Пасхальный крестный ход. Когда нужно разговляться

Православные всего мира 16 апреля отмечают самый светлый и главный праздник христианства – Пасху. Многие верующие люди принимают активное участие во праздновании Пасхи, например, присоединяются к крестному ходу в своем городе.

Крестный ход на Пасху в 2017 в Москве и СПб

Празднование Пасхи начинается вечером в Великую субботу. В 2017 году этот день приходится на 15 апреля. Любой желающий может принять участие в службе и присоединиться к крестному ходу.

Когда будет Крестный ход в 2017 году?

Крестный ход начинается после службы субботним вечером. С временем трудно ошибиться – традиции церкви неизменны, и служба начинается всегда, ежегодно, ровно в 20.00. Пасхальная служба пройдет во всех городах, придерживающихся православной религии. Что любопытно, в 2017 году Пасха православная и католическая пройдут в один день, что бывает очень редко. Поэтому католики тоже 15 апреля будут участвовать в крестных ходах.

Ровно в 20.00 начинается пасхальная служба, во время которой все верующие отдают дань великому чуду Иисуса Христа, который воскрес после мучительной смерти на кресте. В этот день верующие уже знают, что Христос воскреснет, и эта благая весть будет передаваться от одного к другому. Крестный ход означает великую радость, всеобщее ликование после свершения великого чуда.

Пасхальная служба – одна из самых красивых в православной религии. Сразу после нее начинается крестный ход – это примерно около полуночи. Те, кто не хотят стоять службу в храме, могут подойти к нему в это время, чтобы присоединиться к шествию.

Самое большое шествие в Санкт-Петербурге пройдет вокруг Иисакиевского Собора. в каждой церкви страны, в больших и маленьких городах пройдет пасхальная служба, а затем крестный ход. Напомним, служба начинается в 20.00 – не пропустите великое шествие!

Пасха 2017, когда и где бывает ночное и утреннее богослужение, на что обратить внимание, что взять с собой на Крестный ход

Традиционно главное православное пасхальное богослужение совершается ночью, в первые часы воскресного дня. Это происходит в память того момента, когда святые жены-мироносицы рано по утру "еще сущи тме" , пришли ко Гробу Спасителя, что бы помазать Его тело миром.

Подготовка в пасхальной божественной службе начинается с вечера. Обычно назначается время для исповеди, тогда и начинается чтение Деяний Апостольских. Во многих храмах это бывает уже с 21-го часа .

Далее следует Полунощница , она начинается примерно в 23 часа или немного позже, время определяет настоятель. В это время поется Канон Великой субботы и лежавшая три дня в середине храма Плащаница переносится в алтарь на Престол, где будет находиться вплоть до Вознесения.

Ко времени завершения полунощницы служащие храма уже выстраивают молящихся для несения хоругвей и икон на большой пасхальный Крестный ход. Первым встает несущий фонарь со свечой. За ним стоит прихожанин или алтарник, несущий крест. Далее по сторонам встают люди с хоругвями, их бывает минимум две - с изображением Иисуса Христа и Богородицы, но часто больше. Чаще всего хоругвеносцы – крепкие мужчины, нередко церковнослужители, так как несение хоругвей дело не легкое.

После хоругвеносцев располагаются прихожане с иконами, также в две колонны. В центре несут только икону Воскресения Христова. Если иконы не большого размера, то их нередко несут женщины и подростки. Вся эта группа выстраивается в храме до окончания полунощницы.

Пасха 2017, особенности ночного богослужения и пасхального крестного хода

На какое-то время в храме устанавливается полная тишина. И вот, когда приходит время, к стоящим присоединяются священнослужители и церковнослужители, а так же певчие, и Крестный ход начинает движение. Священник идет с трисвечником на котором расположены пасхальные свечи - желтая, красная и зеленая. Диакон совершает каждение, пономарь несет Евангелие. В руках у прихожан зажженные свечи, часто красного цвета. Нередко для пасхального крестного хода приобретаются или изготавливаются специальные лампады, что бы ветер не гасил пламя свечей. Когда все выходят их храма, двери его закрываются.

Пасха 2017, особенности ночного богослужения и пасхального крестного хода

По выходе из храма процессия направляется слева направо вокруг храма. В это время слышен Благовест – удары в один колокол. Все идущие тихо поют вместе с певчими: «Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангелы поют на небесех, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити».

