Я буду тогда обладать истиной вечной несомненной. "Истина и правда

Композиция по стихам 1906-1937 гг с музыкальным сопровождением, исполняет Лора Ерёмина.Семпл (6, 86 мб) Осип Эмильевич Мандельштам родился 15 января 1891 года в Варшаве. Юность поэта прошла в Петербурге и в Павловске. В 1907-1908 году Мандельштам был в Париже, в 1909-1910 изучал философию в Гейдельберге. В 1911 году поэтодин год учился в Гейдельбергском университете, затем - в Санкт-Петербургском университете, не окончив его. К этому времени относятся первые публикации стихов Мандельштама в журнале "Аполлон" и начало его дружбы с Н.Гумилевым. Мандельштам входил в состав "Цеха поэтов". В 1913 году вышел первый сборник поэта - "Камень". В 1922 году вышел второй сборник стихов - "Tristia". В 1925 году вышел первый сборник прозы поэта "Шум времени", переизданный с дополнениями в 1928 году под названием "Египетская марка". В 1930 году Мандельштам совершает поездку в Армению и в 1933 году публикует несколько эссе о поездке. 6 мая 1934 года Мандельштам был арестован и приговорен к трем годам ссылки, которую отбывал в Чердыни (под Соликамском), а затем в Воронеже. В мае 1937 года поэт вместе с женой вернулся в Москву, где он не имел права на жительство. 2 мая 1938 года Мандельштам был вторично арестован и отправлен в лагерь. Умер поэт 27 декабря 1938 года в лагере под Владивостоком. В 1998 году в связи с 60-летием со дня смерти поэта на месте гибели был установлен памятник.В.Шкловский сказал о Мандельштаме: "Это был человек... странный... трудный... трогательный... и гениальный!"

Содержание
Часть первая
1. Из омута злого
2. В огромном омуте
3. Нежнее нежного
4. Скудный луч
5. Раковина
6. Отчего душа
7. На бледноголубой
8. Когда удар
9. Слух чуткий
10. Душу от внешних
11. О свободе небывалой
12. Ни о чем не нужно
13. Дев полуночных
14. Отравлен хлеб
15. Образ твой
16. Я вздрагиваю от холода
17. Как кони медленно
18. Золотой
19. В разноголосице
20. Импрессионизм
21. Увы, растаяла
22. От легкой жизни
23. Золотистого меда
24. Я наравне с другими
25. Твоим узким плечам
26. На розвальнях
27. На страшной высоте
28. Я изучил науку
29. Автопортрет
30. ПосохЧасть вторая
1. Это какая улица
2. За то, что я руки
3. Умывался ночью
4. Холодок шекочет
5. Не говори никому
6. Куда как страшно
7. Ленинград
8. Мы с тобой на кухне
9. Колют ресницы
10. За гремучую доблесть
11. Неправда
12. Мастерица виноватых взоров
13. Я скажу тебе
14. Ночь на дворе
15. Может быть, это точка
16. В лицо морозу
17. Влез бесенок
18. О этот медленный
19. Я живу на важных огородах
20. Воронеж
21. Куда мне деться
22. Я должен жить
23. Заблудился я в небе I в.
24. Заблудился я в небе II в.
25. Еше не умер ты
26. Люблю морозное дыханье
27. Жил Александр Гериевич
28. Сохрани мою речь
29. На меня нацелилась
30. Душный сумрак
31. Последнее письмо

Почему вы так дорожите бессмертием души? - спросил я.
- Почему? Потому что я буду тогда обладать Истиной вечной, несомненной... Истина – совершенство!
А в обладании Истиной, по моему понятию, и состоит высочайшее блаженство!
- В обладании Истиной?
- Конечно, ей.
- Позвольте, в состоянье ли вы представить себе, следующую сцену с небольшой толпою:
Собралось несколько молодых людей, толкуют между собою.
И вдруг вбегает один их товарищ: глаза его блестят необычайным блеском,
он задыхается от восторга и быстро начинает говорить, как сорока с треском:
"Друзья мои, послушайте, что я узнал, какую истину! Угол падения равен углу отражения!
Или вот ещё: между двумя точками самый краткий путь - прямая линия! – Вот что знаю я!»
"Неужели! о, какое блаженство!" - кричат все молодые люди и, как братья,
с умилением бросаются друг другу в объятия!
Вы не в состоянии себе представить подобную сцену? Вы смеётесь...
Истина - не для всех совершенство?
Быть того не может? В том-то и дело: Истина не может доставить блаженства.
Вот Правда - может.
Это человеческое, наше земное дело. Правда и Справедливость поможет!
За Правду и умереть согласен. В Правле и Справедливости верховенство.
На знании истины вся жизнь построена; но как это "обладать ею"?
Да ещё находить в этом блаженство?
И кто бы мог подумать, что истина и выверенные умные мысли и дела – суть одно и тоже -
Ведут к счастливой жизни тоже!

