Что нужно обязательно сделать на троицу. Троица: что важно сделать и что категорически нельзя делать в этот праздник

Церковный праздник Воздвижение Господне (другое название – Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня) относят к одному из двенадцати важных торжеств. В этот день принято соблюдать строгий пост, разрешено пить только вино и есть растительное масло. Когда Воздвижение Господне в 2017 году? Дата этого праздника регулярно совпадает с 27 сентября. То есть, отмечается он примерно через неделю после Рождества Пресвятой Богородицы .

Истоки этого праздника уходят своими корнями в давние времена, когда государь Константин решил возвести на всех святых местностях Палестины божьи храмы, а для этого ему нужен был Крест, на котором подвергся испытанию Иисус Христос.

История праздника Воздвижения Креста Господня

Найти его Константин послал Елену, свою мать, для чего она сначала прибыла в Иерусалим, где и был закопан Крест, помог ей в этом Иуда – он подсказал, что это место находится, где построен языческий храм, раннее там была пещера, которую забросали мусором. Елена тут же приказала его срочно разрушить, в пещере было найдено три креста. Для того чтобы узнать среди них настоящий, она сначала поднесла первый к женщине при смерти, но ничего не произошло, затем второй – результат тот же, но после прикладывания третьего к больной, – она выздоровела. Как раз в это время мимо дома излеченной шла похоронная процессия, и Елена решила снова проверить силу Креста: возложила опять все три креста, но только после последнего мертвый ожил. Царица совершила поклонение Кресту и поцеловала его, а после нее то же самое проделал патриарх Макарий и все остальные присутствующие. И ни у кого не осталось сомнения в том, что перед ними – тот самый Честной и Животворящий Крест, на котором принял свои муки Иисус.

Так 27 сентября в 326 году Крест снова был получен. Все потянулись к этому месту, чтобы поцеловать его, однако сделать это было довольно сложно, потому что пришлось бы потратить очень много времени. Патриарх отыскал выход – он встал на высоту и поднял Честной и Животворящий Крест, то есть воздвиг его, все начали кланяться и кричать: «Господи, помилуй!»

Елена после данных событий не смогла забрать Крест, поэтому она взяла лишь его часть, которую и отдала Константину, а другую оставила в Иерусалиме, здесь и был выстроен собор Воздвижения Креста, он и сегодня там находится.

Приметы и обряды на праздник 27 сентября

Этот день знаменателен мистическими событиями, поэтому люди тщательнейшим образом следили за всем, что происходит 27 сентября.

Для защиты дома от невзгод в этот день над входной дверью рисовали углем, мелом или кровью животных крест, а также вырезали его из дерева и вешали на ветках ивы. Чтобы нечистая сила не навредила домашним животным, делали маленькие крестики из дуба и клали их в сараи и ясли, где находились любимцы. Деревянный крест можно было заменить рябиновыми ветками, сложенными крестом. Дуб и рябина выбирались неспроста – считалось, что они могут отпугивать нечисть.

Было поверье, что если в этот день человек или животное в чем-то провинится, то будут наказаны: так того, кто не соблюдет строгий пост или будет буйствовать (например, петухи подерутся или змея укусит), ждут болезни или даже смерти.

Существовал обычай в этот день заготавливать на зиму капусту – квасили ее в бочках, прятали в погреб, а также готовили из нее разные блюда. Тогда весь год будет сытый.

Чтобы быть привлечь парня, который ей нравится, девушка в ночь с 26 на 27 сентября читала заклинание: «Воздвижение Господне пришло, мне красоту принесло. Быть мне такой, чтобы (имя парня) был мой!». После лечь спать, уже утром на заговоренную девушку любимый парень обратит внимание.

В этот день медведь обустраивает берлогу, поэтому в лес лучше не ходить, чтобы ему не мешать. Была и еще одна причина, почему сегодня не стоит посещать лес – леший занимается подсчетом зверей в своем владении, и может посчитать и человека, зашедшего к нему, а значит больше не выпустит – очень часто на Воздвижение многие блудили в лесу и не могли из него выйти.

Увидеть в праздник Воздвижения Господня улетающих в теплые края птиц – к большому счастью.

Существовала такая примета, что 27 сентября нужно убирать в доме, так как вместе с мусором из дома и нечисть выметается и вымывается. После уборки обязательно каждый дом перекрестить три раза деревянным крестиком или рябиновыми ветками.

Ребенок, рожденный в этот день, будет всегда под защитой не только своего ангела-хранителя, но и под самим Господом. Как только малыш родится, его нужно завернуть в белую пеленку и положить на рябиновые ветки, выложенные тремя крестами – один – у головки, второй – на уровне сердечка, а третий – у ножек. Перекрестить младенца три раза.

На Воздвижение ни в коем случае нельзя жениться, так как брак будет коротким и несчастным.

На Воздвижение Животворящего Креста Господня нужно обязательно заходить в церковь, неся за собой рябиновые ветки, при выходе ими нужно сначала дважды хлопнуть по плечам, начиная с правого, а затем один раз – по макушке, чтобы все плохое ушло. Дома их положить возле иконы. Пусть там лежат до Покрова.

Если в этот день найти деньги, то их нужно отдать в церковь, эти деньги не принесут ничего хорошего – покупка на них может быть бесполезной.

Плохая примета – плакать 27 сентября, так как это один из немногих церковных праздников, когда люди должны радоваться, ведь Воздвижение Креста Господня – великий день.

Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня — принадлежит к числу двунадесятых праздников. Установлен в память обретения Креста Господня, которое произошло, согласно церковному преданию, в 326 году в Иерусалиме около Голгофы - места Распятия Иисуса Христа.

Воздвижение Креста Господня — есть прославление Креста Христова. Это единственный двунадесятый праздник, в основе которого лежат не только события новозаветного времени, но и позднейшие, из области церковной истории. Рождество Богоматери, праздновавшееся шестью днями ранее, – преддверие тайны воплощения Бога на земле, а Крест возвещает о Его будущей жертве. Поэтому праздник Креста также стоит в начале церковного года.

История обретения Креста

Христианство далеко не сразу стало мировой религией. В первые века нашей эры с ним пытались бороться и иудейские священнослужители, и, особенно, власти Римской империи - а Палестина была её составной частью. Римские императоры-язычники пытались полностью уничтожить в человечестве воспоминания о священных местах, где пострадал за людей и воскрес Господь наш Иисус Христос. Император Адриан (117 — 138) приказал засыпать землей Голгофу и Гроб Господень и на искусственном холме поставить капище языческой богини Венеры и статую Юпитера. На это место собирались язычники и совершали идольские жертвоприношения. Однако через 300 лет Промыслом Божиим великие христианские святыни — Гроб Господень и Животворящий Крест были вновь обретены христианами и открыты для поклонения.

Константин Великий — первый христианский император

Это произошло во время правления святого равноапостольного Константина Великого (306 — 337) , который после победы в 312 году над Максентием, правителем Западной части Римской империи, и над Ликинием, правителем Восточной ее части, в 323 году сделался единодержавным правителем огромной Римской империи. В 313 году он издал так называемый Миланский эдикт , по которому была узаконена христианская религия и гонения на христиан в Западной половине империи прекратились.

Крест Константина – монограмма, известная как «Хи-Ро» («хи» и «ро» – первые две буквы имени Христа по-гречески). Легенда гласит, что этот крест император Константин увидел в небе по дороге в Рим, вместе с крестом он увидел надпись «Сим победиши». Согласно другой легенде, он увидел крест во сне в ночь перед битвой и услышал голос: «С этим знаком победишь»). Говорят, что именно это предсказание обратило Константина в христианство. И монограмма стала первым общепринятым символом христианства – как знак победы и спасения.

