Чем можно было рассердить скандинавского бога тора. Боги и богини скандинавской мифологии

Бог Тор , или как его еще называют «громовник», по германо-скандинавской мифологии являлся Богом плодородия, бури и грома. Это один из сыновей Фьергюн или Ерд – богини земли и верховного . Название Мьелльнир – боевого молота Бога, когда-то означало слово «молния». Необходимо заметить, что самый злейший враг великанов – , с ними имел очень много общего. Будучи рыжебородым богатырем, он обладал потрясающим аппетитом и невероятной энергией. Всего за один присест он мог съесть целого быка. Бог Тор очень любил меряться со всеми силой. Его огромнейшую колесницу, сделанную из бронзы, по небу тащили двое козлов. Их звали Тангриснир, в переводе – “скрипящий зубами”, и Тангниостр, в переводе – “скрежещущий зубами”.

У Тора было волшебное снаряжение. Оно состояло из: железной рукавицы – без ее помощи невозможно было удержать рукоять раскаленного оружия, молота – боевого топора-молнии и пояса, который удваивал силу. Мьелльнир – молот, который был выкован для Бога цвергами – братьями-карликами, был символом разрушительных и созидательных сил, источником удачи и плодородия. У него была короткая ручка, и он всегда попадал в цель. Бог Тор был непобедим с поясом и раскаленным молотом. Не в его силах, правда, было победить день всеобщей гибели – Рагнарек, зато он избавил весь мир от страшного змея Ермунганда.

Тор постоянно находился в сопровождении Локки – Бога огня. Он обычно держал Бога Тора за пояс. Вдвоем они прошли множество приключений. Тор не отрицал, что иногда ловкость и изворотливость Локки настораживала великанов. Примером этого является история о волшебном молоте Тора, который похитил великан Трюм. Новоиспеченный хозяин молота попросил за него в качестве выкупа ни что иное, как руку Фрейи, Богини плодородия. уговаривает Тора, чтобы тот переоделся в одеяние Фрейи, и пошел вместо нее в Трюму. Несмотря на то, что «жениха» удивил волчий аппетит его невесты, «служанка», в которую переоделся Локки, представила «невесту», как образец девичьей скромности. Обрадовавшись, Трюм передает молот Тору, а тот, в свою очередь, избивает великана и восстанавливает свою репутацию, которая была слегка подмочена тем, что он переоделся в женское одеяние.

С помощью Мьелльнира – боевого , Боги защищались от великанов. Он обладал большим множеством волшебных свойств. Например, он мог благославлять браки, возвращать животных к жизни, влиять на смерть и плодородие. Многие мифы, в которых участвовал Тор, свидетельствуют о том, что его меч имел неограниченные разрушительные возможности. Подобно Индре – индийскому Богу молнии и грома, Бог Тор являлся сокрушителем зла, а по скандинавской мифологии всеобщее мировое зло олицетворялось в образах великанов-етунов. В тот день, когда был Рагнарек, Тор принимает смерть от змея Ермунганда – отпрыска Локки. Тор сносит чудовищу его уродливую голову, и, отходя от него на девять шагов, тонет в большом потоке яда, который извергает мертвая тварь из своей разверстой пасти.

Согласно мнению некоторых мифологов, Тор, или Донар, сын Ёрд и Одина, однако другие утверждают, что его матерью была Фригг, богиня богинь. Еще ребенком он был знаменит своими огромными размерами и силой и вскоре после рождения удивил собрание богов, играючи перекидывая из стороны в сторону кучу медвежьих шкур. Обычно пребывая в хорошем настроении, Тор впадал иногда в неистовое буйство и бывал в это время очень опасен. Его мать, неспособная справиться с ним, отправила Тора на попечение Вингнира (крылатый) и Хлоры (жара). Эти приемные родители были также олицетворением молнии. Вскоре им удалось обуздать своего подопечного и мудро воспитать его. Сам Тор, осознавая, чем он им обязан, взял себе также имена Вингтор и Хлориди, под которыми был также известен.

Достигнув совершеннолетия, Тор был принят в Асгард, где занял почетное место среди двенадцати богов в огромном зале совета. Во владение он получил Трудвангар (Трудхейм), где построил чертог Бильскирнир (сверкающий, как молния), самый просторный во всем Асгарде. В нем было пятьсот палат и еще сорок палат для проживания рабов, попадавших сюда после смерти. Они всегда были желанны в его доме, здесь их ждал такой же теплый прием, как и их хозяев в Вальхалле, так как Тор был покровителем крестьян и низших сословий.
Горниц пять сотен
И сорок, как помню, -
В обители Бильскирнир есть:
Домом под кровлей,
Знаю, владеет
Чадо мое величайшим.
(Старшая Эдда. Речи Гримнира. Перевод В. Корсуна)

Так как он был богом грома и молнии (громовержцем), Тору не позволялось переезжать чудесный мост Биврёст, чтобы он не поджег его жаром, исходившим от его тела? Чтобы присоединиться к другим богам у источника мудрости Урд в тени священного дерева Иггдрасиля, он должен был идти пешком, переходя вброд реки Кормт и Ормт и два ручья Керлоуг.

В Норвегии Тора считали верховным божеством. Он был вторым в пантеоне богов других стран, его называли "старый Тор" не в силу возраста, а потому, что, по мнению некоторых, он принадлежал к старейшей династии богов. В мифах он описывается как богатырь, находящийся в расцвете сил, высокий и хорошо сложенный, со всклокоченными рыжими волосами и рыжей бородой. Когда он тряс волосами, особенно в моменты гнева, искры слетали с них потоками, вызывая гром и молнию.
Сначала Тор, изогнув бровь,
Шептал что-то в рыжую бороду,
Метая глазами, полными гнева,
молнии в разные стороны.
Его колесница, скрипя колесами,
Посылала раскаты грома,
А земля и небо сотрясались
под ударами его молота.
(Дж. Джонс. Вальхалла)

Народы Северной Европы в дальнейшем украшали его короной, на оконечностях которой была либо сверкающая звезда, либо огонь, так что голова его была окружена ореолом из огня - его собственного символа.

