Кто был покровителем англии до сент джордж. Святые британии и ирландии

Сегодня, в третье воскресенье после праздника Святой Троицы, в Русской Православной Церкви отмечается память святых, в земле Британской и Ирландской просиявших. Такое решение принято Синодом нашей Церкви еще в 2007 году. Отмечалось, что имена древних святых неразделенной Церкви (до 1054 года) будут вносить в календарь Русской Церкви после получения полных материалов, "касающихся их христианского подвига, времени и обстоятельств прославления". В этом году Синод включил двух английских святых для общецерковного почитания святого Патрика и святого Албана. В православных храмах Великобритании почитаются сотни местных святых.

Как же сопоставить Англию с ее лукавой политикой и святых, в земле Британской просиявших? Да почти никак. В Британском парламенте, находящемся в здании Вестминстерского дворца, установлены статуи выдающихся деятелей, внесших вклад в величие Британии - Черчилля, Тэтчер, Ллойда Джоржда, Чемберлена и других. Экскурсоводы рассказывают, как каждый из них укреплял и развивал свою страну. Сами же туристы между собой вспоминают, как один развязал интервенцию, другой - холодную войну, и так далее.

Икона святого Альфреда из русского православного храма в Колчестере, графства Эссекс. Фото: Елена Дорофеева, Царьград.

В то же время среди лиц, почитаемых святыми, есть не только апостолы, монахи, мученики первых веков христианства, но и английские короли и королевы. Например, король Альфред, правивший в IX веке. На статуе Альфреда Великого в Уонтидже есть надпись:

Альфред увидел ученость мертвой - и возродил ее.
Образование было запущено - он восстановил его.
Законы были бессильны - он дал им силу.
Церковь была в упадке - он поднял ее.
Землю опустошал зловещий враг - он избавил ее от него.
Имя Альфреда будет жить столько, сколько человечество будет уважать прошлое
.

Внучки королевы Виктории - русские святые

Вестминстерское аббатство со статуей Великой княгини Елизаветы Федоровны. Фото: Елена Дорофеева, Царьград.

Вестминстер в переводе - западная церковь. Здесь появился один из первых христианских храмов в Лондоне - во имя апостола Петра, который считается просветителем земли британской наряду с апостолом Павлом, в честь которого в Лондоне построен другой огромный храм, превышающий по размерам Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге. Так что у двух городов одни и те же небесные покровители. Специалист по истории христианства в Англии протоиерей Эндрю Филлипс обращает внимание на источники, указывающие, что в Англии проповедовали первоверховные апостолы Петр и Павел. Византийский агиограф святой Симеон Метафраст, живший в X веке, пишет, что "святой Петр провел много времени в Британии и привел там многих ко Христу, рукополагал епископов, священников и диаконов".

На фасаде Вестминстерского аббатства в числе святых изображена наша русская святая великая княгиня Елизавета Федоровна Романова, внучка королевы Виктории. Она со своей сестрой - будущей императрицей Александрой Федоровной воспитывалась бабушкой с раннего детства, оставшись без матери. Обе внучки английской королевы прославлены ныне в лике русских святых.

Воспитанная в традициях протестантизма будущая основательница Марфо-Мариинской обители так писала отцу о переходе в православие: "… я чувствую себя такой безгранично счастливой в моей новой вере. Земное счастье я всегда имела - когда была ребенком в моей старой стране, как жена - в моей новой стране. Но когда я увидела, каким глубоко религиозным был Сергей, я чувствовала себя очень отставшей от него, и чем больше я узнавала его Церковь, тем больше я чувствовала, что она приближает меня к Богу… Однако в этом случае все в моих руках и в руках Господних, и я уверена, Он благословит этот шаг; я уповаю на Его всемогущество, и я постоянно молюсь, чтобы я всегда была хорошей дочерью и верной женой и всегда была бы хорошей христианкой, и чтобы в моем земном счастье я всегда думала о будущем и о моем спасении..."

Икона царской семьи из русского православного храма в Колчестере, графства Эссекс. Фото: Елена Дорофеева, Царьград.

Цель христианина - спасение в вечной жизни - это хорошо понимали умные думающие люди, где бы они ни жили. Стремление к этому и есть святость, какие бы земные цели не преследовались. И мы все помним, как завершилась жизнь Елизаветы Федоровны. Из царского дворца после убийства мужа она ушла в основанную ею обитель милосердия, навестила в тюрьме убийцу, призвав вспомнить о цели земной жизни, потом была арестована и сброшена живой в уральскую шахту.

