Что значит вера в исцеление. Вера исцеляет

Американский генетик Брюс Липтон утверждает, что с помощью истинной веры, исключительно силой мысли человек и в самом деле способен избавиться от любой болезни.

И никакой мистики в этом нет: исследования Липтона показали, что направленное психическое воздействие способно менять… генетический код организма!

На протяжении многих лет Брюс Липтон специализировался в области генной инженерии, успешно защитил докторскую диссертацию, стал автором ряда исследований. Все это время Липтон, как и многие генетики и биохимики, верил, что человек является неким биороботом, жизнь которого подчинена программе, записанной в его генах.

Гены с этой точки зрения определяют практически все: особенности внешнего облика, способности и темперамент, предрасположенность к тем или иным заболеваниям и, в конечном счете, продолжительность жизни. Никто не может изменить свой личный генетический код, а значит, нам остается лишь смириться с тем, что предопределено природой.

Поворотным моментом во взглядах доктора Липтона стали проводимые им в конце 1980-х годов эксперименты по изучению особенностей поведения клеточной мембраны. До того в науке считалось, что именно гены, находящиеся в ядре клетки, определяют, что следует пропустить через эту мембрану, а что - нет. Однако опыты Липтона показали, что внешние воздействия на клетку могут влиять на поведение генов и даже приводить к изменению их структуры.

Оставалось лишь понять, можно ли производить такие изменения с помощью психических процессов, или, проще говоря, силой мысли - веры.

- В сущности, я не придумал ничего нового, - говорит доктор Липтон. - На протяжении столетий медикам известен эффект плацебо - когда больному предлагают нейтральное вещество, утверждая, что это лекарство. В итоге вещество и в самом деле оказывает исцеляющее действие. Но, как ни странно, научного объяснения этому явлению до сих пор не было.

Мое открытие позволило дать такое объяснение: с помощью веры в целебную силу лекарства человек меняет идущие в его организме процессы, в том числе и на молекулярном уровне. Он может «отключать» одни гены, заставлять «включаться» другие и даже менять свой генетический код.

Вслед за этим я подумал о различных случаях чудесного исцеления. Врачи от них всегда отмахивались. Но на самом деле, даже если бы у нас был всего один такой случай, он должен был заставить врачей задуматься над его природой.

Чудеса возможны!

Академическая наука приняла эти взгляды Брюса Липтона в штыки. Однако, он продолжил свои исследования, в ходе которых последовательно доказывал, что без всяких лекарств вполне можно влиять на генетическую систему организма. Научное направление, изучающее влияние внешних воздействий на генетический код, получило название «эпигенетика».

И все же главным воздействием, способным менять состояние нашего здоровья, Липтон считает именно силу мысли - то, что происходит не вокруг, а внутри нас.

- Давно известно, что у двух людей может быть одинаковая генетическая предрасположенность к раку, - заявляет Липтон. - Но у одного болезнь проявилась, а у другого - нет. Почему? Да потому, что они жили по-разному: один чаще испытывал стрессы, чем второй; у них были разные самооценка и самоощущение, различный ход мыслей.

Сегодня я могу утверждать, что мы способны управлять нашей биологической природой; мы можем с помощью мысли, веры и устремлений влиять на наши гены.

Великое отличие человека от остальных существ на Земле как раз и заключается в том, что он может менять свое тело, исцеляться от смертельных болезней и даже избавляться от наследственных заболеваний, давая на это психические установки организму. Мы вовсе не обязаны быть жертвами нашего генетического кода и обстоятельств жизни.

Поверьте в то, что вы можете исцелиться, - и вы вылечитесь от любого заболевания. На первый взгляд, все предельно просто. Но только на первый взгляд…

Когда сознания не достаточно.

Если бы все было так просто, то большинство людей с легкостью решали бы любые проблемы со здоровьем с помощью произнесения незамысловатых мантр вроде «Я могу исцелиться от этого недуга», «Я верю, что мой организм в состоянии сам исцелиться»

Но ничего этого не случается, да и, как поясняет Липтон, не может происходить, если психические установки проникают только в область сознания, определяющего лишь 5% нашей психической деятельности, не затрагивая оставшиеся 95% - подсознание. Проще говоря, лишь единицы из тех, кто поверил в возможность самоисцеления силами своего мозга, на самом деле действительно в это верят - и потому добиваются успеха. Большинство же на уровне подсознания отрицают такую возможность.

Еще точнее: само их подсознание, которое, собственно говоря, на автоматическом уровне и контролирует все процессы в нашем организме, отвергает такую возможность. При этом оно (опять-таки на уровне автоматизма) обычно руководствуется принципом, что вероятность того, что с нами произойдет нечто сверхъестественное, куда меньше, чем дальнейшее протекание событий по наихудшему варианту.

Согласно Липтону, именно на такой лад наше подсознание начинает настраиваться в период раннего детства, с рождения до шести лет, когда самые незначительные события, намеренно или случайно сказанные взрослыми слова, наказания, травмы формируют «опыт подсознания» и в итоге - личность человека.

Причем сама природа нашей психики устроена так, что все плохое, происходящее с нами, откладывается в подсознание куда легче, нежели память о приятных и радостных событиях.

В результате «опыт подсознания» у подавляющего большинства людей на 70% состоит из «негатива» и лишь на 30% - из «позитива». Таким образом, чтобы действительно добиться самоисцеления, необходимо, по меньшей мере, изменить это соотношение на прямо противоположное. Только таким образом можно сломать барьер, установленный подсознанием на пути вторжения силы нашей веры в клеточные процессы и генетический код.

«Все возможно верующему» ~ Библия.

Вера - мощная сила, которая сметает на своем пути любые преграды!

Верь и получай свое чудо!

Делитесь с друзьями полезной информацией, им тоже может пригодиться:

Самочувствие человека зависит не только о того, что он ест, пьет или делает, но и от того, во что он верит. Колумнист Эрик Вэнс рассказал, как исцеляющая сила веры работает с точки зрения науки. Фото: Эрика Ларсен

Институт мозга Макнайт при Университете Флориды (США). Пациенту с болезнью Паркинсона Расселу Прайсу вживляют имплантат для глубокой стимуляции мозга. Устройство посылает электрические импульсы в отделы головного мозга, отвечающие за координацию движений. Инновационная терапия способна облегчить симптомы у больных с эссенциальным тремором , но у некоторых улучшения происходят просто из-за ожидания позитивного эффекта.

Ежегодно тысячи верующих проходят пешком 112 километров из Регенсбурга в Альтэттинг (Германия), чтобы поклониться статуе Черной Мадонны. В 2003 году Ричард Модл сломал пятку, но был полон решимости завершить свое первое паломничество. Пилигрим полагал, что если боль станет нестерпимой, он всегда сможет добраться на перекладных. А еще у него была глубокая вера в исцеляющую способность Девы Марии.

Сегодня Модлу 74 года. У него теплая улыбка и богатая история путешествий: боль в ноге прошла, и с 2003 года он совершил паломничество еще 12 раз. Мужчина искренне благодарен за божественное вмешательство, как и миллионы других людей во всем мире. Но не только религиозная вера помогает нам почувствовать себя необъяснимо лучше. За 10 тысяч километров от Альтэттинга другой человек испытал то, что принято называть «медицинским чудом».

Врачи поместили в череп Рассела Прайса микроэлектрод, посылающий импульсы в те области мозга, где болезнь Паркинсона спровоцировала патологические изменения. Жена Прайса говорит, что его речь стала лучше, тремор уменьшился, и он чувствует себя другим человеком.

Майк Паулетич впервые заметил проблемы со здоровьем в 2004 году. Он играл в бейсбол, но его рука начала болеть и немного дрожать. При этом жена заметила, что он перестал улыбаться. Подозревая синдром запястного канала , мужчина обратился к врачу, но причина оказалась гораздо серьезнее. В 42 года у Паулетича началась болезнь Паркинсона. Лечащий врач предполагал, что в течение 10 лет он потеряет возможность ходить, стоять и самостоятельно есть.

Дела Паулетича были не так плохи, как предсказывал доктор, но в течение многих лет он тщетно боролся с болезнью и депрессией . Разговаривать и писать становилось все труднее. В 2011 году он обратился в компанию Ceregene, которая в то время тестировала новаторскую генную терапию. Болезнь Паркинсона является результатом хронической потери нейромедиатора дофамина. Эксперимент на обезьянах показал, что инъекции белка неуртурина могут остановить развитие заболевания и, возможно, восстановить нейроны, синтезирующие дофамин. Для лечения в черепе нужно было вырезать два отверстия (по одному в каждом полушарии головного мозга) и ввести препарат непосредственно в целевую область.

