Правило положительные и отрицательные числа координатная прямая. Тема: “Положительные и отрицательные числа

Учитель: .

Тема: “Положительные и отрицательные числа. Координаты на прямой”.

Тип урока: изучение нового материала.

Цель:

    Дать всесторонние представления о новых числах. Научить читать и записывать положительные и отрицательные числа, изображать их точками на прямой. Определять координаты точек, находить координату точки, отмечать на координатной прямой точку по ее координате. Формировать навыки мыслительной деятельности, внимательность, культуру чтения, культуру математической речи, развивать активность учащихся.

Образовательные результаты:

· Умение отличать положительные числа от отрицательных;

· Умение построить координатную прямую;

· Умение находить на координатной прямой точку с заданной координатой;

· Умение определять координату заданной точки;

· Навыки контроля и самоконтроля.

Межпредметные связи:

География, история, биология, русский язык .

Оборудование:

Компьютер, мультимедийный проектор, презентация, карточки.

Ход урока:

1. Организационное начало.

Приветствие. Проверка готовности учащихся к работе. Игра «Антонимы». Сегодня вам пригодятся знания не только по математике, но и по другим предметам. Вспомним из уроков русского языка, что такое антонимы ? Назовите антоним к слову…

Холодно-…

Глубина-…

Прибыль-…

Недостача-…

У чисел тоже есть антонимы. Те, которые мы уже изучили - положительные числа, а противоположные им по значению - отрицательные числа. Слова положительные числа и отрицательные числа тоже антонимы, которые используются в математике. С ними мы познакомимся сегодня на уроке и выясним, нужны ли отрицательные числа? (Цели урока.)

Запишите тему урока: «Положительные и отрицательные числа. Координаты на прямой».

2.Устный счёт (слайд 2)

Задача 1

Белка вылезла из дупла и бегает по стволу. Она удалилась от дупла на 3 метра. Где находиться белка? Достаточно ли знать лишь расстояние белки от дупла?

Что нужно знать, чтобы определить положение белки на дереве?

(слайд 3)


Достаточно ли знать только расстояние, чтобы определить точное положение автобуса?

4.Каким числам соответствуют точки А, Е, С, Д, В, F на координатном луче?

5.Каким точкам на координатном луче соответствуют числа 15 ,11,5?

6.Какую будет иметь координату точка А, если её переместить: на 2 единичных отрезка вправо;

Ребята затрудняются ответить на последний вопрос. Создаётся проблемная ситуация: найти с помощью координатного луча координату точки невозможно. Необходима новая математическая модель.

3.Изучение нового материала.

И такая математическая модель существует. Начертите прямую. Отметьте на ней точку О. На какие две фигуры разбила точка О прямую? (НА ДВА ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ЛУЧА).

Выберем отрезок определённой длины (допустим одна клетка в тетради) и отложим от точки О вправо и влево отрезки выбранной длины. Как называются эти отрезки? Как назовём точку О?

(единичный отрезок, начало координат)

Какое число соответствует точке О? (нуль)

Расставим числа слева от нуля под каждым штрихом 1,2,3,…Как называется число, соответствующее точке на каждом луче? (координата точки). Отметим точки С и В справа и слева от О на одинаковом расстоянии. Назовите их координаты. Расположение точек различно, а координаты одинаковые. Чтобы отличать их друг от друга, условились ставить перед числами справа от нуля знак «+», а слева знак «-» .Числа со знаком плюс называют положительными, а со знаком минус отрицательными. Направление вправо от начала отсчета называется положительным, и направление на прямой обозначают стрелкой . Влево от точки О располагают отрицательные числа , и направление влево от точки О называется отрицательным (отрицательное направление не указывается). Знак «+» перед положительными числами обычно опускают, для краткости записи, и вместо +2 пишут 2, поэтому +2=2 т. е это одно и то же число, только по разному обозначенное. Отрицательные числа пишутся со знаком“-”.Читают: “Минус один”, “Минус два”,“Минус три” и т. д

К каким числам мы будем относить нуль? (нуль – число ни положительное ни отрицательное). Оно отделяет положительные числа от отрицательных чисел.