Равноапостольный император Константин, содействием Божиим одержавший в трех войнах победу над врагами, видел на небе Божие знамение — Крест с надписью «Сим победиши» (τούτῳ νίκα).

Горячо желая отыскать Крест, на котором был распят Господь наш Иисус Христос, равноапостольный Константин направил в Иерусалим свою мать, благочестивую царицу Елену (память 21 мая), снабдив ее письмом к Патриарху Иерусалимскому Макарию.

Святая царица Елена

Елена затеяла в Иерусалиме археологические раскопки, которые были необходимы, поскольку в IV веке практически некому было показать ни место распятия Христа, ни место Его погребения. Большинство первых христиан - тех, что могли из поколения в поколение передавать информацию о местах, связанных с земной жизнью Христа, — были евреями. А римская власть, недовольная постоянными восстаниями евреев за независимость, во II веке нашей эры выгнала их из Палестины. (Это, кстати, и стало главной причиной того, что сейчас евреи расселены по всему миру ).

В распоряжении царицы Елены были письменные евангельские источники, с точным описанием не только событий в жизни Христа, но и мест, в которых они происходили. Например, гора Голгофа, на которой распяли Христа, была известна любому жителю Иерусалима. Другой вопрос, что город неоднократно разрушался и перестраивался. Во времена страстей Христовых Голгофа находилась снаружи городских стен Иерусалима, а к моменту раскопок Елены оказалась внутри них.

Языческие капища и идольские статуи, наполнявшие Иерусалим, царица повелела уничтожить. Разыскивая Животворящий Крест, она расспрашивала христиан и иудеев, но долгое время ее поиски оставались безуспешными. Наконец, ей указали на одного старого еврея по имени Иуда, который сообщил, что Крест зарыт там, где стоит капище Венеры. Капище разрушили и, совершив молитву, начали копать землю. Голгофу раскопали почти до основания, в результате чего была обнаружена пещера Гроба Господня - то место, где Христос был похоронен, а также несколько крестов.

Могильная пещера на Голгофе, на территории Храма Гроба Господня
Место обретения Креста Господня

В те времена крест был всего-навсего орудием казни, а гора Голгофа — обычным местом приведения смертных приговоров в исполнение. И как же непросто было царице Елене понять, какой из найденных в земле крестов - Христов.

Крест Господень опознали, во-первых, по табличке с надписью «Иисус Назорей, Царь Иудейский», во-вторых, по возложению на больную женщину, которая мгновенно исцелилась. Кроме того, есть предание, что от соприкосновения с этим Крестом воскрес умерший - его проносили мимо для погребения. Отсюда и название - Животворящий Крест.

Старец Иуда и другие иудеи уверовали во Христа и приняли святое Крещение. Иуда получил имя Кириак и впоследствии был рукоположен во епископа Иерусалимского. В царствование Юлиана Отступника (361 — 363) он принял мученическую смерть за Христа.

Когда Крест был найден (а потом ежегодно в этот день), предстоятель Иерусалимской Церкви его поднимал, то есть воздвигал (отсюда - Воздвижение ), поочерёдно обращая ко всем сторонам света, - чтобы все верующие могли если не прикоснуться к святыне, то хотя бы увидеть её.

В местах, связанных с земной жизнью Спасителя, Царица Елена построила более 80 храмов.


Храм Гроба Господня

Специальным указом императора Константина в Иерусалиме был воздвигнут огромный, даже по нынешним меркам, и величественный Храм Воскресения Христова, который чаще называют Храмом Гроба Господня . Он включил в себя и пещеру, где был похоронен Христос, и Голгофу. Храм строился примерно 10 лет - сроки, рекордные даже для нашего времени, - и был освящён 13 сентября 335 года, наряду с большой базиликой Мартириум, и др. постройками на месте Распятия и Воскресения Спасителя. День Обновления (т. е. освящения, греческий термин enkainia (обновление) обычно обозначает освящение храма) стал праздноваться ежегодно с большой торжественностью, а воспоминание обретения св. Креста вошло в праздничное торжество в честь Обновления, и имело первоначально второстепенно значение.

Установление праздника

В конце IV в. праздник Обновления был в Иерусалимской Церкви одним из 3 главных праздников, наряду с Пасхой и Богоявлением. По мнению ряда исследователей, праздник Обновления стал христианским аналогом ветхозаветного праздника Кущей , одного из 3 главных праздников ветхозаветного богослужения, тем более что освящение Соломонова храма также произошло во время Кущей. Он продолжался 8 дней, в течение которых «преподавалось даже таинство Крещения»; каждый день совершалась Божественная литургия; храмы украшались так же, как на Богоявление и на Пасху; на праздник в Иерусалим приходило множество людей, в т. ч. и из отдаленных областей – Месопотамии, Египта, Сирии. На 2-й день праздника Обновления св. Крест показывали всему народу. Тем самым, первоначально Воздвижение было установлено как дополнительный праздник, сопровождающий собой основное торжество в честь Обновления – аналогично праздникам в честь Божией Матери на следующий день после Рождества Христова или св. Иоанна Крестителя на следующий день после Крещения Господня.

Начиная с VI в. Воздвижение постепенно становилось более значительным праздником, чем праздник Обновления. Например, в Житии преп. Марии Египетской (VII в.), говорится о том, что преп. Мария направилась в Иерусалим на празднование Воздвижения.

Возвращение Креста


Битва императора Ираклия с персами. Казнь персидского царя Хосроя

Впоследствии именно Воздвижение стало основным праздником и получило большое распространение на Востоке, особенно после победы императора Ираклия над персами и торжественного возвращения св. Креста из плена в марте 631 года . Христианскую святыню, разбив греческое войско, захватил в плен персидский царь Хозрой II. Отвоевать её удалось только через 14 лет, когда греки разбили персов. Животворящий Крест с великим торжеством и благоговением был принесён в Иерусалим. Его сопровождал Патриарх Захария, который все эти годы был в плену у персов и неотлучно находился рядом с Крестом Господним. Великую святыню пожелал нести сам император Ираклий. По преданию, у ворот, через которые нужно было пройти на Голгофу, император внезапно остановился и, как ни пытался, не мог сделать ни шагу. Святой Патриарх объяснил царю, что путь ему преграждает ангел, ведь Тот, Кто нёс на Голгофу Крест для искупления мира от грехов, совершил свой Крестный путь, будучи униженным и гонимым. Тогда Ираклий снял корону, свой царский наряд, оделся в простую одежду и… беспрепятственно вошёл в ворота.

С этим событием связаны также установление календарных памятей Креста 6 марта и в Крестопоклонную неделю Великого поста. Праздник же Обновления иерусалимского храма Воскресения хотя и сохранился в богослужебных книгах вплоть до настоящего времени, сделался предпраздничным днем перед Воздвижением. Праздник этот еще называется в народе «Воскресением словущим » так как он может приходиться на любой день недели, но называется (слывёт) «воскресением». Есть даже традиция служить в этот день пасхальным чином в тех храмах, где этот праздник престольный.

О дальнейшей судьбе Креста Господня есть различные мнения. По одним источникам, Животворящий Крест оставался до 1245 года, т.е. до седьмого крестового похода, в том виде, в каком он был обретен при св. Елене. А по преданию, Крест Господень был раздроблен на малые части и разнесен по всему миру. Безусловно, большая Его часть хранится до сего времени в Иерусалиме, в особом ковчеге в алтаре храма Воскресения, и принадлежит грекам.

