Современные потомки хазар. Современные хазары – народность крымские караимы

Боевая масса – 9,4 т. Экипаж – 3 чел. Вооружение – и 7,62-мм пулемёт , толщина брони: лоб, борт, корма и башня – 13 мм; крыша – 10 мм; днище – 6 мм. Двигатель – 90 л. с. Скорость по шоссе – 30 км/ч. Запас хода по шоссе – 130 км .

БТ-5, 1933

Боевая масса – 11,5 т. Экипаж – 3 чел. Вооружение – одна , один 7,62-мм пулемёт . Толщина брони – лоб, борт корпуса и башня – 13 мм. Двигатель – авиационный М-5, 400 л. с. Скорость по шоссе – 52 км/ч на гусеницах, 72 км/ч на колесах. Тираж – 1884 шт.

Боевая масса – 3,2 т. Экипаж – 2 чел. Вооружение – 1 пулемёт. Толщина брони – 9 мм лоб и борт корпуса. Двигатель – ГАЗ-АА, 40 л. с. Скорость по шоссе – 36, на плаву 6 км/ч.

Боевая масса – 50 т. Экипаж – 11 человек. Длина корпуса – 9720 мм, Ширина – 3200 мм, Высота – 3430 мм, Клиренс – 530 мм. Вооружение – одна 76,2-мм КТ-28, две , 6 пулемётов . Бронирование: лоб корпуса – 50 мм, борт – 20 мм, башня – 20 мм. Двигатель – М17, 500 л. с. Скорость по шоссе – 30 км/ч. Тираж – 61 шт.


Боевая масса – 3,3 т. Экипаж – 2 чел. Вооружение – один 7,62-мм пулемёт. Бронирование: лоб, борт корпуса и башня – 9 мм, днище – 4 мм. Двигатель – карбюраторный ГАЗ-АА, 40 л. с. Скорость по шоссе – 40 км/ч, по воде – 6 км/ч. Запас хода по шоссе – 200 км.

Боевая масса – 28,5 т. Экипаж – 5 чел. Бронирование – 30–10 мм. Длина – 6530 мм. Ширина – 3055 мм. Высота – 2850 мм. Клиренс – 450 мм. Вооружение: 1×76,2-мм КТ-28, 4×7,62-мм пулемёта . Мощность двигателя – 500 л.с. Скорость по шоссе – 56 км/ч на гусеницах, 81 км/ч на колесах. Тираж – 8 шт.

Боевая масса – 13,8 т. Экипаж – 3 чел, вооружение – одна , один-два 7,62-мм пулемёта. Толщина брони: лоб корпуса – 20 мм, борт – 13 мм, башня – 15 мм. Двигатель – бензиновый М17Т, 400 л. с. Скорость по шоссе – 52-73 км/ч. Запас хода по шоссе – 350-500 км (с дополнительными баками).


Боевая масса – 13,8 т. Экипаж – 3 чел, вооружение – одна 76-мм пушка КТ-26, два 7,62-мм пулемёта. Толщина брони: лоб корпуса – 20 мм, борт – 13 мм, башня – 15 мм. Двигатель – бензиновый М17Т, 400 л. с. Скорость по шоссе – 50-73 км/ч. Запас хода по шоссе – 350-500 км (с дополнительными баками). Тираж – 154 шт.


Боевая масса – 14,65 т. Экипаж – 3 чел, вооружение – одна , один-два 7,62-мм пулемёта. Толщина брони: лоб корпуса – 20 мм, борт – 13 мм, башня – 15 мм. Двигатель – дизельный В2, 500 л. с. Скорость по шоссе – – 62 км/ч на гусеницах, 86 км/ч на колесах. Запас хода по шоссе – 350-500 км (с дополнительными баками). Тираж – 706 шт.

Боевая масса – 5,5 т. Экипаж – 2 чел. Вооружение: один 12,7-мм пулемёт ДШК, один 7,62-мм пулемёт . Бронирование: лоб и борт корпуса – 13 мм, башня – 10 мм. Двигатель ГАЗ-11, 85 л. с. Скорость по шоссе – 44 км/ч, (на плаву 5 км/ч.). Запас хода по шоссе – 220 км.


КВ-1, 1940

Боевая масса – 43,1 т. Экипаж – 5 чел. Вооружение – одна 76,2-мм пушка Л-11, три 7,62-мм пулемёта . Толщина брони: лоб корпуса – 75 мм, борт – 60 мм, башня – 82 мм. Двигатель – дизель В-2, 500 л. с. Скорость по шоссе – 36 км/ч. Запас хода по шоссе – 230 км.

КВ-2, 1940

Боевая масса – 52 т. Экипаж – 6 чел. Вооружение – одно 152-мм орудие М-10, три 7,62-мм пулемёта. Толщина брони: лоб, борт корпуса и башня – 75 мм. Двигатель – В-2К, 600 л. с. Скорость по шоссе – 35 км/ч. Запас хода по шоссе – 250 км. Тираж – 434 шт.


Боевая масса – 26,5 т. Экипаж – 4 чел. Вооружение – одна 76,2-мм пушка Л-11 (с 1941 – Ф-34), два 7,62-мм пулемёта. Толщина брони: лоб и борт корпуса – 45 мм, башня – 45 мм. Двигатель – дизель В-2, 500 л. с. Максимальная скорость – 55 км/ч. Запас хода – 370 км .

Боевая масса – 13,5 т. Экипаж – 4 чел. Вооружение – одна , один 7,62-мм пулемет. Толщина брони: корпус и башня – 37 мм. Двигатель – дизель В-6, 300 л. с. Скорость по шоссе – 60 км/ч. Запас хода по шоссе – 340 км. Тираж – 75 шт.

Боевая масса – 26 т. Экипаж – 4 чел. Вооружение – одна 57-мм пушка ЗиС-4 (с 1943 – ЗиС-4М), два 7,62-мм пулемёта. Толщина брони: лоб и борт корпуса – 45 мм, лоб башни – 52 мм. Двигатель – дизель В-2, 500 л. с. Максимальная скорость – 55 км/ч. Запас хода – 300 км .

Боевая масса ~ 7 т. Экипаж – 2-3 чел. Вооружение – лёгкое орудие калибра 37-45 мм, 2 × 7,62-мм . Толщина брони: лоб корпуса – 20 мм, борт – 10 мм, башня – 20 мм. Двигатель – многотопливный четырехцилиндровый карбюраторный 1МА, 52-56 л. с. Скорость по шоссе – 20 км/ч. Запас хода по шоссе – 140 км. Тираж – 62 шт.

Боевая масса – 5,8 т. Экипаж – 2 чел. Вооружение – одна , один 7,62-мм пулемет . Толщина брони: лоб корпуса – 35 мм, борт – 15 мм, башня – 15 мм. Двигатель – ГАЗ 202. 70 л. с. Скорость по шоссе – 42 км/ч. Запас хода по шоссе – 450 км. Тираж – 5920 шт.


Боевая масса – 9,8 т. Экипаж – 2 чел. Вооружение – одна , один 7,62-мм пулемет . Толщина брони: лоб 35-45 мм, башня – 35 мм, маска пушки – 65 мм, борт – 15 мм, корма – 25 мм, крыша, днище –10 мм. Двигатель – 2×ГАЗ 202. 140 л. с. Скорость по шоссе – 45 км/ч. Запас хода по шоссе – 350 км. Тираж – 8231 шт.

Боевая масса – 42,5 т. Экипаж – 5 чел. Вооружение – одна 76,2-мм пушка ЗиС-5 , три 7,62-мм пулемета. Толщина брони: лоб корпуса – 75 мм, борт – 40 мм, башня – 82 мм. Двигатель – дизель В-2К, 600 л. с. Скорость по шоссе – 42 км/ч. Запас хода по шоссе – 250 км. Тираж – 2769 шт .

