Мартин лютер биография кратко на немецком. Мартин Лютер: краткая биография

470 лет назад умер родоначальник Реформации, изменившей западный мир, – Мартин Лютер

1. Мартин Лютер (10 ноября 1483 – 18 февраля 1546 г.) – родоначальник Реформации, в ходе которой возникает протестантизм как одно из трёх (наряду с православием и католицизмом) главных направлений христианства. Название «протестантизм» возникает из так называемой Шпайерской протестации. Это был протест, поданный в 1529 году шестью князьями и четырнадцатью свободными немецкими городами на рейхстаге в Шпайере, против преследования лютеран. По названию данного документа сторонники Реформации получили впоследствии название протестантов, а совокупность возникших в результате Реформации некатолических конфессий – протестантизм.

2. Началом Реформации считается 31 октября 1517 года, когда монах-августинец Мартин Лютер прибил к дверям храма в Виттенберге, где обычно проводились торжественные университетские церемонии, свои знаменитые 95 тезисов.В них пока не было ни отрицания верховной власти римского папы и тем более объявления его Антихристом, ни вообще отрицания церковной организации и церковных таинств как необходимых посредников между Богом и человеком. Тезисы оспаривали практику индульгенций, которая в то время особенно широко распространилась в целях покрытия расходов на строительство собора святого Петра в Риме.

3.Доминиканский монах Иоганн Тецель, который был агентом по продаже папских индульгенций и который беззастенчиво ими торговал и тем самым спровоцировал Мартина Лютера, прочитав 95 тезисов, заявил: «Я добьюсь, чтобы через три недели этот еретик взошел на костер и в урне проследовал к небу».

Тецель утверждал, что индульгенции имеют большую силу, чем само Крещение. Про него рассказывают следующую историю: один аристократ в Лейпциге обратился к Тецелю и попросил простить ему грех, который он совершит в будущем. Тот согласился при условии немедленной оплаты индульгенции. Когда Тецель покинул город, аристократ нагнал его и побил, сказав, что именно этот грех он подразумевал.

4. Мартин Лютер родился в семье бывшего крестьянина, ставшего преуспевающим горным мастером и зажиточным бюргером. Его отец принимал участие в прибылях, получаемых с восьми шахт и трех плавилен («огней»). В 1525 году Ганс Людер завещает своим наследникам 1250 гульденов, на которые можно было приобрести поместье с пахотными землями, лугами и лесом. Вместе с тем, семья жила очень умеренно. Питание было не слишком изобильным, экономили на одежде и топливе: например, мать Лютера наравне с другими горожанками собирала зимою хворост в лесу. Родители и дети спали в одном алькове.

5. Настоящая фамилия родоначальника Реформации – Людер (Luder или Luider). Уже став монахом он много общался и переписывался с гуманистами, среди которых было принято брать себе звучные псевдонимы. Так, например, Герард Герардс из Роттердама стал Эразмом Роттердамским. Мартин в 1517 году скрепляет свои письма именем Eleutherius (в переводе с древнегреческого – «Свободный»), Elutherius и, наконец, не желая далеко отходить от имени отца и деда, Luther. Первые последователи Лютера называли себя еще не лютеранами, а «мартинианами».

6. Отец мечтал видеть своего способного сына преуспевающим адвокатом и смог обеспечить сыну хорошее образование. Но неожиданно Мартин решает стать монахом и вопреки воле отца, пережив сильный конфликт с ним, поступает в Августинский монастырь. Согласно одному из объяснений, однажды он попал в очень сильную грозу, когда молния ударила совсем рядом с ним. Мартин почувствовал, как он потом сказал, «чудовищный страх перед внезапной смертью» и взмолился: «Помоги, святая Анна, я хочу стать монахом».

7. Отец, узнав о намерении Лютера принять монашеский постриг, пришел в бешенство и отказал ему в благословении. Другие родственники заявили, что вообще не хотят его больше знать. Мартин был в затруднении, хотя и не был обязан спрашивать разрешения отца. Однако летом 1505 года в Тюрингии свирепствовала чума. Два младших брата Мартина заболели и умерли. Затем из Эрфурта родителям Лютера сообщили, что и Мартин стал добычей чумы. Когда выяснилось, что, к счастью, это не так, друзья и родственники стали убеждать Ганса, что он должен позволить своему сыну стать монахом, и отец в итоге дал согласие.

8. Когда была подготовлена папская булла с отлучением Лютера «Exsurge Domine» («Восстань, Господь…»), она была доставлена на подпись папе Льву X, охотившемуся в своем поместье на дикого кабана. Охота была неудачной: кабан ушел виноградниками. Когда расстроенный папа взял в руки грозный документ, то прочел его первые слова, которые звучали так: Восстань, Господь, и Петр, и Павел… на дикого кабана, который опустошает виноградник Господень». Папа тем не менее подписал буллу.

9. На Вормсском рейхстаге 1521 года, где в присутствии германского императора слушалось дело Лютера и от него требовали отречения, он произносит свою знаменитую фразу «Я здесь стою и не могу иначе». Вот его более полные слова: «Если я не буду убежден свидетельствами Писания и ясными доводами разума - ибо я не верю ни папе, ни соборам, поскольку очевидно, что зачастую они ошибались и противоречили самим себе, - то, говоря словами Писания, я восхищен в моей совести и уловлен в слово божье… Поэтому я не могу и не хочу ни от чего отрекаться, ибо неправомерно и неправедно делать что-либо против совести. На том стою и не могу иначе. Помоги мне бог!».

Лютер в семейном кругу

10. Реформация расколола западный мир на католиков и протестантов и породила эпоху религиозных войн – как гражданских, так и международных. Они длились более 100 лет до Вестфальского мира 1648 года. Эти войны принесли много горя и несчастий, в них погибли сотни тысяч людей.

11. Во время немецкой Крестьянской войны 1524–1526 годов Лютер выступил с резкой критикой восставших, написав «Против убийственных и грабящих орд крестьян», где назвал расправу с зачинщиками беспорядков богоугодным делом. Впрочем, во многом восстания были вызваны реформационным брожением умов, порожденным Лютером. На пике восстания весной-летом 1525 года в событиях участвовало до 300 000 человек. По современным оценкам, количество погибших составило около 100 000 человек.

