Игумен что означает. Значение слова игумен

Каждый православный человек встречается с лицами духовенства, которые выступают публично или ведут службу в церкви. При первом взгляде на можно понять, что каждый из них носит какой-то особый чин, ведь не зря же они имеют различия в одежде: разного цвета мантии, головные уборы, у кого-то есть украшения из драгоценных камней, а другие более аскетичны. Но не каждому дано разбираться в чинах. Чтобы узнать основные саны священнослужителей и монахов, рассмотрим чины православной церкви по возрастанию.

Следует сразу сказать, что все чины делятся на две категории:

  1. Белое духовенство. К ним относятся служители, которые могут иметь семью, жену и детей.
  2. Чёрное духовенство. Это те, кто принял монашество и отказался от мирской жизни.

Белое духовенство

Описание людей, которые служат Церкви и Господу, идет еще из Ветхого Завета. В писании говорится, что до Рождества Христова пророком Моисеем были назначены люди, которые должны были общаться с Богом. Именно с этими людьми связана сегодняшняя иерархия чинов.

Алтарник (послушник)

Этот человек является мирским помощником священнослужителя. В его обязанности входит:

При необходимости послушник может звонить в колокола и читать молитвы, но ему строго возбраняется касаться престола и ходить между алтарем и Царскими вратами. Одежду алтарник носит самую обычную, наверх накидывает стихарь.

Этот человек не возводится в ранг священнослужителей. Он должен читать молитвы и слова из писания, растолковывать их простым людям и объяснять детям основные правила жизни христианина. За особое усердие священнослужитель может посвятить псаломщика в иподиакона. Из церковной одежды ему разрешено носить подрясник и скуфью (бархатную шапочку).

Этот человек также не имеет священного сана. Но может надевать стихарь и орарь. Если архиерей благословит его, то иподиакону можно касаться престола и заходить через Царские врата в алтарь. Чаще всего иподиакон помогает батюшке совершать службу. Он обмывает ему руки во время богослужений, подает необходимые предметы (трикирий, рипиды).

Церковные саны православной церкви

Все перечисленные выше служители церкви не являются церковнослужителями. Это простые мирные люди, которые желают приблизиться к церкви и Господу Богу. На свои должности они принимаются только по благословению батюшки. Рассматривать церковные саны православной церквиначнем с самого низшего.

Положение диакона остается неизменным с древних времен. Он так же, как и раньше, должен помогать в богослужении, но ему запрещено самостоятельно совершать церковную службу и представлять Церковь в обществе. Его главная обязанность - чтение Евангелия. В настоящее время необходимость в услугах диакона отпадает, поэтому их число в церквях неуклонно снижается.

Это самый главный дьякон при соборе или церкви. Раньше этот сан получал протодиакон, который отличался особым рвением к службе. Чтобы определить, что перед вами протодиакон, стоит посмотреть на его облачение. Если на нем надет орарь со словами «Свят! Свят! Свят», значит перед вами именно он. Но в настоящее время этот сан дается только после того, как диакон отслужил в церкви не менее 15–20 лет.

Именно эти люди имеют красивый певческий голос, знают многие псалмы, молитвы, поют на разных церковных богослужениях.

Это слово пришло к нам из греческого языка и в переводе означает «жрец». В православной церкви это наименьший сан священника. Епископ наделяет его следующими полномочиями:

  • совершать богослужения и другие таинства;
  • нести учение людям;
  • проводить причащение.

Иерею запрещено освящать антиминсы и проводить таинство рукоположения священства. Вместо клобука его голова покрыта камилавкой.

Этот сан дается в награду за какие-то заслуги. Протоиерей является самым главным среди иереев и по совместительству настоятелем храма. Во время свершения таинств протоиереи надевают ризу и епитрахиль. В одном богослужебном заведении могут служить сразу несколько протоиереев.

Этот сан дается только патриархом Московским и всея Руси в награду за самые добрые и полезные дела, которые совершил человек в пользу Русской православной церкви. Это высший сан в белом духовенстве. Заслужить чин выше уже не получится, так как далее идут чины, которым запрещено создавать семью.

Тем не менее многие, чтобы получить повышение, бросают мирскую жизнь, семью, детей и навсегда уходят в монашескую жизнь. В таких семьях супруга чаще всего поддерживает мужа и так же отправляется в монастырь, чтобы принять монашеский обет.

Черное духовенство

К нему относятся только те, кто принял монашеский постриг. Эта иерархия чинов более подробная, чем у тех, кто предпочел семейную жизнь монашеской.

