Когда закон не определен закона нет. Готовимся к ЕГЭ: эссе по обществознанию
В данном материале (статье) повествуется о выполнении заданий части С в ЕГЭ по обществознанию, в частности написание эссе выпускниками на выбранную тему. Приводятся ошибки, которые допускают ученики, работы учащихся, взятые из Интернета на различные темы по обществознанию.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Эссе по обществознанию
Написание эссе является одним из наиболее сложных заданий экзамена по обществознанию. Многие учащиеся его почему-то очень боятся, порой даже не берутся за него. А боятся, потому, что не умеют писать его. Что же такое эссе? По своему характеру это небольшое творческое сочинение, в котором, как следует из условия, нужно изложить свои мысли по поводу поднятой проблемы, а также привести аргументы и факты из жизни, собственного опыта для их обоснования. Самое главное, чего не делают многие выпускники: необходимо использовать сведения, полученные из курса обществознания, а также факты из общественной и собственной жизни. Зачастую это и отсутствует.
Именно с позиций ясности, точности, полноты и последовательности, логичности оценивается эссе экспертами:
представление, истолкование собственной точки зрения;
уровень раскрытия проблемы (использование преимущественно теоретических знаний или рассмотрение темы на уровне обыденных, житейских представлений);
характер аргументации (использовались ли факты из общественной жизни, личный социальный и жизненный опыт).
Выпускники самостоятельно выбирают содержательное поле для эссе – высказывание-тему вместе с заявленной областью социального знания (в отличие от других заданий). На этот выбор могут оказать влияние такие факторы, как уровень знания конкретной обществоведческой сферы, привлекательность темы эссе (например, показалась наиболее легкой, более понятной, интересной, доступной с точки зрения заявленной проблемы) и т.д. Поэтому можно предположить, что выпускник предпочитает вопросы, которые им наиболее усвоены, да это и понятно.
Сложность такого рода задания, возможность с его помощью проверить целый комплекс важных умений и навыков выпускника вполне оправдывают присвоение за полный правильный ответ наибольшего количества баллов. Однако выпускников, набирающих максимальное количество баллов, сравнительно немного. В большинстве работ встречаются те или иные недостатки, а в целом в ответах по заданию-эссе все ошибки, допускаемые выпускниками при выполнении заданий С1–С7, проявляются на новом уровне.
Рассмотрим характер типичных ошибок, допущенных при выполнении задания С8 на примере ряда работ. Хочу в качестве примера привести работы учащихся по обществознанию, взятые мною из Интернета и проводимые в разное время. Исходя из опыта своей работы, могу сделать вывод, что учащимся труднее всего писать эссе по экономике и праву.
Итак эссе по политологии: «Демократия – это право делать неправильный выбор» (Дж.Патрик).
«Как известно, под демократией понимают особый политический режим, характеризующийся следующими признаками: признание принципа равенства и свободы граждан, активное участие народа в политической жизни страны, источником власти является народ, все граждане обладают равными правами, осуществляются принцип политического плюрализма, принципы гласности и выборности.
Как известно, демократия бывает двух видов: непосредственная (прямая) и представительная.
Непосредственная демократия характеризуется тем, что граждане непосредственно, т.е. напрямую, могут оказывать воздействие на политическую жизнь своего государства, примером того могут служить референдум, электорат и др. Как известно, 12 декабря 1993 года всенародным открытым голосованием была принята Конституция РФ. Также, как уже упоминалось выше, существует представительная демократия, которая характеризуется тем, что граждане не могут напрямую влиять на политическую жизнь государства, а только лишь посредством своих представителей.
Бывают случаи, когда демократия начинает выходить за рамки, превращаясь в охлократию, т.е. «власть толпы», когда народ становится неуправляемым и буквально начинает диктовать свою волю государству. Конечно, любое государство должно стремиться ни в коем случае не допускать такого явления.
Таким образом, мы видим, что демократия наделяет граждан большим спектром прав, но мы всегда должны помнить, что «все хорошо в меру». Поэтому государство должно следить за границами, в рамках которых находится демократия».
На мой взгляд, главная ошибка заключается в том, что автор ответа, не вникая в суть афористического высказывания, строит размышления вокруг понятия "демократия". Он стремится дать характеристику демократическому строю, называет ряд признаков, виды демократии, допуская при этом ряд неточностей: употребляются понятия «равенство» и «равенство прав», плюрализм связывается только с политикой, и выглядят утверждения о народе как источнике власти и гласности, выборности как чертах демократии.
Утверждение о народе как источнике власти приходит в явное противоречие с мыслью, выраженной автором в конце работы, – утверждением о том, что «государство должно следить за границами, в рамках которых находится демократия». Конечно, это не просто, дать правильные рассуждения, аргументацию по данной теме, но если подготовиться, то написать можно.