12. Лютер решительно отверг принудительное безбрачие духовенства, в том числе и на собственном примере. В 1525 году он, бывший монах, в возрасте 42 лет женится 26-летней и тоже бывшей монахине Катарине фон Бора. В браке у них родилось шесть детей. Вслед за Лютером женится и другой лидер Реформации из Швейцарии У. Цвингли. Кальвин не одобрил эти поступки, а Эразм Роттердамский сказал: «Лютеранская трагедия переходит в комедию, и всякие смуты кончаются свадьбой».

13. Лютер в 1522 году переводит на немецкий язык и издает Новый Завет, а в последующие 12 лет и Ветхий Завет. Этой лютеровской Библией немцы пользуются до сих пор.

14. Согласно великому немецкому социологу Максу Веберу в его знаменитой работе «Протестантская этика и дух капитализма», Лютер не только положил начало Реформации, но и дал решительное начало зарождению капитализма. Протестантская этика определила по Веберу дух Нового времени.

15. В отличие от Православия лютеранство признает лишь два таинства – Крещение и Причастие, которые оно понимает лишь как символические действия, «возгревающие веру». При этом лютеране в Евхаристии видят в хлебе и вине напоминание о Голгофской жертве, но пресуществление Святых Даров отрицают. Они говорят только о невидимом присутствии Спасителя в Таинстве Евхаристии «в хлебе, с хлебом и под хлебом» (Лат.in pane, cum pane et usb pane, «Формула согласия»).

Сильно разнится и отношение к священству. Хотя Лютер признавал необходимость священства, в вероучительных лютеранских книгах нет ни слова о преемственности пастырского служения, ни об особом посланничестве свыше. Право рукоположения признается за любым членом Церкви (посланничество снизу).

Лютеране также отрицают призывание и помощь святых, почитание икон и мощей, значение молитв за умерших.

Как пишет протоиерей Максим Козлов в книге «Западное христианство: взгляд с Востока»,«Лютер имел намерение освободить верующих от духовного деспотизма и произвола. Но, отвергнув авторитет папы, он в силу логической необходимости, отверг и авторитет римско-католической иерархии, а затем святых отцов и Вселенских соборов, то есть отверг все вселенское Священное Предание. Отвергнув же во имя личной свободы весь авторитет Церкви, Лютер тем самым дал полный произвол в делах веры, что привело к разделению и отпадению от Римской Церкви. Дав народу Библию на немецком языке, немецкий реформатор считал, что Священное Писание ясно само по себе и что всякий человек, не закоснелый во зле, будет правильно понимать его без руководства Преданием Церкви. Однако он ошибся: даже ближайшие сподвижники его различно толковали одно и то же библейское место.

На заставке картина Антона фон Вернера. Лютер в Вормсе: «На сём я стою…».

Формы имени Мартин

Краткая форма имени Мартин (Мартын). Мартиня, Мартя, Мартиша, Мартюня, Мартюха, Мартюша, Маря, Мартынка, Мартышка, Мар, Тин, Мартининью. Синонимы имени Мартин (Мартын). Мартын, Мартимьян, Мартемьян, Мартьян, Мартен, Мартину, Мартон, Марцин, Марчин, Мартти, Мартинус, Марти.

Имя Мартин на разных языках

Рассмотрим написание и звучание имени на китайском, японском и других языках: Китайский (как написать иероглифами): 馬丁 (Mǎdīng). Японский: マーティン (Mātin). Корейский: 흰 털발 제비 (huin teolbal jebi). Хинди: मार्टिन (Mārṭina). Украинский: Олександр. Мартін: χελιδόνι (chelidóni). Английский: Martin (Martin).

Происхождение имени Мартин

Имя Мартин произошло от римского когномена (личного или родового прозвища) Martinus, которое означает «принадлежащий Марсу», «посвященный Марсу», римскому языческрму богу войны. Ударение в имени Мартин бывает как на первый, так и на второй слоги.

У имени Мартин есть несколько родственных имен. К ним относятся , Марсель, Маркиан, Маркий (Марсий), Марциал. Эти имена также образованны от имени древнеримского бога Марса. А вот имя () имеет совсем иную этимологию.

Характер Мартина

Мартину не хватает уверенности в себе. Поэтому он может неожиданно сникнуть, замкнуться, отказаться от замысла, который мог бы успешно воплотить. Ему бы поменьше эмоций, побольше здравого смысла и твердости – и тогда его способности дали бы реальные плоды. Ведь у него аналитический ум, Мартин точен и аккуратен до педантичности, независим в суждениях.

Нумерология имени Мартин

Обладатели числа имени 6 отличаются спокойствием и здравомыслием. «Шестерки» ценят стабильность, обычаи и традиции. Для них честность и хорошее имя дороже сиюминутных выгод. Они никогда не прибегают к радикальным методам решения проблем, предпочитая либеральный путь. «Шестерки» не отличаются лидерскими качествами, однако являются способными и старательными работниками. Встречаются высокомерные и самодовольные «шестерки», однако для большинства из них главный ориентир в жизни это семья и небольшой круг верных и преданных друзей.

Знаки

Планета : Марс.
Стихия : Огонь, тепло-сухо.
Зодиак : , .
Цвет : Огненно-красный, кровавый, железистый.
День : Вторник.
Металл : Железо.
Минерал : Магнетит, яшма, аметист, лопарская кровь.
Растения : Чеснок, лук, табак, редька, горчица, крапива, спаржа, вереск, боб, перец жгучий.
Звери : Волк, петух, ворон, гриф, конь, собака.

