Что является хулой на святого духа. Особые смертные грехи: хула на Духа Святого

Когда Благовещение в 2018 году, какого числа

Благовещение – праздник, который стоит в одном ряду с такими Великими днями, как Рождество и Пасха. А все, потому что если бы не случилось первое событие, то и остальные два не произошли бы. Для того чтобы узнать когда именно Благовещение в 2018 году, какого числа отмечается этот праздник, необходимо вспомнить его историю и обратиться к церковным книгам.
Событие, из-за которого отмечается этот праздник – настоящее чудо для христиан. К девушке, которая любила Богом всем сердцем и была абсолютно чиста, пришел архангел Гавриил. Посланник с небес сообщил ей, что именно она родит Божьего сына, который спасет всех людей. Девушкой этой была Дева Мария. А через девять месяцев она родила Иисуса Христа.

Дата празднования Благовещения

Высчитать, когда Благовещение в 2018 году, какого числа, не составляет никакого труда, ведь известно, что Рождество – праздник, который имеет конкретную дату. Представители католичества отмечают рождения Спасителя двадцать пятого декабря, а православные люди – седьмого января. От этих дат необходимо отсчитать назад девять месяцев и станет ясно, когда христиане отмечают Благовещение Пресвятой Богородицы. Этот день, также как и Рождество, не переходит на другие даты и ежегодно празднуется 25 марта у католиков и седьмого апреля у православных.


Возникновение праздника

Как сказано в библейских источниках, будучи еще совсем молодой, Мария ушла в монастырь. Там она поняла, что любит Бога так сильно, что готова сохранить свою невинность до конца своей жизни.
Когда девушка подросла и стала совершеннолетней, то служители монастыря подыскали ей мужа по имени Иосиф. Это был дальний родственник Марии, старец, который принял ее позицию и обещал сохранить ее чистоту.
Семейная жизнь протекала тихо и спокойно, пока однажды к Марии не явился архангел. Самое интересное, что Мария давно решила для себя, что как только станет известно, какая женщина вынашивает Божьего сына, то она пойдет к ней служанкой. А оказалось, что именно ей суждено стать матерью Спасителя. После того, как она сказала, что готова выносить сына, слово тут же превратилось в плоть.
Люди, живущие по календарю, который ведет начало от Рождества Христова, чтут этот праздник. Но часто выпадает так, что в это время также идет Великий пост. Но даже если так совпало, верующим все же разрешается отпраздновать Благовещение как полагается.

Традиции праздника

Как и в любой Великий христианский праздник, в Благовещение нельзя работать по дому, а также заниматься другими видами физического труда. Но и отдыхать нужно соответствующим образом. Нельзя ни в коем случае совершать никакие косметические процедуры. В старину девушки даже не расчесывали волосы и не заплетали косы. Считалось, что в этом случае они могут вовсе не выйти замуж. Но даже если не верить в эту народную примету, лучше седьмого апреля отказаться от посещения парикмахера или визита в спа-салон и провести этот день дома, читая религиозные книги. Верующие в этот день ходят в храм, молятся, а также делятся друг с другом радостью и соблюдают еще ряд интересных обычаев.
Так седьмого апреля в храмах священнослужители выпускают в небо белых голубей. Этот жест является символом доброй вести, и люди очень любят присутствовать при этом событии. Раньше выпускали на волю не только голубей, но и жаворонков, или синиц. Люди сначала отправлялись в лес, ловили пернатых, прятали в клетки, а затем дружно выпускали всех птиц на волю, даря им свободу. Люди верили, что именно эти птицы будут просить у Бога счастья для тех, кто их освободил.


Блюда, которые едят в Благовещение

В Благовещение раньше всегда выпекали просфоры. Это пресный церковный хлеб, обычно небольшого размера. Считалось, что испечь нужно столько хлебцов, сколько членов семьи живет в доме. Затем хозяйки несли просфоры в храм, их освещали, после чего утром в Благовещение каждый человек съедал этот освещенный хлеб и запивал его водой. Иногда крошки, которые оставались, люди добавляли в корм животным, считалось, что так они будут расти здоровыми.
Что касается праздничного меню, то обязательно в Благовещение нужно приготовить рыбу. Причем готовят даже, если праздник совпал с периодом поста. Рыбу можно либо запечь, либо зажарить или замариновать. Если в это время длится пост, то в качестве гарнира к рыбному блюду можно приготовить овощи. Также православным разрешается в этот день выпить немного красного вина.

Народные традиции и приметы

Для простых людей Благовещение был праздником, когда нужно было звать весну. Причем, эта традиция появилась гораздо раньше, чем Русь приняла христианство. Для людей это была уже третья по счету встреча теплого времени года. Считалось, что если заморозки все еще не отступили, то уже через неделю их точно не будет. Чтобы зазывать весну, люди собирались все вместе, разжигали костры и пели специально придуманные для этого «заклички». Также было принято прыгать через огонь и умываться растаявшим снегом, чтобы смыть с себя грехи.


Народные приметы гласят, что в Благовещение ничего нельзя выносить из дома, или отдавать кому-либо. Считается, что можно лишиться своего счастья и благополучия. И даже если соседи просили сахар или соль, им в этом отказывали. Кроме этого, в этот день люди раньше никогда не надевали новую или чистую одежду. Считалось, что вещи быстро порвутся, или запачкаются так, что придут в негодность.
В Благовещение также было принято предсказывать погоду на будущее:
Если седьмого апреля холодно, а Пасха еще впереди, значит, и в день Воскресенья Христова будет прохладно.
Если в Благовещенье ночью будут заморозки, значит, стоит ждать богатого урожая.
А если в этот день вдруг пойдет дождь, то летом будет мало осадков.
Также стоит ориентироваться на ласточек. Если они уже прилетели, значит, весна будет теплой.

Благовещение в 2017 году: какого числа, история праздника, традиции, приметы. Полное название праздника – Благовещение Пресвятой Богородицы. Праздник является очень важным в Он является непереходящим и отмечается всегда в один и тот же день – 7 апреля. Так и в 2017 году Благовещение Пресвятой Богородицы будет праздноваться 7 апреля.

Благовещение в 2017 году: история праздника.
Дата празднования 7 апреля совершенно не случайна. Она определена праздником . Ведь именно в этот день Дева Мария, жизнь которой была полностью посвящена служению Господу, узнала от Архангела Гавриила благую весть. Весть эта была о том, что скоро на свет появиться Сын Божий. Мария, которая хоть и оставалась невинной, была удивлена, что именно ей выпала честь стать матерью Сына Божьего. Так праздник и получил свое название Благовещение – благая весть. А ровно через девять месяцев на свет появился Иисус Христос. Это случилось 7 января. В этот день и Христово .

Благовещение в 2017 году: традиции праздника.
Самая лучшая традиция праздника – просить прощения у всех, кого Вы когда-либо обидели. Христиане традиционно отправятся в Благовещение 7 апреля 2017 года в храмы на службу, а также причаститься и исповедаться .

Хорошая традиция праздника – всей семьей собраться за обеденным столом , помолиться и отобедать во славу Господа.

Праздник Благовещение Пресвятой Богородицы приходится на время Великого поста. Однако в этот великий день церковь делает некоторые послабления – можно отведать немного рыбы и красного вина.

Шумные гулянья в этот день не приветствуются . Мысли и слова должны быть добрыми и светлыми.

Доброй традицией праздника является выпускать на волю птиц, в частности голубей, даруя им свободу.


Благовещение в 2017 году: приметы праздника.
Хорошей приметой в Благовещение является возвращение долгов. А вот брать и давать деньги в долг в это день нельзя.

По погоде в праздник Благовещение 7 апреля 2017 года делают прогнозы на предстоящее лето и урожай.

Утренний туман и ветер днем предвещали урожайное лето. Дождь в Благовещение – будет много грибов и хороший урожай хлеба. Мороз сулил урожай огурцов и яровых, а гроза – обилие орехов.



У православных верующих дата, какого числа Благовещение в 2018 году не будет отличаться от опыта прошлых лет. Этот праздник отмечается 7 апреля ежегодно. Если внимательно рассмотреть церковный календарь праздников, то можно заметить, что у некоторых праздников даты переходят из года в год на разные числа, а у некоторых остаются неизменными.

Тут, чтобы разобраться, нужно понять, что практически все церковные праздники, которые входят в список главнейших, относятся или к событиям Рождества Христова или к событиям Пасхи Христовой. Напомним, что Рождество - это праздник рождения Иисуса Христа на земле среди людей, где он прожил 33 года, а потом был предан, страдал, был распят погребен и воскрес на третий день. Вот именно о чуде воскрешения Христова вспоминают на второй важный праздник - Пасху. Если у Рождества дата постоянная, по православному календарю это 7 января, то дата Пасхи Христовой каждый год определяется индивидуально.

