Отец арсений кто. Отец арсений - православный святой

В Священном Писании содержится история о пророке Ионе и о том, как его проглотил «большой кит»: «И повелел Господь большому киту поглотить Иону; и был Иона во чреве этого кита три дня и три ночи. И помолился Иона Господу Богу своему из чрева кита… И сказал Господь киту, и он изверг Иону на сушу».

Некоторые люди заявляют, что подобная история – это откровенная сказка, так как известно, что у кита горло настолько узенькое, что он может питаться только маленькими рачками и рыбками, и в связи с этим история о проглоченном Ионе звучит, как придуманный рассказ или выдумка.

Ни один человек, верующий во Христа, не может сомневаться, насчет происшедшего с пророком Ионой, ибо Сам Христос положил печать на этот оспариваемый предмет, когда Он сказал: "ибо как иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи" (Матф. 12, 40).

Интересные факты: Всем известно, что подлинник св. Библии написан на еврейском языке. Но на еврейском языке кит называется словом "таннин". В Библии же морское живое существо, поглотившее Иону, названо не словом "таннин", а словом "даг", а слово "даг" означает "большую рыбу" или "чудовище глубин".

В качестве аргумента в пользу достоверности Библии приведем сообщение крупнейшего немецкого зоолога Альфреда Брема относительно биологии китообразных морских млекопитающих, с целью найти среди них кита пророка Ионы. Он определил, каким требованиям должен удовлетворять этот кит: он должен быть обитателем Средиземного моря; подплывать близко к поверхности воды; поглощать добычу целиком, не повреждая зубами; у него должно быть очень широкое горло и пространный желудок с нормальным давлением воздуха, без пищеварительных кислот.

Исследования

Есть киты, не имеющие зубов, но снабженные "китовым усом". Среди такого типа китов, есть киты, называющиеся "Фин-Бак". Эти киты бывают до 88 футов длины. Желудок такого кита имеет от 4 до 6 камер или отделений, причем, в любом из них могла бы свободно поместиться небольшая группа людей. Этого рода киты дышат воздухом, имеют в голове воздушную запасную камеру, являющуюся расширением носовых полостей.

Прежде чем проглотить слишком большой предмет, кит "Фин-Бак" проталкивает его в эту камеру. В случае, если в голове этого кита окажется слишком большой предмет, то он плывет к ближайшей суше, ложится в мелкие воды и выбрасывает ношу.

Касательно же того, что Иона пробыл во чреве большого морского существа три дня и три ночи и остался живым, можно прежде всего сказать: "у Бога все возможно". Затем не безынтересно вспомнить о сообщении в "Литерари Дайжест" о том, что один моряк был поглощен китом-акулой. Через 48 часов (т. е. через двое суток) акула была убита. Когда же вскрыли кита-акулу, то каково было удивление всех собравшихся, когда нашли, поглощенного этим зверем, моряка живым, но только в бессознательном состоянии.

Причем, моряк не имел никаких последствий своего пребывания во чреве кита-акулы, кроме потери волос и нескольких волдырей на коже. Потом моряк рассказывал, что только страх не давал ему покоя, живя во чреве кита. Как только он приходил в сознание и понимал, где он находится, то снова моментально терял сознание.

Итак, мы видим, что Иона мог быть поглощен большой рыбой даже и без нарушений естественных законов природы. Отпадают все "несуразности" и "противоречия". Верно и неизменно Слово Божие, оно никогда не может находиться в противоречии с истинной наукой. Это установил еще отец русской науки, Ломоносов.

Иона. Миниатюра из Минология Василия II (976-1025). Ватиканская библиотека. Рим.

История о том, как человека проглотил кит – одна из самых необычных в Библии. Это случилось в восьмом веке до Рождества Христова. Глас Божий указал пророку Ионе отправиться в столицу Ассирийского государства, город Ниневию и призвать ее жителей к покаянию. Но пророк испугался. Ведь Сам Господь сказал, что жители Ниневии творят страшные злодеяния. Идти в это осиное гнездо Ионе совсем не хотелось, и он бросился бежать, а точнее сел на корабль, чтобы уплыть как можно дальше от этой ужасной Ниневии и ее жителей.