В наши дни широко распространено обвинение в том, что еврейский народ не является коренным народом земли Израиля, а на самом деле они - белые европейцы, потомки восточноевропейской группы народов, называемых хазары, и им нечего делать на Ближнем Востоке.

Неудивительно, что эти идеи очень популярны среди антисемитов, и они даже проникли в некоторые христианские круги, которые считают, что еврейский народ не имеет отношения к древним израильтянам, что у них нет реальной истории в Израиле или права на землю Израиля.

Эта теория укрепилась в значительной степени благодаря книге, опубликованной в 1978 году человеком по имени Артур Кестлер, который на самом деле был евреем! Он был атеистом, который отверг Библию, но, все же, испытал на себе антисемитизм так же, как и любой другой еврей. Он считал, что если бы он мог просто доказать, что еврейский народ сегодня не связан с двенадцатью коленами из Библии, тогда зараза антисемитизма была бы искоренена. Он собрал много данных и представил их в своей книге “Тринадцатое колено” .

Кестлер был писателем и интеллектуалом, интересовался сионизмом и историей, а также, среди прочего, выдвинул теорию, которая, по его мнению, изменила бы отношение мира к евреям, но, по иронии судьбы, с ликованием его теорию восприняли именно антисемиты. Делегат Саудовской Аравии в ООН заявил, что теория, представленная в книге Кестлера “отрицает право Израиля на существование” , а неонацистский журнал The Thunderbolt объявил его “политической бомбой века .

Его книга действительно содержит много исторических фактов, но не была хорошо принята в среде ученых. Энн Эпплбаум, после прочтения биографии, излагает свой вывод в Нью-Йоркском обзоре книг : “Он понимал термин ‘интеллектуальный’ в гораздо более широком смысле, чем мы понимаем сегодня, и чувствовал себя комфортно, охватывая огромное количество сфер, в которых у него не было вообще никакой профессиональной компетенции.” В конечном счете, доступные сегодня генетическое и другие научные исследования показывают, что его ключевое утверждение было неправильным. Для подавляющего большинства евреев сегодня можно проследить генетическую связь скорее с областью Леванта, а не с хазарами.

Что же за история с хазарами?

Группа людей из области к северу от Турции, за Грузией, назывались хазарами, и они действительно обратились в иудаизм около 1300 лет назад. У нас действительно есть еврейские исторические записи и археологические доказательства , свидетельствующие о том, что хазары в определенный период времени, в восьмом веке, массово приняли раввинистический иудаизм.

Эта история изложена в XII веке в знаменитой книге Иегуды Халеви “Кузари”, написанной во время напряжённого диалога между тремя монотеистическими религиями. Греческая философия широко распространилась после того, как большая часть ключевых текстов была переведена на арабский язык, язык, понятный большинству людей в то время, потому что ислам захватил огромные территории. Фактически, в девятом веке 90% евреев жили в мусульманских странах, и книга Халеви была написана, как и многие другие еврейские работы в средние века, на так называемом “иудейско-арабском” языке, то есть на арабском языке, записанном буквами иврита. Диспут и полемика были очень популярны, поскольку уважаемые люди всех традиций обсуждали онтологию - вопросы правды - пытаясь разобраться в том, кто есть Бог, и что мы все здесь делаем. В книге Халеви говорится, что она описывает то, как царь хазар Булан слушал речи греческого философа, христианина, мусульманина и еврея, каждый из которых защищал свои убеждения и аргументировал, почему его понимание Бога - это правильный путь. Царь был, в конечном счете, убежден еврейской апологетикой, и весь народ впоследствии принял иудаизм. Заметьте, раввинский иудаизм, без Иешуа.

Как массовое обращение повлияло на Израиль?

Как это часто бывает, если что-то одно истинно, это не делает другого недействительным. Народ Израиля не испарился, хотя хазары и обратились в раввинистический иудаизм, и были приняты в общество потомков Авраама, Исаака и Иакова … так же, как это происходило со многими другими прозелитами, начиная с Исхода. “Множество разноплеменных” египтян вышли вместе с израильтянами; хананеи, подобные Раав, моавитяне, такие, как Руфь, также присоединились к ним по пути, а позже и множество персов присоединились к евреям, как записано в книге Есфирь (Есф. 8:17). Внимательное прочтение Священного Писания показывает, что представители множества других народов присоединились к дому Израиля, без ущерба для существования двенадцати колен или государственности, даже ещё до того, как на сцене появился Иешуа. Он прекрасно знал, что находился среди народа Израиля, и говорил с ними как с таковыми, несмотря на то, что на протяжении многих прошедших лет к Израилю присоединились много людей из других народов.

Иешуа говорит о серьезных попытках прозелитизма фарисеев (хотя, надо признаться, и в не очень позитивном ключе):

“Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что обходите море и сушу, дабы обратить хотя одного; и когда это случится, делаете его сыном геенны, вдвое худшим вас.” (Матф. 23:15)

Беда заключалась в том, что фарисеи с энтузиазмом обращали неевреев в свою искривленную и искусственную версию иудаизма, а не в задуманный Богом завет Синая. Их больше интересовали строгие правила, чем поклонение в Духе и истине. Эта проблема ещё более усугубилась в восьмом веке. В скором времени после Иешуа, секта фарисеев стала сильнее других (саддуккеев, ессеев, зилотов) и в конечном итоге приобрела исключительный контроль над определением того, что значит быть евреем. В последующие столетия они стали Мудрецами, которые писали Талмуд и другую раввинистическую литературу, которой следуют сегодня, и построили свою версию Торы вокруг двух проблем: несуществующего Храма и Мессии, которого они старались избежать. Были изобретены и передавались из поколения в поколение новые системы и законы, чтобы увековечить их религию, которая была отделена от Бога Израиля и Нового Завета. Ирония в том, что Талмуд находился в процессе кодификации и завершения примерно в то же время, когда происходило обращение хазар. В то время внутри иудаизма наблюдалась существенная напряженность в отношении того, имели ли раввинистические писания тот же авторитет, что и Библия. Движение караимов, которое в то время было довольно сильным, приняло, что только Библия обладает Божественным авторитетом, но в конечном итоге их движение пришло в упадок, и возникший раввинистический иудаизм больше сконцентрировался на Талмуде, чем на Библии.

Поэтому, пока Иегуда Халеви делает замечательную работу по разъяснению каждой веры через воображаемых сторонников и апологетов, хотя он и представил иудаизм так красиво и легко для восприятия, факт в том, что хазарам предлагали религию побеленных гробов. Вот то, что они получили. Более того, по ходу движения колеса истории ситуация стала ещё хуже, по причине гонений со стороны тех, кто утверждал, что они “христиане.” Печально, но безжалостные гонения еврейского народа со стороны церкви, где бы они ни находились, всё больше удаляли многих людей от истины Евангелия.

Что может сказать Бог по этому поводу?

Никакая другая группа людей не выживала в таком продолжительном изгнании, избежав полного исчезновения. Вы слышите о “русских евреях”, “марокканских евреях” и “американских евреях”, но вы не услышите об “итальянских мидянах” или “украинских халдеях”. Пески времени давно замели следы этих цивилизаций. Тем не менее, еврейский народ выжил. Почему? Ничто, кроме спасающей руки их Бога, не могло сохранить еврейский народ. Ни ассимиляция и смешанные браки, ни повторяющиеся попытки полного насильственного уничтожения не смогли стереть еврейскую культуру и наследие. Даже ошибки Израиля не смогут остановить Божьих намерений для них или сделать Его обещания недействительными.

