Храме преподобных сергия и германа валаамских. Валаамский спасо-преображенский монастырь

Св. Андрей Критский широко известен православному люду, прежде всего благодаря великому Покаянному Канону, автором которого Он и является. Собственно, в простонародье канон так и называется, канон Андрея Критского. Читается он в первые четыре дня первой седмицы Великого поста и на 4 седьмице в «Мариино Стояние». Причем если в первую неделю он разбивается на 4 части, то в «Мариино стояние» прочитывается сразу весь. А это 250 тропарей!

Вообще считается что такое церковное произведение, как Канон - было впервые введено в церковный обиход именно Андреем Критским.

Житие Андрея Критского

Из жизнеописания мы узнаем, что родился святой немым. Родители его были верующими христианами. И вот однажды, через семь лет после рождения после принятия Святых Христовых Таин, Господь отверз уста мальчика и он смог говорить. А еще через семь лет юноша ушел в в обитель Саввы Освященного, что на горе Афон.

Даже читая канон, мы можем видеть, что Андрей Критский был хорошо знаком со Священным Писанием и Преданием. Это видно даже по обилию биографических и бытийных ссылок отсылающих нас то к какому ни будь ветхозаветному праведнику, то к какому ни будь библейскому событию. Помимо этого от святого не была сокрыта и духовная составляющая. Это видели и его современники. Прекрасные поэтические данные и талант проповедника не остались незамеченными. Андрей Критский был вскоре рукоположен в сан архидьякона. Так же было принято решение о назначении его специальным посланником Иерусалимского Патриарха на Седьмом Вселенском соборе.

По заповеди Христовой не закапывая таланты в землю, а приумножая их св. Андрей показал себя достойным пастырем и уже через небольшое время бы удостоен Епископского жезла. Местом его служения стал остров Крит. Это сейчас Крит известен своим оливковым маслом , а в те времена он (о. Крит) производил не только оливки, но и святых…

Мощи святого покоятся в Константинополе, хотя скончался Андрей Критский на острове Лесбос, и изначально был похоронен именно там.

Иконография

Большинство икон Андрея Критского традиционно поясного вида, но есть и ростовые изображения. Можно найти так же и некоторые «житийные», событийные иконы, изображающие какие то моменты из жизни святителя. К сожалению в интернете очень много информации, которую надо перепроверять. Так, нам приходилось натыкаться на иконы святителя Андрея, которые были подписаны как «икона преподобномученика Андрея Критского». Между тем, он прославлен в лике святителей. Собственно святительские «регалии» так дже присутствуют и на иконах. Это и кресты на облачениях и Евангелие в руке.

[в Криси; греч. ὁ ἐν τῇ Κρίσει] († 767), прмч. (пам. 17 окт., пам. греч. 19, 20, 21 окт.- вместе со Стефаном, Павлом и Петром). Отличен от Андрея, архиеп. Критского (пам. 4 июля). Сохранились 2 жития святого: одно написано вскоре после его смерти, др.- в кон. X в. Симеоном Метафрастом . Согласно последнему, А. К. родился в 1-й пол. VIII в. на о-ве Крит, где вел монашескую жизнь. В более раннем житии сообщается, что на Крите святой жил в месте под названием Кастрон. Узнав о начале иконоборческих гонений имп. Константина V Копронима , А. К. отправился в К-поль и во дворце св. Маманта обличил императора в ереси, за что был избит его слугами. Константин приказал бросить святого в тюрьму. Через нек-рое время А. К. вывели из темницы и снова жестоко избили, затем связали и через весь город тащили по земле к месту казни преступников; на площади некий торговец рассек святому ножом ногу, и тот скончался от боли. Тело мученика бросили в пропасть вместе с трупами преступников, где оно пролежало 3 месяца. Некие благочестивые люди нашли тело и погребли в месте, называемом Криси, где находился мон-рь, главный храм к-рого был посвящен ап. Андрею. Позднее он стал известен как храм в честь А. К.