Чин воздвижения Креста

В память крестных страданий Иисуса Христа в день праздника установлен строгий пост . Одной из особенностей праздника является чин воздвижения Креста . Во время праздничного богослужения совершается установление креста на престоле и затем его вынос на середину храма для поклонения.

Значение праздника

Праздник Воздвижения имеет еще и глубочайшее значение в судьбах всего мира. Крест имеет прямое отношение ко второму пришествию Спасителя, ибо по неложному слову Христа, страшный суд будет предварен явлением знамения Креста Господня, что явится как бы «вторым» Воздвижением: «Тогда явится знамение Сына человеческаго на небе; и тогда восплачутся все племена земная, и увидят Сына человеческаго, грядущаго на облаках небесных с силою и славою великою » (Матф.24:30).

Поэтому мы, православные христиане, прибегаем под защиту Креста Христова и молимся: «Непобедимая и непостижимая и Божественная сило Честнаго и Животворящаго Креста, не остави нас, грешных! »

Закон Божий. Святая Елена. Воздвижение Креста Господня

“Кресту Твоему…” Православный солдатский хор при Свято-Смоленской Зосимовой пустыни

http://www.pravmir.ru/wp-content/uploads/2016/09/Krestu_Tvoemu3.mp3

Тропарь Воздвижению Креста. Мужской хор Минской Духовной Семинарии

http://www.pravmir.ru/wp-content/uploads/2016/09/Tropar.mp3

Тропарь, глас 1
Спаси, Господи, люди Твоя, / и благослови достояние Твое, / победы [благоверным царем]* на сопротивныя даруя / и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство.

Слова «благоверным царем» содержатся в исходном тексте тропаря, составленном преподобным Космой Маиумским в VIII веке. В этом кратком песнопении выражена не только вера во всепобеждающую силу Креста, но и указание на знамение его на небе, которое видел царь Константин Великий и его воины. В древней Руси, как в исходном тексте, пелось общее «царем,» без имени, но в Российской империи стали петь «благочестивому императору нашему (имя)». Этому примеру затем последовали некоторые другие славянские государства. В связи с прекращением христианской государственности выявились разные подходы к смыслу тропаря, что вызвало различные перемены.

Кондак, глас 4
Вознесыйся на Крест волею, / тезоименитому Твоему новому жительству / щедроты Твоя даруй, Христе Боже, / возвесели силою Твоею верныя люди Твоя, / победы дая нам на сопостаты, / пособие имущим Твое оружие мира, / непобедимую победу.

Величание
Величаем Тя, Живодавче Христе, и чтим Крест Твой святый, имже нас спасл еси от работы вражия.

Воздвижение Креста Господня – великий двунадесятый праздник, отмечается .

После того как свершились величайшие события в истории человечества – Распятие, Погребение, Воскресение и Вознесение Христовы, св. Крест, послуживший орудием казни Спасителя, был утерян. Точная дата обретения св. Креста неизвестна.

Сохранились 3 различные версии предания об обретении св. Креста. Согласно наиболее древней (она приводится у церковных историков V в. Руфина Аквилейского, Сократа, Созомена и др. и, вероятно, восходит к утраченной «Церковной истории» Геласия Кесарийского (IV в.)), св. Крест находился под языческим святилищем Венеры. Когда святилище было разрушено, обнаружились 3 креста, а также табличка с Креста Спасителя и гвозди, которыми Он был пригвожден. Для того чтобы узнать, какой из крестов и есть тот, на котором был распят Господь, Иерусалимский еп. Макарий (+ 333) предложил приложить поочередно каждый из крестов к тяжелобольной женщине. Когда та исцелилась после прикосновения к одному из крестов, все собравшиеся прославили Бога, указавшего на величайшую святыню Истинного Древа Креста Господня, и св. Крест был поднят еп. Макарием для всеобщего обозрения.
Другая версия предания об обретении св. Креста, возникшая в Сирии в 1-й пол. V века, относит это событие не к IV, а к III веку и говорит о том, что Крест был найден Протоникой, женой имп. Клавдия II (269–270).
3-я версия, также, видимо, возникшая в V веке в Сирии, сообщает, что св. Елена пыталась узнать место пребывания Креста у иерусалимских иудеев, и в конце концов один престарелый еврей по имени Иуда, сначала не хотевший говорить, после истязаний указал место – храм Венеры. Св. Елена повелела разрушить храм и раскопать это место. Там были найдены 3 креста; явить Крест Христов помогло чудо – воскрешение через прикосновение к Истинному Древу мертвеца, которого проносили мимо. Об Иуде сообщается, что тот впоследствии принял христианство с именем Кириак и стал епископом Иерусалима; впрочем, церковные историки не упоминают ни об одном епископе Иерусалима с таким именем в IV веке.
Несмотря на древность 1-й версии предания об обретении св. Креста, наиболее распространенной стала 3-я версия; в частности, на ней основано проложное сказание, предназначенное для чтения на праздник Воздвижения согласно современным богослужебным книгам Православной Церкви.

Установление праздника Воздвижения связано с праздниками в честь освящения Мартириума и ротонды Воскресения, по отношению к которым Воздвижение первоначально имело второстепенное значение. Согласно «Пасхальной хронике» VII века, священнодействие Воздвижения (названное здесь staurofaneia (греч.) – явление [народу] Креста) было впервые совершено в ходе торжеств при освящении иерусалимских церквей.
Уже в кон. IV века праздник Обновления базилики Мартириума и ротонды Воскресения был в Иерусалимской Церкви одним из 3 главных праздников, наряду с Пасхой и Богоявлением. По свидетельству паломницы в конце IV века Эгерии, Обновление праздновалось в продолжение 8 дней; каждый день совершалась Божественная литургия; храмы украшались так же, как на Богоявление и на Пасху; на праздник в Иерусалим приходило множество людей.
В V веке, по свидетельству церковного историка Созомена, праздник Обновления отмечался в Иерусалимской Церкви по прежнему очень торжественно, в продолжение 8 дней, в течение которых «преподавалось даже таинство Крещения».
Первоначально Воздвижение было установлено как дополнительный праздник, сопровождающий собой основное торжество в честь Обновления – аналогично праздникам в честь Божией Матери на следующий день после Рождества Христова или св. Иоанна Крестителя на следующий день после Крещения Господня. Начиная с VI века Воздвижение постепенно становилось более значительным праздником, чем праздник Обновления. Александр Монах писал, что – это дата праздника Воздвижения и Обновления, установленного отцами по повелению императора.
К VII веку тесная связь праздников Обновления и Воздвижения перестала ощущаться. Впоследствии именно Воздвижение стало основным праздником и получило большое распространение на Востоке, особенно после победы императора Ираклия над персами и торжественного возвращения св. Креста из плена в марте 631 г. (с этим событием связаны также установление календарных памятей Креста 6 марта и в Крестопоклонную неделю Великого поста). Праздник же Обновления иерусалимского храма Воскресения, хотя и сохранился в богослужебных книгах вплоть до настоящего времени, сделался предпраздничным днем перед Воздвижением.
В Иерусалимском уставе, получившем повсеместное распространение в греческих Православных Церквах в XII–XIII вв., у южных славян – с кон. XIII–XIV в., в Руссской Церкви с кон. XIV–XV в., в Грузинской Церкви – в XIII–XV вв., начиная с его наиболее ранних сохранившихся редакций и вплоть до Типикона, используемого ныне в Русской Церкви, устав праздника Воздвижения и окружающих его дней в целом один и тот же.
Праздничный цикл состоит из предпразднства 13 сентября, праздника и 7 дней попразднства, включая отдание 21 сентября. В память крестных страданий Иисуса Христа в день праздника установлен строгий пост.

