Бесовские мысли. Как избавиться от страхов и навязчивых мыслей о болезни, о смерти? Что об этом говорит Православная Церковь? Что говорит о навязчивых мыслях светская психология

Крéстное знáмение — это малое священнодействие, в котором христианин, изображая на себе знамение (знамение — знак с церковно-славянск.) Креста Господня с призыванием Имени Божьего, привлекает на себя (или на того, кого он осеняет, например, своего ребёнка) Божественную Благодать Святого Духа.

В том, что это действительно так, можно убедиться из многочисленных примеров, описанных в духовной литературе или передаваемых изустно, когда от крестного знамения исчезали демоны или демонические наваждения, лопались сосуды с отравленным питьем, протухала вода, ”заряженная” колдунами, экстрасенсами или ”бабками”, успокаивались плачущие младенцы, ослабевали или проходили недуги и мн. др.

В благодатной силе крестного знамения вы сами неоднократно сможете убедиться по мере вхождения в практику духовной жизни.

Благодатная сила дана крестному знамению потому, что Христос Своей смертью на Кресте, являющейся актом величайшего Божественного Самопожертвования из любви к Своему погибающему творению, победил Сатану с его гордыней, освободил человека от рабства греха, освятил Крест как победоносное оружие, и даровал это Оружие нам для борьбы с врагом рода человеческого — диаволом.

Кстати, обратите внимание на то, что абсолютное большинство еретиков и сектантов ненавидят Крест и, считая Его лишь орудием страдания, попирают Его.

Нам же, православным христианам, должно знать, что крестное знамение тогда только имеет благодатную силу, когда совершается благоговейно и правильно.

О тех же, которые знаменуют себя всей пятерней, или кланяются, не окончив еще креста, или машут рукой своей по воздуху или по груди своей, святитель Иоанн Златоуст сказал: «Тому неистовому маханию бесы радуются». Напротив, крестное знамение, совершаемое правильно и неспешно, с верою и благоговением, устрашает бесов, утишает греховные страсти и привлекает Божественную благодать.

Так вот, чтобы не радовать, но прогонять нечистых духов крестным знамением и получать от Бога благодатное освящение, совершать его положено так: три первых пальца правой руки (большой, указательный и средний) складываем вместе концами ровно, а два последних (безымянный и мизинец) пригибаем к ладони.

Сложенные вместе три первых пальца выражают нашу веру в Бога Отца, Бога Сына и Бога Духа Святого как Единосущную и нераздельную Троицу, а два пальца, пригнутые к ладони, означают, что Сын Божий, по сошествии Своём на землю, будучи Богом, стал человеком, то есть означают две Его природы: Божественную и человеческую.

Осеняя себя крестным знамением, мы прикасаемся сложенными вместе тремя пальцами ко лбу — для освящения нашего ума, к животу — для освящения наших внутренних чувств, потом к правому, затем левому плечам — для освящения наших телесных сил.

Когда мы осеняем себя крестным знамением, то мысленно произносим: ”Во имя Отца и Сына и Святаго Духа, аминь”, выражая этим нашу веру в Святую Троицу и наше желание жить и трудиться во славу Божию.

Слово ”аминь” — означает: истинно, да будет так.

Сознавая свою греховность и недостоинство перед Богом, мы, в знак нашего смирения, сопровождаем нашу молитву поклонами. Они бывают поясными, когда наклоняемся до пояса, и земные, когда, кланяясь и становясь на колена, касаемся головою земли.

Вопрос: Когда надо креститься?

— Осенять себя крестным знамением следует в начале молитвы, во время молитвы и после её окончания, а также при приближении к всему святому: при входе в храм, при прикладывании к кресту, иконам, к святым мощам. Креститься надо и во всех важных случаях жизни: в опасности, в горе, в радости, перед началом всякого дела и после его окончания, перед едой и после еды, перед выходом из дома и при входе в дом и во многих других ситуациях.

Крестным знамением освящаются все Божественные Таинства, им же совершается освящение и всякой вещи, необходимой для жизни.

