Прп моисей мурин житие. Как следует молиться Моисею Мурину от пьянства? Гроза караванных путей

Жил в IV ве-ке. Ро-дом из Эфи-о-пии, раб од-но-го знат-но-го че-ло-ве-ка, из-гнан-ный им за ху-дое по-ве-де-ние, он не за-хо-тел в чест-ном тру-де про-во-дить жизнь свою, а сде-лал-ся пред-во-ди-те-лем раз-бой-ни-ков. Несколь-ко лет про-был в та-кой гре-хов-ной жиз-ни раз-бой-ник Мо-и-сей, но по ве-ли-кой ми-ло-сти Бо-жи-ей рас-ка-ял-ся, оста-вил шай-ку раз-бой-ни-ков и ушел в од-ну из пу-стын-ных оби-те-лей и здесь рев-ност-но ис-пол-нял все ино-че-ские по-слу-ша-ния.

Но не ско-ро оста-ви-ли быв-ше-го раз-бой-ни-ка вос-по-ми-на-ния преж-ней раз-вра-щен-ной жиз-ни. Осо-бен-но силь-но бо-ро-ла его блуд-ная страсть. По со-ве-ту од-но-го стар-ца пре-по-доб-ный Мо-и-сей из-ну-рял плоть свою уси-лен-ным по-стом, непре-стан-ным по-дви-гом мо-лит-вы; це-лые но-чи в про-дол-же-нии ше-сти лет про-ста-и-вал он на мо-лит-ве, по-чти не смы-кая очей. Но и столь уси-лен-ные мо-ле-ния не мог-ли сми-рить его плот-ских во-жде-ле-ний. На-ко-нец, пре-по-доб-ный Мо-и-сей на-шел сред-ство к по-бе-де над вра-же-ски-ми ис-ку-ше-ни-я-ми. По-преж-не-му сми-ряя плоть свою по-дви-га-ми, он по но-чам об-хо-дил пу-стын-ни-ков, со-би-рал пу-стые во-до-но-сы и, на-пол-няя их во-дой, ста-вил у вхо-да в кел-лии. С это-го вре-ме-ни в ду-ше пре-по-доб-но-го Мо-и-сея во-дво-ри-лось спо-кой-ствие, трез-вен-ность мыс-лей и со-вер-шен-ное от-чуж-де-ние плот-ских во-жде-ле-ний.

Про-во-дя мно-го лет в ино-че-ских по-дви-гах, пре-по-доб-ный Мо-и-сей был ру-ко-по-ло-жен во диа-ко-на, за-тем в пре-сви-те-ра, в сане ко-то-ро-го под-ви-зал-ся 15 лет и со-брал во-круг се-бя 75 уче-ни-ков. Ко-гда пре-по-доб-но-му ис-пол-ни-лось 75 лет, он пре-ду-пре-дил сво-их ино-ков, что вско-ре на скит на-па-дут раз-бой-ни-ки и умерт-вят всех на-сель-ни-ков. Свя-той бла-го-сло-вил ино-ков уй-ти за-бла-говре-мен-но, чтобы из-бе-жать на-силь-ствен-ной смер-ти. Уче-ни-ки ста-ли про-сить пре-по-доб-но-го уй-ти вме-сте с ни-ми, но он от-ве-тил: «Я уже мно-го лет ожи-даю вре-ме-ни, ко-гда на мне ис-пол-нит-ся сло-во Вла-ды-ки мо-е-го, Гос-по-да Иису-са Хри-ста, ска-зав-ше-го: «Вси, при-ем-шии нож, но-жом по-гиб-нут» ()». На-пав-шие раз-бой-ни-ки уби-ли пре-по-доб-но-го Мо-и-сея и остав-ших-ся с ним шесть ино-ков († 400 г.).

См. так-же: " " в из-ло-же-нии свт. Ди-мит-рия Ро-стов-ско-го.

Молитвы

Тропарь преподобному Моисею Мурину

Пусты́нный жи́тель, и в телеси́ А́нгел,/ и чудотво́рец яви́лся еси́, Богоно́се о́тче наш Моисе́е:/ посто́м, бде́нием, моли́твою, Небе́сная дарова́ния прии́м,/ исцеля́еши неду́жныя, и ду́ши ве́рою приходя́щих ти./ Сла́ва Да́вшему тебе́ кре́пость,/ сла́ва Венча́вшему тя,// сла́ва Де́йствующему тобо́ю все́м исцеле́ния.

Перевод: Пустынным жителем, и во плоти Ангелом, и чудотворцем явился ты, отче наш Моисей: постом, молитвою небесные дарования стяжав, исцеляешь ты болящих и души с верою прибегающих к тебе. Слава Давшему тебе силу, слава Увенчавшему тебя, слава Совершающему через тебя всем исцеления.

Кондак преподобному Моисею Мурину

Му́рины зауши́в, и ли́ца де́монов поплева́в,/ мы́сленно просия́л еси́/ я́коже со́лнце све́тлое,/ све́том жития́ твоего́// и уче́нием наставля́я ду́ши на́ша.

Перевод: Темные силы победив и демонов оскорбив, духовно просиял ты, как яркое солнце, светом жизни твоей и учением наставляя души наши.