Имя Мартин как фраза

М Мыслите
А Аз (Я, Мне, Себе, Себя)
Р Рцы (Реки, Говори, Изречения)
Т Твердо
И И (Объединение, Соединять, Союз, ЕДИНСТВО, Едино, Воедино, "Вместе с")
Н Наш (Наше, Ваше)

Интерпретация значения букв имени Мартин

М - заботливая личность, готовность помочь, возможна застенчивость. Одновременно предупреждение владельцу, что он часть природы и не должен поддаваться искушению "тянуть одеяло на себя". Хищнически относясь к природе, владелец этой буквы вредит себе самому.
А - символ начала и желание что-то начать и осуществить, жажда физического и духовного комфорта.
Р - способность не обманываться видимостью, а вникать в существо; самоуверенность, стремление действовать, храбрость. Увлекаясь, человек способен на глупый риск и иногда слишком догматичен в своих суждениях.
Т - интуитивная, чувствительная, творческая личность, искатель правды, не всегда соразмеряющий желания и возможности. Символ креста - напоминание владельцу, что жизнь не бесконечна и не следует откладывать на завтра то, что можно сделать сегодня, - действовать, используя каждую минуту эффективно.
И - тонкая духовность, чувствительность, доброта, миролюбие. Внешне человек показывает практичность как ширму для сокрытия романтической мягкой натуры.
Н - знак протеста, внутренняя сила не принимать все подряд, без разбора, острый критический ум, интерес к здоровью. Усердный работник, но не переносит "мартышкиного труда".

Сексуальность имени Мартин

Секс доставляет Мартину радость, но при внебрачных связях он стремится избежать моральной ответственности. Его брак будет счастливым только в том случае, если он женится добровольно, без принуждения. Если же жениться его вынудили обстоятельства, то Мартин будет искать приключений на стороне, может и вовсе разорвать брак, если встретит более подходящую (по его мнению) кандидатуру.

Характеристика имени Мартин по мнению П.Руже

1. Личность . Неспокойные мужчины.

2. Характер . 88%.

3. Излучение . 83%.

4. Вибрация . 85 000 колеб./с.

5. Цвет . Желтый.

6. Основные черты . Интеллект - нравственность - сексуальность - интуиция.

7. Тотемное растение . Лук-порей.

8. Тотемное животное . Антилопа.

10. Тип . Их тотемом является антилопа - всегда испуганная, всегда настороже, всегда готовая убежать. Эти черты свойственны и характеру Мартина.

11. Психика . Интроверты, склонные замыкаться в себе. Излишне любопытны, что ставит их порой в трудное положение. Им не хватает уверенности в себе, и если в детстве не обращать внимания на эту черту характера, то такие мальчики могут вырасти трусами.

12. Воля . Умеренная. Несоответствие между активностью и слабой волей делает их несколько неуравновешенными.

13. Возбудимость . Чрезмерная для мужчины. Необходимо вовремя убедить их, что мужчинам не пристало руководствоваться одними эмоциями, следует прислушиваться и к разуму.

14. Скорость реакции . Не соответствует возбудимости, что является причиной душевного дискомфорта. Стремясь к успеху, излишне чувствительны к поражениям.

15. Поле деятельности . Поскольку они больше следуют эмоциям, им скорее подходят интеллектуальные профессии, чем связанные с физическим трудом. Мартин может стать адвокатом, журналистом, педагогом, селекционером. 16. Интуиция. Живая и оказываетим огромную услугу.

17. Интеллект . У этих мужчин строго аналитический склад ума. Это педанты. Излишняя возбудимость иногда мешает им четко выражать свои мысли.

18. Восприимчивость . Часто становятся рабами своих чувств, очень независимы, не любят нравоучений.

19. Нравственность . Теряются, попадая в двусмысленные ситуации. Ни во что не верят, пока точно не поймут, чего от них ожидают и что им предлагают.

20. Здоровье . Отличное, но следует избегать умственного перенапряжения. Им необходимы продолжительный сон, спокойный образ жизни и диета. Подвержены вирусным заболеваниям, их чувствительным местом является нервная система.

21. Сексуальность . Стремятся к радостям жизни, но пытаются избегать моральной ответственности и зависимости от партнеров.

22. Активность . Образно говоря, они «гонятся за собственным хвостом».

23. Общительность . Очень коммуникабельны, но ненадежны: то с радостью принимают гостей, то мечтают о необитаемом острове. Мартин любит семейную жизнь, при условии, что их не принуждают к тому. Удачливы, но, к сожалению, не могут этим пользоваться.

24. Заключение . Нельзя домешать «антилопе» убежать, но можно научить ее держать в руках ситуацию.

Характеристика имени Мартин по временам года

«Зимние» - со сложным характером, любят спорить по мелочам и доказывать свою правоту. Много читают. Часто неуживчивы, и поэтому, несмотря на явные способности, мало преуспевают в жизни. Бывают дважды в браке/и только во втором им удается создать семью. У них золотые руки, они хозяйственны, прекрасно водят машину и сами ремонтируют ее. Из них получаются хорошие предприниматели. Успешно осваивают они и профессии следователя, водителя, врача, кинооператора, столяра. Есть среди них и священнослужители.

«Летние» - скромны, нерешительны, порой им не удается реализовать свой талант. Очень общительны и гостеприимны, любят поговорить по телефону. Наделены поэтическим даром, рисуют.

«Осенний» Мартын - расчетлив, в семье - лидер. Предпочитает жить вместе с родителями. Делают прекрасную карьеру.

Положительные черты имени

Энергичность, напористость, независимость. Волевые качества Мартина, целеустремленность, умение увлечь и заинтересовать людей как бы сами собой обеспечивают ему место лидера.

Отрицательные черты имени

Ущемленное самолюбие, своенравие, взбалмошность, эгоцентризм. Для самоутверждения Мартин способен на драку. В этом случае его самолюбие получает удовлетворение и придает ему уверенность в своих силах. Бывает, что Мартин, вместо того чтобы найти какой-либо оптимальный путь для решения недоразумения, начинает горячиться и не задумывается о последствиях до тех самых пор, пока не наломает дров.

Выбор профессии по имени

Мартин - прирожденный предприниматель, первопроходец, целеустремленный и увлеченный своим делом человек. Он не боится браться за сложные дела, руководить большой общественной организацией. В деле Мартин полагается только на себя, недоверчив к партнерам, к коллегам чересчур придирчив.

