Кто такие ламы в буддизме. Кто такой далай-лама

Предполагает личное общение с опрашиваемым, при котором исследователь (или его полномочный представитель) сам задает вопросы и фиксирует ответы. По форме проведения оно может быть прямым, как говорится, «лицом к лицу», и опосредованным, например по телефону.

В зависимости от степени свободы исследователя выделяются интервью:

  • формализованное (стандартизованное), когда деятельность исследователя строго регламентирована вопросником и инструкцией для интервьюера. Такое интервью обычно проводится при опросе больших масс людей, поскольку однотипные ответы легко поддаются анализу;
  • полуформализованное (полуструктурированное, полустандартизованное), где порядок вопросов и их формулировки могут меняться в течение разговора;
  • неформализованное (неструктурированное, открытое), которое может проводиться без вопросника, а исследователь имеет возможность корректировать характер вопросов в зависимости от хода разговора. Такое интервью применяют при пилотажном исследовании, при опросе небольшого количества людей (например, экспертов), когда не требуется классифицировать и сравнивать результаты интервью.

При проведении интервью важно учитывать влияние внешних помех. Вовремя опроса возможно присутствие третьих лиц (дети, родители, другие родственники, сослуживцы и т.д.), которые не оказывают явного воздействия на респондента, но само их присутствие вносит некоторую напряженность и соответственно влияет на формулировку ответа. От интервью отвлекают теле- и радиопередачи, срочные домашние дела, телефонные звонки и т.д. В таких случаях интервьюерам рекомендуется не слишком их драматизировать. Разумеется, если интервьюер сталкивается с реальной проблемой респондента, которая явно не совпадает с ожидаемой моделью его поведения, он должен изменить стиль опроса и обсудить ситуацию с организатором или научным руководителем.

В зависимости от носителя первичной социологической информации различают опросы:

  • массовые, когда источником информации являются представители различных социальных групп, профессиональная деятельность которых непосредственно не связана с предметом анализа;
  • специализированные, где главным источником информации являются компетентные в той или иной профессии лица, чья деятельность тесно связана с предметом изучения или чьи теоретические знания, жизненный опыт позволяют давать достаточно авторитетные ответы. По сути участниками таких опросов выступают эксперты, способные дать взвешенную оценку по интересующим исследователя вопросам. Отсюда еще одно широко распространенное в социологии наименование таких опросов - экспертные опросы.

Пример экспертного опроса. В 2005 г. агентством «РейтОР» был проведен экспертный опрос «Удовлетворенность работодателей образованием выпускников вузов». Экспертами выступили старшие консультанты и руководители департаментов кадровых агентств, специализирующихся на подборе персонала в различных отраслях, руководители служб персонала крупных российских и западных компаний, входящих в топ-20 в своих сегментах. Всего было проведено 45 глубинных интервью с представителями 15 отраслей экономики.

На основании экспертного опроса были выявлены недостатки, часто встречающиеся при подборе молодых специалистов:

  • недостаток опыта работы и связанная с этим нехватка практических знаний. Многие вузы ориентированы на теоретизированный, академический подход в обучении студентов. Студенческая практика чаше всего является формальной и неэффективной, не дающей представления о том, что ждет выпускника на работе по окончании вуза;
  • несоответствие многих учебных программ современным техническим и рыночным реалиям. Поэтому во многих компаниях приходится обучать молодых специалистов заново;
  • слабое представление о корпоративной культуре и отсутствие навыков работы в коллективе в соответствии с принятыми нормами и правилами;
  • незнание бизнес-процессов и особенностей российской бизнес-среды в целом (особенно актуально для технических специалистов, устраивающихся на работу в коммерческие организации);
  • отсутствие навыков делового общения, ведения переговоров, нехватка коммуникативных, презентационных способностей;
  • недостаточный уровень языковой подготовки, что часто становится препятствием для трудоустройства даже наиболее подготовленных по профессии молодых специалистов;
  • нехватка информации о рынке труда, способах поиска работы и построения карьеры, что является одной из основных причин, по которой многие выпускники вузов не могут найти работу по специальности;
  • завышенные требования и амбиции, не соответствующие уровню подготовки, неспособность оценить свою стоимость на рынке труда.

Рыночная экономика, научно-технический прогресс предъявляют новые требования к уровню подготовки выпускников российских вузов. Эти требования обусловливают необходимость изменений в образовательных программах, внедрения современных технологий обучения, направленных на повышение качества получаемых студентами знаний, приобретение ими профессиональных навыков, адекватных новым реалиям.

Таким образом, является одним из основных методов получения данных о состоянии общественного и группового сознания, о мнениях людей и их оценках различных социальных явлений и процессов. Опросный метод представляет собой достаточно гибкий инструмент сбора информации и может быть реализован в различных формах — устной и письменной, очной и заочной и т.д. Опросы незаменимы в тех ситуациях, когда объект изучения недоступен непосредственному наблюдению; в таких случаях опрос становится главным методом сбора информации. Как правило, в опросы дополняются методами контент-анализа, наблюдения и эксперимента.

Методы социологических исследований

Социальное исследование – это система теоретических и эмпирических процедур, которые способствуют получению новых знаний об исследуемом объекте с целью решения конкретных теоретических и социальных проблем.

В системе наук рядом с теоретической социологией идет эмпирическая социология. Основная ее функция – изучение общественного мнения и разных социальных процессов.

Наиболее эффективно эта функция используется в процессе социологического исследования.

Выделяют четыре основных метода эмпирического социологического исследования: анализ документов, наблюдения, опрос и социальный эксперимент, разделяющиеся в зависимости от состояния фактов сознания, а также способа их фиксации.

Основная масса эмпирической информации добывается в социологии методами опроса, суть которых заключается в получении информации об отношении опрашиваемых к тем или иным жизненно важным явлениям и событиям общественной жизни.

Большая значимость этих методов определяется, во-первых, организационными преимуществами (всегда легче организовать опрос, чем осуществлять любой другой метод социологического исследования); во-вторых, относительной дешевизной; в-третьих, содержательностью и универсальностью информации, полученной опросным методом (с помощью опросного метода можно получить любую информацию по самым разным проблемам, которая не всегда может быть отражена документально или фиксироваться с помощью наблюдения); в-четвертых, возможностью максимального использования технических средств для обработки полученных в результате опроса данных.