“Так говорит Господь, Который дал солнце для освещения днем, уставы луне и звездам для освещения ночью, Который возмущает море, так что волны его ревут; Господь Саваоф - имя Ему. Если сии уставы перестанут действовать предо Мною, говорит Господь, то и племя Израилево перестанет быть народом предо Мною навсегда.” (Иер. 31:35-36)

Иными словами, пока солнце, луна и звёзды находятся в небе, народ Израиля будет продолжать существовать как нация. Это Божье обетование. Хазары действительно приняли иудаизм целым народом в восьмом веке, но дом Израиля и раньше принимал многих людей из других народов, даже сам Иешуа имеет частично нееврейскую родословную. Этот факт никоим образом не уничтожил Божий избранный народ. Дом Израиля ещё стоит, и Божьи обетования для него всё ещё в силе. На самом деле, есть много обетований о последнем времени, которые говорят, что народ Израиля вернется в землю Израиля, когда Мессия придёт снова (Иез. 20:40-41, Иез. 37, Зах. 12, Амос 9 и многие другие).

Наряду со многими другими верующими своего времени, которые видели Божьи обетования восстановить Израиль, Исаак Ньютон записал длинные списки тех библейских ссылок на стихи, в которых пророчествовалось о возвращении евреев в Израиль, отметив, что это упоминается “почти у всех пророков” . Ещё в семнадцатом веке Ньютон даже высчитал даты их возвращения, основываясь на числах, приведённых в книге Даниила, заявив, что призыв вернуться и восстановить Иерусалим выйдет в 1895 или 1896 году (на самом деле это произошло в 1897 на Базельском конгрессе), и что само событие может произойти в 1944 году . Он был очень близок! На протяжении всей истории Бог был абсолютно верен в выполнении Своих обещаний, и если Он сказал, что вернет Свой народ в эту землю, значит мы можем быть уверены, что Он именно так и сделает. С самого начала Бог знает, чем всё завершится, и Он также знает, кто является настоящим народом Израиля. Мы можем быть уверены, что Он знает, кого необходимо снова собрать в Его землю.

Наука поддерживает Библию

Кестлер, несомненно, был блестящим, плодотворным и удостоенным наград писателем, но, несмотря на то, что он ссылается на некоторые авторитетные источники в своей книге, он в конечном итоге был более тепло принят сторонниками теории заговора, чем учеными. Кестлер писал: “Я пытался показать, что антропологические доказательства совместно с историей опровергают популярную веру в еврейскую расу, которая произошла от библейского племени.” По словам биографа Майкла Скаммелла, он был “убежден, что если бы он смог доказать, что большая часть восточноевропейских евреев (предков сегодняшних ашкенази) произошла от хазар, расовые основания для антисемитизма были бы устранены, и сам антисемитизм мог бы исчезнуть.” [См. Примечание 2, стр.546]. Здесь, конечно, наблюдается некоторая правда о генетической связи с хазарами, но не до той степени, в которой пытается нас убедить Кестлер. Его главный источник, Дуглас Данлоп, эксперт по хазарам, был гораздо более осторожным в своих заявлениях. Но то, что в наши дни мы можем использовать науку и генетическое тестирование, чтобы разобраться в этой загадке и проверить эту теорию в лаборатории, это факт, и некоторые люди уже так и поступили.

Эксперт по генетике д-р Карл Скорецки участвовал в нескольких исследовательских проектах, касающихся генетики еврейского народа. В интервью он подтвердил, что маркеры ДНК у тех, кто идентифицирует себя евреями, демонстрируют высокую степень родства друг с другом и большую близость друг к другу, каким бы ни было их происхождение (Марокко, Литва, Ирак, Индия, Европа и т. д.), что указывает на общее происхождение, и что ближайшие генетически к ним нееврейские народы - это левантийские народы: друзы, палестинцы, киприоты, сирийцы.

Одним словом, ашкеназские евреи очень близки к сефардскими евреям, и все они тесно связаны с населением Ближнего Востока.

Наряду со многими другими исследованиями, его исследование показало, что “в отличие от ранее предложенной теории восточно-европейского происхождения ашкеназских левитов, современные данные свидетельствуют о том, что географически родословная левитов тянется к основателю, жившему на Ближнем Востоке, и вероятно среди евреев до эпохи диаспоры” .

Верность Бога

Бог не лжец. Если Он сказал, что Он снова соберет свой народ, Израиль, то Он именно это и сделает. Он может видеть нашу ДНК и без лаборатории, и Он знает, кого Он возвращает в Землю Израиля. Он позаботится о том, чтобы Слово Его исполнилось, потому что Он поставил Свое Слово превыше Своего имени. Он настолько уверен, что сделает то, что сказал, что вся Его репутация базируется на этом. Бог счастлив поступать так - рисковать Своей славой и честью ради того, чтобы Его слово сбылось, потому что Он никогда не позволит ни одному Своему слову просто так упасть на землю.

  • Он обещал сохранить Израиль как нацию, пока солнце, луна и звезды на своих местах (Иер. 31:34-35).
  • Он обещал вернуть их в Землю (Израиля), и никто их не сможет больше искоренить оттуда (Амос 9:15).
  • И Он обещал, что однажды они признают Его Сына Иешуа Мессией (Зах. 12:10).

Бог знает народ Израиля, и знает, где каждый из них находится. Его нельзя обмануть, и Его планы не могут быть сорваны. Вы можете быть уверены в этом. Бог восстанавливает Израиль, именно так, как Он сказал, шаг за шагом, обетование за обетованием.

“Поклоняюсь пред святым храмом Твоим и славлю имя Твое за милость Твою и за истину Твою, ибо Ты возвеличил слово Твое превыше всякого имени Твоего.” (Пс. 137:2)



Scammell, Michael. Koestler: The Literary and Political Odyssey of a Twentieth-Century Skeptic, Random House, 2009, p.547
Anne Applebaum, “Did the Death of Communism Take Koestler and Other Literary Figures with it?” The New York Review of Books, 3/28/2010
Иегуда Халеви указал первоисточники, на основании которых он написал свои выступления (Scholcken Books 1971, стр.35). Это общепринятое утверждение: “Затем рассказчик устанавливает контекст диалога, на основании свидетельства, записанного в исторических хрониках того времени, вспоминая то, что он слышал об аргументах, используемых еврейским мудрецом примерно четыреста лет назад, которые убедили царя хазар принять еврейскую религию.” (Стэнфордская философская энциклопедия)

Подписывайтесь:

Археологические свидетельства обращения хазар в иудаизм: Киевское письмо, найденное в Каирской генизе - письмо от хазар, написанное на иврите (собрание всех видов еврейских писаний и документов - выбрасывать что-либо с еврейскими буквами запрещено). Киевское письмо, как известно, является рекомендательным документом, подтверждающим доверие держателю письма, заверяя читателя, что он достоин поддержки еврейских общин, которые он посетил. Владелец документа, вероятно, не говорил на иврите, и, поэтому, скорее всего, письмо было написано еврейским писарем на иврите и заверено лидером еврейской общины хазар, который и утвердил его на тюркском языке. Внизу, в тюркском подлиннике, написано “Я его прочитал”, подписано коэном, что указывает на поддержку известного хазарского еврейского чиновника, но тот факт, что он был написан на тюркском языке, указывает на то, что глава общины не знал даже основ иврита, так что это одно из доказательств, к которому ссылаются историки в своём выводе о том, что обращение хазар, скорее всего, было довольно поверхностным. Кроме того, свидетельства путешественников Вениамина Тудельского и Петахии из Регенсбурга говорят об очень небольшом количестве еврейских школ и ритуальных ванн у хазар, что указывает на то, что они, вероятно, даже не практиковали обрезание - основу основ при обращении в иудаизм. Большинство свидетельств говорит о том, что они были не очень религиозны и, вероятно, оставались плюралистами. Не только иудаизм не проник достаточно глубоко в культуру хазар, но также трудно найти и доказательства какого-либо хазарского влияния на еврейскую культуру и общины. Многие верят, что существует связь с венгерской еврейской общиной, но широкого распространенного влияния на всю еврейскую диаспору, безусловно, не видно. Д-р Генри Абрамсон, Лекции по еврейской истории.

