Самый главный ряд в иконостасе. Как устроен иконостас в православном храме

Бутовский полигон я посещал впервые в жизни. Если честно, я не понимал, что может быть интересного в хождении между могил. Теперь - после прогулки по полигону – я считаю иначе. Мне кажется, что каждый русский человек должен побывать в Бутове, чтобы, по меткому выражению настоятеля бутовского храма, «не наступить снова на те же грабли».

Миша Шамонин был растрелян на Бутовском полигоне в возрасте 13 лет

От 13 до 82

Самому младшему, Мише, было 13 лет. Беспризорник, который украл 2 буханки хлеба. Расстреливать можно было только с 15, поэтому дату рождения ему исправили. И расстреляли. Расстреливали и за меньшее, например, за татуировку Сталина на ноге. Иногда людей убивали целыми семьями по 5-9 человек.

Автозаки (фургоны для перевозки заключенных), в которые вмещалось около 30 человек, подъезжали к полигону со стороны Варшавского шоссе примерно в час ночи. Зона была огорожена колючей проволокой, рядом с местом выгрузки людей, прямо на дереве была устроена вышка охраны. Людей заводили в барак, якобы для «санобработки».

"Черный ворон" - автомобиль для транспортировки заключенных

Непосредственно перед расстрелом их лицо сверяли с фотографией в деле и объявляли приговор. Процедура продолжалась до рассвета. Исполнители в это время пили водку в каменном доме неподалеку. Приговоренных выводили к ним по одному. Каждый исполнитель принимал свою жертву и вел ее в глубину полигона, в направлении рва. Рвы в три метра глубиной, 100 и более метров длиной были специально вырыты бульдозерами во время усиления репрессий, чтобы не тратить время на рытье отдельных могил. Людей ставили на краю рва и стреляли, преимущественно из табельного оружия, целясь в затылок. Убитые падали в ров, устилая дно траншеи. Вечером бульдозер засыпал тела тонким слоем грунта, а исполнителей, обычно уже совершенно пьяных, увозили в Москву. На следующий день все повторялось. За день редко расстреливали меньше 300 человек. К сожалению, имена всех расстрелянных и похороненных на полигоне неизвестны до сих пор. Точные сведения есть лишь за небольшой период с августа 37 по октябрь 38. За этот период были расстреляны 20 тысяч 761 человек.

В раскопе площадью в 12 м2 специалисты обнаружили останки 149 человек

Большинство убитых жили в Москве или Подмосковье, но есть и представители других регионов, стран и даже континентов, которые по своей доброй, наивной воле приезжали в Союз строить коммунизм. Как, например, некий Джон из Южной Африки. Здесь лежат представители абсолютно всех сословий и классов, от крестьян и рабочих, до известных в прошлом людей. Бывший генерал губернатор Москвы Джунковский, председатель второй Думы Головин, несколько царских генералов, а также значительное число представителей духовенства, в первую очередь православного, - по имеющимся сейчас сведениям, больше тысячи человек, включая активных мирян, пострадавших за исповедание православной веры. Из них 330 прославлены в лике святых. «Понятно, что Благодать Божия цифрами не измеряется, но, тем не менее, на канонической территории Русской Православной Церкви пока не явлено мест, где в мощах упокоилось бы большее число угодников Божиих», - рассказывает настоятель храма Новомучеников и исповедников российских протоиерей Кирилл Каледа .

Священномученик Серафим (Чичагов)

Возглавляет сонм бутовских новомучеников митрополит Санкт-Петербургский Серафим (Чичагов). Человек из древнего аристократического рода, давшего отечеству нескольких полярных исследователей и адмиралов. Боевой офицер, за храбрость, проявленную на русско-турецкой войне во время штурма Плевны, награжденный золотым оружием с дарственной надписью от Императора. Впоследствии он стал духовным чадом св. прав. Иоанна Кронштадтского, по его благословению принял сан и стал простым приходским священником. Будущий митрополит Серафим также известен тем, что написал Серафимо-Дивеевскую летопись, благодаря которой был прославлен преподобный Серафим Саровский. В благодарность за написание летописи, митрополит Серафим сподобился явления прп. Серафима. В 37-м году, когда его расстреляли, митрополиту Серафиму было 82 года. Чтобы доставить его в тюрьму, пришлось вызывать скорую помощь и пользоваться носилками - ходить самостоятельно митрополит Серафим уже не мог. Это самый старший по сану и по возрасту из расстрелянных на Бутовском полигоне. По свидетельским показаниям, захоронения расстрелянных и умерших в московских тюрьмах производились на полигоне вплоть до начала 50-х годов.

На месте расстрела – клубничные грядки

В конце 80-х было издано несколько актов о восстановлении памяти погибших в годы репрессий, в том числе постановление Верховного Совета. В нем указывалось, что местные советы народных депутатов и органы самодеятельности должны помогать родственникам пострадавших в деле восстановления, охраны и содержания мест захоронений. На основании актов и закона о реабилитации в начале девяностых в разных регионах были проведены мероприятия по восстановлению памяти репрессированных. Мероприятиями предусматривались архивные исследования, поиск мест захоронения, и приведение их в порядок. Но механизм финансирования актами предусмотрен не был, поэтому в разных регионах закон выполнялся (или не выполнялся) по-разному.

