Архиепископ владикавказский и аланский леонид. Владикавказский епископ признался в том, кто помогал ему скрашивать одиночество

Дата рождения: 26 октября 1968 г. Страна: Россия Биография:

В 1985 г. закончил среднюю школу, в 1985-1986 гг. работал лаборантом на кафедре аэродинамики и динамики полетов в УЛО в/ч 26265. В это же время нес послушание пономаря в Георгиевском храме Краснодара. В 1986-1988 гг. служил в рядах Вооруженных сил.

В 1988-1989 гг. трудился в должности чтеца-певца Георгиевского храма Краснодара и был иподиаконом .

С марта по сентябрь 1998 г. находился в служебной командировке в составе Отдельной воздушно-десантной бригады Ограниченного контингента миротворческих сил в Боснии и Герцеговине.

С октября 1998 г. по сентябрь 2002 г. обучался на Богословском факультете Афинского государственного университета и являлся заштатным клириком русского нижнего храма вмч. Пантелеимона на Ахарноне (Афины, Греция).

С октября 2002 г. — сотрудник секретариата межправославных отношений Московского Патриархата. Направлялся в краткие служебные командировки на Афон, в Финляндию, Индию.

Распоряжением Священного Синода с мая 2003 г. по декабрь 2004 г. — сотрудник .

Решением Священного Синода в декабре 2004 г. назначен на должность представителя Патриарха Московского и всея Руси при Патриархе Александрийском и всей Африки. За время представительского служения выезжал в служебные командировки в Эфиопию, Кению, Танзанию, ЮАР, Ботсвану, Грецию.

11 апреля 2010 г. на подворье Московского Патриархата в Каире Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом в сан архимандрита.

Решением Священного Синода от 29 мая 2013 г. () избран епископом Аргентинским и Южноамериканским.

Решением Священного Синода от 29 июля 2017 г. () утвержден в должности священноархимандрита Аланского Успенского мужского монастыря селения Хидикус Алагирского района Республики Северная Осетия ― Алания.

4 декабря 2017 г. за Литургией в Храме Христа Спасителя в Москве Святейшим Патриархом Кириллом в сан архиепископа.

Владеет греческим, английским, разговорным арабским (египетский диалект) языками.

Образование:

Ленинградская духовная семинария.

Богословский факультет Афинского государственного университета.

Место работы: Патриаршее благочиние приходов Русской Православной Церкви в Республике Армения (Управляющий) Епархия: Владикавказская епархия (Правящий архиерей) Научные труды, публикации:

Архимандрита Леонида (Горбачева) при наречении во епископа Аргентинского и Южноамериканского.

Награды:

Церковные:

  • 2018 г. — прп. Серафима Саровского III ст.;
  • 2010 г. — орден св. блгв. кн. Даниила Московского III ст.;
  • 2010 г. — орден св. Саввы Освященного (Александрийская Православная Церковь);
  • 2007 г. — орден прп. Нестора Летописца (УПЦ);
  • 2006 г. — грамота Святейшего Патриарха Московского и всея Руси.

Светские :

  • 1998 г. — медаль «За служение миру» Североатлантического альянса;
  • 1998 г. — благодарственное письмо командира Отдельной воздушно-десантной бригады Ограниченного контингента миротворческих сил в Боснии и Герцеговине.

Благодарственные письма посольств России в Индии (2002), Египте (2008), Кении (2008), Танзании (2012).

E-mail:

Спустя три месяца после Вашего внезапного перевода из Южной Америки на Северный Кавказ?

Действительно, все случилось внезапно. Лег спать епископом Аргентинским и Южноамериканским, а проснулся епископом Владикавказским и Аланским. Диаметральная смена континента, службы - я трудился в самой большой административно-территориальной епархии Русской Православной Церкви, где от одного прихода до другого лететь приходилось 8 часов. 14 лет провел вне России. Если Священноначалие решило, что мне надо быть здесь, значит есть веские причины именно на этом этапе. И, конечно, я очень рад вернуться на Родину.

Здесь, в Алании, я человек новый, и все, во что я сейчас окунулся, для меня важно. Важно услышать каждого, я много общаюсь с народом. Не посылаю водителя за лавашом, а сам иду в магазин, беседую. Люди здесь удивительные, открытые, уважительные, с прекрасными традициями.

