Думаете что являлось. Древнейшие сооружения человечества

Прогнозы развития электронной коммерции

Общие прогнозы развития По прогнозу IDC (www.idc.com) общий общем рынка электронной коммерции к 2003 году достигнет 1,6 трлн долларов, причем 1,4 трлн долларов из них будут приходиться на В2В-предложения. Доля клиентов виртуальных магазинов среди всех пользователей Интернета к 2003 году должна вырасти с 29 до 38 %. Согласно исследованиям eMarketer (www.emarketer.com) доходы от электронной коммерции во всем мире в 2000 году составили 185 млрд. долларов, в следующем году составят 336 млрд., в 2002 году - 686,3 млрд., а в 2003 - 1,26 трлн. долларов (рис. 11).

Рис. 11. Прогнозы роста доходов от электронной коммерции во всем мире (млрд долларов).

Согласно исследованию Jupiter Communications расходы на покупки, которые были совершены под влиянием Интернета, составили в 2000 году 235 млрд. долларов и составят 831 млрд. долларов к 2005 году. Через 5 лет Интернет будет влиять на совершение 75 % розничных покупок, в то время как в 1999 году это влияние уже составляло 43 %. Около 200 млрд. долларов будет тратиться в виртуальных магазинах и еще 632 млрд. люди будут тратить в обыкновенных магазинах на товары, информацию о которых они нашли в Интернете. Уже сейчас 68 % опрошенных покупателей виртуальных магазинов говорят, что они изучают информацию о товаре в Сети, а потом покупают его в обыкновенном магазине. Еще 47 % констатируют, что они выбирают товары в Интернете, а потом заказывают их по телефону.

Согласно прогнозам Jupiter Communications суммарный оборот рынка В2В к 2005 году будет составлять свыше 6 трлн долларов. По расчетам Gartner Group (http:/ www.info-edge.corn/gartner.htm) к концу 2003 года будет функционировать около 10 000 В2В-проектов, включая крупные виртуальные биржи, а также значительное число фирм, специализирующихся на обслуживании и технической поддержке порталов. Общий оборот будущей индустрии В2В к концу 2004 года Gartner Group оценивает приблизительно в 7,29 трлн долларов.

По прогнозам eMaketer в 2001 году В2В-сфера составит 82,5 % от объема всей электронной коммерции, в 2002 году этот показатель будет равен 85 %, а в 2003 - 87 % (рис. 12).

Рис. 12. Прогнозы роста годового оборота рынка В2В (млрд долларов)

По мнению специалистов eMarketer, в 2003 году США по-прежнему будет лидировать в области В2В, американцам будет принадлежать 59% этого рынка, а их доход от данного вида коммерции составит 747 млрд долларов. По оценкам Jupiter Communications (www.jupitercommunications.com), американский виртуальный рынок В2В вырастет к 2005 году до 6 трлн долларов, составив 42 % от общего объема несетевой торговли между американскими предприятиями.

К концу 2005 года объем европейского сектора электронного рынка В2В-предложений достигнет цифры в 900 млрд евро, что будет составлять 6 % от всего объема торговых соглашений между коммерческими компаниями (Forrester Research).

По прогнозу Министерства почты и телекоммуникаций Японии (Post and Telecommunications Ministry) к 2005 году оборот рынка В2В вырастет до 103,4 трлн иен (980 млрд долларов) в сравнении с 14,43 трлн иен в 1999 году. Оборот рынка бизнес-услуг, связанных с Интернетом, таких как услуги по подключению к Сети, обслуживание инфраструктуры Интернета и сетевая реклама, составит 31,25 трлн иен (297 млрд долларов) в 2005 в сравнении с 6,40 трлн иен в 1999 году.

По данным компании Andersen Consulting рынок электронных книг, на сегодняшний день еще не столь большой и значительный, сможет к 2005 году охватить 10% всего книжного мирового рынка. Объем продаж на данном рынке ориентировочно достигнет к 2005 году 2,3 млрд долларов.

Американская информационно-аналитическая фирма IDC прогнозирует к концу 2003 года рост рынка дистанционного обучения на 148 %- с 480 млн долларов в 2000 году до 1,3 млрд долларов в 2003 году.

