Что охраняет святой петр. Первоверховные апостолы петр и павел

Приходские библиотеки — они много где есть, но о них мало кто знает. Какая от них польза? Кто их посещает? Не устарели ли они в наш век интернета и каковы их перспективы? Обо всем этом мы и хотим рассказать читателям «Фомы».

— Скажите, а у вас в библиотеке «Добротолюбие» есть?

— Есть, но Вы уверены, что поймете эту книгу? Не начать ли с чего-нибудь попроще?

— А мне сказали, что это самая главная православная книга, что всем ее полагается читать!

— Простите, а Вы давно воцерковляетесь? У вас есть опыт чтения духовной литературы? Нет? Знаете, я Вам советую сперва почитать святителя Феофана Затворника, «Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться».

…Такой диалог я услышал в приходской библиотеке московского храма иконы Божией Матери «Живоносный источник» в Царицыно. Но мог бы услышать и в других местах. Приходских библиотек сейчас много, работают там большей частью подвижники, а выбор книги нередко оказывается поводом к долгим и серьезным разговорам о вере. Можно сказать, что такие библиотеки де-факто выполняют миссионерскую и катехизаторскую работу.

Однако вот парадокс: о приходских библиотеках люди чаще всего не знают. Причем не только «внешние» — порой и те, кто много лет ходит в храм, не догадываются, что в их храме есть библиотека. Более того — даже и работники храма не всегда в курсе. «А разве у нас она есть?» — недоуменно отвечают на телефонный звонок.

Я заинтересовался темой приходских библиотек полтора года назад, готовя в «Фоме» подборку материалов, посвященную 200-летию рождения Гоголя. Тогда-то я и познакомился с Ириной Владимировной Сергеевой, заведующей библиотекой духовного центра при храме иконы «Живоносный источник» в Царицыно. А затем уже целенаправленно искал информацию, общался и с московскими библиотекарями, и с региональными.

Кстати, мой первый же лопнувший стереотип — это что почти все приходские библиотеки сосредоточены в Москве и Санкт-Петербурге. Ничего подобного — в России немало замечательных библиотек, не уступающих столичным. А вот как раз в Москве, по данным портала «Православная книга России» (www.pravkniga.ru), ситуация отнюдь не идеальная: около 400 церковных приходов — и ввсего 20 приходских библиотек, да и из этих двадцати не все действующие.

Кто и зачем

Первый и естественный вопрос: а зачем они, приходские библиотеки, вообще нужны? Ведь сейчас издается множество православной литературы на любой вкус, при многих храмах есть книжные лавки и магазины, да и в обычной книготорговле нетрудно найти православные книги. Почему бы просто не купить?

«Во-первых, потому что книги сейчас дороги, и не каждый может позволить себе купить все, что хочет, — отвечает Ирина Сергеева. — Во-вторых, и это не менее важно, людям очень трудно сориентироваться в книжном изобилии: что именно стоит прочитать по интересующей их теме. В-третьих, каждая прочитанная книга у вдумчивого читателя становится поводом прочесть что-то еще. А что именно? Кто посоветует? Вот потому-то они идут в библиотеку».

А кто идет, кстати? В большинстве случаев читатели приходских библиотек — это либо женщины среднего возраста, либо студенты, либо пенсионеры. Бывают среди них и некрещеные, и неверующие люди — например, студенты, отчаявшиеся найти нужную литературу для диплома в обычных библиотеках. Путь в приходскую библиотеку у каждого свой. Кто-то увидел объявление в храме, кому-то посоветовали друзья, кому-то (особенно новоначальным христианам) священник, кому-то преподаватели. Интересно, что активно пользуются приходскими библиотеками и учащиеся духовных семинарий — оказывается, фонды приходских библиотек подчас не хуже семинарских.

Что там есть

Какого же рода литературу можно найти в библиотеке при храме? Разумеется, прежде всего, это литература духовная: догматика, аскетика, творения святых отцов, богослужение. Но не только это — есть книги по истории, философии, искусству, есть литературная критика, есть классическая художественная литература и даже детская. А также — православная периодика. Фонды подчас огромные даже в сравнении со светскими библиотеками — так, в нижегородской библиотеке при соборе Александра Невского собрано около 26 тысяч книг, в библиотеке храма иконы «Живоносный источник» — 21 тысяча (не считая периодики).

Понятно, что в светских библиотеках выбор религиозной литературы гораздо меньше. Но дело не только в количестве книг — не менее важно, как устроен библиотечный каталог, насколько легко можно найти нужную книгу или подобрать литературу по нужной теме. Ведь библиотека — это не только собрание книг, но еще и информационно-поисковая система.

О проблемах

Слова «информационно-поисковая система» сразу вызывают мысли о компьютерных базах данных, об интернетовских поисковиках. Однако в большинстве приходских библиотек все как в XIX веке — бумажный каталог, библиотечные карточки. И дело вовсе не в том, что компьютер дорог.

«Основная наша проблема, — поясняет Ирина Сергеева, — это недостаток места. Все книги у нас находятся в двух комнатах, плюс несколько шкафов в коридоре. Нам просто негде поставить компьютерную технику. Вот будь у нас новое помещение…»

Это же говорят и все, кого я опрашивал. Проблема с помещением куда более острая, чем проблема денег. Деньги иногда жертвуют благотворители, иногда что-то оплачивает приход — но новые помещения взять просто физически неоткуда. Вот и приходится ставить книги на стеллажах не вертикально, а горизонтально, подписывая ручкой название на обрезе. Так больше умещается. Не до компьютеров тут.

Денег, впрочем, тоже не то чтобы хватает — ни на пополнение фондов, ни на зарплату сотрудников. Сотрудников, кстати, в лучшем случае человека два-три, а чаще — всего один. Порой библиотекари покупают книги на свои собственные средства. Впрочем, нередко помогают прихожане — дарят книги. Например, в библиотеке храма иконы «Живоносный источник» более половины новых поступлений — книги, подаренные читателями-благотворителями.

Другая проблема, ничуть не менее острая, — это нехватка кадров. Вовсе не любой человек может работать в православной библиотеке. Вариант «за послушание» здесь не годится — необходимы глубокие профессиональные знания. Причем знания не только библиотечного дела, но и религиозные. Не раз уже упоминавшаяся мной Ирина Сергеева (по первому образованию — журналист, выпускница журфака МГУ) специально получила второе образование, окончив миссионерско-катехизаторский факультет ПСТГУ. Увы, таких людей мало.

Есть, впрочем, и псевдопроблемы — например, гипотетическая конкуренция со стороны электронных библиотек. Не раз мне приходилось слышать мнение, что время приходских библиотек уже ушло. Мол, практически любую православную книгу можно найти в интернете… Я просил прокомментировать это всех библиотекарей, с которыми общался. Никто из них не видит ничего ужасного в электронных версиях книг, но все они уверены, что книга бумажная еще очень долго будет востребована читателем. «От нас не уйдут в интернет, — улыбнулась в ответ на мой вопрос Ирина Сергеева. — Наоборот, бывает, что из интернета приходят к нам».

О проблемах приходских библиотек можно говорить бесконечно. Но, при всех своих проблемах, они все-таки существуют, их помощью пользуется множество людей, благодаря им растет и религиозная, и общекультурная грамотность народа. А делается все это трудами очень немногих подвижников. Чем же мы — то есть общество — можем им помочь? Давайте думать вместе.

«Кроме того, важно, чтобы при епархиальных управлениях, при крупных городских приходах и монастырях открывались или активизировали свою деятельность библиотеки. Церковная библиотека должна быть не только местом, куда люди приходят почитать или позаимствовать книгу, но духовно-просветительскими центрами, при которых организуются группы любителей христианского просвещения, дискуссионные кружки. При правильной постановке дела сюда будут приходить и такие люди, которые, может быть, и на богослужение-то редко ходят. А подобное общение станет для них шагом в сторону Церкви».

Из доклада Святейшего Патриарха Московского и всея Руси

фото Владимира Ештокина

Сегодня во многих храмах библиотеки, конечно же, уже есть. Но если в вашем приходе еще нет большого шкафа, у которого после службы собирается толпа прихожан, то, надеемся, эти советы будут вам полезны.

Как правило, приходские библиотеки начинаются с подоконников или столов, где пишут записки. Туда многие приносят из дома свои уже прочитанные книги – чтобы пыль дома не собирали и другим была польза. Вот этот фонд и может составить начало библиотеки вашего прихода. Вообще о пополнении библиотеки можно не особенно беспокоиться – прихожане быстро наполнят ее своими уже прочитанными книгами.

Начинаем со …шкафа?

Для начала нужно найти библиотекаря. Это должен быть человек, разбирающийся в православной литературе, чьему мнению в рекомендации книг доверяет настоятель храма, умеющий приветливо и по-доброму поговорить с читателями.