Вам досталось много нерешенных вопросов - долгострои, разрушающиеся исторические памятники… Есть уже понимание, как будут решаться эти вопросы?

В епархии есть вопросы, решать которые нужно было еще вчера. Долгострои будем достраивать, памятники спасать. Сегодня существуют федеральные программы, гранты на сохранение исторического наследия, в которые мы уже включаемся. Нам удалось сдвинуть с мертвой точки ситуацию с Нузальской часовней - уникальным памятником федерального значения. Это наше наследие - храмы, часовни, памятники архитектуры, даже не относящиеся к христианству. Я буду добиваться их спасения. Мы понимаем, что в Нузальской часовне нельзя совершать богослужения, и должным образом подходим к рекомендациям специалистов. Важно, что мы можем потерять там фрески ХII–ХIV веков, как тогда мы будем в глаза смотреть своим потомкам?

Большая работа уже была проведена в епархии по введению двуязычного богослужения. У нас есть Литургия на осетинском языке , сейчас мы ее проверим на соответствие языку догматики, ведь при переводе церковных текстов совершенного знания языка недостаточно. Будем поступательно увеличивать количество переведенных песнопений, в этом нет никаких противоречий или ухода в национализм. Это необходимость, это как воздух, которым дышишь: ты говоришь на родном языке и на нем же обращаешься к Богу. У меня в соборе, когда я служу, прихожане подходят и обращаются ко мне по-осетински. К сожалению, пока я знаю лишь несколько слов и не могу отвечать людям.

Если говорить о главных задачах, для себя я, прежде всего, выделяю в отдельную тему образовательный процесс, ставлю себе целью повышение духовно-образовательного уровня служителей, ведь те люди, которые несут здесь свое священническое, диаконское послушание, нуждаются в такой образовательной поддержке в первую очередь. Курсы повышения квалификации есть даже для архиереев, ведь знать все невозможно, всегда есть новые рубежи, которые можно постигать.

Ваши планы об образовании священнослужителей уже не просто планы. Есть соответствующие договоренности с Северо-Осетинским госуниверситетом?

Да, мы нашли полное взаимопонимание с ректором университета, на базе которого будем готовить специалистов высшего уровня, не только с хорошим базовым богословским образованием, но и со знанием культурологии, византологии, этнологии, истории. Это очень сложно, такие специалисты - штучный товар. Первые из них получат образование только через пять лет, полноценное высшее образование. Очень важно, чтобы преподаватели приезжали читать лекции из лучших академий и университетов - ярчайшие богословы, люди искусства, науки, чтобы вложить самое лучшее в тех людей, которые будут у нас учиться. Но, сразу подчеркиваю, наша задача не только взрастить образованнейших служителей Церкви, наша задача, чтобы они потом здесь остались, и, думаю, нам придется включать какие-то законодательные меры, которые позволят застраховаться.

К празднованию 1100-летия Крещения Алании в 2017 году республика готовится уже не первый год как к событию, значительному не только для Церкви, но и для всей страны, ведь из 100 народов и народностей сегодняшней РФ только два народа приняли Православие от Византии на уровне своих государств - это русские и аланы. Расскажите, какие планы в связи с этой датой?

Тема Крещения Алании может быть очень интересна для самой широкой аудитории, не только для ученых. Первые аланы принимали христианство во II веке, многие из них приняли мученическую смерть. Но массовое крещение произошло приблизительно 1100 лет назад. Мы эту дату установили, уже существуют не первый год планы, которые достались мне от предшественников. К этой дате привязаны, кстати, и определенные проекты, которые необходимо доделать. Это долгострой на месте бывшего военного госпиталя, где планируется восстановить исторически находившийся там храм, организовать духовно-просветительский центр, должен быть достроен и храм мученика Иоанна Воина, есть определенные пожелания по поводу завершения строительства собора Александра Невского, которое ведет УГМК. Все наши стройки двигаются, но не в таком темпе, как мне бы хотелось.

