Катарсис инструменты достижения. Катарсис - что это такое в философии и психологии? Откуда ведет свои истоки этот метод

Психотерапевтический смысл понятия К. заключается в эмоциональном потрясении, испытываемом человеком под воздействием вторичного переживания личных патогенных и (или) стрессогенных аффектов, послуживших источником психической травмы, и в последующем адекватном отреагировании, т. е. освобождении от болезнетворных симптомов. К. является как целенаправленным процессом организованного лечебного воздействия, так и достигнутым состоянием очищения страдающего субъекта. Латинским синонимом К. является абреакция.Понятие К. (очищение) в описание переживаемых человеком состояний ввел Аристотель (384-322 гг. до н. э.), характеризуя воздействие трагедии на зрителя, совершающее посредством сострадания и страха внутреннее очищение. Древнегреческая трагедия имеет мифо-теологическое основание, таким образом, переживание сакрального действия, сопричастность к которому обусловлена личностной значимостью происходящего, вызывает отреагирование. Античный театр следует ритуальным акциям мистерий, которые, как позже литургическая практика христианства, способствуют переживаниям катарсического типа. Визуальное восприятие и вербальное выражение (и самовыражение) - деятельные механизмы К.Архитектоника религиозной жизни во все времена строилась с учетом организации возможности транквилизировать общинную и (или) персональную ситуацию; этому служили и древние инициации, и христианские таинства, прежде всего исповедь.К. - исповедальный подход к лечению душевных травм, использующий абреакцию эмоций, с ними связанных. "Благодаря Брейеру (Breuer J.) и особенно Фрейду (Freud S.) эта разновидность психоаналитической терапии была развита до уровня специального метода. ...Мы позволяем больному выговориться, помогаем ему выбрать соответствующее направление в тех случаях, когда, как кажется, он умалчивает о чем-то существенном, демонстрируем полное понимание того, что он говорит, и убеждаем его в собственной моральной толерантности. Такие "исповеди" часто приносят облегчение" (Jaspers K., 1997). По Юнгу (Jung С. G.), речь идет не об интеллектуальной констатации травмирующих переживаний, необходимым является "подтверждение такого признания сердцем" (Юнг, 1988). В психотерапевтических методах различных школ использован светский вариант института религиозной исповеди. Аналогами являются также задушевные утешительные беседы, т. е. простой непринужденный разговор с доброжелательным человеком о своих проблемах и тревогах, но чем слабее связь с традиционным регламентом межличностного общения (ученика с наставником, младшего со старшим и пр.), тем более поверхностен эффект очищения.Иное объяснение механизмов К. предлагается Атанасовым с позиций учения И. П. Павлова о высшей нервной деятельности. К. - это физиологический (соответственно патофизиологический) процесс снижения и нормализации возбуждения в патодинамической структуре инертного сверхвозбуждения, возникающего под действием психотравмы. Он может быть предметом исследования как нормальной, так и патологической физиологии. В первом случае это касается незначительных психотравм, почти ежедневно переживаемых, но не вызывающих невроза. Сверхвозбуждение функциональной структуры быстро выравнивается и исчезает. Этот ежедневный К. - явление осознанное и хорошо известное. Сверхсильный для определенных индивидов раздражитель может стать поводом для возникновения патодинамических очагов с высоким инертным возбуждением, которые сохраняются длительное время и являются предметом патофизиологии. Не все в процессе снижения возбуждения может быть осознанно, к тому же не все осознанное адекватно (Атанасов Ат., 1969).При тяжелых психических травмах у людей, предрасположенных к невротическим расстройствам, спонтанный К. не наступает, и именно поэтому требуется психотерапевтическое вмешательство. Как лечебная техника или, точнее, как принцип любой техники К. используется во многих психотерапевтических методах, объединяемых понятием "катарсическая психотерапия". В качестве одного из механизмов лечебного воздействия К. входит в такие методы психотерапии, как психоанализ, аналитическая психология, психодрама, групповая психотерапия и многие другие.См. также Автологокатарсис Атанасова, Гипнотическая абреакция, Декапсуляция Чолакова, Искусственная репродукция аффективных переживаний по Крестникову, Методика репродуктивных переживаний Асатиани, Психокатарсический метод Брейера, Фармакологическая абреакция.