Вместе с тем опросные методы имеют и свои негативные стороны. На качество полученной этими методами информации влияют факторы, связанные, с одной стороны, с личностью респондента (уровень образования, культуры, свойства памяти, защитные механизмы психики, отношение к исследуемой проблеме и к организации или человеку, проводящему опрос), с другой – факторы, связанные с деятельностью самого исследователя (начиная с профессионализма в составлении опросного листа и заканчивая мастерством работы анкетера или интервьюера с респондентом по получению искомой информации). На результаты опроса негативно влияет присутствие при опросе посторонних лиц, неудачно выбранное время и место опроса, несоблюдение принципов анонимности, плохая организация самой процедуры опроса. Для нейтрализации этих факторов необходимо строго соблюдать нормативные требования по использованию методики опроса.

Основными видами опросных методов являются анкетный опрос и социологическое интервью, которые в зависимости от ряда признаков подразделяются на сплошные и выборочные; индивидуальные и групповые; массовые и экспертные; устные и письменные; очные и заочные; одно- и многоразовые; стандартизированные и нестандартизированные.

Специфика опросных методов заключается в том, что в них с логической точки зрения реализуется система "вопрос – ответ" с последующей качественной и количественной обработкой полученных ответов. При ряде общих признаков указанные методы имеют и свои отличительные характеристики. Рассмотрим их более подробно.

Анкетный опрос

Проведение анкетного опроса осуществляется в три этапа.

  • 1. Подготовительный этап, включающий в себя разработку программы опроса, составление плана и сетевого графика работ, проектирование инструментария, его пилотажную проверку, размножение инструментария, составление инструкций для анкетера, респондента и других лиц, участвующих в опросе, подбор и подготовку интервьюеров, анкетеров, решение организационных проблем.
  • 2. Оперативный этап – сам процесс анкетирования, имеющий свои собственные стадии поэтапного осуществления.
  • 3. Результирующий этап – обработка полученной информации.

Исходя из структуры метода, определяют его характеристики, которые предусматривают ряд требований, предъявляемых к исходным документам анкетного опроса, анкетеру, респонденту и самому инструментарию (анкете, опросному листу).

Основным средством коммуникации при проведении опроса является анкета. Как составление анкеты, так и способы работы с ней имеют свои методические приемы и характеристики, соблюдение которых выступает необходимым условием успешной реализации этого метода, нацеленного на получение достоверной информации.

Каждое конкретное социологическое исследование требует создания особой анкеты, но все они имеют общую структуру. Любая анкета включает в себя три основные части:

  • 1) вводную;
  • 2) содержательную (основную);
  • 3) заключительную (паспортичку).

Во вводной части указывается, кто проводит исследование, его цель и задачи, способ заполнения анкеты, подчеркивается анонимный характер ее заполнения, а также выражается благодарность за участие в анкетировании. К вводной части примыкает и инструкция по заполнению анкеты. В этой же части заполняется паспортичка (демографическая справка), которая содержит в себе сведения о респондентах с целью проверки надежности информации. Это вопросы, касающиеся пола, возраста, образования, места жительства, социального положения и происхождения, стажа работы респондента и др.

Особое значение имеет составление основной части анкеты, так как от этого во многом зависит успех проводимого исследования.

Содержание анкеты (характер и виды задаваемых вопросов, порядок их размещения, формализация предполагаемых ответов) определяется стремлением получить наиболее достоверную информацию об изучаемом объекте. Для этого необходимо хорошо ориентироваться в той системе вопросов, на базе которых формируется содержательная часть анкеты. Формулировка вопросов – самый сложный этап составления анкеты.

По предметному содержанию вопросы можно поделить на несколько групп:

  • 1) вопросы о фактах. Целью этих вопросов является получение информации о социальных процессах, состоянии дел на производстве, поведении окружающих. Они могут касаться и личности самого респондента, когда он заполняет данные паспортички, а также нести информацию о его действиях, поступках или их последствиях:
  • 2) вопросы о знании. Их цель состоит в раскрытии того, что знает и что может изложить респондент. Как правило, это вопросы экзаменационного типа, имеющие целью выявить уровень информированности респондента и его знания в определенной области. Такие вопросы могут содержать задания, экспериментальные и игровые ситуации, решение которых требует от опрашиваемого использования определенных навыков, знания конкретных фактов, событий, имен;
  • 3) вопросы о мнении. Эти вопросы направлены на фиксацию фактов, пожеланий, ожиданий, планов на будущее и могут касаться любых проблем и личности самого респондента. Ответом в этом случае выступают оценочные суждения, основанные на индивидуальных представлениях. Через мнения выявляется отношение человека к тем или иным событиям;
  • 4) вопросы о мотивах. Эти вопросы призваны установить субъективное представление человека о мотивах своей деятельности. Один вопрос о мотивах не может дать подлинную картину мотивации действий, для этого необходим целый комплекс подобных вопросов.

По логической природе вопросы подразделяют на следующие виды:

  • 1) основные, исходя из ответов на которые строятся выводы об изучаемом явлении, они составляют бо́льшую часть анкеты;
  • 2) вопросы-фильтры, которые создаются для отсева некомпетентных лиц при опросе по изучаемой проблеме или же выделения части респондентов из всего массива по определенному признаку;
  • 3) контрольные, служащие для проверки устойчивости, правдивости и непротиворечивости ответов, определения их искренности и достоверности;
  • 4) наводящие, которые оказывают помощь респонденту в правильном осмыслении основного вопроса, помогают дать более точный ответ.

По психологической функции, определяющей отношение респондента к самому факту анкетирования и к тем вопросам, на которые ему предстоит ответить, различают следующие вопросы:

  • 1) контактные, которые служат для установления контакта с респондентом. Их цель – создать интерес к исследованию, побудить принять в нем участие. Как правило, это первый или один из первых вопросов анкеты, который по форме должен быть весьма простым и касаться самого респондента, как бы настраивать его на заинтересованное участие в анкетировании. В качестве контактных вопросов часто используют вопросы чисто событийного характера. Главная же функция этого вида вопросов – облегчение взаимодействия с респондентом во время опроса, побуждение его к наиболее полному и искреннему представлению своего мнения по существу исследуемой проблемы;
  • 2) буферные. Целью этого вида вопросов является переключение внимания при переходе от одного тематического блока к другому. Причем часто этот вид вопроса представляет не только собственно вопрос, но и повествовательную преамбулу к нему, где исследователь поясняет логику мысли, создавая этим симметрию общения. Респонденту конкретно предлагается подумать, вновь заострить внимание, переключиться с одной проблемы на другую и объясняется, для чего это необходимо сделать. Вопросы этого вида, как правило, начинаются с общей формулы: "Как вы думаете?" – и далее идет описание новой проблемы;
  • 3) прямые, направленные па выражение отношения респондентов по поводу анализируемой проблемы, оценку с их собственной позиции;
  • 4) косвенные. При ответе на эти вопросы респондент отвечает от имени группы, коллектива, в безличной форме, что позволяет ему как бы скрыть свою собственную позицию и усилить критический акцепт своих высказываний. Кроме того, косвенные вопросы задаются и тогда, когда прямые вопросы не вполне удобно задавать или есть предположение, что на них не будет получено искренних ответов. Это ситуации, касающиеся частных, интимных сторон человеческой жизни или их отношения к власти, к своему непосредственному начальнику и т.д.

