Скульптуры десяти ангелов с моста св ангела. Ангел с надписью «I.N.R.I.»

В период 134–139 годов, чтобы обеспечить кратчайший путь к Марсовому полю, император Адриан соединил свой Мавзолей мостом. Его построили из гранита с покрытием травертина. Изначально трёхарочный мост имел спуск по пандусам, которые в свою очередь поддерживались тремя меньшими арками на левом берегу и двумя на правом. В 1893 году во время строительства набережной реки они были заменены современными аркадами. По обеим сторонам дороги были устроены высокие тротуары с балюстрадами из травертина.

Изначально новый мост называли по имени императора «Мост Элия» (полное имя Адриана - Публий Элий Траян Адриан), однако после постройки Собора святого Петра в XVI веке, когда паломники стали использовать мост как главную дорогу к храму, его переименовали в «Мост святого Петра».

Бытует мнение, что своё современное название достопримечательность получила в связи со статуями десяти ангелов. Но это мнение не верно, потому что установили скульптуры намного позже. Согласно легенде в VI веке во время понтификата папы Григория I, ему было видение Архангела Михаила, который находясь на самом верху Мавзолея Адриана, вкладывал меч в ножны. Григорий I истолковал событие как знак об окончании эпидемии бубонной чумы. Чума действительно вскоре отступила, а мост, как и Мавзолей, стали называть в честь Ангела.

подсказка : если хотите найти недорогой отель в Риме, рекомендуем посмотреть этот раздел специальных предложений . Обычно скидки составляют 25-35%, но иногда достигают 40-50%.

С конца XIV века Замок святого Ангела (в прошлом Мавзолей Адриана) начали использовать как тюрьму (казни заключённых проводили во внутреннем дворе), а мост стал инструментом для устрашения населения - изуродованные труппы узников вывешивались в передней части моста.

Статуи на Мосту святого Ангела

В 1450 году во время празднования «юбилейного года» (святой год, в течение которого допускалась возможность особого отпущения грехов) из-за большого скопления паломников на Мосту святого Ангела не выдержали балюстрады, и 172 человека погибли в давке и водах Тибра. После этого, чтобы обеспечить широкий проход к мосту были снесены несколько домов и старая Триумфальная Арка. В память о трагическом событии по обе стороны моста были сооружены две капеллы, освящённые именем Марии Магдалены и святых младенцев. В 1535 папа Климент VII заменил капеллы на скульптуры апостолов Петра и Павла, к которым впоследствии были добавлены статуи Адама, Ноя, Авраама и Моисея (до наших времён не дошли). Павел изображён с мечом и книгой, а Пётр - с книгой.

В XVII веке папа Клемент IX предоставил выполнение большого заказа на изготовление декора для моста великому Бернини. В 1668 году Бернини и его ученики создали новый парапет и десять статуй ангелов, каждый из которых олицетворял Крёстные Страдания Спасителя. В руках у каждого ангела находится по одному из орудий, которые вызвали страдания Христа. Также на каждой скульптуре присутствует по одной цитате из священных писаний. Две скульптуры из десяти выполнил сам мастер Бернини, однако они были настолько прекрасны, что папа приказал установить их в церкви Сант-Андреа-делле-Фратте, а на мосту установить копии.

Статуи Бернини

  • Ангел с Терновым венцом - надпись на скульптуре: In aerumna mea dum configitur spina (я согбен в моём страдании, в то время как шипы крепятся на мне);
  • Ангел с картушем с надписью INRI - аббревиатура расшифровывается как «Иисус Назарянин Сын Иудейский». Надпись на скульптуре: Regnavit a ligno deus (Бог царствовал с древа).

Статуи учеников Бернини

  • Ангел с колонной бичевания - в руках у ангела фрагмент колонны, к которой Христос был привязан во время допроса у Понтия Пилата. Надпись на скульптуре: Tronus meus in columna (И престол мой на колонне);
  • Ангел с кнутом - в руках у ангела кнут, которым бичевали Христа во время допроса у Понтия Пилата. Надпись на скульптуре: In flagella paratus sum (Я готов к кнуту);
  • Ангел с крестом - в руках у ангела крест, на котором распяли Спасителя. Надпись на скульптуре: Cuius principatus super humerum eius (Чье правление будет на плечах его);
  • Ангел с губкой - вместо воды для утоления жажды Христу подавали губку смоченную уксусом. Надпись на скульптуре: Potaverunt me aceto (И в жажде моей поили меня уксусом);
  • Ангел с копьём - в руках у ангела копьё, которым солдат умертвил Христа. Надпись на скульптуре: Vulnerasti cor meum (Ты предавший сердце моё);
  • Ангел с гвоздями - в руках у ангела гвозди, которыми был распят Христос. Надпись на скульптуре: Aspiciant ad me quem confixerunt (И они воззрят на Него, которого пронзили);
  • Ангел с Судариумом - в руках у ангела кусок материи, которым отёрли и накрыли лицо Спасителя после снятия с Креста. Надпись на скульптуре: Respice faciem Christi tui (Посмотри на лицо Христа твоего);
  • Ангел с игральными костями и одеянием - у ангела в руках одежда Христа, которую солдаты поделили между собой игрой в кости. Надпись на скульптуре: Super vestem meam miserunt sortem («На одеждах моих бросали жребий).