Мы получили новую математическую модель, которая называется координатная прямая. Назовите её особенности.

· Прямая линия.

· Указано положительное направление.

· Отмечено начало отсчёта.

· Отложены единичные отрезки.

Назовите новую координату точки С? Отметьте на координатной прямой точку А(5).

А теперь вернёмся к нашему вопросу. Какую будет иметь координату точка, А если её переместить на 7 единичных отрезков влево.

лайд 5) Прямые могут находиться в различных положениях. Поэтому дополнительные лучи могут идти не только влево и вправо, но и, например, вверх и вниз. Если прямая расположена горизонтально , то обычно положительными считают координаты точек, расположенных справа от точки О, а отрицательными – координаты точек, расположенных слева от точки О. Если прямая расположена вертикально, то положительными считают координаты точек, расположенных выше точки О, а отрицательными – координаты точек, расположенных ниже точки О.

4.Найдите ошибку .

Найдите среди прямых - прямую, которая является координатной прямой. Объясните почему?

(слайд 6)

5.Физкультминутка. Если я называю положительное число, то ребята поднимают правую руку, если – отрицательное число, то левую руку, если отрицательную дробь, то обе руки. -1,2; 3/5; 0; -11,2; -4,8; 5; 8,3, -1000; 0, 0001; 0.

6.Игра « Определи кодовое слово» (ученик у доски)

(слайд 7)

Отметьте на координатной прямой точки А (1,9), Д(-3,4), Е(-2),К(-1/2), Р(2,4) и Т(4).Прочитайте полученное слово. Получили слово «Декарт»

7. Историческая справка (ученик делает доклад)

(слайд 8) Рене Декарт, французский математик, физик и философ. В 1637 году предложил геометрическое истолкование положительных и отрицательных чисел - ввёл координатную прямую. А до этого момента люди долгое время не могли привыкнуть к отрицательным числам. Отрицательные числа казались им непонятными, ими не пользовались, просто не видели в них особого смысла. Понимание того, что отрицательные числа нужны и полезны приходило постепенно. Давайте с вами погрузимся в мир истории… первые сведения об отрицательных числах встречаются у китайских математиков во 2 веке до нашей эры. Положительные числа тогда толковались как имущество, прибыль, а отрицательные как долг, недостача. Индийские математики лишь в 7веке начали вместо слов «долг 10 юаней» писать просто «10 юаней», но рисовать эти иероглифы чёрной тушью. В Европе отрицательными числами начали пользоваться в 12-13веке. В Италии ростовщики, давая деньги в долг ставили перед именем должника сумму долга и чёрточку, вроде нашего минуса, а когда должник возвращал деньги, зачёркивали её, получалось что-то вроде нашего плюса. Можно же плюс считать зачёркнутым минусом! уже писал «+» и «-» для сложения и вычитания а чуть позднее немецкий учёный Михель Штифель написал полную арифметику, которая была напечатана в 1544 год, именно напечатана, а не написана от руки. В ней встречаются такие записи чисел 0+2,0-2,0-5,0+7.Числа первого вида он назвал «меньше, чем ничего».Числа второго вида назвал « больше, чем ничего»Вам, конечно понятны эти названия, потому, что «ничего» это нуль. Об этих числах всегда велись разговоры в учёных кругах. Предполагались и другие обозначения, придумывались изображения. Но даже несмотря на это в 17 веке знаменитый учёный как Паскаль считал, что если из нуля вычесть какое-либо число, то в результате получится нуль. История отрицательных чисел получило своё развитие с появлением аналитической геометрии. Теперь они наравне с положительными были представлены на геометрической оси. В 1831 году Гаусс полно обосновал, что отрицательные числа абсолютно равнозначны по правам с положительными, а то, что их можно применить не во всех случаях, значения не имеет. Окончательное и всеобщее признание отрицательные числа получили лищь в первой половине 18 века. А история возникновения отрицательных чисел заканчивается 19 веке когда Уильям Гамильтон и Герман Грассман создали полную теорию отрицательных чисел, тогда же утвердилось и современное обозначение для отрицательных чисел. С этого момента заканчивается история возникновения отрицательных чисел и начинается история развития данного математического понятия. Но это уже другая история…

8.Первичное закрепление.