Snobelen, “The Mystery of this Restitution of all things” Isaac Newton on the Return of the Jews
Newton, Observations, 113-4
Интервью с экспертом по генетике д-ром Карлом Скорецки
Phylogenetic applications of whole Y-chromosome sequences and the Near Eastern origin of Ashkenazi Levites . Rootsi, Skorecki et al, Nature Communications 4, Article number: 2928 (2013)

Хазары остались только в истории? Нет.

В Крыму до сих пор живут хазары, или, по крайней мере, живет народность, которая думает, что она произошла от хазар. Только теперь современные хазары известны под именем крымские караимы, или караи.

Крымские караимы - удивительная община, которая насчитывает всего около 2000 человек.

Наш редактор Максим Истомин, побывавший недавно на территории Крыма, собрал материал о караимах, включая официальные караимские публикации, и посетил их святыни.

Современные

хазары — крымские караимы

На иллюстрации печать и штамп последнего караимского крымско-литовского гахана (кагана) Шапшала в период его эмиграции из Крыма в Литву в 1939 году.

На иллюстрации печать и штамп последнего караимского крымско-литовского гахана (кагана) Шапшала в период его эмиграции из Крыма в Литву в 1939 году

На иллюстрации: Печать и штамп последнего караимского крымско-литовского гахана (кагана) Шапшала в период его эмиграции из Крыма в Литву в 1939 году.

Эта иллюстрация из книги гахана (кагана) Шапшала о караимах «Караимы СССР в отношении этническом. Караимы на службе у крымских ханов», изданной организацией крымских караимов «Крымкарайлар» в Симферополе в 2004 г.

Фактически караимский крымский и литовский гахан являлся единственным в новейшее время прямым наследником власти хазарского кагана. Некоторые источники указывают, что до начала ХХ века глава крымской караимской общины носил название гахам (от древнееврейского «хахам» — «мудрец»), но Шапшал изменил написание традиционного термина «гахам» на «гахан», мотивируя это тем, что высший религиозный титул караимов происходит не от древнееврейского слова «хахам», а от хазарского слова «каган».

То, что хазарский народ (ныне крымские караимы) существует и сегодня — это сам по себе интересный факт. Еще более интересной история с крымскими караимами становится, когда начинаешь вдаваться в детали .

Удивительные

особенности общины крымских караимов

Перечислим некоторые из них:

1. Свои среди чужих, чужие среди своих. Многие столетия религию караимов по всему миру отожествляют с иудаизмом, чему караимы во всех землях и странах, включая и Крым, и Литву, сопротивляются, а крымско-литовские караимы, принадлежа ко всемирной караимской вере, сопротивляются еще и попыткам приписать их и к еврейскому народу (в отличие от караимов других частей света, признающих свои еврейские корни, и отделяющихся от евреев только по религиозному принципу). Крымско-литовские караимы относят свое происхождение к тюркским кочевникам-степникам. И чтобы обособится от других караимов, признающих свою этническую связь с еврейской родиной, караимы Крыма называют себя крымскими (крымско-литовскими) караимами, или караями . Вообще слово караим с древнееврейского означает «читающий» или «человек книги, писания». Религия караимов возвращает нас к древним временам.

2. Израиль признает их евреями, Гитлер евреями их не признал. Во время нацисткой оккупации Крыма крымско-литовские караимы и, как пишут некоторые источники, лично последний гахан (каган) (т.е. хан ханов) караимский Хаджи Серайя Хан Шапшал (в русской транскрипции Серайя Маркович Шапшал) добились официального признания немецкими властями крымско-литовских караимов народом, не относящимися к еврейскому, благодаря чему крымско-литовские караимы избежали нацистских репрессий . Но в Израиле караимов всех частей света до сих пор считают, как пишет полуофициальная «Еврейская энциклопедия», «еврейской сектой», хотя и принимают особые отличия крымских караимов, как иудеев, которые в древности ассимилировались с хазарами. Крымские же караимы считают, что они изначально хазары-тюрки, которые приняли караимскую веру, родившуюся на Ближнем Востоке, не имеющую ничего общего с иудаизмом, а скорее близкую раннему христианству. Позднее ряд семей крымских караимов переселился из Крыма в Литовско-польское государство, граничащее в Средневековье с Крымским ханством. Так, по мнению крымских караимов, возникла народность крымско-литовских караимов или, как их обычно называют, крымских караимов.

3. Верные слуги крымского хана . Крымские караимы также подчеркивают свою невероятную преданность Крымскому ханству и его правителям . Их официальные публикации указывают, что даже после присоединения Крыма к России при императрице Екатерине Второй и изгнания последнего крымского хана, караимы добровольно собирали в своей общине дань для крымского хана и отправляли эти деньги хану в эмиграцию. Караимы отмечают свою роль при крымских ханах как своеобразной гвардии — гарнизона крепости «Чуфут—Кале», охранявшей крымскую столицу Бахчисарай . Также караимы распоряжались ханским монетным двором и тюрьмой для пленников хана. В тюрьме, охраняемой караимами, содержались многие знатные узники хана, включая московских бояр-заложников.

4. Каста, которой разрешали жить только в пещерных городах — крепостях. Но караимы при крымских ханах были также своеобразными узниками-изгоями, хотя и почетной кастой. При крымских ханах и османах караимам разрешалось жить только в крепостях «Чуфут-Кале» и «Мангуп», охраняя добро и узников крымских ханов . Эти крепости, расположенные на неприступных горных плато, включают себя и пещерные города.

Название главной караимской святыни — крепости «Чуфут-Кале» (в переводе с тюркского «Иудейская крепость») стало употребительным в Крыму. Но караимы предпочитают называть эту неприступную горную крепость, где до сих пор функционируют караимские молельни — кенасы, «Джуфт-Кале» (в переводе «Двойная крепость» из-за особенностей строения стен). Татары называли крепость «Кырк-Ор» («Сорок крепостей» — из-за ее неприступности) . Говоря об этой крепости, караимы всегда упоминают о том, что в этом сооружении укрывался последний хазарский каган перед окончательным падением Хазарского каганата тысячу лет назад. Однако каганы не исчезли тысячелетие назад, как думают многие. И так не думают крымские караимы.

5. Наследник власти хазарского кагана наших дней — гахан караимский. Последний гахан (каган) караимский Шапшал управлял крымско-литовскими караимами до своей кончины в 1961 году, регулярно посещая «Джуфт Кале». Хотя советские власти вынудили кагана после второй мировой войны отречься от звания и стать простым советским ученым, но он оставался каганом в глазах караимов даже несмотря на такое официальное отречение .

Мы перечислили главные удивительные особенности общины крымских караимов. А теперь подробнее о хазарах и их наследниках-удивительном реликте прошлого — крымско-литовских караимах.

