Греческие философы и их идеи. Античная философия древней греции

Трудности в определении и сравнении национальных характеров вызывают длительные научные дискуссии, которые продолжаются более века, но еще не привели к окончательным выводам. Часть ученых считает, что национальный характер - это реальность, проявляющаяся в истории, образе жизни, культуре, психологии нации. Другая часть полагает, что национальный характер - это лишь миф, устойчивый психологический стереотип, третьи думают, что национальный характер - это и то, и другое, т.е. миф и реальность. Не претендуя на решение этих сложных вопросов, обратимся к тем чертам национального характера французов, которые чаще всего встречаются в литературе.

Природа Франции очень разнообразна. Климатические особенности отдельных частей Франции влияет на характер их населения. Южные провинции отличаются яркостью красок, выразительностью пейзажей. Их жители тоже славятся яркой эмоциональностью. На севере раскинулись бесконечные пастбища, поля, фруктовые сады. Французы-северяне спокойнее и солиднее южан. Не случайно, при знакомстве французы стараются, прежде всего, выяснить место рождения. Внешне коренастые, смуглые южане тоже отличаются от худощавых голубоглазых северян.

Знание происхождения человека играет такую важную роль потому, что во Франции чрезвычайно сильны стереотипы относительно жителей различных провинций. В соответствии с этим француз будет строить модель своего поведения. Нормандцы считаются осторожными, сдержанными, предпочитающими неопределенные двусмысленные ответы. Бретонцы славятся своим упрямством, которое редко кому удается побороть. Марсельцы слывут хвастунами, а лионцы скупыми. О корсиканцах говорят как о гордецах, свято верных родственным связям, не прощающих обид.

Объединяющей чертой для всех французов является патриотизм. Они с глубоким уважением относятся к своей истории и культуре. Французы считают, что именно на их родине возникли стандарты демократии, науки, философии, военного искусства, изысканной кухни, высокой моды и т.д. Относясь к иностранцам дружелюбно и по-французски неизменно любезно, французы не утрачивают чувства своей исключительности.

Еще одним характерным качеством французов является острый ум и рационализм, тяготение к ясной, точной, логической, изящно сформулированной мысли. Основатель французского рационализма Рене Декарт требовал ничего не принимать на веру, ясно излагать и строго доказывать свои мнения. От натурального варианта имени Декарта - Картезиус - пошло выражение «картезианство», т.е. строгость, ясность, логичность, которые в высокой степени свойственны француза. Во Франции любят повторять: «Тот, кто ясно мыслит, ясно излагает»; «неясно - это не по-французски».

Наряду с логичностью и рационализмом характерным признаком французского характера считается скептический склад ума, сочетающийся вольнодумством и нежеланием подчиняться властям, авторитетам и установленным нормам поведения. Критика и самокритика являются во Франции своего рода «национальным видом спорта». Французы не без удовольствия признают, что они, в отличие от немцев, недисциплинированны, своевольны, любят спорить, склонны к противодействию властям. Склонность французов к критике и протесту нередко связывают с тем качеством, которое они называют индивидуализмом.

Бережливость - одно из национальных качеств французов. Они стремятся обеспечить себе достойную старость и боятся унизительной нищеты. Французы не любят рискованных финансовых операций, и в них всегда присутствует желание сэкономить больше, чем заработать. Нередко французская бережливость перерастает в некую форму скупости.

Ораторское искусство очень высоко ценится во Франции. Форма при этом не менее важна, чем содержание. Речь французов богата эпитетами, гиперболами и сравнениями. Сам оратор рассчитывает не только на то, что слушатели примут его позиции, но и на то, что они оценят красоту речи.

Еще одной отличительной чертой французов является чувство юмора. Остроумие во Франции считается ценнейшим качеством оратора. Однако французский юмор не самокритичен, и обычно его острие направлено на собеседников. Очень часто французская шутка граничит с насмешкой. В то же время француз больше всего боится сам оказаться в смешной ситуации. Поэтому для француза юмор - это своеобразная форма обороны. Иностранцы также отмечают некоторый цинизм: для француза нет запретных тем для насмешек.