Мост святого ангела – разве можно представить себе более романтичное и непритязательное название? Заглянув в Рим даже на денек, туристы стремятся побывать здесь, чтобы увидеть воочию, чем так притягивает это место. Величие итальянской столицы в ее исторической подоплеке: тут можно прикоснуться к красоте древнейшего мегаполиса, прочувствовать атмосферу прошлого тысячелетия. Недаром путешественники утверждают, что все дороги ведут именно сюда. А вот очутившись в Риме, обделить вниманием Замок Святого Ангела не представляется возможным, как и мост, через который проложен путь к нему.

История моста в Риме

Этот архитектурный объект представляет собой дорогу, ведущую к замку. С его помощью можно пройти к строению через реку Тибр. Длинна одного из самых старинных мостов составляет целых 106 метров, а ширина – 20 метров. Кстати, местные жители называют его «мостом Адриана» в честь того императора, который отдал приказ на строительство в далеком 134 году. Тогда требовалось соединить замок с Марсовым полем, а внешний вид этого «пути» напоминал дорогу из гранита и травертина. Основой же стали три огромные арки с несколькими меньшими, так как именно они поддерживали спуски к берегам Тибра.

Уже в 4 веке создали базилику Святого Петра, после чего Мост Ангелов превратился в тропу, по которой следовали к собору паломники (на тот момент это была самая большая в Европе христианская церковь). С этим периодом и связано его нынешнее название. Существует предание, гласящее, что Григорию I, папе Римскому, явился архангел по имени Михаил. Он стоял на вершине Мавзолея, а в руках его был меч. Истолкован этот сон был, как предстоящее окончание смертельной эпидемии чумы, бушевавшей в те времена на просторах Европы.

Не обошлось и без печальных событий. В 1450 году наплыв паломников в сторону храма был настолько массивным, что случилась трагедия, повлекшая за собой гибель 172 человек. Из-за нагрузки балки и перекрытия моста не выдержали и просто свалились в реку вместе с находящимися там людьми. В память о погибших в тот день паломниках сначала установили часовни, а затем, в 1534 году, заменили их скульптурами апостолов (Петра и Павла). Позже, с конца 16 века, судьба этого святого места в Риме сильно изменилась: внутри замка располагалась тюрьма, а на заднем двое было место для казни. Тела приговоренных к смертной казни заключенных вывешивали на мосту, чтобы их лицезрели люди.

Видоизменил архитектурный памятник Климент XI. Он принял решение украсить путь к замку скульптурами-ангелами. По задумке каждый из них должен был держать в руках один атрибут казни, применявшихся на Голгофе против Спасителя. Работу выполнял мастер Бенини совместно со своими учениками. После воплощения задумки Климента XI это место приобрело иной сакральный смысл.

Статуи ангельского Моста в Риме

Помимо скульптур Петра и Павла, поставленных папой Климентом XI, были добавлены также статуи Ноя, Адама, Авраама, Моисея (они не сохранились до наших времен). Апостол Павел на мосту изображен с книгой и мечом, а Петр – только с книгой. Именно в связи с трагическими событиями 1450 года (гибелью паломников) пришлось снести Триумфальную Арку и несколько ближайших домов. Это позволило расширить путь и облегчить прохождение паломников к собору.

Когда в семнадцатом веке Климент XI решил видоизменить мост, он отдал большой заказ известному в те времена мастеру Бернини. В 1668 году он вместе с учениками создал новый парапет и десять разных статуй – это были ангелы, изображавшие различные страдания Иисуса перед казнью. Обогатили скульптуры надписями из священных писаний. Две статуи сделал лично сам мастер, но они настолько понравились папе, что он приказал установить на Мосту Ангелов копии, а оригинальные творения были установлены в церкви под названием Сант-Андреа-делле-Фрате.

Мост украшают ангелы с такими предметами:

  • Бичи – ими били Иисуса в процессе допроса;
  • Колонна – к ней был привязан Спаситель;
  • Терновый венец – символ страданий Христа;
  • Крест – его нес Иисус на Голгофу;
  • Игральные кости, которыми солдаты разыгрывали одежды Христа между собой;
  • Гвозди – орудие, которым были пробиты его руки;
  • Табличка с именем.
  • Губка – ее протягивали Спасителю, чтобы он утолил жажду;
  • Копье – им один из стражей убил Иисуса.

Среди учеников, помогавших творить в Риме тогда великому Бернини, такие скульпторы, как Антонио Раджио, Козимо Фанчелли, Эрколэ Феррата, Пауло Нальдини, Лаццаро Морэлли,Антонио Дроржетти, Доменико Гуиди, Джироламо Лученти.