Мученически завершила свою жизнь и ее сестра - супруга императора Николая Второго. Вся семья с детьми вместе со слугами были расстреляны и уничтожены в Екатеринбурге. "Надобно не в словах одних поставлять молитву, а паче в душевном расположении молитвенном. Таким образом непрестанно будешь молиться, не в словах заключая молитву, но через все течение жизни приближаясь к Богу, чтобы жизнь твоя была непрерывною и непрестанною молитвою", - гласит одна последних дневниковых записей императрицы Александры Федоровны Романовой.

Так через этих великих русских святых проходит духовная связь России с Великобританией.

Кентербери. Фото: Елена Дорофеева, Царьград.

Апостолы Англии

Обратимся к истории Англии. В Британском парламенте в Вестминстере есть и христианские мозаики, изображающие святых покровителей наций, составляющих Соединённое Королевство: Георгий Победоносец для Англии, апостол Андрей для Шотландии, архиепископ Давид для Уэльса и святой Патрик для Ирландии.

Святой Патрик, несмотря на то, что его имя давно вспоминают на увеселительном празднике в России, только этой весной внесен Синодом в список святых Русской Церкви как просветитель Ирландии, а не герой пивных пирушек.

"Церковь на Британских островах в I тысячелетии была частью единой, святой, соборной и апостольской Церкви. За всю историю Православия на Британских островах было явлено не менее 950 святых", - отмечает Эндрю Филлипс, носящий имя апостола Андрея. Он англичанин, перешел в православие и считает, что возвратился в родную исконную церковь. Более трети духовенства Русской Православной Церкви в Великобритании - англичане.

"В Англии создавались замечательнейшие духовные, церковные гимны, песнопения, службы. Большинство из них, к сожалению, было уничтожено в период завоевания страны Вильгельмом I в XI веке и во время реформации в XVI веке, - отмечает отец Эндрю. - Но некоторые части служб нескольким праздникам и святым милостию Божией дошли до наших дней и активно используются в богослужениях".

Кентребрери. Интерьер с цветами. Фото: Елена Дорофеева, Царьград.

Глава Англиканской Церкви находится не в Лондоне, а в Кентербери - древнем городе в 85 километрах от Лондона и в 20 - от Ла-Манша. Первым архиепископом Англии и "апостолом англичан" был Августин (не путать с Блаженным Августином, который жил двумя веками ранее).

Миссионера Августина, посланного из Рима папой Григорием (Двоесловом) пригласила Берта - супруга кентского короля Этельберта, правившего в VI веке. Город Кентербери был основан римским императором Клавдием во время завоевания Британии в 43 году на месте кельтского поселения. Через город прошла дорога из порта Дувра на Лондон, используемая до сих пор.

В графстве Кент недалеко от города расположена старейшая действующая церковь Великобритании - во имя Мартина Турского. Она устроена Бертой на основе остатков римской церкви IV века. Кладка - чередование плинф и местного камня кремня, и можно судить о том, что она была устроена именно во времена римского владычества. Именно в этой церкви служил и жил поблизости Августин, пока строился величественный собор в Кентербери.

Страница о митрополите Владимире. Фото: Елена Дорофеева, Царьград.

В Кентерберийском соборе множество приделов (часовен). В одном из них - во имя мучеников нового времени есть список и русских святых - митрополита Киевского Владимира (Богоявленского), "убитого восставшими в первые месяцы Русской революции", и "Русского патриарха Тихона, заключенного в тюрьму за свои христианские убеждения, и умершего там при невыясненных обстоятельствах".

Будучи в туристической поездке "Святыни Британии" в середине июня, я стала участницей православного молебна в Кентерберийском соборе в приделе мученика Фомы, который провел протоиерей Александр Дягилев. "Последний раз православный молебен был здесь лет 6-7 назад", - сказали мне сотрудники собора.

Сент-Олбанс в розах. Фото: Елена Дорофеева, Царьград.