Следующий шаг – помещение. Начинается библиотека, как правило, с большого шкафа, в будущем может потребоваться большее помещении. Но желательно, чтобы библиотека располагалась в притворе храма или в самом храме – у входа. Если книги размещаются в другом здании, подвале – в общем, не на пути прихожан от входа до самого храма – найдут ее немногие. Так было и в нашей библиотеке: на огромном книжном шкафу в храме висела два года метровая надпись «БИБЛИОТЕКА», однако регулярные прихожане нередко удивлялись, узнавая о библиотеке прихода. Поэтому – чем больше читателей Вы хотите привлечь, тем на более видном месте нужно установить шкаф.

Дайте что-нибудь на Ваше усмотрение

Книги нужно сортировать, как и везде, по разделам и категориям. При этом, у библиотекаря всегда должен быть свой список тех книжек, которые можно дать начинающим читателям, чтобы привить им любовь к православным книгам. Очень часто читатели спрашивают не какую – то конкретную книгу, а просто просят «что нибудь почитать на Ваше усмотрение».

У меня список книг составился примерно такой: под рукой должны быть

– свт. Николая Сербского.

– Л.Миллер “ ” – одно из лучших жизнеописаний когда–либо написанных, едва ли оставит равнодушным любого читателя.

– схиигумена Иоанна.

– Закон Божий прот. Серафима Слободского.

Запись читателей

Записываем мы читателей без паспорта, но в читательский билет вносим фамилию, имя, отчество, адрес и телефон. Книги выдаем на месяц, а телефон понадобится, если читатель будет держать книгу дольше полугода. Книги почти никогда не пропадают, а вот забывают прихожане о взятой в библиотеке книге очень часто.

Есть еще непростой момент. Воскресный день, библиотека свою работу давно закончила, а библиотекарь остался разбирать книги. После службы в течение дня в храм заходят многие: поставить свечку, написать записку. Многие интересуются библиотекой: «Вот, возьму – ка что – то почитать!». К сожалению, редко такие читатели становятся регулярными и не всегда возвращают книги. Поэтому, можно, конечно, и выдать просимую книгу, а можно и предложить прийти в часы работы библиотеке: те, кто действительно хочет прочитать больше о православии – придет. Но здесь нет универсального решения, нужно иметь в виду обе возможности.

Книги насовсем

Среди поступающих пожертвований у нас обычно было много молитвословов и Библий – бесплатных протестантских изданий. Такие книги можно не выдавать, а если их просят выдать, отдать насовсем. Если текст Библии в Синодальном переводе, то выдавать его можно смело, а несколько десятков страниц протестантских комментариев можно смело удалить из книги.

Не ошибиться с выбором

Большинство читателей библиотеки в первый раз в жизни читают православные книги. Те, кто в храме уже давно, как правило, приносят огромные пакеты накопившейся дома литературы: нет места дома. Тем, кто приходит за первыми книгами, важно не дать той книги, которая окажется для них пока слишком сложна или скучна.

Хорошо помню, что моей первой книгой о духовной жизни была «Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться» свт. Феофана Затворника. Издание было репринтное, орфография дореволюционная, а мне было 15 лет. Попытавшись несколько раз дочитать первую главу до конца, я скоро отложила книгу, чтобы потом прочитать ее на одном дыхании уже через 4 года. Но увы, я не просто отложила в сторону творение свт. Феофана, а на долгое время потеряла всякий интерес к таким книгам. Следующей я прочитала «Опыт построения исповеди» архим.Иоанна Крестьянкина: через 2 года только и с огромным интересом. Жаль, что эта книжечка не оказалась у меня раньше.

Перед библиотекарем стоит важная задача – заинтересовать читателя, а не отбить надолго интерес к православным книгам. Причем здесь нет универсального выхода: те книги, которые кажутся нам самыми лучшими и понятными, будут для других сложны и скучны. Один из возможных путей решения: давать читателю несколько книг: не пойдет одна – попробовать другую, или же просто посоветовать, если книга «не пойдет» и окажется сложной, отложить ее на потом, а пока поменять ее на другую.

Категории и рубрики

Тут советовать что – либо сложно, просто приведу то разбиение на категории, которое сложилось у нас.

АКАФИСТЫ

АНГЕЛЬСКИЙ МИР

БОГОСЛУЖЕБНЫЕ КНИГИ

В СКОРБИ И В БОЛЕЗНИ

ВОИНСТВО ХРИСТОВО

ВОСПОМИНАНИЯ И ДНЕВНИКИ

ВЫБРАННЫЕ МЕСТА ИЗ ТВОРЕНИЯ СВЯТЫХ OTЦОB

ДЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ДНИ ВЕЛИКОГО ПОСТА

ДУХОВНАЯ ЛИРИКА

ЖИЗНЬ ПОСЛЕ СМЕРТИ

ЖИЗНЬ, УЧЕНИЕ И ЧУДЕСА ГОСПОДА НАШЕГО ИИСУСА ХРИСТА

ЖИТИЯ И ЖИЗНЕОПИСАНИЯ

Собрания житий

Жития избранных святых.

Прп. Серафим Саровский

Прп. Сергий Радонежский

СТАРЦЫ ОПТИНСКИЕ

ИЗ ДУХОВНОЙ СОКРОВИЩНИЦЫ

ИМЕНА

КНИГИ НА ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКАХ

КНИГИ ПО ИСКУССТВУ

КНИГИ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

СРАВНИТЕЛЬНОЕ БОГОСЛОВИЕ

ЛЮДИ И ДЕМОНЫ

МОЛИТВЫ И МОЛИТВОСЛОВЫ

НАУЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА

О БОГОСЛУЖЕНИИ

О ГРЕХАХ

О КОНЧИНЕ МИРА

О МОЛИТВЕ

О МОНАШЕСТВЕ

О РОССИИ

ПЕРВЫЕ ШАГИ В XPAMЕ

ПО СВЯТЫМ МЕСТАМ

Подготовка к таинствам исповеди и Cвятого Причащения.

ПОУЧЕНИЯ

ПРАВОСЛАВИЕ И ЛИТЕРАТУРА

ПРАВОСЛАВИЕ И МЕДИЦИНА

ПРАВОСЛАВНОЕ БЛАГОЧЕСТИЕ

ПРАВОСЛАВНЫЕ КАЛЕНДАРИ.

ПРАВОСЛАВНЫЕ ПРАЗДНИКИ

ПРАВОСЛАВНЫЙ КАТЕХИЗИС

ПРАВОСЛАВНЫЙ ХРАМ

ПРОПОВЕДИ И ПИСЬМА

СВЯЩЕННАЯ ИСТОРИЯ.

СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ

СЕМЬЯ. ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ

СЛАВА БОГОМАТЕРИ

СЛОВАРИ

ТВОРЕНИЯ СВЯТЫХ ОТЦОВ

ТВОРЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ БОГОСЛОВОВ

ТОЛКОВАНИЯ.

Трапеза в посты и праздники

ЧУДЕСА

Периодические издания

Оформляем книги мы следующим образом: на книжку приклеивается кармашек для формуляра, проставляеьтся печать на титульном листе и 17-й странице, книга заносится в список всех библиотечных книг и ей присваивается инвернтарный номер – порядковый номер в списке книг. Затем название вносится в каталог по рубрикам, однако мало кто пользуется картотекой на приходе.

Хорошо, если форуляра два, тогда один остается в читательском билете читателя, а другой в отдельном месте, где по алфавиту лежат формуляры: так найти нужную книгу, которая подзадержалась у кого-то на руках, будет значительно проще.

Примерно так организуется жизнь приходской библиотеки. Будем рады ответить на вопросы и прочитать о вашем опыте организации библиотеки или рекомендации книг друзьям и близким.