С каждым днем человечество все более активно начинает пользоваться информационными технологиями. Для этого оно пользуется сетью Интернет. Сегодня в данной системе практически все организации открывают свои сайты. Не остаются в стороне и рядовые граждане. Они заводят собственные странички в различных социальных сетях.

Интернет - это открытая система с обширной аудиторией, позволяющая осуществлять совершенно новые взаимодействия между пользователями. И нет ничего удивительного в том, что ее начали широко использовать для ведения электронного бизнеса. Это совершенно новый уровень не только рыночных и экономических, но и социально-культурных взаимоотношений организаций и людей.

История создания

Представляет собой интеграцию юридических и физических лиц, которые работают в области электронной коммерции. Все они объединены в сеть предпринимательства. На сегодняшний день такая система складывается на уровне всего мирового Интернета.

Что же такое коммерция электронная? В отличие от электронного бизнеса это понятие имеет более узкий смысл. Оно подразумевает использование Интернета как информационного канала с целью организации бизнес-процессов. В этом случае отсутствует традиционная схема «деньги-товар». Ее заменяют на «информация-информация».

Коммерция электронная - это не что иное, как онлайн-шопинг. Причем появился такой вид деятельности еще в те времена, когда человечество не было знакомо с Интернетом. Это случилось в 1979 г., когда американец Майкл Алдрих решил связать в единое целое компьютер и кабельное телевидение. Для этого он использовал стационарные телефонные линии. Такая технология позволяла пользователям заказывать товар, который демонстрировался на экране. И только в 1990 г. Тимом Беренсом был изобретен первый браузер. После этого и начали свое бурное развитие электронный бизнес и электронная коммерция. Так, в 1992 г. Чарльзом Стаком был открыт первый в мире Интернет-магазин по продаже книжной продукции. В 1994 г. начал свою работу Amazon.com, а в 1995-м - E-bay.

Развитие электронной коммерции в России можно охарактеризовать следующими этапами:

1. 1991-1993 гг. На протяжении данного периода Интернет представляет собой средство общения только между научными деятелями, техническими центрами, компьютерными специалистами и правительственными организациями.
2. 1994-1997 гг. В это время возможностями всемирной сети начинает активно интересоваться население страны.
3. С 1998 г. и по настоящее время с помощью Интернета активно развиваются электронный бизнес и электронная коммерция.

Новые возможности

Предприятия, ведущие свой бизнес по традиционному пути, отвечают за каждый этап своей деятельности. При этом они тратят огромные средства на развитие товара и его производства, дальнейшую доставку и продажу готовых изделий. Больших денежных ресурсов требует и материально-техническая поддержка всего процесса реализации.

Но вот появилась коммерция электронная. Она начала постепенную трансформацию работы предприятий в сеть виртуальных организаций. Причем у каждого из членов этого сообщества появилась возможность концентрации своей деятельности на наиболее приемлемых направлениях. Это позволило совершать поставки к потребителям максимально законченного производственного решения.

После того как появилась коммерция электронная, бизнес получил новые возможности. С помощью этого современного инструмента стало возможным:

Организация видеоконференций;
- проведение онлайн-обучения;
- освоение новых моделей маркетинга;
- создание систем деловой информационной среды;
- получение разнообразной информации;
- осуществление финансового взаимодействия;
- развитие новых взаимоотношений между компаниями на основе электронных технологий;
- открытие новых дешевых каналов;
- укрепление сотрудничества;
- поддержка альтернативных идей;
- развитие новой экономики производства и покупки товаров.

Основные задачи торговли в Интернете

Использование электронной коммерции предполагает:
- установление предварительных контактов с потенциальными поставщиками, клиентами и заказчиками посредством сети Интернет;
- обмен документами, созданными в электронном виде, которые необходимы для осуществления сделок купли-продажи;
- реализацию товара или услуги;
- предпродажную рекламу изделий и послепродажную поддержку покупателя в виде подробных инструктажей по приобретенному изделию;
- электронную оплату купленного товара с применением электронных денег, переводов, кредитных карт и чеков;
- доставку изделий клиенту.

Схема «бизнес-бизнес»

Существуют различные виды электронной коммерции. Причем их классификация предполагает целевую группу потребителей. Одним из видов электронной коммерции является схема «бизнес-бизнес», или B2B. Подобное взаимодействие осуществляется по довольно простому принципу. Он состоит в том, что одно предприятие торгует с другим.