Современный вид

В 1893 году была произведена реконструкция набережной Тибра. Арки моста были заменены на новые либо отреставрированы, а брег самой реки несколько подняли. Именно с этих пор мост, хранящий тепло ангелов, приобрел современный вид. Он, как и прежде, остался пешеходным. По нему постоянно прогуливаются туристы. Это место самых удачных фотосессий не только с ангелами, но и на фоне прекрасных пейзажей Тибра. У моста выгодное расположение – всего в нескольких минутах легкой ходьбы Ватикан, а также пьяцца Навона.

Здесь в любом случае стоит побывать хоть раз в жизни. Судьба моста поистине завораживает: он столько был и одним из самых священных мест, и превращался в выставку казненных преступников. Тут погибло столько людей, стремившихся к божественному началу, чтобы еще большее число паломников смогло спешить сюда каждый год. Противоречивая история? – Возможно, но чтобы ощутить величие атмосферы святого места, здесь нужно побывать.

Мост Святого Ангела , построенный более 1900 лет назад, это один из двух мостов, которые сохранились в Риме со времён античности. Он связывает исторический центр Рима с Ватиканом и поэтому является символическим местом встречи мирского и духовного.

Римские мосты

Римская цивилизация была основана на восточном берегу реки Тибр в VIII веке до н.э. По реке переправляли товары, строительные материалы, в ней ловили рыбу, она же служила границей между двумя враждующими племенами – этрусками и латинами. Первые переправы по Тибру были паромными и находились в той части реки, где течение было наиболее спокойным, то есть, ниже острова Тиберина. Здесь же около 621 года до н.э. был построен первый деревянный свайный мост , на приблизительном месте которого сейчас находится понте Субличо («субличиус» переводится как «сваи»). Первые мосты строили из дерева без использования металла для того, чтобы их можно было быстро разрушить или сжечь при приближении противника. Первый каменный мост на деревянных сваях через Тибр римляне построили в 179 году до н.э., а в 142 году до н.э. его деревянные сваи были заменены на каменные арки.

В Риме существовало четыре типа мостов: 1) частные, 2) для людей и повозок, проходящих через город транзитом, 3) поддерживающие акведуки и 4) общественные городские (как, например, мост Святого Ангела)

Надпись в начале моста

Мост Святого Ангела

Мост Святого Ангела изначально назывался «мост Элия » в честь императора Элия Адриана, который построил его в 134 году . Этот мост соединял Марсово поле на одном берегу и мавзолей Адриана (современный замок Святого Ангела) на другом.

Основным строительным материалом был камень: травертин с внешней стороны и туф с внутренней, что хорошо видно, если посмотреть под одну из центральных арок. Травертин это плотный известняк белого цвета; менее пористый, более долговечный и монолитный, чем туф. Мост не был полностью построен из травертина потому, что он тяжелее и дороже туфа.

Хорошо видна серая «изнанка» моста

Не сохранилось никаких свидетельств того, как именно был создан мост Святого Ангела, однако, очевидно, что его строители использовали принятые во втором веке стандартные методы конструирования каменных арочных мостов. В тех местах, где планировалась установка опор моста, делали кессоны для подводных работ – по два кольца из жердей, обмазанных глиной. После этого в дне реки делались углубления для фундаментов опор. Римляне обычно копали, пока не доходили до определённого почвенного горизонта, а тех случаях, когда это было невозможно – вбивали в дно деревянные жерди . Благодаря отсутствию кислорода патогенные бактерии неспособны выживать и размножаться, поэтому деревянные основания мостов могут быть неожиданно надёжными и долговечными.

Строительные леса для каменного арочного моста, 1932

Для того чтобы уменьшить разрушительную силу воды, на основании строили водозащитные барабаны в форме ромба, угол которого был направлен против течения. Таким образом, вода рассекалась и более плавно обтекала опоры. Арки моста собирали из камней трапециевидной формы. Поскольку вся конструкция была очень неустойчива до тех пор, пока на месте не будут установлены все замковые камни (самые крупные вверху), использовались сложные строительные леса . Там, где арки доходили до берегов, строилась стена или большие колонны, способные выдержать давление моста (в случае с мостом Святого Ангела это две 12-и метровые стены).

Вид на реку Тибр, мост Ангела и улицу Банко-ди-Санто-Спирито

Строительство моста к мавзолею Адриана должно было дорого обойтись императору, поскольку для него требовалось много квалифицированных рабочих из разных областей. Так, поскольку его строили без цемента, требовалось вырезать камни идеально точно, чтобы они подходили друг к другу как ключ и замочная скважина. Строительство лесов для арок было также непростой задачей. Кроме того, дорогими были сами материалы и их транспортировка до места.

Длина построенного моста составила 90 метров . Он состоит из пяти арок, диаметр которых равняется 9 метрам.

Вид на мост Ангелов с замка. Красным кружком обведён острый угол водозащитного барабана

Римский мост Святого ангела упоминается в «Аде » Данте – части «Божественной комедии», которую он писал с 1308 по 1320 годы. В нём описано два потока паломников, которые в 1300 году (в первый в истории Юбилейный год), шли по нему в Ватикан.