Улучшения Паулетича после процедуры были впечатляющими: тремор исчез, подвижность улучшилась, речь стала заметно чище и разборчивей. Сегодня вы вряд ли сказали бы, что он когда-то имел нейродегенеративное заболевание. Его врач, Кэтлин Постон, была поражена результатом. Строго говоря, болезнь Паркинсона никогда не получалось вылечить, а лучшим вариантом было бы замедлить ее прогресс.

В Сиене (Италия) находится Базилика Сан Доменико, где хранится мумифицированная голова Святой Екатерины. К ней приходят католические паломники, ищущие исцеления. «Если у вас есть сомнения, вы ничего не получите», - предупреждает местный гид.

В апреле 2013 представители Ceregene объявили о результатах клинических испытаний «революционной» терапии: неуртурин потерпел неудачу. У пациентов, получивших инъекции, не обнаружилось каких-либо существенных улучшений по сравнению с контрольной группой, которая получала плацебо. Вскоре Ceregene выкупила другая компания, и ее работу с лечением болезни Паркинсона прекратили.

Доктор Постон была подавлена: почему перспективный метод оказался провальным? Пересмотрев данные, она заметила кое-что удивительное: Майку Паулетичу не делали никакой операции и инъекций. Он получил плацебо.

Майк Паулетич во время эксперимента в Стэнфордском университете. Мужчина полагал, что перенес операцию, облегчающую симптомы болезни Паркинсона. На самом деле ему сделали фиктивную операцию. «Был это эффект плацебо или препарата - не имеет значения», - говорит он.

В определенном смысле Паулетич и Молд участвовали в спектакле, в котором мы, люди, замешаны уже не одну тысячу лет. Хорошее театральное действо может увлечь нас настолько, что мы начинаем верить в его реальность. Точно также работает «театр исцеления»: он затягивает нас с головой, создавая мощную веру в выздоровление. Эти ожидания называют эффектом плацебо. Ученые знают о нем не первый десяток лет и используют в качестве контроля лекарств (если новый препарат показал себя лучше пустышек, его признают действенным).

Почему вера способна лечить?

Важной частью хорошего представления являются декорации и костюмы. Паулетич избавился от симптомов болезни Паркинсона не только потому, что верил в реальность операции и инъекций. Вокруг него разворачивался целый спектакль: врачи в белых халатах, медсестры со стетоскопами, осмотры, анализы, плохая музыка в больничных коридорах. Это сценическое действо распространяется на многие аспекты лечения и работает на уровне подсознания. При этом дорогие препараты плацебо помогают лучше дешевых, а плацебо в упаковках известных брендов эффективнее, чем плацебо «дженерики».

Удивительно, но препараты-плацебо работают, даже если человек знает о подделке. Об этом сообщается в классической статье, опубликованной в 2010 году Тедом Капчуком, исследователем из Гарвардской медицинской школы. После 21 дня приема плацебо пациенты с чувствовали себя значительно лучше по сравнению с людьми, которые не получали ничего. Несмотря на то, что их заведомо предупредили о пустышках. Эксперимент показал, что ключевое значение в укреплении веры имеют доверительные отношения пациента и врача.

Работать с ожиданиями очень сложно, - признается Капчук, посвятивший свою жизнь изучению эффекта плацебо. - Мы имеем дело с очень неточными измерениями и очень зыбким явлением, которое действует почти бессознательно.

Мерсед, штат Калифорния, США. Шаман Ва Мэн Ли выполняет церемонию исцеления человека, который заболел во время похорон. Чтобы его душу не затянуло в подземный мир, шаман предлагает в обмен душу жертвенного поросенка. Признавая целительную силу веры, больница города Мерсед позволяет шаманам работать с пациентами в своем учреждении.

Больницы - лишь одно из мест, где исцеляющая сила веры может себя проявить. Сотни альтернативных методов лечения становятся эффективными благодаря нашему ожиданию: гомеопатия, иглоукалывание, традиционные китайские лекарства, уринотерапия, таблетки из коровьего навоза, витаминные настои.

- Исцеление, основанное на вере, требует не только хорошей истории, но и активного усилия слушателя. Когда история и воображение синхронизируются, результаты могут оказаться поразительными. И эти навыки можно развивать, - говорит Таня Лурманн, антрополог из Стэндфордского университета.

Джонс Беналли из резервации индейцев Навахо в Аризоне. Уже 75 лет он избавляет пациентов от телесной и душевной боли. Работает в больницах и центрах по уходу за престарелыми. Его дочь и сыновья изучают отцовские навыки, чтобы продолжить традицию.

Я слышал, что исцеления брухо (мексиканских колдунов) особенно театрализованы. Они сочетают в себе шаманские традиции с римским католицизмом. Очевидцы рассказывают о кострах в форме пентаграммы, благословляющих плевках и танцующих безумцах. Конечно же, я решил увидеть это действо своими глазами. Но когда я приехал в городок Катемако и направился в офис современного брухо, я не обнаружил ни костров, ни беснующихся шаманов.

Зона ожидания представляла собой небольшую гостиную, где пахло дезинфицирующим раствором. На стеллажах выстроились ряды пластиковых амулетов и стеклянных кристаллов. Около 10 человек сидели в креслах, листали журналы или смотрели футбол по телевизору. Брухо, который меня встретил, больше напоминал доктора, чем колдуна. Он укладывал волосы гелем, носил белый костюм и аккуратные усы. Половину его кабинета занимал алтарь, заставленный крестами, статуэтками святых, цветами и сотнями мигающих разноцветных лампочек.

Я был записан на простое очищение духа. Брухо взял куриное яйцо, несколько веточек базилика и пластиковые бутылки с водой, защищающей от зависти и плохой энергии. Все было аккуратным и чистым. После короткой беседы он перешел к делу: обильно обрызгал меня едкими маслами, растер тело яйцом и разбил его в стакане с водой.

В перуанских ритуалах исцеления используют пар из вареных трав. Церемонию выполняет Мирцила Прадо Пинтало, 11-летняя девочка. Пациенты вдыхают пар, а Мирцила читает листья, чтобы узнать, успешно ли прошло лечение. Возможно, ей придется назначить пациенту другие травы.

Процедура больше напоминала клиническую, нежели церемониальную. Яйцо рассказало брухо, что в будущем я могу заболеть. Как радиолог, комментирующий пятна на снимке, он обратил внимание на несколько пузырьков вокруг яичного белка: знак того, что рядом со мной находится завистник, желающий мне зла. Затем он предложил за дополнительную плату защитить меня от будущего вреда. Я отказался, мы пожали друг другу руки и попрощались. Я был разочарован: где же театр? Что я пропустил?

Лишь на улице я понял суть такой трансформации. 20 лет назад аутентичные танцы и плюющиеся знахари Катемако все еще казались людям убедительными. Но традиционная медицина прочно укоренилась даже в маленьких мексиканских городах. Большинство современных брухо адаптировались к новому времени, смешав мистицизм с антисептическим спреем и белыми халатами. Перьями и ритуальным сплевыванием пришлось пожертвовать, чтобы соответствовать ожиданиям современных пациентов. Мой брухо поддерживал зрительный контакт и тепло улыбался - как опытный врач. И, признаюсь, из-за этого я почувствовал себя немного лучше.

Шаманка отгоняет плохую энергию и духов с помощью огня. После изгнания членам семьи потребуется принести в жертву и съесть козу, свинью и курицу.

Как работает современный театр медицины?

У собаки Павлова слюна выделялась каждый раз, когда она слышала звонок. Это происходило потому, что Павлов приучил животное ассоциировать еду со звуком. Аналогичным образом ученые смогли обучить иммунную систему крыс, соединяя сладкие жидкости с циклоспорином - препаратом, блокирующим функцию иммунных клеток, чтобы организм не отвергал органы после трансплантации. Каждый раз, когда крыса пила сладкий напиток, она также получала лекарства. Вскоре необходимость в иммунодепрессантах отпала: одного напитка было достаточно, чтобы вызвать у грызунов иммунный ответ.

Эффект плацебо тоже можно объяснить условным рефлексом. Реагируя на боль, мозг освобождает эндорофины - морфиноподобные обезболивающие химические вещества, которые синтезируются в головном мозге. В 1970-е годы неврологи из Сан-Франциско заинтересовались, помогут ли естественные опиаты избавить пациентов от боли после .

Сначала исследователи сравнили реакцию группы плацебо с другой группой, получавшей налоксон - препарат, нейтрализующий действие обезболивающих. Ни один из людей, получивший или ожидавший получит морфин, в результате не почувствовали себя плохо. Тогда ученые повторили эксперимент, рассказав, что некоторые из них будут получать морфин, некоторые - плацебо, а некоторые - налоксон. Никто, включая исследователей, не знал, кому что достанется. На этот раз некоторые пациенты чувствовали себя лучше несмотря на то, что не получили морфин. Их ожидание потенциального облегчения вызвало выброс эндорфинов, которые уменьшили боль. Но получив налоксон, они снова ее ощутли. Препарат уничтожил действие естественных опиатов, которые синтезировались во время реакции на плацебо.