С вятой апостол Петр - старший брат апостола Андрея Первозванного- до своей апостольской деятельности был рыбаком, имел жену и двоих детей и назывался Симоном. Он был простым, некнижным, бедным и богобоязненным, как говорит о нем святитель Иоанн Златоуст. «Ты - Симон, сын Ионин; ты наречешься Кифа, что значит «камень» (Петр)»,- так сказал Господь, когда Андрей привел к Нему своего брата Петра (Ин. 1,42). И хотя Петр сразу возгорелся пылкой любовью к Господу, Спаситель не тотчас призвал его на апостольское служение, но когда окрепли в нем вера и решимость. Вскоре Господь Сам посетил дом Петра и прикосновением руки исцелил его тещу от горячки (Мк. 1,29- 31). Из трех избранных Своих учеников Господь удостоил святого Петра быть свидетелем Своей Божественной славы на Фаворе (Мф. 17, 1-9; Лк. 9, 28-36), Своей Божественной силы при воскрешении дочери Иаира (Лк. 8, 41 - 56), Своего Божественного молитвенного бдения в Гефсиманском саду (Мф. 26, 37-41). Апостол Петр был настолько горячо предан Господу Иисусу Христу в своем служении, что Господь чаще, чем другим, попускал ему обнаруживать свои человеческие немощи, назидая этим и других учеников, забывающих слова: «Без Меня не можете творить ничего» (Ин. 15, 5). Так, например, святой Петр был единственным из учеников, который, узнав Господа Иисуса Христа, шедшего по морю, пошел навстречу Ему по воде, но, вдруг усомнившись в Божественной помощи своего Учителя, стал тонуть, однако был спасен Господом, упрекнувшим его в маловерии (Мф. 14, 28-31). Святой апостол Петр был и тем единственным из учеников, кто на вопрос Господа, за кого они почитают Его, ответил сразу: «Ты Христос, Сын Бога Живаго» (Мф. 16, 16). Апостол Петр был единственным из защищавших Господа от пришедших предать Учителя на страдание и смерть. Он был и единственным учеником, при искушении трижды отрекшимся от Христа. Однако Господь, приняв слезное покаяние Своего ученика, удостоил его первым из апостолов лицезреть Себя Воскресшего (Лк. 24, 34). Троекратное свое отречение святой Петр окончательно изгладил своим троекратным исповеданием любви к Спасителю (Ин. 21, 15 -17). Господь Иисус Христос восстановил его в апостольском достоинстве, доверив пасти Своих словесных овец.

По сошествии Святого Духа на апостолов, Который вдохнул в них Божественную силу свято жить и проповедовать, действовать и управлять в Церкви, любовь апостола Петра к Господу возвысилась настолько, что не замедлила проявиться в его горячем исповедничестве, в совершенных чудотворениях именем Христовым, в его радости претерпеть любые скорби, гонения и лишения, в его готовности принять крестную смерть за Учителя. Преследуемый синедрионом, апостол Петр безбоязненно, с великим дерзновением проповедовал Христа Воскресшего перед лицом тех, кто распял Его и запрещал о Нем проповедовать (Деян. 4, 13 - 20; 5, 27-32). Сила слова апостола Петра была столь могущественна, что краткая его проповедь обращала ко Христу тысячи людей (Деян. 2, 41; 4, 4). Его исповедание Христовой веры сопровождалось чудесными знамениями. По его слову обличаемые в преступлении испускали дух (Деян. 5, 5 -10), а мертвые воскресали (Деян. 9,40), хромые начинали ходить (Деян. 3, 1 - 8), расслабленные исцелялись (Деян. 9, 32 - 34), больные получали благодатную помощь даже от прикосновения к его тени (Деян. 5, 15).

Святой Петр был апостолом преимущественно для иудеев, хотя во время своих апостольских путешествий приводил к вере и язычников, за что и был гоним и подвергнут многократному тюремному заключению. Во время своего третьего пребывания в темнице он был чудесным образом освобожден из нее Ангелом Господним, который отворил пред ним тюремные двери, снял оковы и провел мимо спавших охранников (Деян. 12, 7-10).

В своих апостольских путешествиях (церковные историки насчитывают их шесть), которые святой Петр совершал из Иерусалима, он благовествовал в Самарии и Иудее, Галилее и Кесарии, Сирии и Антиохии, Финикии и Каппадокии, Галатии и Понте, Вифинии и Трое, Вавилоне и Риме, Британии и Греции. В Кесарии Палестинской святой Петр первым из учеников Христовых отверз двери веры язычникам, крестив римского сотника Корнилия и его близких (Деян. 10). На всем протяжении своего проповеднического пути святой апостол Петр рукополагал в епископы и пресвитеры наиболее верных из своих учеников, поучал народ премудрости Божией, исцелял больных, изгонял нечистых духов из одержимых. В Риме, последнем месте своего пребывания, апостол Петр святым благовествованием умножал число христиан и укреплял их в вере, поражал врагов и обличал обманщиков. По многим свидетельствам и преданиям, находясь в Риме, святой апостол изобличил Симона волхва, выдававшего себя за Христа, и обратил в веру Христову двух наложниц императора Нерона.

Известны два Соборных послания апостола Петра, относящихся соответственно к 63 и 67 годам. Апостол увещевает новообращенных христиан не смущаться клеветами, угрозами и преследованиями, призывает ни в чем не отступать в угоду язычникам от чистоты христианской жизни; обличает лжепророков и лжеучителей, отменяющих все нравственные устои ввиду ложно понятой христианской свободы и отрицающих Божественную Сущность Спасителя.

В Риме апостол Петр был предвозвещен Самим Господом о скорой кончине (2 Петр. 1,14). По повелению императора Нерона, жаждавшего отомстить апостолу за погибель своего друга Симона волхва и за обращение ко Христу любимых жен, святой апостол Петр в 67 году, предположительно 29 июня, был распят. Перед мученической кончиной, считая себя недостойным принять такую же казнь, какой подвергся его любимый Учитель, апостол Петр просил мучителей распять его головой вниз, желая даже во время смерти преклонить свою голову Господу.

П очитание святых апостолов Петра и Павла началось сразу же после их казни. Место их погребения было священно для первохристиан. В IV веке святым равноапостольным Константином Великим (+337; память 21 мая) были воздвигнуты храмы в честь святых первоверховных апостолов в Риме и Константинополе. Совместное их празднование - 29 июня - было настолько распространено, что известный церковный писатель IV века святитель Амвросий, епископ Медиоланский (+397; память 7 декабря), писал: «...празднование им не может утаиться ни в одной части мира». Святитель Иоанн Златоуст в беседе на день памяти апостолов Петра и Павла говорил: «Что больше Петра! Что равно Павлу делом и словом! Они превзошли всю природу земную и небесную. Связанные телом, они сделались превосходнее ангелов... Петр есть предводитель апостолов, Павел - учитель вселенной и причастник горних сил. Петр - узда беззаконных иудеев, Павел - призыватель язычников; и усматривай высочайшую премудрость Господа, Который Петра избрал из рыбарей, Павла - из скинотворцев. Петр - начало православия, великий священнослужитель Церкви, необходимый советник христиан, сокровищница горних даров, избранный апостол Господа; Павел - великий проповедник истины, слава вселенной, парящий в высоте, духовная лира, орган Господень, бдительный кормчий Христовой Церкви».

Празднуя в этот день память первоверховных апостолов, Православная Церковь прославляет духовную твердость святого Петра и разум святого Павла, воспевает в них образ обращения согрешающих и исправляющихся: в апостоле Петре - образ отвергшегося от Господа и покаявшегося, в апостоле Павле - образ сопротивлявшегося проповеди Господней и потом уверовавшего.

В Русской Церкви почитание апостолов Петра и Павла получило начало после Крещения Руси. По церковному преданию, святой равноапостольный князь Владимир (+1015; память 15 июля) привез из Корсуни икону святых апостолов Петра и Павла, которая впоследствии была преподнесена в дар Новгородскому Софийскому собору. В этом же соборе до сих пор сохранились фрески XI века с изображением апостола Петра. В Киевском Софийском соборе настенные росписи, изображающие апостолов Петра и Павла, относятся к XI - XII векам. Первый монастырь в честь святых апостолов Петра и Павла был воздвигнут в Новгороде на Синичей горе в 1185 году. Примерно в это же время началось строительство Петровского монастыря в Ростове. Петропавловский монастырь существовал в XIII веке в Брянске.

Имена апостолов Петра и Павла, получаемые при святом крещении, особенно распространены в России. Эти имена носили многие святые Древней Руси. Изображения святых апостолов Петра и Павла в иконостасе православного храма стали неизменной принадлежностью деисусного чина. Особенно известны иконы первоверховных апостолов Петра и Павла, написанные гениальным русским иконописцем преподобным Андреем Рублевым.

Житие апостола Петра исполнено святостью и служению Богу. Благодаря этому обычный рыбак, поверивший в истинность существования Господа, становится апостолом Иисуса Христа.

Жизнь до Мессии

Апостол Петр, некогда имевший имя Симон, родился в Палестине, в городе Вифсаида. Он имел жену и детей, занимался рыбной ловлей на Геннисаретском озере. Работа Симона была поистине опасной: спокойствие вод могло в одночасье смениться бурей. Таким образом, будущий апостол мог дни на пролет ловить рыбу, тем самым зарабатывая на пропитание для своей семьи. Подобный труд воспитал в нем волю и упорство, что впоследствии ему очень пригодилось: после воскресения Иисуса Христа голодный и уставший Петр бродил по земным просторам, распространяя истинную веру.

Дорога к Господу была открыта Симону благодаря его брату Андрею. Пламенная любовь к Христу зажглась в нем на всю его оставшуюся жизнь. За его преданность и верность Господь более всех апостолов приблизил его к себе.