Какого мнения Вы придерживаетесь по вопросу Южной Осетии и присутствия там Русской Православной Церкви? Не изменилось ли оно у вас после того, как Вы приехали к нам?

Самое важное для Церкви - люди. Недавно принимал участие в мероприятии, где модератор обозначил тему как «проект Южная Осетия». Я не считаю возможным употреблять слово «проект», когда мы говорим об этносе, о религиозной и духовной составляющей народа Алании. Южная Осетия, как и Северная, - это прежде всего люди. Люди, немало пережившие, которым очень не хватает Церкви. Я так или иначе регулярно общаюсь со многими жителями Южной Осетии, там практически стопроцентно православное население, и храмы есть древние. А люди очень переживают из-за недостаточного окормления, там есть проблема - уходит население в секты.

- Мечта осетин и на Юге, и на Севере Осетии - о создании единой Аланской епархии…

У Бога нет невозможного. Молитва, прежде всего, наши деяния и старания. Я скажу одно: и Священноначалие Русской Православной Церкви, и, думаю, руководство страны понимают и осведомлены о сложившейся ситуации. Есть достаточно скомпилированная точка зрения, как поступать, что делать, в каком направлении двигаться, поэтому надо набраться терпения, просить у Бога помощи и действовать в интересах народа.

Традиционно Русская Православная Церковь несет серьезную социальную и общественную нагрузку - воскресные школы, центры реабилитации, защита исторических памятников и даже туризм. Как будет проводиться такая работа?

Отдельно хочу отметить работу детского реабилитационного центра при Аланском Богоявленском женском монастыре. Через этот центр в год проходит до 700 детей с психоэмоциональными нарушениями. Одна из моих приоритетных задач - помочь центру с финансированием. Он со дня своего открытия вот уже 10 лет не прекращает работать, но в этом году монахини уже не смогли справиться с его содержанием самостоятельно. Буду ставить вопрос о возможной помощи и перед руководством республики - тоже обещали помочь, уверен, совместное решение найдется. Это наше общее дело - реальная целевая помощь нашим детям из Северной и Южной Осетии, из небогатых социальных слоев.

Вновь создаем в епархии паломническую службу, она тут как воздух нужна! Алания вообще не открыта для людей, ни с какого ракурса. Нужно открывать. Это я говорю как человек, который долгие годы провел за границей: в Иерусалиме, на Ближнем Востоке и Северной Африке, которая является родиной монашества. Этими паломническими тропами человечество уже ходит столетиями, а ведь у нас, в Алании, не менее удивительные места, такие как Нузал, Зруг, Лисри.

Эту задачу - открыть Аланию миру - я считаю для себя приоритетной. Я хочу, чтобы одна из паломнических дорог мира вела сюда. В своих планах я опираюсь на те удивительные исторические факты, которые знают наши историки. Уже есть люди, которые предлагают первые паломнические маршруты: это будет горная Осетия, памятники зодчества, памятники древней христианской Алании.

В Алании можно поклониться частичке мощей святого Георгия, переданной Осетии из Египта. Ничего случайного в этой жизни нет, ведь я был там представителем Патриарха Московского и всея Руси. И спустя многие годы святой Георгий снова привел меня к этим мощам, уже в статусе правящего архиерея. Уже этой осенью в планах епархии - получить частичку мощей святого Серафима Саровского из Дивеевского монастыря, это будет очень большое событие для всей республики, для развития паломничества.

- Вы стали настоятелем кафедрального Свято-Георгиевского собора, в дар которому в 2010 году Патриарх Феодор II передал частицу мощей святого покровителя храма - Георгия Победоносца. Как раз в это время Вы служили представителем Патриарха Московского и всея Руси при Патриархе Александрийском и всей Африки. Поэтому Вас и на Юге, и на Севере Осетии - Алании православные считают человеком совсем не случайным, усматривая в Вашем назначении особый смысл и миссию. Трудно работать с такими ожиданиями паствы?

