Храм серафима вырицкого гостиный двор. Преподобный купец

Во внутреннем кольце Большого Гостиного Двора с 2014 года действуют уникальный храм и музей.

Музей истории купечества Санкт-Петербурга и России размещается в отремонтированном здании, построенном в 1869 году архитектором Кузьминым специально для Комитета по управлению Большим Гостиным Двором и Перинной линией. Здесь же расположен и домовый храм преподобного Серафима Вырицкого. Такое соседство не случайно.



Серафим Вырицкий (в миру Василий Николаевич Муравьев) был видным представителем российского купечества. Трудовую деятельность начал десятилетним мальчиком в Гостином Дворе, где работал посыльным, и сегодня этот петербургский святой служит для нас примером одновременно высокой духовности и успешного предпринимательства.

Многие купцы так и жили, соблюдая нравственный закон и создавая финансовую основу своего отечества. Это актуально и в наши дни. Именно такие предприниматели нужны современной России.


Поэтому храм и музей, находящиеся в Большом Гостином Дворе, - это памятник российскому купечеству. Они призваны показать, что можно успешно вести бизнес и в то же время сохранять благочестие.



Экспонаты музея - семейные фотографии купцов, газеты полуторавековой давности, рассказывающие о деяниях купеческих фамилий, находки, обнаруженные при раскопках на территории Гостиного Двора, и многое другое. В витринах музея представлены товары из тогдашних лавок "Гостинки": нитки, перчатки, обувь, шляпы.





Всего в Большом Гостином Дворе было 444 лавки. Здесь продавались одежда, галантерея, скобяные товары, посуда…

Коллекция музея с каждым годом пополняется. Появляются новые экспонаты - старинные деньги, флаконы из-под духов, выпущенных в XIX веке, открытки с рекламой галантерейных товаров и номерами лавок, где они продавались. Некоторые экспонаты музея - дары благодарных экскурсантов.






Мы приглашаем Вас ознакомиться с историей старейшего торгового предприятия Петербурга и узнать о зарождении торговли в России. Экскурсовод расскажет о возникновении купеческого сословия и благотворительных традициях российского купечества, о его участии в жизни дореволюционной России.




Запись на экскурсию (заранее) - по тел. 630-00-44 .

Вход в храм и музей - через центральный портик Невской линии.

В Большом Гостином дворе официально открылся для всех горожан домовый храм Преподобного Серафима Вырицкого, одного из самых известных петербургских святых. Более века назад, десятилетним мальчиком, он работал посыльным в одной из купеческих лавок Гостиного двора. Теперь историческая связь укреплена духовной: новый храм освятил митрополит Петербургский и Ладожский Варсонофий.

В миру будущий святой носил имя Василий Муравьев . Он родился 31 марта 1866 в крестьянской семье. В десятилетнем возрасте, после смерти отца, начал работать посыльным в Гостином дворе. Со временем сделал, как бы сейчас сказали, блестящую карьеру. В 1892 году, в тридцатилетнем возрасте, он открыл собственное дело, стал купцом второй гильдии, окончил высшие коммерческие курсы. Занимался пушниной и был одним из крупнейших мехоторговцев России .

Но финансовый успех никогда не был главным для этого человека. Известно, что он часть своей прибыли отдавал на помощь бедным, щедро жертвовал на монастыри и храмы.

После революции, в 1920 году, он отдал все состояние нескольким обителям, и принял монашеский постриг в Свято-Троицкой Александро-Невской лавре. Позднее он стал духовником лавры, и принял великую схиму с именем Серафим в честь преподобного Серафима Саровского.

В тридцатые годы по состоянию здоровья переехал в Вырицу . Широко известен тем, что повторил подвиг святого Серафима Саровского - во время Великой Отечественной войны молился каждый день о России перед иконой преподобного, стоя на камне, несмотря на больные ноги.

Скончался 3 апреля 1949 года. Был погребен у алтаря храма Казанской Иконы Божией Матери в Вырице. В августе 2000 года преподобный Серафим Вырицкий был причислен к лику святых.

Духовный центр

Раньше в день памяти преподобного петербуржцы ездили в Казанский храм в Вырице. Теперь в центре Северной столицы появился свой домовый храм в его честь.