Определения, значения слова в других словарях:

Клиническая психология. Словарь под ред. Н.Д. Твороговой

Катарсис (греч. katharsis - очищение) - связанные с получением удовольствия, процесс и результат очищающего, облегчающего и облагораживающего воздействия на человека различных факторов, вызывающих соответствующие переживания и эффекты. Понятие К., по-видимому, впервые...

Большой словарь эзотерических терминов - редакция д.м.н. Степанов А.М

(греч. очищение), своеобразное внутреннее состояние, которое посредством переживания высокой радости или иных форм высокой бытийности очищает душу человека, способствует проникновению духа на более тонкие планы мироздания, в более тонкие космические структуры Вселенной, включая...

Философский словарь

(греч. katharsis - очищение) - связанные с получением удовольствия, процесс и результат очищающего, облегчающего и облагораживающего воздействия на человека различных факторов, вызывающих соответствующие переживания и эффекты. Понятие К. впервые использовалось в древнегреческой...

Философский словарь

(гр. слово, означающееочищение): душевное состояние, вызванное произведением искусства, которое, как указывает само слово, очищает душу от ее страстей. Так, согласно Аристотелю, зритель, наблюдающий за трагедией, выплескивает наружу свои животные или преступные наклонности,...

Новейший философский словарь

КАТАРСИС (греч katharsis - очищение) - связанные с получением удовольствия, процесс и результат очищающего, облегчающего и облагораживающего воздействия на человека различных факторов, вызывающих соответствующие переживания и эффекты Понятие К впервые использовалось в...

Психологический словарь

Катарсисом принято называть процесс мощного негативного переживания , которое, дойдя до своей верхней точки, трансформируется в позитивное , не менее острое ощущение. В душе человеческой, как в котле, кипят и бурлят страсти, в результате такой работы тёмные и тяжёлые переживания в какой-то момент превращаются в свою противоположность, — в чистые и благородные помыслы, светлые чувства.

Это понятие было впервые предложено ещё в Древней Греции . В философии искусств катарсис понимался как в первую очередь "очищение ", чаще всего — от чувства собственной вины.

Позднее понятие катарсиса изучали такие передовые психологи, как З. Фрейд и Л. Выготский.

Кроме того, слово катарсис вполне допустимо к применению в эстетике, а также в психологии искусства , — катарсис нередко упоминают, описывая реакцию восторженных зрителей на спектакль.

Психотерапия же подразумевает под катарсисом резкое высвобождение психической энергии.

Современные психологи разделяют два вида катарсиса: бытовой и высокий . При бытовом человек может через страдания, слёзы и горечь прийти к прощению, к переосмыслению своих проблем. Высокий катарсис подразумевает глубокое сопереживание произведениям искусства, сопричастность к трагедии, показанной мастером.

Гении психоанализа всегда интересовались катарсисом и старались понять его феномен. Впервые в специальной литературе он упоминается в произведении Й. Брейера и З. Фрейда "Исследования истерии". Метод, который был назван термином "катарсис", подразумевал введение пациентов в состояние гипноза , находясь в котором, человек вспоминал давно забытые детские ощущения и воспоминания, часто трагические. Часто подобный метод позволял избавить пациента от симптомов истерии. Фрейд считал, что только с помощью катарсиса, через гипноз, можно вывести травматическое переживание из подсознания в сознание и тем самым разрядить полученное когда-то состояние аффекта, а значит, убрать симптом психического заболевания.

Современные психотерапевты понимают катарсис как высвобождение эмоций и следующее за ним снятие накопившегося напряжения. С целью "освободить" пациента от тяжёлых переживаний специалист старается "разговорить" его, побуждает высказать свои страхи, тёмные чувства и гнетущие эмоции. Проговорив то, что его гнетёт, человек чувствует громадное облегчение, его захлёстывают позитивные переживания. Собственно, это и является катарсисом в современном понимании этого слова. Ещё Аристотель объяснял катарсис как "душевную разрядку ".

