Смоленско зосимова пустынь мужской монастырь. Свято - Смоленская Зосимова мужская пустынь (Владимирская область)

    СМОЛЕНСКАЯ ЗОСИМОВА ПУСТЫНЬ, мужская, в Александровском районе Владимирской области. Расположена в 25 километрах к северо востоку от Сергиева Посада на живописном холме близ речки Молохча, в местечке под названием Ульянова пустошь. Основана… … Энциклопедический словарь

    Владимирская еп., в Александровском у. Восстановлена в 1896 заботами наместника Сергиевой лавры архим. Павла, после двухвекового запустения, на месте подвигов и посмертного покоя чтимого старца, схимонаха Зосимы, подвизавшегося здесь в к. XVII и… … Русская история

    Смоленская Зосимова пустынь монастырь во Владимирской области. Зосимова пустынь основана схимонахом Зосимой, выходцем из Троице Сергиева монастыря, которому удалось собрать возле себя несколько человек братии. Однако после кончины старца большая … Википедия

    Зосимова пустынь: Монастыри Смоленская Зосимова пустынь, Владимирская область Троице Одигитриевская (Зосимова) пустынь, Троицкий административный округ Москвы Другое Зосимова Пустынь ж/д платформа Киевского направления МЖД в Московской… … Википедия

    Смоленская Зосимова - мужская пустынь, находящаяся во Владимирской губ., в 19 в. от гор. Александрова, основана в XVII в. В 1722 г. упразднена, в 1728 – восстановлена; опять упразднена и разорена в 1764, в 1869 – снова восстановлена. Храмов 3,… … Полный православный богословский энциклопедический словарь

    ЗОСИМОВА ВО ИМЯ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ И В ЧЕСТЬ СМОЛЕНСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ «ОДИГИТРИЯ» ЖЕНСКАЯ ПУСТЫНЬ - Зосимова пустынь. Литография. 70 е гг. XIX в. (ЦИМ МДА) Зосимова пустынь. Литография. 70 е гг. XIX в. (ЦИМ МДА) (Московской епархии), находится близ с. Руднева Наро Фоминского р на Московской обл. Основана в 1826 г. по благословению митр.… … Православная энциклопедия

    Монастырь Лукианова пустынь Страна Россия Местоположение Владимирская область … Википедия

Смоленская Зосимова пустынь входила в число приписных пустыней и скитов вокруг Троице-Сергиевой лавры. Сейчас действует как мужской монастырь, но находится на территории войсковой части - проход осуществяется по документам с записью в журнал.



Своим основанием в конце XVII века обитель обязана схимонаху Зосиме. После смерти схимника в середине XVIII века обитель прекратила свое существование и два столетия действительно пустовала. Несколько попыток ее возродить были безуспешны. Лишь в 1848 году местный фабрикант Зубов поставил деревянную часовню над могилой Зосимы. В 1867 г. пустынь возродили монахи Троице-Сергиевой лавры, к которой она и была приписана.

В конце XIX века, при игумене Германе, Зосимова пустынь переживала расцвет. Здесь было около ста монахов. В 1896 году заботами наместника Троице-Сергиевой Лавры архимандрита Павла после двухвекового запустения пустынь была восстановлена. В 1897 г. над могилой основателя выстроили большой Смоленский собор (главный храм пустыни в честь Смоленской иконы Божией Матери был освящен в 1900 году), чуть позднее выстроили еще два каменных храма - Всех Святых и Сергия Радонежского.

Главной святыней обители почиталась Смоленская икона Богоматери, хранившаяся в роде бояр Колычевых, родственников св. Филиппа, Митрополита московского, келейная икона св. Димитрия Ростовского. В ковчежцах при этой иконе хранились части пояса Богоматери и мощей св. Георгия Победоносца. Также святыней монастыря был крест с частицей древа Креста Господня, привезенный с Афона в начале XVI века. В храме Смоленской Божией Матери находилась усыпальница основателя пустыни преподобного Зосимы.

При монастыре существовал странноприимный дом для богомольцев. Благодатными почитались иконы кисти игумена Германа. За сотни верст от пустыни известен был старец Алексий Зосимовский, принявший здесь постриг в 1898 году. Старчествовать он начал с 1906 года, а в 1916 году ушел в "полный затвор". Нарушил он его в 1917 году - не по своей воле: Алексия избрали делегатом Поместного собора, и именно зосимовский старец вынул из ковчега жребий с именем Тихона - нового патриарха Русской Православной Церкви.