Слева: Максимилиан Клемент и Бенедикт Браун несут статую Девы Марии во время ежегодного паломничества в Альтэттинг (Германия), где ритуалы исцеления проходят со времен Средневековья. Справа: Фотографии, оставленные в надежде на исцеление в молитвенной комнате церкви итальянского города Монтефортино.

С этого эксперимента началась история изучения других «лекарств», производимых организмом в ответ на плацебо: серотонина, дофамина и эндогенных каннабиноидов. Но лишь в начале 2000-х ученые смогли наблюдать их эффекты непосредственно в головном мозге.

Тор Вагер из Мичиганского университета прикрепил к рукам людей электроды, которые били током и нагревали кожу. Предварительно он попросил их смазать руки кремами, сообщив, что один из них поможет уменьшить боль. На самом деле оба крема были одинаковыми и не имели целебных эффектов. Но после нескольких сессий испытуемые научились чувствовать меньше боли в руке, покрытой «обезболивающим» кремом. На последнем этапе эксперимента сильные разряды люди переносили так же легко, как и слабые. Типичная условная реакция на плацебо.

Интересными оказались и результаты сканирования мозга участников. Нормальные болевые ощущения за доли секунды «путешествуют» вверх по позвоночнику от места травмы к участкам мозга, которые распознают импульсы как боль. Ответ плацебо проходит в обратном направлении, начиная с головного мозга. Ожидание исцеления в префронтальной коре посылает сигналы в мозговой ствол, запускает синтез внутренних опиатов и отправляет их вниз к спинному мозгу. Мы не представляем себе, что нам не больно. Нам не больно в буквальном смысле.

Клиника Майо в Рочестере, штат Миннесота. Нейрорадиолог Дэвид Каллмес впрыскивает медицинский цемент в позвоночник пациента, чтобы стабилизировать компрессионный перелом. Исследование, проведенное под руководством Каллмеса, показало аналогичное облегчение боли в контрольной группе, получавшей фиктивное лечение.

Исцеление верой и опытом проторило путь из лабораторий в клиническую практику. Кристофер Спевак - врач Национального военного медицинского центра имени Уолтера Рида (Мэриленд, США). Каждый день он видит ветеранов с тяжелыми травмами, а иногда пациенты поступают к нему всего спустя несколько дней после того, как покинули поле боя. Но у него есть возможность задействовать внутренние опиаты, чтобы предотвратить или, по крайней мере, смягчить боли.

Когда Спевак впервые встречает пациентов, он не спрашивает о травмах или истории болезни. Вместо этого доктор просит их рассказать о себе. Его интересует, был ли у человека в детстве любимый запах или вкус. Затем Спевак назначает обезболивающие, и каждый раз, когда пациенты их принимают, они также вдыхают или едят что-то заведомо любимое, способное стать стимулом к исцелению. Со временем пациенты начинают связывать чувственный опыт с лекарством. Через некоторое время Спевак убирает опиаты, оставляя лишь звуки, запахи и вкусы. Но мозг пациента уже способен достать необходимое лекарство из «внутренней аптеки».

Университет штата Мэриленд. Плацебо-эксперт Луана Коллока проверяет, как мозг воспринимает умеренную боль с дополнительным стимулом в виде фотографий страдающих людей.

Два года назад Леони Кобанская из лаборатории Тора Вейджера инициировала новое исследование плацебо. Ученые хотели проверить, как на ощущение боли повлияет присутствие других «верующих».

Исследователи нагревали кожу на руках испытуемых и просили их оценить силу болезненных ощущений. При этом добровольцы смотрели на экран и видели оценки боли, поставленные предыдущими участниками. Одинаковые стимулы они воспринимали по-разному, ориентируясь на опыт своих «коллег по несчастью». усилился за счет влияния социума. Кобанская пришла к выводу, что социальная информация может стать более мощным стимулом в изменении субъективных ощущений, чем подсознание.

Информация, которую мы извлекаем из наших социальных отношений, очень сильно влияет не только на эмоциональные переживания, но и на здоровье, чувство боли или исход лечения, - говорит Кобанская.

Авторитет социальной группы может объяснить, почему религия в буквальном смысле является «опиумом для народа». Она задействует веру и ожидания для извлечения наших внутренних исцеляющих ресурсов (эногенных опиатов), особенно когда мы окружены другими верующими, которые делают то же самое.

Вам будет интересно.

Чудотворные слова: молитва исцеление верой в полном описании из всех найденных нами источников.

Наверно, каждый человек имел тяжелобольного знакомого или родственника, которому врачи не давали гарантий излечения. Кто-то из этих людей, продолжал бороться за свою жизнь при помощи медикаментов, кто-то обращался к колдунам и экстрасенсам, а кто-то взывал за исцелением к Богу. И, конечно, каждый из нас слышал о чудесах, которые совершал Господь в жизни людей, обратившихся к Нему за помощью. Действительно, истинное чудо-исцеление может совершить только тот, кто вдохнул жизнь в человека, созданного из праха земного. Это Всемогущий Бог

«И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою» (Быт. 2:7).

«Господи, Ты – Отец наш; мы – глина, а Ты – образователь наш, и все мы – дело руки Твоей» (Ис. 64:8).

«Я есмь путь и истина и жизнь» (Иоан. 14:6).

Священное Писание многократно говорит нам о вере, которая соединяет нас с Богом, защищает от пылающих стрел врага, хранит в безопасности, делает нас сильными, совершая чудеса. С верой нет ничего невозможного:

«Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом» (Евр. 11.1).

Когда Иисус Христос – Сын Божий – жил на земле, он любовью служил людям, исцелял больных, даже воскрешал мертвых. Ни один человек, искавший Его помощи, не был отвергнут:

«Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас» (Матф. 11:28, см. также Матф. 4:23, 8:16, 9:35, 12:15).

В 5 главе Евангелия от Иоанна мы узнаем историю о человеке, который 38 лет был беспомощным калекой. Этот больной лежал на своей подстилке, изредка поднимая голову, чтобы взглянуть на купальню, куда по временам сходил Ангел Господень и возмущал воду. И кто первый входил в нее, тот выздоравливал. Неожиданно над ним склонился Человек, лицо которого выражало кротость и сострадание, и спросил: «Хочешь ли быть здоров?» В сердце калеки затеплилась надежда. Он почувствовал, что помощь была близка, но луч радости тут же померк, как только вспомнились бесплодные попытки добраться до купальни. Он устало промолвил: «Так, Господи; но не имею человека, который опустил бы меня в купальню, когда возмутится вода; когда же я прихожу, другой уже сходит прежде меня».

Иисус сказал страдальцу: «Встань, возьми постель твою и ходи». Больной верой ухватился за эти слова. Он безоговорочно повиновался Христу. Каждый нерв и каждый мускул стали оживать в нем благодаря притоку новых сил. Вскочив на ноги, он почувствовал, что здоровье и бодрость вернулись к нему. А ведь Иисус не давал ему заверения в Божественной помощи! Этот человек мог усомниться и потерять единственную возможность исцеления. Но он поверил слову Христа и, повинуясь Ему, обрел силу!

Карл Блох. Исцеление в купальне Вифезда. 1880 г.

Нам же Господь дал обетование:

«Если будете иметь веру и не усомнитесь, … все, чего ни попросите в молитве с верою, получите» (Матф. 21:21,22, см. также Марк. 9:3, Иак. 1:5-7).

Более того, Иисус вдохновлял нас, говоря:

«Если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: «перейди отсюда туда», и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас» (Матф. 17:20).

То есть вера может сделать нас способными даже передвигать горы. И, тем более, принести физическое и духовное исцеление. Когда по дороге в Галилею два слепых человека настойчиво взывали к Иисусу, Он направил их взор на свое могущество, спросив:

«Веруете ли, что Я могу это сделать?» (Матф. 9:28).

Они верили! И Иисус исцелил их.

При этом Господь учит нас, чтобы мы не просто верили, но и действовали:

«Вера без дел мертва» (Иак. 2:20).

Мы должны прилагать усилия, не оставаться пассивными, встретившись лицом к лицу со своим недугом. Нельзя сидеть сложа руки и позволить болезни парализовать наш дух. Мы должны искать Бога, идти к Нему, познавать и выполнять Его волю:

«Вера от слышания, а слышание от слова Божия» (Рим. 10:17).