Молот Тора

Тор был также обладателем волшебного молота Мьёлльнира (молнии), который он с сокрушающей силой бросал в своих врагов, инеистых великанов, и который обладал чудесным свойством возвращаться к нему в руки, как бы далеко он ни метнул бы его.
Я - громовержец,
Здесь в моей северной земле
Моя сила и крепость
И вечная власть.
Среди айсбергов
Правлю народами.
Мой молот - Мьёлльнир всемогущий -
Никому не подвластен:
Ни великанам, ни колдунам.

Так как этот огромный молот, символ удара молнии, всегда оставался раскаленно-красным, то для того, чтобы держать его в руках, у бога были железные рукавицы - Ярнгрипер. Он мог метнуть Мьёлльнир на огромное расстояние, а его сила, и без того огромная, удваивалась, если он надевал волшебный пояс Мегингьерд (пояс силы).
Вот мой пояс,
Надену его -
и стану в два раза сильнее.
(Лонгфелло. Сага о короле Олаве)

Древние народы Северной Европы считали молот Тора священным и имели обыкновение носить обереги в виде молоточков Тора, чтобы оградить себя от злых духов и добиться благословения богов. Амулет в форме молоточка надевали на новорожденных младенцев, поливая их головки водой и нарекая при этом именем. Молот забивался в столбы, обозначавшие границы владений, и считалось святотатством вытаскивать его оттуда. Им освящали порог только что построенного дома, он использовался в брачной церемонии, а так же в освящении погребального костра, на котором сжигались тела героев вместе с оружием и конями, а подчас вместе с женами и слугами.

В Швеции полагали, что Тор, как и Один, носил широкополую шляпу, и поэтому грозовые тучи в этой стране называли шляпой Тора. Этим же именем была названа одна из главных горных вершин в Норвегии. Считалось, что раскаты грома - это грохот колес колесницы Тора, так как он единственный среди богов никогда не ездил верхом, а либо ходил пешком, либо ехал на бронзовой колеснице, запряженной двумя козлами: Тангниостром (скрежещущий зубами) и Тангрисниром (скрипящий зубами), от рогов и зубов которых постоянно летели искры.
О, великий Тор,
Взвалив волшебный меч на плечи,
На колеснице где-то рядом едешь,
Священные козлы влекут твою упряжку -
Слушаясь серебряных вожжей.
Мэтью Арнолд. Смерть Бальдра

Когда бог разъезжал на колеснице, его также именовали Эку - Тором, или Тором-Колесничим, а в Южной Германии полагали, что для громовых раскатов недостаточно одной колесницы, потому утверждали, что она нагружена медными чайниками, издававшими шум во время езды, и поэтому фамильярно называли его торговцем чайниками.

Семья Тора

Тор был женат дважды: сначала на великанше Ярнсаксе (железный камень), родившей ему двух сыновей Магнии (сила) и Моди (смелость), которым было суждено пережить отца и гибель богов и править в новом мире, который возродится после катастрофы, как феникс из пепла. Его второй женой была золотоволосая богиня Сив, родившая ему также двух детей: Лоррид и дочь по имени Труд, юную великаншу, славившуюся своими величиной и силой. Известно, что противоположности сходятся, и пример Труд подтверждение этому. К ней сватался карлик Альвис, которому она благоволила. Однажды вечером ее поклонник, который, будучи карликом, не мог переносить дневного света, появился в Асгарде, чтобы попросить ее руки. Совет богов склонялся в его пользу и был уже готов высказать свое одобрение, как вдруг появился отсутствовавший Тор. Бросив презрительный взгляд на крошечного возлюбленного, отец невесты сказал, что тому следует доказать, что его ум может восполнить недостаток роста, только тогда он сможет удостоиться руки невесты.

Чтобы испытать Альвиса, громовник стал задавать ему вопросы, касающиеся мира богов, ванов, эльфов и карликов, спрашивая до тех пор, пока не взошло солнце и первые его лучи не превратили карлика в камень. Этим Тор еще раз продемонстрировал великую силу богов, что должно было явиться предостережением для всех остальных карликов, которые пытаются испытать ее.
Чья еще грудь
вместила бы столько
сведений древних!
Но хитростью мощной
тебя обманул я:
ты в доме застигнут
солнечным светом!
(Старшая Эдда, Речи Альвиса. Перевод В. Тихомирова)

Поклонение Тору

Именем Тора названы места, которые, по преданию, он часто посещал, например основные гавани Фарерских островов, как и фамилии, считающиеся, что происходят от него. Имя Тора присутствует в таких названиях, как Трундерхиль в графстве Суррей, в фамилиях Торберн и Торвальдсен, а также в названии одного из дней недели: дня Тора, или четверга (англ. Thursday). И на всей земле
все еще есть день Тора.
(Лонгфелло. Сага о короле Олаве)

Тор считался одним из главных в пантеоне богов; так как он благоволил людям, ему повсеместно поклонялись. Храмы в его честь воздвигнуты в Мэри, Хладере, Годи, Готланде и Упсале и в других местах. В Юл (основной праздник, посвященный Тору, совпадающий с нынешними Святками) люди просили Тора послать им счастливый год. В этот день по обычаю сжигали большое дубовое бревно (бревно Юла), так как это дерево считалось священным и символизировало летний свет и тепло, прогоняющие темноту и холод зимы.

Невесты надевали красное, так как это любимый цвет Тора, считавшийся символом любви. По этой же причине обручальные кольца в Северной Европе всегда были с красным камнем.

Храмы и идолы Тора, как и Одина, делали из дерева, и большое их количество было разрушено во времена конунга Олава Святого.

Так же как и , Тор — бог грома в . Он считается одним из главнейших богов в скандинавской мифологии. Тор отвечал за погоду, урожай и морские путешествия. Древнескандинавская руна вмещает в себе силу бога Тора. Любопытно, что гром во время шторма не вызывал страха у викингов и считался признаком того, что Тор исполняет свои обязанности - то есть убивает ледяных великанов. Тор был рыжебород, прожорлив и громогласен. Обычно любые проблемы он решал, убивая всякого, кто находился рядом, своим непобедимым молотом . Женой его была прекраснейшая богиня Сив. После жестокой битвы с великаном Хрюнгниром у Тора в голове остался осколок камня, отколовшийся от каменной дубины великана, когда та ударилась о молот. И до самого Тору суждено жить с этим осколком.

