Скульптура черной девы покровительницы каталонии. Чёрная Дева Монсерратская (Моренета)

Недалеко от Барселоны, на горе Монтсеррат, на высоте 725 метров над уровнем моря в 1025 году был основан одноимённый монастырь, который сейчас принадлежит бенедиктинскому ордену монахов. Исполинские серо-чёрные скалы, напоминающие каменных идолов, окружили монастырь, словно взяв его под свою защиту.

С этой горой связано множество легенд, и одна из них гласит, что ангелам, спустившимся с Небес, окружающий ландшафт показался скучным, и они распилили гору, придав скалам причудливую форму. С тех времён гора так и зовется , что в переводе с каталонского означает распиленная гора . А скалы, похожие на силуэты застывших великанов, получились настолько необычными, что местные жители даже дали некоторым оригинальные названия: Брюхо епископа, Лик Святой Девы, Верблюд, Божий перст, Мумия, Лошадь Бернарда.

Монастырь Монтсеррат является центром паломничества и духовным символом Каталонии, так как его стены оберегают статую самой почитаемой в этих краях святой –Девы Марии Монтсерратской, или Чёрной Мадонны , о чудодейственном влиянии которой ходят легенды, так она уже почти 1000 лет исполняет заветные желания и просьбы молящихся.

Скульптура святой находится в Тронном зале Базилики Девы Марии. Это действующий римско-католический собор, представляющий собой настоящее произведение искусства. Фасад здания украшает скульптурная группа Иисуса Христа и 12 апостолов, а внутреннее убранство Базилики поражает своей красотой и богатством.

Статуя Чёрной Богоматери с младенцем представляет собой реликвию XII века, изготовленную из чёрного тополя, за что каталонцы ласково называют свою покровительницу Смугляночка (La Moreneta). Святые облачены в золотые одежды. Мадонна в правой руке держит сферу – символ Вселенной, а левой как будто оберегает свое дитя. Младенец правой рукой благословляет, а в левой держит шишку – символ плодородия и бессмертия. Высота статуи около метра.

Пока стоите в очереди, сформулируйте свою просьбу заранее, поскольку времени наедине со святой будет совсем немного. Когда, наконец, подойдёт очередь, положите руку на сферу, тихо проговорите желание, обязательно дайте Мадонне какой-либо обет/обещание и поблагодарите её.

Чёрная Богоматерь помогает не только в приобретении семейного счастья и деторождении, но и во многом другом. В здании храма есть специальная комната, куда люди привозят доказательства, что их молитвы были услышаны: детскую одежду, свадебные фотографии, ненужные костыли, муляжи органов, макеты домов, машин и т.д.

Хор Эсколания . Здесь же, в Базилике Девы Марии Монтсерратской, можно насладиться детским хоровым пением. Хористы – это мальчики от 9 до 14 лет, воспитанники древнейшей музыкальной школы, основанной еще в XIII веке. Дети постоянно живут в монастыре и наряду с музыкальным получают и школьное образование. Пребывание в этой школе заканчивается, когда у ребёнка ломается голос. Учиться здесь очень престижно, а по окончании юноши часто связывают свою жизнь с музыкой.

Хор принимает участие во всех торжественных богослужениях и выступает ежедневно, кроме субботы. Летом и на Рождество у детей каникулы, поэтому расписание выступлений лучше узнать заранее.

На сегодняшний день хор известен далеко за пределами Барселоны, выступает по всему миру, а дискография Эсколании насчитывает свыше 100 альбомов.

Музей . Доступны для посещения расположенный в отдельном здании музей монастыря, где можно ознакомиться с уникальными экспозициями иконографии, драгоценных украшений, а также картинная галерея с шедеврами художественной живописи. Здесь представлены полотна Эль Греко, Дали, Пикассо, Караваджо, Дега и многих других.

Пешие прогулки по горным тропам . Высота горы Монтсеррат превышает 1200 м над уровнем моря, и вся она пронизана туристическими и паломническими тропами/маршрутами.

Раньше паломники на протяжении нескольких сотен лет с риском для жизни поднимались к вершинам по петляющим горным тропам и крутым обрывам.

Сейчас такие маршруты не опасны, это скорее утрамбованные горные дороги, ограниченные парапетом со стороны обрыва. Они имеют разную протяженность (от 15-20 минут до 7-8 часов), а сложность маршрута заключается в крутизне некоторых участков.

Огромное удовольствие прогуливаться по горам среди великолепной природы, дышать горным воздухом и любоваться потрясающей красоты панорамными видами на монастырь и долину! И это еще не все: по пути встречаются часовни, памятники, скульптурные изображения, посвященные сценам из жизни святых, а на смотровых площадках есть специально оборудованные места для пикников.

За один день можно пройти не один маршрут, а при желании воспользоваться фуникулёром и канатной дорогой. Пешие прогулки по тропам горы Монтсеррат ещё никого не оставили равнодушным!