В 1992 году в Москве была создана общественная группа по увековечению памяти жертв политических репрессий под руководством Михаила Миндлина. В тюрьмах и лагерях он провел в общей сложности более 15 лет, и только благодаря своему недюжинному здоровью и сильному характеру остался жив. В конце жизни (ему было уже за 80) он решил заняться увековечиванием памяти жертв террора.

Фотографии некоторых расстрелянных, взятые из их следственных дел, и данные о числе расстрелянных на полигоне Бутово по дням (с августа 1937 года по октябрь 1938 года).

Благодаря обращениям Миндлина в архиве КГБ были обнаружены 11 папок с актами о приведении в исполнение приговоров. Сведения достаточно краткие - фамилия, имя, отчество, год и место рождения, дата расстрела. Место расстрела в актах указано не было, однако на листах имелись подписи ответственных исполнителей. По распоряжению начальника управления КГБ по Москве и Московской области Евгения Савостьянова провели расследование с целью обнаружить места захоронения. В тот момент были еще живы несколько пенсионеров НКВД, которые работали в конце 30-х. В том числе комендант хозяйственного управления НКВД по Москве и Московской области. Комендант подтвердил, что основным местом расстрела являлся Бутовский полигон, и там же производились захоронения. По подписям исполнителей он определил, что они работали именно в Бутове. Таким образом, удалось привязать списки к полигону. Территория захоронений (около 5.6 га в центральной части полигона) на тот момент принадлежала ФСК (ФСБ) и находилась под круглосуточной охраной. Участок был огорожен забором с колючей проволокой и охранялся, внутри были разбиты несколько клубничных грядок и яблоневый сад. Вокруг бывшего полигона расположился дачный поселок НКВД. По инициативе Михаила Миндлина с помощью правительства Москвы на территории полигона был установлен каменный памятник.

Схема основных захоронений

Скромное почитание

Весной 94-ого информацию о существовании полигона группа передала Церкви. Сведения сообщили через внучку митрополита Серафима Варвару Васильевну. В советское время доктор технических наук, профессор Варвара Черная (Чичагова) работала над космическими скафандрами. Именно она создала материал для скафандра, в котором летал в космос Юрий Гагарин. Впоследствии Варвара Васильевна приняла постриг с именем Серафима, и стала первой настоятельницей вновь открытого Новодевичьего монастыря.

Прочитав рапорт о Бутове, патриарх Алексий II поставил на нем свою резолюцию о строительстве там храма-часовни. Восьмого мая 94 года на полигоне был освящен памятный крест и совершена первая соборная панихида по убиенным. Вскоре родственники пострадавших в Бутове обратились к патриарху Алексию II с просьбой благословить их создать общину и начать строительство храма. В 1995 году место захоронений передали Церкви.

Сейчас здесь два храма - деревянный и каменный. «В 89-м, когда мы узнали, что дед был расстрелян (раньше считалось, что он погиб во время войны в лагере), нам и в голову не приходило, что удастся построить на его могиле храм и в нем молиться, - рассказывает о. Кирилл Каледа. – То, что это место было передано Церкви, является, несомненно, милостью Божией, которая дана нам за подвиг, совершенный новомученниками». С 2000 года на полигоне под открытым небом проходят патриаршие богослужения, на которые съезжается несколько тысяч молящихся. Это происходит в четвертую субботу по Пасхе, в день память Новомучеников, в Бутове пострадавших.

Каменный храм является одновременно и частью мемориального комплекса. Внутреннее пространство включает в себя реликварий, в котором хранятся личные вещи убитых: одежда, молитвословы, письма. А в цокольном этаже храма открыт музей: предсмертные фотографии пострадавших в Бутове и вещи, найденные в погребальном рву. Обувь, отдельные детали одежды, резиновые перчатки, гильзы и пули - все это, естественно, находится в ветхом состоянии. Зато фотографии говорят о многом. За холодными цифрами сложно рассмотреть реальные жизни. Но когда заглядываешь в глаза этих, еще живых людей – вот в этот момент история из абстрактной становится личной. На полигоне покоится больше 20 тысяч таких личных историй.

Потомки офицеров КГБ и работников Бутовского полигона живут в дачном поселке по соседству с местом расстрела. Членов бутовской церковной общины дачники называют захватчиками.

Ежегодно Бутово в составе паломнических групп посещает около 10 тысяч человек. К этому можно прибавить небольшое количество единичных посетителей. В целом цифра получается весьма скромная. «Если сравнить с миллионом людей, которые ежегодно посещают одну французскую деревню, сожженную немцами, можно сделать неутешительный вывод, - считает протоиерей Кирилл Каледа. - Мы не покаялись и не осознали тот урок истории, который она по милости Божией в двадцатом столетии нам преподнесла. А урок этот был очень наглядным».