Воздвижение (Сдвижение, Здвиженье, Вздвиженьев день, Ставров день, Капустки /Капустницы/) - народное название этого праздника. В народных представлениях Воздвижение связано с созвучным ему словом "движение", с помощью которого многие крестьяне и объясняли значение праздника. На этом основаны приметы и поговорки, приуроченные к этому дню. Говорили об окончании уборки урожая: "На Воздвиженье последняя копна с поля движется, последний воз на гумно торопится"; "Вздвиженье - хлеб с поля двинулся".
К Воздвижению завершалось бабье лето, происходила третья встреча осени: "Вздвиженье лето замыкает, ключи сизая галочка с собой за море уносит" (смоленск.). Отмечалось приближение зимы: "Воздвиженье осень зиме навстречу двигает"; "На Воздвиженье зазимки - мужику не беда"; "На Воздвиженье зима с бела - гнезда снимается, к русскому мужику в гости собирается, - сем-ка (говорит) я, зима-зимская, на Святой Руси погощу, серого мужика навещу". К наступлению зимних холодов готовились заранее, поэтому говорили: "Воздвиженье кафтан с плес сдвинет, тулуп надвинет"; "Воздвиженье задвинет зипун, подвинет шубу".
С давних пор на Воздвиженье совершались крестные ходы вокруг селений, чтобы защитить их на год от бед. Служились молебны, подымались иконы и происходил обход полей с молитвою о будущем урожае. Молились и о больных: "С верою помолиться на Воздвиженьев день, так Животворящий крест и со смертного ложа подымет". Принято было поднимать кресты на строящихся храмах; устанавливать придорожные кресты; строить обетные часовни (обыденки) и небольшие церкви - по обещанию, в честь праздника.
К Воздвижению заканчивалась уборка овощей, льна, конопли. Начинали рубить капусту и заготавливать ее на зиму, поэтому Воздвижение называли капустным праздником: "На Воздвиженье - чей-чей праздничек, а у капусты поболе всех!"; "На Воздвиженье первая барыня - капуста"; "Смекай, баба, про капусту: Воздвиженье пришло!". Сопровождалась рубка капусты песнями и угощением по вечерам. "У доброго мужика на Воздвиженьев день и пирог с капустой"; "На Воздвиженье у доброго молодца - капуста у крыльца", «У доброго мужика на Воздвиженьев день и пирог с капустой» - говорит русская пословица.
В Воздвижение не начинали важных дел, так как существовало поверье, что все начатое в этот день будет неудачным и бесполезным.

Сегодня православный церковный праздник:

Завтра праздник:

Ожидаются праздники:
15.03.2019 -
16.03.2019 -
17.03.2019 -

Православные праздники:
| | | | | | | | | | |

Воздви́жение Честно́го и Животворящего Креста Господня - принадлежит к числу двунадесятых праздников. Установлен в память обретения Креста Господня, которое произошло, согласно церковному преданию, в 326 году в Иерусалиме около Голгофы — места Распятия Иисуса Христа.

Воздви́жение Креста Господня - есть прославление Креста Христова. Это единственный двунадесятый праздник, в основе которого лежат не только события новозаветного времени, но и позднейшие, из области церковной истории. Рождество Богоматери, праздновавшееся шестью днями ранее, - преддверие тайны воплощения Бога на земле, а Крест возвещает о Его будущей жертве. Поэтому праздник Креста также стоит в начале церковного года.

История обретения Креста

Христианство далеко не сразу стало мировой религией. В первые века нашей эры с ним пытались бороться и иудейские священнослужители, и, особенно, власти Римской империи — а Палестина была её составной частью. Римские императоры-язычники пытались полностью уничтожить в человечестве воспоминания о священных местах, где пострадал за людей и воскрес Господь наш Иисус Христос. Император Адриан (117 - 138) приказал засыпать землей Голгофу и Гроб Господень и на искусственном холме поставить капище языческой богини Венеры и статую Юпитера. На это место собирались язычники и совершали идольские жертвоприношения. Однако через 300 лет Промыслом Божиим великие христианские святыни - Гроб Господень и Животворящий Крест были вновь обретены христианами и открыты для поклонения.

Константин Великий - первый христианский император

Это произошло во время правления святого равноапостольного , который после победы в 312 году над Максентием, правителем Западной части Римской империи, и над Ликинием, правителем Восточной ее части, в 323 году сделался единодержавным правителем огромной Римской империи. В 313 году он издал так называемый , по которому была узаконена христианская религия и гонения на христиан в Западной половине империи прекратились.

Крест Константина - монограмма, известная как «Хи-Ро» («хи» и «ро» - первые две буквы имени Христа по-гречески). Легенда гласит, что этот крест император Константин увидел в небе по дороге в Рим, вместе с крестом он увидел надпись «Сим победиши». Согласно другой легенде, он увидел крест во сне в ночь перед битвой и услышал голос: «С этим знаком победишь»). Говорят, что именно это предсказание обратило Константина в христианство. И монограмма стала первым общепринятым символом христианства - как знак победы и спасения.

Равноапостольный император Константин, содействием Божиим одержавший в трех войнах победу над врагами, видел на небе Божие знамение - Крест с надписью «Сим победиши» (τούτῳ νίκα).

Горячо желая отыскать Крест, на котором был распят Господь наш Иисус Христос, равноапостольный Константин направил в Иерусалим свою мать, благочестивую царицу Елену (память 21 мая), снабдив ее письмом к Патриарху Иерусалимскому Макарию.

Елена затеяла в Иерусалиме археологические раскопки, которые были необходимы, поскольку в IV веке практически некому было показать ни место распятия Христа, ни место Его погребения. Б ольшинство первых христиан — тех, что могли из поколения в поколение передавать информацию о местах, связанных с земной жизнью Христа, - были евреями. А римская власть, недовольная постоянными восстаниями евреев за независимость, во II веке нашей эры выгнала их из Палестины. (Это, кстати, и стало главной причиной того, что сейчас евреи расселены по всему миру).

В распоряжении царицы Елены были письменные евангельские источники, с точным описанием не только событий в жизни Христа, но и мест, в которых они происходили. Например, гора Голгофа, на которой распяли Христа, была известна любому жителю Иерусалима. Другой вопрос, что город неоднократно разрушался и перестраивался. Во времена страстей Христовых Голгофа находилась снаружи городских стен Иерусалима, а к моменту раскопок Елены оказалась внутри них.

Языческие капища и идольские статуи, наполнявшие Иерусалим, царица повелела уничтожить. Разыскивая Животворящий Крест, она расспрашивала христиан и иудеев, но долгое время ее поиски оставались безуспешными. Наконец, ей указали на одного старого еврея по имени Иуда, который сообщил, что Крест зарыт там, где стоит капище Венеры. Капище разрушили и, совершив молитву, начали копать землю. Голгофу раскопали почти до основания, в результате чего была обнаружена пещера Гроба Господня — то место, где Христос был похоронен, а также несколько крестов.

В те времена крест был всего-навсего орудием казни, а гора Голгофа - обычным местом приведения смертных приговоров в исполнение. И как же непросто было царице Елене понять, какой из найденных в земле крестов — Христов.

Крест Господень опознали, во-первых, по табличке с надписью «Иисус Назорей, Царь Иудейский», во-вторых, по возложению на больную женщину, которая мгновенно исцелилась. Кроме того, есть предание, что от соприкосновения с этим Крестом воскрес умерший — его проносили мимо для погребения. Отсюда и название — Животворящий Крест .

Старец Иуда и другие иудеи уверовали во Христа и приняли святое Крещение. Иуда получил имя Кириак и впоследствии был рукоположен во епископа Иерусалимского. В царствование Юлиана Отступника (361 - 363) он принял мученическую смерть за Христа.