Влияние имени на бизнес

Мартин стремится быть в центре внимания, выглядеть респектабельным, ему приходится постоянно искать средства для поддержания статуса состоятельного человека.

Влияние имени на здоровье

В глубине души Мартин раним, впечатлителен, подвержен стрессам, неврологическим заболеваниям.

Психология имени

К сожалению, в близком кругу Мартин часто склонен указывать людям на их недостатки, забывая о том, что он мог и ошибиться в своем восприятии. В общении с ним нужно проявить такт и благожелательность.

Характеристика имени Мартин по мнению Б.Хигира

В переводе с латинского - "подобный Марсу". Русский синоним Мартын. Мальчики с таким именем еще в детстве удивляют одним качеством: они очень обязательны и все, что начинают, доводят до конца, хотя многие из них замкнуты, нерешительны и робки. По натуре они домоседы, вечно что-то хлопочут по хозяйству. Любят рыбную ловлю, занимаются спортом. Друзей подбирают с разбором. Скромны, прагматичны и рассудительны. Берутся за любое дело. Зимние Мартины - со сложным характером, любят спорить по мелочам и доказывать свою правоту. Много читают. Часто неуживчивы и поэтому, несмотря на явные способности, мало преуспевают в жизни. Бывают дважды в браке, и только во втором им удается создать семью. У них золотые руки, они хозяйственны, .прекрасно водят машину и сами ремонтируют ее. Из них получаются хорошие предприниматели. Успешно осваивают они и профессии следователя, водителя, врача, кинооператора, столяра. Есть среди них и священнослужители. Летние - скромны, нерешительны, порой им не удается реализовать свой талант. Очень общительны и гостеприимны, любят поговорить по телефону. Наделены поэтическим даром, рисуют. Осенние - расчетливы, в семье - лидеры. Предпочитают жить вместе с родителями. Делают прекрасную карьеру.

Известные люди с именем Мартин (Мартын)

Мартин Пьер Бродёр ((род.1972) знаменитый канадский хоккейный вратарь. Трёхкратный обладатель Кубка Стэнли в составе «Нью-Джерси Девилз», двукратный олимпийский чемпион в составе сборной Канады.)
Мартин Каррильо ((ум.1626) испанский учёный)
Мартин Кох (известный австрийский прыгун с трамплина, олимпийский чемпион 2006 года, чемпион мира по лыжным видам спорта 2009 года, а также чемпион мира по полетам на лыжах 2008 года в командных соревнованиях)
Мартин Купер ((род.1928) американский инженер, известен как человек, совершивший первый звонок по сотовому телефону)
Мартин Красицкий (польский литератор)
Мартин Нейгебауэр (воспитатель сына Петра I - царевича Алексея, памфлетист)
Мартин Мысливечек ((род.1950) чешский академический гитарист)
Мартин Далин ((род.1968) бывший шведский футболист)
Мартин Дамм (чешский профессиональный теннисист, победитель Открытого чемпионата США 2006 года в мужском парном разряде)
Мартин Васкес ((род.1969) уругвайский футбольный арбитр)
Мартин Вучич (популярный македонский поп-исполнитель)
Мартин Вулф CBE ((род.1946) британский журналист, соредактор и экономический обозреватель британской газеты «The Financial Times»)
Мартин Адан, собственно Рамон Рафаэль де ла Фуэнте Бенавидес ((1908 - 1985) перуанский поэт и прозаик, крупнейшая, наряду с Сесаром Вальехо, фигура в перуанской поэзии)
Мартин Абентунг (австрийский саночник, выступающий за сборную Австрии с 1999 года. Является обладателем серебряной медали чемпионата мира 2008 года в Оберхофе, спортсмену удалось занять второе место в состязаниях смешанных команд.)
Мартин Шкоула (чешский хоккеист, защитник)
Мартин Смиглецкий (Смигельский) ((1562/1963/1572 - 1618) польский богослов и философ, известный в своё время полемист Великого княжества Литовского, преподаватель в иезуитских коллегиях и один из самых выдающихся профессоров Виленской иезуитской академии)
Мартин Ружичка (чешский хоккеист, нападающий)
Мартин Реттль (австрийский скелетонист, выступавший за сборную Австрии с 1989 года по 2006-й. Участвовал в двух зимних Олимпиадах, получив серебряную медаль в программе мужского скелетона Солт-Лейк-Сити.)
Мартин Фримен (английский актёр, получил широкую известность благодаря участию в фильме «Автостопом по галактике», а также за роль доктора Ватсона в сериале «Шерлок»)
Мартин Лопес-Вега (испанский поэт и прозаик, пишет на испанском и астурийском языках)
Мартин Кларк (английский бывший профессиональный игрок в снукер, теперь организатор турнира Гран-при)
Мартин Тёрнберг (шведский хоккеист, нападающий)
Мартин Рих ((1905 - 2000) американский дирижёр, пианист и музыкальный педагог германского происхождения)
Мартин Рехштайнер (лихтенштейнский футболист, защитник)
Мартин Унрайн ((1901 - 1972) немецкий офицер, участник Первой и Второй мировых войн, генерал-лейтенант, кавалер Рыцарского креста с Дубовыми листьями)
Мартин Чех ((1976 - 2007) чешский хоккеист, защитник)
Мартин Цибак (профессиональный словацкий хоккеист, нападающий)
Мартин Якубко (словацкий футболист)
Торрихос Эспино, Мартин Эрасто Торрихос Эспино (президент Панамы с 2004 до 2009 года)
Мартин Якш (чешский лыжник, призёр Олимпийских игр, победитель этапа Кубка мира; специалист как в стайерских дистанциях, так и в спринте)
Мартин Штанке ((1888 - ?) немецкий гребец, бронзовый призёр летних Олимпийских игр 1908)
Мартин Турновский ((род.1928) чешский дирижёр)
Мартин Перец ((род.1938) американский публицист)
Мартин Петраш (словацкий футболист)
Мартин Родбелл ((1925 - 1998) американский биохимик и молекулярный эндокринилог. В 1994 году вместе с Альфредом Гилманом получил Нобелевскую премию по физиологии и медицине 1994 года «За открытие G-белков и роли этих белков в сигнальной трансдукции в клетке».)
Мартин Опиц ((1597 - 1639) немецкий поэт, основное направление классицизм, создатель первой поэтики на немецком языке)
Мартин Хью Майкл О’Нил, OBE (известный североирландский футболист и футбольный тренер)
Мартин Томчик (немецкий автогонщик)
Мартин Калиновский ((ок.1605 - 1652) черниговский воевода и польный гетман коронный)
Мартын Лацис (также Мартин или Мартиньш) ((1888 – 1938) настоящее имя - Ян Судрабс; видный деятель ЧК-ОГПУ. Расстрелян 20 марта 1938. Реабилитирован 2 июня 1956.)
Мартын Ананьев ((1900 - 1982) участник Гражданской и Великой Отечественной войн, Герой Советского Союза (1944), старший лейтенант запаса)
Мартын Кучевский ((1817 - 1888) русский генерал, участник Крымской войны)
Мартын Мержанов ((1900 - 1974) советский спортивный журналист, играл вратарём в команде «Унион» (Краснодар))
Мартын Квятковский, иначе называемый Плахта ((ум.1585) польский писатель, переводчик, историк и географ, жил в царствование Стефана Батория)
Мартын Фондезин (фон Дезин) ((1738 - 1821) российский адмирал)
Мартын Краснопеев (крупный предприниматель Южного Зауралья конца XIX - начала XX века, купец 1-й гильдии)
Мартын Лядов ((1872 – 1947) настоящая фамилия - Мандельштам; партийные псевдонимы - Русалка, Мартын, Григорий, Семенович, Саратовец, Лидин; советский партийный деятель, революционер)
Мартын Шпанберг ((ум.1761) русский мореплаватель, по происхождению датчанин)
Мартын Кравцив ((род.1990) украинский шахматист, гроссмейстер (2009), чемпион I Всемирных интеллектуальных Игр 2008 года (блиц))
Мартын (Мартин) Гартинг ((1785 - 1824) российский генерал, участник Отечественной войны 1812 года)
Мартын Пушкарь ((ум.1658) полтавский полковник (1648 - 1658))
Мартон Чокаш (новозеландский актёр; известен по ролям в фильмах «Зена», «Три Икса», «Властелин колец: Братство кольца» и «Властелин колец: Возвращение короля», «Превосходство Борна», «Царство небесное» и «Эон Флакс».)
Мартинус Нейхоф ((1894 – 1953) нидерландский писатель, сын известного издателя и книготорговца)
Мартинус Томсен, чаще всего просто Мартинус ((1890 - 1981) датский мыслитель, который в возрасте 31 года испытал сильное ментальное переживание в форме откровения, во время которого - по его собственным словам - он сохранял контроль над своим сознанием. Это переживание повлекло перманентное изменение сознания
Мартинуса, усилив его эмоциональные, интеллектуальные и интуитивные способности.)
Мартен ван дер Вейден (нидерландский пловец, олимпийский чемпион 2008 года в заплыве на 10 км в открытой воде. Чемпион мира 2008 года, серебряный призёр чемпионата Европы 2006 года. Лучший спортсмен Голландии 2008 года.)
Мартен Стекеленбург (нидерландский футбольный вратарь)
Марцин Здуник (польский виолончелист)
Марцин Кокошка (польский футболист)
Марцин Войцеховский (польский журналист, режиссёр молодого поколения, автор неигрового кино, создатель картин «За Неман» (1999) и «Ожидая Миньян» (2000), посвящённых судьбе белорусских поляков и польских евреев. Кроме того журналист и публицист польского ежедневника «Gazeta Wyborcza».)
Марцин Залеский ((1796 - 1877) польский художник)