По характеру ответов различают вопросы:

  • 1) открытые, предполагающие оригинальный повествовательный ответ в виде слова, предложения или нескольких предложений. Формально эти вопросы выделяются тем, что за ними следует несколько пустых строк, которые и следует заполнить. Полученный ответ при этом носит естественный характер, дает максимум информации по теме исследования, что является весьма важным для социолога. Однако возникают сложности, связанные с обработкой полученных ответов и их кодировкой;
  • 2) полузакрытые. Здесь наряду с набором определенных вариантов ответов при невозможности выбрать подходящий вариант из предложенного перечня, респонденту предоставляется право высказать свое мнение по обсуждаемой проблеме в свободной форме, т.е. соединяются признаки открытости и закрытости;
  • 3) шкальные. Вопросы и ответы представляются в виде шкалы, в которой необходимо отметить тот или иной показатель;
  • 4) меню, в которых респонденту предлагается выбрать любое сочетание вариантов предлагаемых ответов;
  • 5) альтернативные, предполагающие ответы по принципу "да – нет", носят взаимоисключающий характер. При этом предложенный перечень альтернатив должен быть полностью исчерпывающим, а сами они должны быть перемешаны без смещения в какую-либо сторону, т.е. уравновешены.

Последовательность вопросов может быть сформирована либо методом воронки (компоновка вопросов от наиболее простых к наиболее сложным), либо определена методом постадийного развертывания вопросов. При этом необходимо помнить, что в любом случае количество вопросов в анкете лимитировано. Практика показывает, что анкета, требующая для заполнения более 45 мин, несет в себе больше случайной или недостаточной информации. Поэтому оптимальным считается время заполнения анкеты в течение 35–45 мин (чему соответствует 25–30 вопросов по теме исследования).

Составление анкеты предполагает ее проверку, апробацию, уточнение. Для опенки качества анкеты проводят пилотажное исследование. В ходе его осуществляют проверку содержания анкеты, формулировок и последовательности вопросов, вариантов ответов и т.п. Пилотаж проводится на микровыборке (до 100 человек) опытным социологом в форме интервью с фиксацией ответов респондента, его реакций на содержание вопросов, их понимание и восприятие, а также с обязательной фиксацией времени, затраченного на опрос. Все это позволяет выявить недостатки инструментария, откорректировать их и адаптировать анкету к массовой работе.

По способу распространения анкет выделяют опросы:

  • а) раздаточные. Это раздаточные вопросы, при которых анкетер лично вручает анкету и либо ждет, пока она заполняется, и тут же получает ее (очный раздаточный опрос), либо получает заполненную анкету через несколько дней (заочный раздаточный опрос);
  • б) почтовые. Анкета по предварительному согласию высылается и получается через почту;
  • в) прессовые. Анкета предлагается читателю через печатный орган;
  • г) телетайпные. При этом способе распространение и сбор инструментария и сопровождающих его документов осуществляются с помощью телетайпно-телеграфной сети.

По типу исследовательских задач различают опросы:

  • а) глубинные, нацеленные на получение поисковой информации;
  • б) фокусированные, при этом собираются данные по конкретной ситуации;
  • в) стандартизированные, которые ориентированы на получение статистической информации;
  • г) социометрические, имеющие целью получение информации о взаимоотношениях в малых группах.

По уровню компетентности респондентов существуют опросы:

  • а) массовые, когда опрашиваются мнения неспециалистов по той или иной теме;
  • б) массовые в сотрудничестве с исследователем, предполагающие информационную помощь респонденту со стороны анкетера η осмыслении анализируемой ситуации;
  • в) симптоматические, когда предполагается достаточный уровень знания общей информации у респондента без глубокого осмысления задач и целей исследования;
  • г) экспертные, когда опрашивают специалистов по анализируемой проблеме.

После сбора анкет начинается их обработка и анализ информационных данных.

Социологическое интервью

При всей важности анкетного метода он тем не менее нуждается в соответствующей корректировке и дополнении со стороны других методов, используемых в социологии. Такое дополнение осуществляется прежде всего со стороны второй разновидности опросного метода, каковым является социологическое интервью.

Социологическое интервью имеет широкий спектр применения. Его используют на подготовительной стадии исследования: при проведении пилотажного исследования в целях корректировки, отработки социологического инструментария, как самостоятельный метод исследования (сегодня один из основных) и как способ контроля надежности информации, полученной другими способами социологического исследования.

Интервью – это наиболее гибкий метод сбора социологической информации, предполагающий проведение беседы, основанной на непосредственном, личном контакте социолога и респондента.

Интервьюирование по сравнению с анкетированием имеет свою специфику. Главное отличие состоит в способе общения социолога и респондента. При проведении анкетирования оно полностью опосредовано анкетой: анкетер пассивен, содержание и смысл вопросов интерпретируются самим респондентом в соответствии с теми представлениями и убеждениями, которые сложились у него по существу обсуждаемой проблемы. Респондент самостоятельно формулирует свой ответ и фиксирует его в анкете. При проведении же социологического интервью контакт между социологом-интервьюером и опрашиваемым осуществляется непосредственно. Интервьюер организует интервью, задает вопросы, ведет беседу, направляет ее, фиксирует полученные ответы. Интервьюер может пояснить формулировку задаваемых вопросов в случае непонимания их респондентом, а также уточнить точку зрения респондента, просить у него соответствующей реакции и раскрытия ответов.

Методы анализа результатов ИСУ

Методология обработки анализа результатов ИСУ необычайно обширна, поэтому в данном учебнике подробно останавливаться на этих методах не представляется целесообразным.

Среди методов обработки и анализа результатов выделим наиболее распространенные.

Метод экспериментальных оценок предусматривает использование опыта специалистов для проведения экспертизы и включает в себя:

  • а) индивидуальные экспертные оценки;
  • б) оценки типа "интервью";
  • в) метод комиссии, в том числе метод "мозговой атаки";
  • г) метод коллективной экспертной оценки.

Исчисление оценок представляется как процентное, весовое или балльное. Как правило, конечный результат – это среднеарифметическая величина. Подразумевают ответы: да – нет; применимо – не применимо; соответствует – не соответствует и т.д.