Нежелание, а может быть, и неумение вникнуть в смысл выбранного афоризма и, как следствие, неверное выстраивание ответа, а также непонимание сущности понятий, требующих разъяснения в процессе написания эссе, характерно для раскрытия и других тем по экономике, политике, праву, социологии и т.д..
Еще пример по правоведению: «Когда закон не определен, закона нет» (латинское юридическое изречение).
«Я неслучайно выбрала эту тему, так как мне интересно убедиться в том, что закона нет, если он не определен. Это латинское юридическое изречение, а мы знаем, что все правовые системы мира основаны на римском праве. Что же такое закон? Закон – это принимаемый в особом порядке, обладающий высшей правовой силой нормативно-правовой акт, выражающий волю государства по ключевым вопросам общественной жизни. На мой взгляд, закон тесно связан с правом. Право и закон выступают как две стороны одной медали. Они не могут существовать друг без друга... Нам известно, что право - это система установленных государством норм поведения, обеспечивающихся его принудительной силой и регулирующих общественные отношения. Мы знаем, что одним из признаков права является его формальная определенность. Следовательно, и закон, будучи тесно связанным с правом, должен быть формально определен. Тогда он будет обладать высшей правовой силой.
Мне известно, что во всех правовых государствах закон всегда определен. Он связывает собой государство, которое должно подчиняться ему.
Я хочу вспомнить ежегодное послание Президента РФ к Федеральному собранию, прошедшее 26 апреля 2007 г. В нем В.В.Путин сказал, что наша страна должна выйти на путь становления правового государства и гражданского общества. Для этого необходимо стимулировать выполнение уже принятых законов, устранять остатки правового нигилизма, т.е. неверие в силу закона, неуважение к праву, устранить противоречия в деятельности власти. Я считаю, что если закон не будет определен, то тогда в стране не будет существовать право. А для правового государства наличие права очень важно, так как такое государство всегда опирается на право. Я полностью согласна с данным высказыванием. На мой взгляд, мое мнение не является исчерпывающим, потому что существует множество точек зрения по этому поводу».
На первый взгляд, выбранное высказывание для написания эссе не должно бы вызвать у учащихся затруднения, поскольку одним из важнейших признаков закона, с которым выпускники знакомятся, является его строгая определенность, его правила. Без этого просто закон теряет силу, так как расширяются возможности его толкования. Помните пословицу:«Закон что дышло: куда повернешь, то и вышло» – констатирует последствия неопределенности закона наша русская пословица.
Таким образом, раскрывая крылатое латинское изречение, выпускница должна была:
а) раскрыть смысл понятия «определенность» как важнейшего признака за
кона;
б) показать на примерах (из собственного опыта, из литературы, публицистики, истории и т.п.), к чему может привести и нередко приводит неопределенность закона.
Гл ответ выстроен совершенно иначе: 1) определение понятия «закон»; 2) определение понятия «право»; 3) соотношение права и закона. Таким образом, выпускница включила в рассмотрение круг вопросов, которые непосредственно, то есть напрямую не могут раскрыть данную тему.
В качестве конкретного примера, приведенного выпускницей дается ссылка на ежегодное послание Президента Федеральному собранию, но и этот материал, я считаю, не рассмотрен надлежащим образом.
Обратимся к работам, написанным на экономические темы.
Пример по экономике. Экономика: «Кто покупает лишнее, в конце концов продает необходимое» (Б.Франклин).
1. «Я полностью согласен с автором, потому что иной раз в жизни бывает то, что приобретается что-то ненужное, приходится продавать необходимое. В наше время потребительский рынок очень богат различными ненужными товарами, которые «кидаются глаза». А это является главным фактором воздействия на сознание человека».
Работа не может быть высоко оценена экспертами. Во-первых, перефразирована тема-цитата. Во-вторых, суждения, отражающие явления, очевидные для обыденного сознания.
2. «Каждый производитель старается максимально полно удовлетворить потребности общества с минимальными затратами на ресурсы. Производители стараются создать столько благ, сколько необходимо обществу. Если производитель производит меньше благ, чем нужно обществу, то возникает дефицит
продукции, вследствие чего возрастает цена на эту продукцию... Когда производитель производит больше благ, чем нужно обществу, возникает перепроизводственный кризис... Он вынужден снижать цены на блага. В худшем случае блага уничтожаются. Сказанное выше позволяет согласиться с суждением автора».
Эта работа содержит лишь отдельные позиции, которые должны быть представлены в эссе. Есть свое отношение к выказыванию Б. Франклина. Кроме того, выпускник пытается обосновать этот вывод, используя ряд обществоведческих понятий: производитель, ресурсы, затраты, блага, дефицит, кризис перепроизводства. Однако работу нельзя признать удачной. Главный ее недостаток - подмена центрального тезиса. Франклин имеет в виду, в первую очередь, потребителя, а ученик рассуждает с позиций производителя.