Катарсис может наступить под воздействием искусства, после искренней молитвы, прослушивания музыкального произведения, выполнения каких-то ритуалов. Сильная страсть, душевное волнение перетекает в благостные, приятные ощущения, просветление, чувство очищения. По большому счёту, конечная цель всякого искусства — вызвать в человеке катарсис, коснуться очищающей рукой его души, снять с неё тяжесть, направить его переживания в позитивное русло.

Катарсис – понятие, привнесенное в психологию и психоанализ, из времен античной эпохи, означающее возвышение, оздоровление души и тела, очищение. Представляет собой сильное эмоциональное потрясение, вызванное не реальными жизненными событиями, а их отображением в искусстве – на картине, в фильме, в музыке.

Такое переживание протекает длительно и негативно, но в самой острой своей точке превращается в позитивное переживание. Кипение эмоций, которое помогает преобразовать темные, негативные и больные переживания в светлые, возвышенные и благородные.

Понятие было разработано еще в древнегреческой философии, тогда этим словом обозначалось очищение, по большей части духовное, от чувства вины. Наиболее известное определение, дошедшее до нас с античных времен, сформировано Аристотелем и означает драму (трагедию), основанную на чувствах сострадания и страха и очищение от этих чувств – катарсис.

Разобравшись, что значит катарсис, нужно узнать, откуда пришло это понятие и что оно означало во времена античности.

Катарсис в философии – это процесс и эффект облегчения, облагораживания человеческой души и ее очищения, под воздействием нескольких факторов. Употребление этого термина началось в культуре древней Греции, где данным понятием характеризуются отдельные составляющие религиозных греческих праздников. Катарсис наделялся лечебными, исцеляющими душу и тело свойствами, освобождением тела от «скверны», а души от темной энергии.

Древнегреческая философия воспринимала понятие катарсиса в самых разных определениях, их использовали в философии, физиологии, магии, медицине и мистике. Позже эти понятия были перенесены из медицины и религии в сферу искусства. И здесь главными становятся определения состояния катарсиса, данные древнегреческим философом Аристотелем.

Катарсис по Аристотелю – это очищение человеческой души от аффектов, благодаря воспитательным и очистительным свойствам музыки и просматриваемой трагедии. Аристотель считал, что каждый человек, переживая состояние аффекта, становится слабее, а при помощи искусства он получит разрядку и временное очищение своей души. Во время просмотра трагедии, человек испытывает возбуждение, состояние страха и сопереживания, при этом его эмоции приводят к разряжению аффектов и созданию эффекта облегчения. По мнению Аристотеля, что душой наделены не только люди, но и животные, и растения. Но только человек может испытывать состояние катарсиса – очистить душу от накопившейся «скверны» — черной энергии, отрицательной информации и болезненных аффектов.

Подобно тому, как древнегреческие целители лечили больных с помощью исполнения энтузиастической музыки, повышающей состояние аффекта и развивающей состояние катарсиса, так Аристотель видел в восприятии трагедии связь духовного очищения с исцелением тела.

Определение понятия в психологии

Катарсис в современной психологии – это очищение с помощью собственного воображения и создания иллюзий. Психоанализ определяет состояние катарсиса как удовольствие, получаемое человеком от эмоций, которые он испытывает сам, во время восприятия им чужих эмоций. Психотерапия определяет состояние катарсиса как высвобождение от чрезмерной эмоциональной нагрузки.

Негативные эмоции, глубоко засевшие в человеческом подсознании, непременно должны находить выход, в противном случае они будут вызывать угнетение и проявление различных психосоматических симптомов, даже не осознаваемых человеком. Психоаналитики придерживаются мнения, что для излечения от недуга нужно пройти через эмоциональное потрясение.

Различают две разновидности катарсиса:

  1. Бытовой – для избавления от злости, ненависти, обиды человеку нужна эмоциональная разрядка. Он должен поплакать, пострадать, а после возникает желание простить обидчика и отпустить злость из своей души.
  2. Высокий – происходит через восприятие произведения искусства – книги, фильма, картины, музыки. Например, духовное очищение происходит через сопереживание героям трагедии, под впечатлением от их страданий и тяжелых жизненных ситуаций.