Первый английский мученик Албаний - в русских святцах

На весеннем Синоде решено внести в календарь Русской православной церкви имя первого английского мученика Албана (или Албания) Британского (память 22 июня / 5 июля). Он не был крещен по правилам обряда, но прославился своим поступком. Во времена свирепых гонений на христиан, прокатившихся по всей Римской империи, в состав которой входила тогда в конце III - начале IV веков и Англия, он служил легионером в городе Веруламиуме. Туда прибыл специальный отряд для уничтожения христиан. Молодой священник, практически юноша, укрываясь от преследователей, забежал в дом Албания. Тот пожалел юношу и отвел воинов. В течение трех дней он беседовал с ним и проникся христианским мировоззрением. Когда уже стало ясно, что юноша в его доме, он одел его священнические одежды и вышел к воинам. Те сначала не поверили в его преображение, думали, что он "прикалывается". Повели на суд в театр, где он отказался поклониться идолам, тогда его повели на вершину холма и отрубили ему голову.

Икона Албания в храме в Сент-Олбансе с молебном. Фото: Елена Дорофеева, Царьград.

Место мученической кончины Албания вскоре стало почитаться. Эпоха гонений к тому времени прекратилась, ибо пришел к власти Константин Великий. Возвели собор в честь святого и его именем назвали город. 13 июня у его раки был совершен православный молебен. Они здесь проходят регулярно, по крайней мере, раз в месяц.

Дух Англии - дух мужества и красоты

Священник Эндрю Филлипс в храме в Колчествере. Фото: Елена Дорофеева, Царьград.

Завершим краткое повествование христианской истории Англии поэтическими строками отца Эндрю Филлипса, который пишет и стихи. "Дух Англии сродни духу святого Георгия Победоносца - это дух мужества и красоты, духом нежности и справедливости, любви к веселью и добру, привязанности к простой и наполненной занятиями жизни людей, готовности помочь слабому. Такая тонкая, стыдливая, кроткая, немного смешливая и мужественная душа - это душа Англии.

Она в Чосере, Шекспире, Диккенсе. Она в старинных балладах и сказках о Робине Гуде, стоявшем за бедняков и весело странствовавшем по зеленым лесам. Она в маленьких деревушках нашего острова, в старинных домиках и церквушках, в бесчисленных древних резных украшениях, в старых мостах, в старинных английских мелодиях. Джон Клэр и Уильям Барнс писали о том, как английский народ был подавлен и унижен богатыми землевладельцами и промышленниками. Это была эпоха великой скорби и угнетений, но в то же время и эпоха праведности, когда можно было найти праведных, созерцательных мужчин и женщин в любом селении и каждой деревушке по всему острову Британия. Вот остатки того великого и драгоценного наследия, с которыми мы живем сегодня".

Православие в Англии востребовано. Храмы Русской Православной Церкви, Константинопольской патриархии, Румынской, Сербской, Болгарской наполняют не только представители национальных диаспор, но и коренные англичане. Пока немного, но среди них есть и выходцы из Англиканской церкви. На днях стало известно о просьбе бывшего настоятеля англиканской церкви святого Варфоломея в Лондоне отца Мартина Дадли принять его в православие.

Святые Британской земли почитаются наиболее именно православными. Большинство из 120 православных общин на Британских островах и в Ирландии посвящены местным святым. И многие из них имеют вселенское значение.

Святой Андрей, покровитель Шотландии

Святой Андрей был одним из 12 апостолов, учеников Иисуса Христа. А до этого он был рыбаком в Галилее, как и брат его Пётр.

После смерти Христа первые миссионеры – апостолы начали обращать язычников в христианскую веру.

Св. Андрей проповедовал христианство в Малой Азии, Греции и Скифии.


Роман Кравчук

Святой Всехвальный апостол Андрей Первозванный

водружает крест на Киевских горах

Древнее предание гласит, что начало христианской проповеди на Руси было положено именно апостолом Андреем. Учёные до сих пор спорят об его истинности. Предание повествует о том, что Св. Андрей прошел с проповедью Евангелия до днепровских гор, на которых позже возник Киев, и установил там крест.

Затем апостол поднялся вверх по Днепру, дошел до Новгорода и вернулся обратно в Рим. Про посещение Новгорода в летописи осталось лишь одно упоминание об удивившем апостола обычае новгородцев париться в банях.

Считается, что в 62 году н.э. Св. Андрей был схвачен римскими легионерами в греческом городе Патры (Патрас), и принял мученическую смерть на кресте. По легенде, Андрей просил власти, приговорившие его к казни, не о помиловании, а лишь о том, чтобы крест его, предназначенный для распятия, не был похож на крест Спасителя, так как он счел себя недостойным закончить жизнь в точности также как и его Учитель. Поэтому Андрей Первозванный был распят на косом, напоминающем букву «Х» кресте, вошедшем в историю под названием «андреевского креста». Два дня Андрей провисел на кресте, уча горожан христианской вере.