Интересно! Чтобы определить дату Пасхи на конкретный год, проводятся серьезные вычисления. Она должна быть рядом с Пасхой еврейской, а также соответствовать определенным положениям Луны и Солнца на небе. Иногда бывает, что Пасха у всех христиан мира совпадает, так случилось в 2018 году: все отмечают Пасху 16 апреля, но чаще всего эти даты разные. А вот Рождество Христово имеет постоянный день и не совпадает никогда. Католики и протестанты по своему календарю Рождество отмечают 25 декабря, а православные верующие - 7 января.

К чему вся эта информация на счет распределения праздников? Чтобы стало понятным, а значит, чтобы легче было запомнить, что Благовещение Пресвятой Богородицы - праздник, имеющий постоянный дату 7 апреля, потому что, связан он с Рождеством. Именно в этот день Святой Дух посетил Деву Марию и она стала беременной, ожидая рождения Сына Божия. Но часто Благовещение выпадает на период Великого поста перед Пасхой, можно находиться рядом с пасхальными праздниками, ежегодно изменяющими свои даты, от чего возникает путаница.



О благой вести на 7 апреля

Наверное, не стоит много читать в интернете об Благовещении, уточнили и убедились, когда праздник, и отправляйтесь в храм на праздничную проповедь. Там священники ждут в нарядных зеленых одеяниях и рассказывают о самом главном, что нужно знать об этом дне и как, согласно именно церковным традициям, а не просто народным обрядам и поверьям, Благовещение нужно проводить.

В этот день, как правило, идет Великий пасхальный пост. Как известно, это строгий пост, когда нужно воздерживаться от всей пищи животного происхождения. Но в честь Благовещения делается исключением и в постное меню можно включать .

Благая весть, которую получила Дева Мария в этот день от архангела Гавриила - это весть о том, что на нее снизошел Святой Дух и ей суждено стать Матерью Сына Бога, которого она родит через девять месяцев, 7 января по православному календарю. Мария сначала не поняла, как она, дева непорочная, может зачать ребенка, но Архангел объяснил ей божественную суть того, что происходит. Мария приняла свою судьбу и полностью доверилась воли Божией.




Народные приметы Благовещения

Кроме церковных традиций и обрядов, Благовещение сохранило много народных примет, связанных с погодой и урожаем. Считалось, что если утром мороз, то летом и осенью в лесу будет много грибов. Если идет дождь в день этого праздника, то можно смело ждать хорошего урожая огурцов и орехов в этом году. Если же на крышах в день Благовещения все еще лежит снег, то холодно будет до самого мая. Также в народе говорили, что на Пасху Христову в текущем году погода будет такой же как и на день Благовещения Богородицы.

Среди распространенных народных примет, которые, в том числе и поддерживаются церковью, является выпуск птиц из клеток на волю. В деревнях птиц за несколько дней до праздника ловили и сажали в клетки, а в сам день праздника выпускали из клеток на волю. Особенно было принято выпускать голубей - это символ библейской благой вести, но также выпускали синиц и даже воробьев. В народе же верили, что птичка отправится высоко в небо и попросит Господа Бога и счастье и здоровье для своего освободителя.

Такой вот он , который рассказывает о важном и великом событии, но по иронии судьбы приходится на период Великого поста перед Пасхой. Конечно, это праздничный день, который следует провести по особенному, сходить в церковь. Но дома лучше собраться за праздничный столом в семейном кругу и спокойно без шума отметить событие, все таки, идет Великий пост, а в этом году совсем скором еще и начнется его строгая страстная неделя.

– это отвержение человеком очевидного действия Божественной благодати.

Святоотеческое раскрытие учения о грехе хулы на Духа Святаго

Основным святоотеческим толкованиям хулы можно отнести толкования святителя , святителя , святителя , преподобного , преподобного и блаженного .

Архиепископ Александрийский, великий отец и учитель Церкви, особо прославился борьбой с арианством и твердой, непоколебимой верой. Он был признанным вождем борьбы за никейское Православие, за определения Первого Вселенского Собора и оставил множество богословских работ экзегетического, апологетического и аскетического характера.

В «Беседах на Евангелие от Матфея» Афанасий I Великий первым дал развернутое толкование учения Спасителя о грехе хулы на Духа Святаго: «Священные Писания возвещают нам, что Христос по неизреченном единении двусоставен, и именно – из Божества и человечества. Ибо Слово плоть бысть (). Итак, Сам Христос именует Божество Слова Духом Святым, как и Cамарянке сказал: Дух есть Бог (), а человечество Слова – Сыном Человеческим, ибо говорит: ныне прославися Сын Человеческий (). И иудеи, оскорбляющие всегда Бога, в отношении ко Христу впадали в сугубую хулу. Одни, соблазняясь плотию Его, тем, что Он Сын Человеческий, почитали Его пророком, а не Богом, и называли ядцею и винопийцею (); и им даровал Он прощение; потому что полагалось тогда начало только проповеди, и для мира невместимо было уверовать в Бога, соделавшагося человеком. Почему и говорит Христос: иже аще речет слово на Сына Человеческаго, то есть на тело Его, отпустится ему (). Ибо осмелюсь сказать, что и самые блаженные ученики не имели совершенного понятия о Божестве Его, пока не снисшел на них Дух Святый в день Пятидесятницы; потому что и по воскресении, видевше Его, ови поклонишася Ему, ови же усумнешася (), однако же не были за это осуждены. Но которые хулят Духа Святаго, то есть Божество Христово, и говорят, что о веельзевуле, князе бесовстем, изгонит бесы (), тем не отпустится ни в сей век, ни в будущий (). Заметить же надлежит, что Христос не сказал: не отпустится хулившему и покаявшемуся, но хулящему, то есть пребывающему в хуле. Ибо достодолжное покаяние разрешает все грехи. Иные, исследуя сказанное, что хулящему Духа не отпустится ни в сей век, ни в будущий, говорят, что четыре есть способа, которыми совершается отпущение грехов, и два из них имеют место здесь, а два – в будущем веке. Поелику память наша не в состоянии упомнить все прегрешения целой жизни, чтобы человеку покаяться в них здесь, то человеколюбивый Господь наш для непокаявшихся, как говорят они, предуготовил два способа покаяния в будущем веке. Когда делал кто добро без различия, или подвигнутый милосердием и состраданием к ближнему, или по другим каким человеколюбивым побуждениям, тогда в будущем веке, во время суда, будет это взвешено, и если окажется в этом какой перевес, то будет ему прощение. И это – первый способ. А второй есть следующий: когда кто, одержимый грехами, слыша, что говорит Господь: не судите, да не судимы будете, и убоявшись, никого не осуждает за житие его, то как хранитель заповеди, он не осудится, потому что Всенеложный не забывает Своей заповеди. Другие же два способа прощения имеют место здесь. Когда кто, будучи во грехах, по смотрению Промысла Божия подвергается несчастиям, нуждам, болезням, – ибо чрез это Бог, неизвестным нам образом, очищает его, – и если искушаемый благодарит, то за благодарность приемлет награду. Если же не благодарит, то осуждается и за те грехи, за которые терпит он наказание, и сверх того, подвергнется ответственности за неблагодарность. Поэтому, кто грешит в чем-либо пред людьми, тот имеет много случаев к получению прощения. Ибо, кто грешит против одного человека и делает добро другому человеку, тот оправдывается тем же самым естеством, против которого согрешил. Но хула на Духа есть неверие, и нет другого случая к получению прощения, как только соделаться верным; и грех безбожия и неверия не отпустится ни здесь, ни в будущем веке» .

С этим толкованием согласуется и другое определение греха хулы, данное святым отцом Церкви: «Говорил же это Господь, не сравнение делая между хулою на Сына и хулою на Духа Святаго, и не в том смысле, что Дух больше, а потому хула на Духа имеет большую вину. Да не будет сего! Ибо предварительно научил Он, что все, что имеет Отец, принадлежит и Сыну, что Дух примет от Сына и прославит Сына, и что не Дух дает Сына, но Сын подает Духа ученикам, а через учеников и верующим в Него. Но поелику хула в обоих случаях касается Его Самого, в одном же случае хула меньше, а в другом гораздо больше, то Господь и сказал это. <… > Та и другая хула касается Самого Господа, и Он сказал о Себе – и: Сын Человеческий, и: Дух, чтобы первым наименованием указать на человеческое естество, а словом «Дух» обозначить Свое духовное, умное и преистинное Божество. Ибо в означении телесного Своего естества хулу, в которой можно получить прощение, отнес к Сыну Человеческому, о хуле же непростительной объявил, что простирается она на Духа, чтобы этим отличением от телесного естества указать на Божество Свое» .