Дважды в год крестные ходы направлялись из обители к двум святым колодцам, вырытым еще старцем Зосимою. После революции Зосимова пустынь просуществовала недолго. В первый же месяц ограбили монастырский собор. После закрытия в ноябре 1919 года Троице-Сергиевой лавры в Зосимову пустынь передали часть мощей св. Сергия Радонежского. В начале февраля 1923 года умер игумен Герман, а на следующий день после его похорон из Александрова приехала "ликвидационная комиссия" и к лету 1923 года пустынь стояла уже заброшенная, с разоренными храмами и наглухо запертыми воротами. Впоследствии здесь размещалась воинская часть. В марте 1992 года епископ Владимирский и Суздальский Евлогий получил прошение об открытии монастыря, а в апреле, на Пасху, стены Зосимовой пустыни вновь увидели молебен и крестный ход.



Смоленская Зосимова пустынь, общежительная, в 27 верстах от Троице-Сергиевой лавры и в 3 верстах от железнодорожной станции Арсаки, в Александровском уезде. Восстановлена в 1896 году заботами наместника Сергиевой лавры архимандрита Павла, после двухвекового запустения, на месте подвигов и посмертного покоя чтимого старца, схимонаха Зосимы, подвизавшегося здесь в конце XVII и начале XVIII века (1710-1713 годы). В 1900 году освящен главный соборный храм в честь Смоленской иконы Божией Матери; он заключает в себе могилу старца. В пустыни хранятся: крест с частицею древа креста Господня, привезенный с Афона (ему более 300 лет), и редкая икона Смоленской Божией Матери, хранившаяся в роде бояр Колычевых, родственников святого Филиппа, келейная икона святого Дмитрия Ростовского. Пустынь приписана к лавре. При ней странноприимный дом.

Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году».



Смоленская Зосимова пустынь основана в 25 верстах от Троице-Сергиевой Лавры в так называемой Ульяниной пустоши Александровского уезда Владимирской губернии, среди дивного леса, на берегу небольшой речки Молохчи, лаврским старцем схимонахом Зосимой в последней четверти XVII века. Судя по имеющемуся в Зосимовой пустыни образу Пресвятой Богородицы Смоленской "Одигитрии", принадлежавшему, вероятно, самому старцу Зосиме, он был родом из Смоленской области, где особенно почитается эта икона. Предание гласит, что схимонах Зосима поселился в лесу не один, а с монахом Ионой, которого называли келейником старца. Подвиги старца привлекали к нему даже лиц царской фамилии. Для приезжих выстроили особую часовню, в которой они могли молиться вместе со старцем. Из царской фамилии, по одним указаниям, старца чтили Елизавета Петровна, впоследствии Всероссийская Императрица, а другие источники говорят о сестре Петра I, Наталье Алексеевне. Около келии о. Зосимы и устроенной им часовни мало-помалу собрались иноки, и образовалось подобие пустынного общежития. Схимонах Зосима скончался около 1710-1713 годов. Мощи старца Зосимы сохранены Божией милостью до наших времён.

После смерти основателя Зосимову пустынь несколько раз упраздняли и вновь возобновляли. Первый раз она была упразднена в 1722 году указом о присоединении малых монастырей к большим. Церковное имущество поступило в Лукьянову пустынь Александровского уезда. Часовню сломал владелец местных лесов в 20-х годах XIX века, но почитание старца не прекратилось, и в 1848 году её восстановили. В июле 1866 года часовня и три десятины леса вокруг неё были пожертвованы в пользу киновии Боголюбской Богоматери и, по распоряжению начальника киновии схимонаха Филиппа, в Зосимовой пустыни стали жить и трудиться братии.

Последним строителем Смоленской Зосимовой пустыни перед трагедией 1920-х годов был преподобный схиигумен Герман (Гавриил Гомзин). При нём Зосимова обитель обрела свой величественный вид: три храма, братские корпуса, часовни, склады и хозяйственные постройки были обнесены высокой кирпичной стеной, над которой парила высокая, трёхъярусная колокольня с установленными позже, в 1912 году, курантами. Весь архитектурный комплекс монастыря создавался по проектам лаврского архитектора Латкова. После закрытия Зосимовой пустыни в 1923 году многие зосимовские старцы нашли приют в Высокопетровском монастыре в Москве под началом епископа Варфоломея (Ремова), духовного сына схиигумена Германа.