Хазары

— необычный степной народ

Хазары остаются широко известным для простого обывателя народом, несмотря на то, что этот народ сошел исторической арены много веков назад, растворившись в массе других степных этносов. Для Руси хазары запомнились, прежде всего, бесконечными военными стычками — о чем говорится и в «Песне о вещем Олеге» у Пушкина: «Как ныне сбирается вещий Олег отмстить неразумным хозарам, Их селы и нивы за буйный набег Обрек он мечам и пожарам...»

Также хазары до сих пор известны широкой публике тем, что хазарское государство резко выделялось среди других степняков своей государственной религией. Хазары были иудеями. Караимы же считают, хазары были не иудеями, а принадлежали к караимскому вероисповедованию .

Современные израильские

публикации об иудейском государстве хазар

Современный израильский автор Феликс Кандель рассказывает в своих популярных «Очерках времен и событий еврейской истории» о том, что рассеянный по западному миру и прилегающим территориям и лишившийся государственности еврейский народ был чрезвычайно удивлен существованию степного иудейского государства:

«(Евреи) зависели от чужих правителей, они были представителями рассеянного по миру и угнетенного народа, у которого нигде не было политической самостоятельности, — да и католическое духовенство постоянно подчеркивало, что евреи — презираемый Богом народ и что все их былые преимущества давно уже перешли к христианам. Именно поэтому с таким волнением испанские евреи воспринимали любые слухи о существовании в неведомых краях независимых еврейских государств .

В конце девятого века объявился в Испании некий человек по имени Эльдад, который утверждал, что происходит из колена Дана, одного из десяти пропавших колен Израиля . Он сообщил, что четыре колена — Дан, Нафтали, Гад и Ашер — живут богато и счастливо под скипетром еврейского царя в стране Куш (Абиссиния) за легендарной рекой Самбатион. Это известие поразило испанских евреев и привело их в неописуемое возбуждение. Ведь каждому было известно, что десять израильских колен составляли население Израильского царства, а когда оно было разрушено ассирийцами в 722 году до новой эры, их всех угнали в плен — в Ассирию, в Мидию, и с этого момента десять колен Израиля как бы исчезли с лица земли. Их искали, о них создавали легенды, время от времени появлялись странные люди, полуавантюристы, полуфантазеры, которые уверяли всех, что они приехали из тех мест, где эти пропавшие колена живут самостоятельно под властью справедливого еврейского царя, — и им верили, этим людям, потому что очень хотели поверить, что не все сыны народа живут под чужой властью-прихотью. Эльдад из колена Дана сообщил еще о том, что «колено Шимона и половина колена Менаше обитают в стране кузарим, вдалеке от Иерусалима, на расстоянии шести месяцев пути, и они — многочисленны и неисчислимы, и исмаильтяне платят им дань» .

Очевидно, Эльдад в своих путешествиях по миру услышал где-то, что в «стране кузарим» живут евреи , а про колена Шимона и Монаше — это уже его собственное добавление.

Хасдай ибн Шапрут знал о рассказах Эльдада из колена Дана и — как и все испанские евреи — ожидал этому подтверждения. И вот в середине десятого века он узнал от заезжих персидских купцов из города Хорасана, что где-то на востоке, в далеких степях, существует могущественное иудейское государство . Поначалу он не поверил этим купцам, — и, действительно, трудно было поверить, — но вскоре посланцы из Византии подтвердили это сообщение. Есть такое государство в пятнадцати днях пути от Византии, имя ему — ал-Хазар, и правит там царь Йосеф .

«Корабли приходят к нам из их страны, — сообщили посланцы, — и привозят рыбу и кожу и всякого рода товары... Они с нами в дружбе и у нас почитаются... Между нами и ими постоянный обмен посольствами и дарами. Они располагают военной силой, могуществом и войсками, которые выступают на войну по временам».

Это известие о существовании где-то на востоке целого царства, которое живет по законам Моисея, евреи приняли с восторгом. Сразу же решили, что хазары — это потомки Иегуды, и что таким образом осуществилось библейское пророчество: «Не отойдет скипетр от Иегуды».

Далее Феликс Кандель в своих очерках, которые отражают официальное представление об еврейской истории в современном Израиле и рекомендуются для изучения новоприбывшим в страну еврейским переселенцем- алия, пишет о хазарах:

«Даже когда впоследствии выяснилось, что хазары — это перешедшие в иудаизм идолопоклонники, это не поколебало симпатий к неизвестному народу. Рассказами о хазарах евреи зачитывались в последующие века , существовала разнообразная еврейская литература на эту тему, и переписка Хасдая ибн Шапрута с царем Йосефом занимает в ней почетное место.

Хасдай ибн Шапрут сразу же написал письмо хазарскому царю :

«От меня, Хасдая, сына Ицхака, сына Эзры, из потомков иерусалимской диаспоры в Сфараде (Испании), раба моего господина, царя... чтобы он долго жил и царствовал в Израиле...»

Это письмо он направил поначалу с особым посланцем через Византию, но тамошний император полгода продержал у себя посланца и затем вернул его назад, ссылаясь на невероятные опасности, которые подстерегают на пути в Хазарию — на море и на суше. Скорее всего, в христианской Византии просто не желали способствовать сближению европейских евреев с Хазарским каганатом.

Настойчивый Хасдай ибн Шапрут решил тогда переправить письмо через Иерусалим, Армению и Кавказ, но в этот момент подвернулась оказия — два еврея из Загреба, которые и отвезли его письмо в Хорватию, а оттуда его переслали в Венгрию, затем через Русь — к хазарам.

Хасдай ибн Шапрут писал в своем письме, что если сведения о еврейском государстве верны, то он бы и сам

«пренебрег своим почетом и отказался от своего сана, оставил бы свою семью и пустился бы странствовать по горам и холмам, по морю и суше, пока не пришел бы к месту, где находится господин мой, царь, чтобы увидеть его величие, его славу и высокое положение, чтобы повидать, как живут его рабы и как служат его служители, и покой уцелевшего остатка Израиля... Как я могу успокоиться и не думать о разрушении нашего великолепного Храма..., когда нам говорят каждый день: «у каждого народа есть свое царство, а о вас не вспоминают на земле».

В этом же письме Хасдай ибн Шапрут задавал царю много вопросов — о размерах государства, о его природных условиях, о городах, о его войске, но самые главные вопросы: «из какого он колена», этот царь, «сколько царей царствовало до него и каковы их имена, и сколько лет царствовал каждый из них, и на каком языке вы говорите».

Хазарский каган Йосеф получил это письмо, и до наших дней дошли два варианта его ответа: краткая и пространная редакции его письма. Оно было написано на иврите, и, возможно, что писал его не; сам каган, а один из его приближенных — евреев . Йосеф сообщал, что его народ происходит из рода Тогармы. Тогарма был сыном Яфета и внуком Ноя. У Тогармы было десять сыновей, и одного из них звали, - Хазар. От него-то и пошли хазары.

Сначала, сообщал Йосеф, хазары были малочисленны,

«они вели войну с народами, которые были многочисленнее и сильнее их, но с помощью Бога прогнали их и заняли всю страну... После того прошли поколения, пока не явился у них один царь, имя которого было Булан. Он был человек мудрый и богобоязненный, уповавший всем сердцем на Бога. Он устранил из страны гадателей и идолопоклонников и искал защиты и покровительства у Бога».

После Булана, принявшего иудаизм, царь Йосеф перечислил всех хазарских каганов-иудеев, и у всех у них — еврейские имена: Овадия, Хизкиягу, Менаше, Ханука, Ицхак, Звулун, снова Менаше, Нисим, Менахем, Биньямин, Аарон и наконец автор письма — Йосеф. Он писал про свою страну, что в ней

«никто не слышит голоса притеснителя, нет противника и нет дурных случайностей... Страна плодородна и тучна, состоит из полей, виноградников и садов. Все они орошаются из рек. У нас есть очень много всяких фруктовых деревьев. С помощью Всемогущего я живу спокойно».