Для выбора оптимальных управленческих решений наиболее целесообразен метод "мозговой атаки". В основу ее проведения заложены следующие предпосылки:

  • при обычном обсуждении возникновению новаторских идей препятствуют контрольные механизмы сознания;
  • поток идей сковывается подавлением стереотипных форм принятия решений;
  • оригинальные идеи рождаются в процессе побуждения к свободным ассоциациям.

Технология проведения "мозговой атаки" предусматривает обычно два этапа реализации. Первый этап – это обсуждение проблемы, запись на аудио- или видеомагнитофон (45 мин). Второй этап – оценка идей путем прослушивания записи (или просмотра): установление корреляционных связей между мнениями и выбор программы действий. Основная сложность применения этого метода состоит в организации обеспечения благоприятной обстановки.

Метод экстраполяции заключается в обработке имеющихся данных об объекте прогнозирования за прошлое время и распространение обнаруженной тенденции па будущее. Это организационно-экономическая формулировка, но есть еще и математическая, в которой имеется множество способов экстраполяции.

Основное условие эффективности его применения: отрезки во времени и условия прогнозирования должны быть одинаковыми.

Наиболее интересен способ пошаговой экстраполяции, который подразумевает использование разностных функций. Построение коридора вероятностей, что действие произойдет, повышает надежность прогнозных решений.

Метод моделирования подразумевает создание структурной, физической и математической моделей, адекватно отображающих наиболее существенные закономерности поведения объекта системы управления и его взаимодействия с внешними факторами. Здесь выделяют математические, имитационные и физические модели.

Важным является соответствие модели и структуры системы управления. Для этого ее проверяют на сходимость по показателям модели и реально действующей структуры.

Экономико-математические методы анализа применяются для выбора наилучших, оптимальных вариантов, определяющих хозяйственные решения в сложившихся или планируемых условиях. Эти методы включают в себя довольно большую группу аналитических инструментов. Практически большинство аналитико-расчетных методов высшей математики могут быть использованы для этих процедур.

Интервьюирование как особая форма социологического опроса. Наиболее гибкий метод получения социологической информации, предполагающий проведение беседы (по определенному плану) с респондентом, основанной на непосредственном, личном контакте социолога и респондента.

Функциональное отличие интервьюирования от анкетирования.

Главное отличие кроется в способе общения социолога и респондента. При проведении анкетного опроса, оно полностью опосредованно анкетой; анкетер пассивен, содержание и смысл вопросов интерпретируется самим респондентом в соответствии с теми представлениями и убеждениями, которые сложились у него по существу обсуждаемой проблемы. Респондент самостоятельно формулирует свой ответ и фиксирует его в анкете. При проведении интервьюирования между социологом-интервьюером и респондентом складывается иного рода контакт. Интервьюер задает вопросы, поясняет непонятные формулировки, уточняет точку зрения респондента, организует интервью, ведет беседу, направляет ее, фиксирует полученные ответы. Т. о., интервью становится более чутким, креативным, гибким, что позволяет, получит максимум информации об изучаемом объекте исследования.

Возможности и ограничения интервьюирования.

Возможности:

1. Возможность получения более искренних ответов и более достоверной информации, в связи с тем, что ситуация интервью близка к обыденной беседе;

2. Возможность получения глубокой информации;

3. Возможность вести наблюдение за реакцией респондента.

4. Ситуация интервью близка к обыденному разговору

Общение интервьюера с респондентом, имеющее личностный характер, позволяет более полно реализовать познавательные задачи опросника.

Ограничения:

1. «Эффект влияния интервьюера»

2. Большие временные и материальные затраты: проведение интервью требует наличие штата специально обученных интервьюеров

3. Трудоемкость процесса подготовки интервьюеров.

4. Проблема - обеспечение анонимности беседы (даже в случае личного и индивидуального интервью). Так как данный вид опроса предполагает открытое словесное представление своей точки зрения опрашиваемым респондентом интервьюеру, что предполагает особый подход к поиску респондентов и процедуре самого интервьюирования.

Логика опроса при интервьюировании и психология его восприятия респондентом.

Логика опроса при интервьюировании предполагает постепенное включение в разговор респондента с таким расчетом, чтобы, добившись более непринужденной атмосферы, поддерживать интерес к беседе и вести ее по намеченному плану.

1. Установление первого контакта. Цель - создать благоприятную атмосферу для разговора. Интервьюер называет себя и представляемую им организацию, помня, что не надо подчеркивать свою личную заинтересованность в содержании интервью. Часто люди удивляются, почему выбрали именно их. Интервьюер объясняет, что отбор производился «вслепую», не по их собственному желанию. Если опрашиваемый отказывается вести беседу (ссылается на неинформированность, занятость), необходимо сказать, что вопросы будут простыми, и в любую минуту можно прервать беседу. Для утепления атмосферы интервьюер может начать разговор с отвлеченных тем (погода, как искал дорогу и т. д.).

2. Закрепление контакта и первые вопросы по плану интервью. На этом этапе продолжается общая разведка. Собираются чисто фактуальные сведения (обычные обязанности, описание условий быта, жизни). В этот период подчеркивается значимость ответов респондента. Не следует задавать вопросы по поводу компетенции респондента.

3. Переход к основным вопросам. Сопровождается вводными словами, подчеркивающими важность последующего разговора. Здесь используются косвенные, безличные, контрольные вопросы. Поощрение ответов на сложные вопросы: внимательный взгляд, кивок головой, поддакивание. Используются: встречный вопрос, сомнение в сказанном, проверка путем неправильной формулировки сказанного. Всякое сомнение в компетентности опрашиваемого или несогласие сопровождается подчеркиванием согласия и одобрения его пояснения.

4. Быстрое восстановление контакта. Опрашиваемый может отказаться отвечать на вопросы или отвечать невпопад. Причины потери контакта: респондент не располагает нужной информацией или не может вспомнить - интервьюер уточняет обстановку, помогая вспомнить респонденту; опрашиваемый не понял цель вопроса и не может сформулировать свою мысль - необходимо переспросить то же самое иными словами; респондент не хочет отвечать потому, что не расположен, откровенничать на эту тему следует поставить вопрос в косвенной, безличной форме.

Один из приемов: зондирование - «эхо». Интервьюер просто повторяет последние слова опрашиваемого, подчеркивая внимание, и побуждая к откровенности.