Он расположен на внутренней территории Большого Гостиного Двора, на втором этаже здания, где раньше находился Дом комитета по управлению Гостиным двором.

Сотрудники «Гостинки» давно считают Серафима Вырицкого своим небесным покровителем. Более 18 лет здесь существала молельная комната, куда приходили его работники.

Открытие нового храма в честь этого святого - знаковое событие для города, и оно воплотилось в реальность благодаря деятельности руководства универмага, уделяющего много внимания развитию социальных проектов в области культуры и образования.

В здании, где открыт домовый храм, также работает Музей истории купечества Санкт-Петербурга и России, действует паломническая служба для посетителей со всей страны.

Домовый храм после освящения митрополитом Варсонофием открыт для всех желающих. Настоятелем домового храма Преподобного Серафима Вырицкого является иерей Артемий Наумов. Он отметил, что день 9 июня стал знаменательным событием, открывшим новую страницу истории Большого Гостиного Двора.

Первая Божественная литургия, освещение этого храма возрождают добрую традицию Святой Руси , когда при каждом гостином дворе строились церкви, совершались богослужения, - сказал отец Артемий. - Мы думаем, что этот храм будет памятником всему купеческому сословию за их добрые деяния перед отечеством.

Митрополит Варсонофий после чина освящения преподнес настоятелю икону «Моление о Чаше», благословленную в Иерусалиме .

Этот храм я назвал бы скорее не домом, а квартирой Божией, - сказал он в поздравительной речи. - Всегда приятно получать ключи от дома или квартиры. Кто получал квартиру, знает, что рад и квартире, рад и дому. И мы рады сегодня, что Господь через добрых людей послал нам эту квартиру Божию, где мы будем совершать Святые Таинства и приобщать людей к вечному спасению.

Также митрополит вручил епархиальные награды - медали и грамоты - всем кто, принимал участие в создании храма. Медалью апостола Петра 1-й степени была награждена Надежда Тушакова , председатель Совета директоров «Большой Гостиный Двор», серебряную медаль апостола Петра получили Алексей Устаев председатель правления банка «Викинг», генеральный директор и директор по развитию универмга «Большой Гостиный Двор» Елена Коршунова и Татьяна Кузьмина .

В Большом Гостином дворе официально открылся для всех горожан домовый храм Преподобного Серафима Вырицкого, одного из самых известных петербургских святых. Более века назад, десятилетним мальчиком, он работал посыльным в одной из купеческих лавок Гостиного двора. Теперь историческая связь укреплена духовной: новый храм освятил митрополит Петербургский и Ладожский Варсонофий.

В миру будущий святой носил имя Василий Муравьев . Он родился 31 марта 1866 в крестьянской семье. В десятилетнем возрасте, после смерти отца, начал работать посыльным в Гостином дворе. Со временем сделал, как бы сейчас сказали, блестящую карьеру. В 1892 году, в тридцатилетнем возрасте, он открыл собственное дело, стал купцом второй гильдии, окончил высшие коммерческие курсы. Занимался пушниной и был одним из крупнейших мехоторговцев России .

Но финансовый успех никогда не был главным для этого человека. Известно, что он часть своей прибыли отдавал на помощь бедным, щедро жертвовал на монастыри и храмы.

После революции, в 1920 году, он отдал все состояние нескольким обителям, и принял монашеский постриг в Свято-Троицкой Александро-Невской лавре. Позднее он стал духовником лавры, и принял великую схиму с именем Серафим в честь преподобного Серафима Саровского.

В тридцатые годы по состоянию здоровья переехал в Вырицу . Широко известен тем, что повторил подвиг святого Серафима Саровского - во время Великой Отечественной войны молился каждый день о России перед иконой преподобного, стоя на камне, несмотря на больные ноги.

Скончался 3 апреля 1949 года. Был погребен у алтаря храма Казанской Иконы Божией Матери в Вырице. В августе 2000 года преподобный Серафим Вырицкий был причислен к лику святых.

Духовный центр

Раньше в день памяти преподобного петербуржцы ездили в Казанский храм в Вырице. Теперь в центре Северной столицы появился свой домовый храм в его честь.