Французы - великие снобы. Их снобизм проявляется, например, в том, какие породы собак они предпочитают заводить. В Великобритании эти породы давно уже вышли из моды, а французы упорно продолжают держать именно таких собак (во Франции по-прежнему считается «шикарным» кокер-спаниель, скотч). Снобизм французов чувствуется также в одежде, которую они носят, в выборе района, где они намерены жить, или школы, в которой будут учиться их дети. Снобизм французов проявляется в том, где они покупают вещи и продукты, где едят и играют в теннис, где берут уроки танцев, где проводят отпуск и какую посещают церковь. Французский снобизм воспринимается легче снобизма других наций благодаря тому, что в его основе лежит, скорее, хороший вкус, а не дедовские принципы того, что правильно, а что нет.

Французы склонны к повышенной экспрессивности. Если, например, подписывая письмо, малознакомый француз заверяет вас в самых сердечных чувствах, его не следует понимать буквально так же, как и распространенные в XIX веке заверения в готовности быть покорнейшим слугой. Это просто желание быть любезным. Сам по себе французский язык отличается живостью и выразительностью. Обилие синонимов, несущих смысловую и эмоциональную нагрузку, позволяет выразить малейшие оттенки многозначного понятия. Количество французских эпитетов сравнительно только с русским языком: в различных ситуациях применяются такие слова, как Parfaitement, Divinement, Magnifiquement, Drфlement, Remarquablement, Parfaitement, Parfaitement bien (прекрасно, божественно, великолепно, чудно, замечательно и др.). Это обеспечивает возможность достаточно четко выражать свои мысли как в устной речи, так и в письме. Французский язык - хорошее средство для спора и отстаивания собственной точки зрения. Для французов это своеобразная игра -- владение искусством дискуссии, сбивать с толку и, по возможности, загонять в угол своего оппонента, не давая ему передохнуть и возразить. Французская система образования с детства поощряет ясность и красноречивость выражения. Французский был когда-то признанным во всем мире языком дипломатии, и на нем много разговаривали на четырех континентах. Это клинически точный язык; многие иностранцы находят его также прекрасным.

Помимо языка французы активно пользуются жестикуляцией. Во время беседы руки француза никогда не бывают спокойны. Именно руки придают его мыслям форму, очертания, объем. По движениям рук можно догадаться о душевном состоянии своего собеседника, об уровне его интеллекта и о сердечных привязанностях. В тех случаях, когда другие обходятся интонационным рисунком и модуляцией голоса, желая лучше выразить свои чувства и переживания, французы используют также глаза, руки, губы и плечи, обнажая, таким образом, всю богатейшую гамму человеческих чувств. Они целуют кончики пальцев, если что-нибудь очень пришлось им по душе. Они подносят ладонь ко лбу, словно намереваясь снять с себя скальп, когда сыты. Они скорбно поднимают плечи, если их покоробила какая-нибудь нелепость. Они похлопывают по щекам тыльной стороной ладони, когда им скучно. Они делают длинный выдох, когда раздражены. Даже не зная ни слова по-французски, можно понять, что тебя оскорбляют, т.к. французы при этом разыгрывают целое дипломатическое действо, пользуясь непристойными жестами и отвратительными гримасами. Французы отлично умеют пользоваться оскорблениями. У них есть жесты для всего на свете - для неодобрения, недоверия, превосходства, извинений и сожалений, мягкого недоумения и чрезвычайного удивления, для растерянности и тоски. Именно поэтому французы считают ужасно невежливым, если вы разговариваете с ними, сунув руки в карманы. Такая живость языков еще раз подтверждает, что французы эмоциональны.

Французы общительны, их трудно чем-либо смутить, и они прямо-таки созданы для всяких торжественных банкетов, свадеб, фестивалей, праздников, которые превращаются в настоящие спектакли. Именно празднества, развлечения, зрелища, вина, кухня, любовные приключения занимают большое место в их жизни. Вместе с тем, французы уверены, что они обладают здравым смыслом, практичны, экономичны, привержены к собственности, умеют считать, копить деньги.

Все эти противоречивые качества трудно объединить в общую картину: одни из них дают основания для уважения, другие - для критики. Тем не менее, все эти качества дают представление о характере нации и позволяют выявить специфику общения французов на общественном и деловом уровне.