В календарях к-польского происхождения память А. К. указывается 19 или 20 окт.: Типиконе Великой ц . X в. (Mateos . Typicon. P. 78-79), Синаксаре К-польской ц. X в. (SynCP. Col. 151-152), Петровом Синаксаре XI в. (Сергий (Спасский) . Месяцеслов. Т. 2. С. 325). Календари иерусалимской традиции относят память А. К. к 17 окт.: Иерусалимский устав (напр., ГИМ. Син. греч. № 272, 1297 г.). Эта дата празднования утвердилась в совр. календарях греч. Церквей и РПЦ.

В древнейших слав. и рус. рукописях память А. К. встречается редко и указывается 20 окт. (согласно ранним календарям к-польского происхождения) в болг. Слепченском Апостоле кон. XII в. (Л. 100), в рус. Евангелии XIII в. (РНБ. F. п. I. 118. Л. 88), в Евангелии-Апостоле Симеона Гордого 1343-1344 гг. (Л. 230). В большинстве памятников, отражающих к-польскую традицию, А. К. ошибочно назван Андроником Критским. Празднование А. К. 17 окт. появляется в рус. календарях в кон. XIV в. с распространением Иерусалимского устава (РГАДА. Син. тип. № 45. Л. 161). Служба А. К. с каноном Иосифа Песнописца († 886) включена в минеи иерусалимской редакции под 17 окт. (ЯМЗ. № 15466. Л. 60 об.- 62 об., нач. XV в.). При переводе в 1-й пол. XII в. на Руси нестишного Пролога в его состав была включена под 20 окт. память А. К. без жития с развернутой формулировкой (РНБ. Соф. № 1324, кон. XII - нач. XIII в.): «Страсть преподобнаго отца нашего Андроника, иже бе Критьскаго острова и рода и воспитания, спострада за святыя иконы» (Абрамович . Софийская б-ка. Вып. 2. С. 162). Краткое житие А. К. под 17 окт. появляется в составе стишного Пролога, переведенного в 1-й пол. XIV в. (по-видимому, сербами на Афоне). В ВМЧ помещены под 17 окт. житие из стишного Пролога и под 20 окт. память А. К. без жития (Иосиф, архим . Оглавление ВМЧ. Ч. 1. Стб. 98, 103 (1-я паг.)).

Гимнография

В памятниках Иерусалимского устава, как греч., так и слав., служба А. К. обычно совмещается со службой прор. Осии (напр., Минея. ГИМ. Син. Греч. 446. Л. 127об.- 137, 1-я пол. XIV в.). Употребляемые ныне Типиконы, как рус., так и греч. Церквей, указывают службу 2 святых без знака (см. Знаки праздников месяцеслова ). Канон А. К. (2-го гласа; акростих «̓Ανδρείαν ὑμνῶ τὸν φερώνυμον πόθῳ. ̓Ιωσήφ» - С желанием пою славного Андрея. Иосиф) составлен св. Иосифом Песнописцем. Из греч. рукописей (Sinait. gr. 562. F. 103-104v. XI) известен канон А. К. 4-го плагального, т. е. 8-го, гласа гимнографа Георгия, имя к-рого вписано в богородичны (Ταμεῖον. Σ. 62. №. 119). По 6-й песни канона на утрене в греч. печатной афинской Минее помещен Стишной Пролог (Μηναῖον. ̓Οκτώβριος. Σ. 172).

Иконография

Изображение А. К. как мученика, в хитоне и гиматии, с крестом в руке, имеется на миниатюрах: минология Служебного Евангелия (Vat. gr. 1156. Fol. 262v, 3-я четв. XI в.); Минология 2-й пол. XI в. (Vind. hist. gr. 6. fol. 2); Минология посл. четв. XI в. (ГИМ. gr. 175. Fol. 114v, 122v) - везде в рост. А. К. также представлен в настенных минологиях: нартекса ц. Троицы мон-ря Козия в Валахии (Румыния), ок. 1386 г.,- в рост; нартекса ц. архиеп. Даниила II, Печская Патриархия (Югославия, Косово и Метохия), 1565 г.,- погрудно.

