Парменид цитаты. Парменид

Парменид

(У 540-470 pp. До н.э.)

«... Быть или вообще не быть - именно здесь решение вопроса»

Одним из наиболее ярких представителей античной философии с мыслитель, политик и государственный деятель Парменид. Он родился и практически безвииздно прожил в Елеи. Был современником Гераклита. Учился в Ксенофана, под влиянием которого написал свое главное произведение «О природе». Аристократическое происхождение Парменида обуславливало его политическую и гражданскую позицию. И хотя о своих социальных взгляды он почти не писал, свидетельство его преемников дают основания считать Парменида сторонником организованной аристократии, которую кон противопоставлял демократии.

Свое философское учение Парменид делит на две части: 1) (путь истины) и 2) «путь воображения». Его учение - довольно существенный шаг на пути освобождения философии от элементов мифологического сознания. Собственно, именно в Парменида впервые формируется категория «бытия», впервые ставится вопрос о соотношении бытия и мышления.

Как великий философ, Парменид стал известным благодаря постановке и интерпретации проблемы соотношения «бытия» и «небытия». «Бытие есть, а небытия нет» - таким поворотом мысли философ фактически заложил основы онтологии как осознаваемого, отчетливого образца философского мышления. Как отмечает Бертран Рассел, наиболее существенным из того, что дошло до нас из учения Парменида о «путь истины», заключается в следующем:

«... Небытие ни познать (необъятное) не сможешь,

Ни в слове выразить...

Одно и то же есть мышления и бытия...

В будущем как может быть или как бытие возникает?

Нет его, если оно возникло или в будущем будет.

Угасает рождения, так и смерть пропадает бесследно.

Одно и то же с мысль и то, о чем мысль существует.

Потому что без бытия, в котором существует ее воплощения,

Мнение тебе не найти... »

(Цит.: Рассел Б. История западной философии. Tl - M., 1993. - С. 68).

Что же такое бытие? Для Парменида важнейшее определение бытия с постижения его умом: то, что можно познать только разумом, и есть бытие. Для чувства «бытие» недоступно. Поэтому «одно и то же есть мысль и то, о чем мысль существует». В таком утверждении Парменида подчеркивается тождество бытия и мышления. Бытие - это то, что есть всегда, что единое и неделимое, что неподвижно и непротиворечиво, "как мнение о нем». Бытие не имеет начала, ибо с чего оно могло возникнуть? Только из небытия, а небытие - нет! Не может иметь бытия и конца с той же рации, из которой нет и начала. Следовательно, бытие вечно. Оно непрерывно, ибо всякое непрерывного бы небытием. Оно недвижимое и вообще неизменное, потому что если бы бытия мало части, они обязательно стали бы небытием. Бытие является постоянным и единственным. Оно является противоположностью отношению и множественности. Мышление же - это способность постигать единство в непротиворечивых формах, результат мышления - знания (episteme). Чувственное восприятие имеет дело с множеством разнообразных вещей и единичных предметов, окружающих человека.

Человек может иметь голову, взгляд (doxa) - обычное, повседневное представление, противостоящее знанию как следствия постижения единого. Стремясь найти глубокую основу всего существующего, Парменид замечает: ничто из непосредственно данного в чувственном опыте не может удовлетворить его из-за явно преходящий и конечный характер. Все вещи, в чем смертные видят истину, веря в нее, все это - лишь имя пустое: быть, но также и не быть, рождаться, но и погибать, место на место менять, менять цвет и окраска - так яркими выражениями Парменид опровергает чувственно воспринимаемые вещи и явления как нечто совершенно недостойно внимания философа через «неистинности» их существования, то есть через их преходящими, подвластную изменениям и преобразованиям, бренную природу. Его интересует то, что остается непреходящим в вечном потоке общих изменений. От непосредственной данности бытия, как множественного, Парменид идет к признанию существования, справедливо полагая, что без существования мира, как единого, не было бы и его чувственной множественности. Но потом сосредоточивает внимание на грани единственного в бытии, что открылось ему. Абсолютный, нетленный и непреходящий характер единого бытия затмевает множественное и чувственное. Теперь бытием философ называет только одно и недвижимое, а множественное и чувственное - небытием, вопреки суждениям людей. Отсюда все парадоксы учения Парменида.

