О ком церковь не молится. О чем говорят мифы

Ком-Омбо – это храм, расположенный прямо на побережье Нила близ египетского города Асуан. Его уникальность состоит в том, что он посвящен сразу двум триадам божеств. Одна часть посвящена Себеку — богу изобилия и разлива нильских вод, изображавшемуся в образе крокодила, а также его супруге Хатхор и сыну Хонсу. Вторая часть посвящена богу неба Гору в образе сокола и членам его божественной семьи.

Мифология и факты

Конструкция святилищ храма Ком-Омбо симметрична. Они соединены между собой двумя коридорами, проходящими через внешние части строения – от святилища Гора до святилища Себека, его противника и союзника злого божества Сета. Согласно одному из мифов Древнего Египта, Гор обратился крокодилом, чтобы сбежать от ужасного Сета.

В те времена в Ниле водилось огромное количество крокодилов, и жители Египта относились к ним с огромным почтением, поклонялись им и приносили жертвы, чтобы умилостивить гнев свирепых существ. Крокодилов селили при храмах, а на некоторых древних кладбищах были даже найдены их мумии, которые можно посмотреть в Ком-Омбо и сегодня.

Историки считают, что храм Ком-Омбо был построен при фараоне Птолемее VI, правившем в 191-146 годах до нашей эры. Позднее, при Птолемее XIII к нему были пристроены гипостильные залы, а римский император Траян уже в нашей эре устроил двор и наружные стены.

Ворота в храмовый комплекс Ком-Омбо были построены Птолемеем XII Неосом Дионисом, отцом великой царицы Египта Клеопатры. К сожалению, большая их часть до наших дней не сохранилась. Как и большинство храмов Древнего Египта, сооружение имело большой пилон – трапециевидную башню, расположенную у входа, но его разрушили воды Нила. Большей части сооружений Ком-Омбо в наше время уже нет, остались лишь развалины низких стен и пни столбов, установленных уже в эпоху Рима.


Что посмотреть в храме

Самое достопримечательное место храма Ком-Омбо сейчас – космический гипостильный зал с 15 толстыми колоннами и карнизом с изображение двух крылатых солнечных дисков. Сверху на колоннах находятся геральдические лилии Верхнего Египта и папирус, символизирующий дельту Нила. Уцелела большая часть крыши гипостильного зала, на которой высечены различные небесные изображения.

На внешней стене, слева от ворот Неоса Диониса изображены различные сцены из жизни божеств – Тота, Себека, Исиды, Гора, Сета. Дольше располагаются три последовательных вестибюля без крыши. В первом из них изображены рельефы со сценами жизни божеств Сешат, Тота, Себека. Второй был предназначен только для служителей храма – здесь они хранили свои одеяния и священные рукописи. Каменные рельефы на южной стене также изображают различные сцены из жизни мифологических персонажей.

Широкая дверь гипостильного зала ведет в параллельные храмы. От святилища мало что осталось, но хорошо виден потайной коридор, который ведет через подземный склеп к центральному храму, с его «священными глазами» и отверстиями для подслушивания. Считалось, что с этого места оракулы говорили вместо божеств с людьми, которые находились за пределами главной части храма.


К западу от гипостильного зала храма Ком-Омбо расположен священный колодец – его также стоит посмотреть. Ступени внутренней лестницы становятся меньше с соответствии с увеличением глубины – в то время они использовались для измерения уровня воды в Ниле, чтобы рассчитать ежегодный налог.

Информация для туристов

Храмовый комплекс Ком-Омбо доступен для посещений каждый день с 7.00 до 17.00. Билет стоит 40 египетских фунтов, или 4,2 евро.

Храм расположен в 4 км от городка Ком-Омбо и в 45 км от города Асуан. Доехать можно на поезде – поезд Асуан-Луксор делает остановку в Ком-Омбо. До самого храма можно доехать на такси – это отнимет всего 10 минут. Можно добраться до него и по воде — в ходе экскурсии по Нилу на лодках-фелюках.

