Ошо будда. Третья психология, или психология будды


Бхагаван Шри Раджниш (Ошо).

Дхаммапада: Путь Будды.

Том 1

Эта книга содержит серию бесед Ошо о «Дхаммападе» - сборнике изречений Будды. «Будда был понимаем очень неверно, и не только врагами, но и друзьями - на самом деле, друзьями даже более чем врагами. ...Я не перевожу Будду, потому что я не буддист, я не последователь. Я испытал тот же самый опыт, что и Будда, поэтому я говорю о Будде так, как я говорил бы о себе. ...Я безмерно люблю этого человека, потому что никто никогда не прикасался к таким высотам и глубинам, как Гаутама Будда. Он остается Эверестом, высочайшим пиком, которого когда-либо достигало человеческое сознание"

Эти беседы были проведены в ашраме Ошо в г. Пуна.

Глава 1. Мы - то, что мы думаем.

Мы - то, что мы думаем. Говори или действуй с нечистым умом, и неприятности будут преследовать тебя, как колесо преследует вола, тянущего повозку. Мы - то, что мы думаем. Все, что мы есть, возникает с нашими мыслями. Своими мыслями мы создаем мир. Говори или действуй с чистым умом, и счастье последует за тобой, несокрушимое, как твоя тень. Как он сбил меня с ног и ограбил». Живи с такими мыслями, и ты будешь жить в ненависти. «Взгляни, как он обижал и бил меня, как он сбил меня с ног и ограбил». Оставь такие мысли и живи в любви. В этом мире ненависть никогда еще не излечивала ненависть. Лишь любовь излечивает ненависть. Это закон, древний и неисчерпаемый. И ты также уйдешь. Зная это, как ты можешь участвовать в ссоре? Как легко ветер опрокидывает тонкое деревце! Ищи счастье в ощущениях, потакай себе в еде и сне, И ты также будешь вырван с корнем. Ветер не может опрокинуть гору. Искушение не может коснуться человека, который пробужден, силен и скромен, который владеет собой и помнит закон. Если помыслы человека грязны, если он безрассуден и полон обмана, как он может носить желтые одежды? Кто бы ни был хозяин своего существа, светлый, ясный и истинный, - он может носить желтые одежды.

Возлюбленные Бодхисаттвы... Да, именно так я смотрю на вас. Именно так вы должны начать смотреть на самих себя. Бодхисаттва означает «будда по сути», «будда в семени», «будда, который крепко спит, но обладает потенциалом пробуждения». В этом смысле каждый является Бодхисаттвой, но не каждого можно назвать Бодхисаттвой, - лишь в сердцах тех, кто стал на ощупь искать свет, кто начал страстно желать рассвета, это зерно более не зерно, а проросший побег; семя начало расти.

Вы являетесь Бодхисаттвами благодаря своему стремлению к тому, чтобы быть сознательными, чтобы быть бдительными, благодаря своим поискам истины. Истина не далека, но в мире есть лишь немногие счастливцы, жаждущие ее. Она близко, но ее тяжело, трудно достичь. Ее трудно достичь не из-за самой ее природы, но благодаря нашему вкладу во всевозможную ложь.

Мы укрепляли ложь в течение многих и многих жизней. Наши вложения столь велики, что нас пугает сама идея истины. Мы хотим избежать ее, мы хотим убежать от истины. Ложь это прекрасное убежище - удобные, уютные мечты. Но мечты есть мечты. Они могут на мгновение очаровать вас, они могут на мгновение поработить вас, но лишь на мгновение. И за каждым сном следует глубокое разочарование, за каждым стремлением следует глубокое поражение.

Но мы по-прежнему спешим к новой и новой лжи; если обнажается старая ложь, мы немедленно изобретаем новую. Помните, что лишь ложь может быть изобретена; истину невозможно изобрести. Истина уже здесь! Истина должна быть открыта, а не изобретена. Ложь не может быть открыта, ее приходится изобретать.

Ум очень хорошо чувствует себя во лжи, потому что тогда ум становится изобретателем, деятелем. И когда ум становится деятелем, возникает эго. С истиной вам нечего делать... и благодаря тому, что вам нечего делать, ум прекращается, и вместе с умом исчезает, испаряется эго. Это риск, наибольший возможный риск.

Вы пошли на этот риск. Вы предприняли несколько шагов - пошатываясь, спотыкаясь, бредя на ощупь, с остановками, со многими сомнениями, но все же вы предприняли несколько шагов; поэтому я называю вас Бодхисаттвами.

«Дхаммападе», учению Гаутамы Будды, можно учить только Бодхисаттв. Ему нельзя учить обыкновенное, посредственное человечество, потому что оно не поймет его.

Эти слова Будды исходят из вечного молчания. Они могут достигнуть вас, лишь, если вы воспринимаете их в молчании. Эти слова Будды исходят из безмерной чистоты. Пока вы не станете воспринимающим средством, скромным, лишенным эго, бдительным, осознающим, вы не будете способны понять их. Вы поймете их интеллектуально - это очень простые слова, настолько простые, насколько это только возможно. Но сама их простота представляется проблемой, потому что вы не просты. Чтобы понять простоту, нужна простота сердца, потому что лишь простое сердце может понять простую истину. Лишь только чистый может понять то, что исходит из чистоты.