Бартоломео Эстебан Мурильо

Страдания Св. Андрея

Его останки хранились в монастыре до середины IV века нашей эры, пока император Константин не приказал перевезти мощи святого в Константинополь, столицу Восточной Римской империи.

Хранителем святых мощей был греческий монах Св. Регулус. Ночью ему явился ангел, и повелел увезти мощи далеко, на край света. Он так и сделал – повёз мощи через всю Европу, в Каледонию, ибо это был самый дальний уголок римской империи. В те времена это была дикая земля, населенная жестокими и неуправляемыми кельтскими племенами.

Место захоронения святых мощей стало местом паломничества всех христиан, населявших Шотландию, а со временем его назвали городом Святого Андрея (Сент-Эндрюс), который превратился в религиозный центр Шотландии, а сам святой стал небесным покровителем скоттов и пиктов. И до сих пор апостол Андрей считается покровителем Шотландии, хотя вся его деятельность проходила достаточно далеко от берегов этой страны.


Сент-Эндрюс

Продолжение этой истории связано с королем пиктов Энгусом II. Самый известный пиктский король (времён до МакАльпина), Энгус МакФергюс покорил соседнюю Дал Риаду и на время обе страны слились в единое государство.


Согласно легендам, в 832 году объединенная армия пиктов и скоттов под предводительством короля Энгуса оказалась окружена войском англов под командованием короля Ательстана.

Ни король, ни его воинство не были уверены в исходе предстоящей битвы. Энгус ревностно молился всю ночь Богу и святым, дабы шотландцам была дарована победа, а когда заснул, то увидел апостола Андрея, который обещал свою помощь. На следующий день перед началом битвы воины увидели над собой в синей голубизне неба облако в виде косого креста.


Это зрелище настолько воодушевило пиктов и скоттов и повергло в ужас их противников, что англы потерпели поражение, а их предводитель король Ательстан погиб при отступлении. А Энгус II сделал косой крест национальным символом своей страны.

Но только лишь после знаменитой победы Роберта Брюса над англичанами при Бэннокбарне в 1314 году святой Андрей был официально провозглашен хранителем Шотландии.

Впрочем, не совсем понятно, с какой стати в 9 веке король Ательстан из южной Англии подался на север через владения короля Нотумбрии воевать с шотландцами... Но так или иначе, сегодня неподалёку, в видимости места битвы, в старинном здании 16-го века расположился Музей шотландского флага (the Flag Heritage Centrе).


Музей шотландского флага

Несмотря на библейское прошлое Св. Андрея, всешотландское признание пришло к нему далеко не сразу, поскольку к моменту роста его культа в разных частях страны население уже поклонялось разным христианским святым. В первые столетия культ святого Андрея ужился в основном у пиктов, хотя позже его образ использовался королем Константином II для формирования из пиктов и скоттов единой нации.

Король скоттов Давид I, живший в первой половине XII века, активно ратовал за то, чтобы город Сент-Эндрюс, в то время епископский центр, стал архиепископством Шотландским. Огромный собор, строительство которого началось в 1160 году, по размерам должен был перекрыть соборы в Кентербери и Йорке, которые претендовали на управление шотландской церковью. Строительство велось более 150 лет – аж до 1318 года. Увы, во времена Реформации собор был полностью разрушен. О его размерах можно судить по сохранившемуся нефу и по развалинам – его длина составляла 100 метров.

Мощи Св. Андрея хранятся в Сент-Эндрюсе и в Эдинбурге, или по крайней мере их часть.


Собор Св. Андрея в Сент-Эндрюсе

Святой Эдмунд (память 20 ноября/3 декабря) покровительствует Англии в течение вот уже более тысячелетия, хотя постепенно он и был оттеснен на второй план, а сегодня в нашей стране без святых уже почти забыт. Этот процесс забывания начался с XII века - времени окончательного поселения норманнов на нашей земле. Норманны постарались подменить почитание английского святого Эдмунда почитанием святого Георгия Победоносца, причем в том образе, в каком святой этот был близок и понятен крестоносцам. Точно так же они постарались своими сказками и мифами о не английском короле Артуре вытеснить из народной памяти образ благоверного короля Англии Альфреда Великого.