В настоящее время территория монастыря представляет собой современный туристическо-паломнический комплекс с большой парковкой, гостиницами, магазинами, ресторанами, сувенирными лавками, рынком, где местные жители продают плоды своего труда.

В магазинах и лавочках можно приобрести аудиогид на любом языке, карту территории монастыря, схемы маршрутов для пеших подъёмов, диски с записями знаменитого хора Эсколания , почтовые открытки, религиозные предметы, ювелирные украшения, детские игрушки и, конечно, фигурки Чёрной Мадонны. Из продуктов наиболее популярны сыры, колбасы, мёд, выпечка, инжирный хлеб и созданные по древним рецептам бенедиктинских монахов ликёры.

Территория большая, ухоженная и очень красивая. Можно просто погулять, отдохнуть на лавочке, наслаждаясь горным воздухом, потрясающими пейзажами и архитектурой. На территории есть охрана.

И в заключение несколько советов:

Для посещения Монтсеррата потребуется как минимум целый день;

Не обязательно брать экскурсию, ехать лучше самостоятельно, но постарайтесь прибыть пораньше, до приезда туристических групп;

Побеспокойтесь об удобной обуви;

Во время пеших прогулок стоит взять с собой небольшой перекус;

Паломников и туристов меньше в осенний и зимний периоды.

Впервые монастырь Монсеррат в древних источниках указан в 880 году. К IX веку здесь расположилось четыре скита. Бенедиктинский монастырь был основан аббатом Олибой Рипольским в 1025 году. В XII веке сооружение было достроено. Именем монастыря Христофор Колумб назвал остров, входящий в архипелаг Малых Антильских островов. Игнатий Лойола, основоположник ордена иезуитов, совершает паломничество в Монтсеррат в 1522 году. Спустя 70 лет новый собор освящают. Разместившись на обрыве скалы, монастырь имеет внушительные размеры. Варвары армии Наполеона в 1811 году подожгли собор, практически разрушив его. Бенедиктинская община и население Каталонии в 1844 году начинают восстановление сооружения, которое затянулось на целый век.

Архитекторы, скульпторы, художники в XIX и XX веках упорно трудились над созданием интерьера собора. В итоге видим соединение нескольких направлений с явным преимуществом стиля модернизм.

Титул малой базилики Монтсеррат получает в 1881 году от папы Льва XIII. Этот титул присваивался паломническим церквям, имеющим историческую значимость.

Алтарь монастыря Монсеррат высекают из скалы, украшают серебром и эмалью.

Стены Монтсеррат оберегают святыню Каталонии - статую Богоматери с младенцем на коленях, созданную в XII веке. Высота статуи 95 см, каталонцы называют ее "Смугляночка", поскольку сделана она из черного тополя. Облачена она в золотые одежды, но все равно получила прозвище "Черная мадонна".

Со всего мира спешат к ней паломники на поклон. Прикосновение к ее руке гарантирует исполнение желания. В здании храма отвели специальную комнату, где хранятся вещи, подтверждающие исполнение прошений: костыли, свадебные платья и т.д.

Легенда гласит, что статую нашел в одной из пещер один из поселенцев во времена Реконкисты (период , когда христиане отвоевывали страну у мусульман).

Светильники для зала преподносят в качестве дара общины страны. После Гражданской войны на средства народа сооружается трон Девы Марии из литого серебра. Знаменитый испанский архитектор Антонио Гауди оформлял алтарную часовню монастыря.

Одна из стен монастыря вмещает в себя статую рыцаря. Он ничем непримечателен, но только его взгляд будет вас преследовать, в какую сторону от него вы не отошли бы.

На Монтсеррат расположилась знаменитая библиотека, в которой собраны рукописные книги Средневековья, издания монастырской типографии, открытой в 15 веке. Фонд библиотеки состоит из 300 тысяч томов, 400 из них - рукописные. Одно из ценнейших приобретений - сборник десяти средневековых песен XIV века "Llibre Vermell".

В храме служит 79 монахов бенедиктинского ордена. Они принимают, обслуживают паломников. Кстати, на территории собора расположена гостиница. В личное время иноки рукодельничают, производят натуральные продукты для продажи: торты, мед, вино, ликеры, орехи, творог.

Ежедневно в час дня хор мальчиков поет гимн Деве Марии "Виролай". Хористы - воспитанники музыкальной школы при храме «Escolania de Montserrat». Эта древнейшее музыкальное заведение Европы, основанное в XIII веке. Хор мальчиков задействован во всех торжественных литургиях. Участники хора - дети от 9 до 14 лет в количестве 50 человек. Хористы живут в монастыре, получая музыкальное и школьное образование. Наряду с духовной исполняют и классическую хоровую музыку. За стенами монастыря начинают гастрольную деятельность с 1968 года. Сейчас о них знают не только в Европе, но и на других материках. Мальчики поют в хоре до мутации голоса. С началом ломки голосовых связок заканчивается их пребывание в школе.