Он расположен на внутренней территории Большого Гостиного Двора, на втором этаже здания, где раньше находился Дом комитета по управлению Гостиным двором.

Сотрудники «Гостинки» давно считают Серафима Вырицкого своим небесным покровителем. Более 18 лет здесь существала молельная комната, куда приходили его работники.

Открытие нового храма в честь этого святого - знаковое событие для города, и оно воплотилось в реальность благодаря деятельности руководства универмага, уделяющего много внимания развитию социальных проектов в области культуры и образования.

В здании, где открыт домовый храм, также работает Музей истории купечества Санкт-Петербурга и России, действует паломническая служба для посетителей со всей страны.

Домовый храм после освящения митрополитом Варсонофием открыт для всех желающих. Настоятелем домового храма Преподобного Серафима Вырицкого является иерей Артемий Наумов. Он отметил, что день 9 июня стал знаменательным событием, открывшим новую страницу истории Большого Гостиного Двора.

Первая Божественная литургия, освещение этого храма возрождают добрую традицию Святой Руси , когда при каждом гостином дворе строились церкви, совершались богослужения, - сказал отец Артемий. - Мы думаем, что этот храм будет памятником всему купеческому сословию за их добрые деяния перед отечеством.

Митрополит Варсонофий после чина освящения преподнес настоятелю икону «Моление о Чаше», благословленную в Иерусалиме .

Этот храм я назвал бы скорее не домом, а квартирой Божией, - сказал он в поздравительной речи. - Всегда приятно получать ключи от дома или квартиры. Кто получал квартиру, знает, что рад и квартире, рад и дому. И мы рады сегодня, что Господь через добрых людей послал нам эту квартиру Божию, где мы будем совершать Святые Таинства и приобщать людей к вечному спасению.

Также митрополит вручил епархиальные награды - медали и грамоты - всем кто, принимал участие в создании храма. Медалью апостола Петра 1-й степени была награждена Надежда Тушакова , председатель Совета директоров «Большой Гостиный Двор», серебряную медаль апостола Петра получили Алексей Устаев председатель правления банка «Викинг», генеральный директор и директор по развитию универмга «Большой Гостиный Двор» Елена Коршунова и Татьяна Кузьмина .

Елена Лукина

К 150-летию со дня рождения преподобного Серафима Вырицкого

Ещё в начале ХХ века наша пушнина являлась практически русской валютой и поставлялась в торговые дома всей Европы. Одним из тех, кто успешно вёл торговлю мехами, был петербургский купец Василий Муравьёв: 90 тысяч годового дохода – это немалые деньги. После Октябрьского переворота он по примеру многих знакомых коммерсантов мог перевести своё дело за границу. Однако вместо этого всё распродал, наделил щедрыми пособиями служащих, а основные капиталы пожертвовал на нужды Александро-Невской лавры, Воскресенского Новодевичьего и Иверского Выксунского женских монастырей. Вместе с женой они приняли решение посвятить свои жизни служению Богу… Великий молитвенник и печальник земли Русской, преподобный Серафим Вырицкий – под этим именем Василий Николаевич Муравьёв известен теперь русскому православному миру.

Василий Муравьёв (будущий инок Серафим) с семьёй

Есть святые, подобные апостолу Павлу: до какого-то времени они были далеки от Христа или даже боролись с Ним, а потом стали горячими поборниками веры. А есть те, кто с детства, возрастая во Христе, обрёл святость. Среди них чаще всего встречаются монахи и святители, прожившие жизнь в церковном окружении. И совсем редко Церковь прославляет людей, большую часть жизни трудившихся в мире коммерции. Деньги и выгода, надзор и жёсткость управления подчиненными – как среди этого сохранить душу?

За ответом я отправилась на выставку «Святой купец», организованную в дни празднования 150-летия со дня рождения преподобного Серафима Вырицкого. Совсем небольшая экспозиция разместилась в стенах Санкт-Петербургской библиотеки им. Климента Тимирязева. Заведующая библиотекой и организатор выставки Ирина Эдуардовна Петрова согласилась побеседовать со мной.