Когда Крест был найден (а потом ежегодно в этот день), предстоятель Иерусалимской Церкви его поднимал, то есть воздвигал (отсюда — Воздви́жение ), поочерёдно обращая ко всем сторонам света, — чтобы все верующие могли если не прикоснуться к святыне, то хотя бы увидеть её.

В местах, связанных с земной жизнью Спасителя, Царица Елена построила более 80 храмов.


Храм Гроба Господня

Специальным указом императора Константина в Иерусалиме был воздвигнут огромный, даже по нынешним меркам, и величественный Храм Воскресения Христова, который чаще называют Храмом Гроба Господня . Он включил в себя и пещеру, где был похоронен Христос, и Голгофу. Храм строился примерно 10 лет — сроки, рекордные даже для нашего времени, — и был освящён 13 сентября 335 года, наряду с большой базиликой Мартириум, и др. постройками на месте Распятия и Воскресения Спасителя. День Обновления (т. е. освящения, греческий термин enkainia (обновление) обычно обозначает освящение храма) стал праздноваться ежегодно с большой торжественностью, а воспоминание обретения св. Креста вошло в праздничное торжество в честь Обновления, и имело первоначально второстепенно значение.

Установление праздника

В конце IV в. праздник Обновления был в Иерусалимской Церкви одним из 3 главных праздников, наряду с Пасхой и Богоявлением. По мнению ряда исследователей, праздник Обновления стал христианским аналогом ветхозаветного праздника Кущей , одного из 3 главных праздников ветхозаветного богослужения, тем более что освящение Соломонова храма также произошло во время Кущей. Он продолжался 8 дней, в течение которых «преподавалось даже таинство Крещения»; каждый день совершалась Божественная литургия; храмы украшались так же, как на Богоявление и на Пасху; на праздник в Иерусалим приходило множество людей, в т. ч. и из отдаленных областей - Месопотамии, Египта, Сирии. На 2-й день праздника Обновления св. Крест показывали всему народу. Тем самым, первоначально Воздвижение было установлено как дополнительный праздник, сопровождающий собой основное торжество в честь Обновления - аналогично праздникам в честь Божией Матери на следующий день после Рождества Христова или св. Иоанна Крестителя на следующий день после Крещения Господня.

Начиная с VI в. Воздвижение постепенно становилось более значительным праздником, чем праздник Обновления. Например, в Житии преп. Марии Египетской (VII в.), говорится о том, что преп. Мария направилась в Иерусалим на празднование Воздвижения.

Возвращение Креста


Впоследствии именно Воздви́жение стало основным праздником и получило большое распространение на Востоке, особенно после победы императора Ираклия над персами и торжественного возвращения св. Креста из плена в марте 631 года . Христианскую святыню, разбив греческое войско, захватил в плен персидский царь Хозрой II. Отвоевать её удалось только через 14 лет, когда греки разбили персов. Животворящий Крест с великим торжеством и благоговением был принесён в Иерусалим. Его сопровождал Патриарх Захария, который все эти годы был в плену у персов и неотлучно находился рядом с Крестом Господним. Великую святыню пожелал нести сам император Ираклий. По преданию, у ворот, через которые нужно было пройти на Голгофу, император внезапно остановился и, как ни пытался, не мог сделать ни шагу. Святой Патриарх объяснил царю, что путь ему преграждает ангел, ведь Тот, Кто нёс на Голгофу Крест для искупления мира от грехов, совершил свой Крестный путь, будучи униженным и гонимым. Тогда Ираклий снял корону, свой царский наряд, оделся в простую одежду и… беспрепятственно вошёл в ворота.

С этим событием связаны также установление календарных памятей Креста 6 марта и в Крестопоклонную неделю Великого поста. Праздник же Обновления иерусалимского храма Воскресения хотя и сохранился в богослужебных книгах вплоть до настоящего времени, сделался предпраздничным днем перед Воздвижением. Праздник этот еще называется в народе "Воскресением словущим" так как он может приходиться на любой день недели, но называется (слывёт) "воскресением" . Есть даже традиция служить в этот день пасхальным чином в тех храмах, где этот праздник престольный.

О дальнейшей судьбе Креста Господня есть различные мнения. По одним источникам, Животворящий Крест оставался до 1245 года, т.е. до седьмого крестового похода, в том виде, в каком он был обретен при св. Елене. А по преданию, Крест Господень был раздроблен на малые части и разнесен по всему миру. Безусловно, большая Его часть хранится до сего времени в Иерусалиме, в особом ковчеге в алтаре храма Воскресения, и принадлежит грекам.

Чин воздвижения Креста

В память крестных страданий Иисуса Христа в день праздника установлен строгий пост . Одной из особенностей праздника является чин воздвижения Креста . Во время праздничного богослужения совершается установление креста на престоле и затем его вынос на середину храма для поклонения.

Значение праздника

Праздник Воздвижения имеет еще и глубочайшее значение в судьбах всего мира. Крест имеет прямое отношение ко второму пришествию Спасителя, ибо по неложному слову Христа, страшный суд будет предварен явлением знамения Креста Господня, что явится как бы «вторым» Воздвижением: «Тогда явится знамение Сына человеческаго на небе; и тогда восплачутся все племена земная, и увидят Сына человеческаго, грядущаго на облаках небесных с силою и славою великою» (Мф.24:30).

Поэтому мы, православные христиане, прибегаем под защиту Креста Христова и молимся: «Непобедимая и непостижимая и Божественная сило Честнаго и Животворящаго Креста, не остави нас, грешных!»

Материал подготовил Сергей ШУЛЯК

для Храма Живоначальной Троицы на Воробьевых горах

Закон Божий. Святая Елена. Воздвижение Креста Господня

КРЕСТОВОЗДВИЖЕНИЕ. ПРАЗДНИКИ

Фильм Митрополита Волоколамского Илариона посвящен празднику Воздвижения Креста Господня. Владыка расскажет об истории установления торжества в Церкви, об особенностях богослужения в этот день, о богословской традиции почитания Креста. Зрители увидят, как отмечают Праздник Креста в Москве, в итальянской Лукке, в старинном венском аббатстве Хайлигенкройц. Леопольд V в 1188 пожертвовал монастырю самую большую часть Животворящего Креста, которую он получил в Крестовых походах. Герцогу этот крест подарили в Иерусалиме, а он подарил его родной Вене.

Фильм митрополита Илариона (Алфеева)
Студия "НЕОФИТ" по заказу благотворительного фонда имени Григория Богослова 2014

Тропарь, глас 1
Спаси, Господи, люди Твоя, / и благослови достояние Твое, / победы [благоверным царем]* на сопротивныя даруя / и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство.

Слова "благоверным царем" содержатся в исходном тексте тропаря, составленном преподобным Космой Маиумским в VIII веке. В этом кратком песнопении выражена не только вера во всепобеждающую силу Креста, но и указание на знамение его на небе, которое видел царь Константин Великий и его воины. В древней Руси, как в исходном тексте, пелось общее "царем," без имени, но в Российской империи стали петь "благочестивому императору нашему (имя)". Этому примеру затем последовали некоторые другие славянские государства. В связи с прекращением христианской государственности выявились разные подходы к смыслу тропаря, что вызвало различные перемены.

Кондак, глас 4
Вознесыйся на Крест волею, / тезоименитому Твоему новому жительству / щедроты Твоя даруй, Христе Боже, / возвесели силою Твоею верныя люди Твоя, / победы дая нам на сопостаты, / пособие имущим Твое оружие мира, / непобедимую победу.

Святая Троица 2018 года отмечается 27 мая, на 50-й день после Пасхи. Что это за праздник, как его отмечать читайте в материале Правда-ТВ.

