Не нам но имени твоему. «Не нам, Господи, но имени Твоему дай славу

Невозможно до конца узнать и понять другого человека.

Имеется в виду, что нельзя точно разгадать мысли, намерения, догадаться о чувствах другого человека. неформ. Чужая душа - потёмки. неизм. В роли самостоят. высказ. или грамматич. основы предлож. Порядок слов-компонентов. фиксир.

Светлый праздник на носу, а в доме ни живой души, все разъехались, оставили её одну. А что, разве не одну? Конечно, одну. Воспитанница Ксюша не в счёт. Да и кто она? Чужая душа потёмки. Может, она друг, может, враг, может, тайная соперница. Б. Пастернак, Доктор Живаго. - Мой любимчик, - сказал Ямкин. Я засмеялся. Трудно было обвинить сурового капитана Ямкина в любимчиках. Хотя... хотя чужая душа потёмки . В. Конецкий, Путевые портреты с морским пейзажем.

Мне теперь, милая невестушка, ничего не надо. Пожил, слава богу, пора и честь знать, об одном Бога молю - околеть поскорей <...>. А сам жаден невероятно, над укладкой своей дрожит, и жить хочет ужасно, и твёрдо надеется прожить никак не менее века. Зачем? Но он и сам не знает зачем. "Чужая душа - потёмки ". - Нет, своя собственная гораздо темней. И. Бунин, Дедушка.

Нехорошо всё вышло, очень нехорошо! А я думал, что Лена меня любит. Когда новый год встречали, сказал Брайнину: "Выпьем за Лену, замечательная жена..." Чужая душа - потёмки , это бесспорно. И. Эренбург, Оттепель.

Говорят, чужая душа потёмки . В своей тоже иногда можно потерять ориентировку, заблудиться, как в лесу, никакой компас не поможет. ЛГ, 1974.

Говорят, Илларионыч, чужая душа потёмки . Человека узнать - пуд соли надо с ним съесть. В. Овечкин, Районные будни.

Всегда и всюду "чужая душа потёмки ". А в супружестве, где, казалось бы, у мужа и жены одно тело, это общее правило подтверждается особенно часто. С. Андреевский, Дело Андреева.

<...> я осознал, какой непроницаемой стеной ещё скрыт от меня внутренний мир японцев. Много ли толку было понимать их язык, вернее слова и фразы, если при этом я с горечью чувствовал, что сам строй их мыслей - мне постижим, что их душа для меня пока ещё потёмки . В. Овчинников, Ветка Сакуры.

культурологический комментарий: Чужая душа - потёмки - русская пословица. Известно несколько её вариантов: Чужая душа - тёмный лес; Чужая душа - тёмный бор; Чужая душа не гумно: не заглянешь; В чужую душу не влезешь. Компонент фразеол. чужая соотносится с архетипической, т. е. наиболее древней, формой осознания мира, противопоставляющей "своё" и "чужое". Компонент фразеол. душа восходит к одной из древнейших форм осознания мира, для которой характерно анимистическое, т. е. одушевляющее, восприятие такой нематериальной сущности, как душа . см. комментарий к В САМОЙ ГЛУБИНЕ ДУШИ. В религиозных представлениях душа предстаёт как существо духовное и бессмертное, сотворённое Богом. Компонент фразеол. душа соотносится с антропно-религиозным кодом культуры, который указывает на всю совокупность представлений о душе как о средоточии эмоциональной и духовной жизни человека. Компонент фразеол. потёмки также восходит к архетипическому мировосприятию, для которого характерно противопоставление "света" и "тьмы". Этот компонент соотносится с цветовым кодом культуры, означая "мрак, тьму, темень, темноту, отсутствие света" (Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. Т. 2. М. , 1999. С. 354 ), и символизирует нечто опасное, враждебное человеку. Образ фразеол. основан на представлении о том, что душа другого (чужого) человека скрыта, недоступна, непредсказуема, т. е. она - потёмки . Отсюда и пословица Чужая душа темна , не разгадаешь помыслов. (Там же. Т. 4. М. , 1999. С. 397 .) ср. : "Того, что совершалось в глубине его [Чехова] души, никогда не знали во всей полноте даже самые близкие ему люди. А что же сказать о посторонних и особенно о тех нечутких и неумных, к откровенности с которыми Чехов был органически не способен?" (И. Бунин, О Чехове ). В образе фразеол. отражено стереотипное представление о другом человеке как о чём-то до конца непонятном, непостижимом. С. В. Кабакова
  • - 1978, 79 мин., цв., ш/э, 2то. жанр: мелодрама. реж. Владимир Шредель, сц. Юрий Нагибин, опер. Владимир Ковзель, худ. Владимир Гасилов, комп. Альберт Пресленев, зв. Владимир Яковлев...