Восстановление монашеской жизни в Свято-Смоленской Зосимовой пустыни началось в 1992 году, а 26 июля 1994 года состоялось торжество прославления основателя пустыни преподобного Зосимы как местночтимого святого.

Из книг: "Зосимовский Патерик. Жития святых и подвижников благочестия Свято-Смоленской Зосимовой пустыни" в 2-х томах. Зосимова пустынь, 2012 г.

"Женская Зосимова пустынь. Исторический очерк". Сост. монахиня Зосима (Верховская). Паломник, Москва, 2008 г.

Смоленская Зосимова пустынь



Смоленская Зосимова пустынь

Свято-Смоленская Зосимова мужская пустынь - православный монастырь во Владимирской области, к востоку от железнодорожной станции Арсаки.

ПРЕПОДОБНЫЙ ЗОСИМА АЛЕКСАНДРОВСКИЙ

Преподобный старец схимонах Зосима, пустынножитель и чудотворец Александровский

На берегу небольшой речки Молохчи, возвышается холм, чьи склоны некогда были покрыты густым еловым бором. Тишина и безмолвие царили здесь. Лишь неугомонный щебет птиц да завывания метелей - все о свою пору - нарушали царящее затишье. Место это укрылось в стороне от торговой, так называемой «средней», дороги из Александрова к Троице, в Переяславль-Залесском уезде, в Кинильском стане, в даче пустоши, называемой Ульянина, издавна принадлежавшей сельцу Каравайкову и составлявшей до 20-х годов XVIII столетия вместе с двадцатью тремя пустошами, родовую вотчину господ Тимоновых.

Не без воли Божией, в неведомый день последней четверти XVII века, посетил эту пустошь старец Зосима, призываемый Богом к уединенной, отшельнической жизни. По душе пришлось старцу покойное место, значительно удаленное от людского жилья. Отшельник помолился Богу, испросил откровения Его святой воли и, познав в своем чистом сердце, что именно этот уединенный уголок предназначен ему для подвижничества и пустынножительства, остался здесь навсегда. Он поставил тут деревянную часовню и келью и начал вести безмолвную жизнь, руководствуясь в своих подвигах и лишениях примером подвижничества преподобного Сергия, житие которого ему,как добродетельному иноку Свято-Троицкой Сергиевой обители, было хорошо известно не только по книгам, но и по преданиям.

Кельей схимонаха Зосимы была тесная, малая изба, в углу которой размещалось все его богатство - несколько образов. Пни в лесу служили сиденьем и местом отдыха. Близ речки Молохчи он собственноручно вырыл колодец, доставлявший ему прекрасную ключевую воду.

Старец Зосима

Старец Зосима был избранником Божиим. Жизнь в лесной пустоши, удаленной от человеческих взоров, не устраивается по произволу и разуму человеческому; она определяется по особому смотрению, призванию и откровению Божию. Блаженный подвижник был из числа тех людей, о которых св. апостол Павел говорит, что они скитались,… терпя недостатки, скорби, озлобления, и весь мир не был достоин их 1 . Мир, по своему недостоинству, сначала не понимает великих молитвенников, но затем в какой-то момент прозревает и начинает их ценить, ищет в пустынях.

Неизвестно, с каких лет был иноком блаженный старец схимонах Зосима, но, вероятно, он был призван Господом с малолетства. В этом убеждают нас его высокие добродетели. Чтобы достичь чистоты сердца, сделаться обителью Духа Святаго и быть призванным к уединенному жительству в пустыни - надо трудиться на пути духовного делания очень долго, много десятков лет быть истинным монахом. А истинный монах только тот, говорит св. Иоанн Лествичник, кто во всяком месте и деле, во всякое время руководствуется единственно Божьими заповедями и Божьим словом. Только исполнители правды Божией могут возобладать над своим сердцем и своею плотию. Инок должен сперва обучаться деланию заповедей в обществе человеческом, где духовное делание сопряжено с деланием телесным, а потом уже, достигнув достаточного преуспевания, заняться исключительно и духовным деланием в отшельничестве или в безмолвии, если окажется способным к тому. Но далеко не каждый способен к безмолвию и отшельничеству.