Французский абсолютизм (основные черты французского абсолютизма) - это понятие подразумевающее господство абсолютной монархии, утвердившейся во Франции на протяжении двух последних столетий существования Старого порядка. Абсолютизму пришлось сменить сословную монархию, в итоге уничтожен он был Великой Французской революцией. Попытка, осуществляемая генеральными штатами в эпоху войн на почве религии, ограничения королевской власти не удалась. Этому воспрепятствовало стремление знати возвратиться к феодальному раздроблению, да еще желание, испытываемое городами восстановить былую независимость, в то время как генеральные штаты обладали способностью исполнять роль только центральной власти.

С другой стороны, наблюдалась вражда между высшими сословиями и горожанами. Народ тяготило своеволие дворян и междоусобицы. Поэтому он выражал свою готовность к поддержанию власти, которая его спасала от анархии. Генрихом IV не созывались генеральные штаты вообще; а после него собирали их один только раз. В качестве задачи перед собственным правительством он поставил цель улучшения экономического благосостояния страны, а также укрепления государственного финансового рычага. Помощь ему оказывал министр Сюлли, суровый гугенот. Они проявляли заботу о поднятии земледелия, уровня промышленного производства, хотели облегчить податную тяжесть, внести порядок в финансовое управление, однако что-либо существенное сделать не успели.

В 1614 году, когда Людовик XIII был еще малолетним, для прекращения беспорядков во время управления призваны были генеральные штаты. Третьему сословию удалось выступить с программой преобразований. Согласно содержимому документа, созыв государственных чинов должен быть осуществляться в определённые сроки, привилегии дворянства и духовенства нужно было отменить и налоги распределить на всех равномерно. При этом, правительство должно было перестать покупать покорность вельмож с помощью денежных раздач, и прекратить произвольные аресты. У высшего духовенства и дворянства вызвали недовольство такие заявления и протест против высказываний оратора третьего сословия, который осмелился сравнить три сословия с тройкой сыновей одного отца. Привилегированные высказывали мнение относительно своего нежелания признавать братьями тех из людей, которых нужно называть скорее их слугами. Штаты, не сделав ничего, были распущены, после чего не созывались 175 лет.

Ришельё

В качестве депутата, представляющего духовное сословие, выступил епископ люсонский (кардинал) Ришельё. А спустя несколько лет его сделали главным советником Людовика XIII и всесильным министром, он двадцать лет почти управлял Францией. Ришельё была утверждена система абсолютизма в монархии Франции. Цель всех помышлений и стремлений кардинала состояла в силе и могуществе государства; ради достижения этой цели он был готов в жертву принести все остальное. Ими не допускался факт вмешательства Римской курии в государственные дела Франции. Чтобы защитить интересы французской монархии участвовал в тридцатилетней войне (хотя и пытался максимально долго оттягивать вступление в неё Франции, до того времени, пока не предопределились с внутренними проблемами государства), в ней стоял кардинал на стороне протестантов.
Внутренней политике Ришельё не было свойственно наличие вероисповедного характера. Свою борьбу с протестантами он окончил «Миром милости», что дало возможность сохранить свободу вероисповедания гугенотам, но лишив их крепостей и гарнизонов, уничтожив по факту гугенотское «государство, находившееся в государстве». По собственному происхождению Ришельё - дворянин, однако заветная его мечта заключалась в принуждении дворян к служению государству за привилегии и земли, которые им даны были во владение.

1. Охарактеризуйте исторические условия во Франции, сложившиеся к концу XVIII в. Заполните таблицу.

Исторические условия во Франции накануне революции были тяжёлыми. К созыву Генеральных штатов короля подталкивали как социальные и экономические, так и политические причины. Несмотря на то, что в Северной Америке союзник Франции одержал победу, в войне в целом Франция проиграла. Главное, Франции не удалось захватить значительных владений в Карибском регионе, а ведь именно за счёт них правительство надеялось покрыть военные расходы благодаря весьма прибыльной в те времена торговле сахаром. Во многом благодаря этому в королевстве сложилась революционная ситуация вызванная, прежде всего, экономическими причинами. При этом они, естественно, не были единственными.