Молитва преподобному Моисею Мурину

О, преподо́бный, ты от тя́жких грехо́в дости́г пречу́дных доброде́телей, помоги́ моля́щимся тебе́ раба́м Бо́жиим (имена) , влеко́мым в поги́бель оттого́, что предаю́тся безме́рному, вре́дному для души́ и те́ла употребле́нию вина́. Склони́ на них свой ми́лостивый взор, не отклони́ и не пре́зри их, но внемли́ им, прибега́ющим к тебе́. Моли́, свято́й Моисе́й, Влады́ку Христа́, что́бы не отве́рг их Он, Милосе́рдный, и да не возра́дуется диа́вол их поги́бели, но да пощади́т Госпо́дь этих безси́льных и несча́стных, кото́рыми овладе́ла па́губная страсть пия́нства, ведь мы все Бо́жии созда́ния и иску́плены Пречи́стою Кро́вию Сы́на Его́. Услы́шь же, преподо́бный Моисе́й, их моли́тву, отгони́ от них диа́вола, да́руй им си́лу победи́ть страсть, помоги́ им, простри́ твою́ ру́ку, вы́веди их на путь добра́, освободи́ их от ра́бства страсте́й и изба́вь их от винопи́тия, что́бы они́, обновле́нные, в трезве́нии и све́тлом уме́ возлюби́ли воздержа́ние и благоче́стие, и ве́чно прославля́ли Всеблаго́го Бо́га, всегда́ спаса́ющего Свои́ созда́ния. Ами́нь.

Молитва вторая преподобному Моисею Мурину

О, вели́кая си́ла покая́ния! О, неизмери́мая глубина́ милосе́рдия Бо́жия! Ты, преподо́бный Моисе́й, был пре́жде разбо́йником, но пото́м ужасну́лся свои́х грехо́в, воскорбе́л о них и в раска́янии прише́л в монасты́рь и там в вели́ком пла́че о свои́х беззако́ниях и в тру́дных по́двигах проводи́л свои́ дни до кончи́ны и удосто́ился Христо́вой благода́ти проще́ния и да́ра чудотворе́ния.
О, преподо́бный, ты от тя́жких грехо́в дости́г пречу́дных доброде́телей, помоги́ и моля́щимся тебе́ раба́м (имена) , влеко́мым в поги́бель от того́, что предаю́тся безме́рному, вре́дному для души́ и те́ла употребле́нию вина́. Склони́ на них свой ми́лостивый взор, не отклони́ и не пре́зри их, но внемли́ им, прибега́ющим к тебе́.
Моли́, свято́й Моисе́й, Влады́ку Христа́, что́бы не отверг их Он, Милосе́рдный, и да не возра́дуется диа́вол их поги́бели, но да пощади́т Госпо́дь этих бесси́льных и несча́стных (имена) , кото́рыми овладе́ла па́губная страсть пья́нства, ведь мы все Бо́жьи созда́ния и иску́плены Пречи́стой Кро́вью Сы́на Его́. Услы́шь же, преподо́бный Моисе́й, их моли́тву, отгони́ от них диа́вола, да́руй им си́лу победи́ть их страсть, помоги́ им, простри́ твою́ ру́ку, вы́веди их на путь добра́, освободи́ их от ра́бства страсте́й и изба́вь их от винопи́тия, что́бы они́ обновле́нные, в трезве́нии и све́тлом уме́ возлюби́ли воздержа́ние и благоче́стие и ве́чно прославля́ли Всеблаго́го Бо́га, всегда́ спаса́ющего свои́ созда́ния. Ами́нь.

Блаженный Моисей был по происхождению эфиопом и душу имел такую же черную, как и кожу. Он был рабом у одного чиновника, который прогнал его за кражи и дурные поступки. Тогда он стал предводителем разбойников, которые применяли любые средства, даже убийство, чтобы совершить кражу.

Но после одного из происшествий в Моисее проснулась совесть. Пораженный любовью Христовой, он возненавидел грех, а также и свою прошлую жизнь, и твердо решил выказать горячее покаяние. Приняв крещение, он тотчас же удалился в пустыню Скит, в место уединенное и лишенное всякого человеческого утешения: у него не было даже малого количества воды, чтобы подкрепить свое тело, иссушенное солнцем и подвижническими трудами.

Однажды четверо разбойников набросились на него, когда он сидел в келье. Моисей, который был наделен необычайной силой, связал их и, неся на спине, как мешок с соломой, принес в церковь, говоря: «Мне не позволено делать зло кому бы то ни было. Что вы прикажете об этих людях?» Узнав, что это Моисей, знаменитый главарь разбойников, четыре человека решили, что раз такой злодей стал служить Богу, то и от них спасение недалеко, и стали монахами.

Несмотря на покаяние и аскетические подвиги, Моисея продолжали обуревать страстные привычки. Эта вторая натура так глубоко укоренилась в нем, что он должен был вести в течение десяти лет беспощадную борьбу против блудного беса. Однажды, уже готовый уступить отчаянию и прекратить борьбу, он посетил великого авву Исидора, Скитского священника. Когда Моисей рассказал ему о своих искушениях, старец ответил, что не следует удивляться жестокости этой брани, потому что закоренелый грешник подобен собаке мясника, которая привыкла обгладывать кости и не может отказаться от этой привычки, когда ее прекратили кормить и закрыли мясную лавку. Также и грешнику недостаточно перестать совершать грех, ему необходимо изгнать дурную привычку благой привычкой к добродетели, умерщвляя плоть долгие годы. Бес, придя в отчаяние от того, что остался без горючего для разжигания нечистых желаний в сердце, прекратит борьбу.