Несмотря на то что на сегодняшний день существуют и другие виды электронной коммерции, B2B является наиболее активно развивающимся направлением, имеющим самую хорошую перспективу. Благодаря интернет-платформам весь процесс торговли становится более оперативным и прозрачным. При этом представитель предприятия-заказчика имеет возможность осуществлять интерактивный контроль всего процесса выполнения работ, оказания услуг или поставок товара. Для этого он пользуется базами данных организации-продавца.

К особенности модели «бизнес-бизнес» можно отнести то, что в данном случае ведение е-коммерции невозможно без полностью автоматизированного взаимодействия организаций для осуществления предпринимательской деятельности. А это имеет очень выгодную перспективу. Ведя бизнес в секторе B2B, предприятие параллельно решает задачу своего внутреннего управления.

Торговые площадки для схемы «бизнес-бизнес»

В электронной коммерции имеются специальные места, где заключаются сделки и осуществляются соответствующие финансовые операции. Это и есть торговые площадки, которые в данном случае являются виртуальными. Они могут создаваться:

Покупателями;
- продавцами;
- третьей стороной.

На сегодняшний день для модели B2B выделяют три вида торговых площадок. Это биржа, аукцион и каталог. Рассмотрим их подробнее.

Создание каталога способствует использованию тех поисковых возможностей, которыми обладают современные информационные системы. При этом покупатель вправе сравнить и выбрать товар по цене, дате поставки, гарантии и т. д. Каталоги применяются в тех отраслях, где наиболее частыми являются сделки по реализации недорогих товаров, а также там, где спрос предсказуем, а цены меняют весьма редко.

Что касается аукциона, то для этой модели торговой площадки характерны нефиксированные цены. Окончательная стоимость товара устанавливается в процессе торгов. Аукционы применяют в том случае, когда реализуемые товары или услуги являются уникальными в своем роде. Это могут быть редкие предметы или капитальное оборудование, складские запасы и т. д.

Третий вид виртуальной торговой площадки - биржа - отличается тем, что предлагаемые ею цены регулируются предложением и спросом, а потому подвержены сильным изменениям. Такая модель как нельзя лучше подходит для реализации распространенных предметов, обладающих несколькими легко стандартизируемыми характеристиками. Биржа наиболее привлекательна для тех рынков, где цены и спрос являются нестабильными. В ряде случаев такая модель позволяет торговать анонимно, что порой бывает немаловажным для сохранения конкурентоспособности и неизменности цен.

Специалисты предсказывают хорошие перспективы электронной коммерции, использующей данную модель. Прежде всего, такие продажи выгодны покупателям. Ведь торговля проходит на корпоративном коммерческом портале без участия посредников. Кроме того, для подобной торговой площадки характерна работа одного продавца с большим количеством покупателей.

В последнее время появились и новые разновидности моделей продаж в секторе B2B. Это каталожные системы, которые объединяют несколько продавцов. Начинают работать и электронные площадки, сочетающие в себе особенности биржи и аукциона. Подобная электронная коммерция сокращает время и финансовые расходы на подбор и поиск лучших продуктов, а также на оформление сделки между покупателем и продавцом.

Схема «бизнес-потребитель»

Электронная коммерция, построенная по принципу B2C, находит свое применение в том случае, когда клиентами предприятия являются не юридические, а физические лица. Обычно это розничная продажа товаров. Такой способ совершения коммерческой сделки выгоден для клиента. Он дает возможность значительно ускорить и упростить покупку нужной для него вещи. У человека отпадает необходимость посещения магазинов. Ему достаточно изучить характеристику товара на сайте продавца, выбрать нужную модель и заказать продукт, который будет доставлен по заявленному адресу.

Электронная коммерция в сети Интернет по схеме «бизнес-потребитель» выгодна и поставщику. У него появляется возможность оперативного отслеживания спроса, затратив при этом минимальные ресурсы на содержание кадров.

По схеме B2C работают традиционные интернет-магазины. Их деятельность направлена на ту или иную целевую группу потребителей. С 2010 г. появилась и начала развиваться так называемая социальная коммерция. Она охватывает сферу продаж услуг и товаров в социальных сетях.