Основатель евангелическо-лютеранской церкви. Родился в Эйслебене (в Саксонии) 10 ноября 1483 года. Он происходил из крестьянского сословия, был сыном рудокопа и получил в семье строгое религиозно-нравственное воспитание. В 1501 г. он поступил в эрфуртский университет, где, изучая право (по желанию отца), занимался в то те время философскими науками, а также усвоил себе все необходимые приемы диалектики. Одновременно с этим Мартин Лютер изучал латинских классиков и вступил в близкие сношения с представителями эрфуртского гуманизма – Рубианусом и Лангом. В 1502 г. Лютер получил степень бакалавра, а в 1505 г. магистра философии.

В том же году незначительное; событие послужило толчком к перемене в жизни Лютера, положившей начало его будущей деятельности. Гроза, застигшая его в горах, произвела глубокое впечатление на его пылкую натуру; Лютер был, по собственному его выражению, «объят страхом, ниспосланным с неба», и с той поры стал мучиться сомнениями в возможности достигнуть спасения при греховности человеческой природы. Он оставил рассеянную жизнь, поступил в августинский монастырь в Эрфурте и принял священническое звание (1507). Однако, несмотря на жизнь, полную труда и покаяния, страх божественной кары не оставлял Лютера, и в тиши своей кельи он переживал не одну тяжелую минуту грусти и отчаяния. Решительный переворот в его душевном мире произвёл один старый монах, разрешивший все его сомнения простым указанием на главу об отпущении грехов. Ревностное изучение Святого Писания, с одной стороны, и беседы с приором августинского ордена, Штаупицем, с другой – содействовали укреплению в Мартине Лютере сознания о возможности достижения вечного спасения силою одной веры.

Портрет Мартина Лютера. Художник Лука Кранах Старший, 1525

Совершив в 1511 г., по поручению своего ордена, путешествие в Рим, Лютер ужаснулся, увидев глубокую испорченность католического духовенства, Тем не менее из Рима он вернулся еще верным сыном католической церкви, глубоко верующим в её безграничный авторитет. Еще до поездки в Рим Мартин Лютер начал читать во вновь учреждённом виттенбергском университете лекции об Аристотеле; сделавшись доктором теологии (1512), он начал чтения о посланиях апостола Павла, произнося в то же время частые проповеди в виттенбергских церквах на тему о Божьей благодати, достигаемой помощью веры, сделавшейся краеугольным камнем его учения.