К раннему Средневековью (V – XI вв.) настоящее название моста было забыто и паломники, которые после разрушения моста Нерона (совр. ) вынуждены были идти по нему к базилике Святого Петра, стали называть его «мост Святого Петра». Современное название он получил благодаря легенде . Она гласит, что в VI веке, когда Рим вымирал от чумы, на вершине мавзолея Адриана появился Архангел Михаил с мечом в руках. Папа Григорий I объявил, что тот был предвестником скорого окончания эпидемии, после чего мавзолей был переименован в «замок Святого Ангела», а мост Элия, соответственно, в «мост Святого Ангела». Позже на крыше замка была установлена огромная статуя Архангела Михаила .

Вид на мост от замка

В 1450 году на этом мосту среди толпы паломников , стремящихся в Ватикан, возничий потерял контроль над лошадью, из-за чего началась паника, и люди продавили балюстраду. 172 человека упало с моста и утонуло. Впоследствии были разрушены несколько домов и римская триумфальная арка, которые перегораживали путь на мост.

С 1488 по 1534 годы на левой стороне моста выставляли на всеобщее обозрение тела людей, казнённых на соседней площади пьяцца-ди-Понте.

Вид на мост и на вход в замок Святого Ангела

В 1535 году на доходы, полученные в виде сбора за проезд по мосту, папа Климент VII заказал две статуи : скульптору Лоренцетто – апостола Петра, держащего книгу, на пьедестале которого было написано «Rione XIV», а скульптору Паоло Романо – апостола Павла, держащего сломанный меч и книгу, на пьедестале которого было написано «Borgo». Впоследствии Раффаэлло да Монтелупо (1505 – 1567) при папе Павле III (1534 – 1549) создал ещё четыре статуи евангелистов и патриархов, а также скульптуры Адама, Ноя, Авраама и Моисея. В 1669 году папа Климент IX распорядился заменить крошащиеся гипсовые статуи ангелов новыми. Работа была поручена скульптору Лоренцо Бернини (1598 – 1680), для которого она оказалась одной из последних. Согласно его проекту, все десять ангелов должны были держать орудия Страстей Христовых . Лично Бернини сделал только две скульптуры – ангела с надписью «I.N.R.I.» и ангела с терновым венцом. Они не были установлены на мосту, поскольку Климент IX забрал их в своё распоряжение (сейчас они находятся в ).

В конце XIX века, во время строительства набережной, два пролёта римского моста, соединявшие его с берегами, были разрушены и заменены новыми.

Вид на мост и на замок Ангела с противоположной стороны

Ангелы на мосту

На левом берегу, противоположном замку Святого Ангела, на входе на мост стоят статуи Петра (слева) и Павла (справа).

Апостол Павел

Статуя Апостола Павла (на мосту справа)

Апостол Пётр

Статуя Св. Петра (слева на мосту)

Ангел с колонной

Скульптор Антонио Раджи.
Подпись: «Tronus meus in columna» («престол мой во столпе облачне», книга Премудрости Иисуса 24:4).
Эпизод из Страстей: в римские времена пленников, в том числе Иисуса, бичевали, привязывая к невысоким колоннам.
Раджи работал с Бернини с 1647 года и стал одним из его лучших ассистентов. Он помогал ему и при строительстве фонтана Четырёх рек на пьяцца Навона, и при создании капеллы Киджи в базилике Санта-Мария-дель-Пополо, поэтому он очень хорошо понимал стиль Бернини. Однако в случае с этой скульптурой он не последовал указаниям своего учителя. Бернини нарисовал ангела, который с трудом держит колонну, поскольку он наступил на своё одеяние, спадающее с плеч и при этом стягивающее руки. Вероятно, он хотел показать, что ангел также связан своей одеждой, как Иисус был связан предательством своих же учеников. Однако ангел Раджи держит колонну с видимой лёгкостью, и его одежда свободно свисает с плеч. Выражение его лица исступлённое, волосы развиваются, а накидка выглядит так, как будто бы ангел стоит на сильном ветру. Облако, на которое он ступает, растрёпанное и вздымающееся.

Ангел с колонной

Ангел с колонной, вид с середины моста

Ангел с плетью

Скульптор Ладзаро Морелли.
Подпись: «In flagella paratus sum» («я готов на раны», Псалом 37:18).
Эпизод из Страстей: Понтий Пилат приказал высечь Иисуса перед распятием.
Широкие полоски кожи, из которых состоит плеть, складки одежды ангела, его волосы и даже сильно вздымающееся облако, на котором он стоит, всё закручено в движении, предполагающем удар. Крылья этого ангела с несколькими слоями перьев повёрнуты так, что одно видно со стороны Рима, а другое – со стороны замка. Кажется, что он с грустью созерцает плеть, но если встать под плетью, то видно, что он смотрит не на неё, а на стоящего человека. Этот ангел был сделан очень близким к тому, что нарисовал Бернини, поскольку он дал молодому скульптору маленькую глиняную модель в качестве образца. Морелли работал с ним над гробницей Александра VII в базилике Святого Петра.