«А что мы познали Его, узнаем из того, что соблюдаем Его заповеди» (1 Иоан. 2:3).

Для опытных в вере христиан Апостол Иаков дает наставление:

«Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь» (Иак. 5:14,15).

А для людей, пока еще слабых в вере, болезнь может дать возможность «познакомиться» с Богом и узнать Его Силу и Славу. В Евангелии от Марка 5:25-34 (см. также Лук. 8:43-50) мы узнаем о бедной женщине, которая 12 лет страдала от болезни, превратившей ее жизнь в тяжелое бремя. Все свои средства она издержала на врачей, но ее недуг был объявлен неизлечимым. Надежда ожила, когда она услышала об исцелениях, совершаемых Христом.

Страдая и изнемогая, она пришла на берег моря, где учил Иисус, и пыталась протиснуться к Нему сквозь толпу, но все было напрасно. Великий Врач рядом, но нельзя поговорить с Ним, попросить о выздоровлении. Боясь упустить единственную возможность исцелиться, она устремилась вперед, твердя: «Если хотя к одежде Его прикоснусь, то выздоровею». Когда Иисус проходил мимо, она бросилась вперед и успела коснуться только края Его одежды. И в тот же миг почувствовала, что исцелилась. В этом единственном прикосновении сосредоточилась вся ее вера, и в одно мгновенье боль ее и немощь сменились бодростью и совершенным здоровьем. С сердцем, переполненным благодарностью, она попыталась выбраться из толчеи, но неожиданно Иисус остановился, и вместе с Ним замерла вся толпа. Он обернулся и спросил: «Кто прикоснулся ко мне?»

Видя, что скрываться бесполезно, женщина, трепеща, выступила вперед и бросилась к Его ногам. Со слезами благодарности она поведала о своей болезни и о своем исцелении. Иисус участливо сказал ей: «Дщерь! Вера твоя спасла тебя; иди в мире и будь здорова от болезни твоей». Господь не оставил никаких оснований для суеверий и толков, что исцеляющая сила исходит от простого прикосновения к Его одеждам. Библия учит, что определяющим фактором для совершения чуда являлась и является вера человека. Так впоследствии и Апостолы силою Господа исцеляли больных, но обязательно при наличии веры у людей.

«В Листре некоторый муж, не владевший ногами, сидел, будучи хром от чрева матери своей, и никогда не ходил. Он слушал говорившего Павла, который, взглянув на него и увидев, что он имеет веру для получения исцеления, сказал громким голосом: тебе говорю во имя Господа Иисуса Христа: стань на ноги твои прямо. И он тотчас вскочил и стал ходить» (Деян. 14:8-10).

Так, в своем родном городе Господь не мог совершать чудес и исцелил во всем Назарете только нескольких человек, потому что в остальных людях не было веры:

«И не совершил там многих чудес по неверию их» (Матф. 13:58, см. также Мар. 6:5,6). Иисуса помнили здесь еще простым мальчиком, поэтому большинство не восприняли Его тем, кем Он был на самом деле – Христом (Мессией), Господом и Спасителем.

Мало знать о Христе: нужно верить в Него! Только тогда вера может помочь нам, когда мы принимаем Иисуса, как собственного Спасителя и уповаем на Его заслуги.

«Кто побеждает. как не тот, кто верует, что Иисус есть Сын Божий?» (1 Иоан. 5:5).

Многие считают веру убеждением, но спасительная вера – это союз, заключаемый христианином с Богом. Подлинная вера – это принцип жизни. Живая вера означает возрастание в Господе, непоколебимое доверие Ему, благодаря чему человек с помощью Божьей становится победителем.

Однако нужно помнить, что, исцеляя некоторых больных, Господь не сразу даровал им желаемое благословение. Для Него важно, чтобы в человеке произошла неподдельная перемена. Ведь основная цель Бога – содействовать нашему духовному возрастанию, чтобы спасти нас.

И, конечно, молчание Господа не говорит о том, что Он оставил нас. Бог стремится к тому, чтобы мы научились доверять Ему. Через Священное Писание Господь показывает, что в Его отношениях даже с «героями» веры Авраамом, Исааком, Иосифом, Иовом и Давидом надолго воцарялась тишина. И мы видим, что доверие Творцу всегда оканчивалось победой, в то время как нетерпеливость имела негативные последствия.

Чудо исцеления требует покаяния и веры

- Тема нашего разговора - чудо исцеления от болезни. Что мы можем сделать для того, чтобы это чудо получить? Разумеется, не получить его гарантированно, а для того, чтобы повысить его вероятность?

Прежде всего, я хочу вспомнить Евангелие. Без этого мы просто не сможем говорить, ведь Господь пришел для того, чтобы нас исцелить от болезни и смерти.

В Евангелии есть различные истории о том, как Господь исцеляет. Особенно показательно исцеление слепорожденного. Это было такое великое чудо, когда исцелился орган, который никогда и не был у этого человека здоровым. Какие выводы мы можем сделать из этой истории?

Христа спросили: «Кто согрешил, он или родители его, что родился слепым?» Значит, чтобы понять, как исцелиться, нужно осознать, что болезни всегда связаны с грехом. Чтобы произошло исцеление, должно быть покаяние.

Господь отвечает: «Не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии». И этот ответ говорит нам о втором основании исцеления. Любое исцеление нужно еще и для того, чтобы показать славу Божию. То есть напомнить всем нам, что Господь любит нас и может совершать такое.

Итак, чудеса совершаются тогда, когда человек кается в грехах. Но многие люди говорят: «Батюшка, я же уже во всем покаялась, во всем-всем! Почему же я не выздоравливаю?»

Чаще всего, конечно, не во всем ты покаялась, как открывается впоследствии. Но даже если человек покаялся, попросил прощения, не обязательно болезнь проходит. Человеку зачастую нужно болеть, чтобы постоянно помнить о чем-то.

В другом месте Священного Писания говорится, что через покаяние происходит исцеление, причем это покаяние должно сочетаться с верою. Потому что когда обращался, например, отец больного сына:

Господи исцели моего больного сына, который болеет.

Верю, Господи, помоги моему неверию!

Т.е. он признал свое маловерие, он смиренно попросил укрепить его веру. Очень важна вера.

Вспомним еще одно чудо - исцеление расслабленного.

Друзья принесли расслабленного, то есть парализованного. Он, возможно, и не понимал, что с ним делают, куда его ведут. Он, может быть, уже так был расслаблен, что и не мог слышать об Иисусе Христе. А друзья его слышали. И вот они, имея веру, вскрыли кровлю, опустили человека вниз через эту дыру, и Господь, видя веру друзей, исцелил его. Не было личного покаяния больного, вероятно, он был просто не способен на это.

Наверняка, они со смирением это делали, наверняка они знали свои немощи перед Богом, наверняка эти друзья были чистые, т.е. они это делали не в корыстных целях. Господь же видел души этих людей. Он одним словом это выразил: «по вере друзей». Наверняка с верой соединялись и чувство преданности к этому другу, и чувство ответственности. Наверняка, люди были смиренные, целомудренные.

Часто, когда совершается таинство соборования над парализованным человеком, он не может каяться, у него нет сил душевных. И по вере священников, родных и близких происходит реальное исцеление, чудо.

Все говорят чудесах, происходящих, например, у мощей блаженной Матроны. А священник часто сталкивается с выздоровлением человека после соборования. Сам он абсолютно расслабленный, но ему дается исцеление по вере других и по своему смиренному покаянию.

Поэтому, чтобы чудо исцеления произошло, нужно иметь покаяние и веру.

Болезнь часто не исцеляется до конца, потому что она дает человеку покаяние и смирение. И чтобы душа человеческая имела более качественную природу для райских обителей, для Царства Небесного, Господь попускает те или иные болезни человеку. Даже многие святые люди не получали полного исцеления от своей болезни. Например, старец Амвросий Оптинский много лет болел сам, а при этом по его молитвам Господь совершал чудеса.

Апостол Павел трижды молил Господа, чтобы Тот избавил его от недуга. Но Господь ответил ему: «Довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи». Видимо, Господь этой болезнью его смирял.

Блаженная Матрона Московская. Сколько у нее было благодати для других! А сама не была исцелена от слепоты.

Т.е. Господь оставляет человеку болезнь для смирения, для исцеления души. Ведь тело действительно является «кожаными ризами», той оболочкой, которую мы получили в наследие после грехопадения первых людей.

И в связи с этим нужно обратить внимание на такой момент: часто люди просят: «Батюшка, помогите исцелиться. Непременно исцелиться!» Стараешься свое раздражение человеку не открывать. Ну, почему непременно тебе нужно исцелиться? С одной стороны, понимаешь, конечно, людей и жалко их, но явно видишь, что не будет им к добру это исцеление. Явно видишь, что люди не нуждаются в исцелении тела, им нужно, прежде всего, душу исцелить.