5. Завершение опроса. В ходе опроса интервьюер подытоживает логические части опроса. Он может вернуть к некоторым вопросам, на которые получил неполные ответы. Когда содержание интервью исчерпано, опрашиваемого просят дать некоторые сведения о себе, подчеркивая, что это надо для общей обработки данных. Интервьюер благодарит за беседу, подчеркивает важность полученных исследований.

«Эффект интервьюера».

«Эффект интервьюера» - это все явления, где обнаруживается влияние интервьюера на качество получаемых в опросе результатов. Чаще всего оно не осознается интервьюером и проявляется на различных формах неявного внушения или навязывания опрашиваемому своих установок. Чем больше стандартизировано интервью, тем меньше вероятность такого влияния.

1. Когда в вопроснике встречаются бестактные формулировки - исследователь чувствует неловкость задавать их, и либо изменяет формулировку по своему усмотрению, либо вообще не задает вопрос.

2. Когда у интервьюера (как ему кажется) сформировался стереотипный образ группы людей, он полностью постиг особенности опрашиваемых, и, следовательно, может предвидеть ответы. В результате он слушает и отмечает только, то, что совпадает с его мнением.

Для того, чтобы снизить эффект интервьюера, с последним проводится тщательный инструктаж, где излагаются правила поиска респондентов и замены отсутствующих запасными кандидатурами; содержание вводной беседы, условия получения согласия. В тексте вопросника предусматриваются пояснения по технике заполнения: указатели от вопросов-фильтров к специализированным вопросам; правила заполнения вопроса табличной формы; напоминание о карточках.

Классификация интервью.

1. По форме и технике опроса:

Стандартuзuровнное - стандартизация плана интервью: жесткая формулировка вопросов (закрытых), определена последовательность задавания вопросов. Преимущество - контроль условий и хода опроса, сведение к минимуму влияние личности интервьюера.

Нестандартuзuрованное - нет плана и сформулированных вопросов, задана только тема исследования. Формулировка вопросов, их последовательность, длительность беседы - на усмотрение интервьюера. Проведение интервью требует тщательной подготовки: исследователь очерчивает определенный круг вопросов, по которым надо собрать информацию. Полная фиксация ответов носит обязательный характер. Данный вид интервью чаще всего используется при опросах экспертов и на стадии разведывательного исследования.

Полустандартизированное - предполагает использование не только закрытых, но и некоторого количества открытых вопросов. Жестко стандартизируются только самые важные вопросы. Интервьюер имеет возможность некоторые вопросы формулировать произвольно.

2. По целевому назначению:

Ретроспективное - Имеет целью оценочное воспроизведение прошлых фактов

Интроспективное - Имеет целью изучить мнение и оценку людей по поводу текущих событий.

Прожективное - имеет целью выявить отношения людей к виртуально возможным событиям или проведение людей в потенциально возможных ситуациях.

3. По типу опрашиваемых лиц:

Экспертный опрос, Опрос простых респондентов

4. По количеству опрашиваемых: индивидуальное и групповое.

5. По процедуре:

Однократное

Многократное - предполагает сбор информации от одной и той же аудитории респондентов по единому вопроснику на протяжении определенного временного интервала.

Фокусированное (направленное) (фокус-группа)- изучение мнений относительно конкретной ситуации. Респондентов предварительно знакомят с предметом беседы.

Глубинное (клиническое, интенсивное) - которое используется: для зондажа общественного мнения по различным вопросам, в разведывательных исследованиях, при изучении мотивов и ориентаций опрашиваемых. Кроме общей темы исследования задан круг вопросов, ответы на которые надо получить.

Ненаправленное - дает возможность респондентам высказываться по наболевшим, актуальным проблемам. Задача интервьюера - корректировка темы разговора.

6. По способу общения социолога и респондента: Личное и Телефонное.

7. По месту проведения: Место жительство, Место работы, На улице

8. По цели исследования:

Разведывательное - при необходимости получить предварительную информацию о проблемном поле.

Контрольное - проведение пилотажа инструментария или про верки результатов ранее проведенного интервью.

Основное - сбор информации по проблеме исследования на соответствующей выборке.

9. По способу регистрации

С записью на опросном листе

С записью на магнитофоне

С ассистентом

Ситуация интервьюирования как совокупность внешних и внутренних факторов.

На проведение интервьюирования оказывают влияние как внешние, так и внутренние факторы.

Внешние факторы:

Неблагоприятная обстановка - отсутствие отдельного помещения, проведение интервью на рабочем месте в самом процессе работы, когда респондент временами возвращается к прерванному занятию; присутствие третьих лиц и тем более их вмешательство в интервью; перерывы посторонними разговорами, телефонными звонками; хождением людей.

Удовлетворительная обстановка: наличие изолированного помещения; периодическое присутствие третьих лиц, без вмешательства в ход беседы и периодически отвлекающие звонки, шумы.

Благоприятная обстановка: изолированное помещение, отсутствие третьих лиц, и отвлекающих факторов.

Внутренние факторы:

Внешность интервьюера и респондента, темп речи интервьюера, соотношение возраста и пола участников разговора. Интервьюер примерно того же возраста, что и опрашиваемый, но противоположного пола обычно добивается лучшего результата.

Задача выбора или создания ситуации интервьюирования как функция социолога.

Выбор и создание ситуации интервьюирования зависит от темы исследования.

Требование единства ситуации при проведении массовых интервью. При проведении массовых интервью, например на улице, надежный результат дают актуализированные интервью по жесткой схеме (5-6 вопросов). Проводятся около станций метро, на остановках наземного транспорта до начала или после окончания «часа пик».

Структурные элементы ситуации интервьюирования.

Суда относятся: место проведения интервью (рабочее место, изолированное помещение на производстве, квартира респондента, официальное место, нейтральное место, улица), конкретная обстановка (благоприятная, неблагоприятная, удовлетворительная), время дня (например, с 9-12 часов), продолжительность (пример, 1,5 часа).

Респондент в ситуации интервью.

Рассматриваются следующие критерии:

1. Оценка внешнего облика, с т. з. возможности взаимодействия;

2. Отслеживание за поведением респондента;

З. Информированность респондента о предмете интервью;

4. Языковые возможности респондента;

5. Искренность респондента.

Требование к личности интервьюера и его профессиональной подготовки. Требования к личным качествам интервьюера: общительность, исполнительность, добросовестность, честность, активность, деятельность, мобильность, чуткость, терпимость, интеллектуальные способности, культура, четкая дикция.

В качестве интервьюеров могут выступать профессиональные социологи, а также представители других профессий. Практика говорит в пользу использования в качестве интервьюеров неспециалистов в связи с их большей беспристрастностью и нейтральность по отношению к результатам исследования.

Идеальный интервьюер – гомогенен по статусу по отношению к респонденту!