Вопрос:Почему надо носить нательный крест?

— Освящённый нательный крест — это символ веры. Крест ограждает от злых духов. Человек, забывший надеть крест, похож на охотника, который забыл взять оружие, выходя на медведя. А тот, кто не желает носить крест, сам отвергает помощь Божию.

Вопрос: Какой выбрать крестик — золотой или серебряный?

— Не имеет значения, из какого материала изготовлен крест — никаких правил о материале для крестов нет. Очевидно, здесь приемлемы и драгоценные металлы, ибо для христианина не может быть ничего дороже креста — отсюда стремление его украсить. Однако деревянные или железные крестики ближе по духу к Кресту Господню.

Но главное заключается в том, чтобы крест носили, не снимая, и он был бы православным и освященным.

Вопрос: Можно ли носить крестик на цепочке?

— Принципиальной разницы между цепочкой и тесьмой нет. Важно, чтобы крестик прочно держался.

Вопрос: Можно ли на одной цепочке носить крестик и знак зодиака?

— Надо определиться: или человек верит в Бога и после Крещения носит крест, или предпочитает суеверия и «обереги».

Крест, который верующие носят — это не украшение и не «оберег», а свидетельство верности Святому и Животворящему Кресту Господню. Крест защищает, потому что Сам Господь верующих в Него оберегает: «Огради мя, Господи, силою Честнаго и Животворящаго Твоего Креста и сохрани мя от всякаго зла». А «обереги», знаки зодиака и прочие амулеты большинство людей носят из суеверий.

Вопрос: Можно ли носить крестик, который носила сестра, если она купила новый?

— Можно. Крест — это святыня, символ спасения, неважно, кто его носил.

Вопрос: Как отличить православный крест от католического?

Православная Церковь исповедует, что Христос был распят не тремя, а четырьмя гвоздями. Поэтому на православном кресте Спаситель изображён распятым четырьмя гвоздями, а на католическом — тремя (обе ноги — одним гвоздём). На обороте православных крестиков по традиции делают надпись «Спаси и сохрани».

Вопрос: Можно ли поднимать найденный на улице крестик и что с ним делать?

— Найденный на улице крестик обязательно надо поднять, так как это святыня, и она не должна попираться ногами. Найденный крестик можно отнести в Церковь и там оставить, или освятить и носить (если нет своего), или отдать тому, кто будет его носить.

Вопрос: Можно ли носить неосвящённый крестик?

— Можно. Святитель Иоанн Златоуст пишет, что бесы обходят место, где просто две палочки (веточки) упали с дерева и легли крестообразно. Но лучше всё-таки попросить священника освятить крестик.

Вопрос: Надо ли снимать крест при мытье в бане?

— Нательный крест никогда не надо снимать, так как без креста человек не защищен, и более вероятно, что в это время можно попасть в беду или даже умереть.

Вопрос: Потерялся нательный крестик. Что делать?

— Необходимо отметить, что в Церкви потеря крестика не рассматривается как предзнаменование чего-то плохого. Для христианина его потеря не говорит о том, что он стал незащищенным от злых сил. Ведь крестик – это знак любви к Богу. Именно как символ веры в спасительную силу Креста Христова каждый христианин бережно носит этот предмет. В Церкви нет такого понятия, как примета. Поэтому если вы потеряли нательный крестик, то необходимо просто приобрести в церковной лавке новый.

Просьба соблюдать правила уважительного тона. Ссылки на другие источники, копипасты (большие скопированные тексты), провокационные, оскорбительные и анонимные комментарии могут быть удалены.

2 0


Кроткий монах, который вел аскетичный образ жизни вдали от людей, защитил русских от истребления и рабского существования под татаро-монгольским игом. Игумен Сергий, живя в скромной обители, совершал чудеса исцеления тел и душ, примирял князей и наставлял на путь единомыслия в темное время феодальной раздробленности Руси.