Нет. Церковь - это единственное, что у меня есть в жизни, как и у всех тех, кто дал определенные монашеские обеты. Все, что у нас есть, - это служение Господу Богу, Церкви, своему Отечеству и народу. Я не отдыхаю - трудоголик по природе. Меня иногда раздражает, что не могу работать по 24 часа в сутки. Морально готов, а физически меня не хватает. Вот это трудно. На самом деле у меня такой стиль работы - мне нужно все сразу охватить, вникнуть, чем быстрее, тем процесс пойдет легче, а те люди, которые вместе со мной трудятся ради достижения какой-то цели, будут понимать, куда и ради чего мы двигаемся. Плюс у меня уже есть работоспособная команда, она маленькая сейчас, мы ее добираем. Это люди, которые искренне хотят положительной динамики развития Православия в республике, в Алании в целом. Это радостно, приятно, потому что реально можно будет увидеть плоды своих трудов.

О первом визите в Армению, двустороннем сотрудничестве, сложностях жизни служителей церкви Sputnik Армения рассказал владыка Леонид. Беседовала Лаура Саркисян.

Владыка, расскажите о цели Вашего визита в Армению?

Аланская епархияПредсказание победы на горе Хурхор

— Решением Священного Синода в декабре 2016 года было создано Патриаршее благочиние приходов Русской Православной Церкви в Армении, которые возглавил я. Это мой первый трехдневный протокольный визит в Армению. Встречи были плодотворными: я познакомился в Ереване и Гюмри с нашими дипломатическими представительствами и их главами, посетил некоторые приходы, пообщался с клиром, с монашествующими, познакомился со 102-й военной базой. Очень важная и плодотворная встреча состоялась в Первопрестольном Святом Эчмиадзине с Его Святейшеством Католикосом всех армян Гарегином II. Поездка удалась, и мы реализовали поставленные цели и задачи.

Какие этапы двустороннего сотрудничества можете обозначить?

— Прежде всего, это межцерковное взаимодействие, которое будет полезно русско-армянскому сообществу. Для нас сотрудничество начинается с малого — это в первую очередь возможность общения между собой. В ближайшей перспективе, на Великую Пасху, мы проведем неделю народной дипломатии, культуры Северной Осетии в Армении. Мы привезем хоровые, танцевальные, оркестровые коллективы, труппу русского драматического театра имени Вахтангова. Есть перспективы строительства кафедрального собора, и освящение Крестовоздвиженского храма в Ереване.

Не сложно ли Вам возглавлять несколько приходов одновременно?

— Моя предыдущая кафедра включала в себя целый континент — от Кубы до Антарктиды, которая была самой большой административно-территориальной единицей в Русской Православной церкви. Мне приходилось по 8-9 часов лететь в одну сторону, и, с Божьей помощью, я справлялся. Очень много зависит от желания как отдельно взятого индивида, так и всей команды. Господь не дает непосильного креста, и если бы это было неподъемно, я думаю, мне бы это не поручили.

Почему после столь долгой службы на другом континенте Вас перевели во Владикавказ?

— Мы служим Богу, Церкви, своему Отечеству, народу. Священнослужитель такой же воин, только он воин Христов. Ему приказывают идти в каком-то направлении, в то или иное место служения, он с благодарностью принимает это благословение и исполняет то послушание, которое на него возлагается Матерью-Церковью. У нас не существует понятия хочу или не хочу, есть общественное понимание надобности.

Когда Вы для себя приняли решение, что хотите посвятить жизнь Богу?

— Я в 20 лет поступил в семинарию, после того, как отслужил в рядах ВС. Диаконство принял в достаточно раннем возрасте — в 21 год, еще будучи студентом. Далее служение в Екатеринодарской и Кубанской метрополии, впоследствии был переведен в Москву в Отдел по взаимодействию с армией и флотом.


©
Sputnik / Дзерасса Биазарти Новый епископ Владикавказский и Аланский прибыл в Осетию

Оттуда уехал в первую командировку в 1998 году в Боснию и Герцеговину. Пять лет учился в Афинском государственном университете, после чего вновь вернулся в Москву — в центральный аппарат Отдела внешних церковных связей, который в то время возглавлял митрополит Кирилл — нынешний Святейший Патриарх Московский и всея Руси.