Троица в 2018 году: какого числа?

Великий праздник Троица отмечается на 50-й день после Пасхи, поэтому еще его называют Пятидесятницей. В 2018 году он выпадает на 27 мая. Это один из важнейших церковных праздников в году.

Официальное церковное название Троицы 27 мая 2018 года – День Святой Троицы. Этот праздник посвящен сошествию Святого Духа на апостолов и Деву Марию, которое произошло на пятидесятый день после воскресения Иисуса Христа. Именно поэтому иначе Троицу называют Пятидесятницей.

Сошествие Святого Духа произошло в Иерусалиме, в Сионской горнице. Именно там в момент этого чуда находились Дева Мария и апостолы. В три часа дня они сначала услышали сильный шум, а после на них сошел благодатный огонь. После чего апостолы приобрели дар говорить на разных языках, что позволило им проповедовать учения Христа народам всего мира. Это уникальное событие описывается в Деяниях святых апостолов.

Праздновать Троицу в 2018 году православные по традиции начнут 26 мая. В субботу вечером начнется всенощное бдение. В день празднования Троицы читается Евангелие от Иоанна, совершается праздничная литургия. Третий день Троицы называют днем Святого Духа. В 2018 году он приходится на 28 мая. В этот день в храмах освящают воду. Также люди берут березовые ветви и траву, которыми украшались храмы на Троицу и несут их домой. Дома их засушивают и весь год бережно хранят, считая своим оберегом.

Традиции и народные приметы

Троица 27 мая 2018 года – это праздник, олицетворяющий собой единство Святого Духа, Бога-Отца и Бога-Сына.

Праздник Троицы отмечают три дня, а хозяйки тщательно к нему готовятся — наводят порядок, украшают жилище свежими ветками клена, березы, ивы, липы, цветами и травами в знак процветания и нового жизненного цикла.

Суббота перед Троицей является поминальным днем. В этот день люди ставят свечи за упокой умерших родственников. Особенно молятся за умерших преждевременной смертью.

Ко Дню Святой Троицы женщины пекут пироги, готовят мясные и рыбные закуски. В некоторых регионах в этот день красят яйца в зеленый цвет.

Первый день Троицы — Зеленое воскресенье — считается в народе днем активности и коварства русалок и прочей мифической нечисти. Специально для защиты от них дома и украшают зелеными ветками. Утром в воскресенье в храмах проходят праздничные богослужения. Также люди ходят друг к другу в гости. Начинаются массовые гуляния, ярмарки.

Второй день праздника называется Клечальным понедельником: после службы священники шли на поля читать молитвы с просьбой к Богу о благословении на будущий урожай.

Третий — Богодухов день — был предназначен для того, чтобы парни выбрали себе невест.

Запреты и приметы на Троицу

В народе считали дурной приметой играть свадьбы на Троицу, но этот день подходит для сватовства и «сговоров». Считалось. что сговоренную на Троицу семью ждет долгая и счастливая совместная жизнь.

В этот день нельзя работать в поле, во дворе и огороде. Женщинам не рекомендуется шить и стряпать. Также на Троицу не купались, поскольку это считалось русалочьим временем.

Выпавшая на Троицу роса считается очень полезной для здоровья. Девушкам советуют ее умываться, чтобы сохранить молодость и красоту. Дождь в этот день сулит хороший урожай, теплое и грибное лето.

Троица в 2018 году: гадания

На Троицу гадали, начиная с четверга и до воскресенья. Наиболее распространенное гадание было связано с плетением и пусканием по воде венков, но годились и другие распространенные гадания — с кольцами, цепочками, святочные, и т.д.

Загадывая на суженого, девушки плели венки из зелени, цветов или березовых веток и шли к реке. Там они наклоняли голову и сбрасывали венок в воду. По движению венка и загадывали на будущее и на суженого. Считалось, что если венок плывет хорошо и спокойно, у его хозяйки все в этом году будет хорошо. Если венок плывет под водой или утонул, девушке следовало опасаться болезней, смертей близких или других неприятностей. Если венок расплелся, это сулило расставание с любимым. Венок быстро уплыл — значит, жених будет из дальних краев, а если венок застрял у берега, до следующей Троицы сватов можно было не ждать.

Духов день: когда в 2018 году

Следующий день после Троицы называется Духов день. Он посвящен святому духу. Сегодня на Руси старались не работать, и сохранялись все запреты, действующие на Троицу. Люди верили, что на Духов день Земля справляет именины, поэтому трогать ее было нельзя, но это время подходит для того, чтобы искать клады. В народе считали, что Земля одарит богатством того, кто ей понравится.

Когда будет Троица в 2018 году

Многих православных верующих интересует какого числа Троица в 2018 году? В этом году мы будем чествовать её 27 мая. Обычно на этот праздник погода стоит отменная. Даже если будет небольшой дождь, он не сможет испортить приподнятого настроения. Христиане в этот день идут с утра в церковь на праздничную службу в честь Святой Троицы. Она знаменует собой единство Бога Отца, Сна и Духа Святого.

История праздника Святая Троица

Этот праздник вспоминают по следам библейского события. Иисус Христос до крестных страданий и смерти обещал апостолам, что пошлёт им Духа Святого. Он их невидимо всему научит и смогут они проповедовать евангелие и благую весть, что Бог на земле воплощался и жил, по всему миру. И вот на 50-й день, который потом назвали Пятидесятницей, сошёл на них Дух Святой и стали они понимать разные языки и наполнились другими духовными дарованиями. После этого апостолы решили, что надо дальше проповедовать по всему миру и так в наши дни о православии знают во многих странах на других континентах.

Один из удивительных даров апостолов, что они могли понимать на каком языке кто говорит, когда приходили в новую местность и скорее всего, отвечали на том же. Это великое чудо, такая духовная проницательность, дар Бога своим ученикам, чтобы христианство распространилось со временем по всему миру. Апостолы до обращения Христом были простыми рыбаками и людьми других рабочих профессий, простецами, как говорит библия. И вот, как возвеличил их Господь, какого духовного уровня они достигли, благодаря Его вмешательству.

В наше время праздник Троицы 2017 г какого числа? Торжество будут праздновать в начале лета 4 июня. Для православных это великий праздник, который отмечается с размахом. Так церковь продолжает вспоминать Пятидесятницу или день сошествия на апостолов Духа Святого.

Традиции на праздник Святая Троица

Рассмотрим традиции празднования Православной Троицы. В давние времена хозяйки считали, что к Троице надо хорошенько подготовиться - убрать дом. Подметали, вымывали тщательно полы во всех комнатах, чистили старые чугунки, стирали, выбивали ковры. Хозяин в это время наводил порядок во дворе. Складывал ровно стог сена, поленья, которыми жгли печку зимой, убирал граблями прошлогодние листья, кору с веточками.

После того, как уголки во всём доме убирались, хозяйка с хозяином рвали ивы и особенно популярными были берёзовые, к ним и желательно у болота - высокую красивую траву, связывали такие пучки и утром носили в церковь освящать. Освящённые ветки с травой подвешивали по углам всего дома, а у двери снаружи и внутри если хотелось. Считалось, что так быстрее на дом придёт благословение от Бога и в этом году будет достаток, что подразумевало: отличный урожай овощей и многоплодное рождение новой скотины, птицы.

На столы ставили разные традиционные угощения. Этот день был не постным, потому, можно было приготовить перловую или пшеничную кашу, вкусный суп на первое или борщ. Ко второму варили мясо и оставляли жидкость, как подливу. Этим варевом поливали кашу и она становилась богатой, ели овощные салаты и другое. Многих интересует, когда Троица в 2017 году, дата праздника? Он будет 4 июня.