По правую руку от Христа

С апостолом Петром связано много библейских сюжетов. Один из них повествует о том, как Симон и его товарищи занимались всю ночь рыболовством, но так и не смогли ничего поймать. И лишь под утро, когда Господь вошел в лодку будущего апостола, приказав вновь закинуть рыболовные сети, тот получил большой улов. Рыбы было настолько много, что часть улова пришлось расположить в соседнем судне его товарищей. Симонбыл объят ужасом от небывалого количества рыбы. С сердечным трепетом он обратился ко Господу и, упав на колени, попросил Его покинуть лодку, считая себя недостойным находится рядом с Иисусом Христом. Но Господь, избрав для себя Симона в качестве своего верного ученика, поднял его с колен и провозгласил не только «ловцом рыбы, но и людей». Под грузом улова обе лодки начали тонуть, но Господь помог рыбакам вытащить судна на берег. Оставив все, мужчина последовал за Христом, став приближенным учеником наряду с Иоанном Богословом и Иаковом.


Почему Симон заслужил особое расположение Господа?

Как-то раз, находясь со своими учениками, Христос спросил их, кем они считают его. Апостол Петр, не раздумывая, ответил, что Он есть истинный Сын Господень и Мессия, о котором говорил За это признание Иисус Христос провозгласил его достойным Царствия Небесного, вручив ему ключи от рая. Не следует понимать эти слова Господа буквально. Иисус Христос имел в виду, что отныне святой апостол Петр является помощником и заступником людей, которые «потерялись» ввиду человеческой немощи, творя беззаконие, но покаялись и исправились. Петр, ученик Иисуса, грешил более всех апостолов, но всегда исповедовался в своих проступках, о чем и свидетельствуют страницы Священного Писания.

Однажды, когда Господь ступал по воде, Петр захотел приблизиться к своему учителю и попросил ему помочь совершить такое же чудо. Ступив на морскую гладь, апостол пошел по воде. Внезапно, почувствовав сильный ветер, он испугался и начал тонуть, призывая Господа спасти его. Иисус упрекнул Петра в маловерии и, подав ему руку, вытащил из морской пучины. Тем самым Сын Божий избавил апостола от смерти и отчаяния, которое было следствием маловерия.

Великое согрешение

Еще будучи верным Иисусу, святой апостол Петр услышал от Сына Божьего горькое предсказание о том, что он отречется от Христа прежде, чем на заре пропоет петух. Не веря этим словам, Петр всегда клялся в своей верности и преданности Богу.

Но однажды, когда после предательства Иудой Христа арестовали, апостол и еще один ученик последовали за Господом до самого двора первосвященника, где собирались допрашивать Сына Божьего. Множество обвинений услышал Иисус в свой адрес. Лжесвидетели избивали Его и плевали Ему в лицо, но Христос сносил все мучения. В этот момент Петр находился во дворе и грелся у огня. Одна из служанок дома приметила его и сказала, что апостол был с Иисусом. Страх, обуявший сердце Петра, не позволил ему сознаться в этом. Апостол, испугавшись за свою жизнь, отрекся от Господа и сказал, что не знает этого человека. Другая служанка, увидевшая уходившего Петра, подтвердила, что видела его с Иисусом. Поклялся апостол, что никогда Его не знал. Находившиеся рядом рабы первосвященника сказали с уверенностью, что Петр один из учеников Христа, но тот в страхе продолжал это отрицать. Услышав петушиный крик, святой вспомнил пророческие слова Сына Божьего и в слезах вышел из дома, горько раскаиваясь в содеянном.

Данный библейский сюжет очень аллегоричен в отношении человеческой души. Так, некоторые богословы считают, что уличение Петра служанкой - есть ни что иное, как проявление немощи духа человеческого, а крик петуха - есть глас Господа с небес, не позволяющий нам расслабляться и помогающий нам непрестанно бодрствовать.

В Богослова Иисус Христос полностью восстанавливает Петра как своего ученика, трижды спрашивая о его любви к Богу. Трижды получив утвердительный ответ, Сын Божий поручает апостолу впредь пасти «овец своих», то есть научать народ христианской вере.


Преображение Господне

До того как Иисус Христос был арестован, а затем распят на кресте, он явился трем своим ученикам (Петру, Иакову и Иоанну) в Божьем обличии на В тот момент апостолы также узрели пророков Моисея и Илию и услышали глас Бога-отца, наставляющего учеников. Увидели святые Царство Небесное, еще не будучи телесно мертвыми. После чудесного Преображения Господь запретил своим ученикам говорить об увиденном. И вновь апостол Петр был призван узреть величие Божье, тем самым еще более приблизившись к Царству Небесному.

Пропуск в рай

Апостол Петр - хранитель ключей Царства Божьего. Согрешивши перед лицом Господа не один раз, он стал проводником между Богом и людьми. Ведь кто, как ни он, познал всю немощь человеческой сущности и сам был когда-то ввергнут в это бессилье. Только благодаря христианской вере и покаянию Петр смог постигнуть Истину и войти в Царство Божие. Господь, видя преданность Своего ученика, позволил ему быть стражником Небесного Рая, наделив его правом впускать те души людей, которых он посчитает достойными.

Некоторые богословы (например, Августин Блаженный) уверены, что врата Эдема охраняет не только апостол Петр. Ключи от рая также принадлежат и другим ученикам. Ведь Господь всегда обращался к апостолам в лице Петра как главного среди своих братьев.

После воскрешения Христа

Главному из апостолов Иисус явился первым после своего воскрешения. А через 50 дней Святой Дух, посетивший всех учеников, наделил Петра небывалой духовной силой и возможностью проповедовать слово Божие. В этот день апостол смог обратить 3000 людей в веру Христову, произнеся пламенную речь, исполненную любовью ко Господу. Через несколько дней по воле Божией Петр смог исцелить человека от хромоты. Весть об этом чуде разнеслась среди иудеев, после чего еще 5000 человек стали христианами. Сила, которой Господь наделил Петра, исходила даже от его тени, которая, осеняя лежащих на улице безнадежных больных, исцеляла.

Побег из темницы

Во время правления Ирода Агриппы святой Петр был пойман гонителями христиан и заточен в тюрьму вместе с апостолом Иаковом, которого впоследствии убили. Верующие во Христа непрестанно молились за жизнь Петра. Господь услышал глас народа, и Ангел явился в темницу к Петру. Тяжелые кандалы спали с апостола, и он незаметно для всех смог покинуть тюрьму.

Каждый из учеников избрал свой путь. Петр проповедовал в Антиохии и на Средиземном побережье, творил чудеса и обращал людей в веру христианскую, а затем ушел в Египет, где также рассказывал о пришествии Иисуса Христа.

Смерть ученика

Апостол Петр заведомо по воле Божией знал, когда придет его кончина. В то время он смог обратить в христианскую веру 2 жен чем вызвал небывалый гнев правителя. Христиане, которых гнали и истребляли в тот период, уговорили апостола покинуть город во избежание гибели. Выходя из ворот, Петр встретил на своем пути самого Христа. Удивленный апостол спросил у сына Божьего, куда Он направляется, и услышал ответ: «Чтобы вновь быть распятым». В тот момент Петр осознал, что пришла его очередь пострадать за веру и войти в Царство Небесное. Он смиренно вернулся в город и был схвачен язычниками. Смерть апостолаПетра была мучительной - он был распят на кресте. Единственное, что ему удалось - это уговорить палачей казнить его вниз головой. Симон считал, что не достоин умереть той же смертью, что и сам Мессия. Именно поэтому перевернутое распятие - это крест апостола Петра.

Распятие апостола

Некоторые путают данную символику с сатанинскими течениями. В антихристианских учениях используется именно как некая насмешка и непочтение вере православных и католиков. На самом деле распятие апостола Петра не имеет с этим ничего общего. Как таковое оно не используется в богослужении, но имеет место быть в качестве исторического факта. Кроме того, крест Петра вырезан на спинке трона Папы Римского, так как этот апостол считается основателем католической церкви. Тем не менее более широкое распространение данного распятия вызывает у многих, в основном неверующих и несведущих в церковных делах, много споров и разногласий. Так, например, когда папа Римский прибыл с визитом в Израиль с Петровским (перевернутым) крестом, многие расценили это как его скрытую принадлежность к сатанизму. Изображение этого распятия на епитрахили (церковном одеянии) главы католической церкви также вызывает двусмысленные ассоциации у атеистов, осуждающих поступок ученика Христова. Тем не менее простому человеку невозможно справедливо судить о Петре, который смог оправиться от человеческой немощи и духовно возвыситься. Будучи "нищим духом", апостол Петр, биография которого сложна и многогранна, не дерзнул встать на место Христа. Но, отстаивая свою веру, он умирает в мучениях так же, как некогда Сын Божий.