2. С какой целью король созвал Генеральные штаты? Как развивался конфликт между королем и депутатами?

Король созвал Генеральные штаты для того, чтобы они одобрили введение новых налогов. Возможно, он хотел предложить отмену пенсий и других выплат аристократам, опираясь в этом своём решении на авторитет всех сословий. Но он не успел внести такого предложения. Генеральные штаты проявили неповиновение ещё при выяснении вопроса о порядке голосования: будет ли приниматься решение числом голосов палат (тогда III сословие оказывалось в проигрыше перед двумя высшими), или числом депутатских голосов (представители III сословия составляли половину Генеральных штатов). В ответ на приказ короля разойтись депутаты отказались это сделать. Представители III сословия вместе с некоторыми депутатами от двух высших образовали из себя 17 июня Национальное, а 9 июля – Учредительное собрание.

3. Выделите и охарактеризуйте основные этапы Великой французской революции.

Этапы революции.

Первый период характеризуется активной борьбой двора и Учредительного собрания с победой последнего. Отмечен многочисленными завоеваниями революции. Закончился штурмом королевского дворца Тюильри и свержением монархии. При этом выявились и разногласия в революционном лагере, наиболее наглядно проявившиеся в ходе следующего периода.

Характеризуется борьбой радикальных и умеренных сил в революционном лагере. При этом методы борьбы становились всё более кровавыми, именно тогда обычным средство политической борьбы стал смертный судебный приговор. При этом на внешних границах усиливались войны с интервентами и иммигрантами, что нагнетало обстановку внутри страны.

Якобинская диктатура. Период наиболее радикальных преобразований и одновременно самого массового террора.

Правление Директории. Во многом возвращение к дореволюционной роскоши и части дореволюционных порядков, но хозяевами на этом новом празднике жизни были те, кто разбогател в ходе предыдущих этапов. Практически окончание революции.

4. Какое значение имело принятие Декларации прав человека и гражданина? Какие идеи легли в её основу?

Основным идеями Декларации прав человека и гражданина были:

Всеобщее равенство в правах;

Государственные гарантии естественных прав;

Бессословное общество;

Опора власти лишь на волю народа;

Свобода личности и воли, свобода волеизъявления.

Декларация стала первой реализацией на практике многих идей эпохи Просвещения. Она заложили основу практически всех последующих реформ времён революции. И до сегодняшнего дня Декларация является одной из основ французского законодательства.

5. Почему реформы первого этапа революции не сняли противоречий во французском обществе?

Не были удовлетворены многие особенно экономические требования беднейших слоёв населения. При этом решение данных вопросов вызывало противодействие со стороны имущих слоёв революционного лагеря. Таким образом, наметились существенные противоречия в самом революционном движении, без разрешения которых дальнейшая программа действий представлялась туманной. Данный конфликт отражал и противоречие в обществе в целом уже не между привилегированными и непривилегированными, а между имущими и неимущими.

6. Укажите внутренние и внешние факторы, способствовавшие углублению революционных процессов.

К внешним факторам относится война Франции с рядом европейских антифранцузских коалиций, очередные наступления их армий.

Внутренние факторы гораздо более разнообразны:

Неудачная попытка Людовика XVI с семьёй бежать за границу;

Публичные дебаты в политических клубах, которые подогревали страсти;

Частые смены королём правительств;

7. Дайте оценку политике якобинской диктатуры. Какими методами якобинцы боролись с экономическими и политическими трудностями?

Конечно, наиболее мрачной страницей якобинской диктатуры является революционный террор, унёсший много жизней. Но эта не была единственная ошибка со стороны властей I республики. На самом деле они не смогли предложить решения стоявших перед Францией проблем: экономика страны рушилась, её деньги неимоверно обесценивались, беднота не стала жить лучше, несмотря на казни и конфискации, внешнеполитические проблемы были далеки от разрешения. При этом действительно удалось решить многие проблемы в деревне, подавить контрреволюционные выступления. Однако это не снимало с повестки дня насущных кризисных для государства явлений.

8. Охарактеризуйте внутреннюю и внешнюю политику Директории. Почему режим термидорианцев терял опору в стране?