Я долго ждал... и вот пришло время, вы готовы. Семя можно бросить в землю. Эти безмерно значительные слова могут прозвучать снова. Двадцать пять веков не существовало таких собраний. Да, были немногие просветленные мастера и немногие ученики - самое большее, полдюжины, - и таким небольшим собраниям преподавалась «Дхаммапада». Но такие маленькие собрания не могут преобразить все это громадное человечество. Это все равно, что ложками бросать сахар в океан - он не станет сладким, вы лишь зря истратите свой сахар.

Должен быть проведен великий, неслыханный эксперимент, эксперимент такого масштаба, чтобы им была затронута, по меньшей мере, существенная часть человечества, - чтобы могла пробудиться, по меньшей мере, душа человечества, центр человечества. На периферии посредственные умы по-прежнему будут спать, - пусть они спят, - но в центре, где существует разум, можно зажечь огонь.

Настало время, для этого пришло время. Вся моя работа здесь состоит в том, чтобы создать поле будды, энергетическое поле, в котором вновь могут быть произнесены вечные истины. Это редкая возможность. Такая возможность возникает лишь изредка за многие столетия. Не упустите ее. Будьте бдительны, внимательны. Слушайте эти слова не только головой, но и сердцем, всеми фибрами своего существа. Позвольте им затронуть всего себя.

После этих десяти дней молчания наступил действительно правильный момент, чтобы вернуть Будду, чтобы вновь позволить ему жить среди вас, двигаться среди вас, чтобы позволить ветрам Будды овевать вас. Да, его можно позвать снова, потому что никто никогда не исчезает. Будда больше не человек во плоти; несомненно, он больше не существует как индивидуальность - но лишь его суть, его душа теперь стала частью космической души.

Если многие, многие люди - с глубокой жаждой, с безмерной жаждой, с молитвенными сердцами - желают этого, страстно желают, тогда душа, исчезнувшая в космической душе, может вновь выразиться в миллионах проявлений.

Ни один истинный мастер никогда не умирает, он не может умереть. Смерть не приходит к мастерам, она не существует для них. Поэтому они и мастера. Они познали вечность жизни. Они увидели, что тело исчезает, но тела вообще не существует: тело это лишь периферия, тело это лишь одежды. Тело это дом, жилище, но гость никогда не исчезает. Гость лишь движется от одного жилища к другому. Однажды и навсегда гость начинает жить под открытым небом, без всякого приюта... но гость продолжает существовать. Лишь тела, дома, приходят и уходят, рождаются и затем умирают. Но существует внутренний континуум, внутренняя продолжительность, - и она вечная, вневременная, бессмертная.


Глава 3. ЭТО ЗНАНИЕ ЕСТЬ ТРАНСФОРМАЦИЯ

Сентябрь 10, 1988

Наш Возлюбленный Мастер,

Мирянин спросил Банкея:

"Хотя я благодарен тебе за учение о нерожденности,

Мысли, благодаря привычкам ума,

Все равно приходят,

А я теряюсь в них и испытываю трудности,

Стараясь оставаться постоянно нерожденным.

К чему же я могу применить веру всего сердца?"

Банкей ответил:

"Если ты будешь стараться остановить

Возникающие мысли, ум будет разделен на две части:

Останавливающую и останавливаемую,

И ты никогда не достигнешь спокойствия ума.

Просто поверь, что мысли изначально

Не существуют, но время от времени возникают

И прекращаются, в зависимости от того,

Что ты видишь и слышишь, но не имеют

Реальной сущности".

Другой мирянин спросил:

"Когда я стираю возникающие мысли,

Они все равно продолжают приходить отовсюду,

Не останавливаясь.

Как я могу их контролировать?"

Банкей ответил:

"Стирать возникающие мысли - все равно,

Что пытаться смыть кровь кровью.

Хотя первоначальная кровь может быть удалена,

Смывающая кровь все равно оставит следы;

Сколько бы вы ни смывали, пятна останутся".

"Не-ум первоначально не рожден,

Не умирает и существует без иллюзий.

Не осознавая этого, думая,

Что мысли реально существуют,

Вы скитаетесь в рутине рождений и смертей".

"Осознавая, что мысли возникают только временно,

Вы должны позволить им начинаться и прекращаться,

Не удерживая и не отвергая их.

Если зеркало чистое и ясное,

Оно отражает то, что проходит перед ним,

Но не удерживает изображений".

"Просветленный не-ум - бесконечно ярче и чище,

Чем зеркало, и в то же время излучает, как свет, знание;

Все мысли растворяются в таком свете, не оставляя следа.

Если вы поверите в эту истину,

Сможете доверять ей, то сколько бы мыслей ни пришло,

Они не станут препятствием".

Именно ваш ум ведет вас через рождения и смерти по кругу, снова и снова, от одного несчастья к другому. Вам надо выпрыгнуть из этого круга, и единственный способ выпрыгнуть - это просто свидетельствование.

"Осознавая, что мысли возникают

Только временно, вы должны

Позволить им начинаться

И прекращаться, не удерживая и не отвергая их.

Не делайте вообще ничего.

Это как предметы, отражающиеся в зеркале;

Если зеркало чистое и ясное, оно отражает то,

Что проходит перед ним, но не удерживает изображений.

Просто будьте зеркалом.

Просветленный не-ум бесконечно ярче и чище,

Чем зеркало и в то же время излучает,

Как свет, знание, все мысли растворяются в таком свете,

Не оставляя следа.

Если вы сможете поверить в эту истину

И доверять ей, то, сколько бы мыслей ни пришло,

Они не станут препятствием".