Что же понимает Парменид под единым в бытии? Через отрыв единого от множественного, единственное выступает не как одну сторону бытия, а как само бытие. Множественное объявляется просто несуществующим. Разрыв многочисленного и единого и гипертрофия единственного возникла в ущерб и за счет множественного, может вызвать нежелательные последствия. Бытие Пармениду представляется по форме вполне совершенной шара с правильным центром посередине. Чуть больше или меньше немногочисленного. «Небытие совсем нет, потому целостность его нарушалась бы. Нет и бытия, ибо было бы в одном месте больше, чем в другом. Бытие, как целое, неуязвимое. Ровно со всех сторон, бытие имеет определенные границы ». Использование чувственного образа - шары - для иллюстрации мира как единого целого, да еще в устах такого сторонника логического познания, как Парменид, сначала удивляет. Между тем всеединого Ксенофана также шаровидные.

Уподобление бытия шара объясняется представлениям древних философов о шар как о прежде, прекрасное и лучшая из всех тел, одновременно конечное и бесконечное, движимое и неподвижное. Шар древние определяли как тело, замкнутый в самом себе, самодостаточное, что имеет в самом себе свою определенность, а не определяется внешними условиями. Поэтому шар казалась им наиболее подходящим образцом для иллюстрации той реальности, из которой возникает, как основа самой себя, чужой движению и изменениям, вечная, ни от чего не зависящая и непреходящая. В совершенства шара видели образец совершенства бытия. Определение единого Парменид получает путем опровержения множественного, различий, дифференцировки. Понимание единого, вместе с тем, имеет субстанциальный характер, что свидетельствует о непоследовательности, но не чужие мысли о общую закономерность в природе, следует из свойств мира как единого.

Сравнение картин мира, по Гераклиту и за Парменидом, ведет к искушению противопоставить их друг другу, а также назвать Парменида антидиалектиком: ведь парменидовское бытия неизменное, неподвижно и непротиворечиво. Существует даже мнение, что система Парменида легко представить как реакцию на учение Гераклита о общие изменения и противоречия существу. И, во-первых, Гераклит рассуждал о движении той же системы онтологизму (бытие Космоса есть и не зависит от человека, который пытается познать его), во-вторых, Гераклит интуитивно, а Парменид - сознательно ориентируются на рациональное познание человеком мира (логос в Гераклита пронизывает всю Вселенную, объективный логос в макрокосме и субъективный логос в душе человека, в микрокосме - это одно и то же: потому, следуя логосом, человек может познать мир - именно в «разумных понятиях, а не через чувства ». Об Парменида, наверное, не будет преувеличением сказать - это самый явный предшественник европейского рационализма (бытие постигается разумом), в-третьих, прислушаемся к Аристотелю и вслед за ним - до Секста Эмпирика (Наверное, Парменид не был невежественным в диалектике, Если Аристотель считал его ученика Зенона за родоначальника диалектики). В современных условиях Парменид представляется таким, каким его видел Платон: «Парменид всегда казался мне и достойным уважения, и опасным, говоря словами Гомера:« В его речах заметна чрезвычайная глубина. Я боюсь, что мы не понимаем его слов и еще меньше понимаем его мысли ».

«Бытие есть, а небытия нет», - фактически он заложил основы онтологизму как осознаваемого, отчетливого образца философского мышления.

    Мир – это единое, вечно существующее бытие;

    Мир неизменен, постоянен, всегда один и тот же;

    Все есть бытие, небытия в мире нет;

    Бытие всегда находится в покое, вне времени;

    Бытие подобно шару, равномерно везде распределено;

    Чувственное познание является ложным; истинное знание о природе дает нам только разум.

Афоризмы Парменида

На свете всё полно и дневного света и тёмной ночи.

Время уносит все; длинный ряд годов умеет менять и имя, и наружность, и характер, и судьбу.

Атомисты

Материалистическая философская школа (Левкипп, Демокрит, Эпикур, Тит Лукреций Кар) «строительным материалом», «первокирпичиком» всего сущего считали микроскопические частицы – «атомы».

Демокрит – основоположник материалистического направления в философии.

    Весь материальный мир состоит из атомов и пустоты;

    Атом – мельчайшая частица, «первокирпичик» всего сущего.

    Атом невидим;

    Атом неделим;

    Атомы имеют различную величину и различные формы.

    Между атомами существует пространство, заполненное пустотой.

    Атомы находятся в вечном движении.

    Существует кругооборот атомов: вещи, живые организмы существуют, распадаются, после чего из этих же атомов возникают новые живые организмы и предметы материального мира.

