Имя серафима. Принятие монашества и основание монастыря

«Главное, к чему надо стремиться в искусстве, — это к верному постижению прекрасного в природе». — Уильям Тёрнер

Лауреат многочисленных премий, британский кинорежиссёр, Майк Ли, поставил историческую трагикомедию о выдающемся английском живописце, Уильяме Тёрнере, являющимся одним из самых гениальных художников-маринистов, способных передать всю магию неотразимой природы. В то время, как полотна изображали традиционно в коричневых, приглушенных тонах, а белый цвет относили к не живописным, мистер Тёрнер, человек, с необычным видением мира, и активно придерживающийся новшеств, применял свои любимые, яркие и насыщенные колера, за что и получил прозвище Белого Художника. Любимым цветом живописца был жёлтый, и среди красок, сохранившихся в мастерской художника, имелись двенадцать разновидностей жёлтого, четыре из которых были новыми пигментами, открытыми в ХIX веке. Можно вспомнить учение Гёте, где жёлтый цвет ставится выше всех, как первое производное света, а немецкий поэт соединяет его со «спокойным, весёлым, мягко волнующим характером». Сам Тёрнер шутил: «Говорят, я забрал себе всю желтую краску…»

Картина Майка Ли участвовала в основной конкурсной программе Каннского кинофестиваля, где исполнитель главной роли, Тимоти Сполл, был удостоен главного приза, за выдающийся образ, который произвёл невероятное впечатление, а большинство критиков, актёрскую работу Сполла, посчитали самой сильной в его карьере. Режиссёр рассказывает о заключительном этапе жизни легендарного живописца: переживание потери отца, последний любовный роман, путешествие на корабле, с целью запечатлеть бурю, признание критиков и публики. Начиная свой фильм с красивых и роскошных видов перед викторианской эпохой Англии, Ли плавно переходит к ознакомлению с главным героем, который, с воспитанным и интеллигентным британским обличьем, местами заносчив, резок и неотёсан, то издавая животное кряхтение, то харкая в собственное творение, то совокупляясь со своей служанкой у книжного шкафа. Несмотря на эту некрасивую, суровую, иногда наглую оболочку, Ли, идеализирует и возносит своего персонажа, давая понять, что за аристократической британской пеленой, скрываются инстинкты, обоняние и романтическая душа, стремящаяся к гениальности. Все свои чувства, Тёрнер уделяет живописи, и невозможно не заметить данное пристрастие изначально же, когда он безответственно, наплевательски относится к своей бывшей жене, с детьми, погружаясь лишь в искусство. Подобные ситуации оставляют впечатление, бесстрастного и хладнокровного человека, однако не всё потеряно, и далеко не так мрачно, как кажется на первый взгляд, и можно понаблюдать за страданием и душевными муками главного героя в одиночестве, или заботой об отце. И всё же, если бы не Майк Ли, с романтизированием неизъяснимой глубины души, то Уильям Тёрнер, вызвал бы крайне не положительные чувства, и можно несомненно заявить, что задача режиссёра заключается не в достижении пика мастерства, а в стремлении показать простоту, о чём можно судить и по названию «Mr. Turner», представляющему гениального живописца, в первую очередь, обычным гражданином Великобритании, подчёркивая слово «Мистер».