Святитель Афанасий дал еще одно важное определение, связанное с богохульством: «Никейский Собор подлинно служит обличением против всякой ереси и низлагает хулящих Духа Святаго и называющих Его тварию». Это определение относилось к учению полуариан-духоборцев. Святые отцы Поместного Александрийского Собора 362 года, на котором председательствовал сам святитель Афанасий, писали к антиохийцам: «Всех желающих быть в мире с нами… а также отступивших от ариан пригласите к себе, примите их, как отцы детей… ничего же не требуйте от них больше, а только, чтобы предали анафеме арианскую ересь и исповедали веру, святыми отцами исповеданную в Никее, а также предали анафеме утверждающих, что Дух есть тварь и отделен от сущности Христовой. Ибо не разделять Святую Троицу и не говорить, будто бы нечто из Нее есть тварь, – значит поистине отступить от ненавистной ереси ариан. А те, которые притворно приписывают себе веру, исповеданную в Никее, и дерзают произносить хулу на Духа Святаго, не более делают, как только на словах отрицаются арианской ереси, в сердце же ее содержат» .

Архиепископ Кесарии Каппадокийской, – вселенский отец и учитель Церкви, борец с арианством, за что не раз подвергался гонениям. Им составлена литургия, дошедшая до наших дней. Он автор множества замечательных богословских трудов.

Одно из толкований хулы на Духа Святаго дано святителем в «Правилах богоугодной жизни»: «Правило 35. Те, которые видят в ком-либо плод Святаго Духа, везде сохраняющий равную степень богочестия, и не Святому Духу его приписывают, но присвояют противнику, – те произносят хулу на Самого Святаго Духа» . Дополнением к этому правилу служит другое толкование : «Тот хулит Духа Святого, кто действия и плоды Святого Духа приписывает противнику. Сему подвергаются многие, нередко рачительные, опрометчиво называя тщеславными того, кто показывает добрую ревность, ложно обвиняя в гневе и многое подобное лживо приписывая по лукавым подозрениям» .

Как видно из приведенных цитат, святитель Василий относит к греху хулы на Духа Святаго и клевету на христианина из зависти к полученным им дарам Духа. Хула состоит в том, что человека, показывающего ревность в богоугодной жизни, вдруг, по одному лишь подозрению в гневливости и высокомерии, начинают считать тщеславным, возводят на него ложные обвинения. А если он за свою подвижническую жизнь получил как награду от Святаго Духа какое-либо дарование, то объявляют это дарование действием бесовской силы. В этот страшный грех хулы могут впасть даже добрые христиане, пытающиеся поспешно делать о ком-либо заключения и выводы.

Святитель также поясняет, к чему может привести хула и на кого похож богохульник: «Хула на Духа приводит тебя к понятиям злочестивым и недозволенным. Как скоро сказал ты о Духе, чего не должен говорить, в тебе обозначилось уже, что ты оставлен Духом. Как сомкнувший глаза имеет в себе свою тьму, так отлучившийся от Духа, став вне Просвещающего, объемлется душевною слепотою» .

Великий отец и учитель Церкви, архиепископ Константинопольский, святитель оставил после себя большое количество бесед и произведений экзегетического характера на многие книги Священного Писания. Он прославился своей борьбой за высокую нравственность всех христиан, и, в первую очередь, духовенства. Главным орудием этой борьбы были его проповеди, тоже дошедшие до нас. Святитель сократил чин литургии , и эта сокращенная литургия известна нам под именем литургии .

О богохульстве святитель писал: «Подобно тому, как тот, кто считает солнце темным, не унижает этого светила, но представляет ясное доказательство своей слепоты, и как тот, кто называет мед горьким, – не уменьшает его сладости, но обнаруживает болезнь свою, так точно и осуждающие дела Божии… Богохульство не унижает величия Божия… Кто богохульствует, тот наносит раны самому себе… Все мучения, как настоящие, так и будущие, недостаточны для души (хулящей Духа)» . «Подлинно нет худшего греха, чем хула на Духа, нет даже равного ему. В нем умножение зол, в нем то, чем все приводится в расстройство и влечет безжалостное наказание и невыносимое мщение» .

Самое же подробное и глубокое толкование евангельского учения о хуле было дано в Беседе 41 из «Толкования на святого Матфея Евангелиста», в которой он особо подчеркивал знание фарисеев и законников о Духе Божием и Его действиях: «Итак, сначала внимательно выслушаем эти слова: всяк грех и хула, говорит Он, отпустится человеком: а яже на Духа хула не отпустится человеком: и иже аще речет слово на Сына Человеческаго, отпустится ему; а иже речет на Духа Святаго, не отпустится ему ни в сей век, ни в будущий (ст. 31, 32). Что же значат эти слова? Вы много о Мне говорили, что Я обманщик, что Я противник Божий. Я вам это прощу и не потребую вашего наказания, если вы раскаетесь; но хула на Духа не отпустится и кающимся. Как же это? Ведь и эта вина была отпущена раскаявшимся. Многие из тех, которые изрыгали хулы на Духа, впоследствии уверовали, и все было отпущено. Что же значат эти слова? То, что грех против Духа Святаго преимущественно непростителен. Почему же? Потому, что Христа не знали, кто Он был; а о Духе получили уже достаточное познание. Так, что ни говорили пророки, говорили по внушению Духа, и в Ветхом Завете все имели о Нем очень ясное понятие. Итак, слова Христа имеют такое значение: пусть вы соблазняетесь Мною по плоти, в которую Я облекся; но можете ли вы сказать и о Духе, что Его не знаем? Потому-то хула ваша и будет непростительна, и здесь и там понесете за нее наказание. Многие хотя здесь только были наказаны, как, например, блудник, недостойно приобщившийся Тайнам у коринфян, но вы – и здесь, и там. Итак, Я вам отпускаю все то, чем вы Меня злословили прежде креста, даже и то, что вы хотите распять Меня на кресте, и самое неверие ваше не будет поставлено вам в вину. Веровавшие прежде креста не имели полной веры, – потому Он везде запрещает объявлять о Себе кому-либо прежде страдания, и на самом кресте молился, чтобы отпущен был иудеям грех их. Но что вы говорили о Духе, то не будет прощено вам. А что Христос указывает на хулу, которую говорили против Него иудеи прежде креста, то это видно из следующего: иже речет слово на Сына Человеческаго, отпустится ему; а иже речет на Духа Святаго, не отпустится. Почему? Потому, что Дух Святый вам известен, а вы не стыдитесь отвергать очевидную истину. Если уже вы говорите, что Меня не знаете, то несомненно знаете, что изгонять бесов и совершать исцеления есть дело Духа Святаго. Итак, не Меня только поносите, но и Духа Святаго. Потому и наказание ваше, как здесь, так и там, неизбежно. Одни наказываются и здесь, и там; другие только здесь; иные только там; а иные ни здесь, ни там. И здесь и там, – как, например, эти самые хулители Духа Святаго. Они и здесь понесли наказание, когда подвержены были ужасным бедствиям, по взятии их города, и там понесут жесточайшее, как жители Содома, и многие другие. Там только, – как, например, палимый пламенем богач, не имевший даже одной капли воды. Здесь, – как, например, блудник коринфский. Ни здесь, ни там, – как апостолы, как пророки, как блаженный Иов: а их страдания были не следствием наказания, а подвигами и борьбою» .

Обратим внимание на мысль святителя о том, что отвержение очевидной истины есть грех хулы на Духа Святаго, а также на дифференциацию наказаний, которые понесут виновные в этом грехе.

Святой подчеркивал, что хула на Духа Святаго через объявление Его нечистым духом – веельзевулом – это хула на саму Сущность Божию, так как Бог есть чистейший Дух, а также указывал главную причину непростительности этого греха: видимые всем дела, которые творит Святой Дух.