Поклонный крест привезенный водным путем из Соловков и установленный в 2007 году на Бутовском полигоне возле Церкви Новомучеников и Исповедников Российских

Покаяние - это сравнительный анализ

«Наверное, самая большая трагедия, которая произошла с Россией в ХХ веке - это даже не большой террор. Это - уничтожение крестьянства в ходе коллективизации, - говорит о. Кирилл. - Тамбовское восстание, при подавлении которого людей травили химическим оружием, голодоморы, массовые выселения на Север, где условия жизни крестьян были хуже, чем условия жизни заключенных лагерей. Если в лагерях, расположенных там же, заключенным давали хотя бы вязанку дров и пускай баланду, но все-таки горячую, то этим не давали ничего. Их выбрасывали просто так - живите как хотите. Но мы как-то совершенно не задумываемся о том, что эти крестьяне, которые подверглись бесчеловечному уничтожению, получили землю, мягко говоря, не совсем честным путем. Земля, на которой они трудились в конце двадцатых годов, за 15 лет до этого принадлежала совершенно другим людям, которые были убиты, растерзаны, или бежали из страны. Мы можем обсуждать, справедливым ли было распределение земли в России начала ХХ века. Это другой вопрос. Но то, что крестьяне получили землю через разбой и убийства - исторический факт. А через 15-20 лет настал их черед пасть жертвами. Мы говорим сейчас не в политическом плане, а в нравственном и духовном. Я думаю, подавляющее число людей сегодня считает несправедливым распределение собственности, которое происходит в России. И мы просто не хотим задуматься о том, что нас ждет впереди. Именно в этом заключается покаяние - в осознании того, что мы делаем, и сопоставлении с уроками, которые были нам даны».

То есть страдания, которым было подвергнуто крестьянство, связаны с беззаконным получением земли?
- Я этого не говорил.
- Но они могут быть связаны?
- Могут быть. И это осознавали новомученики. В архивно-следственных делах зафиксировано, что на вопрос «ваше отношение к советской власти» очень многие отвечали: «советская власть послана нашему народу за его грехи».
- И сегодня мы рискуем получить нечто похожее?
- Мы молимся о том, чтобы наше отечество жило мирно и в благоденствии. Но меня удивляет духовная слепота народа. Очень обидно наступать на одни и те же грабли два раза.

Как добраться до Бутовского полигона

До полигона можно доехать от станции метро «Бульвар Дмитрия Донского». Непосредственно до полигона доезжает автобус № 18. Этот автобус ходит, начиная с 6-20, с интервалом ровно в час. Последний автобус отправляется от метро в 20-20. В качестве альтернативы можно добраться от метро на любой маршрутке, которая идет по варшавскому шоссе. Нужно будет выйти у поворота на полигон (ориентир - эстакада над «Варшавкой»), перейти по подземному на противоположную сторону шоссе, и далее пройти по аллее Березовая около 800 метров.

Бутовский полигон называют Русской Голгофой. Именно здесь в 1930–1950-е гг. были невинно убиты десятки тысяч людей. Только в период так называемого большого террора, с августа 1937-го по октябрь 1938 г., здесь были расстреляны более 20 000 человек. В Бутово погибли тысячи священнослужителей – от простых диаконов до иерархов Церкви. Одним из самых знаменитых бутовских мучеников был митрополит Петроградский Серафим (Чичагов). Незадолго до своего последнего ареста он пророчески сказал: «Православная Церковь сейчас переживает время испытаний. Кто останется верен ей – тот спасен будет. Многие сейчас из за преследований отходят от Церкви, другие же предают ее. Из истории хорошо известно, что и раньше были гонения, но все они закончились торжеством христианства. Так будет и на этот раз. Православие снова восторжествует. Сейчас многие страдают за веру, но это – золото очищается в духовном горниле испытаний. После этого будет столько священномучеников, пострадавших за веру Христову, сколько не помнит сама история христианства».

1568 г. Первое упоминание о селе Дрожжино. Его владельцем был Федор Михайлович Дрожжин, представитель земского боярства, который при Иване Грозном «был казнен в опричнине». Впоследствии село, а затем сельцо именовалось Космодемьянским – по деревянной церкви, что стояла на погосте на берегу речки Гвоздни (ныне Гвоздянка).

Вторая половина XIX в. Деревня Бутово, которая находилась на 18-й версте старого Варшавского тракта и в одной версте севернее от сельца Космодемьянского, дает название железнодорожной станции и прилегающему к ней дачному поселку.

1880-е гг. На месте будущего Бутовского полигона строится за городная усадьба потомственного почетного гражданина Николая Макаровича Соловьева (имение называлось Косьмодемьянское Дрожжино). Главный усадебный дом был одноэтажным каменным с колоннами по фасаду. Пруды при Соловьеве были вычищены, в них разводили зеркальных карпов. На одном из прудов была устроена купальня и причал для лодок.

1889 г. В имении Н.М. Соловьевым основан конный завод: выстроен превосходный конный двор, у леса устроен ипподром со зрительскими трибунами и двумя вышками для судей. В разные годы здесь содержалось от 80 до 150 лошадей. На конном заводе занимались преимущественно разведением орловских рысаков.

1909 г. Новым владельцем конного завода, а затем и всего имения, переименованного в Бутово, становится Иван Иванович Зимин – представитель известного рода купцов, занимавшихся текстильной промышленностью. Были выстроены добротные деревянные дома для работников, налажено питание, работали прачечная и баня.

1914 г. И.И. Зимин и его племянник – управляющий И.Л. Зимин – уходят на фронты Первой мировой войны. В 1915 г. после ранений оба были демобилизованы, вернулись в Бутово и продолжали вести коннозаводческую деятельность вплоть до Октябрьской революции 1917 г.

1917–1918 гг. Владелец Бутовского имения И.И. Зимин, не дожидаясь конфискации, отдает его государству и уезжает с семьей за границу.

1920 г. Конный завод в Бутове передают Красной армии. Бывший управляющий И.Л. Зимин служит на конном заводе объездчикоми с перерывами до 1934 г. продолжает жить в Бутове.