Уильям Тернер стремился к светлым, чистым, не смешанным краскам для передачи световых оттенков, а особенно он интересовался небом, как основой всех его пейзажных работ. Например, изучая облака, Тёрнер, выходил в море на лодке, становился на якорь, укладывался на спину, на дно посудины и разглядывал небо часами, в попытке уловить какой-то необычный и новый световой эффект. Тимоти Сполл представляет своего персонажа замкнутым и немногословным, в некоторых ситуациях, ограничивающимся лишь кряхтением и харканием, и поэтому, когда Тёрнер начинал говорить, его было интересно слушать, о чём бы он не толковал. Аристократические интонации, культурные манеры, обмен любезностями, составляющие особенность английского колорита, пленили и завораживали, несмотря на выбранную тему для беседы, однако Майк Ли освобождался от ненужных диалогов, и время от времени, вносил интересные научные темы, эксперименты, и даже классическую музыку, дабы не нагружать зрителя два с половиной часа одной лишь живописью. Уильям Тёрнер был скованным человеком, и такова была его сущность, а с помощью живописи, он выплёскивал на полотна, весь свой пыл, энтузиазм, страсть, ярость, глубокие чувства и эмоции, которые перевоплощались в изумительные и божественные пейзажи, от которых невозможно было оторваться, и глядя на эти яркие, колоритные цвета, составляющие целостное произведение искусства, невозможно было скрыть тот факт, что за этим грубым и надменным взглядом, действительно скрыт необъятный глубокий и богатый мир, который нелегко постичь, из-за сложной натуры гения.

Майк Ли поставил воистину прекрасную картину о наследии Уильяма Тёрнера, охватывающую события последних двадцати лет жизни британского художника-мариниста. Тимоти Сполл проделал отличную работу, продемонстрировав уверенную и бесподобную актёрскую игру, а режиссёр тонко и детально проработал мир тогдашней эпохи, прекрасно расширив его, изысканными костюмами и старыми английскими домами. Живописец никогда не писал свои пейзажи с близкого расстояния, предпочитая изобразить виды своих полотен в пространстве десятков миль, а талантливый оператор Дик Поуп, осознавая видение мира гениального художника, снимал издали, умело размещая в кадр самого Тёрнера, вместе с выразительными, изящными и великолепно подобранными уголками поразительной природы, и достигнуть точки апогея, данному произведению искусства, способствовала пронизывающая, чуткая и превосходная музыка Гари Ершона, поразительно отражающая душевное состояние Джозефа Мэллорда Уильяма Тёрнера.

Быть новатором в самом консервативном государстве Европы совсем нелегко. Это требует мужества и уверенности в своей правоте. Особенно сложным бывает прокладывать новые пути в изобразительном искусстве. Уильяму Тернеру это удалось...

23 апреля 1775 года в семье лондонского цирюльника Тернера родился сын Уильям. Детство мальчика не было счастливым, виной всему душевная болезнь матери. По характеру Уильям был неразговорчивым, даже замкнутым. Близким человеком для него был только отец, который души в сыне не чаял и активно поддерживал его во всех творческих начинаниях.

Цирюльня Тернеров располагалась в самом центре торгового Лондона, в квартале Ковент-Гарден. С детства Уильям полюбил рисование и всякую возможность использовал для того, чтобы убежать на берег Темзы и заняться любимым делом. Отец юного художника выбирал из работ сына лучшие акварели, вставлял в рамку и вывешивал на стенах своего заведения. Клиенты часто обращались к хозяину цирюльни с просьбой продать какую-то из работ, что Тернер-отец и делал, хваля сына за то, что пополняет семейный бюджет.

Среди клиентов Тернеров были и профессиональные художники, которые искренне заинтересовались работами юного дарования. Именно по рекомендации известных живописцев сын цирюльника Уильям Тернер был принят в Королевскую академию, ему тогда исполнилось 14 лет, а учителем его стал великий .

Прошел только один год, а одна из акварелей Тернера была включена в экспозицию ежегодной выставки Академии. В истории чопорной и так зависимой от всевозможных традиций Англии до этого не бывало, чтобы в такой солидной выставке принимал участие 15-летний художник...

Популярность молодого художника росла стремительно. Его манера, сложившаяся под влиянием французских мастеров романтизма, нравилась англичанам. Очень скоро Тернер стал финансово независимым от отца и переехал в престижный район города. В 1802 году 27-летний художник стал самым молодым академиком в истории Англии. Теперь он мог выставлять свои работы без предварительного согласования с комиссией, стал творчески полностью свободным.