При монастыре функционирует музей с шестью основными экспозициями:

1) археологической, содержащей экспонаты Ближнего Востока;

2) иконографией Девы Марии;

3) драгоценными камнями;

4) живописью 15-18 веков;

5) живописью и скульптурами 19-20 веков;

6) коллекцией православных икон.

Жемчужина Каталонии заслуживает выданных ей регалий и нескончаемый поток посетителей.

ЧЕРНАЯ ДЕВА

Мы уже знаем, что Египет - это "черная земля". Албания и Альбион - "белая земля" (Поэтому А.Г. не оккупировал Англию, чтобы не разрушить возможный планетарный и синхронический замысел, opus). Адам означает «красный»: возможно, что это не первый, а последний человек, «искусственный» продукт алхимического делания и долгого странствия от потери Гипербореи, Парадеши, Рая. Это равнозначно возвращению Люцифера, Лю-цибела, "Брата Света", истинного Криста. Таким образом. Книга бытия - это повествование об алхимическом делании, в котором Адам становится Ребисом, "возрожденной божественностью, созданной в конце "Семи Чакр", с красным телам из бессмертной враджа. Это Воскресение во Плоти.

Египетская Богиня Исида - черна, ибо представляет nigredo, а также черную землю Египта. По той же причине в Европе известны Черные Девы, фигурками которых полны пути и избранные места алхимиков в их Западном паломничестве. Это места оксидации (окисления), инициатической смерти и воскресения. Бог-Младенец. Которого эти девы держат в своих руках, это воскрешенный Бог, продукт opus alchimicum, алхимического делания, Королевского Искусства, Ars Regia.

Цвета одежд этих черных дев - это цвета митраистских посвященных, если не цвета делания: черный, белый, красный. Такого же цвета Знамени гитлеровской Германии.

Дева дель Кармен, покровительница чилийских войск (милиции, Mile) - это Черная Дева, которая также должна способствовать рождению Сына Человеческого.

Имя Кармен - не арабское и не иудейское, но готтское, с корнем Ка, от “can” - собака (мистический пес, Бог наоборот) и “caba” или “Kaaba” - “черный камень” (Кааба в Мекке - черный камень, который находился там задолго до Мухаммада, и которому поклонялись в храме Сатурна). Ка, Каббала, caballo (лошадь), кавалерия, caballero (рыцарь), (swq?ennoe, woinskoe Rycarstwo), Carmel, Carmen, Камень из Короны Люцифера, упавший с Венеры, Карбункул, Хираньягарбха-Кабда, Арийская Фонетическая Каббала.

Чилийские посвященные в Эзотерический Гитлеризм составляют Герметический и боевой Орден Рыцарей (Caballeros) Девы дель кармен, Черного Камня или Черной Девы, “Ca-ba” или “Kaaba”, которая делает возможным рождение, Возрождение Сына Человеческого. И преображение мистической, священной земли Чили.

Эмблема Рыцарства и Боевого Гитлеровского Ордена Чили - Восьмиконечная Звезда арауканских Ре-Че (людей чистой расы, дважды Королей, дваждырожденных), Звезда Венеры. Потому что Дева дель Кармен - это Кар-бункул, упавший с Венеры. Это Венера, Утренняя Звезда.

Из книги Загадочные явления автора Резько И.

ЧЕРНАЯ ДАМА Здесь речь пойдет о том, что известно о призраке "Черная дама", который уже несколько веков появляется во дворцах Дармштадта и Мюнхена.1. Великому герцогу Гессенскому Людвигу I дежурный адъютант доложил однажды, что в прошлую ночь часовые объявили начальнику

Из книги Предсказания катастроф автора Хворостухина Светлана Александровна

«Черная смерть» Конец V века до н. э. был отмечен в истории человечества невиданными стихийными бедствиями. Мощные землетрясения произошли в Греции. На Липарских островах день и ночь вулканы изрыгали пепел и лаву. Но на этом бедствия людей не закончились. Путешественники

Из книги Освобождаем восприятие: начинаем видеть, куда идти автора Зеланд Вадим

Смородина черная Кладовая витаминов и здоровья. Предотвращает рак, диабет, сердечно-сосудистые заболевания. Препятствует ослаблению умственных способностей в преклонном возрасте. Выводит камни из почек. Мощный антиоксидант. Повышает иммунитет и сопротивляемость

Из книги Звезда защиты и Денежный талисман. Антикризисная нумерология автора Коровина Елена Анатольевна

Черная полоса Жгучий брюнет оказался итальянцем. По тем временам знакомство с иностранцем – почти измена родине. Почему она не подумала об этом? Но кто же думает об опасности в 26 лет?!Комментарии нумерологаЕсли Марине было 26 лет, то 26 = 2 + 6 = 8, может, потому Марина решила, что

Из книги Ведьма и секс автора Круковер Владимир Исаевич

Черная Книга PSI Это небольшое и понятное учебное пособие для самостоятельного изучения. Здесь представлены упражнения при помощи которых вы сразу обретёте покой и гармонию, улучшите здоровье, а спустя несколько лет будете видеть сновидения на яву, предсказывать будущее,

Из книги Заговоры сибирской целительницы. Выпуск 33 автора Степанова Наталья Ивановна

Черная немочь Черной немочью называют потерю жизненных сил. Человек, страдающий этой хворью, не имеет сил и желания жить, ему все безразлично. День такого человека начинается с горьких дум, щемящего предчувствия беды, а ночью человек не может спать от страха перед смертью.