Поскольку катарсис – это внутреннее очищение, которое наступает после переживания сильнейших эмоций и потрясений, в психологии и психотерапии это понятие вывели как специальный метод, направленный на выявление и избавление от импульсов, которые не осознаются человеком. Это фаза лечения, во время которого пациент с душевными расстройствами вспоминает и вновь переживает те события и потрясения, которые привели к душевному заболеванию. Так больной очищает свою психику.

В психоанализе катарсис – прием терапевтического воздействия на пациента, с помощью которого ранее отложенный в подсознание аффект переживается вновь и очищает от душевного конфликта. В ходе такого лечения человек оживляет в памяти сильнейшие эмоции и переживания, освобождает ущемленные аффекты и приходит к выздоровлению.

Чтобы подробнее объяснить, что такое катарсис и его определение в психоанализе, нужно разобраться с понятием аффекта. Аффект – слово греческого происхождения, которое означает сильное душевное волнение, страсть. Такая реакция возникает у человека в критических обстоятельствах, когда он лишен времени на обдумывание ситуации и совершает стереотипные действия – проявляет агрессию, бежит или просто цепенеет. Реакция эта сильная, взрывная, но кратковременная.

Катарсис – это и есть очищение подсознания от негативных аффектов, процесс направления их в ходе лечения в другое, позитивное русло. Для освобождения от негативной энергии во время психоаналитического лечения, человеку вновь и вновь приходится переживать стрессовую ситуацию, порой это состояние очень болезненно для психики, так как эмоции давно находятся в глубинах подсознания. Но только этот метод психотерапии похож на восхождение к высшей точке душевного исцеления через мучительные, но необходимые переживания и воспоминания.

По Фрейду

В ходе лечения больных гипнозом, З.Фрейд связал проявление катарсиса в психотерапии с проявлением истерии. Он придерживался мнения, что симптомы истерии формируются у человека по причине направления негативной энергии на уровень бессознательного.

Гипноз Фрейд применял для вызова состояния катарсиса у больных, для исцеления от истерии. В состоянии транса ученый «вытаскивал» на поверхность сознания пациента гнетущие воспоминания, создавая эмоциональный заряд, освобождая подсознание от аффекта и вызывая такое состояние. Но позже он убедился, что устойчивого эффекта от лечения гипнозом он не добивался – часть пациентов плохо поддавалась введению в гипноз, а часть возвращалась с первоначальными проблемами.

Путь к самосовершенствованию

Понятие можно воспринимать как импульс к развитию собственной личности и самосовершенствованию, если говорить о нем, как о шквале бурных эмоций, переживаемых при соприкосновении человека с прекрасным – культурой и искусством.

Воспринимая и пропуская через себя события, показанные в фильме, театральном представлении или изображенные на картине, человек приобретает новый опыт. Он сопереживает чувствам, проблемам и жизненным ситуациям других людей, делая это бескорыстно и солидарно. Катарсис в такой ситуации становится точкой кульминации этих переживаний, человек очищает душу от негатива, страхов и обид.

Такие эмоции действуют очищающе, раздвигают перед индивидом новые границы, он готов получать новые знания, эмоции и чувства. Человек становится мудрее, свободнее и более восприимчивее к окружающему миру – неизбежен внутренний рост.

Любое познание и обучение приводит к самообразованию, к осознанному строительству своей собственной личности через постижение и восприятие общечеловеческой культуры. Воспринимая культурные ценности эмоционально, умея вести с ними диалог, человек познает и очищает собственную душу, меняя и совершенствуя свой разум – так меняется и структура личности.

Подытоживая, можно сказать, что понятие неоднозначно и не имеет четкого и единственного значения. Его синонимы – очищение, облегчение, буря, шквал, которые характеризуют катарсис как исцеление через высокие чувства и эмоции.