Поелику Господь наш Иисус Христос говорит во Святом Евангелии: всяк грех и хула отпустится человеком: а яже на Духа хула, не отпустится человеком… ни в сей век, ни в будущий (), то надлежит нам исследовать и познать, что это за хула, которая бывает на Духа Святаго? На Духа Святаго хула есть, когда кто действия Духа Святаго приписывает диаволу, как говорит (Крат. прав. 273). Когда кто видит, что какой-нибудь брат христианин совершает чудеса, или имеет какое-либо дарование Святаго Духа, как-то: сокрушение сердечное, или слезы, или смирение, или разумение божеских вещей, или другое что такое, что подает Дух Святый любящим Бога, – и говорит, что это – прелесть диавола, – тот хулит Святаго Духа. Также и тот, кто говорит, что сподобляющиеся воздействия Божественного Духа, как сыны Божии, и исполняющие повеления Бога и Отца их, состоят в прелести от диавола, – и этот хулит Духа Святаго, действующаго в них, как и евреи хулили Сына Божия, когда, видя, как демоны были изгоняемы Христом, хульно говорили с великою продерзостию, что Он о веельзевуле, князе бесовском, изгоняет бесов. Но иные, слыша сие, не слышат и, видя сие, не видят, и о всем том, относительно чего Божественное Писание свидетельствует и удостоверяет, что оно бывает от Духа Святаго и от Божественнаго воздействия, как из себя вышедшие и все Божественное Писание отвергшие, и все ведение, подаемое сим Писанием, из ума извергшие, не трепещут говорить окаянные, что такие действия бывают от опьянения и демонов. Будто неверные и совершенные невежды, не ученые Божественным тайнам, они, когда услышат о Божественном осиянии или освещении души и ума, или о созерцании и бесстрастии, или о смирении и слезах от действия и благодати Святаго Духа, тотчас, как бы не имея сил стерпеть великого блистания и силы словес сих, омрачаются паче очами души своей, чем просвещаются, и с великою продерзостию решают, что это от прелести бесовской, и не трепещут окаянные ни суда Божия, ни вреда, причиняемого тем, кои слышат их. Мало того, они не колеблются утверждать, дерзкие, что в настоящие времена ничего такого не бывает от Бога ни в ком из верующих; а это есть крайнее нечестие, паче, нежели ересь» .

Давая толкования евангельским текстам, блаженный Феофилакт, конечно же, уделял внимание и фрагментам, связанным с учением о хуле на Духа Святаго. Ниже мы приводим его рассуждения.

К Евангелию от Матфея: «Всякий другой грех имеет хотя малое извинение, например блуд, воровство, ибо мы ссылаемся обыкновенно на человеческую немощь и потому заслуживаем некоторое извинение. Но когда кто видит совершаемые Духом Святым чудеса и приписывает их демонам, тут-то какое может тот иметь извинение? Очевидно, он знает, что они происходят от Святаго Духа, но злонамеренно хулит их – как же он может быть прощен? Таким образом, когда иудеи видели, что Господь ел и пил, что Он общался с мытарями и блудницами и делал все прочее, свойственное Ему как Сыну Человеческому, и потом порицали Его как ядцу и винопийцу, то в этом они достойны извинения и в сем не потребуется от них покаяния, поелику они соблазнились, как им казалось, не без причины. Но когда видели, что Он творит и чудеса, и, однако, клеветали и хулили Святого Духа, называя это бесовским делом, как им отпустится этот грех, если не покаются? Итак, знай, что кто хулит Сына Человеческого, видя Его живущим по-человечески, и называет Его другом блудников, чревоугодником и винопийцею за то, что Христос так поступал, то такой человек, если и не покается, не даст в том ответа, он получит прощение, потому что под покровом плоти не предполагал в Нем Бога. Но кто хулит Святого Духа, то есть духовные дела Христовы, и называет их бесовскими, тот, если не покается, не будет прощен, поелику не имел никакой благовидной причины к хуле, как, например, тот, кто клеветал на Христа, видя Его среди блудников и мытарей. Это не отпустится ему ни здесь, ни там – но он будет наказан и здесь и там.

Многие наказываются здесь только, а там нет, как бедный Лазарь; другие и здесь, и там, как содомляне и хулящие Святого Духа; иные же ни здесь, ни там, например, апостолы, Предтеча и другие» .

К Евангелию от Марка: «То, что Господь говорит здесь, означает следующее: что люди, согрешающие во всем прочем, еще могут извиняться чем-нибудь и получить прощение по Божию снисхождению к слабости человеческой. Например, кои называли Господа ядцею и винопийцею, другом мытарей и грешников, те получат прощение в этом. Но когда видят, что Он творит несомненные чудеса, и между тем хулят Духа Святого, то есть чудотворения, происходящие от Святого Духа, тогда как они получат прощение, если не покаются? Когда соблазнялись плотию Христовой, то в этом случае, хотя бы и не покаялись, будут прощены как люди соблазнившиеся, а когда видели Его творящим дела Божии и все еще хулили, как будут прощены, если останутся нераскаянными?»

К Евангелию от Луки: «И всякому, кто скажет слово на Сына Человеческого, прощено будет. Это значит, что кто скажет хулу на Меня, по виду своему простого Сына Человеческого, ядущего, пьющего, обращающегося с мытарями и блудницами, тот, покается ли или не покается в своей хуле, прощен будет. Ибо таковому человеку неверие его в грех не вменяется. Ибо что он видел располагающего к вере? Напротив, чего он не видел достойного хулы? Он видел человека, обращающегося с блудницами, и говорит хулу на него, а посему грех не вменяется ему. Ибо, естественно, он мог подумать: что же за Сын Божий тот, кто обращается с блудницами? Посему того, кто так поступает, а между тем выдает себя за Сына Божия, он может поносить и назвать обманщиком.

А кто скажет хулу на Святаго Духа, тому не простится. Слова эти имеют такое значение, что кто, видя Божественные знамения и великие и необычайные дела, не верует и поносит, действия Святого Духа приписывая веельзевулу, тот, изрыгая хулу на Святого Духа и говоря, что знамения сии совершаются духом лукавым, а не Божиим, если не раскается, не будет извинен и прощен. Говорящему хулу на Сына Человеческого не вменяется грех, а посему он прощается и без покаяния, а видящему дела Духа Божия и хулящему без покаяния не будет прощено, но вменится в величайший грех» .

Блаженный обращает главное внимание на то, что грех богохульства наказывается как в этой жизни, так и будущей, и без покаяния никогда не будет прощен.

Подводя итоги рассмотрения основных толкований святых отцов и учителей Церкви евангельского учения о хуле на Духа Святаго, можно сказать, что к этому смертному греху, подлежащему вечному осуждению и наказанию, они отнесли:

– грех безбожия и неверия,

– грех отвержения очевидной истины,

– грех разделения Пресвятой Троицы через отделение Святаго Духа от сущности Христовой и объявление Его тварью, а не Богом,

– грех приписывания каких-либо дарований христианина, полученных за ревностную богоугодную жизнь от Духа Святаго, действию сил бесовских,

– грех объявления воздействий Божественного Духа на подвижника , который смог достичь чистой созерцательной молитвы, прелестью бесовской или результатом опьянения,

– грех приписывания диаволу видимых всем дел и чудес Духа Божия.

Святые отцы вслед за апостолом Павлом подтвердили, что грех хулы на Духа Святаго должен подлежать анафеме. Совершающий этот грех или принимающий лжеучение, содержащее его, должен быть отлучен от Церкви до тех пор, пока не отречется публично от своих заблуждений, то есть принесет покаяние.

Покаяние, по учению Православной Церкви, – «одно из семи христианских Таинств, установленное Иисусом Христом. Христианин, искренно и сердечно раскаиваясь в грехах своих и намереваясь исправить свою жизнь, с верою во Христа и с надеждою на Его милости, излагает устно свои грехи перед священником, который также устно разрешает ему его грехи. При видимом изъявлении прощения священником, кающийся невидимо разрешается Самим Христом и снова становится невинным и освященным, как после крещения. Сначала покаяние состояло только во внешних очистительных жертвах; позже пророки стали требовать при покаянии и внутренней перемены, в виде решения жить лучше; в Евангелии покаяние понимается уже как возрождение, полное изменение существа. В апостольские времена было два вида покаяния: 1) тайное, перед священником, и 2) открытое, публичное, перед всем церковным обществом» , блж. Благовестник: В 3 кн. – М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2000. Кн. 1. С. 116-117.

Там же. С. 276-277.

Блж.. Толкование на Евангелие от Луки // Феофилакт Болгарский, блж. Благовестник: В 3 кн. – М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2000. С. 492-493.

Речь идет о несомненных подвижниках благочестия, известных Церкви, а не о всех вообще лицах, именуемых таковыми.

Полный Православный богословский энциклопедический словарь: В 2 т. Т. 2. – СПб.: Изд-во П.П. Сойкина, б. г. С. 1825-1826.

Настольная книга священнослужителя. Т. 7. С. 659.