Святой Эдмунд родился в день Рождества Христова в 841 году. Воспитан он был по-христиански. В 856 году он стал королем Восточной Англии, бывшей тогда, думается, колыбелью английской нации. За время своего краткого правления ему пришлось сражаться бок о бок с будущим королем Альфредом Великим, защищая Англию от нападений язычников-викингов. В 869 году, когда вновь на побережье Восточной Англии высадились викинги, святой Эдмунд возглавил войско, отправившееся защищать рубежи своей родной страны. Король попал в плен. Датчане-язычники пытались заставить его отречься от своей веры и стать их данником, но король мужественно отверг эти требования. Храня Христа в своем сердце, он все время повторял имя Его своими устами. Он сказал мучителям: «Меня, живого ли, мертвого, ничто не отлучит от любви Христовой». Привязанного к дереву короля пытали, стреляя в него из луков, а потом обезглавили. Его мученическая кончина случилась 20 ноября 869 года в местечке Хоксен Верхнего Саффолка. Тело его погребли в маленькой деревянной часовне неподалеку.

В 902 году все еще нетленные мощи святого Эдмунда перенесли в Бедриксуорт - место, где сходятся четыре графства Восточной Англии: Норфолк, Саффолк, Эссекс и Кембриджшир. Город вскоре был переименован в Эдмундстоу (то есть Эдмундстаун - «Город Эдмунда»), а потом получил именование Бери-Сент-Эдмундс. Святой Эдмунд стал почитаться небесным заступником сначала этого места, а позднее - и всей страны.

В 929 году король Этельстан, придя сюда простым паломником, основал здесь общину, которая могла бы хранить гробницу святого Эдмунда. В 945 году другой внук святого короля Альфреда Великого, по имени Эдмунд, пожаловал общине новые земли. Святой Эдмунд, король и мученик, чтился как герой Англии. Последний английский родом король Англии, Эдмунд Железнобокий († 1014), также был назван в честь святого Эдмунда. В 1020 году королем Кнутом над ракой святого Эдмунда была возведена церковь, в которой служили монахи из Эли.

Даже после того как викинги в 1066 году окончательно завоевали Англию и расселились здесь, мощи святого мученика все еще пребывали в новой церкви и обновленной раке, куда были положены в 1095 году. Еще долгое время сюда приезжали паломники со всей страны.

Английский король французской крови Ричард I Львиное Сердце, принявший участие в третьем крестовом походе, в 1191 году молил о помощи мученика Георгия у его раки в Лидде. Одержав блистательную победу, Ричард стал почитать святого Георгия своим небесным покровителем и покровителем всего королевского войска.

Но святой Эдмунд продолжал почитаться национальным заступником. И потому бароны - противники короля Иоанна Безземельного (позже заставившие его подписать Хартию вольностей) в 1214 году в день памяти святого Эдмунда возложили к раке святого богатые приношения, моля святого о сплочении нации. В 1215 году король Иоанн в Раннимеде подписал Хартию вольностей. Связанный с этим важным историческим событием девиз Бери-Сент-Эдмундса: «Гробница короля - колыбель закона» сохраняется по сей день.

Но в период внутридинастических распрей, начавшихся после смерти ненавистного для многих короля Иоанна в 1216 году, почти все мощи святого Эдмунда были украдены французскими рыцарями в 1217 году. Их отвезли во Францию, в Тулузу, где они оставались до 1901 года.

В 1220 году королем Генрихом III (1216-1272), племянником Ричарда I, имя святого Георгия было официально внесено в английский национальный календарь.

В годы правления Эдуарда I (1272-1307) на поле боя вместе со стягом святого Эдмунда стали брать стяг и святого Георгия. При Эдуарде III (1327-1377) был основан орден Подвязки, учрежденный во славу Пресвятой Богородицы и святого Георгия. Все это приводило к тому, что о святом Эдмунде все больше забывали. Особое почитание королевской власти в Англии сделало из святого Георгия «узурпатора» национального покровительства. Его титул, однако, означал не «покровитель», а «особенный защитник королевства» (в переводе с французского языка). Но в правление Ричарда II (1377-1399) было создано прекрасное изображение святого Эдмунда как национального покровителя: на диптихе в городе Вилтон святой был изображен вместе со святыми Иоанном Предтечей и Эдуардом Исповедником, которые были представлены как его небесные заступники.