Вернувшись в келью, Моисей предался крайне суровой аскезе: он съедал всего около 340 граммов сухого хлеба в день, изнурял тело трудом и молился 50 раз в день. Но изнурение тела было тщетным: он продолжал разжигаться, особенно во сне. Тогда подвижник пошел за советом к другому великому старцу, и тот посоветовал добавить к воздержанности тела воздержанность разума, очищая его бдениями. С этого времени Моисей присоединил к посту бдение в течение всей ночи: в течение шести лет он каждую ночь стоял посредине кельи на молитве, не смыкая глаз. Поскольку помыслы продолжали его осаждать, он завершил созидание в себе нового человека горячей любовью к братиям. По ночам он обходил кельи престарелых отшельников, у которых больше не было сил принести воды, и наполнял их кувшины из колодца, который находился в нескольких километрах оттуда.

Разгневанный бес, видя, что он со всех сторон побежден служителем Божиим, напал на Моисея однажды ночью, когда он наклонился над колодцем, и нанес ему сильный удар дубиной по пояснице. На следующий день один брат, придя набрать воды, нашел его там распростертым и полумертвым и сообщил об этом авве Исидору.

Моисея перенесли в церковь, но только по прошествии года он восстановил свои силы. Исидор убеждал его прекратить вызывать бесов на битву, ведь во всем есть мера, но доблестный воин Христов ответил: «Я не могу прекратить, поскольку меня возмущают образы, порождаемые бесами». Старец возвестил подвижнику, что отныне он будет освобожден от мечтаний и что это искушение Бог попустил, дабы он не хвалился, что превозмог страсть собственными силами.

Моисей вернулся в келью. Через два месяца он вновь навестил Исидора и объявил, что не испытывает больше никакого беспокойства. Помимо благодати бесстрастия, Бог даровал ему власть над бесами и превратил его необузданный нрав в беспримерные милосердие и кротость.

Однажды некий брат из Скита совершил проступок. Отцы собрались, чтобы его судить, и пригласили авву Моисея присоединиться к ним, но тот отказался пойти на собрание. Поскольку все его ждали и у них было обыкновение не начинать собрания, пока все подвижники не соберутся, священник послал за Моисеем. Моисей поднялся, взял дырявую корзину, наполнил ее песком и отправился на собрание. Монахи, вышедшие ему навстречу, спросили: «Что это такое, отче?» Старец ответил: «Мои грехи сыплются сзади меня, и я не вижу их, а я пришел сегодня, чтобы судить прегрешения другого!» Услышав это, отцы раскаялись, не сказали ничего виновному брату и простили его.

Один брат пришел в Скит, чтобы посетить старцев, и прежде всего хотел увидеть знаменитого авву Арсения, но тот не согласился его принять. После этого он пошел к авве Моисею, который принял его радостно и любезно. Смущенный такой разницей в обхождении, брат молился Богу, спрашивая, как это произошло, что один старец избегает людей во имя Его, а другой по тем же соображениям принимает их с распростертыми объятиями. Тогда ему было видение двух больших лодок на реке: в одной он увидел авву Арсения и Дух Божий, плывущих на ней в мире, а на другой - авву Моисея и ангелов Божиих, которые питали его медовыми пирожками.

Стяжав великое благоволение у Бога и став священником, авва Моисей обратил примером своих добродетелей 70 из своих бывших товарищей по разбою, которые сделались его учениками. Он учил их избавляться от страстей с помощью подвижнических трудов и пребывания в келье, как если бы они были в могиле, мертвые для всякого человека. Он говорил: «Сиди в своей келье, и она научит тебя всему» (ср.: Ин. 14: 26). Когда у него спрашивали, что означает умереть для всякого человека, он отвечал: «Умереть для своего ближнего - значит носить свои прегрешения и не заботиться узнавать о ком-либо, плох он или хорош. Если мы будем внимательно относиться к нашим собственным прегрешениям, мы не будет видеть прегрешений ближнего. Ведь безумие для человека, у которого дома покойник, оставлять его там и идти плакать о смерти соседа». Когда его спрашивали, для чего служат все эти умерщвления плоти, которым обязательно подвергают себя монахи, все эти посты и бдения в течение всей жизни, он отвечал: «Они делают душу смиренной. Ведь если душа берет на себя весь этот труд, Бог примет ее с состраданием».

Авве Моисею было 75 лет, когда он объявил, что варвары-мазики скоро нападут на Скит (407). Все монахи приготовились бежать, кроме него самого. Когда братия спросили, почему он остается столь безмятежным, Моисей ответил: «Я жду этого дня уже столько лет, чтобы исполнилось слово Господа нашего Иисуса Христа: “Все, взявшие меч, мечом погибнут” (Мф. 26: 52)». Получив наставление от его слов, братия объявили: «Мы тоже не будем убегать, но останемся, чтобы умереть с тобой». Старец ответил: «Это не мое дело. Пусть каждый рассудит свои собственные поступки и сделает согласно тому, что Господь ему откроет». Варвары разграбили знаменитый монашеский центр Скит, убив безжалостно всех, кого нашли. Когда они пришли к келье аввы Моисея и его семи учеников, один из монахов спрятался позади кучи веревок. Когда варвары убили святых отцов, он увидел, как семь венцов сошли с неба и опустились на их тела.