Конец 1920-х гг. В Бутовской усадьбе размещается сельскохозяйственная колония ОГПУ–НКВД. В начале марта 1934 г. в Бутово на десяти подводах привезли заключенных из бывшей Екатерининской пустыни, где с 1931 г. находилась тюрьма (будущая секретная политическая тюрьма Сухановка). Прибывших поместили вопустевших конюшнях, которые наскоро переделали под тюремные помещения. Вскоре часть заключенных перебросили на соседнюю Щербинку, где в бывшем имении Сушкина был так же оборудован «спецобъект». Заключенные Щербинки были заняты на сельскохозяйственных работах; некоторые имели право выхода за зону и отправлялись за 4 км в Бутово для оформления документов на вывоз продукции: машины, груженные капустой, картофелем, свеклой, всевозможными ягодами и фруктами, отправлялись из Бутова в Москву на Лубянку.

1935–1936 гг. Большинство жителей, занявших бывшее имение Зиминых, выселяют в поселок Чудный, более известный в здешних краях под названием «Подсобное хозяйство», обслуживающее Дом отдыха архитекторов «Суханово». На территории бывшей усадьбы «Бутово» оборудован стрелковый полигон НКВД. Появилась ограда из колючей проволоки, посты с часовыми. Часто слышались выстрелы, иногда стрельба продолжалась много часов подряд.

1937–1938 гг. Старинное имение И.И. Зимина превращается в место массовых расстрелов – Бутовский полигон. В наибольшей степени известно о расстрелах, проводимых по приказу наркома внутренних дел Ежова № 00447. Они начались в Бутове 8 августа 1937 г. За 14 месяцев здесь были расстреляны 20 760 человек. По свидетельству местных жителей, с полигона иногда доносились крики людей.

1938–1945 гг. По непроверенным данным, на полигоне осуществляются захоронения расстрелянных и умерших в московских тюрьмах заключенных.

1943–1945 гг. Поблизости от Бутовского полигона располагается лагерь немецких военнопленных, работающих на строительстве Симферопольского шоссе и на кирпичном заводе.

1946–1953 гг. В поселке Бутовский полигон функционирует закрытая школа для спецслужб дружественных стран Варшавского договора. Нынешние строения Бутова в основном остались от этого времени.

1955–1956 гг. Часть окраинных территорий Бутовского полигона передают под строительство дач высшему офицерскому составу Министерства госбезопасности со строгим предписанием – подвалов под домами не выкапывать.

1960-е гг. Между дачными участками за деревянным типовым армейским забором с колючей проволокой высаживают фруктовые деревья, а просевшие участки земли засыпают бытовым мусором и грунтом.

1970-е гг. Обновляют обветшавший забор вокруг полигона, в восточной части высаживают яблоневый сад. Территория по прежнему находилась в ведении КГБ и строго охранялась вплоть до 1995 г.

1991 г. В архивах находят списки казненных в 1937–1938 гг. Начинается поиск места расстрелов.

1993 г. Установлено, что местом расстрелов 20760 человек, осужденных «тройками» УНКВД по Московской области, был Бутовский полигон. На территории захоронений общественностью Москвы установлен Мемориальный камень в память жертв политических репрессий.

Май 1994 г. На территории захоронений на Бутовском полигоне установлен и освящен Поклонный крест в память о православных клириках, монашествующих, мирянах и всех пострадавших. Начинает формироваться православная община, в которую входят родственники и близкие пострадавших в Бутове и иных местах России и бывшего СССР.

25 июня 1995 г. В походном алтаре-палатке священством Православного Свято-Тихоновского богословского института отслужена первая Божественная литургия на Бутовском полигоне.

1996 г. Возведен и освящен деревянный однопрестольный храм Святых новомучеников и исповедников Российских в Бутове, построенный в русском стиле (архитектор Дмитрий Михайлович Шаховской, сын расстрелянного в Бутове священномученика Михаила Шика).

1997 г. По благословению Святейшего Патриарха Алексия II проводятся археологические исследования на территории захоронений. Подтверждены факты расстрелов и захоронений на территории Бутовского полигона жертв репрессий. Восстановлена картина функционирования полигона: во рвы, вырытые экскаватором «Комсомолец» (ширина рва около 5 м и глубина около 4 м), сбрасывали тела людей, которые потом засыпали мусором и землей. Общая протяженность 13 погребальных рвов – более 900 м. Приблизительный расчет, основанный на числе человеческих останков во рве, где работали археологи и криминалисты, показал, что численность погребенных в Бутовской земле может превышать 40 000 человек. Настоятелем храма на Бутовском полигоне назначен иерей Кирилл Каледа, внук убиенного в Бутове священномученика Владимира Амбарцумова.

27 мая 2000 г. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II благословляет и лично возглавляет Патриаршее богослужение под открытым небом на Бутовском полигоне. В этом же году Юбилейным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви были прославлены более 100 новомучеников, в Бутове пострадавших. С 2000 г. Патриаршее Богослужение в память Собора Бутовских святых на Бутовском полигоне становится традицией и проходит ежегодно в четвертую субботу по Пасхе.

2001 г. Бутовский полигон постановлением правительства Московской области объявляется памятником истории регионального значения. Государство признало мемориальность и значимость этого места для истории Москвы, Московской области и страны.