95 тезисов Лютера (кратко)

Вскоре Лютеру представился случай открыто выступить врагом римской церкви. Злоупотребление папскими индульгенциями достигло тогда крайних пределов. Торговавший этими индульгенциями монах Тецель появился также в окрестностях Виттенберга (1517), именно в то время, когда там праздновалась годовщина освящения местной дворцовой церкви, По обычаю того времени подобные празднества сопровождались публикациями, прибивавшимися к дверям храма; Лютер воспользовался этим и прибил к церковным дверям 95 тезисов, в которых указал на различие между покаянием, как актом внутреннего, нравственного мира, и существующей церков ной системой покаяния. Успех 95 тезисов был чрезвычайный: в течение 14 дней они успели обойти всю Германию и были встречены всеобщим сочувствием. В начале 1518 г. 95 тезисов подверглись осуждению со стороны папского цензора; а в 1519 г. папский теолог Экк вызвал Мартина Лютера на публичный диспут в Лейпциге (касавшийся главным образом вопроса о главенстве папы), после которого совершился окончательный разрыв между Лютером и римской церковью.

Сожжение Лютером папской буллы

Неутомимо работая пером, Мартин Лютер стал развивать в своих сочинениях учение о праве на священство всех верующих, о религиозной свободе, о том, что церковь не нуждается в земном заместителе в лице папы, и потребовал, между прочим, причащения под обоими видами и для мирян. Эти учения и его связь с такими отъявленными врагами Рима, как Гуттен , окончательно навлекли на Лютера гнев папы. В 1520 г. появилась папская булла, отрешившая его от церкви, на которую Лютер ответил новым сочинением: «О свободе христианской личности», а буллу торжественно сжег вместе с папскими декреталиями пред воротами Виттенберга. От наказания за этот поступок Лютера спасло только заступничество курфюрста Фридриха Мудрого, бывшего до избрания Карла V наместником императорского престола.

Как в вышеупомянутом, так и в других изданных в том же году сочинениях («К христианскому дворянству немецкой нации об исправлении христианского состояния» и «О вавилонском пленении церкви») Мартин Лютер призывает христианство к борьбе против заносчивых требований папы и духовенства, требует уничтожения порабощавшей народ системы отпущения грехов и указывает на непосредственное сближение с Богом путем веры, как на единственный источник успокоения и блаженства.

Лютер на Вормсском сейме 1521 и в замке Вартбург

В 1521 г. Мартин Лютер был потребован к ответу пред императором Карлом V и рейхстагом; явившись на имперский сейм в Вормсе , он перед лицом властей и многочисленного народа смело отстаивал свое учение и решительно отклонил предложение отречься от своих идей.

Лютер на Вормсском сейме. Картина А. фон Вернера, 1877

На обратном пути, по инициативе покровителя его, саксонского курфюрста Фридриха Мудрого, на Лютера «напали» замаскированные «разбойники», привезшие его в Вартбург, где он, скрываясь под чужим именем, нашел безопасное убежище от всяких преследований и мог спокойно отдаться своей литературной и реформаторской деятельности. Здесь Лютер совершил один из капитальнейших трудов своей жизни – перевод Библии на немецкий язык.

Лютер в Вартбурге (где он жил под именем Йорга). Художник Лука Кранах Старший, 1521-1522

Реформация Мартина Лютера (кратко)

Недолго, однако, он удержался в Вартбурге. Фанатические крайности его последователей , иконоборство, нерешительность Меланхтона в виду этих событий вызвали Лютера из его убежища. Он снова появился в Виттенберге и силою горячей проповеди восстановил спокойствие, после чего ревностно отдался устройству преобразованной церкви, обнимая своей реформаторской деятельностью богослужение (которое стало производиться на немецком языке, и многие обряды которого были заменены молитвой и пением гимнов), церковное устройство, школьное дело и т. д., результатом чего явились его сочинения: «О порядке богослужения в общине», «Книга церковных песен», «Большой катехизис», «Малый катехизис» и др. Отрицая безбрачие духовенства, Мартин Лютер женился (1525) на Катарине фон Бора (тоже бывшей монахине), затем стал уничтожать монастыри, обращая их имуществе на устройство школ, больниц и пр.

Портрет Мартина Лютера и его жены Катарины Бора. Художник Лука Кранах Старший, 1525

Смелый религиозный реформатор, Лютер, однако, твердо стоял за существующий политический строй, резко осуждая всякую попытку к его изменению. Таким образом, он явился горячим противником партии Мюнцера , а во время Крестьянской войны в 1525 г. горячо осуждал действия крестьян и анабаптистов в двух сочинениях: «Призыв к миру» и «Против крестьян – грабителей и убийц». Точно также реформаторская деятельность Цвингли встретила в нем противника. Помимо религиозно-обрядовых несогласий со швейцарскими реформаторами, Мартин Лютер был крайним противником идеи вооруженная сопротивления, вследствие чего совершенно отклонил обширный план Цвингли и ландграфа гессенского относительно совместного действия всех реформационных сил для борьбы с папством и католической монархией. Окончательный разрыв между лютеранской или саксонской и южногерманской и швейцарской реформацией последовал на религиозном диспуте в Марбурге (1529) так что на аугсбургском рейхстаге 1530 г. саксонские немцы выступили уже со своим особ, исповеданием веры («Аугсбургская конфессия»), которым завершился процесс образования лютеранской церкви. Однако, и в следующие годы Лютер продолжал неутомимо работать над начатым делом, оставаясь до конца верным своим идеям: в этом духе были им составлены в 1537 г. Шмалькальденские артикулы; руководствуясь теми же идеями, он отклонил посреднические предложения в Регенсбурге в 1541 г. и приглашение на Тридентский собор в 1545 г.