Это осознание не похоже на знания. Это осознание есть трансформация. Вы перешли от ума к не-уму. Вы перешли от тела к не-телу. Вы перешли от формы к бесформенности. Это трансформация. Тут нет вопроса об уверовании, доверии или вере. Но я могу понять трудности бедного переводчика. Он старался как мог, но его обусловленность вылезает там и здесь, совершенно непреднамеренно.

Неведомо...

Будьте безмолвными.

Закройте глаза.

Смотрите внутрь так глубоко, как только сможете.

В самом конце найдете источник вашей жизни.

Этот источник жизни соединен с жизнью Вселенной.

Испытывать это - значит быть Буддой, испытывать

Окончательную пустоту мира, но одновременно его

Абсолютную наполненность счастьем,

Благословлением, признательностью,

Глубокой молитвой существованию, благодарностью...

Взгляните так близко, как только сможете,

На источник вашей жизни,

Центр вашего сознания.

Потому что вам придется вспомнить его позже,

Когда вы будете на периферии жизни...

Занимаясь всем,

Но ни на мгновение не прерывая связь

С вашим сокровенным источником жизни.

Продолжая делать все, но как будда.

Просто знание "Я есть будда"

Изменит весь ваш образ жизни.

Чтобы сделать это более ясным, неведомо...

Расслабьтесь.

Просто наблюдайте тело, ум.

Они - это не вы, вы - наблюдатель.

А наблюдатель - это другое имя для Будды.

Это счастливый вечер - десять тысяч человек

Просто утонули в океане наблюдающего сознания.

Десять тысяч будд - никогда не было такого собрания.

Но будьте очень внимательны и осторожны,

Чтобы не потерять это состояние наблюдения,

Когда вы вернетесь из центра на периферию.

Неведомо...

Возвращайтесь, но возвращайтесь со всеми ощущениями,

Полные радости, мира и тишины,

С милосердием и благодарностью.

Посидите несколько мгновений как Будда.

Это теперь будет вашей окончательной позой.

Медленно, медленно вы будете обживаться

В вашей буддовой природе.

И если мы сможем создать десять тысяч будд -

Этого достаточно, чтобы спасти человечество -

Десять тысяч будд достигнут каждого уголка мира,

Распространяя любовь, сострадание, осознание.

И я не думаю, что если в мире будет так много будд,

Преступные политиканы смогут его разрушить.

Это критический момент великой ответственности

И одновременно великого вызова.

Это не только вопрос вашего превращения в будду,

Это вопрос спасения всей этой планеты во всей

Ее красоте и величии.

Раньше люди становились буддами ради себя!

Сейчас времена изменились.

Вам придется быть Буддой не только ради себя,

Но и ради спасения всего мира от ядерного оружия

И его обладателей.

Нам придется создать великое сознание на земном шаре.

Это наша единственная защита против разрушительной

Науки и преступных политиканов.

Помните: ваша ответственность велика, но она

Должна быть радостью, а не обязанностью.

Она должна быть вашей любовью, вашим участием

В счастье, ощущением жизни, вашими песнями,

Вашими танцами, вашей радостью.

Я не прошу вас быть миссионером,

Я хочу, чтобы вы были мессией.

Миссионеры только переносят заимствованное знание.

Я хочу, чтобы вы были мессией, в том смысле,

Что вы будете распространять ваш собственный опыт.

Вы будете излучать вашу собственную Буддовость.

Огонь сознания должен быть зажжен на земном шаре.

Это единственная надежда человечества,

Такой живой, такой прекрасной, такой милой.

В первый раз от вас требуется быть Буддой не только

Для себя, но и создать атмосферу, в которой

Третья мировая война не сможет начаться.

Глава 5. В МГНОВЕНИЕ ОКА

Сентябрь 12, 1988

Это ваше неотъемлемое право - знать изначальную природу или не знать ее. Вас не могут принудить ни учителя, ни родители. Да, они могут вбить в вас знания, идеологию. Они действительно тащат вас в религию, не понимая, что если вы полны идеологиями, вы становитесь почти калекой, и это мешает вам познать вашу собственную природу. Вы должны сбросить весь свой вес. Когда вы поднимаетесь выше, даже дыхание становится трудным; даже одежда начинает стеснять. Вам нужно сбросить весь вес, стать невесомым.

То, что справедливо в горовосхождении, справедливо и в мире сознания. Если вы хотите войти в него, вы должны отбросить все знания, которые были даны вам. Просто сожгите их! Лучше быть невежественным на этой тропе, потому что невежество - это наивность, чем быть полным знаний.

Если вы полны знаний, это будет величайшим препятствием к осознанию, потому что вы считаете, как будто вы уже знаете. Но в существовании нет "как будто". Или вы знаете или не знаете. И нет способа передать это через слова, все слова будут поняты неправильно. Только присутствие живущего Мастера, немая тишина может стать проблеском, спусковым крючком для вас. Это не делается Мастером, это случается благодаря вашей восприимчивости, вашей открытости. Что-то щелкает, и слово "щелчок" не заменить другим словом.

Дзен, может быть, единственный научный подход к религиозному опыту.

"Мы ценим великий дух героя только в этой связи.

До того, как знаки станут ясными, до того, как

Любая иллюстрация станет очевидной, концентрируйтесь

По-настоящему, смотрите, смотрите, приходя или уходя,

До тех пор, пока ваши усилия полностью созреют".

Все скрыто в видении, в наблюдении, когда вы смотрите так напряженно, что вся ваша энергия концентрируется. Тогда существование не может оставаться тайной для вас. В этой концентрации вы созреете, и вы заслуживаете, чтобы все тайны открылись вам.