(слайд 9) Прочитайте числа.

(слайд 10) Найдите ошибку.

(слайд 11) Самостоятельная работа – самопроверка.

Проверь себя (слайд 12)

9.Практическое применение координатной прямой.

Шкала высот и глубин. На уроках географии вы изучали шкалу высот и глубин. На ней начало отсчёта ведётся от уровня океана. Поверхность нашей Земли представлена равнинами и горами их высота определяется по шкале; по ней определяется и глубина океанов (слайды 13,14,15)

С координатной прямой, расположенной горизонтально, мы встречаемся на уроках истории – линия времени (слайд 17)

Шкалу с положительными и отрицательными числами и нулем имеют термометры. Термометр- это прибор для измерения температуры. Начало отсчета соответствует температуре таяния льда 0 градусов Цельсия. А при 100 градусах закипает вода.

(слайд 17)

9.Закрепление нового материала.

№ 000, № 000 из учебника

11. Итог урока.

Что мы узнали на уроке? Что такое числовая координатная прямая, какие числа называются отрицательными, положительными, что называется началом координат, что называется координатой точки? Достаточно ли только положительных чисел? Зачем же нам отрицательные числа?

(слайд 18)

n движение: вверх – вниз

n движение: вправо – влево

n измерение температуры: выше нуля и ниже нуля;

n исчисление времени: годы до н. э. и годы н. э. на оси времени;

n определение местоположения тела по карте или глобусу: восточная и западная долгота или северная и южная широта (в географии);

n отметки выше уровня Мирового океана (нулевой отметки) и ниже уровня океана (в географии);

n решение уравнений, когда в ответе получается отрицательное число.

Отрицательные числа необходимы.

11. Домашнее задание . Стр147-148, № 000,№ 000. (слайд 19)

Координатная прямая
Прямая с выбранными на ней началом отсчета, единичным отрезком и указанным положительным направлением называется координатной прямой .
Число, показывающее положение точки на координатной прямой, называется координатой точки .
Пример
Точка А расположена на прямой (см. рисунок) на расстоянии 2,5 единичных отрезка вправо от 0. Это означает, что координата точки А - число . Обозначается: А (2,5).

Точка B на рисунке расположена слева от 0 на расстоянии 4 одинаковых отрезков. Обозначается: B .
Следовательно, число со знаком «+» называют положительными . При записи положительных чисел знак «+», как правило, опускают.
Числа со знаком «–» называют отрицательными .
Число 0 не является ни положительным, ни отрицательным. Два числа, отличающиеся друг от друга только знаком, называются противоположными числами .
Число, противоположное числу а , обозначают . Таким образом, если , то ; если , то , то есть . Число 0 противоположно само себе . Если данное число положительное, то противоположное ему отрицательное и наоборот.
Обратите внимание, что по записи нельзя сказать, какое это число - положительное или отрицательное.
Если х - положительное, то отрицательное; если х - отрицательное, то положительное; если , то .
Натуральные числа, противоположные им числа и число 0 называются целыми числами . Числа, которые можно записать в виде дроби , где m - целое число, а n - натуральное число, называют рациональными числами .
Каждое рациональное число можно записать в виде конечной или бесконечной периодической десятичной дроби.

На этом уроке мы поговорим о том, что такое координаты и координатная прямая. Научимся использовать координатную прямую для наглядного выполнения различных операций с числами.