Они настаивают: нужно заказать молебен, сделать то и то, лишь бы выздороветь. А это не самое главное. Главное - душу исцелить. Поэтому Господь часто годами не дает исцеления таким людям, пока они не поймут самое главное.

Бывает и наоборот. Вот, на своем личном примере говорю, у меня есть немощи, болезни: панкреатит, язва. Конечно, как и каждому человеку, хочется исцелиться. Но, с другой стороны, понимаю, что это меня сдерживает, скажем, от пьянства и от гнева. Может быть, и причина моей болезни в этом, но, с другой стороны, это мое лекарство. Сам себе говорю: «Нельзя тебе, отец Виталий, раздражаться, нельзя гневаться».

Хотя, конечно же, молюсь об исцелении, конечно же, хочу исцелиться.

- С одной стороны, вы показали на примере своем и апостола Павла, что болезнь это очень полезная вещь, мы страданиями физическими спасаем главное - свою душу. С другой стороны, в более широком смысле, в богослужебных молитвах мы неоднократно повторяем прошения о своем благополучии. Как же получается, что, с одной стороны, нам полезнее скорби, но Господь позволяет нам просить благополучия?

Болезни, скорби, страдания человеку просто необходимы. Если бы человек не имел в своей жизни ни болезней, ни других страданий, он бы забыл про Бога.

Вот такой риторический, почти школьный вопрос: Господь изгнал Адама и Еву из рая, но ведь Он же простил их, они покаялись, Он бы мог их уже вернуть в рай. Нет, иди, походи немножко. «В поте лица своего будете добывать хлеб свой», - было сказано Адаму и Еве. То есть, вам будет трудно, будут скорби и болезни. А ты, женщина, в муках будешь рожать детей. То есть всегда будут какие-то болевые ощущения, начиная от рождения.

Почему? Не было у Адама и Евы ни опыта смертности, ни отторжения от Бога. После греха это должно было войти в них до уровня мозга костей. Болезнь всегда напоминает о нашем грехопадении. Нашем, не Адама и Евы, а нашем! И болезнь всегда напоминает о Спасителе, о том, что мы не можем сами исцелиться.

- А почему же нам позволяется просить о благополучии?

А именно потому, что когда просишь о благополучии со смирением, с раскаянием, значит, твоя душа уже исцелена, и ты имеешь право на исцеление. Болезнь нам нужна, когда мы поражены грехом, забвением Бога, отхождением от Бога.

- Но мы же все поражены грехом?

Да! Вот именно поэтому, как только чуть происходит смиренное прошение, тут же происходит исцеление. Но если мы просим с гордостью, с тщеславием, то никогда в жизни его не получим.

Болезнь - это есть средство для получения настоящего здоровья. Здоровья, прежде всего, души, а через душу - и тела.

Господь знает все наши немощи, все наши болезни. Знает, что мы все больны. Казалось бы, исцели! Но мы не даем Ему такой возможности. До тех пор, пока в покаянии не проявится смиренное состояние души, той почвы благодатной, куда семена благодати Божьей могут упасть, Он не может нас исцелить.

Дарование жизни без участия человека не на пользу ему. Представьте, человек, который не покаялся, получает временное исцеление (некоторые так и делают: используют экстрасенсов, магические явления, кодирование, зомбирование), а человек остался неисцеленным внутри. Это рано или поздно приводит к еще большим трагедиям. Именно поэтому Церковь не рекомендует этого.

Человек, покаявшись, смирившись внутри себя, может обратиться за исцелением к Богу. А без покаяния нет смысла в исцелении.

- Есть люди, которые, как вы сказали, ничего не сделали для того, чтобы стать достойными этого исцеления. Они хотят буквально за деньги купить церковные «услуги», которые, как им кажется, помогут. Есть другие люди, которые хотят трудиться для своего исцеления, но они совершенно не представляют, что им делать. Например, я недавно смотрел фильм о чудесах бл. Матроны Московской и там чудо исцеления было явлено женщине, весь труд которой заключался в том, что она, то ли каждую неделю, то ли каждый день ходила к Матроне и носила ей живые цветы, прося за своего сына. Я так подумал, что хоть она и удостоилась исцеления, но это не самый правильный труд. Люди привыкли трудиться чисто внешне, пойти купить цветы, принести их и тому подобное… Наверное, это не главное?

Да, это не самый прямой путь к исцелению. Но вспомним такое явление в православной церкви как земной поклон. Что такое земной поклон? Вроде бы это всего лишь физическое упражнение. Но все святые отцы говорят, что когда молитва не получается, не идет, нужно совершать земные поклоны.

Чем отличается земной поклон от приседания или от отжимания, подтягивания? Земной поклон связан с тем, что ты преклоняешь свою голову, выражаешь этим смиренное состояние, т.е. через тело ты действуешь на душу. Вот смысл земного поклона: когда душа черствая, ничего не получается, ни чтение святых отцов не идет, ни молитва, все просто плохо, тогда земной поклон поможет.

Отжимание не поможет, хоть ты умрешь, отжимаясь. Казалось бы, почему? Потому что именно смиренное состояние тела, хотя и механическое, помогает привести душу в здравое состояние. Причем не нужно бить тысячи поклонов, пока ты пол не проломил, но хотя бы два, три, десять поклонов, чтобы произошла «встряска» души.

Почему я вспомнил об этом? Конечно же, этой женщине, что носила цветы к блаженной Матроне, лучше было использовать какой-то более благочестивый труд. Но, тем не менее, это был труд, который приводил ее к какому-то элементарному ущемлению себя, к смирению. Может, она вообще ничего не знала о Христе. Но она своей внутренней потребностью решила: «Вот буду носить, и все!» И это ее смиряло. Может, и не смиряло, но ущемляло.

Насколько глубоки были изменения в ней, вот это тайна. В душе у нее наверняка происходило что-то такое, чего мы не можем проследить. Вот благодать Божия затронула ее, и совершилось такое чудесное избавление.

- Все ли иконы одинаково чудотворны? С одной стороны, я слышал, что есть чудотворные иконы, а с другой, есть выражение, что все иконы чудотворные. Отсюда возникает вопрос, почему одна икона больше помогает, чем другая? Потому что человек больше доверяет ей? Он слышал, что были чудеса от этой иконы, он больше надеется на чудо, когда он к ней приходит? Или некая собственная благодать иконы играет свою роль?

Простой пример. Берешь младенца, прикладываешь его головкой к бутылке с водкой, он начинает плакать. Берешь младенца, прикладываешь его к иконе, он начинает улыбаться. Первое - источник гадости, а второе - источник святости.

Как же понять, в чем сила чудотворной иконы? Благодать Божья, она может быть, где хочет. Но вы знаете, что не всякая картина - икона. Нужно чтобы священник помолился перед ней и прочитал молитву, потому что Господь все свои действия совершал словом. Именно через эту молитву предмет освящает благодать Божия, и икона получает, так сказать, ее «сгусток».

Да, все иконы благодатные, потому что везде благодать Божия. Вот мы только освятили икону, в ней уже присутствует благодать. Пока маленькая благодать, если хотите, но она тоже есть.

От чего зависит, так сказать, плотность этого «сгустка» благодати? От намоленности - раз, т.е. чем больше людей паломничают к ней, тем лучше. Два - Господь Сам может выделить эту икону. Например, знаменитая икона Казанской Божьей Матери была найдена в обломках пожарища маленькой девочкой. Раз она не сгорела и была необыкновенным образом открыта, значит, в ней уже был «сгусток» благодати, который не дал возможности ей сгореть под обломками и углями. Есть иконы, которые Сам Господь выявляет для славы Божьей, и люди начинают притекать к источнику жизни.

Теперь еще один момент. Сказано: «по вере вашей дано будет вам». И человек действительно по молитве при обычной иконочке с сильной верой может получить исцеление. А другой человек к знаменитой, чудотворной иконе подойдет и не получит исцеления. Важное значение имеет вера.

А иногда бывает, что человек просто подошел к чудотворной иконе и исцелился, даже имея малую веру. Мы уже говорили о том, что иногда Господь совершает чудеса, чтобы показать Свою славу.

Вот, например, одна русская мама с девятилетним сыном, не говорящим, поехали на Кипр. Он не был глухонемым, он все слышал, но не говорил. А на Кипре есть чудотворная икона Божией Матери «Говорящая». Мама даже не знала, что здесь есть такая икона. Подвели мальчика к иконе - мальчик исцелился. Мальчик приехал на Кипр отдыхать на пляже, случайно попал к этой иконе и заговорил.