"В момент мысли вы достигаете согласия" - просто в одно мгновение.

Как только вы достигли источника вашей жизни, тогда все совершается в мгновение ока - и вы уже в союзе с существованием.

"Ум рождения и смерти разрушен,

И неожиданно вы отчетливо видите ваше

Изначальное появление, пейзаж вашей родной земли,

Каждая черточка легко различима.

Вы тогда видите и слышите, как Будды,

Знаете и действуете, как это делали

Просветленные предки".

Знать этот источник вашей жизни и сделать в мгновение ока скачок на другой берег - это означает быть в союзе с Целым, с Космосом. После этого союза вы ведете себя, как Будда. Вы не можете вести себя иначе. Ваши действия или отсутствие движений будет иметь то же качество, как и у любого Будды. Все Будды прикоснулись к одному космическому источнику.

Дзен не ищет бога. Можно сказать, что он ищет союза - союза с Целым. А союз делает вас всем, что есть, было и будет. Ничего не остается вне Целого, и вы становитесь едины с Ним.

Неведомо...

Будьте безмолвными, закройте глаза.

Почувствуйте, что ваше тело полностью застыло.

Смотрите внутрь.

Прямо на источник вашей жизни.

Проникайте глубже, без всякого страха.

Только на этом пути человек может найти себя как Будду.

Это единственная живая дорога, которая ведет вас

В ваш космический дом.

Попробуйте собрать все ощущения тишины, блаженства

И благословления.

Как сделать это более ясным, неведомо...

Расслабьтесь, чувствуйте, что ваш ум и тело отделены от вас.

Вы только наблюдатель.

В этот момент, когда вы наблюдатель, вы - Будда.

Узнайте свою буддовскую природу, она просто зеркало -

Отражает все, но остается нетронутой.

Ничто не оставляет следа на вашем наблюдении.

Зеркало остается пустым.

Эта пустота может в любой момент сделать маленький

Прыжок, и вы окажетесь на другом берегу.

Просто в какую-то секунду вы и целое станете единым.

Это слияние - подлинная цель религиозности.

Прекрасный вечер...

К сожалению, так мало людей способны наслаждаться им.

Но мы должны распространить этот огонь, эту

Прохладную тишину, просто как бриз по всей земле.

Это молчание будет чревом, из которого родится новый человек.

Вы прокладываете путь.

Неведомо...

Возвращайтесь.

Но возвращайтесь как Будды, с большим достоинством,

С милостью, с молчанием.

Последние несколько мгновений просто собирая, вспоминая,

Накапливая впечатления о ваших мгновениях тишины.

Вы должны оставаться Буддой все двадцать четыре часа.

Это не действие, это ваша природа.

Это должно выражаться во всех ваших действиях,

В ваших словах, в вашем молчании, в ваших песнях, в ваших

Но вы остаетесь наблюдателем. Буддой.

1.

2.

3.

4.

5.

Обычно тематические дискурсы, которые проводил Ошо, начинались с какого-нибудь известного изречения или постулата.

Дискурсы по Дзэн проводились в сентябре 1988 года в Пуне, были записаны на пленку на сегодняшний день уже реализованной ученицей Ошо Джотти, и со временем вошли в сборник бесед о Дзэн “Пустота сердца”.

Ниже – начало второй беседы о Дзэн, фрагмент, посвященный изречению известного дзэнского мастера Дайкаку. Дайкаку оставил яркий след в истории Дзэн-буддизма тем, что когда его избрали руководителем дзэн-монастыря, он сжег все до единой книги монастырской библиотеки. Дайкаку заявил, что в монастырь идут не для того, чтобы чему-то научиться, а для того, чтобы трансформироваться. И для этого книги не нужны.

Сентябрь 9, 1988

Наш Возлюбленный Мастер,
Дайкаку сказал:

Практика Дзэн не проясняет различий понятий,
она выбрасывает прочь все предвзятые взгляды,
и представления, и священные тексты, и все остальное
и, пронзая скрывающие покровы, достигает весны
собственного существования за ними.

Все святые обратились внутрь
и искали самих себя
и этим вышли за границы всех сомнений.

Обратиться внутрь - это значит все 24 часа,
в каждой ситуации,


глубже и глубже, к тому месту,
которое нельзя описать.

Это происходит тогда,
когда мыслительный процесс заканчивается
и ум перестает различать;
когда ложные взгляды и идеи
исчезают сами, без особого внимания к ним;
когда истинные действия
и истинные побуждения возникают сами, без поисков.


что такое истина сердца.

И человек, решивший идти по пути,
должен с самого начала
никогда не терять ее из виду,
находится ли она в тихом месте
или в месте борьбы,
и он не должен цепляться
за спокойные места
и избегать тех мест, где есть беспокойство.

Если человек хочет найти убежище от тревог,
скрывшись в какое-то тихое место,
он упадет во тьму.

Если, когда он старается
отбросить заблуждения и открыть истину,
мир состоит из множества возможностей,
он должен отбросить тысячи импульсов
и идти вперед, совсем не думая
о хорошем или плохом.
Он не должен ненавидеть страсти,
он просто должен сделать свое сердце чистым”
.

Дзэн может говорить вещи, на которые не способна никакая другая религия. Дзэн - это редкий цветок. Все остальные религии раболепствуют перед интересами закона, перед прошлым, перед обществом, перед государством. Дзэн - это исключение. Для моей любви к нему есть причины. Это единственно революционный подход к окончательной реальности , и такой человек, как Дайкаку, - настоящий Мастер. Вы должны вслушаться в каждое его слово, как будто вы слушаете меня.