Во внешней политике Директория добилась больших успехов благодаря демонстрации своей гораздо меньшей революционности. В 1795 году был заключён мир с Пруссией и Испанией. Голландия в результате побед французских войск была в этом же году превращена в марионеточную Батавскую республику. В следующие годы полководцы Директории, включая Наполеона Бонапарта, одержали ряд внушительных побед в битвах против остальных членов коалиции. Потому можно утверждать, что внешняя политика оказалось успешной: положение Франции стабилизировалось и начало заметно улучшаться.

Внутренняя политика Директории была более противоречивой. С одной стороны, удалось стабилизировать экономическую ситуацию путём отмены закона о «максимуме» и других директивных мер якобинцев. С другой это вызвало резкий рост цен, резкие ухудшения в жизни бедняков. Важным было и то, что лидеры страны открыто отказались от революционных идеалов и публично демонстрировали своё богатство. Такое правительство не может рассчитывать на народную любовь.

9. Каким было государственное устройство и управление Франции по конституции 1799 г.? Как Наполеон постепенно укреплял свою власть? Как ему удалось примирить разные слои французского общества?

Согласно новой конституции фактически отменялись разделение властей, муниципальная власть, независимость судов, свободы слова и т. д. Управление страны подчинялось жёсткой вертикали власти во главе с тремя консулами. Изначально генерал Бонапарт был всего лишь первым из этих консулов, потому стал единственным и пожизненным. Остальную систему менять не потребовалось потому, что она и до того была подчинена консулам. Потому когда в 1804 году Наполеон короновал себя как император, он лишь принял титул, по сути, государство и до этого уже представляло из себя монархию.

Разные слои французского общества были примерены во многом ещё до Наполеона, во время упорной борьба времён революции – недовольные просто уничтожались или иммигрировали. В результате революционных войн в стране не осталось силы, которая могла бы соперничать с армией (тем более, что в условиях всеобщей воинской повинности она представляла действительно большую часть населения), а в армии у Наполеона был непререкаемый авторитет благодаря его победам.

10. Какое влияние оказала Великая французская революция на страны Европы?

Изначально революция была встречена с энтузиазмом некоторыми просвещёнными кругами Европы. Со временем высказались и правящие круги региона – радикальность революции их испугала, именно поэтому был организован ряд коалиций европейских государств с целью силой оружия подавить народное движение во Франции. При этом Париж активно пропагандировал расширение революции и на другие страны, провозгласив лозунг «Мир – хижинам, война – дворцам». Такие призывы иногда встречали горячие отклики в некоторых кругах, например, Голландии, Италии и т. д. Но профранцузские симпатии никогда не оказывали решающего значения, та или иная территория поддерживала Францию только после победы на ней французских войск. Со временем население рассмотрело оккупационных характер этих войск. В ходе Наполеоновских войн известны уже случаи народной ненависти и отношения к французским войскам просто как к захватчикам. Особенно ярко такие настроения проявились в Испании, где развернулась настоящая партизанская война. Именно под влиянием этих антиоккупационных настроений ярко проявило себя национальное самосознание одних народов, у других оно получило мощный импульс.

11. Сравните ход, этапы развития и итоги Английской буржуазной революции и Великой французской революции. Какие общие черты и различия вы можете выделить?

В обеих революциях много общих черт. Их этапы были различными, потому что определялись конкретной ситуацией, но ход обнаруживал много общего. В обоих случаях королю противостояли законодательные органы власти, оба проигравшие короли были казнены согласно судебным приговорам. В ходе обеих революций были установлены республики. Обе революции включали борьбу разных партий в рамках революционного лагеря и приход к власти удачливого полководца. Но в Англии и Франции эти события происходили в разном порядке.

Однако различия между революциями были существеннее. В Англии парламент действовал в рамках религиозной протестантской идеологи. При этом изначально предполагалось только закрепить исконные права парламента, идея о переустройстве государства возникла уже в ходе революции. Французские революционеры изначально действовали в рамках светской идеологии и сразу стремились к разумному переустройству общества в рамках идей, предложенных просветителями. Именно поэтому только Великая французская революция имела последователей, именно на неё ориентировались весь XIX век те, кто стремился к преобразованию государственного строя в своих странах.