Рассмотрим эссе с темой по правоведению: «Право сильнейшего есть сильнейшее бесправие» (М. Эшенбах).
1. «Право занимает в нашей жизни очень важное место. Ценность установленных государством общеобязательных правил поведения, регулирующих отношения в обществе, трудно переоценить. Они определяют границы дозволенного и недозволенного, служат мерой для наказания. Для отдельных людей значимость права состоит в том, что оно способствует созданию нормальных условий для жизни, способствует всестороннему развитию, защищает права и свободы, охраняет от произвола со стороны государства. Мне кажется, что закон делает человека свободным, позволяя выбирать свою линию поведения, но не дает его поведению перейти в произвол в отношении других. В наше время строительство правового государства стало важнейшей задачей правительства».
«На мой взгляд, показательным моментом в значимости законов, которые должны быть формально определены, общеобязательны, гарантированы государством, является опрос, проведенный в 2006 г. ВЦИОМ. Результаты следующие: 30% опрошенных нарушали закон, 50% ничего страшного в этом не видят... Это во многом показывает отношение общества к праву. А, в свою очередь, известно, что свобода одного заканчивается там, где начинается свобода другого. В законах нет сильнейшего, перед ними все равны, а значит, чтить и соблюдать их должен каждый. Только тогда наше общество станет по-настоящему справедливым, будет чтить честь, совесть, достоинство каждого участника общественных отношений. Право будет выполнять свои функции только тогда, когда люди будут знать свои права и обязанности и уважать окружающих».
Выпускник верно начинает свою работу, использует целый ряд понятий из этой области: право, правовое государство, закон, права и обязанности, наказание. В доказательство приводятся результаты социологического опроса.
В своей работе выпускник ведет речь о значении права в жизни общества и необходимости соблюдать правовые нормы.
А еще нельзя забывать о праве сильнейшего. О праве тех, в чьих, руках сосредоточена основная власть – верховный правитель, вождь, глава государства.. М. Эшенбах считает, что сосредоточение права в одних руках оборачивается бесправием для всех остальных. С этим тезисом можно соглашаться или спорить..
Таким образом, мы видим типичную ошибку, повторяющуюся во многих работах, когда выпускники подменяют обосновываемое положение.
2. «Все люди могут столкнуться с этим понятием. В современном мире есть люди, которые могут позволить себе пускай не все, но очень многое. Возьмем, например, Билла Гейтса, который является основоположником компании Мicrosoft. Он может позволить себе все, и он имеет на это полное право. Но суд в стране, в которой он проживает, решил, что он монополизировал программный рынок...
В нашей стране есть чиновники, которые при необходимости замены труб в домах или больницах этого не делают, в результате чего замерзают люди, дети, получают обморожение, и это не все примеры, которые можно привести.
Я считаю, что люди, имеющие большое влияние на общество, должны отдавать себе отчет в том, что они делают».
Здесь, как видим, акценты расставлены по-другому. Выделяется группа «сильнейших», причем не только связанная с политической властью (чиновники), но и с экономическими и финансовыми возможностями (глава крупнейшей корпорации). Однако автор работы игнорирует отнесенность данной темы к области правоведения, поэтому утрачивается необходимая направленность рассуждений, практически не используются понятия и положения, почерпнутые из обществоведческого курса. И работа не может получить высокую оценку.
В заключение рассмотрим сочинение, которое высоко оценили эксперты.
«Все, что зависит от законодательной власти, часто лучше устраивается многими, чем одним» (Ш.Монтескье). (Политология)
«Это короткое высказывание известного французского деятеля Нового времени заставило меня всерьез задуматься. Сейчас, когда в мире активно распространяются демократия и ее ценности, проблема организации законодательной власти, казалось бы, потеряла свое значение. Но так ли это?
Главной функцией законодательной власти всегда является составление и принятие законов. Можно подумать: почему же один человек не может с этим справиться? Ведь он может руководствоваться исключительно интересами государства. Однако преимущества нормально функционирующего парламента, на мой взгляд, очевидны. Парламент – это выборный институт власти, его состав формируется путем всенародного голосования. Таким образом, в демократическом государстве в парламент входят различные партии и общественные движения, учитывающие интересы разных слоев населения. Соответственно при принятии решения члены парламента руководствуются этими интересами. При единоличной власти такое просто невозможно.
Поэтому нельзя не согласиться с Монтескье. Действительно, система, при которой действует нормальный парламент, имеет неоспоримые плюсы. В доказательство можно привести пример из истории. В СССР новые законы, как правило, зависели от мнения лидера и его приближенных. Парламента просто не существовало. В результате власть часто делала просчеты...