Тернер был мастером многогранным и основательным. Чтобы научиться точнее передавать на холсте движение воды и воздуха, он серьезно изучает физические законы, посещает лекции по естественным наукам. Постепенно его работы становятся все революционнее и идут вразрез с модой.

Благодаря поддержке меценатов, Тернер отправляется на Континент, чтобы совершенствовать мастерство. Из этой поездки мастер привозит целый ряд картин, которые считаются шедеврами его творчества. Критика захлебывается от восторгов. Один из теоретиков даже сравнивает его с , что является высшей похвалой для художника.

Тернер в своем творчестве стремится передавать поэтичность и изменчивость живой природы, постепенно перестав уделять внимание деталям, а также выбирая все более контрастное сочетание цветов. Подобная вольность и эмоциональность все меньше нравится публике, привыкшей к фотографической точности живописцев, сентиментальной сладости работ и блеклой "гармоничной" цветовой гамме. Чем более абстрактными становились работы мастера, тем критичнее воспринимало общество его новые работы. Все закончилось тем, что публика стала считать мастера не совсем психически здоровым.

Королева Виктория отклонила представление художественной общественности о даровании сыну цирюльника рыцарского титула. Художник все больше замыкался в себе и часто пропадал в маленькой квартирке, которую купил для одной из своих женщин.

19 декабря 1851 года художник умер на руках своего врача. Долгое время его позднее творчество оставалось забытым и недооцененным.

Только к началу 20 века стало ясно, что импрессионизм своими корнями уходит не в творчество художников "барбизонской школы", а в работы английского художника Уильяма Тернера, сына лондонского цирюльника.

На первые десятилетия 19 столетия приходится завершающий этап начавшегося в середине 18 века расцвета английского искусства. Но если в 18 веке ведущее место в живописи принадлежало портрету, то в 19 – его занимает пейзаж, значительно опережающий развитие этого жанра на континенте. Зародившийся в творчестве Гейнсборо лирический пейзаж получил свое развитие в конце 18 – начале 19 века в искусстве художников реалистического направления.

Особое место в английской пейзажной живописи занимает Джозеф Мэллорд Уильям Тернер (Joseph Mallord William Turner) (1775–1851), глубоко эмоциональное искусство которого намного опередило свое время. Вслед за Констеблом этот художник был прежде всего предан правде жизни. Но в творчестве Джозефа Уильяма Тернера в значительно большей мере обнаружились романтические тенденции. Пейзажи художника, полные контрастов света и цвета, страстно, свободно и широко написанные, иногда дополняются мифологическими или историческими сценами или персонажами – «Улисс и Полифем» (1828–1829, Лондон, Национальная галерея), «Вид Коринфа» (1820–е, частная коллекция). Причем чаще всего человек в них оказывается во власти враждебных сил стихии.

Похороны в море, 1842
Галерея Тейт, Лондон

Картина Джозефа Уильяма Тернера «Пароход у входа в гавань во время шторма зимой». Маленький корабль, застигнутый снежной бурей, из последних сил старается удержаться на плаву. Потоки морской воды, снег и дым, идущий из трубы корабля, сливаются в единый мощный шквал водяных брызг и пронизывающего ветра, изображенный Тернером со всей решительностью и непосредственностью современного художника-абстракциониста. Действительно, художник намного опередил свое время, и поэтому современники не понимали его искусства. Однако в наши дни Тернера считают одним из наиболее выдающихся представителей английской школы живописи.

Картины и акварели Тернера, написанные блеклыми красками, мастерски передают необычные эффекты освещения, цвета и движения. В поздний период творчества Тернер проявлял особый интерес к столкновению различных стихий. Говорят, что для того чтобы передать в этой картине эффект вьюги на море, художник (а Тернеру было тогда 67 лет) велел привязать себя на четыре часа к капитанскому мостику корабля, плывшего в шторм из Харвича. Красотой и насыщенностью колорита отличаются пейзажи Тернера, полные драматического мироощущения, такие, как, например, «Последний рейс корабля «Отважный» (1838, Лондон, Национальная галерея).