Французский абсолютизм. (16-18вв)

Французский абсолютизм - абсолютная монархия , утвердившаяся во Франции в два последних столетия существования Старого порядка . Абсолютизм пришёл на смену периоду сословной монархии и был уничтожен Великой Французской революцией .

Основные черты общественного строя

    В 16 веке появилась мануфактура – первая стадия капиталистического промышленного производства.

    С развитием капитализма помимо основного эксплуататорского класса – феодалов появился новый класс крупных собственников – буржуазия. (Первоначальное ядро – городской патрициат, т.е. богатые купцы, ростовщики, банкиры часто становятся собственниками мануфактур.)

    Население страны все также делилось на три сословия. Духовенство и дворянство сохранили все свои привилегии, включая «налоговый иммунитет». В состав третьего сословия вошло крестьянство.

    Вся законодательная, исполнительная, военная и судебная власть сосредотачивалась в руках наследственного главы государства – короля. Ему подчинялся весь централизованный гос. Механизм: армия, полиция, административно- финансовый аппарат, суд.

Факторы, способствовавшие усилению монархии .

    Основная часть дворянства стала опорой трону. Дело в том, что абсолютная монархия, хотя и была независима от отдельных представителей этого класса, неуклонно и последовательно защищала коренные, общеклассовые интересы дворян. Только с помощью абсолютизма можно было еще обеспечить подавление все усиливавшейся антифеодальной борьбы крестьянства. К тому же значительная часть средств финансового аппарата монархии шла на содержание дворян.

    Особое соотношение классовых сил. Утвердилось своеобразное равновесие двух классов: начавшего ослабевать дворянства и все более набирающей силу буржуазии. Последняя еще не была в состоянии претендовать на полит. доминирующую роль в стране, но в экономической области и отчасти в гос. аппарате она могла уже успешно противостоять дворянству. Используя противоречия двух классов, монархия добилась некоторой самостоятельности.

Ришелье, его реформы.

Кардинал Ришелье сыграл не мало важную роль в становлении абсолютизма. В течение почти двадцати лет (1624 – 1642) он, подчинив своему влиянию короля Людовика 13, управлял страной. Его политика была направлена на защиту общеклассовых интересов дворянства. Путь к достижению цели Ришелье видел в укреплении абсолютизма. При нем была усилена централизация административного аппарата, суда, финансов.

Реформы

    Роспуск или уменьшение власти вельмож-губернаторов, создав королевских комиссаров, которых он посылал в провинции. Вскоре должность «королевского комиссара» переросла в интендантов, т.е. чиновников, назначаемых центром, которые властвовали на местах и со временем вытеснили аристократов-губернаторов.

    Борьба с гугенотской организацией, представлявшей собой государство в государстве. Французские протестанты на своих окружных собраниях и на национальном синоде реформаторской церкви нередко принимали чисто политические решения, вступали в переговоры с иностранными правительствами, имели свою казну, распоряжались многими крепостями и не всегда оказывались покорными правительству. Ришелье лишил их крепостей и гарнизонов, отнял право политических собраний, но сохранил свободу вероисповедания.

    Суды утратили при нем независимость.

    При Ришелье мятежным аристократам и многим дворянам не пограничных территорий Франции предписывалось срыть укрепления своих замков, дабы пресечь в дальнейшем превращение этих замков в оплоты оппозиции.

    Борьба с дуэлями.

Фронда(1648-1653)

После смерти Ришелье и Людовика 13 престол перешел к его сыну Людовику 14, во время малолетства которого управляли его мать Анна Австрийская и кардинал Мазарини. Смута, начавшаяся как борьба аристократии и Мазарини за власть и распределение привилегий, сменившаяся в народные волнения получившие название «народной фрондой».

Людовик 14(1643 – 1715)

Расцвет абсолютизма. Он пошел по стопам Ришелье и Мазарини: уничтожил в некоторых областях провинциальные парламенты и отменил остатки самоуправления в городах. Теперь все местные дела решались в столице. Во время его правления обширные права получила полиция, во многих случая она занимала место правильного суда. Появились так называемые «летр де кашэ» - пустые бланки с королевской подписью, с помощью которых можно было засадить любого человека в тюрьму.

Государственные органы.Основные черты.