Истина скрыта на дне глубокого колодца.

Напрасный труд увещевать человека, полагающего, что он умен.

Надо стремиться к многомыслию, а не к многознанию.

Богат тот, кто беден желаниями.

Жизнь без праздников - это длинный путь без заезжего двора.

Слово - тень дела.

Не делать никаких уступок жизни есть признак безрассудства.

Смелость - начало дела, но случай - хозяин конца.

Мужество делает ничтожными удары судьбы.

Демокрит (460 - 360 г. до н.э.)

Софисты

Философская школа, существовавшая в 5 – пер. полов. 4 вв до н.э. (Протагор, Горгий, Продик, Критий). «Софисты» - мудрецы, учителя мудрости. Они выступали в качестве философов-педагогов, обучавших философии, ораторскому искусству.

Софизмы – это логические приемы, уловки, благодаря которым правильное с первого взгляда умозаключение оказывалось в итоге ложным, и собеседник запутывается в собственных мыслях.

Для софистов характерно:

    Критическое отношение к окружающей действительности;

    Стремление все проверить на практике, логически доказать правильность или неправильность той или иной мысли;

    Отрицание старых традиций, привычек, правил;

    Неприятие основ старой, традиционной цивилизации;

    Стремление доказать условность государства и права, их несовершенство.

    Восприятие норм морали не как абсолютной данности, а как предмет критики;

    Субъективизм в оценках и суждениях, отрицание объективного бытия и попытки доказать то, что действительность существует только в мыслях человека.

Протагор (5 в до н.Э.)

Основное кредо Протагора: «человек есть мера всех вещей, существующих, что они существуют, и несуществующих, что они не существуют»

    Критерием оценки окружающей действительности, хорошего и плохого софисты выдвинули субъективное мнение человека;

    Вне человеческого сознания ничего не существует;

    Нет ничего раз и навсегда данного;

    Что хорошо для человека сегодня, то и есть хорошее в действительности;

    Окружающий мир относителен;

    Объективное (истинное) познание недостижимо;

    Существует только мир мнений;

    Окружающая действительность зависит от чувственного восприятия человека. «То, что здоровому человеку покажется сладким, больному покажется горьким».

    Бытие и познание относительны. «Болезнь есть зло для больных, но благо для врачей». «Смерть есть зло для умирающего, но благо для могильщиков и гробовщиков».

Человек есть мера всех вещей: существующих, что они существуют, несуществующих, что они не существуют.

Протагор из Абдеры (480 - 410 г. до н.э.)

Имя: Парменид (Parmenides)

Дата рождения: 540 г. до н. э.

Возраст: 90 лет

Дата смерти: 450 г. до н. э.

Деятельность: философ

Семейное положение: не был женат

Парменид: биография

Парменид - древнегреческий философ, который сумел выразить собственные взгляды на бытие, мироустройство и смысл существования человека в поэтической форме. Идеи и теории Парменида легли в основу философии как науки, а труды этого человека до сих пор вызывают интерес и жаркие споры между теми, кто интересуется философскими вопросами.

Детство и юность

О биографии Парменида сохранилось мало информации. Известно, что философ родом из так называемой Великой Греции (сейчас это юг Италии). По утверждению другого философа, Парменид родился в 475 году до нашей эры в городе Элее. По другой информации, мыслитель родился примерно в 540 году до нашей эры. Также найдены сведения, что Парменид происходил из знатной и обеспеченной семьи и даже участвовал в управлении городом.


Учителями будущего мыслителя стали Ксенофан и Аминий. Парменид жадно впитывал идеи наставников, однако пропускал их через призму собственного мнения, истолковывая по-своему. Когда Аминий умер, Парменид, как преданный ученик, воздвиг философу усыпальницу собственными силами.

Философия

Учение Парменида изложено в поэме под названием «О природе». Этот великий труд лег в основу элейской школы философии. К сожалению, поэма сохранилась не в полном объеме. Примечательно, что Парменид изложил собственную точку зрения поэтически: произведение написано гекзаметром.

Первая часть, дошедшая до современного читателя, это вступление, которое представляет собой аллегорию. Действие начинается с того, что прекрасные девы предлагают Пармениду совершить путешествие на колеснице. Колесница эта начинает возноситься вверх, символизируя вознесение человеческой души на небо. Вскоре путь Парменида наверх заканчивается, и философ оказывается перед вратами в божественные чертоги.