Сергий Радонежский родился в сложное время, когда русские люди пребывали в страхе

Православный святой Сергий Радонежский (Варфоломей при крещении) родился в 1314 году. Эту эпоху следует считать одной из самых тревожных в истории Руси. Тогда население постоянно жило в страхе лишиться своего имущества или не пережить очередное вторжение татаро-монгольских воинов. Ситуация усугублялась тем, что среди княжеской элиты не было единства, владельцы вотчин боролись за власть, проливая кровь соплеменников, наиболее жестоким это противостояние стало в начале XIV века.


Дмитрий Михайлович тверской убивает Юрия московского в Орде. Миниатюра из "Царственного летописца"./Фото: rushist.com

Защитой от жестокой действительности Варфоломею служила горячая вера в Бога, а также христианские книги. Евангелие стало главной темой для размышлений отрока. Заповеди Иисуса Христа являлись для Сергия Радонежского не утопичным красивым учением, а каждодневной работой над собой - в этом состояло различие между юным подвижником и его современниками.


Варфоломей с детства был отмечен благодатью

Первое чудесное знамение случилось еще до рождения святого. Когда его мать Мария, будучи на позднем сроке беременности, присутствовала на воскресном богослужении, младенец трижды заплакал во чреве во время литургии.

Придерживаться поста Варфоломей начал с первых недель жизни - он отказывался от материнского молока в среду и пятницу. А в возрасте 7 лет ему явился ангел в облике старца-монаха, который предсказал, что отныне грамота будет даваться ребенку легко, и он превзойдет своих сверстников в обучении.


Признание Варфоломея о желании уйти в монастырь его отец встретил холодно. Кирилл ожидал от среднего сына продолжения рода и возрождения его славы, поэтому отказался благословить постриг будущего сподвижника. И Варфоломей, не решившись идти против воли отца, смиренно остался жить в его доме и отдался воле Божьей. Лишь после смерти родителей в возрасте 23 лет Варфоломей стал монахом.

Смиренный инок Сергий - реформатор духовной жизни Руси

Варфоломей со старшим братом в лесу построили келью и часовню - так началась отшельническая жизнь монахов. Суровый климат, поиски пропитания, тяжелый ежедневный труд - такими были будни братьев. Стефан через непродолжительное время покинул это место, отправившись в Москву на поиски иного призвания. Сергий же продолжил жизнь монаха-отшельника, отрекаясь от борьбы за место в иерархии.


Монах отрёкся от мирского, но не смог достичь полного уединения в радонежских лесах. О Сергии пошла молва в монашеской среде. Вокруг него начало формироваться сообщество единомышленников, готовых поселиться рядом с ним и служить Господу. Когда число поселенцев достигло 12, желающим присоединиться к общине отказывали, если только один из поселенцев не умирал или не решался покинуть монастырь.

Принципиальным решением Сергия был отказ от принятия подаяний - монахи сами заботились о своем пропитании. Следует признать, что скудная лесная нива не позволяла обеспечить даже самое необходимое для поддержания существования. Когда запасы истощались, происходило необъяснимое - кто-то привозил значимое количество крупы, хлеба и других нехитрых продуктов и поспешно устранялся. Братья считали это чудом и благодарили в молитвах Бога за заботу.

Пустынный монастырь, основанный Варфоломеем, послужил образцом для создания аналогичных в других городах. Преподобный популяризировал аскетичное монашество, без стяжательства и иерархических устремлений.

Как кроткий монах-исихаст спас русский народ

Преподобный Сергий Радонежский имел кроткий нрав. Но этот духовный человек стал влиятельной личностью в обществе помимо своей воли. Одно из важнейших событий в биографии Сергия Радонежского - явление монаху Богоматери в сопровождении апостолов Петра и Иоанна. Это произошло в его скромной келье на Маковце приблизительно в начале 1380 года, незадолго до Куликовской битвы, решающего события в истории Руси.


Богородица сказала, что обитель Сергия будет под защитой. Также исследователи биографии святого утверждают, что Царица Небесная обещала покровительствовать и всей Русской земле. Сергий Радонежский стал проводником и толкователем воли небесной, а также значимой фигурой, объединившей русских князей.

