Портрет прижизненный преподобного серафима саровского. Изображения преподобного серафима саровского

Часто говорят, что мир вокруг становится все более и более агрессивным. Почему? Как справляться с нарастающим в обществе раздражением? Как бороться с собственным гневом, и всегда ли гнев сопряжен с грехом? На эти и другие вопросы отвечает .

Просто «муть»

Протоиерей Алексий Уминский

– Мы все вроде бы знаем, что такое хорошо и что такое плохо, тем не менее часто совершаем агрессивные поступки, оказываемся в состоянии обидеть, оскорбить. С чем это связано, как вы думаете?

– Часто человек совершает агрессивные действия из-за израненности его собственной души и судьбы. Мы не задумываемся о том, что злобное и агрессивное поведение может быть реакцией внутренней незащищенности. Это результат того, что человек в какой-то момент своей жизни встретился со злом, которое поразило его, изранило, опустошило и лишило надежды.

Очевидно, что каждый из нас в своей жизни испытывал на себе чью-то агрессию и не остался к ней равнодушен. В этом смысле мы очень чувствительны ко всему, что касается нас лично.

Когда кто-то бывает с нами резок, недружелюбен, когда мы оказываемся втянуты в какие-то житейские конфликты, нам все время кажется, что пострадавшая сторона – это мы. Что это нас должны были понять, пожалеть, поберечь. И мало задумываемся о том, что порой мы сами бываем раздражены, невнимательны, агрессивно настроены против другого человека. Самих себя мы склонны оправдывать и прощать, считая виноватыми окружающих, близких, родственников, кого угодно.

– И часто мы уверены, что наше раздражение и возмущение – по существу.

– Если мы с вами задумаемся о том, какой корень в слове «возмущение», то обнаружим, что это «муть». Муть. Что-то такое мутное со дна нашей души поднимается, затмевает наш рассудок, и в этом помутненном состоянии мы произносим слово, которое считаем правдой, совершаем действие, которое нам кажется правильным. Мы уверены, что мы возмущены по делу, справедливо, но состояние наше в этот момент не совсем нормальное.

Есть такой анекдот из церковной жизни, когда большевики распевали свой любимый гимн: «Кипит наш разум возмущенный», а пошутил на этот счет и сказал, что у них, дескать, разум кипит, а через эту пипочку в буденовке и выходит весь выкипевший.

«Кривое правило»

– То есть большинство наших проблем из-за наших несовершенств?

– много лет жил в монастыре, занимался своей душой, пытался найти в себе это семя зла, чтобы его искоренить. Он сказал однажды, что «кривое правило и прямое делает кривым». «Правило» по-церковнославянски – «линейка».

Так вот, если наша внутренняя линейка, по которой мы мерим мир, крива, если наше мерило кривое, то и все остальное становится кривым. Каждый из нас в той или иной степени смотрит на этот мир исходя из этого страшного искажения.

Я все время вспоминаю сказку про злого тролля, который разбил страшное зеркало, зеркало разлетелось на мелкие кусочки и впилось в сердце Кая. Это очень точная метафора, потому что оно впилось в сердце каждого из нас. Собственно говоря, мы и есть тот самый Кай на этой земле, в сердце которого вонзился маленький осколочек этого злого зеркала.

Вслед за апостолом

– Получается, важно распознать его в себе и стараться как-то измениться? Только мы в ответе за то, какие мы есть?

– Вообще, работа над собой – это, наверное, самая большая работа, которую мы совершаем. И только занимаясь ею мы, собственно говоря, людьми и становимся.

Да, конечно, мы рождаемся со всеми признаками и задатками человека, но человек – это не только способность передвигаться на двух ногах, склонность к научению, умственному и физическому труду и способность к коммуникативности. Человек – это нечто большее.

Это удивительное отображение Бога на земле, прежде всего потому, что он несет в себе образ и подобие Божие. Вы представляете, что это значит?

Это значит, что в человеке Господь себя отразил, как в зеркале. Его природа, Его Божественная сила, Божественная власть, Его любовь, творчество, бессмертие, свобода, милосердие, бесконечный разум и все-все бесконечное – все это есть в каждом из нас, но только в состоянии семени, зачатка.

И главная наша задача в том, чтобы все это в себе развить, стать похожим на Бога, подобным Богу. Тех людей, которые в своей земной жизни преуспели в этом, мы называем преподобными. Например, преподобный Антоний Киевопечерский и многие другие.

– На фоне таких выдающихся примеров обычный человек острее чувствует собственные несовершенства.

– На самом деле никто не может о себе сказать, что он чист до конца, что он светел до конца, что он наполнен милосердием и любовью до конца, что он совершенен и никогда не ошибался. Если бы мы вдруг нашли такого человека, наверное, мы бы покрутили пальцем у виска.

Апостол Павел в одном из своих посланий пишет совершенно удивительные вещи. Он – святой, чудотворец, великий проповедник, который оставил нам послания, полные мудрости и любви, вдруг говорит о себе: «О, бедный я человек, носящий это тело смертное. Ведь чего хочу сделать доброго, не могу. А чего не хочу, все само собой получается!»

И ведь каждый из нас может так сказать о самом себе. Под этими словами может подписаться все человечество.

Без маски

– Как вам кажется, в чем основная проблема современного человека?

– К величайшему сожалению, мы все сильнее боимся встречи с самими собой. Мы избегаем смотреть внутрь себя, потому что знаем примерно, что можем там обнаружить. И мы привыкаем маскироваться. Привыкаем что-то изображать из себя, создавать некую фигуру, маску, которая может уберечь, скрыть нас настоящих от самих себя и от окружающих, чтобы никто не догадался, кто мы есть на самом деле.

Постепенно человек привыкает играть какую-то роль – кого-то умного, сильного, смелого, талантливого, остроумного, кого угодно. Он из кожи вон лезет, но не для того, чтобы стать таким, а чтобы таким казаться.

Но вот вопрос – а надо ли умному человеку казаться, что он умный? Надо ли красивому казаться, что он красивый? Сильному, что он сильный? Нет.

– Но снятие такой маски, тем более приросшей с годами, может оказаться крайне болезненным процессом.

– На самом деле в тот момент, когда человек со всей отчетливостью понимает, что он не умный, не сильный, не крутой, не талантливый, может произойти совершенно парадоксальная вещь. Ведь, если вдуматься, это же огромная радость для человека –понять, какой он есть на самом деле. Не заблуждаться на свой счет, а обнаружить истину.