Чтобы сделаться способным к пустынножительству надо много лет трудиться, терпеть искушения и скорби, бороться со cтрастями. Без сомнения, старец Зосима много лет монашествовал, жил сперва под руководством опытных старцев, стремился к совершенству, был исполнителем правды Божией, получил все блага и Дары, какие только мыслимо приобрести подвижническою жизнью в монастыре, но, по заповеди Христовой, восхотел окончательно распять свою плоть на кресте отшельничества, и удалился к совершенно уединенной созерцательной и мученической жизни, подражая вере великого и преподобного наставника Свято-Троицкой обители. Он явился на указанную ему Господом, благословенную Ульянину пустошь уже будучи схимонахом. Крестьяне окрестных сел, в числе которых был и Семен Ермолаев и Иван Прокофьев, жившие уже в XIX веке, показывали, что место это издревле называлось пустынькою; был тут монастырь и церковь, но в чье имя не известно; разрушена во время нашествия Литвы и поляков; после того остались тут только два отшельника: схимонах Зосима и его келейник Иона; на месте церкви Зосима приказал плотнику, крестьянину села Никульское Андрею Кляузину, построить часовню.

Неизвестно, сколько лет провел схимонах Зосима в отшельничестве, пока открыл его мир, и народ стал стекаться к нему толпами за советом и наставлениями, но, во всяком случае, слава его возросла не ранее, как за десять лет до смерти.
«Монах подобен воину, идущему на брань, который отовсюду ограждает тело свое полным вооружением, - говорит преподобный Ефрем Сирин, - трезвится до самой победы, и беспокоится, чтобы вдруг не напал на него враг, и чтобы ему, если не примет предосторожностей, не попасть в плен».
«Какой ум может представить себе и какой язык сможет передать желания святого,- по словам блаженного Епифания, ученика преподобного Сергия, описавшего его житие, - его первоначальное рвение, любовь к Богу, тайную доблесть его подвига; возможно ли правдиво описать уединение святого, его дерзновение, стенания, непрестанные молитвы, которые он обращал к Богу; кто расскажет о его слезах теплых, душевном плаче, сердечных воздыханиях, всенощных бдениях, усердном пении, непрестанных молитвах, стоянии без отдыха, прилежном чтении, частых коленопреклонениях, голоде, жажде, лежании на земле, духовной нищете, во всем скудости и недостатке: что ни назови – ничего не было. Прибавим ко всему этому борьбу с бесами – видимые и невидимые сражения, столкновения, страхования от демонов, диавольские наваждения, страшилища пустыни, ожидание неизвестных бед, встречи и нападения свирепых зверей»

Все подвижники испытывают в пустынях, как говорили раньше, страхования и, конечно, отец Зосима прошел чрез ту же борьбу с демонами, как и преподобный Сергий, которого мучили полчища бесов. Об этом мог бы поведать сопутник его по отшельничеству, монах Иона, но, вероятно, он был неграмотный, а позднейшие пустынножители не озаботились описать житие своего мудрого духовного отца и наставника.

Драгоценным вкладом в житие Зосимы служит небольшая тетрадь, вмещающая в себе рассказ уже слепого старца Симеона Ермолаева, который был несколько лет сторожем у могилы Зосимы и хорошо помнившего многое из рассказов своих предков. В ней говорится, что отец Зосима отличался большим умом, был человеком святой жизни; к нему стекались со всех сторон благочестивые люди за наставлением. Молва о подвигах отшельника привлекала к нему не только желавших подражать ему и следовать за ним по избранному пути жития иноческого, но даже и лиц Царской фамилии. Чтила старца сестра Петра Великого, царевна Наталия Алексеевна. Приезжали знатные люди, вельможи и дворяне. На пожертвования царевны Натальи выстроили особую часовню, которую богомольцы разукрасили образами, двор с кельей и омшаник для пчел. Около отца Зосимы мало-помалу собрались иноки, в числе которых предание помимо Ионы называет и Кирилла. Здесь образовалось некое подобие пустынного общежития.

Несомненно, что схимонах Зосима обладал великим и редким даром совета, так называемого старчества. Народ к нему притекал толпами; он с каждым беседовал, как проповедник и учитель; ему были искренно и сердечно преданы все окрестные жители, - почему крестьяне с такою любовью и хранили не только могилу схимонаха, но и передавали из поколения в поколение предания о его житии.