Будний день. Библиотека пуста, и нас никто не отвлекает. Мы переходим от витрины к витрине. Я слушаю тихий рассказ, склоняясь над книгами, старинными фотографиями. Ирина Эдуардовна показывает витрину, посвящённую петербургскому этапу жизни преподобного – купечеству. Рядом с открытками и картами Петербурга конца позапрошлого века – рыжие шкурки лисицы, серебро песца, как пример торговой деятельности Василия Муравьёва.

– У него же множество контор было, – поясняет Ирина Эдуардовна. – Он жил и в Большом Казачьем переулке, в доме номер 7, и на Гороховой, 65, и в Апраксином переулке, 20. В Большом Казачьем он снимал комнату, кстати в то же самое время, что и Владимир Ильич Ленин. На Гороховой занимал весь второй этаж, где организовал контору по заготовке пушнины и магазин с огромными витринами. Правда, почему-то на фотографии витрины не выглядят такими уж большими… В доме Марии Дмитриевны Апраксиной находилась квартира Василия Николаевича в последний период его коммерческой деятельности. В Апраксином дворе у него было несколько контор: по Большой линии и у главного входа – все рядышком и поближе к Фонтанке. Дело в том, что Муравьёвы были прихожанами и членами попечительского совета церкви Воскресения Христова на Фонтанке. В 30-х годах прошлого века эта церковь была взорвана, и сейчас на её месте находится здание Лениздата. А тогда здесь находился целый церковный городок: приют, приходская церковь, богадельня и больница. Василий Николаевич и Ольга Ивановна оказывали им постоянную помощь.

– Жена ему в полной мере помощницей была?

– Она была его односельчанкой и всюду следовала за ним, действительно прилепилась к нему. До 1914 года они числились крестьянами Ярославской губернии, до 1915 года Василий Муравьёв был «временным купцом», а у матушки было промысловое свидетельство 2-го разряда. Таким образом, бизнес был семейным. И только в 1916 году Муравьёв становится купцом 2-й гильдии – числится в этом статусе по справочной книге Санкт-Петербургского купечества. Дело идёт – и к 1917 году он уже в пятёрке известных торговцев пушниной в Санкт-Петербурге. А помните, с чего он начинал?..

О ранних годах будущего Серафима Вырицкого написано немало, а мне известно из книги В. П. Филимонова, также представленной в экспозиции выставки. Василий Муравьёв родился в крестьянской семье на Ярославщине, в деревне Вахрамеево Рыбинского уезда. Когда мальчику шёл десятый год, скоропостижно скончался его отец, и Муравьёвы в полной мере претерпели все скорби, сопутствующие бедности. Вскоре односельчанин пригласил Василия в столичный город на заработки. С помощью своего благодетеля мальчик получил работу рассыльного в одной из лавок Гостиного двора, заработанные деньги он посылал семье в деревню. С первых же шагов Василий проявил такое усердие, что заслужил полное доверие хозяина, и, как следствие, 16-летним он был назначен на должность приказчика, а ещё через год – старшим приказчиком. Вещь по тем временам неслыханная. Вскоре Василий Николаевич открывает собственное дело…

– Громадные хлопоты – торговля пушниной. Нужно искать поставщиков, издалека везти меха, правильно хранить их, находить рынки сбыта, в том числе и за границей. А ещё организация дела на месте – лавки, работники, ежедневные расчёты… Ни на что другое и времени не остаётся! – размышляю я.

– Конечно. Но если ты делу служишь, то служи ему достойно. Всё, чего бы батюшка ни касался, он исполнял с чрезвычайным старанием и большой ответственностью – но это человеческие качества. А вот то, что он ещё и высокую планку себе задавал, – бесспорно. Для него деньги были лишь орудием, средством для ведения дела. И при этом расчёт и строгая отчётность – почему бы её не вести? Вспомните, в Александро-Невской лавре, когда он поступил туда послушником в 1920 году, ему сразу предложили место казначея. Его день, полный забот о коммерции, начинался с «Отче наш» и заканчивался благодарственной молитвой. Думаю, что и люди вокруг него были только православные, такие же чистые и честные, как он. Они на своих отцов, крестьян, были похожи один в один, только, может, кафтан был поновее.