Дайкаку сказал:
Практика Дзэн не проясняет различий понятий…

Весь теологический и философский мир связан только с прояснением концептуальных различий - что есть что. Они никогда не выходят за понятийные рамки. С точки зрения Дзэна, то, что они делают, не просто детство, но и глупость. Ребенок может вырасти, но глупость только становится больше, больше и больше.

Все религии служили политиканам, императорам, убийцам, преступникам. Вы можете не знать об этом, но вам придется узнать. Папа во время второй мировой войны благословил Муссолини, который был фашистом, на победу. Он молился Богу, чтобы тот сделал Бенито Муссолини победителем. Это странно, но архиепископ в Англии также молился тому же самому Богу - оба они были христианами, но Италия и Англия были в состоянии войны. Даже Адольф Гитлер был благословлен, и за него молились и католическая и протестантская церковь. Высшее духовенство молилось Богу, чтобы он стал победителем. Видимо, Богу было трудно решать! Все стороны молились одному Богу, одному христианскому Богу. Они проводили богослужение по одной христианской Библии. Но эта странная ситуация показывает, что ваша религия не что иное, как служанка государства - она может молиться за Адольфа Гитлера - чтобы он стал победителем всего мира. И неважно, кому молятся в данной религии, она всегда была благосклонна к тем, кто имеет власть и богатство.

Дзэн в любом случае исключение . Япония тоже участвовала в войне, но ни один дзэнский Мастер не благословил императора Японии на завоевания.

Император Японии приехал, чтобы получить благословение дзэнского Мастера и раздумывал, как спросить об этом. Сначала он пробовал уговорить Мастера, чтобы тот явился ко двору. Мастер отказался, сказав: “Даже если Бог призовет меня ко двору, я откажусь. Мне очень хорошо там, где я нахожусь. Если вы хотите меня видеть, вы должны прийти. Испытывающий жажду должен прийти к колодцу”. Достаточно ясный ответ…

Императору в конце концов пришлось с неохотой уступить, и он прибыл к Мастеру, а весь его двор следовал за ним. Подыскивая слова - что сказать? - он спросил: “Меня всегда интересовало, что такое дьявол и что такое небеса?”
Мастер сказал: “Ты идиот!” Я думаю, вряд ли с каким-либо императором так здоровались. Бедный монах, который не имеет ничего, ничего, кроме себя… но обладание собой дает ему такую власть, что он говорит императору: “Ты идиот!” Император пришел в ярость. Это было уже слишком. Он выхватил свой меч и собирался отрубить голову Мастеру.

Мастер сказал: “Подождите минуточку … “Это дорога дьявола”.
Император задумался на мгновение. Он вложил меч в ножны и Мастер сказал: “Это дорога к небесам. Вы хотите еще что-нибудь спросить?”

Император ответил: “Я удовлетворен”. Он не осмелился попросить: “Благослови меня, чтобы я был победителем всего мира”. Просто, находясь в присутствии Мастера , сама идея выглядела глупой.

Все святые обратились внутрь
и искали самих себя
и этим вышли вышли за границы всех сомнений
.”

Он говорит: “Не только я, но все Будды сделали то же самое. Они уничтожили все мысли и очистили пространство так, чтобы весна жизни могла течь прямо и вы могли бы узнать в первый раз вашу собственною вечность, ваше собственное великолепие”.

Это звучит парадоксально, но это факт: все ваши религиозные учения - это барьер для религиозности. Узнавать что-нибудь о Боге от других опасно . Это не позволяет вам познакомиться с действительностью прямо , и вы платите за дешевое знание.

Вот вся революция Дзэна: не платите дешево за дешевое знание, идите за стоящим опытом. И все, что является препятствием - отбросьте .

Гаутама Будда даже сказал: “Если я войду в вашу медитацию, сразу же отрубите мне голову! Никому не позволено задерживать ваше развитие .” Они были настоящими львами. Человечество может гордиться этими людьми, которые не имели желания порабощать себя, подобно католикам, индуистам и магометанам. Все их усилия заключались в освобождении от всех “измов”, от всех церквей, и в помощи вам в проникновении в вашу собственную реальность . Это единственная истина, единственное пространство, которое свято.

Обратиться внутрь - это значит
все 24 часа и в каждой ситуации,
пронзать одну за другой все оболочки,
скрывающие собственную сущность,
глубже и глубже,
к тому месту, которое нельзя описать.

Это происходит тогда,
когда мыслительный процесс заканчивается,
и ум перестает различать;
когда ложные взгляды и идеи исчезают сами,
без особого внимания к ним;
когда истинные действия и
истинные побуждения возникают сами, без поисков.

Это происходит, когда человек знает,
что такое истина сердца
.”

В этих нескольких утверждениях он выразил весь путь от ложного к правде , от темноты к свету, от смерти к бессмертию. То, что он сказал, может быть сконцентрировано, чтобы вы могли помнить это не как знание, а просто как палец, указывающий на Луну - просто несколько советов для вашего внутреннего путешествия .

Прежде всего двадцать четыре часа в сутки вспоминайте то, что вы нашли в своих медитациях. Вы будете забывать снова и снова, но забытого будет становиться все меньше, а воспоминания будут полнее и полнее. Мало-помалу пробелы в воспоминаниях будут исчезать. Потом придет время, когда у вас будет цикл воспоминаний все 24 часа. Даже во время сна вы будете знать, что вы Будда .