- Мне кажется, очень важно объяснить людям, что чудо - это не возможность получить некую «услугу», это завершение некоего пути. Если мы говорим о том, что болезнь имеет определенный смысл, то очевидно, что этот смысл каким-то образом должен быть воплощен. И именно при воплощении этого смысла, наверное, становится возможным исцеление. Отсюда вопрос, как максимально правильно и быстро пройти этот путь? Вот допустим, мальчик 9 лет шел к исцелению вместе с мамой, за эти 9 лет что-то с этой мамой, очевидно, произошло. Как этот труд совершить максимально правильно и повысить вероятность скорейшего исцеления?

Я глубоко убежден в том, что любую просьбу, любую молитву, любое наше желание Господь исполнит, если оно сопряжено с покаянием и с искренней верой.

Не происходит исцеление, если человек еще не достиг того состояния, в котором Господь может работать, почва благодатная еще не возделана.

Я наблюдаю за людьми и часто вижу, что не дает человек Богу поработать. Иногда так и хочется сказать, когда приходит человек: «Остановись, успокойся, дай Богу поработать над тобой». А как?

Я неоднократно говорил о состоянии расслабленного во время таинства соборования или елеопомазывания. Что значит елеопомазывание? Ведь «елей» - это милость. Т.е. к таинству соборования человек должен прийти абсолютно расслабленным, но в каком смысле? Признать, что он такой и есть. «Господи, вот все! Я попал в беду и просто помоги, потому что я грешен»

Когда человек действительно полностью расслаблен, в том смысле, что полностью отдается в руки Божии, полностью Ему доверяет, смиряется до зела, с плачем покаянным, тогда чаще всего происходит исцеление. Это опыт и мое глубокое убеждение.

- Ну а что практически делать? Что же делать для того, чтобы веру развить или укрепить и, второе, разъясните про покаяние.

Прежде всего, нужны теоретические знания. Нужны хотя бы элементарные знания о Боге. Ведь если человек не узнает рецепт потребления лекарства, он не сможет его правильно использовать.

Когда ты узнал о Боге, узнай, как Его стяжать. Как же молиться, если не знаешь молитвы? Нужны знания о том, как молиться, хотя бы на элементарном уровне.

Ведь Господь сказал, не просто «кто крестится, жив будет», но «кто уверует и крестится, жив будет». Поэтому обязательно нужно знание.

Потом перейти о теории к практике. Пойти в храм, спросить у батюшки: «Я уже все знаю про исповедь, в интернете все прочитал и в книгах, а теперь как практически это делается?» Объясняешь: «Пойдите домой, помолитесь». - «А что такое молитва?» - «Зажгите свечку, встаньте на коленочки, попросите прощения у Бога. Выпишите свои грехи осознанные, те или иные болячки, которые у вас есть, придите к Богу через таинство исповеди. Священник принимает в такое-то время, будет читаться специальная молитва. Вы со смирением скажите свои грехи. Священник прочитает молитвы, и вы почувствуете реальное чудо, которое называется таинство, т.е. посещение человека Богом в таинстве исповеди».

И вот результат: теоретические знания и практические поступки дадут понемногу то исцеление, о котором мы ведем речь.

И все-таки вера - благодатный дар Божий, который укрепляется жизнью по заповедям. Были, например, ученые, которые в советское время знали Библию наизусть, тексты святых отцов, о Церкви знали. Они много знали о Боге, но у них были только лишь теоретические знания, они не исполняли и не применяли их. Поэтому веры у многих из них не было.

- То есть, кроме знаний, нужно и заповеди еще исполнять?

Да, апостол Иаков говорит, что вера без дел мертва. А какие дела? Перестать делать зло, начать в храм Божий ходить, добрые дела делать, дела милосердия.

Вера наполнит душу человека благодатью Божьей, и человек верой спасется и исцелится.

- Нужно ли готовиться к какому-то подвигу? Мы знаем из житий святых, из истории, что многие больные терпели несколько лет свою болезнь, а потом было им какое-то видение Божие. Допустим, парализованному или с больными ногами человеку говорилось, чтобы он полз на коленях к такой-то иконе, к таким-то мощам. И человек мало того, что с терпением прошел какой-то путь в течении нескольких лет болезни, он еще выполняет такой подвиг, ползти, например, 7 км к святыне. И в итоге он исцеляется.

Ваш пример хороший. Не обязательно придется ползти на коленях 7 км, но всегда исцеление благодатью Божьей сопряжено с трудом, с потом. Легкого исцеления не бывает. Бывает легкое исцеление, но оно от дьявола. Трудное исцеление дает качество исцеления. Знание о болезни фиксируется в сознании, в подсознании человека и он, зная, каким трудом и потом достигал исцеления, уже никогда в жизни не изменится в обратную сторону. Подвиг терпения выявляет радость исцеления и не дает человеку впасть в прегрешения. Легкое исцеление не ограждает человека от падений, и дьявол достигает своей цели - губит и душу человека, а вместе с нею и тело.

Дьявол (люцифер, сатана) был одним из высших ангелов. Он имеет очень большие знания о человеке, о его физиологии, и, естественно, он обладает теми или иными возможностями, чтобы этому человеку дать исцеление. Но дьявол, в отличие от Бога, не имеет источника жизни.

Часто это можно наблюдать как раз после посещения экстрасенсорных сеансов. У человека болит почка - она исцеляется, но через три месяца заболевает печень. У человека болит печень, но после излечивания заболевает сердце.

Что это значит? Дьявол может запросто перекачать энергию из печени в почку, из почки в сердце. Но своего источника жизни у него нет. Такое исцеление носит временный характер.

У Бога же абсолютно больной орган становится абсолютно здоровым, т.е. происходит чудесное исцеление, исцеление Божьей благодатью.

Один раз я на занятиях в аспирантуре высказал такое мнение: не важно, каким образом человек исцелился, лишь бы он прославил Господа. Здесь опасная моя мысль, но я повторяю ее. Я не успел тогда договорить, сказал только эту фразу.

Ах, как же так, значит, он может использовать экстрасенсов и тому подобное?

Вряд ли возможно такое, что человек идет к экстрасенсу, к оккультисту, исцеляется, а потом говорит: «Ой, Господи, слава Тебе, что ты через него меня исцелил». Человек сейчас же все забудет о Церкви, о Боге, скажет: «Меня исцелил вот этот экстрасенс». Т.е. он экстрасенса прославляет. Вот в чем опасность.

- Если человек прославляет того экстрасенса, значит, вряд ли это исцеление надежное и от Бога.

Да. Некоторые против этого аргумента говорят так: «Батюшка, ну что же Бог ищет только своего почитания? Какой он гордец, Бог наш!»

Нет, просто нужно понять отцовское отношение. Как тебе радостно, если ты помог своему ребенку и ребенок говорит: «Папочка, как ты мне помог»! И так хорошо, такая гармония внутренняя! Конечно же, Богу радостно, когда Его любимое чадо не то, что его прославляет, а есть взаимная любовь, вот в чем смысл. Не Бог себе требует почитания и поклонения. Представьте, что отец говорил бы детям: «Да если бы не я, да вы бы вообще ничего не могли…» Я всегда был против, когда родители так говорят. Ведь это же гордое отношение, здесь уже Бога нет. Вот как раз дьявол это может сделать. Дьявол может к себе такое почитательное отношение требовать, сказать: «Вот без меня ты никогда не женись», к примеру. А у Бога радость, что его любимое творение прославляет Его.

Например, православный человек исцелялся неправославным способом. У нас ведь много споров ведется о восточных методах, допустим, об иглоукалывании. Да, эти методы явно вышли не из православной культуры. При этом человек, помолившись, идет, лечится подобным образом, исцеляется. Идет в храм, славит Господа, совершает благодарственный молебен, благодарит Бога. Почему бы нет? Человек заранее славил Господа, заранее просил: «Господи открой мне способ».

Василий Великий, например. Он умирал, а кто был его лекарем? Иудей. Но он же использовал свои профессиональные методы, их же нельзя называть христианскими.

И иудей говорит Василию Великому:

Ты умрешь завтра.

Да нет, я не умру

Говорю, что завтра утром уже умрешь.

Если ты завтра не умрешь, то я принимаю крещение.

Василий Великий, встав на следующий день утром, совершил божественную литургию. Тогда этот иудей принимает крещение

Ну, вот теперь я могу умереть, - говорит Василий Великий.

Это к тому, что мы же лечимся у абсолютно неверующих врачей. Они используют материалистические методы: резать или еще что-то такое. Но при этом мы прославляем Господа, за то, что Он нас исцелил.

Но мы никогда не прославим Бога, обращаясь к Его противникам - экстрасенсам, колдунам, оккультистам.