Одно из крупнейших предприятий, работающих по модели B2C, это американская компания Amazon.com. Она осуществляет книгами и имеет более миллиона клиентов во всех странах мира. Используя схему «бизнес-потребитель», компания уравняла доступ к товару между клиентами различных государств. И при этом неважно, где живет заказчик, в крупном городе или в отдаленном регионе.

Торговые площадки для схемы «бизнес-потребитель»

В секторе B2C товар реализуется через:

Электронные магазины и торговые ряды;
- Web-витрины;
- специализированные интернет-системы;
- аукционы.

Рассмотрим эти торговые площадки подробнее. Электронная коммерция компаниями среднего и малого бизнеса, как правило, ведется через интернет-магазины. Эти виртуальные площадки - не что иное, как сайты компании. Более сложной структурой являются интернет-ряды. На них размещаются одновременно несколько виртуальных магазинов.

Электронная коммерция в России часто ведется через небольшие Web-витрины. Этими торговыми рядами, как правило, владеют фирмы малого бизнеса. Основными элементами таких сайтов являются каталоги или прайс-листы, в которых описывается сам товар или услуга, а также система для сбора поступивших от покупателей заказов.

Торговые интернет-системы (ТИС) используются крупными холдингами, компаниями и корпорациями. Такие виртуальные площадки позволяют предприятиям повысить эффективность работы службы снабжения и сбыта, а также построить наиболее рациональные логистические цепочки для обеспечения производственного процесса сырьем, материалами, оборудованием и т. д.

Многие организации при ведении электронной коммерции пользуются специальными Web-сайтами. На них любой продавец может выставить свой товар по первоначальной цене. Такие Web-сайты являются электронными аукционами. Покупатели, заинтересованные в приобретении товара, могут указать для него более высокую стоимость. В итоге, продавец заключает сделку с той организацией, которая готова платить больше.

Схема «потребитель-потребитель»

Развитие электронной коммерции привело к появлению сделок C2C. Они совершаются между потребителями, не являющимися предпринимателями. При этой схеме электронной коммерции продавцы размещают свои предложения на специальных интернет-площадках, которые представляют собой нечто среднее между обычным рынком-толкучкой и газетными объявлениями. Например, в США таким провайдером является ebay.com. Это третье лицо, позволяющее потребителям заключать любые сделки в режиме реального времени. Причем проходят они непосредственно в сети Интернет и имеют формат электронного аукциона. Модель C2C приобрела на сегодняшний день большую популярность. Покупателей при этом радуют цены на товар, которые ниже, чем в магазинах.

Прочие схемы

Какой еще может быть коммерция электронная? Помимо описанных выше наиболее распространенных схем существует и несколько других. Они не пользуются большой популярностью, однако находят свое применение в ряде специфических случаев. Так, использование электронной коммерции стало возможным при взаимодействии как юридических, так и физических лиц с государственными структурами. Это касается заполнения анкет и взимания налогов, работы с таможенными структурами и т. д. Такие формы взаимодействия стали возможны только с развитием Интернет-технологий.

Значительным плюсом такой схемы электронной коммерции является облегчение работы государственных служащих и освобождение плательщиков от части бумажной волокиты.

Основные правила для предпринимателей

Коммерции должен знать каждый, кто желает иметь свое дело, основанное на информационных технологиях. Существуют определенные несложные правила, которые должны быть своеобразной таблицей умножения для любого продавца. Тот, кто желает стать победителем в конкурентной борьбе, обязан:

Создать удобный сайт, оптимизированный под поисковики;
- превращать своих посетителей в покупателей;
- проводить маркетинговые действия, которые позволят популяризировать сайт в сети Интернет;
- анализировать статистку продаж.

Перспективы развития электронной коммерции

На сегодняшний день в России сложились определенные факторы, которые оказывают значительное влияние на развитие ЭК. Среди них:

Большая протяженность территории страны, требующая снижения влияния имеющихся на сегодняшний день ограничений реализации товаров, которые связаны с удаленностью субъектов рынка;
- важность повышения для слияния российского бизнеса с мировыми информационными и экономическими процессами;
- проблема сокращения торговых издержек, что позволило бы нашей продукции стать конкурентоспособной на мировом рынке;
- необходимость в более тщательном контроле над реализацией товаров самих предприятий и фискальных органов;
- важность динамичного развития технологической базы организаций с внедрением самых современных средств информатики.