Тор — скандинавский бог грома

У скандинавского бога грома Тора была два постоянных спутника — юноша Тьялви и девушка Рёсква, которых бог заполучил довольно низким способом. Вместе с Локи он путешествовал по миру. Однажды оба бога решили где-нибудь заночевать. Они остановились у четы бедных крестьян. Приготовленный ужин никак не мог насытить Тора, отличавшегося огромным аппетитом. И тогда бог убил последних двух козлов этих крестьян, сказав, что, если они положат все кости нетронутыми обратно в шкуры животных, к утру все станет по-прежнему.

Все получилось бы так, если бы Локи не убедил сына крестьян, Тьялви, сломать одну из костей и высосать костный мозг. На следующий день Тор коснулся двух шкур с костями своим молотом, и через мгновение оба козла ожили. Но один из них стал хромать. Тор пришел в такую ярость, что грозился убить всю семью, несмотря на то что люди дали богам приют. Чтобы сохранитьнить свою жизнь, крестьяне решили отдать Тору своего сына - Тьялви, виновника случившегося, и свою дочь Рёскву в вечное рабство. Тор тут же согласился.

Боги Тюр и Тор в поисках кубка Хюмира

Множество раз бог-громовержец попадал в разные переделки с великанами, зачастую вместе с Локи. Чтобы забрать свой меч у Трюм, ему пришлось переодеться богиней Фрейей. Также он убил Гейррода и его дочерей, а до этого-дружелюбного великана Хюмира. Великан Хюмир обладал волшебным кубком, содержимое которого никогда не кончалось. Тор и Тюр решили завладеть им и отправились в замок к Хюмиру, где были приняты весьма дружелюбно и радушно. На другой день, однако, Тор совершил отвратительный поступок. Вместе с Хюмиром отправился на рыбалку, и великан посоветовал Тору найти какую-нибудь наживку. Тогда бог убил самого большого быка Хюмира - Химинбриотера, чтобы насадить его голову на крючок. Затем Тор отвел лодку далеко в море и поймал Мирового Змея - Ёрмунганда. Он уже готов был убить чудовище, но Хюмир, испугавшись, взял и перерезал леску. Тор ударил великана своим молотом и сбросил его за борт. Однако Хюмир доплыл до берега, даже не обидевшись на бога. Вдвоем они позавтракали двумя китами, которых поймал Хюмир. После трапезы великан предложил богу разбить его кубок. Тор пытался разбить кубок обо все предметы, находящиеся поблизости, но безуспешно. Тогда Хюмир предложил Тору и Тюру забрать сосуд. Тюр не смог поднять его, а Тору это удалось лишь с большим трудом. Когда боги уходили, Хюмир позвал своих друзей - инеистых великанов, которые сражались с богами на заре времен, но Тор их всех убил своим молотом. С триумфом боги вернулись во дворец Эгира с волшебным кубком.

Было бы удивительно, если бы хоть один из великанов испытывал к богу что-либо, кроме отвращения, слишком многих истребил Тор. И все же были случаи, когда некоторые из них помогали богу. Так, он лишился бы жизни, если бы не своевременное вмешательство великанши Грид. Она позволила Тору и переночевать, когда они направлялись к замку великана Гейррода. Как только Локи уснул, Грид рассказала пьяному Тору, что Гейррод собирался убить его. А еще сказала, что Тор поступил глупо, отправляясь в путешествие без молота и пояса силы. Она дала ему перчатки, сделанные из железа, которые должны были заменить пояс силы, и непобедимую дубину, чтобы сражаться с Гейрродом.

Просмотры 3 151

Тор - бог грома и молнии в германо-скандинавской мифологии, легендарный сын Всеотца Одина, великий воин. Также Тор - бог войны и победы (наравне с самим Одином и Тюром). Но если Один считается богом королей, конунгов и ярлов, то бог Тор покровительствовал простым воинам, он воплощал в себе мужество и стойкость скандинавских народов.

Главной задачей Тора всегда была защита мира людей () и мира богов (Асгарда) от великанов Ётунов, живущих на востоке, и других чудовищ, угрожавших гармонии Мирового Древа. Бог Тор - сын Одина и великанши Ёрд (воплощение земли), но хотя фактически он получается наполовину великаном, в эддических сагах его называют исключительно асом и «триждырожденным» (хотя происхождение этого эпитет неясно). Сын Тор также почитался богом стихии и бурь, ему посвящали Четверг (Одину - Среду). У других европейских народов можно найти немало схожих мифологических персонажей, например, Индра (индусы), Перун (славяне), Таранис (кельты).

Что касается этимологии, то насчет происхождения имени скандинавского бога Тора среди современных лингвистов нет единого мнения. Вероятно, древнеисландское «Þorr» могло произойти от прагерманского «thunaraz», что в переводе означает «гром» или «грохот». По этой версии от «thunaraz» также происходит немецкое слово «donner», датское «donder» и древнеанглийская форма «Þunor». В Средние Века в результате эпентезы любое из этих слов могло привести к появлению традиционного норвежского «torden» и английского «thunder». Также существует версия, согласно которой древнеисландское «Þorr» восходит к ирландскому «tarann» и кельтскому «taranis», что в переводе также означает «гром».

Важно отметить, что в античной литературе бога Тора отождествляют вовсе не с Юпитером, хотя их функции схожи, и даже не с Марсом, а с Геркулесом. В частности, об этом упоминает Тацит в своей фундаментальной работе «Германика».

Тор: характерные черты, семейное положение, наследие

Скандинавский бог Тор, будучи сыном Одина, по всей вероятности, был вторым по значимости в древнескандинавском пантеоне. При этом в отдельных регионах его почитали как бога плодородия. В эддических сагах бог Тор описан как рыжебородый (либо - светловолосый) богатырь с буйным нравом и чудовищной силой. Тор вспыльчив, неуемен в еде и ратном искусстве, фактически - традиционный архетип воина викингов.