Понятие, которое вкладывали философы в состояние очищения, видоизменилось. Ведь древнегреческие трагедии, обладающие уникальным свойством — вызывать у человека состояние очищения души, сильно отличаются от современных фильмов и музыкальных произведений. Современные продукты культуры редко вызывают высокие чувства и бурные эмоции. Поэтому, для очищения и развития собственной души нужно стараться смотреть добрые, эмоциональные фильмы, становиться ближе к искусству и живописи для вымещения отрицательной энергии, которой итак много в современной жизни.

Последнее обновление: 07/04/2016

Под катарсисом подразумевают сильную эмоциональную разрядку. Согласно психоаналитической теории, это высвобождение энергии связано с необходимостью разрешить определенный конфликт бессознательного. Например, стресс на работе может вызвать чувства разочарования и напряженности. Вместо того, чтобы выразить эти чувства неадекватным и социально неприемлемым способом, индивидуум может прибегнуть к деятельности, которая поможет высвободить накопившуюся энергию - физической активности или любой другой деятельности, способной оказать благотворное влияние на его психическое состояние.
Сам термин происходит от греческого словаkatharsis ’, означающего «очищение»; используется он в самых разных сферах - от терапии до литературы. Герой романа может испытать катарсис, который ведет к какому-то восстановлению или обновлению.

Катарсис включает в себя как мощный эмоциональный компонент, в котором испытываются и выражаются сильные эмоции, так и когнитивный компонент, подразумевающий появление новых знаний или идей. Целью такой разрядки может служить обеспечение позитивных изменений в жизни человека в той или иной форме.

Катарсис в психоанализе

Этот термин использовался еще в Древней Греции, однако коллега Зигмунда Фрейда, Йозеф Брейер, был первым, кто использовал этот термин для описания терапевтического метода. Применял он этот метод в работе с пациентами, проявляющими симптомы истерии; Брейер заставлял их вспоминать травматические переживания под гипнозом - сознательное проявление эмоций, которые уже давно были подавлены, позволяло его пациентам испытывать облегчение.

Фрейд также считал, что катарсис может играть важную роль в облегчении симптомов дистресса (или стресса, наносящего вред организму).

В теории Фрейда важная роль отводится подсознанию: его содержимое способно оказывать влияние на поведение и функционирование человека. С помощью психотерапевтических инструментов, таких как интерпретация сновидений и метод свободных ассоциаций, по мнению Фрейда, эти бессознательные чувства и воспоминания могут быть извлечены и обработаны.

В своей книге «Исследования истерии» Фрейд и Брейер определили катарсис как процесс сокращения или устранения комплекса через извлечение его из бессознательного. Катарсис до сих пор считается важным элементом психоанализа. Американская психологическая ассоциация определяет этот процесс как «выплеск чувств, соединенный с подавляемыми ранее травматическими событиями и подразумевающий возвращение этих событий в сознание с тем, чтобы испытать их повторно».

«Катарсис» в обиходе

Термин «катарсис» нашел свое место и в повседневном языке - часто он используется для описания моментов осознания человеком чего-либо или переживания завершения какого-то этапа его жизни. Человек, который переживает развод, мог бы назвать катарсисом момент, в который он обретает умиротворение и осознает, что может двигаться дальше, оправившись после неудачных отношений. Люди называют катарсисом также какие-то травматические или стрессовые события - например, проблемы со здоровьем, потерю работы, несчастный случай или смерть близкого человека (в этом случае, конечно, значение термину придается несколько иное).