______
И.С. Тургенев. Истина и правда
- Почему вы так дорожите бессмертием души? - спросил я.
- Почему? Потому что я буду тогда обладать Истиной вечной, несомненной... А в этом, по моему понятию, и состоит высочайшее блаженство!
- В обладании Истиной?
- Конечно.
- Позвольте; в состоянье ли вы представить себе, следующую сцену? Собралось несколько молодых людей, толкуют между собою... И вдруг вбегает один их товарищ: глаза его блестят необычайным блеском, он задыхается от восторга, едва может говорить.
"Что такое? Что такое?"
– "Друзья мои, послушайте, что я узнал, какую истину! Угол падения равен углу отражения! Или вот еще: между двумя точками самый краткий путь - прямая линия!"
- "Неужели! о, какое блаженство!" - кричат все молодые люди, с умилением бросаются друг другу в объятия! Вы не в состоянии себе представить подобную сцену? Вы смеетесь... В том-то и дело: Истина не может доставить блаженства... Вот Правда может. Это человеческое, наше земное дело... Правда и Справедливость! За Правду и умереть согласен. На знании истины вся жизнь построена; но как это "обладать ею"? Да еще находить в этом блаженство?
Июнь 1882
______
Иван Сергеевич Тургенев (28 октября (9 ноября) 1818, Орёл, Российская империя - 22 августа (3 сентября) 1883, Буживаль, Франция) - русский писатель-реалист, поэт, публицист, драматург, переводчик. Один из классиков русской литературы, внёсших наиболее значительный вклад в её развитие во второй половине XIX века. Член-корреспондент императорской Академии наук по разряду русского языка и словесности (1860), почётный доктор Оксфордского университета (1879), почётный член Московского университета (1880). Последние годы жизни Тургенева стали для него вершиной славы как в России, где писатель вновь стал всеобщим любимцем, так и в Европе, где лучшие критики того времени (И. Тэн, Э. Ренан, Г. Брандес и др.) причислили его к первым писателям века. Его приезды в Россию в 1878-1881 годах стали настоящими триумфами. Иван Сергеевич Тургенев в 1878 на международном литературном конгрессе в Париже избран вице-президентом; в 1879 он - почётный доктор Оксфордского университета. В 1880 Тургенев участвует в торжествах в честь открытия памятника Пушкину в Москве.
Весной 1882 года у Тургенева обнаружились первые признаки заболевания, вскоре оказавшегося для Тургенева смертельным. При временном облегчении болей он продолжал работать и за несколько месяцев до кончины издал первую часть «Стихотворений в прозе» - цикл лирических миниатюр, который стал своеобразным его прощанием с жизнью, родиной и искусством. Книгу открывало стихотворение в прозе «Деревня», а завершал её «Русский язык» - лирический гимн, в который автор вложил свою веру в великое предназначение своей страны:
Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!.. Не будь тебя - как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома. Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!

Почему вы так дорожите бессмертием души? - спросил я.

Почему? Потому что я буду тогда обладать Истиной вечной, несомненной... А в этом, по моему понятию, и состоит высочайшее блаженство!

В обладании Истиной?

Конечно.

Позвольте; в состоянье ли вы представить себе следующую сцену? Собралось несколько молодых людей, толкуют между собою... И вдруг вбегает один их товарищ: глаза его блестят необычайным блеском, он задыхается от восторга, едва может говорить. "Что такое? Что такое?" - "Друзья мои, послушайте, что я узнал, какую истину! Угол падения равен углу отражения! Или вот еще: между двумя точками самый краткий путь - прямая линия!" - "Неужели! о, какое блаженство!" - кричат все молодые люди, с умилением бросаются друг другу в объятия! Вы не в состоянии себе представить подобную сцену? Вы смеетесь... В том-то и дело: Истина не может доставить блаженства... Вот Правда может. Это человеческое, наше земное дело... Правда и Справедливость! За Правду и умереть согласен. На знании Истины вся жизнь построена; но как это "обладать ею"? Да еще находить в этом блаженство?