Да, это может стать непростым, но невероятно ценным открытием. Потому что когда ты понимаешь, что у тебя чего-то нет, но тебе это необходимо, ты можешь начать что-то делать для того, чтобы это приобрести. Когда же ты думаешь и делаешь вид, что у тебя все есть, тогда ты ничего не приобретешь.

Внутренний ад

– Есть люди, которых нельзя вернуть в нормальную жизнь?

– Вы знаете, Христос говорит о том, что каждый человек может быть спасен. Евангелие учит нас, что нет такого греха и нет такого состояния человека, из которого он не мог бы выйти, если бы захотел. Ведь святой Иоанн Предтеча говорит: «И из камней может воздвигнуть детей Аврааму».

Это ответ на ваш вопрос, может ли самый потерянный человек спастись. Камень может стать живым в руках Божьих. Из каменного сердца может выйти чадо Авраама.

– То есть главное – собственное желание?

– Конечно. Человек, который живет в своей ненависти и агрессии по отношению к окружающему миру, живет в аду. Ненависть, отсутствие любви, постоянная обида, постоянная претензия к другим – это состояние ада.

И не надо думать, что ад находится где-то там, в каком-то абстрактном мире или в ядре земли, нет, он гораздо ближе, он в нас самих.

Так же, как рай может находиться в сердце человека, ведь Христос сказал: «Царствие небесное внутри вас», так и ад может быть там же. Собственно говоря, мы сами решаем, куда и как мы хотим идти? С чем мы хотим прийти в вечность?

Конфетки вместо любви

– Эти вопросы стоят не только перед каждым конкретно взятым человеком, но и перед человечеством в целом?

– Конечно, здесь есть и коллективная ответственность, вне всякого сомнения.

Человек и человечество адекватны, конгениальны друг другу. Каков человек, таково и человечество. Мир соборен. Мы все связаны друг с другом.

Господь так мир сотворил, чтобы мы все друг в друге очень сильно нуждались, чтобы мы друг без друга жить не могли. Поэтому образ человечества – это семья, в которую мы все стремимся объединиться и либо жить по правде, любя и уважая друг друга, либо наоборот – в ненависти и презрении.

– К чему, как вам кажется, от природы все-таки склонен человек?

– У человека есть огромная потребность в любви. Каждый очень хочет любить и быть любимым.

Проблема в том, что сегодня эта потребность все время фальсифицируется и подменяется. Вместо любви дают конфетки, вместо радости – какой-то фейерверк пустой. Вся жизнь наполняется постоянной подменой. И это вызывает агрессивную реакцию – поиск крайних и виноватых.

Сразу находятся враги – гастарбайтеры, евреи, либералы, патриоты, Церковь, президент, еще кто-то.

Когда меня спрашивают, а почему такая агрессия по отношению к Церкви сегодня, я говорю: «Да ужасная агрессия, я сам удивлен!» А потом начинаю сравнивать и вижу, что по отношению к другим институтам, событиям и явлениям агрессия ничуть не меньше.

Если почитать комментарии в Интернете, окажется, что практически любое сообщение вызывает дикую агрессию, даже когда речь идет о смерти или о чьей-то трагедии, вслед несутся злобные, матерные, отвратительные комментарии.

– Почему?

– Да потому что все попало под удар, все девальвировалось. Все люди оказались обманутыми, равно как оказались обманутыми их надежды и мечты. Сегодняшняя агрессия – это реакция страны обманутых дольщиков, если хотите. Потому что нам всем обещали построить красивый удобный дом для жизни, который называется Россия, и обманули.

Кроме того, это реакция на культ денег, славы и успеха. Люди испытывают потребность жить чем-то еще кроме всего этого.

Многие поняли, что сами по себе деньги ничего не дают. Что бесконечное зарабатывание высасывает из человека все человеческое. Что бесконечная гонка за тем, чтобы что-то приобрести, чем-то наполнить свой холодильник или сделать очередной евроремонт, – это сплошная иллюзия, за которой ничего нет. Это не насыщает и ничего не дает, потому что нет главного. Не материальное благополучие делает человека человеком.

Гневаться, не согрешая

– В таком случае, может, гнев как реакция на все несправедливости и правомерен?

– Гнев бывает разный.

Есть гнев Божий, чистый гнев, подобный скальпелю хирурга. Он может действовать не на уничтожение, а на исцеление. И подобный гнев в человеке может стать очень важным оружием правды, между прочим. Ведь человек должен бороться за правду. И зло, ложь, лицемерие не могут не вызывать настоящего праведного гнева.

Но этот гнев должен быть чистым. Апостол говорит в Писании: «Гневаясь, не согрешайте!». Понимаете? Пусть солнце не зайдет в вашем гневе. Оказывается, можно гневаться, но не согрешать.

– Как?

– А дело в том, что ни в коем случае такой гнев не должен использоваться ради достижения своей собственной правды. Потому что как только главным становится моя обида, моя правда, мое мнение, мои решения – все переворачивается с ног на голову. И больше никакого праведного гнева быть не может.

Он возможен, только когда я защищаю другого, обиженного, поруганного, бессильного, беззащитного. Только когда источником такого гнева становится любовь, тогда человек имеет право в полный голос говорить жесткие и гневные слова.

Ответ на все вопросы

– Вы часто упоминаете именно любовь как лекарство от всех бед.

– Мне кажется, что любовь – главный ответ вообще на все вопросы.

Ведь когда человек обнаруживает, что кто-то способен любить его таким, какой он есть, со всеми его несовершенствами, так, как нас любит Бог, с ним происходит чудо. Это очень важный момент для встречи с самим собой. Для того чтобы увидеть самого себя таким, какой ты есть на самом деле. Увидеть и не испугаться.

К сожалению, в русском языке слово «любить» применимо и к Родине, и к маме, и к возлюбленной, и… к макаронам. Очень много смешанных понятий. А ведь, по сути, полюбить – это значит потрудиться, прирасти, наполниться. Это чувство, которое не дается нам как данность.

Любовь, возникая из маленького источника, потом либо исчезает, либо, усиливаясь, заполняет собой все. Любовь – это очень большой труд, один из самых больших, который встречает человек в своей жизни.

– Но мы привыкли к эфемерной сущности любви – к чему-то, что возникает и исчезает не по нашей воле.

– Вы знаете, мне часто хочется спросить тех людей, которые, не испытывая особых чувств, разрушают семьи, уходят к другим, потом к третьим, четвертым, пятым и говорят: «Не люблю! Разлюбил. Ну, что поделаешь!» А ты пробовал любить-то? Или ты просто решаешь, что вот это мне приятно, а это не очень?