    Ленфильм. Аннотированный каталог фильмов (1918-2003)

  • - потёмок, потёмкам, ед. нет. Мрак, темнота, отсутствие света. «Яркое красное пятно в потемках казалось страшным.» Чехов. «Он ужинал, сидя в потемках с семью товарищами.» Пушкин. || перен. Неизвестность...

    Толковый словарь Ушакова

  • - Чужая душа потемки. Чужая душа не гумно: не заглянешь. Нѣтъ такихъ травъ, чтобъ узнать чужой нравъ. Ср. Дѣло было въ октябрѣ, помню - въ концѣ. Ночь самая подходящая, темно, какъ въ душѣ человѣческой. М. Горькій...
  • - Невозможно до конца узнать и понять другого человека. Имеется в виду, что нельзя точно разгадать мысли, намерения, догадаться о чувствах другого человека. неформ. ✦Чужая душа - потёмки. неизм...

    Фразеологический словарь русского языка

  • - ...

    Формы слова

  • - сущ. Пост. пр.: нариц.; неодуш.; абстр. ЛЗ Темнота, отсутствие света. Словообразовательный анализ, Морфемный анализ: Для увеличения кликните на картинку Непост. пр.: только мн. чис....

    Морфемно-словообразовательный словарь

  • - ПОТЁМКИ, -мок, -мкам. Темнота, отсутствие света. Бродить в потёмках. Чужая душа п. ...

    Толковый словарь Ожегова

  • - потёмки мн. разг. 1. Темнота, отсутствие света. 2. Темнота, наступающая с приближением ночи; глубокие сумерки. 3. перен. Что-либо неизвестное, непонятное, необъяснимое, представляющее для кого-либо тайну...

    Толковый словарь Ефремовой

  • - чужа́я ж. жен. к сущ. чужой...

    Толковый словарь Ефремовой

  • - мок, -мкам, мн. Темнота, отсутствие света, освещения. Влюбленный граф в потемках бродит, Дорогу ощупью находит. Пушкин, Граф Нулин. Какое солнце! Оно показалось ему ослепительным после потемок подвала...

    Малый академический словарь

  • - ...

    Русский орфографический словарь

  • - незнание вообще Впотьмах - в неведении Ср. Скажите с полной откровенностью, почему вам так жаль моей жизни? Не оставляйте меня впотьмах. А.А. Соколов. Тайна. 24. См. чужая душа...

    Толково-фразеологический словарь Михельсона

  • - незнаніе вообще. Впотьмахъ. Въ потьмахъ - въ невѣдѣніи. Ср. Скажите съ полной откровенностью, почему вамъ такъ жаль моей жизни? Не оставляйте меня впотьмахъ. А. А. Соколовъ. Тайна. 24. См. Чужая душа потемки...

    Толково-фразеологический словарь Михельсона (ориг. орф.)

  • - Блуждать в потёмках. Разг. Плохо разбираться в чём-л., плохо понимать что-л.; действовать вслепую, наугад. ФСРЯ, 38; Глухов 1988, 166. В потёмках...

    Большой словарь русских поговорок

  • - ...

    Русское словесное ударение

  • - См....

    Словарь синонимов

"ЧУЖАЯ ДУША - ПОТЁМКИ" в книгах

ПОТЕМКИ

Из книги Таежный бродяга автора Дёмин Михаил

ПОТЕМКИ Я ушел из театра - но бредовая моя жизнь на этом не кончилась, нет! Некоторое время я бил чечетку на городской эстраде (причем, должен был почему-то наряжаться то чертом, то женщиной, то голливудским злодеем!), а затем стал работать в контакте с гипнотизером… Тип

Потемки чужой души

Из книги Вечерний звон автора Губерман Игорь

Потемки чужой души До сих пор я помню этого высокого лощеного красавца. У всех моих приятелей тех лет внимание к одежде почиталось мелким и смешным пижонством. Нынче думается мне, что это нарочитое презрение к тому, во что одет, – простейшим было способом пристойно

Глава 12 «То лунная дева, то дева земная, Но вечно и всюду чужая, чужая». Н.Г.