Ист.: BHG, N 111-112; ActaSS. Oct. T. 8. P. 135-149; PG. 115. col. 1109-1128 [Житие Симеона Метафраста]; SynCp. p. 151-152; Ильинский Г . А . Слепченский Апостол XII в. М., 1912. С. 95; ЖСв. Окт. С. 403-408.

Иконогр.: Kaster K . G . // LCI. Bd. 5. Sp. 156; Миjовић . Менолог. C. 194, 198, 200, 201, 205, 351, 364.

И. В. Тамаркина, О. В. Лосева, Е. А. Л.

(~660–740)

Детство Андрея Критского. Начало христианского пути

Достоверных подробностей о жизни Андрея Критского известно не много. Местом его рождения является сирийский город Дамаск. Что же касается даты его рождения, она определяется весьма приблизительно: первой половиной или серединой VII века.

Известно, что до семи лет Андрей страдал немотой, от которой был исцелен Божественной силой в результате причащения Святых Христовых Таинств. Это чудо, конечно же, оставило в памяти ребенка неизгладимое впечатление, послужило причиной укрепления веры, утверждению в выборе жизненного пути.

Приблизительно в возрасте 14-15 лет, решив отложиться от суеты мира и быть ближе к Богу, Андрей удалился в Иерусалимский монастырь Святого Саввы Освященного. Здесь, помимо трудов, связанных с послушанием и молитвой, он предался глубокому изучению Священного Писания и произведений отцов Церкви.

Проявив себя как благочестивый и ревностный подвижник, некоторое время спустя он был назначен на ответственную должность письмоводителя при дворе Феодора, руководителя Иерусалимской Патриархии, что, впрочем, не мешало ему заботиться о личном спасении и вести подвижническую жизнь.

Одним из важнейших этапов жизни святого Андрея стало участие в деятельности VI Вселенского Собора, созванного в целях противодействия ереси монофелитов, куда он был делегирован совместно с другими доверенными лицами. Возвратившись в Иерусалим, он привез с собой список соборных определений.

Вскоре Андрей был посвящен в диакона Софийской церкви Константинопольским Патриархом, когда прибыл в Константинополь по его приглашению (согласно другим биографическим данным, присутствуя на Соборе он уже имел чин архидиакона). Отмечают, что какое-то время отец Андрей исполнял при Софийской церкви роль попечителя о сиротах.

Служение Богу в чине архипастыря

Слава подвигов отца Андрея и его личные качества, такие как милосердие, красноречие, чувство ответственности, послужили тому, что в царствование императора Юстиниана II он удостоился посвящения в архиепископа Критского. Занимая эту должность, святой Андрей уделял много времени и сил борьбе за чистоту Православной веры. Кроме того, по его архипастырской инициативе и при его личном содействии возводились новые храмы, организовывались богадельни, приюты.

Отдаваясь делу служения и угождения Богу, святой прославился и как великий молитвенник. Сообщают, что однажды результатом его молитв стало спасение города Друмеоса от осаждавших его сарацинов, которые, так и не возымев успеха, вынуждены были позорно отступить. В другой раз, во время засухи, грозившей населению неурожаем, по его молитве на почву излился дождь.

Считается, что архипастырь дожил до глубоких седин. Будучи уже в почтенном возрасте, он отправился по церковной необходимости в Константинополь. На обратной дороге, достигнув Митилены, он заболел, а вскоре и умер. Есть свидетельство, что это произошло в месте по названию Иерис, в 712 году. Между тем, другие источники датируют время его преставления 740 годом. Рассказывают, что святой предвидел свою смерть заранее.

Творчество Андрея Критского как писателя и песнотворца

За годы зрелой подвижнической жизни святой Андрей Критский обрел известность и на ниве писательства, песнотворчества. До нас дошли десятки его сочинений. Среди них выделяют слова на Богородичные и Господские праздники (чит.: ; ; ; ).