Устроившись в трюме, пророк сладко спал, когда на море разыгралась настоящая буря. Моряки молились, но шторм не стихал. Тогда капитан судна спустился в трюм, разбудил пассажира и попросил его помолиться вместе с командой. Иона не обладал отчаянной храбростью, но был человеком честным. Он сразу понял, что буря разыгралась из-за него, и признался в этом. «Возьмите меня, и бросьте в море!» – смирено сказал он морякам. Те долго не решались на этот шаг, но буря не утихала, а пророк настаивал. Наконец, моряки бросили пророка за борт. Море тут же успокоилось.

Пророк Иона не погиб. В Библии говорится, что Господь повелел большому киту поглотить его. Иона провел во чреве кита три дня и три ночи, и все это время незадачливый беглец горячо молился, прося Бога простить его за непослушание. И Господь внял его молитве. В третий день зверь подплыл к берегу и изверг пророка на сушу.

Многие из тех, кто читал «Книгу пророка Ионы» задавались вопросом: можно ли быть проглоченным китом и выжить? Оказывается, можно. В апреле 1947 года американский журнал «Естественная история» опубликовал статью, которая приковала внимание зоологов.

Комментарий эксперта:

В статье приводился рассказ китобоев о том, как в 1891 году огромный кашалот потопил у берегов Аргентины шлюпку с китобойного корабля «Звезда Востока». Когда матросы потопленной шлюпки добрались до корабля, оказалось, что один из них исчез. Китобои не собирались прекращать охоту и, в конце концов, убили кита. А на следующий день, разделывая его тушу, они обнаружили в ней своего товарища. Он был жив! Несчастный находился без сознания, а кожа на открытых местах стала белоснежной под действием желудочного сока животного. Впрочем, больной вскоре пришёл в себя, а через месяц окончательно поправился.

В «Книге пророка Ионы» не указано, какой именно кит проглотил человека. Зоологи утверждают, что это не мог быть голубой кит. Крупный объект просто не пролезет ему в глотку. Более вероятным кандидатом выглядит кашалот. Среди моряков до сих пор жива легенда о живом человеке, извлеченном из тела кашалота в 1758 году в Средиземном море. И все-таки, по мнению ученых, человек, проглоченный кашалотом, неизбежно должен умереть если не от едкого желудочного сока, то по крайней мере от недостатка воздуха. Может быть, у зоологов есть другие версии?

Комментарий эксперта:

Теоретически это может быть финвал, второй по величине вид кита. Финвал, достигающий 26 метров в длину, дышит воздухом, поэтому в голове у него есть воздушная камера, являющаяся расширением носовых полостей. Прежде чем проглотить предмет, кит проталкивает его в эту камеру. Об этом пишет в своей книге «Тайны четырех океанов» моряк и писатель Владимир Шигин. В этой камере вполне может поместиться взрослый человек. Но есть и более интересная деталь. Если в такую воздушную камеру попадает предмет слишком крупный, чтобы пройти дальше, то финвал изрыгает его обратно. Именно это и произошло с Ионой.

Есть и другой кандидат на роль живой подводной лодки – косатка. Это крупнейшее плотоядное млекопитающее семейства дельфиновых. Косатка запросто заглатывает тюленя весом в три центнера, а ее желудок устроен так, что имеет предварительную камеру, своего рода склад, где хранится добыча до того, как пойдет в пищу.

История пророка Ионы долгое время воспринималась как чудо. Но ученые убеждены, что с научной точки зрения в ней нет ничего невероятного. Человек действительно может выжить, побывав во чреве кита. Впрочем, смысл самой истории от этого не меняется. Пример Ионы учит нас тому, что у Господа все возможно. Главное – не отказываться от пути, предначертанного нам Богом, и тогда Он непременно услышит нас и не оставит Своей милостью.

Антоний Виерикс. «Кит извергает Иону на сушу», конец XVI-начало XVII века.

Пророк Иона. Миниатюра 15 века.

Джулио Пиппи. Пророк Иона, извергаемый китом.

Пророк Иона и кит. Иран, 14 век. Лист из сборника летописей.

Поль Гюстав Доре. Пророк Иона выходит из пасти кита.

Ян Брейгель Старший (1568-1625). Иона выходит из пасти кита.

Иона пророк в чреве кита. Византийская миниатюра 9 века.