Супругой бога Тора была прекрасная Сиф, богиня плодородия и процветания, которая впоследствии получила золотые волосы взамен тех, что по наущению Фрейи ей отрезал Локи (см. соответствующий миф из « »). У Сиф и бога грома Тора было двое детей - прекрасная Труд (или Фруд, вероятно - валькирия) и Моди (покровитель битвы, после Рагнарёка окажется одним из выживших асов).

Однако согласно «Младшей Эдде» Стурлусона Моди родила вовсе не Сиф, а великанша Ярнсакса, которая также родила Тору и другого сына - Магни, могучего воина, который спас отца в битве с Хрунгниром, а после гибели Тора сумел взять в руки Мьёльнир и пережил Рагнарёк. Также в «Младшей Эдде» Снорри Стурлусон упоминает некую дочь бога викингов Тора и богини Сиф по имени Луриди, о которой ничего не известно. В ранних эддических сагах упоминается пасынок Тора (сын Сиф) по имени Улль, мастер стрельбы из лука, и некая приемная мать бога грома, Хлору, о которой также не сохранилось никакой пояснительной информации (она упоминается только в «Языке поэзии» Стурлусона).

Но бог грома Тор знаменит не только своими великими потомками, которые в итоге окажутся одними из немногих асов, сумевших пережить «гибель богов», чтобы строить мир заново вместе с людьми. Тор и его жена Сиф правят королевством Трудхейм («дом силы» в переводе с древнескандинавского) или Трудванг («поле силы»), хотя неясно, одно ли место подразумевают эти названия, которые встречаются в разных источниках. Важно отметить, что в эвгемерическом варианте «Старшей Эдды» говорится о том, что Тор (уже не как мифологический, а вполне реальный исторический персонаж) завоевал Фракию, «которую зовем мы Трудхеймом».

В «Речах Гримнира» (песнь «Старшей Эдды») говорится о том, что бог грома Тор жил в Билширнире (дословно «скрежет молний» с древнескандинавского), это самый красивый дом во всем Асгарде, он насчитывает 540 комнат, в каждой из которых живут боги.

Артефакты и волшебное снаряжение, которым владел Тор

Помимо легендарного Мьёльнира, неотразимого молота, выкованного темными альвами, бог викингов Тор также владел волшебными железными рукавицами, благодаря которым он мог удержать рукоять молота (в бою Мьёльнир раскалялся докрасна). Также у Тора есть необычный пояс, который называется Мегингъёрд, он удваивает силу владельца.

У скандинавского бога Тора есть бронзовая колесница, о которой в песне «Хаустлёнг» говорится следующее (примерный перевод с древнескандинавского без сохранения оригинального слога): «когда скачет Тор в колеснице своей, колются горы и пылает земля». В колесницу Тор запрягает двух козлов - Тангриснира («скрипящий зубами» в переводе с древнескандинавского) и Тангниостра («скрежещущий зубами»). Особенность этих волшебных козлов заключается в том, что по необходимости бог Тор может зажарить их и съесть. Затем он благословляет кости козлов Мьёльниром и они оживают. Единственное ограничение - есть можно только мясо, не трогая кости. В мифе о путешествии Тора в Утгард есть эпизод, в котором смертные Тьяльви и Рёсква, у которых останавливается Тор, пренебрегают этим указанием и разгрызая маленькую косточку. Так один из козлов Тора стал хромым. В качестве извинений Тьяльви и Рёсква стали служить могучему богу викингов.

Приключения Тора и его спутников

Чаще всего сын Одина, бог грома Тор, путешествовал вместе с хитроумным и своими смертными оруженосцами - Тьяльви и Рёсквой. Популярен миф о том, как Тор, Локи и Тьяльви попали в сказочный Утгард к Утгарда-Локи, который испытывал их. Так Локи соперничал с огнем в скорости поедания пищи, Тьяльви соревновался с мыслью в скорости бега, а сам Тор пытался осушить Мировой Океан, поднять Ёрмунганда и уложить на лопатки старость.

Другой миф повествует о путешествии Тора и Локи в Ётунхейм к великану Триму, который сумел украсть Мьёльнир. По сюжету мифа Тор переодевается Фрейей, проникает в дом Трима, хватает молот и убивает великана. Также в «Младшей Эдде» упоминается и другой миф о путешествии Тора в Ётунхейм. Великан Гейррёд ловит Локи и под страхом смерти заставляет его привести Тора без его легендарного оружия. Тор переплывает реку Вимур, чудом спасаясь от бурных вод (в последнее мгновение богу грома удалось ухватиться за рябиновую ветку). Затем в странном состязании Тор давит волшебной скамьей дочерей Гейррёда и убивает его раскаленным куском железа, который рассвирепевший великан метнул в аса (Тору помогают его железные рукавицы).

Другой известный миф часто называют «Рыбалка Тора». В этой саге из «Младшей Эдды» рассказывается о том, как бог Тор и ётун Гимир отправились порыбачить и Тор чуть не вытащил из Мирового Океана самого Ёрмунганда, чем изрядно напугал великана. Еще одно деяние Тора, за которое его особенно уважали в Асгарде, заключалось в том, что он сумел украсть у ётуна Хюмира огромный котел для варки. Котел был настолько огромен, что мог прокормить всех жителей Асгарда, собравшихся на большой пир.

Последний подвиг великого аса - битва с Ёрмунгандом во время Рагнарёка. Тор одолеет змея, разбив Мьёльниром голову чудовища, но сам падет замертво от его жесткого яда. Как уже упоминалось, впоследствии молот Тора возьмет его сын Магни.

Битва Тора с Хрунгниром

Особое место в мифологических сюжетах, связанных с богом войны Тором, занимает его схватка с великаном Хрунгниром, владыкой Ётунхейма, который, вероятно, был сильнейшим ётуном своего поколения. Хрунгнир славился ратным мастерством, в бою использовал огромный щит, который мог отразить любой удар (потенциально - даже удар Мьёльнира), а в качестве оружия у него выступало огромное точило (относительно этого образа скандинавоведы спорят по сей день).