Развитию ЭК в России способствует традиционно высокий уровень высшего образования. Кроме того, финансовыми органами страны уже разработаны новейшие банковские технологии, использование которых позволяет производить операций клиентов. Безопасность электронной коммерции в России обеспечивают имеющиеся технические решения. Они предполагают использование средств, обеспечивающих криптографическую защиту информации, предоставляемую участниками виртуальных торгов.

Но в нашей стране существуют и некоторые проблемы электронной коммерции. Так, процесс развития виртуальной торговли значительно тормозится из-за:

Низкого новых для нас рыночных отношений;
- несовершенства законодательной базы;
- высокой степени монополизации экономики;
- недостаточного развития инфраструктуры товарных рынков;
- несовершенства системы кредитных и финансовых отношений.

История культуры первобытного общества охватывает громадный промежуток времени – от возникновения человека (ок.5 млн. лет назад) и до наших дней.

Все сведения о первобытной культуре связано с археологическими находками материальных предметов: орудия труда, постройки, захоронения, украшения и т.п. Несомненно, что в эпоху первобытного общества зарождаются основные виды духовной культуры: с появлением человека на земле зарождается религия, возникают мифологические представления, архитектура, изобразительное искусство.

Жизнь древних людей была неотделима от природы . Люди считали, что в природе всё взаимосвязано. Однако рационально объяснить эту связь человек еще не мог, поэтому он заменил знания об устройстве мира своими представлениями о нем: мифологизированным представлением о действительности, религиозным видением, приписывал силам природы таинственные магические силы.

• Миф – это особый вид мироощущения, специфическое представление о явлениях природы и общественной жизни.

• Религия – вера в существование сверхъестественных сил.

• Магия - система обрядов, с помощью которых человек якобы может сверхъестественным образом воздействовать на природу.

Ранние формы веры

Первобытные формы религии основывались на анимистическом типе мировоззрения. Анимизм (от англ. animation – оживление) - вера в оживление природных сил (духов), способных помогать или мешать человеку в его делах.

В рамках анимистических представлений сложилась такая форма верований как тотемизм - вера в мистическую связь группы людей с животным или растением, являющимся покровителем или родоначальником племени.

Тотемизм был способом осознания обществом своего единства. Некоторые исследователи считают, что тотемный предок был в древнем мире у каждого рода или племени.

Рис. 1. Примеры тотемных животных.

Очень рано сформировался у человечества культ предков – поклонение духам умерших людей. Смерть рассматривалась как переход в иное состояние (отделение души от тела) и перемещение в другое место (лес, море, подземный или небесный мир). Умершие предки становились духами. После смерти предка племя сохраняет с ним мистическую связь, которая осуществлялась через ритуальное общение с духом умершего.

Искусство первобытных людей отличается примитивностью, которая была результатом осознания связей человека с окружающим миром. Человек формировал свой духовный мир через познание и наблюдение внешней природы, мира зверей, который он понимал лучше, чем свой собственный. Себя первобытный человек первоначально не изображал. В самом конце периода палеолита мы видим изображение человеческих ладоней.

Рисунки, обнаруженные в пещерах Ласко , Пеш Мерль , Ла Мут – во Франции, в Альтамире и других пещерах Испании, изображены на значительном расстоянии от входа, в них было трудно проникнуть, что предполагает, что большинство пещер были необитаемыми святилищами и служили культовым целям.

Настоящей сенсацией стали находки испанского адвоката и археолога-любителя Марселино Саутуолы в 1875 г. в пещере близ деревни Альтамира (Испания). Двадцать пять цветных изображений бизонов в натуральную величину украшали стены пещеры. Некоторые животные лежали на земле, другие спокойно щипали траву, третьи, падая от стрелы охотника, корчились в муках. О существовании пещеры знали все в этой округе, здесь прятались от непогоды пастухи и устраивали привал охотники. Но только спустя 11 лет, в 1879 г., гуляя по окрестностям усадьбы и войдя в пещеру, девятилетняя дочь М. де Саутуолы Мария обратила внимание своего отца на трудно различимые в темноте пещеры странные изображения на потолке одного из ее «залов». «Смотри, папа, быки», - сказала девочка. С этого дня начались длительные злоключения Марселино де Саутуолы. Саутуолу обвинили в умышленной фальсификации, в том, что эти росписи были сделаны одним из его друзей - художником, гостившим в его замке. Только почти через 15 лет после смерти М. Де Саутуолы его оппоненты, вынуждены были публично признать свою неправоту и согласиться с тем, что живопись Альтамиры относится к эпохе палеолита