Из книги Откровения Ангелов-Хранителей. Любовь и жизнь автора Гарифзянов Ренат Ильдарович

Черная магия Все тем или иным способом связанное с черной магией обладает мощнейшей негативной энергией. Люди, которые хоть как-то прикоснулись к этой темной, мрачной громадине, навсегда портят жизнь себе и своим потомкам.С помощью черной магии невозможно принести

Из книги Философия мага автора Похабов Алексей

Черная полоса Есть много теорий происхождения черной полосы в жизни. Одна из них - это карма. Суть этого явления в том, что мы в течение определенного периода в жизни накапливаем погрешность. Она растет, затем мы не можем справиться с ней, и это выливается в период,

Из книги Пророчества знаменитых ясновидящих автора Пернатьев Юрий Сергеевич

Черная Мария Под присмотром монахинь Жизнь и судьба знаменитой ясновидящей Марии Ленорман окутаны множеством легенд, давно переживших ее бурную эпоху. Говорят, что одна из причин необыкновенного дара Марии кроется в месте ее рождения – в небольшом французском городке

Из книги Высший вкус жизни. Выход из материальной игры автора Усанин Александр

«Черная Мария» В 1793 году салон посетили вожди французской революции Марат, Сен-Жюст и Робеспьер. Всем троим она предсказала насильственную смерть. «Когда я посмотрела на их ладони, – впоследствии рассказывала Ленорман, – мои глаза как бы заволокло, и сквозь пелену я

Из книги Расы космических пришельцев [Запрещенная антропология] автора Белов Александр Иванович

Черная лошадка На протяжении долгого времени я хотел больше узнать о рождениях в теле животных, о которых читал. Но как обнаружить правдивость подобных утверждений? И можно ли вообще общаться с душой, когда-то жившей в теле животного, во время сеанса регрессии? Я надеялся

Из книги Викканская энциклопедия магических ингредиентов автора Росеан Лекса

«Черная война» Как видим, вопрос о происхождении австралоидов волнует и продолжает волновать многих антропологов. Им хочется на примере одного из самых «архаичных» типов показать как выглядели наши предки-дикари. С другой стороны, ложно понятая политкорректность

Из книги Классические рецепты магии автора Гордеев Сергей Васильевич

Черная патока Правитель: Скорпион, Марс, Плутон, Чанго. Тип: сироп. Магическая форма: чем темнее, тем лучше. Черная патока используется в магии контроля и подчинения. Она хорошо подходит

Из книги Тайные учения. Алхимия, гипноз и магия автора Гордеев Сергей Васильевич

VII. Черная курица В 1740 году в Париже вышла весьма необычная книга о красной магии под названием «О черной курице (Black Pullet), несущей золотые яйца, о науке волшебных талисманов и колец, об искусстве некромантии и каббалы, для заклинания небесных и адских духов, дарующих

Из книги автора

7.1. БЕЛЕНА ЧЕРНАЯ Синтезирует алкалоиды, которые в небольших дозах оказывают лечебное действие. Это растение использовалось с древних времен как тонизирующее омолаживающее средство. В больших дозах она вызывает отравление. Белена – травянистое растение семейства

Из книги автора

14.7. ЧЕРНАЯ КУРИЦА В 1740 году в Париже вышла весьма необычная книга о «Красной Магии» под названием «О Черной Курице (Black Pullet), несущей золотые яйца, о науке волшебных талисманов и колец, об искусстве некромантии и каббалы, для заклинания небесных и адских духов, дарующих

Монтсеррат (Испания). Как добраться до него, интересуются многие туристы. Он является религиозным и духовным символом провинции Каталония, а также основным центром паломничества. Над его экстерьером и интерьером работали многие художники и скульпторы 19-20 столетий.

Поэтому не удивительно, что настолько популярен у паломников монастырь Монтсеррат. Испания считает его одним из предметов национальной гордости. Из скалы высекли алтарь, а потом богато украсили серебром.

В создании и декорировании алтарной часовни непосредственное участие принимал Антонио Гауди - всемирно известный и талантливый архитектор. Главная зала собора выглядит очень торжественно и великолепно. Здесь располагается черная скульптура Марии Монтсерратской. Её серебряный трон в знак примирения после гражданской войны был изготовлен на средства обычных людей. Статуя является одной из главных, но не единственной достопримечательностью, которые имеет монастырь Монтсеррат (Испания).