Через девять месяцев работы в центральном аппарате, я был направлен в служебную командировку сотрудником Русской Духовной Миссии в Иерусалиме. После сразу был переведен на должность Представителя Патриарха Московского и всея Руси, при Патриархе Александрийском и всей Африки с резиденцией в Каире, где я пробыл девять лет. Святейший Патриарх и Священный Синод решили, что мне предстоит отправиться в качестве епископа на служение в Южную Америку в 2013 году.

Пресс-служба епархииЕпископ Леонид: Южная Осетия - это наши братья и сестры во Христе

В июне 2016 года я был назначен на Владикавказскую кафедру и с тех пор свое служение несу там. С 2016 года являюсь Управляющим приходами Русской Православной Церкви в Армении. Я свято верю, что у каждого человека есть своя начертанная ипостась. Мы можем стремиться к чему-то, мы можем чего-то хотеть, просить, молить, но если человеку что-то начертано исполнить Богом, то он исполнит. Не случайно говорят «человек предполагает, а Господь располагает».

В Вашем случае Вы предполагали?

— Нет, я не предполагал, юношеские мечты мои были иные, но жизнь и Божий промысел внесли свои коррективы.

Что является самым сложным в Вашей деятельности?

— Есть какие-то сложные вопросы, проблемы. Я не люблю общаться с людьми, которые принимают решения медленно. Где-то внутри я более динамичный человек, и мне бы хотелось, чтобы все в жизни вращалось быстро, активно и деятельно. Когда я вижу какие-то бюрократические процессы, либо нежелание конкретной группы принимать те или иные решения, которые они обязаны по долгу своей службы, тогда я немного разочаровываюсь. Жизнь скоротечна, и эта жизненная динамика, всплески положительных моментов должны играть решающую роль. Человек должен научиться видеть жизнь яркой и быть благодарным Богу, за то, что дышит.

— Прежде всего, наша генетика. Мы по своей истории очень много пережили и продолжаем переживать. Те или иные исторические обстоятельства нас делают крепче, закаляют. Это иногда дается нам большой кровью и громадными потерями, но отголоски жизни, которые были отданы за наше благополучие старшими поколениями, не проходят бесследно. Ген, который в нас присутствует и позволяет нам блюсти себя в рамках нравственности, морали. Сегодня — непростое время, и общехристианские вызовы имеют место по всем направлениям. Многие работают для того, чтобы нарушить нашу преемственность, отношение к ценностям, подменить их, привить то, что глянцево, но оно нам не нужно, так как нам чуждо. Задача Церкви — поддержать людей, и я надеюсь, с Божией помощью, у нас все получится.

Епископ Леонид (Горбачёв)

Владыка Леонид (Горбачёв), в миру - Леонид Эдуардович Горбачёв, родился 26 октября 1968 г. в Ставрополе. Русский.

  • 1970 г. - семья переехала в Краснодар.
  • 1985 г.- окончил среднюю школу
  • 1985-1986 гг. - работал лаборантом на кафедре аэродинамики и динамики полетов в УЛО в/ч 26265, нёс послушание пономаря в Георгиевском храме Краснодара.
  • 1986-1988 гг. - служил в рядах Вооруженных сил.
  • В 1988-1989 гг. трудился в должности чтеца-певца Георгиевского храма Краснодара и был иподиаконом архиепископа Екатеринодарского и Кубанского Исидора.
  • В 1989-1992 гг. обучался в Ленинградской духовной семинарии. 8 апреля 1990 г. в связи с рукоположением архиепископом Исидором во диакона был переведен на экстернат.
  • 18 июня 1990 г. архиепископом Исидором пострижен в монашество, 8 октября - рукоположен во иеромонаха.
  • 1990-1997 гг. - штатный клирик Екатеринодарского кафедрального собора. В 1995-1997 гг. - ключарь Екатеринодарского кафедрального собора; также окормлял ИТК 17 строго режима г. Краснодара, детский туберкулезный диспансер «Ромашка» и городской дом ветеранов.
  • В 1997 г. переведен в Москву на должность сотрудника Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями.
  • С марта по сентябрь 1998 г. находился в служебной командировке в составе Отдельной воздушно-десантной бригады Ограниченного контингента миротворческих сил в Боснии и Герцеговине.
  • С октября 1998 г. по сентябрь 2002 г. обучался на Богословском факультете Афинского государственного университета и являлся заштатным клириком русского нижнего храма вмч. Пантелеимона на Ахарноне (Афины, Греция).
  • С октября 2002 г. - сотрудник секретариата межправославных отношений Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата. Направлялся в краткие служебные командировки на Афон, в Финляндию, Индию.
  • Распоряжением Священного Синода с мая 2003 г. по декабрь 2004 г. - сотрудник Русской духовной миссии в Иерусалиме.
  • Решением Священного Синода в декабре 2004 г. назначен на должность представителя Патриарха Московского и всея Руси при Патриархе Александрийском и всей Африки. За время представительского служения выезжал в служебные командировки в Эфиопию, Кению, Танзанию, ЮАР, Ботсвану, Грецию.
  • Решением Священного Синода от 29 мая 2013 г. избран епископом Аргентинским и Южноамериканским.
  • Наречен во епископа 11 июня 2013 в храме Всех святых, в земле Российской просиявших, Патриаршей резиденции в Даниловом монастыре в Москве.
  • Хиротонисан 17 июня 2013 г. за Божественной литургией в храме св. блгв. кн. Игоря Черниговского в Переделкине. Богослужение возглавил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.
  • Решением Священного Синода от 16 июля 2013 г.освобожден от должности Представителя Патриарха Московского и всея Руси при Патриархе Александрийском.
  • С 3 июня 2016 г.- епископ Владикавказский и Аланский