Рис. 2. Наскальные рисунки из пещеры Альтамира (Испания)

Рис. 3. Пример художественного произведения первобытного человека.

Наскальный рисунок быка из пещеры Альтамира (Испания).

Одно из самых выдающихся открытий было сделано совершенно случайно в сентябре 1940 года: пещера Ласко во Франции была обнаружена четырьмя мальчиками, которые, играя, забрались в яму, открывшуюся под корнями упавшего после бури дерева. Чтобы попасть в нижнюю галерею пещеры, нужно спуститься по веревочной лестнице через шахту глубиной 6,3 метра. Пещера представлена залами, изображающими фигуры быков, лошадей, бизонов, баранов, которые чередуются со знаками: волнистые линии, прямоугольники, квадраты, стилизованные растительные формы. Кроме животных, в пещерах изображали сцены из охоты, танец людей, одетых в шкуры, кровоточащие, пораженные охотниками животные. Пещера Ляско была открыта для осмотра в 1948 году. Известность чуть не погубила пещеру. Ежедневное присутствие нескольких сотен туристов (а летом это число достигало 2 тысячи человек в день) нарушилась экология пещеры - в ней появились микроорганизмы - и росписи стали покрываться зеленью. Пещера была закрыта, законсервирована и вскоре её копия была воссоздана в другом месте. Любой из нас может увидеть пещеру Ляско-2.

Рис. 4. Китайская лошадка, одно из самых известных изображений из пещеры Ласко

Как и во многих других подобных случаях, Капова пещера в России известна очень давно. В 1760 г. она была уже описана в одном из историко-географических сочинений о Приуралье. С пещерой связано много местных преданий и легенд, отмеченных В.И. Далем. Внимание археологов было привлечено к ней только после 1959 г., когда зоолог А.В. Рюмин обнаружил на стенах пещеры палеолитические изображения. Среди них хорошо распознаются мамонты, носорог, бизон и лошади.

Рис. 5. Наскальные рисунки из Каповой пещеры (Россия)

Среди первых изображений человека археологи нашли каменные статуи, изображавшие женщину с подчеркнутыми признаками пола, лица нет. Таким образом, в данных изображениях подчеркивается идея матриархата, женщина воспринимается как сосуд плодородия. Археологи назвали их «палеолитические Венеры» .

Рис. 6. "Палеолитические Венеры"

В эпоху неолита появляются новые мегалитические памятники большой камень»): менгиры, дольмены, кромлехи. Они представляют собой гигантские камни – одиночные или групповые в форме «П».

Рис. 7. Стоунхендж

Рис. 8. Дольмен

Вопросы для повторения:
  1. Как вы думаете, что явилось побудительными мотивами к художественному творчеству первобытного человека?
    2. Какие крупнейшие центры первобытной культуры на территории России и стран Западной Европы вы можете назвать
    3. Расскажите о древнейших сооружениях первобытного человека. С чем связано их появление?

После знакомства с представленными материалами необходимо выполнить проверочные и контрольные задания, представленные здесь же. В случае необходимости, контрольные материалы отсылаются на электронную почту преподавателя по адресу: [email protected]

Психоанализ и художественное творчество

Психоаналитический метод используется Фрейдом и при анализе специфических особенностей художественного творчества и проблематики искусства. Здесь он также отталкивается от первоначально выдвинутых им постулатов, и прежде всего от идеи "эдипова комплекса ", в котором, по Фрейду, исторически "совпадает начало религии, нравственности, общественности и, искусства ". Истоки искусства усматриваются им в фантазии, при помощи которой сыновья, отказавшиеся от своих намерений стать заместителями отца в реальной жизни, ставят себя на его место в воображении, пытаясь таким образом удовлетворить свои бессознательные влечения. Тот, у кого особенно сильно было развито воображение, стал первым поэтом, сумевшим свои бессознательные влечения облечь в такую мифическую форму, благодаря которой они перестали быть асоциальными и превратились в средство самоудовлетворения как в воображении самого поэта, так и в фантастических картинах других людей, внимающих его поэтическому голосу. Сила поэтического воображения, способная захватить и увлечь за собой массы в фантастический, воображаемый мир, приобретает, как утверждает Фрейд, большое значение потому, что в основе ее лежит всеобщее чувство аффективной привязанности к первобытному отцу.