Вид урока : урок развития речи.
Цель
Раскрыть своеобразие русского концепта “Правда”, в котором совпало два значения: правда как объективная истина и правда как внутренняя справедливость.
Задачи урока:
  1. Развивать мышление в системе духовно-нравственных понятий учащихся.
  2. Способствовать развитию умения исследовать, анализировать, сопоставлять, обобщать.
Оборудование :
Раздаточный материал, оформленная доска, воспоминания Горького о Чехове, текст стихотворения в прозе Тургенева “Истина и правда”, повесть В. Закруткина “Матерь человеческая”.

Ход урока

1. Слово учителя

Истина – духовная основа жизни, она вечна, нетленна, бесконечна. Истина сокрыта от людей, ее ищут, постигают умом и сердцем. Истина дает возможность искать ответы на вопросы: мир сотворен или не сотворен, зло или добро в основе творения, конечен или бесконечен мир, смертен или бессмертен человек.
Истина присутствует во всех формах мировоззрения: науке, религии, философии, искусстве, в обыденном сознании людей. Добро, Красота, Истина – вот краеугольные камни любого мировоззрения в иерархии духовных ценностей.
Как вы думаете, почему?
(Добро – ценность нравственная, Красота – эстетическая, Истина – познавательная)

2. Выполните задание №1 на листе. Восстановите мини-текст, используя предложенную модель.

Духовные искания человека связаны с поиском…. . В основе духовной жизни лежат представления о добре и …, прекрасном и … , истине и … .
Так, в русском языке философскому понятию Истины соответствует лексическая пара ИСТИНА и ПРАВДА.
И я дописываю вопрос, на который нам предстоит найти ответ: Что важнее для русского человека: истина или правда?

3. Лексическая работа.

– Обратимся к “Толковому словарю русского языка” С.И.Ожегова и напомним значение некоторых слов, которые мы будем использовать в диалоге.
Мировоззрение– система взглядов, воззрений на природу и общество.
Менталитет – (книж.) мировосприятие, умонастроение. Менталитет русского народа.
Ментальный – (книж.) относящийся к умственной деятельности, уму. Ментальные способности.
Нравственность – внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами.
Истина – 1. В философии: адекватное отображение в сознании того, что существует объективно. Объективная истина. Стремление к истине.
2. То же, что и правда в 1 знач.
Правда – 1. То, что существует в действительности, соответствует реальному положению вещей. Сказать правду. Правда глаза колет.
2. Справедливость, честность, правое дело. Искать правду. Стоять за правду .

4. Создание сравнительного портрета истины и правды.

– Обратите внимание на слово “истина” во втором значении. У Ожегова это то же, что и правда.
– Но в языке русского народа есть поговорка: “Истина хороша, да и правда не худа”.
– В значении какого союза употреблен союз “да”? Что же подразумевал русский народ, противопоставляя правду истине?
Составьте сравнительный портрет истины и правды. Выполните задание №2.
ЗАДАНИЕ №2
Подумайте, чем необычно данное предложение. Подчеркните все существительные, обозначающие абстрактные понятия и относящиеся к духовному (внутреннему) миру человека. Назовите три высшие духовные ценности, образующие мировоззрение человека (систему взглядов на природу и общество).
Человек борется за свободу и справедливость, ищет истину, служит ей, жертвуя собой ради общего блага, стремится к добру и красоте и вступает в спор с судьбой, которая обманывает его или оправдывает его надежды.
– Определите словесный портрет Истины, правды.
– Какое из двух понятий является холодным, отвлеченным, универсальным? (Истина)
– А каким является Правда? (индивидуальное, личное.)

5. Работа со “Словарем живого великорусского языка” В.И.Даля.

Заглянем в “Словарь живого великорусского языка” В.И.Даля.
ИСТИНА относится к уму и разуму. Благо во образ есть истина (т.е. доступное понятию).
Истина от земли, а правда от небес .
ПРАВДА – истина на деле, истина во образе, во благе.
– Обратите внимание, какой сложный и противоречивый характер носят понятия ИСТИНА и ПРАВДА в русской культуре. Попытаемся осмыслить их взаимодействие с точки зрения русской ментальности, прибегнув к помощи русской литературы.
– В качестве эпиграфа к первому литературному эпизоду предлагаю русскую народную поговорку: “ Истина хороша, да и правда не худа”.

6. Анализ текста Тургенева “Истина и правда”.