Катарсис это термин античной философии и эстетики, обозначающий, по А.Ф.Лосеву, «сущность эстетического переживания», но исторически получивший два различных варианта своего основного значения: 1) характерный для драмы, в особенности трагедии, эмоциональный контакт читателя-зрителя с героем в момент его катастрофы; 2) свойственная любому произведению словесного творчества «встреча» сознаний читателя и героя, читателя и автора. История категории - процесс расширения первого (первоначального) ее значения, которое обычно связывают с именем Аристотеля, хотя далеко не очевидный смысл его предельно лаконичного высказывания в «Поэтике» об очищении «посредством сострадания и страха… подобных страстей» расшифровывался всегда лишь в контексте общих представлений различных эпох об античной культуре в целом. Поворотный момент - переосмысление сущности катарсиса в статьях Ф.Шиллера и И.В.Гёте. Трактовка категории у Шиллера - особенно в статье «О патетическом» (1793) - двойственна. С одной стороны, в эстетическом переживании он хочет видеть сочетание захватывающего сознание аффекта (страдания героя и сострадания созерцателя) с освобождающим действием интеллекта, который один только может обосновать моральную самостоятельность человека. Нравственное возвышение над собственным аффектом осуществляется при этом, по мнению Шиллера, и в герое, и в созерцателе, полностью отождествляющем себя с героем. От созерцания трагического в жизни эта ситуация отличается для философа всего лишь «вероятным», а не действительным характером изображенного события. Тем самым «аристотелевская» трактовка катарсиса сочетается с почерпнутой из этого же источника идеей о том, что поэзия изображает не наличное, а возможное и вероятное.

С другой стороны, Шиллер утверждает, что предмет, не нравящийся с точки зрения морали, может весьма привлекать с точки зрения эстетики. Эстетическая оценка предмета, основанная на потребности воображения в «свободной от всяких законов игре», как раз резко отделяет созерцателя от героя и от той моральной целесообразности, с которой соотносится его поступок. Здесь очевидны вариации кантовских идей об отличии эстетического от нравственного и познавательного и о его «бесцельной целесообразности», покоящейся на соответствии формы предмета закономерности воображения. С такой точки зрения катарсис - не сопереживание герою, а именно эстетическое переживание изображающей формы. Гёте в статье «Примечание к «Поэтике» Аристотеля» (1827) переводит спорное место о катарсисе следующим образом: «Свое воздействие она заканчивает только после длительного чередования страха и сострадания - примирением этих страстей». По его мнению, Аристотель «толкует о построении трагедии», а не о ее «воздействии и притом отдаленном» на зрителя. Отсюда и замена понятия катарсис синонимичным, по-видимому, для Гёте понятием «умиротворяющей завершенности», которая «требуется» не только от трагедии, но и «от всех, в сущности, поэтических произведений». Развивая кантовский подход к проблеме эстетического, эта трактовка близка к шиллеровской идее «преодоления содержания формой». Та же идея - основа разработки категорий катарсиса и катастрофы в «Психологии искусства» Л.С.Выготского.

Другая сторона проблемы катарсиса - вопрос о специфических пространственно-временных условиях, в которых осуществляется событие «встречи» сознаний героя и читателя-зрителя на смысловом рубеже двух действительностей и преодоление разделяющей их границы в особом переживании «предела» героя и его жизни как целого. На почве теории трагедии от Аристотеля до Ф.Ницше и Вячеслава Иванова идеальным воплощением таких условий представлялся театр. Граница между эстетической реальностью (миром героя) и вне-эстетической действительностью, в которой находится читатель-зритель, здесь столь же наглядна, сколь и преодолима. Дистанция сведена к пространственной, что позволяет объединить героя и зрителя во вневременном настоящем переживания катастрофы. В то же время, согласно Ницше, итоговый эстетический смысл трагического действа создается реакцией зрителя не на катастрофу действующего лица, а на воплощенное в хоре его самосознание. Отсюда возможность не пространственной и одновременно вне эмоциональной, а именно-диалогической трактовки катарсиса, понимаемого М.М.Бахтиным как «ответ» на чужую духовную активность.

В современной науке идее диалогического, т.е. сохраняющего взаимную чуждость, контакта сознаний героя и читателя противостоит возрождающая идею вживания концепция «рецептивной эстетики». Согласно афористическим формулировкам Х.Р.Яусса, с коммуникативной точки зрения катарсис - эстетическое «удовольствие от возбуждаемых речью (оратора) или поэзией собственных аффектов, которое может привести слушателя или зрителя как к переубеждению, так и к освобождению его духа», причем «эстетическая свобода» достигается «само-наслаждением в чужом наслаждении»(Jauss).

катарсис произошло от греческого katharsis, что в переводе означает - очищение, прояснение.

Loading...Loading...