2004 г. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II в непосредственной близости от территории захоронений закладывает каменный собор Воскресения Христова и Святых новомучеников и исповедников Российских в Бутове. В закладке принял участие митрополит Восточно Американский и Нью-Йоркский Лавр (РПЦЗ). Правительства Москвы и Московской области, общественные организации начали работы по благоустройству и благоукрашению мест захоронений на Бутовском полигоне. Территория приняла вид, соответствующий святости и значимости данного места.

2006 г. Закончено строительство шестипрестольного двухэтажного соборного храма в память и прославление подвига Святых новомучеников и исповедников Российских (архитектурная мастерская «АРХХРАМ», архитекторы А.Н. Оболенский и М.Ю. Кеслер).

19 мая 2007 г. Освящен новый собор Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II совместно с Первоиерархом Русской Православной Церкви за рубежом митрополитом Лавром в рамках торжеств, посвященных восстановлению канонического общения внутри Русской Православной Церкви. Центральный престол верхнего храма освящен в честь Воскресения Христова, правый придел верхнего храма освящен во имя Святых новомучеников и исповедников Российских, левый придел верхнего храма – во имя святителя Тихона, Патриарха Московского и всея Руси, как главы Собора новомучеников и исповедников Российских.
Центральный престол нижнего храма, по благословению Святейшего Патриарха Алексия II, посвящен Державной иконе Божией Матери.
Правый и левый приделы нижнего храма пока не освящены. Предполагается, что они будут посвящены сщмч. Серафиму (Чичагову), митрополиту Санкт Петербургскому, в Бутове пострадавшему, и святителю Иоанну Шанхайскому и Сан-Францисскому – молитвеннику о всех русских православных христианах, по разным странам в годы лихолетья разбросанных.
В нижнем храме на стенах помещены иконы новомучеников Бутовских по дням их памяти – так называемая «Бутовская минея». Рядом расположен небольшой музей реликварий, в котором представлены личные вещи и святыни, св. новомучеников Бутовских, документы и фотоматериалы первой половины ХХ в.

8 августа 2007 г. Водным крестным ходом от стен Соловецкого Спасо Преображенского монастыря принесен в Бутово и освящен Соловецкий Поклонный крест. Совершено крестное шествие мимо больших и малых городов России по Беломорско Балтийскому и другим каналам, построенным руками безвинных страдальцев.

30 октября 2007 г. В День памяти жертв политических репрессий Бутово посещает Президент России В.В. Путин. Святейший Патриарх Алексий II совершил литию по погибшим в те годы. Первоиерарх и Президент РФ обошли территорию захоронений, возложили цветы к Поклонным крестам.

31 мая 2008 г. В день Собора новомучеников, в Бутове пострадавших, который празднуется ежегодно в четвертую субботу по Пасхе, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II в сослужении священнослужителей Москвы и Московской области совершил Божественную литургию на Бутовском полигоне.

23 мая 2009 г. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершает Божественную литургию на Бутовском полигоне.

1 мая 2010 г. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавляет служение Божественной литургии под открытым небом на Бутовском полигоне вблизи храма Новомучеников и исповедников Российских.

2011 г. В храмах Бутовского полигона продолжают возносить молитвы ко святым новомученикам и исповедникам российским, чтить память всех пострадавших в годы безбожных гонений. На сегодня Собор Бутовских святых включает 329 человек.

Подготовил материал Иннокентий Кулаков.


Бутовский полигон - место массовых сталинских расстрелов и захоронений, проведенных с 36 по 53 годы. Сюда свозили жертв политических репрессий, уголовников и неугодных власти личностей и расстреливали.
В 20 км от Москвы сейчас стоит целый мемориальный комплекс - вход на ухоженную территорию свободный, экскурсии не проводятся (только по записи), да и показывать в общем-то нечего.


Бутовский полигон был организован в 1935 году как стрельбище НКВД территорией 2 км. кв. Окруженный глухим забором, он был идеальным местом казни. Кладбища Москвы не вмещали такого количества убитых, поэтому хоронили как слоеный пирог - расстреливали в линейку возле рва, упавших присыпали землей, сверху вторая партия. Рвов на территории 13 штук, не менее 300 метров каждый.

Миша Шамонин был растрелян на Бутовском полигоне в возрасте 13 лет

Самому младшему, Мише, было 13 лет. Беспризорник, который украл 2 буханки хлеба. Расстреливать можно было только с 15, поэтому дату рождения ему исправили. И расстреляли. Расстреливали и за меньшее, например, за татуировку Сталина на ноге. Иногда людей убивали целыми семьями по 5-9 человек.

"Черный ворон" - автомобиль для транспортировки заключенных

Автозаки (фургоны для перевозки заключенных), в которые вмещалось около 30 человек, подъезжали к полигону со стороны Варшавского шоссе примерно в час ночи. Зона была огорожена колючей проволокой, рядом с местом выгрузки людей, прямо на дереве была устроена вышка охраны. Людей заводили в барак, якобы для «санобработки».