Йосеф был последним правителем могущественного Хазарского каганата, и когда он отправлял в далекую Испанию свое письмо — не позже 961 года, то не знал еще, что дни его царства уже сочтены .

В конце восьмого — начале девятого века хазарский каган Овадия сделал иудаизм государственной религией. Это не могло произойти случайно, на пустом месте: наверняка уже тогда в Хазарии было достаточное количество евреев, говоря сегодняшним языком — некая «критическая масса» , приближенных ко двору правителя, которые и повлияли на принятие такого решения.

Еще при Булане, который первым принял иудаизм, многие евреи переселились в Восточное Предкавказье, спасаясь от преследования мусульман. При Овадии, как отмечал арабский историк Масуди,

«много евреев переселилось к хазарам из всех городов мусульманских и из Рума (Византии), потому что царь Рума преследовал евреев в своей империи, чтобы совратить их в христианство» .

Евреи заселили целые кварталы хазарских городов, особенно в Крыму. Многие из них осели и в столице Хазарии — Итиле . Каган Йосеф писал про те времена: Овадия «поправил царство и укрепил веру согласно закону и правилу. Он выстроил дома собрания и дома учения и собрал множество мудрецов израильских, дал им много серебра и золота, и они объяснили ему двадцать четыре книги Священного Писания, Мишну, Талмуд и весь порядок молитв».

Эта реформа Овадии, очевидно, не прошла спокойно. Хазарская аристократия в дальних провинциях восстала против центральной власти. На ее стороне были христиане и мусульмане; восставшие призвали на помощь мадьяр из-за Волги, а Овадия нанял кочевников-гузов. Византийский император и историк Константин Порфирородный писал об этом:

«Когда у них произошло отделение от их власти и разгорелась междоусобная война, центральная власть одержала верх, и одни из восставших были перебиты, а другие бежали».

Но хотя центральная власть и победила, возможно, что в этой борьбе погиб сам Овадия и оба его сына: иначе как объяснить тот факт, что после Овадии власть перешла не к его прямому наследнику, а к его брату?

Иудаизм продолжал оставаться государственной религией, и евреи жили в спокойствии на территории Хазарского каганата. Все историки тех времен отмечали веротерпимость хазарских правителей-иудеев. Под их властью мирно жили евреи, христиане, мусульмане и язычники . Арабский географ Истахри писал в «Книге стран»:

«Хазары — магометане, христиане, евреи и язычники; евреи составляют меньшинство, магометане и христиане — большинство; однако царь и его придворные — евреи... Нельзя выбрать каганом лицо, не принадлежащее к еврейской религии».

Арабский историк Масуди писал в книге «Промывальни золота», что в столице Хазарского царства

«семь судей, двое из них для мусульман, двое для хазар, которые судят по закону Торы, двое для тамошних христиан, которые судят по закону Евангелия, один же из них для славян, руссов и других язычников, он судит по закону языческому, то есть по разуму».

А в «Книге климатов» арабского ученого Мукаддаси сказано совсем просто:

«Страна хазар лежит по ту сторону Каспийского моря, очень обширна, но суха и неплодородна. Много в ней овец, меду и евреев» .

Были попытки сделать христианство государственной религией Хазарии. С этой целью отправился туда в 860 году знаменитый Кирилл — создатель славянской письменности. Он принял участие в диспуте с мусульманином и иудеем, и хотя в его «Житии» и написано, что он победил в споре, но каган все-таки не переменил религию , и Кирилл вернулся ни с чем.

«Наши глаза устремлены к Господу, Богу нашему, и к мудрецам израильским, к академии, которая находится в Иерусалиме, и к академии, которая в Вавилонии»,

— писал каган Йосеф в своем письме. Узнав о том, что мусульмане в своих землях разрушили синагогу, хазарский каган даже приказал разрушить минарет главной мечети в Итиле и казнить муэдзинов. При этом он сказал:

«Если бы я, право же, не боялся, что в странах ислама не останется ни одной неразрушенной синагоги, я обязательно разрушил бы и мечеть».

После принятия иудаизма у Хазарии сложились самые неприязненные отношения с Византией. Сначала Византия натравила на хазар аланов, затем печенегов, потом киевского князя Святослава, который и победил хазар .

По-разному объясняют сегодня историки причины падения Хазарского каганата . Одни считают, что это государство ослабело в результате постоянных войн с окружающими его врагами.

Другие уверяют, что принятие хазарами иудаизма — миролюбивой религии — способствовало снижению боевого духа кочевых воинственных племен.

Есть сегодня и такие историки, которые объясняют это тем, что евреи со своей религией превратили хазар из «нации воинов» в «нацию торгашей».

Русская летопись пишет об этом просто, не вдаваясь в причины:

«В год 6473 (965). Пошел Святослав на хазар. Услышав же это, хазары вышли навстречу во главе со своим князем Каганом и сошлись биться, и в битве одолел Святослав хазар и город их и Белую Вежу взял...»

Другими словами, Святослав взял столицу хазар Итиль, взял Семендер на Каспийском море, взял хазарский город Саркел на Дону — он же впоследствии Белая Вежа — и вернулся в Киев.

«Русы разрушили все это и разграбили все, что принадлежало людям хазарским»,

— писал арабский историк. После этого еще несколько лет подряд племена гузов беспрепятственно грабили беззащитную землю.

Хазары вернулись вскоре в свою разрушенную столицу Итиль, восстановили ее, но, как отмечают арабские историки, там уже жили не иудеи, но мусульмане. В конце десятого века сын Святослава Владимир снова пошел на хазар, овладел страной и наложил на них дань. И снова города Хазарии были уничтожены, столица превращена в развалины; уцелели лишь хазарские владения в Крыму и на берегах Азовского моря. В 1016 году греки и славяне разрушили в Крыму последние хазарские укрепления и взяли в плен их кагана Георгия Цулу, который был уже христианином .

Некоторые исследователи теперь считают, что Хазарский каганат не распался окончательно в конце десятого века, но продолжал существовать как самостоятельное, небольшое государство вплоть до нашествия монголов. Во всяком случае, в одиннадцатом веке о хазарах еще упоминается в русской летописи , как об участниках заговора против князя Олега Тмутараканского, но это последнее упоминание о них в европейских источниках. И лишь в описаниях еврейских путешественников последующих веков Крымский полуостров долго еще называли Хазарией«. (Цитата по сайту history.nfurman.com. Имеется также печатная версия книги этих очерков, изданная в Израиле на русском языке).

Так пишет Феликс Кандель.

И тут мы плавно переходим от хазар к крымским караимам. Согласно официальным публикациям крымско-литовских караимов, они представляют собой потомков хазар, укрывшихся после их разгрома в Крыму. Крым стал последней территорией, на которой сохранялось хазарское государственное управление, и здесь находился последний хазарский каган .

Что пишут сами крымские караимы о своем происхождении и истории. См. в нашем обзоре

Мнение турецкого путешественника XVII в. Челеби о караимах ;


Современный израильский взгляд на караимов ;

Современное украинское издание о родовом гнезде караимов ;

В современных караимских официальных публикациях не подтверждается факт перехода хазарских каганов в христианство и отвергается всяческая связь с иудаизмом и евреями. Причем крымские караимы подчеркивают свое отличие от евреев даже в быту .

Последний караимский гахан (каган) Шапшал в своей уже упоминавшейся книге о караимах «Караимы СССР в отношении этническом. Караимы на службе у крымских ханов» пишет, что «...у караимов и татар самым любимым национальным кушаньем является сочетание баранины с катыком (кислое молоко), тогда как верующие евреи не допускают в еде смешения мяса с молоком» . Шапшал являлся апологетом доктрины тюркского происхождения караимов, которая является официальной для караимского руководства и сегодня .