Из книги Гумилев и другие мужчины «дикой девочки» автора Бояджиева Людмила Григорьевна

Глава 12 «То лунная дева, то дева земная, Но вечно и всюду чужая, чужая». Н.Г. Я жду, исполненный укоров: Но не веселую жену Для задушевных разговоров О том, что было в старину. И не любовницу: мне скучен Прерывный шепот, томный взгляд, - И к упоеньям я приучен, И к мукам горше

Душа и тело («Душа моя, не бойся, не стыдись…»)

Из книги Тяжелая душа: Литературный дневник. Воспоминания Статьи. Стихотворения автора Злобин Владимир Ананьевич

Душа и тело («Душа моя, не бойся, не стыдись…») Душа моя, не бойся, не стыдись Любви земной, любви обыкновенной, Не порывайся в ледяную высь, Но в теле пребывай несовершенном. Ведь без тебя ему, о, как прожить! Хоть не всегда оно с тобой согласно. А без него как будешь ты

6.3. Вложения в чужой бизнес, или «Чужая душа – потемки…»

Из книги Личные финансы-2. Секреты управления и индивидуальный финансовый план автора Покудов Алексей Валентинович

6.3. Вложения в чужой бизнес, или «Чужая душа – потемки…» Вложения в чужой бизнес – это вложения, которые вы абсолютно не контролируете. Единственный побудительный мотив для того, чтобы делать такие вложения, – большой доход. А поскольку вы не контролируете движение

Душа и ее задачи. Бессмертная душа

Из книги Знаки судьбы и искусство жизни автора Шереметева Галина Борисовна

Душа и ее задачи. Бессмертная душа О душе и ее жизни спорит и выводит теории человечество уже давно. Одни пытаются низвергнуть в забытье даже саму эту тему, другие исследуют, ставят эксперименты и испытывают ее биение в себе. Говоря о душе, необходимо обозначить ее природу.

3. Всегда ли чужая душа - потёмки

Из книги Дерзкая книга для девочек автора Фетисова Мария Сергеевна

3. Всегда ли чужая душа - потёмки Чтобы глубоко познавать и понимать друг друга, собеседники должны полностью доверять друг другу, быть открытыми и готовыми делиться своими мыслями, откровенно обсуждать всё, что происходит в процессе общения.Готовность быть открытым в

Диагностические потемки

Из книги Болезнь, смерть и бальзамирование В.И. Ленина правда и мифы автора Лопухин Ю М

Талант лидерства: У-фактор и потёмки чужой души

Из книги Управляющий мозг [Лобные доли, лидерство и цивилизация] автора Голдберг Элхонон

Талант лидерства: У-фактор и потёмки чужой души Человеческий мозг обладает столь же вариативными чертами, как и любые другие части тела. Вес, относительные размеры различных долей, степень выраженности извилин и борозд - все это может быть весьма разным. Хотя

РУССКАЯ ДУША - И ВПРАВДУ ПОТЁМКИ

Из книги Наблюдая за русскими. Скрытые правила поведения автора Жельвис Владимир Ильич

РУССКАЯ ДУША - И ВПРАВДУ ПОТЁМКИ Вряд ли образованный иностранец не слышал выражения «загадочная русская душа». И пожалуй, каждый русский, получавший в школе по литературе хотя бы «четвёрки», в состоянии процитировать Тютчева насчёт того, что умом, мол, Россию не понять,

Потемки зависимости

Из книги Жажда целостности: наркомания и духовный кризис автора Гроф Кристина

Потемки зависимости Как большинство из нас оказывается в пустыне. Подпитываемые своей замечательной изобретательностью и находчивостью, мы делаем все возможное, чтобы создать в нашем непредсказуемом мире для себя стабильность и уберечь себя от больших неприятностей.

Чужая душа

Из книги «Я просто применяю здравый смысл к общеизвестным фактам» автора Сагамори Яшико

Чужая душа Сколько раз вы слышали, что в глубине души все люди одинаковы? Среди великого множества заблуждений, разделяемых представителями всех культур, это, несомненно, - самое распространенное. Оно вселяет в американцев уверенность, что при первой же возможности

Потёмки души

Из книги Литературная Газета 6450 (№ 7 2014) автора Литературная Газета

Потёмки души В США трагедии, подобные произошедшей в московской школе 263, - почти повседневное явление, и поэтому американцам уже легче переносить каждую из них. Мы же только вступаем по данному показателю на цивилизованный путь. В особенностях этого пути и нужно,

Душа, свободная от рабства греху, и душа, порабощенная ему

Из книги Том V. Книга 1. Нравственно-аскетические творения автора Студит Феодор

Душа, свободная от рабства греху, и душа, порабощенная ему Но совсем другое замечается за той душой, которая порабощена, подчинена страстям и находится под их властью: ее тянут туда и сюда в рабство всякая страсть, всякое мерзкое деяние. Ибо, получая приказания от диавола,

Ловушка 19. Чужая душа – потемки

Из книги 100 ловушек в личной жизни. Как их распознать и обойти автора Петрушин Сергей

Ловушка 19. Чужая душа – потемки На счет возможностей понимания даже существует народная пословица: «Чужая душа – потемки», в которой в концентрированном виде показана вся безнадежность глубокого понимания друг друга. Так ли это? И да, и нет.Если считать, что главное в

Понимая, что текст Псалтири, написанный в другом тысячелетии, на другом языке, непрост для восприятия современным человеком, издательство «Никея» попросило библеиста Владимира Сорокина дать пояснения на самые сложные места. Так появилась книга «Живая Псалтирь день за днем» . И вот небольшой отрывок из книги для сегодняшнего дня.