Это монах, который является диаконом. Он помогает священнослужителям проводить таинства и совершать службы. Например, выносит необходимые для ритуалов сосуды или произносит молитвенные просьбы. Самый старший иеродиакон называется "архидиакон".

Это человек, который является священником. Ему дозволяется проводить различные священные таинства. Этот сан могут получить священники из белого духовенства, которые решили перейти в монахи, и те, кто прошел хиротонию (наделение человека правом совершать таинства).

Это настоятель или настоятельница русского православного монастыря или храма. Раньше, чаще всего, этот сан давался в качестве награды за заслуги перед Русской православной церковью. Но с 2011 года патриархом было принято решение наделять этим чином любого настоятеля монастыря. При посвящении игумену вручается посох, с которым он должен обходить свои владения.

Это один из самых высоких санов в православии. При его получении священнослужитель также награждается митрой. Архимандрит носит черное монашеское одеяние, которое отличает его от других монахов тем, что на нем есть красные скрижали. Если к тому же архимандрит является настоятелем какого-либо храма или монастыря, у него есть право ношения жезла – посоха. К нему положено обращаться «Ваше высокопреподобие».

Этот сан принадлежит к разряду архиереев. При рукоположении они получили самую Высшую благодать Господа и поэтому могут совершать любые священнодействия, даже рукополагать диаконов. По церковным законам они имеют равные права, самым старшим считается архиепископ. По древней традиции только епископ может благословить службу с помощью антимиса. Это четырехугольный платок, в который зашита часть мощей какого-либо святого.

Также это духовное лицо контролирует и опекает все монастыри и храмы, которые расположены на территории его епархии. Общепринятое обращение к епископу «Владыка» или «Ваше преосвященство».

Это духовный сан высокого ранга или высший титул епископа, самый древний на земле. Подчиняется он только патриарху. Отличается от других санов следующими деталями в одежде:

Этот сан дается за очень высокие заслуги и является знаком отличия.

Самый высокий сан в православной церкви, главный священник страны. Само слово объединяет в себе два корня «отец» и «власть». Его избирают на Архиерейском Соборе. Этот сан является пожизненным, только в самых редких случаях возможно его низложение и отлучение от . Когда место патриарха пустует, временным исполняющим назначается местоблюститель, который выполняет всё, что должен делать патриарх.

Эта должность несет в себе ответственность не только за себя, но и за весь православный народ страны.

Чины в православной церкви по возрастанию имеют свою четкую иерархию. Несмотря на то, что многих священнослужителей мы именуем «батюшка», каждый православный христианин должен знать основные отличия санов и должностей.

В том числе Русской до 2011 года, также используется как иерархическая награда .

История

Изначально игумен не обязательно был священником , позже стали избираться только из числа иеромонахов либо посвящать избранного игуменом монаха в пресвитера .

При православных монастырях были детские приюты, дети которых получали фамилию Игуменовы (Игумновы). Такая фамилия берёт своё начало от покровительства Игумена монастыря над сиротами, детьми погибших героев отечества, которые имели охранную грамоту от Игумена. Их называли неприкосновенными, Игуменовыми.

В связи с тем, что общее число монастырей сильно сократилось, сан игумена стал наградой для монашествующего духовенства (сан соответствовал протоиерею в белом духовенстве), и не обязательно связывался с управлением монастырём. Данная практика закрепилась в XX веке, когда после революции были закрыты все монастыри в СССР, а после Великой отечественной войны действовало незначительное их число. Только игумен, являвшийся начальником монастыря , обладал правом ношения посоха .

См. также

  • Архимандрит - настоятель большого монастыря.
  • Аббат - настоятель католического монастыря.
  • Авва - наименование настоятеля монастыря в восточной традиции

Напишите отзыв о статье "Игумен"

Примечания

Ссылки

  • // Православная энциклопедия . Том XXI. - М .: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия» , 2009. - С. 168-172. - 752 с. - 39 000 экз. - ISBN 978-5-89572-038-7
  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.