Среди источников своего очерка прп. Серафим указывает тетрадку, писанную со слов старца Симеона. В настоящее время не обнаружена. В одно из своих посещений царевна нашла старца Зосиму очень больным, сильно огорчилась и просила его келейника Иону дать ей знать в Москву в случае кончины пустынника. «Я приеду к нему на погребение», - сказала она. Вскоре после ее отъезда, в половине июня, старец скончался. Говорили, будто бы он завещал похоронить его без всяких почестей, а в случае же неисполнения этой его воли, он более ста лет не явится людям. Но известно, что сейчас же после его преставления отправили гонца в Москву. Известие о кончине старца застало Царевну больной; она не могла приехать, но будто бы пожертвовала большую сумму на погребение и прислала архиерея и певчих, чтобы похоронить его со всеми почестями. Могилу себе он ископал ранее и выложил ее кирпичом. Погребение, как передавали предки, было великолепное; народу стеклось очень много. Это было, по исследованию летописцев, в 1710–1713 гг.

Для богомольцев кончина блаженного старца, то, что они потеряли в его лице дивного молитвенника, было великим горем. Народ притекал в часовню Ульяниной пустыни, чтобы проститься со старцем, лежавшим нетленно в гробу, на виду всех, в продолжение трех недель. По неложному слову Писания, Господь не дал преподобному Своему видети истления (Деян. 2, 27; Псал.15, 10.).

Господь умножал Свои благодатные силы на могиле подвижника. Чудеса по молитвам старца Зосимы все более и более укрепляли веру в его святость, люди сохраняли благоговейную память о нем самом, и о пустыни. В середине ХIХ века на месте бывшей часовни стоял большой липовый крест с врезанным в середину малым литым медным крестом. Однако со временем народа приходило все меньше и о пустыньке постепенно стали забывать.

Преподобный Серафим, ссылаясь все на того же старца Симеона Ермолаева, сообщает, что, примерно, в середине XIX века происходили случаи явлений Зосимы пильщикам леса. Там же пастухи видели огонь. Праведный старец Симеон раскопал то место и нашел могилу, выложенную камнем. Увидал и даже коснулся нетленного гроба. Дивное благоухание разлилось вокруг, и старец со своим помощником решили снять крышку, как вдруг ударил сильный гром, сделалось темно от тучи… Когда закончили пилку дров, то неизвестно от чего вся пустошь загорелась. Испуганный Симеон взял крест и обошел с ним пожарище, огонь сразу погас.

Вера в целительную силу была так велика, что местные крестьянки приносили своих недужных деток на могилку старца. Случаи исцелений продолжаются и в наши дни. В 2001 году жительница Сергиева Посада Данилова Надежда Тимофеевна, посетив Зосимову пустынь, собрала на раке преподобного капельки масла и смазала болячку, которую врачи безуспешно пробовали удалить в течение пяти лет - кожа вскоре очистилась.

21 мая 2006 года Лазарева А.В. из поселка Бужаниново привезла потерявшего зрение сына на колодец прп. Зосимы. После того, как глаза промыли, юноша сразу начал различать цвета, пошел процесс восстановления и, спустя некоторое время, зрение полностью восстановилось.

Прославлен старец Зосима был уже в конце двадцатого века. 26 июля 1994 года Патриарх Московский и всея Руси Алексий II в сопровождении епископов Владимирского и Суздальского Евлогия, Истринского Арсения, наместника Троице-Сергиевой Лавры архимандрита Феогноста и других совершил молебен новопрославленному местночтимому святому Зосиме.

Память преподобному Зосиме, пустынножителю, Алксандровскому чудотворцу празднуется 15/28 июня .

Тропарь преподобному схимонаху Зосиме, пустынножителю, Александровскому чудотворцу

Глас 4
Добродетелию препоясався, стяжал еси дух мирен в житии твоем, подражая доблественне подвигом преподобнаго аввы Сергия, устроителя Троицкия обители, из нея же исшел в место пустынное и тамо, победив демонския полки, прославился еси яко истинный воин Христов. Темже почитающе память твою с верою вопием ти: спасай нас молитвами твоими, Зосимо, преподобне отче наш.

Кондак преподобному Зосиме, пустынножителю, Александровскому чудотворцу

Глас 4
Доброплодная отрасль древа благочестия явился еси, преподобне отче Зосимо. и яко финикс процвел еси в пустыном житии, сияя светом любве всем притекающим к тебе с верою, даруя просящим исцеления в болезнех душевных и телесных, сего ради усердно взываем ти: моли за ны ко Господу да спасет души наша.

Величание

Ублажаем тя, преподобне старче наш Зосимо, и чтим святую память твою, наставниче монахов и собеседниче ангелов.