Одно из наиболее известных произведений святого — Великий канон, читаемый ныне в храмах во время Великого поста. Правда, его современный текст содержит определенные изменения и дополнения, внесенные, в частности, преподобным Иоанном Дамаскиным, святыми Иосифом и Феодором Студитами (см: ). Помимо отображения ветхозаветной истории и нравственных наставлений, канон отображает и личный опыт переживаний, раскаяния, благодатного общения святого Андрея Критского с Богом.

Тропарь святителю Андрею, архиепископу Критскому, глас 4

Христову Церковь цевницею языка твоего, / песнословя умильно, возвеселил еси, / богословием же Препетыя Троицы / славу всем сказал еси ясно, / тем тя, яко тайноглагольника, поем, / Андрее, пастырю Критский, / и величаем память твою, // Христа славяще дивнаго во святых Своих.

Ин тропарь святителю Андрею, архиепископу Критскому, глас 4

Правило веры и образ кротости, / воздержания учителя / яви тя стаду твоему, / Яже вещей истина. / Сего ради стяжал еси смирением высокая, / нищетою богатая, / отче Андрее, / моли Христа Бога // спастися душам нашим.

Святой Андрей Критский (в Криси; греч. ὁ ἐν τῇ Κρίσει; + 767), монах, преподобномученик. Память совершается 17 /30 октября.

Сохранились древнейшие жития святого: одно написано вскоре после его смерти, другое - в конце X в. Симеоном Метафрастом. В России страдания святого Андрея Критского описал в Житиях святой Димитрий Ростовский (1651-1709 гг).

В какие времена жил святой Андрей Критский

Согласно описаниям жития, святой родился в первой половине VIII в. на острове Крит, где вел монашескую жизнь. В более раннем житии сообщается, что на Крите святой жил в месте под названием Кастрон. В это время императором в Константинополе был Константин Копроним, который недаром получил свое прозвище (от греч. слова "копрос" - навоз, нечистоты.) Продолжительное царствование императора Константина Копронима (741-775 г) было временем, когда иконоборство достигло своего высшего развития и силы в Греческой церкви . Сам император Константин Копроним был крайне яростным иконоборцем. Пример его отца, Льва Исаврянина (716-741 г.), и воспитание в строгих иконоборческих началах сделали его неумолимым врагом иконопочитания. Те, кто чтили иконы, даже вынуждены были бежать за границу, - в особенности в Рим, - или скрываться в местах уединения. Самыми смелыми, решительными и мужественными противниками мер и распоряжений императора были иноки, явившие себя неустрашимыми ревнителями православия. Ревность иноков оказывала в то время сильное влияние на умы христианского общества. До чего доходила жестокость в преследовании иноков, это видно из тех казней, каким подвергали их. Так случалось, по словам церковного историка того времени Никифора, что инокам разбивали головы на тех самых иконах, на защиту коих они выступали. И из мирских людей более мужественные в исповедании православия, также не мало претерпели гонений в царствование Копронима. Вообще гонение на православных при Копрониме было так сильно, что оно напоминало собою жесточайшее из гонений языческих императоров на христиан - Диоклетианово.

Как совершилась казнь преподобномученика Андрея

Узнав о начале иконоборческих гонений имп. Константина V Копронима, Андрей отправился в Константинополь и во дворце св. Маманта обличил императора в ереси, за что был избит его слугами.

Император Константин Копроним, услышав порицания святого его царской персоны за борьбу с иконопочитанием, приказал бросить святого в тюрьму. Через некоторое время его вывели из темницы и снова жестоко избили, затем связали и через весь город тащили по земле к месту казни преступников, где он, наконец, умер от потери крови после того, как на площади некий торговец рассек святому ножом ногу.