Позднее восприятие природы у художника становится более острым, эмоциональным, проявляясь в выборе соответствующих сюжетных мотивов или состояний природы, в стихиях особенно привлекали его вода и свет. В картине «Дождь, пар и скорость» (1844, Лондон, Национальная галерея) художник стремился передать врывающийся сквозь туман свет, который освещает вагоны, дым, дождь, поезд. Решая эти и подобные им сложнейшие задачи, Тернер иногда превращает свои композиции в феерические зрелища, где потоки краски сливаются в утонченные цветовые гармонии, а предметы почти утрачивают черты реальности – «Китобойные суда» (1845, Лондон, галерея Тейт).

В совершенстве владея техникой акварели, художник добивается легкости и прозрачности водяных красок, сквозь которые просвечивает тон белой бумаги. В поздних работах Джозефа Мэллорда Уильяма Тернера появляются образы отвлеченной символики. С установлением окончательного господства буржуазии, примерно к 40-м годам 19 века, характер английского искусства меняется, эволюционируя в сторону отрешенности от жизненных проблем. В нем нарастают черты упадка, длительная полоса которого наступает уже с середины 19 столетия.

Сведений о жизненном пути этого художника сохранилось не так много, а многие из них являются противоречивыми. Известно, что Уильям тщательно скрывал свою жизнь и специально искажал факты биографии. Уильям Тернер - художник, который считал, что его творчество расскажет о нем лучше всего. Согласно общепринятой версии, место рождения Уильяма - Лондон. Однако сам художник объявлял в разные периоды жизни в качестве него целый ряд регионов Англии. И таких противоречий немало в его биографии.

Происхождение и детство

Будем считать, что Джозеф Мэллорд Уильям Тернер (годы жизни - 1775-1851) появился на свет в британской столице, Лондоне. Отец будущего художника держал парикмахерскую. Во времена Тернера эти заведения были столь же популярными местами встреч, как и английские пивные. В парикмахерской отца Джозефа бывали поэты, граверы и художники. Отец развешивал акварели сына на стенах для продажи.

Обучение

Тернера (автопортрет его представлен выше) в 1789 году приняли в школу, действовавшую при Королевской академии искусств. Уже в 15 лет впервые выставил свою акварель в академии Уильям Тернер. Биография его отмечена в годы обучения одновременно учебой и работой. Уильям осваивал технику, в которой выполнялись топографические пейзажи - точные небольшие виды парков, усадеб, соборов и замков. Кроме того, он работал на заказ - копировал произведения старых мастеров.

Обращение к масляной живописи

Творчество Уильяма Тернера не ограничивается акварелью. Художник в 1790 годы решил обратиться к масляной живописи. В 1801 году он создал картину под названием "Датские суда под ветром", которая является подражанием голландским мастерам. Эта работа свидетельствовала о возросшем мастерстве начинающего художника. Она была выполнена настолько качественно, что некоторые даже подумали, что Тернер скопировал старый пейзаж.

Служба в искусств

Художник в 1802 году был избран членом Королевской академии искусств. Уильям Тернер служил ей до конца своих дней. Он читал лекции как для студентов, так и для широкой публики, принимал участие в организации выставок.

"Пейзаж на Темзе"

Тернер в период с 1806 по 1812 год создал серию этюдов - изображений берега р. Темзы. К их числу относится написанная около 1806 года на Темзе" (иначе работа называется "Пейзаж с белой радугой"). Природа, главный и постоянный герой художника, в его сознании все чаще представала не просто как величавое зрелище. На ее фоне разыгрывались исторические события. Тернер изобразил в стиле голландской марины современный сюжет. Тема картины - гибель пассажирского судна. При этом изображение бушующего моря занимает две трети полотна. Белесая ажурная пена образует огромный вал на поверхности моря. Это композиционное ядро полотна. В центре вала - переполненная людьми лодка. Это единственный во всей композиции предмет, который сохраняет равновесие. На гребень вала справа взмывает парусник, который окончательно потерял устойчивость. Потерявшие управление гибнущие суда расположены слева и в глубине полотна. Сломаны их мачты, сорваны паруса, а палубы их залиты водой.