Организатор выставки «Святой купец» Ирина Петрова

Хороший пример того, как человек, не имеющий своей целью стяжания, не сребролюбец, добивается больших успехов, чем те, кто озабочен лишь приумножением богатства…

– Не стоит забывать, что он жил по завету. Десятилетним мальчишечкой прибегал в Александро-Невскую лавру и просил принять его в монахи. Но старцем Александро-Невской лавры ему было заповедано работать, жениться и сделать много добрых дел: «Васенька! Тебе суждено ещё пройти путь мирской, тернистый, со многими скорбями. Соверши же его перед Богом и совестью. Придёт время, и Господь вознаградит тебя…» Это был подвиг послушания, длившийся более 40 лет. И вся жизнь этому была подчинена.

– Здесь я вижу название выставочного раздела: «Из купца в схимники» – может, какие-то знаковые моменты его жизни в этот период вам запомнились?

– Однажды увидел, что из ворот его дома выходит вор, который несёт награбленное в скатерти. Случилось так, что узел развалился и скарб рассыпался. Тогда Василий Николаевич поступил очень неожиданно – кинулся помогать собирать вещи обратно, приговаривая: «Так будут считать, что не ты своровал, а я сам тебе отдал». Вор был, конечно, абсолютно поражён такой реакцией обокраденного человека.

Из полицейских сводок было известно: соседи часто жаловались на то, что он водит всякий сброд к себе домой… А батюшка в двунадесятые праздники выходил на улицу и приглашал к себе обедать проходящих странников, нищих, больных. Открывался этот обед молитвой, а кончался приглашением приходить к нему всегда по таким торжествам.

Он шёл в мир с любовью, потому и смог душу свою сохранить в условиях, казалось бы, торга. Судьба отца Серафима – праведника, который раздал своё имущество, – и личный пример его святости впечатляют.

Ирина Эдуардовна даёт пояснения с необычным для библиотекаря знанием дела. Спрашиваю, как у неё получилось подготовить эту выставку. Оказывается, моя собеседница – один из организаторов Музея истории купечества Санкт-Петербурга и России в Гостином дворе.

– Я работала там заведующей культурным центром и библиотекой, а со времени организации музея вела экскурсии дважды в день. Пыталась заинтересовать людей, говорила, что Василий Муравьёв почти наш современник – ходил по этим же ступенькам. Здание, где расположен музей, а теперь и храм Преподобного Серафима Вырицкого, в начале ХХ века принадлежало Комитету по управлению Гостиным двором. Комитет занимался всеми делами Санкт-Петербургского купечества, в том числе и благотворительными: организовывал кружечные сборы средств, собирал все сведения о нуждающихся приказчиках – фактически профсоюз такой был. Батюшка в 1876 году приехал в Петербург и тут, конечно, бывал, будучи приказчиком.

Многие современники в Василии Муравьёве могли видеть только купца

– А каков он – современный приказчик? Очень отличается от дореволюционного?

– Знаете, мне кажется, нельзя судить только по роду занятий. Что у человека за душой – не увидишь. На самом деле это только Бог знает. И тогда многие современники в Василии Муравьёве могли видеть только купца. За 28 лет работы в Гостином дворе я встречала очень много нестяжателей среди работников торговли. Есть руководители, но большинство – исполнители, которые сидят на окладе и не ловят никаких барышей. Как бы я характеризовала их? Эти люди очень просты в общении. У них нет двойного дна: что на сердце, то и на языке. Сейчас работаю в другом месте, и я вам скажу, что те люди намного более открытые, чем работники культуры. Они заняты тяжёлой работой, как и во времена преподобного Серафима, когда приказчики тоже работали очень много. Церковные праздники только до 12 часов, а дальше изволь идти на работу. Спи вповалку со своими же братьями-приказчиками, ешь из котла купеческого. Деньги наличными не выдавались. Рабочий день ненормированный. Разница в том, что среди современных приказчиков, наверное, нет людей, которые способны вырваться в какое-то другое сословие.