Если на огороде подрастала, какая-то зелень в виде перьев лука, укропа, петрушки, то делали из этого салат. В «Весенний» добавляют, например, сваренные вкрутую яйца. Раньше делали похожий, только названия у него такого не было скорее всего. Могли к празднику запечь и целого молочного поросёнка, наделать колбас. Пили в то время полезный квас, узвары, компоты и другое полезное, чего современный человек не делает, а зря.

Сватанья на троицу

Молодые на завалинке устраивали гулянья. Сходились и садились на большое поваленное дерево или на скамейки и общались. Шутили, смеялись, пели частушки и народные песни. Музыканты играли на гармони и балалайках, а молодёжь водила хороводы и с удовольствием пускалась в пляс.

Между молодыми парнями и девушками завязывались романтические отношения. Если девушка нравилась какому-то парню, он мог спросить у неё, согласна ли она стать его женой и если та давала согласие, парень просил родителей и те являлись в дом его невесты просить руки. Родители в это время наблюдали насколько чисто в жилище, подаёт ли девушка на стол еду, приветливая ли, с добрым нравом? Если характер или опрятность в доме будущим родственникам не нравились, они могли сыну и отсоветовать брать эту Марью, Устинью и т. д. в жёны.

До этого всего на Троицу девушки, которые ещё не были замужем, просили Богородицу и Бога о хорошем муже. Был ещё обычай переодеваться в цветок. Популярными образами были василёк и ромашка. Считалось, что такое соединение с природой привлекает удачу. Некоторые девушки гадали, пытались предвидеть, встретят ли в этом году суженого или ещё рано?

О работе на праздник Святая Троицп

Что касается католиков, то у них Троица не совпадает с Пятидесятницей (днем сошествия на апостолов Святого Духа) и празднуется на неделю позже. Однако в 2018 году католическая Троица будет отмечаться одновременно с православной (так как Пасха в Римско-католической церкви в этом году придется на 1 апреля).

Она считается большим двунадесятым торжеством. Работать в такие дни по повелению церкви нельзя. Надо идти, как православным, так и католикам всей семьёй на утреннюю службу. Благоговейно её выстаивать с зелёными веточками в руках. Потом проводится батюшкой обряд их освящения.

Если дело нельзя было отложить, его производили сразу, например, покормить скотину в хлеву. Животные ведь не могут не есть целые сутки - это издевательство. Им давали есть и подливали пить. Кур кормили зерном или варевом и не считалось, что это грех.

Православные традиции

У православных берёза символизирует Троицу. Её ветки рвали и в этот день она была в доме у каждого верующего, как на новый год у нас ёлки сейчас. В церкви на пол бросали траву, которую только что скашивали. Аналогично пол устилался и дома.

Срезанные довольно длинные ветки берёзы ставили в вазу у иконостаса. В России есть регионы, где берёза не растёт. Там её веточки заменяли на дубовые или кленовые, рябиновые либо из калины. Утренняя служба заканчивалась и вся семья с освящёнными ветками и травой спешила домой. Там готовили праздничный обед из нескольких блюд. Был и холодец, не сомневайтесь и обязательно нужно было испечь каравай, он олицетворял собой праздник. А вы собираетесь готовить каравай, когда будет Троица в 2018 году?

На улице устраивали гулянья, громко играли гармонисты задорные мелодии и стар с младом пускался в пляс. Потом бабоньки пели русские народные песни и вечером расходились по домам. Если после семейной трапезы оставались остатки, их утром могли отнести к церкви, где традиционно сидели нищие. Веселились в этот день от всего сердца и прославляли Бога, что не хуже, ч ем у других, есть крыша над головой, многочисленная семья.

Дата католической Троицы совпадает с православной и торжество отмечается 28 мая. Это большой Двунадесятый праздник и очень любимый в народе. С каждым годом в церкви на службе бывает всё больше людей. Все хотят приобщиться к вере и традициям многовековой давности.

Троица: что можно и нельзя делать в этот праздник, приметы на Троицу

Праздник не имеет определенной даты в церковном календаре, так как привязан к дню празднования Пасхи – его празднуют на 50-й день после Светлого Воскресения Христова.

Что можно и нельзя делать

Согласно народным традициям и приметам, в праздник Святой Троицы, как и в любой другой православный праздник, нельзя выполнять различную работу - шить, мыть, стирать, убирать и прочее. Все работы по дому и хозяйству нужно завершить перед праздником.

Особенно строго в праздник запрещается работать на земле, в том числе копать, сажать и косить траву.

Те, кто не следуют старым обычаям и нарушают запреты, согласно поверьям, могут понести значительный ущерб. Так, например, у тех, кто пашет – может погибнуть скот, у тех, кто сеет - град побьет посевы. А у тех, кто прядет шерсть – заблудятся овцы и так далее.

В эти дни можно готовить еду к праздничному столу и кормить-поить скот и и домашних животных. В праздник всей семьей украшают дом веточками различных деревьев, цветами и зеленью, освященными в церкви.

Праздник Святой Троицы всегда выпадает в воскресенье – в этот день верующие с утра стараются посетить праздничное богослужение в храме, причаститься Святых Христовых Тайн и посвятить время молитве.

Можно ли работать на Троицу

В старину в дни великих праздников люди всегда старались отложить все дела, считая, что это неугодно Господу, так как работа, как правило, не спорилась и не приносила положительного результата.

Священнослужители поясняют, что, работая в день Троицы, мы как бы показываем Богу свое неуважение, поэтому по возможности в дни больших праздников, таких как Троица, лучше отложить все дела, в том числе и работу в огороде.

Конечно, бывают особо важные дела, которые нельзя перенести на другой день, но к их выполнению лучше приступить только после посещения службы и молитвы.

Кроме того, в современном мире есть немало работ, которые должны выполняться ежедневно, без перерывов и выходных, поэтому если верующий не может посетить храм, он может помолиться дома или на работе.

Можно ли купаться на Троицу

Люди в праздник также воздерживались от купания в доме - старались близко не подходить к воде, даже чтобы просто умыться.

Церковнослужители утверждают, что нет и не может быть никаких оснований не разрешать купаться на Троицу. Просто не стоит заменять поход в церковь и молитву пляжным отдыхом, что безусловно, будет грехом.

На природу можно отправится после службы, тем более что Троица всегда выпадает на конец мая или начало июня, когда погода бывает жаркая.

Что еще нельзя делать

На Троицу запрещалось проводить венчания и справлять свадьбы, а вот сватанье в этот праздник считалось благоприятной приметой - совместная жизнь будет долгой и счастливой.

В праздник Троицы запрещается думать о плохом, ругаться с близкими, обижаться на окружающих и желать кому-то плохого.

Также запрещалось на Святую Троицу ходить в лес. В старину верили, что лешии и мавки (злые лесные духи) караулили там людей, заманивали в глубь леса и щекотали их до смерти. Но девушки, которые хотели узнать свое будущее, нарушая запрет, все равно бегали лес, чтобы погадать на суженого.

Обычаи и приметы

Неделя перед Троицей называется Зеленой – на неделе девушки плетут венки для всех членов семьи и приносят их домой. Если к Троице венок не завял, значит, человек будет жить долго и счастливо.

На Троицу было принято украшать комнаты цветами, молодой травой и зелеными ветками, что символизирует процветание и продолжение жизни. Для этого использовали ветки березы, рябины, клена, мяты, мелисы – люди считали, что чем больше зелени будет в доме на Троицу, тем счастливее станет дом.