Непосредственно перед расстрелом их лицо сверяли с фотографией в деле и объявляли приговор. Процедура продолжалась до рассвета. Исполнители в это время пили водку в каменном доме неподалеку. Приговоренных выводили к ним по одному. Каждый исполнитель принимал свою жертву и вел ее в глубину полигона, в направлении рва. Рвы в три метра глубиной, 100 и более метров длиной были специально вырыты бульдозерами во время усиления репрессий, чтобы не тратить время на рытье отдельных могил. Людей ставили на краю рва и стреляли, преимущественно из табельного оружия, целясь в затылок. Убитые падали в ров, устилая дно траншеи. Вечером бульдозер засыпал тела тонким слоем грунта, а исполнителей, обычно уже совершенно пьяных, увозили в Москву. На следующий день все повторялось. За день редко расстреливали меньше 300 человек. К сожалению, имена всех расстрелянных и похороненных на полигоне неизвестны до сих пор. Точные сведения есть лишь за небольшой период с августа 37 по октябрь 38. За этот период были расстреляны 20 тысяч 761 человек.

В раскопе площадью в 12 м2 специалисты обнаружили останки 149 человек

Большинство убитых жили в Москве или Подмосковье, но есть и представители других регионов, стран и даже континентов, которые по своей доброй, наивной воле приезжали в Союз строить коммунизм

Священномученик Серафим (Чичагов)

Как, например, некий Джон из Южной Африки. Здесь лежат представители абсолютно всех сословий и классов, от крестьян и рабочих, до известных в прошлом людей. Бывший генерал губернатор Москвы Джунковский, председатель второй Думы Головин, несколько царских генералов, а также значительное число представителей духовенства, в первую очередь православного, - по имеющимся сейчас сведениям, больше тысячи человек, включая активных мирян, пострадавших за исповедание православной веры. Из них 330 прославлены в лике святых. «Понятно, что Благодать Божия цифрами не измеряется, но, тем не менее, на канонической территории Русской Православной Церкви пока не явлено мест, где в мощах упокоилось бы большее число угодников Божиих», - рассказывает настоятель храма Новомучеников и исповедников российских протоиерей Кирилл Каледа.

Возглавляет сонм бутовских новомучеников митрополит Санкт-Петербургский Серафим (Чичагов). Человек из древнего аристократического рода, давшего отечеству нескольких полярных исследователей и адмиралов. Боевой офицер, за храбрость, проявленную на русско-турецкой войне во время штурма Плевны, награжденный золотым оружием с дарственной надписью от Императора. Впоследствии он стал духовным чадом св. прав. Иоанна Кронштадтского, по его благословению принял сан и стал простым приходским священником. Будущий митрополит Серафим также известен тем, что написал Серафимо-Дивеевскую летопись, благодаря которой был прославлен преподобный Серафим Саровский. В благодарность за написание летописи, митрополит Серафим сподобился явления прп. Серафима. В 37-м году, когда его расстреляли, митрополиту Серафиму было 82 года. Чтобы доставить его в тюрьму, пришлось вызывать скорую помощь и пользоваться носилками - ходить самостоятельно митрополит Серафим уже не мог. Это самый старший по сану и по возрасту из расстрелянных на Бутовском полигоне. По свидетельским показаниям, захоронения расстрелянных и умерших в московских тюрьмах производились на полигоне вплоть до начала 50-х годов.

На месте расстрела – клубничные грядки

Фотографии некоторых расстрелянных, взятые из их следственных дел, и данные о числе расстрелянных на полигоне Бутово по дням (с августа 1937 года по октябрь 1938 года).
В конце 80-х было издано несколько актов о восстановлении памяти погибших в годы репрессий, в том числе постановление Верховного Совета. В нем указывалось, что местные советы народных депутатов и органы самодеятельности должны помогать родственникам пострадавших в деле восстановления, охраны и содержания мест захоронений. На основании актов и закона о реабилитации в начале девяностых в разных регионах были проведены мероприятия по восстановлению памяти репрессированных. Мероприятиями предусматривались архивные исследования, поиск мест захоронения, и приведение их в порядок. Но механизм финансирования актами предусмотрен не был, поэтому в разных регионах закон выполнялся (или не выполнялся) по-разному.

В 1992 году в Москве была создана общественная группа по увековечению памяти жертв политических репрессий под руководством Михаила Миндлина. В тюрьмах и лагерях он провел в общей сложности более 15 лет, и только благодаря своему недюжинному здоровью и сильному характеру остался жив. В конце жизни (ему было уже за 80) он решил заняться увековечиванием памяти жертв террора.
Благодаря обращениям Миндлина в архиве КГБ были обнаружены 11 папок с актами о приведении в исполнение приговоров. Сведения достаточно краткие - фамилия, имя, отчество, год и место рождения, дата расстрела. Место расстрела в актах указано не было, однако на листах имелись подписи ответственных исполнителей. По распоряжению начальника управления КГБ по Москве и Московской области Евгения Савостьянова провели расследование с целью обнаружить места захоронения.

В тот момент были еще живы несколько пенсионеров НКВД, которые работали в конце 30-х. В том числе комендант хозяйственного управления НКВД по Москве и Московской области. Комендант подтвердил, что основным местом расстрела являлся Бутовский полигон, и там же производились захоронения. По подписям исполнителей он определил, что они работали именно в Бутове. Таким образом, удалось привязать списки к полигону. Территория захоронений (около 5.6 га в центральной части полигона) на тот момент принадлежала ФСК (ФСБ) и находилась под круглосуточной охраной. Участок был огорожен забором с колючей проволокой и охранялся, внутри были разбиты несколько клубничных грядок и яблоневый сад. Вокруг бывшего полигона расположился дачный поселок НКВД. По инициативе Михаила Миндлина с помощью правительства Москвы на территории полигона был установлен каменный памятник.