Вопрос: Что значит хула на Бога или святого духа? Как справится с Богохульными мыслями? Простит ли Бог оскорбления в свой адрес?
(Виктория)

Ответ: Это, пожалуй, самые болезненные из вопросов, которые задают себе христиане, столкнувшиеся с тяжелыми испытаниями. Из таких испытаний не всегда удается выйти с легкостью и(или) духовно неповрежденным, что доставляет пережившим их особо тяжкую боль. Наверное, в жизни каждого верного христианина бывало время, когда он задавал себе подобные вопросы и не находил ответа на них. И, несомненно, ты далеко не одинок в своих попытках найти на них ответ.

Как я понял из опыта, выпавшего на мою долю, и также из опыта тех, с кем сталкивался на своем жизненном пути, как правило, такие вопросы задают люди, столкнувшиеся с вопиющей несправедливостью. Или с каким-то иным ужасом или несчастьем, которые случились с ними или, возможно, с дорогими для них людьми. Когда такое случается с человеком, вполне возможно, что у него возникнут сомнения в Боге или даже гнев на Него. И впоследствии, всё это, вместе взятое, может вызывать у такого человека боль, не проходящую долгие месяцы и годы. Но ещё хуже, когда ситуация не исправляется и справедливость не восстанавливается, и когда кажется, что этому нет конца и что Бог будто бы отвернулся, а у тебя как будто не осталось никакой надежды.

К особому несчастью, обычно всё это испытывают люди с чуткой душой, с обострённым чувством справедливости и с ранимым сердцем. Однако, самое неприятное заключается в том, что твоей душе больно не только из-за происшедшего или происходящего. Нет, вдвойне больнее из-за того, когда кажется будто бы ты сам, по собственной вине оскорбил Дух Божий, отрезав себя и от Него, и от всякой надежды на прощение. Но действительно ли это так? Что такое хула на Святой Дух? И существуют ли библейские основания заключить, что тебе нет прощения?

В Библии описано очень много ситуаций, позволяющих понять точку зрения Бога на эти вопросы. Поэтому, забегая наперед и говоря очень кратко, нужно увидеть самое главное: Бог проводит существенную разницу между поступками разных людей, которые согрешили (в том числе своими устами) против Него . И, хотя в случае каждого согрешения право окончательного суда принадлежит только Божьей справедливости и Его милосердию, такие проступки можно разделить на две условные группы.

В первую группу проступков можно отделить случаи, когда человек находится и действует под руководством привитых ему ложных ожиданий или неточных представлений о Боге и Его замысле. Очевидно, что будучи неправильно обученным, человек не может абсолютно правильно оценить ни свои действия, ни Божьи. И, соответственно, не может поступать абсолютно безгрешно. Попадая в таком состоянии под давление непредвиденных обстоятельств, человек может придти в крайнюю степень отчаяния и даже согрешить против Бога. Но впоследствии он может горько раскаяться в сказанном или сделанном и прилагать все старания, чтобы не повторять своего греха.

Однако, совсем другое дело, когда с какого-то момента времени человек правильно осведомляется о Боге и Его замысле, но продолжает целенаправленно грешить против Бога постоянным и злонамеренным противлением, настаивая при этом на своей «праведности» (сравни Притчи 14:17,ПАМ).

Итак, теперь это можно рассмотреть на некоторых библейских примерах.

Что такое хула на Святой Дух?

Самое известное высказывание, нагоняющее страх неотвратимости наказания за хулу на Святой Дух, принадлежит Иисусу Христу. Чтобы понять, что именно Иисус назвал хулой на Дух, необходимо рассмотреть при каких обстоятельствах Он это сказал:

«Тогда привели к Нему бесноватого слепого и немого; и исцелил его, так что слепой и немой стал и говорить и видеть. И дивился весь народ и говорил: не это ли Христос, сын Давидов? Фарисеи же, услышав [сие], сказали: Он изгоняет бесов не иначе, как [силою] веельзевула, князя бесовского. Но Иисус, зная помышления их, сказал им: …если Я [силою] веельзевула изгоняю бесов, то сыновья ваши чьею [силою] изгоняют? Посему они будут вам судьями. Если же Я Духом Божиим изгоняю бесов, то конечно достигло до вас Царствие Божие… Посему говорю вам: всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам; если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святаго, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем» (Матфея 12:22-32).

Используемое вдохновенными апостолами греческое слово βλασφημία [бласфэмИа] , переведенное в данном тексте как «хула» имеет значения «хула, поношение, богохульство, злоречие, укоризненное злословие» . (см. также Марка 3:28, Луки 5:21, Иоанна 10:33). Например, в списке пороков, приведенных в Колоссянам 3:8 это же слово переведено как «злоречие», и это не то же самое, что «сквернословие», для обозначения которого в этом же списке использовано совершенно другое слово – αισχρολογίαν [айсхрологИан], имеющее значение «сквернословие, непристойная речь, грязный разговор» .

Т.е. «хула» это не обязательно «сквернословие» или «грязная речь». Нет, слово, переведенное, как «хула», обозначает, скорее, умышленное приписывание унизительных и отвратительных качеств объекту или лицу, против которого эта хула направлена. Т.е. это слово относится именно к унижающей сути сказанного, но не к форме слов, в которые эта суть облекается. Следовательно, «хула» не обязательно может или должна прозвучать в нецензурных выражениях - нет, точно так же она может прозвучать и в общепринятых выражениях и даже вполне литературных.

[В качестве примера можно привести пророка Исаию, который до начала своего служения был «человеком с нечистыми устами». Он был с детства посвящен Иегове, как член Его народа. Но, выражаясь языком современных понятий, Исаия, (до своего призвания) живя «среди народа с нечистыми устами», попросту матерился вместе со всем своим окружением. И когда ему явилось великое видение от Иеговы, Исаия до смерти испугался именно из-за этой своей грешной склонности. Однако, Иегова видел гораздо дальше, чем «нечистые слова», которые произносил этот человек. Под этой неприглядной оболочкой Бог увидел его доброе и отзывчивое сердце, и без всяких упреков повелел Своему ангелу «очистить» уста Исаии (Исаии 6:5-7). А затем Бог призвал Исаию служить одним из самых великих пророков, которых когда-либо знал этот мир (Исаия 6:8).

Этот пример помогает нам понять две утешительных вещи. Во-первых, «нечистая речь» не всегда является богохульством или хулой на Дух. И, во-вторых, в этом примере можно увидеть, что отношение Бога к человеку может сильно отличаться от отношения этого человека самому себе. Ведь, в первую очередь, Бог смотрит не на то, как человек себя повел, но на то, что этим человеком движет, и как он относится к своим проступкам. ]

Поэтому, возвращаясь к словам Христа из Матфея 12:22-32, становится очевидным, что в данном случае «хулой на Святой Дух» Иисус назвал именно умышленное приписывание нечистой силе дел, которые были сотворены силой Бога. Иными словами, сила Бога представлялась обвинителями Христа, как сила нечистая, демоническая.

Например, если бы какой-нибудь неосведомленный язычник не увидел, но услышал о чудесах Иисуса, которые тот творил в среде Своего народа, то, не зная тонкостей происходящего, мог бы и всерьез принять заявления противников Иисуса, будто бы Его чудеса являются демоническими. Более того, по своей неосведомленности, такой язычник мог бы и сам (вслед за противниками Христа) до какого-то времени повторять, что эти чудеса - от демонов. Однако, такое мнение было бы, скорее, вызвано невежеством, а не сознательным противлением, как это было в случае оппонентов Иисуса. Потому что противники Христа видели проявление силы Духа воочию. В связи с этим Иисус говорил, что если бы в языческих городах «в Тире и Сидоне явлены были силы, явленные в (Иудее), то давно бы они во вретище и пепле покаялись» . Этим Он тоже подчеркивал явную злонамеренность противления своих оппонентов.

Итак, почему Иисус отнёс этот проступок к грехам, которые не имеют прощения? Чтобы понять это, нужно ответить на два вопроса: к кому были адресованы эти Его слова? (1) И по какой причине? (2)

Во-первых, эти слова Христа были адресованы к закоренелым противникам Его деятельности.

Во-вторых, евангельские писатели сообщают, что противники Иисуса проявляли такой противящийся настрой постоянно . Да, Иисус явно не вписывался в их ожидания, связанные с появлением Мессии. Но ведь и чудеса, которые Он творил, были явно от Бога! Да и всё, чему Он учил, соответствовало справедливому Духу Писаний, которые они знали с детства. Это было настолько очевидным для всех участников событий, что у каждого из них были все возможности изменить свои неправильные представления о Боге и Его замысле. Но противники Иисуса упрямо отвергали всё это. В связи с этим очевидно, что в их противлении ясно прослеживалось злое и укоренившееся намерение отрицать все очевидные факты как из жизни, так и из Писаний.