Мамай обстоятельно готовился к битве. Известие о том, что войско Орды движется на русские города спровоцировало большое волнение и всплеск религиозного воодушевления. Московский и владимирский князь Дмитрий Иванович, принимая во внимая численное превосходство татарских войск, просит старца Сергия объявить войну против Мамая священной и призвать на помощь русскому войску всех, кто может держать оружие - крестьян, кожевников, гончаров, кузнецов и прочий люд.

В результате встречи со старцем Сергием Дмитрий получил благословение. Также с разрешения Преподобного к войску присоединились два брата из Маковецкого монастыря. Отправив своих учеников на бой, Сергий нарушил строгие церковные правила. Но это событие сплотило русский народ, продемонстрировав, что сражение с Мамаем - дело каждого человека, даже далекого от военного искусства. В грамотах от Сергия Радонежского русским воеводам говорилось, что они одержат победу над татарами, выживших воинов ждет слава, а погибших - венцы мучеников.


Так и произошло, Мамаево побоище завершилось разгромом татар, многие из русского воинства погибли в героическом сражении. Мамай бежал, союзное литовское войско было в пути к месту сражения, но после известия о разгроме татар повернуло обратно. Убитых в ходе Мамаевого побоища хоронили на протяжении 8 суток. Это была самая значимая победа, с которой началось освобождение от ига и рост самосознания русского народа.

Панфилов Дмитрий Георгиевич,
Кандидат филологических наук,
Председатель общества пушкинистов «Захарово».

Почему светские дамы пушкинского времени
не носили нательный крест?