Продолжение на .

О хазарах много писали соседние народы, но сами они практически не оставили о себе сведений. Насколько неожиданно хазары появились на исторической сцене, настолько же внезапно они с нее сошли.

Невесть откуда

Впервые о хазарах в V веке сообщил армянский историк Моисей Хоренский, который писал что «толпы хазар и басилов, соединившись, перешли Куру и рассыпались по эту сторону». Упоминание реки Куры, по всей видимости, говорит, что в Закавказье хазары попали с территории Ирана. Арабский летописец Якуби это подтверждает, отмечая что «хазары вновь завладели всем, что персы отняли у них, и держали в своих руках до того времени, пока римляне не выгнали их и не поставили царя над четырьмя Армениями».
До VII столетия хазары вели себя довольно скромно, входя в состав различных кочевых империй – дольше всего в Тюркский каганат. Но к середине века они окрепли и осмелели настолько, что создают собственное государство – Хазарский каганат, которому суждено было просуществовать более трех столетий.

Государство-призрак

В византийских и арабских летописях во всех красках описывается величие Итиля, красота Семендера и мощь Беленджера. Правда, складывается ощущение, что летописцы отражали лишь ходящую о Хазарском каганате молву. Так, аноним, словно пересказывая легенду, отвечает византийскому сановнику, что есть такая страна, называющаяся «ал-Хазар», которую от Константинополя отделяет 15 дней пути, «но меж ними и нами находится много народов, а имя их царя Иосиф».
Попытки археологов установить, что собой являла загадочная «Хазария» активно стали предприниматься в 20-30-х годах XX столетия. Но все безуспешно. Легче всего оказалось обнаружить хазарскую крепость Саркел (Белая Вежа), так как ее местоположение было известно относительно точно. Профессору Михаилу Артамонову удалось раскопать Саркел, но найти следы хазар он не смог. «Археологическая культура собственно хазар остается до сих пор неизвестной», – грустно констатировал профессор и предлагал продолжать поиски в низовьях Волги.

Русская Атлантида

Продолжая исследования Артамонова, Лев Гумилев ведет свои поиски «Хазарии» на незатопляемых островках дельты Волги, но список находок отнесенных к хазарской культуре невелик. Более того, легендарный Итиль ему найти так и не удалось.
Тогда Гумилев меняет свою стратегию и проводит подводную разведку около части Дербентской стены, которая уходит в Каспий. Обнаруженное его поражает: там, где сейчас плещется море, жили люди и нуждались в питьевой воде! Еще средневековый итальянский географ Марина Сануто отмечал, что «Каспийское море год от года прибывает, и многие хорошие города уже затоплены».
Гумилев делает вывод, что Хазарское государство следует искать под толщей морской воды и наносов волжской дельты. Однако напасть шла не только со стороны моря: с суши на «Хазарию» надвигалась засуха, которая довершила, начатое Каспием.

Рассеяние

Что не сумела сделать природа, осуществили русско-варяжские дружины, окончательно уничтожившие некогда могущественный Хазарский каганат и рассеявшие его многонациональный состав по миру. Часть беженцев после победного похода Святослава 964 года встретил в Грузии арабский путешественник Ибн Хаукаль.
Современный исследователь Степан Головин отмечает весьма широкую географию расселения хазар. По его мнению «хазары дельты смешались с монголами, а евреи частью скрылись в горах Дагестана, частью перебрались обратно в Персию. Христиане-аланы сохранились в горах Осетии, а тюркские хазары-христиане в поисках единоверцев перебрались на Дон».
Некоторые исследования показывают, что хазары-христиане, слившись с донскими единоверцами, впоследствии стали именоваться «бродниками», а позднее и казаками. Однако внушающими больше доверия являются выводы, по которым основная масса хазар вошла в состав Волжской Булгарии.
Арабский географ X века Истахри утверждает, что «язык булгар подобен языку хазар». Эти близкие этнические группы объединяет то, что они первыми на развалинах Тюркского каганата создали свои государства, которые возглавлялись тюркскими династиями. Но судьба распорядилась так, что сначала хазары подчинили своему влиянию булгар, а затем сами влились в состав нового государства.

Неожиданные потомки

В настоящий момент существует множество версий о народах-потомках хазар. По мнению одних – это восточноевропейские евреи, другие называют крымских караимов. Но сложность в том, что мы не знаем каким был хазарский язык: немногочисленные рунические надписи до сих пор не удалось расшифровать.

Писатель Артур Кестлер поддерживает идею о том, что хазарские евреи, переселившись после падения каганата в восточную Европу, стали ядром мировой еврейской диаспоры. По его мнению, это подтверждает тот факт, что потомки «Тринадцатого колена» (так писатель назвал хазар-евреев) будучи не семитского происхождения, в этническом и культурном плане имеют мало общего с современными евреями Израиля.

Публицист Александр Полюх в попытках определить хазарских потомков пошел по совершенно необычному пути. Он опирается на научные выводы, по которым группа крови соответствует образу жизни народа и определяет этнос. Так, русские и белорусы, как и большинство европейцев, по его мнению, более чем на 90% имеют группу крови I (О), а этнические украинцы на 40% носители группы III (В).
Полюх пишет, что группа III (В) служит признаком народов, ведших кочевой образ жизни (куда он относит и хазар), у которых она приближается к 100% популяции.

Далее свои выводы писатель подкрепляет новыми археологическими находками академика РАН Валентина Янина, который подтверждает, что Киев к моменту его захвата новгородцами (IX век) не был славянским городом, о чем также свидетельствуют «берестяные грамоты».
Также, по мнению Полюха подозрительно совпадают по срокам завоевание Киева и разгром хазар, осуществленные Олегом. Тут он и делает сенсационное заключение: Киев – возможная столица Хазарского каганата, а этнические украинцы – непосредственные потомки хазар.

Последние находки

Впрочем, сенсационные выводы могут оказаться преждевременными. В начале 2000-х годов в 40 километрах южнее Астрахани российские археологи при раскопках средневекового города Саксин обнаружили «хазарские следы». Серия радиоуглеродных анализов датирует культурный слой IX веком – время расцвета Хазарского каганата. Как только поселение было оконтурено, определилась его площадь – два квадратных километра. Какой крупный город кроме Итиля возвели хазары в дельте Волги?
Торопиться с выводами конечно рано, однако, уже сейчас столпы хазарологии М. Артамонов и Г. Федоров-Давыдов практически уверены, что столица Хазарского каганата найдена. Что касается хазар, то скорее всего они просто растворились в этнокультуре соседних народов так и не оставив после себя прямых потомков.

Древняя и средневековая история человечества хранит много загадок. Даже при современном уровне технологий в изучении большинства вопросов еще присутствуют белые пятна.

Кем были хазары? Это одна из таких задач без точного ответа. Мы знаем о них немного, но даже если собрать все существующие упоминания об этом народе, то появляется еще больше вопросов.

Давайте познакомимся ближе с этим интересным народом.

Кто такие хазары

Это племя - хазары - впервые упоминается в китайских источниках как часть населения великой империи гуннов. Исследователи приводят несколько гипотез относительно происхождения этнонима и прародины хазар.

Давайте в первую очередь разберемся с названием. Корень «коз» во многих языках Средней Азии означает ряд слов, связанных с кочевничеством. Эта версия видится наиболее правдоподобной, потому что остальные выглядят следующим образом. На фарси «хазар» означает «тысяча», римляне кесарем называли императора, а турки под этим словом понимают угнетение.