Мы привыкли относиться к любви как к чему-то, что доставляет нам удовольствие: если это мне в удовольствие, тогда и хорошо. А если это какой-то труд, надо что-то делать, какую-то ответственность на себя брать и нести, то это нехорошо, сложно и лучше мне этого не делать и эта любовь «исчезает» на глазах.

Шанс

– Отец Алексий, как в современном непростом и агрессивном мире помочь человеку поверить в себя и свои силы?

– Очень важно понять, что порой то, что нам кажется крушением всех наших надежд, трагедией, горем и бедой, способно стать переломным моментом. В этот момент у нас может появиться шанс изменить жизнь, возможность что-то понять, принять и исправить.

У нас всегда есть выбор – находясь в отчаянном, потрясенном состоянии, мы можем или начать проклинать все и вся, а можем остановиться, замолчать, задуматься, задаться вопросом – а почему это со мной случилось, Господи? Почему я, почему мне, почему со мной, что я такого сделал или не сделал?

Человек, доросший до понимания каких-то вещей, и вовсе скажет: «Господи, я все понял, спасибо Тебе. Несмотря на то, что все разрушено и, может быть, именно поэтому, у меня появился смысл жить дальше».

Да, это под силу не каждому, но, когда человек оказывается способен на подобное мужество и мудрость, тогда даже в самых тяжелых жизненных обстоятельствах он не будет разрушен.

Беседовала Этери Чаландзия

Как случилось, что новостные блоки, перенасыщенные информацией об убийствах и насилии над детьми, перестали нам резать слух? Где берет свой источник агрессия и почему ее возвели в ранг общественной проблемы? Какой отпечаток озлобленный социум накладывает на воспитание детей? На эти и другие вопросы корреспонденту « АиФ - Саратов» дал ответы Епископ Саратовский и Вольский Лонгин.

В погоне за «идеалом»

Владыка, об агрессии сегодня говорят как об общественной проблеме. Что является ее источником, и как научиться ей противостоять?
- Это очень емкая тема, и говорить о ней можно долго. Проявление массовой агрессии обусловлено прежде всего крушением нашего государства 20 лет назад и того образа жизни, который был привычным для миллионов людей, для нескольких поколений. Подобные «сломы эпох» никогда не проходят безболезненно. Общество, которое претендовало на то, чтобы быть обществом социальной справедливости, резко перешло к периоду «первоначального накопления капитала», жесткому и безнравственному. Для меня как христианина очевидно, что главной причиной роста агрессии является обезбоженное состояние огромного количества людей. Сегодня идеология потребления, выраженная слоганом «бери от жизни все», принята значительной частью нашего общества. Агрессия - неизбежный спутник этой идеологии. С одной стороны, человек ориентируется на образцы, которые видит на экране телевизора, и хочет жить красиво, быть богатым и успешным. С другой - этот «идеал» он не может немедленно воплотить в жизнь, поэтому испытывает чувства зависти и озлобленности. Это явление становится массовым, возникает нездоровая атмосфера, в угаре которой забываются такие базовые для человека понятия, как семья, верность, самоотверженность, любовь к Родине и т.д. Как научиться этому противостоять? Я не знаю другого способа, кроме как стать христианином, то есть человеком, имеющим четкую нравственную систему координат, которая помогает ему оставаться человеком в любых условиях жизни, при любых общественных веяниях. Блаженный Августин в своей знаменитой книге «Исповедь», которая построена как беседа с Богом, сказал: «Ты создал нас для Себя, и не знает покоя сердце наше, пока не успокоится в Тебе». Душа человека - это бездна, которая может вместить в себя весь мир. Никакими суррогатами в виде музыки, квартир или машин ее нельзя заполнить, потому что душа человека нуждается в духовной пище. А если ее нет, человек мучается и нередко гибнет. При этом не важно, как: повесился он или спился, выбросился из окна или умер от передозировки наркотиков. Это следствие пустоты, которая образуется в душе, лишенной Бога.

А люди ли это совершают?

- В число жертв агрессии зачастую попадают дети. Чем объяснить характерный для наших дней всплеск педофилии?
- Все тем же: отсутствием моральных запретов, влиянием пропаганды разврата, которой заполнены телевидение и Интернет. Если для человека существует лишь узкий мир удовлетворения собственных инстинктов, пресытившись тем, что привычно, он потянется к чему-то «новому». Преступлений, по статистике, действительно становится больше, причем в криминальной хронике мы находим такое, что дает основание задуматься - а люди ли это совершают?!
- Как уберечь ребенка от пороков общества?
- Детям нужно уделять больше внимания и главное - понимать, чего мы от них хотим. Хотим ли воспитать ребенка добрым, совестливым и ответственным? Или для нас главным является что-то другое? Не надо забывать и о том, что пороки рано «прилипают» к детям, когда они попадают в соответствующую среду.

Выбирают родители

Владыка, а насколько важную роль в воспитании детей может сыграть школьный курс основ религиозной культуры и светской этики?
- Этот курс введен в школьную программу по инициативе президента Российской Федерации. Родители сами будут выбирать, с чем будет знакомиться ребенок: с основами православной, исламской, иудейской культур или так называемой светской этики. По сути это не вероучительный, а культурологический курс на уровне музейной экскурсии. И не надо думать, что он чудесным образом сделает детей шелковыми и послушными. Ребенка воспитывает, прежде всего, семья и та общественная атмосфера, которая господствует в настоящий момент. Как оградить детей от ее влияния - это вопрос и огромная проблема. Я восхищен теми родителями, которым удается сделать это хотя бы отчасти. Вообще воспитание детей - это самый главный подвиг в жизни человека. Если сказать кратко: необходимо сделать так, чтобы ваше слово и пример для ребенка значили гораздо больше, чем то, что он слышит и видит вокруг. Но для этого взрослый человек должен осознавать свою родительскую ответственность.

Татьяна ВОЛЧЕНКО

Скорее свой какой-то ни на что не похожий взгляд. Формировался он в течении жизни, многократно изменяясь. Но лучше расскажу по порядку.Задумываться о чем-то более высоком, чем материальный мир, я начал после одного случая на озере. Это было в детстве, плавал я плохо, и так получилось, что я начал тонуть. В какой-то момент меня переполнили эмоции в перемешку со страхом, и я увидел себя сверху (как бы висел над водой, метрах в 3 от нее), как я там барахтаюсь в воде. И что самое интересное, у меня на душе почему-то стало очень спокойно, а в какой-то момент даже появилась мысль — «А может, уйти?». «Нет, лучше пока остаться» подумал я и сразу оказался в своем теле, как-то всплыл и доплыл до берега.Я до сих пор не знаю, как это обьяснить (но явно не галлюцинациями от кислородного голодания), но это побудило меня задуматься о жизни, и о том, что будет после нее.Вскоре после этого я заинтересовался различными религиями, философскими направлениями. Прочитал много притч.Но мой путь пошел…

Мой опыт и священника, и психолога показывает, что в личных отношениях, и особенно в отношении человека к самому себе, может содержаться невероятное количество ненависти. По моим наблюдениям, у религиозных людей - я имею в виду православных - уровень агрессии значительно выше, чем у обычных людей.