Награды Русской Православной Церкви:

  • 2010 г. - орден св. блгв. князя Даниила Московского III ст.
  • 2010 г.- орден преподобного Сергия Радонежского III степени (2010)
  • 2007 г. - орден прп. Нестора Летописца (УПЦ)

После многих лет служения на Ближнем Востоке, в Северной Африке и Южной Америке путь нового епископа Владикавказского и Аланского Леонида привел его в самую южную епархию России. Епархию, где вопросы геополитики, мировой истории и национальной культуры переплетаются с христианской тематикой и зачастую неотделимы от нее. О предстоящем праздновании 1100-летия крещения Алании, о древних храмах, которые необходимо спасать, и современных монастырях, которые взяли на себя социальную нагрузку, о церковном образовании и православном туризме рассказал корреспонденту ТАСС епископ Владикавказский и Аланский Леонид (Горбачёв).

- Владыка, как вы оцениваете положение дел во Владикавказской епархии спустя три месяца после вашего внезапного перевода из Южной Америки на Северный Кавказ?

Действительно, все случилось внезапно. Лег спать епископом Аргентинским и Южноамериканским, а проснулся епископом Владикавказским и Аланским. Диаметральная смена континента, службы - я трудился в самой большой административно-территориальной епархии РПЦ, где от одного прихода до другого лететь приходилось 8 часов. 14 лет провел вне России. Если священноначалие решило, что мне надо быть здесь, значит есть веские причины именно на этом этапе. И, конечно, я очень рад вернуться на Родину.

Здесь, в Алании, я человек новый, и все, во что я сейчас окунулся, для меня важно. Важно услышать каждого, я много общаюсь с народом. Не посылаю водителя за лавашом, а сам иду в магазин, беседую. Люди здесь удивительные, открытые, уважительные, с прекрасными традициями.

- Вам досталось много нерешенных вопросов - долгострои, разрушающиеся исторические памятники... Есть уже понимание, как будут решаться эти вопросы?

Я много общаюсь с народом. Не посылаю водителя за лавашом, а сам иду в магазин, беседую

В епархии есть вопросы, решать которые нужно было еще вчера. Долгострои будем достраивать, памятники спасать. Сегодня существуют федеральные программы, гранты на сохранение исторического наследия, в которые мы уже включаемся. Нам удалось сдвинуть с мертвой точки ситуацию с Нузальской часовней, уникальным памятником федерального значения. Это наше наследие - храмы, часовни, памятники архитектуры, даже не относящиеся к христианству. Я буду добиваться их спасения. Мы понимаем, что в Нузальской часовне нельзя совершать богослужения, и должным образом подходим к рекомендациям специалистов. Важно, что мы можем потерять там фрески ХII–ХIV веков, как тогда мы будем в глаза смотреть своим потомкам?