В нем одновременно проживает до сотни монахов-бенедиктинцев. Он посвящен Деве Марии. Ежегодно сюда приезжает около 2 миллионов паломников. Конечно же, больше всего людей привлекает в базилику статуя Черной Мадонны. Ведущие географические сервисы отметили как важную достопримечательность монастырь Монтсеррат (Испания) на карте. Легенда говорит, что если человек загадает желание и поцелует руку Черной Мадонны, то оно непременно сбудется. Особенно это помогает людям, у которых не получается зачать ребенка.

В правой руке статуи находится сфера, символизирующая землю, которую создал Творец. Её левая рука находится на плече младенца. Грудной ребенок олицетворяет всемогущего царя. Левая рука его сжимает шишку - символ долголетия и плодородия. Правой рукой он благословляет.

Почему скульптура черная? Это главный вопрос, который интересует людей, посещающих монастырь Монтсеррат. Испания - страна католическая, что априори подразумевает набожность. Однако объяснения, которые существуют, являются весьма приземленными. Согласно одной версии, Мадонна символизирует землю, поэтому и цвет такой. Другое объяснение - статуя сделана из дерева, которое потемнело со временем или из-за свечной копоти. Некоторые считают, что она покрыта специальным лакирующим слоем. Однако, какая бы версия ни была верной, Черная Мадонна продолжает привлекать паломников в монастырь Монтсеррат. Испания зарабатывает на туризме очень хорошие деньги.

На территории базилики имеется очень интересный музей, в котором выставлены произведения монахов (иконопись), драгоценности, археологические находки с Ближнего Востока, живопись и многое другое. Монастырь славится своей огромной библиотекой, где хранится множество средневековых рукописных книг. Монастырская типография - одна из самых древних в стране. Поэтому туристам здесь будет на что посмотреть.

Монсерратская Мадонна (Virgen de Montserrat/ Mare de u de Montserrat ), за тёмный цвет своего лика прозванная «Чернушкой», или «Смуглянкой» (La Moreneta ), является святой покровительницей Каталонии. Образ Черной Мадонны Монсерратской находится в небольшом верхнем помещении (Тронном зале) монастырской базилики , где каждый желающий может, отстояв очередь, поклониться святой , прикоснувшись к ее правой руке и попросив о сокровенном. В 1881 году папа Лев XIII официально провозгласил Черную Деву Монсерратскую святой заступницей Каталонии и покровительницей каталонских епархий. Нынешняя статуя Девы датируется концом XII века.

Помимо прозвища Ла-Моренета (Чернушка), Монсерратскую Мадонну еще называют «апрельской розой», поскольку знаменитый гимн Virolai , ежедневно исполняемый мальчиками из хора «Эсколания», начинается словами " Rosa d’ abril, Morena de la serra..." («Апрельская роза, смуглая Дева гор...»).

Праздник Мадонны Монсеррата отмечается 27 апреля. Не менее пышно, чем сам этот день, отмечается и канун этого праздника, особенно каталонской молодежью. В эти дни в монастыре проходят торжественные мессы, концерты, специальные лекции, пения псалмов, исполнения фольклорных танцев и представления строителей традиционных каталонских «башен» из людей.

Легенда об обретении образа Черной Мадонны Монсерратской

Согласно легенде , первую статую Девы Монсерратской обнаружили в 880 году мальчики-пастухи. Как-то в субботу вечером они увидели в горах яркий свет, сопровождаемый божественной мелодией. В следующую субботу мальчики вернулись на то же место со своими родителями. Видение повторилось. В последующие четыре субботы вместе с пастушками туда приходил священник из Олесы, и вновь их взорам предстало чудесное видение.

Вскоре новость дошла до самого епископа, который тогда находился в соседней Манресе. Услышав об этом чуде, он решил отправиться в Монсеррат. Тогда-то и была обнаружена пещера с образом Девы Марии . Епископ предложил торжественно перенести чудотворную статую в Манресу, но едва ее попытались сдвинуть с места, как она настолько отяжелела, что поднять ее стало совершенно невозможно. Епископ истолковал это как желание Богоматери остаться на прежнем месте и приказал построить часовню Девы Марии, ставшую началом нынешнего монастыря. Первый текст, упоминающий об этой легенде, датируется 1239 годом.

Эта легендарная статуя, вероятно, действительно существовала и пользовалась огромным почитанием верующих (считалось даже, что ее вырезал из дерева сам апостол Лука), но через некоторое время исчезла - так же таинственно, как и появилась.

Предание гласит, что образ Богоматери Монсерратской был найден на том месте, где сегодня стоит часовня Святой Пещеры (Capella de la Santa Cova ). Любой желающий - турист или паломник - может, удалившись от суеты и многолюдья монастырской базилики , пройти по прекраснейшему маршруту Camí de la Santa Cova , ведущему к этой часовне, любуясь великолепными горными пейзажами и религиозными скульптурами на Пути молитв (Rosari Monumental de Montserrat ).


В часовне выставлена копия образа, который хранится в базилике , однако эта копия также высоко почитается верующими (хотя очередей к ней не бывает).