Вполне уверенно можно говорить о том, что религиозность способствует развитию агрессии человека. Эта мысль далеко не новая. Известный русский и советский психиатр П. Б. Ганнушкин еще в 1901 году в статье «Сладострастие, жестокость и религия» писал о связанности этих чувств и религиозности. Итак, попробуем выяснить, как связаны между собой агрессия и религиозное чувство, как одно подпитывает и поддерживает другое.

Для человека естественно испытывать гнев, ярость, когда эти чувства являются реакцией на агрессию и унижения. Многие религиозные учения осуждают и запрещают проявление этих чувств, тем самым ставя человека в двусмысленное положение: сталкиваясь с агрессией,…

Одной из главных примет ислама, его «визитной карточкой» является священная война - «джихад». Беслан и Нальчик, Москва и Лондон, Нью-Йорк и Волгодонск свидетельствуют о чудовищной жестокости исламистов. Эта ситуация сопровождает всю историю мусульманской религии, начиная с Мухаммеда.

Часто, используя свое «право на ложь», т.к. для обращения в мусульманство они оправдывают всякие средства (ложь, хитрость, насилие и т.д.) тем, что это делают не они, а их аллах. Мусульманские агитаторы говорят, будто ислам запрещает убийство, а «терроризм не имеет ни религии, ни национальности». Исходя из этого, приведем ряд цитат Корана, прямо призывающих от имени Аллаха к массовым убийствам:

«А когда закончатся месяцы запретные, то избивайте многобожников, где их найдете, захватывайте их, осаждайте, устраивайте засаду против них во всяком скрытом месте… Но если они обратились, исполняли молитву и давали очищение, то освободите им дорогу» (сура 9, 5);

«О, пророк! Борись с неверными и…

На этом форуме уже была тема «Насаждался ли ислам силой» в которой дана таблица с истории исламских завоеваний в первые три века.

В этой теме хотелось бы рассмотреть причины этой агрессивности. Итак:

Ислам исторически развивался через агрессию, Мухаммад был прежде всего талантливым военачальником. Основатель Ислама участвовал в более чем шестидесяти боях. Экстремистские призывы Корана свободно позволяют оправдать любую агрессию. Ваххабиты внимательно изучают Коран, их не упрекнуть в его незнании. Проблема авторитета в умме. У ислама нет единого лидера, даже в России целых шесть муфтиятов. Мусульмане даже между собой не могут договориться, при том, что 80-90% относятся к суннитам. Святых в исламе тоже нет, поэтому возможны противоположные трактовки Корана. Концепция джихада, трактуемая нынче для внешних как духовная борьба, но на практике реализуемая как агрессия против неверных. В наше время — острое чувство неполноценности, связанное с тем, что исламские страны в большинстве…

Я, наверное, не совсем точно выразилась) Не то, чтобы каждый день такое было)
Вот вчера, например, ходила в салон, там, как обычно, несколько девушек-женщин. Ходим к постоянному мастеру, часто даже знаем друг друга. А я сейчас в положении. Каждый мой визит туда — цирк в своем роде)))

— А как ребенка назовете? Посмотрите имена по церковному календарю!
Я отвечаю, что незачем мне туда смотреть, так как мы с мужем не верующие люди, и имя будем выбирать по другому принципу.
Сразу реакция — Вы что?! Как это?! Вы что, и крестить не будете?????

Потом заговорили про Пасху. Тоже вопросы — а что готовите, а паски (куличи) уже испекли? А в какую церковь идете?
Отвечаю — не готовлю, кулич съем у мамы (вкус нравится), в церковь не ходим.
Реакция — шшшшшш, грех-грех, и дальше по тексту ’спаси тебя и сохрани’.

Потом разговор про работу. Рассказываю о планах на пятницу и на выходные. Работаем на себя, как раз сезон, работа есть всегда. Я думала там одна…

Злость, грубости - в адрес знакомых и совершенно незнакомых людей - кажется, это стало чуть ли не нормой общения в социальных сетях. Уровень агрессии в обществе увеличился? Или наоборот, она выплескивается в интернет, уходя из реальной жизни? Что происходит с нами, почему мы разделяем всех по лагерям, группам «своих» и «чужих», - размышляет протоиерей Алексий Уминский.

У меня ощущение, что уровень агрессии не снизился. Агрессия волнообразна. Для нее нужны поводы, для нее всегда ищутся и всегда находятся какие-то объекты. Агрессия в обществе всегда перетекает, перенаправляется из одного русла в другое. Возникает объект для какой-то ненависти, значит, нужно направить агрессию в ту сторону. Была война с Грузией, агрессия сразу направилась в сторону Грузии, например. Сейчас агрессия в другую сторону может направиться. Когда ее уровень достигает такой усиленной степени, то тогда она выплескивается уже на конкретных людей. Тогда люди начинают просто друг друга уничтожать, самым…

Спорное утверждение. Атеизм, это конечно не религия. И не убеждение. Это агрессивная вера в отсутствие Бога. Есть люди которые просто не верят. Им или все равно, пока, или некогда об этом думать. Или до лампочки. Или время не пришло. Они не атеисты. А атеисты, это агрессивно верующие. Зомби. Признак простой, любое упоминание Бога, прямое, косвенное, у них срывает крышу. И они переходят в атаку. Не аргументами. А именно оскорблениями. Личными. Агрессивно. Я беседовала как то с одним кришнаитом, неоднократно. Вроде адекватный человек, какие то цитаты приводил, логику включал. Хотелось его понять. Но один раз беседа пошла после его молитвы, медитации.. Так вот, он пришел в бешенство от простого вопроса. Я поняла, что он в состоянии аутогипноза. Не отошел еще. К чему это говорю. Атеисты всегда в этом состоянии находятся. Неважно когда и о чем заговариваешь, чуть что не их, бешенство. Смешно и странно, а какое им дело до того, кто и во что верит… Если это не…

Новоначальные верующие во многом такие же обычные люди, как и неверующие. Почему они агрессивны или не агрессивны в общем случае — в данный момент малоинтересно. Но есть особый случай, о котором я сейчас хотел бы сказать.
Представьте психологическую ситуацию. Человек крестился, назвал себя православным христианином. Решил жить по Заповедям. То есть, решил менять себя в лучшую сторону. Но ведь сколько он уже имеет в себе злых привычек! Животная часть человека тянет его вниз, а разумная пытается выдернуть его на верх. Это неприятная надо сказать ситуация. Себя «ломать» тяжело. Такая ситуация в разной степени продолжается всю жизнь. Легко быть «добрым», катясь вниз по наклонной плоскости, когда человек даже не пытается менять свою жалкую натуру, когда ничего его морально не отягощает. И трудно иногда сохранять внешнее благодушие, когда внутри тебя идёт ожесточенная духовная…

Не может не удивлять тот казалось бы фантастический разрыв в христианстве между проповедью любви и всепрощения и ненавистью и крайней нетерпимостью ко всему инакомыслящему. Как вообще могло так случиться, что кроткий пророк из Назарета невольно стал отцом самой кровавой в истории человечества религии?