История «Иона и кит » - это удивительная история о непослушном пророке, который жил в чреве кита (или «большая рыба») и был выброшен на берег. Библейский рассказ о Ионе, побывший в чреве кита, часто критикуют скептики из-за его чудесное содержание. Эти чудеса включают:

  • Средиземноморский шторм, вызван и рассеян Богом (1:4-16).
  • Большой кит (огромная рыба), назначена Богом, чтобы проглотить пророка Иону после того, как он был брошен в море с экипажем его корабля (1:17).
  • Пророк Иона во чреве кита прожил три дня и три ночи. После чего его или выбросила рыба живого на берег, или Иона воскрес. Все зависит от интерпретации.
  • Кит выбросил пророка Иону на берег по Божьему повелению (2:10).
  • Дерево, назначено Богом, быстро вырасла, чтобы обеспечить Иона тенью (4:6).
  • Палящий ветер, призваны Господом для дискомфорта Ионы (4:8).

Критики также нашли покаяние города Ниневии (в 3:4-9). Трудно поверить, хотя это технически не чудо. Покаяние Ниневии весьма разумное, учитывая необычайное появление Ионы на берегу Средиземного моря и величие культа Дагона в этом районе древнего мира. Дагон был рыбой-Богом, который пользовался большой популярностью среди пантеонов Месопотамии и восточным побережьем Средиземного моря. Дагон несколько раз упоминается в Библии по отношению к Филистимлянам (книга судей 16:23-24; 1 Самуила 5:1-7; 1-я Паралипоменон 10:8-12). Изображения Дагона были найдены во дворцах и храмах в Ниневии и всей области. В некоторых случаях он был представлен как человек, одетый в рыбу. В остальных он был наполовину человек, наполовину рыбой-водяным.

Пророк Иона в чреве кита - появление в городе Ниневия

Что касается Иона и Ниневии, востоковед Генри Клэй Трамбулл выдвинул разумную мысль, когда писал, «что пророк Иона, скорее всего, мог удачно выбрать место своего появления. Особенно учитывая, что побережье Финикии почитает и поклоняется Богу-рыбе. Таким образом, народ естественно последует человеку, история которого начинается именно так.» (г. Трамбалл глины, «Иона в Ниневии.» Журнал библейской литературы, вып. 2, Вып. 1, 1892, стр. 56).

Некоторые ученые предположили, что появление Ионы, без сомнения, должно полностью отбелить человека пищеварительными кислотами кита. Если бы это было так, для Ниневитян было бы странно встретили человека, чья кожа, волосы и одежда были максимально отбеленные.

Что касается города Ниневии, который часто появлялся в истории «Иона и кит», он был заново открыт в 19 веке после более чем 2500 лет безвестности. Теперь полагают, что город был самым крупным городом в мире в момент его погибели. До его повторного открытия, скептики посмеивались по поводу того, что такой большой город мог существовать в древнем мире. На самом деле, скептики отрицали вообще существование Ниневии. Его повторное открытие в середине 1800-х годов оказалась замечательным оправданием для Библии, в котором упоминается Ниневия 18 раз и ей посвящает две книги (Ионы и Наума).

Пророк Иона во чреве кита. Большая рыба проглотившая пророка

Кит проглотивший Иону: моя первая прочитана Библия не указала, какое морское животное проглотило Иону. Большинство людей предполагают, что это кит (также известный как кашалот). На иврите фраза используется в Ветхом Завете и буквально означает «большая рыба». Греческий перевод «këtos» в Новом Завете, означает «морское существо». Существует как минимум два вида морских обитателей Средиземного моря, которые в состоянии проглотить человека целиком. Это кашалот и белая акула. Оба существа, как известно, бродят Средиземным морем. Аристотель описывал оба морских существа еще в 4-м веке до н.э.

Теперь есть три из четырех основных игроков: Иона, Ниневия и рыба-людоед. Остается четвертый крупный игрок - Бог. Скептики издеваются над чудесами, описанными в книге. Скептики предполагают, что не было ничего такого, посредством чего события таких масштабов могли произойти. Это их предвзятость. Мы склонны, однако, полагать, что есть тот, кто способен манипулировать природными явлениями в такие сверхъестественные способы. Мы считаем, что он является создателем естественного мира и, таким образом, ограничивает его. Мы называем его «Бог», и мы считаем, что он послал Иона в Ниневию, чтобы принести свое покаяние.

Бог сделал себя известным на протяжении всей истории многими различными способами, не последним из которых было его воплощение в личности Иисуса Христа. Не только Иисус дает нам основания полагать, что существует тот, кто способен творить чудеса. Он дает нам уверенность в том, что такие события, собственно, произошли.