Отрывок, характеризующий Игумен

Как ни странны исторические описания того, как какой нибудь король или император, поссорившись с другим императором или королем, собрал войско, сразился с войском врага, одержал победу, убил три, пять, десять тысяч человек и вследствие того покорил государство и целый народ в несколько миллионов; как ни непонятно, почему поражение одной армии, одной сотой всех сил народа, заставило покориться народ, – все факты истории (насколько она нам известна) подтверждают справедливость того, что большие или меньшие успехи войска одного народа против войска другого народа суть причины или, по крайней мере, существенные признаки увеличения или уменьшения силы народов. Войско одержало победу, и тотчас же увеличились права победившего народа в ущерб побежденному. Войско понесло поражение, и тотчас же по степени поражения народ лишается прав, а при совершенном поражении своего войска совершенно покоряется.
Так было (по истории) с древнейших времен и до настоящего времени. Все войны Наполеона служат подтверждением этого правила. По степени поражения австрийских войск – Австрия лишается своих прав, и увеличиваются права и силы Франции. Победа французов под Иеной и Ауерштетом уничтожает самостоятельное существование Пруссии.
Но вдруг в 1812 м году французами одержана победа под Москвой, Москва взята, и вслед за тем, без новых сражений, не Россия перестала существовать, а перестала существовать шестисоттысячная армия, потом наполеоновская Франция. Натянуть факты на правила истории, сказать, что поле сражения в Бородине осталось за русскими, что после Москвы были сражения, уничтожившие армию Наполеона, – невозможно.
После Бородинской победы французов не было ни одного не только генерального, но сколько нибудь значительного сражения, и французская армия перестала существовать. Что это значит? Ежели бы это был пример из истории Китая, мы бы могли сказать, что это явление не историческое (лазейка историков, когда что не подходит под их мерку); ежели бы дело касалось столкновения непродолжительного, в котором участвовали бы малые количества войск, мы бы могли принять это явление за исключение; но событие это совершилось на глазах наших отцов, для которых решался вопрос жизни и смерти отечества, и война эта была величайшая из всех известных войн…
Период кампании 1812 года от Бородинского сражения до изгнания французов доказал, что выигранное сражение не только не есть причина завоевания, но даже и не постоянный признак завоевания; доказал, что сила, решающая участь народов, лежит не в завоевателях, даже на в армиях и сражениях, а в чем то другом.
Французские историки, описывая положение французского войска перед выходом из Москвы, утверждают, что все в Великой армии было в порядке, исключая кавалерии, артиллерии и обозов, да не было фуража для корма лошадей и рогатого скота. Этому бедствию не могло помочь ничто, потому что окрестные мужики жгли свое сено и не давали французам.
Выигранное сражение не принесло обычных результатов, потому что мужики Карп и Влас, которые после выступления французов приехали в Москву с подводами грабить город и вообще не выказывали лично геройских чувств, и все бесчисленное количество таких мужиков не везли сена в Москву за хорошие деньги, которые им предлагали, а жгли его.

игумен

м. игуменья ж. настоятель, -ница монастыря. Игумен саном ниже архимандрита.

Игумен м. сиб. небольшая птица из рода куликов, короваек. Не всем чернецам (или не всякому старцу) в игуменах быть. Знает про то игумен, который звонок бубен. Ты дочь попова, да я и сам игумнов сын, меня не надуешь. Это игумен, вокруг гумен. Такой игумен, что ходит по гумнам. Попадья умрет, поп в игумны; а поп умрет - попадья по гумнам. За что игумен, за то и братья. Каков игумен, таковы и братья. Игумен за чарку, братья (чернецы) за ковши. Игуменья за чарочку, сестры за ковши. Игуменов или игумнов; игуменьин, им принадлежащ. Игуменский, им свойственный, к ним относимый. Игуменство ср. сан, званье, должность игумена и игуменьи. Он сидит на игуменстве десятый год. Игуменить, игуменствовать, быть игуменом или игуменьей, править должность эту.

Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков

игумен

игумена и (устар. и обл.) игумна, м. (греч. hegumenos, букв. предводительствующий) (церк.). Настоятель мужского монастыря.

Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.

игумен

А, м. Настоятель православного монастыря.

прил. игуменский -ая, -ое.

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.

игумен

м. Настоятель мужского православного монастыря.

Энциклопедический словарь, 1998 г.

игумен

название город Червень в Белоруссии до 1924.

игумен

ИГУМЕН (греч. hegumenos, букв. - ведущий) настоятель православного монастыря (в женских - игуменья). Обычно в сане архимандрита.

Игумен

(от греч. hegúmenos, буквально ≈ идущий впереди, ведущий), настоятель или помощник настоятеля православного монастыря.

Википедия

Игумен

Игу́мен (- «ведущий», женск.: игу́менья , церк. игу́мения ) - духовный сан в Православной Церкви, настоятель православного монастыря. В ряде поместных церквей, в том числе Русской до 2011 года, также используется как иерархическая награда.

Игумен (значения)

Игумен

  • Игумен - духовный сан в Православной Церкви.
  • Игумен - до 1923 г. название города Червень.

Примеры употребления слова игумен в литературе.

Потом, когда тяжелые испытания, казалось, пришли к концу, дель Аква вспомнил, что ружья для игумена да Кунха доставлены всего несколько недель назад и что они все еще лежат на складе иезуитов в Нагасаки.