Составитель — иеромонах Макарий Симонопетрский,
адаптированный русский перевод — издательство Сретенского монастыря

В странах египетских проживал разбойник по имени Моисей, родом мурин (эфиоп), лицом темный. Сначала он был рабом, но за убийства был прогнан своим господином и присоединился к разбойникам, став их атаманом. Совершая разбой, Моисей вместе с товарищами производил много кровопролитий и других преступлений, прославившись своей жестокостью.

Преподобный Моисей Мурин. Фреска. Монастырь Дионисиат (Афон), 1547 год

Долгое время Моисей проводил жизнь в греховных делах, но однажды Бог умилосердился над ним и призвал к покаянию. Свирепый грешник умилился сердцем, раскаялся в своих злодеяниях, оставил разбой и своих товарищей, пошел в пустынный монастырь и предал себя в повиновение и послушание игумену и братиям, более же всего Самому Богу. Моисей проливал много слез и днем и ночью, каясь о содеянных ранее грехах своих; все послушания он исполнял неленостно и наконец стал славным иноком. Спустя некоторое время Моисей ушел в отшельническую келию. Здесь он жил в безмолвии, помышляя о Боге и очищая теплым покаянием свои прежние беззакония.

Когда Моисей проводил такую покаянную жизнь, на него, находившегося в келии, напали четыре разбойника, не знавшие, что то был Моисей. Он же поборол их всех, связал и, взяв их на плечи, как связки снопов, принес в монастырь, со словами: "Что посоветуете сделать с ними? Я не должен никого обижать, но они пришли ко мне, и я взял их". Отцы приказали ему развязать тех разбойников и отпустить их на свободу, сказав: "Мы никого не должны убивать". Разбойники же узнали Моисея, ранее бывшего их начальником, удивились таковой перемене жизни его, умилились, пришли в страх Божий и, покаявшись, тоже стали со временем славными иноками. И не только эти четыре, но и другие разбойники, услышав о своем вожде Моисее, также оставили греховные дела, приняли иноческий постриг и стали подвизаться в посте и молитве.

Моисей же продолжал пребывать в трудах покаяния. Однако не скоро оставили бывшего разбойника воспоминания о прежней жизни. Особенно сильно мучили подвижника скверные помышления и плотская брань, отчего он чуть было не изменил своему иноческому обету. Но, прибегнув к совету опытного старца, Моисей начал изнурять плоть свою сильнейшим постом. Однако вражии искушения не оставляли его. Тогда Моисей последовал совету еще одного старца и начал упражняться также в подвигах непрестанной молитвы и бдения. В продолжение шести лет он целые ночи простаивал на молитве, не смыкая очей. Но и это не могло смирить его плотских вожделений.

Наконец, Моисей нашел средство к победе над вражескими искушениями. По-прежнему "плоть порабощая пощенми" и "болезнми воздержания крепкими", он каждую ночь с молитвой обходил пустынников, собирал их водоносы и, наполнив водой, вновь ставил у вода в келии. Такой труд был большим облегчением для многих иноков, по старости не способных принести себе воды, а для преподобного Моисея оказался спасительным средством к погашению в его душе страстных вожделений и стреляний "ефиопов мысленных". Произошло это также по молитвам преподобного Исидора.

Так, святой Моисей рассказывал, что этот его подвиг был особенно ненавистен диаволу, который причинил однажды такую неприятность: как-то раз ночью блаженный наклонился в колодец с сосудом одного старца, намереваясь почерпнуть воду, и в это время диавол сильно ударил его древом по спине; старец упал без чувств и лежал как мертвый. Утром к колодцу пришли монахи, дабы взять здесь воды, и увидели распростертого Моисея. Монахи пошли к великому Скитскому авве Исидору и рассказали ему обо всем. Он же, придя с братией, взял Моисея и принес к храму. И был недужен Моисей, как расслабленный, и страдал так, что едва выздоровел через год.

Потом сказал ему авва Исидор: "Брат Моисей! Не увеличивай своей брани с бесами сверх сил, ибо и дерзновении необходимо хранить меру". Непобедимый воин Христов Моисей отвечал на это: "Я не окончу борьбы до тех пор, пока мерзкие мечтания сонные не оставят меня". Тогда авва Исидор сказал ему: "Во имя Господа нашего Иисуса Христа, уже ныне оставляют тебя эти вожделения плотские; теперь ты будешь в мире; приступи же с дерзновением и причастись Божественных Таин Тела и Крови Христовых. Знай, что эта тяжелая брань плотская была попущена тебе ради того, чтобы ты не возгордился, будто бы своими пощениями и подвигами преодолел страсти, и дабы ты, возгордившись, не погиб". Услышав эти слова, Моисей причастился Таин Божественных, ушел в келию свою и подвизался уже в мире, будучи полностью свободен от плотских обуреваний и проводя строгое постническое безмолвное житие.

Вместе с тем преподобный Моисей Мурин получил от Бога великую власть над бесами, презирая их, как надоедливых мух; и исполнился преподобный благодати Духа Святого, и был славен среди подвижников.