Ангел с плетью

Ангел с розгами, вид с середины моста

Ангел с терновым венцом

Копия скульптуры Бернини создана Пьетро Паоло Нальдини.
Подпись: «In aerumna mea dum configitur spina» («шип крепится на меня», Псалом 31:4 Латинской Библии).
Эпизод из Страстей: римские солдаты надели на Иисуса терновый венец перед тем, как распять.
Этот ангел очень открыто выражает свои эмоции, свою страшную скорбь из-за страданий Христа. Венец является символом слепоты людей, которые не смогли распознать Спасителя.

Ангел с терновым венцом

Ангел с венцом, вид с середины моста

Ангел со Спасом (вуалью Вероники)

Скульптор Козимо Фанчелли.
Подпись: «Respice faciem Christi tui» («посмотри на лицо Христа твоего», Псалом 84:9, Дуэйская Библия).
Эпизод из Страстей: когда Иисус нёс крест, женщина по имени Вероника вытерла ему лицо куском ткани, и его образ остался на этой ткани.
Ангел держит Спас обеими руками, как бы демонстрируя его нам. Ткань выглядит очень мягкой, поскольку символизирует сострадание, которое было проявлено к Иисусу во время его Страстей. Ангел смотрит прямо на вуаль, привлекая к ней внимание и проявляя уважение к реликвии. Он стоит на очень плоском облаке; его крылья, видимые только со стороны Рима, состоят из нескольких довольно больших перьев. Фанчелли, также, как Раджи, работал с Бернини над фонтаном Четырёх рек на пьяцца Навона. В постаменте, на котором стоит этот ангел, видна выбоина – это след от пушечного ядра , которое было выпущено в 1870 году во время сражений за присоединения Рима к Италии. Это ядро толкнуло статую в Тибр, но она был найдена, отреставрирована и установлена на своё место.

Ангел со Спасом

Ангел со Спасом, вид с середины моста

Ангел с одеждой и игральными костями

Скульптор Пьетро Паоло Нальдини.
Подпись: «Super vestimentum meum miserunt sortem» («и об одежде моей бросают жребий», Псалом 21:19).
Эпизод из Страстей: римские солдаты забрали одежду Иисуса и разыграли её между собой в кости.
Ангел смотри вдаль, как бы показывая, что всё потеряно, и он не может даже осознать, что люди были способны на такое. Игральные кости лежат в складке одежды, которую он держит обеими руками. Мастерство Нальдини хорошо видно по реалистичности левой ноги ангела, закрытой накидкой.

Ангел с игральными костями

Ангел с игральными костями, вид с середины моста

Ангел с гвоздями

Скульптор Джироламо Лученти.
Подпись: «Aspicient ad me quem confixerunt» («и они воззрят на Него, Которого пронзили», книга пророка Захарии 12:10).
Эпизод из Страстей: Иисус был прибит гвоздями к кресту.
Этот ангел уникален тем, что его тело выглядит непропорционально большим по сравнению с головой, а выражение лица не похоже ни на одного другого ангела на мосту. Правой рукой он демонстрирует один гвоздь, тогда как ещё два зажаты в его левой руке. Облако, на котором он стоит, выглядит как камень.

Ангел с гвоздями

Ангел с гвоздями, вид с середины моста

Ангел с крестом

Скульптор Эрколе Феррата.
Подпись: «Cuius principatus super humerum eius» («владычество на раменах Его», книга пророка Исайи 9:6).
Эпизод из Страстей: Иисус был распят на кресте.
Эта скульптура сделана хуже остальных, потому что она скорее двухмерная, как рельеф, а не трёхмерная. Крест на плечах Иисуса символически связан с его царством. Феррата работал с Барнини и Риджи над капеллой Киджи церкви Санта-Мари-дель-Пополо. Он довольно точно следовал рисунку Бернини, хотя и сделал крест намного меньше того, каким он должен был быть.

Ангел с крестом

Вид на ангела сбоку

Ангел с надписью «I.N.R.I.»

Копия скульптуры Бернини была сделана Джулио Картари.
Подпись: «Regnavit a ligno deus» («Господь воцарился с дерева»).
Эпизод из Страстей: табличка с такой надписью была прибита к кресту над головой Иисуса.
I.N.R.I. это аббревиатура от латинского «Iesus Nazarenus Rex Iudaeorum» (Иисус Назарянин, Царь Иудейский). Лицо этого ангела выглядит очень похожим на лицо Святой Терезы из капеллы Корнаро в церкви Санта-Мария-делла-Витториа.

Скульптура «Экстаз Святой Терезы» в капелле Корнаро

Ангел с надписью inri

Вид на ангела со стороны замка

Статуя ангела, вид с середины моста

Ангел работы Бернини в церкови Сант-Андреа-делла-Фратте

Ангел с губкой

Скульптор Антонио Джоргетти.
Подпись: «Potaverunt me aceto» («пытались напоить меня уксусом», Псалом 69:21).
Эпизод из Страстей: перед смертью Иисуса один из солдат надел губку, смоченную в «кислом вине», на палку и держал у его рта.
Ангел стоит на вздымающемся облаке; глубокие складки его одежды и перья крыльев прекрасно вырезаны. Он аккуратно держит копьё и внимательно смотрит на надетую на него губку. Джоргетти очень точно отобразил позу и одежду, нарисованные Бернини.