Псалом 113
[Аллилуия.]

1 Когда вышел Израиль из Египта, дом Иакова - из народа иноплеменного,
2 Иуда сделался святынею Его, Израиль - владением Его.
3 Море увидело и побежало; Иордан обратился назад.
4 Горы прыгали, как овны, и холмы, как агнцы.
5 Что с тобою, море, что ты побежало, и [с тобою], Иордан, что ты обратился назад?
6 Что вы прыгаете, горы, как овны, и вы, холмы, как агнцы?
7 Пред лицом Господа трепещи, земля, пред лицом Бога Иаковлева,
8 превращающего скалу в озеро воды и камень в источник вод.
9 Не нам, Господи, не нам, но имени Твоему дай славу, ради милости Твоей, ради истины Твоей.
10 Для чего язычникам говорить: «где же Бог их»?
11 Бог наш на небесах [и на земле]; творит все, что хочет.
12 А их идолы - серебро и золото, дело рук человеческих.
13 Есть у них уста, но не говорят; есть у них глаза, но не видят;
14 есть у них уши, но не слышат; есть у них ноздри, но не обоняют;
15 есть у них руки, но не осязают; есть у них ноги, но не ходят; и они не издают голоса гортанью своею.
16 Подобны им да будут делающие их и все, надеющиеся на них.
17 [Дом] Израилев! уповай на Господа: Он наша помощь и щит.
18 Дом Ааронов! уповай на Господа: Он наша помощь и щит.
19 Боящиеся Господа! уповайте на Господа: Он наша помощь и щит.
20 Господь помнит нас, благословляет [нас], благословляет дом Израилев, благословляет дом Ааронов;
21 благословляет боящихся Господа, малых с великими.
22 Да приложит вам Господь более и более, вам и детям вашим.
23 Благословенны вы Господом, сотворившим небо и землю.
24 Небо - небо Господу, а землю Он дал сынам человеческим.
25 Ни мертвые восхвалят Господа, ни все нисходящие в могилу;
26 но мы [живые] будем благословлять Господа отныне и вовек.
Аллилуия.

Отрывок для молитвенного размышления на день (Пс. 113: 1–26):

9 Не нам, Господи, не нам, но имени Твоему дай славу,
ради милости Твоей, ради истины Твоей

Псалом 113 может показаться образцом яхвистской антиязыческой полемики, в чем-то напоминающей памфлет. Боги с глазами, которые не видят, с ушами, которые не слышат, с руками, которыми ничего нельзя сделать, и ногами, которыми невозможно ходить, - все они очень напоминают таких же языческих богов из проповедей пророка Иеремии.

Возможно даже, что и сам псалом был написан приблизительно в те же времена, а значит, сравнительно незадолго до Вавилонского плена. В эту эпоху язычество стало не таким, каким оно было прежде, еще столетие назад. Наступала эпоха посттрадиционализма, которая не могла не отразиться на умах людей.

Посттрадиционализму свойственна известная атомарность общества, которое распадается на множество отдельных личностей, каждая из которых сама определяет и свою систему ценностей, и, в значительной степени, свои поведенческие модели. И, уж конечно, свое мировоззрение.

Прежде, во времена традиционализма, все перечисленное было достаточно устойчивым, общепринятым, не подвергалось ни сомнению, ни критике - не потому, что они были запрещены, а потому, что ни то ни другое в таком обществе было психологически невозможно. Соответственно, и религиозность в нем была более-менее устойчивой, по крайней мере в том, что касалось форм - о собственно духовной жизни в случае больших коллективов или целых народов что-то определенное, разумеется, сказать трудно. Теперь же каждый сам выбирал себе религию.

Конечно, государственная религия продолжала существовать повсеместно (в Иудее таковой во все времена ее истории оставался яхвизм), но, учитывая наметившееся разделение частной и общественной жизни, это никому особенно не мешало: официальные культы продолжали существовать и минимальную формальную дань им отдавал каждый, для себя же, для души и сердца, человек вполне мог выбрать что-нибудь еще, что было ему действительно близко.