В житии прпмч. Андрея нет никакого указания о годе смерти, но его традиционно относят к 766/767 годам, периоду усиленного преследования иконоборцев. Тело мученика бросили в пропасть вместе с трупами преступников, где оно пролежало три месяца. Некие благочестивые люди нашли тело и погребли его в месте, называемом Криси (греч. ἡ Κρίσις (род. п. τῆς Κρίσεως) - "лобное место", место казни и захоронения преступников), где находился монастырь, главный храм которого был посвящен ап. Андрею. Позднее он стал известен как храм в честь св. Андрея Критского.

В календарях константинопольского происхождения память прмч. Андрея Критского указывается 19 или 20 октября: Типиконе Великой церкви X в., Синаксаре Константинопольской церкви X в., Петровом Синаксаре XI в.. Календари иерусалимской традиции относят память преподобномученика к 17 октября: Иерусалимский устав. Эта дата празднования утвердилась в современных календарях греческих Церквей и Русской Православной Церкви.

В древнейших славянских и русских рукописях память прмч. Андрея Критского встречается редко и указывается 20 октября. В большинстве памятников, отражающих продолжает константинопольскую традицию: Андрей Критский ошибочно назван Андроником Критским. Празднование 17 октября появляется в русских календарях в конце XIV в. с распространением Иерусалимского устава. Служба прмч. Андрею Критскому с каноном Иосифа Песнописца (+ 886) включена в минеи иерусалимской редакции под 17 октября.

При переводе в первой половине XII в. на Руси нестишного Пролога в его состав была включена под 20 октября память прмч. Андрея Критского без жития с развернутой формулировкой: «Страсть преподобнаго отца нашего Андроника, иже бе Критьскаго острова и рода и воспитания, спострада за святыя иконы» . Краткое житие святого под 17 октября появляется в составе стишного Пролога, переведенного в 1-й пол. XIV в. (по-видимому, сербами на Афоне). В Великих Минеях четьях помещены под 17 октября житие из стишного Пролога и под 20 октября память прмч. Андрея Критского без жития.

Гимнография

В памятниках Иерусалимского устава, как греческих, так и славянских, служба прмч. Андрею Критскому обычно совмещается со службой прор. Осии. Употребляемые ныне Типиконы, как русской, так и греческой Церквей, указывают службу двух святых без знака.

Канон прмч. Андрею Критскому (второго гласа; акростих «̓Ανδρείαν ὑμνῶ τὸν φερώνυμον πόθῳ. ̓Ιωσήφ» - С желанием пою славного Андрея. Иосиф) составлен св. Иосифом Песнописцем . Из греческих рукописей известен канон Андрею Критскому 4-го плагального, т. е. 8-го, гласа гимнографа Георгия, имя которого вписано в богородичны. По 6-й песни канона на утрене в греческой печатной афинской Минее помещен Стишной Пролог.

Иконография

Изображение святого Андрея Критского как мученика, в хитоне и гиматии, с крестом в руке, имеется на миниатюрах: минология Служебного Евангелия; Минология 2-й пол. XI в.; Минология посл. четв. XI в. - везде в рост. Преподобномученик Андрей Критский также представлен в настенных минологиях: нартекса церкви Троицы монастыря Козия в Валахии (Румыния), ок. 1386 г.,- в рост; нартекса церкви архиеп. Даниила II, Печская Патриархия (Югославия, Косово и Метохия), 1565 г.,- погрудно.

Тропарь, глас 4:

Постнически предподвизався на горе4, / умная врагов ополчения всеоружием Креста погубил еси, всеблаженне. / Паки же ко страдальчеству / мужески облеклся еси, / убив Копронима мечем веры; / и обоих ради венчался еси от Бога, / преподобномучениче Андрее приснопамятне.

Кондак, глас 8:

Мужества тезоименитому5 благодарение, паки благочестия тайноглагольнику похвальная воззовем от любве тебе, богоблаженне, но паки имея дерзновение ко Господу, от всяких лютых ны спаси, да поем: радуйся отче приснопамятне.

Loading...Loading...