Описание и символика романской скульптуры Богоматери Монсерратской

Оригинальная статуя Черной Мадонны утрачена. Нынешний образ Девы Монсерратской , установленный в монастырской базилике , был создан в конце XII века. Эта деревянная романская скульптура вырезана из белого тополя (Populus alba ). Статуя имеет высоту 95 см и изображает Богоматерь с младенцем Иисусом, сидящим у нее на коленях. Данный тип иконографии именуется «Богородица Кириотисса» (Владычица). Также скульптура соответствует традиционному типу изображения Богоматери с младенцем, который называется «Седалище мудрости» или «Мадонна на троне» (Sedes Sapientiae ).

За исключением лика и рук Девы Марии и младенца, скульптура покрыта золотом. Характерный цвет статуи связан, как предполагают специалисты, с потемнением (окислением) лака, покрывающего лик и руки Мадонны. Не исключено также, что такой цвет изваяние приобрело от дыхания и прикосновений паломников, а также от пыли и копоти масляных ламп и свечей, которыми на протяжении многих веков освещался почитаемый образ. Например, в воспоминаниях одного нюрнбергского жителя о посещении Монсеррета в 1494 году рассказывается, что он был поражен огромным количество масляных ламп и свечей, день и ночь горевших перед ликом Девы. В книге «История и чудеса Богоматери Монсерратской» аббата Педро де Бургоса (1536-50) упоминается, что статуя имела смуглый цвет . Хроника Херони Пухадаса (1609) это подтверждает.

Статуя Моренеты имеет исключительную ценность - не только из-за ее религиозного и эмоционального значения для всего каталонского народа и поклонения, которое она вызывает у всех христиан, но и из-за изящных форм самой скульптуры, которая за долгие годы существования приобрела новые черты и несколько отдалилась от оригинала, но всё же не утратила притягательности.

На королевское величие Богородицы указывает позолоченная корона. Ее голову и плечи покрывает короткая вуаль, именуемая по-гречески «мафорионом». Такой платок носят и многие другие романские мадонны. Платок этот полихромный, украшенный узорами на белом фоне - золотыми полосами и красными ромбами с вписанными в них золотыми крестами и темно-зелёными звездами (это полихромное покрытие появилось в XVI веке). Лик Богородицы окрашен черным, но не равномерно: в некоторых местах на шее и около глаз проступает коричневый цвет основы. Нос очень тонкий, вытянутый и выступающий, с изящно выполненным кончиком, шея стройная. Мягкая, закругленная форма губ и подбородка создают выразительный и поразительно нежный лик, который можно встретить у некоторых готических скульптур, уже начинавших появляться во Франции в период создания статуи.

Если взглянуть на лик Мадонны в профиль с левой стороны, мы увидим в выражении ее лица серьезность и даже грусть, тогда как, рассматривая его с другой стороны, на губах Богоматери можно даже заметить легкую улыбку. Во фронтальном развороте Богоматерь излучает приветливое спокойствие.

Если в лике Богоматери уже проявляются черты готики, то остальная фигура отличается строго романскими пропорциями, она очень узкая и плоская, с большим углублением, в которое помещен младенец Иисус. На Мадонне длинный плащ типа пенулы (Paenula ), или верхней туники, частично открывающей нижнюю тунику (с таким же треугольным вырезом) и позолоченное ожерелье. Всё ее одеяние покрыто позолотой и оторочено черным «шитьем». Облачение ниспадает элегантными складками и окутывает ноги сидящей фигуры. В правой руке Ла-Моренета держит сферу (Globus Imperii ), которая символизирует верховную власть над Вселенной, над всем творением. Жестом своей левой руки Богоматерь по-матерински защищает младенца. Полихромное покрытие правой руки Девы полностью стерто из-за ее непрерывного целования верующими. Руки имеют такой же темный цвет, как и лик. Их естественность и выразительность является не свойством романской скульптуры, а результатом работы более современных мастеров: из-за чрезмерной ветхости руки пришлось изготовить заново.

Ноги Богоматери одеты в простую обувь остроконечной формы и покоятся на позолоченной подушке. Она восседает на трапециевидном престоле с четырьмя колоннами по углам, увенчанными позолоченными шишечками (престол изготовлен в XVI веке).

Младенец поднимает правую руку в благословляющем жесте, а в левой руке держит шишку - символ плодородия и долголетия в романском искусстве. Предполагают, впрочем, что первоначально он держал в руке не шишку, а земную сферу, как и Богоматерь. Дело в том, что фигура младенца не оригинальная романская (она утрачена), а значительно более поздняя: она была изготовлена в 1823-1824 вв. Лик и голова младенца тщательно отшлифованы и имеют натуралистический вид, далекий от всякой романской традиции. На голове младенца корона (более простая, чем у Богоматери). Волосы в виде завитков - деталь, которую невозможно встретить в средневековой скульптуре. Лицо у Младенца изящное, с широким лбом, большими глазами, прямым носом и небольшим ртом с намеком на улыбку. Вся его миловидность и округлость черт обнаруживает вмешательство современных скульпторов, поскольку совершенно не свойственны романскому искусству. Одежда младенца в целом копирует облачение матери, только вместо пенулы на нем надета простая туника, нижняя рубашка и ожерелье. Рельеф складок имитирует романский образец, но выражен резче. Из-под туники видна пара очаровательных ножек, выполненных с точным знанием анатомии.