С одной стороны, такую относительную свободу религиозного выбора можно было только приветствовать, с другой же, как бывает всегда в падшем мире, она породила целый ряд духовных проблем. Главная из них заключалась в том, что человек даже в религии, которая, по логике вещей, должна была помочь ему установить контакт и вступить в общение с высшими силами, стал видеть в первую очередь средство для достижения своих целей, направленных на собственный комфорт и благоустройство. Он принялся изобретать себе богов по собственному образу и подобию - точнее, по образу и подобию того, чего недоставало ему самому. Такие боги были бесконечно далеки от Бога живого, Который никогда не ставил Себе целью устроить человеку комфортную жизнь в падшем мире. Истинный Бог стремится спасти человека и преобразить мир, а человек обычно хочет спокойствия и удобства в том, что есть - и при этом он даже готов терпеть множество проблем и неудобств, ставших привычными. Бог такой выбор поддержать не может, а потому боги, созданные человеком для собственного комфорта, могут получить жизнь лишь от самого же человека. Без него они мертвы, и никакого постепенного перехода от мертвых богов к Богу живому нет и быть не может. Необходимо обращение, поворот на сто восемьдесят градусов - от бесполезных идолов к Богу, Который один может помочь по-настоящему.

Такой поворот, однако, предполагает не просто замену одного божества, созданного человеком по своему разумению, другим. Просто перейти от придуманного людьми баала к придуманному ими же «Яхве» (вернее, к тому, что они принимают за Него) - дело вполне бессмысленное. То, что выдумано человеком, всегда остается человеческим изобретением -даже если предметом «творчества» станет «Единый истинный Бог». Чтобы прийти к Богу живому, надо прежде всего уйти от всяких попыток как-то себе Его представить, вообразить, смоделировать.

В этом и заключается смысл второй заповеди, запрещающей священные статуи и изображения -не только внешние, но и внутренние, которые мы создаем в собственной душе. Потому и выходит на первый план священное имя, которому и просит Бога псалмопевец «дать славу», причем здесь под славой подразумевается реальное Божье присутствие. Священное имя открыто Богом, использование его для обращения к Богу не превращает такое обращение во внутреннее идолопоклонство. Оно, наоборот, придает интенции человека, направленной к Богу, ту форму и то качество, которые нужны ей для непосредственного богообщения, для встречи двух воль - Божьей и человеческой. Не случайно с именем оказываются связаны «милость и истина»: они и являются ключевыми понятиями, описывающими отношения между Богом и человеком. Отношения, в которых нет места ни ложным богам, ни фантомам, мешающим человеку общаться с Богом живым.

А наша душа, наша жизнь - свободны ли они от идолов?

Книга «Живая псалтырь» – живой опыт молитвенного чтения Книги Псалмов, который доступен каждому. Издание поможет любому христианину, серьезно относящемуся к своей духовной жизни, открыть путь к пониманию текста Псалтири, живой и глубокой молитве.

Гроза двенадцатого года
Настала
кто тут нам помог?

Остервенение народа,
Барклай, зима иль русский бог?

А.С.Пушкин. Евгений Онегин


Отечественная война 1812 года изумила прежде всего само русское общество. За отчизну готовы были драться и умереть, но такой чудесной и скорой победы над лучшим полководцем мира не ожидал никто. Помощь свыше казалась наиболее разумным объяснением случившегося. Недаром на памятной медали в честь окончания войны были выбиты слова: «Не нам, не нам, а имени Твоему». Почему же победа над Наполеоном представлялась современникам необъяснимым чудом?


Чтобы вполне оценить опасность, которая угрожала тогда нашему отечеству, надо принять во внимание соотношение сил. Мы привыкли к тому, что Россия превосходит по численности любую страну Европы и обычно думаем, что так было и в прошлом. Но в начале XIX века демографическая ситуация была совершенно другой. Франция с ее 45-миллионным населением была тогда гораздо более населенной страной, чем бескрайняя Российская империя, в которой проживало около 36 миллионов человек, причем русское население, из которого собственно и комплектовалась армия, не превышало 30 миллионов. Всего же во Французской империи насчитывалось 71 миллионов жителей (из 172 млн, населявших Европу)*. Ежегодно Наполеон мог ставить под ружьё от 300 до 400 тысяч призывников. Имея столь подавляющее численное превосходство, император французов с полным правом мог рассчитывать на успех.

*Наполеон: Избранные произведения . — М .: Воениздат, 1956 . В этом коренное отличие Отечественной войны 1812 года от Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, в которой мобилизационные ресурсы СС СР намного превосходили человеческие ресурсы Третьего Рейха и его союзников.