В «Младшей Эдде» говорится о том, что Хрунгнир пришел в Асгард, преследуя Одина, который сказал, что нет коня быстрее Слейпнира. Конь Хрунгнира Гульфакси (с древнескандинавского «золотая грива») действительно не догнал Слейпнира, но ас и великан даже не заметили, как оказались в Асгарде. Там Хрунгниру предложили выпить пива, владыка ётунов откровенно налакался и стал похваляться своей силой. Но когда Тор предложил расколоть ему череп за такие слова, Хрунгнир резонно отметил, что нет чести в победе над безоружным. Он предложил богу грома биться на границе Асгарда и Ётунхейма, у неких «Каменных Дворов». Для битвы подчиненные Хрунгнира создали глиняного голема Мёккуркальви, вложив в его грудь сердце кобылы. Но Мёккуркальви не особенно помог своему королю, он обмочился при виде Тора и даже не вступил с ним в бой.

Тьяльви, который служил Тору, бежал впереди него и когда увидел Хрунгнира, закричал ему, что Тор намерен атаковать его из под земли. Великан бросил щит на землю, встал на него и взял точило в обе руки. Внезапно появившийся бог войны Тор метнул в Хрунгнира молот, но великан тоже успел среагировать, бросив в приближающегося врага свое оружие. Точило в полете ударилось о Мьёльнир и разлетелось надвое: одна часть рассыпалась по земле, образовав кремниевые горы, другая угодила в голову Тору, так что тот рухнул наземь. Молот расколол каменный череп великана и тот упал замертво, придавив шею Тора ногой. Одновременно с этим Тьяльви набросился на глиняного голема и разорвал его на части.

Тор попытался сбросить со своей шеи ногу Хрунгнира, но не смог. И так он лежал до тех пор, пока не подоспел его сын Магни, которому на тот момент было «три ночи от роду». Магни с легкостью сбросил ногу великана с шеи Тора, освободив отца, и сказал, что если б явился раньше, смог бы без труда одолеть Хрунгнира одним ударом.

А осколок точила так и остался в голове Тора. Его пыталась вытащить ведунья Гроа, она пела над Тором заклинания, но бог начал рассказывать ей о том, как освободил из Ётунхейма ее мужа - Аурвандиля. Гроа так обрадовалась, что забыла все свои заклинания. Из этого мифа родилось странное поверье, бытовавшее среди народов Скандинавии в Средние Века: нельзя класть точило поперек досок, которыми устелен пол, иначе осколок оружия Хрунгнира, который остался в голове Тора, начнет шевелиться и причинит богу грома нестерпимую боль.

Мифы о Боге Торе

Тор был первым и любимым сыном Одина и его жены Ерд-Земли. Все живительные соки матушки Земли впитал он в себя, всю мощь стихий и стремительность взял от отца, бога неба. Дарил он дожди и плодородие пашне, пробуждал весенними грозами спящие цветы и деревья, помогал перелетным птицам.

Но больше всего Тор заботился о людях; он охранял Митгард от великанов и чудовищ, почти постоянно сражаясь с ними на далеком и холодном востоке — иначе разросся бы их род, заполнил собою все, как сорняк, не оставив никому места.
А боги считали Тора главным стражем Асгарда. Стоило только произнести его имя громким голосом — тотчас являлся бог грома и без промедления вступал в бой с самым страшным врагом.

Рассказывали, что в десять лет Тор начал носить оружие отца, в двенадцать был так силен, что мог разом поднять с земли десять тяжеленных медвежьих шкур. В подарок от великаншы Грид, одной из жен Одина, получил он Пояс силы; как наденешь его — прибывает крепости вдвое. А уж когда карлы преподнесли Тору молот Мьелльнир, он сделался вовсе непобедимым. Ведь молотом можно было мгновенно убить, расколоть надвое череп даже горного великана, расщепить самое могучее дерево, вогнать любого по колено в землю.

Подарила великанша Тору еще и посох. Ведь где только не оказывался Тор, куда только не отправлялся. Приходилось на пути преодолевать валуны и скалы, продираться сквозь чащобы, переплывать через протоки. Ни один конь не мог бы там проскакать, где бывал Тор, только сбились бы лошадиные подковы, да запалилось дыхание. И потому предпочел Тор двух быстроногих козлов. Одного назвал Тангриснир«Скрежещущие зубы», другого Тангиостр«Скрипящие зубы». Слышался в этих именах вой ветра и скрип деревьев, буря и ураган. Замертво могли пасть козлы вечером, а наутро освятит их хозяин своим молотом, и вновь неутомимо скачут они.

С детства слышал Тор о страшной Стране великанов, Утгарде. И едва вырос, решил в ней побывать, увидеть все собственными глазами, а то и силой померяться, коль случится, с ее обитателями. Позвал он с собой Локи, отправились они в путь. Под вечер подъезжают к дому одного человека, остаются там ночевать. Бедноват был дом, нечем хозяевам покормить гостей, засмущались они. Понял Тор, рассмеялся: «Сейчас мы зарежем наших козлов и славно поужинаем». Послушно подошли Тангриснир и Тангиостр, словно и не впервой им быть зарезанными. Освежевал Тор туши, положил в котел. Вкусный запах скоро наполнил дом. Перед началом ужина разложил Тор перед очагом козлиные шкуры и велел всем кидать в них кости. Увлекся хозяйский сын Тьяльви, взял одну ножку, расщепил ее и высосал костный мозг. Потом в Асгарде говорили, что подучил его Локи. Утром встал Тор спозаранок, оделся, поднял молот, освятил им шкуры. И вскочили на ноги козлы — целехоньки и живехоньки. Только один немного прихрамывал. Нахмурил бог грома брови; от его взгляда готовы были все провалиться сквозь землю. А уж когда Тор непроизвольно сжал в руках молот, побелели все от страха, стали просить пощады. Смягчился Тор, взял провинившегося мальчика в услужение себе, а его сестру Рескву — жене. Так и остались у Тора дети великана Эгиль.