История образа Черной Девы Монсерратской

Как уже было сказано, нынешняя статуя темноликой Мадонны, установленная в базилике монастыря Монсеррат , датируется концом XII века. Ее автор неизвестен. В ходе недавних исследований было доказано, что первоначально лик и руки Мадонны были покрыты свинцовыми белилами с добавлением некоторых пигментов, а ее одежда была расписана традиционными цветами - синим и красным, как на миниатюрах из «Красной книги» (Llibre Vermell de Montserrat ).

В XVI веке руки и лик Мадонны были покрашены каштановым, поскольку белый цвет к тому времени приобрел довольно тёмный оттенок (из-за упомянутого окисления и атмосферных воздействий), а реставрировать статую было необходимо, так что ренессансными мастерами был выбран ставший уже привычным для верующих тёмный цвет (впоследствии статуя только продолжала темнеть). Видимо, тогда же было покрыто позолотой и одеяние Мадонны.

В 1808 году, во время наполеоновских войн, Ла-Моренета впервые в своей истории покинула Монсеррат и была спрятана монахами. Через год она вернулась на свое место, но в 1811 году, незадолго до того, как французские войска разрушили аббатство, вновь покинула монастырь. Святыню спрятал под небольшой садовой лестницей Маур Пиканьоль (Maur Picanyol ), отшельник из скита Сант-Димес (Sant Dimes ), и таким образом спас Ла-Моренету от гибели в пожаре. Однако статуя сильно пострадала от дождей. В январе-феврале 1812 года она была отреставрирована. В частности, были заново покрашены лик и руки Богоматери. Летом 1812 года, когда французы снова жгли монастырь, скульптура снова покинула аббатство: ее взяли с собой бежавшие монахи.

В 1822 году во время конфискации монастырского имущества Мадонна лишилась украшавших ее драгоценностей и была перевезена для сохранности в Барселону, в 1824 году она вернулась в Монсеррат с новой короной. В 1835 году, во время секуляризации, проводившейся премьер-министром Мендисабалем, монастырь доверил статую одному фермеру, который в течение девяти лет хранил ее у себя дома, пока монастырь не был вновь открыт. Статуя была настолько хорошо спрятана, что епископу Барселоны пришлось обратиться к находившемуся в изгнании аббату, чтобы узнать у него, где находится Черная Мадонна Монсерратская .

Образ темноликой Девы был существенно изменен в 1823-1824 вв. Именно во время этой «реставрации» оригинальная скульптура младенца была, как уже говорилось, заменена новой - прежняя находилась в крайне плачевном состоянии. Земная сфера, которую держал в руке младенец, также была сильно изношена и скорее напоминала шишку, поэтому скульптор и заменил ее шишкой. В этот же период были заново изготовлены руки Богоматери . Жесты рук были сохранены, но сами руки стали идеально проработанными и изящными, чего невозможно встретить в романской скульптуре. Из того же дерева была сделана и земная сфера, которую скульптор поместил в правую руку Богоматери (точно неизвестно, находилась ли сфера там изначально). Вероятно, тогда же были заново покрашены не только новые детали, но и вся скульптура целиком, чтобы создать более равномерный тон. Как считают исследователи, именно в эти годы лик и руки Богоматери и младенца Иисуса приобрели окончательный черный оттенок (вероятно, до тех пор цвет был ближе к коричневому), и в этом виде скульптура и дошла до нас. Не будем забывать, что в эпоху романтизма существовала мода на разнообразные средневековые легенды и старинные скульптуры, и в этом смысле интенсивный черный цвет святого образа полностью соответствовал духу времени. Аббат Мунтадес оправдывал это давней традицией, в соответствии с которой скульптурам якобы было принято «из соображений наивысшего аскетизма» специально придавать черный цвет.

В сентябре 1844 года скульптура была вновь установлена в церкви Монсеррата при большом скоплении и ликовании народа. В 1881 году состоялась церемония канонической коронации образа Черной Мадонны и ее провозглашения святой покровительницей Каталонии .

Отметим, что в то время статуя еще была укутана в пышные одежды из драгоценных тканей: особо почитаемые образы Богоматери было принято облачать в расшитые мантии и накидки в форме колокола (пик этой моды пришелся на эпоху барокко). Поэтому на многих старинных изображениях Черная Мадонна Монсерратская фигурирует именно в таких роскошных одеяниях, скрывающих оригинальную романскую скульптуру.