Имею большую причину от игумена Моисея, - жаловался дьячок Арефа товарищам по несчастью.

Все остальные содержались по оговору или по подозрению, а дьячок Арефа представлен был самим грозным игуменом Моисеем, как зачинщик и подстрекатель крестьянского бунта.

Домой Арефа пошел задами, чтобы кто-нибудь на Служней его не узнал и не донес игумену Моисею.

Осенью прошлого года схватил его игумен Моисей, и с тех пор Арефа не бывал дома.

Один из них, блинник, продававший товар свой с лотка, жалуясь на какого-то игумена , орал во всю глотку: - А бил меня игумен и мучил два дня, не переставая.

И даже новый духовник князев, этот Стефан, игумен от Богоявления, осудит его.

О свадьбе великого князя он знал, конечно, но не предполагал, что обвенчать Симеона решится сам игумен Святого Богоявления, тот радонежский, понравившийся ему инок, так скоро возвышенный Алексием.

И в осторожном голосе, и в островатом, излиха внимательном взгляде игумена было невысказанное вопрошание - мол, чего же лучше: ныне поставить в Тверь своего, угодного владыке епископа - и все прежние которы с тверичами разом отпадут сами собой!

Отец Геронтий свернул письмо в трубочку, вложил в берестяный футляр, искусно сделанный Зорей, и запечатал монастырской печатью, которую выпросил у игумена Симеона.

К нам приходил иеромонах Габриэль,- продолжает игумен ,- он был послушником в Джвари в последние годы, когда Иоанн умер и Георгий остался один.

И почти падая в обморок, теряя сознание почти, он наконец после страшных и долгих минут молчания тихо выговорил брату: - Становись игуменом ты, я не достоин сего.

Дмитрий и допрежь того уступал силе духовной, не понимая вполне, но ощущая то высшее, что струилось от Алексия, от Сергия Радонежского и что присутствовало в этом пламенном игумене , которого едва ли не сам Сергий и назначил ему.

Это будет почище монастырской дубинщины, от которой игумен Моисей еле жив ушел.

Рассказал Арефа о своих монастырских порядках, о лютом характере игумена Моисея, о дубинщине и духовных штатах и своем сидении в Усторожье.

Словарь церковных терминов:

ИГУМЕН (греч. ведущий) первоначально - начальник монастыря. В древности игумен не обязательно был священником, впоследствии установилась практика избирать игуменов из числа иеромонахов. В настоящее время игуменство дается в награждение монашествующему священству (соответствует протоиерею в белом духовенстве) и обычно не связывается с участием в управлении монастырем. О поставлении в игумены см. посвящение. Игумен, являющийся начальником монастыря, обладает правом ношения посоха.

Словарь синонимов русского языка:

Игумен - см. духовенство

Современный энциклопедический словарь:

ИГУМЕН (греческое hegumenos, буквально - ведущий), настоятель православного монастыря (в женских - игуменья). Обычно в сане архимандрита.

Большой энциклопедический словарь:

ИГУМЕН - название город Червень в Белоруссии до 1924.

Толковый словарь русского языка Д.Н.Ушакова:

ИГУМЕН, игумена и (устар. и обл.) игумна, м. (греч. hegumenos, букв. предводительствующий) (церк.). Настоятель мужского монастыря.

Новый словарь русского языка под редакцией Т.Ф.Ефремовой:

Игумен
м.
Настоятель мужского православного монастыря.

Толковый словарь живого великорусского языка В.И.Даля:

ИГУМЕН м. игуменья ж. настоятель, -ница монастыря. Игумен саном ниже архимандрита. | Игумен м. сиб. небольшая птица из рода куликов, короваек. Не всем чернецам (или не всякому старцу) в игуменах быть. Знает про то игумен, который звонок бубен. Ты дочь попова, да я и сам игумнов сын, меня не надуешь. Это игумен, вокруг гумен. Такой игумен, что ходит по гумнам. Попадья умрет, поп в игумны; а поп умрет - попадья по гумнам. За что игумен, за то и братья. Каков игумен, таковы и братья. Игумен за чарку, братья (чернецы) за ковши. Игуменья за чарочку, сестры за ковши. Игуменов или игумнов; игуменьин, им принадлежащ. Игуменский, им свойственный, к ним относимый. Игуменство ср. сан, званье, должность игумена и игуменьи. Он сидит на игуменстве десятый год. Игуменить, игуменствовать, быть игуменом или игуменьей, править должность эту.