Испытания Тора на пути в Утгард

Побоялся Тор, что загубит козла, если не даст поджить его ноге, решил вместе с Локи, Тьяльви и Ресквой идти пешком. Держали они путь на восток, где и находилась страна великанов Утгард. Добрались они до моря, переправились, дальше пошли.Набрели на какой-то дом, очень просторный.
Быстро согрелись путники и уснули, как убитые. Но среди ночи всех перепугал страшный шум и грохот-такой, что земля ходуном ходила и весь дом трясся.Всю ночь шум и грохот то стихали, то возобновлялись с прежней силой.

Едва рассвело, вышел Тор наружу. Видит, лежит под деревом человек огромного роста и громко храпит во сне. Догадался Тор, что за грохот и шум был ночью. А великан будто и ждал появления бога грома; вмиг проснулся и вскочил на ноги.

И, как сказывают, впервые у Тора не хватило духу сразу пустить в ход молот. Спросил он человека об имени, тот назвался Скрюмиром. Подумал Тор: «Не прозвище ли это»? Ведь Скрюмир значит — «Хвастун». Открыл Тор рот, чтобы назвать себя, а незнакомец говорит: «Твое имя я знаю, ты — Аса-Тор. Не ты ли присвоил мою рукавицу?» И понял Тор, что эту рукавицу они и приняли ночью за дом, а палец — за пристройку. Расхохотались все, сели завтракать.
А потом попросился Скрюмир в попутчики, и честная компания двинулась вперед. Все припасы сложили в котомку Скрюмиру, он ловко завязал ее и, словно перышко, бросил за спину.

Вновь шли они целый день. Лишь поздно вечером расположились под большим дубом на ночевку. С утра проснулись,недалеко осталось до Утгарда. А мне теперь в другую сторону-вон к тем горам!» Уже на ходу бросил Скрюмир такие слова: «Шли бы вы назад, не любят в Утгарде такой мелюзги!»
Пустились путники дальше и около полудня увидели среди поля город: ворота высоченные, палаты огромные. Были наглухо заперты все входы, да сквозь прутья решетки, словно через широкие двери, прошли смельчаки и направились к палатам. Видят, множество народу по скамьям сидит, росту немалого, виду удалого. А во главе стола то ли вождь, то ли король. Увидел он незваных гостей и говорит: «Имени своего не скрою. Оно у меня двойное, и обе части вам хорошо знакомы: Утгард-Локи». Оглянулись путники на своего Локи, и показался он им таким родным и милым по сравнению с грозным предводителем етунов.
Посмотрел на них и Утгард-Локи: «Только с теми мы дела затеваем да как настоящих гостей привечаем, кто сумеет нас чем-нибудь удивить: или уменьем, или хитростью, так что готовьтесь к испытаниям».

Испытания Тора и его спутников в Утгарде

Выслушали Тор и его товарищи слова Утгарда-Локи, посмотрели друг на друга. Шагнул вперед отчаянный Локи и говорит: «Начнем с меня. Пожалуй, нет мне равных в еде. Скорей любого берусь управиться со своей долей».
Усмехнулся Утгард-Локи: «Ну, что ж, дерзни, коли так. Есть у нас такой Логи. Имена у вас схожие, может, и аппетит окажется равным?» Тут принесли изрядную миску — побольше корыта — полную мяса. Подсели с разных сторон Локи и Логи. Встретились как раз посреди корыта: Локи, еле дыша, догладывал последнюю кость, а Логи — съел все мясо, все кости, доел, вдобавок, и корыто. Сконфузился Локи, понял, что зря похвастался, есть едоки познатнее него.

Сказал тут Тор, что он охотнее всего померялся бы силами в питье. Одобрительно загудели окружающие, двинулись опять в палаты, тотчас принесли штрафной рог — как бы и не очень большой, но длинный, конец куда-то под стол прячется. Глотнул Тор так, что дыхание перехватило, глянул в рог,— а там воды словно и не убавилось. Второй раз тянет Тор воду, сколько хватает духу, силится поднять конец рога, да опять ничего не получается — убыло воды еще меньше, чем в первый раз.
Заиграли в глазах у Утгарда-Локи насмешливые огоньки, предложил он с третьего раза осилить рог. А вокруг все уже чуть не в голос смеются. Разъярился Тор, собрал все силы и сделал преогромный глоток. Заглянул в рог: воды поубавилось, но дна не видать. Бросил он в сердцах рог и не пожелал больше пить, сказал только, что у асов такие глотки не назвали бы маленькими.


Снова засмеялись глаза Утгарда-Локи. «Ладно, Тор. Найдем забаву попроще. Здесь молодые парнишки ради смеха подымают иногда с земли мою кошку; кто выше, тот и выиграл. Если не сочтешь это пустячное дело недостойным себя, попробуй!» В тот же миг соскочила на пол серая кошка, и не маленькая.
Тор подошел к ней, подхватил посреди брюха и стал подымать. Но чем выше он тянул ее, тем больше она сгибалась в дугу, и тем длиннее становились ее лапы. Упорно поднимает Тор кошку вверх. И вот уж больше не хватает сил, а кошка только одну лапу от земли оторвала. Словом, не удалась Тору детская игра. Расхохотался Утгард-Локи добродушным смехом: «Не пеняй на себя, Тор. Кошка большая, а ты против нас, великанов, совсем маленький. Смотри, никто кругом не смеется, все вроде бы даже удивляются, что кошка не удержалась на всех лапах».

Утром вновь усадили гостей за столы, заставили основательно подкрепиться перед дорогой. Распрощались они и отправились восвояси. Вышли за ворота вместе с Утгардом-Локи. Глянул он на хмурого Тора, улыбнулся, затем вполне серьезно и уважительно произнес: «Знал бы я наперед, что ты столь силен, не пустил бы тебя в мой город. Слушай правду. Обманул я твои глаза. Ведь это я был с вами в лесу. Котомку ты не мог развязать потому, что была она стянута путами из волшебного железа, а когда ты трижды ударял по мне, то подставлял я вместо себя скалу, и остались там глубокие впадины. Мне-то и первого раза хватило бы, чтобы испустить дух».
Изумился прямодушный Тор и сказал: «Спасибо тебе за правду, но ведь в твоем городе соревнования шли на глазах у всех, никто никого не обманывал, и мы все же позорно проиграли! Может молот мой и силен, но сам я, видно, не очень».