– прочтем стихотворение в прозе И.С.Тургенева “Истина и правда”.
– Почему вы так дорожите бессмертием души? – спросил я.
– Почему? Потому что я буду тогда обладать Истиной вечной, несомненной… А в этом, по моему понятию, и состоит высочайшее блаженство!
– В обладании Истиной?
– Конечно.
– Позвольте; в состоянье ли вы представить себе следующую сцену? Собралось несколько молодых людей, толкуют между собою… И вдруг вбегает один их товарищ: глаза его блестят необычайным блеском, он задыхается от восторга, едва может говорить. “Что такое? Что такое?” – “Друзья мои, послушайте, что я узнал, какую истину! Угол падения равен углу отражения! Или вот еще: между двумя точками самый краткий путь – прямая линия!” – “Неужели! О, какое блаженство!” – кричат все молодые люди, с умилением бросаются друг другу в объятия! Вы не в состоянии себе представить подобную сцену? Вы смеетесь… В том-то и дело: Истина не может доставить блаженства… Вот Правда может. Это человеческое, наше земное дело… Правда и Справедливость! За Правду и умереть согласен. На знании Истины вся жизнь построена; но как это “обладать ею”? Да еще находить в этом блаженство?
Июнь, 1882
– Как автор различает истину и правду?
– С каким понятием Тургенев соединяет слово Правда? (справедливостью)
– Сделайте вывод, доказав верность поговорки “Истина хороша, да и правда не худа”.
(В русском сознании истина – категория научная, а правда – нравственная, она тесно связана с представлением об идеальных человеческих отношениях. Эта правда-справедливость.)

7. Анализ отрывка из воспоминаний М.Горького о Чехове.

У русского народа есть еще одна поговорка: “У каждого Павла своя правда”. И пусть она станет эпиграфом ко второму литературному эпизоду.
– Напомните сюжет рассказа Чехова “Злоумышленник”.
– А теперь прочтем отрывок из воспоминаний М.Горького о Чехове.
М.Горький в своих воспоминаниях о Чехове воспроизводит диалог между молодым юристом и автором “Злоумышленника”:
“Я застал у него молодого, красивенького товарища прокурора. Он стоял перед Чеховым и, потряхивая кудрявой головой, бойко говорил:
– Рассказом “Злоумышленник” вы, Антон Павлович, ставите передо мной крайне сложный вопрос. Если я признаю в Денисе Григорьеве наличность злой воли, действовавшей сознательно, я должен без оговорок, упечь Дениса в тюрьму, как это требуют интересы общества. Но он дикарь, он не сознавал преступности деяния, мне его жалко! Если же я отнесусь к нему как к субъекту, действовавшему без разумения, и поддамся чувству сострадания, – чем я гарантирую общество, что Денис вновь не отвинтит гайки на рельсах и не устроит крушения? Вот вопрос! Как же быть?
Он замолчал, откинул корпус назад и уставился в лицо Антону Павловичу испытующим взглядом. Мундирчик на нем был новенький, и пуговицы на груди блестели так же самоуверенно и тупо, как глазки на чистеньком личике юного ревнителя правосудия.
– Если б я был судьей, – серьезно сказал Антон Павлович, – я бы оправдал Дениса…
– На каком основании?
– Я сказал бы ему: “Ты, Денис, еще не дозрел до типа сознательного преступника, ступай – и дозрей!”
Юрист засмеялся, но тотчас же вновь стал торжественно серьезен и продолжал:
– Нет, уважаемый Антон Павлович, вопрос, поставленный вами, может быть разрешен только в интересах общества, жизнь и собственность которого я призван охранять. Денис – дикарь, да, но он – преступник, вот истина!
– Вам нравится граммофон? – вдруг ласково спросил Антон Павлович.
– О да! Очень! Изумительное изо...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!


Почему вы так дорожите бессмертием души? - спросил я.

Почему? Потому что я буду тогда обладать Истиной вечной, несомненной... А в этом, по моему понятию, и состоит высочайшее блаженство!

В обладании Истиной?

Конечно.

Позвольте; в состоянье ли вы представить себе следующую сцену? Собралось несколько молодых людей, толкуют между собою... И вдруг вбегает один их товарищ: глаза его блестят необычайным блеском, он задыхается от восторга, едва может говорить. "Что такое? Что такое?" - "Друзья мои, послушайте, что я узнал, какую истину! Угол падения равен углу отражения! Или вот еще: между двумя точками самый краткий путь - прямая линия!" - "Неужели! о, какое блаженство!" - кричат все молодые люди, с умилением бросаются друг другу в объятия! Вы не в состоянии себе представить подобную сцену? Вы смеетесь... В том-то и дело: Истина не может доставить блаженства... Вот Правда может. Это человеческое, наше земное дело... Правда и Справедливость! За Правду и умереть согласен. На знании Истины вся жизнь построена; но как это "обладать ею"? Да еще находить в этом блаженство?

Loading...Loading...