После того, как вокруг храма сделан круг (часто делают обход не только самого храма, но и всей прилегающей территории или монастыря), священник, подойдя к дверям храма, начертывает кадилом крест в воздухе и восклицает: Слава Святей и Единосущней и Животворящей и Нераздельней Троице… «Аминь» слышно в ответ и первый раз поется пасхальный Тропарь, колокола начинают праздничный звон. Далее с пением Пасхальных стихир народ входит в храм и начинается богослужение.

Православное ночное пасхальное богослужение имеет свои яркие моменты, характерные именно для него. Переоблачение священства во время многочисленных обходов храмового пространства на Пасхальном каноне, чтение Евангелия на нескольких языках, а также многочисленные восклицания «Христос Воскресе!» никого не оставят в стороне от чудесного события.

Если пойти на ночное богослужение не получилось, то во многих храмах проходят богослужения утром. Не редко, в крупных соборах, бывает и по две праздничных литургии утром, для того что бы все могли приобщиться к светлому празднику Христова Воскресения. Крестный ход бывает только один раз в сутки, в тех храмах, где не было ночного богослужения, пасхальный крестный ход совершается утром. Обычно это бывает заранее известно их храмового распиания служб и можно предварительно узнать по телефону.

В воскресенье после литургии (даже если она не одна), продолжается освящение приносимых традиционных блюд – крашеных яиц, куличей и пасх.

ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

В православных церквях, а также в католических, но исполняющих в своей религиозной жизни восточные литургические обряды, вошло в традицию устраивать торжественные шествия с хоругвями и иконами, впереди которых обычно несут большой крест. От него подобные процессии получили название крестных ходов. Это могут быть шествия, устраиваемые в Пасхальную неделю, в Крещение или по случаю каких-либо знаменательных церковных событий.

Рождение традиции

Крестные ходы ─ это традиция, пришедшая к нам из первых веков христианства. Однако во времена гонений на последователей евангельского учения они были сопряжены с немалым риском, а поэтому совершались втайне, и сведений о них почти не сохранилось. Известны лишь отдельные рисунки на стенах катакомб.

Наиболее раннее упоминание о совершении подобного обряда относится к IV веку, когда первый император-христианин Константин I Великий перед решающей битвой увидел в небе знамение креста и надпись: «Сим победиши». Приказав изготовить знамёна и щиты с изображением креста, ставшие прообразом будущих хоругвей, он двинул колонну своих войск на врага.

Далее летописи сообщают, что столетие спустя епископ Газский Порфирий, прежде чем возводить на месте разорённого языческого капища очередной христианский храм, совершил к нему крестный ход чтобы освятить землю, поруганную идолопоклонниками.

Император во власянице

Известно также, что последний император единой Римской империи Феодосий I Великий имел обыкновение каждый раз, отправляясь в поход, совершать со своими воинами крестные ходы. Эти процессии, впереди которых шёл император, облачённый во власяницу, всегда завершались возле гробниц христианских мучеников, где честное воинство повергалось ниц, испрашивая их ходатайства перед Небесными Силами.

В VI веке крестные ходы в церквях были окончательно узаконены и вошли в традицию. Им предавалось столь большое значение, что византийский император Юстиниан I (482-565 гг.) издал особый указ, согласно которому запрещалось совершать их мирянам без участия духовных лиц, поскольку благочестивый правитель усматривал в этом профанацию священного обряда.

Наиболее распространённые виды крестных ходов

Став со временем неотъемлемой частью церковной жизни, крестные ходы сегодня имеют самые разнообразные формы и совершаются в целом ряде случаев. Среди них наиболее известны:

  1. Пасхальный крестный ход, а также все прочие шествия, связанные с этим главным праздником годового православного круга. Сюда относится крестный ход в Вербное воскресенье ─ «хождение на осляти». В Страстную субботу прообразом крестного хода является вынос плащаницы. Совершается он на Пасхальной заутрени (подробнее об этом будет рассказано ниже), а также ежедневно в течение Светлой седмицы и каждое воскресенье до дня отдания Пасхи.
  2. Крестные ходы во дни больших православных праздников, а также престольных, отмечаемых общиной какого-либо конкретного прихода. Подобные процессии часто организуют в честь освящения храмов или торжеств, посвящённых особо почитаемым иконам. В этих случаях маршрут крестного хода пролегает из села в село, или из храма в храм.
  3. Для освящения воды различных источников, а также рек, озёр и т. д. Совершаются они в день Крещения Господня (или в предшествующий ему сочельник), в пятницу Светлой седмицы ─ праздник Живоносный источник, и 14 августа в день Изнесения честных древ Животворящего Креста Господня.
  4. Погребальные крестные ходы, сопровождающие покойных на кладбище.
  5. Связанные с какими-либо, как правило, неблагоприятными жизненными обстоятельствами, например, засухой, наводнениями, эпидемиями и т. д. В подобных случаях, крестный ход ─ это часть молебна о заступничестве Небесных Сил и ниспослании избавления от постигших бедствий, к числу которых относятся также техногенные катастрофы и военные действия.
  6. Внутри храма, совершаемые в ряде праздников. Разновидностью крестного хода считается также и лития.
  7. Совершаемые по случаю каких-либо государственных праздников или крупных мероприятий. Например, за последние годы вошло в традицию отмечать крестными ходами День народного единства.
  8. Миссионерские крестные ходы, проводимые с целью привлечения в свои ряды неверующих или последователей иных религиозных учений.

Воздушные крестные хода

Любопытно отметить, что в наш век научно-технического прогресса появилась абсолютно новая неканоническая форма проведения крестного хода с использованием технических средств. Под этим термином обычно подразумевается перелёт, совершаемый группой священников с иконой на самолёте, совершение ими молебнов в определённых местах.

Начало ей было положено в 1941 году, когда таким образом был обнесён вокруг Москвы чудотворный список Тихвинской иконы Божьей Матери. Эту традицию продолжили уже в перестроечные годы совершив облёт границ России, приуроченный к 2000-летию Рождества Христова. Считается, что, сколько длится крестный ход, совершаемый на самолёте, столько времени благодать Божья ниспосылается на землю.

Особенности совершения крестного хода

Согласно православной и восточнокатолической традиции, Пасхальный крестный ход, как и любой другой, совершаемый вокруг храма, шествует в направлении, противоположном движению солнца, то есть против часовой стрелки ─ «противосолонь». Православные же старообрядцы совершают свои крестные ходы, двигаясь в направлении солнца ─ «посолонь».

Весь участвующий в нём церковный клир идёт попарно в облачении, соответствующем данному случаю. При этом ими поётся молитвенный канон. Обязательным атрибутом крестного хода является крест, а также возжжённые кадильницы и светильники. Кроме того, во время шествия несут хоругви, древним прототипом которых являются военные знамёна, ставшие когда-то частью священных обрядов, поскольку в них принимали участие императоры. Также из глубины веков пришла традиция нести иконы и Евангелие.

Когда бывает начало крестного хода на Пасху?

Среди множества вопросов, интересующих всех, кто только начинает свой «путь к храму», в преддверии Светлого Христова Воскресения этот задаётся наиболее часто. «Во сколько крестный ход на Пасху?» ─ спрашивают в основном те, кто посещает церковь не регулярно, а лишь во дни главных православных праздников. Ответить на него, назвав точное время, нельзя, поскольку происходит это около полуночи, и некоторые отклонения как в одну, так и в другую сторону вполне допустимы.

Полунощница

Праздничная церковная служба, во время которой совершается крестный ход, начинается вечером в Страстную субботу в 20:00. Первая её часть называется Полунощницей. Она сопровождается печальными песнопениями, посвящёнными крестным страданиям и смерти Спасителя. Священник и дьякон совершают каждение (окуривают кадилом) вокруг Плащаницы ─ матерчатого плата с изображением, положенного во гроб, Христа. Затем с пением молитв, они уносят её в алтарь, и кладут на Престол, где Плащаница будет находиться 40 дней вплоть до праздника Вознесения Господня.

Главная часть праздника

Незадолго до полуночи наступает время Пасхальной заутрени. Все священники, стоя у Престола, совершают молебен, в конце которого слышен звон колоколов, возвещающих приближение светлого праздника Воскрешения Христова и начало крестного хода. По традиции, торжественная процессия трижды обходит храм, каждый раз при этом останавливаясь у его дверей. Независимо от того, сколько длится крестный ход, они остаются закрытыми, символизируя тем самым камень, преграждавший вход во Гроб Господень. Лишь на третий раз двери открываются (камень отброшен), и процессия устремляется внутрь храма, где совершается Светлая Заутреня.