Проблема, поднятая Монтескье, остается актуальной и сейчас. Во многих странах интересы населения не учитываются, а нормальной законодательной власти как таковой не существует».
Обратим внимание на несомненные достоинства работы.
Во-первых, автор правильно понял высказывание и обозначил стоящую проблему: какой характер должна носить законодательная власть, одним (правителем) или коллективным органом должны приниматься законы государства.
Выпускник уверенно действует в «пространстве» политологического знания, используя понятия «законодательная власть», «парламент», «институт власти», «партия», «общественное движение». Высказанное согласие с позицией философа автор стремится аргументировать как на теоретическом уровне, показывая роль парламента в обществе, связывая его деятельность с представительством интересов различных социальных групп, так и с помощью исторических фактов.
Работа верно структурирована: имеет логическое завершение: собственное отношение к позиции философа и ее актуальность, обоснование правильности этой позиции в современных условиях, снова возврат к проблеме актуальности, поднятой автором проблемы. Выпускник знает, к какой исторической эпохе следует отнести это высказывание и т.д.
В заключение, хочу обратить внимание на то, что не следует полагаться на его величество "счастливый случай" или на что-либо другое, например лишь на силы учащихся, что они смогут написать эссе без подготовки. Очень важно научить их, помочь им. Я даю план, по которому можно логически построить написание эссе, затем высказывание и по пунктам начинаем отрабатывать, тренируемся. Кстати, нужно сразу же анализировать написанные эссе учениками и делать работу над ошибками.
Таким образом, недостатком написания эссе по обществоведческой проблематике – выступает не вполне верное истолкование, некорректная интерпретация выбранного афористического высказывания, а именно:
неумение увидеть за ним определенную социальную проблему;
игнорирование социально-исторического контекста, при котором было выдвинуто данное положение;
подмена приведенного утверждения своим, произвольно сконструированным и игнорирование той области, с которой соотнесено данное высказывание.
отсутствия ссылок на социальный, жизненный опыт и изученные темы;
Все усилия нужно направить на то, чтобы успешно сдать экзамен.
2)Только в состав научного знания входят 1.установленные факты 2.экспериментально обоснованные выводы 3.логические
умозаключения
4.результаты наблюдений
3)Что является примером научного познания
3.делу время-потехе час
4.утро вечера мудренее
4)Какой из перечисленных примеров относится к научным знаниям
1.Мифы о героях
3.Наблюдение:при удалении размеры предмета уменьшаются
4.теория относительности
5)Рациональное познание,в отличие от чувственного
1.обновляет знания об окружающем мире.
2.формирует наглядный образ придмета
3.осуществляется в форме ощущений,восприятия в представлений
4.использует логические умозаключения
6)Какой из перечисленных примеров относится к житейским знаниям
1.закон падающего бутерброда
2.закон стоимости
3.закон фотоэффекта
4.закон спроса
7)Познание средствами искусства обязательно предполагает использование
1.отвлеченных понятий
2.художественных образов
3.научных приборов
4.абстрактных моделей.
8)Верны ли следующие суждения о многообразии форм человеческого знания?
А.Опыт повседневной жизни-это один из способов в познания мира.
Б.И научным знаниям,и знаниям,полученным в повседневной жизни,свойственна теоретическая обоснованность выводов.
1.верно только А
2.верно только Б
3.верны оба суждения
4.оба суждения неверны
9)Верны ли суждения об истене
А.Путь к абсолютной истине идет через истины относительные.
Б.Относительная истина-это полное,неизменненое знание.
1.верно только А
2.верно только Б
3.верны два суждения
4.оба суждения не верны
10)В каких из трех форм проявляется Рациональное познание
1.ощущение,восприятиепредставление
2.понятие,представление,заключение
3.понятие суждение,умозаключение
4.представление,суждение,ощущение.
11)Назовите любые два отличия учебного познания от научного и проиллюстируйте каждое примерами.
12)познание в отличие от общения
1.является проявлением человеческой активности
2.допускает использование речи
3.способствует развитию личности
4.может быть индивиндуальным.