Петрово говение

В честь Петра православной церковью был установлен период поста, начинающийся через неделю после Троицы и заканчивающийся 12 июля - в день Петра и Павла. Пост провозглашает "твердость" апостола Петра (его имя в переводе значит "камень") и благоразумие апостола Павла. является менее строгим, нежели Великий - в пищу можно употреблять как растительную пищу и масло, так и рыбу (за исключением среды и пятницы).

Петр, ученик Христов, есть великий пример многим заблудшим, но желающим покаяния душам. Для тех, кто исправляет свою грешную жизнь, апостол Петр обязательно откроет врата Эдема теми ключами, которыми ему заповедовал владеть Господь.

Краткое житие святителя Петра, митрополита Московского и всея Руси

Свя-той мит-ро-по-лит Петр ро-дил-ся на Во-лы-ни от бла-го-че-сти-вых ро-ди-те-лей. Две-на-дца-ти лет по-сту-пил в мо-на-стырь. До-стиг-нув свя-щен-ства, он по бла-го-сло-ве-нию сво-е-го на-став-ни-ка уда-лил-ся из мо-на-сты-ря и ос-но-вал оби-тель в уеди-нен-ном ме-сте на бе-ре-гу ре-ки Ра-ти. Здесь он так про-сла-вил-ся по-дви-га-ми бла-го-че-стия, что сде-лал-ся из-вест-ным всей Во-лы-ни. В 1308 го-ду пат-ри-арх Кон-стан-ти-но-поль-ский воз-вел св. Пет-ра на Рус-скую мит-ро-по-лию. Мно-го труд-но-стей ис-пы-тал пер-во-свя-ти-тель в го-ды управ-ле-ния. В стра-дав-шей под та-тар-ским игом Рус-ской Зем-ле утвер-ждал ис-тин-ную ве-ру, при-зы-вал враж-до-вав-ших кня-зей к ми-ро-лю-бию и един-ству.

В 1325 го-ду свт. Петр по прось-бе Иоан-на Ка-ли-ты пе-ре-нес мит-ро-по-ли-чью ка-фед-ру из Вла-ди-ми-ра в Моск-ву, что име-ло важ-ное зна-че-ние для всей Рус-ской Зем-ли. Свт. Петр про-ро-че-ски пред-ска-зал осво-бож-де-ние от та-тар-ско-го ига и бу-ду-щее воз-вы-ше-ние Моск-вы как цен-тра всей Рос-сии.

Свя-ти-тель Петр, мит-ро-по-лит Мос-ков-ский, скон-чал-ся 21 де-каб-ря 1326 го-да. (Све-де-ния о нем по-ме-ще-ны 21 де-каб-ря.) Пер-вое пе-ре-не-се-ние его мо-щей бы-ло 1 июля 1472 го-да, то-гда же уста-нов-ле-но празд-но-ва-ние. Вто-рое пе-ре-не-се-ние мо-щей свя-ти-те-ля Пет-ра бы-ло по-сле освя-ще-ния вновь по-стро-ен-но-го Успен-ско-го со-бо-ра, 24 ав-гу-ста 1479 го-да, а празд-но-ва-ние 1 июля бы-ло от-ме-не-но. Из-вест-но так-же празд-но-ва-ние про-яв-ле-ния мо-щей свя-ти-те-ля Пет-ра (4 ав-гу-ста) по слу-чаю яв-ле-ния су-пру-ге Иоан-на Гроз-но-го (1533-1584) ца-ри-це Ана-ста-сии (1547-1560). Свя-ти-тель Петр явил-ся ца-ри-це Ана-ста-сии и не раз-ре-шил ни-ко-му рас-кры-вать свой гроб. Он по-ве-лел за-пе-ча-тать гроб пе-ча-тью и уста-но-вить празд-ник.

От свя-ти-те-ля Пет-ра со-хра-ни-лось три по-сла-ния. Пер-вое - к свя-щен-ни-кам с уве-ща-ни-ем до-стой-но про-хо-дить пас-тыр-ское слу-же-ние, усерд-но па-сти ду-хов-ных чад. Оно за-кан-чи-ва-ет-ся из-ло-же-ни-ем цер-ков-но-го за-ко-но-по-ло-же-ния о вдо-вых свя-щен-ни-ках: с це-лью ограж-де-ния их от на-ре-ка-ния и со-блаз-нов им пред-ла-га-лось по-се-лять-ся в мо-на-сты-рях, а де-ти долж-ны бы-ли опре-де-лять-ся на вос-пи-та-ние и обу-че-ние в мо-на-стыр-ские шко-лы. Во вто-ром по-сла-нии свя-ти-тель при-зы-ва-ет свя-щен-ни-ков быть ис-тин-ны-ми пас-ты-ря-ми, а не на-ем-ни-ка-ми, за-бо-тить-ся об укра-ше-нии се-бя хри-сти-ан-ски-ми и пас-тыр-ски-ми доб-ро-де-те-ля-ми. В тре-тьем по-сла-нии свя-ти-тель Петр сно-ва да-ет на-став-ле-ния свя-щен-ни-кам об их пас-тыр-ских обя-зан-но-стях, а ми-рян уве-ща-ет ис-пол-нять за-по-ве-ди Хри-сто-вы.

Вы-да-ю-ща-я-ся цер-ков-но-го-судар-ствен-ная де-я-тель-ность свя-ти-те-ля Пет-ра уже совре-мен-ни-кам да-ва-ла ос-но-ва-ние срав-ни-вать его со свя-ти-те-ля-ми , и . Глав-ный по-двиг свя-ти-те-ля Пет-ра - борь-ба за един-ство Рус-ско-го го-су-дар-ства и бла-го-сло-ве-ние Моск-вы как со-би-ра-тель-ни-цы Рус-ской зем-ли .

Полное житие святителя Петра, митрополита Московского и всея Руси

Свя-ти-тель Петр, мит-ро-по-лит Мос-ков-ский, ро-дил-ся на Во-лы-ни от бла-го-че-сти-вых ро-ди-те-лей Фе-о-до-ра и Ев-прак-сии. Еще до рож-де-ния сы-на в сон-ном ви-де-нии Гос-подь от-крыл Ев-прак-сии бла-го-дат-ную пре-ды-з-бран-ность ее сы-на. В 12 лет юный Петр по-сту-пил в мо-на-стырь. К то-му вре-ме-ни он успеш-но изу-чил книж-ные на-у-ки и с осо-бой рев-но-стью стал ис-пол-нять мо-на-стыр-ские по-слу-ша-ния. Мно-го вре-ме-ни уде-лял бу-ду-щий свя-ти-тель вни-ма-тель-но-му изу-че-нию Свя-щен-но-го Пи-са-ния и обу-чил-ся ико-но-пи-са-нию. Ико-ны, на-пи-сан-ные ино-ком Пет-ром, раз-да-ва-лись бра-тии и по-се-щав-шим мо-на-стырь хри-сти-а-нам. За доб-ро-де-тель-ную по-движ-ни-че-скую жизнь игу-мен оби-те-ли ру-ко-по-ло-жил ино-ка Пет-ра в сан иеро-мо-на-ха. По-сле мно-го-лет-них по-дви-гов в мо-на-сты-ре иеро-мо-нах Петр, ис-про-сив бла-го-сло-ве-ние игу-ме-на, оста-вил оби-тель в по-ис-ках уеди-нен-но-го ме-ста. На ре-ке Ратс он по-ста-вил кел-лию и стал под-ви-зать-ся в без-мол-вии. Впо-след-ствии на ме-сте по-дви-гов об-ра-зо-вал-ся мо-на-стырь, на-зван-ный Но-во-двор-ским. Для при-хо-див-ших ино-ков был вы-стро-ен храм во Имя Спа-са. Из-бран-ный игу-ме-ном, свя-той Петр крот-ко на-став-лял ду-хов-ных чад, ни-ко-гда не гне-вал-ся на про-ви-нив-ше-го-ся ино-ка, сло-вом и при-ме-ром по-учал бра-тию. О доб-ро-де-тель-ном игу-мене-по-движ-ни-ке ста-ло из-вест-но да-ле-ко за пре-де-ла-ми оби-те-ли. Неред-ко в мо-на-стырь при-хо-дил Га-лиц-кий князь Юрий Льво-вич, чтобы услы-шать ду-хов-ные на-став-ле-ния свя-то-го по-движ-ни-ка.

Од-на-жды оби-тель по-се-тил Вла-ди-мир-ский мит-ро-по-лит Мак-сим, об-хо-див-ший Рус-скую зем-лю со сло-вом по-уче-ния и на-зи-да-ния. При-ни-мая свя-ти-тель-ское бла-го-сло-ве-ние, игу-мен Петр при-нес в дар на-пи-сан-ный им об-раз Успе-ния Пре-свя-той Бо-го-ро-ди-цы, пе-ред ко-то-рым свя-ти-тель Мак-сим до кон-ца сво-ей жиз-ни мо-лил-ся о спа-се-нии вве-рен-ной ему Бо-гом Рус-ской зем-ли.