Весной 94-ого информацию о существовании полигона группа передала Церкви. Сведения сообщили через внучку митрополита Серафима Варвару Васильевну. В советское время доктор технических наук, профессор Варвара Черная (Чичагова) работала над космическими скафандрами. Именно она создала материал для скафандра, в котором летал в космос Юрий Гагарин. Впоследствии Варвара Васильевна приняла постриг с именем Серафима, и стала первой настоятельницей вновь открытого Новодевичьего монастыря.

Прочитав рапорт о Бутове, патриарх Алексий II поставил на нем свою резолюцию о строительстве там храма-часовни. Восьмого мая 94 года на полигоне был освящен памятный крест и совершена первая соборная панихида по убиенным. Вскоре родственники пострадавших в Бутове обратились к патриарху Алексию II с просьбой благословить их создать общину и начать строительство храма. В 1995 году место захоронений передали Церкви.

Сейчас здесь два храма - деревянный и каменный. «В 89-м, когда мы узнали, что дед был расстрелян (раньше считалось, что он погиб во время войны в лагере), нам и в голову не приходило, что удастся построить на его могиле храм и в нем молиться, - рассказывает о. Кирилл Каледа. – То, что это место было передано Церкви, является, несомненно, милостью Божией, которая дана нам за подвиг, совершенный новомученниками». С 2000 года на полигоне под открытым небом проходят патриаршие богослужения, на которые съезжается несколько тысяч молящихся. Это происходит в четвертую субботу по Пасхе, в день память Новомучеников, в Бутове пострадавших.

Каменный храм является одновременно и частью мемориального комплекса. Внутреннее пространство включает в себя реликварий, в котором хранятся личные вещи убитых: одежда, молитвословы, письма. А в цокольном этаже храма открыт музей: предсмертные фотографии пострадавших в Бутове и вещи, найденные в погребальном рву. Обувь, отдельные детали одежды, резиновые перчатки, гильзы и пули - все это, естественно, находится в ветхом состоянии. Зато фотографии говорят о многом. За холодными цифрами сложно рассмотреть реальные жизни. Но когда заглядываешь в глаза этих, еще живых людей – вот в этот момент история из абстрактной становится личной. На полигоне покоится больше 20 тысяч таких личных историй.

Потомки офицеров КГБ и работников Бутовского полигона живут в дачном поселке по соседству с местом расстрела. Членов бутовской церковной общины дачники называют захватчиками.
Ежегодно Бутово в составе паломнических групп посещает около 10 тысяч человек. К этому можно прибавить небольшое количество единичных посетителей. В целом цифра получается весьма скромная. «Если сравнить с миллионом людей, которые ежегодно посещают одну французскую деревню, сожженную немцами, можно сделать неутешительный вывод, - считает протоиерей Кирилл Каледа. - Мы не покаялись и не осознали тот урок истории, который она по милости Божией в двадцатом столетии нам преподнесла. А урок этот был очень наглядным».

Поклонный крест привезенный водным путем из Соловков и установленный в 2007 году на Бутовском полигоне возле Церкви Новомучеников и Исповедников Российских

Из результатов документальных исследований, выполненных Постоянной межведомственной комиссией правительства Москвы по восстановлению прав жертв политических репрессий, выяснены обстоятельства казней на Бутовском полигоне за период с августа 1937 года по 19 октября 1938 года. Всего за указанный период было произведено 20 765 расстрела, по именам установлено 20 тысяч человек. На 2003 г. не реабилитированными остаются 5595 человек (27 %). За годы ВОВ результатов нет. Захоронения производились без уведомления родственников и без церковной или гражданской панихиды. Родственники расстрелянных стали получать свидетельства с указанием точной даты и причины смерти только с 1989 г.

Вообще в Москве было два основных полигона - Коммунарка и Бутово. В Коммунарке расстреливали высокопоставленных чиновников, аристократию, партийную верхушку (знаменитый 17 кровавый съезд партии, почти весь казненный в 37 году (из 56 членов съезда в живых осталось только 2) был убит именно там). Остальных привозили в Бутово и кончали. Своеобразный рекорд полигона - 582 расстрела - приходится на 28 февраля 1938 года.


Иконостас в храме

"Спас в силах", икона из иконостаса Успенского собора во Владимире, мастерская Рублева, 1408 г., Третьяковская галерея

Иконостас, что в переводе с греческого языка означает «место, где стоят иконы», представляет собой характерное достижение православной культуры и является неотъемлемым элементом храмового строительства. Он состоит из нескольких рядов упорядоченно размещенных икон, и, что характерно для религиозной культуры в целом, обладает множеством функций и смыслов. Отделяя алтарь от наоса, где собираются прихожане, он символизирует границу, которая разделяет божественный «горний» и «дольний» миры, выражает идею таинства и подчеркивает значение алтарной части по отношению к остальному пространству храма. Иконостас также представляет собой эпицентр внутреннего убранства храма, где сосредоточены все основные иконы. Кроме того, это — своеобразная иллюстрация богослужения, повествующая прихожанам о целях, истории и структуре христианской церкви.

Традиция возведения алтарной преграды восходит к временам зарождения христианства, но композиция и структура «высокого» православного иконостаса сложились в процессе развития русского храмового строительства на рубеже XIV - XV веков. В отличие от византийских прообразов, созданных на манер колоннады, русский иконостас заполнен рядами икон и представляет сплошную преграду во всю ширину храма.