При изучении более 400 парадных женских портретов XVIII-XIX веков обращали на себя повторяющиеся у всех авторов две необъяснимые портретные детали: глубокое декольте и отсутствие нательного креста.
Даже русские императрицы Екатерина I, Екатерина II, Елизавета, Анна Иоанновна выставляли на общее обозрение большие груди 7-8 размеров (предмет зависти «светских львиц» ХХ века!) и отсутствие на них нательного креста.
А ведь они были все крещенные, венчанные, соблюдали церковный Устав, отмечали все церковные праздники, красили яйца и пекли куличи, отпевали умерших родственников, молились своим святым, проповедуя христианскую истину: «Кто без крестов, то не Христов». А вот нательных крестов на портретах не просматривается, искать их на груди портретных дам – все равно, что искать черную кошку в темной комнате.
Обвинить художников в массовой некомпетентности портретной живописи не имеет основания.
Портреты писали такие гении кисти, как:
П.Ф. Соколов (портрет Е.П. Бакуниной, С.Ф. Толстой);
А. Фишер (портрет С.А. Урусовой, Е.П. Потемкиной);
П.З. Захаров (портрет А.В. Алябьевой);
В.И. Гау (портрет Г.В. Родзянко);
В.Л. Боровиковский (портрет А.А. Олениной);
Ж.Э Тельгер (портрет Е.К. Воронцовой);
А.Ф. Винтергальтер (портрет Е.И. Истоминой);
А. Шалон (портрет Е.М. Заводовской);
И.К. Макаров (портрет Н.Н. Гончаровой);
Т.А. Кефф (портрет В.Ф. Вяземской);
А.П. Брюллов (портрет Н.Н. Гончаровой);
Д. Грасси (портрет Е.И Голицыной);
М.С. Бороздка (портрет Войковой);
И так далее, так далее…
Были осмотрены и изучены около полутысячи портретов, после чего осмотр был прекращен из-за тавтологии предмета изучения.
Только на трех портретах из всех просмотренных удалось обнаружить наличие нагрудного нательного креста:
- А.П. Керн (графика А.С. Пушкина):
- Венецианов («Гадание на картах»);
- Я.Ф. Капков («Невеста»).
Сегодня через женский наряд мы изучаем бесконечные подробности костюмов, детали отделки, пуговки, кружавчики, крючочки, петельки, фактуру тканей и, конечно, нательные кресты, которые делали из самого дешевого и доступного материала – олова, железа, бронзы.
Простолюдинам было безразлично, из чего сделан нательный крест (его еще называли «тельник»). Главное, чтобы его увидел Бог и защитил.
Элита Двора не могла смириться с простотой креста и стала украшать его серебром, эмалью, а потом дело дошло и до золота.
Светские дамы быстро сообразили, как сделать так, чтобы и крест не носить, и грешницей не прослыть.
Если крест был недостаточно богат и красив, то дамы снимали его и прятали под корсетом, прикрепляли к фижме, шили на поясе кармашки для крестов, либо вообще снимали на балах и надевали в карете, едучи домой.
Прося у Бога прощения и заступничества, дворцовая знать стала делать кресты из золота, белого и черного, платины, украшать их бриллиантами, топазами, турмалинами, изумрудами, алмазами, ониксом («лунным камнем»), сердоликом, уваровитом (полудрагоценным камнем, названным в честь одноклассника А.С. Пушкина Уварова С.С., Президента Академии наук). Все старались задобрить Бога блеском золота и камней.
Такие изделия ювелирного искусства требовали к себе повышенного внимания, восхищения, хвастовства.
Конечно, заказать себе алмазный крест мог не каждый, «Бог по силе крест налагает», а вот спрятать его в поясе под юбкой мог каждый. «Крест места не ищет», так что Бог не обидится. «Каждый сам несет свой крест».
Прошло сто лет, прежде чем крест перекочевал на грудь – свое законное место, отведенное Богом.
Хозяйки вызывающе демонстрировали свое миллионное богатство, используя обнаженную грудь в качестве демонстрационной витрины. Многие петербургские и московские «львицы» вообще не носили нательный крест, когда надевали бальное платье, другие запрещали художникам запечатлять себя на портретах с крестом.
Если на груди женщины не было креста, это не говорило, что она его не носит. Она так мастерски прятала его в тайных кармашках нижнего белья, в поясках, под корсетом, привязывали к бедру, что найти его не могло все III Управление вместе с Бенкендорфом.
Постепенно крест превратился в красивую игрушку, а позже его заменили колье, хрустальные подвески, золотые цепочки, граненые камни. В русском языке опять появилась пословица: «Креста на тебе нет!»
Когда надо, светские дамы прятали крест, когда не надо – вытаскивали его из тайника и вешали на грудь.
Ношение креста с годами становилось более демократичными.
На пороге уже стоял ХХ век.

Рецензии

Уважаемый Андрей! Анекдот времён 90-х, когда новые русские носили массивные золотые цепи." Новый русский в ювелирном магазине выбирает цепь потяжелее и крест по новой моде на " быть верующим": - Мне бы самую дорогую цепь и крест- как вон тот,- самый большой, только без гимнаста!"

Насчёт всего остального.... К сожалению, только автор знал всю эту информацию.....
С уважением, Алёна

Святой был Язычником. Святой подвижник Сергий Радонежский всю жизнь прятался в дремучих лесах от преследований… православной церкви. Да, именно так, он молился Богу, и считал, что отношение к Богу должно быть безо всякого начальства и сценария, ибо человек – создание Божье и только Бог может утверждать святые каноны, но не церковники со своим церковным уставом, тоесть Библии. Так же христианские гонители его очень боялись, ибо он сам был чудотворцем, которых мир не видел.

«Как река многоводная течёт и не умиляет струй своих, так и чудеса от святых мощей Преподобного Сергия не иссякают. Но если все эти чудеса, бывающие по его святым молитвам, и рассказы о них записывались, то не хватит чернил и бумаги, да и не какого усердия человеческого» (из летописи). То есть это о том, как люди исцелялись на могилке Святого первые 30 лет, усердия бы не хватило все дела чудотворные записать.(и никто без ответа не уходил) Церковники его боялись и старались подкупить, предлагали ему высокие должности, но Святой Сергий им отвечал, что он не имеет ничего общего с Христианством и Иисусом Христом, и отношение его с Богом не имеет каких-то названий и молится он Сердцем и Душою. Там, где проходил Сергий, там начинала жизнь бурлить, и после смерти Сергия (1392 год), его сподвижники разошлись по Руси, и возникло более 40 монастырских обителей, а церквей ещё больше, с монастырскими землями и крестьянами. Территория и народ уходили к Сергиевым церквям, и православная церковь могла остаться и без людей, и без земли. А на могилу к Святому шли и шли люди, и никто без помощи святого не возвращался.