В правление Генриха VII (1485-1509) святого Георгия продолжали называть Защитником королевства. В правление же коварного тирана Генриха VIII (1509-1547) святой Эдмунд был почти забыт. Генрих официально исключил имя святого Эдмунда из английских молитв святым, а в 1539 году он распустил монастырь в Бери-Сент-Эдмундсе.

После реформации святой Георгий стал одним из тех нескольких святых, которых чтит англиканская Церковь.

Большая часть мощей святого Эдмунда (кроме его честной главы) была возвращена римско-католическому священноначалию Англии в 1901 году. Сейчас они хранятся в частной часовне города Арандель в Сассексе, закрытой для посещения. Мощи святого Эдмунда вернутся в свой город, и их должное почитание возобновится только тогда, когда сами англичане вернутся к святому Эдмунду и к тем ценностям, за которые он стоял. Будучи православными, мы считаем, что наша история началась не с протестантского периода Англии (с 1535 - до наших дней) и не с католического периода истории нашего острова (1066-1535), она началась с православного периода I тысячелетия, когда Церковь была единой. Мы верим, что сейчас самое время вернуть святому Эдмунду принадлежавшее ему по праву место в нашей истории и в наших сердцах.

Он - свет с востока, он - дар, рожденный в день Рождества, заступник Англии и защитник праведных, чудо национального единства и сохранения православного христианства, национального патриотизма. Его имя, означающее «Блаженное покровительство», воскрешает в нашей памяти слова из старинного гимна святому Эдмунду:

«Ликуй, о святая Церковь Англии: вот тебе дан на восхваление прославленный король и непобедимый мученик Эдмунд, который, одерживая победу над королями этого мира, вознесся на небеса с великой победой. Отче Эдмунд, внемли тем, кто молится тебе».

Святой Георгий или святой Эдмунд?

В современной английской печати можно встретить утверждение, что стране следует сменить своего святого покровителя. Спрашивают с оттенком ксенофобии: «Как быть со святым Георгием Победоносцем (который в настоящее время является святым покровителем Англии. - о. А.Ф. ), ведь он не был англичанином и нога его не ступала здесь?». Атеистически настроенные люди пытаются даже отрицать само существование этого святого. Удивительно, но даже люди, не верующие в Бога, унижающие святых, стремятся в этой дискуссии отстоять свое право иметь личное мнение по данному вопросу. На роль святого покровителя предлагаются «кандидатуры» святых Албана и Кутберта. Однако почитание этих святых никогда не было всенародным. Выдающийся святой, Албан так же не был англичанином, как и святой Георгий Победоносец; что же касается святого Кутберта, то его почитание ограничивалось в основном северо-восточным районом страны.

Ошибка дискутирующих в том, что они считают, будто святого покровителя можно назначить. Но святой должен сначала заслужить всенародное признание. Да и официального закона или декрета о покровителе никогда не было. Только всеобщее почитание сможет подсказать, кому следует быть святым покровителем народа.

Первым святым покровителем Англии был святой Эдмунд. В средние века англо-норманнская монархия на какое-то, весьма не продолжительное, время провозгласила покровительство стране короля Эдуарда Исповедника. Последующие монархи приняли почитание святого Георгия вместо тех, кто считался покровителями страны в прежние века. Сегодня народной волей в Англии признан святым покровителем страны святой Георгий Победоносец, следующим по популярности в народе является святой Эдмунд.

Утверждать, что у Англии был только один святой покровитель, неверно, верно же то, что сегодня только один святой чтится всеми как покровитель страны, и чтится вместо другого. Хотя я почитаю великомученика Георгия Победоносца из Лидды, великого покровителя Палестины и других земель и городов, но я также почитаю и святого Эдмунда, которого, в отличие от других, считаю нашим покровителем по преимуществу. И я вижу по меньшей мере четыре причины, почему, хотя святого Георгия за последние более чем пять веков почитали больше, чем святого Эдмунда, маятник сейчас может качнуться в другую сторону, и время святого Эдмунда скоро вернется.