ПОМОГИТЕ СДЕЛАТЬ, ЗАРАНЕЕ СПАСИБОТекст
Эмпирическое и теоретическое различаются по характеру представленных в знании предложений. Те из них, которые содержат термины непосредственного наблюдения, трактуются как эмпирические. Теоретическими же считают такие, которые выражают закон... эмпирическое и теоретическое различают в зависимости от объектов исследования. Под теоретическими объектами понимаются объекты идеализации и абстракции (идеализированные и абстрактные объекты)... Эмпирические же объекты имеют непосредственно существующий прообраз.Иными словами, к эмпирическому уровню относятся наблюдение и эксперимент, описание опытных фактов, формулировка эмпирических закономерностей, Этот уровень был и остается исходным пунктом, фундаментом всего научного знания. Этот уровень был и остается исходным пунктом, фундаментом всего научного знания. Но зато существенно изменился характер самого опыта, усилилось взаимопроникновение эмпирического и теоретического способов исследования. Уже в самом элементарном наблюдении и фиксации показаний приборов пользуются теоретическими понятиями достаточно высокой степени абстракции...Самое общее различение эмпирического и теоретического осуществляется по глубине отражения объективной реальности, а также по степени обобщения явлений... Но если познание, не ограничиваясь набором частных случаев, углубляется в их анализ, связанный с абстракцией, и переходит к основанному на них обобщению, оно на известном уровне анализа переходит с внутренней необходимостью в познание теоретическое...Это определяет особенности познавательных функций каждого из уровней познания - описания, объяснения и предвидения.(А.М.Коршунов)
С1. Чем, по мнению автора, различается эмпирическое и теоретическое? Назовите три из указанных в тексте линий сравнения.
С2. Какие три познавательных функции упомянуты в тексте? К Какому уровню познания относится каждая из них?
С3. Какие методы эмпирического познания упоминает автор? Назовите все методы, указанные в тексте, и дайте характеристику двух из них.
С4. Опираясь на текст и знание курса, приведите три аргумента, подтверждающие слова автора о взаимопроникновении эмпирического и теоретического способов исследования в современной науке.
Эссе по обществознанию
(Лазебникова, Рутковская)
Написание эссе на какую-л ибо из предложенных тем является одним из наиболее сложных заданий экзамена. По своему характеру это небольшое творческое сочинение, в котором, как следует из условия, нужно изложить свои мысли по поводу поднятой проблемы, а также привести аргументы для их обоснования. При этом необходимо использовать сведения, полученные из курса обществознания, а также факты из общественной и собственной жизни.
Именно с позиций точности, полноты и последовательности реализации этих требований и оценивается экспертами:
представление собственной точки зрения;
уровень раскрытия проблемы (использование преимущественно теоретических знаний или рассмотрение темы на уровне обыденных, житейских представлений);
характер аргументации (использовались ли факты из общественной жизни, личный социальный опыт).
Выпускники самостоятельно выбирают содержательное поле для эссе - высказывание-тему вместе с заявленной областью социального знания (в отличие оказать влияние такие факторы, как уровень знания конкретной обществоведческой сферы, привлекательность темы эссе (например, показалась наиболее легкой, более понятной, интересной с точки зрения заявленной проблемы) и т.д. Поэтому можно предположить, что выпускник предпочитает вопросы, которые им наиболее усвоены.
Сложность задания, возможность с его помощью проверить целый комплекс важных умений вполне оправдывают присвоение за полный правильный ответ наибольшего количества баллов. Однако выпускников, набирающих максимальное количество баллов, сравнительно немного. В большинстве работ встречаются те или иные недостатки, а в целом в ответах по заданию-эссе все ошибки, допускаемые выпускниками при выполнении заданий С1-С7, проявляются на новом уровне.
Рассмотрим характер типичных ошибок, допущенных при выполнении задания С8 на примере ряда работ.
Тема С8.5. Политология:
«Демократия - это право делать непра вильный выбор» (Дж.Патрик).
«Как известно, под демократией понимают особый политический режим, характеризующийся следующими признаками: признание принципа равенства и свободы граждан, активное участие народа в политической жизни страны, источником власти является народ, все граждане обладают равными правами, осуществляются принцип политического плюрализма, принципы гласности и выборности.
Как известно, демократия бывает двух видов: непосредственная (прямая) и представительная.
Непосредственная демократия характери зуется тем, что граждане непосредственно, т.е. напрямую, могут оказывать воздействие на политическую жизнь своего государства, при мером того могут служить референдум, электорат и др. Как известно, 12 декабря 1993 года всенародным открытым голосованием была при нята Конституция РФ. Также, как уже упоминалось выше, существует представительная де мократия, которая характеризуется тем, что граждане не могут напрямую влиять на полити ческую жизнь государства, а только лишь посредством своих представителей.
Бывают случаи, когда демократия начинает выходить за рамки, превращаясь в охлократию, т.е. «власть толпы», когда народ становится неуправляемым и буквально начинает диктовать свою волю государству. Конечно, любое государство должно стремиться ни в ко ем случае не допускать такого явления.
Таким образом, мы видим, что демократия наделяет граждан большим спектром прав, но мы всегда должны помнить, что «все хорошо в меру». Поэтому государство должно следить за границами, в рамках которых находится демократия».