Случилось, что о нем узнал и правитель страны той и отправился в Скит, желая видеть авву Моисея. Старец был извещен об этом, и, выйдя из келии, замыслил убежать в болото и тростник. По дороге слуги княжеские встретили его и спросили, где находится келия аввы Моисея. Он ответил: "Что вам нужно от него? Старец тот неразумен, лжив и проводить жизнь греховную". Они же, услышав эти слова, изумились. И когда пришли к храму, то князь сказал клирикам: "Я слышал об авве Моисее и пришел принять благословение от него; но нас встретил некий монах, шедший в Египет, и когда мы спросили его о том, где живет авва Моисей, то он охулил Моисея, назвав его старцем неразумным, лживым и проводящим греховную жизнь". Услышав это, клирики весьма опечалились и спросили, каков из себя был тот старец. Им ответили: "Это был старец высокий, темный лицом, в худой одежде". Клирики сказали: "Поистине тот и был аввою Моисеем; но так как он не пожелал показать вам себя, чтобы не принимать почестей от вас, то и сказал дурное о себе, как бы о ком другом". Получив многую пользу, князь ушел, прославив Бога.

Так избегал преподобный Моисей славы и почестей людских и чуждался беседы с приходившими к нему мирянами, хотя был гостеприимен, ибо принимал с любовью всех, приходивших к нему, странствующих братий, как о страннолюбии его записано в Отечнике.

Однажды всем отцам пустынникам было дано в Скиту повеление поститься всю неделю и учинить Пасху. Случайно в это время некоторые странствующие братья пришли к Моисею. Старец с любовью приготовил для них немного вареной пищи, но соседи увидали дым и сказали клирикам, что Моисей нарушил повеление и варит себе пищу. Клирики на это сказали: "Обличим его тогда, когда он придет в собрание". Когда наступила суббота и Моисей пришел в храм, то, узнав, как все было, клирики ему сказали: "Отче Моисей! Ты нарушил заповедь человеческую, но исполнил заповедь Божию".

Вот что повествуется также в житии преподобного Арсения Великого. Некоторый брат пришел издалека в Скит для того, чтобы видеть преподобного Арсения. Однако, встретившись с ним, брат не сподобился слышать слов его, ибо старец сидел молча, глядя на землю. После того странствующий инок начал упрашивать брата привести его к Моисею. Брат согласился исполнить его просьбу и повел его к преподобному. Моисей принял их с радостью, предложил отдохнуть и подкрепиться пищей и, оказав им большую любовь, отпустил их от себя. Дорогой скитский брат спросил пришельца: "Вот ты видал и отца Арсения, и отца Моисея. Кто из них лучше, по твоему мнению?" Брат отвечал на это: "Лучший из них тот, кто принял нас с любовью".

Но один инок, узнав об этом, стал молиться к Богу: "Господи! Скажи мне, кто из них более совершенен и заслуживает большей благодати Твоей: тот ли, кто скрывается от людей ради Тебя, или тот, кто принимает всех также ради Тебя?" Этот инок в ответ на молитву свою имел следующее видение: ему представились два корабля, плывшие по какой-то очень большой реке; в одном корабле находился преподобный Арсений, и Сам Дух Божий управлял кораблем его, соблюдая его в великой тишине; в другом был преподобный Моисей, кораблем же его управляли Ангелы Божии, влагавшие мед в уста Моисея.

Проведя долгое время в трудах постнических, преподобный Моисей был сподоблен сана пресвитерского, по некоему откровению Божию. Когда он был произведен в первую степень священническую, то был облечен в стихарь; при этом епископ сказал ему: "Вот авва Моисей ныне весь бел (стихари были белые)". Моисей же ответил епископу: "Владыко! Что делает священником: внешнее или внутреннее?"

Епископ же, дабы увериться в том, действительно ли Моисей - раб Христов, имеющий добродетели внутри души своей, сказал клирикам: "Когда Моисей войдет в алтарь, изгоните его; потом идите за ним и слушайте, что он будет говорить". Клирики так и сделали, сказав при этом: "Выйди вон, мурин!" Он же, выйдя, начал укорять себя: "Правильно поступили с тобою, пес, правильно, мракообразный эфиоп, - ибо ты недостоин войти в святое место. Ты не человек! Как же осмеливаешься ты подходить к людям и служителям Божиим?" Услышав это, клирики возвестили епископу. Тогда епископ приказал снова позвать Моисея в алтарь и хиротонисал его в сан пресвитера. Потом спросил его: "Что думал ты, отче, тогда, когда, быв изгнан, ты был возвращен снова?" Моисей отвечал: "Я сравнивал себя со псом, который, будучи изгнан, бежит, а будучи призываем обратно, быстро возвращается". И сказал епископ: "Поистине этот человек достоин божественной благодати, ибо Бог дает благодать только смиренным".

Приняв на себя сан пресвитера, преподобный Моисей подвизался еще пятнадцать лет. Имея от рождения семьдесят пять лет, он собрал кругом себя семьдесят пять учеников.

Скончался же преподобный Моисей Мурин мученически. Однажды, находясь среди братий, он прорек, что в Скит придут, дабы посечь монахов, и велел всем бежать. Братия же вопросили: "Почему же ты, отче, не бежишь отсюда?" Но он сказал им: "Я уже много лет ожидаю того времени, когда на мне исполнится слово Владыки моего, Господа Иисуса Христа: все, взявшие меч, от меча и погибнут (Мф.26:52). На это братия сказали ему: "И мы не побежим, но умрем с тобою!" Но он ответил: "Я в этом не нуждаюсь; пусть каждый поступает так, как находит лучшим".