Общая численность сформированной им Великой армии достигала 678 000 солдат и офицеров. В ней разговаривали на 12 европейских языках, поскольку примерно половину ее составляли союзники Франции — поляки, австрийцы, немцы, швейцарцы, итальянцы, голландцы, датчане, испанцы, португальцы, хорваты и другие народы*. Помимо этих корпусов, Наполеон располагал еще полумиллионом солдат, расквартированных во Франции, Италии и Испании. Таким образом, всего он поставил под ружье 1 178 000 человек.

Этой армаде Александр I мог противопоставить 267 000 человек в первой линии обороны, из которых в основных боевых действиях приняло участие всего 150 000, разделенных к тому же на две армии. Резервы составляли около 200-250 000 человек. С военной точки зрения поражение России было предрешено.

12 июня 1812 года Наполеон дал приказание форсировать Неман — границу Французской и Российской империй. Солдатам Великой армии было зачитано воззвание, которое заканчивалось словами: «Россия увлечена роком!». В конце воззвания Александра к русской армии стояло: «На зачинающего Бог!» Россия в этой войне была слабой, но вместе с тем правой стороной.

Действительно, злой рок преследовал самого Наполеона с самого первого его шага по русской земле. Сначала ему не удалось помешать соединению двух русских армий под Смоленском. Затем были Бородино, где он остался победителем без победы, и Москва, превратившая Великую армию в сборище мародеров. Была народная война, против которой оказался бессильным его гений полководца. В конце концов Наполеон оказался выкинут из России, не потерпев формально ни одного поражения.

В начале декабря генерал Дюма (отец знаменитого писателя), командующий французскими частями на неманской переправе, увидел на другом берегу горстку изможденных людей со знаменем Империи. «Кто вы?» - крикнул он высокому человеку в эполетах. «Арьергард Великой армии, — прозвучало в ответ. — Я маршал Ней». К тому времени от Великой армии остался лишь призрак. Наполеон вывел из ледяного ада всего 18 000 человек. Вся верная ему Европа осталась погребенной в русских снегах.

«Аллилуия». И сия песнь исчисляет благодеяния, оказанныя Богом Иудеям, изображает Божие могущество и осмеивает безсилие идолов. Приличествует же песнь эта уверовавшим из язычников и освободившимся от идольской прелести; потому что дознают они, какое разстояние от не сущих до сущаго Бога.

. Когда вышел Израиль из Египта, дом Иакова – из народа иноплеменного.

. Иуда сделался святынею Его, Израиль – владением Его.

«Во исходе Израилеве от Египта, дому Иаковля из людей варвар», «Бысть Иудея святыня Его, Израиль область Его». Владыка, освободив Израиль из Египта и избавив от рабства иноплеменникам и варварам, признал народ сей Своим собственным, и построил в Иудеи собственный Свой храм. Ибо «святынею» Пророк назвал храм.

. Море увидело и побежало; Иордан обратился назад.

. Горы прыгали, как овны, и холмы, как агнцы.

«Море виде и побеже, Иордан возвратися вспять»: «Горы взыграшася яко овни, и холми яко агнцы, овчии». Пророк олицетворяет поименованныя им вещи, и провозглашая в слове своем Божие могущество, неодушевленным приписывает чувство. Когда предводительствовал Ты народом, говорит он Богу; тогда море убоявшись отступило туда и сюда, и доставило безпрепятственное шествие, река остановилась, удержав стремление токов, подобно некоему словесному существу, представляя себе в кивоте могущество Твое, и холмы и горы подвиглись, и казались ликующими, как приявшие на себя Владыку небес. Разумеет же горы Синай и Хорив, потому что на них явил присутствие Свое. Потом к сказанному пред сим Пророк присоединяет и вопрос:

. Что с тобою, море, что ты побежало, и [с тобою], Иордан, что ты обратился назад?

. Что вы прыгаете, горы, как овны, и вы, холмы, как агнцы?

«Что ти есть море, яко побегло еси, и тебе Иордане, яко возвратился еси вспять?» «Горы, яко взыграстеся яко овни, и холми яко агнцы овчии?» И Поелику они безсловесны и неодушевленны; то Пророк сам дает за них ответ.

. Пред лицем Господа трепещи, земля, пред лицем Бога Иаковлева.

. Превращающего скалу в озеро воды и камень в источник вод.

«От лица Господня подвижеся земля, от лица Бога Иаковля», «Обращшаго камень во озера водная, и несекомый во источники водныя». Все сие, говорит Пророк, совершилось ради явившагося Господа; – вот причина и колебания земли и разделения моря. Безплодный камень, лишенный всякой влаги, и по твердости недопускающий сечения, наполнил Он множеством вод, повелев дать из себя обильные источники. Поэтому ни мало сие не удивительно, говорит Пророк. Творец повелел, и разделилось море, несекомый камень источил воду, небо ниспослало манну, ветры собрали во едино крастелей, и все прочее совершилось по Его мановению.