В церкви во время службы освящали травы и букеты полевых цветов, которые засушивали и хранили целый год как оберег от дурного глаза. После праздничной утренней службы участок и дом освящали святой водой, чтобы таким образом отвадить потусторонние силы.

С древних времен устраивалось веселое застолье - на праздничный обед приглашали близких людей и родственников, которых угощали Троицким караваем, блюдами из яиц, блинами, пирогами, киселем. Дарили друг другу веселые подарки.

Сухари от Троицкого каравая хранили, чтобы добавлять их в свадебный пирог молодоженам в знак счастья и любви.

На Троицу полезно гулять босиком по траве, собирать и сушить целебные растения (чабрец, мята, мелисса), которые впоследствии используют как лекарство. Издревле люди считали, что в этот день земля и зелень обладают особой целебной силой.

На Троицу и последующие дни обязательно носили свой нательный крестик, как оберег, который защитит от потусторонних существ.

У девушек важным обычаем считалось пускание на воду сплетенного венка. Если венок поплыл далеко, то тогда можно готовиться к свадьбе, если утонет, то быть беде, а если причалит к берегу, то ждать ей замужества придется долго. А чтобы увидеть во сне суженого, нужно было положить березовые веточки под подушку.

На Троицу нельзя следовать распространенным приметам и суевериям, многие из которых как раз и дают советы о том, что якобы «нельзя» делать на Троицу (купаться, ходить в лес и в поле, работать и т.п.).

В первую очередь этот день нужно прожить по-христиански – сходить в храм, помолиться, причаститься, постараться быть добрыми и внимательными к своим близким, провести свободное время вместе с ними.

Для христианина не существует запретов на те или иные виды деятельности в обычный или праздничный день, если они не вредят его душе. Ни купание, ни прогулка, ни работа не помешают верующему человеку, если он помнит о Боге.

На Троицу каждый верующий старается посетить храм, где в этот день после Литургии читаются особые коленопреклоненные молитвы о прощении грехов, милости Божьей и даровании благодати Святого Духа. Но сохранить и преумножить эту благодать в своей жизни христианин может только сам, следуя Евангелию, а не суеверным правилам.

И самое главное - не только в Святую Троицу, но и любой другой день нельзя держать в себе негативные мысли, не желайте никому плохого, простите родным и друзьям все обиды, переступите их и оставьте в прошлом, что обрести покой морально и физически.

Поздравления в стихах на Троицу

Троица – один из главных христианских праздников. В этот день на святых апостолов, последователей Иисуса Христа, сошел Святой Дух, который и символизирует триединство Бога.

В церквях на это торжество проходят вечерние службы, где поют молитвы и молятся о жизненном благе людей.

В день Троицы светлый,
В сей день воскресенья
Несу я Спасителю благодаренье
За кровь Его жертвы, за милость Голгофы,
За то, что Он с грешников сбросил оковы,
За Дух утешенья, за помощь Святую
За истину чудную и дорогую.
За чистую Воду, что льется рекою,
За мир и прощенье, за Слово Святое,
За то, что в собрании нашем так людно.
За подвиг Христа - бескорыстный и трудный!

2

Святая Троица всегда поможет,
Тебе невзгоды с горем победить.
Господь по звездам путь проложит,
Чтоб мог всегда до истины доплыть.

В День Троицы Святой прольется,
Пьянящий, теплый, благодатный свет.
И твой счастливый путь начнется,
На много-много светлых, добрых лет.

3

Священный праздник на пороге.
Пускай уходят прочь тревоги,
Пусть зло и беды нас оставят,
Добро пускай не покидает.

Сегодня Троица Святая.
Нас свет небесный озаряет
И дарит Божью благодать.
Нельзя сегодня нам страдать!

Пускай сегодня все на свете
Мы будем счастливы как дети
И проживем хотя бы день
Без зла, без горя и проблем!

4

Ты окна распахни –
Сегодня – Троица!
На небо ты взгляни –
Там ангел молится,

Чтобы всегда тебе
Жить только радостно,
Чтобы всегда в судьбе
Все было сладостно!

5

Пусть Троица тебе
Свои подарки дарит:
Везением в судьбе,
Любовью пусть одарит,

Господня благодать
Пусть на тебя прольется,
Чтоб жить и процветать –
Все в жизни удается!

6

Тебе желаю в Троицу
Я от души добра,
Душа теплом умоется,
И будет жизнь долга!

Пусть счастье бесконечное
Сулят тебе они –
Веселые, беспечные
Пускай настанут дни!

7

Троица пришла,
Счастье принесла!
И тебе и мне,
Всей твоей семье,

В этот день святой,
Дам совет простой:
Не будешь если ты грешить,
Счастливо ты станешь жить!

8

Я с днем Троицы Великой
Всех вас поздравляю.
Здравия, добра и счастья
От души желаю.

Пусть хранит всегда Господь
От беды и страхов.
В жизни будет больше вашей
Только добрых знаков.

9

Давайте в день Троицы вспомним,
Что всех нас Господь сотворил!
Мы сердце любовью наполним,
Чтоб каждый из нас счастлив был!
А вам пожелать остается
Надежды и веры – всегда!
Пусть солнышко вам улыбнется,
Чтоб впредь не грустить никогда!

10

Пускай Троица Святая,
На грехи все невзирая,
Нам подарит мир, свободу,
Девственность живой природы,
Божьего благословенья,
Радостного настроенья!

Гадания и приметы на Троицу 2017

Святая Троица наступает на 50-й день после Пасхи. В 2017 году праздник выпадает на 4 июня. Факты разобрались, какие приметы и гадания являются самыми популярными на Троицу.

Приметы на Троицу

В праздник Троицы старались не назначать свадьбу: считалось, что ничего хорошего такую семью не ждет. Однако сватанье и знакомство в этот день были хорошим знаком и сулили браку счастье.

Кроме того, на Троицу плохие мысли, зависть и злость были дурным знаком и не предвещали ничего хорошего.

Все дела по хозяйству женщины старались закончить до Троицы. Считалось, что в этот день нельзя шить, прясть, белить, печь пироги и работать в огороде.

Кроме того, в праздник Троицы многие верили, что отпугнуть злых духов и привлечь в деревню богатство и процветание поможет посещение кладбища и обметание могил.

Плохим знаком на Троицу была жара. Она свидетельствовала о засушливом лете и плохом урожае. Дождь на Троицу наоборот сулил хороший урожай, много грибов и отличную погоду.

Если спустя три дня после Троицы ветви березы, которыми был украшен дом, оставались свежими и не вяли, ждали мокрого сенокоса.

А вот собранная на Троицу роса обладала особенной силой, способной исцелить и придать сил.

Гадания на Троицу

На Троицу девушки гадали на судьбу и на суженого, а также с трепетом ждали сватов. Самыми распространенными гаданиями были “завивания” березки и плетение венков.

Накануне Троицы девушки уходили в лес, наклоняли верхушки молодых березок и “завивали” из веточек венок. Если в праздник девушка приходила к своей березке и видела, что она осталась прежней – это сулило свадьбу, любимого суженого и богатство в доме. Если венок завял – ждали плохого.

Венки на Троицу девушки в компании, но не подпускали мужчин. Если парень видел чей-то венок, это считалось для девушки своеобразным сглазом. Плетеные венки несли к реке и пускали на воду: куда поплыл – оттуда и будет жених. Если венок остался у берега, замужество девушке не светит, а если утонул – в этом году девушка умрет. Интересно, что венки не снимали с головы руками: девушки наклонялись над водой так, чтобы они сами падали в воду.

Кроме того, в праздник Троицы девушки клали под подушку березовые веточки в надежде, что суженый придет к ним во сне.

Loading...Loading...