Иисус говорил о мытарствах Ионы как реальных исторических событиях. Он использовал его в качестве типологической метафоры для собственного распятия и воскресения, само чудесное событие. Матфей цитирует Иисуса, который сказал: «ибо как Иона был три дня и три ночи в чреве морского существа, так и Сын Человеческий будет три дня и три ночи в сердце земли. Ниневитяне встанут на суде с этим поколением и осудят его, ибо они покаялись от проповеди Ионы.» (Матфея 12:40-41; ср. Луки 11:29-30, 32).

Любой христианин должен быть уверенным в правдивости истории, и любой скептик должен дважды подумать, прежде чем осуждать историю Ионы.

Пророчества Ионы, и книга с его именем очень странно смотрится среди прочих пророческих книг - в них всё наоборот. Он говорит,, но его пророчество очень не походит на первое. Начать можно с имени пророка - оно означает «голубь», и эта птица имела особое значение еще в библейские времена (голубь с масличной веточкой в клюве, которого сегодня принято изображать как символ мира, вернулся к Ною после окончания потопа и так показал, что вода покидает сушу). Но весть, которую Иона должен был принести Ниневии, была вовсе не мирной.

Материал по теме

По происхождению имя Иона - «יוֹנָה» - древнееврейское. В переводе этого слова, которое на греческом языке пишется как «Ιωνας», есть разночтения

Иона слышит призыв Господа отправиться в Ниневию и объявить ей, что чаша Господнего терпения переполнена. Чтобы понять чувства Ионы, представим себе, что году этак в 1943-м с подобной миссией кого-нибудь отправляют в Берлин… И поэтому нет ничего удивительного, что Иона бежит от полученного задания в противоположную Ниневии сторону, на Запад, через Средиземное море в неведомый город Таршиш (скорее всего, это была финикийская колония где-то на Иберийском полуострове, самая окраина тогдашнего мира).

Но Господь насылает бурю, кораблю грозит скорая гибель… Все моряки молятся своим языческим богам и только Иона крепко спит в трюме. Не слишком-то правдоподобная версия: как уснешь в жестокий шторм, когда корабль вот-вот развалится? Может быть, это не столько физический сон, сколько духовное оцепенение: он прячется от Бога небесного, отправляется в другую страну, спускается в трюм корабля, проваливается в забытье, только бы не исполнять Его волю. Но Иону будит капитан корабля: все молятся своим богам, помолись и ты.

Молитва не помогает, буря все усиливается. Тогда моряки кидают жребий, чтобы понять, кто стал причиной бедствия. Жребий падает на Иону, он просит, чтобы его бросили в море, но они все-таки пытаются выгрести к берегу, не желая лишать жизни ни в чем перед ними не виновного человека. Но все напрасно, корабль вот-вот разобьется, и тогда они решаются исполнить просьбу Ионы. Книга здесь явно противопоставляет богобоязненность этих иноземных моряков-язычников и категорическое нежелание пророка исполнять свое предназначение.

Он оказывается в море, его глотает огромная рыба, и в ее чреве Иона проводит три дня и три ночи. Звучит этот эпизод совершенно невероятно, и многие считают, что он лишает книгу всяческого правдоподобия, но не будем пока что торопиться с выводами. Лучше вспомним, что и в Евангелии Христос говорил о «знамении Ионы пророка»: как Ионе в морскую пучину, ему предстояло спуститься в преисподнюю и на третий день подняться из нее живым и невредимым.

Только ли сроки совпадают здесь? Едва ли, особенно если учесть, что «три дня и три ночи» и «на третий день» не совсем одно и то же. Евангельское Воскресение напоминает нам и о молитве Ионы, которая тоже приведена в этой книге: это слова человека, который погиб, уничтожен и не имеет никакой надежды - но все же Господь выводит его на свет: «Ты вверг меня в глубину, в сердце вод, в сплетенье потоков; все волны Твои и валы прошли надо мной. Сказал я, что изгнан теперь с глаз Твоих прочь, но только бы снова взглянуть на храм Твоей Святой! К ноздрям подступила вода, и бездна вокруг меня, повит травою мой лоб, я сошел к основаниям гор, навеки сомкнула земля свои врата надо мной. Но Ты выводишь меня из могилы, Господи, Боже мой!»