Более того, весь контекст описанного показывает, что их негативный настрой был осознанным , а в его основе лежало абсолютное нежелание признавать свою неправоту перед Писаниями, а также гордыня, ненависть и зависть к чудесам Иисуса. Ведь в действительности эти чудеса выявляли черствость и злобу их сердец.

В самом деле, разве не было причин для радости, когда Иисус исцелял неизлечимые болезни, избавляя от мучений несчастных людей, страдавших до этого всю свою жизнь? Любой нормальный человек только порадовался бы за них! Но противники Иисуса приходили в еще большую злобу, приписывая сверхъестественной силе Иисуса демоническое происхождение, а самому Иисусу - мыслимые и немыслимые грехи (ср. Иоанн 9:18,19,24). Вот именно этот злой настрой и стал основой их оскорбительных высказываний, и не случайно, что Иисус назвал всё это не иначе как «хулой на Святой Дух». Наконец, Он прямо указал им на причину такого их поведения:

«Порождения ехиднины! как вы можете говорить доброе, будучи злы? Ибо от избытка сердца говорят уста. Добрый человек из доброго сокровища выносит доброе, а злой человек из злого сокровища выносит злое» (Матфея 12:34,35).

Таким образом, их богохульная и унизительная речь была не просто каким-то случайным порывом, высказанным под давлением какого-то ужаса, внезапного несчастья или иной вопиющей несправедливости. Нет, это было проявлением лютой ненависти, которой были наполнены их сердца , и они не боролись за то, чтобы раскаяться и очистить свои сердца от злобы. Поэтому они злобно хулили сделанное Иисусом в тот момент, когда им надлежало радоваться справедливым делам, сделанным во благо человеку и во славу Бога. Это и есть хула на Святой Дух. По сути это есть то же самое, что делали ропотники во дни Моисея, когда они в упор отказывались признавать все благодеяния, сделанные для них Святым Духом Бога (Евреям 3:16-19).

Не судите себя

К сожалению, читая слова Христа из Матфея 12:22-35, раскаивающийся человек, который согрешил против Бога своими устами, тоже может обвинять себя в том, что раз он в чем-то обвинил или оскорбил Отца, то его сердце непременно было злым, а сам он «похулил Дух» и теперь не заслуживает прощения. И если ты в чем-то оступился или погрешил устами, то разве это означает, что Бог уже считает тебя согрешившим против Святого Духа и достойным только смерти?

Дело в том, что древние израильтяне, которые тяжко грешили против Бога, тоже думали именно так. Им казалось, что после их грехов у них уже нет шанса ни на исправление, ни на прощение. На основании этого они были уверены, что теперь они достойны только смерти. Об этом записал пророк Иезекииль, и очень примечательно то, ЧТО Бог ответил им на это:

И ты, сын человеческий, скажи дому Израилеву: вы говорите такие речи: “на нас лежат преступления наши и грехи наши, и от них мы истаиваем: как же нам остаться в живых? ” Скажи им: жив Я, говорит Господь Иегова: не смерти беззаконника хочу, но того, чтобы беззаконник отстал от пути своего, и жил. Обратитесь, отстаньте от порочных путей своих; и к чему вам доводить себя до смерти, дом Израилев? (Иезекииль 33:10,11,ПАМ)

Как видно из этих слов, самое первое, на что Бог указал израильтянам через Иезекииля - это то, что они не знают Его в полной мере: ведь Иегова - это Бог жизни, а не смерти . Из этих слов следует, что для Бога есть вещи более важные, чем проступок человека. У Него нет ни цели, ни желания непременно умерщвлять всякого грешника. И если ты, внезапно оступившись, прилагаешь все усилия искать Божью справедливость, то у тебя есть и надежда на прощение. Бог ведь видит не только проступки, но и обстоятельства, которые к ним привели. Так же Он видит и сердца согрешивших. И для Него намного важнее, как в итоге человек относится к своему проступку, и имеет ли он готовность не повторять его.

[Нужно учесть, что в этой статье мы говорим, преимущественно о грехах против Бога, а не против людей. Понятно, что грех против людей тоже является грехом против Бога, однако такие грехи можно (и нужно) заглаживать, например, возмещая ущерб этим людям и/или попросив у них прощения. В случае же греха против Бога затрагиваются только личные взаимоотношения человека с Богом, и преимущественно таким случаям и посвящена эта статья. ]

Поэтому просто задумайся над тем, какие грехи в течении столетий терпел Иегова от Своего древнего народа. Над этим следует размышлять не для того, чтобы считать, будто бы наши грехи не так страшны, как грехи древних отступников. Нет, человек, ищущий Бога, не будет оправдывать себя проступками других людей (Галатам 6:5, сравни Луки 18:11, Бытие 3:12 ). Рассматривая отношение древних грешников к своим грехам, христианину, в первую очередь, следует задумываться о том, как милостив Бог ко всем, кто хочет найти Его благосклонность.

Ведь каких только ужасов не творили Его «поклонники», научившись этому от развращенных народов, которые жили вокруг Израиля! И каких только оскорблений эти грешники не отправили в Его адрес! (2я Паралипоменон 36:16). Тем не менее, на протяжении долгих столетий Бог терпеливо посылал к ним пророков с одной и той же вестью: раскайтесь и обратитесь от злых дел ваших !

И если их упорные грехи не имели прощения, то какой смысл было посылать к ним эти вести? Если их грехи были неисправимыми, то в чем смысл слов пророка Исаии, который тоже был послан к ним с такими же словами:

Омойтесь, очиститесь, удалите худые деяния ваши от очей Моих; перестаньте злодействовать. Учитесь делать добро; любите справедливость; восстановите угнетенного; защитите сироту; разберите дело вдовицы. Приидите, и станем судиться, говорит Иегова. Если будут грехи ваши, как алая ткань, все станет бело, как снег ; если будут краснеть, как багряница, все будет, как волна. Если хотите, и послушаетесь, то будете наслаждаться добром земли. (Исаия 1:16-19)

На эти слова нужно обратить особое внимание. Никогда не изменяющийся Бог как будто до сих пор указывает, что даже если ваши сердца кажутся вам безнадежно испорченными, а грехи – такими же неисправимыми, как крашенная ткань, то просто «обратитесь», и Он сделает вас чище белого снега. Этим Бог показывает, что Он Сам - лично - будет считать обратившегося грешника настолько чистым, как белый снег!

Задумайся, если бы не было прощения при раскаянии от самых тяжких грехов, то разве эти слова были бы правдой? Конечно, нет. Поэтому не суди себя. И, раскаиваясь перед Богом, позволь Ему простить тебя. Что бы ни случилось, каждому христианину следует прислушаться к словам апостола Петра: «смиритесь под крепкую руку Божию, да вознесет вас в свое время; все заботы ваши возложите на Него, ибо Он печется о вас» (1е Петра 5:6,7).

Ведь, отказывая Богу в прощении, мы бы свидетельствовали, что считаем наш суд на собой более праведным, чем суд Божий. И это было бы еще хуже, чем тот проступок, которым мы согрешили. Более того, этим мы показывали бы, что не знаем Его, и представляли бы Его неправедным и бесконечно жестоким. Но даже сами мысли, приводящие к таким выводам, являются невыносимо тяжкими, и, как видно из Библии, они явно исходят не от Бога. Поэтому не нужно давать им возобладать над собой. Бог видит сокрушенные раскаянием сердца и желает им помочь. Ведь, как писал псалмопевец, «сердца сокрушенного и удрученного не отвергаешь Ты, Боже» (Псалом 50:19,СинП; ср. Исаии 66:2).

«Примет ли Бог моё раскаяние?»

Но, конечно, всё выше рассмотренное касается тех, кто искренне раскаялся и полностью доверился Божьему суду, а также от всего сердца прилагает усилия, чтобы исправить своё поведение.

Но ты спросишь: разве может быть такое, что чьё-то раскаяние Он не примет? Примет ли Бог моё раскаяние?

Из древнего Закона мы знаем, что такое грех. Но так как в эпоху Нового Завета взаимоотношения с Богом зависят от поступков по Духу Закона, а не по самому Закону, то нам не нужно утруждать себя точным перечнем грехов, за которые не будет прощения. Суд по Духу подразумевает индивидуальный подход в каждом конкретном случае. Нам лишь остаётся довериться Божьему милосердию и справедливости и прилагать старания, чтобы, раскаиваясь, держаться от греха подальше и стараться узнать Бога как можно лучше - тогда у нас не будет сомнений ни в чём.

