую работу. И к счастью, таковой нашелся. Им оказался князь Владимир Жевахов. Он, выкупив землю над провалом, получил в городской управе разрешение на раскопки в пещерах.

В 1912 году работы начались. Ими руководил член общества охраны памятников старины Киева Александр Эртель. Сам Жевахов только наблюдал за работой и финансировал ее.

Практически сразу же пещеры стали местом для паломничества. Огромное количество людей, собираясь у входа в них, желало попасть в древний Зверинецкий монастырь. Расписание проводимых работ приходилось постоянно менять, поскольку поток паломников мешал исследователям работать. Люди приходили сюда и после окончания исследования, вплоть до тридцатых годов. Толпы паломников перестали сюда приходить только после того, как начались разгромы и преследования советской власти. В 1933 году был убит настоятель скита Архимандрит Филарет, а в 1934-м был закрыт и сам Зверинецкий монастырь, а после его здание было взорвано. Доступ к пещерам снова открылся только после девяностых годов прошлого столетия.

Возрождение обители

Когда в 1993 году специалисты исследовали мощи, найденные в пещерах, они пришли к выводу, что последние относятся к десятому-двенадцатому векам. Кроме того, было обнаружено, что все те люди, останки которых были проанализированы, страдали при жизни такими заболеваниями, которые поражают человеческий организм от долгого нахождения в условиях холода и сырости. Это было еще одним доказательством того, что здесь прятались монахи. В 1997 году здесь возродили скит Рождества Богородицы, а уже в 2009-м - на его базе был учрежден Архангело-Михайловский Зверинецкий монастырь. С тех пор здесь регулярно проводятся богослужения. Каждый желающий совершает паломничество в пещеры и, конечно же, обязательно посещает Зверинецкий монастырь. Расписание служб можно узнать в храме или посмотреть на официальном сайте храма.

Уникальные находки

Когда расчистили подземные галереи, внутри одной из келий нашли древний кипарисовый образок Божьей матери. Вполне вероятно, что эта икона принадлежала митрополиту, которого из Корсуня привез князь Владимир для крещения Руси. Ученым известно, что он был сирийцем. Митрополит Михаил крестил киевлян и вполне возможно, что именно он и основал Зверинецкий монастырь в Киеве. Фото, которые были сделаны историками во время раскопок, свидетельствуют о том, что эта пещерная обитель была разорена или половцами, или татарами. Много останков было обнаружено непосредственно у входа в пещеры и в проходах. Видимо, захватчики, утратив надежду, попросту засыпали ее.

Возрождение храма началось сразу же после войны. Пещеры получили статус Памятника археологии. В конце девяностых годов прошлого столетия монахи возобновили богослужения, проводимые в пещерном храме, коим является Зверинецкий монастырь в Киеве. Фото одноименного чудотворного образа, найденного в подземелье, было размещено в одном из изданий. Эта газета попала в руки священника одного из сел, расположенных под Киевом. С большим удивлением батюшка на ней узнал ту икону, перед которой он ежедневно произносил молитвы Богу. В 2000 году чудотворный образ вернули в Троицкий храм Ионинского монастыря.

Зверинецкий монастырь: расписание богослужений

С тех незапамятных времен было принято считать, что место, где находятся Зверинецкие пещеры, является одной из самых святых точек для Украины и Руси. И даже несмотря на то, что с постройкой наземного Святомихайловского или Выдубицкого храма часть братии покинула свои подземные кельи, а сама подземная обитель была уничтожена татаро-монгольскими захватчиками и предана забвению почти на восемьсот лет, сегодня они продолжают манить паломников, приезжающих сюда со всех уголков нашей огромной страны. Их своей историей и таинственностью невероятно манит удивительный Зверинецкий монастырь в Киеве.

Расписание богослужений, проводимых в стенах обители, можно посмотреть на официальном сайте храма. По воскресеньям в 7.15, а в будние дни в 6.30 утра здесь проводится Полунощница. К Малому повечерью нужно приходить в 17.00. Благодарственная литургия проводится в Пещерном храме по субботам в 7.00 утра. По воскресеньям в это же время служатся Вечерня и

Зверинецкий (Архангело-Михайловский) на сегодняшний день представляет собой огромный комплекс. На его территории функционируют пещерная церковь, освященная во имя Чуда Архангела Михаила, надвратный храм и Собор иконы Божией Матери. Богослужения проводятся и в надземных, и в подземных помещениях, которые входят в комплекс Зверинецкий монастырь. Расписание служб, а также список всех церковных праздников сегодня можно найти на его официальном сайте.