Итак, фантазия и мифотворчество наделяются в учении Фрейда функцией сублимирования бессознательных влечений человека. Такое понимание причин возникновения искусства накладывает отпечаток и на фрейдовскую психоаналитическую концепцию. художественного творчества, и на конкретный анализ отдельных произведений искусства.

Как в том, так и в другом случае предлагается психоаналитическая процедура по расшифровке "языка " бессознательного, который в символической форме обретает будто бы свою самостоятельность в фантазиях, мифах, сказках, снах, произведениях искусства. Искусство, таким образом, рассматривается Фрейдом как своеобразный способ примирения оппозиционных принципов "реальности " и "удовольствия " путем вытеснения из сознания человека социально неприемлемых импульсов. Оно способствует устранению реальных конфликтов в жизни человека и поддержанию психического равновесия, то есть выступает в роли своеобразной терапии, ведущей к устранению болезненных симптомов. В психике художника это достигается путем его творческого самоочищения и растворения бессознательных влечений в социально приемлемой художественной деятельности. По своему смыслу такая терапия напоминает "катарсис " Аристотеля. Но если у последнего средством духовного очищения выступает только трагедия, то основатель психоанализа видит в этом специфику всего искусства.

Основной функцией искусства он ошибочно считает компенсацию неудовлетворенности художника реальным положением вещей. Да не только художника, но и воспринимающих искусство людей, поскольку в процессе приобщения к красоте художественных произведений они оказываются вовлеченными в иллюзорное удовлетворение своих бессознательных желаний, тщательно скрываемых и от окружающих, и от самих себя. Искусство несомненно включает функцию компенсации.

Компенсирующая функция искусства в определенных условиях может даже выдвинуться на передний план, как это нередко случается в современной буржуазной культуре, духовные продукты которой предназначены для примирения человека с социальной действительностью, что достигается путем отвлечения его от повседневных забот, реальных проблем жизни. И все же компенсация не основная и тем более не единственная функция искусства.

Компенсирующая функция искусства становится основной лишь тогда, когда художественное творчество превращается в ремесло по выполнению социального заказа, не отвечающего внутренним потребностям художника, а произведения искусства в массовую продукцию, рассчитанную на такого потребителя, который внутренне настроен на развлечение.

Обращаясь к проблематике искусства, Фрейд стремится раскрыть сущность художественного, и прежде всего поэтического, творчества.

Первые следы данного типа духовной деятельности человека, по мнению

Фрейда, следует искать уже у детей. Как поэт, так и ребенок могут создавать свой собственный фантастический мир, который совершенно не укладывается в рамки обыденных представлений человека, лишенного поэтического воображения. Ребенок в процессе игры перестраивает существующий мир по собственному вкусу, причем относится к плоду своей фантазии вполне серьезно. Точно так же и поэт благодаря способности творческого воображения не только создает в искусстве новый прекрасный мир, но нередко верит в его существование. Фрейд подмечает этот факт. Но, пройдя сквозь призму его психоаналитического мышления, он получает ложное толкование, будто в основе как детских игр и фантазий, так и поэтического творчества лежат скрытые бессознательные желания, преимущественно сексуального характера. Отсюда столь же ложный вывод, что побудительными мотивами, стимулами фантазий людей, в том числе и поэтического творчества, являются или честолюбивые желания, или эротические влечения. Эти же бессознательные влечения, по Фрейду, составляют скрытое содержание самих художественных произведений.