Развеселился Утгард-Локи, чуть не упал со смеху. «Да ведь в еде с твоим Локи соревновался Логи-Пламя, и сжег он не только мясо, но и корыто. С Тьяльви взапуски бежал Хуги-Мысль; кто же в быстроте поспорит с мыслью? А конец рога, из которого ты пил, был соединен с морем. Вот выйдете к берегу, увидишь, насколько оно обмелело. Теперь это будет называться отливом». И вновь недоверчиво спросил Тор: «А как же кошка?» Аж посерел лицом Утгард-Локи: «Напугались мы, Тор, когда кошка оторвала лапу. Обманули мы твои глаза: это была вовсе не кошка, а Мировой Змей Ермунгард. А ты его чуть не до неба поднял и чуть пополам не перервал. Великое чудо произошло.
Услышал такие признания Тор, загорелся огонь мести в его груди, решил он тотчас сокрушить великаний город. Но ничего не нашел позади себя, кроме ровного пустынного поля. Все было продумано етунами от начала до конца.
Вернулся Тор в Асгард. Знал он, что не раз еще придется ему встретиться с великанами и в открытом бою, и в мирное время. С тех пор стали звать Тора «Устрашителем великанов».

Рыбалка Тора

По рассказам некоторых асов, Тор и Тюр не сразу уехали от Хюмира. Остались они ночевать, и угрюмый етун сказал богам, что надо будет вставать рано утром и отправляться на рыбалку, чтобы запастись едой на ужин. Тор, не задумываясь, ответил, что готов выйти в море, только бы найти приманку. Недобро хмыкнул Хюмир: «Ступай к стаду быков, если смелости хватит, отрывай у любого голову — лучше приманки не сыщешь!».
Не мешкая, пошел Тор к лесу, возле которого паслось стадо, увидел огромного черного быка и вмиг отрубил ему голову. И с довольным видом отправился к лодке. Осерчал Хюмир, не на такое он рассчитывал. Молча столкнул лодку и сунул в руки Тору весла.
Приналег Тор на весла, стрелой помчалась лодка в открытое море. Вскоре Хюмир велел остановиться, так как доплыли они до места, где хорошо ловилась камбала. А Тор гребет себе дальше, будто не слышит.
Покосился Хюмир на его молот, смолчал. Смотрит, уж и берега-то давно не видать, и лодок рыбачьих нет ни одной. Говорит Тору: «Дальше плыть очень опасно. Можно наткнуться на Мирового Змея. А тогда несдобровать нам». Тор отвечает: «Еще немного, и остановимся. Кажется мне, знатная предстоит нам рыбалка!» Совсем приуныл Хюмир, мысленно уже с жизнью начал прощаться. Наконец, бросил Тор весла.

Достал Тор крепкую лесу в канат толщиной и крючок, что больше смахивал на якорь. Насадил на него бычью голову, полил ее маслом, чтоб далеко в воде разошелся запах приманки, поплевал на него по рыбацкой примете и бросил крюк за борт. А второй конец лески крепко намотал на кулак. Пошел крюк ко дну, и провел тут Тор Ермунгарда не хуже, чем в Утгарде провели его самого, подсунув в руки Змея.
С жадностью заглотнул Ермунгард бычью голову: давненько такой лакомой пищи не попадало в его пасть. Но тут крюк со страшной силой впился ему в небо. От боли у Змея аж потемнело в глазах! Рванул он с такой яростью, что чуть не выдернул Тора из лодки. Пришел Тор в азарт, разгорячился, прибавилось в нем сил. Уперся он в днище лодки, пробил его ногами, стал на морское дно и подтащил Змея к самому борту. Надо было видеть это жуткое зрелище, когда Тор вперил глазищи в Змея, а Змей, изрыгая яд, начал пожирать взглядом Тора.
Ни жив ни мертв сидел Хюмир в лодке. А когда увидел голову Змея и волны, готовые захлестнуть лодку, схватил в беспамятстве нож и бросился к лесе. Тор же занес молот над головой, чтобы обрушить его на Змея. На миг опередил его Хюмир: резанул по лесе ножом, и погрузился освобожденный Ермунгард в море. Метнул Тор вслед ему молот, и, сказывают люди, уже в воде молот пробил Змею голову. Но так и не дождался Тор, чтобы всплыл Змей брюхом вверх. Хватил он с досады Хюмира кулаком по уху, свалился тот за борт, только пятки сверкнули. Остыл немного Тор, втащил Хюмира в лодку, поймал парочку китов, и направились они к берегу.
Угрюмо молчал Хюмир, да и Тор не особенно веселился,— не мог он простить великану его трусости. Хюмир же затаил желание чем-то уязвить Тора. А того все чаще стали называть «Недругом Мирового Змея».

Тор - невеста

Великан Трюм похищает молот. Говорили между собой великаны, что не довело Хрунгнира до добра его бахвальство; что никто не может победить Тора. Но в душе многие великаны также были не против увести из Асгарда Сив и Фрейю. Не давали богини покоя не только тем, кто их видел, но даже тем, кто только слышал о них. Особенно много рассказывали о Фрейе - о ее красоте, доброте, гостеприимстве, веселом нраве, дружелюбии.
Разгорелось от этих рассказов сердце великана Трюма, самого знатного среди етунов. Все у него было: прекрасные чертоги, стада коней, черных быков, золоторогих коров, сокровища, драгоценные камни. Даже ошейники псам Трюм плел из золота. Но не хватало всему этому великолепию одного - красивой и знатной хозяйки. Решил Трюм, что добьется Фрейи во что бы то ни стало. Понимал он, что похитить ее, увезти против воли вряд ли удастся: кликнет она Тора, и не сносить незадачливому жениху головы. Надо было придумать что-нибудь такое, чтобы Тор сам отдал Фрейю в его руки.
И придумал влюбленный Трюм. Как-то гостил Тор у великанши Ярнсаксы, радовался силе и удали своего сына Магни. По привычке пошел он вздремнуть под деревом в ближайший лесок. Тут и подкараулил его Трюм, мгновенно схватил молот и был таков. Проснулся Тор и ахнул: пропал Мьелльнир. Стал искать, обшарил все кусты, заглянул под каждую былинку: разъярился так, что встали дыбом волосы и взъерошилась борода. Стыд и срам: как у старой бабки, похитили молот из-под носа.