По материалам книги “Будда: Пустота Сердца”, Ошо
Издательство ЦДК “Единство”

Сентябрь 9, 1988

Наш Возлюбленный Мастер,

Дайкаку сказал:

“Практика Дзен не проясняет различий понятий,

она выбрасывает прочь все предвзятые взгляды,

и представления, и священные тексты, и все остальное

и, пронзая скрывающие покровы, достигает весны

собственного существования за ними.

Все святые обратились внутрь

и искали самих себя

и этим вышли за границы всех сомнений.

Обратиться внутрь - это значит все 24 часа,

в каждой ситуации,

пронзать одну за другой все оболочки,

скрывающие собственную сущность,

глубже и глубже, к тому месту,

которое нельзя описать.

Это происходит тогда,

когда мыслительный процесс заканчивается

и ум перестает различать;

когда ложные взгляды и идеи

исчезают сами, без особого внимания к ним;

когда истинные действия

и истинные побуждения возникают сами, без поисков.

Это происходит, когда человек знает,

что такое истина сердца.

И человек, решивший идти по пути,

должен с самого начала

никогда не терять ее из виду,

находится ли она в тихом месте

или в месте борьбы,

и он не должен цепляться

за спокойные места

и избегать тех мест, где есть беспокойство.

Если человек хочет найти убежище от тревог,

скрывшись в какое-то тихое место,

он упадет во тьму.

Если, когда он старается

отбросить заблуждения и открыть истину,

мир состоит из множества возможностей,

он должен отбросить тысячи импульсов

и идти вперед, совсем не думая

о хорошем или плохом.

Он не должен ненавидеть страсти,

он просто должен сделать свое сердце чистым”.

Маниша, Дзен может говорить вещи, на которые не способна никакая другая религия. Дзен - это редкий цветок. Все остальные религии раболепствуют перед интересами закона, перед прошлым, перед обществом, перед государством. Дзен - это исключение. Для моей любви к нему есть причины. Это единственно революционный подход к окончательной реальности, и такой человек, как Дайкаку, - настоящий Мастер. Вы должны вслушаться в каждое его слово, как будто вы слушаете меня.

Дайкаку сказал:

“Практика Дзен не проясняет различий понятий…”

Весь теологический и философский мир связан только с прояснением концептуальных различий - что есть что. Они никогда не выходят за понятийные рамки. С точки зрения Дзена, то, что они делают, не просто детство, но и глупость. Ребенок может вырасти, но глупость только становится больше, больше и больше.

Все религии служили политиканам, императорам, убийцам, преступникам. Вы можете не знать об этом, но вам придется узнать. Папа во время второй мировой войны благословил Муссолини, который был фашистом, на победу. Он молился Богу, чтобы тот сделал Бенито Муссолини победителем. Это странно, но архиепископ в Англии также молился тому же самому Богу - оба они были христианами, но Италия и Англия были в состоянии войны. Даже Адольф Гитлер был благословлен, и за него молились и католическая и протестантская церковь. Высшее духовенство молилось Богу, чтобы он стал победителем. Видимо, Богу было трудно решать! Все стороны молились одному Богу, одному христианскому Богу. Они проводили богослужение по одной христианской Библии. Но эта странная ситуация показывает, что ваша религия не что иное, как служанка государства - она может молиться за Адольфа Гитлера - чтобы он стал победителем всего мира. И неважно, кому молятся в данной религии, она всегда была благосклонна к тем, кто имеет власть и богатство.

Дзен в любом случае исключение. Япония тоже участвовала в войне, но ни один дзенский Мастер не благословил императора Японии на завоевания.

Император Японии приехал, чтобы получить благословение дзенского Мастера и раздумывал, как спросить об этом. Сначала он пробовал уговорить Мастера, чтобы тот явился ко двору. Мастер отказался, сказав: “Даже если Бог призовет меня ко двору, я откажусь. Мне очень хорошо там, где я нахожусь. Если вы хотите меня видеть, вы должны прийти. Испытывающий жажду должен прийти к колодцу”. Достаточно ясный ответ…

Императору в конце концов пришлось с неохотой уступить, и он прибыл к Мастеру, а весь его двор следовал за ним. Подыскивая слова - что сказать? - он спросил: “Меня всегда интересовало, что такое дьявол и что такое небеса?”

Мастер сказал: “Ты идиот!” Я думаю, вряд ли с каким-либо императором так здоровались. Бедный монах, который не имеет ничего, ничего, кроме себя… но обладание собой дает ему такую власть, что он говорит императору: “Ты идиот!” Император пришел в ярость. Это было уже слишком. Он выхватил свой меч и собирался отрубить голову Мастеру.

Мастер сказал: “Подождите минуточку … “Это дорога дьявола”.

Император задумался на мгновение. Он вложил меч в ножны и Мастер сказал: “Это дорога к небесам. Вы хотите еще что-нибудь спросить?”

Император ответил: “Я удовлетворен”. Он не осмелился попросить: “Благослови меня, чтобы я был победителем всего мира”. Просто, находясь в присутствии Мастера, сама идея выглядела глупой.