Ком-Омбо (Египет) - описание, история, расположение. Точный адрес, телефон, веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

  • Туры на майские по всему миру
  • Горящие туры по всему миру

Предыдущая фотография Следующая фотография

Храм Ком-Омбо, построенный в одноименном городке во время правления Птолемея VI, уникален тем, что является двойным храмом, посвященным сразу двум триадам божеств. Южное крыло храма посвящено богу изобилия Себеку, почитавшемуся в образе крокодила, его жене Хатхор и сыну Хонсу, между тем, как северное крыло посвящено сокологоловому богу неба Хоруру, его жене Тасенетнофрет и сыну Панебтауи.

Значительная часть храма была разрушена разливами Нила и землетрясениями, а позже здесь была устроена каменоломня, но, тем не менее, до наших дней в храме сохранились удивительные барельефные рисунки с полихромной окраской.

Одной из главных достопримечательностей Ком-Омбо считается гипостильный зал с 15 колоннами - в разрушенном двойном святилище и сейчас высятся каменные пьедесталы, на которых покоились когда-то священные ладьи богов.

В древности Нил был переполнен крокодилами, считавшимися в те времена священными животными. Крокодилов содержали прямо в храме и хоронили на кладбищах. Сегодня же некоторые из обнаруженных в окрестностях мумий крокодилов можно увидеть во время экскурсии по Ком-Омбо.

Храм Ком-Омбо

Одной из главных достопримечательностей Ком-Омбо считается гипостильный зал с 15 колоннами - в разрушенном двойном святилище и сейчас высятся каменные пьедесталы, на которых покоились когда-то священные ладьи богов. Верхняя часть колонн украшена геральдическими лилиями Верхнего Египта и папирусом - символом дельты Нила.

Далее расположены три последовательных прямоугольных вестибюля без крыши. В первом изображена сцена основания Ком-Омбо с богиней письменности Сешат, производящей замеры стен будущего храма, во втором, предназначавшемся только для священников, - Себек, принимающий подношения. Широкая дверь зала ведет в параллельные храмы, где сохранилось изображение Птолемея в македонском плаще рядом с супругой со стеблем в руке, символизирующим годы его царствования. Мало что осталось от святилища, но можно увидеть тайный коридор, ведущий через подземный склеп в центральный храм. Считается, что именно отсюда оракулы говорили вместо богов с людьми, находящимися за пределами основной части храма.

Храм Ком-Омбо, расположенный прямо на берегу Нила между Эдфу и Асуан, уникален тем, что является двойным храмом, посвященным сразу двум триадам божеств. Одна часть - Себеку в образе крокодила (бог разлива Нила и изобилия), его жене Хатхор и сыну Хонсу, вторая часть - Хоруру в образе сокола (Хор Старший, бог неба), его жене Тасенетнофрет и сыну Панебтауи.

Мифы и факты

Симметричную конструкцию двух святилищ соединяют два параллельных прохода, ведущие через внешние части храма, от святилища Хорура к святилищу его противника Себека, союзника злого бога Сета. В древнеегипетском мифе, Хор принял образ крокодила, чтобы сбежать от коварного Сета.

Во времена, когда Нил был переполнен крокодилами, древние египтяне почитали их как тотемное животное и поклонялись, чтобы умилостивить их свирепость. Крокодилов содержали в храме, на кладбищах были найдены их мумии, некоторые из них можно увидеть в Ком-Омбо и сегодня.

Храм в Ком-Омбо основан во время правления Птолемея VI (191-146 гг. до н.э.). Гипостильные залы были добавлены Птолемеем XIII (51-47 до н.э.), римский император Траян (53-117 н.э.) устроил двор и внешние стенки.

Ворота у входа в храмовый комплекс, построенные Птолемеем XII Неосом Дионисом, отцом Клеопатры, сохранились лишь наполовину. Как и другие , Ком-Омбо имел большой пилон (массивные трапециевидные башни у входа), но он давно смыт Нилом. Большинства сооружения больше нет, остались лишь руины низких стен и пни столбов, добавленных в римскую эпоху.