Праздничное пение колоколов

Важной составляющей торжественного шествия вокруг храма является колокольный звон ─ во сколько крестный ход на Пасху выходит из дверей храма, во столько же начинают раздаваться его радостные звуки, именуемые «трезвоном». Сложность этого вида колокольного звона заключается в том, что он включает в себя три самостоятельные части, постоянно чередующиеся и разделённые лишь небольшой паузой. Испокон века считалось, что именно во время крестного хода звонарям выпадает наиболее благоприятный случай блеснуть своим мастерством.

Завершается праздничное Пасхальное богослужение обычно не позднее 4 часов утра, после чего православные разговляются, вкушая крашеные яйца, пасхи, куличи и прочую снедь. В продолжение всей Светлой седмицы, оглашаемой радостным звоном колоколов, было принято веселиться, ходить в гости и принимать у себя родных и близких. Одними из главных требований к каждому хозяину дома были щедрость и хлебосольство, столь распространённые на православной Руси.

30 апреля в городе Клину прошёл ежегодный Общегородской Пасхальный Крестный ход .

со святынями пошел через весь центр города, а это большое и значимое событие для верующих. Шествие началось после литургии из храма «Успение Богородицы» в усадьбе Демьяново. Разобравшись колонну, многочисленные прихожане и подошедшие к ним верующие пешим ходом с передвижной колокольней под переливы звона, направились по улицам К. Маркса, Гагарина, Спортивная и через главные ворота торговых рядов к Троицкому собору на Советскую (Долгоруковскую) площадь.

Казаки Клинской сотни МОКО СКР несли службу вместе с нарядом полиции, а также поочередно несли на своих плечах образ Донской иконы Божией Матери, а благочиние чудотворную икону Божией Матери «Неупиваемая Чаша», привезенную из Серпуховского женского Введенского Владычнего монастыря. Весь путь по центральным улицам города сопровождался молитвенным пением, окроплением святой водой и пасхальной радостью «Христос воскрес! Воистину воскрес!»

Об иконе «Неупиваемая Чаша» известно, что образ явился в 1878 году крестьянину Ефремовского уезда Тульской губернии, одержимому страстью пьянства и вследствие этого утратившему способность ходить. Во сне пришел к нему старец-схимник и сказал: «Иди в город Серпухов в монастырь Владычицы Богородицы. Там есть икона Божией Матери «Неупиваемая Чаша», отслужи перед ней молебен, и будешь здоров душой и телом». Крестьянин не сразу отправился в монастырь, но после третьего явления старца отправился в путь на четвереньках. Придя в женский Введенский Владычный монастырь, страждущий рассказал о своих сновидениях и попросил отслужить молебен. Но никто в монастыре не знал иконы Божией Матери с таким названием. После долгих поисков в проходе из соборного храма в ризницу была найдена икона, на обороте которой обнаружили надпись: «Неупиваемая Чаша». В явившемся крестьянину во сне схимнике он узнал старца Варлаама – строителя этого монастыря. После совершения молебна бывший пьяница получил не только исцеление больных ног, но и утратил пристрастие к алкоголю. Чудотворная икона «Неупиваемая Чаша» по благословению Патриарха Алексия II стала всероссийской святыней, и впервые была внесена в Православный церковный календарь, что явилось официальным признанием всероссийского почитания этого образа Богоматери.

На площади рядом с Троицким собором был отслужен молебен у святынь. А далее торжественная процессия прошла по улице Чайковского до храма «Успения Богородицы» в Демьянове. В этом году крестный ход собрал больше двух тысяч человек и решено было идти прямо по шоссе под охраной полицейских патрульных машин до Демьяновского храма. Расстояние, которое прошла пасхальная процессия получился более 12 километров.

А перед входом в церковь Успение Богородицы Чудотворный образ Божией Матери «Неупиваемая Чаша» был высоко поднят на руки и все кто следовал с крестным ходом прошли под ним в храм, а для инвалидов-колясочников икону пронесли над их головами.

В храме прошла служба о помощи в исцелении и избавлении от недугов для страждущих, болящих и зависимых, также все желающие могли прикоснуться к чудотворному образу.

Loading...Loading...