- Значит, исцеление не всегда происходит таким образом, что человек стоит у какой-то святыни и отходит здоровый. Часто в этом участвуют врачи.

Здесь однозначно можно сказать, что хорошие врачи тоже от Бога, и врачи даны нам по нашей слабости. Для более сильных людей чудеса могут совершаться даже без посредства человека, для более слабых - через врачебную помощь. Но врачи - от Бога. Вот, например профессор Лука Войно-Ясенецкий, врач, святитель, хирург – и молитвой лечил, и скальпелем.

Я знал одного человека, который отверг врачебную помощь, но при этом имел сильную веру в Бога, действительно надеялся только на таинства, церковную молитву, поклоны. Этот человек умер, так и не исцелившись от своей болезни. Но качество души у него было великолепное! Этот человек умирал в сорок с чем-то лет. Казалось бы, он не продлил свою жизнь. Но для райской жизни, для Царства Небесного, зачем 80 лет? Зачем сто лет? Главное - качество души - уже было приобретено.

Это была женщина. Многие ее ругали, сын ругал за то, что она не обратилась за врачебной помощью. Но нужно было видеть качество ее души, сияние ее души перед смертью.

Для нас, немощных, нужны врачи, для того чтобы продлить свое существование, не впасть в уныние. А у нее уныния не было. Она молила, она хотела жить, она просила всеми силами, но приняла все со смирением. Господи, прости!

Что такое вера: как убеждения человека возникают из ничего

Услышав вопрос «Что такое вера?», человек часто представляет в воображении неких сверхъестественных существ, которым обычно поклоняются в специально отведённых местах, но мы взглянем на насущный вопрос иначе. Сказ будет не о выборе удачной религии, а о том, как при помощи веры создавать свой мир и формировать подходящие для человека убеждения.

Знаний недостаточно

Чтобы уяснить, что такое вера, надо понимать историю её появления. Тут нам поможет противоположное понятие под названием «знание». Знание - это однозначная достоверная информация, обоснованная логически, научно или как-то иначе.

Знания в некоторой степени формируют наше мировоззрение, но, вставая из-за учебной парты и выходя в реальный мир, мы всё равно остаёмся с кучей вопросов: как быть счастливым? как решать проблемы? как найти любимое дело? куда вообще надо двигаться и зачем? что делать со своими недостатками? как быть уверенным в себе? стоит ли вообще искать ответы на все эти вопросы?

Подумав ещё немного, мы осознаём, что наука не позволяет решить почти ни один «житейский» вопрос, кроме банального выживания. Например, знания о гравитации или электрическом токе не будут лишними, но их недостаточно для обретения счастья и реализации высоких целей.

Вот в голове каждого ребёнка и встаёт закономерный вопрос, который слышали все учителя: «Замечательная информация, на как она поможет мне в жизни?!».

Удивительно, насколько большой базой знаний обладает человечество, и как немногое они способны дать в жизни одного конкретного человека.

Что такое вера и зачем она нужна

Наука не отвечает на многие вопросы, которые обязательно должны быть решены, чтобы мировоззрение человека стало целостным, поэтому была изобретена вера. Она позволяет считать истиной любое предположение без наличия каких-либо доказательств.

Это значит, что те наброски о мире, которые нам даёт наука, мы можем дополнить любыми красками на свой вкус с фразой: «Сейчас я сам решу, каким будет мир и начну жить в соответствии с этим».

Так мы самостоятельно придумываем, что есть «хорошо» или как поступать правильно (вспоминаем беседу о том, что всё в мире относительно). Затем мы начинаем верить в придуманное, что и создаёт завершённость картины мира, поэтому любой человек во что-то верит.

Развитие

Каждый из нас с самого рождения начинает двигаться и расти - так задумала природа. Но для движения необходимо от чего-то отталкиваться, а с кучей вопросов в голове это невозможно. Поэтому на каждый «ненаучный» вопрос человек создаёт для себя ответ. Таким образом мы обретаем определённость, благодаря которой становится возможно движение.

Возможности

Что такое вера? - это инструмент, дающий человеку возможности. Обычно мы сами решаем, на что способны, а на что - нет, чем и открываем для себя путь в определённом направлении. Это, кстати, хороший пример того, что мысли материализуются.

Любое достижение - результат тяжёлых усилий, терпения и огромного числа неудач, который становится возможным только, когда человек имеет стальную веру в свои идеи.

Реализация ресурсов

В каждом из нас что-то есть: желания, способности, потенциал. Наверняка вы когда-то ощущали, что думаете не о том, находитесь не на той работе или не в той компании - это очень неприятные ощущения, которыми наш внутренний голос подсказывает: «Ты не задействуешь свои ресурсы, это тебе не подходит, меняй что-нибудь, пробуй другое».

Ресурсы при наличии веры позволяют реализовывать образующиеся возможности, замыкая тем самым круг, внутри которого происходит наш рост.

Как формируются убеждения человека

О том, что такое вера, поговорили, теперь разберёмся, как она происходит. Процесс подразумевает две стадии: предположение и подкрепление.

Предположение

Предположение - это объект, на который будет направлена вера. Например, человек предположил, что сможет научиться петь. Из начальной точки доказать это предположение нереально, потому приходится просто поверить в него.

Предположение является продуктом сознания, а значит человек прекрасно понимает, что сам его создал, оно ещё слабо изучено и проверено, чтобы можно было серьёзно на него опереться.

Подкрепление

Любая вера нуждается в подкреплении. Мы не можем просто так верить во что угодно, никак для себя это не обосновав. Поэтому, поверив в предположение, мы стремимся оценить его истинность в своей жизни, получить опыт, произвести наблюдения, чтобы хоть как-то удостовериться в своей догадке.

Если предположению удаётся выживать в нашем сознании достаточно времени, значит мы часто подтверждаем его на практике. Результатом продолжительной веры служит формирование убеждений человека - прочной и редко изменяемой конструкции, оседающей в подсознании, которая в особом подкреплении уже не нуждается. Убеждение становится правилом и начинает определять нашу жизнь, на них в основном и строится мировоззрение.

Готовых убеждений нельзя ни выпросить у добрых знакомых, ни купить в книжной лавке. Их надо выработать процессом собственного мышления, которое непременно должно совершаться самостоятельно в нашей собственной голове.

Как мы верим

Несмотря на то, что любая вера что-то даёт нам, важно понимать имеющиеся побочные эффекты. Рассмотрим два подхода к формированию человеком своих убеждений.

Вера против

Сюда входит любая вера против того, чего мы желаем. Например, человек хочет иметь хороший загородный дом, но при этом верит в свою неспособность найти высокооплачиваемую работу. Иногда он даже допускает возможность получения такой работы, но для этого должно сойтись множество факторов типа удачных знакомств, везения, социального статуса или географического положения, а так как они не сошлись, то функция хорошей работы остаётся хоть и возможной, но недоступной.

Если вы верите в нечто, а его нет, то вы ничего не теряете. Но, если вы не верите, а оно есть, то вы теряете всё!

Всё это различные формы веры против. Данный подход является наиболее популярным среди людей, но откуда возникает дикий ажиотаж, что такое даёт эта вера?

Безопасность

Мы привыкли выбирать путь наименьшего сопротивления во всём. Плохое заметить гораздо проще, оно ярко воспринимается и запечатывается в памяти надолго, а значит и прийти к ограничивающему предположению будет легко. Создать из него убеждение человеку тоже будет стоить малых усилий. К примеру, чтобы убедиться в неумении петь, достаточно просто не делать ничего или в крайнем случае вспомнить парочку невнятно исполненных композиций.

Вера против хороша тем, что наименьшими затратами мы можем сформировать убеждения и быстро прийти к определённости.

Для простоты понимания представим мировоззрение как землю, находящуюся в распоряжении человека. Мировоззрение, основанное на вере против, имеет свои рамки, значит наши владения обнесены забором.

Наличие забора позволяет сосредоточиться на конкретном куске земли, детально изучить его и научиться отлично ориентироваться в местности. Говоря по-русски, такой мир проще понять, человеку становится ясно, чего можно ожидать в жизни, а это даёт ощущение безопасности.

Отсутствие развития

Единственный минус, который сводит на нет всё великолепие веры против, заключается в лишении себя возможностей, так как большая их часть остаётся скрытой за забором от нашего взора.

Перемещаясь по замкнутой местности, ты каждый раз приходишь туда, где уже был, движением это назвать можно, но развитием такие хождения точно не назовёшь. Значит ресурсы так и продолжат пылиться на складе внутри нас, а наши желания всё ещё останутся недостижимыми.