Конечно же, христианство не появилось на ровном месте, а возникло из более древней религии – иудаизма в котором было сильно развито чувство племенной общности. Своими считались только члены иудейского народа. Религия и национальная принадлежность полностью совпадала. Все остальные народы считались чужаками и по большому счету вовсе и не людьми. Чужаков можно было и часто даже нужно было истреблять, убийство чужаков даже не вменялось в грех. Например, иудей, убивающий не иудея в глазах Божиих, ничего предосудительного не совершал.
Библия подает нам прекрасное подтверждение наших слов.

«Потому что Давид делал угодное пред очами Господа и не отступал от всего…

Каждая из нас регулярно сталкивается с агрессивным поведением. Нам хамят, грубят, нас толкают и ругают последними словами. В большинстве случаев подобное обращение кажется абсолютно возмутительным, и очень хочется понять, какие могут быть причины агрессии и раздражительности у людей, которым мы вроде бы ничего плохого не сделали? Что их толкает на столь отвратительное поведение? Ведь далеко не всегда оно объясняется простым недостатком культуры и воспитания! Как и у многих других жизненных явлений, у агрессии есть свои психологические причины, в которых мы и попробуем разобраться.

Что такое агрессия?

У агрессии существует множество синонимов: насилие, враждебность, гнев, злость и т.д. … Далеко не всегда они имеют одинаковые значение и смысл. С точки зрения психологии, агрессия – это любое поведение, направленное на то, чтобы причинить вред другому живому существу, не желающему подобного обращения. Казалось бы, какая может быть польза от причинения вреда другим…

Наверно вы имели в виду о верующих крайних взглядов (догматы). На себе испытал такое нетерпение против их взглядов здесь на БВ, когда мне поставили минус за корректный, но не желанный ему ответ. Ещё вспоминаю случай на кладбище. По народной (!) традиции пошли помянуть дедушку на кладбище с семьёй. Убрали, почистили могилку, поставили цветы и немного собрались помянуть — только наполнили рюмки и вдруг, от куда не возьмись, стоит женщина и начинает говорить, что пить нельзя, это не предусмотрено и так далее. Ну и что, послать вроде в такой день нельзя, а она на своём, аж мои женщины испугались её проклятий и пришлось уйти и дома помянуть… Что меня больше волнует, в последнее время вопросы религии потихонечку смешивают с национальным самоутверждением, патриотизмом, а это уже…

Агрессивное поведение человека - природой заложенная реакция на опасность, запускаемая организмом автоматически в экстренных ситуациях. Внезапные вспышки ярости нередко приводят к непредсказуемым и непоправимым последствиям. Почему возникают вспышки агрессии и как им противостоять?

Агрессивный человек - настоящая проблема для окружающих

Необдуманные обидные слова или неловкое движение могут привести в ярость собеседника, соседа, жену или мужа, который становится опасен и для себя, и для окружающих его людей. Агрессивно настроенный человек может совершить преступление, о котором будет жалеть всю оставшуюся жизнь. Почему мы не всегда можем контролировать свои приступы ярости? Как безболезненно избавиться от гнева?

Почему человек становится агрессивным?

Каждый человек имеет свою точку кипения, за несколько секунд самые уравновешенные личности могут превратиться в безрассудных людей, если возникнет чувство опасности. Не только личные…

Агрессия и агрессивность всегда были частью нашего мира, люди постоянно сталкивались и продолжают сталкиваться с этими явлениями в своей повседневной жизни. Агрессия – это определенный вид действий, направленный на причинение морального или физического ущерба другим людям, это нападение на них с целью причинения вреда. А агрессивность – это не просто черта характера человека, при которой он на все реагирует агрессивно, но это еще и естественное проявление его звериной сущности.

Агрессивное поведение, присуще в первую очередь менее интеллектуально развитым людям, и в тоже время, людям достаточно активным, чьи бесконечные желания подкреплены большими возможностями. Будучи слабым и чувствуя свою слабость, человек не станет нападать на других людей, поскольку страх не позволит ему этого сделать. А вот чувствуя свою силу и видя те возможности, которые она дает, человек действует более смело, более напористо, более агрессивно. Следовательно, слабые люди менее агрессивны, нежели…

Почему я не уважаю агрессивные религии

Я не нападаю первым когда речь идёт о вере и религии

Вообще, я глубоко уважаю личную жизнь каждого человека. Никогда сознательно не пристаю к другим с моими соображениями насчёт их жизни, веры, сексуальной ориентации и т.п. Меня в принципе не касается то, каким богам другие молятся или не молятся, какой храм посещают и т.п.

Но если кто-нибудь начинает открыто высказывать свои убеждения или даже пробует обратить меня или других в свою религию, – думаю, что имею полное право критиковать убеждения и верования такого человека. Всё-таки, если он остаётся вежливым, такой остаётся и моя критика.

В другом случае, всё моё уважение к убеждениям других куда-то исчезает. Я считаю, что имею право прибегать к любым средствам против тех, кто пытаются навязать своё мнение другим иными способами, чем вежливое убеждение.

Я не уважаю убеждения людей и организаций, которые: а) сами не уважают убеждения других, б)…

Все мы знаем, что - одна из христианских добродетелей. Но от этого слова произведено другое - терпимость. Это второе понятие оказалось в наших глазах скомпрометированным. Потому что для определенных групп населения и у нас, и - в гораздо большей степени - на Западе (где это стало уже государственной политикой) терпимость, она же , - это такая лукавая вывеска, под которой в реальности - апология греха и возведение его в ранг добродетели; отрицание традиционных нравственных ценностей как деспотических; разрушение семьи и тому подобное.