Рассматривая следующие примеры Божьего мышления и Его судов, напомним себе, что в Библии есть лишь упоминание о «книге жизни», в которую не попадут упорно нераскаивающиеся грешники . Кроме того, в Писаниях описан и целый ряд случаев, когда люди совершали самые ужасные грехи против Него - грехи, за которые должно было выносить смертный приговор, - но Он прощал, когда они раскаивались, и даже активно им помогал.

Одним из таких самых вопиющих грешников против Бога был древне-иудейский царь Манассия. Он не только ввел себя и древний народ Бога в разврат и кровопролитное беззаконие, но и в упрямое идолопоклонство, что является, пожалуй, наиболее тяжким грехом против Бога (4я Царств 21:1-18). Однако, впоследствии, когда Манассия, будучи наказанным Богом, попал во вражеский плен, он глубоко раскаялся и был прощен Богом. Причем Бог даже помог ему – до такой степени, что Манассия был возвращен на царский трон* (2я Паралипоменон 23:10-13). Это, пожалуй, один из наилучших примеров того, что, видя в сердце грешника искреннее раскаяние, Иегова поступает по духу - прощает полностью и бескорыстно. То есть на примере раскаяния Манассии видно, что даже его тяжкие грехи не были расценены как непростительная хула на Святой Дух и, в случае искреннего раскаяния, прощались.

Поэтому, если ты от всего сердца раскаиваешься в сделанном и стараешься исправить свои пути, то у тебя есть все основания для уверенности, что Бог простит тебя и будет к тебе благосклонен. Ведь Он желает тебе только добра, и если ты это понимаешь, то у тебя нет причин лишать себя сил непосильным беспокойством.

[*– Правда, в случае с Манассией Иегова так и не отменил уже провозглашенное наказание всему народу, хотя и отсрочил срок его наступления (4я Царств 23:26). Но это наказание не было отменено, в том числе и из-за того, что (в отличие от Манассии), большая часть народа так и не раскаялась в своих богохульных грехах и в идолопоклонстве - и это хорошо видно из других книг Библии, например, из книги Иеремии. ]

Еще одним примером Божьего прощения является случай с Давидом, который подлежал смертельному приговору за своё прелюбодеяние с Вирсавией и за убийство её мужа. Давид искренне раскаялся и смертный приговор был отменен, хотя некоторое время Давид еще пожинал тяжкие последствия своего согрешения (2я Царств 12:13,14). Однако, наилучшим подтверждением того, что после наказания Давида Иегова не вынашивал планы мести против него, является факт, что второй ребенок Давида от Вирсавии (Соломон) стал прародителем Иисуса Христа.

Таким образом, Писания показывают, что Бог готов не только прощать раскаивающегося грешника, но прощать бескорыстно и навсегда.

Простит ли Бог Иуду Искариота?

Как было рассмотрено выше, бывают настолько упрямо совершаемые грехи, что они не будут прощены никогда. И некоторых согрешивших христиан волнует: что же это за грехи, раскаяние в которых не помогает?

Обычно при этом вспоминают пример греха Иуды Искариота, о котором Иисус сказал, что «лучше бы ему и не родиться». С уст Христа это звучит как приговор Бога, Который видел сердце этого предателя.

В ситуации с Искариотом для многих непонятно лишь то, действительно ли он раскаялся, и если да, то простит ли Его Бог? Но еще вопрос, раскаялся ли он на самом деле, и перед Богом ли? или лишь перед обществом, от которого зависела его жизнь? Мы этого не знаем, потому что, в отличие от Бога, не можем увидеть, что было в его сердце.

Поэтому, учитывая сказанное об Иуде Христом, мы не можем добавить ничего более конкретного. Мы не Бог и не можем принимать судебное решение по Искариоту. Ведь на это имеет право только Он.

Никто из нас не видел и не слышал воочию всего того, что видел и слышал Искариот. Ведь Иуду обучал Сам Иисус, и у него были все шансы смягчить своё сердце, чтобы не согрешить. Идя на предательство, Иуда явно шел против ясно выраженной воли Бога и против явных проявлений силы Его Духа. Как иудей, Он знал Писания с детства. И он лично получил просвещение от Иисуса и, как подтверждение этому, воочию видел Его потрясающие чудеса. Поэтому он просто должен был понимать, Кто за Иисусом стоит. Кроме того, Иуда был вместе с апостолами, которые находились под прямой опекой Сына Божьего (Деяния 1:16,17, Иоанн 17:12), а не под действием обмана, насилия или вопиющей несправедливости. Поэтому Он сам дал себя обмануть (Иакова 1:14).

Однако, после предательства, он, казалось бы, раскаялся в сделанном и пришел в Храм, стараясь вернуть тридцать сребреников, за которые он предал Господа. А затем просто повесился.

И некоторые согрешившие христиане настолько мучаются из-за своего поступка, что пытаются сравнить свой грех с грехом Иуды, пытаясь на его примере понять простит ли их Бог и примет ли их раскаяние или нет. И нужно сказать, что это совершенно неразумно. И вот почему.

Любой грех оскорбляет Дух Бога!

Как следствие обучения, полученного от своих религиозных учителей, некоторые христиане пытаются понять, за какие именно грехи не последует прощения. Они пытаются это понять, чтобы не повторить эти грехи или чтобы вынести себе «правильное судебное решение». Но, во-первых, такие христиане берут на себя роль Судьи. И, во-вторых, они пытаются оценивать свои поступки не по Духу, но как бы по заповеди, забывая, что в эпоху служения по Духу нет особого перечня грехов, за которые непременно последует т.н. «смерть вторая»! В том-то и дело, что суд по Духу - это суд Бога по рассмотрению состояния сердца конкретного человека, т.е. по отношению его сердца к проступкам, которые он совершил.

И самое главное, чего еще не понимают такие христиане, это то, что любой грех оскорбляет Дух Бога! Это можно понять из ряда библейских высказываний.

Например, это видно в следующем отрывке из послания к Евреям:

Ибо если мы, получив познание истины, произвольно грешим , то не остается более жертвы за грехи, но некое страшное ожидание суда и ярость огня, готового пожрать противников. [Если] отвергшийся закона Моисеева, при двух или трех свидетелях, без милосердия [наказывается] смертью, то сколь тягчайшему, думаете, наказанию повинен будет тот, кто попирает Сына Божия и не почитает за святыню Кровь завета, которою освящен, и Духа благодати оскорбляет ? (Евреям 10:26-29).

Здесь следует обратить особое внимание на слово, переведенное как «произвольно [грешить]»: в этой фразе на языке оригинала это слово несло значение «[грешить] добровольно, произвольно, охотно ». Например, это же слово прямо противопоставляется поступкам под принуждением в 1м Петра 5:2. Таким образом, такое охотное и добровольное действие прямо противоположно поступкам, совершенным не вполне осознанно, например, из-за обмана при обучении в собрании (ср. Луки 12:47,48 ). Как показывают дальнейшие слова апостола, такая наглая добровольность, лежащая в основе осознанного греха, считается «оскорблением» Святого Духа (10:29). Это становится тем более верно, если такой грех осознанно и с желанием повторяется человеком снова и снова.

Более того, слово, переведенное в Евреям 10:29 как «оскорблять », имеет значение «издеваться, оскорблять, глумиться ». Такое значение во многом совпадает со значением слова βλασφημία [бласфэмИа] – «хула, поношение, укоризненное злословие ».

Таким образом снова подтверждается вышеприведенная мысль, любой грех, совершаемый вполне «охотно» и по «доброй воле» может стать таким глумлением над Святым Духом, что оно в свою очередь может быть признанным как «хула на Святой Дух». И в итоге может привести к тому, что более «не останется жертвы за грехи» и ничего, кроме смертного приговора.

Однако и здесь библейские примеры показывают серьезные различия в Божьем суде даже по отношению к сознательно грешащим. Это, например, показывают вышеприведенные примеры сознательных и добровольных грехов Давида и Манассии, которые, раскаявшись, были оправданы, хотя и потерпели некоторое наказание.