Почему человек так страдает? Откуда столько беспокойства и мук? Почему человеку не удается быть спокойным, собранным, сосредоточенным? Слишком много привязанностей тянут человека то туда, то сюда, толкают в разные стороны, он разрывается на части, теряет цельность и забывает, какова его суть. Если вы жадны до денег - кто вы, в чемваша суть? Вы - только жадность к деньгам и ничто иное. Если вы сердиты, ваше эго уязвлено - кто вы? Вы - только гнев, раненое эго, ничто иное. Если вы полны сексуальной страсти - кто вы? Вы - только сексуальность, либидо, ничто иное. Если вы честолюбивы, хотите иметь власть, престиж, респектабельность, кто вы? Вы - просто амбиция и ничтоиное. Посмотрите внимательно - и вы найдете в себе много желаний, но не найдете себя. В книге "Будда однажды сказал" собраны лекции величайшего мудреца современности, проведенные Ошо с 21 августа по 30 октября 1976 г. в индийском городе Пуна.

Издательство: "АСТ, Астрель-СПб" (2012)

Формат: 70x100/16, 640 стр.

ISBN: 978-5-17-069091-6

Отзывы о книге:

Алина Данилова0

Нет слов. Ошо - и этим все сказано.

Анна, 39, Владивосток

Замечательная книга. Узнаешь много нового. Начинаешь понимать то, о чем раньше догадывался. Если бы люди придерживались данной мысли, поняли бы законы природы, тогда на Земле была бы любовь, спокойствие и мир

Щебуняева Ирина0

Много мудрости, истины... становишься спокойным в жизни, но не инертным, а более осознанным... все вещи и события становятся простыми... книга пытается ответить на вечный вопрос "кто я?"

Ошо

Ча́ндра Мо́хан Раджни́ш ( चन्द्र मोहन रजनीश , иногда ошибочно «Раджанеш» , - ) - известный религиозный деятель, основатель мистического , с начала семидесятых более известен как Бхагва́н Шри Раджни́ш ( भगवान श्री रजनीश ) и позднее как Ошо ( ओशो ) или Равшан ( गोहनीश्र ). Во многих странах последователей Ошо относят к .

«Это было подобно взрыву. Той ночью я стал пустым, а потом наполнился. Я прекратил быть и стал самим бытием. Той ночью я погиб и родился заново. Но тот, кто родился, не имел ничего общего с тем, кто умер. Не было никакой связи. На вид я не изменился, но между мной прежним и мной новым не было ничего общего. Гибнущий гибнет до конца, от него ничего не остается».

В 60-ых годах, под именем Ачарья Раджниш ( आचार्य ачарья - учитель, Раджниш - прозвище , данное ему в семье ), путешествовал по Индии, критикуя и . В 1962 году, он начал возглавлять 3-10 дневные медитационные лагеря. В году, он оставил преподавательскую деятельность.

Последователи Ошо купили за 5,75 миллионов долларов США ранчо Big Muddy площадью в 64 тыс. акров в Центральном Орегоне, на территории которого было основано поселение Раджнишпурам (ныне - Антелопе). В августе Ошо переехал в Раджнишпурам, где жил в в статусе гостя коммуны.

За четыре года, когда Ошо жил там, популярность Раджнишпурама росла. Так, на устраиваемый там фестиваль в 1983 г приехало около 3000, а в 1987 - около 7000 человек из Европы, Азии, Южной Америки и Австралии. В городе появилась школа, почта, пожарное и полицейское управления и транспортная система из 85 автобусов.

В это же время обострились противоречия с местными властями относительно разрешений на строительство , а также в связи с призывами к насилию со стороны жителей коммуны. . Они усиливались в связи с заявлениями секретаря и пресс-секретаря Ошо Ма Ананд Шелла. Сам Ошо до продолжал пребывать в молчании и был практически изолирован от жизни коммуны. Управление коммуны переняла Шелла.

Внутри коммуны также усиливались внутренние противоречия. Многие последователи Ошо, не согласные с режимом, установленным Шелла, покинули её . Столкнувшись с трудностями, правление комунны во главе с Шелла использовало и уголовные методы. Так, в 1984 в еду нескольких ресторанов соседнего городка The Dallas были добавлены для проверки, можно ли повлиять на результаты предстоящих выборов путём снижения числа людей, имеющих право голоса. По приказу Шелла были также отравлены личный врач Ошо и два сотрудника орегонских ведомств. Врач и один из сотрудников тяжело заболели, однако в конце-концов поправились.

После того, как в сентябре 1985 Шелла и её команда в спешном порядке покинули коммуну, Ошо созвал пресс-конференцию, на которой сообщил информацию об их преступлениях и попросил прокуратуру инициировать расследование. В результате расследования Шелла и многие её сотрудники были задержаны, а позже - осуждены. Несмотря на то, что сам Ошо не участвовал в преступной деятельности , его репутации (особенно на Западе) был нанесён значительный урон .

23 октября 1985 федеральный суд присяжных на закрытом заседании рассмотрел обвинительное заключение против Ошо в связи с нарушениями иммиграционного законодательства. 28 октября 1985 после перелёта в Ошо был задержан без ордера на арест (на этот момент обвинение ещё не было официально предъявлено), мотивируя это попыткой Ошо покинуть США. По этой же причине Ошо отказали в праве выхода под залог. По совету своих адвокатов Ошо подписал Alford plea - документ согласно которому обвиняемый не признаёт себя виновным, однако соглашается с тем, что существуют доказательства, достаточные для его осуждения. В результате Ошо был условно осуждён и депортирован из США.

В ноябре 1987 Ошо заявил, что в течении 12 дней, которые он пробыл в тюрьмах США, он подвергался от , на котором он спал и был отравлен .