Святыни

Древний Зверинецкий монастырь современникам интересен не только своей удивительной историей. Здесь находятся и многочисленные священные реликвии. В их числе такие чтимые иконы, как образ Божией Матери «Зверинецкая», «Всех скорбящих Радость», «Скоропослушница». Здесь находятся мощи всех преподобных отцов Зверинецких.

Информация для туристов

Зверинецкие подземные пещеры образованы тремя галереями-улицами: Алтарной, Похоронной (Безымянных захоронений) и Безымянной (неисследованных погребений). Кельи, а также групповые крипты полностью обшиты досками для безопасности. Они защищают от обвалов. Стены и локулы Похоронной улицы несколько лет назад облицевали кирпичом. Над этой частью подземных ходов был в свое время фундамент храма.

Общая длина улиц составляет около ста пятидесяти метров. Они полностью безопасны для посещения туристов. На левой стороне в конце Алтарной улицы есть локула с захоронением, подписанная во имя Феодора Калеки, справа находится келья Андроника Пещерника. В храме над алтарем в камне вырезан список восьми игуменов Зверинецких: Леонтия (основателя обители), Маркиана, Михаила (впоследствии епископа Юрьевского), Софрония, Мины (впоследствии епископа Полоцкого), Климента, Мануила и Лазаря.

Туристы могут соприкоснуться и с бытом древних обитателей этого пещерного храма. Монахи спали в узких холодных забоях, а подушками для них служили глиняные выступления. Обедали жители на столах, которые являлись гладкими поверхностями пещер. Хоронили своих собратьев зверинецкие монахи очень скромно: просто клали человека в землю между двух досок, затем на тело первого опускали второго и далее - третьего. Груды уже пожелтевших от времени костей слоями вперемешку с камнями видны из-за решетки в узком туннеле подземелья. Здесь же можно заметить и керамические сосуды, из которых выглядывают человеческие черепа. В могильной нише, где похоронен игумен Климент, нашли маленькую металлическую иконку. Она была покрыта белой эмалью, которая должна защищать металл от коррозии. На иконе изображен образ Богородицы «Одигитрии». Впоследствии люди обнаружили, что она чудотворная и исцеляет от болезней. Здесь можно также увидеть мощи Михаила - митрополита, который, как уже было сказано, вдохновил князя Владимира на крещение Киевской Руси.

Рассказывают, что меценат Жевахов, на деньги которого проводились раскопки, после революции скрывался именно в Зверинецких пещерах. Правда, потом он был пойман и семь месяцев просидел в одной из киевских тюрем. Выйдя из мест заключения, Жевахов стал монахом, а в 1926 году - епископом. В 1937 году его арестовал НКВД. Спустя несколько месяцев Жевахов за противодействие режиму был расстрелян.

Немало легенд и преданий сложено вокруг подземной пещерной обители. Конечно, скептикам может показаться, что чудесное обнаружение этого места силы является всего лишь обыкновенным геофизическим явлением: якобы гул мог быть от обвала, а радуга вызвана преломлением света. Однако и паломники, и многие туристы-романтики приходят сюда именно для того, чтобы иметь возможность проникнуться той удивительной аурой, которую имеет эта святыня. Ходят разговоры, что здесь, в павильонах холмов Зверинца, могла быть спрятана и легендарная библиотека, принадлежащая Ярославу Мудрому.

Уходит вглубь веков, и разногласия её исследователей оставляют широкое поле неопределенности. История Зверинецких пещер многослойна, и сами пещеры в разных участках вероятно относятся к разным эпохам.