Смоленская Зосимова пустынь была основана в 1680-х годах схимонахом Зосимой, выходцем из Троице-Сергиева монастыря, которому удалось собрать возле себя несколько человек братии. Однако после кончины старца большая часть братии покинула монастырь, который практически запустел. Тем не менее, могила праведника почиталась окрестными жителями как святыня.

Пустынь была восстановлена в конце 1890-х стараниями наместника Троице-Сергиевлой лавры архимандрита Павла (Глебова) и назначенного в 1896 году строителем пустыни духовника Гефсиманского скита иеромонаха Германа (Гомзина) († 30 января 1923 г.); явилась одним из центров старчества.


Так выглядела Свято-Смоленская Зосимова пустынь в начале ХХ века

С 1897 по 1923 годы обителью управлял схиигумен Герман. К тому времени относятся все сохранившиеся каменные здания монастыря.


Открытка начала XX-го века



Надвратная колокольня



Надвратная Всехсвятская церковь. 1899 г.

Центральные ворота надвратной Всехсвятской церкви

Правые ворота надвратной Всехсвятской церкви

Оригинальная постройка псевдорусского стиля над северными Святыми воротами монастыря. Здание увенчано высокой епанчовой кровлей и фланкировано башенками. Возвращена монастырю в 1990-х, отреставрирована.


Икона Смоленской Божией Матери в Смоленско-Зосимовой Пустыни

В 1900 году в монастыре был освящен главный храм в честь Смоленской иконы Божьей Матери.






Собор во имя Смоленской Богоматери Смоленской. 1894-1900 гг.

Первая церковь была перестроена из кирпичной часовни 1878 г., стоящей на месте существовавшей с XVIII в. часовни над захоронением прп. Зосимы, разобрана в 1893 г. Обширный краснокирпичный храм в псевдорусском стиле на ее месте выстроен по проекту А. А. Латкова. Боковые приделы Архангела Рафаила и Зосимы Соловецкого. Закрыт в 1920-х г., главы сломаны. Открыт в 1992 г., отремонтирован.

В храме мощи прп. Зосимы и старца пустыни прп. Алексия.



Северо-восточная башня ограды


Северо-западная башня ограды

Юго-восточная башня ограды


Надкладезные часовни. 1893 г.

Здания монастырской водокачки (нач. ХХ в.), построенные над артезианской скважиной в Смоленской Зосимовой пустыни.



Звонница






Западный братский корпус


Северное крыльцо церкви Сергия Радонежского. 1893 г.

Небольшой храм псевдорусского стиля в 2-этажном кирпичном корпусе монастырской трапезной, стоящем с юга от собора. Венчание сломано, здание используется военной частью.

С 1898 года до закрытия монастыря в 1923 году, здесь подвизался старец Алексий (Соловьёв).

В мае 1923 года монастырь (существовавший как артель) был окончательно закрыт.
Возобновлён в апреле 1992 года.
В июле 1994 года состоялась канонизация основателя обители схимонаха Зосимы (для общецерковного прославления, память 28 июня и 26 июля) и преп. Германа (Гомзина, на епархиальном уровне, память 30 января) , а в 2000 г. преп. Алексия (память 2 октября) .

Св. отец Алексий


Рака с мощами св. Алексия

Отец Алексий прожил долгую жизнь. По окончании Московской Духовной семинарии в 1866 г. он женился, но прожил со своей горячо любимой супругой всего четыре года до ее кончины. Батюшка, тогда диакон, остался с малолетним сыном Мишей на руках.
28 лет прослужил он диаконом в храме святителя Николая в Толмачах.
В 1895 г. он был рукоположен митрополитом Московским Сергием в пресвитеры к Большому Успенскому собору за свои душевные качества и необыкновенную музыкальность. Батюшка давно бы ушел в монастырь, если бы не его долг перед домочадцами.
Только в 1898 г., когда его сын окончил Высшее техническое училище и женился, он принимает монашеский постриг с именем Алексий в Зосимовой пустыни. Через восемь лет, после кончины старца Гефсиманского скита Варнавы, он начинает старчествовать. Духовная опытность, сила молитвы и необыкновенная прозорливость привлекали к нему многих. Иногда отец Алексий принимал по несколько сотен людей в день.
В мае 1916 г. он ушел в полный затвор, но через год нарушил его, так как его избрали на Поместный собор Русской Православной Церкви. Именно старец Алексий 5 ноября 1917 г. вытянул жребий с именем будущего патриарха Тихона.
В январе 1923 г. скончался игумен Герман, а на другой день после его погребения в монастырь нагрянула ликвидационная комиссия. Старец со своим келейником переехал в Сергиев Посад и жил на частной квартире до самой своей кончины 2 октября 1928 г.
В 1994 г. нетленные мощи иеросхимонаха Алексия были перенесены и поставлены в соборе возрожденной Свято-Смоленской Зосимовой пустыни.