– Я таких слов, пожалуй, о работниках торговли и не слышала. С советских времён у нас закрепилось пренебрежительное слово «торгаш», а сейчас представляем себе улыбчивого лицемера, который готов на что угодно, лишь бы сбыть товар.

– Это то же клише. Продавцы, безусловно, люди очень проницательные, они информацию считывают. Любой приказчик, любой гостинодворский зазывала сканировали человека тут же, – неторопливо продолжает моя собеседница. – Конечно, Гостиный двор – это колоссальная школа жизни. Я думаю, что меня там так долго держали, чтоб я уму-разуму набралась, чтоб я со своей мягкотелостью научилась руководить коллективом. Тяжело, конечно, совмещать долю руководителя с требованиями христианской веры. Председатель совета директоров ОАО «Большой Гостиный Двор» и ктитор храма Надежда Павловна Тушакова – уникальная женщина; она многому меня научила. 1944-го года рождения, до сих пор энергична. Может держать непростой коллектив. Она всегда нам говорила, что, кроме честности, очень важна бдительность – в торговле иначе нельзя.

В первый раз мы с ней упомянули о преподобном Серафиме, готовя выставку «История Гостиного двора», как подарок городу к его 300-летию. А потом было решено открыть храм и при нём – Музей истории купечества. Было тяжело одной создавать выставку, ведь у меня даже корректора не было, когда я писала тексты. Теперь я благодарна Надежде Павловне, которая заставляла меня заниматься поисками в нелюбимых мною архивах. Она мне такой хлеб в руки дала!

– Вы считаете своим долгом рассказывать о преподобном Серафиме Вырицком?

– Мне кажется, что я просто проводник. Я очень медленно к батюшке приходила – через служение. И сейчас понимаю, что должна продолжать. Не могу сказать, что на меня сыплются дары. Но я просила преподобного, чтоб он помог идти по своей стезе. И рада, что теперь работаю здесь.

Руководитель Духовно-просветительского центра прп. Серафима Вырицкого о. Артемий Наумов

О недавно созданном Духовно-просветительском центре прп. Серафима Вырицкого и необычном храме, расположенном на внутренней территории Гостиного двора, я подробно расспросила его настоятеля и одного из организаторов юбилейных торжеств – иерея Артемия Наумова.

– Батюшка, как получилось, что вы оказались настоятелем Серафимовского храма? Может, ваше светское образование было связано с торговлей или предпринимательством?

– Нет, я закончил Духовную академию и служил в Казанском соборе. Но всё происходит по воле Божией. К нам пришли сотрудники Гостиного двора и попросили священника провести Рождественский молебен. Меня благословили, я туда приехал. И как-то дальше пошло… С тех пор ежегодно в Гостином дворе на Рождество Христово проходит молебен благодарственный, потом мы проходим по всем рядам, по складам, кропим водичкой, поздравляем как персонал, так и посетителей. Все очень рады. Причём я заметил, что с каждым годом народу приходит всё больше. В последний раз я видел знакомые лица. И вот в это рождественское время вначале решили служить акафисты преподобному Серафиму Вырицкому, потом пришла мысль о создании домового храма… Мы обсудили этот вопрос с Надеждой Павловной Тушаковой, а на следующий день она спрашивает: «Вы уже сходили к митрополиту?» – «Когда? Вчера же только беседовали!» – «Так вчера и надо было идти!» Вместе с ней мы обратились к архиерею, получили благословение, и она тут же перешла от слов к делу. Начался процесс реставрации, появились благодетели, были написаны иконы… В день Святого Духа, 9 июня 2014 года, митрополит Варсонофий совершил чин малого освящения храма.

– Люди бизнеса принимают решение и начинают его воплощать практически одновременно…

– В том-то и дело, что не все! Время – деньги, когда ты для себя трудишься. Другое дело – если ты должен отдавать деньги, но сам остаёшься без материальной прибыли. В таком случае часто бывает: поговорили и забыли. А тут человек старался поскорее отдать, проявить благодарность Господу через создание храма. И дай Бог, чтоб наш Духовно-просветительский центр, который был создан при храме в прошлом году, служил для того, чтоб после слова сразу же следовало дело.

На освящении храма Прп. Серафима Вырицкого

– Как этот Центр связан с именем батюшки Серафима?