Фрейд не рассматривает взаимоотношения между сознанием и бессознательным в процессе творческого акта. Быть может, он считает это излишним, поскольку при анализе психической структуры личности и принципов функционирования ее разноплановых пластов им уже была предпринята попытка осмысления взаимодействий между сознательным "Я " и бессознательным "Оно ". Однако тогда речь шла о принципах функционирования человеческой психики в целом, безотносительно к конкретным проявлениям жизнедеятельности человека. Созданную им абстрактную схему отношений между сознанием и бессознательным Фрейд автоматически переносит на конкретные виды человеческой деятельности на научную, художественную, сексуальную, повседневную поведенческую деятельность. При этом специфические особенности каждого из этих видов человеческой деятельности остаются не выявленными.

Не удалось Фрейду определить и специфику поэтического творчества. И это далеко не случайно. Дело в том, что в рамках психоанализа с его акцентом на бессознательной мотивации человеческой деятельности данная проблема представляется принципиально неразрешимой. Впрочем, сам Фрейд вынужден признать, что психоанализ далеко не всегда может проникнуть в механизмы творческой работы личности. По его словам, способность к сублимации, лежащая в основе образования фантазий, в том числе и художественных, не поддается глубинному психоаналитическому расчленению. А это значит, что "психоанализу недоступна и сущность художественного творчества ".

Рассматривая мотивы поэтического творчества, Фрейд одновременно ставит вопрос о психологическом воздействии произведений искусства на человека. Он верно подмечает тот факт, что подлинное наслаждение от восприятия произведений искусства, в частности от поэзии, человек получает независимо. от того, являются ли источником этого наслаждения приятные или неприятные впечатления.

Фрейд полагает, что такого результата поэт достигает посредством перевода своих бессознательных желаний в символические формы, которые уже не вызывают возмущения моральной личности, как это могло бы иметь место при открытом изображении бессознательного: поэт смягчает характер эгоистических и сексуальных влечений, затушевывает их и преподносит в форме поэтических фантазий, вызывая у людей эстетическое наслаждение.

В психоаналитическом понимании, настоящее наслаждение от поэтического произведения достигается потому, что в душе каждого человека содержатся бессознательные влечения, аналогичные тем, которые свойственны поэту.

Постижение скрытого смысла и содержания художественных произведений Фрейд связывает с "расшифровкой " бессознательных мотивов и инцестуозных желаний, которые предопределяют, по его мнению, замыслы художника. Психоанализ с его расчленением духовной жизни человека, выявлением внутрипсихических конфликтов личности и "расшифровкой " языка бессознательного представляется Фрейду если не единственным, то по крайней мере наиболее подходящим методом исследования художественных произведений, истинный смысл которых определяется на основе анализа психологической динамики индивидуальноличностной деятельности творцов и героев этих произведений. Если учесть, что в шедеврах мирового искусства Фрейд ищет только подтверждение допущениям и гипотезам, положенным в основу его психоаналитического учения, то нетрудно предугадать направленность его мышления при конкретном анализе художественного творчества.

Наряду с широкой популярностью идей Фрейда на Западе, его психоаналитические взгляды на сущность художественного творчества вызвали внутренний протест и критические возражения у реалистически настроенной интеллигенции. Многим из них претила не только та сексуальная подоплека, которую основатель психоанализа всегда пытался отыскать в творчестве художника, но и та тенденция исследования художественного творчества, согласно которой исключительная роль в этом процессе отводится бессознательным влечениям человека, а сознательные мотивы в творчестве не учитываются. С этих позиций фрейдовские взгляды на искусство были подвергнуты справедливой критике не только в марксистской, но и в прогрессивной буржуазной эстетической и искусствоведческой мысли.

Вместе с тем некоторые общетеоретические идеи Фрейда, и прежде всего те, которые касаются психологического воздействия произведений искусства на человека, индивидуальноличностной стороны художественной деятельности, психологии художника, зрителя и искусства в целом, были восприняты многими представителями художественной интеллигенции Запада. Если учесть, что основатель психоанализа в своих теоретических работах выступал в роли непримиримого критика лицемерия буржуазной морали, религиозных иллюзий, буржуазных общественных устоев и капиталистической цивилизации в целом, то становится понятным, почему некоторые его психоаналитические концепции, включая и теоретические положения о психологии искусства, оказали столь большое влияние на формирование духовной и интеллектуальной атмосферы в определенных кругах буржуазного общества.

Loading...Loading...