Еще один пример касается Анании и Сапфиры, которые, продав дом, принесли деньги в общую кассу, и решили утаить часть суммы. Будучи попросту жадными и лживыми, они при этом хотели выглядеть щедрыми и искренними. И солгали, говоря, что отдали всё, что имели. За что тут же были признаны, как солгавшие против Святого Духа, и умерли – сразу же после своей добровольной и сознательной лжи. (Деяния 5:1-10). При этом нужно обратить внимание, что грех Анании лежал именно там, где его мог видеть только Святой Дух, – в СЕРДЦЕ этого человека! (Деяния 5:3)

Другой пример касается брата из Коринфского собрания, который впал в разврат до такой степени, что «спал с женою своего отца». Сам факт, что при этом собрание «возгордилось» собой, показывает, что грех этого брата тоже был вполне осознанным и добровольным . За что Павел строго отчитал братьев и призвал их более не считать грешника членом своего собрания и братом (1е Коринфянам 5:1-5). Однако тот же Павел в своем 2м письме к Коринфянам писал, что брата, который осознал свой грех и глубоко раскаялся в содеянном, нужно простить и с радостью принять назад в любящую семью апостольского собрания (2е Коринфянам 2:6-11, 7:9-11). Более того, Павел написал, что это прощение исходит от имени Христа (2е Коринфянам 2:10), а значит и от Святого Духа.

Также то, что любой грех оскорбляет Дух Бога, видно, например, из ситуации перед потопом, когда земля наполнилась злодеяниями. Вот как Бог охарактеризовал происходящее:

И сказал Господь: не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками; потому что они плоть… И увидел Господь, что велико развращение человеков на земле, и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время… (Бытие 6:3-7)

Как видно из этих слов, грехи людей оскорбляли Дух Бога ! Причем оскорбляло Иегову именно то, чем были наполнены их сердца !

О чем это говорит? Дух Бога, который пронизывает всю Вселенную, – это Дух Любви, Истины и Справедливости. Пронизывая всю Вселенную, этот Дух пронизывает и каждое сердце, видя и чувствуя, что в нём происходит. По-другому быть не может, ведь всё созданное Богом - это как бы частица Его Самого, Его необъятной силы и энергии, как и написано: «ибо [будучи родом Божиим] мы Им живем и движемся и существуем…» (Деяния 17:28,29). Поэтому всякий раз, когда кто-нибудь где-то попирает справедливость или истину, Дух Божий чувствует эту «боль» как бы «внутри Самого Себя» и оскорбляется такими поступками, ведь они противны самой Его Сущности. Вот почему христиане настоятельно призываются:

«облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины. Посему, отвергнув ложь, говорите истину каждый ближнему своему, потому что мы члены друг другу. Гневаясь, не согрешайте… и не давайте места диаволу… И не оскорбляйте Святаго Духа Божия, Которым вы запечатлены в день искупления» (Ефесянам 4:24-30).

Особое внимание нужно обратить на греческое слово λυπειτε [люпЭйтэ] , которое переведено в данном тексте как «[не] оскорбляйте ». А в языке оригинала это слово несет значение «стеснять, тяготить, опечалить, огорчать, терзать, мучить» .

Это лучше всего доказывает, что, всякий раз согрешая, люди «тяготят, терзают и мучат» Дух Бога. Причем это происходит в случае любого неправедного поведения, а не только тогда, когда человек вслух обижается или гневается на Бога из-за того, чего не понимает.

Поэтому помни, что и у Него есть чувства и «боль», которая всякий раз утихает, когда Он видит сердца, стремящиеся к праведности и раскаивающиеся в своих грехах. Помни, что Иегова видит каждое «движение» твоего раскаивающегося сердца, и оно приносит невероятную радость и в Его «сердце».

Бог, как видно из всего перечисленного, невероятно долготерпелив и «не хочет, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию» . Иегова очень ценит сердца людей, готовых признать свою неправоту и раскаивающихся в своих проступках . И в результате их искреннего раскаяния Бог готов их простить. Поэтому, раскаявшись, возложи свои заботы на Бога и уповай на Него. Не огорчай, и не терзай впредь ни себя, ни Дух Бога. И, тем более, не делай впредь свои грехи сознательными, чтобы не довести Дух Божий до такого гнева, чтобы в нем не осталось места для прощения (Евреям 10:26-29). И в этом тебе поможет знание о Его любви, и обо всем, что Он сделал для тебя и на какие жертвы пошел.

БОГ ЛЮБИТ ТЕБЯ!

Но, что если тебя продолжают терзать мысли, из-за которых ты обвиняешь себя и думаешь, будто твой грех против Бога самый особенный и самый тяжкий из всех грехов, какие только можно себе представить? Что, если такие мысли угнетают тебя настолько, что ты невольно начинаешь считать, что Бог жестоко отверг тебя и обрек на неминуемую смерть? Постарайся молиться об этом. Даже самая короткая молитва будет услышана Богом, который знает о твоей нужде прежде твоего прошения у Него. «…И мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдет сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе» (Филиппийцам 4:7).

Если тягостные мысли о Боге не уходят от тебя, то, скорее всего, у тебя было нелегкое прошлое, или ты был обучен неправильному представлению о личности Бога. Помни, что чаще всего такое происходит в результате обучения, полученного от своих религиозных учителей (например, в стенах Сторожевой Башни), которые приписывают свои собственные учения и дела Божьему влиянию. Такое обучение может крепко укорениться в уме доверчивых христиан, подменяя справедливость Бога заповедями и представлениями человеческих лидеров собрания. В итоге, проблемы и трудности, происходящие с человеком под воздействием такой среды, могут казаться ему, как исходящие от Самого Бога! Неудивительно, что в таком состоянии человек может обвинить и Самого Всевышнего.

В такой ситуации важно лишь вовремя остановиться и подумать: всё ли ты понимаешь правильно? Спроси себя: «А при чём здесь Бог? Имеет ли Он, вообще, отношение конкретно к этой ситуации?» Молись, или попроси кого-то, кому ты очень доверяешь, поговорить с тобой. Обязательно задавай себе логические вопросы, и попытайся с их помощью выяснить действительно ли Бог выглядит таким, как тебе кажется, или это следствие неправильного обучения твоей религии или боли, которая мешает тебе жить. И обязательно вспоминай записанное Иаковом:

Пусть никто не говорит, подвергшись испытанию: “Это Бог меня искушает”. Бога нельзя искусить злом, и Он никого не искушает (Иакова 1:13,РБО)

Вас постигло искушение не иное, как человеческое; и верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так чтобы вы могли перенести (1е Коринфянам 10:13).

Бог, как никто другой, понимает боль предательства и Ему понятны чувства человека, который думает, что Бог несправедлив по отношению к нему. Однако, в силу сложившихся обстоятельств, Он невиновен в происходящем и обязательно поддержит тебя, чтобы ты смог перенести этот тяжелый для тебя период. Ведь Он понимает, что все наши беды исходят из-за влияния на нас, исходящего от нашего окружения, и частично из-за нас самих.

Но если ты по-прежнему испытываешь тягостные мысли, то подумай, как бы ты реагировал если бы против тебя кто-нибудь согрешил устами, но потом раскаялся и попросил прощения? Например, что если бы тебя оскорбил близкий человек, твой собственный ребенок или младший братишка (сестренка)? Стал бы ты, несмотря на его раскаяние и мольбы о прощении, требовать немедленной казни для него? Любому нормальному человеку даже сама мысль об этом может показаться омерзительной и кощунственной. Ведь настоящая любовь не только справедлива, но и готова прощать, надеясь на лучшее. И если ты, будучи грешным человеком, готов поступить по любви и простить раскаивающегося грешника, то какие есть основания думать, что Вечный Бог поступит менее справедливо, чем ты? Неужели ты более справедлив и более милосерден, чем Он?

Также, сожалея о сделанном, подумай и о том, что твоя боль вызвана твоим собственным отношением не только к этому греху, но и к самому себе . Но ведь это твоё отношение, а не Божье ! Если тебе неприятна сама мысль о собственном грехе, о собственной неправде, то неужели Всевидящий этого не видит и не ценит? Бог, Который смотрит на сердца, прекрасно знает не только происшедшее и что к нему привело, но и всё, что происходит в твоем сердце. И уже сам факт, что ты знаешь и любишь Его справедливость, говорит, что ты ходишь в истине и должен прислушаться к словам апостола Иоанна:

По этому мы узнаем, что мы – от истины и успокоим пред Ним сердце наше, в чём бы ни осуждало нас сердце; ибо Бог больше сердца нашего и знает всё (1е Иоанна 3:19,20, перевод Кассиана).

Поэтому нет причин думать, что Бог отвернулся от тебя навсегда. Как можно видеть из всех вышеприведенных примеров, Бог всегда остаётся верным ко всем, чье сердце стремится к Нему и к Его справедливости. И если, несмотря на твой прошлый грех, твое сердце по-прежнему любит Его и стремится к Нему, то ничто, никто и никогда не сможет отлучить тебя от Его вечной любви.

Loading...Loading...