    Генеральные штаты прекращают свою деятельность.

    Ограничены права парламентов и прежде всего Парижского парламента. Эдикт 1641 г . обязал регистрировать парламент все ордонансы и другие нормативные акты, исходящие от короля.

    Усилен контроль над церковью. Болонский конкордат 1516 г. предоставил королю исключительное право назначать кандидатов на посты высших иерархов католической церкви во Франции. В итоге выдвижение на высшие церковные должности стало одним из видов королевского пожалования.

    Усиление бюрократического аппарата. Многие должности правительство продавало. Принося монархии немалый доход, продажа должностей имела и отрицательные последствия. Великое множество чиновников заполнило страну. Эти должности затем по традиции стали достоянием отдельных аристократических семей. Чтобы решить проблему, но избежать вспышек недовольства дворянства. Старый государственный аппарат был сохранен, но наряду с ним стали создавать новую систему гос. органов. Важнейшие посты в ней стали занимать лица, назначаемые правительством, которые в любое время могли их отозвать. В итоге в стране функционировали государственные органы, которые условно могли быть разделены на две категории: учреждения, унаследованные от прошлого и учреждения созданные абсолютизмом.

    Гос. совет превратился в высший совещательный орган при короле. Его дополняли спец. Советы: совет финансов, совет депеш(сообщения с мест)

    Функционировал тайный совет, ведавший кассационным пересмотром некоторых категорий дел

    Существовал аппарат канцлера (заместитель короля на советах)

    Ген. Контролер финансов и 4 гос. секретаря по военным, иностранным, морским делам и делам двора – органы, созданные абсолютизмом. Компетенция Ген. Контролера финансов была наиболее обширна. Он руководил сборами и распределением денежных средств, проверял деятельность должностных лиц на местах. В его ведении находились промышленность, торговля, финансы, гос. работы (строительство портов, крепостей, дорог), пути сообщения. Ген. Контролер считался первым министром.

    Малый королевский совет – совет, где король решал наиболее важные вопросы внутренней и внешней политики.

Местные органы

    Интенданты – особые уполномоченные королевского правительства на местах. Интенданты юстиций, полиции и финансов фактически руководили местным административным управлением и судом.

    Субделеганты – подчиненные интендантов, обладавшие реальной властью на местах.

    Полиция. Наделена широкими правомочиями, она стала вездесущей. Ими устанавливается цензура книг, просматривается частная корреспонденция.

    Многие местные органы, существовавшие еще со времен сословно- представительной монархии, утратили свои правомочия. Так произошло с бальи и Прево. Провинциальные штаты созывались только с разрешения короля и проводились под контролем интенданта.

    Функционировало сразу несколько систем судов. Часто они дублировали друг друга. Происходило усиление королевских судов. В соответствии с Орлеанским ордонансом (1560) и Мулинского ордонансом (1566) им стало подсудно большинство уголовных и гражданских дел. Королевская юстиция получила право эвокации, т.е. принятия к своему рассмотрению любого дела из некоролевского суда, на какой бы стадии суд. Разбирательства оно не находилось. Исключение составляли некоторые церковные дела. Однако эта структура была крайне сложной и противоречивой. Общие королевские суды состояли из трех инстанций: судов превотальных, бальяжных и судов парламентов.

    Гос. совет рассматривался как высший суд и был наделен правом изъятия любого дела из ведения парламентов для проверки правильности ими норм права.

    Специальные суды. Почти каждое ведомство имело свой суд, где рассматривались дела, затрагивавшие ведомственные интересы.

    Особое значение имели военные суды. Были суды морские и таможенные.

Значение абсолютизма

Абсолютная монархия играла относительно прогрессивную роль. Она вела борьбу против раскола страны, создавая тем самым благоприятные условия для ее последующего социально- экономического развития. Абсолютизм содействовал росту капиталистической промышленности и торговли. Правительство поощряло строительство новых мануфактур, вводило высокие таможенные пошлины на ввозимые в страну иностранные товары, вело войны против иностранных держав – конкурентов в торговле, основало колонии. Приблизительно со второй половины 17 века капитализм достигает такого уровня, когда его дальнейшее благоприятное развитие в недрах феодализма становится невозможным. Абсолютная монархия, защищая феодальный строй, утрачивает все ранее присущие ей ограниченно- прогрессивные черты.