Тогда братия убежали с места того, и только семь иноков остались при преподобном. Спустя некоторое время старец сказал им: "Варвары уже близко!"

Один из иноков, испугавшись, убежал из келии и скрылся в некоем месте. Варвары, войдя в келию, умертвили святого Моисея и находившихся с ним шесть иноков. Спасшийся же от смерти инок, находясь в потаенном месте, видел небо отверстым и семь пресветлых венцов, нисходивших с неба. После того, как варвары ушли, инок сей возвратился в келию и, найдя Моисея и прочих иноков умерщвленными, начал горько плакать. Потом пришли остальные братия и с плачем похоронили умерщвленных.

Так окончилась жизнь преподобного отца нашего Моисея Мурина, из разбойников сделавшегося иноком и искренним раскаянием угодившего Богу, так что ему, как мученику, отверзен был не только рай, но и самое небо, и он был украшен венцом славы. Кончина же святого Моисея Мурина последовала около 400 года.

***

Молитва преподобному Моисею Мурину:

Молитва преподобному Моисею Мурину . Преподобный Моисей Мурин - покаявшийся убийца и разбойник - помощник в трезвости и целомудрии. Ему молятся для преодоления страсти пьянства и блуда, и также об обращении ко Христу душ, согрешивших тяжкими преступлениями

Житийная и научно-историческая литература о преподобном Моисее Мурине:

  • Житие преподобного Моисея Мурина, Эфиопского, иеромонаха - Храм Всех Святых на Кулишках
  • Преподобный Моисей Мурин - Православие.Ru

Преподобный Моисей Мурин; фрагмент иконы, 20 в. Изображение с сайта pinterest.com

Сегодня празднуется память чернокожего святого преподобного Моисея Мурина. Преподобного Моисея особенно любят в Америке, причем не только темнокожие христиане. Особенное отношение к Моисею Мурину в доме трудолюбия в Бруклине, где бездомные наркоманы и алкоголики из числа русских эмигрантов получают шанс начать новую жизнь. Священник Вадим Арефьев, руководитель дома трудолюбия имени святого праведного Иоанна Кронштадтского в Бруклине, рассказал нам, почему история Моисея Мурина для его общины особенная.

Посмотрел на небо и вдруг бросил все

Мы поминаем этого святого не только на каждой проскомидии, но и на каждом освящении хлебов, каждом молебне, везде и всюду. Что нас особенно привлекает в его личности? По житию этот человек вырос, скорее всего, в бандитской среде. Вероятно его родители тоже были какими-то бандитами и жили в шайке, и он буквально с молоком матери впитал весь ужас кровопролития, беззаконий, грабежей и насилия (это уже по моим предположениям, мы не находим в житии описания его детства). Переломным в его жизни стал один единственный вздох ко Творцу. Среди ночи, как описывает житие, он посмотрел на небо, глубоко вздохнул о Боге, почувствовал Его близость, и бросил все, чем жил до этого, бросил свою огромную непобедимую банду и ушел к стенам монастыря и встал перед входом на колени.

Монахи, увидев Моисея, стали готовиться к смерти. Дело в том, что фигура Моисея была знаменательной в восточных странах того времени. У Моисея банда была размером с небольшую армию. И когда он со своей бандой подходил к небольшим городам, то люди предпочитали все бросить и уйти. Сам Моисей был абсолютно бесстрашным и свирепым воином. Судя по описаниям, он был огромного роста, около 2 метров, и очень крепко сложен – сплошная гора мышц. При этом он обладал фантастическими, практически звериными, реакцией и скоростью. Как говорит житие, Моисей мог голыми руками расправиться с несколькими вооруженными людьми.

Насколько любит нас Господь, что такой человек, живущий практически в единении с силами бесовскими, сросшийся с этим злом, вдруг за одну секунду может полностью переломиться и стать по сути преподобным. Еще не по форме, еще он близко не подошел к святости, но за этот один единственный вздох он уже стал другим человеком и не может больше мыслить как бандиты и даже как миряне, его душа уже зовет к уединению и молитве.

Этот момент перелома, о котором мы редко молимся. Мы как-то спасаемся потихонечку. Что-то доброе сделали, не забыли кому-то руку протянуть и все, мы вроде бы уже на пути ко спасению. А на самом деле этот вздох, этот вопль ко Господу так важен! Пока мы не прокричим в душе «Господи, спаси, погибаю!» Господь не Спаситель для нас, а просто какой-то абстрактный Бог. Как только мы вопием, действительно «тонем, погибаем, спаси!» вот тут Он бросается к нам и протягивает руку помощи. Очевидно, именно это и происходит с бандитом, и он становится преподобным.