Принципы организации работы интервьюеров.

Интервьюер должен действовать строго по инструкции, полученной на инструктаже; он должен досконально знать содержание опросного лица с учетом всевозможных переходов и фильтров. Знать, как регистрировать ответы, как работать с карточками, прилагающимися к инструментарию. Все указания по ведению опроса и работе с опросным листом, правилом заполнения опросных листов, поиска респондентов содержится в инструкции и продублированы «как правило» в самом опросном листе «перед каждым вопросом другим шрифтом отмечается специфика работы с ним, указаны все переходы». Инструкция интервьюеров, где указаны все технические, методические, организационные аспекты интервью, которые могут вызвать затруднения в ходе интервьюирования, является важным методическим документом и должна быть подробно составлена. В инструкции описано содержание вводной беседы с респондентом, правила поиска и замены респондентов, принципы проведения интервью, способы регистрации ответов.

Контроль за работой интервьюеров.

Наиболее распространенной формой контроля за интервьюерами является выборочное повторное посещение респондентов. Контролеры выясняют, состоялась ли беседа, спрашивают о содержании интервью и впечатлении, которое произвел интервьюер. Также телефонный опрос, скрытое наблюдение за работой интервьюера, контрольно-почтовый опрос.

В списке мировых религий буддизму отведено одно из самых значимых мест. На самом деле это не столько религия, сколько философское учение: сам Будда говорил, что богов в качестве Творцов Вселенной не существует.

Он даже боролся с явлением язычества у себя на родине (в индуизме целый пантеон разных богов и их аватар). Говоря современным языком, Будда был ярым атеистом: он запрещал своим ученикам отвлекаться на раздумья о любых богах. В буддизме считается, что мир не возник сам по себе, была какая-то причина у мира возникнуть, и он возник.

Буддизм — живое учение

Оно принимает научно обоснованные факты, подход к исследованию и изучению окружающего мира, и со временем корректируется. Буддизм не стоит на месте, он постоянно развивается.

Например, в буддийских трактатах было написано, что Земля плоская. Но наука доказала, что Земля круглая. И буддисты приняли это: они сказали: «Наши мыслители прошлого ошибались на этот счет. Наука доказала, что Земля круглая», - и стали жить в мире с этим знанием. В буддизме нет места мистике, есть логика и понимание работы человеческого сознания. У этого учения на сегодняшний момент 414 767000 официально зарегистрированных последователей во всем мире.

В буддизме есть множество ответвлений и школ. Это произошло из-за того, что после смерти Будды у его учеников возникли разногласия по некоторым вопросам, а Учителя уже не было в живых, поэтому некому было их рассудить. Одно из таких ответвлений — буддизм тибетский.

Кто такой лама в буддизме

В переводе с тибетского языка лама означает «высочайший», «духовный наставник».

В слове «лама» заключен глубокий смысл: для исповедующего буддизм лама — человек, к которому он относится как к родному отцу, а также тот, кто помогает идти по Пути Просветления.

В тибетских храмах ламами называют священнослужителей, достигших определенного духовного уровня, которые решили посвятить свою жизнь тому, чтобы идти по Пути.

Иногда лама в буддизме не является священнослужителем или монахом в тибетском храме. Это может быть обыкновенный мирской человек, который достиг высокого духовного уровня и может стать учителем для тех тибетских буддистов, что не желают связывать себя обетами и жить в монастыре.

Как стать ламой в буддизме

Стать ламой может любой уставший от бесконечно крутящегося Колеса Сансары человек.

Основные требования для тех, кто желает стать ламой, одинаковы для всех:

1. Если есть непреодолимое желание стать ламой для того, чтобы быть духовным наставником и учить людей — надо избавиться от этой амбиции, потому что гордыня не есть хорошо.

2. Развивать в себе качества бодхисаттвы.

3. Без устали развиваться и учиться: лама должен быть мудрым и интересным человеком.

4. Изучать практики Тантр Ваджраяны. Эти практики будущему ламе должен преподавать его личный лама-учитель.

5. Получить инициации, обеты, посвящения, обязательства и передачи.

Иерархическая лестница тибетских лам

Существует иерархия лам в буддизме: у «новичков» низкие саны, но любой лама может продвинуться на более высокий уровень.

Самые высшие уровни обыкновенным людям недоступны, но обо всем по порядку.

Иерархия «невоплощенных» лам — низшие ранги

Невоплощенные ламы — обычные люди, которые в молодом возрасте по каким-то причинам и убеждениям решают уйти в монастырь, посвятить себя и свою жизнь служению во благо всех живых существ.

Банди (рабжунг) — послушник, который в течение нескольких лет обязан в точности выполнять обеты и обязательства, чтобы доказать, что он достоин быть ламой. Стать рабжунгом раньше можно было в возрасте 6 лет. В наше время в рабджунги принимают только с 17-18 лет, по окончании общеобразовательного учреждения.

В 14 лет банди принимает сан гецула, и теперь у него уже 36 обетов и связанных с ними обязательств. В 21 год гецул принимает сан гелонга, и вместе с саном принимает на себя 253 обета с обязательствами.

Выше стоят ученые ламы

В тибетском буддизме существует система учено-ламских степеней. Ученые буддийские ламы пользуются огромным почтением и уважением как среди других лам, так и среди мирян.

Ученые ламы занимаются трактованием догматов веры, шаманскими врачеваниями, астрологией. Именно они со степенью Геше составляют специальный гороскоп и рассчитывают примерное место, имя и время реинкарнации ламы из высшего эшелона.

Также они принимали участие в политической жизни Тибета, рассчитывали счастливые или несчастливые дни для правителей, а также выступали в роли их советников.

Ученых степеней всего 5:

1. Рабчжампа — эту степень может получить даже студент седьмого курса, если будет прилежно учиться, сдавать все экзамены и зачеты без хвостов.

2. Дорамба — специальная ученая степень.

3. Габчжу.

4. Цограмба.

5. Геше — «друг добродетели» — доктор буддистских наук, выражаясь мирским языком.

Стать ученым может лама из низшей иерархии, для этого он должен изучать высшую догматику буддизма — систему цанид.

Ламы изучают систему цанид только в одной школе, которая называется Гелунг-па. Курс обучения длится от 12 до 20 лет.

Ламы-перевоплощенцы — тулку

Тулку — высшая иерархия лам в буддизме. Это авторитетные священнослужители, которые имеют право на высокий сан только по факту своего рождения.

В буддийской философии сказано о бодхисаттвах — великих мастерах, которые достигли высшей точки духовного развития и по праву могут отправиться в Нирвану после того, как земная оболочка отслужит свое.