Учение Ошо

В изложении взглядов Ошо об истинной природе человека и методах обращения к ней следует быть очень бдительным и осознанным; Раджниш не писал книг, а своё учение передавал в виде бесед, всякий раз обращённых к конкретной аудитории или даже к конкретному человеку. Неудивительно, что при подобной - контекстной - подаче часть материала всякий раз оказывалась оформлена по-новому, а в некоторых беседах можно обнаружить значительное отличие от прежде сказанного - например, одному человеку Ошо мог сказать: «Мир статичен», а другому - «Мир постоянно меняется!». Таким образом он пытался привести человека в "точку равновесия", чтобы он не был однобоким, всегда находился в поиске. Многих людей ставят в тупик противоречия в беседах Ошо. Вот, что говорит он по этому поводу: "Мои друзья удивляются: "Вчера ты говорил одно, а сегодня - другое. Чего же нам слушаться?" Я могу понять их недоумение. Они ухватились только за слова. Разговоры не представляют для меня никакой ценности, только пустоты между произносимыми мной словами - вот, что ценно. Вчера я распахнул двери к моей пустоте при помощи одних слов, сегодня я открываю их, прибегая к другим словам. Та пустота, которая проявляется между словами, - вот что для меня важно. Двери могут быть деревянными, золотыми, серебряными; может, их украсили узорами из листьев и цветов. Будут они простыми или орнаментированными - все это не имеет значения. Лишь открытая дверь, то пустое пространство имеет значение. Для меня слова - лишь инструмент, помогающий открыть пустоту."

Ошо о Радости

Пение, пляска - это, несомненно, язык радости, но можно выучить язык, не узнав радости. Этим и занимается все человечество: люди учатся только жестам, пустым жестам.

"- В чем причина твоей радости. Учитель?" эту цитату Ошо разьясняет так - У радости нет причины, у радости не может быть причины. Если у радости есть причина, это вообще не радость; радость может, быть только беспричинной, необусловленной. Есть причина у болезни, но у здоровья?.. Здоровье естественно. Спросите доктора: "Почему я здоров?" - он не ответит. Он может ответить на вопрос: "Почему я болен?" - ибо у болезни есть причина. Он может диагностировать эту причину, определить, почему вы больны, но никто не может найти причину, по которой человек здоров. Здоровье естественно, здоровье - это то, как должно быть. Болезнь - это то, как не должно быть. Болезнь означает, что что-то не так. Когда все в порядке, человек здоров. Когда все сонастроено, человек здоров, тут нет никакой причины. "

Ошо-движение

Раджниш совершенно неодобрительно относился к любым объединениям, в том числе и религиозным, и неоднократно предостерегал своих последователей от создания организаций по типу «следования»; он рекомендовал, в случае своей смерти, незамедлительно отправиться на поиски «живого Мастера».

Однако это предписание не было выполнено, и после ухода Мастера «новая саньяса» организовала множество ошо-центров по всему миру; наиболее известным из них является «медитационный курорт» в Пуне, Индия. В центрах проводятся групповые медитации - разработанные как Раджнишем, так и его учениками.

Шри Раджниш Ошо - Будда: пустота сердца - читать книгу онлайн бесплатно

Annotation

Ошо, также известный во всем мире под именем Бхагван Шри Раджниш, - просветленный Мастер нашего времени. Ошо означает «океанический, растворенный в океане». В этой книге он говорит о том, что внутри каждого человека уже живет Будда - необходимо лишь раскрыть Вселенную внутри себя. Ошо на примерах высказываний известных Мастеров Дзен показывает путь достижения состояния внутренней гармонии и счастья, вечности и бессмертия, свободы и просветления.

Бхагаван Раджниш
Будда: Пустота Сердца

Беседы проведены Раджнишевским Международным Университетом Мистицизма в Аудитории Гаутамы Будды

Пуна, Индия

Сентябрь 8-15, 1988

ВВЕДЕНИЕ

Эта книга описывает забытую землю, ее слова - это слова забытого языка. Для того, чтобы услышать их, необходимо повернуться в новом направлении, они входят в вас с черного хода.

И тогда, как будто кто-то в самом нашем сердце стоит на вершине, описывая вид вокруг: прохладу воздуха, аромат цветов, тишину Луны.

Он описывает пространства, которые кажутся такими далекими от тех мест, где мы прожили наши жизни, но часто колокольчики звучат между словами - те колокольчики, что звенят в нас, когда проснулась забытая истина. А в истине голос и то, что он описывает, часто кажется знакомым. Проникая глубже в эту книгу, мы начинаем подозревать, что, может быть, мы даже жили здесь когда-то, и когда-то эти пространства были нашим домом. И, может быть, эта земля на самом деле не так далека, в конце концов мы натыкаемся на нее как раз в такие моменты.

Откройте черный ход для этих слов и слушайте.

Слушайте этот магический язык и слушайте колокольчики, которые звенят так весело в промежутках. Может быть, это как раз ваш собственный Будда дергает за веревки колокольчиков, колокольчиков, которые звенят тебе:

«Твое собственное существо такое чистое, такое незагрязненное, даже частичка пыли никогда не долетала сюда - не могла долететь. Только твое сознание может достигнуть этого места, и сознание возникает в тебе вместе с не-умом. В состоянии не-ума ты становишься проснувшимся, внимательным, и некуда уходить отсюда, потому что все мысли ушли. Поэтому ты обращаешься внутрь, и в первый раз встречаешь свое собственное изначальное существо».

Loading...Loading...