К тому же, у нас, русских, свои исторические ассоциации со словом «терпимость», тоже не самые приятные. Всё вместе рождает негативную реакцию на это слово: многим сразу кажется, что терпимость - это моральный плюрализм, принятие греха, мир и лад с ним.

Кто-то, может быть, со мной не согласится, но в моем понимании терпимость - совсем другое. И мне очень хочется это понятие реабилитировать. Потому что, на мой взгляд, именно ее, терпимости, нам очень часто не хватает. Подчеркиваю, нам - значит, и мне самой тоже.

Терпимость, как мне кажется, означает не просто потерпеть грехи, несовершенства, недостатки и заблуждения ближнего, а принять этого ближнего… именно как ближнего, как своего, не чужого.

Понимать, что другой человек - это всегда другой мир, другой жизненный путь, и не требовать, чтобы ближний наш был похож на нас и воспринимал всё так, как воспринимаем мы.

И не навязывать ему своих убеждений - даже если ни малейшего сомнения у нас нет в их (убеждений) церковности.

В чем проявляется нетерпимость? Иногда - в постоянных претензиях к окружающим, к близким, к одноприхожанам, в желании поучать, одергивать, выговаривать, «строить»: «Вы, женщина, переступили порог храма в мужской одежде… Вы думаете, это мелочи?!»; «Я видела, ты мороженое ел, а сегодня, гляжу, причащаться собрался?!»… Причем нередко претензии оказываются или просто надуманными, или - порождением излишней нервной чувствительности и околоцерковных суеверий. Однажды, например, пришлось наблюдать такое: пожилая прихожанка прямо-таки набросилась на шестилетнего левшу. Он крестился левой! Досталось и его маме: она, будучи занята младшим, сидевшим на ее руках, не уследила, какой рукой у нее старший крестится, вот такая неблагочестивая мама…

Другой грустный эпизод: служба долгая, а прихожанка в новых туфлях, ногам больно, боль отвлекает от молитвы, и она быстренько (чтобы, опять же, не отвлекаться и ловить каждое слово!) сбрасывает обувку, стоит босиком. Никому до этого дела нет - кроме ее соседки, которая, видимо, не настолько погружена в молитву, чтобы не успевать следить за чужими ногами:

Сестра! Наденьте обувь! Что значит «Почему нельзя?» Вы не дома. Вы находитесь в храме. Это неуважение к Богу! Что значит «Кто сказал?» Я вам говорю: обуйтесь немедленно!

Наверное, этих строгих прихожанок нельзя осуждать и можно понять: они ведь по-своему искренни. Их задевает то, что представляется им неблагочестивым, неблагоговейным, их травмирует нарушение правил - подлинных или надуманных, но правил - которые они приняли как правила своей жизни и которыми, как стеной, защищаются от жизни враждебной. Но при этом требовательные прихожанки не осознают, что сами ранят других людей, и ранят подчас жестоко - ведь в церкви, в храме человек беззащитен. Нехватка любви… Но не только в ней причина нетерпимости. Для того чтобы увидеть ее глубже, лучше всего обратиться к себе самой, к тому самому бревну в собственной глазнице.

Моя нетерпимость проявляется иначе, чем нетерпимость упомянутых выше женщин. Я бываю нетерпима, когда сталкиваюсь с непониманием, с заблуждениями людей - чаще всего моих старых друзей и коллег - относительно Православия и Церкви. Ну раздражает меня, понимаете, раздражает упорствование в невежестве! «Бог должен быть в душе, зачем все эти ритуалы в церкви?!»; «Я сам с Богом разберусь, попы в качестве посредников мне не нужны»; «Человек сам должен решения принимать, а религия ему готовые ответы навязывает…» Сколько можно эти глупости повторять!..

…Как будто я сама в свое время не хваталась за эти глупости. Я переболела всеми болезнями гордого интеллигентского сознания, я хворала ими не год и не два. Да, я выздоровела - в том, по крайней мере, смысле, что в Церковь пришла, - но так поздно, что вряд ли могу быть судьей чужим опозданиям, хотя бы и непоправимым. Однако я забываю про это, и, когда возникает спор, веду себя столь агрессивно и нетерпимо, что могу великих дров наломать. По крайней мере двух своих старых подруг я уже ранила, и довольно ощутимо. А ведь они в свое время помогали мне, поддерживали, были очень мне нужны! Теперь я забываю их щадить - а почему забываю? Откуда она, моя нетерпимость в подобных случаях, в чем ее причина?

В моей любви к Истине, в ревности по ней? Да нет же.

Болезненная реакция на чужие высказывания может быть связана с неосознанной неуверенностью, с малодушием, с маловерием.

Причина - в каком-то моем собственном внутреннем неблагополучии, которое мне не удается пока понять. Я только догадываюсь: болезненная реакция на чужие высказывания может быть связана с неосознанной неуверенностью, с малодушием, с маловерием - такой вот психологический парадокс.

Но не меня одной это касается. По крайней мере часто, если не всегда, истинная причина нашего нетерпимого, жесткого, резкого поведения, нашей агрессии - не в личном нашем благочестии и благоговении и не в любви к Истине. Истинно благоговейный человек, кстати, не станет шуметь в храме; да и в частном разговоре постарается внутренний свой храм не осквернить, не впустить в душу раздражение и злость. Причина в другом - во внутренней нашей ущербности, которая ищет компенсации; в душевной и духовной неустойчивости; а у кого-то, возможно, - в скопившейся обиде на людей, в неудовлетворении собственной жизнью, в затаенной несчастности.

К вере все приходят искренне, ни в чьей искренности здесь сомневаться не надо. Но беда еще и вот в чем: мы ведь не изменяемся мгновенно, не перерождаемся за один день, - придя в Церковь, мы во многом остаемся прежними. Тут-то и подстерегает нас, как мне кажется, ловушка: вместо того, чтобы освобождаться от своих совсем не лучших качеств и состояний, человек находит для них высшее оправдание, мысленно сам для себя их «освящает». Он уже не просто вспыльчив и гневлив, а «горяч в вере». Не просто властолюбив и деспотичен, а «ревнует о должном порядке в храме». Не просто любит в глубине души своей унижать других, а «наставляет заблудших на путь истинный с необходимой и спасительной для них строгостью»…