Ко-гда мит-ро-по-лит Мак-сим скон-чал-ся, Вла-ди-мир-ская ка-фед-ра неко-то-рое вре-мя оста-ва-лась неза-ня-той. Ве-ли-кий князь Вла-ди-мир-ский, а им был в это вре-мя свя-той Ми-ха-ил Твер-ской (па-мять 22 но-яб-ря), на-пра-вил к пат-ри-ар-ху Кон-стан-ти-но-поль-ско-му сво-е-го спо-движ-ни-ка и еди-но-мыш-лен-ни-ка игу-ме-на Ге-рон-тия с прось-бой о по-став-ле-нии его на Рус-скую мит-ро-по-лию.

По со-ве-ту Га-лиц-ко-го кня-зя Юрия игу-мен Петр так-же от-пра-вил-ся к Кон-стан-ти-но-поль-ско-му пат-ри-ар-ху для при-ня-тия свя-ти-тель-ской ка-фед-ры. Бог из-брал для окорм-ле-ния Рус-ской Церк-ви свя-то-го Пет-ра. Плыв-ше-му Чер-ным мо-рем Ге-рон-тию но-чью во вре-мя бу-ри яви-лась Бо-жия Ма-терь и ска-за-ла: "На-прас-но тру-дишь-ся, сан свя-ти-тель-ский не до-ста-нет-ся те-бе. Тот, кто на-пи-сал Ме-ня, Рат-ский игу-мен Петр, воз-ве-ден бу-дет на пре-стол Рус-ской мит-ро-по-лии". Сло-ва Бо-жи-ей Ма-те-ри в точ-но-сти ис-пол-ни-лись: пат-ри-арх Кон-стан-ти-но-поль-ский Афа-на-сий (1289-1293) с со-бо-ром воз-вел на Рус-скую мит-ро-по-лию свя-ти-те-ля Пет-ра, пе-ре-дав ему свя-ти-тель-ские об-ла-че-ния, жезл и ико-ну, при-ве-зен-ные Ге-рон-ти-ем. По воз-вра-ще-нии в Рос-сию в 1308 го-ду мит-ро-по-лит Петр в те-че-ние го-да пре-бы-вал в Ки-е-ве, а за-тем пе-ре-ехал во Вла-ди-мир.

Мно-го труд-но-стей ис-пы-тал пер-во-свя-ти-тель в пер-вые го-ды управ-ле-ния Рус-ской мит-ро-по-ли-ей. В стра-дав-шей под та-тар-ским игом Рус-ской зем-ле не бы-ло твер-до-го по-ряд-ка, и свя-ти-те-лю Пет-ру при-хо-ди-лось ча-сто ме-нять ме-ста сво-е-го пре-бы-ва-ния. В этот пе-ри-од осо-бен-но важ-ны бы-ли тру-ды и за-бо-ты свя-ти-те-ля об утвер-жде-нии в го-су-дар-стве ис-тин-ной ве-ры и нрав-ствен-но-сти. Во вре-мя по-сто-ян-ных объ-ез-дов епар-хий он неустан-но по-учал на-род и ду-хо-вен-ство о стро-гом хра-не-нии хри-сти-ан-ско-го бла-го-че-стия. Враж-до-вав-ших кня-зей он при-зы-вал к ми-ро-лю-бию и един-ству.

В 1312 го-ду свя-ти-тель со-вер-шил по-езд-ку в Ор-ду, где по-лу-чил от ха-на Уз-бе-ка гра-мо-ту, охра-няв-шую пра-ва рус-ско-го ду-хо-вен-ства.

В 1325 го-ду свя-ти-тель Петр по прось-бе ве-ли-ко-го кня-зя Иоан-на Да-ни-ло-ви-ча Ка-ли-ты (1328-1340) пе-ре-нес мит-ро-по-ли-чью ка-фед-ру из Вла-ди-ми-ра в Моск-ву. Это со-бы-тие име-ло важ-ное зна-че-ние для всей Рус-ской зем-ли. Свя-ти-тель Петр про-ро-че-ски пред-ска-зал осво-бож-де-ние от та-тар-ско-го ига и бу-ду-щее воз-вы-ше-ние Моск-вы как цен-тра всей Рос-сии.

По его бла-го-сло-ве-нию в Мос-ков-ском Крем-ле в ав-гу-сте 1326 го-да был за-ло-жен со-бор в честь Успе-ния Пре-свя-той Бо-го-ро-ди-цы. Это бы-ло глу-бо-ко зна-ме-на-тель-ное бла-го-сло-ве-ние ве-ли-ко-го Пер-во-свя-ти-те-ля Рус-ской зем-ли. 21 де-каб-ря 1326 го-да свя-ти-тель Петр ото-шел к Бо-гу. Свя-тое те-ло пер-во-свя-ти-те-ля бы-ло по-гре-бе-но в Успен-ском со-бо-ре в ка-мен-ном гро-бу, ко-то-рый он сам при-го-то-вил. Мно-же-ство чу-дес со-вер-ши-лось по мо-лит-вам угод-ни-ка Бо-жия. Мно-гие ис-це-ле-ния со-вер-ша-лись тай-но, что сви-де-тель-ству-ет о глу-бо-ком сми-ре-нии свя-ти-те-ля да-же по-сле смер-ти. Глу-бо-кое по-чи-та-ние пер-во-свя-ти-те-ля Рус-ской Церк-ви со дня его пре-став-ле-ния утвер-жда-лось и рас-про-стра-ня-лось по всей Рус-ской зем-ле. Через 13 лет, в 1339 го-ду, при свя-ти-те-ле Фе-о-гно-сте, он был при-чтен к ли-ку свя-тых. У гро-ба свя-ти-те-ля кня-зья це-ло-ва-ли крест в знак вер-но-сти ве-ли-ко-му кня-зю Мос-ков-ско-му. Как осо-бо чти-мый по-кро-ви-тель Моск-вы свя-ти-тель при-зы-вал-ся в сви-де-те-ли при со-став-ле-нии го-судар-ствен-ных до-го-во-ров. Нов-го-род-цы, имев-шие пра-во из-би-рать се-бе вла-дык у Свя-той Со-фии, по-сле при-со-еди-не-ния к Москве при Иоанне III клят-вен-но обе-ща-ли ста-вить сво-их ар-хи-епи-ско-пов толь-ко у гро-ба свя-ти-те-ля Пет-ра чу-до-твор-ца. При гро-бе свя-ти-те-ля на-ре-ка-лись и из-би-ра-лись рус-ские пер-во-свя-ти-те-ли.

О нем по-сто-ян-но упо-ми-на-ют рус-ские ле-то-пи-си, ни од-но зна-чи-тель-ное го-судар-ствен-ное на-чи-на-ние не об-хо-ди-лось без мо-лит-вы у гро-ба свя-ти-те-ля Пет-ра. В 1472 и 1479 го-дах со-вер-ша-лось пе-ре-не-се-ние мо-щей свя-ти-те-ля Пет-ра. В па-мять этих со-бы-тий уста-нов-ле-ны празд-но-ва-ния 5 ок-тяб-ря и 24 ав-гу-ста.

Празд-но-ва-ние в один день в честь все-рос-сий-ских свя-ти-те-лей , и Ио-ны уста-нов-ле-но пат-ри-ар-хом Иовом 5 ок-тяб-ря 1596 го-да. Свя-ти-тель Филипп при-чис-лен к ним в 1875 го-ду по хо-да-тай-ству свя-ти-те-ля , мит-ро-по-ли-та Мос-ков-ско-го (па-мять 31 мар-та и 23 сен-тяб-ря), а свя-ти-тель - в 1913 го-ду.

Празд-нуя па-мять свя-ти-те-лей в один день, Цер-ковь воз-да-ет каж-до-му из них рав-ную честь как небес-ным по-кро-ви-те-лям го-ро-да Моск-вы и мо-лит-вен-ни-кам за на-ше Оте-че-ство.

Величание святителям Московским

Велича́ем вас,/ святи́телие Христо́вы/ Пе́тре, Алекси́е, Ио́но, Фили́ппе и Ермоге́не,/ и чтим святу́ю па́мять ва́шу:/ вы бо мо́лите за нас// Христа́ Бо́га на́шего.