Каждый иконостас уникален и отличается от остальных как по количеству и размеру икон, так и по стилистике и по технике исполнения. При этом взаимное расположение основных элементов строго закономерно и регламентировано каноном. В классическом «высоком» иконостасе, структура которого сформировалась в течение XV - XVI веков, иконы располагались по четырем основным рядам. Таково решение иконостаса, который был возведен в Успенском соборе Владимира около 1408 года при участии мастерской знаменитых иконописцев Даниила Черного и Андрея Рублева. Иконостас заполнял три проема алтарных апсид и состоял, как считается, из пятидесяти или более икон, включая огромный по тем временам деисусный ряд. Ниже располагались иконы местного чина, которые не сохранились до наших дней, выше — иконы с изображениями праздников и пророков.

Композиция, реализованная во владимирском соборе, встречается во многих храмах и считается канонической. В последующие века облик иконостаса менялся, он становился сложнее, а количество рядов увеличилось до семи. Тем не менее, именно это четырехчастное исполнение стало в основе традиции русского иконостаса, которая сохраняется по сегодняшний день.

Иконостас в храме Серафима Саровского, Набережные челны

Иконография , расположенного на первом ярусе, строится вокруг росписи «царских» врат, на створках которых традиционно изображается Благовещение и фигуры евангелистов либо святителей. По сторонам от прохода находятся парные изображения Богоматери и Спасителя, которые изредка заменяются иконами господских и богородичных праздников. Справа от лика Христа располагается храмовая икона, которая представляет событие либо святого, в честь которого освящен храм. Створки дьяконских врат украшаются изображениями архангелов, архидиаконов, первосвященников или ветхозаветных пророков. За исключением икон Богоматери и Христа, наличие которых обязательно, состав местного ряда различается и по сюжету, и по размерам. Как правило, он образован иконами местночтимых святых. Реже встречаются аллегорические композиции, изображения праздников или сцен из библейской жизни. Количество икон ограничено шириной алтаря и составляет от трех до двадцати и более единиц.

Следующий ярус иконостаса занимают иконы Христа, Богоматери, Иоанна Предтечи, а также апостолов и святых, составляющие деисусный ряд. Первые три представляют трехчастную композицию — , которая располагается в центре и выступает символической доминантой иконостаса в целом. Иконография деисуса определена строгим каноном. Спаситель изображается в образе Вседержителя или Спаса в силах. Слева находятся изображение Богоматери, которая пишется обращенной к фигуре Христа, а также иконы архангела Михаила и апостола Павла, которые хоть и не входят в состав деисуса, однако являются неизменными элементами данного чина. Изображения Иоанна Крестителя, апостола Петра и архангела Гавриила находятся, соответственно, справа. Иконография и взаимное положение остальных образов, включая иконы оставшихся десяти апостолов, которые составляют особый «апостольский деисус», допускает различные вариации.

Праздничный чин, расположенный третьим ярусом, представляет иконы господских и богородичных праздников, а также другие события из евангельской истории, включая такие сюжеты как воскрешение Лазаря, Тайная вечеря и воздвижение Креста.

Выше располагается пророческий ряд, который включает в себя иконы ветхозаветных пророков: Ильи, Гедеона, Захария, Соломона, Давида и многих других. Согласно канонам православной иконографии, пророки изображаются со свитками изречений и символами пророчеств.

Иконостас храма Христа Спасителя, XIX в., Москва

В сочетании основных рядов православный иконостас выражает практически все основные ступени в истории и иерархии православной церкви. Деисус представляет Христа во Славе и перекликается с иконографией Страшного суда. Пророческий ряд отсылает к ветхозаветной истории. Праздничный чин свидетельствует основные события жизни Иисуса Христа. Символика местного ряда, который играет особую роль в процессе богослужения, может рассматриваться в контексте идеи воссоединения божественного и земного, движения к спасению через молитву и церковь.

Пятый, праотеческий, ряд, который вошел в композицию православных иконостасов с начала XVI столетия, содержит изображения праотцев и представляет древнейшую, высшую иерархию христианской божественной сущности. Здесь располагаются изображения ветхозаветных пророков и первых людей, включая иконы Адама, Евы, Авеля, Авраама. В центре, над царскими вратами и изображением Христа, традиционно располагают икону, связанную с образом Бога Отца — «Троицу» или «Отечество».

Высшая точка развития русского иконостаса приходится на период XVI - XVII веков. К этому времени относятся выдающиеся произведения храмового искусства, включая иконостасы Успенского и Архангельского соборов в Москве. С ростом количества и размеров икон структура иконостаса менялась. Праздничный ряд, образованный группой икон с более мелким и сложным изображением, начали размещать ближе к зрителю, сразу над местным. Кроме того, появилось и несколько новых рядов. Это страстные чины, повествующие об истории смерти Христа и мучениях апостолов, а также особый «пядничный чин», составленный из небольших домовых икон, оставленных у алтаря прихожанами.

В последующие века иконостас претерпел существенные изменения. Синодальный период ознаменовался стремлением к эстетической организации храмового пространства, что, в ряде случаев, шло вразрез и с традицией и с каноном, но не мешало созданию выдающихся произведений, которые обозначили следующую страницу в истории православного иконостаса.

Loading...Loading...