Ангел с губкой


Ангел с копьём

Скульптор Доменико Гвиди.
Подпись: «Vulnerasti cor meum» («Пленила ты сердце мое», книга Песни Песней Соломона 4:9).
Эпизод из Страстей: после смерти Иисуса, перед тем, как снять его с креста, один из солдат пронзил его сердце копьём.
Ангел держит копьё приподнятым, как бы имитируя движение, которое произвёл солдат, и при этом с грустью смотрит за него – на того, на кого оно было направлено. Складки одежды ангела и зачёсанные назад волосы акцентируют внимание смотрящего на угол наклона копья. Эта скульптура должна была напоминать паломникам о страдании, которое причинили Иисусу людские грехи.

Ангел с копьём

Статуя на фоне замка Святого Ангела

В соответствии с каноном, все ангелы стоят на мраморных облаках разного размера.

Достопримечательности поблизости: замок Святого Ангела, церковь Санти-Челосо-э-Джулиано (16 в.), фонтан Тор-ди-Нона (1925), церковь Сан-Сальваторе-ин-Лауро (16 в.), церковь Сан-Джованни-деи-Фиорентини (1734), церковь Санта-Мария-ин-Траспонтина (1566)

Полезная информация о мосте Святого Ангела в Риме

Где находится:
Перед замком Святого Ангела

Как добраться:
Ближайшие станции метро – Оттавиано (Ottaviano, линия А) и Лепанто (Lepanto, линия А).

Автобус 280 до остановки Lungotevere Tor Di Nona- Rondinella.
Автобуса 34, 40, 46, 62, 64, 190F, 916, 916F, 982, N5, N15 или N20 до остановки Corso Vittorio Emanuele- Ponte Vittorio.
Автобус 40 до остановки Borgo Sant’Angelo.

Остановка туристического автобуса Vaticano.

Подберите по карте отель в Риме на Ваши даты

и начните отслеживать дешевые билеты в Рим заранее - то есть прямо сейчас! Или подпишитесь и получайте предложения по выбранным маршрутам на почту.

Мост Святого Ангела в Риме или Понте Сант Анджело (Ponte Sant"Angelo)– одна из самых популярных в городе достопримечательностей, потому что располагается в непосредственной близости к Замку Сант Анджело, в двух шагах от Ватикана (если на идти на запад) и в 15 минутах ходьбы от пьяцца Навона (если двигаться на юго-восток. См. карту ниже).

Кроме удобнейшего (по любым туристическим меркам) месторасположения Мост Святого Ангела в Риме обладает еще несколькими неоспоримыми преимуществами:

с него открывается прекрасный вид на Тибр, сам замок, на мост Виктора Иммануила; но, самое приятное – он полностью пешеходный: можно с удовольствием пофотографироваться, накупить сувениров, понаблюдать за туристами и итальянцами, и заодно оценить барочную скульптуру.

История Моста Святого Ангела в Риме

В 136 году император Адриан приказал построить мост через Тибр, для того, что бы соединить свой собственный мавзолей (сейчас он называется Замок Сант Анджело) с Марсовым Полем. В то время мост назывался Мостом Элия по имени самого императора Публия Элия Адриана. После постройки базилики Святого Петра (4 век), мост Элия стал главной дорогой для поломников к собору и стал называться Мостом Святого Петра.

Свое же настоящее название – Мост Святого Ангела получил (согласно легенде) после того, как Папе Григорию Великому привиделся Архангел Михаил на самом верху Мавзолея Адриана, вкладывающего свой меч в ножны, что было истолковано как знак свыше об окончании эпидемии «черной смерти» (бубонной чумы).

Утверждение, что понте Сант Анджело получил свое название из-за установленных на нем скульптур ангелов неверно, так как эти скульптыр были установлены на мосту почти на десять веков позже.

Ангелы моста Сант Анджело в Риме

Статуи Ангелов на мосту Сант Анджело были установлены только в конце 17 века. Папа Клемент-IX получил великому Бернини сделать на мосту подобающий декор в 1668 году. Бернини со своими учениками создал 10 скульптур ангелов, каждый из которых держит в руках одно из Орудий Крестных Страданий Спасителя:

  1. Терновый Венец Спасителя
  2. Колонна Бичевания, к которой привязала Христа на допросе у понтия Пилата
  3. Розги, которыми бичевали Спасителя
  4. Крест, на котором Спаситель принял смерть
  5. Гвозди, которыми Иисус Христос был распят
  6. Табличка с надписью «INRI» - «Иисус Назарянин Сын Иудейский», для осмеяния Христа
  7. Губка, на которой вместо воды для утоления жажды подавали уксус
  8. Копье, которым был умертвлен на кресте Спаситель
  9. Игральные кости, которыми играли солдаты на одежду Христа
  10. Судариум – кусок материи, которым отерли и накрыли лицо Спасителя после снятия с Креста (это не одно и тоже, что Туринская Плащаница и Плат Вероники).