Память - 2 октября .
Празднуя память преподобного Алексия, должны просить, его святых молитв за нас пред Господом». По окончании литургии настоятель монастыря игумен Серафим поздравил всех с праздником и пожелал всем помощи Божией: «Господь говорит: «возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим» (Мф. 11:29). Мы ищем мирских увеселений и забываем о том, что человек призван уподоблять свою жизнь Христу Спасителю. Преподобный Алексий стяжал мир душевный на земле. Мы видим плоды духа преподобного. Пусть молитвенный покров святого Алексия Зосимовского будет со всеми вами. Преподобный отче Алексие, моли Бога о нас. Свято-Троицкий Стефано-Махрищский монастырь
. Александровский р-н, с. Лукьянцево
Смоленская Зосимова мужская пустынь. Александровский р-н, пос. им. Ленина
Упразднённые монастыри Александровского уезда .
МОНАСТЫРИ Владимирской области

Copyright © 2015 Любовь безусловная

Свято-Смоленская Зосимова пустынь - мужской монастырь в Александровском районе, основанный в 1680-х годах схимонахом Зосимой. О старце Зосиме известно немного. Вероятно, он был незнатного происхождения, из Смоленской губернии, о чём говорит существование в обители иконы Смоленской Богоматери, которая, по преданию, принадлежала самому Зосиме. Он достиг духовной зрелости в Троице-Сергиевой лавре, после чего удалился в Ульянину пустошь (на территории нынешнего Александровского района), объединив вокруг себя несколько монахов. Постепенно к Зосиме стали стекаться многочисленные паломники за советом и благословением. По преданию, старца часто посещала любимая сестра Петра I царевна Наталья Алексеевна (1673-1716), на пожертвования которой была построена часовня над могилой Зосимы. В 1730-1740 гг. сюда, по преданию, часто наведывалась будущая российская императрица Елизавета Петровна, которая находилась в негласной ссылке в расположенном недалеко городе Александрове , в Александровской слободе . После смерти старца Зосимы пустынь пережила периоды расцвета и упадка, даже запустения в 1820-е годы, когда была сломана часовня, а братия покинула обитель.

Ульянина пустошь переходила во владение от одних собственников к другим. Существовала легенда, что на месте захоронения старца Зосимы происходили несчастные случаи - пожары, внезапная гибель людей и пр. В 1848 г. была вновь построена деревянная часовня, а в 1851 г. на могилу старца была возложена чёрная мраморная плита. Окрестное население стало связывать это место с чудесным исцелением больных и почитало как святыню. В 1866 г. Зосимова пустынь перешла в ведение Троице-Сергиевой лавры. В конце 1880-х годов была построена каменная часовня над захоронением старца Зосимы.

Расцвет пустыни был связан с деятельностью наместника Троице-Сергиевой лавры архимандрита Павла в 1890-е годы и назначенного настоятелем и строителем пустыни иеромонаха Германа (управлял обителью в 1897-1923 гг.). Из красного кирпича в модном тогда русском стиле были построены трапезная с церковью Сергия Радонежского и собор Смоленской иконы Божией Матери на месте погребения основателя пустыни - старца Зосимы. Пустынь обнесли кирпичной стеной с четырьмя угловыми башнями. Вдоль западной стены расположились настоятельские покои, вдоль северной стены - братские корпуса. В середине между ними помещались Святые ворота, над которыми была сооружена церковь Всех Святых, в стиле эклектики, с боковыми башнями, больше похожая на замок.

Над восточной стеной поднялась высокая колокольня с башенными часами, построенная по проекту А.А. Латкова, который с конца XIX в. был архитектором Троице-Сергиевой лавры. Вероятно, Латков спроектировал и остальные постройки Смоленской Зосимовой пустыни. Строительство продолжалось более десяти лет. В начале XX в. над колодцем, вырытым, по преданию, старцем Зосимой, была возведена каменная часовня, ставшая украшением монастыря.

Смоленская Зосимова пустынь в это время получила широкую известность как выдающийся центр духовничества и старчества. Пустынь часто посещали члены Московского религиозно-философского кружка во главе с русским публицистом, духовным писателем М.А. Новосёловым, который старался приобщить к Зосимовой пустыни своих друзей и единомышленников, в том числе П.А. Флоренского, С.Н. Булгакова, Н.А. Бердяева.