Большая работа уже была проведена в епархии по введению двуязычного богослужения. У нас есть литургия на осетинском языке, сейчас мы ее проверим на соответствие языку догматики, ведь при переводе церковных текстов совершенного знания языка недостаточно. Будем поступательно увеличивать количество переведенных песнопений, в этом нет никаких противоречий или ухода в национализм. Это необходимость, это как воздух, которым дышишь: ты говоришь на родном языке и на нем же обращаешься к Богу. У меня в соборе, когда я служу, прихожане подходят и обращаются ко мне по-осетински. К сожалению, пока я знаю лишь несколько слов и не могу отвечать людям.

Если говорить о главных задачах, для себя я, прежде всего, выделяю в отдельную тему образовательный процесс, ставлю себе целью повышение духовно-образовательного уровня служителей, ведь те люди, которые несут здесь свое священническое, диаконское послушание, нуждаются в такой образовательной поддержке в первую очередь. Курсы повышения квалификации есть даже для архиереев, ведь знать все невозможно, всегда есть новые рубежи, которые можно постигать.

- Ваши планы об образовании священнослужителей уже не просто планы. Есть соответствующие договоренности с Северо-Осетинским госуниверситетом?

Да, мы нашли полное взаимопонимание с ректором университета, на базе которого будем готовить специалистов высшего уровня, не только с хорошим базовым богословским образованием, но и со знанием культурологии, византологии, этнологии, истории. Это очень сложно, такие специалисты - штучный товар. Первые из них получат образование только через пять лет, полноценное высшее образование. Очень важно, чтобы преподаватели приезжали читать лекции из лучших академий и университетов - ярчайшие богословы, люди искусства, науки, чтобы вложить самое лучшее в тех людей, которые будут у нас учиться. Но, сразу подчеркиваю, наша задача не только взрастить образованнейших служителей церкви, наша задача, чтобы они потом здесь остались, и, думаю, нам придется включать какие-то законодательные меры, которые позволят застраховаться.

- К празднованию 1100-летия крещения Алании в 2017 году республика готовится уже не первый год, как к событию, значительному не только для церкви, но и для всей страны, ведь из 100 народов и народностей сегодняшней РФ только два народа приняли православие от Византии на уровне своих государств. Это русские и аланы. Расскажите, какие планы в связи с этой датой?

Тема крещения Алании может быть очень интересна для самой широкой аудитории, не только для ученых. Первые аланы принимали христианство во II веке, многие из них приняли мученическую смерть. Но массовое крещение произошло приблизительно 1100 лет назад. Мы эту дату установили, уже существуют не первый год планы, которые достались мне от предшественников. К этой дате привязаны, кстати, и определенные проекты, которые необходимо доделать. Это долгострой на месте бывшего военного госпиталя, где планируется восстановить исторически находившийся там храм, организовать духовно-просветительский центр, должен быть достроен и храм мученика Иоанна Воина, есть определенные пожелания по поводу завершения строительства собора Александра Невского, которое ведет УГМК. Все наши стройки двигаются, но не в таком темпе, как бы мне хотелось.

- Какого мнения вы придерживаетесь по вопросу Южной Осетии и присутствия там РПЦ? Не изменилось ли оно у вас после того, как вы приехали к нам?

Самое важное для церкви - люди. Недавно принимал участие в мероприятии, где модератор обозначил тему как "проект Южная Осетия". Я не считаю возможным употреблять слово "проект", когда мы говорим об этносе, о религиозной и духовной составляющей народа Алании. Южная Осетия, как и Северная, - это прежде всего люди. Люди, немало пережившие, которым очень не хватает церкви. Я так или иначе регулярно общаюсь со многими жителями Южной Осетии, там практически 100%-но православное население. И храмы есть древние. А люди очень переживают из-за недостаточного окормления, там есть проблема - уходит население в секты.