Из десяти скульптур Ангелов с Орудиями Страстей Господних только две были созданы непосредственно самим Бернини – Ангел, держащий Терновый Венец; и скульптура Ангела, держащего Табличку с надписью «INRI». Остальные скульптуры моста Святого Ангела в Риме были созданы его учениками. Скульптуры ангелов, созданные Бернини были красоты такой необычайной силы, что Папа приказал ученикам скульптора сделать копии, а оригиналы установить в церкви Сант Андреа делла Фратте (к югу от Испанской Лестницы).

Статуи Апостолов Петра и Павла на понте Сант Анджело

В 1450 году на мосту произошла катастрофа: под напором большого числа поломников (пилигримов) обрушились перилла моста и 172 человека погибли в давке и водах Тибра.

Для поминания погибших по обе стороны поста на входе с южной стороны соорудили небольшие часовенки. Через 84 года эти небольшие капеллы были запенены скульптурами Апостола Петра и Апостола Павла. Согласно иконографической традиции католической церкви скульптор Паоло Такконе изобразил Апостола Павела с мечем и книгой, а скульптура Апостола Петра работы Лоренцетто выполнена с книгой.

Где находится Ponte Sant"Angelo в Риме?

Получите от нас в подарок бонус до 2500 рублей для размещения в апартаментах от частных лиц на сервисе Airbnb . Такое размещение может оказаться значительно экономнее. Зарегистрируйтесь и отправляйтесь в приключения!

получить бонус

Когда я впервые посетила Рим, более всего меня поразило то, насколько этот город расходился с моими представлениями о нём! Я предвкушала грозное величие памятников и торжественность раскалённых солнцем площадей, украшенных кружевом классической архитектуры, а в итоге увидела бесконечно романтичный город, богатый пышной зеленью клёнов, украшающих каменные набережные Тибра. И самое яркое впечатление у меня осталось от моста Святого Ангела (Ponte Sant"Angelo), словно жемчужным ожерельем украшенного белоснежными мраморными статуями.

К сожалению, очарование современного Рима частенько затмевается обилием туристов, продавцов сувениров и попрошаек. Как и другие популярные достопримечательности города, мост Святого Ангела, находясь в непосредственной близости от одноименного замка и базилики Святого Петра , в дневные часы заполняется пёстрой человеческой толпой, которая часто мешает внимательно осмотреть этот уникальный памятник истории и культуры. И очень жаль! Ведь именно этот мост многие искусствоведы считают самым красивым мостом в мире!

А вот в более спокойные часы раннего утра или позднего вечера, когда улицы освобождаются от атмосферы пыльной суеты и шума, путешественник, пересекающий Тибр по мосту Святого Ангела, поймёт, что Рим вполне может поспорить с Парижем за титул самого романтичного города планеты.

Краткая история

Построенный по проекту архитектора Деметриана между 130–135 гг. по приказу императора Публия Элия Адриана, мост первоначально носил имя своего создателя - Понте Элио (Mост Элия). Новый мост предназначался для доступа к находившемуся на противоположном от города берегу Тибра мавзолею Адриана (ныне известному как Замок Святого Ангела).

Современное название восходит к легенде, согласно которой в 590 году папе Грегорио Маньо, пересекавшему мост во главе покаянной процессии, явился святой Архангел Михаил, стоящий на вершине мавзолея Адриана. Архангел, вкладывающий свой меч в ножны, ознаменовал конец эпидемии чумы, терзавшей Рим на протяжении долгого времени. С тех пор мост удостоился нового имени вслед за мавзолеем, на котором в память о событии была установлена статуя ангела.

Мост Святого Ангела печально знаменит давкой, случившейся в 1450 году, в которой на нём погибло около 200 паломников, спасавшихся бегством от взбесившихся лошадей. Но на этом грустная слава моста не заканчивается: в XVI веке именно он становится местом проведения смертной казни с последующим экспонированием тел повешенных.

В 1533 году папа Клемент VII приказал установить на мосту статуи святых Петра и Павла, которые сохранились до наших дней. А в 1536 году в честь визита испанского императора Карла V, мост был украшен восемью гипсовыми статуями, изображавшими четырёх евангелистов и четырёх патриархов. Выполненные из хрупкого материала скульптуры довольно скоро превратились в руины.

В 1669 году мост подвергся капитальной реставрации по приказу папы Клемента IX, доверенной знаменитому скульптору Джану Лоренцо Бернини. Во время реставрационных работ каменные балюстрады и железная ограда моста были заменены на новые, а к существовавшим статуям святых апостолов были добавлены десять новых скульптур ангелов - символов страстей Христовых.

В 1892 году сооружение было вновь реконструировано по причине расширения русла Тибра. Сейчас мост опирается на пять цементных аркок и составляет 130 метров в длину и 9 метров в ширину.