В 1920 г. Смоленскую Зосимову пустынь превратили в сельскохозяйственную артель. В 1923 г. после смерти настоятеля отца Германа обитель была окончательно закрыта. Жизнь знаменитой обители замерла почти на 70 лет. В бывшем монастыре размещалась воинская часть.

Возобновлена Смоленская Зосимова пустынь в апреле 1992 г., в настоящее время активно возрождается. С воинской частью, расположенной на территории обители, у пустыни сложились дружественные отношения. Военнослужащие помогали восстанавливать храмы и другие строения. Один взвод был сформирован из учащихся московских духовных школ и православных призывников близлежащих областей. Его солдаты участвовали в праздничных богослужениях, пели на клиросе, занимались иконописью.

После открытия священники, монахи других обителей, родственники старцев Зосимовой пустыни стали передавать в неё сохранившиеся иконы, личные вещи старцев, другие святыни. В 1994 г. был канонизирован старец Зосима как местночтимый святой. Незадолго до этого в дар обители был передан список XVII в. иконы Смоленской Божией Матери в серебряном окладе, по преданию, когда-то принадлежавший преподобному Зосиме.

Святыня монастыря:

  • мощи преподобного Зосимы.

Зосимова пустынь своим основанием в конце XVII века обязана схимонаху Зосиме. После смерти схимника в середине XVIII века обитель прекратила свое существование и два столетия действительно пустовала. Несколько попыток ее возродить были безуспешны. Лишь в 1848 году местный фабрикант Зубов поставил деревянную часовню над могилой Зосимы. В 1867 г. пустынь возродили монахи Троице-Сергиевой лавры, к которой она и была приписана.

В конце XIX века, при игумене Германе, Зосимова пустынь переживала расцвет. Здесь было около ста монахов. В 1896 году заботами наместника Троице-Сергиевой Лавры архимандрита Павла после двухвекового запустения пустынь была восстановлена. В 1897 г. над могилой основателя выстроили большой Смоленский собор (главный храм пустыни в честь Смоленской иконы Божией Матери был освящен в 1900 году), чуть позднее выстроили еще два каменных храма — Всех Святых и Сергия Радонежского.

Главной святыней обители почиталась Смоленская икона Богоматери, хранившаяся в роде бояр Колычевых, родственников св. Филиппа, Митрополита московского, келейная икона св. Димитрия Ростовского. В ковчежцах при этой иконе хранились части пояса Богоматери и мощей св. Георгия Победоносца. Также святыней монастыря был крест с частицей древа Креста Господня, привезенный с Афона в начале XVI века. В храме Смоленской Божией Матери находилась усыпальница основателя пустыни преподобного Зосимы.

При монастыре существовал странноприимный дом для богомольцев. Благодатными почитались иконы кисти игумена Германа. За сотни верст от пустыни известен был старец Алексий Зосимовский, принявший здесь постриг в 1898 году. Старчествовать он начал с 1906 года, а в 1916 году ушел в «полный затвор». Нарушил он его в 1917 году — не по своей воле: Алексия избрали делегатом Поместного собора, и именно зосимовский старец вынул из ковчега жребий с именем Тихона — нового патриарха Русской Православной Церкви.

Дважды в год крестные ходы направлялись из обители к двум святым колодцам, вырытым еще старцем Зосимою. После революции Зосимова пустынь просуществовала недолго. В первый же месяц ограбили монастырский собор. После закрытия в ноябре 1919 года Троице-Сергиевой лавры в Зосимову пустынь передали часть мощей св. Сергия Радонежского. В начале февраля 1923 года умер игумен Герман, а на следующий день после его похорон из Александрова приехала «ликвидационная комиссия» и к лету 1923 года пустынь стояла уже заброшенная, с разоренными храмами и наглухо запертыми воротами. Впоследствии здесь размещалась воинская часть. В марте 1992 года епископ Владимирский и Суздальский Евлогий получил прошение об открытии монастыря, а в апреле, на Пасху, стены Зосимовой пустыни вновь увидели молебен и крестный ход.

Адрес проезда:

Московская область, по дороге от села Никульское в сторону военной части. Иногда можно проехать через село Плеханы, что во Владимрской области, но дорога может отсутствовать.

Координаты GPS: 56.359531, 38.428294

Loading...Loading...