Древнейшая датировка Зверинецких пещер относит их ко временам Крещения Руси , более чем на пять десятилетий ранее возвращения в Киев преподобного Антония Киево-Печерского . По преданию, первый митрополит Киевский святитель Михаил основал в городе Выдубицкий храм во имя архангела Михаила при котором скоро вырос монастырь. Например, одно из летописных свидетельств говорит, что в году великий князь Всеволод Ярославич заложил церковь святого Михаила в «монастыри Всеволожи на Выдобичи ». Так-как древнейшие киевские монастыри все были подземными и только впоследствии, с увеличением числа насельников, «выходили из-под земли», а также ввиду географической близости, можно считать что Зверинецкий пещерный монастырь и был обителью при Выдубицкой церкви.

Синодик монастыря называет его первым игуменом Леонтия, которого предположительно отождествляют со святителем Леонтием Ростовским . В тесных и холодных келлиях Зверинецкого монастыря подвизались монахи вплоть до очередного нашествия татар или половцев , когда братия и все укрывшиеся в пещерах оказались погребены заживо. Это заключение было сделано исседователями на основе расположения неправильно лежащих тел в монастыре, которых нашлось 35. Заживо погребенные погибали и от голода, и от жажды, и от недостатка воздуха медленной мучительной смертью. Таким образом монастырь просуществовал лишь немногим более одного века.

В году Зверинецкий скит был разрушен и пещеры стали нещадно разворовываться их новыми посетителями. Однако, несмотря на «безбожные пятилетки», боевые действия во время Великой Отечественной войны и жилую застройку новейшего периода, которая вплотную приблизились к древнему памятнику, Зверинецкие пещеры вместе с мощами их обитателей сохранились.

Второе возрождение

В году пещеры отошли в ведение отдела «Киев подземный» Музея истории Киева. В – годах пещеры готовили к открытию. В году на кафедре рентгенорадиологии Киевского медицинского института были проведены исследования мощей, находящихся в Зверинецких пещерах. Эти исследования отнесли захоронения приблизительно к -XII векам. Кроме того, было показано, что все люди, чьи мощи сохранились в Зверинецком пещерном монастыре, при жизни страдали заболеваниями, которые поражают организм в условиях высокой сырости и холода.

С году в новоустроенном пещерном храме во имя архангела Михаила начала совершаться Божественная литургия (по особому расписанию). Вновь сюда потянулись паломники, есть немало свидетельств об исцелениях и помощи после молитвы на Зверинецких мощах в наше время. Многие прихожане и паломники могут засвидетельствовать чудо, состоящее в том, что некоторые мощи издают приятное благоухание, а другие стали равномерно покрываться маслянистой жидкостью, пролежав до этого многие годы в совершенно сухом состоянии.

В 1990-х годах Зверинецкие пещеры возродились снова как скит Троицко-Ионинского монастыря . 9 июля года решением Священного Синода Украинской Православной Церкви в Зверинецких пещерах был возрожден монастырь во имя Архангела Михаила.

Настоятели, наместники

Игумены

  • Архивно-следственное дело №3742 епископа Иоасафа (Жевахова Владимира Давыдовича) из архива УФСБ по Курской области.
  • Киевское слово № 508, 14 октября 1888.
  • Каманин, И. М., Зверинецкия пещеры в Киеве (их древность и святость) , Киев, Киево-Печерская Лавра, 1914.
  • Архангельский, Н. В.,Новооткрытыя Зверинецкия пещеры в Киеве (древняя обитель св. Михаила) , Киев, 1915.
  • Серапион, иером., Новооткрывающияся древния пещеры в Киеве, на Зверинце , Одесса, 1913.
  • Воронцова, Е. А., Становлення, розвиток та відтворення Звіринецького печерного комплексу (Дисертакія на здобуття наукового ступеня Кандидат історичних наук), Киев, 1996.
  • Эртель, А. Д., Древния пещеры на Звнринце в Киеве , Киев, 1913.
  • Толстой, История Русской церкви , Из-во Валаамского монастыря, 1991, 690.
  • Андроник (Трубачёв), игум., Святая Русь. Хронологический список канонизированых святых, почитаемых подвижников благочестия и мучеников Русской Православной Церкви (ІХ - сер. ХІІІ в.) дополнение к книге Митрополита Макария (Булгакова) История Русской Церкви , М., 1995, т. 2, 650-651.
  • Минея , Месяц Иуний, Служба в неделю 2-ю по Пятидесятнице, Всех святых, в земли российстей просиявших. На литии молитва: Владыко многомилостиве... Московский Сретенский монастырь, из-во «Правило веры», 1996, 578.
  • Александров, И., "Частичный список погибшего духовенства г. Киева," Вісник прес-служби УПЦ , № 11, 58.
  • Использованные материалы

    • Страница официального сайта Архангело-Михайловского Зверинецкого монастыря:

    По оценке исследователя начала XX века, Ивана Михайловича Каманина.