Вера за

Каждый человек, кем бы он ни был, в душе жаждет большего, нам ведь никогда ничего не бывает достаточно - эта особенность обеспечивает наше развитие. Но создать большее можно, только поверив в большее, что позволяет сделать вера за. Именно о такой вере речь шла в суровом рассказе на тему «Как начать действовать сильно».

Если желаешь жить в справедливом мире - поверь в справедливость и тогда сможешь её создать. Такая вера конечно даёт человеку возможности, но вместе с этим появляется куча весёлых трудностей.

Небезопасность

Верить за гораздо сложнее, потому что придётся постоянно подкреплять веру на деле. Например, чтобы быть убеждённым в своих вокальных способностях, необходимо серьёзно запотеть и многому поучиться.

Любой процесс создания большего, чем у тебя есть сейчас, означает хождение в неизученной местности с множеством преград на пути. Нужно иметь сильное желание, чтобы продолжать верить в подобное направление. Люди с этой моделью веры редки, значит нечасто могут заручиться поддержкой и пониманием окружения.

Что мы обычно говорим человеку, который поделился с нами совсем неосуществимой идеей: «Это интересная мысль, но будь реалистом!». Если бы все люди прислушивались к такому совету, мы бы наверняка всё ещё сбрасывали некрасивых детей со скалы. Значимые достижения как раз и происходят, когда человек перестаёт быть реалистом и начинает верить в большее - вот что такое подлинная вера.

Безопасностью тут и не пахнет. Когда ты не веришь в свои способности, то очередная неудача не станет для тебя новостью, воспримется безболезненно и лишь подтвердит предположения. Но если ты веришь в желаемое и встречаешь трудности, они идут вразрез с твоими идеями и серьёзно пошатывают веру, проверяя тебя на прочность.

Определённость здесь кроется в понимании того, зачем случаются трудности и неудачи. Мы часто склонны воспринимать такие события как намёк на неблагоприятный исход. На самом же деле проблемы являются необходимым добром для осуществления желаемого.

Ничто хорошее не даётся человеку просто, поэтому, встречая сложности, можно судить о том, что по итогу выйдет нечто дельное. Такое понимание позволяет сэкономить энергию на переживаниях и сосредоточиться на движении.

Учимся верить

Универсальной веры не существует, она индивидуальна для каждой отдельной жизни, но у нас есть несколько мыслей, которые поспособствуют плодотворному поиску конкретно вашей веры.

Не верить на автомате

Убеждение человека - это лишь укоренившееся предположение, которое изначально никак не было обосновано, не закон, а лишь гипотеза, в соответствии с которой мы решаем существовать.

Убеждения могут быть любыми, но обычно мы никак не управляем процессом их выбора, они создаются автоматически на основе воспитания, влияния общества и других условий, в которых живёт человек. Когда в нашем уме сформировались убеждения, мы редко анализируем их пользу и надобность, а это мешает замечать их неактуальность и негативное влияние.

Недостаточно определять нравственность верностью своим убеждениям. Надо еще беспрерывно возбуждать в себе вопрос «верны ли мои убеждения?».

Фёдор Достоевский

Понимать, чего ты хочешь

Алгоритм создания эффективных убеждений человека выглядит так:

  • выбираем предположение;
  • начинаем верить в него и параллельно стремимся определить, насколько выбранное предположение нам подходит;
  • если предположение оказывается подходящим, то трансформируем его в убеждение, которое будет приносить нам пользу уже на постоянной основе;
  • если предположение оказалось неподходящим, выбираем другое и начинаем алгоритм сначала.

Эффективность заключена в том, что такая вера позволяет человеку сформировать стоящие убеждения, которые впоследствии сыграют на него.

Невозможность использования данного алгоритма состоит в непонимании собственных желаний. Если ты плохо представляешь, чего бы тебе в жизни хотелось и каким ты стремишься видеть мир, то никакие убеждения ты не сможешь считать подходящими, вот мы и выбираем абы какие.

Желание в человеке появляется неслучайно, оно позволяет верить во что-то достаточно сильно, чтобы делать это осуществимым. Игнорируя желания, мы теряем движущую силу и верное направление.

Убеждения человека создают его мир

Существует один защитный механизм, который поддерживает наше мировоззрение в целостном и завершённом состоянии. Механизм таков: человек во всём в мире стремится увидеть отражение своих убеждений, чтобы их истинность не вызывала сомнений. Это объясняет, почему два человека одинаковый опыт понимают по-своему, делают непохожие выводы и открывают разные возможности.

Наличие такой предохранительной системы здорово помогает человеку, который решил верить за, ибо он в любой даже самой ужасной ситуации увидит новую возможность на пути к желаемому. Но если мы формируем убеждения бездумно, и они не соответствуют нашим желаниям, то мы будем продолжать видеть мир с позиции невозможности достижения желаемого, а это ещё сильнее укрепит нашу веру в собственную бездарность.

Об уверенности в себе

Одной из главных причин формирования убеждений для человека является желание быть уверенным в себе, потому что уверенность позволяет быстрее двигаться и достигать целей. Часто мы надеемся создать уверенность в себе, стараясь не изменять убеждения. Чем сильней в нас укореняются определённые идеи, тем проще на них опираться.

Но вера в себя достигается не из-за кажущейся незыблемости убеждений, а за счёт их положительного влияния на нашу жизнь. Если ты замечаешь, что убеждения помогают тебе приближаться к мечтам, только тогда ты начинаешь доверять им и обретаешь настоящую уверенность.

Вера есть залог наших надежд и проявление вещей еще невидимых “. Послание к Евреям 11:1 (совр. пер. РБО, 2011)

Есть у меня такое обыкновение – когда я занимаюсь какими-то рутинными, не требующими особенных умственных усилий, делами, например, когда иду на или с работы, я думаю. Думается мне очень разное. Вот на днях я думала о том, что такое вера. Иногда мысли просто себе думаются, а иногда (и в последнее время это случается все чаще) эти мысли оформляются в нечто живое, целое и обязательно хотят увидеть свет, родиться. Вот так произошло и с верой.

Что такое вера для меня?

Когда-то давно я считала веру понятием умозрительным. Т.е. ты берешь какое-то абстрактное понятие за аксиому и исходя из него, строишь свою жизнь, мировоззрение. С течением времени, пришедшим ко мне опытом, я увидела, что такой взгляд на веру не совсем правильный. Потому что вера – это реально пережитый опыт . Вот поэтому вера не может быть слепой, вера всегда видит, просто ее взгляд устремлен не в физический, преходящий мир, а в вечность.

Вера действует как любовь и очень с ней схожа. Вот, к примеру ты полюбил, откуда ты знаешь, что ты любишь? Возможно, тебе кто-то вполголоса говорит:

- Да брось ты, никакая это не любовь, иллюзия, гормоны, и любви-то твоей нет на свете, придумали ее сказочники навроде тебя! И вообще, посмотри на него(нее) хорошенько, да там взгляду зацепиться негде, ужас да и только. Точно тебе говорю – это не может быть любовью.

И что же ты? Если ты любишь, никакая сила на свете не сможет тебя убедить в том, что любви нет. Почему? Потому что ты просто любишь, это твой реально пережитый опыт, твоя по-настоящему объективная реальность.

Вот точно также с верой. Никакие силы на свете не могут поколебать тебя в том, во что ты по-настоящему веришь, что стало твоей реальностью, пережитым опытом. Никто не может разделить тебя с тем неизмеримо прекрасным, что вдруг тебе открылось, с вечностью, что вдруг непостижимым образом стала твоей сутью и частью.

Вера – это мост, ступени к проявлению в видимом мире того, что ты видел в вечности, одновременно внутри и вне себя. Вера – это инструмент, при помощи которого ты извлекаешь из невидимого нечто невыразимо прекрасное и драгоценное, что ты видел, для того, чтобы это стало явным здесь, в этом мире. Вот поэтому Библия говорит нам, что вера всегда действует. Вера – это и существительное и глагол.

То, что будет всегда

А вот три вещи, которые будут всегда . Это вера, надежда, любовь. Но из них больше всех любовь”. 1Кор. 13:13 (совр. пер. РБО, 2011)

Всегда – это не просто долго, это больше времени, это за его пределами. Эти три вещи: вера, надежда и любовь, – выводят человека за пределы времени и каких либо ограничений. Согласитесь, стоит позаботиться о том, чтобы то, что будет всегда, стало твоим, неотделимым от тебя, стало тобой.

Человек вообще сотворен, чтобы верить, надеяться и любить. Вот только важно, чтобы основание твоей веры, надежды и любви было прочным, незыблемым и тогда… ты будешь всегда – , никогда не перестанешь, будешь наслаждаться безграничной жизнью и любовью, тогда и то, что временно будет приносить тебе радость, а не разочарование.

Loading...Loading...