Но эти люди настолько благородны и милосердны ко всем живущим на планете, что, вместо того, чтобы наконец вырваться из Колеса Сансары, они согласны добровольно воплощаться вновь и вновь для того, чтобы служить на благо всех живых существ и помогать им.

Перед тем как покинуть свое старое тело и воплотиться в новом, великие мастера оставляют своим ученикам подсказки, где искать новую инкарнацию. Если по каким-то причинам иерарх не указал место своего будущего рождения, это делает оракул, в которого вселяется божество, и указывает место нового рождения.

Иногда любимые ученики великого мастера, среди которых есть ученые ламы, составляют специальный гороскоп, что открывает, где искать новое воплощение тулку. По прошествии определенного времени (от года до трех лет) лучшие и любимые ученики высшего ламы отправляются в указанные края и начинают поиск маленьких мальчиков, которым должно быть от года до трех лет.

Они заходят в дома, знакомятся с родителями и малышами и предлагают им игрушки и предметы умершего великого мастера. Обычно это четки, колокольчик, барабан, амулет и книжка. Если мальчик берет вещи умершего гуру и не желает с ними прощаться, протестует, плачет и кричит: «Отдай! Это мое!», значит, скорее всего, новое воплощение великого мастера найдено.

Но все не так просто, ребенку нужно пройти несколько процедур признания другими высшими ламами, а в конце и самим Далай-ламой. Если Далай-лама признает тулку, он проводит обряд обрезания волос мальчика и дает ему новое имя.

После признания мальчика везут домой и спрашивают согласия родителей забрать малыша в монастырь, где он будет жить и обучаться, а впоследствии служить во благо всех живых существ.Обычно родители дают согласие, хотя это решение им дается с огромным трудом.

Подробная процедура поиска и признания тулку показана в документальном фильме «Избранный» — это подлинная история о том, как искали новое воплощение великого мастера Ламы Кончонга.

Иерархия высших лам — неземных благородных людей

Верховных лам — Сознательно Перерождающихся Великих Мастеров — несколько, но самые главные в иерархии:

  • Панчен-лама;
  • Далай-лама.

Каждый из этих людей может беспрепятственно прекратить земные воплощения и почивать в Нирване, но они предпочитают возвращаться на Землю, чтобы помогать и приносить пользу всем живым существам. За это они бесконечно уважаемы не только тибетскими буддистами, но и представителями других религий и даже атеистами.

Второй по рангу после Далай-ламы — Панчен-лама. Он обладает высшей духовной властью, но не имеет политического и светского влияния. Первое воплощение Панчен-ламы было в 1385 году

Самый главный на иерархической лестнице в тибетском буддизме — Далай-лама. Далай — великий, как океан Лама, — воплощение бодхисаттвы Авалокитешвары.

Кто такой Авалокитешвара

Будучи монахом, Авалокитешвара очень сострадал всем живым существам, он поклялся будде Амитабхе, что готов пожертвовать своим личным покоем, радостью и миром, лишь бы освободить всех живых существ из уз Сансары. А если это не удастся, то пусть его разорвет на много частей.

Авалокитешваре удалось это. Но на Земле родились новые люди. Он и их освободил из пут Сансары. А потом родились новые. Бодхисаттва и их привел к Нирване. Но потом стали рождаться новые, новые и новые люди, много людей...

Тогда Авалокитешвара осознал, что он не в состоянии сдержать свой обет, и от великой скорби его голова раскололась на одиннадцать частей, а тело — на тысячи.

Будда увидел это и сказал: «Не скорби, ведь главное — твое намерение — это и есть заветное желание всех будд». И вернул его к жизни. С тех пор у Авалокитешвары было 11 голов, чтобы он мог видеть все части света и тысяча рук, которыми он способен донести сострадание и любовь до каждого живого существа.

Первое воплощение Далай-ламы

Это событие произошло в 1391 году и продлилось до 1474. Звали его Гендун Дуб. Это был очень мудрый человек. Он написал несколько трактатов по логике и 6 томов комментариев к важнейшим буддийским первоисточникам.

В 1447 году Гендун Дуб основал Ташилунпо́ — один из крупнейших монастырей в Тибете.

Звание Далай-ламы в буддизме он получил посмертно, после того, как маленький Гендун Гьяцо заявил своим родителям, что он является реинкарнацией Гендун Дуба. После этого мальчик стал вторым Далай-ламой.

Нынешнее воплощение Далай-ламы

Нгагванг Ловзанг Тэнцзин Гьямцхо принял политическое решение больше не реинкарнироваться. Или выбрать преемника еще при своей жизни. Точное решение Его Святейшество примет, когда ему будет 90 лет. На данный момент Далай Ламе 83 года.

Надеемся, что в течение этих 7 лет власти Китая изменят свою тактику по отношению к Его Святейшеству в целом, и к Его реинкарнациям.

А в данной статье поговорим об основах — о тибетском буддизме — философии, теории и практике. И кто знает — вдруг найдём какой-нибудь практический вывод.

Тибетский буддизм, тантра и Далай Лама — можно сказать, что они родственники. Так, тибетский буддизм создавался, чтобы очистить существенно исказившиеся теоретические основы и практику существовавшего на то время буддизма. Но начнём с начала и разберёмся с терминами.

Далай-ламы — линия передачи (тулку) в тибетском буддизме школы гелуг. В 1578 г. правитель монголов-тумэтов Алтан-хан вместе со своим народом принял буддизм от одного из высших лам школы Гэлуг и дал ему титул Далай-лама. По представлениям тибетского буддизма, Далай-ламы являются инкарнацией бодхисаттвы сострадания.

Гэлуг, также Гелуг — традиция буддийского монастырского образования и ритуальной практики, основанная в Тибете ламой Чже Цонкапой (1357—1419). Более известна в монголоязычном мире как «жёлтая вера» (монг. шарын шашин). «Далай» означает в монгольском языке «океан», «лама» (bla ma) в тибетском эквивалентно санскритскому «гуру», и имеет значения «учитель» или «монах».

Уникальным для тибетского буддизма является начавшаяся в XIII веке традиция передачи как учения, так и духовной и светской власти в рамках линий перерождений (тулку) видных буддийских деятелей. Это резко отличает тибетскую цивилизацию от других, где преобладают такие способы избрания лидеров, как наследственный и выборный. В своём развитии данная идея привела к объединению духовной и светской власти в линии Далай-лам.