Молитва святителю Петру, митрополиту Московскому, всея России чудотворцу

О вели́кий святи́телю, пресла́вный чудотво́рче, Росси́йския Це́ркви первопресто́льниче, гра́да Москвы́ храни́телю и о всех нас усе́рдный моли́твенниче, о́тче наш Пе́тре! К тебе́ смире́нно припа́даем и мо́лимся: простри́ ру́це твои́ ко Го́споду Бо́гу и помоли́ся за ны, гре́шныя и недосто́йныя рабы́ Его́: да проба́вит нам ми́лость Свою́ и низпосле́т нам вся благопотре́бная к вре́менному житию́ и ве́чному спасе́нию на́шему дары́ бла́гости Его́, наипа́че же да огради́т нас ми́ром, братолю́бием и благоче́стием от всех искуше́ний врага́ диа́вола, и да́рует нам бы́ти ве́рными ча́дами твои́ми, не по и́мени то́кмо, но и все́м житие́м на́шим. Ей, уго́дниче Бо́жий! Услы́ши нас благоутро́бно, и бу́ди всем нам помо́щник и засту́пник во вся́ких беда́х и напа́стех, не забу́ди нас и в час кончи́ны на́шея, егда́ наипа́че твоего́ заступле́ния потре́буем, да, при по́мощи моли́тв твои́х святы́х, сподо́бимся и мы, гре́шнии, кончи́ну благу́ю получи́ти и Ца́рствие Небе́сное унасле́дити, сла́вяще ди́внаго во святы́х Свои́х Бо́га на́шего, Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Каноны и Акафисты

Акафист святителю Петру, митрополиту Московскому, всея России чудотворцу

Кондак 1

Избранный и дивный в чудесех святителю, Российския Церкве первопрестольниче, и усердный о душах наших молитвенниче, отче наш Петре! В песнех восхваляем тя с любовию, святаго заступника нашего: ты же, яко имеяй дерзновение ко Господу, предстательством твоим небесным, от всяких нас бед свободи, да зовем ти: Радуйся, святителю Петре, великий чудотворче.

Икос 1

Ангелоподобно на земли пожил еси, святителю отче, и яко ангел благий хранитель Отечествию твоему явился еси не токмо в житии твоем, но по честнем успении твоем, благотворя людем ти сродным, от нихже слышиши благохваления таковая: Радуйся, благочестивых родителей плоде богодарованный. Радуйся, корене благаго ветве многоплодная. Радуйся, прежде рождения твоего, видением божественным рождшей тя во избранника Божия предуказанный. Радуйся, во утробе матерней освященный. Радуйся, по рождении твоем благодатию Духа Святаго просвещенный. Радуйся, сосуде Божия благодати избранный. Радуйся, святителю Петре, великий чудотворче.

Кондак 2

Видевше честнии родителие твои, Петре богоизбранне, яко косно в учении книжнем преуспевал еси, о сем тужаху. Сие же бысть по смотрению Божию, да не от человек, но свыше от Бога, навыкнеши учению небесному: явивыйся бо тебе муж светел, в святительския ризы облеченный, рукою коснувся твоего языка, благословением своим разреши косность твою, и преисполни тя разума, яко пети тебе разумно Богу: Аллилуиа.

Икос 2

Разум небесный свыше тебе даровася, угодниче Божий, имже добре уразумел еси, яко вся красная мира сего скоро преходят: темже, двадесятолетну ти сущу, мир и вся благая его оставил еси, и возжелел еси инок быти и Единому Христу работати. О сем тя хвалим и зовем: Радуйся, земли Волынския святое прозябение. Радуйся, всея страны Российския духовная лепото. Радуйся, восхождения от добродетели к добродетели невидимо совершивый. Радуйся, совершенства о Христе богомудренно достигнувый. Радуйся, послушания добрый рачителю. Радуйся, смирения Христова верный подражателю. Радуйся, святителю Петре, великий чудотворче.

Кондак 3

Силою Божиею укрепляемь, отче Петре, вся послушания монастырская добре проходил еси во обители, и яко звезда богосветлая, сиял еси добродетельми евангелскими среди братии твоея: темже священства саном почтен был еси, и непорочно возносил еси безкровную жертву Богу, присно поя Ему серафимскую песнь: Аллилуиа.

Икос 3

Имея помысл чист и непорочную душу, Петре богоблаженне, святыя иконы изображати научился еси, и был еси изограф благоговеин, дело рук своих посвящаяй Богу, иже писанныя тобою иконы чудесы многими прослави; сего ради хвалебно вопием ти: Радуйся, трудолюбче благословенный, трудивыйся во славу Божию. Радуйся, яко труды твоя святыя Богом прославлени суть. Радуйся, божественному евангелисту Луце в иконописании подражавый. Радуйся, иконы Пресвятыя Богородицы благолепно написавый. Радуйся, в душе твоей образ Божий добре изобразивый. Радуйся, сердце твое в храм Триипостасному Богу посвятивый. Радуйся, святителю Петре, великий чудотворче.

Кондак 4

Бури страстей избежав, отче Петре, к тихому пристанищу безмолвия корабль души твоея направил еси, и с благословения настоятеля твоего, в месте безмолвнем, на реце Рате, поселился еси, да един Единому Христу поработаеши в посте и молитве, воспевая Ему немолчную песнь хвалы: Аллилуиа.

Икос 4

Слышавше людие благочестивии о твоих добродетелех, Петре преподобне, прихождаху к тебе, благословения и молитв от тебе ищуще, ихже любезно приимал еси, и обитель иноческую на реце Рате устроил еси, в ней же спасошася мнози твоим наставлением богомудрым. Темже, яко сотворившаго и научившаго, ублажаем тя и глаголем: Радуйся, непопустивый погибнути Богом врученным тебе овцам. Радуйся, устроителю благоискусный общежития иноческаго. Радуйся, учителю пресладкий благочестию христианскому. Радуйся, возшедый на высоту совершенства духовнаго. Радуйся, достигнувый глубины смирения христианскаго. Радуйся, святителю Петре, великий чудотворче.

Кондак 5

Боготечное светило быв, волею Пастыреначальника Христа, на свещнице Церкве Всероссийския поставлен был еси, Петре богоносне, да светиши Отечеству твоему земному, и приводиши к Солнцу Правды люди российския, научая их благочестно воспевати Пресвятей Троице: Аллилуиа.

Икос 5

Ощутив патриарх Царяграда, святейший Афанасий, яко благоуханием дивным исполнися весь храм, егда в него вшел еси, Петре досточудне, позна тя избранника Божия, достойнаго воистину сана святительскаго, и постави тя в митрополита Киевскаго, и всея России. Сему же бывающу, просветися лице твое светом небесным: мы же дивящеся таковому чудеси, вопием ти: Радуйся, архиерее Божий, от Пастыреначальника Христа свыше прославленный. Радуйся, иерарше Христов, дарами Святаго Духа преисполненный. Радуйся, апостолов преемниче и святителей сопрестольниче. Радуйся, в Российстей стране светом благоразумия возсиявый. Радуйся, паству Всероссийскую духовно удобривый. Радуйся, светоносный первопрестольник в ней бывый. Радуйся, святителю Петре, великий чудотворче.

Кондак 6

Проповедал еси пастве твоей нелестное евангелское учение, святителю приснопамятне, и всех учил еси мир имети между собою: мира любитель быв, враждовавших на тя в любовь привел еси кротостию и незлобием твоим, яко всей пастве твоей радоватися о тебе, и хвалебно взывати ко Господу: Аллилуиа.

Икос 6

Возсиял еси в стране Российстей светом добрых дел твоих, святителю отче наш Петре, и еретическия плевелы не леностно искоренял еси в пастве твоей: чада твоя поучая православно веровати в Триединаго Бога, иже и нам внушает благохвалити тя звании сими: Радуйся, столпе непоколебимый апостольских преданий. Радуйся, мечу обоюду острый, ереси посекаяй. Радуйся, православия наставниче, всех поучавый троическому поклонению. Радуйся, еретиков противоборче, бодренно стоявый на страже святыя Христовы Церкве. Радуйся, вдов и сирот милостивый питателю. Радуйся, обидимых и гонимых нелицеприятный предстателю. Радуйся, святителю Петре, великий чудотворче.

Кондак 7

Хотя враг спасения человеческаго нарушити мир души твоея, святителю богоугодне, воздвиже на тя клеветника ложнаго, Тферскаго епископа Андреа, глаголавшаго на тя праведнаго беззаконие. Обаче правда твоя, яко солнце в полудне, возсия на соборе, клеветник же злобный посрамлен бысть, и достойное по делом своим получи, ты же благодарственно взывал еси ко Господу: Аллилуиа.