Настоятель монастыря - это человек, всецело посвятивший себя служению Богу и своей общине. Трудно описать словами все те тяготы и обязанности, что ложатся на плечи монаха, вступившего на эту должность. Тем не менее они никогда не унывают, ведь все их труды направлены на то, чтобы спасти как можно больше душ - вывести их из тьмы этого бренного мира.

Итак, кем же является настоятель монастыря? Каковы его обязанности? И насколько велика разница между священнослужителями православной и католической веры?

Появление первых монастырей

После вознесения Иисуса Христа на небеса его последователи разбрелись по всему свету с единой миссией - нести слово Божье. Шли года, власть менялась быстрее ветра в поле, а с нею и отношение к христианам. То их гнали отовсюду, то принимали, как дорогих гостей. И все же, в конечном счете, большая часть Европы признала новое учение, что позволило христианам без опасения проповедовать.

Однако многих верующих смущал тот разврат и безбожие, что царили в городах. Поэтому они решили уйти из них и жить вдали от мирской суеты. Так в начале IV века в Европе появились первые христианские монастыри.

Естественно, подобная структура требовала того, чтобы кто-то ею управлял. А потому неудивительно и то, что появилась такая должность, как настоятель монастыря. Изначально у католиков этот сан носил иное наименование (аббат), а посвящал в него Папа римский или епископ. Впервые это случилось примерно в VI веке.

Католические монастыри

С годами роль монастырей в католическом мире сильно переменилась. Из обычной обители монахов они превратились в важные административные единицы. Бывало и так, что настоятель монастыря мог управлять всеми землями, что входили в его удел. Подобная власть была предметом зависти для многих представителей местной знати, а посему они всеми силами пытались усадить туда своего человека.

Дошло даже до того, что королевские семьи сами назначали аббатов. В частности, подобная практика имела место быть во время правления династии Каролингов с VII по X век. Однако с годами вернула себе власть, что позволило вновь назначать настоятелей монастырей по своему усмотрению.

Настоятель монастыря в Киевской Руси

Для Киевской Руси 988 год стал великим - именно тогда князь Владимир крестил свой народ. Спустя несколько лет появились первые монастыри, послужившие приютом для всех, кто хотел посвятить всего себя Богу.

Чем же отличался настоятель монастыря в Киевской Руси от своего коллеги из католической церкви? Прежде всего заметим: православный устрой, позаимствованный из Византии, не предусматривал наличия системы орденов и святых воинов. Русские монахи были простыми верующими, ведущими аскетический образ жизни.

Поэтому главной задачей настоятеля такого монастыря было поддержание морального и материального состояния обители. То есть в духовном плане он следил за тем, как монахи выполняют свои обязанности (соблюдают ли они пост или таинство молитвы) и так далее. Что касается материальной стороны вопроса, то настоятель монастыря должен был вести учет расходов, следить за состоянием зданий, запасаться припасами, а при необходимости договариваться о помощи с синодом или местным князем.

Современная иерархия в православных монастырях

И хотя со времен основания первого монастыря прошло уже много столетий, их роль в духовном просвещении верующих осталась неизменной. Поэтому будет весьма уместным поговорить о том, кто такой настоятель православного монастыря сегодня.

Теперь священников, управляющих храмом или монастырем, называют игуменами. Это весьма почетный сан, и получить его можно только при согласии верховного священнослужителя, управляющего той епархией, к которой относится монастырь. Если игумен зарекомендует себя как мудрый управитель и проявит свою веру, то с течением времени ему дадут более высокий титул - архимандрит.

Но настоятелем монастыря может быть и священник более высокого ранга. Более того, управлением лавром зачастую возлагается на плечи правящего епархией или даже патриарха. Например, находится под попечительством священноархимандрита Кирилла.

Обязанности настоятеля монастыря

Сегодня обязанности настоятеля монастыря, как и сотни лет назад, весьма обширны. На него ложатся как духовные, так и материальные проблемы его подопечных. В частности, настоятель монастыря выполняет следующие задачи:

  • проводит обряд посвящения в монахи;
  • следит за соблюдением правил, установленных в храме;
  • контролирует жизнь монахов - направляет на работы, напоминает о приближении поста, следит за чистотой и так далее;
  • ведет священнослужения в своем храме;
  • занимается юридическими вопросами (подписание договоров, оплата счетов, хранение печати храма);
  • назначает монахов на различные должности, необходимые монастырю.

Под конец следует заметить, что обязанности, которые выполняет настоятель немного отличаются от тех, что ложатся на плечи управляющей женской обителью. В частности, игуменьи не проводят священных обрядов, так как в христианской вере женщина не может быть священником.

Loading...Loading...