Сакральное значение моста

Мостов в античном Риме было значительно меньше, нежели сейчас.
Мост Святого Ангела был самым ближайшим мостом, соединявшим Вечный город с главной католической достопримечательностью - базиликой Святого Петра , о которой мы писали . Неудивительно, что мост Святого Ангела стал неотъемлемой частью маршрута паломников, съезжавшихся в Рим со всех концов света.

Пересечь Тибр по этому мосту означало перейти из мирского города в Святой город. Для верующих этот отрезок приобрёл символическое значение очищения, почти что крестного хода, приближающего грешника к миру божественному.

Он подобен символу общения между человеком и Богом. И неудивительно, что фигуры ангелов украшают этот мост, ведь именно они часто являются посредниками между миром земным и миром небесным. Десять ангелов, каждый из которых в своих руках держит символ Страстей Христовых, обрамляют путь паломника, направляющегося в сторону Ватикана, приготавливая его к святому таинству исповеди.
Не случайны и фигуры cвятых апостолов и Павла, встречающие путников в начале моста: они обозначают начало пути искупления и вход в Святой Город.


Десять статуй ангелов на мосту

Ангелы созданы под руководством скульптора Джованни Лоренцо Бернини. Их фигуры и позы описывают Страстей Христовых. Лица ангелов то кажутся умиротворёнными верой в воскресение Спасителя, то удерживающими рыдания из-за сострадания к нему.

Руке Бернини принадлежат два ангела: держащий табличку с надписью Inri и тот, в чьих руках находится терновый венец. Исполнение остальных скульптур художник поручил своим единомышленникам, стилю и мастерству которых он мог полностью довериться. В 1670 году скульптуры, выполненные непосредственно Бернини, по причине их высокой художественной ценности заменили на копии, созданные его учениками. Сейчас подлинники украшают интерьер церкви Сан-Андреа-делле-Фратте, находящейся в нескольких шагах от площади Испании.

Все фигуры ангелов стоят ногами на мраморных облаках, хотя из-за угла зрения и высоких пьедесталов пешеходам они скорее кажутся парящими в небе. Под каждой скульптурой в назидание проходящим мимо высечена надпись на латинском языке.


  • Третий ангел, руки Паоло Нальдини, держит терновый венец - символ суетной людской жизни. Под скульптурой высечена надпись: «В моё страдание вонзён шип» (In aerumna mea dum configitur spina ).

  • Четвертый ангел, выполненный скульптором Козимо Фанчелли, рассматривает лик Христа, кровью отпечатавшийся на плате Вероники. Надпись: «Посмотри на лик Христа твоего» (Respice faciem Christi tui ).

  • Пятый ангел, высеченный Паоло Нальдини, держит одеяние Христа и игральные кости. Надпись гласит: «На моем одеянии гадали о будущем» (Super vestem meam miserunt sortem ).

  • Шестой ангел, руки Джироламо Лученти, демонстрирует верующим гвозди, которые пронзили ладони и ступни Христа. Надпись: «Обратят взгляд на меня, которого распяли» (Aspiciant ad me quem confixerunt ).

  • Седьмой ангел - скульптура Эрколе Феррата, держит крест, символ распятия Христа и веры в Него. Надпись гласит: «Его правление - на плечах его» (Cuius principatus super humerum eius ).
  • Восьмой ангел держит в руках табличку с надписью Inri, воздав глаза к небу. Надпись гласит: «Царствует Бог с Древа» (Regnavit a ligno deus ).
  • Девятый ангел, выполненный Антонио Джоржетти, с выражением боли смотрит на губку, прикрепленную на конец трости. Надпись гласит: «Мне давали пить уксус» (Potaverunt me aceto ).

  • Десятый и последний ангел был высечен Доменико Джули, он обращает свой печальный взгляд на острие копья, приподнимая его, чтобы напомнить об ударе, пронзившем грудь Христа. Надпись: «Ты, поразивший сердце моё» (Vulnerasti cor meum ). Тем самым он напоминает паломнику о горе, которое, согрешив, причиняет человек Спасителю.

Как добраться

Чего скрывать, в отсутствие эффективной и развитой сети метрополитена, самый лучший транспорт в Риме - это собственные ноги. И донесут туда, куда нужно, и не нужно прозябать на остановке, теряя драгоценное время в ожидании автобуса.
Ближайшая станция метро к мосту Святого Ангела - Ottaviano (одна поездка на метро обойдётся в 1,5 €), но, как и всегда, придётся пройтись пешком (около 1,3 километра). Но пеший маршрут в Риме - это скорее плюс, нежели минус. В данном случае, по пути вы насладитесь знаменитой перспективой улицы Виа делла Кончилиационе (Via della Conciliazione), обрамляющей вид на .


До моста и замка Св. Ангела можно доехать и на автобусе Остановка находится буквально в двух шагах от обеих достопримечательностей.

Очень удобный маршрут №40, это экспресс, путь которого начинается у вокзала Термини. Он пересекает весь исторический центр с меньшим количеством остановок.


Loading...Loading...