Личность Лютера

Пылкий, порывистый, подчас неумеренно резкий, когда дело касалось его религиозных убеждений, в частной жизни Мартин Лютер отличался ясностью духа, добродушными юмором, веселым нравом и теплым, сострадательным отношением к людям. Внутренняя, душевная жизнь его представляла, однако, меньше спокойствия: не раз переживал он тяжелые, мрачные минуты, борясь с дьяволом, мучимый фантомами, грозившими помутить его сознание. К этому присоединялись еще частые телесные страдания, развившиеся в мучительную болезнь, которая свела его в могилу. До самой своей смерти Лютер продолжал действовать в Виттенберге в качестве проповедника. Он умер 18 февраля 1546 г. в Эйслебене, в том самом городе, где родился и куда отправился за несколько дней до смерти. Тело его похоронено в Виттенберге.

Значение Лютера

На памяти Мартина Лютера остается упрек в потворстве его высокопоставленным друзьям – князьям. Но эта слабость отчасти искупается его духовными и нравственными качествами. Не менее важны услуги, оказанные Лютером немецкой литературе. С ним начинается новый период в истории немецкого языка; слог его проповедей, брошюр, трактатов полон энергии, силы и выразительности, и потомки ценят Мартина Лютера не только, как церковного реформатора, но и как одного из популярнейших писателей Германии.

Лютер Мартин (1483-1546), богослов и политический деятель, глава Реформации в Германии, основоположник немецкого протестантизма (лютеранства).

Родился 10 ноября 1483 г. в Эйслебане (Саксония). Выпускник Эрфуртского университета и магистр свободных искусств, Лютер в молодые годы неожиданно для многих оставил стезю светского учёного и постригся в монахи. Сделал он это, будучи уверенным в своей крайней греховности и устрашившись Божьего гнева. Лютер принял постриг в ордене августинцев, известном, с одной стороны, большой строгостью устава, с другой - богословскими «вольностями», частыми расхождениями с официальной церковной доктриной.

Лютер, человек талантливый, образованный и ревностный в вере, быстро выделился в среде братии. Став священником, он вскоре вернулся к научным занятиям - теперь уже теологическим. В 1512 г. доктор теологии Лютер занял профессорскую кафедру библейской истории в университете города Виттенберга. Упадок веры и дисциплины в Церкви, политика Папы Джованни Медичи (Льва VII), стремившегося прежде всего к власти над Италией и личному обогащению, вызывали у Лютера гнев. В конце концов он разочаровался в папской власти и возложил надежду в реформе Церкви на светских правителей. Кроме того, богословские занятия привели его к убеждению в ложности католического вероучения.

Лютер отверг доктрину благодати Церкви, возможность спасения через добрые дела. По его мысли, все люди равны перед Богом в силу первородного греха. Деяния святых были избыточны и не нужны для спасения, духовенство не имеет никаких преимуществ. Люди спасаются лишь силой искренней веры, которая сама есть дар Бога.

Лютер отвергал поклонение святым, иконам, реликвиям, требовал строгости и «дешевизны» Церкви, подчинения её светской власти.

Массовый выпуск Львом VII индульгенций (грамот, отпускающих грехи за деньги) дал Лютеру повод к открытому выступлению. В 1517 г. он написал 95 тезисов, в которых обвинил корыстного Папу в ереси. Вызов в Рим Лютер проигнорировал, а папскую буллу, отлучившую его от Церкви, сжёг при большом стечении народа на одном костре с ворохом индульгенций (1520 г.).
С этого момента он стал признанным вождём Реформации - движения за преобразование Церкви.

Отвергнув папскую власть, Лютер заручился поддержкой германских князей. Тем было на руку его стремление подчинить Церковь светским властям, передав в их волю назначение епископов.

Новый Папа Климент VII (Джулио Медичи), занятый войной за Италию с императором Карлом У, остался безучастен к немецким делам. Тяжесть борьбы с Реформацией пала на самого Карла - врага Папы, но истового католика.

В 1530 г. примкнувший к Реформации, однако близкий и к «людям Возрождения» немецкий теолог Меланхтон создал вместе с Лютером Аутсбургское исповедание веры. Император отверг его, что стало началом религиозной войны в Германии.

Масштаб разразившегося конфликта беспокоил Лютера. Он резко реагировал на появление новых лидеров Реформации, таких, как У. Цвингли, Т. Мюнцер, Ж. Кальвин.

Лютер призывал союзных князей к расправе над этими «еретиками», возглавившими массовые восстания против существующего строя. К тому же Папа Павел III, вступивший на престол в 1534 г. при содействии Карла, взялся за борьбу с Реформацией всерьёз.

Лютер умер в родном городе 18 февраля 1546 г.
Гражданская война в Германии бушевала ещё почти десятилетие.

Сочинения

  • Лекции о Послании к Римлянам (1515-1516)
  • К христианскому дворянству немецкой нации ()
  • О свободе христианина (нем. Von der Freiheit eines Christenmenschen , )
  • Против проклятой буллы Антихриста

Биография

Начало жизни

Мартин Лютер родился в семье Ганса Лютера (1459-1530) - бывшего крестьянина, перебравшегося в Эйслебен (Саксония) в надежде на лучшую жизнь. Там его отец поменял профессию и занялся горным делом в медных рудниках. После рождения Лютера семья переехала в горный городок Максфельд, где отец стал зажиточным бюргером. В 1497 году 14-летнего Мартина родители отвели во францисканскую школу города Марбург . В эти времена Лютер с друзьями зарабатывали на хлеб пением песен под окнами набожных обывателей. В 1501 году по решению родителей Лютер поступил в Эрфуртский университет. Дело в том, что в те времена все бюргеры стремились дать своим сыновьям юридическое высшее образование. Но ему предшествовало прохождение так называемого курса "свободных искусств". В 1505 году Лютер получил степень магистра свободных искусств и приступил к изучению юриспруденции. Тогда же, против воли отца он поступил в Августинский монастырь в Эрфурте. Существует несколько точек зрения, объясняющих такое неожиданное решение. Первая - угнетенное состояние вследствие "сознания своей греховности". Вторая гласит о том, что однажды Лютер попал в сильную грозу, и был настолько напуган, что дал обет монашества. Третья говорит о чрезвычайной строгости родительского воспитания, которую Лютер не смог пережить. На самом деле причину надо искать в окружении Лютера и в бытовавшем тогда в бюргерской среде колебании умов. На решение повлияло и знакомство со многими участниками кружка гуманистов. Лютер отзывался позже описывая свою монашескую жизнь как очень сложную, но тем не менее он был примерным монахом и с огромной тщательностью выполнял все свои задания. Лютер вступил в Августинский орден в Эрфурте. За год до этого должность викария ордена получил викарий Иоанн Штаупитц, в последствие ставший другом Мартина. Лютер принял монашеский обет в 1506 г., а в 1507 г. был посвящён в священники.