Да, вера Сергия была проста и чиста без библий и имён Бога, они просто молились Богу, не называя его имени. Через тридцать лет после смерти Святого Сергия (1422 г.) церковникам всё же удалось раскопать могилу святого, якобы потому, что он был похоронен против его воли, и мощи занесли в храм, но после этого мощи перестали исцелять, ибо, скорее всего, были подменены другими, чьими-то костями. А сами мощи святого были перезахоронены (если можно так казать), и в тело был вбит осиновый кол, из-за страха наказания от Святого (это одна из версий). И конечно, если мощи перестали исцелять, то они принадлежали другому человеку. «Печатники, служившие на Печатном дворе, многие чудеса Преподобного оставили в небрежении. Пренебрегли чудесами святого, потому что некоторые из них сами проводили жизнь свою в небрежении.

Истину они называли ложью, и чудеса считали случайностью. Так об источнике новоявленного колодца, они не стали печатать всю правду (источник исцелял все болезни), а добавив некую ложь, по своим домыслам… Не знаем, по какой причине, остались в небрежении книги и были утеряны печатниками» (из летописи). Но они не только написали ложь о житии Святого, но и уничтожили многочисленные духовные сочинения Святого. Сам же Сергий после таких процедур не смог помогать последователям своей новой русской религии. Таким образом, через тридцать лет земли и крестьяне из Сергиевых монастырей были отобраны христианами, которые уговорили царя применять царскую армию в уничтожении Сергиевой русской религии, церкви Сергиевы переименовали в христианские, а самого Сергия Православная церковь сделала своим Святым, то есть канонизировала (1452 г.),чтобы присвоить его духовные подвиги.(Вот вам лицо христианства,всегда Сергия христианство преследовало,многократно пытались его убить церковники,от которых он прятался всю жизнь в дремучих лесах, сделали своим Святым.

Разве можно так гнусно и подло обманывать народ) «Быть может, кто-нибудь засомневается и сочтёт это ложью, то пусть не удивляется этому. Сергиев монастырь имеет множество вотчин, и много ссор затевается соседями. А если кто-нибудь все-таки захочет убедиться в том, что у Сергиева монастыря действительно много спорных земель в разных городах и уездах, пусть прочтёт, взяв списки – не менее сотни статей найдёт и узнает, как обитель Преподобного страдает от обид» (из летописи). Но это ещё не всё, в 1919 году, по приказу Ленина, Олсуфьев, Кропид, Флоренский, Ваиханен, и т.д. (снимал это кинооператор Дзига Кауфман), вскрыли святые мощи (и ещё 58) и осквернили. Они забрали голову Сергия, и положили туда череп графа Трубецкого, хотя, скорее всего, это были уже давно не мощи Святого. Такие ужасные действия без лютой ненависти к русскому народу сделать невозможно. К сожалению, люди еще пока живут в невежестве, и по нашим пророчествам скоро найдут истинные чудотворные мощи Святого и откроется чудотворный всеисцеляющий колодец, и найдутся сочинения и духовные труды Святого и будет Сергий Радонежский на Руси, как Буда в Индии. С уважением Михаил Левадный.