Если у вас возникнет сложность в понимании темы, рекомендуем посмотреть уроки ,

Давайте потренируемся определять эти координаты для разных точек.

Определим координату точки (рис. 11).

Рис. 11. Точка

Для этого измерим, сколько раз единичный отрезок уложится от начала отсчета до точки . раза. Точке соответствует число . Или точка имеет координату (рис. 12).

Рис. 12. Координата точки

Иногда координату записывают в скобках после названия точки (рис. 13).

Рис. 13. Запись координаты

Определим координату точки (рис. 14).

Рис. 14. Точка

Единичный отрезок поместился раз. Координата (рис. 15).

Рис. 15. Координата точки

Можно поступить наоборот: найти точку по ее координате. Точка имеет координату . Тогда от нуля нужно отложить целых единичных отрезков и (рис. 16).

Рис. 16. Расположение точки

Пусть теперь точка левее начала отсчета. Точка . Отрезок укладывается раза. Но координата уже занята для точки справа (рис. 17).

Рис. 17. Расположение точки

Да и все остальные положительные числа уже использованы для координат тех точек, что находятся справа от нуля.

Но у нас остались еще отрицательные числа. Их и будем использовать для таких точек. То есть точка имеет координату .

Две координаты, отличающиеся только знаками (то есть противоположные числа), соответствуют точкам, симметричным относительно начала координат. Например, и соответствуют двум симметричным точкам и (рис. 18).

Рис. 18. Симметричные точки

Если числовых прямых две или больше, то, чтобы отличать одну от другой, их обозначают буквами, , , и т.д. Например, в прямоугольной системе координат на плоскости две оси. Их обозначают обычно и . В нашем случае, хоть прямая и одна, ее все равно обычно обозначают буквой . Кроме того, чтобы не откладывать каждый раз единичные отрезки до нужной точки, на прямой часто сразу ставят несколько отметок, соответствующих целым числам.

Итак, координатная прямая (числовая прямая) - это прямая, на которой выбраны начало отсчета, направление, масштаб (единичный отрезок).

Каждой точке соответствует число, которое называют координатой. Координата является адресом точки. По этой координате можно точно найти, где находится точка, как дом по адресу. И, наоборот, по точке можно однозначно сказать, какая у нее координата (рис. 19).

Рис. 19. Координатная прямая

Итак, когда же мы используем координатную прямую? Представьте, что вам по телефону нужно объяснить, где находятся эти точки на прямой (рис. 20).

Рис. 20. Точки на прямой

Мы можем взять линейку, измерить все расстояния между точками и передать по телефону.

А теперь, пусть это числовая прямая. Теперь у каждой точки есть координата, ее можно продиктовать по телефону, а на том конце ваш собеседник по этим координатам может точно так же расставить точки (рис. 21).

Рис. 21. Точки на координатной прямой

Итак, у нас каждой точке соответствует число и наоборот. Но соответствие распространяется и дальше - на сравнение чисел и на арифметические операции.

То, что , означает, что точка с большой координатой находится правее (рис. 22).

Рис. 22. Сравнение координат

Прибавить к числу положительное число на прямой будет означать, что от исходной точки с координатой отступить вправо на единичных отрезка. Придем в точку (рис. 23).

Рис. 23. Сложение положительных чисел

Прибавить отрицательное число (вычесть положительное) означает сдвиг влево (рис. 24).

Рис. 24. Вычитание

Свойство противоположных чисел: их сумма равна нулю. Двум противоположным числам соответствуют симметричные относительно нуля точки. Например, и . Можно к прибавить , то есть сдвинуться на единиц вправо, придем в точку ноль. Или, наоборот, от точки можно сдвинуться на единиц влево (прибавить отрицательное число или вычесть ) (рис. 25).