В Виттенберге

В 1508 г. Лютера отправили преподавать в новый университет в Виттенберге. Там он впервые ознакомился с работами блаженного Августина. Лютер одновременно преподавал и учился, чтобы получить степень доктора теологии. В 1511 г. Лютера отправили в Рим по делам ордена. Поездка произвела на молодого богослова неизгладимое впечатление. Именно там он впервые столкнулся и увидел воочию развращенность римско-католического клира. В 1512 г. он получил степень доктора богословия. После этого Лютер получил сан профессора теологии вместо Штаупитца. На Лютера возымели большое влияние номинализм и схоластика. Лютер постоянно ощущал себя в состоянии подвешенности и невероятной слабости по отношению к Богу, и эти переживания играли значительную роль в формировании его взглядов. В 1509 г. Лютер преподавал о Петре Ломбарде, в 1513-15 гг. - о псалмах, 1515-16 гг. - о послании к римлянам, в 1516-18 гг. - о посланиях к Галатам и иудеям. Лютер кропотливо изучал Библию, а помимо своих обязанностей преподавателя он являлся смотрителем 11 монастырей и проповедовал в церкви.

Лютер говорил, что он постоянно пребывает в состоянии ощущения греха. После сильного кризиса Лютер открыл для себя иную интерпретацию посланий св. Павла. "Я понял," - писал он, - "что божественную справедливость мы получаем последствием самой веры в Бога и благодаря ей, тем самым милостивый Господь оправдывает нас последствием самой веры". При этой мысли Лютер, как он сказал, почувствовал, что он родился вновь и чрез открытые врата вступил в рай. Представление о том, что оправдание верующий получает благодаря своей вере в милость Бога, Лютер разработал в 1515-19 гг.

Реформаторская деятельность

18 октября 1517 года папа Лев Х выпускает буллу об отпущении грехов и продаже индульгенций в целях "Оказания содействия построению храма св. Петра и спасения душ христианского мира". Лютер взрывается критикой роли церкви в спасении, которая выражается 31 октября 1517 года в 95 тезисах . Тезисы были также отправлены епископу Бранденбургскому и архиепископу Майнцскому. Стоит добавить, что выступления против папства были и раньше. Однако они носили несколько другой характер. Будучи возглавлены гуманистами, выступления против индульгенции рассматривали ее с точки зрения человечности. Лютер же критиковал догмы, т.е христианский аспект учения. Слух о тезисах распространяется молниеносно и Лютера вызывают в 1519 году на суд и, смягчившись, на спор в Лейпциг , куда он отказывается явиться, памятуя о судьбе Яна Гуса . Тогда Папа Римский Лев X предает Лютера анафеме в 1520 году (в настоящее время католическая церковь планирует его «помиловать» ). Лютер публично сжигает во дворе Виттенбергского университета папскую буллу об отлучении его от церкви и в обращении «К христианскому дворянству немецкой нации» объявляет, что борьба с папским засильем является делом всей немецкой нации.

Папу Римского поддерживает Император Карл и Лютер ищет спасения у Фридриха Саксонского в замке Вартбург ( -). Там ему якобы является дьявол , но Лютер приступает к переводу Библии на немецкий язык.

В работе Аугсбургского рейхстага 1530 года Лютер не участвовал, позиции протестантов на нем представлял Меланхтон .

Последние 13 лет своей жизни Лютер страдал от болезней пищеварения.

Историческое значение деятельности Лютера

Одним из центральных и востребованных положений философии Лютера считается концепция «призвания» (нем. Berufung ). В противоположность католическому учению о противопоставлении мирского и духовного, Лютер полагал, что и в мирской жизни на профессиональном поприще осуществляется благодать Бога . Бог предназначает человека к определенному виду деятельности посредством вложенного таланта или способности и долг человека прилежно трудиться, исполняя свое призвание. Причем в глазах Бога нет труда благородного или презренного .

Труды монахов и священников, какими бы тяжкими и святыми они ни были, ни на йоту не отличаются в глазах Бога от трудов крестьянина в поле или женщины, работающей по хозяйству

Сама концепция «призвания» появляется у Лютера в процессе перевода фрагмента Библии на немецкий язык (Сирах 11:20-21): «пребывай в труде (призвании) своем»

Основной мыслью тезисов было показать, что священники не являются посредниками между Богом и человеком, они лишь должны направлять паству и являть собой пример истинных христиан. "Человек спасает душу не через Церковь, а через веру" - писал Лютер. Он опровергал догмат божественности личности папы, что было ярко продемонстрировано в дискуссии Лютера со знаменитым богословом Иоганом Экком в 1519 году. Опровергая божественность папы, Лютер ссылался на греческую, т.е православную церковь, которая также считается христианской и обходится без папы и его безграничных полномочий. Лютер утверждал непогрешимость Священного Писания, а авторитет Священного предания и соборов ставил под сомнение.

Лютер и антисемитизм

Лютер в искусстве

О Лютере было снято несколько фильмов: американо-канадский «Лютер» (Luther, ), два немецких фильма «Мартин Лютер» (Martin Luther , оба в ) и немецкий «Лютер » (Luther ; в российском прокате «Страсти по Лютеру», )

Loading...Loading...