– Цель его создания, – рассказывает о. Артемий, – возрождение культуры предпринимательства на основе идеалов русского купечества, по примеру преподобного. Просвещение и помощь тем, кто имеет ограниченные физические возможности – основное для нас. Мы создавали некую общность, куда бы приходили не только работники, арендаторы или поставщики Гостиного двора. Совместно с Союзом православных предпринимателей пытаемся создать объединение, где каждый может ближнему подставить плечо. Необязательно финансовую помощь, но хотя бы внимание люди всегда должны друг другу оказать.

Чем-то похожим занимался и Василий Муравьёв, когда уже поднял своё дело. В 1895 году он становится членом Общества для распространения коммерческих знаний в России. Это было время ответственных коммерсантов, людей, умело совмещающих попечения о земном с задачами духовными, у них было чему поучиться. В те годы заморские предприниматели, в частности знаменитый Генри Форд, учились у русских купцов и промышленников. Россия диктовала уровень мировых цен на многие виды промышленной и сельскохозяйственной продукции, а золотой рубль был самой весомой в мире валютой… Русское купечество всегда было носителем национальных традиций и хранителем православной культуры.

– А современных предпринимателей радует, что преподобный Серафим Вырицкий был из их звания? Как они относятся к тому, что в какой-то момент он отказался от всего, что было нажито?

– Здесь как раз очень важен личный пример, причём не из древней истории, а человека, всего лишь на несколько поколений старше, который пережил рост свой как купца и вышел на новый уровень. Мы видим отчётливо из его жития, что он пережил и духовный рост: прийти в Лавру и тут же по совету старцев быть назначенным духовником – это о многом говорит. И конечно, впечатляет предпринимателей. Они видят, что у купца, входившего в пятёрку самых успешных меховщиков, было всё: состояние, ум, таланты, связи. И перед ним был выбор: уехать и продолжать свою работу либо в трудную минуту, которая настала для страны, остаться здесь, в России. Евангелие нам говорит: мало только слово сказать, нужно подкрепить его делом. Вся вера христианская насыщена именно учением практики. Господь, когда нам говорил о двух важнейших заповедях, тут же рассказал притчу об избитом иудее и добром самарянине. Поэтому для наших прихожан очень важно иметь перед собой такой пример, как Серафим Вырицкий.

Родовой образ семьи Муравьёвых – Казанская икона Божией Матери

– Люди чаще приходят за материальной помощью или чтоб о вере узнать? – интересуюсь я.

– Чтоб прибежать и слёзно-молитвенно просить, такого пока не случалось. Но люди идут с разными вопросами; кто-то приходит один раз, а кто-то начинает ходить постоянно. У многих поначалу бывает и смущение, и страх – вроде бы человек состоятельный, а тут понимает, что в каких-то вещах ничего не смыслит. Кажется, почему бы не задать вопрос? А на самом деле должна пройти внутренняя напряжённая духовная работа, чтоб человек решился хотя бы ступить на порог храма. Бывало и так, что прежде к нам обращался даже не сам человек, а члены его семьи, которые чувствовали его переживания или желание прийти…

«Возможно, недавно созданный Духовно-просветительский центр в какой-то мере станет восприемником прежних традиций», – подумалось мне. В начале ХХ века в Санкт-Петербурге были весьма распространены так называемые землячества. Делом чести среди них считалось помочь земляку найти в Петербурге первоначальную опору. Ярославское благотворительное общество появилось в 1905 году. Деятельность его была многогранна: пособия неимущим, помощь учащимся, организация работы воскресных школ, пожертвования одеждой и продуктами… Члены Общества и их семьи встречались в храме. Совместная молитва и участие в Таинствах укрепляли этот братский союз, создавали благотворную атмосферу общения. В течение многих лет Василий Николаевич Муравьёв вносил свою щедрую лепту в добрые дела, совершаемые Обществом…

– Мы в нашем Центре проводим беседы на евангельские притчи, которые проходят в форме общения, – продолжает о. Артемий. – Священник становится лишь модератором, а дальше уже каждый размышляет на заданную тему. Я уверен, что у любого человека в душе жив образ Божий. Просто нужно вспомнить, что это есть, найти, где это сокрыто, вынести наружу и начать действовать.