Что посмотреть

Главная достопримечательность храма Ком-Омбо - красивый космический гипостильный зал с 15 толстенными колоннами и карнизом с двумя резными крылатыми солнечными дисками. Колонны венчают геральдические лилии Верхнего Египта и папирус - символ дельты Нила. Сохранилась значительная часть крыши, украшенная астрономическими изображениями.

На внешней стене слева от ворот Неоса Диониса изображено исцеление Хора Тотом, справа - сцена с Себеком, покровителем храма. Образ Себека также вырезан на внутренней стене справа (на востоке). В западной части внутренней стены представлена Исида и Хор Старший, возглавляемые Львом (в Древнем Египте Лев был эмблемой двух противопоставленных друг другу образов). В глубине зала фараон делает подношения божествам.

Дальше находятся три последовательных прямоугольных вестибюля без крыши. В первом рельеф показывает сцену основания храма с Сешат (богиня письма, дочь Тота, бога мудрости), которая проводит измерения (левая стена) и приношения Себека (правая стена).

Второй зал предназначался только для священников, здесь хранились их одежды и священные тексты. Рельефы на южной стене включают подношения Хорура (восток), рожениц (в центре) и преданность Себека (запад).

Широкая дверь зала ведет в параллельные . На стене - рельеф Птолемея, одетого в македонский плащ, его жена держит стебель, представляющий годы его царствования. На рельефе присутствуют Себек, его сын Хонсу и Хорур. Мало что осталось от святилища, но можно увидеть тайный коридор, ведущий через подземный склеп в центральный храм, с отверстиями для "слушанья" и "священными глазами". Считается, что отсюда оракулы говорили вместо богов с людьми, находящимися за пределами основной части храма.

Внешний коридор между храмом Птолемеев и стены римского корпуса содержит рельефы Марка Аврелия и изображения довольно сложных хирургических инструментов. Стоит посмотреть также священный колодец к западу от гипостильного зала. Ступени внутренней лестницы уменьшаются соответственно глубине - их использовали для измерения глубины Нила, чтобы рассчитать размер налога на текущий год.

Храм Ком-Омбо (Temple of Kom Ombo) открыт ежедневно с 7.00 до 17.00
Стоимость: 40 LE (около 4.2 €).
Как добраться: находится в 4 км от города Ком-Омбо, в 45 км от Асуан. Поезда сообщением Асуан-Луксор останавливаются в Ком-Омбо (30 мин. из Асуана), далее на такси (10 мин.) Можно также добраться по Нилу на лодке-фелюке.

Уже много лет меня непрестанно мучают вопросы, связанные с очень сложными и тяжелыми ситуациями: самоубийствами и смертями некрещеных людей. Для членов моей семьи обе эти беды очень личные.

23 года назад запутался в своей жизни и из-за этого повесился родной брат моей мамы. А в прошлом году у двоюродного племянника неожиданно умер сынишка, которого еще даже не успели окрестить. В обоих случаях с похоронами возникали проблемы. Точнее, не с самими похоронами, а с их церковным, так сказать, сопровождением. Ведь принято у гроба усопшего читать акафисты, потом необходимо отпевание в церкви, предание тела земле по христианскому обряду. А еще обычно по покойникам заказывают сорокоусты и прочие поминальные службы. Мои дядя и племянник, увы, были похоронены лишь по светскому обычаю, представители храма нам оба раза отказали в совершении церковных погребальных обрядов.

И я наконец решила обстоятельно разузнать причины такого отказа. Мне показалось обидным, что безгрешная душа маленького Ванечки не удостоилась необходимого упокоения. Ладно уж дядя Дмитрий, самоубийца (хоть, я считаю, его до этого просто довели, так что его вина спорная), а причем абсолютно невинное дитя, его почему нельзя даже в службах церковных ? Взялась я за разные специальные книги, поговорила с одним знакомым семинаристом, а потом еще с монахом в монастыре Серафима Саровского. И вот о чем из этих источников узнала.

И в самом деле, есть целая категория усопших, о которых Церковь действительно по всем канонам молиться не должна и не может. И неважно, повинны ли эти покойные в своем смертельном грехе или же нет. Существующее правило одинаково для всех таких людей – и точка.