Современная мировая цивилизация -- косвенный продукт древнегреческой культуры. Древнегреческая философия -- важнейшая ее часть. Опираясь на наиболее распространенную концепцию, выделим несколько этапов, через которые прошла философия и культура античности в целом.

Этап первый. Зарождение философии, ее формирование. Первая половина VI века до н. э., малоазиатская часть Эллады -- Иония, г. Милет. Складывается древнегреческая называемая милетской. К ней принадлежат Анаксимандр, Фалес, Анаксимен, их ученики.

Этап второй. Зрелость философии, ее расцвет (с V по IV век до н.э.), идет становление школ: атомистов, пифагорейской и софистов. Этот этап связан с именами величайших мыслителей -- Сократ, Аристотель, Платон.

Этап третий. Древнегреческая философия переживает свой закат. Эпоха латинской философии и греческой. Наиболее выраженные течения эллинистической философии -- скептицизм, стоицизм, эпикуреизм.

Если же выделять содержание то получаем следующее:

  • классика ранняя (досократики, натуралисты): "Физис", "Космос" и его строение;
  • классика средняя (Сократ с его школой, натуралисты);
  • классика высокая (Аристотель и Платон, их школы).

Каковы же особенности древнегреческой философии? Характеризуется обобщенными зачатками научного знания, наблюдениями за происходящими в природе явлениями, а также достижениями культуры и научной мысли народов Востока. Для этого исторического характерен космоцентризм. Природа и стихии -- макрокосмос, своеобразные повторения окружающего мира, человек -- микрокосмос. Это высшее начало, которое подчиняет себе человеческие проявления, названное судьбой. В этом периоде плодотворно развиваются математические и естественно-научные знания, что приводит, в свою очередь, к уникальнейшему сочетанию зачатков знания научного с сознанием эстетическим и мифологическим. Вопрос: почему философия в таком проявлении зарождается именно в Древней Греции?

К условиям, способствовавшим становлению, относится, в первую очередь, свободомыслие древних греков, объясняющееся специфичной религиозностью античной Греции: религи-озные взгляды здесь не связывались с жесточайшей регламентацией общественной и индивидуальной жизни. У греков отсутствует каста жрецов, имеющая такое влияние в других, восточных государствах. Верования древнегреческие не задавали такого же консервативного, жизненного укла-да, как на том же Востоке. Наоборот, было достаточно простора для интеллектуального, самостоятель-ного поиска. Для поиска начала бытия. Интересно не менее и то, что для этого перио-да характерна активность, выражающаяся, кроме про-чего, в колонизационном интенсивном расселении (начиная с VII века до н.э.). В сравнении с окружавшими оседлыми народами, поражает яркое выделение греков деятельностью, миграционной подвижностью, предприимчивостью. Они полагаются лишь на себя, свои способности, при этом про-являя неподдельный, живой интерес к миру окружающему.

Древнегреческая философия, космоцентризм

Как мы уже знаем, в VI-IV века до н.э. идет бурный расцвет как философии, так и культуры в целом. За это время создаются новые мировоззрения, новое видение мира и его устройства, учение о космосе, которое становится началом сегодняшних знаний и открытий. Земля (как и все на ней), светила и небесный свод охвачены замкнутым космосом сферической формы, с постоянным круговоротом: все возникает, все протекает, все меняется. Но никто не знает, откуда возникает и куда возвращается. Одни философы утверждают, что основой всего являются воспринимаемые чувственно элементы (огонь, вода, кислород, земля и апейрон), другие объясняют все математическими атомами (пифагорейцы), третьи усматривают основу в незримом, едином бытии (элеаты), четвертые считают основой основ неделимые атомы (Демокрит), пятые утверждают, что земной шар является лишь тенью, результатом воплощения мысли. Конечно же, все направления сейчас кажутся наивными и противоречивыми, тогда еще не пришло осознание, что философия вполне может иметь разные значения. Однако уже V век до н.э. (Платон и Демокрит) дает две противоборствующих линии, четко обозначенные. И борьба между этими линиями идет через всю философию...

Loading...Loading...