Это последняя 28 глава из истинного жизнеописания пророка Руси Сергия Радонежского,которое было напечатано полностью в украинской газете «Дедушка».Благо,что мне удалось найти истинную правду и теоретически восстановить эту удивительную, необыкновенно могучую и благодатную веру.созданную Сергием Радонежским,которая чуть не стерла с лица земли русской чужое христианство. Но Святой Сергий оставил послание вам,дорогие Соотечественники: «Я ЕЩЕ ВЕРНУСЬ,ЧТОБЫ СПАСТИ ВАС» P.S.К сожалению на иконах изображен не Святой Сергий, он никогда не носил ряс и всегда одевался в простую,льняную крестьянскую одежду, был небольшого роста и со светлым,очень выраженным славянским лицом.

Авва Евагрий Понтийский учил - Сокровенные помыслы человека ведомы только Богу. Бесам помыслы человека не доступны. "Признаком душевных страстей становится либо произнесенное слово, либо движение тела, благодаря которым враги наши узнают, имеем ли мы внутри себя помыслы их и мучаемся ли от них, или же, извергнув эти помыслы, печемся о спасении своем. Ибо один только Бог, сотворивший нас, знает ум наш, и Он не нуждается во внешних признаках для того, чтобы ведать сокрытое в сердце наше."

"Демоны не знают наших сердец, как думают некоторые из людей. Ибо Сердцеведец один «сведый ум человеч» (Иов. 7, 20) «и создавый наедине сердца их» (Псал. 32, 15). Но то из слов, какие произносятся, то по каким-либо движениям тела, они узнают многие из движений, происходящих в сердце. Положим, что мы в разговоре обличали тех, которые нас злословили. Из этих слов демоны заключают, что мы относимся к ним нелюбовно, и берут от этого повод влагать нам злые против них помыслы, приняв которые, мы попадаем под иго демона памятозлобия, и этот непрестанно потом расплагает в нас против них помыслы мстительные. …злые демоны с любопытством наблюдают всякое наше движение и ничего не оставляют неисследованным из того, чем можно воспользоваться против нас – ни вставания, ни сидения, ни стояния, ни поступи, ни слова, ни взора, – все любопытствуют, «весь день поучаясь на нас лъстивным» (Псал. 37, 13), чтоб во время молитвы осрамить смиренный ум и блаженный его погасить свет".

Св. Иоанн Кассиан Римлянин приводит слова аввы Серена: «Нет сомнения, что нечистые духи могут познавать качества наших мыслей, но извне заключая о них по чувственным признакам, т.е. из наших расположений, или слов и занятий, к которыми видят нас более склонными. Но они вовсе не могут знать те мысли, которые еще не обнаружились из сокровенности души» (Собеседование 7, гл.15).

В древнем Патерике так же сказано - Авва Матой сказал: сатана не знает, какой страстью побеждается душа. Он сеет, но не знает, пожнет ли. Сеет он помыслы блуда, злословия, также другие страсти; и смотря по тому, к какой страсти душа покажет себя склонной, ту и влагает.

Они не знают расположения наших сердец, не могут читать наши мысли, помышлений наших сердец не видят, они открыты только Богу, - но из наших слов, действий, взглядов бесы усматривают наше внутреннее устроение и о том, склоняемся ли мы к добродетели или греху, судят лишь по нашему поведению. Ангелам и некоторым святым Бог открывает наши помыслы.

Святой авва Исидор Пелусиот говорил - "Диавол не знает того, что у нас в мыслях, потому что это исключительно принадлежит одной силе Божией, но по телесным движениям уловляет он думы. Увидит ли, например, что иной пытливо смотрит и насыщает глаза чуждыми красотами? Воспользовавшись его устроением, тотчас возбуждает такого человека к прелюбодеянию. Увидит ли одолеваемого чревоугодием? Тотчас живо представит ему страсти, порождаемые чревоугодием и доставляет служащее к приведению намерения своего в действие. Поощряет к разбою и неправедному приобретению".

Ну и наконец Иоанн Лествичник также пишет, что бесы не знают наших помыслов: "Не удивляйся тому, что бесы тайным образом влагают нам часто и добрые помышления, а потом противоречат им другими помыслами. Сии враги наши намерены только убедить нас этою хитростию, что они знают и сердечные наши помышления".

Loading...Loading...