Первая и главная ошибка заключает ся в том, что автор ответа, не вникая в суть афористического высказывания, строит размышления вокруг доминант ного понятия, которым в данном случае является понятие «демократия». Стремясь дать характеристику демократиче скому строю, он называет ряд признаков, допуская при этом немало неточностей: употребляются понятия «равенство» и «равенство прав» (очевидно, за первым понятием стоит социальное равенство, не являющееся в отличие от равнопра вия характерным признаком демократи ческого устройства), плюрализм связывается только с политикой, рядополо- женными выглядят утверждения о народе
как источнике власти и гласности и вы борности как чертах демократии, в то время как последнее служит средством и способом реализации первого.
Утверждение о народе как источнике власти приходит в явное противоречие с мыслью, выраженной автором в конце работы, - утверждением о том, что «го сударство должно следить за границами, в рамках которых находится демокра тия». Иными словами, выпускник судь бу демократии передает исключительно в руки власти, которая предстает в виде надсмотрщика над неразумным народом, стремящимся выйти за рамки дозволенного.
Нежелание или неумение вникнуть в смысл выбранного афоризма и, как следствие, неверное выстраивание отве та, а также непонимание сущности понятий, требующих разъяснения в процессе написания эссе, характерно для раскрытия и других тем.
Тема С8.6. Правоведение:
«Когда закон не определен, закона нет» (латинское юридическое изречение).
«Я неслучайно выбрала эту тему, так как мне интересно убедиться в том, что закона нет, если он не определен. Это латинское юридическое изречение, а мы знаем, что все правовые системы мира основаны на римском праве. Что же такое закон? Закон - это принимаемый в особом порядке, обладающий высшей правовой силой нормативно-правовой акт, выражающий волю государства по ключевым вопросам общественной жизни. На мой взгляд, закон тесно связан с правом. Право и закон выступают как две стороны одной медали. Они не могут существовать друг без друга… Нам известно, что право - это система установленных государством норм поведения, обеспечивающихся его принудительной силой и регулирующих общественные отношения. Мы знаем, что одним из признаков права является его формальная определенность. Следовательно, и закон, будучи тесно связанным с правом, должен быть формально определен. Тогда он будет обладать высшей правовой силой.
Мне известно, что во всех правовых государ ствах закон всегда определен. Он связывает собой государство, которое должно подчиняться ему.
Я хочу вспомнить ежегодное послание Президента РФ к Федеральному собранию, прошед шее 26 апреля 2007г. В нем В.В.Путин сказал, что наша страна должна выйти на путь ста новления правового государства и гражданско го общества. Для этого необходимо стимулировать выполнение уже принятых законов, ус транять остатки правового нигилизма, т.е. неверие в силу закона, неуважение к праву, ус транить противоречия в деятельности влас ти. Я считаю, что если закон не будет опреде лен, то тогда в стране не будет существовать право. А для правового государства наличие права очень важно, так как такое государство всегда опирается на право. Я полностью со гласна с данным высказыванием. На мой взгляд, мое мнение не является исчерпывающим, пото му что существует множество точек зрения по этому поводу».
Казалось бы, выбранный для эссе афоризм не должен был вызвать затруднения, поскольку одним из важнейших признаков закона, с которым выпускники знакомятся уже при первичном рассмотрении этого понятия, является его строгая определенность. Без этой определенности закон теряет силу, так как расширяются возможности его толкования. «Закон что дышло: куда повернешь, то и вышло» - констатирует последствия неопределенности закона русская пословица.
Таким образом, раскрывая крылатое латинское изречение, выпускница должна была:
а)раскрыть смысл понятия «определенность» как важнейшего признака закона;
б) показать на примерах (из собственного опыта, из литературы, публицистики, истории и т.п.), к чему может привести и нередко приводит неопределенность закона.
Однако логика ответа выглядит так: 1) определение понятия «закон»; 2) определение понятия «право»; 3) соотношение права и закона. Таким образом, выпускница включила в рассмотрение круг вопросов, которые непосредственно не раскрывают заявленную тему.
В качестве конкретного материала дана ссылка на ежегодное послание Президента Федеральному собранию, но и этот материал не рассмотрен под требуемым углом зрения.
Теоретические же рассуждения автора показывают слабое понимание взаимосвязи двух ключевых понятий, анализируемых в работе, - закона и права, которые не соотносятся подобно двум сторонам одной медали, как это представлено в работе. Право - это нормативно-регулятивная система, включающая многообразные и разнородные элементы, в том числе правовые нормы, правовые отношения и правовые идеи. Правовые нормы или юридические нормы даны обществу в форме закона. Иными словами, закон - это один из элементов права.
Обратимся к работам, написанным на одинаковые темы.
Тема С8.3. Экономика:
«Кто покупает лишнее, в конце концов продает необходимое» (Б.Франклин).
1. «Я полностью согласен с автором, пото му что иной раз в жизни бывает то, что при обретается что-то ненужное, приходится продавать необходимое. В наше время потре бительский рынок очень богат различными не нужными товарами, которые «кидаются в глаза». А это является главным фактором воз действия на сознание человека».