Когда то в школе, наш учитель по математике закончила урок фразой: «На следующем уроке мы с вами узнаем, какие числа живут до нуля». Мы очень ждали следующего урока. Мы не могли поверить… какие такие числа могут существовать в обратном направлении? На этом уроке вы узнаете именно о таких числах

Больше уроков на сайте

Рациональные числа

Положительные и отрицательные числа

Для чего нужны числа?

— для подсчёта предметов;

— для измерения величин (расстояний, масс, скоростей и т.п.)

Сколько? 3 ученика, 6 уроков, 10 км, 100 кг, 40км/ч

учеников класса, 10% стоимости, 10,5 лет и т.п.

Отрицательные числа – противоположные к известным нам числам

расход – доход

глубина – высота

отрицательные числа

положительные числа

рациональные числа Q

натуральные числа

противоположные к натуральным

целые числа

Какое понижение температуры было более значительным?

с +30С до -150С

с -80С до -240С

  • -15-(+3)
  • Найти значения этих выражений
  • Сравнить результаты

Дать определение положительных и отрицательных чисел нам поможет координатная прямая . Для удобства будем считать, что она расположена горизонтально и направлена слева направо.

Определение.

Числа, которые соответствуют точкам координатной прямой, лежащим правее начала отсчета, называют положительными .

Определение.

Числа, которые соответствуют точкам координатной прямой, лежащим левее начала отсчета называю отрицательными .

Число нуль, соответствующее началу отсчета, не является ни положительным, ни отрицательным числом.

Следовательно, отрицательные числа всегда записываются со знаком минус.

Теперь, зная определения положительных и отрицательных чисел, мы с легкостью можем привести примеры положительных и отрицательных чисел . Примерами положительных чисел являются натуральные числа 5 , 792 и 101 330 , да и вообще любое натуральное число является положительным. Примерами положительных являются числа, 4,67 и 0,(12)=0,121212… , а отрицательных – числа, −11 , −51,51 и −3,(3) .

Определение.

Числа со знаком плюс называют положительными , а со знаком минус –отрицательными .

Существует еще одно определение положительных и отрицательных чисел, основанное на сравнении чисел. Чтобы дать это определение, достаточно лишь вспомнить, что точка на координатной прямой, соответствующая большему числу, лежит правее точки, соответствующей меньшему числу.

Определение.

Положительные числа – это числа, которые больше нуля, а отрицательные числа – это числа, меньшие нуля.

Таким образом, нуль как бы отделяет положительные числа от отрицательных.

Конечно же, следует еще остановиться на правилах чтения положительных и отрицательных чисел. Если число записано со знаком + или −, то произносят название знака, после чего произносят число. Например, +8 читается как плюс восемь, а — как минус одна целая две пятых. Названия знаков + и − не склоняются по падежам. Примером правильного произношения является фраза «a равно минус трем» (не минусу трем).

Отрицательные числа — это числа со знаком минус (−), например −1, −2, −3. Читается как: минус один, минус два, минус три.

Примером применения отрицательных чисел является термометр, показывающий температуру тела, воздуха, почвы или воды. В зимнее время, когда на улице очень холодно, температура бывает отрицательной (или как говорят в народе «минусовой»).

Например, −10 градусов холода:

Обычные же числа, которые мы рассматривали ранее, такие как 1, 2, 3 называют положительными. Положительные числа — это числа со знаком плюс (+).

При записи положительных чисел знак + не записывают, поэтому мы и видим привычные для нас числа 1, 2, 3. Но следует иметь ввиду, что эти положительные числа выглядят так: +1, +2, +3.

Содержание урока

Это прямая линия, на которой располагаются все числа: и отрицательные и положительные. Выглядит следующим образом:

Здесь показаны числа от −5 до 5. На самом деле координатная прямая бесконечна. На рисунке представлен лишь её небольшой фрагмент.

Числа на координатной прямой отмечают в виде точек. На рисунке жирная чёрная точка является началом отсчёта. Начало отсчёта начинается с нуля. Слева от начала отсчёта отмечают отрицательные числа, а справа — положительные.