    Древний пещерный монастырь на Зверинецкой горе в Киеве долгое время скрывался от людских глаз под землей. Обнаружившие его в конце XIX века исследователи считают, что он служил братии убежищем во время набега половцев и татар, а также подземным кладбищем. Сегодня объявленный национальным памятником Архангело-Михайловский Зверинецкий мужской монастырь вновь проводит богослужения и приглашает посетителей прикоснуться к мощам своих святых.

    Мифы и факты

    В 1888 году в газетах появилось сообщение о загадочном подземелье на Зверинце. Киевляне брали на склоне горы глину и заметили вход в подземелье. Но исследовать пещерные лабиринты не позволило военное ведомство, которому принадлежала эта земля. Лишь в 1911 году, когда при оползнях Зверинецкой горы открылись еще два входа в , Старший Советник Киевского губернского правления князь Жевахов получил разрешение на археологические раскопки, возглавляемые Императорской Археологической комиссией.

    Были расчищены подземные галереи, кельи, погребальные ниши. В одной из келий найден древний кипарисовый образ Богоматери с надписью с обратной стороны: "Михаил - сирянин, митрополит Акры Сирийской". Вероятно, эта икона принадлежала митрополиту Михаилу, которого князь привез из Корсуня для крещения Руси. Известно, что Михаил был сирийцем. Он крестил киевлян и возможно основал монастырь.

    Историки считают, что пещерный монастырь был разорен половцами или татарами. Поскольку при раскопках обнаружили много останков в проходах и у самого выхода, предполагается, что во время набегов монахи скрывались в пещерах. Захватчики, потеряв надежду взять их живыми, попросту засыпали пещеры.

    После открытия святое место привлекало все больше паломников и в 1913 году над пещерами построили церковь. Но с приходом советской власти церковь взорвали, а пещеры закрыли. Князь Жевахов, принявший здесь постриг, был расстрелян вместе с последним настоятелем Зверинецкого скита.

    О пещерах вновь забыли, на склонах горы селились люди. Лишь после распада советской власти произошло третье открытие древнего скита на Зверинце. Музей истории Киева начал работы по восстановлению и исследованию пещерного комплекса в 1990 году. К изучению найденных мощей подключились студенты рентгенорадиологии Киевского медицинского института. Они подтвердили древность захоронений, датировав их Х-ХІІ веками.

    Благодаря различным методикам удалось установить, что в пещерах захоронено около 200 человек. Интересно, что среди них 5 женщин. Возможно, это монахини, спасавшие свою душу под мужским именем, а такое случалось.

    Средний возраст умерших составил 50 лет, средний рост - 166,3 см. В те времена жили и настоящие богатыри - некоторые из костей принадлежат мужчинам до 2 м высотой. Большинство костей домонгольского периода, но есть и более поздние. Скорее всего, в течение веков некоторые люди знали о существовании подземелья на Зверинце и хоронили там своих умерших.

    Изучения киевских пещер продолжаются, а в подземном храме совершаются ежедневные богослужения, открытые для всех желающих.

    Что посмотреть

    Зверинецкий пещерный монастырь представляет собой сеть лабиринтов общей длиной 150 м на глубине до 15 м, в которых расположены 3 галереи, храмы, кельи и погребальные ниши.

    У входа вы увидите современные росписи «Артели в честь Архангела Михаила». В самих пещерах остались фрагменты древних не окрашенных стен. Часть кирпичной кладки уже присутствовала до открытия скита в XIX веке.

    Алтарный храм длиной 4,5 м и шириной до 2,2 м имеет престол и жертвенник. Главная реликвия - металлическая икона Божией Матери Одигитрия домонгольскького периода.

    Loading...Loading...