. Не нам, Господи, не нам, но имени Твоему дай славу, ради милости Твоей, ради истины Твоей.

. Для чего язычникам говорить: «где же их»?

«Не нам Господи, не нам, но имени Твоему даждь славу о милости Твоей и истине Твоей»: «Да не когда рекут язы ́цы : где есть их?» Сущим древле от обрезания, прося Божией помощи и воспоминая прежние дары, прилично было говорить это: не отврати от нас взора Твоего, Владыка, и не презри нас по многим прегрешениям нашим; потому что неведущие справедливости наказания в рабстве нашем будут предполагать Твое безсилие, и скажут: «где есть их?»

. Бог наш на небесах [и на земле]; творит все, что хочет.

«Бог наш на небеси и на земли: вся елика восхоте, сотвори» . Они говорят: «где есть их?» Но мы знаем, что Ты – Бог, Творец всего, что жилище Твое – небо, что могущество Твое соразмерно изволению. Потом Пророк, по сравнению, делает обличение идолов.

. А их идолы – серебро и золото, дело рук человеческих.

«Идоли язык сребро и злато, дела рук человеческих». Ты творишь все, что угодно Тебе; а идолы, которым покланяются язычники, не созидают, но созидаются, и ценятся по веществу; потому что уготовляются из золота, серебра и красок, получают благообразие от искусства; их приуготовляют серебренники, золотари и живописцы; поэтому от вещества и искусства заимствуют идолы состав свой. Потом Пророк во многих чертах представляет их безсилие, говоря:

. Есть у них уста, но не говорят; есть у них глаза, но не видят.

. Есть у них уши, но не слышат; есть у них ноздри, но не обоняют.

. Есть у них руки, но не осязают; есть у них ноги, но не ходят; и они не издают голоса гортанью своею.

«Уста имут, и не возглаголют: очи имут, и не узрят»: «Уши имут, и не услышат: ноздри имут, и не обоняют»: «Руце имут, и не осяжут: нозе имут, и не пойдут». Приданы им изображения чувствилищ, но лишены они деятельности; поэтому малоценнее не только их сделавших, но и самомалейших животных. Мухи, комары и другия еще более мелкия твари, одарены деятельностию чувствилищ, – видят, слышат, летают, ходят; но идолы, которым кланяются как Богам, не имеют деятельности безсловесных и мелких животных.

«И не возгласят гортанем своим». Поелику действовавшие в идолах демоны, дававшие ложныя прорицания, произносили их не с помощию идолов, но с помощию словесных тварей, людей, или выражали иное какими-либо знаками; то Пророк справедливо сказал: «не возгласят гортанем своим»; потому что идолы совершенно недвижимы и неодушевленны.

. Подобны им да будут делающие их и все, надеющиеся на них.

«Подобни им да будут творящии я, и вси надеющиися на ня». Но им да уподобятся и кланяюшиеся и делающие; потому что тем, которые одарены разумом и впали в такое неразумие, справедливо принять на себя безчувственность удостоенных ими поклонения.

. [Дом] Израилев! уповай на Господа: Он наша помощь и щит.

. Дом Ааронов! уповай на Господа: Он наша помощь и щит.

«Дом Израилев упова на Господа: помощник и защититель им есть». «Дом Ааронь упова на Господа: помощник и защититель им есть». Они от поклонения идолам получили вред, а не пользу; а дом Израилев, приобретя упование на сущаго Бога, всегда пользуется промышлением Его. Раздельно же Пророк сделал сие упоминание, воздавая сим честь священству, и научая живших тогда, какое отличие имеют священники пред прочими.

. Боящиеся Господа! уповайте на Господа: Он наша помощь и щит.

«Боящиися Господа уповаша на Господа: помощник и защититель им есть». Это – иный чин отличный от прежних. Показывает же пророческое слово, что, если кто и не имеет сана священства, не принадлежит к сродству израильскому, но, украшаясь Божиим страхом, прилагает попечение о добродетели, то и он от Бога всяческих сподобится такого же промышления. У Иудеев же и древле было много таковых, не от Авраамова произшедших корня, но пришедших от других народов, которые назывались пришельцами, и высоко чтили Божественное. И ныне язычники не имеют сродства с Авраамом по плоти, но, стяжав веру Авраамову, именуются Авраамовыми чадами.

. Господь помнит нас, благословляет [нас], благословляет дом Израилев, благословляет дом Ааронов.

. Благословляет боящихся Господа, малых с великими.