Во-первых, святой Эдмунд - самый первый святой покровитель Англии; святой Георгий, безусловно достойный почитания, все же не был первым покровителем нашей страны. Каждый, кто ищет возвращения к своим корням, к корням Англии, обязательно обратит внимание на святого Эдмунда. Во-вторых, без тени шовинизма следует признать, что святой Эдмунд, в отличие от святого Георгия, наш кровный родственник, он имеет родство с нами, он здесь за нас умер, его кровь пролилась на английской земле. Это обязательно должно учитываться. В-третьих, святого Эдмунда почитал тот, кто объединил два разных народа: англичан и датских захватчиков, - Альфред Великий. К тому же датские завоеватели были крещены им, и, спустя 30 лет после мученической смерти святого Эдмунда, датчане уже почитали его как святого Божиего. Святой Эдмунд - примиритель двух народов, и почитание его распространилось на многие страны мира. Несомненно, это пример современному многонациональному миру. В-четвертых, наконец, святого Георгия часто чтили чуждым для него образом, потому что почитание этого славного святого и великого мученика превратили в своего рода культ военных. К сожалению, его широкое почитание было принесено в Англию католическими англо-норманнскими крестоносцами - людьми, роль которых в истории страны святой Георгий (как и мы) вряд ли одобрил. В почитании святого Эдмунда мы не видим никаких средневековых искажений, ибо он - образ заступничества, бросающий меч во имя веры, с молитвой, ради спасения своей страны.

За последние несколько лет примерно 10 миллионов фунтов стерлингов было потрачено на строительство гигантской башни кафедрального собора города Бери-Сент-Эдмундс. В то же время мощи святого Эдмунда до сих пор покоятся в частной часовне города Арандель в Сассексе. Разве не настало время вернуть их в пустой собор, чтобы смогли его чтить и ему поклониться те, кто до сих пор верит в святых и в их силу исцеления? Пожалуй, сейчас нам пора снова оглянуться на святого Эдмунда.

Главный покровитель Англии — Святой Георгий. Это один из самых популярных и почитаемых святых во всем христианском мире.

Кто такой Георгий

О жизни Георгия сохранилось достаточно мало информации. Согласно официальной версии, он родился на территории современной Турции в богатой семье христиан, служил в римской армии, в составе императорской свиты. В 303 году его обезглавили по решению императора за то, что он не стал отрекаться от христианства, как было приказано всем солдатам. Жена римского императора была настолько удивлена храбростью и стойкостью даже под пытками, что приняла христианство и позже тоже была казнена.

Покровитель Святой Георгий

В Британии о Святом Георгии узнали примерно в 8 столетии, а в середине 11 века ему уже посвятили церковь в городе Донкастер. Спустя еще полстолетия появилась красивая легенда о том, что в крестовом походе святой явился перед христианским войском на коне и в сияющих доспехах, что решило исход битвы — так Георгий становится покровителем британской армии. Официально статус покровителя военных был дан Святому Георгию во времена Ричарда Львиное сердце, тогда же на форме англичан и появляется знаменитый красный крест, который позже стал прообразом флага страны.

День Святого Георгия в Англии празднуется 23 апреля — дата была принята синодом еще в начале 13 столетия, но официальным защитником страны он стал только в 15 веке. В Средние века праздник отмечался почти с таким же размахом, как и Рождество.

Предание о драконе

Легенда о святом, который убивает страшного дракона, появилась в 10 веке среди преданий восточной православной церкви. Согласно легенде, в Ливии, куда отправились крестоносцы, было небольшое озеро с пресной водой, которое спасало жителей города от жажды. И вот как-то раз на берегу водоема появился большой дракон, который не подпускал к воде, пока ему не принесут в жертву ребенка. Это продолжалось до того момента, пока жребий не пал на дочку местного правителя. По счастливой случайности в тот момент неподалеку проезжал Святой Георгий — он предложил избавить местных жителей от чудовища, если они в качестве благодарности примут христианство. В итоге, дракон побежден, город стал одним из оплотов христианства, а в месте сражения с драконом правитель поставил красивую церковь. Говорят, что дракон — это иносказательный образ язычества, которое потакало человеческим жертвоприношениям.

Символы покровителя Англии

Георгиевский крестглавный символ защитника Британии. Это красный крест на белом полотне, который был флагом республики Генуя — она защищала британские корабли от пиратов. В 12-13 столетиях крест встречается и на военной форме британцев. В конце 14 века крест Святого Георгия становится официальной эмблемой Великобритании, вместе с символами Шотландии и Ирландии, крестами Святого Андрея и Святого Патрика, образуя современный флаг страны.

Еще одним символом святого покровителя является орден с названием «Георгиевский крест». Эта награда появилась после Второй мировой войны — ее вручали за выдающиеся заслуги и героизм простым гражданам. Одними из первых награду из рук монарха получили жители Мальты за храбрость во время немецких налетов.

Loading...Loading...