Работа выглядит совершенно беспомощной и справедливо низко оценена экспертами. По сути первая ее часть представляет собой перефразированную тему-цитату. Вторая часть - расхожие суждения, отражающие явления, очевидные для обыденного сознания.
2.
«Каждый производитель старается мак
симально полно удовлетворить потребности общества с нимальными затратами на ре
сурсы. Производители стараются создать
столько благ, сколько необходимо обществу.
Если производитель производит меньше благ, чем нужно обществу, то возникает дефицит
продукции, вследствие чего возрастает цена
на эту продукцию… Когда производитель про
изводит больше благ, чем нужно обществу, воз
никает перепроизводственный кризис… Он вынужден снижать цены на блага. В худшем случае блага уничтожаются. Сказанное выше позволяет согласиться с суждением автора».
Эта работа содержит отдельные позиции, которые должны быть представле ны в эссе. Есть отношение к выказыванию Франклина (в данном случае выражено согласие с ним). Кроме того, выпускник пытается обосновать этот вывод, используя ряд обществоведческих понятий: производитель, ресурсы, затраты, блага, дефицит, кризис перепроизводства. Однако работу нельзя признать удачной. Главный ее недостаток - подмена центрального тезиса. Франклин имеет в виду, в первую очередь, потребителя, а ученик рассуждает с позиций производителя.
Тема С8.6. Правоведение:
«Право сильнейшего есть сильнейшее бесправие» (М.Эшенбах).
1. «Право занимает в нашей жизни очень важное место. Ценность установленных госу дарством общеобязательных правил поведения, регулирующих отношения в обществе, трудно переоценить. Они определяют границы дозволенного и недозволенного, служат мерой для наказания. Для отдельных людей значимость права состоит в том, что оно способствует созданию нормальных условий для жизни, спо собствует всестороннему развитию, защища ет права и свободы, охраняет от произвола со стороны государства. Мне кажется, что за кон делает человека свободным, позволяя выби рать свою линию поведения, но не дает его по ведению перейти в произвол в отношении дру гих. В наше время строительство правового го сударства стало важнейшей задачей прави тельства».
«На мой взгляд, показательным моментом в значимости законов, которые должны быть формально определены, общеобязательны, га рантированы государством, является опрос, проведенный в 2006 г. ВЦИОМ. Результаты следующие: 30% опрошенных нарушали закон, 50% ничего страшного в этом не видят… Это во многом показывает отношение общества к праву. А, в свою очередь, известно, что свобода одного заканчивается там, где начинается сво бода другого. В законах нет сильнейшего, перед ними все равны, а значит, чтить и соблюдать их должен каждый. Только тогда наше обще ство станет по-настоящему справедливым, будет чтить честь, совесть, достоинство
каждого участника общественных отношений. Право будет выполнять свои функции только тогда, когда люди будут знать свои права и обязанности и уважать окружающих».
Выпускник остается в указанном «познавательном поле» - правовом, использует целый ряд понятий из этой области: право, правовое государство, закон, права и обязанности, наказание. В доказательной части наряду с теоретическими выкладками используется фактический материал - результаты социологического опроса.
Но что же обосновывает ученик с помощью этих аргументов? Речь в работе идет о значении права в жизни общества и необходимости соблюдать правовые нормы. Однако это ли имел в виду автор высказывания, ставшего темой сочинения?
Вдумаемся еще раз в эти слова. Речь идет о праве сильнейшего. Кто это? Очевидно, тот, в чьих руках сосредоточена основная власть - верховный правитель, вождь, глава государства и т.п. Мыслитель считает, что сосредоточение права в одних этих руках оборачивается бесправием для всех остальных. С этим тезисом можно соглашаться или спорить, но именно с этим тезисом.
Таким образом, мы видим ошибку, повторяющуюся во многих работах, - подмену обосновываемого положения.
2. «Все люди могут столкнуться с этим по нятием. В современном мире есть люди, кото рые могут позволить себе пускай не все, но очень многое. Возьмем, например, Билла Гейтса, который является основоположником компании Microsoft . Он может позволить себе все, и он имеет на это полное право. Но суд в стране, в которой он проживает, решил, что он монополизировал программный рынок…
В нашей стране есть чиновники, которые при необходимости замены труб в домах или больницах этого не делают, в результате чего замерзают люди, дети, получают обморожение, и это не все примеры, которые можно привести.
Я считаю, что люди, имеющие большое влияние на общество, должны отдавать себе отчет в том, что они делают».