На пороге мыслителя ожидает богиня, которая приглашает Парменида проследовать внутрь. Бессмертная дева собирается открыть философу высшую истину о предназначении смертных людей. Здесь вступление, а точнее сохранившаяся часть, обрывается.

В следующем отрывке изложены рассуждения Парменида о бытии. Философ представлял бытие в форме шара. Здесь мнения толкователей расходятся: по одной версии, Парменид имел в виду не физическую составляющую бытия, а духовное содержание. По другой же - шар в произведении философа отражает форму вселенной, как ее представлял автор. Стоит также подчеркнуть, что в представлении греков того времени шар являлся символом идеала и гармонии.

Сюжет поэмы продолжается рассказом богини. Прекрасная дева поведала мыслителю, что бытие вечно, никогда не рождалось и, соответственно, не прекратится. Бытие также отличается четырьмя характеристиками: совершенством, телесностью, неподвижностью и самодостаточностью. Любые изменения, происходящие внутри бытия (то есть, в жизни простого человека), не касаются сути бытия. Иными словами, никакие события, которые кажутся важными смертным, на бытие не влияют.

Фактически подобными мыслеизречениями Парменид ведет своеобразный диалог с философом Гераклитом, который, напротив, придерживался мнения, что бытие конечно и любые события влияют на его сущность, изменяя обстоятельства.


Не близка Пармениду и идея появления бытия из пустоты. Философ называл подобные мысли абсурдом. Кроме того, мыслитель опровергал точку зрения тех, кто полагает, что существование мира является небытием. В этом случае, считал Парменид, жизнь человека, развитие и попытки понять мир бессмысленны. Стоит отдать должное философу - в отличие от многих современников, Парменид каждую идею подкреплял фактами и доказательствами.

Изложение философа во многом опирается на противопоставления. Главным образом, Парменид подчеркивает, что мнения простых людей противоположны высшей истине, которая недоступна смертным. Бытие в поэме противопоставляется понятию необходимости. Необходимость - то, что не позволяет бытию перестать существовать и обратиться небытием.

В современной философии Парменид считается основоположником материализма. Однако способ, который мыслитель выбрал для изложения собственных теорий, кажется странным: до Парменида ни один философ не писал стихами. Кроме того, никто также не использовал мистические аллегории и образы богов.

Учение Парменида развил ученик философа Зенон Элейский. Этот мыслитель привел 36 так называемых апорий (противоречий), которые доказывают идеи Парменида о бытии. Расхожим стало противоречие об Ахилле и черепахе, которое гласит: Ахилл, отправившийся в некий пункт позже черепахи, не сможет ее обогнать, так как черепаха в каждый момент времени будет отдаляться от Ахилла, преодолевая некоторое расстояние.


С учением Парменида о бытии часто сравнивают подобные идеи другого философа - , который, в отличие от Парменида, рассматривал бытие как взаимосвязь множества разделенных атомов.

Личная жизнь

О личной жизни философа не сохранилось никаких сведений. Неизвестно, была ли у Парменида семья или же мыслитель посвятил жизнь философским раздумьям и собственному поэтическому трактату.

Смерть

Также нет достоверной информации и о смерти великого мыслителя. По одной версии, при жизни философ, а также элеаты (последователи учения Парменида) подвергались гонениям и преследованиям за высказанные идеи, а самого мыслителя казнили, в назидание остальным. По другой же - учение Парменида было доступно только узкому кругу единомышленников философа, который благополучно дожил до глубокой старости.


Античные философы на картине Рафаэля "Афинская школа"

Как бы то ни было, можно с уверенностью утверждать, что идеи Парменида оказали влияние на развитие философии того времени, а также до сих пор обсуждаются и оспариваются людьми, не равнодушными к проблемам бытия.

Также очевидно, что учение Парменида, цитаты из которого до сих пор вызывают интерес, стали фундаментом для трудов европейских философов более позднего времени. Кто знает, возможно, без трактата «О природе» развитие европейской культуры проходило бы кардинально в другом русле.

Цитаты

  • «Мыслить и быть - одно и то же».
  • «Бытие - начало всего, бытие есть, а небытия нет, все заполнено бытием».
  • «Бытие не подвержено порче и гибели, иначе оно превратилось бы в небытие, но небытия не существует».
  • «У бытия нет ни прошлого, ни будущего. Бытие есть чистое настоящее».
Loading...Loading...