- Мечта осетин и на Юге, и на Севере Осетии о создании единой Аланской епархии…

У Бога нет невозможного. Молитва, прежде всего, наши деяния и старания. Я скажу одно, что и священноначалие Русской православной церкви, и, думаю, руководство страны понимают и осведомлены о сложившейся ситуации, есть достаточно скомпилированная точка зрения, как поступать, что делать, в каком направлении двигаться, поэтому надо набраться терпения, просить у Бога помощи и действовать в интересах народа.

- Традиционно РПЦ несет серьезную социальную и общественную нагрузку. Воскресные школы, центры реабилитации, защита исторических памятников и даже туризм. Как будет проводиться такая работа?

Отдельно хочу отметить работу детского реабилитационного центра при Аланском женском Богоявленском монастыре. Через этот центр в год проходит до 700 детей с психоэмоциональными нарушениями. Одна из моих приоритетных задач - помочь центру с финансированием. Он со дня своего открытия вот уже 10 лет не прекращает работать, но в этом году монахини уже не смогли справиться с его содержанием самостоятельно. Буду ставить вопрос о возможной помощи и перед руководством республики, тоже обещали помочь, уверен, совместное решение найдется. Это наше общее дело, реальная целевая помощь нашим детям из Северной и Южной Осетии из небогатых социальных слоев.

Вновь создаем в епархии паломническую службу, она тут как воздух нужна! Алания вообще не открыта для людей. Ни с какого ракурса. Нужно открывать. Это я говорю как человек, который долгие годы провел за границей: в Иерусалиме, на Ближнем Востоке и Северной Африке, которая является родиной монашества. Этими паломническими тропами человечество уже ходит столетиями, а ведь у нас, в Алании, не менее удивительные места, такие как Нузал, Зруг, Лисри.

Эту задачу - открыть Аланию миру - я считаю для себя приоритетной. Я хочу, чтобы одна из паломнических дорог мира вела сюда. В своих планах я опираюсь на те удивительные исторические факты, которые знают наши историки. Уже есть люди, которые предлагают первые паломнические маршруты: это будет горная Осетия, памятники зодчества, памятники древней христианской Алании.

В Алании можно поклониться частичке мощей святого Георгия, переданной Осетии из Египта. Ничего случайного в этой жизни нет, ведь я был там представителем Патриарха Московского и всея Руси. И спустя многие годы святой Георгий снова привел меня к этим мощам, уже в статусе правящего архиерея. Уже этой осенью в планах епархии получить частичку мощей святого Серафима Саровского из Дивеевского монастыря, это будет очень большое событие для всей республики, для развития паломничества.

- Вы стали настоятелем Кафедрального Святогеоргиевского собора, в дар которому в 2010 году патриарх Феодор II передал частицу мощей святого покровителя храма - Георгия Победоносца. Как раз в это время вы служили представителем Патриарха Московского и всея Руси при Патриархе Александрийском и всей Африки. Поэтому вас и на Юге, и на Севере Осетии - Алании православные считают человеком совсем не случайным, усматривая в вашем назначении особый смысл и миссию. Трудно работать с такими ожиданиями паствы?

Церковь - это единственное, что у меня есть в жизни, как и у всех тех, кто дал определенные монашеские обеты... Я не отдыхаю - трудоголик по природе. Меня иногда раздражает, что не могу работать по 24 часа в сутки. Морально готов, а физически меня не хватает. Вот это трудно

Нет. Церковь - это единственное, что у меня есть в жизни, как и у всех тех, кто дал определенные монашеские обеты. Все, что у нас есть, - это служение Господу Богу, Церкви, своему Отечеству и народу. Я не отдыхаю - трудоголик по природе. Меня иногда раздражает, что не могу работать по 24 часа в сутки. Морально готов, а физически меня не хватает. Вот это трудно. На самом деле у меня такой стиль работы, мне нужно все сразу охватить, вникнуть, чем быстрее, тем процесс пойдет легче, а те люди, которые вместе со мной трудятся на благо достижения какой-то цели, будут понимать, куда и ради чего мы двигаемся. Плюс у меня уже есть работоспособная команда, она маленькая сейчас, мы ее добираем. Это люди, которые искренне хотят положительной динамики развития православия в республике, в Алании в целом. Это радостно, приятно, потому что реально можно будет увидеть плоды своих трудов.

Loading...Loading...