"Переход Ганнибала через Альпы"

Эту картину Уильям создавал в год вторжения Бонапарта в Россию. Известно, что последнего сравнивали с Ганнибалом - полководцем города-государства Карфагена, соперничавшего за владычество над Средиземноморьем с Древним Римом. Тернер использовал в композиции свой излюбленный прием: в овал вписал наиболее драматическую часть полотна. Хлопья снега, пурга свиваются в большую воронку, которая затягивает растерянных воинов в расщелину гор. Удивительно точно написана метель. Уильям Тернер однажды наблюдал ее в имении друга. Художник зарисовал это ненастье на почтовом конверте и сказал, что через 2 года эту метель увидят все на его картине. Работа была закончена в 1812 году.

Картина с интересной историей

Все виртуознее и сложнее становилась со временем техника акварельной живописи Уильяма. В 1818 году он создал работу "Фрегат первого класса, пополняющий запасы". Согласно рассказу очевидцев, история ее создания следующая. Сын друзей Уильяма попросил у Тернера, гостившего у них, нарисовать фрегат. Уильям взял лист, налил на бумагу жидкой краски. Затем, когда бумага промокла, он стал потирать ее, скрести. Все сначала казалось хаосом, однако постепенно, словно по волшебству, начал рождаться корабль. Рисунок уже ко времени второго завтрака был с триумфом представлен.

"Liber Studiorum" и оформление книг английских писателей

Дважды Уильям Тернер имел дело и с графикой. В период с 1807 по 1819 год он попытался создать своеобразную энциклопедию пейзажа в гравюрах. Этой работе художник дал латинское название, в переводе означающее "Книга этюдов" ("Liber Studiorum"). Он предполагал выполнить ее на 100 листах в различных техниках гравюры. Уильям хотел показать, как в европейской живописи происходило развитие пейзажа. Эта затея, однако, не удалась. Тем не менее Тернер воспитал на этой работе группу отличных граверов.

В 1820-30-е годы Уильям работал над заказом по оформлению творений английских писателей Вальтера Скотта и Сэмуэля Роджерса. Книги этих авторов пользовались большим успехом, поэтому гравюры с рисунков Уильяма висели практически в каждом

"Улисс насмехается над Полифемом"

В 1829 году, после поездки в Италию, художник создал одну из самых лучших в своем творчестве исторических картин. Работа называется "Улисс насмехается над Полифемом". Раскин называл эту картину его "центральным произведением". "Улисс" - работа, которую именовали оперной декорацией, мелодрамой. Отмечали, что солнце заливает галеру Улисса даже в частях, куда его лучи проникнуть никак не могут, и что слишком велик контраст между блеском утреннего неба и мраком пещеры циклопа. Однако Уильяма неточности подобного рода никогда не смущали. Он увеличивал размеры колоколен и замков, перемещал их, куда ему казалось нужным, если структура картины требовала этого. Кроме того, Тернер нередко увеличивал звучность цвета, когда от этого выигрывала выразительность целого.

"Пожар лондонского Парламента"

Вершина мастерства Тернера относится к середине 1830-х годов. Уильям давал на вернисажах уроки живописи, заканчивая здесь свои картины. На глазах у изумленных художников и восторженной публики Тернер за несколько часов практически закончил работу над "Пожаром лондонского Парламента", картиной 1835 года. Сам пожар случился годом ранее, в 1834 году. Драматическое зрелище наблюдали сотни людей. Тернера глубоко потрясла эта бушующая стихия. Прямо на месте художник сделал 9 акварелей. А через год на их основе он написал большую

"Последний рейс корабля Отважный"

Эта работа была впервые представлена в 1839 году. Она является одной из лучших в творчестве Уильяма. Известно, что художник очень дорожил этой работой, был настолько к ней привязан, что не соглашался продавать ни за какие деньги.