Авва Моисей ныне весь бел

Современный вид одного из древнейших коптских монастырей. Изображение с сайта wikipedia.org

Но монахи этого еще не знали. Привратник, увидев, кто стоит перед воротами, решил, что братию ждет смерть. Всем монахам в обители вместе взятым было не справиться с этим бандитом, а может быть и его армия была где-то неподалеку. Братия монастыря идет готовиться к смерти: монахи закрываются на все замки и во главе с игуменом спокойно причащаются перед смертью, обнимаются, и готовятся отойти в мир иной. А Моисей стоит, стоит часами, пока не падает без сознания под палящим солнцем. Игумен понимает что происходит, и просит открыть ворота и внести Моисея. Моисей приходит в себя и говорит, что хочет только одного: «Исповедуй меня, отче святый». Моисей исповедовался несколько часов, и бедный игумен был потрясен потоком зла, который человек вылил перед Господом, и тем, насколько глубоко раскаялся этот бандит и убийца.

Моисею долго не верили, давали самые тяжелые послушания – чистить отхожие места, носить днем воду из колодца и тому подобное. Вдруг братия стала замечать, что кто-то им помогает, пока они спят, и по ночам исполняет их самые тяжелые послушания. Но однажды утром братья увидели Моисея лежащим без сознания у колодца. Ночью, когда он носил воду для других монахов, он так устал, что упал от изнеможения. Его отнесли в монастырь, и так братия поняла, кто все это время втайне помогал им.

Спустя много лет епископ посчитал, что Моисей достоин священнослужения. Моисей, будучи мантийным монахом, становится иеродиаконом. По этому случаю епископ облек его в белую одежду и сказал: «Авва Моисей ныне весь бел». По описаниям, более благоговейного иеродиакона сложно было найти. Но епископ никак не мог решиться рукоположить его во священники, помня о его страшных преступлениях. Тогда епископ решил Моисея смирить и проверить. Он попросил маленьких мальчиков, прислуживающих в алтаре, пойти и искусить Моисея. Они пошли и стали кричать ему в лицо что-то очень обидное, вспоминали ему цвет его кожи и кричали «вон отсюда, и чтобы твоя нога не переступала порога Божиего алтаря». А епископ издали наблюдал за этой сценой, никак не обнаруживая себя. И был поражен, увидев, как этот огромный черный великан встал на колени перед детками, приложил голову к земле и сказал: «Вы даже не подозреваете, насколько вы правы. Я – окаянный грешник, и не только у алтаря не достоин служить, но даже и переступить порог святой церкви». И Моисей горько заплакал и вышел из алтаря. Тогда епископ призвал Моисея и рукоположил в священники, и Моисей стал иеромонахом.

Смерть преподобного – пример священникам

Преподобный Моисей Мурин, икона. Изображение с сайта azbyka.ru

Однажды на монастырь напали бывшие товарищи Моисея по банде. По благословению игумена Моисей, помолившись ко Господу, обезоружил нападавших, перевязал веревками и отнес к ногам игумена. Когда бандиты узнали в монахе легендарного Моисея, то многие, не все, раскаялись и многие остались в монастыре.

О чем это нам говорит? Человек смог настолько проникнуться любовью к Богу, что даже при нападении на его монастырь не берет в руки оружия, не наказывает бандитов, а обнимает их своими огромными ручищами и несет в монастырь. Это пример того, как мы, священники, могли бы служить страждущим, даже если они бандиты. Не пытаться их прогнать палкой, а привлечь их своей любовью. Господь пришел, чтобы нам показать путь через Голгофу ко спасению, а не просто поругать нас за грехи наши, наказать, и уйти, правда?

Послужив достаточно, и почувствовав, что Господь исполнил дни его, хотя прп. Моисей был еще достаточно молодым, он при очередном нападении бандитов просит всю братию оставить монастырь, а сам остается охранять церковь. Моисей не сопротивляется банде, когда та врывается в монастырь и, по одной из версий жития, убивает преподобного Моисея прямо в Церкви.

«Мы делаем шаг, а Господь бросается со всех ног»

Литургия в одном из эфиопских храмов. Фото с сайта thepinsta.com

Мы в нашей общине особенно чувствуем поддержку нескольких святых: нашего покровителя св. прав. Иоанна Кронштадтского, Марии Египетской, покровителя трезвости св. Вонифатия, и прп. Моисея Мурина. Потому что именно эти святые показывают нам, грешникам окаянным, насколько Господь близок, и насколько Он готов обнять душу кающегося. И мы чувствуем на их примере, что человек делает один шаг ко Господу, а Господь бросается со всех ног, обнимает его, одевает благодатью Своей и дает ему перстень наследия.

Для современных христиан, живущих в Москве или в Нью-Йорке, о чем говорит это житие? Самое главное, о чем оно буквально кричит, это что каждому из грешников открыты врата ко спасению. И не надо смущаться, не надо поддаваться на бесовские уговоры сначала согрешить, а потом «все, тебе прощения нет, давай залезай в петлю и уходи из этого мира, все равно не простит тебя ни Христос ни люди». А житие Моисея как раз говорит нам об обратном! Какие бы страшные и безумные грехи ни сотворил человек, Господь все их покрывает Своей любовью, если только человек искренне кается. Все житие преподобного Моисея, на мой взгляд, это просто вопль покаяния к небу.

У каждого свой путь, над каждым свой промысел. Мы можем спасаться и маленькими подвигами. Бабушку перевел через дорогу, сказал пару добрых слов бездомному, помолился о нем, направил в нужную сторону, купил ему булочку вместо того, чтобы дать ему рубь на бутылку – уже доброе дело сделал. Просто нельзя останавливаться, нельзя думать, что ты чего-то достиг.