Первая категория – это самоубийцы.


Христианская вера запрещает любое убийство, считая его одним из семи тяжких грехов. Самоубийство же считается самым что ни на есть ужасным прегрешением человеческим, к тому же оно всегда было большой бедой и позором для всей семьи, в которой произошло. Ведь жизнь подарена Богом, и только Он в праве ее отнять. Поэтому человек, получивший жизнь свыше, не волен в своей кончине и не смеет нарушать Божье провидение . Каждый христианин должен стремиться к успению «непостыдному и мирному», чтобы смиренно предстать перед ликом Господним и удостоиться вечного блаженства или быть наказанным посмертными муками. Самоубийцы же отвергаются не только Богом, но и земной Церковью .

Тех, кто лишил жизни самого себя, никогда не отпевали, не хоронили на освещенной земле и не упоминали в молебнах. В наши времена кладбища отделены от Церкви и там погребают всех. Достаточно получить от светских властей разрешение на захоронение. Так что эта часть религиозного запрета нынче, что называется, не работает. А вот заказать обряд отпевания лишившего себя жизни все так же невозможно. Нельзя и идти на обман священника, не сообщив ему правду об обстоятельствах кончины. Эта страшная неправда падает несмываемым прегрешением уже на душу солгавшего, а покойному он все равно не поможет, ибо Бог видит все. Поэтому лучше здесь не лгать.

При этом родственникам вовсе не возбраняется молиться за самоубийцу

самостоятельно – и дома, и в церкви.

Многие считают возможным ставить заупокойные свечи, сопровождая их молитвой о прощении и покое. Сами святые старцы говорят о том, что даже в этом печальном случае не нужно отчаиваться, так как до конца следует уповать на Божью милость. Правда, они же утверждают, что лучше всего молиться за душу самоубийцы не в храме, а дома.

Некрещеные

тоже лишены церковной молитвы. И совершенно неважно, почему эти люди не были приобщены к вере. К одинаковому результату приводит как нерасторопность родителей, так и несчастный случай (например, внезапной младенческой смерти), или сознательное нежелание окреститься взрослого уже человека. Во всех случаях эти люди считаются мертвыми членами, которые отсечены от цельного церковного тела, ведь они при жизни не были переданы Богу и не воцерковились. И тут бесполезно рассуждать о какой-либо справедливости, так как правило это нерушимо.

Однако и за некрещеных тоже можно творить личную молитву (естественно, она должна исходить только от христианина), но на нее необходимо получить благословение у священника. При этом молитва должна быть только домашней! Кстати, существует каноническое объяснение того, почему личное моление подобного рода не только возможно, но и способно принести облегчение некрещеной душе. В житии Макария Египетского есть рассказ о том, как святой однажды в пустыне увидел череп языческого жреца. Между ними состоялась беседа как раз о воздействии святой молитвы. Череп сказал преподобному, что от нее даже души язычников ощущают некое утешение.

Еще я нашла в одной книге информацию о святом мученике Уаре, который принял истязания и смерть во славу Христа в 307 году. При жизни он был очень добрым и милостивым, и на Небесах Господь дал ему право ходатайства перед Ним за души усопших язычников, о чем Уар рассказал блаженной святой Клеопатре в ее сне. И с этих времен все христиане обращаются к мученику Уару, чтобы он был предстоятелем перед Богом за их родных и близких, умерших без крещения в православную веру.

Кстати, очень хорошо считается подавать за упокой родных милостыню.

Причем, оказывается, это не обязательно должны быть деньги или вообще что-то материальное. Можно просто оказать ближнему любую посильную помощь. Да хотя бы и дорогу подсказать, вещи старушке помочь поднести. Все подобные действия, направленные на помощь тому, кто в ней нуждается, тоже являются милостыней. Главное при этом помолиться про себя: «Господи, прими это малое дело за … (такого-то)». Иная милостыня может оказаться важнее и действеннее всех прочих поминаний и просьб о прощении.