Прародину стараются определить по самым ранним записям, в которых упоминаются хазары. Где жили их предки, кто были ближайшие соседи? Однозначных ответов нет до сих пор.

Существует три равнозначных теории. Первая считает их предками уйгуров, вторая - гуннское племя акациров, а третья склоняется к версии, что хазары - потомки племенного союза огуров и савиров.

Так это или нет, ответить сложно. Ясно только одно. Происхождение хазар и начало их экспансии на запад связано с землёй, которую они называли Барсилией.

Упоминание в письменных источниках

Если проанализировать информацию из записок современников, тоже получается путаница.

С одной стороны, в существующих источниках сказано, что был мощной империей. С другой - те отрывочные сведения, который содержатся в записках путешественников, не могут совершенно ничего проиллюстрировать.

Наиболее полным источником, который отражает положение дел в стране, считается переписка кагана с испанским сановником Хасдаем ибн Шапрутом. Они общались в письменной форме на тему иудаизма. Испанец был дипломатом, которого заинтересовала еврейская империя, существовавшая, по словам купцов, возле Каспийского моря.

В трех письмах содержится легенда о том, откуда пошли древние хазары - краткая информация о городах, политическом, социальном и экономическом положении дел.
Остальные источники, такие как русские летописи, арабские, персидские и прочие упоминания, в основном описывают только причины, ход и результаты локальных военных конфликтов на границах.

География Хазарии

Каган Иосиф в своем письме рассказывает, откуда произошли хазары, где жили эти племена, чем занимались. Давайте детальнее изучим его описание.

Итак, империя распространялась в период наибольшего расцвета от Южного Буга до Аральского моря и от Кавказских гор до Волги в районе широты города Мурома.

На этой территории жили многочисленные племена. В лесных и лесостепных районах распространен был оседлый способ ведения хозяйства, в степных - кочевой. Кроме этого, возле Каспийского моря было очень много виноградников.

Наиболее крупные города, которые упоминает каган в своем письме, были следующие. Столица - Итиль, находилась в низовье Волги. Саркел (русичи называли его Белой Вежей) располагался на Дону, а Семендер и Беленджер - на побережье Каспийского моря.

Взлет каганата начинается после гибели Тюркской империи, в середине седьмого века нашей эры. К этому времени предки хазар жили в районе современного Дербента, в равнинном Дагестане. Отсюда и происходит экспансия на север, запад и юг.

После захвата Крыма хазары осели на этой территории. Она отождествлялась с этим этнонимом очень долго. Даже в шестнадцатом веке генуэзцы упоминали полуостров как «Газарию».

Таким образом, хазары - это объединение тюркских племен, которые смогли создать самое долговечное государство кочевников за всю историю.

Верования в каганате

Ввиду того что империя находилась на перекрестке торговых путей, культур и религий, она стала подобием средневекового Вавилона.

Поскольку основным населением каганата были тюркские народы, большинство поклонялось Тенгри-хану. Эта вера до сих пор сохранилась в Средней Азии.

Знать каганата приняла иудаизм, поэтому до сих пор считается, что хазары - это евреи. Однако это не совсем верно, ведь эту религию исповедовала лишь очень небольшая прослойка населения.

Также в государстве были представлены христиане и мусульмане. Вследствие неудачных походов против арабских халифов в последние десятилетия существования каганата ислам получает большую свободу в империи.

Но почему упорно считают, что хазары - это евреи? Наиболее вероятной причиной является легенда, описанная Иосифом в письме. Он рассказывает Хасдаю, что при выборе государственной религии были приглашены православный и и раввин. Последнему удалось всех переспорить и убедить кагана со свитой в своей правоте.

Войны с соседями

Походы на хазар наиболее полно описаны в русских летописях и арабских военных записях. Халифат воевал за влияние на Кавказе, а славяне, с одной стороны, противостояли южным работорговцам, грабившим деревни, с другой - укрепляли свои восточные рубежи.

Первым князем, который воевал с Хазарским каганатом, был Он смог отбить некоторые земли и заставил их платить дань себе, а не хазарам.

Более интересна информация о сына Ольги и Игоря. Он, будучи умелым воином и мудрым полководцем, воспользовался слабостью империи и нанес ей сокрушительный удар.

Собранные им войска спустились по Волге и взяли Итиль. Далее были захвачены Саркел на Дону и Семендер на каспийском побережье. Эта внезапная и мощная экспансия разрушила некогда могущественную империю.

После этого Святослав начал закрепляться на этой территории. Была построена Вежа на месте Саркела, обложены данью вятичи - племя, граничившее с одной стороны с Русью, с другой - с Хазарией.

Интересным фактом является тот, что при всех кажущихся распрях и войнах в Киеве долгое время стоял отряд хазарских наемников. В «Повести временных лет» упоминается урочище Козары в столице Руси. Оно находилось возле впадения Почайны в реку Днепр.

Куда пропал целый народ

Завоевания, конечно, сказываются на численности населения, но примечательно то, что после разгрома славянами основных городов каганата информация об этом народе пропадает. Они больше не упоминаются ни единым словом, ни в одной летописи.

Наиболее правдоподобным решением данного вопроса исследователи считают следующее. Будучи тюркоязычным этносом, хазары смогли ассимилироваться с соседями на территории Прикаспия.

Сегодня ученые считают, что основная масса растворилась в этом регионе, часть осталась в Крыму, а большинство знатных хазар переселилось в Центральную Европу. Там они смогли объединиться с еврейскими общинами, проживающими на территории современных Польши, Венгрии, Западной Украины.

Таким образом, некоторые семьи, имеющие еврейские корни и предков в этих землях, могут в какой-то мере называть себя «потомки хазар».

Следы в археологии

Археологи однозначно говорят, что хазары - это салтово-маяцкая культура. Ее в 1927 году выделил Готье. С этого времени ведутся активные раскопки и исследования.
Название культура получила в результате схожести находок на двух памятниках.

Первый - это городище в Верхнем Салтове Харьковской области, а второй - Маяцкое городище в Воронежской области.

В принципе, находки соотносят с этносом алан, проживавшим на этой территории с восьмого по десятый века. Однако корни этого народа находятся на Северном Кавказе, поэтому он связывается непосредственно с Хазарским каганатом.

Исследователи делят находки по двум типам захоронений. Лесной вариант - аланский, а степной - булгарский, к которому относят и хазар.

Возможные потомки

Потомки хазар - это еще одно белое пятно в исследовании народа. Сложность заключается в том, что проследить преемственность практически невозможно.

Салтово-маяцкая культура как таковая точно отражает быт алан и булгар. Хазары там числятся условно, так как именно их памятников очень мало. Фактически они случайны. Письменные же источники «замолкают» после похода Святослава. Поэтому приходится полагаться на совместные гипотезы археологов, лингвистов и этнографов.

На сегодняшний день наиболее вероятные потомки хазар - кумыки. Это тюркоязычный Сюда же относятся частично караимы, крымчаки и иудаизированные горные племена Кавказа.

Сухой остаток

Таким образом, в данной статье мы рассказали о судьбе такого интересного народа, как хазары. Это не просто очередной этнос, а, по сути, таинственное белое пятно в средневековой истории прикаспийских земель.

Они упоминаются во многих источниках руссов, армян, арабов, византийцев. Каган ведет переписку с Кордовским халифатом. Все понимают мощь и силу этой империи…
И вдруг - молниеносный поход князя Святослава и гибель этого государства.

Оказывается, целая империя может в течение краткого периода не просто исчезнуть, а кануть в Лету, оставив потомкам лишь догадки.

Loading...Loading...