Начиная с XVII века вплоть до 1959 года Далай-ламы имели титул правителя Тибета, руководя страной из Лхасы. Далай-лама претендует на то, чтобы считаться также главой всего тибетского буддизма, хотя это и вызывает вполне законную оппозицию в трёх остальных школах. которые имеют своих признанных лидеров, независимых от Далай ламы и Гэлугпы. Но как бы то ни было, Далай Лама выбирается на основе линии перерождений.

После смерти Далай-ламы монахи организуют поиски его следующей инкарнации (тулку, тиб. sprul sku), маленького ребёнка, который должен обладать определёнными признаками и пройти тесты. Поиск занимает обычно несколько лет. Затем ребёнок отправляется во Лхасу, где проходит обучение под руководством опытных лам. Основную роль в признании Далай-ламы играет Панчен-лама.

Панчен-лама — второй по рангу лама после Далай-ламы в школе Гелуг тибетского буддизма. Панчен-ламы — линия перерождений (тулку), существующая с начала XVII века. Представители этой линии считаются эманациями будды Амитабхи. «Панчен-лама» означает «великий учёный», от санскритского paṇḍit (пандит, учёный) и тибетского chen (великий).

Панчен-лама несёт частичную ответственность за нахождение реинкарнации следующего Далай-ламы, и наоборот. При этом поиск следующей реинкарнации является вопросом сугубо религиозным, связанным со сложными ритуалами и выработанными традициями. При поиске Панчен-ламы окончательное решение должен принимать Далай-лама.

В 1959 году, после того как в У-Цанг вошли войска НОАК и Далай-лама XIV бежал в Индию, Панчен-лама X стал главной политической фигурой в Тибете. Однако спустя девять лет он был посажен в китайскую тюрьму, и освобождён в 1977 г., при этом до 1982 г. он содержался в Пекине под домашним арестом. В 1983 г. он женился на китаянке, у него родилась дочь. Для ламы школы Гелуг такое поведение является необычным. В 1989 г., находясь в Шигадзе, он неожиданно умер в возрасте 51 года. Известно, что перед этим он произнёс речь с осуждением китайской оккупации Тибета. Некоторые организации критиковали его, называя китайской марионеткой, однако Далай-лама и большинство буддийских лам и учёных считали, что он делал всё возможное, попав в трудную ситуацию и пытаясь помочь людям.

14 мая 1995 года Далай-лама объявил новым Панчен-ламой шестилетнего Гендуна Чокьи Ньиму. Китайское правительство немедленно отреагировало, и "назначило" другого ребёнка — Гьялцэна Норбу, а Гендун Чокьи Ньима был взят «под защиту» властями КНР, его местонахождение с тех пор неизвестно. Большинство верующих не признает Гьялцэна Норбу подлинным Панчен-ламой, т.к. вся система "назначений" высших лам партийными чиновниками КНР грубо противоречит религиозным канонам.

Таким образом, правительство Китая, несмотря на отсутствие какого-либо духовного статуса, пытается взять на себя процедуру выборов новой реинкарнации, опираясь на прецедент во время правления императора Хунли династии Цин, который применял процедуру выборов Далай-лам и Панчен-лам с помощью жребия, золотой урны и шариков с именами. Недавно такую практику применили для назначения Панчен-ламы, которые теперь должен якобы обладать полномочиями для избрания нового Далай-ламы. Возможность такой подтасовки по политическим мотивам после смерти Далай-ламы вызывает опасения тибетцев.

Далай-лама XIV заявил, что новый Далай-лама не будет рождён на территории Китайской Народной Республики, и вполне возможно вообще не будет перерождён. Однако, он обратил внимание, что ему нужно будет продолжать незаконченную работу, и если ситуация на Тибете не изменится, он всё-таки переродится. Он отмечал, что институт Далай-лам уже выполнил свои цели и может прекратиться.

Итак, Далай Лама — линия передачи власти в школе гэлуг тибетского буддизма. Непосредственным источником вдохновения для традиции Гэлуг стала традиция тибетского буддизма Кадампа. Тогда как нравственные и этические нормы были введены монахом Чжэ Цонгкхапой.

Одной из главных целей письменных трудов, учений и практики Чжэ Цонгкхапы было очищение тибетского буддизма. Его очень беспокоили нарушения монашеской дисциплины , которые к тому времени стали обычным явлением в монастырях Тибета, неверные толкования Дхармы, а также деградация тантрической практики. В особенности он критиковал распространившиеся среди тибетских тантриков сексуальные практики , что, по его мнению, было несовместимо с высокими монашескими идеалами, о которых учил Будда.

В традиции Гэлуг особое внимание уделяется нравственности, монашеская дисциплина рассматривается как идеальная основа для религиозного образования и практики. Вследствие этого подавляющее большинство гэлугпинских лам — монахи, а наставник-мирянин в этой традиции — большая редкость. Кроме того, в традиции считается, что серьёзная философская подготовка является необходимой предпосылкой для эффективной медитации, а, следовательно, как Тантра, так и Сутра (своды философских текстов в виде диалогов) подвергаются всестороннему анализу в ходе философских диспутов.

Теперь в тибетском буддизме тантра — это один из путей просветления, связанный с практикой пограничных состояний, просветлённых состояний, смерти и промежуточных состояний между смертью и следующим рождением. Тантра понимается как практика достижения окончательного результата («плода») — состояния Будды.

Занятия тантрой, индивидуальные и коллективные, могут осуществляться только под руководством гуру — опытного ламы. Некоторые ритуалы и символы выглядят с точки зрения посторонних страшными или отталкивающими, поэтому для занятий тантрой требуется посвящение учителя и подробные объяснения. Разглашение или популяризация деталей тантрической практики не принята, система посвящений предназначена для защиты учения от профанации, а также передачи важнейших наставлений и создания у практикующего связи с линий преемственности.

Кстати, одна из наиболее известных тантр — это тантра, в тибетской традиции считающаяся вершиной тайн Ваджраяны (тантрического направления в буддизме). Инициацию Калачакры осуществляют несколько учителей, наиболее известна инициация, проводимая Далай-ламой.

Инициация Далай-ламы проводится при большом скоплении народа (до 200 000 человек), нередко более десяти тысяч человек и сопровождается детальным объяснением учения, длящимся более недели.

Несмотря на массовость, Калачакра считается сложной практикой, и не ожидается, что все присутствующие смогут её принять и освоить.

Таким образом, тибетский буддизм, тантра и Далай Лама обЪединены в единое целое.

И когда вы в следующий раз посмотрите на обЪявление "Изучаем тантрический секс" на заборе — вспомните эту статью. И посмейтесь наивности тех, кто надеется чего-то достичь таким странным, далёким от действительных источников, способом.

Loading...Loading...