Решил Тор никому ничего не говорить, кроме Локи, может, тот сумеет выведать, в чьих руках находится Мьелльнир. Локи с готовностью согласился помочь, только для быстроты посоветовал попросить у Фрейи ее соколиное оперение. Ахнула богиня, тут же вынесла оперение, сказав только: «Будь оно хоть золотым или серебряным, ради такого дела никогда не пожалела бы!» Надел Локи оперение и в мгновение ока домчался до страны етунов. На одном из курганов увидел он Трюма. Тот, как ни в чем не бывало, расчесывал густые гривы своих коней. «Ну, как там дела у асов? Зачем пожаловал?» - дружелюбно спросил он Локи. А Локи и отвечает: «Поспорил я, Трюм, что никто, кроме тебя, не осмелился бы запрятать молот Тора, и вот решил узнать, прав я или нет». Польстил Локи Трюму этими словами. Засмеялся он: «Да, я запрятал Мьелльнир далеко, глубоко, никто не найдет. Но готов обменять его на Фрейю, если хотите».
А в Асгарде расстроенный Тор бродил с таким хмурым видом, что никто не решался с ним заговорить. Вдруг прямо над его головой зашумели крылья, и перед глазами предстал Локи. Не переводя дух, рассказал все Тору, и решили они уговорить Фрейю принять предложение великана. Прекрасная Фрейя едва не выгнала их из дому, разгневалась, расфыркалась от возмущения так, что затряслись палаты, а с шеи сорвалось драгоценное ожерелье Брисингов. «Тор! Да я сама себя уважать перестану, если поеду с тобой в Етунхейм! Сватались эти настырные великаны, сватались и вот что удумали! Давайте соберемся вместе, может найдем другой способ вернуть молот».


Мигом обежала Фрейя всех богов, созвала на совет на главную площадь-тинг. Ломали они головы, ломали, всяк предлагал свое. Дольше всех молчал ас Хеймдалль. Потом вдруг весело засмеялся, подошел к Тору, обнял его, словно красну девицу, и сказал: «А что, если нам нарядить невестой тебя? Длинная юбка скроет ноги, фата и убор - голову и лицо, на грудь нацепим драгоценностей, Фрейя и своего знаменитого ожерелья не пожалеет, ведь все знают, кому оно принадлежит. Никто не заподозрит подвоха».
Замахал Тор руками, отказался быть посмешищем. Знал он, как быстры асы на прозвища: сейчас согласишься, а потом прилипнет слава женовидного. Загрустили асы, ведь при помощи молота великанам ничего не стоит захватить Асгард и сотворить все то, о чем говорил Хрунгнир. Стали хором уверять Тора, что только еще больше его полюбят, если он спасет всех от беды. В уговорах неожиданно помог Локи, большой любитель всяких приключений и перевоплощений, он вызвался переодеться тоже и сопровождать невесту-Тора в роли служанки.
Надели на Тора свадебный наряд, повесили на поясок связку ключей, как подобает будущей хозяйке, украсили грудь всеми драгоценностями Фрейи, накрыли голову пышным убором. Не мешкая, запрягли резвых козлов, и помчали они так, что горела под копытами земля и рушились горы. Трюм принимает гостей. Издали увидали великаны колесницу асов. Заволновался Трюм, приказал етунам скорей застилать скамьи и ставить на столы угощение. Вскоре ломились они от бочонков с пивом, медом, жаркого, рыбы, лакомств.
Дело было как раз к вечеру, все изрядно проголодались, и, как только гости появились на пороге, стали садиться за столы. Невесту и ее служанку посадили по обе стороны от Трюма. Тот от волнения и кусочка проглотить не мог, не сводил глаз с невесты. А она будто и забыла, зачем приехала. Поставила около себя несколько бочонков, пододвинула жареного быка и рыбу - и давай уплетать. Вмиг невеста-Тор опростал три бочки меду, съел целого быка, восемь огромных лососей и все лакомства.
Изумился Трюм и растерянно так говорит: «Не видывал я невест, которые все сглатывали бы, не прожевывая, в таком количестве и вливали в себя пиво, словно в бездонную кадку. Ничего подобного я не слышал и о Фрейе!» Служанка-Локи чуть не подавился при этих словах. Повел он игриво плечиком и прошептал на ушко Трюму: «Хозяйке моей так не терпелось быстрей добраться к прекрасному жениху, что восемь дней и ночей она и маковой росинки в рот не брала, гнала и гнала козлов без отдыха. А вообще-то, она малоежка!»
Просиял Трюм и тут же захотел поцеловать невесту. Откинул покров... и оторопело отпрянул.

Повернулся к служанке-Локи и спрашивает: «Почему у Фрейи таким нестерпимым блеском сверкают глаза? Из них, клянусь, пламя пышет!» Разумная служанка простодушно отвечает: «Восемь ночей без сна провела Фрейя, так ей не терпелось скорее добраться. Вот глаза от бессонницы и воспалились!»
Успокоился Трюм, велел начинать свадебные обряды. Вошла по обычаю его старшая сестра и стала словами венчальной песни просить у невесты даров: «Дай мне запястья, червонные кольца, коль добиваешься дружбы моей, дружбы моей и приязни доброй».

А Трюму не терпится; велит он скорее принести молот Мьелльнир, положить на колени невесте в знак того, что боги одобряют союз. Весь затрясся от внутреннего смеха Тор, когда увидел свой могучий молот. Вскочил он и начал крушить етунов. Первым пал Трюм, потом его сестра. Вместо даров ей удары достались, вместо колец - колотил ее молот. Был истреблен весь род исполинов. А Тора еще чаще стали звать «Повелителем и владетелем молота Мьелльнир».

Loading...Loading...