Здесь, как видим, акценты расставлены по-другому. Выделяется группа «сильнейших», причем не только связанная с политической властью (чиновники), но и с экономическими и финансовыми возможностями (глава крупнейшей корпорации). Однако автор работы игнорирует отнесенность данной темы к области правоведения, поэтому утрачивается необходимая направленность рассуждений, практически не используются понятия и положения, почерпнутые из курса. Поэтому работа была оценена невысоко.
В заключение рассмотрим сочинение, высоко оцененное экспертами.
Тема С8.5. Политология:
«Все, что зависит от законодательной власти, часто лучше устраивается многими, чем одним» (Ш.Монтескье).
«Это короткое высказывание известного французского деятеля Нового времени заставило меня всерьез задуматься. Сейчас, когда в мире активно распространяются демократия и ее ценности, проблема организации законода тельной власти, казалось бы, потеряла свое значение. Но так ли это?
Главной функцией законодательной власти всегда является составление и принятие зако нов. Можно подумать: почему же один человек не может с этим справиться? Ведь он может руководствоваться исключительно интереса ми государства. Однако преимущества нор мально функционирующего парламента, на мой взгляд, очевидны. Парламент - это выборный институт власти, его состав формируется путем всенародного голосования. Таким обра зом, в демократическом государстве в парла мент входят различные партии и обществен ные движения, учитывающие интересы разных слоев населения. Соответственно при приня тии решения члены парламента руководству ются этими интересами. При единоличной власти такое просто невозможно.
Поэтому нельзя не согласиться с Монтес кье. Действительно, система, при которой действует нормальный парламент, имеет не оспоримые плюсы. В доказательство можно привести пример из истории. В СССР новые за коны, как правило, зависели от мнения лидера и его приближенных. Парламента просто не су ществовало. В результате власть часто дела ла просчеты…
Проблема, поднятая Монтескье, остается актуальной и сейчас. Во многих странах инте ресы населения не учитываются, а нормальной законодательной власти как таковой не суще ствует».
Обратим внимание на несомненные достоинства работы.
Во-первых, автор правильно понял высказывание и смог обозначить стоящую за ним проблему: какой характер должна носить законодательная власть, одним (правителем) или коллективным органом должны приниматься законы государства.
Выпускник уверенно действует в «пространстве» политологического знания, используя понятия «законодательная власть», «парламент», «институт власти», «партия», «общественное движение». Высказанное согласие с позицией философа автор стремится аргументировать как на теоретическом уровне, показывая роль парламента в обществе, связывая его деятельность с представительством интересов различных социальных групп, так и с помощью исторических фактов.
Работа в структурном отношении имеет завершенный вид: собственное отношение к позиции философа и показ ее актуальности, обоснование правильности этой позиции в современных условиях, возврат к проблеме актуальности поднятой автором проблемы. Выпускник знает, к какой исторической эпохе следует отнести это высказывание.
Можно согласиться с высокой оценкой работы. В то же время эта работа также не лишена недостатков. Круг аргументов мог бы быть расширен в пользу парламентаризма перед системой неограниченной личной власти; следовало указать, например, что законодательная деятельность приобретает публичный характер (обнародуются проекты будущих законов, освещаются парламентские дебаты).
Хорошо было бы полнее учесть исторический фон, на котором и выдвинул философ свой тезис: развитие идеи разделения властей (Монтескье - один из ее авторов). Это позволило бы привлечь аргументы из области преимуществ принципа разделения властей перед принципом единовластия.
Требует уточнений и приведенный пример: в СССР коллегиальным представительным органом был Верховный
Совет, но, встроенный в систему моно партийной недемократической власти, он не играл решающей роли в законодательной деятельности властей.
Подведем некоторые итоги. Типич ным недостатком именно этой формы заданий - сочинений-эссе по обществоведческой проблематике -выступает некорректная интерпретация выбранного афористического высказывания, а именно:
неумение увидеть за ним определен ную социальную проблему;
игнорирование социально-исторического контекста, при котором было вы двинуто данное положение;
подмена приведенного утверждения своим, произвольно сконструированным и т.п.;
игнорирование той области, с которой соотнесено данное высказывание.
В последнее время рассмотрение ошибок,допускаемыхвыпускниками при выполнении заданий единого экзамена, нередко завершается конкретными методическими рекомендациями,как изменить учебный процесс, чтобы предотвратить подобные ошибки. Это - важное направление работы, и мы совсем не склонны умалять его значение. Однако одновременно такой подход может невольно вести к подмене цели обучения: учиться не столько для того, что бы научиться, сколько для того, чтобы успешно сдать экзамен.
Выявленные типичные ошибки при званы, на наш взгляд, прежде всего слу жить своего рода сигналами проблем, которые возникают в обучении предме ту. На некоторые из них мы и попытались обратить внимание. Поиск эффек тивных путей и способов разрешения этих проблем должен привести нас к но вому качеству образования. Этому призван в конечном счете способствовать единый государственный экзамен.