Так оно и вышло: Иона был выброшен на сушу и отправился проповедовать в Ниневию. И тут произошло чудо еще более удивительное, чем с рыбой: «Ниневитяне, от мала до велика, поверили Богу, объявили пост и надели рубища… По всей Ниневии объявляли указ царя и его придворных, гласивший: “Пусть не вкушает ничего ни один человек и ни одно животное, ни корова, ни овца. Пусть никто ничего не ест и даже не пьет воды. Пусть люди и животные покроются рубищем, пусть изо всех сил взывают к Богу. И пусть каждый сойдет с пути зла, откажется от насилия, которое творил прежде. Может быть, переменится Бог и пожалеет нас, отвратит от нас дыхание Своего гнева, и мы не погибнем”. Бог увидел все, что они в самом деле сошли с пути зла, сжалился и не стал причинять им того несчастья, которое обещал причинить[П1] .

Казалось бы, полный триумф? Но только не для Ионы! Ведь теперь получалось, что пророчество его не сбылось! Да, Господь простил ниневитян, но сам Иона совершенно не собирался этого делать. Он сидел неподалеку от города и ждал его гибели, а к Господу на сей раз он обратил такие слова: «Потому-то я и бросился сначала бежать в Таршиш, ведь я знал: Ты Бог благой и добрый; Твой гнев медлит, а милость Твоя велика, и зла Ты людям не желаешь. А теперь молю: возьми мою жизнь, потому что смерть мне милее жизни». Милосердие Божье - повод для самого горького отчаяния, если оно направлено на людей, которые, по мнению праведника, этого совсем не заслуживают. Казалось бы, уж кто бы говорил…

И тут Господь преподал Ионе очень важный урок. Погода стояла жаркая, ждал он гибели города долго - и Господь в одну ночь произрастил некое растение, под тенью которого Иона укрылся от палящего солнца. А на следующую ночь растение погибло, и Иона, истомившись от зноя, снова стал просить себе смерти. И Господь ответил ему: «Ты жалеешь деревце, над которым не трудился и которого не растил, в одну ночь оно возникло и в одну ночь пропало. Так Я ли не пожалею Ниневию, город великий, в котором больше ста двадцати тысяч человек не отличают правой руки от левой, да и скота немало?»

Нет границ для милосердия Божьего, нет ничего невозможного для покаяния человека - задолго до Евангелия рассказала нам эта книга. И есть в ней еще одна важная деталь - это упоминание домашних животных. Они разделяют судьбу людей, которые их приручили, их постигают такие же несчастья и беды… но значит, и Господь тоже милует их, не желая погибели ни малейшему из сотворенных Им существ.

Немало споров возникает вокруг буквальной точности книги пророка Ионы. В ней есть немало чудес, которые кажутся невероятными: человек провел трое суток во чреве огромной рыбы и остался жив, а большое дерево, способное дать тень, выросло в одну ночь и на следующую ночь погибло. Разве такое бывает? Наверное, перед нами сказка, - говорят одни. Нет, отвечают им другие, это чудеса, а для чудес нет ничего невозможного. На то оно и чудо, чтобы нарушать законы природы.

Но главная проблема с этой книгой вовсе не в чудесах. Ниневия, столица ассирийской империи, никогда не каялась в совершенных злодеяниях и в результате погибла, как и описывал пророк Наум. Перед нами - своего рода альтернативная история (популярный ныне жанр), а говоря библейским языком - притча. А что было бы, если бы израильские пророки пришли в Ниневию и проповедовали бы там покаяние? А как бы они сами отнеслись к результату своей проповеди, если бы она «подействовала»?

И тогда получается, что это не история одного единственного человека, но своего рода размышление об исторических судьбах всего израильского народа, которому была открыта истина о Едином Боге. Он привык воспринимать Бога как свою защиту и был в этом прав - но этого мало. Израильтяне должны были донести весть о Боге до других народов и племен, даже если им и казалось, что те этого недостойны. Рассказывая о «неправильном» пророке, который все делал наоборот, эта книга указывает на те же идеи, что и другие пророческие книги, но делает это в яркой форме, в виде притчи.

А как же относиться к тому, что на нее ссылается Христос? Он тоже любил рассказывать притчи о сеятелях, виноградарях или рыбаках, о сорняках, монетах или зернах. Это были не истории о конкретных людях и предметах, но вечные истины, облеченные в форму притчи. Чтобы понимать Писание верно, не обязательно всегда понимать его строго буквально.

Loading...Loading...