– Действовать… А вы на встречах не рассуждали о евангельском богатом юноше, который, узнав, что для достижения Царства Божия должен оставить всё накопленное, «с грустью отошёл»? Или про игольное ушко?

– Частенько говорим. Впечатляет, как и притча о безумном богаче. Помните, который мог сказать себе: «Душа, ешь, пей, веселись». Многих заставляет задуматься ещё и потому, что, по толкованию святых отцов, этот человек очень много трудился. А каждый труждающийся достоин пропитания. Но он дальше решил жить лишь для себя, и это, конечно же, противно закону для человека, созданного по образу и подобию Божиему.

Имея незаурядные коммерческие способности, Василий Николаевич не стремился к богатству и почестям. Здесь уместно вспомнить слова преподобного Серафима Саровского: «Истинная цель жизни нашей христианской состоит в стяжании Духа Святого Божия. Стяжание – всё равно что приобретение… Выгадывайте время для получения небесных благ через земные товары. Земные товары – это добродетели, делаемые Христа ради, доставляющие нам благодать Всесвятого Духа». Для Василия Муравьёва купеческие дела никогда не заслоняли цели спасения. Но всё же это был лишь подготовительный этап перед главным в его жизни – старческим служением Богу и народу Божию во время гонений и в годину страшных испытаний Великой Отечественной войны. Чтоб рассказать об этом, мне надо побывать в Вырице, посетить Пильный проспект и побеседовать с теми, кто знал его лично.


65-летию преставления святого Серафима Вырицкого посвящена фотовыставка в Большом Гостином Дворе

На открытие выставки пришла правнучка святого Ольга Набоко . Ее мама Маргарита – внучка Василия Николаевича и Ольги Ивановны Муравьевых. Когда умер прадедушка, Ольге было 11 лет. В последние часы его жизни девочка была рядом с ним.
"Помню, как мама пришла ночью ко мне в комнату. Рыдает и говорит, что дедушка рассказал ей про женщину неземной красоты в белых одеждах, которая пришла к нему и показала рукой на небо. Он-то знал, что за женщина к нему приходила, но не смел даже сказать, что это была Божья Матерь ", – вспоминает Ольга Даниловна.



Более века назад в Большом Гостином Дворе (БГД) Санкт-Петербурга работал посыльный, который сумел пройти путь от земли до неба и стать святым. 65-летию со дня преставления преподобного Серафима Вырицкого – посвящена фотовыставка, открывшаяся 28 марта в театрально-выставочном комплексе БГД, которую так и назвали – "От земли до неба",

Около 100 фотографий разделены на три темы: жизнь в миру, служение в Александро-Невской лавре и в Вырице. Архивную часть экспозиции составили снимки из семейного архива преподобного Серафима, современную – работы фотографа Санкт-Петербургской митрополии Юрия Костыгова.



Александро-Невской лавре, с которой неразрывно связана судьба старца, посвящен отдельный блок фотографий. В открытии экспозиции принял участие наместник монастыря епископ Кронштадтский Назарий . "Мы добиваемся того, чтобы преподобный был известен современным предпринимателям как их покровитель. Его жизнь – пример того, что деньги можно зарабатывать честно и направлять их на добрые дела", – цитирует владыку портал Вода Живая.


Святой Серафим Вырицкий (в миру – Василий Николаевич Муравьев) родился 31 марта 1866 года в крестьянской семье. Был одним из крупнейших мехоторговцев России. В 1920 году принял монашеский постриг в Александро-Невской лавре и все имущество пожертвовал на нужды Церкви. Позднее стал духовником монастыря и принял великую схиму с именем Серафим в честь преподобного Серафима Саровского. К лету 1930 года отец Серафим по состоянию здоровья переехал в Вырицу. Повторил подвиг святого Серафима Саровского – молился о России (во время Великой Отечественной войны – каждый день), стоя на камне, несмотря на нестерпимую боль в ногах. Скончался 3 апреля 1949 года. В 2000 году он был причислен к лику святых.

Loading...Loading...