«Господь помянув ны, благословил есть нас: благословил есть дом Израилев: благословил есть дом Ааронь»: «Благословил есть боящияся Господа». И здесь Пророк сделал тоже разделение, и показал плод упования; потому что с упованием совокупил благословение и сказал, что передается оное не только дому Израилеву и дому Ааронову, но и боящимся Господа. Потом опять делает разделения по возрастам и по достоинству.

«Малыя с великими;» потому что благословил не только юных, но и престарелых, не только изобилующих богатством, но и живущих в нищете, не только отличенных свободою, но и принужденных влачить иго рабства.

. Да приложит вам Господь более и более, вам и детям вашим.

«Да приложит Господь на вы, на вы, и на сыны ваши». Стяжавшим упование на Бога пророческое слово желает приращения и множества.

. Благословенны вы Господом, сотворившим небо и землю.

«Благословени вы Господеви, сотворшему небо и землю». Всего же этого сподобились вы, говорит Пророк, как приявшие благословение от Творца всяческих.

. Небо – небо Господу, а землю Он дал сынам человеческим.

«Небо небесе Господеви: землю же даде сыновом человеческим». Селение Его на небе, не на этом видимом, но превысшем онаго, которое видимому служит кровом, как нам видимое. Обитает же на небе Господь всяческих, не как имеющий описуемое естество, но как веселящийся о жительствующих там ликах святых Ангелов. А землю уделил Он человеческому роду. Поэтому промышляет не об Иудеях токмо, но и о всех человеках, которым дал в жилище землю.

. Ни мертвые восхвалят Господа, ни все нисходящие в могилу.

. Но мы [живые] будем благословлять Господа отныне и вовек. Аллилуия.

«Не мертвии восхвалят Тя, Господи, ниже вси нисходящии во ад»: «Но мы живии благословим Господа, от ныне и до века».

«Мертвыми» назвал Пророк служащих неодушевленным идолам. Ибо что безчувственнее их? А "живыми" называет поклоняющихся живому Богу, которым и предоставил сию божественную песнь. Сверх сего учит, что служителям Божиим надлежит песнословить Бога, находясь еще в сей жизни; потому что препятствует делать это. А посему и в другом псалме сказует: «восхвалю Господа в животе моем, пою Богу моему Дóндеже есмь» ().



Не нам, не нам, а имени Твоему

Ср. Не нам, а имени Твоему! я человек тоже, как и вы; оставьте меня жить, как человек, и думать о своей душе и о Боге.

Гр. Л.Н. Толстой. Война и мир. Эпилог. 1, 4.

Эти слова находятся на медали, в память Отечественной войны и освобождения России от нашествия Наполеона I.

Ср. Не нам, Господи, не нам, но имени Твоему дай славу, ради милости Твоей, ради истины Твоей.

Пс. 113, 9. Ср. Паралипом. 16, 35.


Русская мысль и речь. Свое и чужое. Опыт русской фразеологии. Сборник образных слов и иносказаний. Т.Т. 1-2. Ходячие и меткие слова. Сборник русских и иностранных цитат, пословиц, поговорок, пословичных выражений и отдельных слов. СПб., тип. Ак. наук. . М. И. Михельсон . 1896-1912 .

Смотреть что такое "не нам, не нам, а имени Твоему" в других словарях:

    Не намъ, не намъ, а имени Твоему (слава). Ср. Не намъ, а имени Твоему! я человѣкъ тоже, какъ и вы; оставьте меня жить, какъ человѣкъ, и думать о своей душѣ и о Богѣ. Гр. Л. Н. Толстой. „Война и Миръ“. Эпилогъ. 1, 4. Поясн. Эти слова находятся на… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

    - (т. е. слава). См. БОГ ВЕРА … В.И. Даль. Пословицы русского народа

    НАМ, дат., мест. мы. Куда туда нам, где впору и ва!/ Где нам, тут дай Бог и вам! Не нам, не нам, но имени Твоему (т. е. слава). Дай Бог умереть хоть сегодня, только не нам. В чужих руках ломоть (пирог) велик; а как нам достанется, мал покажется.… … Толковый словарь Даля

    Медаль «В память Русско турецкой войны 1877 1878» … Википедия

    Праздничный хор Свято Никольского женского монастыря (г.Могилёв) православный молодёжный певческий коллектив, существующий при Свято Никольском женском монастыре Белорусского экзархата Русской православной церкви. Праздничный хор Свято… … Википедия

    Эту статью следует викифицировать. Пожалуйста, оформите её согласно правилам оформления статей … Википедия

    Запрос «Акиндинов» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Алексей Акиндинов Алексей Акиндинов … Википедия

    Георгий Апполонович Гапон Дата рождения: (5 февраля (17 февраля) 1870, Место рождения: Российская империя, Полтавская губерния … Википедия

Loading...Loading...