Тернер изобразил заходящее солнце, на фоне огненных облаков от которого мы наблюдаем движение "Отважного". Это военный корабль, ветеран Трафальгарской битвы. Маленькое самоходное судно угольно-черного цвета буксирует к берегу Темзы боевого генерала. Здесь он будет разобран. Вероятнее всего, сюжет картины родился в воображении Уильяма, а не был срисован с натуры. Печальный и лиричный образ обветшалого судна олицетворяет собой минувшую эпоху парусников. Кроме того, он служит напоминанием о тленности всего сущего.

"Невольничий корабль"

Работорговля вот уже несколько веков составляла одну из важных статей дохода Англии. Парламент при жизни Тернера принял закон, согласно которому торговля людьми запрещалась. Однако еще долгое время пятно на совести нации беспокоило воображение поэтов, писателей и художников. В основе картины лежит реальное событие. Перевозивший рабов капитан решил выбросить за борт людей, заболевших холерой, поскольку по закону получить страховку он мог лишь за тех, кто погиб в море. Таким образом, освободившись от лишнего груза, корабль уходит от бури. Рабы, брошенные им, погибают в волнах. Их тела терзают хищные рыбы, из-за чего вода окрашивается кровью.

Поздние работы Тернера

Следует заметить, что поздние работы Тернера написаны прозрачными, легкими, быстрыми мазками. Художник предпочитал светлые тона, любил белила и оттенки коричневого и желтого цветов. Он никогда не использовал в своих работах черный и зеленый цвета. Творчество Тернера в 1840 годы становилось все более непонятным публике. Художник то рисовал потоки дождя, через которые едва видны контуры парохода (картина 1832 года "Стаффа, то невольничий корабль, с которого в море сталкивают больных негров (вышеупомянутая работа "Невольничье судно" 1840 года), то мчащийся поезд (картина 1844 года "Дождь, пар и скорость"). Таким образом, Уильям довольно неожиданно и чутко откликался на современные ему события. Ему казались волнующими и поэтичными достижения технического прогресса, а действия людей - жестокими и отвратительными.

"Дождь, пар и скорость"

Эта работа была представлена в Королевской академии искусств в 1844 году. Из глубины пространства, заполненного дымом и паром, навстречу зрителю несется поезд по мосту над рекой Темзой. Контуры машины расплываются, в коричневое пятно сливаются ее детали. Это создает впечатление быстрого движения. К этой работе Тернера современники отнеслись скептически. Многие из них высказали сомнения относительно реальности изображенной сцены.

Завещание Уильяма

Уильям Тернер, картины которого уже не пользовались былой популярностью, постепенно начал терять интерес к публике. Он все реже выставлял работы, скрывался подолгу от поклонников и друзей. Уильям умер, оставив потомкам пространное завещание. Его последней волей было открыть на его средства дом для престарелых художников, а также галерею его картин. Кроме того, он хотел, чтобы в академии был создан класс пейзажной живописи. Однако вышло иначе: полотна, этюды и акварели являются единственным наследием, которое оставил Уильям Тернер. Картины его запечатлели удивительный мир, который увидел художник. Им удалось обессмертить имя своего создателя.

Тернер Уильям Джозеф, произведения которого и сегодня вызывают большой интерес во всем мире, - признанный мастер, которого особенно высоко ценят импрессионисты. В его творчестве их привлекают светотеневые эффекты, мотивы моря и снежной погоды, богатство оттенков белого. Хотя следует заметить, что тип "пейзажа-катастрофы", так широко представленный в работах Уильяма, им чужд.

Loading...Loading...