Исследователи-рационалисты, пытавшиеся докопаться до исторической истины, свободной от мифов и легенд, не имели возможности исследовать и сфотографировать статую без этих накладных одежд , но среди экспертов уже тогда начали зарождаться сомнения относительно подлинности скульптуры, которая никоим образом не могла датироваться 880 годом, что бы ни говорила легенда . Но народные массы не были еще готовы принять разницу между легендой и подлинной историей. Рационалистический менталитет в монастыре возобладал лишь к началу XX века. Первая фотография скульптуры без скрывающих ее накладных одежд датируется 1920 годом.

Даже те, кто противились научному изучению статуи, были поражены чистой красотой, одухотворенностью и любовью, которую излучал образ, освобожденный от чужеродных одежд. Впрочем, в то время монахам еще не нравилось выставлять статую для поклонения верующих в таком аутентичном виде, без дополнительных деталей наряда. До этого еще должно было пройти несколько десятилетий. Лишь после конца Гражданской войны монахи решили, что образ можно выставить для поклонения верующих без дополнительных металлических украшений и накладных одежд.

В 1909 году, во время событий Трагической недели, «Смугляочку» снова пришлось прятать. На протяжении Гражданской войны в Испании (1936-39) на месте подлинной Мадонны стояла копия. В 1946 году был создан серебряный трон для Богоматери, а также восстановлено полихромное покрытие скульптуры. В 1947 году статуя была установлена на то место, где находится и поныне. Сегодня фигура накрыта специальным защитным куполом из стекла (стеклянным колпаком), и желающие поклониться святому образу могут дотронуться только до шара в руке Мадонны.

В 1947 году состоялась церемония возведения на трон образа Богоматери Монсерратской (Entronització de la Mare de Déu de Montserrat ). Эти празднования, в которых приняло участие около 100 тыс. человек из всех уголков Каталонии, считаются первым актом общественного примирения в регионе после Гражданской войны.

В 2001 году было проведено радиографическое исследование скульптуры. Подтверждено, что основная часть Мадонны относится к романской эпохе.

Почитание чудотворного образа

Упоминания о чудесах, которые творит Дева Монсерратская, встречаются уже в XII веке, и с тех пор люди приходят в монастырь, чтобы попросить о сокровенном: исцелении от болезни, счастливом замужестве или рождении ребёнка. Описания многочисленных чудес содержатся, в частности, в известном средневековом сборнике «Песни Деве Марии » (Cantigas de Santa María ) (XIII в.). Появление этого произведения привело к огромной популярности Монсеррата и сделало его местом массового паломничества.


По мере завоеваний каталоно-арагонской короны слава о чудесах Черной Мадонны распространилась далеко за пределы Каталонии и Средиземноморья. Множество посвященных ей часовен появилось в Италии, культ Черной Мадонны проник в Австрию, Центральную Европу, Нидерланды, Францию. Первые церкви в Мексике, Чили и Перу были посвящены Богоматери Монсерратской, название «Монсеррат» было присвоено одному из Малых Антильских островов, а также нескольким горам, городам и посёлкам. В Бразилии португальские миссионеры основали два процветающих и поныне монастыря под названием Монсеррат. В наши дни также существует множество посвященных этой Мадонне храмов и духовных центров в Австралии, Америке, Азии и Африке.

Это святое место посещали многие выдающиеся исторические деятели, политики, писатели и художники. Императоры Карл V и Филипп II Испанский скончались, держа в руках освященные свечи из Монсеррата. Французский король Людовик XIV оплачивал заступнические молитвы, которые читались в Монсеррате во здравие Королевы-матери. Австрийский эрцгерцог император Фердинанд III пожаловал монастырю щедрые пожертвования.

Почитание Мадонны Монсеррата не ослабевает и в наше время. Особой любовью она пользуется, разумеется, в Каталонии. Каждый каталонец считает своим долгом хотя бы раз в году посетить Монсеррат и поклониться Черной Деве. Помимо богомольцев, к чудотворному образу неустанно стекаются толпы простых туристов, мечтающих прикоснуться к легендарной святыне и загадать желание.

О том, в какое время можно посетить базилику Монсеррата и поклониться Черной Деве, а также о том, каков традиционный ритуал поклонения Мадонне, .

План монастыря Монсеррат с достопримечательностями

На нашем сайте вы можете скачать подробную карту монастыря Монсеррат . На этом плане присутствуют обозначения на русском языке основных туристических достопримечательностей на территории Монсеррата, в том числе монастырской базилики с образом Черной Девы Монсерратской, Музея Монсеррата, станций фуникулеров , канатной дороги и зубчатой железной дороги (кремальеры) , а также смотровых площадок, информационных пунктов, магазинов, ресторанов и отелей.

Кроме того, на плане Монсеррата указаны направления основных пешеходных троп в окрестностях монастыря (маршруты в сторону Святой Пещеры , часовни Святого Иоанна, смотровой площадки Фра Гари, вершины Сант-Жерони и др). Такую карту вы также можете получить в пункте туристической информации при входе в монастырь. Также в этом офисе можно взять более подробную карту маршрутов по местности вокруг монастыря. Другие карты пешеходных маршрутов по Монсеррату можно скачать на нашем сайте .

Loading...Loading...