Но вот, однако, пример противоположный. Я знаю людей - не много, но знаю, - которые, придя к вере и воцерковившись, сознательно избрали для себя очень строгую жизнь. Они начинают и завершают день долгим, подчас монашеским правилом, неуклонно соблюдают все посты - тоже по монастырскому уставу (куда мне до этого!), каждую субботу и воскресенье непременно стоят на службе. Нередко их благочестие - в данном случае подлинное, идущее от сердца - выражается и во внешнем виде: женщины отказываются от брюк или открытых сарафанов, мужчина не станет ходить в шортах не то что по улице, а даже и по собственному дачному участку. Причем это не «ежовые рукавицы», нет, это их личная внутренняя потребность: «Я уже не смогу иначе, даже если захочу», - сказала мне одна из таких христианок. Но вот что интересно: и она, и все остальные, те, кого я в этой группе моих знакомых вспомнила, - очень далеки от того, чтобы навязывать свой выбор, свой образ жизни окружающим. Они совершенно спокойно и вполне доброжелательно относятся к тем своим братьям и сестрам, которые не следуют или не во всем следуют их примеру. У них, у этих моих воистину благочестивых знакомых, есть, как я заметила, правило: разговор на тему образа жизни возможен лишь если ближний (гость, друг и т.д.) сам его заведет. Ближние, окружающие рядом с такими православными свободны. Именно потому, полагаю, что внутренних причин быть агрессивными, деспотичными, нетерпимыми у таких людей нет: причины изжиты. Кстати, не потому ли эти христиане столь благотворно воздействуют - не только на несовершенных единоверцев, но и на неверующих, отвергающих Православие людей? Подчас от одной только мягкой улыбки такого человека - да от самого его облика! - пользы (в миссионерском смысле) бывает больше, чем от всех моих, к примеру, бурных словоизвержений.

Чем духовнее человек, тем он терпимее; чем строже к самому себе, тем меньше у него желания быть строгим к окружающим.

Я давно уже заметила: чем духовнее на самом деле человек, тем он терпимее. Можно то же самое иначе сказать: чем строже человек к самому себе, тем меньше у него желания быть строгим к окружающим. Конечно, бывает так, что человек вынужден быть строгим: по долгу, по должности, по причине возложенной на него ответственности - но он не станет искать удовольствия в строгости к другим, если он действительно строг к себе и от этого духовен.

Где еще наблюдается нетерпимость? Клиническую картину нетерпимости дают порой форумы православного сегмента интернета (про весь остальной интернет я не говорю, что о нем говорить). Создается впечатление, что иной участник, собираясь на форум, берет с собой из дома виртуальную дубину или плеть, а вот мало-мальское сомнение в своем праве наносить удары, в праве поучать и морально третировать других - как раз дома-то и оставляет. И не помнит, видимо, слов Спасителя: «Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и обрящете покой душам вашим» (Мф. 11: 29).

Кому-то кажется оправданной нетерпимость при столкновении с сектантскими проповедниками. Мне пришлось однажды услышать трагикомическую фразу: «Огрел бы я чем-нибудь этих мормонов, чтоб надолго запомнили, да нельзя - иностранные подданные, скандал будет». Оставлю ее без лишних комментариев… Мне представляется, что терпимость в данном случае должна заключаться - не в экуменическом братании, конечно, не в рассуждениях о «разных тропинках к одной вершине», нет: такие рассуждения Церкви чужды. Она должна заключаться в понимании того, что американец-мормон или наш доморощенный свидетель Иеговы - это тоже человек, Божие создание, такое же «Я», как наше. Да, он сбился с истинного пути (или, скорее, никогда по этому пути не шел) и забрел в темные заболоченные дебри. Но откуда в нас уверенность, что с нами этого произойти в принципе не могло? Может статься, только по Божиему о нас попечению и не произошло. К тому же, мы не родились в штате Юта. Человеку, родившемуся там, в десятом-двенадцатом поколении мормонской семьи, прийти к ортодоксальному восточному христианству - ох как непросто. Вряд ли мы вправе его судить за то, что не пришел.

Кроме тех моих благочестивых знакомых, о которых я говорила выше, у нас есть еще великие учителя терпимости. Это русские святители-миссионеры, которые принимали и любили каждый из «диких» народов таким, каким он был; и именно поэтому добивались успеха в своем деле. Это Оптинские и иные старцы, принимавшие каждого приходящего к ним, не гнавшие никого. Это святой , молитвой своею исцелявший иноверных. Но прежде всего это, конечно, Сам Спаситель, Который, с одной стороны, сказал; «Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает» (Лк. 11: 23) - и тем самым утвердил единственность и непреложность Истины; а с другой - остановил апостолов, готовых уже просить о низведении огня на самарянское селение, в котором не приняли их Учителя: «Не знаете, какого вы духа; ибо Сын Человеческий пришел не губить души человеческие, а спасать» (Лк. 9: 55-56).

Православные отправляют в ад? Угрожают вечными муками и призывают кары? Активно строчат заявы и громят выставки? При слове "православный активист" нервно вздрагиваешь и начинаешь пить корвалол стаканами? Все это объяснимо, друзья. Некоторые из нас, христиан, очень буквально понимают фразу "угодить Богу", слишком "по-человечески". Поведение верующего в этом случае похоже на поведение агрессивного карьериста на престижной работе, готового рвать зубами за "начальника" в лице Бога.

Агрессивность - вовсе не естественное для православного состояние. Это - одна из фаз, одно из состояний, неких "модусов бытия" в поиске Бога. И подобное состояние очень и очень легко объяснить с психологической точки зрения.

Представьте. Вы нашли для себя идею. Прекрасную. Великую. Вы вдруг поняли, что все, чем вы занимались ранее - сущая ерунда по сравнению с той идеей, что вы можете жить вечно. Что вы не просто можете жить вечно, но жить в мире звездной любви, жар которой плавит сердца и души. Представьте, что вы открыли для себя целый удивительный мир. Он где-то там. Как сказали бы ученые - "в ином измерении".

Вы видите, что Он - прекрасен и свят. Вы влюбились в такого Бога, полюбили Его за праведность и святость. Праведный Бог - это значит, что каждое Его слово, поступок, мотив - движим исключительном правдой, правым и чистым чувством. Он видит в вас ценность! Вы станете эдаким благородным рыцарем в мире вечной пламенной любви. Представьте себе орден небесных рыцарей "где-то там". Рыцарей храбрых и святых. Таких, что умрут друг за друга.

Представили?

Да, это не просто.

Потому что легко может выйти полная ерунда вместо подлинной картинки. Чтобы понять образ Бога, надо вспомнить свой самый лучший, чистый, достойный поступок. Вспомнить и то состояние, которое было ПОСЛЕ этого поступка. Эдакую сладкую песнь души, тихий трепет восторга. Я поступил(а) достойно.

Вот Бог - это своего рода такая центральная звезда, которая и светит этим самым чувством "достойных поступков". В присутствии Бога, вблизи Бога те, кто достоин, обретают честь и славу, подобную подлинным, небесным героям.