Координатная прямая продолжается бесконечно по обе стороны. Бесконечность в математике обозначается символом ∞. Отрицательное направление будет обозначаться символом −∞, а положительное символом +∞. Тогда можно сказать, что на координатной прямой располагаются все числа от минус бесконечности до плюс бесконечности:

Каждая точка на координатной прямой имеет своё имя и координату. Имя — это любая латинская буква. Координата — это число, которое показывает положение точки на этой прямой. Проще говоря, координата это то самое число, которое мы хотим отметить на координатной прямой.

Например, точка А(2) читается как «точка А с координатой 2» и будет обозначаться на координатной прямой следующим образом:

Здесь A — это имя точки, 2 — координата точки A.

Пример 2. Точка B(4) читается как «точка B с координатой 4»

Здесь B — это имя точки, 4 — координата точки B.

Пример 3. Точка M(−3) читается как «точка M с координатой минус три» и будет обозначаться на координатной прямой так:

Здесь M — это имя точки, −3 — координата точки M.

Точки можно обозначать любыми буквами. Но общепринято обозначать их большими латинскими буквами. Более того, начало отчёта, которое по другому называют началом координат принято обозначать большой латинской буквой O

Легко заметить, что отрицательные числа лежат левее относительно начала отсчёта, а положительные числа правее.

Существуют такие словосочетания, как «чем левее, тем меньше» и «чем правее, тем больше» . Наверное, вы уже догадались о чём идёт речь. При каждом шаге влево, число будет уменьшаться в меньшую сторону. И при каждом шаге вправо число будет увеличиваться. Стрелка, направленная вправо, указывает на положительное направление отсчёта.

Сравнение отрицательных и положительных чисел

Правило 1. Любое отрицательное число меньше любого положительного числа.

Например, сравним два числа: −5 и 3. Минус пять меньше , чем три, несмотря на то, что пятёрка бросается в глаза в первую очередь, как цифра большая, чем три.

Связано это с тем, что −5 является отрицательным числом, а 3 — положительным. На координатной прямой можно увидеть, где располагаются числа −5 и 3

Видно, что −5 лежит левее, а 3 правее. А мы говорили, что «чем левее, тем меньше» . И правило говорит, что любое отрицательное число меньше любого положительного числа. Отсюда следует, что

−5 < 3

«Минус пять меньше, чем три»

Правило 2. Из двух отрицательных чисел меньше то, которое располагается левее на координатной прямой.

Например, сравним числа −4 и −1. Минус четыре меньше , чем минус единица.

Связано это опять же с тем, что на координатной прямой −4 располагается левее, чем −1

Видно, что −4 лежит левее, а −1 правее. А мы говорили, что «чем левее, тем меньше» . И правило говорит, что из двух отрицательных чисел меньше то, которое располагается левее на координатной прямой. Отсюда следует, что

Минус четыре меньше, чем минус единица

Правило 3. Ноль больше любого отрицательного числа.

Например, сравним 0 и −3. Ноль больше , чем минус три. Связано это с тем, что на координатной прямой 0 располагается правее, чем −3

Видно, что 0 лежит правее, а −3 левее. А мы говорили, что «чем правее, тем больше» . И правило говорит, что ноль больше любого отрицательного числа. Отсюда следует, что

Ноль больше, чем минус три

Правило 4. Ноль меньше любого положительного числа.

Например, сравним 0 и 4. Ноль меньше , чем 4. Это в принципе ясно и так. Но мы попробуем увидеть это воочию, опять же на координатной прямой:

Видно, что на координатной прямой 0 располагается левее, а 4 правее. А мы говорили, что «чем левее, тем меньше» . И правило говорит, что ноль меньше любого положительного числа. Отсюда следует, что

Ноль меньше, чем четыре

Понравился урок?
Вступай в нашу новую группу Вконтакте и начни получать уведомления о новых уроках

Loading...Loading...