Икос 7

Ново место престолу твоему святительскому избрал еси, угодниче Божий, во граде Москве: возлюбив бо кроткаго и боголюбиваго ея князя Иоанна, тамо поселился еси, и церковь каменну, во имя Успения Пресвятыя Богородицы, тамо соорудити князю Иоанну советовал еси, пророчески глаголя ему, яко град той славен будет, святители в нем поживут и Бог в нем прославится, и яко кости твоя в нем положены будут. Сие пророчество твое исполншееся видяще, радостно приносим ти сия благохваления: Радуйся, царствию Российскому основание крепкое положивый. Радуйся, первопрестольный град Москву благословением твоим освятивый. Радуйся, прозорливче богопросвещенный, будущая, яко настоящая, провидевый. Радуйся, храм Пресвятыя Богородицы, честнаго и славнаго Ея Успения, основавый. Радуйся, в нем гроб себе устроивый. Радуйся, свято и богоугодно на земли поживый. Радуйся, святителю Петре, великий чудотворче.

Кондак 8

Странника и пришельца в мире сем себе помышляя святителю отче наш Петре, своима рукама гроб каменный себе устроил еси, и выну поминал еси о исходе твоем, к немуже приуготовлялся еси молитвами непрестанными, зовый Богу во умилении сердечнем: Аллилуиа.

Икос 8

Весь в Бозе быв, час кончины твоея провидел еси духом, отче Петре, и Божественную Литургию совершив, о всех живых и усопших помолился еси, себе же брашном негиблющим Пречистых Христовых Таин напитал еси, и милостыню многу нищым и убогим раздал еси, приуготовляяся к сретению Жениха Безсмертнаго Христа. Сие воспоминающе, дивимся прозорливости твоей, и глаголем: Радуйся, доброе напутствие для души твоей приемый. Радуйся, со Христом жити на веки возжелавый. Радуйся, любовию божественною страх смертный победивый. Радуйся, мирно и радостно час кончины твоея сретивый. Радуйся, яко праведно и непорочно течение земное совершил еси. Радуйся, яко успение преподбное во мзду трудом твоим, от Господа получил еси. Радуйся, святителю Петре, великий чудотворче.

Кондак 9

Вси царедворцы великаго князя Иоанна собрашася к одру твоему, святителю Христов: ты же, чрез старейшаго из них Протасиа, мир и благословение Божие великому князю Иоанну преподал еси, не бывшу тому во граде, и с светлым лицем воздев горе преподобнеи руце твои, усердно помолился еси, и тако в молитве Богу душу твою предал еси, юже ангели святии в Горния Обители вознесоша, с пением радостным: Аллилуиа.

Икос 9

Витии любомудрии прославляют славных мира сего деяния, мы же твоим житием честным красуемся, святителю Божий, и прославляем преставление твое святое и многая чудеса, тобою содеянная и содеваемая от рода в род: воистину бо не вотще чудотворец именуешися, преблаженне, и достойно слышиши хвалебныя песни таковыя: Радуйся, в молитве усердной дух твой Богу предавый. Радуйся, погребением честным от великаго князя Иоанна почтенный. Радуйся, во храме Богоматери у святаго жертвенника положенный. Радуйся, видением дивным, неверовавшаго в святость твою, в веру обративый. Радуйся, со одра погребальнаго благословляющий паству твою виден бывый. Радуйся, во гробе, тобою уготованном, мирно почивый. Радуйся, святителю Петре, великий чудотворче.

Кондак 10

Спаса Христа умоляти не престай за град и люди, тя почитающыя, угодниче Божий, святителю отче наш Петре. Тебе бо дарова нам Господь помощника и предстателя во всяких бедах и напастех, и гроб твой святый содела врачебницу безмездную недугов человеческих: к немуже с верою и любовию припадающе, вопием прославльшему тя и дивному во святых своих Богу: Аллилуиа.

Икос 10

Стеною молитв твоих небесных, первопрестольный град Москва благодатно ограждается, и светло красуется, имея в себе многоцелебную раку святых твоих мощей, Петре чудотворче, яко крин нетлением процветших, и благоухание святыни испущающих: имже покланяющеся, умильно тебе глаголем: Радуйся, смерть вкусивый, тления же не познавый. Радуйся, исцеления многая от святых твоих мощей источивый. Радуйся, юношу разслабленнаго и недвижимаго у гроба твоего здрава возставивый. Радуйся, сляченнаго и отнюд восклонитися немогшаго, таможе прямо ходити сотворивый. Радуйся, глухому слух отверзый. Радуйся, слепому зрение милостивно даровавый. Радуйся, святителю Петре, великий чудотворче.

Кондак 11

Пение молебное не умолчно бысть при гробе твоем, святителю отче наш Петре, от дне честнаго преставления твоего до ныне, чудесем свидетельствующым святость твою, юже вся Российская Церковь исповедует ясно: мы же, чада твоя и овцы словесныя паствы твоея, радующеся о твоем прославлении на Небеси и на земли, благодарственно вопием святых Святейшему Христу Богу: Аллилуиа.

Икос 11

Светоподательный светильник Божия благодати, воистину являешися и по смерти, Петре чудотворче: темже, сиянием чудес твоих озаряеми, с любовию чествуем святую твою память, яко торжество веры и благочестия, и от усердия нашего приносим ти пения таковая: Радуйся, апостолов во благовестии Христове не леностный подражателю. Радуйся, перваго иерарха Российскаго Михаила достойный преемниче. Радуйся, преемником твоим во святительстве добрый споспешниче. Радуйся, о всех людех российских усердный молитвенниче. Радуйся, правило веры истинныя и образе кротости духовныя. Радуйся, врачу безмездный и целебниче благосострадательный. Радуйся, святителю Петре, великий чудотворче.

Кондак 12

Благодать Господню и благовременну помощь испроси нам, угодниче Божий, во дни безпомощия нашего и буди нам в скорбех утешитель, в бедах заступник, в недузех врачь, туне подаваяй нам дары целебныя от святых твоих мощей, к нимже усердно притекающе, не тщы отходим, но ущедреннии тобою вопием Богу хвалебно: Аллилуиа.

Икос 12

Поюще чудеса твоя и многое сострадание твое к людем, отче наш Петре, усердно просим твоего многомощнаго ко Господу предстательства: вемы бо, яко молитва твоя, подобно фимиаму восходит пред Вседержителя Бога, и низводит на нас Его благословение, помощь и милость. Темже и взываем к тебе: Радуйся, Пресвятыя Троицы верный исповедниче. Радуйся, Пресвятыя Богородицы изрядный служителю. Радуйся, ангельских воиств собеседниче. Радуйся, всех святых присный друже. Радуйся, от горних высот к земнородным милостиво приникаяй. Радуйся, душы и телеса наша благоутробно врачуяй. Радуйся, святителю Петре, великий чудотворче.

Кондак 13

О, чудотворче преславный, и помощниче всем нам скорый и милостивый, святителю отче наш Петре! Милостиво прием сие малое моление наше, в похвалу тебе приносимое, умоли Господа Бога даровати нам телесное здравие и душевное спасение, да во Царствии Небеснем сподобимся пети Ему со святыми: Аллилуиа.

Этот кондак читается трижды, затем икос 1-й и кондак 1-й

Молитва

О, великий святителю, преславный чудотворче, Российския Церкве первопрестольниче, града Москвы хранителю и о всех нас усердный молитвенниче, отче наш Петре! К тебе смиренно припадаем и молимся: простри руце твои ко Господу Богу, и помолися за ны грешныя и недостойныя рабы Его: да пробавит нам милость Свою и ниспослет нам вся благопотребныя к временному житию и вечному спасению нашему дары благости Его, наипаче же, да оградить нас миром, братолюбием и благочестием от всех искушений врага диавола, и дарует нам быти верными чады твоими, не по имени токмо, но и всем житием нашим. Молим тя, святителю Христов, проси предстательством твоим у Небеснаго Владыки: страждущую страну Российскую от лютых безбожник и власти их да свободит, и да возставит престол православных правителей; верных рабов Его, в скорби и печали день и нощь вопиющих к Нему, многоболезный вопль да услышит и да изведет от погибели живот наш. Ей, угодниче Божий! Услыши нас благоутробно, и буди нам помощник и заступник во всяких бедах и напастех, не забуди нас и в час кончины нашея, егда наипаче твоего заступления потребуем: да при помощи молитв твоих святых, сподобимся и мы грешнии, кончину благую получити, и Царствие Небесное унаследити, славяще дивнаго во святых Своих Бога нашего, Отца, и Сына, и Святаго Духа, во веки веков. Аминь.

Александр Ракитин. Митрополит Петр: Камень, на котором стоит Москва.

Не в удобном месторасположении — на перекрестке торговых потоков и водных артерий — секрет возвышения Москвы над более славными и древними городами Руси. А в завете святителя Петра, первого митрополита Московского: быть Москве до тех пор, пока стоит Успенский собор и «мои кости в нем положены будут». С митрополита Киевского и всея Руси Петра начинается Москва: по приглашению великого князя Ивана Калиты он приезжает из Владимира Великого в бывший тогда заштатный городок удельного княжества и закладывает Успенский собор...

Loading...Loading...