Отступники


считаются еще хуже некрещеных . Поэтому никогда не совершаются православные обряды по тем людям, которые изначально были крещены, но потом как-либо отреклись от христианства. Например, отошли от веры, а тем более – стали насмешничать над Святым Писанием, Церковью , враждовать с ней. Видимо, под враждой понимается не какая-нибудь критика или разовые нелицеприятные высказывания в сторону каких-то священников, а более серьезные попытки подорвать устои веры. Таким же отречением считается приверженность восточным мистическим учениям, магии и – тем более! – к любым сатанинским культам. Здесь уже вообще ничьи молитвы не будут услышаны, они даже могут повредить самим молящимся.

Все эти правила и строгости сама Церковь неуклонно соблюдает и весьма не рекомендует их нарушать тем, кто истинно верует. Из огромного потока найденной информации меня больше всего вдохновила та ее часть, которая касается силы личного (не соборного) обращения к Господу. Многие величайшие церковные отцы-просветители (да тот же Блаженный Августин или Иоанн Златоуст) неоднократно говорили о том, что молитва за представителей другой веры (например, мусульманина ) не просто возможна – это великий подвиг. Наверное, таким же подвигом становятся и горячие просьбы за души скончавшихся самоубийц и некрещеных младенцев. Так что я буду за них просить Господа – и дома, и в церкви . А Ваничкино имя и в поминальный список обязательно включу. Пусть Господь сам решает, простить их или нет.

Вам стоит прочесть:

Этот храм считается одним из самых интересных в Египте, во-первых, половина его посвящена богу Себеку, повелевавшему плодородием и разливом Нила, в других популярных у туристов храмах его святилища встречаются редко. Во-вторых, это двойной храм, посвященный двум богам одновременно, второй бог это Гор, о котором мы подробно рассказывали в . В-третьих, тут находятся мумии крокодилов, которые являются ”визитной карточкой” этой достопримечательности.

Строительство началось при Птолемее VI, и продолжалось вплоть до эпохи правления Римской империи. Последние добавления были сделаны при римском императоре Трояне, к храму были добавлены внешний двор и стены.

Как и в Эдфу, тут прекрасно сохранились надписи и настенные рисунки, которые стали бесценными источниками знаний о древнем Египте для египтологов, конечно после того, как был найден Розетский камень и появилась возможность читать древние тексты. Многие рисунки храма сохранили разные цвета, чего не увидишь в других храмах, напомним, что изначально все рисунки создавались разноцветными, просто в более древних храмах расцветка исчезла со временем.

Храм полностью симметричен, южная часть посвящена богу Себеку, а северная богу Гору. Себек - очень интересный и колоритный бог, он изображался человеком с головой крокодила, или просто в виде крокодила.

Себеку (или Собеку) египтяне поклоняются со времен древнего царства, еще в «песнях пирамид» упоминается, что фараоны являются воплощением Собека и подобны ему.

Себек был богом плодородия и разлива Нила, что для древних египтян было одним и тем же. Но в разные времена у него были и другие функции. Во времена среднего царства он сливался с божеством Гором в образе бога Себек-Гор, являясь покровителем власти фараонов Египта. Во времена нового царства в образе Себек-Ра он обрел самую большую популярность, олицетворяя Солнце.

Кроме того, в разные времена он считался покровителем воинской доблести и воинского мастерства. И во все времена в Египте верили, что он управляет крокодилами, а молитва ему защищала от нападений хищника.

В древние времена крокодилов в Ниле было гораздо больше, чем сейчас, и нападения на людей случались постоянно. Защит от этой рептилии у египтян было всего две, хорошее внимание и молитвы богам.

Именно это место, изгиб реки около города Ком Омбо, было излюбленным местом для крокодилов, неудивительно, что храм Себека находится именно в этом месте. В древние времена долина Нила была гораздо богаче фауной, чем сейчас, тут водились не только крокодилы, но и гиппопотамы. Кстати, по легенде гиппопотам съел фараона по имени Менес. С одной стороны это полный бред, так как бегемоты являются исключительно травоядными животными, но если вспомнить древнюю мифологию, то станет ясно, что это просто образное выражение, гиппопотам был воплощением бога Сета, ассоциировавшегося со злыми силами.

Loading...Loading...