И вот тут вкрадывается мутация...

В сознание человека, уже понявшего, Кто есть Бог, что Он обещает, и каков мир Его высокой чести, святого достоинства и славы, проникает некий "вирус мысли". Некий злокачественный процесс. Человек становится "небесным карьеристом", который ничем не отличается от обычного, пытаясь угодить начальнику, идя по головам других. Обычно тех, кого он считает "врагами Бога".

Раз Бог обещает радость, славу, честь быть с Ним вечно, раз возле Него соберутся самые лучшие, самые достойные, самые благородные и прекрасные люди нашей цивилизации, напрашивается простой вопрос. В каком случае моя радость будет больше от таких ожиданий, от таких перспектив?

Представим, что у нас есть начальник. Очень строгий. Просто гроза всей компании. Но он меня перед всеми - похвалил, возвысил, приблизил, поставил рядом с собой, вознес. Буду ли я заинтересован в том, чтобы этот начальник был грозен, суров, непреклонен? Однозначно да. Ведь тогда мое приближение - есть указание на мою уникальность, особенность, особенную ценность.

Совсем не то же самое, чем когда добрый начальник раздает похвалы пачками. Вроде тебя похвалили, но и соседа тоже. И ты ты вроде бы и не выделяешься из общей среды. Когда спасающихся и попадающих в Рай много - Царство небесное как будто теряет часть своей притягательной силы.

Поэтому так много было и богословов и вообще сторонников взгляда на то, что Господь - грозный Судья. Ему угодить сложно. А не угождающих - ждет ад. И ты (с сочувствием, конечно), стоя в дивных по красоте одеждах рядом с Христом, озаренный небесным светом, смотришь на муки грешников. И можно даже не понять, не заметить, что ты - хакер. Что ты - взломщик системы мотивации. Ты используешь контрасты "звездная радость - адская мука" для "возгонки" жара собственных ожиданий. Ты - мутируешь в фанатика.

Фанатизм - это вера без любви.

Любовь не любит говорить про чьи-то муки. Любовь может с горечью их допускать, но мириться с ними, рассуждать о них любовь избегает в силу собственной тактичной природы. Любовь идет к людям говорить о любви, и поднимать их глаза к звездам. Любовь не приходит грозить. Да, Христос в Евангелии говорил про муки грешников. И да, Он говорил, что они будут вечными.

Но было бы очень опасно придавать Богу свойство особо могущественного палача. Ведь в схеме "Сегодня нормальный > завтра стал наркоманом > послезавтра умер на помойке" виновен сам человек. Вовсе не Бог.

И сколько таких историй саморазрушения человеческих личностей. Эти истории - есть тренд, летопись человечества. Материшься, куришь, пьешь, ведешь половую жизнь без разбора, мать/отца не чтишь, не звонишь, не помогаешь, забыл родную кровь - вот она и история саморазрушения.

Но главный отрицательный побочный ментальный продукт жизнедеятельности и активности фанатиков, что люди под влиянием таких идей легко могли бы переложить на "вечно недовольного" Бога все свои беды. Тогда как упор на Бога спасающего существенно затрудняет или и вовсе сводит на нет подобные позывы. Ведь когда тебя со всех сторон пытаются спасти, а ты все же гибнешь, остается лишь подивиться твоей воле к саморазрушению.

Вот вам и ад - воля к саморазрушению, ставшая столь сильной, что более не допускает перемен к лучшему.

Ад, по моему представлению - это человек, представленный сам себе в вечном одиночестве. Вот ты всю жизнь строил здание своей души, полировал характер, гранил некий камень внутри себя. И с собой ты забираешь этот камень. И - за гранью жизни ты будешь созерцать, кушать то, что готовил сам себе.

Это состояние легко предчувствовать, легко ощутить ради проверки самого себя.

Останьтесь одни в квартире. Без интернета и телевизора. И, даже страшно сказать, без смартофона. Останьтесь наедине с собой. Послушайте себя. И вы увидите... либо рай, либо ад. Третьего не дано. Внутри либо будут бурлить страсти, мысли о том, как все плохо, как все пропало, и как вам чего-то хочется. Либо - тишина и покой. Таким могут похвастаться очень немногие.

А мы все - ад, ад...

Ад - это когда воротит от самого себя, а утешения нет. Ибо раскаяние запоздало. И это очевидно всем, включая и тебя самого. Но это - лишь после смерти. До смерти раскаяние запоздать не может. Просто и искренним оно может быть лишь сейчас, сиюминутно, по наитию, по спасительному порыву души. Это не запланируешь. И за час до смерти не включишь, как утюг или чайник.

Следить за собой, следить за своими мыслями, поступками, мотивами - трудно. Гораздо проще увидеть в Боге грозного карающего особо могущественного палача. И насладиться тому, что ты - выбрал правильную сторону. Но правильная сторона только одна - это любовь. Ведь Бог - это любовь. И любовь всегда узнается по той особой тактичности, что присуща лишь ей. Там, где есть неделикатность поступков - много рвения, горячности, порыва. Но пока еще мало любви.

А если мы таковы - порывисты, горячны, готовы обличать и рваться в бой (пусть даже за веру) - мы выбираем слишком легкий путь. К нему очень легко привыкнуть и очень трудно с него сойти. К хорошему, легкому вообще быстро привыкаешь. А ведь путь "следить только за собой", укорять лишь себя - труден.

Добро вообще уязвимо. Его легко обидеть. И так хочется оседлать доброго коня, опоясаться острым мечом, взять в руки копье да выехать в чисто поле, ощущая силу и собственную стать. "Сейчас буду рубать головы врагам веры".

Главный враг веры - смотрит на меня в зеркале. Если сегодня каждый победит в себе животное начало - завтра мы проснемся на другой планете. Если сегодня каждый победит соседа - завтра мы проснемся на кладбище. Вот пир воронью!

Оружие веры - не угроза, не кулак.

Сила христианства - это слово.

Слово, сказанное с любовью. Да, легко сказать, но сложнее сделать. Но альтернатива куда хуже. Питаться неким таким жаром причастности к правой стороне и подогревать эту мысль полешками об аде для всех остальных - слишком плохой футбол. Мы просто упадем в ту самую яму, в те самые горящие полешки. Наверное, если бы меня попросили подобрать метафору, я бы сказал, что сейчас каждому из нас дана небольшая делянка в лесу. Кто-то усердно садит на этом лесу цветы, создавая чудный сад. А кто-то усердно таскает дрова для большого костра.

Вот и увидим, какие мы с вами хорошие садовники...

Loading...Loading...