Преподобный Моисей Мурин жил в IV веке в Египте. Он был эфиоп, лицом был черен и поэтому назван "мурин". В молодости он был рабом знатного человека, но после того как совершил убийство, господин прогнал его, и он пристал к шайке разбойников. За суровый нрав и большую физическую силу его выбрали главарем. Моисей вместе с шайкой совершил много злодеяний - убийств, грабежей, так что все боялись даже его имени. Несколько лет пробыл в такой греховной жизни разбойник Моисей, но по великой милости Божией раскаялся, оставил шайку разбойников и ушел в одну из пустынных обителей. Здесь он долго плакал, прося принять его в число братии. Монахи не поверили его искреннему покаянию, но бывший разбойник до тех пор умолял не отгонять его, пока братия не приняла его. В монастыре преподобный Моисей находился в полном послушании у игумена и братии, он проливал много слез, оплакивая свою греховную жизнь. Через некоторое время преподобный Моисей ушел в уединенную келлию, где проводил в молитве и строжайшем посте суровую жизнь. Однажды на келлию преподобного Моисея напали 4 разбойника из его бывшей шайки, но он, не утративший огромной физической силы, связал их всех и, подняв на плечи, принес в монастырь, спрашивая у старцев, как поступить с пленниками. Старцы велели отпустить их. Разбойники, узнав, что попали к своему бывшему предводителю, а он их пощадил, последовали его примеру, покаялись и стали монахами. Когда остальные разбойники услышали о покаянии преподобного Моисея, то оставили разбой и стали усердными иноками.

Преподобный Моисей не скоро освободился от страстей. Он часто приходил к игумену монастыря авве Исидору, прося совета, как избавиться от блудной страсти. Опытный в духовной брани старец учил его никогда не пресыщаться пищей, пребывать впроголодь, соблюдая строжайшее воздержание. Страсть не оставляла преподобного Моисея в сонных видениях. Тогда авва Исидор научил его всенощным бдениям. Преподобный простаивал все ночи на молитве, не преклоняя колен, чтобы не заснуть. От длительной борьбы преподобный Моисей пришел в уныние и, когда у него возник помысл оставить пустынную келлию, авва Исидор подкрепил дух ученика. Он показал ему в видении много демонов на западе, готовящихся к борьбе, а на востоке еще большее количество святых Ангелов, также приготовлявшихся к битве. Авва Исидор обнадежил преподобного Моисея, что сила Ангелов превосходит силу бесов, а долгая борьба со страстями нужна ему, чтобы совершенно очиститься от прежних грехов.

Преподобный Моисей предпринял новый подвиг. Обходя по ночам пустынные келлии, он приносил каждому брату воду из колодца. Особенно он старался для старцев, которые жили далеко от колодца и были не в силах принести себе воды. Однажды, наклонясь над колодцем, преподобный Моисей почувствовал сильный удар в спину и замертво упал у колодца, пролежав в таком положении до рассвета. Так бесы мстили преподобному за победу над ними. Утром братия принесла его в келлию, и он пролежал целый год в расслаблении. Поправившись, преподобный с твердой решимостью исповедал игумену, что он будет продолжать подвизаться, Но Господь Сам положил предел этой многолетней борьбе: авва Исидор благословил ученика и сказал ему, что блудная страсть уже оставила его. Старец велел ему причаститься Святых Таин и с миром идти в свою келлию. С тех пор преподобный Моисей получил от Господа власть над бесами.

Слава о его подвигах распространилась среди иноков и за пределами пустыни. Правитель страны захотел увидеть святого. Узнав об этом, преподобный Моисей решил скрыться от посетителей и ушел из своей келлии. По дороге он встретил слуг правителя, которые спросили его, как пройти к келлии пустынника Моисея. Преподобный ответил им: "Не стоит ходить к этому лживому, недостойному монаху". Слуги возвратились в монастырь, где их ждал правитель, и передали ему слова повстречавшегося старца. Братия, по описанию наружности старца, единодушно признали в нем самого преподобного Моисея.

Проведя много лет в иноческих подвигах, преподобный Моисей был рукоположен во диакона. Епископ облек его в белую одежду и сказал: "Авва Моисей ныне весь бел". Святой ответил: "Владыко, что делает чистым - внешнее или внутреннее?" По смирению преподобный считал себя внутренне недостойным принять сан диакона. Однажды епископ решил испытать его и велел клирикам гнать диакона из алтаря, ругая его недостойным мурином. С полным смирением преподобный принимал бесчестие. Испытав его, епископ посвятил преподобного во пресвитера. В этом сане преподобный Моисей подвизался 15 лет и собрал вокруг себя 75 учеников.

Когда преподобному исполнилось 75 лет, он предупредил своих иноков, что вскоре на скит нападут разбойники и умертвят всех насельников. Святой благословил иноков уйти заблаговременно, чтобы избежать насильственной смерти. Ученики стали просить преподобного уйти вместе с ними, но он ответил: "Я уже много лет ожидаю времени, когда на мне исполнится слово Владыки моего, Господа Иисуса Христа, сказавшего: "Вси, приимшии нож, ножом погибнут"" (). Тогда с преподобным остались 7 братьев, из которых один, при приближении разбойников, спрятался неподалеку. Разбойники убили преподобного Моисея и оставшихся с ним шесть иноков. Кончина их последовала около 400 года.

Иконописный подлинник

Loading...Loading...